Особенности активного отдыха детей в подготовительной группе. Активный отдых с детьми

Ольга Богданова
Активный отдых детей в детском саду

В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, к его знаниям и способностям. На организм человека постоянно усиливается влияние разнообразных отрицательных факторов окружающей среды, которые приводят к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического потенциала.

Забота о здоровье человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это не просто отсутствие болезней и физических дефектов, это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Сегодня модным стало слово «гиподинамия» . Многие понимают его упрощенно - как недостаток в движении.

Исследования свидетельствуют о том , что современные дети в большинстве своем испытывают «Двигательный дефицит» , то есть количество движений ниже возрастной нормы. Не секрет, что большую часть времени проводят в статичном положении (за компьютером, за столом или у телевизора) . Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития быстроты, плоскостопия, силы и гибкости.

На протяжении многих лет физическое воспитание рассматривается как единая система мероприятий, направленная на то, чтобы научить детей управлять своим телом, помочь ему овладеть такими важными движениями как : бег, ходьба, прыжки и т. д.

Аристотель сказал : Движение- это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое воздействие.

Дошкольный возрастважный период в формировании физического здоровья человека. Именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Двигательная активность является важнейшим компонентом организации и поведении дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей , от уровня их двигательной подготовленности, от условий социальной жизни и от индивидуальных особенностей телосложения, от функциональных возможностей растущего организма.

В нашем детском саду проводится систематическая работа по обеспечению полноценного активного отдыха воспитанников , охране и укреплению их здоровья, профилактике заболеваний , формированию здорового образа жизни. Существуют различные организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы. Особое место занимает активный отдых , важным условием чего является эмоциональный фон, интересные действия в спортивных играх и упражнениях рождают положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение. Ребенок дошкольного возраста – это человек с постоянной потребностью в движении и эту особенность детского организма нужно поддерживать и развивать. Поэтому главной задачей для меня является Активный отдых :

Спортивные досуги;

повышают интерес к занятиям, закрепляют двигательные качества, такие как : ловкость и быстрота, оказывает благотворное воздействие на организм детей . Спортивные досуги различные по организации и по содержанию. Спортивный досуг насыщен действиями, проходит без пауз, лишней траты времени, проводится один раз в месяц в каждой группе не более 20-50 минут в зависимости от возраста детей .

Физкультурные праздники;

способствуют приобщению к физической культуре и спорту, воспитывают чувство дружелюбия, коллективизм, дисциплинированность. Проводятся, начиная со средней группы. Во время физкультурного праздника дети принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности – упражнениях, подвижных и спортивных играх эстафетах, танцах и аттракционах. Действуют с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования. Проявляют самостоятельность и инициативу, способствуют активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Физкультурные праздники снимают у детей перенапряжение и вместе с тем обеспечивают нужную физическую нагрузку и эмоциональный подъем. К празднику дети готовятся заранее : разучивают песни и стихи, готовят девиз и название команды. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения. У них воспитывается стремление не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. Малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость и гибкость.

Обычно физкультурные праздники проходят весело, дружно, на повышенном, эмоциональном настрое.

Каникулы;

веселое время. В нашем детском саду проводятся два раза в год (в январе и в мае) продолжительностью одну неделю. Во время каникул учебные занятия, связанные с умственной деятельностью, отменяются. Создаются условия для ежедневной, самостоятельной двигательной деятельности детей и физкультурные мероприятия, где детей ожидают сюрпризы сказочных героев, чтобы дети почувствовали, что каникулы - это праздник, радость и веселье. В физкультурных праздниках принимают участие родители, братья и сестры наших воспитанников. Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Такая форма активного отдыха содействует улучшению физкультурно - массовой работы среди детей и взрослых .

Дни здоровья;

способствует формированию и развитию у детей необходимых представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни, формирующий атмосферу дружбы, доверия, взаимовыручки, желания помочь друг другу. Это не просто часть воспитательной работы, это еще и праздник. В нашем детском саду стало традицией проводить День здоровья последнего числа каждого месяца. В этот день отменяются все учебные занятия во всех возрастных группах, режим дня насыщается активной деятельностью детей . Через развлечения, игровые упражнения и соревнования я помогаю детям познавать себя, равномерно распределять свои силы и возможности при любой нагрузки. В День здоровья я стараюсь, чтобы каждый ребенок из спортивного зала ушел в веселом настроении и с полученными знаниями.

Спортивные игры;

направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей , удовлетворении их потребности в движении. Спортивные игры способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Основной целью является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Спортивные игры представляют собой наибольшее воспитательное значение, требуют самого обширного участия всех духовных и телесных сил. Здесь соединяется задуманный план, быстрота решения. Осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели.

Пешие и лыжные походы.

– это эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. Эта форма активного отдыха является той ступенькой, на которой дети приобретают первоначальные знания об окружающем мире. Походы планируются заранее и предусматриваются за пределы детского сада . Дети очень любят походы и могут пройти достаточно большое расстояние. Основными задачами является – развитие навыков самоорганизации, дисциплинированности, воспитание чувства товарищества и взаимовыручки, Они создают благоприятные условия для оздоровления детей , познания нового, воспитания любви к природе, дают заряд бодрости, оптимизма и хорошего настроения, формируют чувство взаимопомощи, коллективизма, ответственности, способствуют воспитанию патриотических чувств детей . От походов как от пеших, так и от лыжных все дети получают положительные эмоции и яркие впечатления. Именно в походах дети узнают много новой и полезной информации по безопасному поведению в лесу, любуются красотами родной природы, расширяют кругозор.

При организации активного отдыха я учитываю климатические условия, особенности сезона, природные факторы. Положительные результаты достигаются при условии тесного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активного включиться в их подготовку.

Активность в движении – необходимое условие нормативного роста и развития организма детей .

В этом учебном году, в год прохождения 22 Зимней Олимпиады, мы все как никогда подружитесь с физической культурой и спортом!

Крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» подчеркнул, что физическая культура дошкольника состоит не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укрепления здоровья. Он считал, что физическая культура в дошкольном возрасте есть «культура чувств, внимания, воли, красоты, культуры всего характера» .

И конечно, все эти качества, лучше всего развиваются через активный отдых дошкольников,как одну из форм организации двигательной деятельности дошкольников. Какие ассоциации возникают у вас, относительно активного отдыха дошколят?

Это что - то солнечное! Потому - что лето. Сколько радости, света и удовольствия несет в себе активный отдых! В нем всё: и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание друг другу. А еще - задор, соревновательный дух, успех и поражение, интересные игры и увлекательные аттракционы!

Активный отдых - это культурно - досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка.

Специфика активного отдыха заключается в создании обстановки, побуждающей к творческому использованию имеющихся двигательных умений и навыков в процессе игрового общения со сверстниками и взрослыми.

  • возрастными особенностями,
  • состоянием здоровья, физической подготовленностью детей;
  • содержанием программы по физической культуре и объёмом пройденного учебного материала;
  • временем года, погодными и климатическими условиями;

Формы организации активного отдыха

Физкультурные праздники;

Физкультурный досуг;

Дни здоровья;

Недели здоровья;

Дошкольный туризм (прогулки - походы, экскурсии, путешествия, занятия в кружках);

Малые формы активного отдыха (физкультминутки, физкультурные паузы)

Основу всех мероприятий составляет двигательная деятельность детей. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворить естественную биологическую потребность в движении.

Условия:

  • активизизация каждого участника;
  • широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений;

Тематика определяет содержание мероприятия, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Подбирают упражнения, освоенные детьми в процессе образовательной деятельности. Их можно обновить путём введения неожиданных условий, необычных пособий и способов организации. Широко используются приёмы контроля и регулирования нагрузки.

  • обеспечить высокую двигательную активность детей.

Задачи:

Результаты экспериментальных исследований Г. Ленерта и И. Лахмана свидетельствуют: различные виды активного отдыха обеспечивают восстановление ряда физиологических функций, а также предупреждение невротических состояний, связанных с перенапряжением.

Необходимо отметить, что активный отдых, органично сочетающий разные виды деятельности (двигательная, игровая, познавательная, трудовая, общение ), способствует как оздоровлению, так и обогащению общекультурного развития ребёнка.

Активный отдых, построенный на преимущественном использовании игровых упражнений и подвижных игр, является эффективным средством формирования интереса к физической активности.

  1. Развивать основные физические качеств: выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.
  2. Воспитывать чувство коллективизма, дружбы.

Активный отдых, предусматривающий коллективные двигательные действия, открывает большие возможности для формирования социального поведения детей, поскольку обеспечивает высокую степень их взаимодействия.

Физкультурные досуги и праздники

- наиболее эффективные формы активного отдыха дошкольников.

Основные отличия физкультурного досуга и праздника:

Физ. досуг проводится 1-2 раза в месяц, праздник - 1-2 раза в год;

Физ. досуг предназначается 1-2 группам детского сада, праздник - детям всего дош. учреждения (для других садов -2 и более);

Длительность досуга -длительность НОД, праздника - 1 час (не более - 90 мин);

Досуг проводится в обычной обстановке, в помещении или на участке, с обычными атрибутами, праздник - на воздухе: на участке, на стадионе, на лесной поляне, в парке;

В последнее время получили распространение спартакиады детей дошкольного возраста, малые олимпийские игры. Анализ наблюдений показал, что увлекаться проведение таких массовых мероприятий не всегда целесообразно с дошкольниками, т.к. отрицательно сказывается на здоровье детей, наступает переутомление еще не окрепшей нервной системы ребенка.

Структура праздника следующая:

  • открытие начинается с выхода участников на площадку,
  • затем построение, поднятие флага,
  • далее - парад участников.
  • После торжественной части - показательные выступления, состоящие из общеразвивающих упражнений с различными перестроениями и предметами.
  • Большое оживление вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, разные виды спортивных упражнений и спортивных игр.
  • Поддержанию интереса, созданию праздничного настроения способствует включение в содержание «сюрпризного момента».
  • В заключении подводятся итоги. Проводится награждение детей, общий хоровод или танец, парад участников.

Дни здоровья, неделя здоровья

Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух.

День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.

На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада.

Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В неё включаются простейшие туристские походы, подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и так далее. Целесообразно к этому приурочить внесение новых физкультурных пособий, двигательных игрушек. Красочное, необычное оформление территории детского сада, групповых участков способствует подъему настроения, повышению активности детей в играх.

Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.

В дни каникул создаются оптимальные условия для ежедневной, самостоятельной двигательной и художественной деятельности детей, проводятся пешие походы, другие физкультурные мероприятия.

Цель проведения Дня здоровья, Недели здоровья — профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка.

День здоровья проводиться со второй младшей группы.

Проводиться не реже одного раза в квартал.

В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, трудовой деятельностью, весело общаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.

Неделя здоровья (каникулы)

Следующей формой активного отдыха является - каникулы или неделя здоровья как сейчас принято называть.

Неделя здоровья в соответствии с ФГОС может проводится в рамках тематической недели.

Проводятся 2-3 раза в год: в начале января, летом (третий раз может быть в конце марта).

Организация каникул требует тщательной подготовки педагога, продуманности и творческой атмосферы.

Дошкольный туризм

Эту форму активного отдыха мы как - то еще совсем неуверенно внедряем в педагогическую деятельность в силу разных причин: в основном по причине безопасности, сложности в организации.

Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышают мотивацию на здоровый образ жизни.

Виды дошкольного туризма:

  • туристская прогулка
  • туристская экскурсия
  • туристский поход.

Под туристической прогулкой понимается непродолжительный по времени групповой выход с активным способом передвижения по территории детского сада или Микрорайона в целях отдыха и познания.

Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно - познавательных целях.

Туристический поход - это прохождение группы по определенному маршруту активным способом познания, физического развития, выполнения общественно - полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно -туристских нормативов, содержательного отдыха.

Прежде чем отправится с детьми в туристический поход, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Через серию мероприятий образовательной деятельности дети должны узнать, кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. На практических занятиях дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, пользоваться компасом и маршрутной картой.

Наиболее приемлемыми являются учебно - тренировочные походы.

  • физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;
  • специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;
  • подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;

Походы осуществляются регулярно, начиная со 2 младшей группы, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача. К проведению походов воспитатель тщательно готовится, планирует их в календарном плане. Нередко приглашают школьников, старших братьев и сестер, выдающихся спортсменов и других интересных людей.

Примерная структура прогулки - похода:

  • сбор и движение до первого привала (15-35 мин);
  • остановка, привал, природоведческая деятельность(10-20 мин);
  • комплекс игр и упражнений (25-30 мин);
  • самостоятельная деятельность детей (15-20 мин);
  • сбор воспитанников и возвращение в детский сад (15-20 мин).

При проведении прогулок - походов с детьми воспитатели соблюдают определенные правила безопасности:

  • предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается заведующий ДОУ;
  • четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование (индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые стаканчики по количеству детей, атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников;
  • обязательно наличие аптечки, каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать ее содержимое и уметь им пользоваться;
  • одежда и обувь участников прогулки - похода должна соответствовать сезону и погодным условиям.

Прогулки - походы организуются в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурную образовательную деятельность на воздухе.

Малые формы активного отдыха дошкольников .

К ним можно отнести физкультурные минутки (ФМ), физкультурные паузы (ФП) и физкультурные мини - паузы (ФМП).

Физкультминутки - это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей. Часто педагоги проводят комплексы физкультминуток. Такие комплексы состоят из 3-5 упражнений и продолжаются не более 1,5-3 минут.

Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток прежде всего длительностью и проводятся в течение 6-10 минут (6-8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток решаются более частные задачи (снятие утомления с мышц спины, шеи, рук и т.д.). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы), кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления. Физкультурные паузы можно проводить в виде комплекса общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмической гимнастики

или ритмического танца.

Физкультурные мини - паузы - самая короткая форма активного отдыха и выполняется в течение 20-30 секунд (до 1 минуты). Чаще всего физкультурные мини - паузы проходят без особого перемещения. Это могут быть движения головой, встряхивающие движения руками и ногами, наклоны, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз.

Все упражнения малых форм активного отдыха можно разделить по направленности и воздействию на организм:

  • группа упражнений общего воздействия, способствующая активизации различных систем (нервной, мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной) организма ребенка;
  • комплексы упражнений, применяемых при утомлении плечевого пояса, шеи, рук;
  • группа упражнений, направленная на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук;
  • группа упражнений, применяемая при утомлении глаз;
  • группа упражнений, способствующая повышению возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера (используется при монотонной работе);
  • группа упражнений, направленная на активизацию внимания, способствующая переключению с одной деятельности на другую;
  • комплексы упражнений, содействующие формированию и укреплению осанки;
  • упражнения, направленные на расслабление мышц, и дыхательные (применяются при напряженной умственной и физической работе)

Практика работы показывает, что положительный результат обеспечивает тесный контакт с медицинским персоналом и семьёй.

Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту. Поэтому важно осуществлять работу при тесном сотрудничестве с родителями.

Результативность данной работы налицо:

Во время активного отдыха дети получают возможность проявлять самостоятельность и инициативу; создаются условия для эмоционально - психологического благополучия.

0+

Научиться держаться в седле или усовершенствовать свои навыки верховой езды вам помогут инструкторы школы «Гармония». Здесь рады ученикам любого возраста и с удовольствием делятся своей любовью к животным и многолетним опытом.

ул. 1-я Останкинская, д. 7А, стр. 38

Экшн-игра «Прятки в темноте» для детей 6+

Едва ли можно встретить ребёнка, которому бы не нравилась игра в прятки. А уж когда для неё оборудована целая локация в виде гигантского лабиринта, в котором можно и нужно действовать тактически, применять найденные предметы и всячески запутывать противника с целью оставаться незамеченным, то такое приключение способно вызвать настоящую бурю эмоций.

ул. Люсиновская, д. 53, корп. 2

Семейные парки активного отдыха Joki Joya 0+
Веселья никогда не бывает много!

Аттракционы, интересные и детям, и взрослым, игровые площадки, спортивные зоны, уютный ресторан и пространство для семейных праздников - где найти такое идеальное сочетание? В парках активного отдыха для всей семьи Joki Joya! Здесь можно весело и занимательно провести время всей семьёй или отметить детский праздник. Родителям вход свободный!

Новорижское шоссе, 5 км от МКАД, ул. 7-я Кожуховская, д. 9, ул. Кировоградская, д. 13, лит. А., Московская обл., ГО Мытищи, ул. Мира, д. 51, Поречная ул., д. 10, 56 км. МКАД, г. Балашиха, микрор-н Железнодорожный ул. Советская, д. 9., просп. Новоясеневский, д. 1.

Детская площадка «Пирамиды» в районе «Бунинские луга» 0+

Детская площадка «Пирамиды» в проекте «Бунинские луга» - креативное игровое пространство для детей разного возраста - от малышей до школьников. Это детский городок с домиками, каруселями, качелями и даже настоящим ручьём с развилками, шлюзами, водяным колесом и островами. Прогулка обещает быть интересной и познавательной!

НАО, поселение Сосенское, ул. Александры Монаховой.

0+

Не имеет значения, какой у вас уровень подготовки и сколько вам лет. В батутном центре «Невесомость» вы cможете отправиться в зону свободных прыжков, весело отметить любое мероприятие, посетить групповые занятия, нырнуть в поролоновую яму, поиграть в баскетбол на батуте или попробовать себя в экстремальных видах спорта.

Бумажный проезд, д. 19, стр. 1

6+

Дети обожают прыгать и без батута, а с ним - тем более. В зале батутного комплекса на ул. Складочной установлено 37 безопасных развлекательных батутов разных моделей, на которых можно весело попрыгать всей семьёй и освоить лихие акробатические трюки. Предварительной записи не требуется - просто приезжайте и развлекайтесь! В батутном центре можно провести детский день рождения или праздник в увлекательном физкультурном формате. А если вы войдёте во вкус и захотите тренироваться регулярно, в клубе есть детские спортивные секции и семейные групповые занятия.

ул. Складочная, д. 1, стр. 1, вход 12, ул. Ленинская Слобода, д. 26, стр. 35

Центр фитнеса и отдыха «Кимберли» 0+

В этом центре могут заниматься даже самые маленькие – занятия проходят для детей от двух месяцев. Аквазона, скалодром, фитнес, уроки танцев, фехтования и борьбы – всё это предлагает свои маленьким гостям «Кимберли Лэнд».

ул. Азовская, д. 24

ТРЦ «Вэйпарк» 0+

В «Вэйпарке» есть боулинг, бильярд, батуты, лабиринты и много других весёлых развлечений. Здесь работают филиалы популярных парков аттракционов «Космик» и Jungle Kids, сегвейдром, ледовый каток и искусственный горнолыжный склон. В батутном клубе «Джампвэй» можно не только от души попрыгать, но и принять участие в увлекательном спортивном квесте. А ещё каждую субботу с 12:00 в ТРЦ проводятся бесплатные анимационные программы для малышей - встречи с героями популярных мультфильмов, аквагрим, игры и конкурсы с призами.

71-й километр МКАД (внеш.), дер. Путилково, д. 16а

Лучшие аквапарки Москвы 0+

Первые аквапарки появились около 60 лет назад и изначально располагались там, где были подходящий климат и водоемы. Однако в конце прошлого века они постепенно перебрались в закрытые помещения и стали работать круглогодично благодаря новым технологиям водоснабжения и обогрева. Сегодня тропический курорт можно устроить даже на севере. Само собой, в столице немало аквапарков мирового уровня. Этот обзор посвящен наиболее крупным из них.

Со второй младшей группы проводится День здоровья . «День здоровья» – неотъемлемая часть оздоровительной программы в дошкольном учреждении.

Цель проведения Дня здоровья - профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка.

В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, весело общаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.

Одной из основных задач данного мероприятия является привлечение родителей к участию в совместных с детьми праздниках. Только благодаря личному участию они могут понаблюдать за своим ребенком в коллективе, оценить уровень его физической подготовки. Веселая и задорная атмосфера таких дней передается не только воспитанникам, но и взрослым, что способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.

День здоровья в детском саду – это не просто часть воспитательной работы, день здоровья в детском саду – это еще и праздник для малышей.

Успешность организации "Дня здоровья" во многом зависит от того, насколько подробно составлены план его проведения и программа.

Программа проведения «Дня здоровья» под девизом «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим».

В течение дня с детьми проводятся беседы, интересные фикультминутки, занятия в игровой форме,: «Уши, носик и глаза помогают нам всегда»(младшая гр.), «Советы Неболейки»(средняя гр.), «Что такое здоровье» (старшая гр.), «Здоровье- волшебная страна»(подготовительная гр). Работа в литературном уголке: чтение художественной литературы; заучивание пословиц, поговорок о здоровье; рассматривание иллюстраций, фотографий, картин о здоровье.

Проведение на свежем воздухе спортивно – развлекательного досуга «Мы здоровью скажем «Да»!», который начинается с речёвки:

«Чтоб расти и закаляться,

Не по дням, а по часам

Физкультурой же, конечно,

Заниматься нужно нам.

Мы уже сильней сегодня,

Мы сильнее чем вчера,

На весёлый день здоровья,

Приглашаем вас друзья!»

В течение дня дети побывают в гостях у Матрёшки (катание на каруселях, игры на русских народных инструментах); у Незнайки (разгадывание загадок о видах спорта, состязание в ловкости и смекалке); у Петрушки (участие в весёлых эстафетах); у Доктора Айболита (учатся оказанию первой медицинской помощи).

В сценарий включены не только упражнения соревновательного характера, но и концертные, ритмические номера, песни о спорте, народные хороводные песни, стихи, загадки. В конце досуга Матрёшка, Незнайка, Петрушка, Доктор Айболит дарят каждой группе дидактическое лото о спорте.

В подготовке и приобретении подарков, а также в оформлении выставки фотографий и детских рисунков на тему: «Мы здоровью скажем «ДА» активное участие принимают родители. Для родителей оформлен «Уголок здоровья», выпуск странички валеологической газеты, консультации и бюллетени: «Здоровье детей – главная забота родителей»; «Эмоциональное здоровье дошкольников»; «Как правильно организовать физические упражнения дома».

Такие мероприятия, безусловно, дают заметные результаты:

Установление контактов воспитанников с детьми из других групп и со взрослыми;

Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;

Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством развития физических качеств и навыков;

Активизация интереса родителей к физкультуре;

Улучшение состояния здоровья воспитанников ДОУ

Каникулы, так же как и День здоровья, направлены на охрану нервной системы, оздоровление организма ребенка и т.д.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ КАНИКУЛ В ДЕТСКОМ САДУ.

Каникулы в детском саду проводятся, начиная со средней группы, в течение последней недели декабря и первой недели января; последней недели марта и летние каникулы. По времени они совпадают с традиционными зимними и весенними каникулами в школе. В это время снижается посещаемость.

Организация каникулярного отдыха в детском саду имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.

Подготовка к каникулам .

Организация каникул требует тщательной подготовки педагога, продуманности и творческой атмосферы.

Для того чтобы отдых в каникулы был эффективен для ребёнка, необходимо заблаговременно подготовиться к их проведению. Подготовительную работу следует начинать заблаговременно. Воспитатель заранее составляет примерный план педагогических мероприятий на каждый день каникулярной недели . При этом важно сочетать разные виды деятельности . Например, если в первую половину дня проводился физкультурный досуг , содержание которого характеризуется большим эмоциональным напряжением, то во 2-ю половину дня, а также до и после его проведения детям следует предложить игры и занятия, содержащие меньшую физическую и эмоциональную нагрузку (изготовление поделок, рассматривание иллюстраций и др.)

С таких же позиций надо подходить и при недельном планировании каникулярного отдыха . Разумеется, разработка плана, а также его реализация не должны носить строго регламентированный характер. При необходимости в план могут вноситься различные изменения и дополнения, которые зависят от ряда условий: состояния погоды, настроения и самочувствия детей, подготовленности воспитателя и многого другого, что иногда бывает трудно предвидеть заранее. Однако изменения должны быть педагогически целесообразными.

Естественно, планирование зимних и весенних каникул определяется различиями, связанными с сезонными погодными условиями. Так, в зимние каникулы в основном планируются зимние виды спортивных игр и упражнений (катание на санках, коньках, лыжах, игра в хоккей, метание снежков, постройки из снега), прогулки на площадь к нарядной ёлке и т.д. Весной катание на самокатах, велосипедах, игры с мячами и прыгалками и др.

При организации каникул в детском саду, важное значение имеет работа с родителями. Заблаговременно на одном из родительских собраний или заседаний родительского комитета, воспитатель должен рассказать родителям о цели каникул и их значении, о содержании педагогической работы. Вместе с родителями можно обсудить некоторые мероприятия (посещение музея, кинотеатра, пешеходные или лыжные прогулки и др.), выслушать их советы, предложения. Пригласить родителей участвовать в совместных походах, экскурсиях.

Во время каникул снимаются традиционные учебные занятия, за исключением музыкальных и физкультурных, но и они обогащаются игровым материалом и проводятся в разнообразных интересных формах . Например, ознакомление с окружающим может быть включено в организацию прогулок за пределы участка, в дидактические и подвижные игры. За счёт снятых занятий в течение дня увеличивается время пребывания детей на воздухе. Несмотря на то, что каникулярное время является свободным от прямого обучения, оно не должно быть свободным от разумных, педагогически целесообразных воспитательных воздействий со стороны взрослого, которые осуществляются в процессе как организованной, так и самостоятельной деятельности дошкольников.

Особое внимание уделяется рациональной организации ежедневной двигательной активности дошкольников. Этому способствует ежедневное проведение разных видов физических упражнений, подвижных и спортивных игр (большей частью во время дневной и вечерней прогулок) Один-два раза в неделю целесообразно проводить физкультурные досуги, пешеходные прогулки и экскурсии. Пешеходные прогулки, наряду с другими формами работы по физическому воспитанию, обеспечивают достаточную физическую нагрузку одновременно для всех детей, повышают тренированность, закалённость детского организма. Пешеходные прогулки можно использовать вместо физкультурных занятий (например, на лыжах).

Желательно продумать разнообразную и интересную организацию физкультурных занятий , обогатить их сюжетно-игровым содержанием («весёлые старты», «лыжники», «прогулка в парк», «разведчики» и т.п.) Это повышает интерес к занятиям физической культурой, доставляет детям радость.

Учитывая важную роль положительных эмоций, большое внимание следует уделить всевозможным забавам и развлечениям

Например, в содержание мероприятий для детей средней группы следует включать групповые подвижные игры с участием воспитателя. Со старшими дошкольниками целесообразно проводить физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера и т.д.

Во время каникул проводятся туристские прогулки; желательно вывезти детей на всю неделю за город, где организуется катание на лыжах. Игры на природе обеспечивают ребенку режим, близкий к санаторному.

29. Простейший туризм. (Значение, виды простейшего туризма; подготовка к проведению туристических походов; место в режиме дня и продолжительность мини-походов; регулирование двигательной активности; методика проведения туристических прогулок; категории сотрудников ДОУ, участвующие в организации и проведении похода).

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу, предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.

ЗНАЧЕНИЕ. ВИДЫ ПРОСТЕЙШЕГО ТУРИЗМА

Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского сада представляют собой простейший вид детского туризма. Это интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определенной целью.

Экскурсии и прогулки за пределы детского сада способствуют реализации познавательных задач. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности, решительности, смелости, общей выносливости, укреплению дружеских взаимоотношений.

В содержание прогулок включаются подвижные игры с использованием различных игрушек и мелких физкультурных пособий, а также подвижные игры с правилами, которые можно проводить с ребенком 3-4 лет. В зимнее время пешеходные и лыжные прогулки, катание на коньках. Такие прогулки содействуют выработке стойкости, выносливости, повышению сопротивляемости организма, уравновешиванию деятельности нервной системы, созданию у детей бодрого и весёлого настроения.

Прогулки и экскурсии осуществляются регулярно , начиная с первой младшей группы с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача.

К проведению прогулок воспитатель тщательно готовится, планирует их в календарном плане.

Наиболее благоприятным сезоном для проведения прогулок является лето .

Воспитатель перед прогулками и экскурсиями тщательно изучает район, дорогу, по которой пройдет прогулка: в городе - Парк, сквер, сад; на даче - ближайший лес, луг, поляну, реку, озеро и т.д.

Определяется дальность маршрута и место отдыха.

Прогулки и экскурсии позволяют познакомить ребенка с общественными учреждениями, например дворцом детского творчества, оздоровительным лагерем, стадионом, физкультурными площадками и т.д.

В 5-7 лет ребенок уже обладает довольно большим двигательным опытом, самостоятельностью, организованностью, что позволяет проводить туристские прогулки .

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий.

Задачи туризма в ДОУ :

1.формировать навыки самостоятельной умственной и практической деятельности, направленной на достижение определённой цели.

2. развивать равновесие в выполнении разнообразных упражнений на полосе препятствий.

3. совершенствовать выносливость, ловкость, координацию движений.

4. воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятию туризмом.

Для достижения оздоровительно-воспитательного эффекта рекомендуется система работы по организации круглогодичных туристских прогулок, которые предусматривают планомерную их подготовку, регулярное проведение и подведение итогов. Овладение ребенком определенным объемом знаний, формирование важнейших личностных качеств во многом происходят именно во время этого неформального воспитательного мероприятия.

Туристские прогулки может проводить как специалист по физической культуре , так и воспитатель . Наилучший результат достигается при усилии всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения, особенно воспитателя и специалиста по физической культуре.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКИХ ПРОГУЛОК

Работа по организации туристских прогулок на протяжении всего года входит в план воспитательно-образовательной работы с ребенком. Педагогические исследования показали целесообразность планирования работы по данному разделу в соответствии с циклическим принципом. Это позволяет установить тесную связь с различными видами деятельности ребенка, обеспечивает преемственность в содержании, формах и методах работы дошкольного образовательного учреждения и школы. В соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы.

Каждый цикл - неразрывное единство трех взаимосвязанных частей : подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок.

Целью подготовительного этапа является создание психологической и двигательной готовности детей к новому виду деятельности.

На этом этапе задается общая эмоциональная направленность. Затем перед детьми ставится цель предстоящей деятельности, уточняются и расширяются знания ребенка, формируются необходимые навыки.

Чтобы заинтересовать детей, проводятся тематические беседы или педагог читает им художественную литературу, показывает слайды и туристское снаряжение, что помогает формировать у детей яркие образные представления, активизирует их воображение и память, побуждает к поиску новых знаний и желанию овладеть туристскими умениями.

Важное место на подготовительном этапе отводится организации сюжетно-ролевой игры, в которой ребенка ненавязчиво учат укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности.

На этапе подготовки педагог организует практическую продуктивную деятельность. Она связана с изготовлением эмблем, значков для участников похода, подготовкой и оформлением группового и личного снаряжения (ремонт палатки, подготовка колышков для палатки и т.д.). Важную роль в этом играют развивающие игры и упражнения, подвижные игры, сюжетные физкультурные занятия и т.д.

При проведении туристских прогулок у ребенка значительно расширяется словарь по туристической тематике.

Для детей 5-6 лет вводится следующая лексика:

слова-предметы: турист, палатка, котелок, спальный мешок, компас;

слова-определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыжный, водный туризм;

слова-действия: поход, привал, сбор, преодоление.

Для детей 6-7 лет :

слова-предметы: руководитель группы, штурман, маршрут, карта, снаряжение, бивак;

слова-определения: горный, конный, автомобильный туризм;

слова-действия: страховать, ориентироваться, сигналить;

словосочетания: туристский слет, полоса препятствий.

В формировании словаря ребенка огромную роль играет использование педагогом соответствующих понятий как во время предварительной работы, так и при проведении туристских прогулок.

Важная роль в подготовке к походам отводится предварительной двигательной тренировке ребенка. В основном уделяется внимание индивидуальной физической подготовленности ребенка, а также специальным упражнениям для укрепления свода стопы, овладения техникой передвижения на велосипеде, лыжах и т.д.

Они могут быть направлены на пропаганду значимости физической культуры и спорта. К этим прогулкам привлекаются родители. Они могут проходить под девизом «Туризм - лучший отдых», «Туризм - путь к здоровью» и т.д.

Организуются туристские прогулки к местам боевой и трудовой славы, на животноводческую ферму, на сельскохозяйственные работы и т.д. Задачи таких походов - воспитать уважение к труду взрослых, бережное отношение к памятникам, обелискам, развить нравственно-патриотические чувства.

Туристские походы носят также краеведческий характер, их целью является расширение кругозора и закрепление знаний детей о родном крае, воспитание бережного отношения к природе.

Несмотря на разнообразное содержание туристских прогулок, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность, воспитывать волевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать выдержку, настойчивость, выносливость, добрые взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручку.

На протяжении похода педагог должен стремиться поддерживать у ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспособиться к новым, не всегда благоприятным условиям.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТУРИСТСКИХ ПРОГУЛОК

Педагог заранее определяет маршрут похода, способы передвижения. Маршрут должен быть с наименьшими переходами автомобильных дорог, с удобными для привала местами, с которыми воспитатель заранее хорошо ознакомился. Программный материал подбирается в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами.

Туристические прогулки представляют собой один из важнейших организованных двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:

Переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

Наблюдение в природе и сбор природного:материала;

Беседа о лесе;

Выполнение имитационных движений;

Комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;

Самостоятельные игры (на привале).

В зависимости от времени года и погодных условий воспитатель совместно с родителями обеспечивает ребенка одеждой. Это могут быть спортивные костюмы, штормовки на случай дождя, кеды или утепленные ботинки, удобные для передвижения. Взрослые и дети готовят снаряжение: посуду, топорики, рогульки, аптечку с набором медикаментов, палатку или полиэтиленовую пленку.

Личное снаряжение ребенка включает: рюкзак, сухой паек, кружку, фляжку, коврик, салфетки для рук.

Перед выходом педагог напоминает детям общие правила поведения во время похода: всем детям необходимо проявлять заботу о впереди и сзади идущих товарищах, быть внимательными, соблюдать осторожность и организованность, не рвать и не есть незнакомые ягоды, не ломать веток, не оставлять после себя мусор, остатки пищи и т.д.

Туристические прогулки с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить: на расстояния 1,5 - 4 км., длительностью 1-3 часа.

Привалы на месте назначения могут быть от 30 мин до 2 ч.

По возвращении подводится итог похода.

Детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма.

30. Формы работы детского сада с родителями по физическому воспитанию. Значение взаимодействия ДОУ с семьей; формы взаимодействия: коллективные (собрания, консультации, занятия-практикумы, «День открытых дверей», совместные физкультурные праздники, туристические походы), индивидуальные (беседы, консультации, посещение семей на дому, домашние задания, анкетирование) и смешанные (родительский уголок, папки-передвижки, дежурство по группе).

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей.

В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности.

Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями.

Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням.

С этой целью организуются различные формы сотрудничества детского сада и семьи, представленные на рисунке.

Консультация для родителей ДОУ на тему: Лето

Бардеева Татьяна Сергеевна, воспитатель первой категории, АНО ДО "Планета детства "Лада", д/с №63 "Весняночка"
Описание: данный материал будет интересен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями. А так же родителям, которые планируют совместный летний отпуск.
Цель: развивать творческий потенциал родителей.
Задачи:
1. расширить представления родителей о способах организации летнего отдыха ребенка;
2. способствовать совместному времяпровождению родителей и детей.

Лето - это время отпусков! С нетерпением каждый из нас ждет это время года, чтобы по больше времени уделить нашим детям. Каждая семья выбирает для себя свой отдых. Одни уезжают в теплые страны, в поисках новых впечатлений, другие уезжают за город, на дачу, кто-то отправится в очарование глубинки (в деревню к бабушкам), а кто-то просто останется в городе. Но тем не менее, для каждого родителя будет полезна информация, как можно развивать ребенка летом, что новое и интересное можно показать, в какие познавательные игры можно с ним поиграть, и вообще какие открытия можно совершить летом юному исследователю.
Лето для нас предоставляет идеальную возможность, когда необходимо развивать и воспитывать детей, главное не упустить эти возможности данного времени года. Разнообразить деятельность ребенка и найти новые впечатления можно как и в родном городе, так и за его пределами, для этого важно подготовить активный познавательный совместный отдых с ребенком, в деятельности которого необходимо видеть необычное в простом: как красиво сверкает роса под завораживающую музыку леса. Но главное, не только увидеть необычное явление, а еще суметь преподнести это ребенку.
Так же, основной задачей необходимо наметить воспитание экологической культуры. Природа летом завораживает детей, но если они не будут знать правила поведения, тогда можно принести вред, как самому ребенку, так и окружающей природе. Что бы избежать этого, я предлагаю родителям поиграть с детьми в игру «Светофор природы».
В начале игры необходимо родителям выбрать ситуации для трех блоков, которые соответствуют цветам светофора:
- красный цвет - означает вред, который мы наносим природе;
- желтый цвет – символизирует нейтральность, вреда никакого для природы не приносим, но в то же время пользы для нее нет;
- зеленый цвет – приносим реальную пользу для природы.
Так же, во время летнего отпуска важно не забыть про формирование творческих способностей ребенка.
Дорогие родители, главное не забывайте, если правильно будете использовать, без злоупотребления естественную силу природы, только тогда, она будет оказывать благоприятное влияние на растущий организм ребенка. Именно поэтому, родителям важно с самого раннего возраста приучить своих детей осознанно выполнять правила безопасного поведения, особенно во время летнего отпуска.
Если вы хотите, чтобы летние каникулы вашего ребенка были активными, но одновременно и безопасными, тогда необходимо запомнить несколько основных правил. Солнце вырабатывает не только тепло и свет, но еще благодаря воздействиям солнечных лучей в нашем и детском организме вырабатывается витамин Д, который нужен для роста и формирования организма, а так же защищает его от разных родов инфекции. Но в то же время, если долго находиться под прямыми солнечными лучами, температура воздуха когда нагревается больше 25 градусов, тогда можно вызвать или солнечный или тепловой удар.
Купание является самым приятным и эффективным видом закаливания. Во время плавания в работу подключаются все виды мышц, подкрепляется нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Но так же важно помнить, что следует начинать постепенно и осторожно. Во время первого купания, если ребенок не подготовлен, вода должна быть не менее 22 градусов, а само купание не должно превышать 2-4 минут, лишь спустя пару дней игры в воде продлеваются до 10 минут.
Если вы будете помнить и выполнять эти несложные правила, тогда вы убережете и себя, и своих родных от многих неприятностей, а летний отпуск для вас будет здоровым и радостным!
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх