«За здоровьем в детский сад!» Сообщение из опыта работы. Здоровье ребенка в детском саду

Педагогический проект в ДОУ

Цели и основные задачи проекта: Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности культуры в области здоровья

Педагогическое кредо проекта:
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз. Ж. Жабаев

Обоснование проекта.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Педагогический коллектив нашего ДОУ давно занимается проблемой формирования валеологически культурной личности дошкольника, проявляющего интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Проект «В здоровом теле- здоровый дух» помог создать радостное настроение в зимнюю каникулярную неделю, помог в пропаганде здорового образа жизни среди всех субъектов образовательного процесса, позволил проведение каникулярной недели, посвященной ЗОЖ стать традицией детского сада.

Основной целью проекта является:
Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни через традиции и ценности культуры в области здоровья.

Мы считаем, что главное помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, осознавать ответственность за свое здоровье, быть нравственно и эмоционально отзывчивым.

Объектом проекта являются:
заинтересованность всех субъектов и каждого в активной популяризации здорового образа жизни.

Предметом: мероприятия ДОУ.

Гипотеза:
Проведение каникулярной Недели здоровья обеспечит формирование социально – значимой здоровой личности, поможет реализовать новую форму взаимодействия детского сада с семьей, эта форма работы даст более эффективный результат сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.
Исходя из гипотезы, необходимо предложить такие направления работы, которые способствовали бы достижению следующих задач:

Задачи:
1.Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни путем национальных, семейных и иных традиций в оздоровлении детей.
2. Привитие навыков профилактики и личной гигиены
детей.
3.Создание эмоционального настроя.

Для реализации проекта основной деятельностью должно быть:
Освоение и накопление знаний в сфере воспитания и развития детей у педагогов и родителей по формированию здорового образа жизни, углубление социально значимых представлений у детей.

Для обеспечения эффективности и целостности организации проекта мы выдвигаем ряд важнейших принципиальных требований.

Основные педагогические принципы:
1.Принцип культуросообразности – формирование здорового образа жизни должно основываться на ценностях и традициях национальной культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данной семье.
2.Принцип гуманистической ориентации – ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.
3.Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка – требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.
4. Принцип дифференциации – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Методы:
1.Наглядная пропаганда – сочетание различных видов наглядности, оформление тематических выставок, стендов.
2. Консультирование родителей специалистами ДОУ (инструктор по ФИЗО, ст. медицинская сестра, старший воспитатель, логопед).
3.Организация досугов, посвященных здоровому образу жизни.

Условия, необходимые для реализации цели:
1. Заинтересованность педагогов и родителей в реализации проекта.
2. Эффективное взаимодействие между участниками проекта и руководителем.
3.Материально – финансовое обеспечение.

Для уверенности педагогов и родителей в полезности своего участия в реализации проекта были созданы мотивационные условия:
наличие системы вознаграждения за участие в реализации проекта.

Технологическая карта проекта.

В рамках работы ДОУ в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста и той идеей, которую нам предстояло решить, творческая группа проекта единодушно пришла к мнению, что проект
«В здоровом теле - здоровый дух» необходимо провести в течение шести дней, т.к. задумка проекта состояла в том, что детям в течение шести дней необходимо каждый день находить по одной букве таинственного слова здоровье. Каждому педагогу в группе необходимо было спланировать так свою работу с детьми, чтобы название деятельность с детьми в течение дня отражала данную букву.

День первый:

Задача педагогов состояла в дом, чтобы подготовить материалы различных видов деятельности работы с детьми, которые отражали букву «З»
Так в этот день в разных группах были проведены комплексы утренней гимнастики «Зима», «Зимний лес», «Заячья зарядка»
беседа « Здоровые зубы», «Как растут зубы», «Как правильно чистить зубы».
Проведены соревнования «Кто быстрее задует мячик в ворота»
Чтение сказок «про больные зубки», «Золотой гусь», «Золушка»,
рисование «Зимние забавы», «Зимнее звездное небо», «Зима», «Зимующие птицы», аппликация «Как звери зимуют»
подвижная игра «Затейники», дидактическая игра «Золотая рыбка», «Найти, где спрятался звук «з».

Вечером в каждой группе появилась буква «З», которую дети вместе с воспитателем сложили в папку.

День второй

В этот день наши воспитанники вспомнили «Правила дорожного движения»,участвовали в «Дорожных стартах», повторили пословицы о доброте, стихи, песни о дружбе, узнали «Что такое девиз» понятие крылатого выражения его суть, беседовали о «Дыхательной системе», «Как вести себя при встрече с дикими и домашними животными»
Чтение «Дикие лебеди», игры «Два Мороза», «Да – нет».
А вечером все на новогоднюю Дискотеку

Вечером в каждой группе появилась буква «Д»

День третий

Утром детский сад готовился к «Открытию зимней Олимпиады»
В этот день был проведены беседы « Детский организм»,
«Органы человека», «Осанка», «Отдых», «Один дома».
Опыты с водой и ее значение в жизни человека, чтение «Огниво», «Оле- Лукое», игры «Один – много», «Охотники и зайцы»,», «Найди звук «О» в группе», «Острый- тупой».
Детям детского сада подготовительной группой была показана Зимняя сказка «Зайка,Медвежонок и Снежный Барс спешат на Олимпиаду».
В старшей группе была проведена гимнастика для профилактики нарушений осанки
Изготовлены Одарки для подарков совместно с родителями.

Вечером в каждой группе дети обнаружили букву «О»

День четвертый

Дети подготовительной к школе группы были приглашены на развлечения «Рыцарский турнир», старшей группы- на развлечение во время прогулки «Зимние забавы с клоуном Машей».
А также были проведены: беседа «Руки», чтение «Русалочка», игры «Ребусы», «Ручеек», «Радио».

Вечером в каждой группе дети обнаружили букву «Р»

День пятый

Этот день был связан с буквой «В», а это веселье.
Всех детей приглашает Веселая Коляда.
В этот день дети беседовали на темы «Волосы», «Время года», слушали сказку Г.Х Андерсена «Воротничок», играли в игры «Волк во рву», провели викторину «Узнай сказку»
Изготовили «Веселые маски», устроили волшебные гадания. На прогулке лепили Весёлого снеговика.

Вечером в каждой группе дети обнаружили букву «В»

День шестой

Этот день был связан с полезной и вкусной едой.
Проведена беседа «Как ты ешь», прочитана книга «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда», « Правила приема пищи». Были составлены любимые рецепты салатов детей подготовительной группы, проведена викторина «Ешь на здоровье», вспомнили пословицы и поговорки о хлебе, о правилах поведения за столом, о еде, загадки о продуктах питания, лепили полезную еду.

Проведена дегустация приготовленных блюд.

После появления последней буквы слова Здоровье все воспитанники были приглашены в зал. Каждому желающему была представлена возможность высказаться, как сохранить своё здоровье, здоровье близких людей. Все дети были награждены вкусными и полезными овощами и фруктами.

Новизна и значимость проекта

1.Ставиться цель: Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности культуры в области здоровья.
2. Отвечает основным принципам: культуросообразности, гуманистической ориентации, опоры на эмоционально - чувственную сферу ребенка, дифференциации.
3. Опирается на системно – деятельный подход к участникам образовательного процесса.
Данный проект предполагает определенные риски:
1. Отсутствие интереса к проекту педагогов и родителей.
2. Проблемы со здоровьем участников проекта.

Предполагаемые результаты:

1. Каждый педагог, родитель, ребенок - активный участник проекта в силу своих возможностей.
2. Каждый участник проявляет инициативу.
3. Приобретает новые знания, повышает свой уровнь, компетенцию детей.
4. Проведение каникулярной недели, посвященной здоровому образу жизни становится традицией детского сада.

Этот проект позволяет:
1. Сравнить эффективность различных форм работы с детьми.
2. Оценить качество педагогической работы по формированию здорового образа жизни воспитанников ДОУ.
3. Сделать качественный анализ текущих, конечных результатов реализации проекта.
4. Создавать новые проекты, здоровьесберегающей направленности.

Ирина Попова
«Здоровье детей в детском саду»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является здоровье каждого ребёнка

Весь распорядок дня в дошкольном учреждении должен быть направлен на то, чтобы сохранять и укреплять установку детей на то , что здоровье – это главное богатство человека и ценность - ЗДОРОВЬЕ .

Чтобы улучшить здоровье детей в детском саду , нужно соблюдать несколько достаточно простых правил. Для начала, если ребенку только предстоит поступить в детский сад , нужно заняться укреплением его иммунитета. Так, нужно давать ребенку гулять на свежем воздухе, обеспечивать содержание в ежедневном рационе ребенка всех необходимых витаминов и минеральных веществ.

Иммунитет можно было бы назвать приобретенной памятью, которая включает и сделанные в течение жизни вакцины.

Факторы, которые влияют на переносимость инфекции :

1. наследственность;

2. наличие прививок для профилактики заболеваний :

3. закаливание;

4. подверженность аллергии;

5. нехватка витамина D;

6. санитарная обстановка, экология, окружающая обстановка и прочие внешние факторы.

Однако основная причина частых болезней все же психологическая. Начало посещения детского сада для большинства детей является огромным стрессом, и болезненно переживать его они могут от недели до нескольких месяцев. Тяжелее адаптируются дети, отданные в детский сад ранее трех лет .

Задача взрослых при формировании культурно-гигиенических навыков, развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены.

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый третий ребенок имеет отклонения в физическом развитии. Сейчас положение еще больше ухудшилось : 50 – 80 % детей имеют различные заболевания. Причин тому множество : и экономических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них это не внимание взрослых к здоровью своего ребенка .

Здоровье детей в детском саду - это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития .

Галина Максименко

Здоровье - одна из самых актуальных ценностей в нашей жизни. Все мы хотим, чтобы наш ребенок был сильным, бодрым : чтобы он мог играть с ребятами во дворе и не болеть. Частые болезни являются причинами отставания в росте. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье , то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым .

На формирование детских интересов заметно влияет отношение родителей к физической культуре, к увлечению малышей подвижными играми, упражнениями.

Детские сады и семья призваны в раннем возрасте, заложить основы здорового образа жизни , используя различные формы работы .

В настоящее время очень выросло количество детей с плохим здоровьем , становится все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Причин множество, но, наверное, самая основная - это малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребнка спокойными играми : в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем -просмотром телепередач или видеофильмов. Особое внимание наши родители сейчас уделяют развитию интелектуальных, умственных способностей, и забывают о том, ранний возраст- это активное движение. Вполне понятно : родители устали на работе , хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня , в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, расшалившись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит -спокойнее будет. Однако….

Движение - врожденная потребность человека. Если оно будет не удовлетворено, пострадает здоровье ребенка .

Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно

служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Задача детского сада – приобщить детей к активным занятиям физической культурой, поддерживать и закреплять естественный интерес к движениям.

Чтобы наши детки росли здоровыми ,мы применяем такие методы :

Средства двигательной направленности :

Физические упражнения;

Физкультминутки;

Гимнастика (оздоровительная после сна ) ;

Пальчиковая гимнастика, дыхательная, корригирующая;

Подвижные и спортивные игры;

Самомассаж;

Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей осуществляется по следующим направлениям :

1. Привитие культурно-гигиенических навыков.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в раннем возрасте.

Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные

для здоровья навыки , закреплять их, чтобы они стали привычками. Очень важно с раннего детства прививать детворе культурно-гигиенические навыки.

И эта проблема является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья , физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков

разработан перспективный план ,– это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где использовались разные формы организации : дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок,рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

2. Обучение уходу за своим телом.

Гигиеническая культура также же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья .

Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.

Приучаем ребенка к гигиеническому индивидуализму : своя расческа, своя постель, свой носовой платок, свое полотенце. Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья , но и здоровья окружающих .

Через игру мы постепенно подводим ребенка к тому, для чего необходимо проводить ту или иную процедуру. Способствуют этому дидактические игры, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в книгах, беседы. Наша любимая игра- «Провокация» . Мы намеренно путаем некоторые действия, а дети нас поправляют. И эту игру наши детки очень любят.

Наши ребята ни за что не сядут за стол с немытыми руками, да еще и расскажут, почему надо мыть ручки с мылом. (На ручках живут микробы) .Девчонкам нашим обязательно надо навести «красоту» , да и мальчишки от них не отстают.

Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

3. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности.

Очень важны для здорового образа жизни физкультурные занятия. На них детвора учится выносливости, ловкости. Дети с удовольствием подражают персонажам из сказок : петушку, медвежонку, зайчонку. Очень любят выполнять движения под, придуманный воспитателем,рассказ : «Путешествие в лес» , «В гости к Мишутке» .Вся двигательная деятельность направлена на определенную цель, задачу : «Подолзи до погремушки» , «Пройди по дорожке» и т. д.

Наша детвора ждет каждое физкультурное занятие с нетерпением : ведь мы играем в чемпионов. А чтобы стать сильным и ловким нужно делать зарядку.

4. Двигательная деятельность –это и подвижные, хороводные игры, что является немаловажным в приобщении к здоровому образу жизни . Помогает нам в этом картотеки подвижных и хороводных игр. Ведь активный ребенок- здоровый ребенок !

Наша детвора, проснувшись проходят по различным «дорожкам здоровья » (с пуговицами, крупами, палочками, камушками и т. д.) - для профилактики плоскостопия. Совсем недавно мы проводили конкурс «Нетрадиционное физ. оборудование своими руками» . Родители приняли в нем активное участие. И мы активно используем эти приспособления для оздоровления детворы .

5. Оздоровительные силы природы также имеют огромное значение для здоровья детей это :

Регулярные прогулки на свежем воздухе;

Солнечные и воздушные ванны- сон при открытых формугах, прогулки без маечек, высаживания на горшки после сна в трусиках и маечках.

Водные процедуры- обливания, игры с водой.

Фитотерапия. В нашей группе мы активно используем аромалампу с эфирными маслами в период массовых простудных заболеваний. Используем

Витаминотерапия- ребята любят помимо фруктов кушать лучок, ведь там витаминки!

Закаливание- ходьба босичком во время летних прогулок с последующим омыванием ножек и ручек контрастной водичкой.

Наряду с традиционными формами работы мы проводим с детьми самомассаж.

Мы нашли в интернете подборку очень интересных и подходящих к нашему возрасту картотеку самомассажа. Очень нравится деткам такие упражнения как : «2 робкие Наталочки» , «Снеговик» , «У Маланьи, у старушки» и т. д. Массаж делаем 1-2 раза в день.

Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры.

Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга . Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.

В группе имеется картотека пальчиковых игр книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараемся выполнять упражнения с предметами : прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами и т. д. Также очень хорошая подборка дидактических игр для развития мелкой моторики : «Бусы» (крупные, средние) и т. д.

6. Также в своей работе мы используем дыхательные упражнения(«Гуси шипят» , «Насос» , «Мотор» , «Кошечка» и т. д., игры по профилактике простудных заболеваний.

Всем отлично известно, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойство организма :

Личная гигиена;

Проветривание;

Влажная уборка;

Режим питания;

Правильное мытье рук;

Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни ;

Конечно, без совместной работы с родителями , мы не пришли бы к хорошим результатам. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка , родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры,беседы с врачом

Для родителей в «Уголке здоровья » рекомендации, советы :

предлагаем папки-передвижки;

проводим анкетирования.

Подготовленна папка «Доктор Айболит» , в которой собранны рекомендации, народные средства по профилактике простудных заболеваний и многое другое. Также составлена папочка с рекомендациями, консультациями, памятками по привитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни . У родителей и у нас теперь одна цель – вырастить и воспитывать здоровых , умных, веселых детей.





Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здоровьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) , задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

Материал по теме:

Приоритетом нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению. Однако требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.

Поэтому своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

Задачи работы:

  1. Разработать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения.
  2. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
  3. Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
  4. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных групп, музыкальный зал. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья) , игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыкои смехотеропии, сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, травяной чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Вот я — болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Белых И.А., заведующая д/с №17
г. Алексеевки Белгородской обл.

http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie17.htm

Ситуация вполне обычная: здоровый ребенок, который летом купается в местной речке, за свои 3-4 года перенес несколько простуд, пойдя в детский сад, начинает кашлять, хлюпать носом, температурить. Почему ухудшается здоровье детей в детском саду? Одна из причин заключается в снижении иммунитета. Несколько факторов влияют на то, как ребенок переносит инфекцию. Настройтесь на победу, закаляйтесь вместе с ребенком и не допускайте ошибок в самолечении.

Иммунитет можно было бы назвать приобретенной памятью, которая включает и сделанные в течение жизни . Врачи считают, что болеть в детском возрасте - это вполне нормально. Именно так иммунитет «знакомится» с миром микробов. Не считается патологией, если ребенок более 6-8 раз в год болеет ОРВИ. Но кто-то болеет неделями, которые сопровождаются антибиотиками, осложнениями и больницей, а не выздоравливает в течение 3-4 дней.

Факторы, которые влияют на переносимость инфекции:

1. наследственность;

2. наличие прививок для профилактики заболеваний:

3. закаливание;

4. подверженность аллергии;

5. нехватка витамина D;

6. санитарная обстановка, экология, окружающая обстановка и прочие внешние факторы.

Как настроиться на победу

Закаляемся

Закаленному организму не страшны ни сквозняки, ни ветер, ни мороз, ни дождь, ни холодный пол. Лучше всего посоветоваться с врачом, в каком возрасте и какие процедуры можно начинать. Персонал детских садов обязан гулять с детьми не менее 2-х раз в день по 4–4,5 часов. Если на улице холодно, то продолжительность прогулки сокращается (температура ниже +15 °С). При температуре ниже –15 °С воспитатель не должен выходить на улицу с подопечными (для малышей до 4 лет) и при температуре ниже –20°С для остальных деток. В отсутствие ребят помещения в детском саду должны проветриваться ежедневно.

Ошибки самолечения

Всем мамам хочется, чтобы ребенок быстрее встал на ноги, и они начинают пичкать крох антибиотиками. Но бактериальная инфекция не отличается на глаз от вирусной. Помните, что на вирусные инфекции не действуют антибиотики. Антибактериальные средства может назначать только врач. Еще одна ошибка мам: если препарат не действует в течение дня, то они отменяют его, тем самым возникает опасность не долечиться. В результате ребенок становится носителем инфекции при возвращении в детский коллектив.

Подружитесь с гигиеной

Приучите ребенка мыть руки после посещения туалета, прогулки, перед тем, как сесть за стол, пользоваться носовым платочком, чихать, кашлять. Расскажите ребенку о том, что предметы личной гигиены нельзя никому давать. Чисто индивидуальными должны быть: расческа, ложка для приема пищи, платок, полотенце, зубная щетка.

Берем ответственность на себя

Больной не должен играть на детской площадке, ходить в гости, особенно если накануне у него повысилась температура, была рвота или диарея, воспалился глаз. Маме или другому родственнику может быть выдан лист о нетрудоспособности на основе заболевания ребенка. Если болен ребенок дошкольного возраста, то больничный выдается на весь период лечения. Из них оплачиваются 60 дней в год и 45 дней в год, если ребенку 7-15 лет. Родственники могут следить за больным ребенком по очереди, чтобы не терять в заработке. Оплачиваемым будет весь период болезни малыша, если в садике на этот период объявлен карантин.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх