«Ознакомление дошкольников с социальной действительностью через предметы рукотворного мира. Путешествие в прошлое предметов» Подготовила: Воспитатель
Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.
Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей
Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.
Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.
Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.
Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа
В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.
В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.
Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).
Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.
К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.
- К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
- К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.
К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.
Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?
Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.
Из каких царств состоит мир природы?
Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств
А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.
Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»
Материал к игре
- Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
- Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
- Две куклы или другие игрушки.
Ход игры
Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.
Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.
- Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
- А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
- Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.
Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.
Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.
Скачать картинки к игре «Живое и неживое»
Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир
В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.
Материалы к игре
Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).
Ход игры
Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».
Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.
Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.
Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.
Примеры таких пар в карточках к игре:
- цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
- солнце — лампочка,
- ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
- бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
- планета Земля — игрушечный мячик,
- паутина — рыболовные сети,
- ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
- клешни рака — клещи как инструмент человека,
- снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
- мышка живая — мышка компьютерная.
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Ейский социально-реабилитационный центр
развития для несовершеннолетних»
Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей старшей подгруппы (5-7 лет) на тему: « Интересные , удивительные предметы »
Воспитатель Редько Е. В.
2018 г.
Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей старшей подгруппы (5-7 лет) Тема: « Интересные , удивительные предметы »
Цель: развитие познавательной активности ребёнка, формирование экологического сознания.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательная:
Формировать представления детей о рукотворном и природном мире;
подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы.
Развивающая:
Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательная:
Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.
Демонстрационный материал. Картинки с изображением самолёта и ласточки; письмо от Незнайки, мнемотаблицы, компьютерная презентация.
Раздаточный материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (по две картинки на каждого ребёнка). Карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолёт, грибок, компьютерная мышь, щётка, самолёт, мяч, клещи, поезд и др.), а другая половина карточки пустая.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, загадывание загадки, рассматривание предметных картинок, чтение отрывков стихотворений, вопросы к детям, показ презентации, игровые и практические действия детей. Предварительная работа: просмотр обучающих видео «Живая и неживая природа», «Природа и рукотворный мир», «Овощная сказка», мультфильма «Незнайка», дидактические игры и упражнения «Живое – неживое», «Природный – рукотворный», «Подумай и отвечай», чтение художественной литературы: «Мой мишка» (З. Александрова), «Краденое солнце» (К. Чуковский), «Дама сдавала в багаж …» (С. Маршак), «Овощи» (С. Михалков), «Сельская песенка», «Осень» (А. Плещеев), «Не про тебя ли эта книжка?» (М. Романов).
Ход
I. Вводная часть
Воспитатель сообщает детям о полученном им письме от Незнайки:
Ребята, сегодня нам пришло письмо. (Показывает конверт.) Чтобы письмо вскрыть, нужно отгадать загадку от кого оно:
Уверен он в себе, забавный неумейка,
А от природы он врунишка и зазнайка,
А ну-ка, угадать скорей его сумей-ка,
Известен коротышка под именем … (Незнайка) .
Правильно, письмо прислал Незнайка. Ох уж этот Незнайка! Он, как всегда, всё перепутал и просит нас ему помочь. А для этого нам нужно выполнить задания, которые находятся в этом конверте, и написать Незнайке ответ. Давайте попробуем? Поможем Незнайке?
II.Основная часть
1.Дидактическая словесная игра «Природный – рукотворный»
Воспитатель: Давайте вспомним, какие бывают окружающие нас предметы? (Природные и рукотворные). Что значит – природные? (Эти предметы созданы самой природой ). А что же такое рукотворные предметы? (Предметы, сделанные руками человека ). Молодцы, всё правильно. А сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Природный – рукотворный»: если я называю слово, обозначающее рукотворный предмет, вы просто показываете мне свои ручки; а если я называю слово, которое обозначает предмет природного происхождения, вы хлопаете в ладоши.
2. Дидактическая игра «Разложи картинки» (Задание 1)
Воспитатель раздаёт детям картинки (по 2 картинки каждому ребёнку): Ребята, у каждого из вас в руках картинки, которые нужно разделить на две группы: картинки с предметами природного происхождения мы будем класть на лист картона зелёного цвета, а картинки, на которых нарисованы рукотворные предметы – на красный лист картона с символом-ручкой.
3. Дидактическая игра «Покажи и назови парный предмет» (Задание 2) Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с первым заданием. А сейчас – следующее задание от Незнайки. Картинки с предметами природного мира я возьму себе, а картинки с предметами рукотворногомира раздам вам. Посмотрите на них внимательно. Я буду называть предмет природного мира. А тот из вас, у кого окажется предмет рукотворного мира очень похожий, т. е. парный названному мной, поднимет картинку с его изображением и назовёт этот предмет. Договорились? Начинаем.
4.Упражнение «Сравни картинки» (Задание 3) Воспитатель: Всё верно, молодцы. (Выставляет на доску картинки «ласточка» и «самолёт». Дети сравнивают предметы птицу и самолёт.) Что изображено на этой картинке? (Ответы детей.) Чем похожи эти предметы? Посмотрите внимательно: из каких частей состоит птица? Самолёт? Какие элементы у них общие? (И у ласточки, и у самолёта есть крылья, нос и хвост; они оба умеют летать.) А чем же они отличаются? (Ласточка – объект живой природы, а самолёт –предмет, созданный руками человека.)
5. Игра «Назови лишний предмет» Воспитатель. А вот ещё одно задание: сейчас я вам буду читать отрывки из стихотворений и показывать картинки, а вы будете внимательно слушать и смотреть, а затем назовёте предмет, который на этой карточке лишний, то есть не принадлежит к той группе предметов, к которой принадлежат все остальные. Слушайте внимательно:
… «Это - куры , это – утки , чёрный Шарик возле будки ». (З. Александрова) Какое слово и предмет на карточке лишние? (Лишний предмет – собачья будка, потому что это рукотворный предмет, а куры, утки и собачка – объекты природного мира.)
«Солнце по небу гуляло и за тучку забежало. Глянул з аинька в окно , стало заиньке темно».(К. Чуковский) (Лишнее окно, это предмет рукотворного мира, а солнце, небо, тучка и заинька – природные предметы.)
«Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку ». (С. Маршак)
« Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит». (А. Плещеев)
… «Я нарисую раньше дом, крыльцо, забор, дорожку , а на дорожке – кошку ». (М. Романов)
«Скучная картина – тучи без конца, дождик так и льётся, лужи у крыльца ». (А. Плещеев)
Ребята, а какое время года описано в стихотворении? (Осень.) Да, действительно, осень. Мы с вами вспомнили, какое время года у нас сейчас, а теперь давайте покажем какая бывает осенью погода.
6.Физминутка «Осень»
Вот закрыли небо тучи.
Начал капать дождь колючий –
Разведёт повсюду слякоть,
Грязь и лужи на дороге …
Поднимай повыше ноги!
А теперь садитесь на свои места, продолжим наше занятие.
7.Показ презентации «Удивительные предметы»
Слайд 1 . Удивительные предметы
Слайд 2. Мир природы
Слайд 3. Рукотворный мир
Слайд 4 . Рассказ «Интересные и удивительные предметы»
Мы вспомнили, какие бывают предметы, выяснили, что есть очень интересные вещи и объекты природы, которые удивительно похожи друг на друга. А вы знаете, почему они так похожи? Когда-то, давным-давно, не было вообще никаких рукотворных предметов, люди просто ещё не умели их делать. Долгое время они внимательно наблюдали за объектами природы и в результате этих наблюдений научились создавать разные очень нужные вещи. Например, наблюдая за полётом птиц, человек мечтал тоже парить в небе, как птица, и изобрёл самолёт. Посмотрите, правда, они очень похожи?
Слайд 5. Игра «На что это похоже?»
На экране появились картинки – рукотворные предметы. Подумайте и скажите, глядя на какие предметы природного мира, человек создал их? На что они похожи? (Лампочка – солнце.)
Слайд 6 . Кукла - девочка
Слайд 7 . Грибок-крыша - гриб
Слайд 8 . Мяч - апельсин
Слайд 9 . Легковой автомобиль – крокодил; пылесос - слон
Слайд 10. Игра «Найди пару»
Посмотрите, на экране расположены картинки – 3 картинки-изображения природных объектов и 3 – рукотворных. Вы должны назвать, какие из них составляют пару, то есть похожи друг на друга. (Подводная лодка – рыба, подъёмный кран – жираф, парашют – семечко одуванчика).
Слайд 11. Самолёт – птицы, лодка – утка, поезд - гусеница (Правильность ответов проверяется стрелочкой).
Слайд 12. Спасибо за внимание!
Вот какие молодцы, всё правильно назвали. А теперь переходим к следующему заданию от Незнайки.
8. Дидактическая игра «Подбери картинку» Задание 4.
Детям раздают карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком, а другая половина пустая. Ребёнок должен подобрать картинку с тем объектом природы, по подобию которого человек создал предмет, изображённый на другой половине, и расположить её в пустой клетке.
III.Заключительная часть
9.Подведение итогов
Дети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что его задания очень интересные и ребята их выполнили. Благодарят Незнайку и приглашают в гости.
Нам нужно написать Незнайке ответ. Что мы ему напишем? Я предлагаю начать так: «Дорогой Незнайка! … Нам понравились твои задания, они очень интересные, и мы с увлечением их выполняли. Спасибо тебе большое. Приезжай к нам в гости, мы будем очень рады встретиться с тобой. До свидания».
О каких предметах мы говорили сегодня? А чем же они так интересны и почему удивительны? Ребята, кто же нам прислал письмо?
Получилось у нас выполнить все задания Незнайки?
Понравилось вам выполнять задания?
Что больше всего вам понравилось?
Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью в старшей группе "Предметы рукотворного мира"
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.Предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Занятие направлено на воспитание интереса и бережного отношения к предметам рукотворного мира.
Тема: Предметы рукотворного мира.
Программное содержание.Образовательные задачи.
Расширить знания детей о предметах рукотворного мира.
Уточнить знания детей о значении предметов рукотворного мира.
Рассказать о предметах-помощниках для каждой профессии людей.
Подвести детей к выводу, что у предметов, также как и у людей, есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Развивать связную речь детей.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы и находить правильный ответ.
Воспитательные задачи.
Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.
Воспитывать интерес к изучению истории предметов.
Предварительная работа.
Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных предметов.
Беседа об окружающих нас предметах.
Знакомство с профессиями человека.
Рассказ родителей своим детям об игрушках их детства.
Ход занятия:
Ребята, давайте посмотрим вокруг себя! Что мы видим?
- Правильно, предметы. Все эти предметы создал человек.
- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны предметы?
- Предметы нам нужны для того, чтобы играть, учиться, работать и отдыхать. С помощью предметов мы питаемся, ухаживаем за своим телом.
- Ребята, как вы думаете, какие предметы нам нужны для игры?
- Правильно, конечно же, это игрушки!
Игрушки и многие другие предметы, такие как детские книги, одежду и обувь взрослые специально создавали для детей.
- А какие предметы нам понадобятся для учебы в школе?
- Правильно, рюкзак, пенал, ручка, карандаш, ножницы, линейка, ластик, тетрадь и букварь.
- Ребята, а какие предметы помогают в работе вашим мамам и папам? Давайте вместе вспомним.
Я вам помогу. Это компьютер, телефон, лопата, лейка, книги, весы, машина и другие.
- Ребят, а вы знаете, что у людей разных профессий есть свои предметы-помощники.
Например, продавцу в магазине помогают весы – на них он взвешивает товар, также нужна касса – на ней он пробивает чек и кладет в неё деньги.
Садоводу нужны опрыскиватель, лейка и ножницы для подрезки растений.
Дворнику в работе помогают лопата, метла и ведро.
А воспитателю в работе с детьми нужно много детских книг и игр, доска, стулья и парты.
- Вот видите, у каждого человека есть свои предметы, которые ему помогают в его нелёгкой работе. Ребят, но если есть предметы для работы, значит, есть предметы и для отдыха. Как вы думаете, что это за предметы?
- Конечно же, это кровать, кресло, телевизор, телефон, магнитофон, подушка, журналы, очки от солнца, надувной мяч и круг.
Многие предметы могут служить и для работы и для отдыха.
Например, по телефону человек может общаться во время работы и когда отдыхает.
- Ребята, а какие предметы нам с вами помогают культурно поесть? Из чего мы пьём, едим, чем едим?
- Правильно, это чашка, тарелка, ложка, вилка, нож и салфетки.
- Ребята, какие предметы нам с вами помогают ухаживать за своим телом?
- Правильно, это мыло, мочалка, шампунь, зубная щётка и зубная паста, крема, расческа.
- Ребята, а теперь давайте поиграем с вами в очень интересную игру.
Я вам буду называть любой предмет, а вы мне говорить, для чего он нужен.
Например, лейка.
А вы говорите, чтобы поливать растения. Всем понятно?
Будьте внимательны!
- Саша, для чего нужен стул?
-Правильно, чтобы на нём сидеть.
- Катя, для чего нужна ручка?
- Правильно, чтобы ей писать.
(Я называю следующие слова: кукла, мяч, резинка, заколка, лопатка, стол, карандаш, тетрадь, зонт, ваза, шкаф, и т.д.).
- Молодцы, какие, всё знаете!
- Ребята, предметы придумали ещё древние люди. Со временем человек их изменял, улучшал. Люди и сегодня продолжают изменять предметы, чтобы они становились удобнее и лучше.
У каждого предмета есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Так у вашей игрушки, с которой вы играете дома, есть своя история изготовления. Вот послушайте её. Прежде чем попасть к вам домой, она очень долго блуждала по свету. Сначала её нужно было изготовить. Например, мягкую игрушку сшили на фабрике игрушек, а потом отвезли в магазин, где вам её и купили родители.
А вот машинки, в которые играют наши мальчики, делают из металла и пластмассы.
Очень длинную и интересную историю могут нам рассказать стол и стул, наши парты.
Представляете, сначала они росли в лесу в виде дерева, затем дерево срубили, и из ствола сделали доски. Собрали стол и стул, подпилили, отполировали, покрыли краской, лаком и отвезли на продажу в магазин. Теперь вот они у нас стоят в группе.
Мебель прошла нелёгкий путь изготовления, и её нужно беречь.
- Ребята, все предметы, созданные руками человека нужно беречь, чтобы они нам дольше служили!
- Занятие окончено. Все молодцы!
Задачи:
Образовательная:
Формировать представления детей о рукотворном и природном мире;
Подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы.
Развивающая:
Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательная:
Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.
Демонстрационный материал. Презентация для детей «Интересные предметы». Картинки с изображением дерева и кисти руки; письмо и посылка от Буратино.
Раздаточный материал. Конверты с картинками природного и рукотворного мира; альбомные листы с символом рукотворного и природного мира; цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что к ним в сад приходил почтальон и принес посылку.
Чтобы посылку открыть нужно, отгадать загадку от кого она.
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (ответ детей) Слайд 2
Воспитатель открывает посылку, в которой находятся конверты и письмо с заданиями от Буратино.
Задание 1. «Посмотрите и ответьте» (на экране появляется слайд 3) .
Что это? (ответы детей). Почему это природный мир? (ответы детей)
А это что? (слайд 4) Почему все это мы называем рукотворным миром? (ответы детей)
Задание 2. Д/и «На что похоже». Воспитатель называет (показывает слайд 5) объект рукотворного мира.
На кого похожа электричка? Что есть в природе похожее на этот объект? (Ответы детей) Слайд5
На кого похож подъемный кран? подводная лодка? (ответы детей) Слайды 6, 7
Что вам напоминает петушок? птица? стрекоза? (Ответы детей) Слайды 8, 9, 10
Физминутка "Хомка-хомка хомячок" Слайд 11
Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответственные действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать
(показываем, какой сильный) .
Задание 3. Д/и «Что лишнее? » Слайд 12, 13, 14, 15
Задание 4. Игровое упражнение «Разложи правильно». Воспитатель раздает детям конверты с картинками и просит разложить картинки на природный и рукотворный мир.
Пальчиковая игра «Дружба»
Задание 5. Детям раздают альбомные листы с символом (дерево или кисть руки). Слайд 16. Необходимо нарисовать рукотворный или природный объект.
Дети и воспитатель пишут письмо Буратино, в котором сообщают, что выполнили все его интересные задания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Интересные, удивительные предметы»
Задачи:
Образовательная:
Формировать представления детей о рукотворном и природном мире;
Подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы.
Развивающая:
Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательная:
Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.
Демонстрационный материал. Презентация для детей «Интересные предметы». Картинки с изображением дерева и кисти руки; письмо и посылка от Буратино.
Раздаточный материал. Конверты с картинками природного и рукотворного мира; альбомные листы с символом рукотворного и природного мира; цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что к ним в сад приходил почтальон и принес посылку.
Чтобы посылку открыть нужно, отгадать загадку от кого она.
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (ответ детей) Слайд 2
Воспитатель открывает посылку, в которой находятся конверты и письмо с заданиями от Буратино.
Задание 1. «Посмотрите и ответьте» (на экране появляется слайд 3) .
Что это? (ответы детей). Почему это природный мир? (ответы детей)
А это что? (слайд 4) Почему все это мы называем рукотворным миром? (ответы детей)
Задание 2. Д/и «На что похоже». Воспитатель называет (показывает слайд 5) объект рукотворного мира.
На кого похожа электричка? Что есть в природе похожее на этот объект? (Ответы детей) Слайд5
На кого похож подъемный кран? подводная лодка? (ответы детей) Слайды 6, 7
Что вам напоминает петушок? птица? стрекоза? (Ответы детей) Слайды 8, 9, 10
Физминутка "Хомка-хомка хомячок" Слайд 11
Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответственные действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать
(показываем, какой сильный) .
Задание 3. Д/и «Что лишнее? » Слайд 12, 13, 14, 15
Задание 4. Игровое упражнение «Разложи правильно». Воспитатель раздает детям конверты с картинками и просит разложить картинки на природный и рукотворный мир.
Пальчиковая игра «Дружба»
Задание 5. Детям раздают альбомные листы с символом (дерево или кисть руки). Слайд 16. Необходимо нарисовать рукотворный или природный объект.
Дети и воспитатель пишут письмо Буратино, в котором сообщают, что выполнили все его интересные задания.
Конспект для детей второй младшей группы «Предметы рукотворного и природного мира».
Цель: дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками челвека, другие созданы природой
Интеграция образовательных областей : -Познавательное развитие; -художественно-эстетическое развитие; -социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ; -речевое развитие; -физическое развитие
Познавательное развитие
- формировать умение детей различать и называть предметы природного и рукотворного мира, обобщающим словом,
формировать умение диффереренцировать предметы по их функции и назначению: посуда и овощи
уточнить и систематизировать знания детей об овощах, посуде Речевое развитие:
- дать детям понятие Рукотворный мир и природный мир;
- активизировать в речи слова Овощи и посуда;
- формировать умения детей отвечать на вопросы простым предложением, использовать в речи описательные прилагательные;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
Социально-коммуникативное развитие :
- развивать коммуникативные навыки, умение высказывать своё мнение,
- формировать интерес к познавательной деятельности, самостоятельность, желание и умение принимать участие в коллективном задании;
- умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища.
- развивать мелкую моторику;
- формировать потребность в двигательной активности.
Ме тоды и приёмы:
Словесные : ситуативный разговор, беседа, вопросы.
Наглядные : д/ игра « Волшебный мешочек», рассматривание предметов.
Практические :физкультминутка «Зайчики», пальчиковая гимнастика «Щи-талочка», слушание музыкального произведения.
Детская деятельностьФормы и методы организации совместной деят-ти
Двигательная
гимнастика, физкультминутка.
Коммуникативная
Речевые ситуации, ситуативные разговоры, вопросы.
Игровая
Дидактическая игра.
Восприятие
(художественной литературы и музыки)
Беседа, повторение, музыкальное сопровождение.
Игровой материал : Наборы кукольной посуды(кастрюля, сковорода,ложка, вилка, поварешка, тарелка) и муляжи овощей(морковь,капуста,лук,помидор, огурец ,перец,чеснок) , чудесный мешочек,два подноса с символами «рукотворный мир» и «природный мир»,
Предварительная работа :
Рассматривание иллюстраций, карточек с изображением овощей и посуды.
Чтение потешек, стихотворений про овощи .
Инсценировка сказки «Репка» .
Беседы : «Что растет на огороде?» , »Ч то такое посудная лавка?»
План- конспект НОД Вступительный этап. (мотивационный, подготовительный этап)
Сегодня мы с вами узнаем что-то новое,
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Наши ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг - другу улыбаемся!
Сюрпризный момент.(На подоконнике лежит мешок)
Воспитатель: Ребята, вы заметили что у нас появилось что-то новое
Дети : Мешок!
Воспитатель : А как вы думаете что в нем?
Дети : Конфеты, пусто, игрушки… и т. д.
Воспитатель : Ой, посмотрите здесь какое-то письмо к мешку прикреплено! Что это?
Дети : Морковка
Воспитатель : Послушайте загадку и сразу узнаете от кого этот мешок:
«Прыгает ловко - любит морковку!»
Дети: Заяц!
Воспитатель :Правильно! Это письмо от зайчика: « Я - маленький зайчик, всех боюсь, поэтому прислал вам мешок и письмо, а сам спрятался под елкой в лесу.»
Ребята давайте покажем зайчику, что мы совсем нестрашные и сами можем превратиться в зайчат!
Зайцы скачут скок-скок-скок,
Да на беленький снежок
Приседают, слушают – не идет ли волк!
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три - в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
А теперь послушайте, что же случилось с зайчиком: « Ехал дедушка с базара через лес.Вез он в мешке покупки для своей бабушки, да не заметил, как мешок с телеги упал. Лежит мешок под кустом, а мимо зайчик скачет. Захотел зайчик узнать, что же в мешке. Заглянул в него и решил: то, что выросло на грядке, возьму себе, а то, что куплено в посудной лавке, пусть в мешке останется. Будет дедушка потерю искать, найдет и бабушке отвезет. Ей на кухне без этих предметов никак не обойтись.»
Как вы думаете, что же в мешке?
Дети: Овощи, посуда.
Воспитатель: Почему вы так думаете? Откуда взялись овощи на базаре?
Дети: Они выросли на грядке, их привезли на продажу.
Воспитатель: Почему зайчик решил взять себе то, что растет на грядке?
Дети: Это съедобно.
Воспитатель :Для чего нужны овощи?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать « предметы, созданные природой» Их можно отнести к природному миру.
А для чего нужна посуда?
Дети : Варить суп, готовить обед
Воспитатель: сварим из овощей кастрюлю вкусных щей.
Упражнение на развитие мелкой моторики, слухового внимания в сочетании с музыкой «Щи - талочка».
Чищу овощи для щей – хлопки в ладоши.
Сколько нужно овощей? - поднимать плечи
Пять картошек – показать 5 паль цев на левой руке.
Три моркови – показать 3 пальца на правой руке.
Лука тоже три головки – показать 3 пальца на левой руке.
Да петрушки корешок – 1 палец на правой руке.
Да капустный кочешок – 1 палец на левой руке.
Потеснись-ка ты, капуста, - работают локтями.
От тебя в кастрюле густо – руки развести в стороны.
Раз, два, три – загибаем три пальца.
Огонь зажжён – хлопок в ладоши.
Кочерыжка– указательным пальцем правой руки показать в круг.
Выйди вон! – большим пальцем правой руки показать назад.
Почему же зайчику не понадобилась посуда?
Дети: Он зверь, живет в лесу, пищу не варит, ест сырые вощи .
Воспитатель: Откуда посуда взялась в магазине?
Дети: Её сделали мастера из металла и привезли продавать
Воспитатель: Ребята, предметы, которые человек делает своими руками,можно назвать «предметы, созданные руками человека» Их можно отнести к рукотворному миру.
Основной этап (содержательный, деятельный)
Д авайте же поможем зайчику узнать, что лежит в мешке, и поделим предметы так: предметы природного мира - овощи- положим на один поднос, то есть оставим зайчику, а предметы рукотворного мира - посуду- сложим на другой поднос, а потом положим в мешок для бабушки. Посмотрите, на какой поднос мы будем складывать предметы природного мира?
Дети: Где нарисовано дерево.
Воспитатель: А куда предметы рукотворного мира - посуду?
Дети: Где нарисован человек.
Воспитатель организовывает детей посредством игры «Волшебный мешочек» ,
объясняет правила игры.
Дети внимательно слушают педагога, запоминают правила игры. Поочередно каждый ребенок достает из мешочка предмет посуды , угадывает его на ощупь и называет действие, связанное с ним. Расширяется, обогащается представление детей о посуде , о формах предметов, которые их окружают
(В мешочке лежат муляжи овощей : капуста, морковь, огурец, помидор, перец, ложка, кастрюля, вилка, тарелка, чашка. Дети по очереди опускают в мешочек руку, нащупывают предмет, перечисляя при этом выявленные признаки и называют , что это за предмет, определяют, к какому миру он относится: рукотворному или природному, показывают остальным детям .)
Воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета, его форму:
Какой предмет: твердый или мягкий?
Длинный или короткий?
Маленький или большой?
Этот предмет круглой формы?
Какие у него есть части?
Для чего он нужен?
Как называется?
К природному или рукотворному миру относится этот предмет?
Что с этим предметом можно делать?
Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.
Заключительная часть (рефлексивный этап).
После того как все предметы названы и разложены по подносам, Воспитатель подводит итог: - У меня такое радостное настроение, а у вас? Мы же помогли зайчику! А скажите, пожалуйста, ребята что сегодня нам прислал зайчик? (письмо и мешок) Что лежало в мешке? (посуда и овощи) -Какие же предметы относятся к природному миру? -Какие же предметы относятся к рукотворному миру? Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Почему вы так думаете? Какой поднос мы оставим зайчику? Какой поднос отдадим для бабушки? (Складываем в мешок посуду.) Если вещь сделал человек, к какому миру мы отнесем? (рукотворному) А если что-то выросло на грядке? (природа) - Какая игра понравилась больше всего? Зайчик очень вам благодарен за то, что вы помогли ему узнать все предметы и разделить их. Он передал вам лесной подарочек - грибочки! Спасибо!
Актуализация знаний
Глядите не моргайте, Рты не разевайте, Ворон не считайте, Поскорее отгадайте!
1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела: все к столу - вода вскипела (чайник)
2. Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
3.Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…(Кастрюля)
4
. Взяли мы её за ручку,
пьём горячий чай из (кружки).
1 Рыженькая как лисица Но, сидит она в темнице, Хвост над грядкой держит ловко Называется (морковка) 2.Растут на грядке Зелёные ребятки. Удалые молодцы, И зовут их (Огурцы)
3.Расту в земле на грядке я –
Красная, длинная, сладкая… (Морковка)
4.Расселась барыня на грядке,
.Одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка (Капуста)
5. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а… (Лук)
7. Вкусный, красный, но не сладкий
Зреет на садовой грядке,
В сказках, помнишь, с давних пор
Все зовут его: «Синьор»! (помидор)
8.Он круглый да красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (Помидора)
Воспитатель : -Молодцы мои ребятки, отгадали все загадки!
Дети рассматривают муляжи овощей.
Бабушка старенькая, ей одной не справится. Поможем ей овощи собрать ?
Дети : Да.
Физминутка
Мы пойдем в огород (шагаем на месте)
Что там только не растет ( разводим руки в сторону )
Огурцы сорвем мы с грядки (срываем воображаемые огурцы)
Помидоры с кожей гладкой (показываем руками силуэт шара)
Длинная морковка (опускаем вниз руки и соединяем ладони внизу)
От нас укрылась ловко (приседаем и прикрываем голову рукой)
Дергай, дергай из земли (встаем, делаем движения - дергаем из земли)
Все собрали - посмотри! (Прикладываем руку ко лбу)
4. Игра «Назови предметы природного и рукотворного мира» Воспитатель берет мешочек и предлагает детям по очереди, не глядя взять предмет и назвать к какому миру он относиться к природному или рукотворному.
Воспитатель : А сейчас, наступает приятный момент : мы будем пробовать на вкус овощи , которые Топтыжка купил для вас на овощной ярмарке . Попробуйте по кусочку разных овощей и скажите , какого они вкуса?
Ответы детей :
Огурец - хрустящий, свеженький, а еще он вкусно пахнет и зеленого цвета.
Лук, - острый, горький, а еще он полезные и тоже зеленого цвета.
Чеснок – горький, белого цвета.
Помидор - вкусный, сладкий, кислый, красный.
Капуста – хрустящая, сочная, зеленая.
Перец болгарский (2 шт.) – сладкий, вкусненький, хрустящий, желтый и красный.
Воспитатель : Вам понравились ребята овощи ?
Дети : да.
Пальчиковая гимнастика «Помощники» .
1, 2, 3, 4 – мы посуду перемыли :
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли ,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали-
Так мы маме помогали.
Бабушка : Спасибо, ребятки! Помогли бабушке - старушке, без вас я бы не справилась.
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Бабушка : А в благодарность я вас научу, как надо правильно засаливать капусту. «Капуста»
Мы капусту рубим, рубим (движения прямыми ладонями)
Мы морковку трем, трем (потереть ладони друг о друга)
Мы капусту солим, солим (сложить пальцы в щепотку)
Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки)
В кадку все утрамбовали, (потирают кулак о кулак).
Сверху грузиком прижали . (ставят кулак на кулак).
Воспитатель : Спасибо, бабушка! Теперь наши детки, будут мамам помогать засаливать капусту. До свидания, бабушка!
3. Заключительный этап. Рефлексия :
Ритуал «выхода» из занятия
В огород мы пойдем (шагаем на месте)
Урожай соберем (идут по кругу, взявшись за руки)
Мы моркови натаскаем («таскают» )
И картошки накопаем («копают» )
Срежем мы кочан капусты («срезают» )
Круглый, сочный, очень вкусный (показывают)
Щавеля нарвем немножко («рвут» )
И вернемся по дорожке (идут по кругу, взявшись за руки)
После высказываний детей, взрослый обращает внимание на знаки-символы (дерево-человечек) и предлагает детям вспомнить, что они обозначают: «дерево» - природный мир, «человечек» - рукотворный. Взрослый предлагает положить предметы рукотворного мира в красный обруч, где лежит знак-символ «человечек» , а предметы природного мира - в синий, где лежит знак-символ «дерево»