Тренинговые упражнения для родителей в детском саду. Типы семейного воспитания

Занятие с элементами тренинга для родителей

«Как слушать ребёнка»

Цель:

  • Познакомить родителей с техникой активного слушания;
  • Тренировка участников группы в использовании техники активного слушания;
  • Обучение участников группы в распознавании чувства детей в разных ситуациях;
  • Усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
  • Изменение неадекватных родительских позиций;
  • Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

Ход занятия

Разминка Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения слушать

Участвуют 5 человек. Четыре человека должны выйти из комнаты. Они по одному заходят в комнату. Задача - предать максимально точно полученную информацию. Зачитывается текст. Каждый участник передаёт его следующему. Результат последнего участника сравнивается с оригиналом. Все участники группы обсуждают, что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию.

Вокруг нас большое количество микробов. Чтобы защитить ребёнка от микробов, нужно растить защиту внутри организма. Для этого необходимо постоянно укреплять иммунитет:

Кормите ребёнка «противомикробными» продуктами (морковью, капустой, земляникой);

Делайте с ним зарядку;

Используйте в квартире увлажнители воздуха (сухой воздух провоцирует насморк).

Рефлексия:

Насколько точно передавали информацию участники?

Сравните последнюю информацию с оригиналом, насколько процентов была искажена информация?

Что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию?

Основная часть.

Упражнение «Угадай чувство»

Цель: развитие эмпатии

Все участники разбиваются на пары. Первый партнёр произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сначала повторяет своими словами содержание того, что услышал, а затем пытается определить чувство, которое испытывает партнёр в момент произнесения фразы. Партнёр оценивает точность обоих отражений. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение:

Легко ли выражать то чувство, которое вы хотели передать?

Поняли ли то чувство, которое хотели передать?

«Пословицы»

Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели введу наши предки:

Без корня и трава не растет.

Не мы на детей походим, а они на нас.

Матушкин сынок, да батюшкин горботок.

Похвальное слово гнило бывает.

Психологическая беседа

Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим как можно решить эти проблемы. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что - то поделить, с кем -то подрались, его кто - то обидел и т.д. Причины трудностей детей часто бывают скрыты в сфере его чувств. В каких то случаях ребёнка просто выслушать. Этот способ называется активным слушанием (пример)

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

Перестань капризничать, вполне приличная шапка! (обычный ответ родителей).

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать - это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.

Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.

Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

МАМА: Тебе она очень не нравится.

Алгоритм действий по применению активного слушания:

Занять правильное положение по отношению к ребёнку (глаза взрослого и ребёнка должны находиться на одном уровне);

Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти, или избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.придвинуть свой стул к нему поближе.

2. Повтор услышанного от ребёнка;

3. Делать паузы между фразами;

Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка - может быть, он что-то добавит.

4.Обозначение чувств ребёнка

5. Чувства в утвердительной форме

Потому что она сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» ребёнка, что он слышит и принимает его эмоциональное состояние.

Правила хорошего слушания:

слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявле-ния собеседника (мимика, позы, жестикуляция);

проверяй, правильно ли ты понял слова со-беседника, используя, если это необходимо, при-емы активного слушания;

не давай советов;

не давай оценок.

Положительные результаты , которые можно обнаружить (любой из них или сразу все) при удачном активном слушании ребенка уже в ходе беседы

Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка.

Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается.

Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Упражнение «Пойми меня»

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, чувство не любви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители - ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Работа с техникой активного слушания.

А теперь давайте потренируемся использовать технику АС. Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача - понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребёнок.

Ситуации и слова ребёнка

Чувства ребёнка

Ответ родителя

«Сегодня, когда я выходила из школы, мальчик выбил у меня портфель, и из него всё высыпалось».

Огорчение, обида

«Ты очень расстроилась и было обидно»

Ребёнку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»

Боль, рассердился

Тебе больно, ты рассердился на доктора

Ребёнок роняет чашку, та разбивается: «Ой, моя чашка разбилась!»

Страх, жалко

Ты испугалась, а чашечку жалко

Ребёнок получает двойку по математике: «Мария Ивановна плохая, она поставила мне неправильно оценку!»

Злость, обида

Ты, расстроен и зол на учителя, она не заслуженно поставила тебе оценку

«Петька - дурак! Он меня сегодня ударил в школе, потому что, я его нечаянно толкнул!» - говорит ребёнок

Злость, обида

Ты расстроился, потому что Петька тебя толкнул

«Я не буду кушать, у меня болит голова!»

У тебя болит голова, поэтому ты не хочешь кушать, поешь потом

Ребёнок приходит домой и плачет: «Я не буду больше играть с Димой, он забрал у меня мою любимую игрушку».

Обида, огорчение

Ты расстроен потому, что Дима забрал у тебя твою игрушку

Ребёнок нечаянно порвал странички школьного учебника: «Мама, я испортил учебник»

Страх, огорчение

Ты огорчился, потому что порвал учебник.

Упражнение «Сила языка»

Цель:развитие чувства ответственности

Группа делится на пары. Сев напротив партнёра, глядя ему в глаза, нужно сказать три фразы, начиная каждую словами «Я должен». Партнёр делает то же самое. Затем нужно вернуться к своим фразам и заменить в них слова «Я должен» на «Я хочу», сохранив неизменными сами фразы. Выслушайте изменённые фразы в утверждениях партнёра. Поделитесь своими переживаниями.

Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?

Какую фразу было легче всего произносить?

Упражнение «Какой он»

Цель:развитие сензитивности, эмпатии взаимопонимания

Водящий выходит за дверь, а остальные загадывают кого - то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен отгадать, кого загадали.

Релаксация «Полет бабочки»

Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он - бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...

Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза.

Рефлексия.

Полезна ли была для вас информация, которую вы получили сегодня на занятии?

Будете ли вы применять технику АС в повседневной жизни?

Заключительное слово ведущего:

Общение с ребёнком, особенно в подростковом возрасте - это проблема, для разрешения которой требуются определённые навыки и умения.

Сегодня, вы познакомились с техникой активного слушания, на практике попробовали использовать эту технику. Вы убедились в том, как это не просто. Увидели, что вам так и хочется задать ребёнку вопрос и прокомментировать ситуацию. Данная техника помогает выстраивать отношения с детьми, лучше понимать детей, с её использованием ослабевает напряжение в общении. Я думаю, что вы попробуете применять эту технику и в повседневной жизни.

Советы психолога родителям

Всегда называйте его по имени.

Слушайте, что говорит вам ребенок, не перебивайте его.

Если вы обещаете ребенку что-то для него сделать - обязательно выполните.

Давайте правдивую оценку поведению ребенка.

Внимательно относитесь к обращенным вам переживаниям ребенка. Предложите свою помощь в разрешении трудного для него вопроса. Здесь уместно только: « Как я тебе могу помочь?» и нежелательно навязывание своего варианта решения проблемы.

С одобрением относитесь к идеям и предложениям ребенка, выражайте благодарность за инициативность и участие в совместной деятельности.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ !

Основное правило общения с ребенком - никакой критики!

Тренинговые упражнения для работы с родителями и учащимися

Особое место в моей педагогической деятельности занимает родительский тренинг. Тренинг проводится с группой родителей на родительском собрании. Тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание о детстве», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка.

Вашему вниманию мне хочется предложить несколько игровых упражнений, которые направлены на формирование родительского коллектива. Их можно использовать на первом родительском собрании, а можно на нескольких встречах с родителями.

Приветствие.

Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:

    Сказать дружно друг другу “Привет!;

    Стукнуться кулачками;

    Потереться спинками;

    Обнимаемся.

Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Антон может сказать: «Меня зовут Антон, и я люблю апельсины».Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. Например: «Это Антон, который любит апельсины, а я Татьяна и я люблю танцы».

Бумажные салфетки

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.

Как мы похожи!

Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга. Нужно разделиться на две группы. Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас – красный…”. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д. У вас есть 8 минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

"Мне кажется, в детстве ты был(а)…"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание. Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

Рисуем герб семьи”

Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить. Для подсказки я использовала фрагмент заранее снятого фильма «Моя семья – глазами ребёнка» (см. видео приложение)

Игра «Чудесный мешочек»

У меня в руках мешочек, на дне которого находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в мешочек и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его. Родители называют чувства, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семье, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Игра «Паутинка»

Кто желает побыть в роли ребенка? (желательно, папа) Вот наш ребенок. Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический и покажем на нашем ребенке. Мы будем в прямом смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила красные ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют запреты, а учитель обвязывает «ребенка» лентами)

Упражнение “Плодородный сад”.

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции), на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.

Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. «Настольная книга учителя начальных классов». Изд. 3-е – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 352с. (Серия «Школа радости».)

    Дереклеева Н. И. «Родительские собрания в 1-11 классах». – М.: Вербум-М, 2001. – 80с.

    Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы». М.: Вако, 2003. – 240с.

    Саляхова Л. И. «Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы». – М.: Глобус, 2007. – 315с. – (Классное руководство).

    revolution.allbest.ru

    vsekonkursy.ru/

Интерактивные методы: упражнения и тренинг для родителей

«В школу с радостью»

С целью формирования культуры семейных отношений, сохранения и укрепления семейных ценностей, подготовки учащихся к семейной жизни через реализацию программы «Семья и школа» предлагаем для использования в работе психолога с родителями интерактивные методы (Приложение 1), тренинг для родителей «В школу с радостью» (Приложение 2).

Приложение 1

Интерактивные методы

в работе психолога с родительской аудиторией

Упражнение «Мешочек ассоциаций»

Ведущий предлагает родителям задание: представить свою ассоциацию в связи с предметом, явлением, указанным на карточке, которую они достают из мешочка. Ведущий просит, чтобы эта ассоциация была связана с семьей, семейными отношениями в их далеком детстве.

(Карточки: родительский дом, семейный отдых, выходной в семье, традиции, вечер дома, ремень, ласковое слово, семейная ссора, гости, наказание, игра, телевизор, родственники, старшее поколение и т. д.)

Упражнение «Банк родительской мудрости»

Ведущий раздает участникам листочки и предлагает написать мудрый совет по семейному воспитанию по той или иной проблеме. Советы озвучиваются, обсуждаются и вывешиваются на информационном стенде.

Упражнение «Символический рисунок семьи»

Ведущий предлагает участникам на листе ватмана изобразить семью в виде символов и предлагают свое истолкование.

Упражнение «Конверт житейских вопросов»

Ведущий предлагает родителям написать проблемные вопросы семейного воспитания, которые затем обсуждаются в широкой аудитории. Комментарий психолога.

Упражнение «Цветок»

Ведущий предлагает родителям (группе родителей) цветок из семи лепестков, на которых написаны советы (вопросы) по той или иной проблеме семейного воспитания. Родители дают свое истолкование советов или вопросов. Комментарий психолога.

Упражнение «Цветик-семицветик»

Ведущий на встрече с детьми, которая предшествует его работе с родителями, раздает им цветочки с семью лепестками и предлагает написать свои желания в сфере взаимоотношений с родителями. Аналогичные цветы раздаются родителям. Им предлагается подумать и написать, о чем мечтают их дети. Затем родителям предъявляются детские цветы, и они могут сравнить свои результаты с детскими.

Рефлексия.

Упражнение «Театр»

Ведущий предлагает родителям обсудить какую-либо тему, связанную с вопросами семейного воспитания с точки зрения представителей различных социальных ролей. В конверте находятся карточки с социальными ролями. Ведущий раздает участникам карточки и предлагает обдумать точку зрения своего персонажа по данной проблеме: ребенок, подросток, молодой человек, представитель одной из молодежных субкультур, учитель, папа, мама, бабушка, дедушка, милиционер, психолог, либерал, демократ, коммунист, священнослужитель и т.д.

Упражнение «Свободный микрофон»

В руках ведущего микрофон. Тот из зала, в чьи руки попадет микрофон, коротко, в течение 30 секунд

а) высказывает свою точку зрения по тому или иному вопросу, делится своими воспоминаниями, своим опытом и т.д.;

б) вспоминает факт из своего детства, который нанес стресс, заставил страдать и мучиться и т.д.

Форма диспута предполагает обращение к проблемным темам, вызывающим противоречивые суждения родителей. Формулировки тем должны быть «острыми», «задевающими за живое». «Идеальные родители - миф или реальность?», «Легко ли быть молодым?», «Как жить без конфликтов с детьми?», «Стоит ли наказывать ребенка?» и т.д.

«Конкурс пословиц»

Ведущий предлагает участникам вспомнить как можно больше пословиц о семейном воспитании.

«Конкурс сказок»

Ведущий предлагает родителям вспомнить сказки, в которых отражены проблемы семейного воспитания и рассказать, как герои находили выход из сложившейся ситуации.

Упражнение «Сказка о воспитании»

Ведущий предлагает родителям схему составления сказки. В течение 20 минут они должны составить сказку, в которой находит разрешение та или иная проблема взаимоотношение родителей и детей.

Упражнение «Копилка ошибок (проблем)»

Изготовление коллажей

«Современная молодежь», «Этот странный взрослый мир»

Необходимы молодежные журналы.

Конкурс «Ты мне, я тебе»

Команды придумывают несколько конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Происходит обмен ситуациями. Родители выбирают одну из них, которую обыгрывают.

Комментарий психолога.

Конкурс «Юность моих родителей»

Дети совместно с родителями рассказывают о юношеских увлечениях своих родителей.

Упражнение «Пути решения конфликтных ситуаций»

Ведущий предлагает участниками составить программу действия в той или иной конфликтной ситуации.

Упражнение «Восприятие чувств ребенка»

Дети сообщают нам значительно больше, чем это выражено в словах. За словом всегда стоят чувства. Участникам необходимо, прочитав высказывание ребенка, как можно более точно воспринять его чувства по поводу данной ситуации. Некоторые высказывания могут выражать различные чувства ребенка.

Ребенок говорит: «Я не знаю в чем ошибка! Я не могу решить эту задачу. Может мне не стоит пробовать ее решать?»

Ребенок чувствует: а) Чувствует себя глупым; б) испытывает желание бросить решение, в) испытывает досаду.

Упражнение «Каталог запрещенных высказываний»

Участникам предлагается составить каталог запрещенных высказываний по отношению к ребенку.

Упражнение «Детские воспоминания»

Упражнение «Стихотворчество»

Ведущий предлагает родителям составить четверостишие о взаимоотношения родителей и детей по заданной рифме.

Например: а) люблю пронесется

Терплю отзовется

Упражнение «Я - сообщение»

Ведущий предлагает родителям, используя технику «Я-посланий», разрешить ситуацию так, чтобы удовлетворенными оказались обе стороны.

Приложение 2

Тренинг для родителей «В школу с радостью»

Цель: содействие успешной адаптации родителей первоклассников.

создать условия для спокойного прохождения родителями периода начала обучения их ребёнка в школе;

помочь обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу;

объяснить причины возможных психологических трудностей первоклассников и путях их профилактики;

составить психологический портрет успешного первоклассника.

В жизни каждого из нас есть этапы, ступеньки, очень важные для будущего. Одним из таких этапов является подготовка к обучению в условиях школы. Это очень сложный период для ребенка, особенно шестилетнего.

Наш ребенок идет в первый класс. Как помочь ребенку успешно адаптироваться? Как предупредить возникновение психологических проблем?

Ребенку в этот период трудно так же, как и нам при трудоустройстве на новую работу.

Общая задача педагогических работников и законных представителей — помочь ребёнку учиться с удовольствием, помочь ему поддержать непосредственный природный интерес к познанию мира.

Ребенок и родитель составляют единое эмоциональное пространство. Наше волнение, тревога и беспокойство передаются нашим детям. Поэтому очень важно сначала научиться управлять своим психологическим состоянием, а затем помочь ребенку без потерь преодолеть «вступление в новую должность».

Сегодня мы попробовали измерить Ваши представления о поступлении ребенка в первый класс с помощью цвета. Каждый цвет несет определенную смысловую нагрузку.

Упражнение «Какого цвета ваши представления о поступлении ребенка в школу?»

Красный — представление о школе, как активной деятельности.

Желтый — вы с удовольствием думаете о школе, как увлекательном жизненном этапе.

Оранжевый — радостные представления о школьной жизни ребенка.

Зеленый — спокойное отношение к школьной жизни.

Синий — школа вызывает беспокойство.

Фиолетовый — тревожные ожидания.

Черный — мрачные представления о школьных буднях.

Тревога и беспокойство перед неизвестным вполне нормальны, если только они не доходят до патологии. Нужно содействовать тому, чтобы ребёнок воспринимал образование как жизненно важный, интересный и творческий процесс. Секрет успеха только в этом.

В чем кроются причины беспокойства родителей?

Это может быть утрата веры в себя, недостаточный багаж знаний по подготовке ребенка к школе, завышенные требования к ребёнку или, наоборот, чрезмерная любовь к нему.

Часто при встречах родители задают вопрос о том, как предупредить возникновение трудностей. Здесь очень важно соблюдать следующие моменты. Говорить о школе, о ее буднях и праздниках спокойно. Важно создать дома обстановку спокойствия и доброжелательности, не ругать и не наказывать ребенка за ошибки и незнание, ведь он пришел в школу учиться, а не для того чтобы блистать своими знаниями.

Второй вопрос — как долго может длиться процесс адаптации? По-разному: от одного месяца до одного года. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. И здесь важно ваше терпение. Адаптация прошла успешно, если нет слез, нет «не могу» и «не хочу».

Упражнение «Трудности первоклассника»

Родителям предлагается подумать и записать возможные трудности первоклассников.

Обсуждение.

Остановимся на наиболее типичных проблемах, с которыми с которыми сталкиваются родители первоклассников.

У ребенка нет желания идти в школу или он боится.

В чем причины? Ребенок думает, что его будут ругать, наказывать за плохое поведение. Страх может передаваться от родителей, которые делятся своими переживаниями, опасениями в присутствии детей. Ребенок слышит «страшные» истории о школе от своих родных. Что делать? Прежде всего, устранить причины. Если страх не проходит, тогда следует обратиться за помощью к специалистам.

Ребенок неусидчив. В чем причина? Прежде всего, она кроется в физиологической незрелости детского организма. Ребенок-первоклассник может удерживать внимание максимум 15 - 20 минут. Двигательное беспокойство — защитная реакция организма. Оно позволяет не доводить свой организм до переутомления. Также следует помнить, что даже кратковременные заболевания на значительное время нарушают работоспособность детей. Самая высокая работоспособность первоклассников с 8.00 до 11.00 утра. Во второй половине дня с 16.00 до 17.00 наблюдается подъем работоспособности, но он не достигает утреннего уровня. Как помочь ребенку? Помогают снять физическое напряжение перерывы в учебной деятельности через 15 - 20 минут в виде физкультминуток, подвижных игр, а также смена вида деятельности.

Ребенка обижают в школе. Здесь важно выслушать ребенка до конца и научить прощать обиды, не принимая их близко к сердцу. Выяснив вместе мотивы обидчика, может оказаться, что неправ наш ребенок. Если это так, то мы можем научить ребенка отвечать на обиды шуткой. Смех — великий целитель и утешитель.

Ребенок нарушает дисциплину.

Причина — привлечь внимание. Часто взрослые обращают внимание только на отрицательные качества ребенка, принимая положительные как должное. Но природа не терпит пустоты. Если положительные качества развиваются слабо, то возникают отрицательные. Чтобы ребенок стал озлобленным, достаточно, чтобы не воспитывалось чувство доброты на примере поведения взрослых. Если же ребенок слышит о доброте только в форме нравоучений и поучений, то даже незначительные неприятности могут вызывать злобу, агрессию, жестокость.

Что нужно делать, чтобы ребенок был успешным? Какими качествами должен обладать успешный первоклассник. Давайте вместе попробуем ответить на этот вопрос, составив психологический портрет успешного первоклассника.

Упражнение «Психологический портрет успешного первоклассника»

Родителям предлагается составить психологический портрет успешного первоклассника.

Обсуждение.

Мы желаем вам успешно подготовиться к школе, безболезненно пройти период адаптации. В этот период очень важно, провожая ребёнка из дома, не читать нотации, угрожать или ругать, а лучше всего доверительно, с любовью и верой сказать ему: «Я очень жду тебя, встретимся вечером, за ужином. Я уверена, ты справишься, ты молодчина!»

И тогда школа станет для Вас и Вашего малыша школой радости.

В конце тренингового занятия родителям раздаются памятки «Добрые советы родителям»: «Если у ребенка нет желания идти в школу», «Самодиагностика для родителей», «Если ребенок неусидчив», «Если ребенка обижают?», «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?», «Как развивать творческое воображение ребенка», «Как хвалить ребенка?», «Как наказывать ребенка?», «Полезные игры».

Памятки

Если у ребёнка нет желания идти в школу

или он боится?

Возможные причины:

* Дети боятся, что их будут ругать в школе, наказывать за плохое поведение, что им попадётся злая учительница.

* В семье есть старшие дети, которые делятся негативом с младшими.

* Иногда страх передаётся от родителей, которые в присутствии ребёнка переживают: "Боюсь, что будет,

когда мой ребенок пойдёт в школу, - он у меня такой

ранимый, а учителя такие издёрганные, а если он попадёт за парту с таким же оторвой, как наш сосед Ваня, он же его

обижать будет".

* Иногда дедушки и бабушки делятся "страшными"

историями из жизни своих детей.

* Одно из важнейших условий успешной адаптации-- сознательное стремление ребёнка к школе,

настоящий интерес к учебной деятельности,

т.е. сформированность учебной мотивации.

Она включает:

* наличие познавательных интересов (ребёнку нравится

чтение книг, решение задач, выполнение других

интересных задач).

* понимание необходимости учения как

обязательной, ответственной деятельности.

* эмоционально-благополучное отношение к школе.

Как лучше и правильнее помочь своему ребёнку

в первые месяцы обучения в школе?

* Обязателен хороший отдых летом.

* Спокойно говорите о школе: её буднях и праздниках.

* Желательно взять отпуск и первые 2-3 недели быть

рядом с ребёнком.

* Создать дома обстановку спокойствия и доброжелательности.

* Встречайте ребёнка из школы с улыбкой.

* Не ругать и не наказывать ребёнка за ошибки и незнание.

Он только начинает учиться.

* Обязательно гулять после уроков.

* С любовью оборудовать домашнее школьное место.

* В школу он может брать любимую, не очень

большую игрушку.

* Когда он возвращается из школы, подробно спрашивайте

о том, что интересного было в школе.

* Не забывайте, что ребёнку нужно признание и похвала.

* Радуйтесь его удачам и победам.

* Ребёнок не может быстро адаптироваться. Этот период

может длиться от 1-го месяца до года.

*Постарайтесь быть терпеливыми. И если увидите, что всё

"выпрямляется", приходит в норму, становится меньше

слёз, "не могу" и "не хочу", то значит это маленькая

победа - Ваша и Вашего ребёнка.

Что делать, если Вашего ребёнка

обижают в школе?

* Прежде всего, выслушать ребёнка до конца, не перебивая.

* После того, как его выслушать, обязательно сказать, что всё скоро изменится. Люди взрослеют и становятся мудрее.

* Важно научить ребёнка прощать эти обиды и не принимать их близко к сердцу.

* Попытаться вместе выяснить мотивы обидчика. Может оказаться, что был не прав Ваш ребёнок.

* Если такое случается, научите ребёнка отвечать на обиды шуткой. Смех - великий целитель и утешитель.

* Подумайте, а не обидчивы ли Вы. Ведь для ребёнка родитель - самый достойный пример для подражания.

Если ребёнок нарушает дисциплину?

Часто взрослые указывают лишь отрицательные качества ребёнка, его проступки, а про положительные забывают. Но природа не терпит пустоты. Если положительные качества развиваются слабо, то возникают отрицательные. Чтобы ребёнок стал озлобленным, достаточно, чтобы не воспитывалось чувство доброты. Если доброта не воспитывается целенаправленно, если ребёнок слышит о ней только в форме нравоучений и поучений, то даже незначительные неприятности могут вызывать злобу, агрессию, жестокость.

Главное воспитывать положительные качества всеми возможными способами на собственном примере, на примерах из окружающей жизни, искусства, культуры, истории.

Что делать, если ребёнку нравится ходить в школу,

но он плохо успевает?

* Дать ребёнку почувствовать, что он не хуже других.

* Дать возможность поверить в свои силы.

* Понять, что ему больше нравится, что у него лучше всего получается, и, основываясь на положительном, попробовать заинтересовать в том, что труднее даётся.

* Ребёнок не всегда виноват в том, что плохо учится. Он ещё не переключился с детского сада на школу: что-то недослышал, недопонял. Главное, чтобы учитель не ставил клейма на ребёнке: бездельник, тупой, лентяй.

* "Влезть" в его трудности и вместе с ним понять, разрешить, разъяснить.

Что делать, если ребёнок неусидчив,

вертится и не может высидеть и 15 минут?

Ребёнок-первоклассник может удерживать внимание 15-20 минут максимум, ведь его работоспособность невелика. Затем он начинает вертеться, играть, шуметь.

Двигательное беспокойство - защитная реакция организма ребёнка. В это время происходит своеобразное отключение, кратковременный отдых. Это позволяет не доводить свой организм до переутомления.

Признаки переутомления:

* ухудшается почерк

* увеличивается число ошибок

* замедляется темп речи

* появляются "глупые" ошибки

*ребёнок становится рассеянным, невнимательным, плаксивым, вялым и

раздражительным.

Оптимальным вариантом является наличие перерывов в учебной деятельности через каждые 15-20 минут, которые помогут ребенку восстановить свои силы. Во время перерывов полезна двигательная активность: физкультминутки, подвижные игры, танцевальная деятельность.

Если ребёнок медлителен?

Неправильно рассматривать такое поведение ребёнка как непослушание или упрямство. У него могут быть какие-то особенности нервной системы,

проявляющиеся в замедленном темпе деятельности. При достаточном количестве времени такие дети справляются с заданиями. Таких детей нельзя торопить, требовать от них быстрого выполнения чего-либо - это ещё больше затормаживает их. Родителям обязательно следует посоветоваться с врачом, предупредить учителя об особенностях ребёнка.

Трудности у пассивного ребёнка будут обязательно, ему будет сложнее выполнять задания на уроках, когда есть ограничения во времени, ему будет сложнее реагировать на изменяющуюся обстановку. Адаптируется такой ребёнок гораздо дольше, чем активный ребёнок.

Однако у медлительных детей есть свои преимущества: как правило, они выполняют задания более качественно, старательно, вдумчиво.

Самодиагностика для родителей

Предлагаем Вам тест, ответив на вопросы которого Вы сможете сами приблизительно оценить уровень развития Вашего ребенка. Каждый вопрос предполагает утвердительный ответ. Чем больше таких ответов, тем выше уровень развития вашего ребенка. Если что-то из оцениваемых критериев не получило утвердительных ответов, у Вас есть возможность подтянуть ребенка в данном направлении.

Оценка развития познания

  1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/малый, в/из?
  2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например, вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
  3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
  4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка

  1. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сбербанк, в магазин?
  2. Был ли малыш в библиотеке?
  3. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?
  4. Есть ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
  5. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

  1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  2. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
  3. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
  4. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
  5. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  6. Четко ли ребенок выговаривает слова?
  7. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
  8. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

  1. Выглядит ли ребенок веселым (дома, среди товарищей)?
  2. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  3. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  4. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умений общения

  1. Включается ли в игру других детей, делится ли с ними?
  2. Соблюдает ли ребенок очередность, когда этого требует ситуация?
  3. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития

  1. Хорошо ли ребенок слышит?
  2. Хорошо ли он видит?
  3. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  4. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
  5. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  6. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение

  1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы, например, найти картинку непохожую на остальные?
  2. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б/п, кот/год?

Зрительная память

  1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
  2. Знает ли ребенок свое собственное имя, домашний адрес, телефон?

Зрительное восприятие

  1. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  2. Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
  3. Может ли он самостоятельно без посторонней помощи сложить картинку из пятнадцати элементов?
  4. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?

Уровень слуховых способностей

  1. Может ли ребенок рифмовать слова?
  2. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес - вес?
  3. Может л ребенок повторить за взрослым несколько букв или цифр?
  4. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

  1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  2. Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
  3. Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?

Хочу ли я в школу? (тест для дошкольников)

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
  2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
  3. Думаю, что буду приглашать на свой День рождения весь класс.
  4. Мне хотелось бы, чтобы урок длился больше чем перемена.
  5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
  6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
  7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.
  8. Мне кажется, что в школе больше интересного, чем в детском саду.
  9. Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
  10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

Обратитесь к своему ребенку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты со следующими словами?» и зафиксируйте его ответы в табличке.

Подсчитаем результаты:

1 - 3 балла - Ваше дитя полагает, что неплохо живет и без школы. Следует задуматься.

4 - 8 баллов - Ребенок хочет в школу, но следует уточнить, для чего. Если больше баллов в первой строке, то ребенок в основном мечтает о новых играх друзьях. Если же баллов больше во второй строке, то он вполне представляет себе основное предназначение школы.

9 - 10 баллов - Хорошо, если Ваш ребенок сохранит положительное отношение к школе на последующие годы.

Что должен знать будущий первоклассник?

  1. Свое имя, имена и отчества своих родителей.
  2. Свой адрес.
  3. Название страны, города, в котором живет.
  4. Правила поведения в школе на уроке и перемене.
  5. Как правильно организовать свое рабочее место.
  6. Правила посадки за партой и организации рабочего места.
  7. Названия времен года и их признаки, явления природы.
  8. Названия дней недели, название текущего месяца.
  9. Названия животных и растений, встречающихся в нашем крае.
  10. Числовой ряд от 1 до 10 , прямой и обратный счет.
  11. Цифры.
  12. Знаки +, -, =.

Что должен уметь будущий первоклассник?

  1. Правильно вести себя на уроке и перемене.
  2. Приготовить все необходимое к занятиям.
  3. Правильно сидеть за партой.
  4. Правильно держать ручку, карандаш.
  5. Внимательно слушать учителя, воспринимать то, что он говорит.
  6. Выполнять требования учителя.
  7. Переключаться с одного вида деятельности на другой.
  8. Правильно реагировать на свои неудачи и победы, на успехи и неудачи одноклассников.
  9. Тормозить свою двигательную активность.
  10. Составлять предложения из 3-4 слов, членить их на слова,
  11. Составлять рассказы по картинкам.
  12. Рассказывать об увиденном и услышанном.
  13. Четко выражать свои мысли.
  14. Различать звук, слово, предложение.
  15. Правильно произносить звуки и уметь их различать на слух.
  16. Определять на слух с помощью хлопков количество слогов в слове.
  17. Печатать свое имя, знакомые буквы и слова.
  18. Считать до 10 и обратно.
  19. Узнавать цифры и пользоваться ими при указании на число.
  20. Сравнивать и уравнивать множества путем прибавления и вычитания.
  21. Распознавать предметы по описанию,
  22. Распознавать простые геометрические фигуры.
  23. Ориентироваться в пространстве и в тетради.
  24. Выполнять простые графические диктанты.
  25. Аккуратно раскрашивать картинки.
  26. Штриховать в разных направлениях.
  27. Дорисовывать картинки по их половине.
  28. Перерисовывать и копировать графические рисунки, фигуры, элементы.
  29. Разгадывать лабиринты, уметь различать времена года, явления природы, животных.

Как развивать творческое воображение

ребёнка?

Творческое воображение надо развивать с самого раннего детства. Оно необходимо каждому.

* Начните с игр "На что это похоже?". Постарайтесь угадывать образы в облаках, морозных узорах, разноцветных кляксах, необычных корнях, веточках, листьях.

* Спрашивайте своего ребёнка чаще: « как что?»

* Такой же пушистый - как что?

* Такой же колючий - как что?

* Такой же весёлый - как что?

Ребёнок будет учиться сравнивать и находить подходящий образ.

* Принимайте фантазии ребёнка, не отвергайте их. О шоколадных деревьях и снежных лягушках, о сладком дожде и синем яблоке... Фантазируя, он научится сочинять сказки, рассказы, зарисовки.

* Постарайтесь рисовать на больших листах: красками, мелом, отпечатками листьев и фантиков, ладошками и пальцами. Старайтесь спрашивать: что получилось? На что похоже? Даже если получилась на ваш взгляд несуразица, спросите ребёнка: "Что это?" И он обязательно ответит. Примите его "творчество".

* Дайте ему пластилин и глину.

* Дайте пустые коробки и пластиковые стаканы. Моделируйте, изобретайте, стройте…

Пусть выплеснутся все фантазии ребёнка.

* Создайте дома свою "типографию". Пробуйте издавать свои газеты, книги. Учите и учитесь вместе с ребёнком оформлять, сочинять, рисовать.

* Попробуйте создать домашний "подарочный фонд", куда Вы будете складывать все интересные поделки, которые можно будет при случае подарить родным, друзьям, знакомым.

* Старайтесь вместе сочинять карнавальные костюмы.

* Попробуйте подключать ребёнка к оформлению праздничного стола.

* Учите ребёнка остроумию. Научите его находить забавное, смешное в окружающем мире. Чувство юмора способствует творческому отношению к жизни.

* Читайте весёлые и остроумные стихи Д.Хармса, О.Григорьева, Г.Остера и А.Усачёва.

* Помните! Творческие, одарённые, способные дети часто выделяются своим необычным поведением, оригинальными поступками.

* Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок вырос внутренне свободным, независимым, чтобы стремился к будущему успеху, развивайте творческое воображение с ранних лет.

Как хвалить ребёнка?

Похвала обладает свойством наркотика: ещё и ещё. И если было много, а стало мало или совсем не стало, возникает состояние лишения.

Когда и кого хвалить больше?

* Отстающий, больной, слишком своеобразный, слишком застенчивый,

медлительный, неуклюжий, толстый, заика, очкарик, рыжий. Если человека в этих состояниях не поддерживать поощрениями, одобрением, человек может дойти до крайности, до безнадёжности.

* Здоров, жизнерадостен, способный, всё легко даётся, во всём первый. Хвалите только за труд развития -- за превышение своей нормы.

* Достаточно здоровый и развитый. Не без способностей. Вполне благополучен. Но резко обострённая чувствительность к оценкам. Не выносит ни малейшего неодобрения, расстраивается. Как можно меньше оценок, сравнений.

Как не надо хвалить?

* Не хвалите за то, что достигнуто не своим трудом: физическим, умственным или душевным.

* Не подлежат похвале сила, ловкость, здоровье, смекалка, сообразительность, ум, талант, добрый нрав; легко дающиеся хорошие отметки, игрушки, вещи, одежда.

Желательно не хвалить:

* больше двух раз за одно и тоже;

* из жалости;

* из желания понравиться.

Ты хорош(а) уже тем, что живёшь на свете! Такого(ой) как ты никогда не было, нет и не будет. Ты - капля росы, успевающая отразить солнце, и это чудо. Ты - чудо!

Стоит ли наказывать

ребёнка и как это делать?

Наказывать или не наказывать, как это делать - каждый решает сам. Иногда психологическое наказание может быть тяжелее физического.

* Наказывая, подумай: зачем?

* Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

Наказание должно быть полезным.

* Если есть сомнения - наказывать или не наказывать, не наказывайте. Никаких наказаний "на всякий случай".

* За один раз - одно. Даже, если проступков совершено великое множество, наказание может быть суровым, но только одно - за все сразу, а не поодиночке за каждое.

* Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания напоминают ребёнку прошлое, что мешает ребёнку измениться.

* Наказан - прощён. О старых грехах ни слова! Не мешайте начинать жизнь сначала!

* Без унижения. Наказание не должно восприниматься ребёнком, как торжество нашей силы над его слабостью.

* При дефиците любви наказанием становится сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь. Нельзя наказывать уроками, чтением, уборкой.

Эти "наряды вне очереди" способны привить отвращение к труду.

Нельзя наказывать и ругать:

* Когда болен, испытывает какие-то недомогания или ещё не оправился после болезни: психика особенно уязвима, реакции непредсказуемы.

* Когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.

* Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, даже если в этой неудаче виноват он сам) - нужно переждать, когда утихнет острая боль.

* Когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с любым недостатком, прилагая искренние усилия; когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность - короче, во всех случаях, когда что-то не получается.

* Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.

* Когда мы устали, огорчены, раздражены по каким-то своим причинам.

Какие игры принесут наибольшую пользу

для интеллектуального развития ребёнка?

* Все конструкторы. Развивают мелкую моторику (а значит, и речь), конструкторские способности, умение анализировать, внимание, геометрические представления.

* Развивающие игры Б.П. Никитина и В.И. Красноухова.

* Все мозаики. Развивают образное и пространственное мышление, мелкую моторику, цветоощущение, творческое воображение и др.

* Все лото. Знакомят с окружающим миром, развивают память и внимание, умение анализировать и сравнивать и др.

* Все домино. Знакомят с цифрами и числами, буквами и слогами, учат сравнивать, анализировать и быть внимательным, развивают навыки общения.

* Все плоскостные игры развивают память и внимание, геометрические представления, логическое, образное и пространственное мышление, мелкую моторику, усидчивость и самостоятельность.

* Парные картинки (Пексесо). Знакомят с окружающим миром, историей, развивают память и внимание, коммуникативные качества, сосредоточенность, усидчивость и др.

* Игры-головоломки из серии "Маленький гений"("Маленький гений",

"Счастливый куб", "Мраморный куб", "Профи-клуб".

Развивают логическое мышление, конструкторские способности, умение

анализировать и синтезировать, точность и аккуратность и др.

Как сделать умные игры полезными?

* Важно не навязывать, не заставлять в них играть.

* Не подсказывайте ребёнку варианты решения, не делайте за него, не торопите его, не упрекайте, если он вдруг неправильно что-то сделал. Дайте ему возможность "победить".

* Если у вас нет каких-то игр, их можно изготовить вместе с ребёнком (польза от этого двойная).

Лариса Даутова
Психологический тренинг для родителей: «Если что, я с тобой!»

Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.

Задачи:

1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;

2. Способствовать снижению эмоционального напряжения;

3. Овладение приемами взаимодействия с ребенком

Длительность тренинга: 25-30 мин

Материалы и оборудование: магнитная доска, карандаши, лепестки ромашки, заготовленные карточки с высказываниями, рисунок сердца (разрезанный на 4части, лента, детские сказки.

Ход тренинга

Вступление

Добрый вечер уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на тренинг: «Если что, я с тобой!» Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад-это одна большая, дружная семья

Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.

Предлагаю Вам, поучаствовать в играх; где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.

Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своего ребенка, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.

Итак, начнем с приветствия друг друга.

Разминка «Подари улыбку»

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

1. Упражнение “Слово – ассоциация”

Педагог-психолог: «Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, которая поможет настроиться на совместную работу”.

Всем вместе предлагает подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – “море”.

Ведущий начинает игру, произнося слово “семья”, рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.

2. Упражнение «Цветок»

Педагог-психолог.

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».

Инструкция: предлагаю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества.

Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.

Рефлексия:

Было трудно?

Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

Легко ли Вам было заполнять? Почему?

3. Упражнение «Как тебе лучше?»

Психолог: приглашаю родителей (6 человек) объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка»

Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами:

1.«Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», 2.«Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».

3. И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.

4. Упражнение «Чтение сказки»

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при беседе с ребенком, при чтении художественной литературы и т. д

Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.

Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Также происходит и при общении с нашими детьми.

5. Упражнение «Чего хотят дети?»

Примечание. Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.

Слово педагога-психолога: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой». Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное. Затем педагог-психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».

Заключительная часть.

Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в воспитании ваших детей. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами. Уважаемые родители, наша встреча показала, какие вы находчивые, заботливые и любящие родители. Спасибо.

Рефлексия участников тренинга.

Публикации по теме:

Психологический тренинг «Как сохранить душевное здоровье педагогов» 1 Игра «СКАЖИ ДРУГОМУ КОМПЛИМЕНТ» (объединение) Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут.

Психологический тренинг для педагогов «Как воспитывать детей, что бы они были счастливыми?» Ни для кого не секрет, что процесс воспитания детей один из самых сложных процессов, требующий больших эмоциональных затрат и знаний. Мы.

Психологический тренинг для педагогов «Конфликты и способы выхода из них» Психологический тренинг для педагогов «Конфликты и способы выхода из них» Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт»; способствовать.

Психологический тренинг для педагогов «Тайны Востока». Цель тренинга: улучшить эмоциональное состояние участников тренинга; восстановить психическое равновесие; снять мышечное напряжение.

Психологический тренинг для родителей детей среднего дошкольного возраста по коммуникативному развитию «Я тебя понимаю, мама» Психологический тренинг с родителями детей средней группы проведен Бычковас Ларисой Викторовной Тема "Я тебя понимаю, мама" Цель тренинга:.

Участники: группа родителей дошкольного возраста 8-12 человек.

Оборудование: бейджики (по кол-ву участников), магнитная доска, проектор, магнитофон, музыкальные записи, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры).

Время: 2–2,5 часа.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход тренинга

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую визитку» – пишет имя родителей на большом листе (в виде цветка).

Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.

Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики , чтобы все знали, как к вам обращаться.

Тема сегодняшнего тренинга: «Тропинка родительской любви».

Знакомство.

Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.)

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?

Давайте продолжим наше знакомство:

Найди пару. (2 мин.)

Давайте пофантазируем: Теплая осень, листва опадает, разноцветные листья лежат на земле. Вы гуляете по лесу, листва шуршит под вашими ногами. Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу.

Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?

Основная часть

Ведущий.

Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.

Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.

Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.

«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.

Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви.

Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

Наша задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

Правила работы в группе.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Ведущий. Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.

Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Правила напечатаны на листах (могут быть написаны на доске), давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

  • Обращение по имени, и на ты.
  • Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
  • Слушать, не перебивать.
  • Конфиденциальность.
  • Правило участия – я принимаю участие в играх.
  • Правило спасательного круга – если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу (__раз).
  • Правило хорошего настроения.
  • ________(могут добавлять участники тренинга свои правила).

Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?

Упражнение «Мои ожидания»

Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.

Ведущий. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме сердца. Нарисуйте символ, который характеризует Вашу семью и запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Тропинка родительской любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома ввысь «Родительской любви» Стикеры надо прикрепить в начале пути, около дома.

Рисунок 1.

Упражнение «Погружение в детство»

Звучит тихая, легкая музыка.

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

– Удалось ли окунуться в детство?

– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

– Что для вас значит «надежное плечо»?

– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

– Что хотелось сделать?

Упражнение «Ролевые игры»

Задание для группы №1. (Время выполнения – 5 минут).

От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.

И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…

Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Задание для группы №2. (Время подготовки – 5 минут)

Выбирается родитель и ребенок.

Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.

Ваша реакция, действия и т.д.?

Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.

Упражнение для поднятия настроения, снятие усталости.

Звучит музыка. Родители вместе с ведущим исполняют «Танец Маленьких утят».

Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция: группа делится на 2 команды.

1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".

2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»

Обсуждение.

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто» (Приложение 1). Автор видеоролика Алиса Пашкова.

Рефлексия.

  • Что вы чувствуете сейчас?
  • Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
  • Захотелось что-нибудь сделать?
  • Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей , окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Упражнение «Запрещаем – разрешаем»

На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.

  • зеленый символизирует зону «Полная свобода»;
  • желтый – зону «Относительная свобода»;
  • красный – зону «Запрещено».

Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.

Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки . Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Рефлексия

Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на дороге Родительской любви. Путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!

По окончанию тренинга родители с ведущим пьют чай за круглым столом!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх