Кто относится к детям, оставшимся без попечения родителей. Государственная защита этих граждан

Дети, которые в связи с жизненными обстоятельствами остались без родительского внимания и заботы, должны быть обеспечены защитой государственных органов. Их определяют в приемные семьи либо в специализированные учреждения, где за ними будет осуществляться надзор и уход. Кроме того, несовершеннолетние в данном случае не считаются сиротами, а только детьми, которые остались без родительского попечения, потому что законные представители ограничены или лишены прав, не исполняют свои обязанности. Сиротой можно назвать только того ребенка, который потерял и отца, и мать, потому что они умерли.

Определение

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который остался без заботы, внимания и материального обеспечения последних, в связи с тем, что они были лишены или ограничены в правах на него, уклоняются от воспитания, длительно отсутствуют, не забирают его из образовательного учреждения.

Вопросами по устройству таких детей в приемные или патронатные семьи либо в специализированные учреждения занимаются государственные социальные службы. Они должны выявлять таких несовершеннолетних, вести их учет, а также осуществлять контроль за их дальнейшей жизнью, питанием и развитием, если последние были переданы для воспитания другим людям.

Устройство

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определяются в специализированные учреждения для того, чтобы они могли нормально питаться, развиваться и получать образование.

Существует несколько форм для устройства несовершеннолетних:

  • опека или попечительство;
  • усыновление, удочерение;
  • патронатная или приемная семья.

В случае если такие возможности определения детей отсутствуют, то они должны быть переданы в специальные учреждения. Последние могут быть следующих видов:

  • детские дома;
  • интернаты;
  • социально-реабилитационные центры и приюты.

Ст. 155 кодекса о семейных отношениях говорит о том, что перечень таких учреждений может быть также дополнен иными некоммерческими организациями, которые будут осуществлять свои главные функции в виде надзора за такими несовершеннолетними.

В данном случае помощь детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивается государством в лице специальных социальных служб, которые занимаются их устройством в приемные и патронатные семьи, а также в специализированные интернаты и временные приюты.

Сроки

Органы опеки вправе определить несовершеннолетних в указанные учреждения для постоянного или временного проживания.

В том случае, когда ребенок помещен в детский дом на неустановленный период, то все обязанности по уходу, питанию и его содержанию ложатся на данную организацию.

Если же несовершеннолетнего определили в интернат временно, то за законными представителями, опекунами, попечителями сохраняются все права. При этом у данных лиц обязательно должны быть уважительные причины (тяжелое заболевание, длительная командировка), в связи с которыми они не могут должным образом следить и ухаживать за детьми.

В независимости от того, временно или постоянно ребенок будет находиться в специализированном учреждении, органы опеки составляют соответствующий акт при его передаче в указанную организацию.

Главные обязанности

На органы опеки возложены следующие функции:

  • обеспечение устройства несовершеннолетнего в специализированную организацию, где он будет получать образование, находиться под присмотром и на полном содержании;
  • осуществление контроля за деятельностью учреждения, где проживают маленькие граждане.

До того момента, пока ребенок не станет совершеннолетним, он будет находиться под их пристальным вниманием и надзором.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, полностью ложится на органы опеки, которые таким образом выполняют свои главные функции.

Помощь

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний гражданин, который вправе получать питание, образование и жилье от государства, потому что он лишился заботы родных и близких людей. Подобную помощь детям оказывают государственные органы, которые их передают в специализированные приюты и интернаты. Для этого и существуют социальные службы. Кроме того, каждый неравнодушный человек может помочь детям, обратившись для этого в специализированное учреждение.

Данные

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который находится в банке учета детей, которые нуждаются в помощи и защите. Для того чтобы получить какую-либо информацию о несовершеннолетних либо при желании их взять для воспитания в семью, необходимо обратиться к региональному оператору. На сайте банка есть анкеты малышей, вместе с фотографиями и краткими сведениями.

Данные о детях, оставшихся без попечения родителей, существуют для учета специализированными органами, которые осуществляют контроль за ними, а также для реализации прав граждан, желающих взять ребенка для воспитания в семью или усыновить.

Формы

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который нуждается в заботе и помощи государства. В данном случае его определением в интернат или приют будут заниматься специализированные органы.

Существует несколько форм устройства несовершеннолетних, лишившихся поддержки близких людей:

  • усыновление или удочерение, которое производится после оформления всех необходимых документов, представляет собой принятие ребенка на правах кровного родства, после чего от него уже невозможно отказаться;
  • опека - устанавливается над малышом до 14 лет, после этого возраста возможно только попечительство; подразумевают под собой проживание несовершеннолетнего с людьми в их доме под постоянным контролем социальных служб;
  • приемная семья - малолетние передаются гражданам после оформления договора; заменяет нахождение последних в специальной организации.

Поддержка государства

Права детей, оставшихся без попечения родителей, ни в коем случае не должны быть нарушены. Поэтому существует государственная поддержка, направленная на их защиту. Дети в данном случае имеют следующие права:

  • на образование;
  • на медицинское обслуживание;
  • на получение жилья;
  • на осуществление трудовой деятельности.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с помощью государственных органов опеки, благодаря которым ребенок сможет обрести новую и крепкую семью, которая лучше прежней сможет позаботиться о нем и его будущем.

Труд

Несовершеннолетние граждане, лишенные родительского попечения, при обращении в службу занятости должны быть поставлены на учет в качестве безработных с назначением пособия, которое будет соответствовать уровню средней зарплаты региона. При этом данные лица имеют право пройти профессиональную подготовку с назначением стипендии. Кроме того, если при трудоустройстве работодатель нарушит их права, то он будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Медицинское обслуживание

Детям, оставшимся без родительского попечения, и сиротам гарантируется бесплатная помощь в случае их болезни. Кроме того, они имеют право на лечение за пределами РФ при наличии достаточных медицинских показаний после обследования, которое будет проведено за счет денег из федерального бюджета. Также указанные несовершеннолетние граждане направляются в оздоровительные лагеря на безвозмездной основе.

Получение жилья

Дети, которые остались без попечения родителей, и сироты должны находиться в специализированных учреждениях, в которых за ними будет осуществляться надзор и контроль со стороны органов опеки. После достижения указанными лицами 18 лет, они имеют право на предоставление им благоустроенного жилья. Кроме того, оно должно быть в состоянии, пригодном для проживания. Возможность получения жилья сохраняется за данными лицами даже после исполнения последним 23 лет.

Судебная защита

В том случае, если нарушаются права детей, оставшихся без родительского попечения, и сирот, то их законные представители и прокурор вправе обратиться в вышестоящие инстанции для восстановления социальной справедливости. При этом данные граждане могут обратиться в суд, который находится по их месту жительства.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется профессиональными юристами на безвозмездной основе, потому что такое правило установлено законодательством РФ.

Прокурор при обращении в судебный орган всегда исходит из того, что граждане из тех детей, которые лишились родителей, в силу своего трудного материального положения не могут самостоятельно сделать этого. Кроме того, они нуждаются в защите государства.

Организации

Виды учреждений для детей, которые лишились родительского попечения, достаточно сильно отличаются друг от друга, и каждое имеет свое назначение.

К организациям, где содержатся несовершеннолетние, относятся:

  • образовательные, где они обучаются и воспитываются;
  • социального обслуживания, в случае наличия у ребенка выраженных умственных и физических недостатков;
  • системы охраны здоровья.

Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда могут обеспечить им полноценное образование и развитие, поэтому органы опеки всегда стараются найти для каждого такого малыша хорошую семью.

Данные организации существуют нескольких видов:

  • социальный приют предназначен для временного пребывания;
  • дом ребенка, куда помещаются малолетние до трех лет, в том случае если их оставили после рождения, для помощи матерям-одиночкам;
  • школа-интернат, где несовершеннолетние проживают и учатся;
  • детский дом - специализируется как учреждение для ребят различного возраста.

Кроме того, не сильно впечатляют темпы устройства маленьких граждан в семьи. Поэтому число детей, оставшихся без попечения родителей, становится все больше. Также не каждого ребенка можно взять для воспитания в семью в связи с различными медицинскими показаниями, иногда ему лучше будет находиться под контролем специалистов коррекционного учреждения.

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу, даже самому гуманному, богатому и цивилизованному. К этому явлению нельзя привыкнуть, но с ним приходится мириться. Намного сложнее спокойно относиться к тому, что с каждым годом при живых родителях становится все больше сирот, так называемых социальных сирот.

Деформация нравственных ценностей, распространение пьянства, жестокости и насилия в семье - все эти факторы повлекли за собой увеличение численности родителей, лишенных родительских прав, и, соответственно, детей, вынужденных воспитываться в детских домах и школах-интернатах, а также детей с отклонениями в умственном или физическом развитии, детей-инвалидов.

Безразличие, царящее во взаимоотношениях между государством и гражданином, к сожалению, иногда отражается на отношении родителей к своим детям. Подростковый возраст - последний период пребывания большинства детей в учреждениях интернатного типа.

В 16-17 лет они покидают школу-интернат и вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычных опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к встрече с действительностью. Процесс социализации ребенка, т. е., становления человека как общественного существа, - один из важных факторов формирования личности наряду с достижением определенного уровня физиологического и психологического развития человеческого организма. Он включает в себя ряд аспектов, существенных с точки зрения взаимодействия ребенка с окружающими:

1. Социальное познание:

a. знание о самом себе;

b. знание о взаимоотношениях с другими людьми;

c. усвоение социальных и культурных ценностей;

d. знание о структуре общества и роли отдельных социальных институтов и т. д.

  • 2. Овладение определенными навыками практической деятельности, включая как предметный мир, так и сферу социальной деятельности.
  • 3. Интериоризация, т. е., усвоение индивидом определенных норм, ценностей, установок, ролей и т. п. - социальных регуляторов, которые обеспечивают соответствие поведения индивида образцу, задаваемому требованиями общества, а точнее, требованиями конкретного социального окружения.
  • 4. Выработку на основе полученных знаний собственной системы ценностных ориентаций, представлений, установок, взглядов и т. п.

В результате этого процесса у индивида складываются системы внутренних регуляторов поведения и социальной ориентации. Социализированный на данном этапе подросток способен сделать осознанный выбор жизненной дороги, определить свою будущую профессии, способен организовать свой досуг, личную жизнь и наладить взаимоотношения с членами той микрогруппы, куда он попадет после окончания школы-интерната.

Таким образом, полноценная, положительная и устойчивая социализация подростков и ребят старшего школьного возраста, воспитывающихся в школах-интернатах для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, должна способствовать оптимизации процесса дальнейшего формирования личности индивидов, а также их интеграции и адаптации в обществе.

Характерная особенность подросткового возраста состоит в том, что в это время наблюдается пик асоциального, отклоняющегося поведения. Подростки наиболее ранимы, восприимчивы к различному патогенному влиянию. Не все дети успешно преодолевают «барьер» вхождения во взрослую жизнь, находят свое место в обществе, тем более дети, лишенные нормальной семейной атмосферы, несущие в себе груз пережитых трудностей конфликтов, потерь. Как известно, нынешние дети, находящиеся на попечении государства, в подавляющем большинстве (80-90%) имеют живых родителей, которые либо оставили их в родильных домах, либо лишены родительских прав, либо находятся в местах лишения свободы, либо оставили детей, и их местонахождение неизвестно.

Многие дети до того, как попали в школу-интернат прошли суровую школу жизни, полную лишений. В результате в детских домах и школах-интернатах оказался сосредоточенным весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой - ярко выраженной социальной, психической. Дети, пребывающие в учреждениях интернатного типа, в большей степени, чем их обычные сверстники, подвержены тревожности, депрессии, страху, интеллектуальным расстройствам.

К тому же, как известно, часть детей имеет диагноз: задержка психического развития. Для воспитанников детских домов и школ-интернатов переходный возраст осложняется еще и тем, что они ощущают себя неудачниками уже по обстоятельствам своего рождения. Они не добиваются достаточного успеха в процессе обучения и общения. А неудачники, как известно, составляют группу риска, пополняют ряды тех, кто населяет колонии, тюрьмы, психиатрические больницы.

У социальных сирот не развита волевая саморегуляция, т. е., способность управлять своей эмоциональной сферой, поведением, общением, деятельностью. Но в условиях коллективного воспитания способность к саморегуляции не имеет благоприятной почвы.

Эмоциональная сфера детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, искажена с самых ранних этапов контакта с внешней средой. Ребенок, интуитивно чувствующий свою заброшенность, незащищенность, стремится к общению с любым человеком, однако часто затрудняется в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в «чтении» чужих эмоций. Саморегуляция связана и со сферой сознания, которое формируется под влиянием жизненного опыта, опыта общения с другими людьми, в процессе усвоения любой информации, поступающей извне. Таким образом, неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. В основе агрессии лежит потребность в самоутверждении, лидерстве, власти над другими людьми, которая может быть нейтрализована дружелюбием ребенка, его умением дружить и ценить дружбу. Все дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу людей. Они постоянно находятся в особых социально-психологических условиях, создающих эмоциональное напряжение, тревожность и усиливающих агрессию.

Дети интуитивно понимают, что могут полагаться только на себя, а потому стремятся утвердиться через нарушение норм, дерзость, насилие. В условиях воспитания детей в учреждениях интернатного типа воспитанники обособлены от внешнего мира, их деятельность регламентирована внутренним распорядком дня, установленным режимом учебы и отдыха. Все занятия проводятся под руководством взрослых.

Детям не предоставляется возможность сделать самостоятельно осознанный выбор того или иного вида деятельности.

Поэтому ученики, как правило, проявляют инициативу в нахождении способов неподчинения, игнорирования правил, моральных норм. Все эти нарушения не приносят блага самим воспитанникам, а являются лишь демонстрацией самостоятельности, способом удовлетворения потребности в самоутверждении.

Начиная самостоятельную жизнь и попадая в условия свободы от внешней регуляции и контроля, они теряются, поскольку привыкли не создавать для себя нормативы поведения, деятельности, а нарушать их. Поэтому для них более понятны и привлекательны «нарушители норм», молодежные группировки преступной направленности.

Дезадаптация в микро- и макросреде, вызванная психическими особенностями и условиями жизни, требует социально-педагогической и психологической поддержки. Все школы-интернаты, детские дома должны иметь штатного социального педагога и психолога, а в лучшем случае - службу медико-психологической реабилитации воспитанников, которая выявила бы особенности детей, проводила бы психодиагностику, вела бы наблюдения за ними, разрабатывала индивидуальные программы социально-психологической помощи, коррекции поведения и обучения.

Специфический тип общения в закрытом детском учреждении создает особый характер поведения воспитанников во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Особенность их жизни, когда они поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и с одной и той же группой ребят, с одной стороны, должна способствовать эмоциональной стабильности, защищенности, а с другой - нельзя не видеть недостатков подобного образа жизни.

Он не способствует развитию навыков общения с «домашними» детьми, умению наладить отношения с незнакомым взрослым, адекватно реагировать на ситуацию, оценивать свои качества и качества другого человека для избирательного и дружеского общения.

У воспитанников школ-интернатов не удовлетворены многие социальные потребности, например в неформальном общении, самоутверждении, во взрослом как идеале и др.

Им не хватает социальной и эмоциональной уверенности, у них отсутствуют реальное представление о жизни, правильная нравственная оценка окружающей действительности.

У выпускников школ-интернатов развит страх перед самостоятельной жизнью. Преодолеть у воспитанников недоверие и боязнь внешнего мира можно, как считают педагоги, только через человеческое участие, интеграцию с «домашними детьми», обучение их в обычных школах, а также через сотрудничество с производственными предприятиями, организациями, учреждениями, которые дали бы возможность трудоустройства и способствовали бы адаптации детей в обществе.

Практическим шагом в этом направлении могло бы стать создание при школах-интернатах клубов, кружков, секций, где занимались бы и дети из окрестных домов. Общение с благополучными детьми создавало бы атмосферу таких взаимоотношений и норм поведения, при которых интернатские дети не чувствовали бы себя отверженными. Дети из интернатных учреждений нуждаются не только в расширении социальных связей, но и в психологическом обособлении.

Возможность побыть в одиночестве, уединении необходима для внутреннего сосредоточения, для развития самосознания. Отсутствие свободного помещения, условий для самоанализа и самопознания стандартизирует определенный тип личности. На заданный учителям и воспитателям школ-интернатов вопрос: «Чего больше всего не хватает вашим воспитанникам?» были получены такие ответы: «Возможности уединиться», «Своей собственности», «Комнаты психологической разгрузки». При этом по статистическим данным, на 28 детских домов приходится лишь 17 психологов.

Некоторую озабоченность вызывает физическое здоровье воспитанников. Состояние здоровья детей - залог их общего самочувствия. При этом важны не только объективные показатели, но и самооценки, самоощущения самих детей, привычность, обыденность их физического состояния. Дети-сироты ждут от окружающих долговременных человеческих взаимоотношений, искреннего интереса, общения. Монополия на обучение и воспитание детей-сирот не должна принадлежать только детскому дому или интернату. Двери их должны быть открыты для всех, кто пришел протянуть руку помощи, для сверстников из обычных семей, их родителей, представителей учебных и трудовых коллективов. Иными словами, ответственность за детей, лишенных родительской опеки, следует разделить между всеми членами общества. По словам одной из учительниц, сегодня, если не милосердие и сострадание, то хотя бы разумный эгоизм должен возобладать в нашем обществе по той простой причине, что значительное число воспитанников школ-интернатов и детских домов, по существу, составляют «группу риска».

К сожалению, свое милосердие пока чаще проявляют граждане других стран. Имеется в виду помощь со стороны зарубежных государств, которая, конечно, заслуживает благодарности. Однако и среди наших сограждан, думается, нашлись бы (и находятся) люди, желающие поддержать нуждающихся, в том числе и детей-сирот.

Немало проблем у бывших воспитанников школ-интернатов и детских домов связано с их слабой трудовой и профессиональной подготовкой. Государство делает все возможное, чтобы защитить осиротевших ребят от раннего одиночества, обеспечить им спокойное детство, приблизить условия проживания в школах-интернатах к семейным.

Однако воспитание в духе патернализма не стимулирует формирование таких важных качеств, как адекватное восприятие себя, осознание своей функции в обществе, желание быть полезным людям. У детей часто проявляется иждивенческая позиция, отсутствуют бережливость, ответственность, настойчивость, терпение (последнее качество у своих подопечных отметили лишь 5,7% педагогов). Дети пока во всем полагаются на общество и государство или зарубежных попечителей.

Все это подтверждает мнение некоторых ученых о том, что воспитанникам закрытых учебных учреждений свойственен психологический инфантилизм, обусловленный отсутствием реального видения собственной жизни. У них отсутствует реальное представление о своих способностях и возможностях, а также об адекватных им путях реализации своих интересов, мечтаний и устремлений, детям присуще неумение планировать свою жизненную программу.

Учителя и воспитатели считают: чтобы подготовить воспитанников к будущей самостоятельной жизни, следует отказаться от методов воспитания и обучения, формирующих человека, полностью зависящего от государства, и ориентировать их на проявление самостоятельности, выработку практических навыков во всех сферах человеческой жизни. Важно научить детей рассчитывать, прежде всего, на себя, пробудить в них желание зарабатывать деньги, а не получать.

Для этого ко времени выхода в самостоятельную жизнь они должны обладать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для нормальной адаптации в обществе. Отсюда в разряд первоочередных задач выдвигается непосредственное и более раннее включение детей в трудовую деятельность. Трудовое воспитание и профессиональное обучение должны быть основой всей работы школы-интерната.

Решение этой проблемы многие преподаватели и воспитатели видят в органическом соединении учебы с производительным трудом, участие в котором способствовало бы развитию у детей трудолюбия, ответственности, профессиональных навыков и умений. Практически это можно реализовать, объединив усилия школы и училищ и использовав материально-техническую базу последних для профессионального обучения воспитанников.

Надо признать, что выпускники школ-интернатов имеют невысокий образовательный уровень, а значит, и ограниченный профессиональный выбор. Для большинства из них реальным остается только один путь - в профессионально-техническое училище. При этом не учитываются ни возможность будущего трудоустройства, ни психофизические особенности и интересы учащихся. Настало время определить целесообразность такого подхода к профессиональному обучению выпускников школ-интернатов.

Немало ребят высказывают желание в будущем стать воспитателями, учителями, врачами, музыкантами, писателями и поэтами. Как утверждают педагоги, среди них есть и одаренные, талантливые дети, обладающие способностями к избранному виду деятельности. Но чтобы развить их природные данные, в распоряжение школ-интернатов необходимо предоставить производственные мастерские, приусадебные участки, экспериментальные лаборатории и многое другое, что позволило бы детям открыть многообразие жизни, попробовать свои силы в тех или иных видах деятельности, приобщиться к избранной профессии.

Иной должна быть и система обучения и воспитания - обеспечивать разносторонними программами и методиками, специальным дидактическим материалом, разнообразными видами наглядности для работы с детьми, имеющими разный уровень интеллектуальных способностей, мышления, восприятия. Причем обучение детей с задержкой психического развития обязательно должно быть индивидуальным.

Главное - найти для каждого из них интересное занятие и на этой основе приобщить к полезному труду, а затем и к профессии. Следуя требованию времени, весьма полезным было бы уделить внимание подготовке воспитанников к предпринимательской деятельности.

Сложной, по мнению педагогов, представляется задача подготовки детей в стенах государственных учреждений к будущей семейной жизни. Следует отметить, что для опрошенных ребят характерны положительные высказывания о семейной жизни, и все они мечтают о крепкой дружной семье. Более всего они опасаются повторить путь своих родителей. Однако реализация их добрых устремлений в сфере семейно-брачных отношений является весьма проблематичной.

Как правило, бывшие воспитанники детских домов и интернатов сталкиваются с серьезными трудностями при создании своей собственной семьи. Они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, имеют множество проблем в общении с супругом, в результате их брак зачастую заканчивается неудачей. Объясняется подобное обстоятельство прежде всего отсутствием у детей-сирот положительного семейного опыта, зримых примеров для подражания в реальной семейной жизни, не сформированность семейно-ролевых ценностей.

Далее, другая сторона семейных неудач бывших воспитанников государственных учреждений объясняется тем, что им самим практически не предоставляется возможность проявить бескорыстие, соучастие, любовь, заботу, пожертвовать чем-то ради другого, оделить его теплотой и радостью. Как бы ни были привязаны дети к своим иностранным «мамам», как бы ни радовались их письмам, телефонным звонкам и подаркам, привязанность эта, по мнению педагогов, - потребительская, как к источнику всяких радостей и благ. По настоящему близкими людьми дети считают своих кровных родственников - бабушек, дедушек, братьев, сестер и беспутных родителей.

Педагоги и воспитатели в восприятии ребят - это не замена родителей, а просто окружающая среда, к требованиям которой надо как-то приспособиться. Большинство ребят (75%) все же хотели бы жить дома. Учитывая этот факт, некоторые педагоги высказали свое мнение о необходимости сохранения, насколько это возможно, связей детей со своей кровной семьей. При этом, однако, важно обеспечить постоянный социальный контроль за родителями, лишенными родительских прав.

Самое лучшее, что государство могло бы сделать для социальных сирот - это вернуть им семью. Для этого необходимо, работая с детьми по коррекции их поведения, одновременно работать с родителями: помочь избавиться от алкогольной зависимости, с трудоустройством, научить любить своих детей. Задача эта не из легких. Она требует длительных усилий и определенных материальных затрат. Но сводить роль государства в защите детей только к изъятию их из семьи - дело бесперспективное, так как, по сути, не решает проблемы социального сиротства.

При подготовке воспитанников к будущей семейной жизни не следует игнорировать отрицательный семейный опыт детей, а, отталкиваясь от него, подводить их к пониманию причин неблагополучия в семьях и показывать возможные позитивные способы решения семейных проблем.

Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, - это дети, не приученные самостоятельно заботиться о себе, о своих личных и бытовых проблемах. Привыкшие все время жить коллективно, они просто физически не способны выдержать одиночества. У многих из них отсутствует чувство ответственности за свое будущее. Таким образом, каждый выпускник школы-интерната нуждается в помощи и поддержке хотя бы в первые 3-5 лет самостоятельной жизни, трудоустройстве, обеспечении жильем.

Однако в сложных социально-экономических условиях действующие по отношению к социальным сиротам государственные гарантии, к сожалению, не стабильны, например жилищная.

По выходе из школы-интерната выпускники оказываются перед пугающей альтернативой: либо возвращаться в ту домашнюю криминогенную среду, от которой их когда-то спасли, либо идти на улицу, пополняя ряды бомжей и потенциальных преступников. Одни педагоги считают, что надо продлить пребывание воспитанников в школе-интернате до исполнения им 18 лет, чтобы школа «подольше оставалась их домом», «дала им больше знаний», «помогла достичь своих целей», «научила честно зарабатывать и правильно тратить деньги».

Другие предлагают открыть общежития при интернатных учебных учреждениях для временного проживания бывших воспитанников. Тем самым переход во взрослую жизнь был бы постепенным и менее болезненным. По мнению третьих, выпускникам детских домов и школ-интернатов необходим социальный наставник, который бы руководил их приобщением к взрослой жизни, оказывал бы им помощь в решении личных, бытовых, жилищных и других вопросов.

Чтобы преодолеть «ущербность» социализации воспитанников интернатных учреждений, подготовить их к новым условиям взрослой жизни, трудовой и социальной деятельности, нужно приблизить условия жизни в школе-интернате к семейным, обеспечить чуткое и внимательное участие взрослых в жизни детей, увеличить число эмоциональных контактов между детьми, детьми и взрослыми в процессе совместной творческой деятельности, расширить круг общения воспитанников со своими сверстниками из благополучных семей, представителями учебных заведений, учреждений, организаций.

В связи с проблемой профессионального определения необходимо развивать у детей интерес к творчеству, привлекать к производительному труду и тем самым создавать предпосылки для самореализации, активности и самостоятельности, внутренней самодисциплины, ответственности. Бывшим воспитанникам школ-интернатов оказали бы необходимую психологическую помощь созданные реабилитационные центры.

Международный опыт работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, ряда развитых стран (Канада, Великобритания) свидетельствует о постепенном отказе от удержания детей в специальных учреждениях и ориентацию на формирование системы приемных семей, как такой, что наилучшим образом учитывает необходимые условия жизни и воспитание ребенка.

Феномен социального сиротства, к сожалению, присущий многим странам мира. Каждое государство определяет собственные пути преодоления этого явления и предоставления социальной защиты детям, которые осталось без родительской заботы.

Подход власти к определению степени необходимости устройства детей в интернатные учреждения значительно различаются в зависимости от страны и обуславливаются общей ситуацией в стране.

Приоритетными формами опеки в международной практике являются:

Усыновление

Опека в семьях родственников

Приемная семья

Интернатное учреждение.

В таких странах, как Румыния, Венгрия в соответствии с принятыми в них законами относительно защиты прав детей любое интернатное учреждение должно быть максимально приближенно к созданию семейной атмосферы воспитания и не может удерживать больше 20-30 детей. На такую реформу интернатных учреждений правительство Венгрии выделило значительные средства из государственного бюджета страны. Практически во всех постсоциалистических странах такие изменения вызвали неудовольствие у руководства интернатных учреждений, но этот процесс происходит активно, несмотря на сопротивление традиционной системы воспитания и удержание детей, лишенных родительской опеки.

По уровню развития системы приемных семей страны можно поделить на такие группы:

Страны, где приемные семьи существуют больше тридцати лет (Великобритания,

о Финляндия, Нидерланды и т.п.);

Страны, где система приемных семей введенна недавно (Венгрия, Румыния);

Страны, где система приемных семей только разрабатывается или планируется

о разрабатываться (Украина, Россия, Грузия, Армения, Болгария, Польша).

Партнерами Украинского института социальных исследований по выполнению проекта "Трансформация государственной системы институтов. Забота о ребенке в Украине" является Университет Де-Монфорт (Великобритания). Именно поэтому хочу привести детально организацию системы опеки и заботы в Великобритании.

Начиная с 50-х лет в Великобритании наработан большой опыт организации установление опеки и заботы над детьми путем создания приемных семей.

Приемная семья - это семья или отдельный человек, которая взял на удержание и воспитание ребенка-сироту или ребенка, лишенный родительской опеки. Эти семьи имеют собственных детей и могут взять на воспитание одного, двух или трех детей, но не больше.

Местные органы власти выплачивают приемной семье определенную сумму денег на содержание ребенка и за то, что она проявляет заботу о ребенке. Этой суммы достаточно для того, чтобы покрыть затраты на содержание ребенка, но ее нельзя рассматривать как заработную плату. Это связано с тем, что структура приемной семьи рассчитана на людей, которые хотят помочь детям, а не получить от этого материальную выгоду.

Приемные родители не имеют возможности выбирать себе ребенка. Решение о направлении детей или подростков к той или другой приемной семье принимает социальный работник. Приемные родители проходят подготовку относительно решения определенных трудностей, которые могут возникать при общении с детьми. В случае, если приемные родители не могут решить каких-то проблем, они обращаются за помощью к социальному работнику.

Существует система краткосрочных приемных семей, которые берут на содержание ребенка на короткое время: несколько недель или несколько месяцев, пока родная семья ребенка не решит своих проблем (болезнь, пребывание в больнице и т.п.) или пока ребенка не направят на содержание в детский дом или в другую семью.

Долгосрочная приемная семья берет ребенка на удержание с момента возникновения необходимости изъять ребенка из неблагополучной семьи ко времени, когда ребенок становится взрослым.

Существуют приемные семьи, которые называются приемные семьи-специалисты. Они берут на содержание детей, как правило, подросткового возраста, у которых имеются проблемы с поведением, или детей с проблемами физического развития, детей-инвалидов. Такие дети требуют больше времени на воспитание и специальных знаний. Семьи, В случае, если ребенку нельзя найти приемной семьи (как правило, это связано с возрастом или со сложным поведением ребенка), его направляют в учреждение, которое называется детским домом. В обычном детском доме содержится, как правило, 6-20 детей. Детские дома создаются с учетом того, что дети долго не будут задерживаться в них. Детей направляют в родную семью (если она готова их принять) или в приемную семью, если возраст ребенка составляет меньше 14 лет.

Детские дома рассчитаны на то, чтобы удерживать ребенка (подростка), если он переживает острые кризы, например, если ребенок сбежал из дома, подросток поругался или подрался с отцом, если родители ребенка погибли. Детские дома расположены недалеко от местожительства родной семьи, не более, чем за полчаса езды. Таким образом, ребенок может продолжать обучение в той же школе, в которой он учился, прежде чем попал в детский дом, имеет возможность посещать членов своей семьи, родственников, знакомых.

Детские дома выполняют разные функции и имеют разную специализацию. Существуют дома, работа в которых направленная на то, чтобы подготовить ребенка к переходу в приемную семью. Некоторые детские дома рассчитаны на детей, которые пострадали от определенного насилия или пережили стресс и требуют терапии, чтобы приспособиться к дальнейшей жизни. Существуют дома для детей, которые страдают от определенных патологий в поведении.

Независимо от специализации детского дома, для большинства детей, которые в нем содержатся, план работы с ними направленный на то, чтобы направить их в приемную семью или создать в родной семье нормальные условия для пребывания. Но для детей, которые из-за определенных обстоятельств не могут жить в семье, тоже существует система детских домов.

Детские дома, в которых дети остаются на долгосрочное содержание, как правило, рассчитаны на детей старшего возраста. Это связано с тем, что приемные родители, как правило, хотят брать на воспитание детей младшего возраста. Тяжело найти семью, которая возьмет на воспитание подростка, который уже сформировалась как личность, имеет свои привычки.

Существуют учреждения для содержания детей старшего возраста -полунезависимые учреждения. Они рассчитаны на содержание детей, которые в раннем возрасте оставили семью, не жили с родной семьей и имеют определенный опыт выживания. Если подростку исполняется 16 лет (это возраст окончания обучения), то он может направиться в такое учреждение и получить там дополнительные навыки самостоятельной жизни. В полунезависимом учреждении контроль за подростками значительно меньше, чем в детском доме, но все равно там есть персонал, который поддерживает детей и учит их. Подростки сами готовят пищу, имеют ключи от собственных комнат.

Если подросток готов оставить учреждение, местная власть находит для него отдельное жилье для начала самостоятельной взрослой жизни. Но несмотря на то, что ребенок оставляет учреждение, он еще требует внимания социального работника. И он посещает его, чтобы помогать в решении жизненных проблем.

Существует и такой тип детских учреждений - дома безопасности. Эти учреждения удерживают детей в "закрытом" состоянии, то есть дети не имеют права их оставлять. В такие дома направляются дети, которые представляют угрозу для себя или других людей. Например, ребенок, который убегает из дома настолько часто, что это представляет угрозу для его жизни, или же ребенок или подросток, которые совершило много правонарушений.

Для направления ребенка к дому безопасности необходимое решение суда.

Еще один тип института удержание детей - колонии. В них содержатся подростки в возрасте от 14 до 19 лет. Содержание ребенка в таком учреждении рассматривается уже не как забота, а как наказание. Нельзя направить к колонии подростка без решения суда, и такая форма содержания детей рассматривается как наказание за преступление.

Существует еще одна форма заботы о ребенке - усыновление. Такая форма заботы выводит ребенка из системы государственной заботы. Как и в Украине, в Великобритании, как правило, усыновляют грудных или совсем маленьких детей, которые не имеют возможности в дальнейшем возвратиться в собственную семью.

Контрольные вопросы

    В чем сущность социального сиротства

    Законодательно-правовая база социальной защиты детей-сирот и детей без родительской опеки в Украине

    Варианты устройства детей-сирот в Украине

    Какие формы социальной защиты детей-сирот в зарубежных странах

ЛИТЕРАТУРА:

1. Психология социальной работы/ О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; Под общей ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2002. - 201-215 с.

2. Медико-психологічні та соціальні проблеми дітей-сиріт/ Під ред. М.М. Коренева, І.С. Лебець, P.O. Мойсеєнко. - Київ, 2003.

3. Соціальне сирітство в Україні: експертна оцінка та аналіз існуючої в Україні системи утримання та виховання дітей, позбавлених батьківського піклування/ Авт. кол.

Л.С. Волинець, Н.М. Комарова, О.Г. Антонова-Турченко, І.Б. Іванова, І.В. Пеша. - К.: Видавництво, 1998.

4. Закон України „Про забезпечення організаційно-правових умов соціального захисту дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування" № 2342-IV від 13.01.2005 р.

Литература

    Агапов Е.П. Становление и развитие социальной работы. Р-н-Д 2003

    Ромм М.В. Ромм Т.А. Теория социальной работы. Уч. пособие Н 1999.

    Теория социальной работы. П\р Ромма М.В. Н 2000.

    Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 2002.

    Фирсов М.В. Теория социальной работы М., 2000.

    Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М., 2000.

    Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. ИНФРА-М., 2001.

    Психология социальной работы. п\р Гулиной М.А. ПИТЕР-2002.

    Социальная работа. П\р Курбатова. Р-н-Д 2000.

    Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 2002.

    Бурая Н.П. Соцiальна робота. Харьков, 1996 г.

    Павленок В.Д. Основы социальной работы. Учеб. Пос. М., 2000.

    Теорії і методи соціальної роботи. Підручник за ред. Т.В. Семигіної. Київ., 2005

    Чернецкая А.А. Технология социальной работы. Учебн. Ростов н/Д, 2006.

    Лоренц У. Социальная работа в изменяющейся Европе. Киев 1997 г.

    Теория и методика социальной работы. ТТ. 1-2.- М.: Союз, 1994.

    Социальная работа в системе “Человек-общество-культура”: Учебное пособие. - Саратов: СГТУ, 1994.

    Теория и методика социальной работы. Т.1. - М.: Союз, 1994.

    Антология социальной работы. ТТ. 1-3. - М.: Сварогъ, 1994,1995.

    Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М.: Институт социальной работы, 1995.

    Григорьев С.И. Социальная культура, социальное образование и социальная работа в современной России: пути самоопределения // Российский журнал социальной работы. №1.

    Григорьев С.И. Гуслякова Л.Г. Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы. Уч. пособие. М. Наука, 1994

    Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии 1989 №1.

    Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М. 1983.

    Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М., 2004.

    Малкина-Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста. Справочник. М., 2005.

    Альперович В. Проблемы старения. М., 2004

    Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М., 1999.

    Альперович. В. Д. Социальная геронтология. Ростов н/Д 2000.

Опека и попечительство устанавливаются с целью обеспечения личных неимущественных и имущественных прав и интересов малолетних, несовершеннолетних лиц, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не когут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, над недееспособными лицами.

В каких случаях назначается опекун, а в каких попечитель?

Опека устанавливается над малолетними детьми (в возрасте до 14 лет), которые являются сиротами или лишены родительской заботы, а также над недееспособными лицами.

Попечитель назначается несовершеннолетним (от 14 до 18 лет), которые являются сиротами или лишены родительской заботы и физическим лицам, признанням ограниченно дееспособными.

Кто назначает опекуна и попечителя?

Опекуна малолетнему ребенку и попечителя несовершеннолетнему может назначить орган опеки и попечительства, действующий при местной государственной администрации, по месту жительства ребенка или опекуна и попечителя.

В остальных случаях опекуна и попечителя назначает суд, по представлению органов опеки и попечительства.

Как составить заявление об усыновлении ребенка

Кто может бать опекуном и попечителем?

Опекуном или попечителем может быть только физическое лицо с полной гражданской дееспособностью.

Физическое лицо может быть назначено опекуном или попечителем только по его письменному заявлению. Опекун или попечитель назначаються преимущественно из лиц, которые находятся в семейных, родственных отношениях с подопечным, с учетом личных отношений между ними, возможности лица исполнять обязанности опекуна или попечителя.

При назначении опекуна для малолетнего лица и при назначении попечителя для несовершеннолетнего лица учитывается желание подопечного.

Физическому лицу может бать назначен один или несколько опекунов или попечителей.

Не может бать оп е куном или попечителем лицо:

  1. Лишенное родительских прав, если эти права не были восстановлены;
  2. поведение и интересы котрого противоречат интересам физического лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

Не могут быть опекунами, попечителями ребенка лица, которые:

1) ограничены в дееспособности;

2) признаны недееспособными;

3) лишены родительских прав, если эти права не были восстановлены;

4) были усыновителями (опекунами, попечителями, приемными родителями, родителями-воспитателями) другого ребенка, но усыновление было отменено или признано недействительным (была прекращена опека, попечительство или деятельность приемной семьи или детского дома семейного типа) по их вине;

5) находятся на учете или на лечении в психоневрологическом или наркологическом диспансере;

6) злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами;

7) не имеют постоянного места жительства и постоянного заработка (дохода);

8) страдают болезнями, перечень которых утвержден Министерством здравоохранения;

9) являются иностранцами, которые не состоят в браке, кроме случаев, когда иностранец является родственником ребенка;

10) были осуждены за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства, половой свободы и половой неприкосновенности личности, против общественной безопасности, общественного порядка и нравственности, в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 148, 150, 150-1, 164, 166, 167, 169, 181, 187, 324, 442 Уголовного кодекса Украины, или имеют непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость за совершение других преступлений;

11) по состоянию здоровья нуждаются в постоянном постороннем уходе;

12) являются лицами без гражданства;

13) находятся в браке с лицом, которое в соответствии с пунктами 3-6, 8 и 10 не может быть опекуном.

Права и обязанности опекуна

Опекун обязан заботиться о подопечном, о создании ему необходимых бытовых условий, обеспечении его уходом и лечением. Опекун малолетнего лица обязан также заботиться о его воспитании, обучении и развитии.

Опекун имеет право требовать возврата подопечного от лиц, которые держат его без законного основания.

Опекун совершает сделки от имени и в интересах подопечного.

Опекун, его жена, муж и близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) не могут заключать с подопечным договоров, кроме передачи имущества подопечному в собственность по договору дарения или в безвозмездное пользование по договору ссуды. Опекун не может осуществлять дарение от шимени подопечного, а также обязываться от его имени порукой.

Кроме того, опекун не вправе без разрешения органа опеки и попечительства:

  1. отказаться от имущественных прав подопечного;
  2. выдавать письменне обязательства от имени подопечного;
  3. заключать договоры, подлежащие нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации, в том числе договоры о разделе или обмене жилого дома, квартиры;
  4. заключать договоры в отношении другого ценного имущества.

Опекун обязан принимать меры по защите гражданских прав и интересов подопечного.

Опекун обязан заботиться о сохранении и использовании имущества подопечного в его интересах.

Если малолетнее лицо может самостоятельно определить свои потребности и интересы, опекун, осуществляя управление его имуществом, должен учитывать его желания.

Опекун самостоятельно осуществляет расходы, необходимые для удовлетворения потребностей подопечного, за счет пенсии, алиментов, возмещения вреда в связи с потерей кормильца, пособия на подопечного ребенка и других социальных выплат, назначенных на подопечного ребенка в соответствии с законами Украины, доходов от имущества подопечного и тому подобное.

Если подопечный является владельцем недвижимого имущества или имущества, которое требует постоянного управления, опекун может с разрешения органа опеки и попечительства управлять этим имуществом или передать его по договору в управление другому лицу.

Права и обязанности попечителя

Попечитель над несовершеннолетним лицом обязан заботиться о создании для него необходимых бытовых условий, о его воспитании, обучении и развитии. Попечитель над физическим лицом, гражданская дееспособность котрого ограничена, обязан заботиться о его лечении, создании необходимых бытовых условий.

Попечитель дает согласие на совершение подопечным сделок.

Попечитель не может давати согласие на заключение договоров между подопечным и своей женой (мужем) или своими близкими родственниками, кроме передачи имущества подопечному в собственность по договору дарения или в безвозмездное пользование на основании договора ссуды.

Попечитель дает согласие на совершение следующих сделок только с разрешения органовопеки и попечительства:

  1. отказ от имущественных прав подопечного;
  2. выдача письменних обязательств от шимени подопечного;
  3. заключение договоров, подлежащих нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации, в том числе договоров о разделе или обмене жилого дома, квартиры;
  4. заключение договоров в отношении другого ценного имущества.

Попечитель обязан принимать меры по защите гражданских прав и интересов подопечного.

Освобождение опекуна или попечителя от исполнения обязанностей

Суд, если он назначил опекуна или попечителя, или орган опеки и попечительства по заявлению лица освобождает его от полномочий опекуна или попечителя. Это заявление рассматривается судом или органом опеки и попечительства в течение одного месяца.

Лицо выполняет полномочия опекуна или попечителя до вынесения решения об освобождении его от полномочий опекуна или попечителя либо до истечения месячного срока со дня подачи заявления, если оно не было рассмотрено в течение этого срока.

Суд, если он назначил опекуна, или орган опеки и попечительства может освободить опекуна от его полномочий по заявлению лица, над которым установлена опека.

По заявлению органа опеки и попечительства суд может освободить лицо от полномочий опекуна или попечителя в случае невыполнения им своих обязанностей, нарушения прав подопечного, а также в случае помещения подопечного в учебное заведение, учреждение здравоохранения или учреждение социальной защиты.

Как оформить опеку или попечительство в судебном порядке

Опекуна взрослым недееспособным лицам, или попечителя ограниченно дееспособным совершеннолетним лицам назначает суд по представлению органов опеки и попечительства.

Такие дела рассматриваются судом по месту проживания лица, над которым устанавливается опека или попечительство, если такое лицо находится на лечении - по месту нахождения лечебного учреждения. Заявление о назначении опекуна или попечителя рассматривается в порядке отдельного производства.

Как правило, решение о назначении опекуна или попечителя принимается одновременно с решением о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным.

Решение суда после вступления его в силу направляется органу опеки и попечительства, а также органу ведения Государственного реестра избирателей.

Документы для оформления опеки и попечительства над ребенком

Лицо, которое изъявило желание взять на воспитание в семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительской опеки, подает службе по делам детей по месту жительства:

  • заявление (от супругов принимается совместное заявление, подписанное обоими супругами)
  • справку о доходах за последние шесть месяцев или копию декларации о доходах, заверенную в установленном порядке;
  • документ, подтверждающий право собственности или пользования жилым помещением;
  • копию свидетельства о браке (для лиц, состоящих в браке);
  • справку о прохождении курса обучения по воспитанию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
  • копию паспорта;
  • заключение о состоянии здоровья заявителя;
  • справку от нарколога и психиатра для лиц, проживающих вместе с заявителями;
  • справку о наличии или отсутствии судимости для каждого заявителя, выданную территориальным центром по оказанию сервисных услуг МВД по месту жительства заявителя;
  • письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с лицом, желающих принять ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительской опеки, под опеку, попечительство, заверенную нотариально или написанную собственноручно в присутствии должностного лица, осуществляющего прием документов, о чем делается отметка на заявлении с указанием фамилии, имени, отчества, подписи должностного лица и даты.

Срок действия указанных документов составляет двенадцать месяцев с даты выдачи.

Решение об установлении опеки или попечительства принимается в течение месяца с момента подачи документов.

Прекращение опеки

Опека прекращается в случае передачи малолетнего родителям (усыновителям).

Опека прекращается в случае достижения подопечным четырнадцати лет. В этом случае лицо, осуществлявшее обязанности опекуна, становится попечителем без специального решения относительно этого.

Опека прекращается в случае возобновления гражданской дееспособности физическоголица, признаного недееспособным.

Прекращение попечительства

Попечительство прекращается в случае:

  1. достижения физическим лицом совершеннолетия;
  2. регистрации брака несовершеннолетнего лица;
  3. предоставления несовершеннолетнему лицу погной гражданской дееспособности;
  4. восстановления дееспособности физического лица, гражданская дееспособность котрого была ограничена.

Государство берет на себя заботы о детях, которые лишены родительского попечения. Им предоставляются разнообразные преимущества, платятся деньги на проживание.

В 2019 году льготы детям сиротам финансируются из региональных бюджетов РФ.

Давайте разберемся, на что могут претендовать дети, имеющие статус сироты, и куда обратиться за решением проблем.

Какого ребенка причисляют к сиротам

Прежде чем разбираться со льготами, необходимо ввести понятие статуса. Существует два термина, описывающих положение ребенка, оставшегося без родительской заботы.

  1. Сирота - это дитя, у которого родители умерли.
  2. Ребенок, лишенный родительского попечения - это маленький гражданин, попавший в одну из следующих ситуаций:
  • его родителей лишили права заботиться о своем чаде в установленном законом порядке;
  • мама и папа считаются без вести пропавшими;
  • родители утратили дееспособность;
  • мама и папа отбывают срок за преступление в тюрьме, либо в отношении этих людей ведутся розыскные мероприятия;
  • родители неизлечимо больны и не способны заботиться о чаде.

Следует отметить, что множество случаев подпадает под два условия. К примеру, мама умерла, а папа отбывает срок. Такой ребенок объявляется лишенным попечения.

Статус дитя должен быть установлен государственным органом РФ. Иначе сиротство не признается организациями, предоставляющими льготы.

Как осуществляется поддержка сирот

Преференции для сирот и детей, лишенных родительского попечения

Несмотря на то что малолетние получают разные статусы, права у них одинаковые. Все дети, у которых по любой причине отсутствуют биологические родители, имеют право на заботу государства.

Все установленные меры господдержки распространяются на льготников младше 18 лет.

Но если молодой человек - обладатель статуса проходит обучение, то они продлеваются до 23 лет.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Пенсионные выплаты

В первую очередь им устанавливается пенсия. Она бывает двух видов:

  1. Страховая - назначается с учетом стажа одного из родителей. На практике выбирают того, у кого он больше.
  2. Социальная. Эта пенсия выплачивается ребенку, чьи мама и папа официально нигде не трудились. Размер ее устанавливается региональным правительством.

Если родитель лишен права заботиться о чаде, он обязан платить алименты. Судом принимается соответствующее решение. На его основании из заработной платы человека берется установленная сумма и отправляется на счет ребенка.

Если этот родитель официально не работает, то алименты выплачивает бюджет.

Преференции в области образования

Детям описываемой категории дается преимущество при поступлении в высшие и средние профессиональные учебные заведения.

Им необходимо только успешно сдать вступительные экзамены. На этом основании их сразу зачисляют на первый курс.

Все время обучения молодые люди получают стипендию из средств бюджета региона. Причем размер ее в полтора раза выше, установленного для данного учебного заведения.

От результатов экзаменационных сессий право на стипендию не зависит. Ее выплачивают, пока молодой человек, обладающий статусом сироты и приравненным, числится студентом.

Ежегодно ученики и студенты из числа сирот получают деньги на приобретение книг и пособий. Размер зависит от суммы стипендии в данном ВУЗ е и превышает его троекратно.

Кроме того:

  1. Из бюджета выделяются деньги на обеспечение молодых людей одеждой, обувью, предметами быта. Эту преференцию можно получить наличными в случае необходимости.
  2. Если молодой человек из числа сирот обучается в образовательном учреждении федерального уровня, то все траты на его содержание производятся из средств этого учреждения.
  3. Плата за прохождение подготовительного курса в ВУЗ е с таких молодых людей не взимается.
  4. Во время производственной практики они получают зарплату в размере 100%.
  5. При выпуске бюджет обеспечивает их сезонной одеждой и обувью, а также материальной помощью.
На поступление в магистратуру преимущества не распространяются. В законе речь идет только о льготном зачислении на первый курс ВУЗ ов. Внимание: с января 2018 г. в РФ была установлена новая социальная пенсия для детей, чьи родители не были установлены. Такие выплаты приравнены в денежном эквиваленте к пенсиям по потере кормильца. Получать их будут также до 18-23 лет. В зависимости от наличия или отсутствия очного обучения. Правомочия на соцподдержку прекращаются и при усыновлении.

Господдержка в области обеспечения жильем


Государство дает своим маленьким гражданам гарантии в самой чувствительной для многих сфере - квартирной.

Понятно, что без поддержки родственников такой человек никогда не сможет приобрести собственное жилье.

Им его обеспечивает регион, в котором он живет.

Существует два способа реализации такой гарантии в 2019 году:

  1. Если родители имели собственный дом или квартиру, то она сохраняется за малолетним наследником. Проживать при этом сирота может на жилплощади опекуна или собственной вместе с человеком, который о нем заботится. Однако взрослый не может ничего сделать с квадратными метрами без разрешения органов опеки и попечительства.
  2. В случае отсутствия наследства, молодого человека обеспечивают жильем по достижении 18-летнего возраста. Эта обязанность возлагается на региональное правительство. На практике ее реализуют местные администрации. А это приводит к большим проблемам.
Чтобы продать или обменять квартиру, необходимо получить документ из местной администрации, разрешающих данную операцию с недвижимостью.

Примеры реализации права сирот на жилье

Регионы по-разному подходят к решению проблем молодых людей, оставшихся без родительской поддержки. Есть положительные примеры и отрицательный опыт.

  1. В Уфе уже несколько лет данная категория граждан обеспечивается квартирами из специального жилого фонда. То есть часть возводимых в городе квартир выкупается местным правительством. Их передают сиротам по договору социального найма.
  2. В Новосибирске данной категории молодых граждан выдается пособие на ремонт. Его размер в 2018 году составляет 60 тыс. рублей.
  3. В Республике Крым сироте предоставили квартиру в разрушенном доме. Данное строение имеет стены и крышу, а внутренней отделки, оконных и дверных рам нет. Естественно, жить в таких условиях невозможно.
Работу органов местного самоуправления по реализации прав сирот тщательно контролирует прокуратура. За выявленные нарушения приходится отвечать конкретным служащим, курирующих данный участок работы.

Льготы по оплате услуг

Почти во всех регионах дети из числа сирот обеспечиваются преференциями в области оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Так, их опекунам компенсируют половину суммы, отданной за:

  • свет (согласно норме на человека);
  • квартплату;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • вывоз мусора и другое.
Так как данные преференции устанавливаются региональными властями, подробнее следует узнавать в местной администрации.

Господдержка в области медицины


Дети, лишенные родительской заботы, получают медицинские услуги бесплатно. Кроме того, в некоторых регионах их обеспечивают лекарственными средствами за счет бюджета.

Например, такой закон работает в столице. Сиротам, которые обучаются в образовательных учреждениях любого уровня, от дошкольных до высших, лекарства оплачивает местный бюджет вплоть до 23 лет.

В Москве детей данной категории обеспечивают молочным детским питанием до двух лет по рецепту доктора. Если есть показания, то данная преференция сохраняется до 15-летнего возраста.

Во всех регионах подростки - сироты получают на льготной основе путевки:

  • в санаторий по показаниям врача;
  • в лагерь для отдыха и оздоровления.
Путевку в летний лагерь можно получить и от благотворительных организаций. Существует множество фондов, занимающихся решением проблем сирот и приравненных к ним.

Другие преференции

  1. Необходимо указать, что дети данной категории имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Эта преференция распространяется на все виды, кроме такси и частных маршрутов.
  2. В поездах дети-сироты тоже один раз в год ездят бесплатно. Имеется в виду путешествие от места учебы к дому (туда и обратно).
  3. Местные власти поддерживают и семьи, взявшие на себя заботы о ребенке-сироте. При усыновлении им выдается материальная помощь. А затем ежемесячно выплачивается пособие на содержание меленького гражданина. К примеру, в Московской области выдаются такие суммы:
  • 30 000 рублей - единовременная помощь;
  • 10 000 рублей - ежемесячное пособие.
Количество денег зависит от уровня жизни в регионе. Конкретная сумма устанавливается региональным правительством.

В некоторых регионах данная группа населения обеспечивается: Оформлением денежных выплат занимаются органы социальной защиты.

Нужно пойти в местное управление, имея при себе следующие документы:

  • паспорт опекуна;
  • свидетельство о рождении сироты, его СНИЛС;
  • сведения о банковском счете для выплат;
  • документ, подтверждающий льготную категорию.

В государственном учреждении нужно будет написать заявление. Следует учесть, что льготы по оплате ЖКУ не предоставляются должникам. То есть все счета должны быть оплачены к дате обращения.

Преференции в области образования и медицины предоставляются соответствующим заведением. Для их получения следует предъявить льготное удостоверение. То же касается посещения культурных учреждений.

Пенсионными выплатами, суммами алиментов, поддержкой опекунов и попечителей, иными денежными преференциями занимаются органы опеки и попечительства. Специалисты разбираются во всех тонкостях ситуации при установлении статуса ребенка.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Льготы детям-сиротам

4 марта 2017, 20:47 Мар 3, 2019 13:49

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх