Воспитание подростка 17 лет советы родителям. Каким должно быть правильное воспитание подростка

Доброе времечко суток! Когда наши детки достигают подростковый возраст, то начинается очень сложный период не только для них, но и для родителей. Так как дочка или сынишка начинают себя вести неприлично, отказываются помогать по дому, огрызаются. И в голове у родителей возникает вопрос, как воспитывать подростка. Сегодня я с вами и хочу поговорить на эту наболевшую тему, так как любая семья рано или поздно с этим сталкивается.

узнать подробнее

Давайте для начала узнаем о переходном возрасте детей, так как именно из-за него дети становятся неуправляемые.

Переходный возраст

И так, переходный возраст разделяется на три группы:

  • Первая группа: начинается с 10-ти — 11-ти лет и длится до 14-ти лет (ранний)
  • Вторая: от 14-ти до 16-ти — 17-ти лет (средний)
  • Третья: от 16-ти — 17-ти до взрослого (поздний)

Что такое переходный возраст — это время, когда у мальчиков и девочек начинается половое созревание. И у разных детей оно начинается в разное время.

Девочки развиваются намного быстрее мальчиков. Обычно половое созревание у детей начинается в 11-ть, 12-ть, 13-ть лет. У девочек начинается менструация, а у мальчиков эякуляция.

Основные признаки полового созревания подростка:

  • Быстро меняется настроение
  • Становится раздражительным
  • Беспокойным
  • Упрямым
  • Тянет больше к сверстникам
  • «Забивает» на учебу и т.п.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод: родители, учитывайте психологические и физические изменения своего ребенка. Не нужно провоцировать конфликт и показывать, что вы недовольны своим ребенком, так как это только усилит данную ситуацию.

Очень сложно пережить переходный возраст в той семье, у которой один ребенок. И если вы будите противоречить ему, то у него может начаться невроз. Так что следует запастись терпением и ждать завершения трудного времени для всех, обычно к 15-ти годам все прекращается и ребенок встает в свою прежнюю колею.

Развития подростков

А сейчас поговорим про развития подростков. Оно делится на физиологическое и психическое.

Физиологическое:

  1. Половое созревание: девочки — начало менструации, мальчики — поллюции
  2. Внешние изменения: девочки — меняется форма тела, мальчики — волосяной покров бороды, мутация голоса (становится более грубым)

Психическое:

  1. Очень сильное беспокойство
  2. Желание самоутверждения
  3. Найти пример для подражания
  4. Знакомство с новыми людьми
  5. Отвратительное поведения в отношение к взрослым
  6. Мгновенная смена настроения
  7. Резкая чувствительность
  8. Любят мечтать
  9. Первая влюбленность
  10. Стремление к самостоятельности

Как воспитывать подростка мальчика


Под действие плохой компании, во время переходного возраста, чаще всего попадают мальчишки и совершают грубейшие ошибки в своей жизни, которые в некоторых случаях являются непоправимые. Именно поэтому мальчика гораздо сложнее воспитывать в таком возрасте, чем девочку.

По словам психологов, нужно поставить себя на место ребенка. Папам постараться вспомнить, как они пережили 13-ти летний подростковый возраст. Стать для трудного подростка верным другом, ведь друг не обидит и не осудит тебя, а наоборот поможет и окажет помощь. Подставьте свое дружеское плечо. Не нужно сразу с криком и ремнем набрасываться на мальчугана за принесенную двойку или за запах табака. Так вы раз и навсегда можете потерять его доверие.

Если вы узнали о том, что ребенок покуривает, то объясните ему, что девочки не любят запах табака, что на сэкономленные деньги от сигарет, можно купить вещь о которой он мечтал, да и вообще вы опасаетесь за его здоровье.

Как правило, в таком возрасте дети уже не сидят дома с родителями. Как вы думаете почему? Да потому что им скучно. Родители проводят время за телевизором, к примеру, за просмотром новостей, а подростку они не интересны. Поэтому в первую очередь, вам нужно узнать интересы ребенка, его вкусы, внутренний мир. Но, не в коем случаи не нужно осуждать его интересы и вкусы. Если он слушает рэп, то не надо говорить ему, что это не музыка, а полная чушь. Включать Юру Шатунова и доказывать, что вот это музыка, а то что слушаешь ты, это полный бред.

Как вы думаете? Когда мальчик становится мужчиной? Именно тогда, когда ему доверяют и дают ответственное задание. Так что, папы, берите своих мальчуганов с собой в гараж, когда ремонтируете машину. Давайте ему небольшие поручения: подать ключ, закрутить болт, объясните ему для чего нужна эта деталь и т.п.

Не в коем случае не нужно заводить интимные темы. Если мальчуган изъявить желания спросить вас об этом, то не нужно пытаться объяснить все на своем языке. Самый лучший вариант это дать ему почитать определенную литературу.

Самое страшное воспитывать подростка матери одиночке. Когда мальчику не с кого брать пример и поэтому он ищет пример для подражания в кругу социального общества. И как правило выбор падает на самого отпетого хулигана. Поэтому мама, нужно следить за своим ребенком и за его поведением. Проводить с ним доверительные отношения, приводить примеры успешных людей, которые несмотря ни на что добились всего в жизни сами. Самое главное использовать такие слова как: крутой, знаменитый, успешный и т.п.

Также подростку мальчишке обязательно нужно заниматься в какой — либо секции. Причем он должен сделать выбор сам. Будь то бокс, каратэ или танцы, вам нужно смириться с его выбором. Таким образом вы строите с подростком доверительные отношения. Помните об этом!

Советы от психолога

Как воспитывать подростка девочку


С девочками ситуация конечно же обстоит помягче, но все же в подростковый период они ведут себя так же похабно, как и мальчишки. И если ваше 10-ти летнее милое и любимое очарование, превращается в противоположный персонаж, то на этот случай есть определенные правила по воспитанию.

Не когда не делайте девочке-подростку замечание по поводу ее внешности или гардероба. Именно в этот период у девочки появляются первые признаки женственности. И многие девочки переживают по этому поводу, сравнивая себя со сверстниками, которые выглядят старше и женственнее.

В этом случае дочке нужно объяснить, что все девочки рано или поздно становятся взрослее, это зависит от развития организма. У кого то происходит развитие быстро, а у кого то медленнее. И тут лишь только вопрос во времени. Так девочка успокоится и будет знать, что пройдет определенное время и она тоже повзрослеет.

Не запрещайте дочке одеваться так, как хочет она, конечно же в допустимых рамках. Так как в такой возраст, подростки выделяют мнение ровесников, чем родителей. Если вы для дочки были раньше авторитетом, то у многих девочек он пропадает. И для того, чтобы его сохранить, вам нужно построить взрослую дружбу. Дети стремятся стать похожими на своих любимых кумиров, так докажите своей дочери, что мама может быть и выглядеть не хуже звезды.

Мамы являются для дочки самым близким человеком, поэтому можно устроить игру. Подбирать для друг друга гардероб, а затем разделять мнение. Наводить новые прически и т.д. Дочка должна видеть, что вы одобряете ее выбор и решение, ей нужна именно ваша поддержка. Сделайте так, чтобы ей не пришлось искать ее на стороне.

Так же как и в случаи с мальчиками, пусть дочка самостоятельно выберет для себя занятие: спорт, музыка, танцы и т.п. Дайте ей возможность занять именно тем, чем хочет она. Пусть она выплеснет наружу всю энергию, которая в ней накопилась в этот сложный период.

Также в подростковый период приучить дочку ухаживать за собой. За лицом, руками, ногами, интимной гигиены и т.п. Причем сделайте так, чтобы вы для дочери оказались примером.

Объясните дочке, что не нужно влюбляться и бросаться на шею первому встречному мальчугану. Самое главное это сохранить чувство собственного достоинства. Что не следует проявлять свои чувства на глазах у всех. Объясните, что отношения строятся на доверии и о заботе друг о друге. Если вы начнете учить этому с подросткового периода, то вашему ребенку будет легче построить отношения будучи взрослой. Конечно же лучший пример для подражания это вы сами (папа и мама)

Советы родителям

Главные ошибки родителей при воспитании мальчика подростка

  1. Не при каких обстоятельствах не лишайте сына любви и ласки, так как лишив его этого вы воспитаете бесчувственного мужчину.
  2. Не пытайтесь воспитать сына похожего на себя, у вас все равно разные характеры.
  3. Никогда не ссорьтесь на глазах у сына, он может стать жестоким по отношению к женщинам.
  4. Не в коем случае не сравнивайте своего сына со сверстниками (например физически)

Главные ошибки родителей при воспитании девочки подростка

  1. Точно также как и с мальчиками, девочкам нужна забота, внимание и любовь от родителей. Только лишь тогда, такое как воспитание как «ежовые рукавицы» дадут положительный результат.
  2. Если ваша дочка постоянно находится по вашими поручениями и приказами, которые вы ей даете, да еще и с таким требованием — «это не обсуждается!» То она, может замкнуться в себе от неприятия ее личности и затаить обиду на весь мужской пол.
  3. Также вы совершаете серьезную ошибку, если дочку возносить на пьедестал, превращая ее в « », жизнь в сказку. Такое воспитание повредить ее будущему, так как если в детстве ей все было дозволено, чтобы она не захотела — все для нее, то во взрослой жизни может стать все совсем по другому.
  4. Не допускайте материнское своеволие, это касается в обсуждении любых вопросов, а особенно интимных. Так как это может надломить дочкину психику. Так же излишняя скрытая критика поведение папы, в будущем может оказаться преградой в отношении с мужским полом.

Дети это цветы жизни, и за ними нужен правильный уход, только лишь тогда мы вырастим из них что-то уникальное, именно то, что принесет пользу и радость всему миру.

Счастья, здоровья и удачи в воспитании! Пока!

Учите и запоминайте играючи! Огромная коллекция кейс — уроков разных возрастовузнать подробнее

С уважением Алексей!

Являюсь администратором данного сайта и по совместительству автором, в свободное время пишу статьи связанные с тематикой сайта. В 2015 году заинтересовался сайтостроением и заработком на нем. Изучил множество различных курсов, фотошоп, основы html, seo и другие. Самостоятельно научился писать оптимизированные тексты, в связи с этим заинтересовался тематикой сайта. И теперь уже не остановить))

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицомбольшая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация - основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Время чтения: 7 минут

В отношении с окружающими людьми и ближайшей социальной среде подросток черпает свой нравственный и социальный опыт, который влияет на его взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения. На воспитание подростка, будь-то мальчик или девочка, родитель должен обращать особое внимание. На какие особенности подросткового возраста следует обращать внимание, каковы типичные ошибки родителей при общении с несовершеннолетними? Узнайте, что учитывать, выстраивая схему общения с отроком.

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это период развития человека, когда вопросы, относящиеся к детству, уходят на второй план, начинается становление взрослости . Для грамотного формирования личности рекомендуется учитывать все нюансы, связанные с особенностями поведения, с половым воспитанием несовершеннолетних. Выделяют три этапа подросткового периода:

  • с 10 (иногда – с 11) до 13 (заканчивается в 14) лет – ранний;
  • с 14 до 15 (продолжается до 16) лет – средний;
  • с 16 до 17 лет – поздний.

Главная особенность подросткового возраста – это начало полового созревания, которое обуславливается изменениями эндокринной системы в организме, нестабильным гормональным фоном. Активное физиологическое перестроение организма повышает интерес к собственной внешности, тинейджеры сильно переживают из-за различных отклонений от норм, важных по их мнению. Психологические и социальные конфликты основываются на непонимании ребенка. Нередко результатом всего становится поиск той среды, которая его «понимает».

Сложности воспитания подростков

Воспитание любого, даже самого спокойного подростка требует большого терпения, внимания и заботы. Период взросления ребенка определяет методы воспитания. Это время, когда не только происходят физиологические и психологические изменения личности, но и есть высокий риск появления трудных подростков. Для детей характерно :

  • критическое и искаженное восприятие действительности;
  • появление кумиров;
  • резкая смена настроения;
  • завышенные финансовые требования;
  • жестокость;
  • собственное мнение;
  • острая потребность эмоционального принятия ровесниками.

11-13 лет

Период характеризует высокая эмоциональная нестабильность. Дети бывают очень грубыми и несдержанными, однако общение вне семьи может быть полностью противоположным. В этот период дети нуждаются в одобрении, родительской поддержке. Важно повышать самооценку подростков (неприятие самих себя сильно занижает ее). Каждый в это время проверяет рамки дозволенного – родители должны контролировать поведение.

Для несовершеннолетнего 11-13 лет важно эмоциональное удовлетворение. Выделяют две основные потребности: общение и самоутверждение. Он может хорошо учиться, но внутренние переживания будут формировать сознание не лучшим образом. При правильном общении возможно скорректировать поведение, привить нормы морали. Особенно необходимо грамотное общение при возникновении психологического противоречия, когда ребенок хочет быть таким как все в одежде, внешности, однако желает обратить на себя внимание.

Школьный возраст требует от родителей пересмотреть свое общение с ребенком: авторитет и послушание заменить на партнерство. Лучше всего тинейджер будет себя чувствовать в семье, где в этот период не будет «удушающей» заботы и чрезмерной любви родителей. Главное – тепло, понимание и строгость. За родителями остается контроль, но, к примеру, стиль одежды, может определяться сверстниками.

14-15 лет

Самый сложный воспитательный этап – от 14 до 15-16 лет. Пубертатный период отличает соединение всех проблем: гормональных, психологических, социальных. Задача взрослых – помочь ребенку преодолеть этот этап, только тактично и уважительно. Очень часто сексуальное влечение приводит к неразборчивым связям, при неудачных половых контактах ребенок замыкается, часто отторгает то, что предлагают ему взрослые. Это может привести к самоубийству подростка. Родители должны набраться терпения и сил.

Воспитание подростка в этот период отличается тем, что дети стремятся оградить свою личною жизнь от любого вмешательства. Очень хорошо, когда у ребенка есть отдельная комната. Родители, уважающие своих детей, обязательно будут входить в ее только со стуком. Это же касается и уборки: дети сами убирает комнату. У несовершеннолетнего будет уверенность, когда его нет дома, личное пространство никто не нарушает. Это важно соблюдать, чтобы сын или дочь чувствовали себя в безопасности дома, а не на улице. Нет возможности для отдельной комнаты – отведите ребенку отдельный шкаф, полку.

16-17 лет

В 16-17 лет подростки превращаются в самостоятельную личность, имеющую свои взгляды и убеждения. Все усилия, которые родители приложили ранее, не пройдут бесследно. Доверие и уважение должно быть, однако родительский контроль не ослабевает. Психология детей 16-17 лет базируется на более спокойном эмоциональном фоне , нежели в предыдущие возрастные периоды, но и на большей самостоятельности, основанной на определенных ценностях.

Стремление к самостоятельности проявляется при построении отношений с противоположным полом, в оценке и заботе о собственной внешности, желании заработать деньги. Отношение к окружающим становится более уважительным, они ценят чужое мнение, в своих семьях проявляют заботу о родных. Однако тинейджеры очень уверены в себе, стараются принимать решение самостоятельно, хоть и не всегда рационально. Конфликты предпочитают решать путем обсуждения и разговора.

Как правильно воспитывать подростка

Ччтобы правильно воспитать детей, есть несколько простых правил . Они помогут поддерживать общение на нормальном уровне:

  1. Не нужно критиковать идеи и поступки только на том основании, что взрослые старше.
  2. В споре нельзя раздражаться по мелочам (дети умеют хорошо провоцировать), должна четко прослеживаться позиция взрослого и уверенного человека.
  3. Необходимо давать возможность сыну или дочери высказать свои обиды.
  4. Обязательно нужно предложить вместе найти выход из сложившейся ситуации.

Девочку

Воспитывать девочку подростка порой бывает очень трудно. Важно уделять должное внимание эстетическому и духовному воспитанию девочки. Заложенные в это время правила гигиены, вкуса останутся на всю жизнь. Нравственность – ключевой аспект в воспитании. Родители обязаны формировать у девочки правильное отношение к обязанностям, женскому здоровью, к вопросам любви и близким отношениям. Не стоит девочку:

  • держать все время в строгости;
  • баловать и потакать всем капризам;
  • критиковать;
  • откровенничать (должна доверять девочка, а не мама рассказывать лишнее).

Мальчика

Переходный возраст определяет качества будущего мужчины. Воспитывать подростка мальчика совсем не легко. Родители не должны:

  • основываться только на методе «кнута»;
  • проявлять сильную заботу (особенно часто бывает в неполных семьях, когда воспитанием занимается только мама: решает все проблемы, слепо верит и т.д.);
  • сравнивать с кем-то;
  • противоречить (особенно по отношению к девочкам, когда отец учит их не обижать, а сам неуважительно относится к матери).

Воспитание подростков основывается на грамотном подходе к построению взаимоотношений с ним. Советы родителям подростков следующие:

  1. Дети критично оценивают жизнь своих родителей, начиная от обсуждения внешнего вида (чаще делают девочки) и заканчивая критикой укладов и традиций. Готовиться к этой оценке следует заранее.
  2. Разговаривать с детьми важно для сохранения доверия.
  3. Чтобы добиться взаимопонимания, не нужно таить обиду. Нужно чаще проявлять инициативу и давать поддержку.
  4. Если взрослый считает, что не стоит выполнять определенное желание сына или дочери, нужно четко аргументировать, почему, но всегда отказывать тоже нельзя.

Очень часто родители стесняются демонстрировать эмоции и проявлять себя. Поэтому нужно стараться:

  1. Удивлять ребенка, демонстрировать самим и хвалить его таланты (хорошая хозяйка, творческая личность, смелая, умный, разбирается в технике и т.д.).
  2. Оценивать поступок, а не личность.
  3. После замечания важно соблюсти паузу: дать осознать услышанное.
  4. Не нужно оберегать слишком сильно от семейных проблем: кто-то заболел – ребенок учится чуткости, возникли материальные трудности – это научит искать выход из ситуации.

Как понять подростка

Чтобы попытаться понять ребенка, нужно начать с воспитания самих себя. Помогут личный пример и попытка поставить себя на место ребенка. Родители обязаны не просто запастить терпением, а суметь создать комфортную остановку, которая поможет найти взаимопонимание. Важно всё: семейное воспитание, информация об увлечениях и пристрастиях ребенка, проявление искреннего интереса к его делам, сведения о друзьях.

  1. Избегать однозначных и резких высказываний относительно интересов, выбора профессии, друзей ребенка.
  2. Не использовать категорическое «нет», только аргументы и честность.
  3. Признавать свои просчеты.
  4. Не жалеть слов похвалы.

Как разговаривать с подростками

Разговор с тинейджером – прекрасный метод воспитания. Однако делать это нужно правильно:

  1. Во время беседы не критиковать внешность, увлечения, кумиров.
  2. При необходимости разговора не стоит использовать фразу: «Нужно серьезно поговорить». Начать можно в непринужденной обстановке: по дороге домой, в магазине. Это поможет избежать настороженности.
  3. Уважительное общение. Однако необходимо проявлять твердость в моментах, касающихся здоровья и безопасности.
  4. Не доказывать ничего, когда ребенок слишком возбужден.

Типичные ошибки родителей

Нередко родители допускают ошибки в воспитании. Исправить потом все очень сложно. Типичные недочеты следующие:

  • строгость и запреты во всем;
  • восклицания типа «Ты же будущий мужчина»;
  • ссоры родителей на глазах у детей;
  • акцент на умственном развитии в ущерб физическому и наоборот;
  • выполнение всех требований ребенка;
  • ребенок – не соратник, не стоит на него сильно наваливать свои проблемы;
  • неприятие пола ребенка: хотели мальчика, а родилась девочка, которой дают мужское воспитание.

Видео

В семье растет подросток 14 лет. Но как воспитать в нем настоящего мужчину? Каждому родителю хотелось видеть в своем сыне ответственного и целеустремленного человека, умеющего принимать решения, заботиться о близких людях, уважительно относящегося к женщинам, чтобы был смелым и честным.

Как воспитывать подростка мальчика

Примерно с 14 лет происходят бурные изменения в организме ребенка:

  • физические;
  • психологические;
  • половые.

Это все сказывается на психике и его поведении. Многие мальчики перестают слушаться своих родителей, ведут себя своевольно, замкнуто, агрессивно. У них появляются свои кумиры, они им подражают, поэтому начинают обращать внимание на свою внешность.

Парни больше общаются со своими сверстниками, родители отходят на второй план. Подросток часто отклоняет их просьбы, не соглашается с их мнением, спорит и старается доказать свою правоту.

Мальчик – подросток живет в своем мире надежд и стремлений. В этом возрасте очень часто зарождаются первые романтические чувства.

Воспитание подростка 14 лет характеризуется тем, что его характер к этому времени уже сформирован и нельзя ничего изменить. Он складывался на протяжении всей его жизни: в садике, школе, семье.

Воспитание подростка мальчика во многом зависит от взаимоотношений между родителями и их участия в воспитании ребенка. В этом возрасте иногда подростку так хочется, чтобы его поддержали, почаще обращали внимание. А многие отцы отклоняются от своих обязанностей. Ведь любой мальчик старается подражать своему отцу, видя все положительное и отрицательное в его поведении. Папы обязаны об этом помнить и быть всегда примером для него.

Мать должна проявлять постоянную заботу, быть в курсе дел отрока, делать небольшие подарки, быть ласковой и доброй. Все это повлечет за собой правильное воспитание. Он вначале полюбит свою мать на всю жизнь, а потом девушку своей мечты.

Повзрослевший парень желает быть на равных с родителями, а они считают его ребенком. Поэтому часто возникают обиды, мальчик замыкается в себе. Нужно видеть в нем взрослого сына, больше поручать самостоятельно принимать решения.

Воспитание 14 летнего подростка мальчика необходимо проводить обдуманно, быть заранее готовым к этому, наладить тесный контакт со школой, с учителями и классным руководителем, чтобы помогать своему ребенку в освоении предметов, в отношениях со сверстниками.

Воспитание сына подростка – это очень ответственный период для родителей, все зависит только от них.

Советы психолога по воспитанию мальчика 14 лет

Психологи не считают этот возраст сложным для воспитания, они его называют новым идентификационным периодом становления будущей личности.

Специалисты утверждают, что это возраст 5-ти «НЕ», к ним относят:

  1. нежелание учиться;
  2. не выполнять домашние задания;
  3. не слушать советы;
  4. не убирать за собой;
  5. не приходить вовремя с прогулки.

Воспитывать подростка мальчика 14 лет нужно бережно и тактично, необходимо стараться сдерживать свои нервы, никогда не кричите на него.

Не забывайте, что на первый план у подростков выступают эмоции, им кажется, что взрослые часто несправедливо к ним относятся. Парни начинают выяснять отношения, которые приводят к скандалам дома и в школе.

Мать и отец должны понимать своего сына, запасаться большим терпением, все вопросы решать бесконфликтно и не ругать за пустяки.

Школа. Большую помощь родителям оказывает школа. Воспитание мальчиков в средней школе проходит на разных уроках: «Этика и психология семейной жизни», «Обществознание», «Физическая культура», а так же на классных часах, где рассматриваются разные вопросы становления личности, часто говорят о нравственности школьников, их девиантном поведении (курении, алкоголизме, наркомании).

  • нельзя критиковать ребенка в присутствии его друзей;
  • интересоваться успехами;
  • не бояться признаваться в своих ошибках;
  • никогда не обманывать ребенка;
  • всегда объяснять правильность поступка;
  • советоваться с сыном по поводу финансовых затрат, семейных планов;
  • внимательно слушать мнение;
  • доверять сыну;
  • любить его всей душой.
  • Чтобы подростковый период прошел безболезненно, все зависит от подготовленности родителей к нему. Поэтому наберитесь терпения, помогите своему сыну преодолеть все возрастные трудности, относитесь к нему всегда с любовью и пониманием!


    Воспитание подростков.

    Помочь родителям подростка - основная задача этой статьи. Мы уверены, что прочитав ее полностью , вы сможете лучше понять, как сделать воспитание подростка более эффективным, предотвратить или сгладить конфликты. Узнаете психологические основы воспитания подростков.

    В ней вы найдете информацию о психологии подростка, конкретные рекомендации по воспитанию подростка, которые помогут избежать типичных ошибок родителей в воспитании подростков, сохранить гармоничные отношения в семье, помочь подростку и взрослым успешно справиться с трудностями переходного возраста. Часто конфликты подростков и родителей происходят из-за элементарного незнания последними психологических особенностей подросткового периода развития.

    Надеемся, что эта статья поможет родителям и другим взрослым успешно преодолеть все трудности в воспитании подростка.

    Структура статьи.

    • Рекомендации родителям подростков.
    Психологические особенности подросткового возраста.

    О том, как воспитывать подростка написаны сотни книг и тысячи статей, но часто они основаны на личном опыте автора и его мировоззрении.

    В этой статье мы опираемся исключительно на информацию, подтвержденную многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями, результаты которых опубликованы в научной литературе.

    Родители и педагоги часто выделяют отдельные темы в воспитании подростков: нравственное воспитание, половое воспитание, физическое воспитание, духовное воспитание и т.д. Но любое направление воспитания подростков только тогда эффективно, когда оно осознанно и основывается на возрастных особенностях подросткового периода развития человека.

    Речь пойдет о возрасте 11-18 лет. Хотя границы подросткового возраста достаточно условны, у кого-то он может начаться чуть позже, у кого-то чуть раньше.В статье нет деления на подростков-мальчиков и подростков-девочек. Все в ней сказанное относится к подросткам вне зависимости от их пола. Разумеется, некоторые типичные подростковые реакции проявляются у девочек - подростков чаще в более скрытом виде, чем у подростков -мальчиков, а некоторые, наоборот, у девочек более выраженные, чем у мальчиков.

    Все знают, что период от рождения до трех лет является очень важным в развитии ребенка. Полученный в это время опыт во многом определяет дальнейшее становление человека и сказывается на всей жизни.

    Но гораздо меньше известно, что подростковый период оказывает не менее важное влияние. Связано это с тем, что в подростковом возрасте возникает второй период повышенной пластичности мозга, т.е. способности головного мозга к изменениям под влиянием внешней среды.

    Повышенная пластичность мозга в подростковый период дает возможность позитивных результатов в воспитании подростка, но и одновременно является зоной риска, т.к. последствия неблагоприятного внешнего воздействия могут быть сильными и сохраниться на всю жизнь .

    Подростковый возраст – это период, когда человек приобретает набор навыков и способностей, необходимых ему для дальнейшей самостоятельной жизни.

    В это время формируются способности осознавать потребности других людей, их мотивацию и намерения; умение планировать и достигать поставленных целей; прогнозировать последствия своих действий; контроля собственного поведения и эмоций.

    Знание и учет психологических особенностей подростков помогут родителям избежать ошибок в воспитании своих детей подростков.

    Что необходимо знать и учитывать в воспитании подростков.

    • В подростковом возрасте возникает потребность в отделении от взрослых, ощущении себя самостоятельным и независимым. Именно эта потребность часто лежит в основе подросткового негативизма, стремлении подчеркнуть свою индивидуальность, сопротивлению взрослым.
    • Подростки нуждаются в признании со стороны сверстников. Для большинства подростков мнение приятелей может быть более значимым, чем мнение взрослых, в том числе и родителей. Часто это приводит к неразумным поступкам в компании сверстников. С другой стороны, отвержение со стороны сверстников приводит к эмоциональным проблемам подростка, чувству одиночества и проблемам в общении, которые могут закрепиться на всю жизнь.
    • Всем людям не безразлично внимание окружающих, их мнение и отношение. Но в подростковом возрасте это проявляется в значительно большей степени, чем у взрослых. Подростки становятся более чувствительными к мнению и оценкам окружающих (особенно сверстников), они часто преувеличивают внимание окружающих к себе, особенно остро переживают чувство отверженности сверстниками, одиночество.
    • В подростковом возрасте положительные эмоции кажутся сильнее и ярче, чем в других возрастах, при этом самоконтроль еще недостаточно развит. Саморегуляция подростков еще не сформировалась. Для подростков характерно стремление к получению вознаграждения «здесь и сейчас», но они менее склонны избегать ситуаций, в которых могут что-то потерять или потерпеть неудачу. Стремление получить немедленное вознаграждение часто берет верх над здравым смыслом, т.к. они в меньшей степени способны контролировать свое импульсивное поведение, особенно в компании сверстников. Очень часто подростки совершают какие-либо нежелательные поступки не из-за незнания, а под влиянием сиюминутных эмоций.
    • В обычных условиях подросток часто способен на такой же уровень самоконтроля, как и взрослые. Но беспокойство, усталость или стресс в гораздо большей степени влияют на его способность к самоконтролю, чем у взрослых. (Это связано с неразвитостью префронтальной коры головного мозга, ответственной за саморегуляцию). В эмоционально нестабильном состоянии или под внешним влиянием качество принимаемых им решений ухудшается.
    • Из-за повышенной возбудимости лимбической системы головного мозга подростки проявляют большую эмоциональность, переживают эмоции острее, чем взрослые, а также стремятся получить более яркий и интенсивный опыт – психологи называют это «стремлением к чувственному опыту».
    • В случае негативных эмоций у подростков снижается активность в областях мозга, отвечающих за контроль над эмоциями и понимание того, что им говорят. Саморегуляция подростков при негативных эмоциях снижается гораздо сильнее, чем у взрослых.
    Типичные ошибки родителей в воспитании подростка.
    • Излишний контроль, попытки все регламентировать. Отношение как к маленькому ребенку. Не считаются с желаниями и мнением подростка.

      Тем самым родители или подталкивают подростка к бунту, к выраженной реакции эмансипации или подавляют его самостоятельность.

    • Пытаются воздействовать только авторитарным способом, используют исключительно запреты и наказания. Считают, что главное, чему должен научиться ребенок – это послушание, покорность и почитание авторитетов .

      Жесткие авторитарные воспитательные меры часто подталкивают ребенка к изощренному вранью из-за страха наказания. Исследования показывают, что авторитарный стиль воспитания не способствует здоровому развитию, часто приводит к меньшей самостоятельности и настойчивости в дальнейшей жизни, неуверенности в нестандартных ситуациях.

    • Пускают все на самотек, уступают всем капризам ребенка, ничего не контролируют, избегают конфликтов.

      Это может привести к воспитанию низкой мотивация к достижениям, к большей степени подверженности влиянию со стороны сверстников и нарушениям поведения. Тормозит развитие саморегуляции подростка.

    • Ругая за что-либо, оценивают не сам поступок и его последствия, а личность подростка.

      В этом случае родители провоцируют протестную реакцию или ощущение беспомощности и отверженности у подростка.

    • Недооценивают степень влияния сверстников. Не придают значения, если у него нет друзей

      Если у подростка нет друзей, то это повод для беспокойства. Так же из-за подверженности влиянию сверстников очень важно его окружение. Иногда даже следует поменять школу или класс, если подросток оказался в изоляции или в неподходящей компании сверстников (но делать это надо в крайних случаях).
    • Недооценивают внешние обстоятельства, когда требуют от подростка осознанного поведения и самоконтроля.

      Подросток часто просто не может себя контролировать, противостоять каким-либо обстоятельствам. Вспомним, что саморегуляция подростков еще недостаточно развита.

    • Пытаются воздействовать на подростка «на эмоциях», в стрессовой ситуации.

      В стрессовой ситуации мозг подростка просто хуже способен к аналитической работе. До подростка просто может «не доходить», что ему говорят рассерженные взрослые.

    • Неумеренно поощряют подростка даже за незначительные успехи, тем самым приучая к получению «удовольствия» без особых усилий.
    Это может привести к развитию эгоцентричности, а также к тому, что во взрослой жизни человек испытывает постоянные разочарования, теряется в ситуации, когда к нему предъявляют какие-либо требования.
    • Не учитывают индивидуальные особенности подростка и современные условия жизни. Действуют по принципам: «Что хорошо для меня, то и для него». «Что мне нравится, то и ему это должно нравится» и т.п.

      Все люди разные. Во многом личностные особенности человека обусловлены свойствами его нервной системы, зависящими от генотипа и формирования в пренатальный период. Как учитывать индивидуальные особенности в воспитании подростка - чуть ниже в этой статье.

    Рекомендации родителям по воспитанию подростков.

    Главное, в чем могут родители помочь своему ребенку в успешном преодолении всех трудностей подросткового периода, - это создание поддерживающей и психологически безопасной атмосферы в семье.

    Основные принципы воспитания подростка:

    Проявления любви.
    Справедливость.
    Оказание поддержки.

    Основные средства воспитания подростка:

    Общение, разговор.
    Контроль.
    Совместные мероприятия.
    Личный пример.
    Пластичность нервной системы, то есть степень восприимчивости человека к влиянию окружающей среды, предопределена генетически. Другими словами, кто-то больше подвержен внешним воздействиям, кто-то меньше. Но внешняя среда способна оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие подростка в зависимости от ее содержания. И хотя генетический код определяет силу влияния среды на развитие подростка, будет ли это влияние положительным или отрицательным, зависит от условий окружающей среды . А семья - это важный фактор, влияющий на развитие подростка.

    Если человек растет в благоприятной обстановке, то это делает его психологически более устойчивым, а если условия его жизни неблагоприятные, то наоборот. Именно проявления любви и безусловного принятия создают благоприятную и психологически безопасную «среду обитания» для человека, особенно для подростка.

    Проявления любви не противоречат твердости в установке границ и требований к подростку . Более того, сами подростки нуждаются во внешнем контроле, установке границ приемлемого поведения и правил. Но если подросток не будет чувствовать, что родители его любят, то, скорее всего, воспримет требовательность как жесткость, несправедливость или слишком суровое наказание.

    Часто подростки чувствуют себя в семье одинокими.

    Рекомендация 1 . Проявляйте свою любовь, не скупитесь на ласку и похвалы. Даже когда ругаете подростка, никогда не оценивайте его личность, говорите только о конкретном поступке и его последствиях. Не ставьте свою любовь к нему в зависимость от его успехов, соблюдения правил и каких-то поступков.

    Рекомендация 2. Помогайте развивать уверенность в себе, давайте возможность совершать самостоятельные поступки и принимать решения. Поддерживайте его потребность в самостоятельности.

    Рекомендация 3. Участвуйте в жизни подростка. Но без навязчивости и избыточного контроля, не пытайтесь по любому поводу «влезать в душу». Просто разговаривайте, интересуйтесь его жизнью без морализаторства и «воспитательных» речей. Помогайте в планировании, постановке целей и способах их достижений.

    Рекомендация 4. Если ставите какие-то ограничения, то обосновывайте их, четко формулируйте правила поведения и требуйте их исполнения. Если правила и ограничения будут обоснованные, с учетом возможностей подростка, то они не будут им восприниматься, как нечто негативное. (Что вовсе не означает, что он всегда будет их соблюдать). Лучше мотивировать подростка потенциальной наградой, чем угрозой наказания или лишения чего-либо.

    Рекомендация 5. Не прибегайте к суровым наказаниям. Физическое наказание или наказание, унижающее подростка, не является эффективным. Наказание должно быть строго за конкретный поступок, обоснованным, конкретным и ограниченным во времени. Лучше совсем обойтись без наказаний, заменив их выражением неодобрения и объяснением, почему это плохо и к каким последствиям (в том числе и лично для вас ) это привело.

    Рекомендация 7. Не стесняйтесь сообщать подростку о своих эмоциях и чувствах, которые вызываются его поступками. Подростки могут не понимать, что на самом деле и почему чувствуют родители и неправильно интерпретируют их действия и слова. (Для этого есть очень эффективная техника «Я - сообщение», в конце страницы есть ссылка на он-лайн тренинг для родителей по общению с подростком, очень рекомендуем).

    Рекомендация 8. Исследования показывают, что уровень развития саморегуляции подростка – это одна из основных личностных характеристик, от которой зависит его успешность. В развитии саморегуляции подростков хорошо помогают занятия спортом, а также установление системы разумного контроля за его поведением .

    Отдельная тема - сексуальное воспитание подростков. Рекомендуем статью на нашем сайте на эту тему.

    Учет индивидуальных особенностей в воспитании подростков.

    Люди рождаются с разными особенностями нервной системы.
    Приведем цитату из книги выдающегося отечественного психолога В.Н.Дружинина «Психология семьи».

    «Психогенетика выделяет две детерминанты развития: наследственность и среду. Между молотом среды и наковальней генофонда - человек. Для него семья - главный и основной компонент среды, в которой он живет ….»

    Многие особенности личности и психологического развития детей определяются биологическими предпосылками. Изменить их мы не в силах. Но мы можем принимать их во внимание при общении с человеком. Разумеется, у каждого человека бывает разное настроение, он по-разному ведет себя в зависимости от обстоятельств, проявляет разные эмоции и т.д. Но у каждого есть индивидуальные, наиболее ярко выраженные черты личности, проявляющиеся в поведении и эмоциях. Ниже приведем несколько рекомендаций, как учитывать наиболее часто встречающиеся сильно выраженные индивидуальные особенности подростков .

    1. У подростка повышенная активность, он очень не любит однообразия, ему очень некомфортно находиться в одиночестве. Он постоянно жаждет общения, склонен к частым сменам увлечений и видов деятельности, но редко доводит начатое до конца, он невнимательный и имеет постоянные проблемы с дисциплиной, может переоценивать себя, стремится выделиться, заработать похвалу .
    В этом случае лучше уделять больше внимания контролю и помощи в планировании времени. А главное - проявлять интерес к жизни подростка, к его увлечениям и эмоциям, чтобы он не ощущал безразличия родителей к себе. Но если родители будут чрезмерно пытаться контролировать абсолютно все и ограничивать самостоятельность, навязывать очень жесткие правила, осуществлять мелочный контроль, то это может подтолкнуть его к «бунту». Подросток будет искать способы избежать обходить контроля и жить своей жизнью, скрытой от родителей.

    2. У подростка наблюдается повышенная утомляемость, раздражительность и склонность беспокоиться по поводу своего здоровья. Могут быть неожиданные вспышки эмоций по незначительному поводу. Как правило, все это сочетается с аккуратностью и дисциплинированностью.
    В этом родителям не стоит чрезмерно опекать подростка, пытаться контролировать каждый его шаг, постоянно все запрещать и наблюдать за ним. Все это будет способствовать усилению несамостоятельности и неуверенность в себе, нерешительности и неумению постоять за себя. Здесь большую роль будет играть нормальный, упорядоченный ритм жизни, чередование умственных и физических нагрузок .

    3. Очень сильная склонность к самоанализу и бесконечным рассуждениям, постоянные колебания при принятии решений. Нерешительность и колебания в действиях особенно в ситуациях, когда необходимо сделать самостоятельный выбор, тревожная мнительность. Все это сочетается с опасениями, как бы чего не случилось ужасного и непоправимого с ним самим и особенно с близкими людьми.
    В этом случае для подростка нежелательно, когда родители сильно «грузят» его своими ожиданиями и надеждами в отношении его будущего. Делают подростка ответственным за воплощение в жизнь их собственных несбывшихся надежд, возлагают недетские обязанности. Такие особенности подростка, как мнительность, нерешительность, склонность к тревоге по каждому поводу будут усиливаться.

    4. У подростка очень сильно выражен эгоцентризм и жажда внимания окружающих. Он часто сочиняет и фантазирует с целью приукрасить себя и свои достижения. Переживания и эмоции носят театральную наигранность .
    Эти черты личности получат подкрепление и будут усиливаться, если родители подростка будут всячески ему покровительствовать, ограждать от любых трудностей и неприятных обязанностей, неумеренно восторгаться мнимыми способностями и придавать излишне большое значение его достижениям. Другими словами, все время восхищаться подростком, даже в тех случаях, когда его реальные способности и достижения не очень велики.

    Мы привели всего несколько примеров ярко выраженных индивидуальных особенностей и их учета в воспитании подростка.
    Но кто лучше родителей знает своего ребенка? Присмотритесь к его поведению и эмоциям. Попробуйте проанализировать, - какие ваши действия вызывают ту или иную его реакцию. Подумайте в чем и как вы можете ему помочь. Одни и те же слова и действия могут воздействовать по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей подростка.

    В заключение отметим следующее.

    К сожалению, не так редко встречаются случаи, когда родители тяготятся подростком, хотя гонят от себя подобную мысль и не признаются в этом себе. В этом случае подросток не получает эмоционального тепла, хотя родители и заботятся о нем, проявляют внимание к его воспитанию.
    В зависимости от индивидуальных черт личности подростка его реакция может быть разной – от ухода в оппозицию к родителям до стремления всеми силами завоевать их любовь. Но в любом случае такая ситуация психологически травматична для любого ребенка, несмотря на заботу родителей, он все равно чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.
    Почему так происходит? Как правило, причины кроются в детстве самих родителей.
    Что делать родителям, если они осознают такое свое отношение к ребенку? Здесь каждый самостоятельно должен найти ответ на этот вопрос. Часто в этом помогает консультация психолога.

    И последнее, в разрешении и профилактике конфликтов с подростком важную роль играет способ поведения родителей в конфликтных ситуациях.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх