Мировоззрение человека. Если бы ты мог путешествовать во времени и увидел себя три года назад, какой бы совет ты себе дал? Какое занятие делает тебя счастливым

В философии под мировоззрением понимается система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Т.е. это целая система философских, научных, политических, нравственных и эстетических взглядов человека.

Формирование мировоззрения тесно связано с поступками, поведением людей, т.е. их нравственным опытом. В этом плане роль семьи неоценима.

Мне хочется остановиться на том, как влияют семейные традиции на формирование мировоззрения ребенка, его нравственный опыт. Традиции и обычаи в формировании личности занимают особое место. Семейные традиции представляют собой обширную совокупность знаний, вбирающую в себя сведения, накопленные народом и имеющие большое значение в воспитании детей. Благодаря повторяемости, они постепенно принимаются всеми членами семьи как обязательные нормы совместной жизни. Дети, включенные в систему семейных обычаев и традиций, воспитываются незаметно для самих себя, естественно и просто.

Ребенок, формируемый подобным образом, усваивает практику нравственных поступков раньше, чем начинает понимать, какой поступок нравственный, а какой - безнравственный. В такой системе он не чувствует, что кто-то его воспитывает. Как правило, семья объединяет родителей и детей. Члены многоступенчатой семьи могут жить в разных квартирах и даже в разных городах и селах. Но все они разделяют общие установки и традиции, испытывают чувство сопричастности друг другу, готовность к взаимопомощи. Вся эта уверенность в том, что в любой момент ты найдешь поддержку, понимание, сочувствие и есть основа того, что называется духовной связью. Чтобы все это было, каждая семья должна иметь свои традиции, крепкие устои и принципы. Без устойчивых традиций, без домашних привычек - дом не дом. Воспитание в нем практически невозможно: это сегодня хвалят, завтра - хаят. Именно в таком случае вырастают люди, чье стремление - успеть угнаться за модой, не вникая в характер новшества, хорошо оно или дурно, полезно или вредно, красиво или уродливо. Еще древнегреческий ученый Платон предостерегал своих учеников от погони за любой новизной считая, что менять нужно только то, что плохо. Семейные традиции - это не только мероприятия, проводимые в определенный день, час, это не только дни празднования юбилеев и дней рождения, выбор профессий членами семьи и традиционные увлечения.

В традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим, великодушие, уступчивость - все без чего не может существовать семья, развиваться и расти потомство. Прекрасно, если отец вместе с детьми создает культ матери, а мать (тоже вместе с детьми) - культ отца. Когда дети видят, как отец и мать уважают друг друга, не на словах, а на деле, в глубоком проявлении заботы, не требующей ничего взамен. Тогда дети будут уважать и мать и отца одинаково глубоко. А если в семье кому-то отдаются преимущества, то они должны быть оправданы в газах детей. Человек вправе получать увеличенную долю внимания, и материальных благ, потому что у него более напряженная работа или учеба (а не более высокая зарплата), потому что он болен, потому что стар, потому что еще мал и хрупок. Семейный коллектив - это когда справедливость и взаимная предупредительность при распределении многосложных домашних обязанностей являются традицией для каждого его члена. Не будем отрицать исторически сложившееся разделение домашнего труда между мужчиной и женщиной. Женщине, которую никто не освобождал от изнурительной работы в поле, испокон веков приходилось готовить пищу, мести пол, нянчить детей. Но не следует забывать, что у мужчин в прошлом был совсем другой набор предметов домашнего обихода. Сюда входили топор и пила - надо было напилить и нарубить дров, а может быть привезти их из леса. Здесь были шило и дратва - надо было

пошить ребятам сапоги, подшить валенки, поправить сбрую лошади, плести лапти и делать многое другое. Замена всего этого только на телевизор и кресло приводит к серьезным нарушениям равновесия в правах и обязанностях членов семьи.

В хороших семьях, где преобладают традиции полного взаимопонимания и сотрудничества, несправедливости не допускается. В одном из детских садов был проведен такой эксперимент. Малышам дали множество цветных картинок, изображавших предметы домашнего обихода (кастрюли, телевизор, молоток, тарелки, кресло, магнитофон, мясорубка, иголка с нитками, пылесос и т.п.). И предложили отобрать "папины картинки" и "мамины картинки". Для папы очень многие малыши составляли следующий набор: телевизор, газету, кресло, молоток, гвозди. Маме доставалось все остальное. Не приходилось сомневаться, что во многих семьях, где отец и мать в равной мере несут свои служебные обязанности, домашние дела распределяются именно таким образом. Но в каком же семейном коллективе, о традиции добрых взаимоотношений может идти речь, если после работы отец дремлет в кресле перед телевизором с газетой на коленях, а жена отрабатывает свою вторую смену? Дети наблюдают это и делают свои выводы, не предусмотренные программой семейного воспитания. Очень часто взрослые совсем не думают о том, как влияют на ребенка их взаимоотношения. Многие родители считают, что они воспитывают детей, только тогда, когда поучают их: не делай так, делай этак. Но в действительности для воспитания гораздо важнее не словесные поучения, а те взаимоотношения, те требования, которые сложились в семье. Дети больше подражают, чем слушают. Например, во время беседы с сыном отец одобрительно отнесся к его принципиальности, поддержал его критическое отношение к имеющимся на производстве недостаткам. Но в разговор вмешалась мать, которая сказала: "Не слушай его, Коля, критиков никто не любит. Отец не больно - то вмешивается, когда видит непорядок". Отец сконфуженно замолчал, а Коля растерянно смотрел то на него, то на мать. Своими действиями мать не только подорвала авторитет отца в глазах сына. Он получил наглядный урок того, что иногда взрослые могут говорить одно, а поступать по - другому. Ведь отец промолчал, не возразил матери.

Дети больше подражают, чем слушают наставления, и этот подражательный момент, способен держаться вплоть до юношеского возраста. Между тем подражание взрослым по природе своей отличается от подражания приятелям. В первом случае под обаяние попадают интересы личности, индивидуальности. Во втором копируется общее: ходовые словечки, ухватки, прическа, манера носить головной убор. Стало быть, чем слабее индивидуальность родителей, тем шире открывается простор для влияния уличной компании. В семьях, где родители отличаются властностью, повышенной требовательностью и строгостью, дети растут послушными, исполнительными, но замкнутыми. В таких семьях взаимное непонимание обычно складывается задолго до наступления подросткового возраста. Став окончательно взрослым, человек из такой семьи, быть может, не будет продолжать поддерживать с родителями отношения, но они будут формальны, нечто вроде обязательного ритуала. А обзаведясь собственными детьми, он, возможно, вполне будет их баловать, помня свое несладкое детство. Но не исключен вариант продолжения родительских традиций, если в ребенке окончательно успеть подавить чувство сопереживания, способность принимать участие в чьих - то проблемах. Таким, образом, чересчур авторитарные родители могут заглушить душевную теплоту и бескорыстную доброту на два поколения вперед - в своих детях и внуках.

Прекрасно, когда сын приходит на завод, где всю жизнь трудился его отец, когда рядом с ним становится к станку или операционному столу. Однако, не это главное в отцовской науке. Важно в ней - опыт нравственного поведения, который усваивается только в семье. В романе Льва Толстого "Война и мир" старик Болконский прощаясь с сыном, отправляющимся на войну, произносит следующие слова: "Помни одно, князь Андрей; коли тебя убьют, мне, старику, больно будет:" - и он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал. - "А коли я узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет: стыдно!". Четкое осознание своих корней, фамильной

чести и должно служить одновременно и мощным побудителем и сдерживающим центром "я не могу совершить поступок, который позорит семью" и "я обязан совершить поступок, который послужит семейной чести". А чтобы у человека возникали такие побудители, необходимо, чтобы семья давала основание гордиться ею.

"Папа говорил:". "Мама сказала:". Говорят, что дети - эхо своих родителей.

Духовное богатство личности с наибольшей полнотой раскрывается в труде. Как же укрепить в ребенке необходимость соблюдения семейных трудовых традиций? Прежде всего, нужно разъяснить цель труда. Для чего маленькая девочка помогает матери протереть пыль в комнате? Для того чтобы квартира была чистой, а пыль вредна для здоровья. И так изо дня, в день, усложняя условия труда. Дети с удовольствием работают с родителями, хорошо, когда то или иное занятие носит постоянный характер, выполняется в определенные дни и часы, это дисциплинирует ребенка. В каждой семье, где есть дети, наступает момент, когда решается будущее ребенка: он стоит перед выбором профессии. Порой эта ситуация бывает довольно драматичной. К сожалению, приходится слышать и такие внушения родителей:

Иди в торговлю. Сейчас это очень престижно:

Не позорь нашу семью - иди в науку:

Нужно правильно решить, на каком поприще сможет ребенок найти свое призвание, а значит и успех. Вот тут - то и подстерегают нас коварные "ловушки". Допустим, у девушки склонность к гуманитарным наукам, но есть "возможность" поступить в технический вуз. В гуманитарный вуз трудно попасть, туда большой конкурс. В то же самое время родители желают, чтобы дочь получила высшее образование. Начинаются разговоры о том, что сейчас модно, престижно. В обсуждение вовлекаются не только родители, но и знакомые люди. Кажется, каждый рассуждает очень здраво, умно и вот - вот решится роковая ошибка. Молодая девушка откажется от своей мечты, от своего призвания ради доводов, внешне справедливых, а по сути своей внешне глубоко ошибочных. Ведь неудавшийся торговый работник - такое же явление, как и неудавшийся, не любящий свое дело научный работник. В этот решающий момент обязательно должны победить трудовые традиции семьи, члены которой свободны от расчета, мещанских соображений престижа. Родители должны сказать своей дочери:

Иди туда, где ты надеешься быть полезной людям, туда, куда влечет твоя мечта, где труд принесет тебе большое удовлетворение. Главное в жизни никакой - ни будь диплом, а только тот, который соответствует твоему призванию. Все это казалось бы так просто. Однако как бывает тяжело решить вот такую простую задачу! Решить ее должны родители, но только вместе с детьми. Мал, ли вырос ли ребенок, для них он ребенок, они несут ответственность за его судьбу, они обязаны его направить.

Для проводимого в настоящей работе исследования необходимо иметь научно обоснованный ответ на вопрос о природе детского сознания. Рождается ли ребенок с сознанием или без него? Научная психология ребенка обосновала два взаимосвязанных критерия на­личия сознания у детей - владение языком и оперирование поня­тиями.

Психологи, последовательно применявшие требования мето­дологии науки при изучении ранней детской психики, пришли к простому выводу: дсти рождаются без сознания.

Приведу несколько примеров. Известный психолог В. Штерн, под­водя итоги своим исследованиям детей, подчеркивал, что необходимо исюпочигь из психической жизни новорожденного «все собственно интеллектуальные и все волевые явления сознания; нет ни прирожден­ных представлений, ни действительного восприятия (т. e. постижения внсшпих предметов и процессов как таковых), ни, наконец, сознатель­ного хотения или стремления» . По оценкам Штерна первичное со­стояние психики новорожденного нужно представлять себе как вполне рассеянную чувствитслыюсть .

Решающая роль в становлении полноценного сознания и мышле­ния, по мнению Штерна, которое он выработал в процессе специальных психологических наблюдений и экспериментов, принадлежит языку. «К концу первого года жизни человеческий ребенок ужс приобретает обе способности, всегда считавшиеся главными отличительными при­знаками человека: верлтпеальную походку и речь. Язык же открывает ре­бенку высший мир духовного,... только он (язык - C Б.) делает; нако­нец, возможным всякое настоящее мыншение: обобщение и сравнение, суждение и умозаключение, комбинирование н понимание» . «Начатки языка фебенка - С. Б.) еще вполне дограммашчны и допогичвы, и только очень постепенно из эмбриональной первичной формы диффе­ренцируются различные категории слов и понятий, которые кажутся нам само собою разумеющимися элементами всякого языка» . Допонятий- ное мышление ребенка, по мнению Штерна, существенно отличается от логического мышления взрослого, оперирующего понятиями и сужде­ниями. Штерн приходит к выводу, что в раннем детском сознании фор­мируются ассоциативные связи, лежащие в основе дононятийного мыш­ления ребенка, оперирующего предпопятиями и трансдукциями.

C этими выводами Штерна согласен Ж. Пиаже. «Характерная осо­бенность, свойственная этим схемам (предпонятиям - С. Б.), состоит в том, что они расположены где-то на полпути между обобщепной природой понятий и индивидуальностью составляющих его элементов, не являясь по сути дсла ни тем, ни другим» , «Рассужденис, строящееся на основе соединения подобных предпонятий, свидетельствует о на­личии точно таких же допонятийных структур. Эти примитивные умо­заключения, вытекающие не из дедукции, а непосредственных анало­гий, Штерн назвал „трансдукцией"» .

Пиаже развил на основе эмпирического материала учение о пяти периодах формирования мышления в онтогенезе: сенсо-моторный ин­теллект, символическое допонятийное мышление, наглядное мышление,

конкретное мышление и понятниное операциональное мышление.

Лишь на последней стадии своего развития мышление способно придать сознанию космологический характер. «С этого момента, - пи­шет Пиажс, - (формальному операциональному мышлению - С. Б.) становится доступной вся окружающая реальность. Ho теперь она пре­вращается, вместе с тем, и в представляемую реальность: с появлением формальных операций она становится даже более чем реальностью, по­тому что открывается целый мир того, что может быть построено, и по­тому что мышление становится свободным по отношению к реальному миру» . Учение об эволюции мышления занимает в генетической пси­хологии Пиаже особое место, т. к. с его помощью Пиаже раскрывает ме­ханизм адаптации и интериоризации психики человека вообще.

Жан Пиаже отметил очень важную особенность сознания и мыш­ления ребенка: «Даже к 7^8 годам дета далеко не всегда стремятся к то­му, чтобы иметь какое-либо одно мнение по данному предмету. Конечно, они не думают при помощи противоречий, но они последовательно принимают положения, которые, если их сравнить, оказались бы проти­воречивыми. B этом смысле можно сказать, что дети нечувствительны к противоречию, и это происходит потому, что переходя OT одной точки зрения к другой, они каждый раз забываюг предыдущую.»

Психология Пиаже оказала огромное воздействие па развитие дет­ской психологии двадцатого столетия, став источником новых школ. Культурно-историчсскую теорию высших психических функций раз­работали JI. С. Выготский и его школа. Существенной особенностью этой теории является тезис о языке как о необходимом средстве и условии развития прежде всего высших психических функций и обра­зования любьгх понятий вообще . Bce высшие психические функции, интегрирующиеся в сознании ребенка, невозможны без активного упот­ребления знаков. Функциональное употребление слов ребенком состав­ляет суть процесса образования понятий, складывающегося из трех ступеней: синкреты, предпонятия и понятия .

Л. С. Выготский отмечал, что становление самосознания у ре­бенка происходит с помощью речи . «Нам представляется в высшей степени правильной мысль Пиаже, что у новорожденного ребенка от­сутствует даже самое примитивное Я, т. e. личность и мировоззре­ние, отношение к другим» .

Результаты исследований Л. С. Выготского показали, что к 3 го­дам у детей складываются этические правила и первое мировоззре­ние, «Закладываются общие представления о мирс, о природе, об обществе, о самом ссбе» .

Нужно зарегистрировать в опыте момент появления мировоззре­ния у ребенка и объяснить причины его возникновения. Эти причины могут быть раскрыты лишь при изучении эволюции раннего детского сознания домировоззренчсского периода. Ho что такос детское миро­воззрение? Где граница между домировоззренческим и мировоззрен­ческим состояниями детского сознания? Каковы признаки наличия и отсутствия мировоззрения у ребенка?

Термин «мировоззрение» многозначен. Словом «мировоззрение» обычно обозначают совокупность взглядов по наиболее общим вопро­сам (о Вселенной, жизни, разуме, обществе, человеке, науке и т. п.).

Мировоззрение не имеет никаких внутренних и внешних ограниче­ний для выбора спектра затрагиваемых им вопросов. Субъекту мировоз­зрения представляется полная свобода выбора крута рассматриваемых вопросов н методов их решения. Космология (и это было показано в первом параграфе) уделяет большое внимание проблеме предмета космологии. Ho как бы ни трактовался предмет космологии, перед

космологом всетда стоит задача понять природу, сущность предмета кос­мологии. Кроме того, космология трсбуст обоснованности своих выводов.

Элементарным формам космологии взрослых, несмотря на их простоту, присущи отмеченные особенности. Даже сторонники ирра­ционализма в познании мира пытаются объяснить свой иррациона­лизм, пьггаются защитить всру и интуицию. Иррационализм дает отве­ты па вопросы: почему иррационализм лучше рационализма и почему вера или интуиция.предпочтительней разума. Абсолютного иррацио­нализма в космологии нет и не может быть, т. к. осмысление космоло­гических проблем всегда требует разумного логического мышления.

Развитие сознатгия у ребенка еще не означает, что у дитя есть и мировоззрение. Если ввссти дефиниционный критерий, согласно кото­рому наличие мировоззрения устанавливается в зависимости от того, умеет ли индивид огтрсделять общие понятия: мир, жизнь, пространст­во, время, материя и т. п., то окажется, что многие дети и взрослые не умеют мыслить дефинициями и отвечать на вопросы: что такое мир, пространство, материя, время и т. п.?

Наташа (Юлет) на вопросы, что такое Вселенная, пространство, время, жизнь отвечала: «He знаю» 71 . Оттыт преподавания общсствеп- ных наук в разных университетах убедил автора в том, что многие мо­лодые люди затрудняются ответить на мировоззренческие вопросы. Дефиниционный критерий слишком грубый и прямолинейный.

Искомый критерий должен бытъ адекватен природе исследуемо­го феномена. B своих психологических исследованиях автор исполь­зовал эксплананионный (объяснительный) критерий. Цель проводи­мого психологического исследования - установить способны ли дети в возрасте от 2-х до 4-х лет давать объяснение наблюдаемым астрокосмическим феноменам.

Опросы детей показали, что они задумываются над наблюдаемыми явлениями и пьггаются понять, что такос Солнце, Луна, звезды, небо, об­лака, люди, животные, растения и пр. Дсти - это эмпирики. Они верят своим тазам, ушам, рукам. Детский эмпиризм своеобразен. Во-первых, большое значение имест детское воображение, которое также исходит из данных индивидуального опыта. Во-вторых, ребенок жсстко сориентиро­ван на взрослых и особенно на родителей. Поэтому дети принимают на веру реальность многих вымышленных существ, о которых узнают от ро­дителей и других взрослых. Важную роль в формировании детского ми­ровоззрения играют чувства любви и дружбы, присущие ребенку. Эги чувства тоже имеют опытпое ітроисхаждение. Основанием ддя веры у ре­бенка служит не только его разум, мышление, но эмоции и чувства, обес­печивающие ребенку сохранение дружеских отношений со взрослыми, ог кторых он зависит. B мотивационной структуре преобладают не стрем­ления к истине, а желание самосохранения и достижения детских ценно­стей (игрушек, конфет, карандашей и т. п.).

B современной научной психологии применяется возрастной под­ход. B детской психологии - это один из основных методологических принципов. Результаты проведенных автором исследований указывают на целесообразность выделения 4-х периодов в дошкольном возрасте.

1. Младенчество (от рождения до 1-1,5 лет).

2. Постмладенчество (от 1-1,5 летдо 2,5-3 лет).

3. Младозрслость (от 2,5-3 лет до 4 4,5 лет).

4. Предшкольничсство (от 4^4,5 лет до 6-7 лег).

Знание особенностей этих периодов улучшит понимание детей. Родители сумеют подобрать адекватные средства общения. Возрас­тные рамки этих периодов варьируются, но существование этих пе­риодов и их последовательность выражают общие закономерности развития психики ребенка.

B младенческий период ребенок учится управлять своим телом и понимать взрослых (маму, папу и др.). B постмладенческий период ре­бенок учится понимать себя и окружающий мир. Дитя овладевает сложным искусством общения с людьми и приобретает навыки верба­лизации своих мыслей, переживаний, восприятий. Перед ребенком в постмладенческий период стоит очень трудная (для него) психологи­ческая задача - адекватно выразить в языке свои мысли, желания, впечатления. Лишь успешно преодолев постмладенчество ребенок вступает в период младозрелости. Он размышляет над увиденным и услышанным, пытается дать свои объяснения наблюдаемым явлениям. Именно в этот период у ребенка появляются первые формы мировоз­зрения. Дсти этого возраста обмениваются мнепиями по мировоззрен­ческим вопросам и даже спорят между собой.

B ттредшкольный период идет подготовка дстей к школе.

1. Необходимым условием формирования мировоззрения у любого ин­дивида является самосознание, т. к. лишь самосознание позволяет

индивиду выделить себя из окружающего мира, противопоставить себя внешнему миру и гюпытаться понять его.

2. Мировоззрение у детей разное. У каждого ребенка есть свои ин­дивидуальные особенности миропонимания.

3. Мировоззрение детей отражает, выражает, обобщает специфику индивидуального опыта. Детский опыт - это единство воспри­ятий индивидуальных условий жизни и характера ребенка.

4. Дети проецируют символы культуры, усвоенные ими в процессе общения с родителями и близкими, на окружающий мир. Иначе говоря, дети пытаются понять окружающий мир (Солнце, Луну, звезды и пр.) с помощью доступных для них предметов культуры. Например, Сева (4 года) утверждал, что Солнце - это лампочка с лучиками, а Луна - мячик без лучиков .

Многие дсти связывают наблюдаемые астрономические явления с известными им героями сказок или с любимыми игрушками. Например, Миша (3,5 года), увлеченный своими игрушками, утверждал, что Солнце, Луну, звезды сделали рыцари, которые живут на Земле и которые запус­тили их из луков на небо . Bo время беседы Сева показывал мне своих любимых игрушечных рыцарей .

5. Мировоззрениерсбенканесистемно, фрагментарно, паплядно.

6. Мировоззрение детей переменчиво, зависит от настроения и от ус­ловий проведения опроса или беседы G rr P 0 wm вечер, с мамой или папой, дома или на улице и т, п.). Дети быстро забывают свои отве­ты, При повторных встречах через пссколько месяцев некоторые из них меня не узнавали и давали другие ответы на те же самые во­просы. Например, Жіеня (девочка, 2 года 10 мес.) утверждала, что Солнышко катится по воздуху на колесиках как автомобиль .

Однако через 4 месяца Женя меня ее узнала, о нашей беседе ни­чего не смогла вспомнить и отвечала на те же вопросы по-другому. Ha вопрос об устройстве Солнца она упорно отвечала, что оно желтое, а о колесиках она вообще ничего не знает 6 .

Ee подруга Катя (3,5 шда) в начале бсссды заявила, что Солнце про­изошло от неба и что Солнце не падает потому, что оно висит на веревке, к которой его привязал дядя. A через минуту она весело рассказывала о том, что Сшгаце катится на колесиках. Колес не видно потому, что оно желтое. Катя также утверждала, что Солнце, наверное, сделала она из сгекла бутылки. Солнце, по ее рассказам, не падает потому, что к ней приходил дядя, который привязал Солнце к небу . Из бесед с Катей и Женей выявляется влияние Катиных представлений о мире на Женю.

Психолого-педагогичсские исследования привели автора к неожи­данному выводу о том, *по заранее невозможно предсказать ответы ребенка на мировоззренческие вопросы. Ребенок предстает перед ис­следователем как «черный ящик», чьи ответы на мировоззренческие вопросы индивидуальны и самобытны.

1. Ребенок пытается объяснить мир, но его объяснения ненаучны и связаны с жизнью ребенка.

2. Важное место в формировании мировоззрения ребенка играюг его родители, близкие, воспитатели. Любовь к родителям сильно влияет на содержаіше детского мировоззрения. Б, Спок заметил, что дети в возрасте до 5 лет восхищаются своими родителями, с готовностью подражают им. Дети представляют себе бога похо­жим на родителей или дедушек . Ребенок любит своих родителей, дорожит их заботой и вниманием, хочег жить дружно с мамой и папой. Дстскос мировоззрение отражает эти особенности дстсной психики, оно выполняет регулятивную функцию в общении с ро­дителями и взрослыми. Мировоззрение должно укреплять дружбу и любовь между родителями и детьми, сближать, соединять их. Для ребенка его родители дороже, значимее cro мировоззрения.

3. C возрастом мировоззрение детей эволюционирует и претерпевает глубокие изменения.

4. B структуре детского мировоззрения образуются специфические элементарные формы космологии. Выше были выделены три ос­новные формы космологии - миф, учение и теория. Однако прове­денные автором исследования убедительно показали, что элемен­тарные формы космологии ребенка не тождественны этим трем формам и не сводимы к ним. Присущие детскому мировоззрению элементарные формы космологии необходимо выделите в особый класс форм космологии, которые назовем «чэлфорносы», т. к. ч - первая буква английского слова «child», элфоркос - элементарная форма космологии. Чэлфоркосы представляют особый элемент

детского мировоззрения, они тссно связаны с истолкованием ре­бенком астрономических явлений. Ранние чэлфоркосы мимолет­ны, сиюминутны, преходящи, изменчивы. Они продукты детского творчества; единство восприятия, мышления и воображения. Чэл­форкосы «вспыхивают» в детском сознании и быстро «прогорев» исчезают. Они неустойчивы, быстро распадаются и создаются вновь. Их много и они не подчиняются законам логики, Чэлфор­косы служат средством осмысления и объяснения окружающего мира в детском сознании. Поскольку знания ребенка очень прими­тивны, мышление образное, он пользуется своим воображением. Эта особенность раннего детского сознания отражается на приро­де чэлфоркосов, т. к, раннис чэлфоркосы - продукт игры вообра­жения, сильно зависящий от ситуагщи, наводящих вопросов во время беседы, словарного запаса, интересов и пр.

После формирования у ребенка восприятий, мышления, речи, вооб­ражения, детское сознание активизируется под действием непрерывно возрастающей совокупности опытных фактов. K 3 годам чэлфоркосы ста­новятся элементами детского сознания и факторами поведения. Ответы Насти (3 года 5 мес.) ярюо демонстрируют активность ее сознания, един­ство сознания н поведения, основанное на ее чэлфоркосах. Приведу часть Настиных рассуждений. «Солнце - вещь, которая светиц чтобы было светло. Солнце вышло из неба. Солнце, Луну, звезды я сделала из картон­ки». Настя показывает на лампочки в плафоне и говорит; что это луна и звезды, после чего заявляет: «Лупу и звезды я сделала из стекла. Звездоч­ки на небе шоколадные и их можно скутнать. Может быть звездочки на небе разные: тошпадные, стеклянные, колючие. Солнышко меньше Лу­ны. Ho Солнышко горячее и можно руки обжечь. Если полететь в небо, то будет конец. Эго сгена, которую построил дядя. За стеной ничего нет» 79 .

Основываясь на результатах проведенных автором психолого­педагогических исследований и учитывая достижения современной детской психологии, педагогики и медицины, можно следующим об­разом описать процесс формирования раннего детского мировоззре­ния. Новорожденность и младенчество - это естественные и общие фазы развития человека. Новорожденный нс имеет сознания и миро­воззрения. Постепенно в процессе социализации посредством меха­низма идентификации у младенца к 2 годам появляются восприятие, мышление, воображение, речь, воля. Ребенок становится сознатель­ным и разумным существом.

Дальнейшее развитие раннего сознания ребенка и накопление опы­та приводит к возникновению первых чэлфоркосов и формированию раннего мировоззрения. K 3 годам ребенок уже пытается объяснить по- своему наблкщаемые астрономические явления и задумывается над во­просом о том, что существует за границами наблюдаемого мира.

Многие дети уже в 3 летнем возрасте утверждают, что мир звезд бесконечен и Вселенная самодостаточна, она не нуждается пи в каком творении и управлении. Например, Женя (3 года 2 мсс.) на вопрос: «Огкуда звезды?» ответила: «Они растут на деревьях, но кушагь их нельзя. Утром они прячутся в деревьях и поэтому их днем не уви­дишь». Ho ее ответ на следующий вопрос: «Если подпиматься вверх в небо, то будет ли когда-нибудь конец?» был в диссонансе с ответом на первый вопрос. «За Луной, - утверждала Женя, - ничего нет, только звездочки. Конца нет и будут только звездочки» 80 . Противоречий в своих ответах она не замечает и не признает.

Результат проведенных автором исследований убеждают в том, что содержание детского мировоззрения детерминируется индивиду­альным опытом и системой культуры, в которой воспитывается ребенок. Только в конкретных социокультурных условиях и под их влиянием B процессе общения с родителями, воспитателями, детьми возникает ран­нее мировоззрение, содержащее специфические элементарные формы космологии - чэдфоркосы. Отмеченные черты раннего детского миро­воззрения объясняют, почему дети не способны создать сложные формы КОСМОЛОГИИ и, более того, они не могут их правильно понять.

Свои формы космологии Аристотель, Коперник, Ньютон, Эйн­штейн создавали взрослыми людьми, обладая солидным образованием и имея большой опыт самостоятельной научной работы. Хотя жили эти ученые в разных странах и в разпые исторические периоды.

Описание строения и функций (коммуникативных, когнитивных, игровых) чэлфоркосов имеет важное значение для философии, психо­логии, социологии, культурологии и других наук, т. к. позволяет дагь научное решение ряду фундаментальных проблем. Кратко рассмотрю некоторые из них.

1, Проблема существования врожденных знаниЙ. B истории фило­софии и психологии длительное время продолжается дискуссия 0 существовании врожденных знаний. Многие выдающиеся уче­ные размышляли над этой трудной проблемой. По мнению автора научное решение проблемы существования врожденных зпаний

BOGMOQKHO ЛИІІІЬ с помощью детской психологии. Чэлфоркосы - это продукты детского творчества, игры воображения на основе ограниченного детского опыта. Они возникают в процессе эволю­ции детсгого сознания в конкретных географических и социаль­ных условиях. Чэлфоркосы - это комплексы наиболее общих знаний, какими владеет ребенок во время беседы. Поэтому, если эти знания имеют опытное происхождение, то и всё мировоззрение ребенка также вырастает из его индивидуального опыта. Следова­тельно, врожденных знаний у человека нет.

2. Проблема бессмертия души человека. B истории философии и пси­хологии широко обсуждается проблема бессмертия души человека. B современной научной пснхологии доказано, что существует соз­нание индивида. Термин «душа» либо имеет смысл термина «соз­нание», либо обозначает особый тип сознания индивида. Душа че­ловека не может существовал> вне и независимо от его сознания.

Следовательно, проблема бессмертия души человека - это проблема бессмершя сознания.

Дстская паучная психология неопровержимо доказывает, что, сознаиие ребенка возникает и формируется в процессе индивиду­ального развития детей и, следовательно, бессмертие души, созна­ния невозможно. Представления о бессмертии души и сознания ан­тинаучны. «Ведь младенца не оставляют без присмотра и не пре­доставляют самому себе на долгие годы, - подчеркивает Гердср, - иначе он погибнет или утратит человеческий облик. Воспитание, искусство, культура были необходимы ему (человеку - C- Б.) с первого момента его существования» .

Рассуждения о бессмертии души известный вольнодумец и атеист XVU века. У. Дакоста назвал «бессмысленным бредом пус­того древнего язычества» . Дакоста доказывал, что человек поро­ждает душу другого человека в процессе общения .

Сознание индивида есть функция его головного мозга, сфор­мировавшаяся в конкретных условиях. Функция нс может сущест­вовать без мозга сама по себе. Умирает ипдивид и исчезает его сознание. Представление о бессмертии дупш - это иллюзия, за­блуждение.

Вечна только Вселенная, а все остальное преходяще. Однако головной мозг человека изучен плохо и мы не зпаем топ>, спосо­бен ли он излучать психогенную материальную субстанцию, со­храняющуюся некоторое время после смерти.

3. Проблема распространения религии. Новорожденный не имеет сознания и мировоззрения. Формирование религиозных убежде­ний и представлений у детей происходит в конкретной социокуль­турной среде под влиянием взрослых. Изменение условий жизни людей, системы их образования и воспитания приводит x форми­рованию у новых поколений молодежи другого мировоззрения. B исторических пауках зафиксированы многочисленные факты радикального изменения мировоззрения нации, народа, этноса: Египет; Иран, Россия и т. д.

4. Проблема воспитания личности. Можно ли управлять процессом формирования детского мировоззрения? Конечно, можно, но дпя этого нужно еще очень мнош сделать. Прежде всего, необходимо более полно описать механизм формирования детского сознания и мировоззрения.

Описание и объяснение закономерностей формирования детского сознания и мировоззрения дает основание дпя важного вывода: древ­ние лкщи были способны самостоятельно создавать элементарные фор­мы космологии. Новые поколения развивали старые космологические знания, переданные им взрослыми, и создавали новые формы космо­логии с учетом своего опыта, более богатого и надежного.

История, психология, социология, этнология установили, что по­давляющее большинство лкщей воспринимает готовые формы космо­логии и пользуется ими в упрощенных вариантах, содержащих лишь элементарную картину мира принимаемой или распространенной тео­ретической формы космологии. К. Гельвеций, анализируя историче­ский опыт, заметил: «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся» .

Здесь мы сознательно избегаем слова "воспитание" - оно играет не единственную и возможно не основную роль в развитии ребенка. Есть такая поговорка "Воспитание ребенка начинается с момента рождения его будущих родителей", и возможно еще раньше. Ребенок видит и принимает образы, а не слова (он и слов то еще большинства не знает, тем более их смысла); поступки окружающих, а не то, что они по этому поводу хотели бы сказать. Если родители пытаются "воспитать" у ребенка качества, которыми сами не обладают, с большой вероятностью они получат ребенка без этих качеств, с двуличием и недоверием им...

Что такое толерантность? Доступно о сущности толерантности. Что это такое и как с этим бороться? Прекрасный рецепт от китайского мастера. Берите на вооружение

Из двух методов - поощрение и наказание - последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию - открытое неповиновение. Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно

У одного моего знакомого есть привычка пощипывать свой нос в разговоре. Это становится еще более заметным, если спор обостряется или если ситуация оборачивается против него, то есть когда его нервы в напряжении. Хотя он об этом знает и чувствует себя неловко из-за этого, но, когда его что-то беспокоит или увлекает

Маленький ребенок не может выразить свои чувства словами: именно поэтому, чтобы понять его настроение, родители должны уметь читать по его лицу. Сомневаюсь, что все мамы всегда так хорошо понимают своего ребенка, как это им порой кажется

Родители, возможно сами не сознавая этого, испортили его, ведя себя как «слепо преданные министры» в течение первого года жизни ребенка. Примерно в два-три года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его «Я», и тогда он готов его отстаивать

Достижение этой гармонии во многом зависит от раннего развития. Я считаю, что его можно достичь только на базе рано сформированного стереотипа мышления, который включает право на уважение к себе и чувство ответственности по отношению к обществу. Такой стереотип можно создать на основе детского общения

Я уже говорил о том, что мама, которая целый день находится рядом со своим ребенком или держит его на руках, дает ему полную возможность для развития его характера. Это влияет не только на умственное развитие, но и на развитие чувств

Часто, когда молодая семья живет отдельно от родителей, бабушки и дедушки оказываются отстраненными от воспитания детей и от жизни молодой семьи в целом, и тогда любое вмешательство воспринимается как помеха. К сожалению, в современном обществе это типичная ситуация

Талантливые люди, рожденные в бедных семьях, где обычно много детей, добивались выдающихся успехов, в частности потому, что ребенку легче развить неординарные способности и характер, если он растет в доме, где много детей и где благодаря этому стимулируется развитие каждого

Часто, уже став взрослыми, наши дети с радостью, как о празднике, вспоминают те приятные часы, которые они провели с отцом, потому что, как правило, во многих семьях это было не так уж часто

Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее - это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка

Совсем не обязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию вашего ребенка. Самое лучшее для начала - это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома

Мы обычно считаем раннее детство самой счастливой порой в жизни, где нет места страхам и беспокойствам окружающего мира. Однако похоже, что в реальности мы не всегда были счастливы в младенческие годы. У детей, как и у взрослых, есть свои страхи, и причины их часто кроются в том, о чем мы порой и не подозреваем

И хотя мы знаем немало примеров, когда чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым, тем не менее, как правило, ребенок, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, когда вырастает, и будет более уравновешенным и добрым

Наверное, во всех странах люди часто разговаривают с детьми на их «детском языке». В то же время радио и телепрограммы ведутся на нормальном «взрослом» языке, и двухлетний ребенок совершенно спокойно понимает язык обычной передачи

В книге «Революция в воспитании младенца», изданной в Америке, описан следующий эксперимент: специально подготовленных учителей послали в детские учреждения и семьи из бедных районов, в основном населенные неграми, чтобы обучить примерно 30 малышей в возрасте 15 месяцев

У детей до 5 лет Сознание и Подсознание – практически ОБЪЕДИНЕНЫ и составляют одно целое, и потому -- любая ИНФОРМАЦИЯ, которую СЛЫШИТ и видит ребенок – сразу же без задержки – ПРОХОДИТ прямо -- в Подсознание ребенка и там остаётся.

Поэтому, что -- ВЛОЖИШЬ в детей в этот период детства – то и ПОЛУЧИШЬ, когда они вырастут и станут взрослыми. К семи годам в ребёнке -- ФОРМИРУЕТСЯ то Мировоззрение, с которым он -- ПРОЖИВЁТ всю свою жизнь.

Вот – почему так чрезвычайно ВАЖНО – ВКЛАДЫВАТЬ в ДЕТЕЙ -- только ДОБРОЕ и ПОЛЕЗНОЕ для жизни, ВОСПИТЫВАТЬ в них ДОБРЫЕ -- ПРИВЫЧКИ и ПРИУЧАТЬ их только -- к ДОБРОМУ и РАЗУМНОМУ и к ТРУДУ, а главное -- ПРИВОДИТЬ их к ВЕРЕ -- в БОГА. Тогда и люди из них -- вырастут порядочные, добрые и разумные.

Мировоззрение -- это система взглядов человека на общество и природу, понимание им жизни и его ценности, это его воспитание и качество образования. У людей существует три типа Мировоззрения: 1. Негативное Мировоззрение. 2. Смешанное Мировоззрение. 3. Положительное Мировоззрение.

1. Негативное Мировоззрение – принадлежит только Негативным, дурным людям. Мировоззрение таких людей основано на непорядочности, на лжи и злобе, на не уважении к людям, на вседозволенности, грубости, хамстве и наглости, на пошлом отношении к женщинам, на понимании власти силы и того, что слабых можно и нужно обижать и подчинять своей воле и власти денег, что деньги – не пахнут и деньги можно добывать криминальными способами, на понимание того, что «Не обманешь – не проживешь», что работа не волк – в лес не убежит и честная работа только для дураков. Совести, чувства долга и ответственности -- у таких людей просто нет.

2. Смешанное Мировоззрение – в этом типе Мировоззрении как бы всё перемешано и хорошее и доброе. Главное, люди с этим Мировоззрением – НЕ ИМЕЮТ твердых положительных принципов, не умеют хорошо различать Добро от Зла – у них как бы своеобразная каша в голове, все понятия расплывчатые, размытые, неопределенные. Люди со смешанным мировоззрением, если попадают в хорошую среду и в общение с хорошими людьми – делаются ЛУЧШЕ, а если попадают в дурную среду и в общество дурных людей – становятся ХУЖЕ. Смешанное Мировоззрение -- характеризует две группы людей:

А). Обыватели , в Мировоззрении которых преобладают НЕГАТИВНЫЕ нравственные принципы и установки: эгоизм, жадность, скупость, зависть, расчетливость, непорядочность, лживость, безответственность.

Б). Обычные люди , в Мировоззрении которых преобладают Положительные нравственные установки и принципы: понимание честности, ответственности, доброты, важности добросовестного труда, важности семейных ценностей.


3. Положительное мировоззрение – им обладают хорошие, добрые порядочные люди. Это Мировоззрение основано на понятиях Чести, Совести, Долга, Ответственности, вежливости, Справедливости, уважения старших людей, уважения женщин, Патриотизма, понимания важности и необходимости учебы и труда, понимания важности семейных ценностей.

Мировоззрение ребенка полностью ЗАВИСИТ -- от Мировоззрения и образа жизни его родителей, от их -- ЛИЧНОГО Примера. Дети видят и запоминают все и учатся на примере жизни, поведения и поступков -- своих родителей. Вот почему и говорят, что чего не знают и не понимают родители, как могут знать их дети? Вот почему так важно, чтобы родители были люди порядочные, хорошо воспитанные и образованные – всё это они ПЕРЕДАДУТ своим детям.

Если родители люди -- НЕПОРЯДОЧНЫЕ, то и личный ПРИМЕР их образа жизни, их дел и поступков -- является НЕГАТИВНЫМ. А главное, детям полностью -- ПЕРЕДАЕТСЯ их НЕГАТИВНОЕ Мировоззрение. Дурные люди приучают своих детей лгать и обманывать людей и потому их дети считают, что обманывать людей – это нормально, что обидеть слабого и отобрать у него что-то – тоже нормально, что деньги – не пахнут и потому можно и украсть при удобном случае, главное, чтобы никто не видел и так далее. Вот с таким багажом знаний дети дурных родителей приходят в этот мир.

Если родители ОБЫВАТЕЛИ -- то их дети полностью ПЕРЕНИМАЮТ и усваивают их НЕПРАВИЛЬНОЕ Эгоистичное отношение -- к людям и к жизни. Они также как и их родители зацеплены за МАТЕРИАЛИЗМ, важнейшей ценностью для них ЯВЛЯЮТСЯ: деньги, вещи, собственное благополучие, карьера, и потому ради этого они СПОСОБНЫ -- на ОБМАН, на лицемерие, подхалимство. Чувство совести и долга у таких людей -- Отсутствует.

У всех ОБЫВАТЕЛЕЙ -- ЕСТЬ одна тяжелейшая проблема. Они не знают главного. Да, Обывателям -- нравится их эгоистичный образ жизни. Да, все Обыватели – люди равнодушные к своим ближним, многие жадны и скупы, для них понятие совести, справедливости, ответственности, любви к Родине, к Богу – ничего НЕ ЗНАЧИТ, и они живут всю свою жизнь как «Курицы» - все, что не попадется им на пути – они гребут под себя, чтобы только по лучше и по сытнее устроиться в этой жизни.

Но оказывается – жизнь к ним ЖЕСТОКА и БЕСПОЩАДНА! Бог – НЕ ХРАНИТ этих эгоистичных, жадных и РАВНОДУШНЫХ -- к ближним и к своему Отечеству -- людей!

Во всех войнах, во всех катастрофах, террактах, в пожарах, в крушениях поездов, самолетов, во всех автомобильных авариях – всегда в ПЕРВУЮ Очередь -- ГИБНУТ в большом количестве – только в основном ОБЫВАТЕЛИ и НЕПОРЯДОЧНЫЕ люди. Обывателей гибнет БОЛЬШЕ – по сути – эти люди – своей кровью и мучительной смертью – Искупляют свой ГРЕХОВНЫЙ образ жизни перед Богом! За всё -- НУЖНО ПЛАТИТЬ! Хороших людей – гибнет Мало – они НУЖНЫ Богу на земле.

Если родители являются ХОРОШИМИ, честными людьми, то их образ жизни, их дела и поступки – являются ДОБРЫМ примером для их детей и детям -- ПЕРЕДАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ Мировоззрение, с которым они приживут всю свою жизнь и ПЕРЕДАДУТ своим детям и внукам. Хорошие родители своим ДОБРЫМ отношением к людям – ПРИУЧАЮТ своих детей к уважению и доброму отношению к людям, к добросовестному труду, к любви к Родине. Верующие родители – личным примером – учат детей вере и любви к Богу!

Если родители сумели сформировать в детях Положительное Мировоззрение, научили их РАЗЛИЧАТЬ Добро -- от Зла, приучили их любить доброе, ценить его, то эти дети – никогда не будут увлекаться дурным – им все ПЛОХОЕ будет ПРОТИВНЫМ.

Если родители -- ПЕРЕДАЛИ своим детям НЕГАТИВНОЕ Мировоззрение или Смешанное Мировоззрение – то их дети НЕ БУДУТ понимать, что такое Добро и что такое Зло, то есть будут -- ГЛУПЫ и потому могут увлечься всем дурным и это дурное -- им БУДЕТ НРАВИТЬСЯ – вот так дети будут ПОРТИТЬСЯ и вырастут дурными людьми.

Воспитание ребенка часто воспринимается родителями, как усовершенствование его качеств, характера и поведения. Хотя, на самом деле, воспитание детей – это, в первую очередь, воспитание самого себя.

Самое главное — суметь объяснить ребенку, что человек двойственен по своей сути, что он не просто тело, но и Душа, а тело и ум — это всего лишь инструменты, а не он сам. Для этого важно говорить ребенку: не «ты» делаешь зарядку, а мы будем тренировать «твое тело».

Или – «сейчас мы будем развивать твой ум». Чаще привлекать внимание к таким важным проявлениям, как щедрость и доброта. Объяснять, что у него есть выбор. Например, он может соединять, строить или же ломать, рушить.

Сейчас очень развиты материальные критерии: одежда, статус родителей, вещи. Подчеркивая важность материальных благ, мы тем самым формируем эгоцентрическую личность. Поэтому очень хорошо родителям вместе с их чадом сделать игрушку и предложить ее подарить кому-нибудь в садике или школе, кто плачет.

В детях заложено получать радость, отдавая!

Но потом потребность в бескорыстной помощи блокируется, когда он начинает получать от родителей материальные бонусы (плата за оценки, уборку и т.д.).

У детей очень важно поддерживать любознательность, но если ее подкреплять материально, то она исчезнет без следа. Когда ребенок учится радоваться от отдачи, смотрит добрые мультфильмы, если родители эти ценности сами демонстрируют, то ребенок чувствует, что быть добрым приносит огромную радость!

Когда семья приезжает на природу на отдых и оставляет после себя чистоту, а папа еще и деревце посадит, то ребенок перенимает такую модель поведения на будущее.

Важно воспитать в ребенке то, что когда мы отдаем, а в ответ получаем улыбку — это и есть награда. Быть добрым — это врожденное естественное состояние, и детки легко этому учатся на образах и метафорах. Тогда есть все условия для того, чтобы воспитать личность ребенка так, что эго структура вообще не будет формироваться.

Ведь именно эго тянет на себя все силы и внимание человека, оно стремится к власти, доминированию и получению удовольствий. Эго перенаправляет энергию человека на свои «желания — хочучки». А стремление к познанию идет от духовной составляющей, поскольку у эго нет стремления к развитию, если только это не ведет к личной выгоде, деньгам и власти. А ведь часто именно этим мотивируют детей к обучению.

На своем примере и вместе разделите процесс познания. У ребенка он развит естественным образом, если его не заглушить материальными мотивами. Маленькие детки очень любят и хотят помогать, в них заложена потребность служения, сделать мир лучше. И это важно поддерживать. И тогда не нужно будет ребенка мотивировать, он сам на крыльях будет с удовольствием учиться и помогать.

Давайте возможность ребенку самому выбирать свои интересы, а не навязывать то, что вы, как родитель, считаете нужным для него. «Да мой ребенок ничего не хочет», — многие говорят. Да, он сам уже не хочет, потому, что ранее вы уже принуждали его к своему выбору.

Предписания не вживляются в ребенка подобно электроду. Поскольку все предписания и запреты поступают из негативного контролирующего, карающего или гиперопекающего родительского Эго, которое основано на страхах и неуверенности, или с целью управления сознанием своего ребенка в угоду своим эгоистическим целям.

А важно исходить из истинно заботливого состояния, когда послания ребенку сообщаются с чувством любви и доверия, в спокойном состоянии. Ведь одни и те же послания могут быть как эгоистическими предписаниями, так и как здоровыми посланиями.

Запреты для детей действуют, как сматывающий скотч. А разрешения — «ты можешь, у тебя получится» — разматывают этот скотч.

Запомните, стимулировать детей нужно вдохновением, а не ограничениями

Важно говорить, как сделать, а не «Не делай». Как только ребенок слышит «Не», у него идет бунт и протест. Таким образом, родители сами создают условия или для духовного развития Личности ребенка, или же условия для формирования эго.

Представим, что ребенок — это пустой стеклянный сосуд, что заложим в него, то он и явит миру. Если положить в него мусор, то сами понимаете, что он будет являть миру, и насколько приятно рядом с ним будет находиться окружающим. А теперь представьте, что будет, если наполнить сосуд яркими сияющими красками, любовью…то он будет являть миру Свет и Созидание!

Конечно, каждому хочется наполнить сосуд своего ребенка любовью, светом, но если у родителя этого у самого нет? Ведь, как правило, мы можем дать только то, что имеем сами по факту, так и выходит, что закладываем в ребенка мы часть самих себя.

Поэтому, дорогие родители, очень важно ваше собственное саморазвитие, взращивание в самих себе прекрасных чувств любви, доброты и терпения. Ведь все начинается с самого себя! И здесь хочется вспомнить притчу о счастье:

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в открытую ладонь оставшийся кусочек глины…

Из 3 выпуска журнала «МЫ»

________________________________________________________________________

Краткое содержание:

I. ЦЕЛОСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ПРИРОДУ

1. Что такое воспитание
2. Основные составляющие человека, помогающие понять детскую психику
3. Три «Я» человека

II. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

1. Мотив зачатия ребенка
2. Период от 0 до 1 года
3. Период от 1 года до 3-х лет
4. Период 3 - 5 лет
5. Период 5 - 7 лет
6. Период 7 - 14 лет
7. Основные рекомендации родителям

III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И О МИРЕ

1. Основные жизненные позиции, сформированные в детстве
2. Базовая система представлений о себе, сформированная в детстве
3. Послания родителей, формирующие представление о себе и о мире
4. Формирование гармоничного мировоззрения у ребенка

IV. ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕТСКОГО БУНТА

1. Привлечение внимания, борьба за власть, истерика. Как себя вести родителям
2. Как договориться с ребенком без скандала (от 6-ти лет)
3. Как наказывать своих детей без вреда для их психики

V. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ВОСПИТАНИЯ

1. Влияние гаджетов. Клиповое мышление
2. Субличности. Странное и нетипичное поведение детей

VI. КАК РОДИТЕЛЯМ ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ

1. Все проблемы родом из детства
2. Этапы работы над собой
3. Учимся радости у своих детей

Читайте в номерах:

  • «Особенности воспитания детей от 0 до 1,5 года»

Почему данный период особенно важен? Мир маленького ребенка очень нуждается в чувственной заботе матери…

  • «Воспитание малышей от 1.5 года до 3-х лет»

Особенности развития деток в данный период

  • «Преодолеваем вместе детский бунт»

Советы, которые помогут родителям

  • «Все проблемы родом с детства»
  • «ДЦП»

Немаловажную роль в решении данной проблемы играет поведение и отношение родителей к ней…

  • «Детский и подростковый суицид»

Цель данной статьи разобраться, что же является причиной данного явления, почему суицид становится в обществе модным, и кто за этим стоит?

  • «10 золотых правил воспитания Антона Макаренко»

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

И много другой важно и полезной информации вы найдете на страницах журнала.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх