Конспект непосредственной образовательной деятельности «Осенние хлопоты людей. Конспект занятия для дошкольников "осенние хлопоты человека"

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №2 «Пчёлка» г. Ртищево Саратовской области

Проект

по теме «Здравствуй, осень!»

(краткосрочный)

в подготовительной группе

на 2016-2017 учебный год

Воспитатель: Смолянская Л.В.

2016-2017 уч.год

Паспорт проекта.

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность: краткосрочный (с19.09.2016 по 21.10.2016г.)

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность: У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру.

Осень - это не только удивительная пора. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши - мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Цель : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Здравствуй, осень!».

Задачи:

    обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

    развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

    расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

    развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

    способствовать развитию памяти, восприятия;

    воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

    закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках;

    расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

    применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

    отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

    заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Подготовительный этап

    составление плана совместной работы с детьми, родителями;

    разработка конспектов НОД;

    подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;

    подбор художественного материала;

    оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;

    беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в МДОУ.

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Здравствуй, осень!»

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим :

    «Приметы осени»

    «В гости к осени»

Беседы:

«Почему деревья сбрасывают листья»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

За изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

За красотой и богатством осенних красок

За цветником

За перелетными птицами

За насекомыми

За деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Ситуативная беседа :

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

« Почему я люблю (не люблю) осень?»

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам:

    «Мы гуляли на участке»

    «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок об осени.

Словесные игры: «Опиши словами осень!»,

«Вспомни – назови», «Один – много», «Осенние деревья».

Чтение художественной литературы:

    Пословицы, поговорки, загадки об осени

    А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

    А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

    А. Плещеев «Скучная картина»

    К. Бальмонт «Осень»

    Н. Сладков «Осень на пороге»

    Е. Благинина «Улетают, улетели»

Л.Толстой «Дуб и орешник»

Социально – коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в парк», «Семейный праздник».

Дидактические игры : «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,

«Знатоки осенней природы».

Игры – драматизации: «Репка», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки»

Настольно – печатные игры: «Времена года» «Кто где живёт?»

Трудовая деятельность:

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседа по ОБЖ:

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

    «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»

Рисование:

Лепка

    «Лукошко с грибами»
    «Белочка»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Наш участок осенью»

«Как звери готовятся к зиме»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пение:

«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню об осени»

«Сыграй песенку дождя»

Досуги, развлечения:

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки.
«Осенний праздник»

    «Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени)

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Я знаю 5 названий!»

«Осенние листочки»

«Вороны и собачка!»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

Мероприятия по работе с родителями:

    Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;

    Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);

    Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;

    Организация выставок детских работ;

    Совместное творчество детей и родителей;

    Привлечение родителей к созданию фотогазеты «Осень – славная пора!»

Продукт проектной деятельности:

Фотогазета «Осень- славная пора»
Выставка детских рисунков «Осенние фантазии»

Презентация проекта:

    досуг «Заглянула Осень в сад»;

    фотогазета «Осень – славная пора».

Ольга Пигарева
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Осенние хлопоты людей»

Цель :

1. Углубить знание детей об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду.

2. Развивать эстетическое восприятие окружающего, общую моторику, координацию речи с движением; формировать умение ходить по кругу в общем для всех темпе. Расширять и уточнять глагольный словарь по теме «Овощи» .

3. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

Материалы :

Иллюстрации об осени ,

Плакат «Что растет в саду и в огороде»

Муляжи овощей и фруктов

Стаканчики, трубочки, салфетки, соки (томатный, яблочный, морковный, персиковый, грушевый)

Наборы разрезных картиной «Овощи» , «Фрукты»

Опорные схемы для составления рассказа об овощах и фруктах.

Ход занятия: Организационный момент «Подари улыбку» .

Воспитатель : Поздоровайтесь с нашими гостями. А теперь потрите ладошки и возьмитесь за руки. Подарите друг другу свое тепло и улыбки.

Воспитатель : Послушайте загадку :

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает,

Это все когда бывает?

Дети : Осенью .

Воспитатель : Правильно, загадка об осени и ее признаках . Вспомните, какие вы знаете признаки осени

Дети : Листья желтеют и опадают, ветер холодный дует, дождик часто льет, солнце греет слабее, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель : Давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что было бы?

Дети : Птицы не успеют улететь на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.

Воспитатель : Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью , постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся : и птицы и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме. А как же готовятся люди к зиме?

Дети : Собирают грибы, ягоды, делают заготовки на зиму, покупают теплую одежду, утепляют свое жилье и т. п.

Воспитатель : Сегодня я получила письмо из деревни. Послушайте, что в нем написано.

«Здравствуйте, дорогие ребята! В этом году мы собрали замечательный урожай зерна, овощей и фруктов. Но кто-то разбросал весь собранный урожай . Помогите нам его собрать ». Но прежде, чем приступить к работе, необходимо отгадать загадки.

Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?

Дети : Овощи

Воспитатель : Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?

Дети : Фрукты.

Воспитатель : Где растут овощи?

Дети : В огороде.

Воспитатель : Где растут фрукты?

Дети : В саду.

Воспитатель : А сейчас давайте немного разомнемся. Дети встают в круг.

Хороводная игра «Урожай» .

В огород пойдем,

Урожай соберем. (идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем, («дергают» морковку)

И картошки накопаем, («лопатой копают» картофель)

Срежем мы кочан капусты (показывают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (руками показывают круг, гладят живот)

Щавеля нарвем немножко (показывают)

И вернемся по дорожке (берутся за руки и идут по кругу) .

Воспитатель : Овощи мы с вами собрали , давайте немного поиграем.

Подойдите к столу. Предлагаю вам попробовать сок, налитый в стаканчики. Но вы должны не просто выпить его, но и отгадать, из чего он сделан (фруктовый или овощной) . Игра «Угадай по вкусу» . На столе стоят стаканчики с соками. Дети пьют и определяют, какой это сок и из чего он сделан.

Воспитатель : Отдохнули, пора и за работу браться. Дидактическая игра «Собери картинку Овощи. Фрукты» .

Воспитатель : Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме. Давайте еще раз повторим, что приготовили люди к зимнему периоду в своих закромах

Дети перечисляют, что запомнили в ходе занятия, добавляют из личного опыта сведения о заготовке ягод, фруктов, овощей : соленые грибы, моченые яблоки, сушенные яблоки и груши, салаты из овощей, кетчупы, соусы. Варенье, повидло, джемы, компоты, соленые арбузы, сок, соленые кабачки, семечки, орехи и т. д.

Воспитатель : Что вам понравилось на нашем занятии? (ответы детей) . Спасибо! Вы хорошо сегодня поработали!


Словарь: овощной магазин, грядка, огород, сад, садовод, фруктовый, огуречный, свекольный, луковый, вишневый, сливовый, тыквенный, томатный.

Ход НОД

Воспитатель: Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. Если группировать эти картинки по какому-то признаку, то на какие две группы можно разделить эти картинки?

Дети: Овощи и фрукты.

Воспитатель: Где растут овощи?

Дети: На грядке, в огороде. (Выставляется картинка.)

Воспитатель: Как называется профессия человека, который выращивает овощи на больших полях?

Дети: Овощевод.

Воспитатель: Как называется магазин, ларек, лоток или отдел большого магазина, где продают овощи?

Дети: Овощной.

Воспитатель: Где растут фрукты?

Дети: В саду, на деревьях. (Картинка.)

Воспитатель: Как называется профессия человека, который разводит сад?

Дети: Садовод.

Воспитатель: Как называется магазин, ларек, лоток или отдел большого магазина, где продают фрукты?

Дети: Фруктовый.

Воспитатель: Как используют фрукты и овощи?

Дети: Варят компот, варенье, делают пюре, сок; сушат; делают начинку для пирожков; едят сырыми; готовят салат.

^ Дидактическая игра «Назови, не ошибись»

Картинки с разными овощами и фруктами стоят на доске «спинкой» к детям. Ребята называют овощи и фрукты, изображенные на картинках, которые указывает воспитатель (не по порядку).

^ Дидактическая игра «Большой - маленький»

Слова: помидор, огурец, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

Дидактическая игра «Овощной магазин»

Воспитатель. У меня яблоко. В магазине продают что? (Яблоки.) На прилавках много чего? (Много яблок.)

Слова: помидор, огурец, морковь, картофель, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

Физкультминутка

Количество стульчиков на один меньше количества детей. Ребята делятся на две группы: дети-«овощи» и дети-«фрукты». На команду водящего: «Овощи»!» дети-«овощи» меняются местами; на команду: «Фрукты!» дети-«фрукты» меняются местами. На команду: «Салат!» меняются местами все дети. Водящим становится тот ребенок, кому не хватило стульчика.

^ Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

В «Чудесном мешочке» лежат натуральные овощи и фрукты. Дети по очереди на ощупь узнают и называют их.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Яблоко, слива, помидор, груша.

Огурец, свекла, картошка, абрикос.

Персик, свекла, лимон, апельсин.

Морковь, капуста, редиска, виноград.

Баклажан, перец, ананас, редька.

Мандарин, айва, огурец, алыча.

^ Дидактическая игра «Разрезные картинки»

У каждого ребенка конверт с двумя картинками (овощ и фрукт), разрезанными на 5 частей (черно-белые изображения). Дети составляют картинки.

^ Дидактическая игра «Угадай»

Каждый ребенок описывает одну из составленных картинок, не произнося название овоща (фрукта). Остальные дети должны угадать овощ (фрукт).

Например: «Это овощ. Он красный, круглый, крупный, сочный». (Помидор.) и т.д.

^ Дидактическая игра «Названия соков»

Сок из огурца - огуречный сок

Сок из свёклы - свекольный сок

Сок из лука - луковый сок

Сок из помидоров - томатный сок

Сок из капусты - капустный сок

Сок из тыквы - тыквенный сок

Сок из моркови - морковный сок

Сок из яблок - яблочный сок

Сок из вишни - вишневый сок

Сок из сливы - сливовый сок

Сок из ананаса - ананасовый сок

Сок из граната - гранатовый сок

Сок из винограда - виноградный сок

Сок из груши - грушевый сок

Сок из персика - персиковый сок

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой у меня план. Давайте с вами попробуем составить рассказ – сравнение по плану.

Воспитатель: Что это?

Дети: Это яблоко и помидор.

Воспитатель: Где растут?

Дети: Яблоко растет на дереве, а помидор - на грядке.

Воспитатель: Цвет.

Дети: Яблоко зеленое, помидор - красный.

Воспитатель: Как используют?

Дети: Из них готовят салаты, сок.

(огурец, банан, свекла, мандарин и т.д.)

Воспитатель: Ребята, какие игры больше понравились на нашем занятии? Хотите на следующих занятиях еще поиграем.

^ НОД 7. ОСЕННИЕ ХЛОПОТЫ ЧЕЛОВЕКА.

Задачи:


  • познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян;

  • дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду;

  • развивать эстетическое восприятие окружающего;

  • формировать представление о роли воды в жизни растений;

  • упражнять в словообразовании;

  • воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.
Опыт «Вода нужна всем».

Материал к занятию: серия сюжетных картинок: 1.Трактор пашет землю. 2. Трактор с сеялками. 3. Комбайн убирает зерно и пересыпает его в грузовик; предметные картинки и трафареты по теме «Овощи»; картинки по теме «Лекарственные травы»; «цепочки развития» - цветы, деревья.

Словарь: пашет, сеялки, ржаной, пшеничный, хлебороб, зверобой, чабрец, душица, шиповник, навоз, перегной.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что было бы? (Птицы не успеют улететь на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснутся, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

Воспитатель: Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

Воспитатель: А как же готовятся люди к зиме? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это, прежде всего сбор урожая. (Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением уборки зерновых.)

Воспитатель: В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью же предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно всю зиму до весны. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна. Зерно обрабатывают специальными веществами, чтобы предотвратить плесень и гниль зерновых культур. Очень важно хранить зерно при определенной температуре и влажности, чтобы оно не потеряло свои ценные питательные качества. Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука - будут и макароны, и лапша, и рожки, и спагетти. Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенья, и пироги.

^ Дидактическая игра «Какой хлеб?»

Воспитатель: Какой бывает хлеб? (Ржаной, пшеничный, свежий, вкусный, черствый, душистый, ароматный.)

Воспитатель: Для того чтобы получить какое-то изделие из муки, необходим труд многих людей. Есть пословица: «Хлеб - всему голова» («голова» в этой пословице имеет смысл «главный», то есть хлеб - главный продукт питания на столе в любое время приема пищи, поэтому к хлебу нужно относиться бережно). О хлебе говорят: «Берегите хлеб! Хлеб - наше богатство!»

^ Дидактическая игра «Назови слова, в которых есть одинаковая часть»

Хлеб - хлебушек, хлебец, хлебница, хлебороб, хлебопекарня.

Воспитатель: Позаботился человек о зерне, теперь об овощах пора подумать. Ребята, какие овощи собирают на полях?

Дети: Помидоры, огурцы, баклажаны, картофель, свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, репу, редьку и др.

Воспитатель: Расскажите, какие овощи вы помогали собирать в деревне и на даче. (Рассказы детей).

^ Физкультминутка «В огороде»

В огород пойдем, Дети идут по кругу, держатся за руки.

Хоровод заведем.

В хоровод возьмем редиску, Приседают, держатся за руки.

С ней присядем низко-низко.

В хоровод возьмем морковку Пляшут, держат руки на поясе.

И с морковкой спляшем ловко.

Вверх потянемся с лучком, Тянутся вверх, поднявшись на носочки.

Побежим за кабачком Бегут по кругу друг за другом.

И поскачем по дорожке, Скачут по кругу друг за другом.

Как зеленые горошки.

Воспитатель приглашает детей к столу для опыта.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы с вами не будем поливать растения? (Они засохнут без воды, листики увянут, не будет урожая.)

Воспитатель: Вода необходима для жизни и роста растений. Давайте с вами понаблюдаем. Возьмем две горошины, Одну из них поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце в сухую ватку. Блюдца поставим на подоконник. В какой горошине появится росточек, а в какой – нет? Почему? В результате этого наблюдения дети наглядно убедятся в роли воды в развитии, произрастании растений.

Воспитатель: Как хранят овощи зимой?

Дети: Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, горький перец сушат на веревке, грибы сушат в гирляндах, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту квасят в бочках и т. д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. (Предлагает детям трафареты.)

Воспитатель: Давайте и мы заготовим овощи на зиму.

^ Дидактическая игра «Заготовь овощи на зиму»

Дети наклеивают овощи на заготовки: картошку - в мешках, огурцы и помидоры - в банках, капусту - в бочке, перец - на ниточку, грибы - на ниточку, лук и чеснок - в косы и т.д.)

Воспитатель: Вот как хорошо мы потрудились! Весь урожай на зиму заготовили.

Воспитатель: Однажды зашла я в деревне к бабушке, вижу, у нее много в доме разных пучков трав висят - сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат. Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся. Хотите, расскажу, какие травы приготовила бабушка? (Воспитатель рассказывает про целебные свойства зверобоя, чабреца, душицы, ромашки, мяты, крапивы, липы, березовых листьев, плодов шиповника, боярышника, красной и черной рябины и др.) Хорошо в холодный, морозный вечер посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом. Все хвори уйдут сразу в сторону.

Воспитатель: А у вас в семье заготавливают лекарственные травы? Кто помогал их собирать? (Рассказы детей).

Воспитатель: Овощи заготовили, травы собрали. Больше нечего делать человеку осенью?

Воспитатель: Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля ухода требует, бережного отношения. Крестьяне поля вспахивают, а затем сеют озимые. В деревнях и на дачах люди убирают высохшую ботву, листья, плети, сжигают все, золой удобряют почву. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные удобрения) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить стволы от вредных грызунов и морозов. Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарников и цветов. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть саженцы кустарников и многолетних цветов.)

^ Дидактическая игра «Цепочки развития»

Дети должны выстроить последовательность картинок, на которых изображен путь развития растений (семечко – росток – цветок в бутоне). Можно использовать картинки с сезонными изменениями в жизни деревьев (ветка без листьев – ветка с первыми листочками – ветка с ягодами - ветка с осенними листьями)

Воспитатель: Ребята, много работы осенью у человека на земле. А дома что надо делать, чтобы подготовиться к холодам?

Дети: В деревне утеплить коровники, курятники, приготовить дрова и уголь для отопления дома. В городе - отремонтировать трубы, батареи, оклеить окна, утеплить двери.

Воспитатель: Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

Дети: Отремонтировать или купить новые шубу, шапку, обувь, варежки и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме. Давайте еще раз повторим, что приготовили люди к зимнему периоду в своих закромах. (Дети перечисляют то, что запомнили в ходе занятия, добавляют из личного опыта сведения о заготовке ягод, фруктов, овощей: соленые грибы, моченые яблоки, сушеные яблоки и груши, салаты из овощей, кетчупы, соусы, варенье, повидло, джем, компоты, соленые арбузы, сок, соленые кабачки, семечки, орехи и т. д.)

Воспитатель: Спасибо тебе, земля-матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая. (Дети говорят хором.)
^ НОД 8. ВИКТОРИНА «ОСЕНЬ.

Задачи:


  • закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе;

  • развивать наблюдательность, развивать связную речь;

  • активизировать словарь по данной теме;

  • воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познать её тайны.
Материал к занятию: письмо от зайца оклеенный осенними листочками; предметные картинки с разнообразными приметами; черно-белой вариант пейзажа; цветные карандаши; силуэты людей разного возраста и модели разнообразной одежды; фишки.

Словарь: осенние листья – багряные, золотые, коричневые, пасмурно, дождливо, холодно.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, к нам пришло необычное письмо.(Дети рассматривают конверт необычной формы, оклеенный осенними листочками)

Воспитатель читает:

Куда: Детский сад

Кому: Детям старшей группы

От кого: От зайца из пригородного леса

«Здравствуйте, дорогие ребята!

На заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор. Одна половина зайцев считает, что уже пора менять летнюю шубку на зимнюю, а другая половина зайцев доказывает, что еще рано, до зимы далеко. Одни показывали, что небо уже хмурое, а другие, что трава еще зеленая. Одни говорили, что осень уже наступила, а другие спорили, что осень еще далеко. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, ребята! Вы уже взрослые, умные, много в детском саду узнали. Объясните нам, далеко ли осень и скоро ли она будет в нашем лесу. Предоставьте нам убедительные доказательства. Ведь менять шубки - для зайцев дело непростое! Надеемся на вашу помощь.

Заячье собрание из пригородного леса»

Воспитатель удивляется, что, действительно, у зайцев из пригородного леса серьезные проблемы.

Воспитатель: Ну, что, предоставим заячьему собранию убедительные доказательства? (Дети соглашаются.)

Воспитатель: Мы, как на заячьем собрании, разделимся на две команды. Одна команда будет спорить с другой, и доказывать, наступила осень или нет.

^ Дидактическая игра «Приметы осени »

Детям предлагается набор картинок. Дети выбирают себе карточки,

доказывают что именно эта карточка соответствует осени:

солнце светит

облака серые

дуб зеленый

яблоня с яблоками

астры цветут шиповник поспел

воробьи летают ласточки улетели на юг

муха летает бабочки

спрятались под листики

поле зеленеет озимыми

урожай овощей

^ Дидактическая игра «Интервью у пернатых друзей»

Каждая команда рассказывает, что им поведали птицы (по вопросам).

Строят ли птицы сейчас гнезда?

Откладывают ли яйца?

Подросли ли птенцы?

Когда собираются улетать в теплые края?

Воспитатель: А теперь третье задание.

Татьяна Озерова
Экологическое занятие в старшей группе на тему «Осенние хлопоты человека»

На экологическом занятии "Осенние хлопоты человека " дети старшей группы знакомятся с осенними приготовлениями человека к зиме на огороде , в саду;знакомятся с посадкой деревьев и цветов в осенний период . Также дети учатся тому,как нужно готовиться к зимним холодам в городе и деревне. Очень важно, чтобы дети понимали и осознавали, что им нужно помогать своим родственникам готовиться к зиме. А если помощи детей не будет,то как же мы будем зимовать?замерзнем и погибнем от голода?Обычно дети старшей группы это понимают и стараются помогать своим родственникам. А когда приходят в детский сад рассказывают детям и воспитателям. Экологическое занятие в старшей группе на тему : «Осенние хлопоты человека »

Цель : дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде , в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников , цветов в осенний период , с заготовкой семян; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, давайте представим, что сразу же после лета наступила зима. Что было бы? (птицы не успеют улететь на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов).

Воспитатель : Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью , постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся : и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме. А как вы думаете, как люди готовятся к зиме? (ответы детей) .

Воспитатель : Это прежде всего сбор урожая (Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением уборки зерновых). В жаркие дни лета убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью же предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму до весны. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна. Зерно обрабатывают специальными веществами, чтобы предотвратить плесень и гниль зерновых культур. Очень важно хранить зерно при определенной температуре и влажности, чтобы оно не потеряло свои ценные питательные качества.

Богаты закорма земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами : манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями и т . д. Будет сохранено зерно зимой- будет и мука, будет мука- будут и макароны, и лапша, и рожки, и спагетти. Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенья, и пироги.

Воспитатель : Позаботился человек о зерне , теперь и об овощах пора подумать. Ребята, какие овощи собирают на полях (помидоры, огурцы, баклажаны, картофель, свеклу и т. д) . Расскажите, какие овощи вы помогали собирать в деревне или на даче? (рассказы детей) .Как в вашей семье хранят овощи зимой? (картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, горький перец сушат на веревке, грибы сушат в гирляндах, огурцы и помидоры засаливают, капусту квасят в бочках). Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. (Воспитатель предлагает детям трафареты) .Давайте и мы заготовим овощи на зиму. (дети наклеивают овощи на заготовки : картошку – в мешки, огурцы и помидоры в банки; капусту в бочки; перец на ниточку; лук и чеснок в косы и т. д)

Воспитатель : Вот как хорошо мы потрудились! А теперь давайте отдохнем. (детям предлагается физкультминутка «Собираем урожай» )

В огород пойдем (маршируем на месте)

Урожай соберем (идем, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем (таскаем)

И картошки накопаем (копаем)

Срежем мы кочан капусты (срезаем)

Круглый, сочный, очень вкусный (показываем)

Щавеля нарвем немножко (рвем)

И вернемся по дорожке (идем, взявшись за руки) .

Воспитатель : Однажды зашла я в деревне к бабушке и вижу, у нее в доме много разных пучков трав висят- сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат. Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся. Хотите, расскажу, какие травы приготовила бабушка? (воспитатель рассказывает про целебные свойства зверобоя, чабреца, душицы, ромашки, мяты, крапивы, липы идр.)Хорошо в холодный, морозный вечер посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом. Все хвори уйдут сразу в сторону.

Воспитатель : Ну вот овощи мы с вами заготовили, травы собрали. Как вы думаете, что еще нужно делать человеку осенью (ответы детей)

Правильно, работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля ухода требует, бережного отношения. Крестьяне поля вспахивают, а затем сеют озимые. В деревнях и на дачах люди убирают высохшую ботву, листья, сжигают все, золой удобряют почву. Осенью разбрасывают по земле удобрения и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники , обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить стволы от вредных грызунов. Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарников и цветов . (Воспитатель предлагает детям рассмотреть саженцы кустарников и многолетних цветов).

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что нужно делать дома чтобы подготовиться к холодам (в деревне нужно приготовить дрова и уголь для отопления дома, а в городе- отремонтировать трубы, батареи, оклеить окна, утеплить двери).

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо ? (отремонтировать или купить новую одежду и обувь) . Молодцы ребята! Мы с вами хорошо подготовились к зиме. Давайте еще раз повторим, что приготовили люди к зимнему периоду в своих закромах (дети перечисляют то, что запомнили в ходе занятия ) .

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего блога!

Месяц август подходит к концу, а вместе с ним и лето. И мы постепенно переходим на тему . А начнём мы с нового поста о том, что делают люди осенью и как рассказать об этом ребёнку. Немного позднее выйдет и презентация на эту тему.

Осенью у людей много забот и много работы. Ведь осень – это пора сбора урожая.

Именно осенью в садах созревает много фруктов и ягод – сливы, яблоки, груши, рябина, клина и другие.

На полях идёт сбор урожая. Хлеба убирают специальными машинами - комбайнами.

А в огороде зреют овощи — свекла, морковь, картофель, капуста, кабачки, перец и так далее. Нужно успеть собрать весь урожай с огородов, садов и полей, и подготовить его для долгого хранения зимой.

Осенью многие люди устремляются в лес за осенними дарами – грибами и ягодами. В лесу зреют такие грибы — опята, подберезовики, подосиновики, белые, сыроежки. И ягоды — морошка, брусника, клюква.

Осенью у хозяек в разгаре пора заготовок фруктов, ягод, овощей и грибов на зиму. Они квасят, солят, сушат, консервируют,
замораживают – словом, делают запасы на долгую зиму и весну.

А ещё осенью нужно подготовить землю на полях и огородах к зиме. Перед весной земля должна отдохнуть – её перекапывают и вносят полезные вещества – удобрения.
И делают это именно под зиму, чтоб подготовить землю к весенней посадке и следующей осенью собрать хороший урожай.

А ещё, вспаханная земля хорошо промёрзнет за зиму и в ней погибнет больше вредных насекомых и сорных растений.

А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т.д.

Саженцы деревьев и кустарников лучше пересаживать тоже осенью.

Также, осенью люди занимаются уборкой своих дворов, улиц — ведь так много листьев опадает с деревьев в осенний период. А стволы деревьев внизу белят известью – так зимой зайцы не будут обдирать с них кору.

Вот сколько интересного можно поведать своим детишкам о том, что делают люди осенью.

А скачать иллюстрированную презентация с этим текстом вы .

С Уважением.
Елена Медведева.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх