Формирование гражданственности и патриотизма начинается с детства. Патриотическое воспитание: гражданином быть обязан

dp
info

Патриотизм начинается с детства. И это не громкие слова, просто потому, что такие понятия, как любовь и уважение к старшим (т.е. предыдущим поколениям), к их культуре, традициям, ценностям, завоеваниям, закладываются именно в детстве и никогда более.

Ведь Родина-это не территория от сих-до сих. Родина-это народ, на этой территории проживающий, со всеми своими радостями и бедами, с удачами и неудачами. А духовное родство с этим народом и есть – патриотизм.

Источником вдохновения и ориентиром для нас, живущих в период очередных непростых испытаний, является конечно же два огромных по масштабу события: Победа нашего народа над фашизмом в Великой Отечественной войте и не меньший подвиг – восстановление России из руин после войны, несмотря на все препоны западных демократических “друзей”.

22 декабря 2017 делегация казаков Краснодонского юрта посетила Суходольскую среднюю школу № 5. На открытом уроке краеведения и патриотизма дети показали одно из самых глубоких чувств, закрепленных в человеческой душе веками и тысячелетиями – любовь к Отечеству. Выражается это в желании познать не просто в рамках школьной программы историю, а на более глубоком уровне изучать родной край.

Впечатлили проекты учеников.

Ребята с яркой искоркой в глазах рассказывали о своих наработках и планах. Проект школьников пятого класса вызвал бурю эмоций у гостей открытого урока. Дети предложили свой план научного труда по сбору истории улиц города Суходольска, после чего заместитель Мэра городского Совета предложила им свою помощь по поиску информации.

Проект ребят девятого класса был оценен положительными оценками и одобряющими эмоциями участников открытого урока. Дети предложили очень важное, на сегодняшний день дело, а с тем очень сложное и ответственное. Суть заключается в написании биографии погибших ополченцев города Суходольска, многие из которых были не намного старше эти ребят.

Поступило предложение пригласить родителей погибших солдат в школу и в совместной теплой беседе реализовать проект.

Земли современного Краснодонского района на протяжении многих столетий входили в состав Области Войска Донского. И поэтому наша история неразрывно связана с обычаями и традициями этого народа. Очень приятно, что дети это понимают, и решили посвятить один из многих своих проектов именно этой теме. Глубокие познания истории и творчески поставленные сценки удивили даже бывалых казаков.

Рассказывая историю многострадального народа, дети окунались в эпоху дореволюционного казачества, прочувствовав всю боль и трагедию, а так же гордость за казаков Гундоровского юрта, в состав которого входил наш хутор Сорокин.

Впечатлило знание традиций и обрядов Донского казачества. А вместе с этим желание детей понять и прочувствовать все то, чем жили их далекие прабабушки прадедушки.

Так же гостей порадовал музыкальный подарок донских плясок от школьников

Затем казаки Краснодонского юрта рассказали ребятам об истории оружия Донского казачества. Таких как: пика, карабин, нагайка, шашка и многие другие, показав в действии некоторые из них.

С огромным удовольствием школьники поучаствовали в сборке и разборке учебного автомата.

Помощник Атамана по поисковой работе, член союза поисковиков Донбасса Кагарлицкий В. Н. рассказал детям о важности археологической работы, о колоссальных цифрах погибших во время геноцида казачьего народа.

Владимир Николаевич предоставил школьникам, которые занимаются историей родного края карту освобождения Луганщины, а так же информацию по истории города Суходольска.

Закончилась встреча посещением уголка казачьего быта, где дети наглядно продемонстрировали экспонаты музея.

Сегодня западные страны, проводя политику США хотят лишить наших детей образования и способности думать и решать свою судьбу. Интернет, пестрящий яркими картинками порнографии и фильмами, переполненными насилием и убийствами остаются отпечатками на психике еще не окрепшего детского мышления. Они считают, что лишив нас качественного образования, переводя на поверхностные облегченные знания, в виде тестов смогут с легкостью сломить наш дух. Ведь не зря гласит пословица: «Если хочешь победить врага – воспитай его детей»

И именно поэтому казаки Краснодонского юрта, сегодня в такое нелегкое военное время посещают учебные заведения, прививая детям любовь к Родине и ее истории. Ведь детей, воспитанных на патриотизме нельзя сломить, потому что из них вырастают настоящие люди с Большой буквы, готовые в любой момент защитить свою Родину.

Хочется сказать слова благодарности Директору СШ № 5 Лукашовой Лилии Анатольевне, а так же всему педагогическому составу за воспитание в детях любви к родному краю, своему народу, уважения к памяти предков, их традициям и обычаям. Сегодняшний урок показал, что молодое поколение не сломлено заграничной пропагандой, что дети могут и хотят учиться и знать больше, чем их европейские сверстники. Очень радостно и легко на душе от сегодняшней встречи, поистине доброй и нужной. Все гости получили большой заряд энергии тепла и радости. Чем будет больше таких уроков, тем мощнее будет наш дух и крепче наше государство.










Алексей Толстой говорил: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней…».

Тобольские мальчишки и девчонки сердцем и душой ощущают, что такое Родина, через любовь к своему краю, родному городу. Их патриотический дух крепчает день ото дня, возносится к пониманию величия нашей необъятной страны, любимой России. Помогает юным патриотам в этом молодежный военно-спортивный центр «Россияне».

Одним из важнейших приоритетов государственных интересов в отношении молодежи является воспитание будущих граждан, заботящихся о защите интересов Отечества и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций. Поэтому патриотическое пестование молодёжи и реализация программ по добровольной подготовке юношей допризывного возраста к службе в рядах Вооруженных сил РФ – основные направления работы центра.

Рассказывает его директор Алла Геннадьевна Ларионова:

– У большинства людей чувство патриотизма дополняется ещё чувством малой родины, отчего края. Это место со своим особым обликом, скромной и непритязательной красотой человек не устает вспоминать на протяжении всей жизни. С годами он приходит к пониманию патриотизма по отношению к России в целом, постигает до конца значение слова «родина».

Наш молодежный центр помогает юным тоболякам ощутить гордость за свой любимый город. Быть воспитанником «Россиян» не так-то просто. Нужно многое знать и уметь. В двухгодичную программу обучения входит тактико-специальная и строевая подготовка, стрельба, медицинская практика, рукопашный бой, учебно-полевые сборы, история, краеведение, а также основы военного законодательства. Немало времени уделяют здесь парашютному спорту. Может быть, потому, что сама директор частенько надевает снаряжение парашютиста и совершает прыжки – любит Алла Геннадьевна ощущение высоты и полета!

Ларионова всего полтора года возглавляет молодежный центр. Однако чувствуется, что всем сердцем болеет она за свое дело. С гордостью и радостью надевает в праздничные и знаменательные для центра дни свою почти что военную форму.

– В центре работают несколько человек с ограниченными физическими возможностями (слабослышащие и слабовидящие). А совсем недавно психологом в «Россиянах» была инвалид детства (ДЦП) Светлана Ипатова, – продолжает рассказ о работе центра Ларионова. – Света очень переживала, сможет ли влиться в такой спортивно- боевой коллектив. Но вскоре перестала стесняться своего недуга, а воспитанники, видя, как тяжело дается девушке каждый шаг, подтягивались и говорили тем, кто устал на тренировках: «Смотрите, как ей тяжело ходить, но она не стонет и не плачет! Неужели же мы, такие здоровые, будем ныть на занятиях?!»

В «Россиянах» занимаются не только мальчишки. Юным тоболячкам тоже приглянулась красивая военная форма, да и на сборах они ничуть не уступают «сильному полу». Как-то после окончания очередной напряженной смены в палаточном лагере одна из воспитанниц сказала твердо: «Выйду замуж только за того парня, который отслужил в армии. Пусть мне свой военный билет сначала покажет, а потом уж поговорим о свадьбе!». Вот такие в Тобольске строгие невесты.

Ну а если серьезно, то уже четыре года в Тобольске проходят профильные смены областного оборонно-спортивного палаточного лагеря «Ратники». В его рамках реализуется уникальный, пока единственный в России, проект «Синий берет». Это квалификационные испытания на право ношения важного армейского атрибута, символа отличников добровольной подготовки к военной службе. Воспитанники, которые удостоились синего берета по своим морально-психологическим, духовно-нравственным, физическим качествам, являются примером для сверстников, опорой для подрастающего поколения. Из 33 человек, допущенных к основным испытаниям, право ношения берета получили лишь 18 ребят. Остальным воспитанникам предстоит еще много работать над собой.

Когда мне предложили встать в ряды «Бессмертного полка», я согласился безо всяких колебаний и сразу же включился в работу. В поддержку «Бессмертного полка» мной была организована акция с концертной программой «Спасибо за верность, потомки!», с которой я выступил почти в пятидесяти городах России.

Великий символ памяти народной

«В такие моменты не важно то, что нас различает и порой разъединяет»

9 Мая я шел по Красной площади с портретами моих родителей. Я уже не раз рассказывал: мои родители работали на вредном химическом предприятии. На третий день, как пришла война, начали разливать противотанковую жидкость. В результате оба стали инвалидами.

Таков вклад моей семьи в нашу Великую Победу… Пока могу, буду и впредь каждый год выходить 9 Мая с портретами папы и мамы. Вместе с миллионами россиян.

Я считаю, просто здорово, что есть люди, неравнодушные к нашим великим, священным датам. Это явный признак духовного оздоровления нации. Значит, память того великого поколения, потрясающего поколения, которое за ценой не постояло, как пелось в одной песне, жива.

Вообще «Бессмертный полк» – это не просто мощная патриотическая акция. По сути, это основа для формирования социального капитала, без которого невозможно добиться эффективности ни в экономическом, ни в политическом, ни в культурном развитии общества.

Выходя 9 Мая с портретами наших предков, плечом к плечу воевавших против фашизма, мы также шагаем в одном строю и осознаем, что у нас у всех – бизнесменов и рабочих, работников культуры и силовиков, горожан и жителей села, русских и уроженцев национальных республик – есть нечто общее, очень важное для нас общее.

В такие моменты не важно то, что нас различает и порой разъединяет. Важно именно то, что делает нас гражданами одной страны – общий, один на всех подвиг наших отцов и дедов, общая Россия, за которую они умирали и в которой нам жить.

По сути, «Бессмертный полк» закладывает естественную, самостоятельно созревшую в обществе, а не инициированную или навязанную сверху основу для формирования подлинной гражданской солидарности.

Юное поколение должно знать правду о той войне

Выражаясь современным языком, наше военное поколение осуществило два глобальных, невероятных по масштабу и сложности макропроекта: победа над врагом всего мира номер один – фашизмом – и восстановление нашей огромной страны после войны.

Это ли не источник вдохновения и ориентир для нас, живущих в период очередных непростых для России испытаний? Ведь делали это не далекие от нас, неосязаемые исторические персонажи, а наши дедушки и бабушки, папы и мамы. Такие же, как мы. В этом смысле роль «Бессмертного полка» трудно переоценить.

Тем более что «Полк» – это во многом и образовательное движение, использующее новые формы для сохранения памяти о подвиге наших предков. Мы хотим эту память передать потомкам, нашей молодежи. Для этого у нас есть и силы, и возможности.

Для этого планируется проведение встреч со школьниками и студентами, организация квестов и исторических викторин. Ребята должны знать историю не только Великой Отечественной войны, но и историю своей семьи, родного края, своей малой Родины.

Чтобы сохранить все истории, рассказанные участниками той войны, будут созданы мультимедийные архивы, каждый желающий сможет разместить там фотографии и рассказы о своих близких. Я уверен, что движение «Бессмертный полк России» станет тем мостом, который протянется из прошлого к нам в настоящее и дальше – в будущее. Это та форма работы, которая не даст сегодняшней молодежи и будущим поколениям россиян забыть героическую историю своих предков.

Уже сегодня «Бессмертный полк» объединил людей разных возрастов, профессий и вероисповеданий от Калининграда до Камчатки. И нужно сделать все, чтобы этот порыв не угас. Слишком свежи еще в памяти воспоминания из 90-х, когда бездумно уничтожались домашние архивы героев войны, выбрасывались или продавались на барахолках награды ушедших из жизни ветеранов. Нельзя допустить, чтобы это повторилось снова…

Войны уходят в прошлое, укладываясь на полках архивов бесчисленными папками документов, снимков, воспоминаний. Спокойней становятся рассказы ветеранов, взвешеннее фразы литераторов. Время успокаивает и лечит.

Лишь боль человеческая не исчезает в семьях, потерявших близких в войне, семьях, где хоть один из родных был участником этих жестоких и страшных событий. Время неумолимо. Оно может вычеркнуть человека из жизни. Но оно не должно убивать память. Человек и его деяния живы во времени, пока о них помнят люди.

Воспитывайте уважение к подвигу наших дедов!

Когда слышу военные песни, военные стихи или прозу, когда встречаюсь с людьми, которые за ценой не постояли, чтобы отстоять свободу своей земли, я испытываю гордость от того, что это сделало мое государство, мои русские люди, и точно отвечаю Пушкину: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оное есть постыдное малодушие». Великие слова!

Уважают старость, уважают раны. Но каждый ли будет показывать их? А если кровоточит сердце? Болит душа? А если уже давно нет близких и родных? Кто это увидит?! Как это показать?! Это должны видеть мы с вами!

Конечно, понятно, что воспитание патриотизма, сохранение памяти о подвигах предков должно формироваться в семье. И движение «Бессмертный полк России» станет примером и опорой для многих людей. На примере своей семьи хочу сказать, что я своих сыновей каждый год 9 Мая водил в парк Горького на встречи с ветеранами войны.

Старшему сыну уже 40, но он до сих пор помнит эти волнующие моменты общения. Мы, взрослые, должны помнить, что все начинается с детства.

Если мы с вами заложим правильное отношение к памяти в раннем детстве, то и спустя 40-50 лет сегодняшние дети будут помнить и рассказывать правдивую, неискаженную историю своей семьи, родного края, страны поколениям своих детей.

В рядах «Бессмертного полка России» мы возглашаем вечную память мужеству. Вечную память воинам, во брани убиенным. Память именно вечная, потому что бессмертна душа человека, и она, эта душа, объединяет всех людей, независимо от их места и времени.

А ты любишь свою Родину? - вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?»

А ты любишь свою Родину? - вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?».

Часто мы не задумываемся над тем, какие чувства испытываем к стране, в которой живём. Говорят там что-то в новостях о важности воспитания патриотизма у детей, о том, что приняли на федеральном уровне программы патриотического воспитания молодого поколения. Говорят да говорят, «а Васька слушает да ест».

Иногда, правда, чувствуешь себя патриотом, когда болеешь за российскую спортивную команду, поёшь гимн. Георгиевскую ленточку на машину в честь 9 мая повесишь. Вспомнишь, вздохнёшь: «Вот, дескать, раньше патриоты были, жизнь свою за Родину отдавали, а теперь… не тот народ пошёл, выродились патриоты».

Зачастую постоишь в Сбербанке в огромной очереди, попадёшь в открытый люк на дороге, упадёт на голову сосулька с крыши, и вместо слов любви к своей родине совсем другое говорим. Ругаем Россию-матушку. Что, это тоже форма патриотизма?

Патриоты ли те, кто оправдывает жестокую расправу над дворником-таджиком своей заботой о родине: нужно родную землю очищать от грязи?

Можно ли в одних ситуациях быть патриотом, а в других нет?

Как видим, с проявлением патриотизма у взрослых россиян сегодня сложилась неоднозначная ситуация. Большинство взрослых не понимают сути патриотизма, что уж говорить о детях, какое воспитание патриотизма в этих условиях происходит у них.

Они вторят, по большому счёту, своим родителям, педагогам. Когда надо, патриоты: сказали ветеранам цветы подарить - подарили, на парад сходить - сходили, а вот что внутри у детей творится, мало кто интересуется. Важна красивая картинка.

Может ли идти речь о патриотическом воспитании, если в семейных разговорах, в обычной жизни дети то и дело сталкиваются с разговорами взрослых, осуждающих сегодняшнюю Россию, с её коррупционной властью, сырьевой экономикой, бездуховным обществом?

При помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана попытаемся разобраться в сущности патриотизма и патриотического воспитания.

Что такое патриотизм

Для понимания явления первый шаг - это анализ его понятия. В Википедии находим определение: «Патриоти́зм (от греч. соотечественник, отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы».

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана секрет патриотического воспитания следующий: основой отеческих чувств, принципов, теплого отношения к Родине является любовь. Любовь к своей стране - это обратная сторона ненависти. Там, где есть ненависть, нет любви.

Совершенно верно заметил протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой» .

С чего начинается патриотизм?

Патриотическое воспитание - это воспитание любви к Родине. Любовь к Отечеству, к месту, где ты родился и вырос. Воспитание патриотизма начинается с детства. Ребёнок приходит в этот мир с заданными ему от природы свойствами - векторами, которые изначально находятся на базовом уровне развития своих свойств. Такой маленький зверёныш с архетипичным поведением. На животном уровне патриотизм - это охрана и защита своей территории, обеспечивающей твоё выживание.

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

А. С. Пушкин

Или не наполняется.

Классика патриотического воспитания

Традиционно считается, что патриотическое воспитание - это составная часть школьного и семейного воспитания. Кроме того, патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста занимаются в детском саду. В школьном возрасте воспитывать патриотизм призваны исторические общественные дисциплины, воспитательная система школы с помощью дополнительного образования, различных внеклассных мероприятий.

Так, приглашают ветеранов. Вспоминают о знаменательных исторических датах. Проводят концерты, выставки, экскурсии по местам боевой славы. Растят патриотов.

Считается, что большую роль в патриотическом воспитании нового поколения играют детские общественные объединения, патриотические клубы.

Разброд и шатания

Если рассматривать современные педагогические подходы к патриотическому воспитанию, то их основополагающими принципами являются преемственность поколений, знание истории, толерантность.

Понимая, что на практике бóльшая часть молодёжи потребительски, крайне цинично относится к Родине, зачастую проявляет свой патриотизм, вступая в ряды скинхедов, чиновники даже подумывали ввести отдельные уроки патриотизма.

Представляете ЕГЭ по патриотизму? Патриотическое воспитание - это… и варианты а, б, в. Пока ограничились введением курса светской этики или основ религии. Попытались старую формулу министра просвещения времен Николая I С. С. Уварова - «Самодержавие. Православие. Народность» - воскресить в современных реалиях. Воспитать патриотизм у детей, уважение к государственным институтам через религию.

Однако попытки улучшить качество патриотического воспитания остаются безрезультатными.

Результаты опроса

Молодёжь оправдывает свои антипатриотические настроения тем, что слова взрослых сильно диссонируют с их делами (много ли детей чиновников служит в нашей армии?). Важнейшие проблемы в нашем обществе вместо решения либо замалчиваются, либо зашлифовываются, либо высмеиваются, но не решаются, поэтому воспитание патриотизма не может возыметь должного действия:

    Тогда какой смысл жить в России? («Золотая молодёжь» голосует ногами.)

    А что Родина мне дала? (За то, что я россиянин, банковский счёт не пополнился, как, скажем, в Арабских эмиратах.)

    Понаехали тут… Гнать всех поганой метлой из России. Жить мне хорошо мешают.

Итак, факт остаётся фактом: несмотря на долгие постсоветские попытки воспитать новое поколение патриотами своей страны, мы видим полное фиаско. Большое количество подростков либо националисты, либо относятся к Родине весьма меркантильно, либо планируют эмигрировать. Патриотическое не в моде.

Новые законы, программы по патриотическому воспитанию - хорошие, грамотные, но, увы, не работают. Неприязнь, ненависть в обществе только увеличивается, как снежный ком.

Причины такого плачевного состояния патриотического воспитания в нашей стране раскрывает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология».

Родись и стань патриотом

Патриотизм - это любовь к Отечеству, к своему народу, к своей истории и культуре. С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, патриотами не рождаются, а становятся, то есть все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать до пубертата включительно и реализовывать в течение жизни. Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для наполнения природных желаний имеют условия воспитания, окружающая среда.

Человек становится человеком только в обществе, самое большое удовольствие, как, впрочем, и огорчение, приносит общение человека с другим человеком. Соответственно, уровень развития общества, коллектива, в который попадает ребёнок, весьма важен для его личностного развития, ощущения им полноты жизни, так как там создаются (или не создаются) условия для раскрытия его потенциала.

Патриотизм - это свойство, присущее людям, которые обладают . Для них жизненными ценностями являются дом, семья, Родина, справедливость, верность, порядочность, честность, дружба, братство.

И если в советское время в обществе были созданы благоприятные условия для успешной реализации анальных людей (они могли спокойно получить хорошее образование, жениться на порядочной, «чистой» женщине, добиться почёта и уважения на работе), то сегодня им выжить крайне непросто.

Они не умеют приспосабливаться, изворачиваться в угоду обстоятельствам, быстро менять свои принципы, находить выгоду из любой ситуации, как те, кто обладает кожным вектором. , - это «золотые головы» (при верхних векторах) и «золотые руки», профессионалы своего дела, которым свойственно работать на одном месте долгое время и отшлифовывать свои навыки, умения.

Сейчас в обществе востребованы кожные ценности: материальные блага, карьера, а также существует спрос на кожные качества - гибкое мышление, способность к быстрой обработке информации, переобучению, легкой адаптации к меняющимся условиям. Кожные мужчины больше ценятся на брачном рынке.

Соответственно, у анальных людей мало возможностей в современном российском обществе для полной реализации, они не чувствуют себя в своей тарелке, ощущают общую неудовлетворённость.

Попадая в мир кожных ценностей, анальный ребёнок не получает желаемого - нет ценности крепкой дружбы, честности в отношениях, не хвалят и не ценят отличную учебу. В итоге светлые стороны анального вектора зачастую не развиваются, особенно если воспитанием анального ребёнка занимаются кожные родители, не понимающие, кто перед ними (подгоняющие, ругающие за медлительность и тугодумность), и неудовлетворённые жизнью анальные педагоги. В таком случае чувство патриотизма не развивается и ребёнок становится националистом. Не любит Родину, а ненавидит всё чужое. Это мало похоже на патриотический настрой.

Гораздо проще сегодня не нашедшим себе места под солнцем анальникам объединяться против Америки, против таджиков, против соседней республики, чем во имя любви к России, поскольку ненависть, неприятие другой культуры развить гораздо проще, чем любовь к своей. В позитивном состоянии анальные люди любят Родину, готовы самозабвенно её защищать, служить на благо Отечества.

Таким образом, патриотическое воспитание детей не может существовать отдельно от уровня развития самого общества, оно не может в одночасье заработать с помощью новых законов. После распада СССР долгое время накапливались личные и коллективные нехватки людей с анальным вектором, истинных патриотов страны, которые были её мощным тылом, обеспечивали объединение всего общества на здоровом патриотизме - любви к Отечеству.

ТТолько при создании комфортных условий для развития и реализации в обществе каждого человека (и кожного, и анального, и прочих) можно избавиться от якоря коллективных , не позволяющих нам воспитывать патриотов (и быть ими самим), а также уверенно смотреть в будущее.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх