Неполная семья. Положительные стороны неполных семей

В России неполные семьи это в основном мамы с детьми, случаи когда с маленькими детьми остаются отцы пока единичны. Тем не менее проблемы в обеих неполных семьях бывают схожими. Если направлять взгляд именно на семью, как на целое и не акцентировать взгляд на проблемах присущих неполным семьям, то можно уравновесить ситуации и избежать трудностей в воспитании ребенка. В большинстве случаях неполная семья имеет достаточный потенциал для полноценного воспитания детей.

Ребенок воспитывается в неполной семье.

Особенностью воспитания детей в неполной семье является то, что мама или папа воспитывают ребенка одни. Взрослому надо сначала принять ситуацию, взять ответственность на себя и начать работать над своим положительным образом. Начать опираться на свои потребности, чтобы обеспечить максимальный комфорт и ребенку.

Часто сам факт неполной семьи становится поводом для травли ребенка сверстниками. Случается травля или нет, зависит от отношения оставшегося родителя к той ситуации, которая сложилась, понимает он ее как критическую и унизительную или наоборот относится спокойно и видит перспективу развития семьи. Объяснять какие то неудачи отсутствием одного из родителей тоже не правильно, это перекладывание ответственности.

При воспитании ребенка в неполной семье, психологи рекомендуют родителю, взявшему на себя ответственность за воспитание ребенка, говорить только хорошее об отсутствующем родителе.

Если ребенок воспитывается в неполной семье и получает какую то негативную информацию об одном из родителей, то он волей неволей начинает примерять эти качества на себя. Другой информации у него нет, опираться больше не на что.

Если мамы или папы упрекают своего ребенка в негативной похожести на отсутствующего родителя, то потом пожинают плоды в том, что именно в этом он и становится похож.

Осознав свою половую принадлежность ребенок начинает осваивать особенности поведения своего пола, примером для подражания должны стать родители. В полной семье, мальчики учатся мужским манерам поведения на примере отца, а девочки учатся женственности у мамы. В неполной семье ни один из родителей на сможет выполнить роль и мамы и папы.

Любого из родителей, будь то мама или папа компенсировать сложно но можно, это зависит от мамы или папы желающего впустить в свою жизнь разных людей, чтобы они помогали в разностороннем развитии ребенка. Это могут быть бабушки и дедушки, друзья, крестные, тренеры или преподаватели, то; есть те, кто поможет; в развитии качеств недостающих ребенку из за отсутствия одного из родителей.

Иногда могут потребоваться психологи, выступающие в роли наставников и корректирующие возникающие ситуации. Создать такую команду важно, а испытывать иллюзию, что можно справиться одному опасно, потому что ребенку важно учиться у разных людей разным моделям поведения в социуме. Важно чтобы ребенок чаще находился в полных семьях, чтобы видеть, как ведут себя женщины и мужчины, как распределяются роли в семье.

Если ребенок воспитывается в неполной семье и появляется фигура заменяющая папу или маму, то появляется какая то опора для мальчика или девочки, будь то дедушка или бабушка, крестный или дядя с тетей. Дети видят модели поведения мужчин или женщин в обществе и в семье, учатся принимать заботу, общаться.

Особенности воспитания детей в неполной семье.

Не важно мама или папа воспитывают одни ребенка, Особенности воспитания детей в неполной семье присущи и тем и другим. Рассмотрим фундаментальные принципы воспитания на примере мамы, которая одна растит ребенка, потому что это наиболее распространенная ситуация.

Мама одна воспитывает сына.

  • В ситуации, когда мама одна растит сына, есть свои особенности. Если мама обижена на мужчин, у нее нет к ним уважения, это значит, что она может отыграться на своем сыне. Тем самым когда она критикует своего бывшего мужа она пилит корень, который питает ее ребенка. У мальчика страдает самоидентификация, он должен кому то подражать. Соответственно если нет мужчины, мальчик начинает отождествлять себя с женщиной.
  • Задача номер один, это никогда не критиковать отца ребенка, а причину расставания объяснить сложностями взаимоотношений. Никогда не говорите весь в своего папашу. И какие бы не были обиды найдите в себе силы похвалить отца ребенка и сказать что у ребенка есть такие же качества, для него это очень важно.
  • Самый лучший вариант если отец принимает участие в жизни ребенка: берет его на выходные, гуляет, приходит в гости. Если этого не происходит, то обязательно найдите в семье или среди друзей мужчину, наставника на которого он мог бы равняться, перенимать модель поведения, по мужски общаться. Если такого нет, то найдите книги и фильмы о настоящих мужчинах, это вашему сыну даст представление о том, что такое настоящий мужчина, как он должен себя вести.

Мама одна воспитывает дочь.

  • Если мама одна растит девочку, но здесь все намного проще. Модель поведения женщины в обществе и в семье дочь примет от матери, но не стоит забывать, что девочке необходимо и мужское общество, потому что она будущая мама и жена.
  • Никогда не говорите девочке гадостей о мужчинах, а тем более об отце. Мужчина для такой девочки нечто неизвестное, пугающее, она не знает, как с ними общаться, разговаривать, она никогда не была принцессой, соответственно такая девочка начинает страдать низкой самооценкой. В детском возрасте такие девочки часто бывают застенчивыми и забитыми, потому что не чувствуют за спиной стену. Это будет чувствоваться во взрослой жизни и выразится в неуверенности в общении с мужчинами, она будет чувствовать себя не защищенной, нет отца который за нее постоит.
  • Чтобы такого не произошло, постарайтесь показать дочери положительные примеры общения с мужчинами. Посещайте семьи друзей, где есть оба родителя, чтобы девочка видела модель поведения мужчин в социуме и семье. Хорошо если есть дедушка или дядя, которые ее любят и с которыми ее можно оставить без опасения. Самый лучший вариант это родной папа, который приходит хотя бы раз в неделю.

Важное о чем стоит задуматься мамам или папам, воспитывающим одни ребенка, это то, что качества характера не передаются по наследству и именно тот сценарий, который мы задаем ребенку тот и будет им реализован в жизни.

Воспитание ребенка в неполной семье… Это словосочетание в современном обществе имеет негативную окраску, в нем как-бы изначально заложен смысл неполноценности, ограниченности. Априори считается, что воспитание ребенка без отца (или без матери) означает, что он недополучит что-то очень важное - ласку, материальное обеспечение или личный пример отсутствующего родителя.

Бытует мнение, что дети, воспитанные в неполной семье, вырастая, испытывают сложности в создании и сохранении уже своих семей, а также с трудом проходят процесс социализации в обществе. Однако только ли отсутствие второго родителя негативно сказывается на воспитании ребенка в неполной семье? Или же есть другие причины его жизненных неудач?
Ответить на этот вопрос помогает Юрия Бурлана.

Воспитание ребенка в неполной семье

- Что-то ты, дочка, поправляться начала…, - подозрительно спросила мама, взглянув на округлившуюся фигуру незамужней дочери. - Ты, случайно, не беременна?
Девушка вспыхнула, как маков цвет, потом побледнела, вскочила и убежала в другую комнату.

Мама растерялась - она никак не ожидала, что её фраза, сказанная полноватой дочке в шутку, окажет такое действие. Тревога ледяной колючей лапой сжала материнское сердце…
Через 4,5 месяца мама стала бабушкой, а её дочка - мамой-одиночкой. И перед ними в полный рост встала проблема - как воспитывать ребенка без отца, который пожелал остаться безликим прочерком в свидетельстве о рождении.

У матери-одиночки возникает огромное количество вопросов, касающихся воспитания детей. Как в таких условиях правильно воспитать ребенка? На что следует обратить внимание? Как возместить ребенку недостаток отсутствующего родителя?

Сразу оговорюсь - обеспечить ребенку счастливое детство и условия для полноценного развития можно, вне зависимости от того, воспитывается он в полной или же в неполной семье. Для этого нужно лишь учесть его врожденные свойства.

И разобраться в своих…

Воспитание ребенка без отца - почему «исчезает» мужчина

Теоретически, обстоятельства, вынудившие мужчину оставить женщину одну с ребенком, могут быть самыми разными. Но по большому счету наш жизненный сценарий напрямую зависит от нашего набора векторов, уровня их развития и реализации. Отношение к детям, к их воспитанию также зависит от векторального набора родителей.

Как правило, мужчины, не желающие связывать себя «лишними» обязательствами, неминуемо возникающими при рождении ребенка - это обладатели кожного вектора. К свойствам кожного вектора относятся стремление к новизне (в том числе и в плане сексуальных связей), желание сэкономить и получить выгоду. Кроме того, для людей с кожным вектором характерна гибкость мышления и умение быстро приспосабливаться к изменяющейся ситуации.

Мужчин с неразвитыми свойствами кожного вектора врожденное желание сэкономить подчас толкает на поступки, которые общественная мораль осуждает. Например, бросить забеременевшую женщину.

Они без особых проблем могут оставить своих детей на попечении женщины, полностью забывая о своих родительских обязательствах. Эти же мужчины «откупаются» алиментами, абсолютно не претендуя на участие в воспитательном процессе.

Воспитание ребенка в неполной семье - О чем должна знать мать-одиночка

Что же делать женщине, оставшейся с ребенком, и «брошенной» мужчиной? Как воспитать ребенка без отца и вырастить его счастливым? Очень важно создать оптимальные условия для развития именно тех свойств, которые заложены в ребенке от рождения. И здесь приходит на помощь Юрия Бурлана, позволяющая дифференцировать врожденные свойства человека.

Понимая, какие процессы протекают в бессознательном ребенка, маме, даже без поддержки мужчины, намного проще найти правильный подход к ребенку, помочь ему в полной мере раскрыть его потенциал.

Наша реакция на разворачивающиеся события зависит от наших психических свойств - от набора векторов, а также от степени их развитости. Мама с развитым кожным вектором , вынужденная воспитывать ребенка без отца, скорее всего, быстро приспособится к ситуации. Она, с большой долей вероятности, сможет вступить в новые отношения и найдет для своего ребенка отчима, готового обеспечивать семью и участвовать в процессе воспитания.

Совсем другая картина складывается, если в наборе векторов мамы присутствует анальный. Для людей с анальным вектором, семейные ценности приоритетны. Для них крайне важно, чтобы все, в том числе и семейная жизнь, складывалось в соответствии с принятыми нормами. В таких условиях нежелание мужчины участвовать в воспитательном процессе, его «бегство» из семьи воспринимается как предательство и порождает чувство сильнейшей обиды. Причем это негативное чувство нередко распространяется не только на конкретного мужчину, но и на весь сильный пол.

В этом случае возникает очевидная опасность для ребенка - мама может неосознанно проецировать на него свои обиды. Кроме того, обиженная анальная мама зачастую старается сформировать в сознании ребенка негативный образ «отца-предателя», не осознавая, что тем самым подрывает его ощущение психологической защищенности.

Для людей с анальным вектором характерна вязкость мышления, неумение быстро приспосабливаться. Для них очень важен первый опыт - если он негативен, в психическом анальника формируется «якорь», не дающий ему создавать новые отношения «с чистого листа».

В результате женщина, брошенная отцом своего ребенка, не может вступить в новые отношения. Проблема зачастую усугубляется сексуальными фрустрациями, анальный вектор наделяет женщину мощным либидо, а врожденная консервативность, не позволяет получить удовлетворение в случайных связях.

Куцее временное облегчение в этом случае дает садистирование и критиканство. И «под огнем» очень часто оказываются самые близкие люди, в том числе и ребенок.

Отсутствие сильного мужского плеча, на которое мы могли бы опираться при воспитании ребенка, делает нас еще более требовательными к самим себе и к своим детям - ведь нет худшего позора, чем брошенное соседкой «безотцовщиной растет, вот и хулиганит».

Воспитание ребенка без отца - Как не задушить его любовью

- Сынок, не бегай, упадешь!..
- Не смей залезать на горку – это опасно!..
- Нет, не ходи на улицу, там полно хулиганья – лучше сядь, почитай…
- В садик? Вы с ума сошли? Моего ребенка там будут бить и обижать! Только мать знает, что лучше для её ребенка!..


Под девизом «Мама лучше знает» зачастую проходит детство детей анально-зрительных мам - самых лучших, самых заботливых и внимательных. Однако в том случае, если «зрение» такой мамы недостаточно развито, либо не находит своей реализации, материнская забота и любовь может превратиться в удушающую гиперопеку.

Мы, анально-зрительные мамы, очень боимся, что нашего ненаглядного ребенка испортит «улица». Еще бы, ведь там гуляют сплошь хулиганы и бездельники, тогда как мы своего малыша воспитываем в лучших семейных традициях.

Вот и стараемся всеми силами оградить ребенка от тлетворного влияния «улицы». На кружки разные записываем, в спортивные секции водим. И дома глаз не спускаем - контролируем каждый шаг ребенка, каждое его слово.

Пусть лучше лишний раз книжку почитает, чем на улице с мальчишками будет хулиганить…

В результате ребенку негде получить навыки социализации. Ведь в любых детских играх заложен очень глубокий смысл - играя со сверстниками, общаясь с ними в неформальной обстановке, ребенок учиться находить свое место в обществе.

Тотальный контроль, полное лишение ребенка самостоятельности, повышенная тревожность за ребенка, не позволяют полноценно развиться его врожденным свойствам.

Этот перекос «выходит боком» во время пубертата, когда природа старается наверстать упущенное, а ребенок, не получивший навыков социализации, «срывается с катушек» и демонстрирует маме проблемы переходного возраста во всей красе.

Глубокое понимание особенностей своего психического позволяет скорректировать свое отношение к сложившейся ситуации, а также к воспитанию ребенка.

Воспитание ребенка при разводе

Сегодня все чаще достоянием общественности становятся скандалы, связанные с «дележкой» детей после развода. Если раньше предпочтение в подавляющем большинстве отдавалось матери, то сегодня мужчины нередко заявляют о своем родительском праве и пытаются убедить суд, что им можно доверить воспитание ребенка при разводе.

Судьям приходится принимать во внимание большое количество факторов, чтобы понять, с кем лучше оставить ребенка. Моральный облик родителей, их материальный достаток - учитывается все, кроме самого главного… Природой предназначено так, что за ребенком должна ухаживать мать. Именно поэтому природа наделила женщин (всех, за исключением кожно-зрительной) материнским инстинктом.

А вот отцовского инстинкта в природе не существует. Мужчина должен лишь помогать женщине, воспитывающей его ребенка, обеспечивать её материально. Это его своеобразная плата за продолжение себя во времени.

Впрочем, современное общество потребления дает женщине широкие возможности. Сегодня многие женщины вполне способны самостоятельно обеспечить не только себя, но и своих детей. Однако не стоит забывать, что наши дети живы «не хлебом единым». Материальный достаток важен, однако намного важнее, удалось ли родителям, несмотря на развод, создать условия для оптимального развития врожденных свойств ребенка.

Воспитание ребенка при разводе - о чем должен знать отец-одиночка

Несмотря на то, что традиционно дети при разводе остаются с матерью, мы знаем ситуации, при которых мать сама оставляет ребенка на воспитание отцу, отдавая предпочтение карьере, новым впечатлениям и новым отношениям.

Как правило, на подобный шаг решаются кожно-зрительные женщины, по природе своей не рожающие и не имеющие материнского инстинкта. А вот отцами-одиночками в подавляющем большинстве случаев становятся мужчины с анальным вектором - именно они способны взять на себя обязанности матери и обеспечить полноценное воспитание ребенка в неполной семье.
Более того, именно эти мужчины при разводе стараются отстоять свое право участвовать в процессе воспитания ребенка.

Но в этой ситуации существует определенная опасность, избежать которой можно, осознав особенности своего психического. Дело в том, что для анального вектора характерно деление на «чистое и грязное». В представлении анального мужчины верная жена и заботливая мать – «чистая», в то время как женщина, оставившая семью – «грязная».

Это свое видение отец пытается внушить и ребенку, негативно отзываясь о его матери. Это наносит ребенку глубокую психологическую травму, лишает чувства защищенности, необходимого для его полноценного развития.

Другой ошибкой родителя, воспитывающего ребенка в неполной семье, является попытка заменить отсутствующего маму или папу. Такой подход ошибочен - ведь роли матери и отца в воспитании ребенка абсолютно разные. Поэтому родителю-одиночке, необходимо сосредоточиться на создании благоприятной психологической обстановки, в которой ребенок сможет пережить развод родителей с наименьшими потерями.

Воспитание ребенка в неполной семье с Юрия Бурлана

Что же дает системно-векторный психоанализ родителю, воспитывающему ребенка в одиночку? Во-первых, глубокое понимание своего ребенка, его врожденных свойств.

Проблема заключается в том, что мы оцениваем окружающих людей, в том числе и собственных детей, «через себя». Мы бессознательно пытаемся наделить их своими свойствами и пытаемся их развить, вне зависимости от того, присутствуют они у ребенка или нет.

Кожная мама, привыкшая все делать быстро, активная, умеющая быстро адаптироваться, хочет видеть все эти свойства и в ребенке. Но развить эти свойства можно только в одном случае - если у ребенка также есть кожный вектор. Однако векторальный набор родителей и детей совпадает не всегда - и эта «непохожесть» способна порождать массу проблем и недопонимание.

Например, для ребенка с анальным вектором характерна обстоятельность, ригидность мышления, усидчивость. Для кожной мамы все это кажется медлительностью, заторможенностью и даже упрямством, с которым нужно «обязательно бороться». И мама начинает подгонять ребенка, дергать, чем повергает его в состояние стресса.

В этом случае реакции ребенка окончательно замедляются, вплоть до полного ступора, и он вынужден начинать все сначала. Невозможность завершить начатое дело доставляет ему психологический дискомфорт, что, в конечном итоге, и становится причиной упрямства, а также проблем с пищеварением и даже детского садизма.

Не менее сложные проблемы возникают в том случае, если обстоятельный неспешный анальный отец воспитывает шустрого, подвижного кожного сына. Пытаясь привить ему усидчивость, умение все доводить до конца, отец с анальным вектором нередко допускает телесные наказания, рассуждая «Меня отец порол - я человеком вырос. Значит, и я своего сына пороть должен, чтобы он человеком вырос!».

К сожалению, подобный подход совершенно не учитывает разность психических свойств отца и сына. Между тем кожный мальчик, к которому применяют физические наказания, с большой долей вероятности рано или поздно начнет воровать, чем окончательно убедит отца в своей «врожденной испорченности генами непутевой матери».

Юрия Бурлана полностью раскрывает нам корни всех этих многочисленных проблем. Пройдя тренинг, вы научитесь видеть за внешними проявлениями первопричину тех или иных поступков себя и своих детей, а также понимать мотивы поведения каждого человека.

P.S. В одной статье невозможно осветить все возможные жизненные сценарии неполных семей. Однако Юрия Бурлана дает главное - с её помощью любой родитель, вне зависимости от состава семьи, может создать оптимальные условия для развития именно тех свойств ребенка, которыми он наделен с рождения.

Статья подготовлена по материалам тренингов по Юрия Бурлана

(2 голоса : 5 из 5 )

В современной жизни постоянно увеличивается количество семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одним из родителей. Это может быть связано с ростом разводов, со смертью родителя, с желанием матери одной родить и воспитывать ребенка.
Самая главная сложность, с которой сталкивается родитель – это ответственность за статус являться одновременно и матерью, и отцом для своего чада.

В полных семьях родители выступают для ребенка эталоном супружеских взаимоотношений, эталоном отцовской и материнской роли в воспитании чада. В неполных семьях у ребенка есть только один из родителей, а потребность в присутствии другого приводит к подсознательному стремлению сформировать его образ. Благодаря встречам со вторым родителем, а также на основании каких-то воспоминаний, с помощью фантазии ребенок рисует себе его образ. Так, например, у мальчика без папы труднее формируется самообладание, самодисциплина, сложнее происходит половая идентификация. И если мама в разговорах с малышом постоянно акцентирует внимание, что отец плохой, то тем самым она снижает самооценку ребенка. Ведь он не может считать себя хорошим, если появился на свет от плохого человека. Поэтому наиболее оптимальным будет формирование впечатления о втором родителе, не живущем вместе, как о человеке, которому присущи как положительные, так и отрицательные черты характера.

Случается, что родитель вообще не комментирует ситуацию развода. Не упоминает об ушедшем человеке, ничего не объясняет. Тяжелое эмоциональное состояние взрослого после развода негативно сказывается и на состоянии ребенка. Для него весь привычный мир рухнул. Малыш пробует его переосмыслить, ориентируясь на поведение живущего с ним родителя. Видя его состояние, ребенок испытывает чувство тревоги и неуверенности. Он беспокоится. Находится в том состоянии, когда осознается потеря родителя, который ушел, и родителя, который физически с ним остался. Получается, что ребенок проживает два состояния. Состояние боли от потери родителя, и состояние тревоги за поведение другого. Маленький человечек тоже нуждается в определенном периоде приспособления к новой ситуации. Он, как пример, должен понять, что мама все так же рядом с ним, да и отец для него полностью не потерян.

Пересматривая распределение ролей родителей, женщины стараются относиться к своему ребенку более строго, чем обычно. Таким поведением они как бы компенсируют отсутствие влияния отца. К хорошему результату такое поведение тоже не приведет. Дети по-разному воспринимают роль матери и отца в своем воспитании. Отцовская строгость воспринимается как строгость, а излишняя строгость матери – как отказ в любви. В неполной семье ребенок особенно нуждается в осознании себя самым любимым и нужным. Поэтому в ответ на сверхстрогость мамы начинает пользоваться всем доступным ему арсеналом средств: капризничать, упрямиться. Использует все, чтобы привлечь внимание к своей проблеме. Может и наоборот — расти инфантильным, не умеющим принимать самостоятельные решения. Воспитывая сына одна, не старайтесь заменить ему отца. Лучше внушайте мальчику мысль, что он мужчина в семье. Пусть он учится принимать решения, участвовать в жизни семьи на равных правах, чтобы приобрести навыки и в дальнейшем стать мужчиной, который будет способен нести ответственность не только за себя, но и за свою семью. Желательно предоставить ему возможность общаться с различными мужчинами: отцом, дедушкой, дядей, тренером спортивной секции. Поощрять его контакты с другими мальчиками: ровесниками, братьями.

Что касается дочери, то мама в ее воспитании меньше сомневается. Девочка во взрослой жизни ориентируется на образец, который олицетворяет ее мать. При этом дочка воссоздает в своем воображении образ отца, который идеально соответствует ее представлениям об отце-мужчине. Этот образ сильно повлияет на ее идеалы, с которыми она будет сравнивать других мужчин. У нее и так перед глазами пример семьи, которая существует без отца. Если добавить к этому негативное отношение к отцу, как к мужчине, то девочка может спроецировать это отношение на всех представителей противоположного пола и впоследствии может испытывать трудности в своей взрослой семейной жизни.

Поэтому:

обсудите с ребенком Вашу ситуацию, обсудите ее причины. Не критикуйте второго родителя, не настраивайте малыша против него. Этим Вы сделаете только хуже ребенку.
не замыкайтесь в себе, уделяйте внимание ребенку. Помните, не Вы одни болезненно переживаете разрыв. С Вами одновременно страдает и Ваш ребенок. Поэтому всегда находите время, чтобы поговорить с ним, выслушивайте его рассказы о школьных или детсадовских событиях. Чаще улыбайтесь. Оберегайте отношения родитель-ребенок от уныния и отчаяния. Показывайте ребенку, что в Ваших с ним отношениях ничего не изменилось.
подбадривайте и хвалите. Оптимизм взрослого поможет ему сохранить доверие к миру и укрепит уверенность в себе.
вместе с ним вспоминайте прошлое. Пусть ребенок знает, что с Вами он может откровенно поговорить обо всем. Не избегайте разговоров об ушедшем втором родителе. Пусть ребенок знает, что Вы тоже его помните и уважаете.
прививайте малышу навыки, соответствующие его полу.
И самое главное, у несчастного родителя не сможет вырасти счастливый ребенок. Поэтому будьте счастливы! Хотя бы тем, что у Вас есть ребенок.

По данным демографа А.Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста - каждый седьмой. Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена "материнская" семья. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами. Как отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии ребенка? С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной семьи и как с ними справляться? У каждой неполной семьи - своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка.

Как ни трагично образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее воспитательная атмосфера считается более благоприятной по сравнению с предыдущими вариантами. В особенности если сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и близких.

Наличие в неполной семье нескольких детей также позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если взрослые поведут себя правильно, старший ребенок станет для младшего "ведущим", стимулом в социальной сфере. Старший сможет встать на позицию защитника, ощутить так необходимую ему жизненную уверенность. Известно, что в неполных семьях сестры и братья гораздо меньше конкурируют и больше эмоционально привязаны друг к другу. Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек.

Матери, воспитывающие детей без участия отцов, в два раза чаще, чем замужние, оценивают процесс воспитания как трудный. У одинокой матери чаще возникают разного рода страхи и опасения: "как бы не избаловать", "не отбился бы от рук", "вдруг проявится плохая наследственность". Тогда матери начинают резко дозировать проявление ласки, стараются - в особенности общаясь с сыновьями - играть роль "строгих отцов"… и обычно это не приводит ни к чему хорошему. Ведь дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская - это просто критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины. А это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с миром людей.

Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к "сиротинушке", которому просто по определению разрешается все. Такая позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.

В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве. Именно эта грань межличностных отношений оказывается дефицитом неполной семьи. В результате здесь часто происходит перераспределение ролей по принципу "свято место пусто не бывает". Жизнь в неполной семье нередко поощряет ребенка к реализации таких функций, как "замещать кого-то из членов семьи", "дружить в семейных союзах", "сохранять семейные секреты"… Этот ранний опыт оказывает сильное воздействие на психику ребенка, травматично влияет на процессы его полоролевой социализации.

Адаптация к иному стилю жизни в роли родителя "без пары", выработка новых форм семейной жизни - сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен на взрослость. Но сложная ситуация заставляет быстрее взрослеть и ребенка. Для него жизнь после развода родителей - это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. И наиболее глубокое влияние развод оказывает на детей-дошкольников. В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, дети с трудом адаптируются к новому. Завяжите малышу шарф не так, как обычно, и он не успокоится, пока вы не перевяжете правильно, - что же говорить о столь кардинальных изменениях привычного жизненного уклада!

В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и ребенком могут развиваться по модели "культа самопожертвования", когда родители и дети связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально "покидает" своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и - отчасти - матери.

Сегодня отцы значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за ребенком буквально с раннего возраста. Поэтому теперь его отсутствие ощущается детьми сильнее и переживается тяжелее, чем в прошлом. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация. Важное значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем - якобы никудышном муже и отце. В этих случаях мать покушается на развитие самооценки, чувство собственного достоинства ребенка - трудно ведь считать себя хорошим, полагая, что тебя произвел на свет плохой и недостойный человек. И наиболее мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки.

Как отмечает известный специалист, основоположник семейного консультирования, Вирджиния Сатир, самое простое для матери - внушить ребенку, что отец "плохой". Но в этом случае мальчик нередко расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным.

Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?

Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.

Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!

Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.

Моя жизненная ситуация тоже так сложилась, что в силу обстоятельств родители развелись, и уже 4 года моя семья носит статус неполной. Скачало мне казалось, что вполне соизмерим с понятием неполная термин неполноценная. Сейчас я понимаю, что это просто издержки общества. Когда отец ушел из семьи я оканчивала школу, и как любая девушка в моем возрасте я приняла сторону отца. Всю вину развода как ярлык я повесила на мать, а она в свою очередь такой же ярлык вешала время от времени то на себя, то на кого-нибудь из детей. Естественно, когда мама впадала в истерику, мне с братишкой было тошно на это смотреть. Ему на тот момент было 14 лет, он принял позицию матери, но никогда не жалел ее. От отца мой братишка в какой то момент отрекся, но это было негласно. Мать часто говорила об отце много нехорошего, хотя сама всегда отрицала, что настраивает нас детей против родного отца. Я на тот момент уехала учиться в другой город и меня наши семейные расприи мало трогали. Моему младшему братишке на момент развода было всего 2 годика и он мало замечал отсутствие отца, так как часто виделся с ним у дедушки. Мать не запрещала детям видеться с отцом, она не терпела, когда с папой была его девушка. Когда она узнавала, что отец был не один, то виноватым был не только он, но и дети, из-за того, что общались с ней. У матери на тот момент сформировался страх того, что если соперница смогла увести мужа, то она обязательно попытается переманить на свою сторону и детей (т.к.своих детей у нее нет). В условиях такой жесткой конфронтации отца и матери больше всех доставалось детям. Бывшие супруги постоянно ругались при встрече, язвили друг другу. Естественно все это нашло свое отражение в детях. Средний братишка, который всегда был отличником, резко снизил успеваемость и поведение в школе. Сейчас это заядлый троечник с постоянными записями в дневнике о плохом поведении, на которые мать уже просто закрывает глаза, потому что не является авторитетом для него. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Мать в свою очередь предоставила его самому себе. Братишка проявил свою самостоятельность, учась в 10классе, он успевает работать. В этом конечно проявляется и его нежелание находиться дома. У него есть намеченный жизненный план, он хочет поступать в университет в Санкт-Петербург.

У снисходительных родителей дети становятся импульсивными и агрессивными. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Как и вышло в ситуации с моим младшим братишкой. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего возникают проблемы с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым.Что касается младшего братишки, то еще не все последствия на лицо, но одно я могу сказать точно, что он видит отца чаще, чем остальные дети. А дома для него авторитетом стал старший брат. Кроме него с маленьким эгоцентристом мало кто может сладить.

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей - это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка заСЧЕТ развития вербальных);

2. недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

3. затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

4. формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Математические способности - едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях - чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.


Похожая информация.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх