Перечень рассказов по картине в подготовительной группе. Обучение детей рассказу по картине и серии сюжетных картинок

Астафьева Гузель
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по сюжетной картине»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа по сюжетной картине »

Цель : учить детей составлять рассказ по сюжетной картине .

Задачи : учить детей рассматривать картину , правильно отвечать на вопросы; формировать грамматически правильную речь, активизировать словарь; упражнять детей в правильном употреблении творительного падежа и в подборе синонимов; развивать способность придумывать события предшествующие и последующие;развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Оборудование : сюжетная картина «Мы дежурим» ; предметные картинки Предварительная работа : игры «Слова-друзья» (подбор синонимов) ; «Что изменилось» , «Четвертый лишний» .

Организационный момент :

Дружат в нашей групппе

Девочки и мальчики. А мы с тобой подружим Маленькие пальчики. 1,2,3,4,5. Начинай считать опять. 1,2.3.4,5. Мы закончили считать.

Сядет тот, кто подберет к слову работать, близкое по значению слово. Работать, значит, что делать? (трудиться, заниматься) .К слову общаться? (разговаривать, беседовать,болтать) .К слову ребята? (детвора, дети)

2. Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине . Рассмотрите картину . - Скажите, кого нарисовал художник на картине ? (детей)

Где находятся дети? -Как вы догадались? (воспитатель, цветы, календарь природы, аквариум) .

Что делают дети (поливают,кормят) . Два слова – поливают и кормят – можно заменить одним. Как вы думаете, каким словом? (трудятся) . А еще? (дежурят) . - А если дети дежурят, то кто они, как мы назовем детей (дежурные) .

– Где они дежурят? Как мы можем назвать картину ? - Что у них есть в уголке природы, сравните с нашим уголком.

Расскажите о детях (Маша поливает лейкой цветы) . - Как называется комнатное растение, которое поливает Маша?

Какие еще цветы вы видите на картине ? Назовите их? Расскажите о Наде . Что вы можете сказать о ней? Какая она? (аккуратная, старательная) . Какой предмет, изображенный на картине , нам говорит об этом.

Расскажите о Васе . Что он делает? Каких рыб вы видите в аквариуме? Отличается ли аквариум, изображенный на картине от нашего аквариума ? - А что вы можете сказать об этих детях? Как вы думаете, трудились ли они? Чем они могли помочь воспитателю? О чем они говорят?

Глядя на эту картину , можно ли определить время года? Какие объекты нам говорят об этом? (одежда, деревья за окном, календарь природы) .

3. Игра «1, 2, 3» Педагог показывает картинки , которые нужно запомнить и назвать в том же порядке.

4. Динамическая пауза.

На могучем тополе Дружно почки лопнули. И из каждой почки Выросли листочки Развернулись трубочки, Распустились юбочки. Покрутились, улыбнулись И сказали : «Мы проснулись!»

5. Игра на развитие внимания и логического мышления. Педагог предлагает послушать ряд слов и выбрать лишнее и объяснить свой выбор. Фикус, пеларгония, традесканция, тюльпаны. Окунь, судак, щука, гуппи Стол, стул, тумбочка, окно. Вася, Надя, Маша, Сидоров.

6. Педагог обращает внимание детей на картину . Сейчас вы должны придумать рассказ по этой картине . Подумайте, где были дети до детского сада? Куда они пришли? Что делали? Как они работают? Чем потом занимались дети? - О чем нужно рассказывать ? Повторите еще раз. Рассказы детей . Оценка рассказов детьми .

7. Итог занятия. Что понравилось на занятии? Чему научились?

Алёна Дзоблаева
Конспект НОД в подготовительной группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Зима»

Тема :Составление рассказа по сюжетной картине «Зима » .

Цели и задачи :

Образовательные :

Работа над связной речью.

Развитие внимания.

Развивающие :

Обучение детей последовательному пересказу с опорой на предметные.

Воспитательные :

Воспитывать дружеские отношения, умение оценивать свои действия и действия друзей.

Развивающая среда :

Предметные картинки ,сюжетная картинка по тем «Зима » .

Ход НОД

Ребята! А давайте отгадаем загадки?

1. Моет как синее стекло

Скользко, весело, светло. (лёд)

2. Скатерть бела,

Всё поле одела. (снег)

3. С неба звездой

На ладошку водой. (снежинка)

4. Растет вниз головой

Ни летом растет а зимой

Лишь солнце его прикрывает

Она и умрет. (сосулька)

5. Белый он пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится. (снег)

К какому времени года относятся эти загадки? (к зиме)

Эти загадки волшебные и красивые как сама зима .

Все мы её долго ждем а когда она приходит мы говорим

«Наступила (какая) долгожданная : зима .

Зимой очень холодно. Мы говорим : Зима (какая) холодная. Зимой сильные морозы. Мы говорим зима (какая) морозная. а что можно сказать про снег? Какой он? Снег белый? Снег пушистый. Снег липкий. Снег блестящий.

Из чего состоит снег ? (из снежинок)

Что можно сказать про снежинку? Какая она? (белая, узорная

Легкая) Вы любите зиму (да) Почему? (Зимой можно кататься на лыжах. Можно кататься на санках. Можно кататься на коньках.

Как приходится птицам зимой? Птицам холодно и голодно. Их нужно подкармливать.

Игра на внимание. я буду называть зимние слова. Если слова не относится к зиме дети хлопают.

Санки,лыжи, велосипед, белый, лучистый, жаркий,холодный, прозрачный, мелкий, горячий, скользкий, рыхлый.

На краю стола лежат картинки отгадки . Положите их перед собой. Я загадаю вам загадки--- вы их отгадайте. Но послушайте как нужно подробно ответить отгадку.

Вопрос : «У кого блестящие, скользкие, железы! У меня блестящие, скользкие,коньки.

1. У кого белый, пушистый, рыхлый…

У меня --- --- ---(снег)

2. У кого стройная, нарядная, зелёная…

У меня --- --- ---(ёлка)

3. У кого деревянные, длинные, быстрые?

У меня --- --- ---(лыжи)

4. У кого скользкая, ледяная, высокая?

У меня --- --- ---(горка)

Работа над предложениями

Каждому я раздала по картинке . (Дети кормят птичек и собаку. Вокруг зелёной нарядной ёлки танцуют дети)

Игра «Волшебный мешочек»

В одном мешочке снег (в ведре)

В другом вата

Зачитывается письмо с инструкцией.

«Я прислал вам два волшебных мешочка : один – салатовый, другой – красный, в мешочках что –то лежит. Вы должны угадать что там есть.

Условия : потрогайте, но не берите,угадайте, но не говорите. Дед Мороз.

Кто догадался, что лежит в салатовам мешке?

А почему? А в красном (Вата)

Сюжетная картина «Зима » какое время года наступила : ответ полным предложением. Наступила долгожданная зима .

Что лежит кругом? Кругом лежит пушистый снег

Чем укутаны ели? Зелёные ёлки укутаны снегом.

Кого кормит Андрей? Андрей кормит птиц.

Посмотрите ребята, кто катается с горы на санках? … катается с горки на санках.)

Кто катается на лыжах?

Кто лепит снеговика?

Кто лепит зайчика?

Ребята, получился рассказ . Давайте перескажем.

Кто расскажет о зиме , о снеге?

Кто расскажет о птичках ?

А кто хочет рассказать про зимнее забавы детей?

После пересказа по частям вызывается ребёнок и полностью пересказывает рассказ .

Как можно озаглавить рассказ Зима . «Зимнее забавы» .

И тог занятия

О чём мы сегодня говорили?

Что делали на занятиях?

Сегодня хорошо занимались. Молодцы!

Публикации по теме:

Составление рассказа по сюжетной картине «Лето красное пришло» Цели: активизация и актуализация словаря по теме; совершенствование навыка составления рассказа по сюжетной картине; развитие связной речи,.

Занятие по речевому развитию «Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг» Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине. Задачи: 1. Познавательное развитие Учить детей логично, последовательно составлять.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень» Тема: Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень». Задачи: Продолжать формировать умение составлять рассказ по.

Конспект интегрированного НОД в старшей группе «Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Конспект интегрированного НОД в старшей группе. (интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество). Тема: «Составление.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая. Цель: воспитывать интерес и внимание к слову, обогащать.

Конспект НОД рассматривание и составление рассказа по сюжетной картине «Семья» РАССМАТРИВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «СЕМЬЯ» Средняя группа. Цель: Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной.

В основе рассказывания по картине лежит опосредован­ное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об обществен­ных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает го­ворить даже молчаливых и застенчивых.

В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в доста­точной степени детально. Здесь методика опирается на клас­сическое наследие западной и русской педагогики, исполь­зованное позднее применительно к работе с детьми до­школьного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.

Для методики обучения рассказыванию по картине су­щественное значение имеет понимание особенностей вос­приятия и понимания картин детьми. Эта проблема рас­сматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А А Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечает­ся, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматри­вает картинки и называет их вслед за взрослым.

Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение - цвет, форму, построение). Она выделяет в детском вос­приятии следующие тенденции:

Тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;

Желание видеть на картинке все существенные при­знаки предмета (неузнавание ракурсных построений и не­удовлетворенность ими детей 3 - 6 лет);

Затруднения при восприятии светотеневого рисунка;

Затруднения малышей 3-5 лет при восприятии ри­сунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;

Положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).

Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухи­ной, происходит по трем направлениям: изменяется отно­шение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с дей­ствительностью, видеть именно то, что на нем изображе­но; совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понима­ние его содержания.

А. А. Люблянская считает, что восприятию картины ре­бенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания от­дельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; вы­деления деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).

С. Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие вопросы вос­приятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Харак­тер ответов зависит также от характера вопросов, определя­ющих умственную задачу. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» - назы­вают совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание. Следова­тельно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно за­держивает ребенка на самой низшей стадии восприятия.

В формировании умений описывать картины и состав­лять рассказы-повествования используются специально раз­работанные серии дидактических картин разных типов.

Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного вза­имодействия между ними (мебель, одежда, посуда, жи­вотные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).

Сюжетные картины, где предметы и персонажи на­ходятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задача­ми обучения родному языку. Предметные картинки распо­лагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изоб­раженного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ре­бенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Серия или набор картин, связанных единым сю­жетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).

Используются и репродукции картин мастеров искус­ства:

пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилете­ли»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Бере­зовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосно­вый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поле­нов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;

натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «На­тюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

При отборе картин для рассказывания к ним предъяв­ляется ряд требований:

картина должна быть высокохудожественной;

изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистичес­кое изображение не всегда воспринимается детьми;

следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвле­каются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.

Одним из приемов, подготавливающих детей к расска­зыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.

Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, пре­следует тройную цель: упражнение в наблюдении, разви­тие мышления, воображения, логического суждения и раз­витие речи ребенка.

Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому не­обходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рас­сматривания активизируется и уточняется словарь, раз­вивается диалогическая речь: умение отвечать на вопро­сы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного со­держания картины и одновременно развитие диалогичес­кой речи.

Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошиб­ками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафа­ретностью, шаблонностью постановки вопросов.

Роль картинки для детей младшего возраста преимуще­ственно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Кар­тинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности.

Рассматривание начинается с внесения картины и мол­чаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает раз­говор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь - вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделя­ются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленны­ми на установление связей между частями картины, на по­степенное усложнение. Кроме вопросов, используются по­яснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно и поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последова­тельность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

Усложненный вид рассматривания - беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целена­правленностью, систематичностью вопросов, последова­тельностью рассматривания и обязательным участием всех детей.

Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педа­гога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдель­ных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые отве­ты. Молчать и удерживать внимание к картине при индиви­дуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замед­ленны.

При рассматривании картин воспитатель учитывает ин­тересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в пер­вую очередь обратить внимание детей на динамику, дей­ствия персонажей (играющий котенок). Если картина яр­кая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам по­казывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самосто­ятельное восприятие у малышей развито недостаточно.

В среднем дошкольном возрасте для рассматривания ре­комендуются более сложные предметные и сюжетные кар­тины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке») 1 . Одни из них даются толь­ко для рассматривания, другие - для рассматривания и последующего рассказывания.

Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В картине «Собака со щеня­тами», например, обращается внимание не только на со­баку и ее щенят, но и на воробьев, их действия. Во время рассматривания можно предложить описать один из объек­тов, привлечь детский опыт. Так, в беседе по картине «На

реке» надо дать возможность полюбоваться рекой, голу­бым небом, пароходом, который везет много пассажи­ров, после чего перейти к рассматриванию находящихся на берегу, спросить, катался ли кто-нибудь на лодке, пла­вал на пароходе. В заключение можно прочитать рассказ на эту тему.

В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматри­вание в силу большей сложности содержания. Картина мо­жет рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последу­ющих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образ­ными словами выразил свое личное отношение к воспри­нимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно по­добрать с детьми эпитеты, сравнения.

Так, при рассматривании картины «Осенний день», говоря о двух мальчиках, идущих в школу, можно спросить: «Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?» По картине «Зимние развлечения» для акти­визации воображения можно задать такой вопрос: «Если подойти побли­же к месту, где веселится детвора, что можно услышать?» События, о которых говорят дети, будут связаны со звуковыми впечатлениями: слыш­но, как на морозе хрустит снег; слышен смех детей, веселые крики. Дети потом включают эти факты в свои рассказы.

Повысит детскую активность предложение самим за­давать вопросы. Так в учебную деятельность детей вводит­ся элемент самостоятельного поиска. Эти вопросы учиты­ваются при дальнейшем рассматривании. Например, на занятии по картине «Ежи» загадывается загадка про ежа. Детям напоминают, что они уже много знают про ежей (чем питаются, как свертываются клубочком, как серди­то фыркают). Затем предлагается подумать, что бы им хо­телось еще узнать про ежей, и задать вопрос . У детей мо­жет появиться желание узнать, как ежи делают норки, какими ежата родятся и быстро ли растут. Далее они рас­сматривают картину, которая помогает получить ответ на эти вопросы. Своими пояснениями воспитатель уточняет представления детей. В конце беседы правомерно спросить: «Что нового вы узнали из беседы?» (Пример Э. П. Коротковой.)

Для активизации речи и мышления использовались та­кие приемы, как задание детям подумать («О чем вы еще хотели бы узнать?»), указание, в какой форме его выпол­нить («Задайте вопросы»), подведение детей к обобщению («Что нового вы узнали?»).

Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наибо­лее удачного, сравнения с настоящим названием.

Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины за­висит эффективность последующего обучения детей связ­ным высказываниям. Если содержание картины не вызы­вает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи - рассматривания картины и рассказы­вания по ней.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

1. Описание предметных картин - это связное после­довательное описание изображенных на картине пред­метов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

2. Описание сюжетной картины - это описание изобра­женной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последователь­ности, логически связывая одно событие с другим, овла­девают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (ус­ловное название), по определению К. Д. Ушинского, «рас­сказ, последовательный во времени». Ребенок придумыва­ет начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеян­ное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Боль­шая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

В обучении детей рассказыванию по карти­не выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется под­готовительный этап, который ставит своей целью обога­тить словарь, активизировать речь детей, научить их рас­сматривать картины и отвечать на вопросы по их содер­жанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматри­вать и описывать предметные и сюжетные картины снача­ла по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслитель­ная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету кар­тины.

К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидакти­ческие игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

«Игра в прятки» - картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.

В работе с малышами используются предметные и сюжетные карти­ны, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кош­ка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе - беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о мето­дике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.

У детей постепенно формируют умение связно, после­довательно рассказывать о содержании картины с помо­щью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на...(коврике). У нее маленькие...(котята). Один...(котенок)...» и т. д. В про­цессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Мож­но прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.

Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, сво­ей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рису­нок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвер­того года жизни становится возможным переходить к са­мостоятельным высказываниям детей. Как правило, они по­чти полностью воспроизводят образец рассказа воспитате­ля с небольшими отступлениями.

Средний дошкольный возраст характеризуется становле­нием монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Про­цесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматрива­ются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и живот­ных, взрослых животных и их детенышей (корова и ло­шадь, корова и теленок, свинья и поросенок).

Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок боль­шой, а у поросеночка маленький пятачочек».

Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчива­ющиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательно­му описанию сюжетной картины, в основе которого пер­воначально лежит подражание речевому образцу.

Для рассказывания даются картины, которые рассмат­ривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).

Структура занятий проста. Вначале дети молча рассмат­ривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и пред­лагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно из­лагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению пред­ложений и соединению их друг с другом, отбору необхо­димой лексики. Образец должен быть достаточно корот­ким, преподноситься живо, эмоционально.

Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рас­сказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творче­ство.

Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котята­ми». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Од­нажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел кор­зинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».

Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку - описать кошку, а затем рассказать про всю картину.

В порядке усложнения по картине «Собака со щенята­ми» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педа­гог помогает пояснениями, которые касаются последова­тельности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.

Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) - возможен при нали­чии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказыва­ния детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяют­ся начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» 1 .

В старшем дошкольном возрасте задачи обучения моно­логической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конст­рукции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

Описанию и сравнению предметных картин;

Описанию сюжетных картин;

Повествованию по серии сюжетных картин. Занятие начинается с рассматривания или повторного

просмотра картин, уточняющего основные моменты сю­жета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последователь­ности повествования, творческие задания.

Основным приемом обучения по-прежнему остается об­разец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведе­ния, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается од­ного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детс­ких рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Например, шин в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зим­ние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.

В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказы­вания способствует развитию умения выстраивать сюжет­ную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выра­жения и способов внутритекстовой связи.

Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии 1:

На доске выставляют набор картинок с заведомо на­рушенной последовательностью. Дети находят ошибку, ис­правляют ее, придумывают название рассказа и содержа­ние по всем картинкам;

Вся серия картинок находится на доске, первая кар­тинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка опи­сывается. В конце дети дают название серии, отбирают са­мое удачное. Такой вариант развивает воображение, уме­ние предвидеть развитие сюжета;

Дети размещают в нужной последовательности не­правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (за­крепляется представление о композиции рассказа).

Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.

Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к приду­мыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

В подготовительной к школе группе дети дол­жны уметь самостоятельно составлять описания и повество­вания по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использо­ванием образной речи.

Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятель­ности и творчеству. В качестве речевого образца часто ис­пользуется художественное произведение: короткие расска­зы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.

В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обога­щается образными выражениями (эпитеты, сравнения, ме­тафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпи­зодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последователь­ности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Э. П. Короткова рекомендует организовывать составле­ние рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько не­обычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).

Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям кар­тина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Мар­та»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по кар­тине «Новенькая»).

Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к кар­тине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Мо­жет быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).

Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспи­татель или дети обобщают детские рассказы в одно пове­ствование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя - давать четкие указания. Задание рас­сказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ре­бенка сочинить что-то новое.

Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отга­дывание загадок.

Особый интерес представляют занятия с использова­нием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кис­ти мастеров искусства. Методику их рассматривания и опи­сания разработала Н. М. Зубарева 1 . Остановимся кратко на особенностях этой методики.

Воспринимая пейзаж или натюрморт, лети должны уви­деть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освеще­нии и т. д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюде­ний над явлениями природы помогает детям восприни­мать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рас­сматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей ра­дость, удовлетворение.

Одновременное рассматривание двух картин разных ху­дожников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Леви­тана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются худож­ники для выражения своего замысла. Предложение мыс­ленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.

Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его спо­собствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фрук­тов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей

№ 21 «Искорка» г.Бердск

Конспект занятия в подготовительной группе

«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Подготовила и провела:

Ефанова С.Ю.

2015 г.

Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Задачи:

Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин.

Развивающие: Развивать способность самостоятельно придумывать события.

Воспитательные: Воспитывать уважение к чужому труду. Развивать наблюдательность

Предварительная работа: Игра «что было сначала, что потом?» Чтение рассказов о временах года.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – личностное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Предметно – развивающая среда: серия сюжетных картинок (в конверте), мяч.

Ход организационной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детской сад принесли письмо.

Обнаруживают, что в нашу группу.

Воспитатель: Давайте посмотрим что в нем! (Письмо от Лунтика, в котором он пишет, что хочет принять участие в конкурсе рассказов. Но ему нужна помощь, чтобы составить самый лучший рассказ. В конверте еще лежат картинки).

Воспитатель: Вы согласны помочь Лунтику? Что для этого надо сделать?

Ответы детей: Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку, составить по каждой картинке несколько предложений, придумать название, составить рассказ по всем картинкам.

2. Основной этап

Педагог вместе с детьми выставляют картинки на магнитную доску не по порядку.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Связаны ли они общим содержанием?

Дети: Да.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: На всех картинках одни и те же герои.

Воспитатель: Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?

Ответы детей.

Беседа по картинкам:

Воспитатель: Какое время года изображено на первой картинке?

Дети: Зима

Воспитатель: Чем заняты дети?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите вторую картинку.

Что изменилось на картинке?

Что задумал сделать заяц?

Как он это решил сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите третью картинку.

Что придумал заяц после неудачного прыжка за морковкой?

Смог заяц дотянуться до морковки? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите четвертую картинку .

В каком настроении находится заяц? Почему?

Как вы думаете, что будет делать заяц дальше?

Воспитатель: Рассмотрите пятую картинку.

Что произошло со снеговиком?

Почему он растаял?

Какое настроение у зайца? Почему?

3.Физкультминутка « Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней, (Стоя на одной ноге, потягиваемся)
Быть он хочет подлинней. (Руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Воспитатель: Ребта, я думаю, что составленный нами рассказ очень понравиться Лунтику и он сможет победить на конкурсе.

Давайте еще поиграем.

4. Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом)

  • Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад) .
  • Зимой бывает снег, а летом (дождь) .
  • Зимой снег падает, а весной (тает) .
  • Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде) .
  • Зимой лес спит, а весной (просыпается) .
  • Зимой бывает холодно, а летом (жарко) .
  • Зимой деревья белые, а осенью (жёлтые) .
  • Зимой растут сугробы, а летом растут (растения) .
  • Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают) .
  • Зимой медведь спит, а весной (просыпается)
  • Зимой день короткий, а летом (длинный)
  • Зимой ветер холодный, а летом (теплый)
  • Зимой заяц белый, а летом (серый)

5. Рефлексия:
- О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого получили письмо? О чем нас просил Лунтик? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать?

    Ход занятия:

    “Кулачки мы вместе сложим,
    Нашим пальчикам поможем,
    Разогнуться и подняться
    И друг с другом повстречаться.
    Пальчик к пальчику сожмем,
    Разгибаем, загибаем, разгибаем
    Снова в кулачок сжимаем - заниматься начинаем”.

    II. Организационно-поисковый :

    -

    Дом ее на белой туче,

    Но ей страшен солнца лучик.

    Серебристая пушинка,

    Шестигранная.(снежинка)

    Проработав целый день,

    Намела гору метель.

    Что за горка? Как зовётся?

    Вам ответить мне придётся.(Сугроб)

    Холодом дышал и вот

    Не вода в ручье, а … (лед)

    Свяжет бабушка их внучке

    Чтоб зимой не мерзли ручки

    Сохраняют тепло сестрички

    Шерстяные …. (рукавички)

    Мы его слепили ловка

    Глазки есть и нос морковка

    Чуть тепло-заплачет вмиг

    И растает … (снеговик)

    Зацепилась за карниз

    Головой свисает вниз

    Акробатка- крохотулька

    Зимний леденец … (сосулька)

    Всякая здесь птица

    В зимний холод угостится

    На сучке висит избушка

    Называется … (Кормушка)

    -

    -

    А на казахском как будет?

    Ыс айлары? (Желто?сан. ?антар. А?пан)

    )

    Какие бывают ветра?

    Какое солнце зимой?

    Как на казахском лед?

    Какие стоят деревья?

    Как на казахском снег?

    -

    -

    А еще у меня есть волшебный снежок, с которым мы сейчас поиграем. Ше?берге турамыз и сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову «зима

    К слову снег:

    - Жарайсын,балалар!

    Физминутка

    Снег идет, снег идет

    Дворник улицу метет

    Веселей, веселей (хлопки)

    Нам помочь ему не лень.

    И за дело сейчас возьмемся

    Раз, два, три, четыре

    Наклоняться три, четыре

    И на месте поскакать

    На носок, потом на пятку

    - Ребята, в нем также лежали слова, которые обозначают хорошо и плохо. Я предлагаю вам вернуть эти слова, в волшебный сундучок, поиграв в игру “Хорошо - Плохо”. Разделимся на две команды. Ваша команда будет говорить - зима - это плохо, потому что …, а ваша - зима - это хорошо, потому что … (дети по очереди перечисляют)

    - (Спрашиваю детей).

    -

    «Внимательные глазки»

    Упражнение «Волшебство».

    (спросить 2-3 человека)

    Итак, ребята.

    2. Потом о погоде и природе.

    3. Затем, что делают дети

    Примерные рассказы детей:

    1 ребенок:

    2 ребенок:

    3 ребенок:

    -

    -

    Что больше понравилось?

    Что было трудно?

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Составление описательного рассказа по картине Зима»» »

Открытое занятие в подготовительной группе на тему «Составление описательного рассказа по картине Зима»»

Білікті Образовательная область: Коммуникация

Тарау Раздел: Развитие речи

Воспитатель: Нурмухамбетова А.А

Цель:

учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;

    развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;

    развивать связную речь;

    активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными

    учить называть родственные слова к существительным

    развивать память, внимание, логическое мышление;

    воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.

Ход занятия:

I. Мотивационно-побудительный:

Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними на казахском языке. А теперь я попрошу ни на кого не отвлекаться, а со мною заниматься!

А начнем мы занятие с пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика “Кулачок”:

“Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем,
Разгибаем, загибаем, разгибаем
Снова в кулачок сжимаем – заниматься начинаем”.

II. Организационно-поисковый :

- Присаживайтесь на стульчики. Ребята, из нашей группы приготовили для вас загадки, вы хотите их разгадать? Тогда внимательно слушайте, а ответы мы будем искать среди картинок. (Презентация)

Только помните, что мы с вами не выкрикиваем, а понимаем руку.

Вы готовы? Начинаем. (Загадывание загадок)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная...(снежинка)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.(Сугроб)

Заморозил чародей и озера и ручей

Холодом дышал и вот

Не вода в ручье, а … (лед)

Свяжет бабушка их внучке

Чтоб зимой не мерзли ручки

Сохраняют тепло сестрички

Шерстяные …. (рукавички)

Мы его слепили ловка

Глазки есть и нос морковка

Чуть тепло-заплачет вмиг

И растает … (снеговик)

Зацепилась за карниз

Головой свисает вниз

Акробатка- крохотулька

Зимний леденец … (сосулька)

Всякая здесь птица

В зимний холод угостится

На сучке висит избушка

Называется … (Кормушка)

- Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии? (о зиме).

Ребята, посмотрите какой замечательный волшебный сундучок есть у меня.Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. (музыка волшебного сундучка)

Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем от кого оно.

“Дорогие ребята. Здравствуйте!

Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владенья, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.Снегурочка.”

Вот такое письмо. Поможем, Деду Морозу собрать все слова о зиме

Ребята, а как вы думаете какое настроение у Деда мороза сейчас? Конечно грустное? Давайте выберем подходящее и прикрепим, на какую ступеньку? На самую низкую.

- Волшебный сундучок мы оставим открытым и все слова о зиме, которые мы будем говорить, будут сами складываться в него.

Какое у нас сейчас время года? Отвечаем полными ответами.

Давайте скажем слово «зима» тихо, громко, медленно, быстро.

А на казахском как будет?

-Қыс айлары? (Желтоқсан. Қантар. Ақпан)

Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой? (На доске висят опорные картинки )

Какие бывают ветра?

Какое солнце зимой?

Что происходит зимой на реке?

Как на казахском лед?

Какие стоят деревья?

А что бывает только зимой? (Снег)

Как на казахском снег?

Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)

Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)

- Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (Это все есть у мамы не кухне: мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)

- Правильно, ребятки, Дед Мороз, наверное, про это даже и не знал. Но мы то знаем и постепенно волшебный сундучок наполняем!

А пока мы с вами разговаривали, на улице и в правду пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они. (Раздаю снежинки под музыку)

Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

А еще у меня есть волшебный снежок, с которым мы сейчас поиграем. Шеңберге турамыз и сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову «зима».(Зима- зимний, зимовать, зимовье, зимующий) А еще есть такое слово «зимовье», оно означает…

К слову снег: снежок, снежная, снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка, заснеженный.

- Жарайсын,балалар!

Мы много работали, теперь можно и отдохнуть.

Физминутка

Представим, что мы с вами на улице. Максим проведи, пожалуйста, физминутку.

Снег идет, снег идет

Дворник улицу метет

Веселей, веселей (хлопки)

Нам помочь ему не лень.

Мы немножко разомнемся (наклоны)

И за дело сейчас возьмемся

Руки вытянуть пошире (поворот)

Раз, два, три, четыре

Наклоняться три, четыре

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку

Вот и сделали зарядку (хлопки)

Отдохнули, теперь можно продолжать заполнять волшебный сундучок.

- Ребята, в нем также лежали слова, которые обозначают хорошо и плохо. Я предлагаю вам вернуть эти слова, в волшебный сундучок, поиграв в игру “Хорошо - Плохо”. Разделимся на две команды. Ваша команда будет говорить – зима – это плохо, потому что …, а ваша – зима – это хорошо, потому что … (дети по очереди перечисляют)

Молодцы, ребята. Вот теперь пусть Дед Мороз знает, что зимой нам бывает, не только плохо, но ещё хорошо и весело.

А теперь я приглашаю вас пройти к столам и посмотреть то же там для вас приготовлено. (На столах у каждого ребенка лежат сюжетные картинки о зимних развлечениях)

- Посмотрите внимательно на свои картинки и составьте предложения по ним. (Спрашиваю детей).

- А сейчас посмотрите внимательно на мою картину (ставлю на мольберт картину “Зимний развлечения”).

Чтобы нам получше было видно, подойдем к телевизору.

«Внимательные глазки»

Давайте возьмем «подзорную трубу». А кто мне скажет, что такое подзорная труба? Посмотрим вдаль, на картину расскажите мне, что вы видите? (Необходимо назвать как можно больше объектов)

Скажите, как можно её назвать? (подтолкут детей к названию зимние развлечения)

Упражнение «Волшебство».

А теперь закройте глаза и представьте, что вы «оказались на нашей картине».

Как здесь хорошо. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замело. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день.

Расскажите о своих чувствах. Даша ты представила себя в этой картине? Как тебе там, что ты почувствовала? (спросить 2-3 человека)

А теперь ребята, для того чтобы наш сундучок заполнился весь я хотела бы, чтобы мы составили по этой картине небольшие рассказы.

Коллективное составление плана рассказа.

С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима)

О чём вы расскажете потом? (О том, где лежит снег, о деревьях, о погоде.)

Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, куда пошли дети после прогулки.)

Итак, ребята.

1. Сначала вы расскажете о времени года.

2. Потом о погоде и природе.

3. Затем, что делают дети

4. Какое настроение вызывает у вас эта картина.56. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.

Примерные рассказы детей:

1 ребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.

2 ребенок: Был зимний, солнечный день. Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша одевает ведро на снеговика. Аня принесла морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети поставили угольки. Очень красивый снеговик получился!

3 ребенок: Здесь дети катаются на санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.

III. Рефлексивно-корригирующий :

- Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картинке, волшебный сундучок Деда Мороза заполнился. Теперь можно его отправить в зимний лес к Деду Морозу.

А как вы думаете, какое настроение теперь стало у Дедушки Мороза? А почему?

Да, я тоже думаю, что он будет очень доволен, что мы ему помогли.

- Как мы его отправим? (Ответы детей: на санях, через почту, дождемся, когда он сам к нам придет).

На этом нам пора заканчивать наше занятие. Понравилось ли оно вам?

Что больше понравилось?

Что было трудно?

А что вы чувствовали, когда составляли рассказы и помогали Дедушке Морозу?

Ну и, конечно же, Снегурочка, когда просила нас о помощи знала, что мы справимся с этим не простым заданием и прислала вам еще один сундучок, но туже с подарками вот такими серебристыми снежинками, в знак того, что вы все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх