Как выстроить систему финансово-экономического успеха дошкольной образовательной организации. Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка

Наука о грамотном обращении с деньгами в стране не преподается на государственном уровне. Правительство заинтересовано выращивать потребителей, яростно поднимающие ВВП. Бизнес выращивает покорных рабов, готовых целую жизнь работать на зарплату. Банкиры заинтересованы в создании спроса на кредитные средства.
Поэтому непростая задача - воспитание финансовой грамотности у детей, лежит на плечах родителей.
Зачем нужны уроки, а также какие способы раннего управления финансами существуют, разберем подробно.

Как дети финансовую систему по полочкам разложили

Как сформируется финансовый мир в глазах детей зависит от уровня грамотности родителей, педагогов. А уровень этой грамотности в плачевном состоянии. Хорошо, если папа бизнесмен. Знает что и как устроено. Правда, часто у такого папы нет времени на преподавание, даже собственному ребенку.
Притча «Как дети финансовую систему по полочкам разложили» как нельзя лучше отображает уровень грамотности народа в финансовых вопросах.

Отличия потребностей и желаний

Родители ошибочно полагают, что понимание отличия потребностей и желаний придет само в определенном возрасте. Однако, многие и в сорок лет еще не научились проводить грань между этими понятиями. Если не хотите, чтобы ваши отпрыски оказались в этом числе начинайте вести разъяснительные беседы с малолетства, с учетом детской психологии. Помогут сказки, игры, наглядные пособия.

Планируйте семейный бюджет вместе

Привлекаем самых маленьких. Чем младше ребенок тем более укрупненная модель бюджета. Главное - активы и пассивы. Цель — научить детей отличать одно от другого. Начинаем с самого видного. Чем старше, тем больше деталей. Отдельно стоит разбирать личный детский бюджет.

Как научить ребенка финансовой грамотности

В школе учат совершенно не той финансовой грамотности, которая приводит к богатству. Детей научат как платить налоги, как брать кредиты, что такое деньги, кто такой Карл Маркс. Это важно. Но не научит человека стать финансово независимым гражданином.

Чему и как учить?

Принципы финансовой грамотности:

  1. Финансовое планирование, которое включает постановку финансовых целей. Разбивка на долгосрочные, а также краткосрочные цели.
  2. Понятие бюджета. Доходная и расходная часть бюджета легко может уложиться в голове маленького человека, если преподнести ее в виде интересного рисунка. В детскую доходную часть можно включить , подарки, поощрительные доходы за достижения.
  3. Принципы экономии. Расскажите ребенку как сбережения.
  4. Способы заработка. Ребенок должен научиться понимать что папин кошелек не рог изобилия. Для этого стоит производить пояснительные беседы с отпрысками о том как деньги зарабатывают.
  5. Способы создания пассивного дохода. Детям любого возраста можно подобрать способы инвестиций.
  6. На чем основана работа банков. Что такое кредитные, дебетовые карты. Как работает эта система.
  7. Милосердие. Научите отпрыска заботиться не только о личном бюджете, но и оказывать посильную помощь нуждающимся. Расскажите о способах как оказать финансовую помощь нуждающимся детям. Помощь не обязательно денежная. В последнее время в нашей стране развивается волонтерское движение. Найти волонтерские группы работающие по интересному, допустимому для ребенка направлению не составит труда.

Возрастные группы и уровни преподавания

Дошкольники

Пока что малышам достаточно уяснить, что деньги не бесконечны. Не стоит подробно рассказывать как трудно достаются деньги семье. Важен сам принцип много работал - получил зарплату. Понимание того, что значит денег много не бывает, придет не сразу.
Основам финансовой грамотности дошколят лучше учить дома в спокойной обстановке. Вариант подробного объяснения в магазине почему мама не может сейчас купить вертолет не удачный.
У малышей дошкольного возраста критерии выбора пока отсутствуют. Поэтому не стоит их вести в магазин для выбора игрушки. Правильное решение - обсудить дома и купить без присутствия малыша.

Младшие классы

Начальная школа — самое время создания основательного подхода к обучению финансовой грамотности. В глазах детей этого возраста финансовый мир еще иллюзорен. Малыши только начинают понимать что необходимо трудится, чтобы зарабатывать деньги. Хорошо, если у младших школьников уже существуют навыки самостоятельной траты денег в магазине. Если вы еще не начали приучать детей к собственным деньгам, самое время выдавать . Пусть ребята совершают финансовые ошибки на мелких суммах. На этом выстроится умение обращаться с деньгами.

Подростки

Школьники понемногу начинают понимать необходимость разумного расходования средств. Переходите с еженедельных выплат на ежемесячные. Сумма выдаваемых денег должна расти.
Принципы финансовой грамотности подросткам и молодежи уже следует разъяснять основательно. В этом возрасте познакомьте детей с графиком источников дохода который описывал Роберт Кийосаки в книге «Богатый папа, бедный папа». Источников четыре: заработать будучи наемным работником, работая на себя, создав бизнес и инвестиционные доходы.


Следующий пункт обязательный к изучению детьми: достижение финансовой безопасности.
Подростки уже задумываются о том как заработать.

Формируем правильное отношение к кредитам
Понимание, что такое заем денежных средств важный финансовый навык. Многие прошли эту школу на собственной шкуре не зная правил игры. Научив школьника финансовой грамоте, поможете не совершать глупых ошибок.
По статистике каждый пятый россиянин — держатель кредитной карты, каждый седьмой одновременно выплачивает 2 и более кредитов. Большинство кредитных целей относятся не к потребностям, а к желаниям, без которых можно обойтись.
Показать работу кредитов нужно наглядно с помощью рисунков, таблиц. Важно не запугать ребенка кредитами, а научить грамотно использовать привлеченные средства.

Термины, без которых не обойтись

Деньги
Финансы
Кредит
Банк
Министр финансов
Министерство финансов

Полезные экономические игры, занятия

Единственно верный способ научить малышей деньгам это игра. Финансовые игры можно найти в магазинах, в интернете. А разнообразие экономических компьютерных игр позволит подобрать полезное занятие для любого возраста.

Монополия, известна старшему поколению. Сегодня имеет массу видов. Неизменна цель - стать богатым землевладельцем. Здесь и налоги и штрафы, арендная плата и прочие прелести реальной жизни.
7 чудес. Покупайте, продавайте ресурсы и стройте чудо-света.
А еще: Артифициум, Колонизаторы, Джайпур

Компьютерные игры

Игра Wild West (Дикий Запад) подойдет даже дошкольникам. Чтобы получить пользу от игры, маме придется сначала самостоятельно разобраться. Вы удивитесь насколько глубоко и подробно игра может научить планированию.
Аналогичная — Big Farm .
Виртономика. Игра подойдет подросткам. Здесь создаются виртуальные компании с детальной проработкой всех бизнес-процессов.
Rising Cities - градостроительная стратегия. Тоже затрагивает финансовые вопросы. Требует детального планирования бюджета.

Мировой бестселлер по финансам Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» теперь могут прочитать дети. Вышла в свет книга адаптированная под подростковый возраст под названием «Богатый папа, бедный папа для подростков» . С помощью упражнений, схем, наглядных примеров эта книга способна сформировать правильное понимание финансового мироустройства.
Книга «Финансы для тинейджеров» Поповой Натальи раскроет важные понятия: налоги, банки, кредиты.
Книга «Пес по имени Мани» Бодо Шефера в форме интересного приключения раскроет важную тему финансовой грамотности детям.

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вы должны преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Долги и кредиты

Знания о деньгах могут помочь Вашему ребенку избежать некоторых из самых крупных финансовых ошибок, которые люди совершают. Может, Вы и сами прошли через часть из этих ошибок?

Я говорю о долгах и кредитах, а точнее о глубокой задолженности и банкротстве. Вот некоторые статистические данные, которые стоит учитывать:

Каждый год в России становятся неплатежеспособными более двух миллионов человек.

В среднем каждая семья имеет по крайней мере одну кредитную карту или кредит. Средняя сумма задолженности на семью приходится на уровень в 400000 рублей.

Научите Вашего ребенка с детства управлять деньгами, и они смогут избежать этих несчастных ситуаций. Поверьте, он не хочет знать, что такое стресс от наличия огромного долга за спиной.

Такие ситуации, чаще всего, случаются из-за недостаточного финансового планирования, перерасхода средств и отсутствия знаний, как сохранять деньги для будущего. Всему этому Вы можете научить Вашего ребенка прямо сейчас. Не важно, шесть ему лет или шестнадцать, никогда не бывает слишком рано или поздно, чтобы начать учиться финансам.

Мы подошли к следующей теме, которую я хотел затронуть. Когда можно начинать обучать ребенка финансовой грамотности и как это делать?

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

Приведу Вам в качестве примера несколько концепций, чему можно учить ребенка в разном возрасте.

До школы.

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и заем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В начальной школе.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

Высшая школа.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. Ниже хочу еще затронуть тему о возможностях, которые дает нам повседневная жизнь, чтобы учить детей финансовой грамотности. Нужные моменты случаются постоянно, Вам нужно научиться их распознавать.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним о экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

В магазине.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

А как Вы разговариваете со своими детьми о деньгах? Поделитесь в комментариях к статье своим опытом обучения детей финансовой грамотности.

Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет - крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:

  1. Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
  2. Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
  3. Конкурентное качество самих услуг.
  4. Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг.

Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой. Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре , который пройдёт в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.

Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача - дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребёнок».

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
  • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
  • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо".

Пример беседы с родителями:

  1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
  2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
  3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
  4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
  5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
  6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
  7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
  8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

«Домашнее задание» маме и папе

  • Побеседуйте со своим ребёнком:
  • Что такое деньги?
  • Зачем деньги нужны?
  • Откуда берутся деньги?
  • Есть ли у тебя деньги?
  • Как ты тратишь свои деньги?
  • Сколько тебе нужно денег?
  • Что нового Вы узнали?

Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на .

Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе!

  1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
  2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
  3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
  4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
  5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
  6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
  7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
  8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
  9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.
  10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.
  11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.

Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция

Конспект ООД

в старшей группе

«Какие бывают деньги и для чего они нужны?»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Воспитатель:

Качалова Е.И.

ст. Новотитаровская

Тема: «Какие бывают деньги и для чего они нужны?»

Задачи приоритетной образовательной области:

  1. Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

Развивать у детей умение подмечать простейшие экономические явления.

2) Воспитывающие задачи:

Воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности;

Формировать положительные взаимоотношения детей;

Закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации.

3) Образовательные задачи:

Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги;

Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

Виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, игровая, познавательно-исследовательская.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Методологические приемы: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность, просмотр мультфильма.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мяч, копилка с набором разных монет и банкнот, изображение пластиковой карты, бумага и цветные карандаши

Предварительная работа : следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота.

Ход ООД:

Вводная часть (мотивация)

– Ребята, я дома нашла интересный предмет и принесла его в группу. (Воспитатель демонстрирует копилку).

Что это такое?

Для чего же нужна эта копилка?

Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

- «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю вам мяч и буду спрашивать, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:

Для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Здорово, сколько всего вы знаете!

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

Если мы едим на автобусе, мы платим?

Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

Основная часть:

Беседа о монетах.

А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

Классно! Сколько признаков вы назвали!

Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.

Воспитатель достаёт банкноты.

Как можно назвать эти деньги?

Банкноты. А какие они?

Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

– Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется

«Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы (Просмотр мультфильма).

Что удобнее носить с собой наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)

– Ребята, придумайте и нарисуйте деньги для сказочного леса, в котором живут сказочные герои. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.

Что вы придумали: монету или банкноту?

Какой она формы?

Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

Мне очень понравились ваши работы! Это необычно!

Заключительная часть (рефлексия)

О чем мы сегодня говорили?

Какие бывают деньги?

Чем отличается монета от банкноты?

Как можно назвать монеты и банкноты, одним словом?

(Наличные деньги).

А безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах).

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Знакомство детей старшей группы с историей денег»

Давным – давно денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны.

Но прошло много лет и люди научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. Племена заключали союз и стали меняться.

Предметы для обмена.

Больше всего первобытные люди любили меняться украшениями: раковинами, кусочками янтаря, перьями и прочими красивыми вещами. Так украшения постепенно стали деньгами

Кузнецы чеканили монеты. Кусочек серебра клался на наковальню, и по нему ударяли чеканом- молотком с рисунком или надписью.

Древние монеты Руси.

Санкт – Петербургжский и Московский монетные дворы.

Вот так чеканят и печатают современные деньги.

Монеты современной России.

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамота»

(Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)

1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

Да

Нет.

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

Да.

Нет.

3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

Положительно.

Отрицательно.

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

Да.

Нет.

5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

Да.

Нет.

6. Как ребенок относится к труду?

Охотно принимается за дело.

Неохотно принимается за дело.

7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

Да.

Нет.

8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих

покупок?

Да.

Нет.

9. Знают ли дети профессии родителей?

Да.

Нет.

10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

Да.

Нет.

11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

Да.

Нет.

Спасибо!

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕНЬГИ?

Привет, ребята! Вы помните, как меня зовут? Верно! Я – динозаврик Юнфи! И сегодня мы поговорим с вами о роли денег в нашей жизни.

Откуда у нас в доме эти вещи и одежда?

А где и как их купили …?

Мы знаем, что все вещи попадают к нам домой из магазина и если есть денги!

Может, деньги растут на дереве или падают с неба??!

ДЕНЬГИ нужно ЗАРАБАТЫВАТЬ! А ДЛЯ ЭТОГО нужно ходить на работу, где людям и платят ДЕНЬГИ

А какую работу вы бы выбрали, чтобы заработать ДЕНЬГИ?

Профессий на свете великое множество!

Если ты научишься делать очень ХОРОШО, то что ты ЛЮБИШЬ делать, то непременно достигнешь УСПЕХА! УСПЕХ + ТРУДОЛЮБИЕ = ХОРОШАЯ ЗАРПЛАТА!

ВЫВОД: чтобы иметь в будущем хорошую работу, нужно уже сейчас хорошо учиться! УДАЧИ, ДРУЗЬЯ!

Предварительный просмотр:

БДОУ МО Динской район «Детский сад № 14»

Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»

Воспитатель:

Качалова Е.И.

ст. Новотитаровская

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Задачи: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.

Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».

Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка.

Ход занятия:

Воспитатель (В.). Ребята, у каждого из вас есть семья.

Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?

Из кого она состоит? (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.)

Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. - У каждого члена семьи есть свои обязанности.

Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)

Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)

Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)

Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)

Что делает дедушка? (Ответы детей.)

В . Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить.

Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты).

Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и др. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия.

В. Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство).

То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)

Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)

Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги.

Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).

Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)

А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка. Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.

В. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.

Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько нам хватит мороженого?

Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого - товаром кратковременного пользования.

Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест мороженое, поэтому мороженое тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.

Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.

Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.)

А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары. (Продукты питания и т. д.)

Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ). (Дети называют, за что нужно платить: за телефон, за детский сад и т. д.);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

В. Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?

Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.

Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх