Важные составляющие в воспитании послушного ребенка. Как воспитать ребенка послушным

Что же такое послушный ребенок в понимании родителей и почему ожидания взрослых в отношении послушания детей не всегда бывают оправданы?

В представлении многих родителей послушный ребенок выполняет все просьбы, не нарушает единожды установленных запретов, хорошо кушает и вовремя ложится спать. И поскольку реальный ребенок очень редко соответствует этим идеальным представлениям, взрослые начинают переживать, что упустили что- то в его воспитании или оказались плохими родителями.

На самом же деле, в возрасте до 2–3 лет ребенок еще не умеет не слушаться. Он не отделяет себя от мира, от родителей и не способен перечить чужой воле, делать что-то назло и специально. Проблема в том, что ожидания взрослых нередко завышены и не учитывают возрастных особенностей и возможностей ребенка. Первые простые инструкции дети начинают понимать в 9–10 месяцев. Но чтобы ребенок запомнил что‑ то, требуются многократные повторения. И даже если кроха наконец усвоил нужное родителям правило, несколько дней спустя он может его забыть. Подобные ситуации часто вызывают недоумение и отчаяние у взрослых. А между тем объясняются такие капризы памяти невероятной скоростью развития, превращающей за несколько лет младенца в человека, который ходит, говорит, рассуждает. Ребенок усваивает такие непостижимые объемы информации, что менее важные данные могут и потеряться. А детскую любознательность, стремление все увидеть, потрогать, попробовать невозможно остановить словами.

Нередко взрослые переоценивают способность детей понимать словесные инструкции. Ребенок только осваивает речь, часто и сам еще не говорит и ему не под силу разобрать многословные объяснения и тем более привязать их к своим представлениям о мире.

Еще одна особенность возраста – неразвитость эмоционально-волевой сферы. Маленьким ребенком управляют сиюминутные желания и стремления, и он не способен им противостоять. Например, мама просит малыша не трогать сахарницу, а он смотрит на маму, вроде бы понимает и все- таки запускает руку внутрь. Но вовсе не для того, чтобы позлить маму и показать характер. Просто в этот момент для ребенка нет ничего более притягательного, чем блестящие крупинки сахара, и он не может забыть про них, пока не удовлетворит свой исследовательский инстинкт.

Поэтому пока ребенок мал, родителям нужно брать ответственность за его поведение на себя, не надеясь, что удастся добиться от крохи послушания. Но попытки установить границы, обучить малыша запретам не пропадут даром. Постепенно ребенок научится следовать правилам и определенным социальным нормам.

Послушные дети: трудное слово «нельзя»

Не стоит тратить все силы на то, чтобы подчинить ребенка, заставить соответствовать какому‑ то идеалу. Постарайтесь увидеть, какой он на самом деле, услышать, понять причины поведения малыша. Родителям, которым удалось установить контакт с ребенком, не только проще решать конфликты – в этих семьях и противостояний меньше, поскольку ребенок привык к переговорам и готов на уступки.

Дети достаточно консервативны. Этот консерватизм помогает им постигать законы мира, усваивать причинно-следственные связи. Но проблема в том, что память, внимание, воля, мышление развиты у ребенка недостаточно. И он часто не в состоянии выполнить просьбу или не нарушить запрет.

Для того чтобы послушаться родителей, малыш должен:

1. Услышать просьбу. И здесь уже может крыться проблема. Ребенок, увлеченный своим делом, настолько концентрируется на нем, что может не слышать родителей. Поэтому прежде чем говорить что‑ то важное, привлеките внимание малыша, поймайте его взгляд, опуститесь на его уровень, приобнимите ребенка за плечи.

2. Понять просьбу. Многословные объяснения кроха скорее всего пропустит мимо ушей. Не поймет он и косвенную просьбу: «Почему никто не вытирает ноги?», иносказание: «Не успокоишься, пока весь чай не разольешь?», шутку. Ребенок еще не способен делать логические выводы и обобщать. Он, скорее всего, не догадается, что вы запретили трогать не только провода на кухне, но и провода и розетки во всех комнатах. Поэтому выражайте свои требования прямо, просто, конкретно.

3. Запомнить. Запоминать что‑ то осознанно ребенок научится только в старшем дошкольном возрасте. До тех пор можно надеяться лишь на непроизвольную память. Именно поэтому так важны многократные повторения. Влияет на возможности памяти и число запретов. Если их слишком много – ребенок запутается и не запомнит ни одного.

4. Вспомнить о запрете в нужный момент. Для крохи это очень трудно. Есть хороший метод естественных последствий, когда нарушение запрета несет некоторый дискомфорт малышу. В этом случае ситуация получает эмоциональную окраску и запоминается и вспоминается намного лучше.

5. Послушаться. Если требование не противоречит собственным желаниям ребенка, он обычно охотно слушается. В остальных случаях кроха действует импульсивно и нарушает запреты прежде, чем успевает о них подумать.

Что запрещать малышу в возрасте до двух лет?

До 2 лет малышу обычно не по силам выполнить столь сложную цепочку действий. И трудности возникают на протяжении всего дошкольного возраста и дальше. Поэтому постарайтесь проанализировать все привычные запреты и подумать, как вы сами можете избежать проблем, не рассчитывая на понятливость крохи. Обычно запреты касаются таких областей:

  • Безопасность ребенка. Уберите все, что можно убрать, используйте специальные средства защиты детей. Если ребенок делает что‑ то опасное – сразу пресекайте не словами, а действием – спрятав предмет или перенеся малыша в другое место. Маленького ребенка легко отвлечь или переключить на допустимую альтернативу. Слово «нельзя» употребляйте только в самых крайних, наиболее серьезных случаях и старайтесь произносить его убедительно. Для других ситуаций используйте синонимы, объясняющие запрет «горячо», «колется», «высоко». Предварительно мама говорит ребенку: «Горячо», но не мешает коснуться остывающего чайника. И малыш довольно быстро запоминает мамино предостережение, и в скором времени услышав: «Горячо», уже не пытается проверить, так ли это. Подобные ситуации учат ребенка доверять взрослым и в других случаях. Не все опасности можно проверить на себе, поэтому родителям важно заслужить авторитет, чтобы малыш верил и относился серьезно к любому сообщению об опасности. Вместе с тем, взрослым стоит научиться трезво оценивать вероятность и последствия неприятного исхода. Постоянное стремление перестраховаться, желание защитить малыша от всех трудностей окружающего мира приведут к повышенной тревожности ребенка или заставят его добиваться независимости с удвоенной силой.

Даже если ребенок не понимает – продолжайте объяснять и повторять запрет. И не забывайте про слово «можно», предлагайте замену опасным действиям.

  • Безопасность других людей. Многие дети бьют родителей, хватают за волосы. И говорит это не об агрессии, как нередко думают обиженные взрослые, а о том, что малыши учатся взаимодействовать с людьми. Лучше всего отвлечь кроху или создать препятствие таким действиям. Ребенку постарше можно и нужно демонстрировать недовольство, сообщать о том, что вы чувствуете. Причем принимать меры нужно сразу, а не тогда, когда устанете терпеть боль.
  • Чистота, сохранность вещей. Дети не специально ломают вещи и наводят беспорядок. Все это результат активной исследовательской деятельности и потребности повторять действия родителей, желания стать такими, как они. Источник неприятностей в незнании мира, свойств вещей, неразвитой моторике. И всему этому малыш учится, как раз вытаскивая в очередной раз вещи из шкафа или разрывая в клочки важные документы. Поэтому уберите все ценное, закройте большую часть шкафов, но оставьте крохе место, где он сможет удовлетворять свое любопытство, развивать маленькие пальчики и набирать опыт разной деятельности.

Важные составляющие в воспитании послушного ребенка.

Непослушный кроха, убегающий из‑ за стола, не смыкающий глаз до полуночи, доставляет немало переживаний своим родителям. Можно ли хотя бы в таком серьезном вопросе добиться послушания?

Дети очень разные. Ни в одной книге вы не прочтете, сколько нужно есть и спать именно вашему ребенку. Некоторые дети едят мало или слишком разборчивы. Другие спят меньше сверстников. Есть дети спокойные и усидчивые и такие, которым требуется непрерывное движение. Самое важное – понять, какой у вас ребенок, а не пытаться загнать его в стандартные рамки. Стоит принять малыша таким, какой он есть, и признать, что изменить его физиологические потребности не получится. Например, если кроха в раннем возрасте отказывается спать днем – займите его спокойной игрой, сделайте расслабляющий массаж, полежите с ним и расскажите сказку. Попробуйте отыскать удобный малышу ритм жизни и согласно ему выстроить четкий, постоянный режим дня.

Если нарушения сна или питания вызывают у вас беспокойство, проконсультируйтесь с педиатром, но не пытайтесь решать проблему силовыми методами.

Иногда раздражение родителей вызывают шум и непоседливость, вполне естественные для любого ребенка. Не стоит пытаться унять разыгравшегося малыша словами и обижаться, что он по вашей команде послушно не успокоился. Проще увлечь его более спокойной игрой, предложить найти что‑ то интересное в другой комнате или крепко обнять. У крохи всегда должно быть место и время для шумных, активных игр. И бессмысленно ругать ребенка просто за то, что он ребенок.

Волевая сфера: возможности малыша

Ближе к 3 годам многие знания и навыки ребенка не вызывают сомнения. Он действительно научился есть ложкой, но делать это не хочет и точно знает, что нельзя нажимать кнопки на компьютере, но все равно нажимает. Не слушается? Скорее не может слушаться, не может делать то, что скучно и неинтересно, и не может отказаться от занятий, которые увлекают. Первые признаки развития волевой сферы появятся только в старшем дошкольном возрасте. До этих пор сознательное управление собой – очень сложная, а подчас и невыполнимая задача для крохи, и его послушание будет зависеть только от того, смогут ли взрослые обеспечить дополнительную мотивацию, стимулирующую ребенка заняться нужной деятельностью или переключиться с нежелательных действий.

Например, не желающего идти гулять или, наоборот, возвращаться домой малыша привлеките интересным делом. Ребенок не хочет надевать сапоги – расскажите, как весело ходить в них по лужам. Если кроха скучает над тарелкой каши, заинтересуйте его картинкой, нарисованной на дне тарелки.

Одежда с изображениями любимых зверей, красивая зубная щетка, мыло необычной формы также помогут справиться с нежеланием ребенка одеваться, чистить зубы, мыться.

Другой способ – подчеркнуть важность выполнения просьбы. Малыш стремится походить на родителей, повторять все за ними и обрадуется, если предоставить ему дополнительную возможность побыть взрослым и потом серьезно и с уважением отнестись к его делам.

И конечно, самый лучший способ мотивировать малыша – превратить важное дело в игру. Вместо того чтобы собирать разбросанных кукол и зверей, развозите их, например, по местам на любом имеющемся в детских игрушках транспорте. Утомительная дорога станет намного веселей и короче, если идти, изображая поезд и вагончик. И ложиться спать не так грустно, если кровать превратиться в кроличью нору. Таких игр можно придумать множество, и они помогут не только победить рутину ежедневных дел, но и разовьют воображение малыша.

Кризис непослушания

После 2 лет у ребенка начинается новый этап развития. Кто‑ то постепенно, а кто‑ то мгновенно, кто‑ то разительно, а кто‑ то и слегка, но все дети в этот период меняются. Рубеж нового возрастного этапа называется «кризис трех лет». В психологии слово «кризис» не несет негативного подтекста – это просто закономерный переход от одной возрастной ступени к другой. Хорошо, если и родители, как бы трудно и непривычно им ни приходилось, понимают, что кризис – это хорошо, это значит, что ребенок растет и развивается. И первое проявление независимости – не менее значимый и трогательный момент, чем первые шаги или слова.

Кризис трех лет – период отделения ребенка от родителей, утверждение его самостоятельности. Данное время характеризуется и громкими протестами, и явным, даже нарочитым, непослушанием. Но это непослушание ради непослушания. Так ребенок учится отстаивать свое мнение и доказывает свое право действовать и принимать решения.

Задача родителей – не устраивать противостояние, а дать малышу некоторую свободу, одновременно с этим обозначив границы. Если пытаться подавить волю ребенка, его развитие замедлится, но потакание всем желаниям лишит малыша чувства защищенности и стабильности. Ребенок хочет отделиться от взрослых, но он хочет остаться в их мире, и правила общежития ему нужны не меньше, чем возможность поступать по‑ своему.

Самое важное – не прекращать объяснения, предостережения, даже если они кажутся бесполезными и непонятными крохе. Не оставляйте попыток договориться о выполнении главных правил и позволяйте малышу проявлять независимость там, где можно. Но в серьезных ситуациях никогда не идите на поводу у ребенка, разрешая ему выбежать на дорогу или пройти опасный участок без вас.

Доброжелательное внимание к действиям малыша, вовремя проявленная гибкость и твердость в принципиальных вопросах позволят пережить кризис и положить начало новым отношениям с ребенком, основанным на сотрудничестве.

К 3 годам от ребенка можно уже требовать некоторого послушания. Но должно ли это стать основой воспитания и взаимодействия с малышом? Безусловно, послушные дети удобны и в младшем возрасте с ними меньше хлопот. Но беспрекословное послушание мешает развитию целеустремленности, инициативности, любознательности, самостоятельности.

Требования родителей не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка, упускать из виду его состояние (усталость, голод), возрастные особенности, оставлять без внимания причины поведения.

Не стоит добиваться послушания любой ценой. Лучше постепенно обучать кроху действовать по правилам, сотрудничать и договариваться, доверять родителям. Эти навыки не только помогут избежать семейных конфликтов, но и пригодятся ребенку в играх и общении с людьми.

Как воспитать послушного и дисциплинированного ребенка

Речь пойдет о дисциплине и послушании. Как быть, если ребенку грозит опасность, а он настаивает на своем? Нужно ли позволять малышу дотронуться до горящей свечи, если он не слышит слово «нельзя» и продолжает тянуться к огню? Должны быть правила, требования, которые дети должны безусловно выполнять. Детям не только нужны порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.

Правило первое. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Это особенно важно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать своих детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания. Последствия могут быть плачевными.

Правило второе . Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Например, родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, лазать оп деревьям, бросать камни?..

Ответ прост: все это и многое другое – проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. И чтобы не возникло чрезвычайной ситуации, лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло

Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, разбирать часы можно, но только если они старые и давно не ходят, и т.д.

Самое главное и очень важное – оставаться примером, носителем и проводником наиболее общих непреходящих ценностей: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого.

Правило третье . Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Даже если родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению.

Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают, как правила, только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать.

Правило четвертое . Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «Спичками не играют». Вместо «Не смей играть спичками!», «Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули» вместо «Перестань мучить кошку!».

Правило пятое . Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Как вы понимаете, это правила предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения. Понять это положение помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой, красной.

В зеленую зону поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, когда смотреть книжку, с кем дружить и т.д.

Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить. Можно брать коробок со спичками и строить «колодец», но зажигать их нельзя.

Эта зона очень важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по известному механизму «извне-внутрь». Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным, учит контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно привыкая к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов.

В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, малыш напуган страшным сном, и мама берет его в свою кровать, пока он не успокоится.

Наконец, в последней красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений. Нельзя играть огнем, открывать дверь незнакомым людям или подходить к ним, нельзя брать у чужих то, что они предлагают, нельзя ломать вещи, бить других людей. Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к разговору о наказаниях.

Правило шестое . Наказывать ребенка лучше лишением его хорошего, чем делая ему плохое.

Вот примеры: в семье заведено, что по выходным дням отец ездит с сыном на рыбалку, или мама печет любимый пирог, или все вместе отправляются на прогулку.

Вы, конечно, знаете, что дети очень любят подобные семейные традиции. Когда родитель уделяет ребенку специальное внимание и с ним интересно – это настоящий праздник для ребенка.

Однако если случается непослушание или проступок, то «праздник» в этот день или на этой неделе отменяется.

Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое! И главное – не обидное, не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо, когда родитель не дарит им своего времени, потому что расстроен или рассержен. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости.

Следуя этим правилам, вы скорее всего поможете вашему ребенку избежать опасных ситуаций, воспитаете человека, ответственного за свои поступки.


Как воспитать послушного ребенка – 7 родительских секретов

Всем родителям когда-либо приходится решать задачу, как воспитать послушного ребенка. И, чем раньше они начнут воспитывать свое чадо, тем лучше будет для всех.

Ребенок, который не слушается родителей и воспитателей, приносит множество неприятных забот , причем не только близким, но и даже прохожим людям на улице. Те детишки, которые выросли в условиях совершенной свободы, не могут различать, что им разрешено делать и что нет.

Процесс же воспитания — весьма долгий. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваше чадо только радовало вас своими поступками и поведением, а не огорчало, то следует запастись терпением .

Семь основных родительских секретов, которые помогут вам найти взаимопонимание со своим отпрыском и подскажут, как научить ребенка быть послушным:

  • Действуйте последовательно в воспитании. То есть, если был введен запрет на что-либо, например — не покидать пределы двора, или не выбегать за мячом на проезжую часть, то его нужно соблюдать каждый день, не давая поблажек. Дети, на самом деле, очень хорошие психологи, и они мгновенно поймут, в чем мама и папа дают слабину, и это так же касается установленных правил. И, как только они это почувствуют, они начнут считать, что правила выполнять — необязательно, соответственно — можно нарушать все запреты. Именно поэтому учить ребенка быть послушным необходимо последовательно.

  • Будьте твердыми, и в то же время, ласковыми. Как показывает практика, очень тяжело воспитывать детей только одним криком, и тем более — гневом. Чтобы у маленького человека вырабатывались навыки послушания, он должен знать, что его любят, и наказывают не из ненависти, а из любви к нему же. Делайте упор на любовь, внимание и ласковое отношение, но при этом будьте тверды в своих убеждениях. Так вы покажете ребенку, что вы его сильно любите, и знаете, что он чувствует, однако выполнять установленные правила ему все равно придется.

  • Станьте примером для своих детей. Многие родители ломают голову над вопросом – как сделать ребенка послушным, при этом они не хотят изменять свои привычки и устоявшийся образ жизни. Но они забывают, что никакие нравоучения ребенок не воспринимает так, как личный пример родителей. Как показывают исследования, детишки очень чувствительны в очень раннем возрасте. И поэтому они стараются подсознательно подражать самым близким взрослым, которых видят каждый день, и которым более всего доверяют – своим родителям. И поэтому — очень важно, чтобы родители вели себя так, как подобает, стали хорошим примером для ребенка. Все без исключений правила, которые устанавливаются для детей, должны безукоризненно выполняться взрослыми. К примеру, если отец курит, то ребенку дальше будет весьма сложно объяснить, почему это вредно, и почему этого делать нельзя.

  • Наказывайте адекватно. С каждым годом дети растут и постоянно стараются находить себе новые занятия — таким образом, выясняя, что делать разрешается, а что – нет. Следует определить адекватное наказание за проступки ребенка. К примеру, если ребенок совершил небольшой проступок, не нужно за это с ним не разговаривать три дня, лучше покажите, что вам это неприятно. Нельзя ребенка запугивать, это ему не пойдет на пользу. Просто дайте понять, что все установленные родителями правила необходимо соблюдать, а иначе наступит наказание. Читайте также:

  • Разработайте систему поощрения. Как вырастить послушного ребенка – поощряйте его, замечая даже самые маленькие победы и позитивные изменения в его поведении. Если ваш малыш послушен, не капризен, не нарушает правил и выполняет ваши требования, то поощряйте его любым способом – ласковым словом или похвалой. В этом случае, у ребенка будет хороший стимул быть послушным, он будет знать, что действует правильно, и дальше он будет действовать правильно, в том числе, чтобы оправдать ваше доверие. Особенно детям приятно, когда родители говорят, что гордятся ими. И — запомните: такое привычное для многих взрослых объяснение «Так надо!» — не действует! Не пожалейте времени и сил, и детально и подробно объясните своему сыну или дочери, откуда взялось то или другое правило. И даже, если ребенок не поймет чего-то, он все равно не будет вредничать, потому что будет чувствовать, что вы в нем заинтересованы. А вероятнее всего, что он сам спросит, если что-то будет непонятно.

  • Вознаграждайте ребенка правильно. Даже для взрослых людей отличным стимулом, который заставляет работать еще усерднее и старательнее, является вознаграждения. К детям это также относится. Чтобы ребенок вел себя послушно некоторое время, вы можете заранее сказать, что его ожидает. Например, это может быть поход в кинотеатр на новый мультфильм, в зоопарк, новые игрушки, сладости, доступ к компьютерным играм и т.д. Но чтобы это получить, он должен выполнить ваши требования. Этот метод действует хорошо, однако — не злоупотребляйте, поскольку ребенок будет послушным только за «взятку» в виде приятного подарка.

  • И напоследок — вы должны держаться выбранной линии воспитании, одинаково мыслить в супругом и всеми бабушками-дедушками, тетями-дядями. А иначе ваш отпрыск возьмет нехорошую моду манипулировать. Муж и жена должны друг друга поддерживать во всем, даже если при этом они думают совершенно иначе, или вообще, в разводе. Как воспитывать детей, необходимо договариваться обязательно в их отсутствие. Ребенок будет послушным, только если авторитетом будет и мама, и папа. Читайте также:

И помните — послушный ребенок может вырасти только в той семье, где его любят, и все делают ему во благо!

А как Вы воспитываете своего ребенка? Всё ли получается в воспитании, и в чём ошибки? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

Дети — это наше всё. Для любого любящего родителя нет ничего важней, чем воспитать из своего отпрыска человека.

Как приятно видеть достижения малыша и четко понимать, что во многом это результат ваших осознанных действий, направленных на формирование его личности, мышления и основ поведения.

И как горько и обидно, когда что-то идет не так, когда ребенок ведет себя грубо и эгоистично, выпадает из-под контроля.

Невольно задаешься вопросом: «Что было сделано не так? Какие были допущены? И как исправить сложившуюся ситуацию?».

По вопросам воспитания детей написано очень много. Но это в основном научные статьи на педагогическую тематику, изобилующие множеством специальных терминов, очень сложные для прочтения и понимания не специалистами. Поэтому возникает необходимость в простой и доступной форме изложить молодым и неопытным родителям основные постулаты правильного воспитания ребенка.

  • Постулат №1. Воспитывайте малыша в любви.

Рядом с вами живет, растет и развивается маленький, но все — же человек. И ему очень важно чувствовать вашу любовь и понимание. Почаще обнимайте малыша, говорите ему, как вы его любите, как он вам дорог и как вас огорчает его плохое поведение. Ребенок должен знать, что, несмотря на все его шалости, его любят и всегда будут с ним рядом. Никогда не кричите, Никогда не действуйте свысока или с позиции силы. Если вы разговаривайте с малышом присядьте или опуститесь на коленки, что бы ваши глаза были на одном уровне. Так он не будет чувствовать себя маленьким и беззащитным.

Однако здесь очень важно не перейти грань вседозволенности. Дети очень быстро понимают, что все их шалости сходят им с рук и активно этим пользуются. Четко и ясно дайте понять ребенку, что, несмотря на всю вашу любовь, есть нормы поведения, которые нужно неукоснительно соблюдать.

Правильно воспитываем слушателя

  • Постулат №2. Воспитывайте ребенка без наказаний.

На самом деле это очень сложно, но нужно постараться. Вы должны понимать, для ребенка намного чувствительнее выслушать укоры и наставления родителей, чем просто получить шлепок по попе.

Здесь очень важно разобраться в ситуации и правильно объяснить ребенку причинно-следственную связь. Например, несмотря на запреты, малыш так носился по комнате, что зацепил торшер, уронил и разбил его.

Без телесных наказаний и криков объясните ему, что поскольку, по его вине, произошла такая неприятность, придется отложить покупку детской железной дороги, а купить новый светильник.

Пусть ребенок поймет, что он сам наказал себя за плохое поведение, а не тираны и деспоты родители. И в следующий раз он десять раз подумает, прежде чем ослушаться.

Начиная с рождения и до тех пор, когда ребенок начинает посещать (а в случаях, когда ребенок получает домашнее воспитание то практически до школы), семья, мама, папа, старшие братишки и сестрёнки, бабушки и дедушки, другие вхожие в дом люди – это и есть весь мир вашего ребенка. И то, как ведут себя окружающие, как они относятся друг к другу, оказывает огромное влияние на поведение крохи.

Если в семье царит любовь, уважение, взаимовыручка, если все помогают друг другу, разговаривают вежливо, нет криков, скандалов, бранной речи, то малыш будет думать, что по-другому и быть не может. Волей, неволей он будет копировать это поведение и отношение к окружающим.

Чтобы малыш слушался

  • Постулат №4. Не допускайте в воспитании двойных стандартов.

Этот постулат можно трактовать с нескольких сторон:

  1. Во-первых, недопустима ситуация, когда один из родителей что-то запрещает, а другой разрешает. Например, мама не разрешает есть много конфет, потому что от них портятся зубки, а бабушка тихонько набивает ими карманы малыша, да еще приговаривает: «Не слушай маму, кушай золотко».

    Или дедушка отправляет малыша спать, потому что уже поздно, а папа разрешает ему еще поиграть, потому что он смотрит матч по телевизору и не может оторваться, чтобы умыть и переодеть кроху перед сном. Такие ситуации часто встречаются, особенно если на одной жилплощади проживает несколько поколений родителей.Нередко они конфликтуют между собой по вопросам воспитания.

    И это не удивительно, ведь все мы разные, особенно когда принадлежим к разным поколениям. Но все наши споры должны быть вдалеке от ушей воспитуемого. Ребенку озвучивается единое наставление, или указание и никто не должен его оспаривать.

  2. Во-вторых, если в семье воспитывается несколько детей, недопустимо разное отношение к ним, наличие любимчика. То есть, то, что нельзя делать одному ребенку, ни в коем случае нельзя разрешать другому. Какие-то поблажки возможны только в качестве поощрения, например за хорошее поведение. Но в этом случае, обязательно нужно разъяснить второму ребенку почему так происходит и что он должен сделать для того, чтобы получить те же привилегии.
  • Постулат №5. Научите ребенка быть вежливым.

Как приятно, когда окружающие, пообщавшись с вашим малышом, разливаются в похвалах «Ах какой хороший ребенок! Какой воспитанный и вежливый!». Но, что бы было так, вы должны научить его всем этим нехитрым премудростям.

Малыш должен знать, как и когда нужно поздороваться и попрощаться, как поблагодарить, как пожелать приятного аппетита. И не страшно, если поначалу он что-нибудь перепутает, или скажет не так. В мягкой и доступной форме объясните ему как правильно, не ругайтесь и не одергивайте. А если все у него получилось, поощрите его доброй улыбкой и таким же вежливым обращением.

Как сделать послушным?

  • Постулат №6. Обязательно поощряйте ребенка за послушание.

Разработка системы поощрений — Никогда не оставляйте без внимания хорошее поведение, помощь или добрые поступки. Всегда хвалите ребенка, говорите какой он молодец и как вы гордитесь им. Как правило, довольно и словесной похвалы.

Однако за длительный период хорошего поведения можно поощрить малыша и посущественней. Например, за то, что он вел себя хорошо всю неделю, в выходной сводите его в кино или в зоопарк.

И обязательно пообещайте, что если такое положение сохранится и дальше, то к дню рождения он обязательно получит долгожданные ролики, или велосипед. Здесь очень важно не переборщить с подарками. Иначе кроха будет вести себя хорошо только за вещественное выражение вашей похвалы.

  • Постулат №7. Будьте последовательны в своем воспитании.

Итак, вы сформулировали малышу все свои требования:

  1. Ограничили его передвижение, скажем, в рамках двора.
  2. Обозначили , которого он должен придерживаться.
  3. Объяснили ему, как правильно разговаривать, вести себя в компании детей и взрослых.
  4. Озвучили, какие поощрения он получит и так далее.

Теперь очень важно четко гнуть свою линию и не отступать от намеченных целей. И тогда очень скоро вы увидите результат своих стараний.

Полезное видео

Ознакомьтесь визуально с десятью секретами воспитания послушного ребенка на видео ниже:

Заключение

Подводя итог, хочется отметить, что универсальных методик воспитания, и постулатов, которые будут полезными абсолютно всем родителям, просто не существует. Выбирая модель взаимоотношений с вашим ребенком, нужно руководствоваться его уникальностью, темпераментом, характером, то есть всеми теми знаниями, которые вы получили о своей крохе с момента рождения.

Помните, что какими бы правильными не казались советы психологов и педагогов, не надо воспринимать их как догму . Осознайте, что ребенок – это маленький человек, личность, со своими уникальными особенностями, которые нельзя не учитывать в процессе воспитания.

Самая главная проблема современных родителей – это их инфантилизм . Очень часто встречаю родителей, которые сами себя ведут как дети, сами совершают безответственные поступки, не доводят начатые дела до конца, не выполняют своих же обещаний. Папы круглосуточно «виснут в компах» вместе с сыновьями, мамы обсуждают свои взрослые проблемы с дочками. А потом родители удивляются, почему дети не воспринимают их серьёзно, не уважают их, не слушаются и даже .


Как-то давно я случайно оказалась в приюте для детей, у которых родители не лишены родительских прав, но считаются социально неблагополучными. То есть алкоголики, безработные. У них нет ни средств, ни желания содержать своих детей, поэтому детки большую часть времени живут в этом приюте. Вы бы видели мальчика, к которому пришла мама (видимо после недельного запоя). Как он на неё смотрел, как он её обнимал и целовал, принеся из столовой приюта сохранённые для мамы бутерброды и фрукты. А какими матерными словами она его ругала за то, что он живёт в приюте и не просит подаяние ей на выпивку! Мальчишке было всего семь!

Вот другая картина, очень распространённая: ребёнок, «упакованный» с ног до головы разными гаджетами каждый месяц выпрашивает у родителей новую модель. Но при этом не выполняет их элементарных просьб. У наших детей есть всё, порою они даже не знают, чего бы такого пожелать, например, на день рождения или Новый год.

Психологи выявили пять самых распространённых . Эти ошибки мы, родители совершаем ежедневно. Конечно, мы стараемся быть для своих детей самыми хорошими, любящими родителями, хотим оградить их от всех невзгод и решить все их проблемы. Но от этого наши дети не становятся лучше и воспитаннее. Скорее наоборот, чем больше детских проблем мы решаем сами, тем хуже дети начинают относиться к нам. Мы сами виноваты в невоспитанности наших детей и в том, что . Мы, и никто другой.

Ошибка в воспитании первая. Приняли решение – идите до конца

С малых лет ваши детки очень тщательно изучают вас и проверяют ежедневно. Они знают все ваши слабые и сильные стороны. Есть родители, которых надо поуговаривать немного, чтобы они согласились на что-то, есть родители, которые сильно зависят от настроения (в этом случае достаточно выбрать нужный момент). Есть такие родители, которых сначала надо чем-то удивить, а потом просить желаемое. Дети тонко чувствуют, в какой момент и как нужно подойти, иногда лучше обратиться к маме, а иногда к папе. Поэтому, если вы приняли какое-то решение, во-первых, будьте солидарны с супругой (супругом), во-вторых, всегда стойте на своём и идите до конца. Если сказали «Нет» , значит, всё время «Нет» . Поверьте, ваш ребёнок от этого будет вас уважать, а из непослушного ребёнка превратится в послушного.

Ошибка в воспитании вторая. Прекратите пустые разговоры

Ваш малыш развивается и физически, и психологически, и умственно. И это развитие происходит одновременно по мере роста мозга. И это важно, потому что ребёнок может воспринимать такой объём информации, который соответствует его развитию. Раньше главе семейства было достаточно взглянуть на непослушное чадо, чтобы тот прекратил хулиганить или начал слушаться. Сейчас миллион маминых или папиных слов ни к чему не приводят. Именно из-за того, что их очень много. Дети не умеют фильтровать лишнюю информацию, их мозг ещё к этому не приспособлен.

Если ваш малыш намерен побежать через дорогу один, скажите ему двумя словами: «Стой! Это опасно» ! Не нужно всевозможными словами молить его и объяснять, что «вы не переживёте, если его задавит автомобиль» , и что «водители все понапокупали прав, а ездить не умеют» , и что «полиция не смотрит за ними, когда нужно» … Все эти высказывания сольются для малыша в один ненужный информационный поток, и он не будет его воспринимать, как и все остальные ваши слова. К тому же ребёнок почувствует, что вы в это время очень беспокоитесь, переживаете, боитесь и тоже «заразится» вашими страхами.

Перед тем, как вылить на малыша поток информации, проговорите про себя, что хотите сказать ребёнку. Подумайте, что нужно сказать, а что лучше оставить при себе. Короткие слова с нужным значением принесут больше пользы, и вы сможете воспитать послушного ребёнка.

Ошибка в воспитании третья. Предоставляемый не по возрасту выбор

Родители порою настолько хотят угодить своему чаду, что предлагают ему огромный выбор, который не по силам неокрепшему мозгу ребёнка. Что я имею в виду? Нормальна ситуация, когда в магазине игрушек трёхлетнему малышу предлагают выбрать синюю лошадку или зелёную машинку, у пятилетнего ребёнка спрашивают, что он будет на обед – котлеты или борщ, а у десятилетнего интересуются, куда лучше сходить – в кино или в зоопарк.

Такие вопросы (предоставляемый выбор) для детей нормальны. Но когда мамочка спрашивает у пятилетнего сына, разводиться ей с мужем или нет – это уже абсурд! Ребёнок в принципе не готов отвечать на такие глобальные вопросы, его мозг для этого не приспособлен. Да и не нужна ему эта, во-первых, негативная, во-вторых, лишняя информация. Она сможет лишь шокировать ребёнка и нанести ему . Воспитать послушного ребёнка, предоставив ему очень сложный для его возраста выбор, не получится.

Ошибка в воспитании четвёртая. Родители – слишком близкие друзья

В любой семье все её члены должны быть на своих местах и выполнять свои функции. Если вы беспрестанно будете близким другом своего ребёнка, значит, он лишится отца (матери) – станет сиротой. Какой ребёнок хочет стать сиротой!? В этом случае важно не попадать из крайности в крайность. Найдите золотую середину. Если папа постоянно вместе с сыном «воюет в компе» , ходит с ним на матчи, общается с друзьями ребёнка на равных, разговаривает подростковым слэнгом, и, возможно, иногда вместе с ним пьёт энергетики, то он лишает сына отца. Подросток начинает понимать, что с отцом нельзя поговорить на серьёзные темы, что он ничего не может решить и что он такой же подросток. Уважение к отцу быстро исчезает. Быть другом для ребёнка – неплохо, но на непродолжительное время.

Родители-близкие друзья никогда , не объясняют им, что хорошо, а что плохо, не устанавливают необходимые в общении границы. Дети от этого, как ни странно, страдают. У них исчезает чувство защищённости, они перестают чувствовать себя детьми, которые хотят прижаться к взрослому плечу, им очень не хватает именно родителей. Дорогие родители, не бойтесь быть «плохими» для непослушного ребёнка! Выставляйте свои требования, именно ВОСПИТЫВАЙТЕ своих детей – покажите им, что хорошо, а что плохо. Только так ваши дети станут счастливыми.

Ошибка в воспитании пятая. Не позволяйте себя унижать


Никому! Даже собственному ребёнку. Ругательства в адрес родителей совершенно недопустимы. К сожалению, сейчас не редкость увидеть насилие в семье. Как со стороны родителей, так и со стороны детей. Родители, поднимая руку на ребёнка, таким образом доказывают свой бессилие. А ребёнок, вырастая и становясь сильнее, понимает, что он может поступить так же, как и они. То есть применить насилие.

Многие родители аргументируют, что «их тоже били родители, и ничего» . Но почему-то умалчивают о том, что они ощущали в этот момент – боль, стыд, тревогу. С помощью насилия вы решите сиюминутную проблему, но навсегда потеряете доверие и уважение ребёнка. Он просто будет вас бояться, но уважать уже – никогда! Нельзя применять насилие никому – даже непослушному ребёнку!

Секреты воспитания послушного ребёнка


Как сделать так, чтобы непослушный ребёнок стал послушным? Чтобы он вас уважал и гордился вами? Чтобы вы для него по-настоящему стали авторитетом и примером для подражания во всём?

  1. Проявляйте уважение к сыну (дочке).

В человеческом мозге есть защитный механизм, который включается, когда человека (неважно большой он или маленький) оскорбляют. В этот момент он не воспринимает никакую информацию от оскорбляющего. Поэтому, никогда не оскорбляйте своего малыша. Нельзя называть его бестолочью, тупицей и т.п., сравнивать с другими хорошими детками. От таких слов у ребёнка пропадает всё к вам уважение. Мало того, малыш потом начинает эти слова применять уже к вам! А раз ребёнок перестанет вас уважать, он останется для вас непослушным.

  1. Больше интересной и познавательной информации!

А меньше нудных нравоучений. Сколько раз видела картину – папа ведёт сынишку за руку и нудит: «Не делай то, не делай это, то нельзя, это тоже нельзя» . А ребёнок не слушается и тут же делает всё ровно наоборот. Он уже не хочет воспринимать информацию от отца, она ему просто надоела. Интересная информация, поданная вовремя и по возрасту ребёнка, будет намного эффективнее. Например, я никак не могла . Но как-то просто показала ему видео про глистов, рассказала, откуда они берутся. После этого сын очень часто и тщательно стал и грызть ногти совсем перестал.

  1. Воспитывайте на собственном примере .

Тысяча слов не стоит ничего по сравнению с одним делом. Можно правильно воспитывать ребёнка на протяжении всей жизни, учить, как нужно делать то или иное, но одним поступком перечеркнуть всё воспитание. Примеров тому масса. Причем дети замечают все мелочи. Они обращают внимание на то, как вы одеваетесь, как соблюдаете , какой у вас порядок в доме, как вы разговариваете, какие вы дома, а какие с друзьями.

Дети – очень хорошие подражатели, они во всём хотят быть похожими на вас. И если мама ходит, к примеру, не причёсанная, то дочка тоже не будет аккуратной. А если папа обычно употребляет крепкое словцо, то сын обязательно его запомнит, а потом выдаст в нужное время. Дорогие родители! Следите за собой и своим поведением – дети копируют вас. И ни в коем случае не ругайте их за это. Виноваты вы, а не они.

  1. Риторические вопросы ни к чему .

Риторические вопросы – это вопросы без ответов. При помощи риторических вопросов родители, скорее, выражают свои эмоции. Иногда родители задают риторические вопросы, а потом сами на них отвечают. Ребёнок просто не успевает на них ответить, да и нужно ли? И вообще, для чего они? Риторические вопросы превращаются для малыша в основной фон, как, например, телевизор или радио. Перед тем, как задавать риторические вопросы, подумайте, с какой целью вы это делаете. Если хотите получить ответ, просто подойдите к малышу, посмотрите ему в глаза, заденьте за руку и потом спросите. После этого контакта ребёнок обязательно вас послушает, потому что он поймёт, что от него требуют.

  1. Не ждите беспрекословного подчинения .

Иногда не потому, что он упрям. Он бывает просто занят своими делами – рисует, играет, смотрит мультфильм. А тут прибегает мама и требует сделать кучу всего. Дайте возможность ему доделать своё дело, а потом он выполнит ваше требование. Главное, дать чёткие и последовательные указания. Не поручайте малышу больше одного дела и сразу оговаривайте сроки выполнения. Например: «Давай досмотри мультфильм, а потом в течение часа убери свои игрушки» .

  1. Не заставляйте ребёнка чувствовать себя виноватым.


Малыш не может справиться с этим чувством. Но очень часто родители заставляют его ощущать себя виноватым во всех бедах и несчастьях. Обычно в семье происходит такой монолог: «Денег и так нет, у меня две работы, бабушка болеет, а тут тебе ещё куртку (шапку, сапоги) надо покупать. А учиться ты не желаешь» … Как ребёнок может повлиять на финансовое состояние семьи!? Он НИЧЕГО не может сделать! Поэтому он чувствует себя виноватым из-за своего бессилия. В дальнейшем срабатывает защитный механизм, и ребёнок закрывается от всех в свою ракушку. Он просто игнорирует всё происходящее в семье.

  1. Не угрожайте ребёнку.

Используя угрозы, вы понимаете, что их не исполните. Ребёнок же начинает бояться вас вместо того, чтобы испытывать чувство защищённости. Или, наоборот, видя, что эти угрозы – пустой звук, ребёнок не слушается ещё больше. Просто договаривайтесь с малышом. Предлагайте бартерную сделку. Например, он для вас сейчас сделает одно, а потом вы для него сделаете другое. Обязательно похвалите его за сделанное, и малыш будет гордиться собою.

  1. Хвалите и благодарите своего ребёнка .


Похвала и хорошая оценка – это то, за что ребёнок из кожи вон вылезет. Они для него самые ценные вещи. Тем более, оценка, полученная от самых любимых людей на свете. Хвалите своих детей как можно чаще, но только за конкретное дело. Обязательно рассказывайте им, за что та или иная похвала. Это придаёт уверенности малышу, делает его счастливее. Похвала – очень хороший стимул, чтобы воспитать послушного ребёнка.

  1. Помните о своей цели.

Мы всегда должны знать, для чего говорим те или иные вещи. Иногда смысл слов неважен, а важны эмоции, с которыми мы эти слова произносим. Испортили настроение на работе? Мы приходим домой с плохими словами. И готовы начать конфликт на пустом месте. Поэтому всегда перед тем, как начинать говорить с ребёнком, задавайте себе вопросы: чего я хочу добиться? Какая будет реакция у малыша? Такое умение позволит повести себя правильно и в нужном направлении общаться с детьми.

  1. Дети – не роботы.

И никогда ими не будут. Они всегда готовы пошалить, часто бывают капризными и непослушными. Но они же бывают нежными, ласковыми и дарят море положительных эмоций. От того, что ребёнок не слушается, мы не станем любить его меньше. Просто будем вместе переживать все трудности. Если ожидать от ребёнка идеального поведения, а он не оправдает наших надежд, мы скорее разочаруемся. Зачем нам, родителям, это разочарование?

Доктор Комаровский о непослушных детках (видео):

Воспринимайте и любите своих детей такими, какие они есть.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх