Молодым мамам: Как научить ребенка доброте? Можно ли научить ребенка доброте

Все родители мечтают воспитать своего ребенка добрым и отзывчивым. Однако больше внимания уделяют играм по развитию интеллекта и памяти, умения считать и различать цвета. А есть ли такие упражнения, которые научат малыша доброте, помогут воспитать в нем желание заботиться о других, умение сопереживать? Конечно, есть, и в них можно играть с самого рождения. О таких добрых развлечениях и пойдет речь в нашей статье.

Дети учатся всему, в том числе и нравственности, на примере родителей. Окружив ребенка любовью и нежностью с самых первых минут его жизни, став для него лучшим образцом сопереживания и сочувствия, вы сделаете первый уверенный шаг на пути к детской доброте.

Второй шаг – это ласковое слово. Подчас именно оно помогает создать в семье здоровую обстановку и взаимоуважение. Не следует скупиться на любезности и комплименты для своих домочадцев, но помните, что они должны быть искренними и соответствовать ситуации.

Ну а третий шаг – формирование нравственных качеств, в том числе и доброты, в игре. Это интересное занятие принесет множество приятных мгновений вам и вашему малышу. Начинайте с самого его рождения, и совсем не важно, как ребенок ведет себя, послушный и нежный он или капризный и агрессивный. В любом случае, уделяйте больше внимания воспитанию у малыша доброты и сочувствия.

Игры для детей до полутора лет

  • «Поцелуи»

Посылайте малышу воздушные поцелуи. Пусть они касаются его ручек, животика, носика и щечек. Обменивайтесь поцелуями, стоя с ним перед зеркалом. Обязательно научите кроху подражать вашим действиям и возвращать знаки любви. Провожайте старшего ребенка в школу, а папу на работу, посылая воздушные поцелуи вместе с малышом.

  • «Где болит?»

Не забывайте, что доброта исцеляет. Если малыш ударился или упал, пожалейте его, подуйте на ссадину и произнесите: «Где болит? Все, больше не болит!» Когда ударитесь вы, также просите ребенка подуть вам на больное место. Проявляйте сострадание и к игрушкам, которые дети часто роняют.

  • «Угощение»

Игры для детей от полутора до трех лет

  • «Маленький помощник»

В этом возрасте уже можно привлекать ребенка к домашним хлопотам. Небольшие и несложные обязанности обрадуют его и научат приносить пусть маленькую, но пользу. Поиграйте в маминого помощника. Покажите, как вытирать пыль салфеткой, уберитесь вместе в детской, полейте комнатные растения. Ведь польза – еще одно проявление доброты.

  • «Праздничный букет»

Собирайте во время прогулок красивые букеты. Это могут быть осенние листья и рябиновые ветки, полевые цветы или веточки вербы. Пусть ребенок сам решит, кому он их подарит – соседской девочке, бабушке или старшей сестренке. Если вы идете на день рождения, купите один цветок для малыша, чтобы тот сам мог вручить имениннику драгоценный подарок.

  • «Принеси, пожалуйста»

Игра состоит из просьб найти и принести вам или братику какую-то вещь. Это может быть пульт от телевизора, который понадобился дедушке. Или кошелек, который вы «забыли» в своей комнате. Каждый раз, когда малыш выполняет вашу просьбу, рассмотрите то, что он принес, и горячо поблагодарите за успешно выполненное задание.

Игры для детей от трех до четырех лет

  • «Ожерелье»

Сделайте с малышом для бабушки или любимой воспитательницы великолепное ожерелье из макаронин, нанизанных на нитку. Во время творческого процесса повторяйте все добрые слова, которые ребенок знает. Расскажите, как правильно дарить и получать подарки.

  • «В помощь птичкам»

Сделайте вместе самую простую кормушку (можно из бумажного молочного пакета) и повесьте ее на дереве недалеко от дома. Не забывайте регулярно подсыпать туда семечки, хлебные крошки и наблюдайте за птицами. Объясняйте, почему городских птах нужно подкармливать, особенно в холодное время года.

  • «Грустный зайка»

Найдите среди мягких игрушек пушистика с печальным выражением мордочки. Прочитайте малышу стихотворение А. Барто про несчастного брошенного зайку. Произносите за игрушку: «Меня почему-то никто не любит. И никто-никто со мной не играет». Ребенок обязательно схватит и прижмет ее к себе.

Игры для детей от четырех до пяти лет

  • «Кукольный театр»

Создайте дома настоящий кукольный театр, разыгрывая вместе с малышом самые разные добрые истории. Возьмите за основу русские народные сказки, психотерапевтические истории, подходящие под конкретную жизненную ситуацию. После представления обсудите добрых и злых персонажей. Уточните, на кого ребенок хотел бы походить.

  • «Коробка добрых дел»

Из плотной цветной бумаги или картона вырежьте любые фигурки: сердечки, цветочки или кружочки. В конце дня предложите малышу бросить в коробку столько цветочков и сердечек, сколько добрых поступков он совершил за сегодня. Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах.

  • «Я – герой»

В любых развивающих тетрадях можно обнаружить задания по развитию мелкой моторики: лабиринты и рисование заборчиков. Возьмите их на вооружение. Например, пусть малыш поможет ежику по запутанной дорожке донести яблоко до домика или нарисует забор, чтобы спасти мышонка от кошки. Объясните, что и в жизни нужно оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.

  • «Назови ласково»

Попросите своего Ванечку или свою Лизоньку называть так же ласково и их родных, друзей и, конечно, вас. Как можно ласково назвать бабу Катю? Бабулечка Катенька. А как он ласково позовет своего дошкольного приятеля Сергея? Сереженька. Постарайтесь вспомнить всех друзей ребенка и изменить их обычные имена на уменьшительно-ласкательные.

Предложите называть уменьшительно все окружающие предметы: кроватка, мячик, медвежонок и т. д.

Игры для детей от пяти до семи лет

  • «Дерево дружбы»

В это развлечение можно играть одному или в компании сверстников. Из плотной коричневой бумаги вырежьте дерево с ветками и разместите его на стене. Из разноцветной бумаги сделайте сердечки и на каждом напишите имена друзей ребенка. Пусть малыш с закрытыми глазами выбирает сердце и, прочитав имя, скажет одну хорошую вещь об этом человеке. Затем поместите бумажное сердечко на одну из веточек дерева, используя, к примеру, пластилин.

  • «Самый добрый»

Играйте вдвоем с ребенком или пригласите его друзей. Кидайте в руки мяч и предлагайте поймавшему назвать какого-либо человека и объяснить, в чем заключается его доброта. Ваш малыш может сказать: «Мой старший брат очень добрый, потому что учит меня играть на гитаре».

  • «Что делать?»

Придумайте небольшую историю про небольшой несчастный случай. Например: «Миша падает с велосипеда. Что ты будешь делать?» Если ребенок предлагает свою помощь, расспросите, как именно он может помочь этому мальчику. Если же он говорит, что рассмеется, спросите, что чувствует в этот момент Миша. А что бы ощущал сам ребенок на его месте?

Кроме игр и личного примера смотрите мультфильмы и читайте книги, которые воспитывают сочувствие. Не пропускайте ни одного агрессивного поступка ребенка. Если мама даст малышу правильные установки с самого рождения, то он пронесет доброту через всю свою жизнь.

Несколько видеороликов:

Доброта... Как воспитать ее в ребенке, учитывая возрастные особенности развития? Какие детские книги могут помочь в воспитании этого важного качества? О формировании понятия доброты рассказывает психолог Татьяна Горивалова.

К сожалению, подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды. Дети сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому много: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в методике воспитания и обучения и другие. Вечные спутники детства - добрые сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не владеют беспредельно ребячьими душами.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.

Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное - воспитать доброту можно только добром.

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Если вы пойдете таким путем в воспитании, то в его сердце поселятся чуткость и благодарность к людям.

Задача родителей - создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Родители - первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.

В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама - экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание. Причем начинать надо с формирования качества самого общего по содержанию, но самого конкретного по форме его проявлений, - доброты.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.


Уроки доброты

Вероятно, если бы все родители были озабочены тем, чтобы их ребенок вырос человеком добрым, то все мы жили бы уже в ином обществе. Надо признать, что в наши дни, впрочем, как и во все времена, есть взрослые, которые, так сказать, принципиально не «зацикливаются» на воспитании в ребенке доброты, а есть и такие, кто по недомыслию или неопытности не формируют этого чувства у своего чада.

Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! - должна сказать ему она. - Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»

Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».

Сущность доброты - способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.

Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.

Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет.


Говорите о сложном просто

Существуют многочисленные детские книжки и специальные пособия, в которых представлены поучительные рассказы. Эти незамысловатые истории помогут вам поговорить с малышом о высоких нравственных понятиях в пределах его понимания.

Доброта - это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Расскажи о своих добрых поступках. Почему ты так поступал? Зачем нужны добрые дела? А почему люди становятся злыми? Потому что им никто никогда не помогал. А как можно сделать людей добрее? Нужно помогать им и научить их помогать другим.

Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: на втором этаже было открыто окно. Петя поднял мишку, он давно мечтал о таком. Петя смотрел на мишку и думал. Как ты считаешь, о чем думал Петя? Какое решение принял Петя? Как ты оцениваешь поступок мальчика?

Зло - это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.

Дети играли в песочнице. Мимо проходила старая больная кошка. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла. «Фу, какая противная кошка», - сказала Лена. «Так и хочется в нее чем-нибудь запустить», - сказала Надя. И дети принялись кидать в кошку песком. Как оценить поступок детей? Что такое зло? Расскажи о злых поступках, которые тебе пришлось наблюдать.

Милосердие - это помощь слабым, больным и старым. Быть милосердным - это поддержать человека добрым словом, помочь ему, оказать поддержку.

Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Придет время, когда мы станем старыми и больными. Кто поможет нам, если мы никому не помогали? Какие милосердные дела можно совершить по отношению к бабушке и дедушке?

Забота - это постоянная помощь, ухаживание за кем-либо или чем-либо. Почему каждый человек должен заботиться о ком-либо? Как нам нужно заботиться о своих комнатных цветах и рыбках? Что можешь делать ты, чтобы им хорошо жилось у нас?

Лене очень понравились золотые рыбки в зоопарке. Она уговорила маму завести в доме аквариум. Лена решила, что ежедневно кормить рыбок, чистить аквариум, следить за температурой и прозрачностью воды должна мама. Но мама каждый день много работает, поздно возвращается домой. Как быть с аквариумом? Что бы ты посоветовал Лене? Расскажи, как ты заботишься о своем братике. Назови полезные дела, в которых ты сможешь проявить заботу о ком-то.


Воспитательные моменты

Очень часто малыш в одиночестве смотрит мультфильмы, слушает пластинки или диски. Обычно после такого просмотра или прослушивания родители не беседуют с ребенком.

О чем он думает в это время, как оценивает поведение героев, какие выводы делает - неизвестно. И это плохо.
Разговор о добре и зле или на иную морально-этическую тему уместно провести после посещения театра. Предположим, вы посмотрели с малышом одну из сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Терем-теремок».

Обязательно обсудите с ребенком увиденное в театре представление. Одного вопроса: «Тебе понравилась пьеса, которую мы смотрели?» для полноценной беседы недостаточно. Спросите, какие добрые и злые герои были в пьесе? В чем проявилась доброта героев? Почему добро побеждает зло? Кого из героев можно назвать добрым и почему? Что было бы, если бы побеждало зло? Как в этом случае могли бы развиваться события?

Подобные сценки нередко происходя во дворах, там, где играют малыши разного возраста. Трехлетний Ваня увидел девочку лет шести, которая баюкала в игрушечной коляске своего зайчика. Он подошел к счастливой владелице розового сокровища и очень вежливо попросил: «Дай, пожалуйста, поиграть зайку». Но хозяйка мягкой игрушки спрятала ее за спину и затопала ногами: «Отойди! Это мой зайчик!» Ваня продолжал просить игрушку. Его мама не выдержала и тоже начала уговаривать девочку: «Дай, пожалуйста, Ванечке поиграть с зайчиком, а он тебе даст свою игрушку». Но обмен не состоялся, и маленький Ваня горько заплакал. Мама взяла мальчика на руки и направилась в сторону дома. А что же мама девочки? Женщина сидела рядом на скамейке, продолжала спокойно листать свой красочный журнал, несколько раз с любопытством поднимала глаза, чтобы посмотреть, чем закончится эпизод. Вероятно, вмешаться в ситуацию ей просто не приходило в голову. Своим молчанием эта мама по сути дела «положила кирпич» (вероятно, не первый) в формирование жадности и бесчувственности своей дочери.


Издержки хорошего воспитания

Старшего сына мы с мужем старались воспитывать по всем правилам, черпая умные советы из книг для родителей и исходя из своих жизненных убеждений. Одна из первых заповедей - ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делиться с друзьями, с большей радостью отдавать, чем брать. Когда Илюша все это усвоил, он начал самостоятельно творить добрые дела. Ребенок шел гулять с ведерком, совочком, формочками и с машинкой, а через пятнадцать минут возвращался с просьбой дать ему еще машинок и конфет. При этом с сияющими от восторга глазами рассказывал, как рады были детки, которые получили от него такие хорошие подарки. Пришлось вносить коррективы в воспитательные постулаты и объяснять, что лучше давать игрушки не навсегда, а только поиграть. Как-то раз Илюша вернулся без нового автоматического лунохода, который дал на время незнакомому мальчику. Сын поел и поспешил во двор, но... луноход исчез бесследно. Мы много времени посвятили тому, чтобы привить Илюше чувство любви к животным, особенно больным и несчастным. После чего в квартире стали «стаями» появляться бездомные кошки, собаки, птицы… Судьбы многих из них заканчивались, естественно, трагически, и тогда мы хоронили погибших в парке. Хотя до этого приходилось их мыть, выкармливать и лечить. Хорошо еще, что мы не подхватили какую-нибудь инфекцию!

Каждый малыш уникален, наш, в частности, оказался слишком восприимчивым к тому, что ему внушали. Они еще так наивны и доверчивы, наши маленькие детки, так многое понимают буквально. Как быть? Не воспитывать, не внушать? Ни в коем случае! Это тоже крайность.

Просто, как и во всем другом, здесь хороша мера и индивидуальный подход к конкретному человечку в конкретной ситуации, способность корректировать что-то в процессе воспитания.

По мнению психологов, уже в детских садах, а позднее и в школе, дети с узкоэгоистическими мотивами самоутверждения не пользуются поддержкой и одобрением своих сверстников. Их никто не любит, у них нет друзей. Это вызывает чувство упрямства, обидчивости и агрессивности. Даже когда ребенок становится лидером в учебе, для него отсутствует самое главное - чувство взаимных симпатий. Никто за него не переживает, никто его не поддерживает, никто вместе с ним не радуется. И победитель озлобляется. Так возникает первый конфликт между личностью и коллективом. И истоки его нужно искать в семье, где родители не сумели воспитать в ребенке желание быть добрым, щедрым и общительным.

Какими мы хотим видеть своих детей? Добрыми, жизнерадостными, смелыми, умными, уверенными в себе. Мы сознательно ставим качество «доброта» на первое место в своей иерархии ценностей. Потому что хотим, чтобы, наших детей любили, чтобы они жили, окруженные этим прекрасным чувством. Хотим, чтобы они чувствовали себя любимыми (а значит и счастливыми) в семье, в детском саду, в школе, на работе. Дети сталкиваются со злом, предательством, завистью, ненавистью. Жизнь есть жизнь. Но мы не хотим, чтобы они ожесточились, стали равнодушными и циничными, перестали верить в любовь. Пусть они растут добрыми, умеют любить, сочувствовать и прощать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 42»

Консультация

«Научите ребёнка делать добро»

Выполнила:

Григорькина В.М.

Саранск,2015.

Добро - это утверждение жизни раскрытие человеческих сил.

Что ты делаешь другим, ты делаешь и себе самому.

Эрик Фромм.

Какими мы хотим видеть своих детей?

Добрыми, жизнерадостными, смелыми, умными, уверенными в себе. Мы сознательно ставим качество «доброта» на первое место в своей иерархии ценностей. Потому что хотим, чтобы, наших детей любили, чтобы они жили, окруженные этим прекрасным чувством. Хотим, чтобы они чувствовали себя любимыми (а значит и счастливыми) в семье, в детском саду, в школе, на работе. Дети сталкиваются со злом, предательством, завистью, ненавистью. Жизнь есть жизнь. Но мы не хотим, чтобы они ожесточились, стали равнодушными и циничными, перестали верить в любовь. Пусть они растут добрыми, умеют любить, сочувствовать и прощать. Подобное притягивает подобное.

Бытует мнение: если ребенок обласкан всеми домашними, то жестоким быть не может. К сожалению, это заблуждение. Он успел с вашей помощью так оценить "себя любимого", что становится грозой детей в своем дворе и в детском садике. Он лучше всех, значит, другие должны подчиниться. Как бы вы ни любили ребенка, умеренная строгость, последовательность в требованиях не причинят ему вреда.

Как же развить в нем добрые чувства, ведь он еще мал и не понимает высоких материй?

В каждом ребенке живет постоянная подсознательная потребность (одна из самых главных и вечных) в чувстве собственной значимости. Помогите ему использовать свое превосходство и силу не во зло, а в добро. Заведите какую-нибудь живность: котенка, щенка, попугайчика или морскую свинку. Пусть это будет его забота . Пусть малыш поймет, что его подопечный - существо беззащитное и чрезвычайно нуждается в его внимании, заботе, доброте. И тогда уже он никогда не пнет ногой бездомного кота.

Прибегайте к сказкам : богатыри ведь всегда были добрые и защищали слабых. Это обязательно скажется в его поведении во дворе - он не позволит обидеть маленького или слабого ребенка. Особый разговор об отношениях с детьми, имеющими физические недостатки. Объясните своему ребенку, что человек, страдающий недугом или имеющий физический недостаток, не может быть предметом насмешек или даже травли, ведь он не виноват да к тому же немало страдает.

Рождение младшего братишки или сестренки может быть толчком к развитию заботливости. Ребенок учится делиться лакомствами и игрушками с маленьким. Перестанет быть эгоистичным, что часто можно наблюдать в семье с единственным ребенком. Родителям нужно вместе с первенцем заботиться о малыше, вместе любить его, а не отстранять старшего ребенка от помощи, мотивируя это тем, что первый ребенок еще маленький. Соучастие в заботе и в уходе формирует готовность прийти на помощь и умение оказать ее.

Такова уж человеческая природа, что все положительное приходится долго и кропотливо воспитывать, а все отрицательное внедряется легко и без нашего вмешательства.

Многим родителям кажется совершенно несущественным, выполняет ли их малыш какую-то мелкую работу по дому - мытье посуды, уборку квартиры. А ведь это тоже доброта - уже по отношению к своим родителям, бабушке с дедушкой. Добрый человек всегда ориентируется на других людей, он видит и слышит их. Сначала необходимо прививать внимательность ребенка к членам семьи, а затем и к другим людям. Он может, стоя на стуле, мыть небьющуюся посуду, нести в рюкзаке часть продуктов из магазина, брызгать листья растений, вытирать пыль, пылесосить, мыть шваброй полы. Конечно, ребенок не сделает это так же качественно, как это делаем мы. Но ведь главное в другом – научить ребенка получать удовольствие, когда он делает приятное и хорошее другим. Только не следует материально награждать и захваливать детей за ласку, за внимательность, заботу и помощь. Достаточно спокойных слов одобрения: ребенок должен привыкнуть считать такое поведение нормой.

Ребенок, привыкший к тому, что большие и малые блага достаются ему без всякого труда, вряд ли обрадуется новой для него обязанности (возможно, единственной), но вы уж, пожалуйста, будьте последовательны. Приучать их к помощи по дому нужно с трех-четырех лет - так будет проще и правильнее.

С каждым годом объем разовых поручений и постоянных обязанностей по дому необходимо увеличивать, понемногу повышая сложность домашних дел, требующих более четкой координации движений и осмысленного отношения. Особенно важно добиться понимания ребенком того, что свои обязанности он должен выполнять без каждодневных напоминаний и понуканий.

Приученный помогать близким, он навсегда сохранит эту привычку, а доброта станет потребностью его души.

Ребенок программирует себя по нашему образцу и подобию. Какие мы, такие и наши дети. В большинстве случаев они – наше зеркало. Как часто видят нас наши дети раздраженными, недовольными, равнодушными, с сердитым или перекошенным от злости лицом? Как часто слышат они наши крики, оскорбления, упреки, негативные отзывы о других людях? Ответим честно на эти вопросы, и будем помнить, что воспитание детей начинается с самовоспитания, с личного примера.

С ребенком можно поиграть в игру «Хорошие поступки» – предложить периодически делать сюрпризы знакомым и незнакомым людям. Например, подарить цветы (дачные или полевые) продавцу из соседнего магазина, угостить ребят из песочницы конфетами, отнести подарки в дом ребенка, нарисовать яркую картинку, написать на ней хорошие пожелания (при помощи мамы) и опустить в соседский почтовый ящик, выучить песенку про бабушку и спеть ей и т. д. Замечательно, если вы научите ребенка делать приятное другим людям просто так, без повода и не в праздники.

Совершая добрые поступки, у ребенка повышается самооценка, он чувствует себя хорошим и нужным, учится не только брать от жизни, но и отдавать. Это нужно делать, потому что в более старшем возрасте родители сталкиваются с непослушанием и эгоизмом своих детей.

Нравственное развитие нельзя ставить в ущерб интеллектуальному и физическому. Пронаблюдайте за своим ребёнком: умеет ли он сочувствовать другим людям? Жалеет ли ребенок вас, когда вы плохо себя чувствуете или заболели? Или остается равнодушным и ведет себя так, как всегда? Сочувствие возможно только тогда, когда мы знаем и можем различать свои собственные чувства. Только тогда мы можем уловить то или иное чувство, испытываемое другими. Если ребенок будет определять свои эмоции, переживания, он сможет увидеть их и в других людях.

Обсуждение книг, мультфильмов, реальных жизненных событий также помогут ребенку стать внимательным к тому, что происходит вокруг него и с окружающими его людьми, научит замечать, когда люди радуются и огорчаются, понимать причины их эмоционального состояния. Нужно ли детей учить прощать своих обидчиков? Конечно, да. Иногда родители сами не прощают тех, кто сделал им больно или предал. Эта обида и злость, находящиеся внутри нас, сказывается негативно не на наших обидчиках, а в первую очередь на нас с вами. Если вашего ребенка обидели, помогите ему сделать вывод, что есть люди, с которыми не стоит дружить и общаться. Учите его давать сдачи, умению постоять за себя, но не допускайте, чтобы злость, месть, обида пустили корни в его душе. Уметь прощать – значит принимать людей такими, какие они есть, не застревать на своих негативных переживаниях и продолжать радоваться жизни.

Испокон веков философы и религиозные мыслители спорили, человек – добро или зло? Существует догма о врожденном от природы зле человека. Представители гуманистической этики настаивают, что человек от природы добр.

Трудно с этим не согласиться. Смотря на лица младенцев, маленьких детей, трудно найти в них что-то злое и отталкивающее. Какими вырастут наши дети, какой выберут путь – это зависит только от нас.


СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО

Подготовила:

Неделина Е.М.

Воспитатель ГПД

г. Липецк 2015

Пояснительная записка

Актуальность

«Доброта-это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни от человека» М. Пришвин.

Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих, особенно в нынешней ситуации, когда в обращение внедряются западные догмы, искажается отечественная история, гиперболизируется власть денег, нивелируется роль труда. Но каким должен быть добрый человек? В чем выражается доброта?

Цель мероприятия: нравственное воспитание младших школьников посредством совершения добрых поступков

Задачи:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела;

Уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их последствиях;

Побуждать детей к положительным поступкам и делам;

Закреплять знания правил вежливого общения;

Формировать познавательные и коммуникативные умения, уважение к окружающим взрослым и сверстникам

Адресат: мл школьники в количестве 30 человек

Беседа «Спешите делать добро»

Цели: формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе; развитие логического мышления младших школьников; дальнейшее развитие представлений о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

    Орг. момент .

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы побеседуем на тему» Спешите делать добро»

2 Беседа о добре

Порой мы часто слышим по радио и телевидению «Спешите делать добро!», «Доброта спасет мир!» А что такое доброта? А поможет нам разобраться в этом вопросе стихотворение:

Добрым быть совсем- совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, ни конфета.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит.
Радуются взрослые и дети.

Мы сейчас прослушали стихотворение, из которого нам стало ясно, что доброта ни пряник, не конфета, что с годами доброта не стареет и от холода согреет. Так что же такое доброта?

Доброта- милосердие, помощь, взаимовыручка. По словарю С.И. Ожегова, доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать хорошее другим.

Послушаем еще одно стихотворение:

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом.

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Скажите, а каких людей мы называем добрыми? Добрыми мы называем таких людей, которые совершают хорошие добрые поступки для других, неважно для кого: для близких, друзей, знакомых и незнакомых. А также тех, которые призывают к хорошим взаимоотношениям. А совершать хорошие поступки мы будем ради своей выгоды или просто из хороших побуждений? Конечно из хороших побуждений!

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою Доброты,

И радость помоги найти кому-то.

Как бы жизнь не летела

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идет доброта по земле,

(хором) И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.

Чтобы сердце горело

А тлело во мгле

(хором) Делай доброе дело-

Тем живи на земле!

Ребята, а что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям? (ответы детей)

3 Работа с пословицами .

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Существует множество пословиц и поговорок о добре. Посмотрите на доску: в одной части доски расположены начало пословиц, а другой части - их продолжение. Вам нужно составить пословицы и объяснить их значение.

Доброе слово лечит, а говори смело.

Про доброе дело злое калечит.

Добро помни, а дороже богатства.

Доброе слово зло забывай.

Молодцы. Справились с заданием. Какие пословицы и поговорки о добре знаете вы?

Учись доброму- дурное на ум не пойдет.

Жизнь дана на добрые дела.

На добрый привет добрый ответ.

Доброе слово, что дождь в засуху.

За доброго человека сто рук.

За добро добром плати.

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом и чтобы это общение приносило радость.

4 Игра «Словарь вежливых слов»

В народе, как видите, к доброте относились всегда по-особому. Есть такая пословица «Доброе слово и кошке приятно» Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Т.е. еще один шаг к доброте-доброе слово. Добрые слова говорят вежливые, культурные люди. А сейчас мы выясним, знаете ли вы вежливые слова. В стихотворение нужно вставить подходящие по смыслу слова.

Растает ледяная глыба

От слова доброго (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь(здравствуйте),

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

А как по-другому называют вежливые слова? (Волшебными).

А как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? Их сила зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом: спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными.

5 «В мире сказок»

Но помогают нам быть вежливыми и культурными не только наши родители, учителя, но и старые добрые сказки. Ведь именно в них добро всегда побеждает зло. Я буду называть сказочных персонажей, а вы будете говорить добрые они или злые и почему?

Баба Яга? А Карабас Барабас?

Тогда назовите мне добрых персонажей. А какой самый добрый сказочный герой?

Правильно. Кот Леопольд. Давайте споем его песню «Если добрый ты»

Дождик босиком по земле прошел,

Клены по плечам хлопал…

Если ясный день, это хорошо,

А когда наоборот плохо.

Слышишь, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот трудно.

Рассыпая смех звучно…

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот- скучно!

А теперь давайте вспомним все то, о чем мы с вами сегодня говорили и попробуем сформулировать правила для того, чтобы наш мир стал добрым и светлым.

1 Добро помни, а зло забывай

2 Говори вежливые слова

3 Совершай хорошие добрые поступки

4 Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.

Народная мудрость гласит «Доброта, что солнце». Я сейчас вам раздам по солнышку, где будут написаны эти правила, а на лучах солнца мы будем записывать добрые дела. Это будет у нас «копилкой добрых дел». И пусть это солнышко будет символом добра, тепла и дружбы. Будьте добры, не обижайте друг друга и умейте прощать обиды. Я благодарю всех за теплый разговор и за добрые слова. И хотелось бы закончить стихотворением:

Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!

“Красоту уносят годы – доброту не унесут”.

(Пословица)

В своей воспитательной работе я уделяю большое внимание процессу совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива.

Главной целью для развития коллектива:

  • создание дружного классного коллектива с навыками самоуправления;
  • воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения самостоятельность детей в учебном процессе и других видах деятельности.
  • воспитание быть добрым и милосердным;
  • формирование общения и доброжелательных отношений в коллективе;
  • совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей;
  • развитие умений и навыков умственного труда;
  • воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду:
  • воспитание эстетической культуры;
  • физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;
  • развитие самостоятельности;
  • интеллектуальный и личностный рост учащихся;
  • отношение и прелесть русской природы.

Ключевыми понятиями, которые характеризуют сущность воспитательной системы класса, являются "индивидуальность", "самостоятельность", "доброта", "творчество", "активность", "коллектив", которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Учитываю, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его "духа", а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, объединяться для решения социальных задач, делать добро, а самое главное, видеть результат своей деятельности. Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы. Их можно назвать, как заповеди:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Стремись найти свою цель в жизни!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
  • Лучше отдай свое, чем возьми чужое!
  • Воспринимай чужое несчастье и горе как своё собственное.

Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия.

Что такое доброта?

Л.Н. Толстой писал: “Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное”.

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Она избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. В народе существует много различных пословиц и поговорок, говорящих о доброте.

Вот некоторые из них:

“Добро творить - себя веселить”, “Делай добро - не получишь зла”,

“От ласкового слова в избе светло”, “ Добрые дела красят человека”,

“Жизнь дана на добрые дела”, “Добро век не забудется”.

“Доброе сердце лучше богатства”, и др.

Эти пословицы я очень часто употребляю на уроках русского языка и чтения. Делать добрые дела, на первый взгляд могут показаться, что ничего особенного в них нет. Ну что такое - пойти и сделать доброе дело, что от этого изменится, каждый день что-то доброе происходит. А изменится очень многое.

Делать добрые дела можно по-разному: уступить место бабушке в троллейбусе, угостить знакомого ребенка шоколадкой, перечислить деньги в какой-то фонд, например: в детский дом, подарить вещи, книги, игрушки, или просто улыбнуться прохожему, принять участие в акции “Помоги собраться в школу” и т.д. - все это добрые дела. Ребенок не рождается добрым или злым. Таким он становится в зависимости от воспитания, условий жизни, примера окружающих.

В семье ребенок приобретает первый опыт нравственных отношений, именно здесь закладываются основы доброты, внимательности, чуткости, заботливости по отношению к людям, умение делить с другими счастье и горе.

О доброте впервые ребенок узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость.

Воспитание у детей добрых чувств - это значит, первое, чему надо научить ребенка - не разрушать природу, второе - научить быть ее защитником, например, собирать семена деревьев и цветов, зимой подкармливать птиц, ухаживать за комнатными цветами, посадить растения (рис.1) и ухаживать за растениями в ближайшем окружении. Доброй традицией стали трудовые десанты по чистоте школьного двора, и красоте его. Любят трудиться все – посадили тюльпаны. Они видят пользу своего труда. Воспитание бережливости - длительный процесс. Также с ранних лет необходимо воспитывать чувство времени, умение беречь его. Ребенок должен знать свой режим дня: время утреннего подъема, занятий в школе, прогулок, развлечений, игр...

Рисунок 1

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для меня.

Я, да и не только я, а все мы сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. В центре внимания ставлю воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения, быть добрым и милосердным.

С первого класс каждый учащийся живет в своей группе из 5 человек. У каждого есть свои поручения. Учу их помогать одноклассникам, участвовать при подготовке к мероприятиям, быть внимательным к больным детям (при заболевании одноклассников - ему приносят тетради и задание или сообщают по телефону). Ведь общение - суть жизни человека.

Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость познания совместного труда, совместной игры, отдыха, где каждый увлеченно и старательно участвовал. Работа проводится ненавязчиво, а как бы само собой. С первого дня школьника учу делать доброе. А начинается это с возложения цветов Герою Отечественной войны к мемориальной доске на улице Лебедева, находящей недалеко от школы, где дети впервые узнают о мужестве, доблести и героизме Героя Советского Союза Михаила Васильевича Лебедева, почему именно здесь находится мемориальная доска и о том, что в честь Михаила Васильевича Лебедева установлены мемориальные доски не только на нашей улице, а на здании школы вд. Немда – Обалыш и бывшего педагогического училища в пгт Новый Торъял. Его имя носит улица в п. Новый Торьял родная Немдинская школа также названа его именем. В 1976 году в школе был открыт музей М.В. Лебедева. Провожу экскурсии с обязательным возложением цветов к. памятникам Воинской славы и Воинам Афганистана (рис.2).

Рисунок 2

Доброта начинается с любви к людям, прежде всего к самым близким.

Стараюсь развивать чувство любви к окружающей природе и людям; учу ненавидеть зло и равнодушие, учу видеть прекрасное в окружающей природе, воспитываю не только любовь к животным, но заботу.

Это подтверждают записи из портфолио и сочинений: Вот, например, из портфолио ученицы 1 класса: “Однажды мы с мамой возвращались домой из школы. В подъезде была небольшая собачка. Она тряслась от холода, а на улице был мороз. Мы взяли её домой. Мы взяли её домой и накормили. Но она через некоторое время стала скулить и проситься на улицу. Мама сказала, что она, наверное, просто потерялась и озябла, вот и спряталась в подъезд погреться. Мы её выпустили. А на другой день она подбежала к нам и стала ласкаться. А потом подошел хозяин собаки. Мы рассказали ему, как мы познакомились с его другом. Он сказал нам “ большое спасибо за то, что мы приютили её”....

Ребята писали, что не обязательно брать животных домой, можно позаботиться о бездомных животных, просто накормить их или отвезти их в ближайший приют.

Мои ученики участвовали в конкурсах “Защитим лес”, “Зеркало природы”, в конкурсе Всероссийского детского экологического форума “Зеленая планета” и были награждены грамотами и дипломами.

О доброте дети узнают из сказок, например, рассмотрим сказку “Морозко”. Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбы справляли?

Для того чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, я использую карточки-символы. Для этого возможны и кружки различных цветов, разумеется, условных:

Красный кружок - радуюсь;

Синий - мне жалко;

Желтый - хочу помочь;

Зеленый - справедливо;

Коричневый - несправедливо.

Вначале выясним с помощью кружков-символов, как оценивают дети поступки героев сказки. И сами для себя выберем желтый кружок, объясняя детям: “Хочу помочь бабе и ее дочке, мне кажется, что слишком жестоко с ними поступил Морозко”. А потом предлагаю детям придумать более человечный способ как перевоспитать злую мачеху и ее ленивую дочь.

Читая сказку “Лиса и журавль” (о том, как они ходили друг к другу в гости, угощали друг друга), которая заканчивается сказка, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости. Как аукнется, так и откликнется, - такова идея этой сказки. В данном случае тоже использую карточки-символы. Изменить конец сказки по плану, как исправить положение и сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.

При помощи сказок можно учить детей решать возникшие противоречия. Нас взрослых постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Научить видеть, понимать, решать противоречия - это значит научить детей думать и придумывать, то есть творить. Гораздо важнее сотворить маленькое добро, но важнее научиться придумывать. И дети придумывают и превращают, например, горошину в кусочек льда в сказке “Принцесса на горошине”.

Или в сказке “Гуси-лебеди” рекомендуемый проблемный вопрос: “А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке - что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?” Может быть, она сама что-нибудь придумает? Проблемные вопросы можно встретить почти во всех сказках. Например, если бы не прибежала мышка в сказке “РЕПКА, или в сказке “ Красная Шапочка”: а если бы не подоспели дровосеки?

В сказке “Петушок и бобовое зернышко очень хотел съесть петушок зернышко, но ведь видел, что оно уж очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие - хочется, но нельзя. А ведь можно было решить вопрос безопасно для героя: раздробить зернышко на мелкие кусочки.

Очень яркий пример противоречий в сказке К. Чуковского “Бармалей”: знали ведь дети, что нельзя в Африку идти самим, а пошли…

Таких примеров можно привести много.

А вот в сказке “Кот в сапогах” мы предлагается рассмотреть пословицу “Чужими руками хорошо жар загребать”. Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки? Важно не опоздать с главным - научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

В сказке “Рукавичка” нравственный урок предлагает раскрывать с помощью следующей поговорки: “В тесноте, да не в обиде”. Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Понять их на доступном уровне школьнику и творчески решать противоречия – дед, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (бабушка свяжет новые рукавички).

На уроках чтения, используя тексты, стараюсь расширить представления детей об истинном товариществе и верной дружбе. Пытаюсь помочь детям разобраться в поведении и поступках детей, почувствовать красоту добра и осудить зло. Например, при чтении рассказа Н. Богданова “Солдатская каша”, ребята при характеристике бойца - повара отметили его главную черту характера: доброту - “Он накормил голодных детей, несмотря на то, что это были дети врагов. Он понимал, что дети не виноваты”.

Все это помогает мне воспитывать не только добрые чувства, но и творчество, помогает воспринимать реальную действительность в более светлых тонах и воспитывать позитивное отношение ко всему окружающему.

На уроках технологии первостепенной задачей считаю воспитание у ребенка чувства радости, которое создается трудом и что только в труде окружающий мир делается лучше. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками изделий! А особенно при изготовлении подарков и сувениров для родителей, бабушек или друзей. Это подтверждают изделия (рис. 3-6).

Одной из важнейших задач является – заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманные изделия. На изготовление их требуется определенные волевые усилия, ребенок встречается с трудностями и пытается их самостоятельно разрешить. Необходимо вовремя заметить это и помочь преодолеть препятствия, тем самым формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Работая в маленьких группах или в парах, позволяет сформировать навык дружной коллективной работы, умения договориться между собой при распределении и выполнении изделий, а также способствует развитию личности ребенка.

Разъясняя важность и необходимость работы сообща, дружной, быстротой и аккуратной, сравниваю с трудом взрослых, которые трудятся на заводах и фабриках бригадами.

Коллективный труд (рис.7) позволяет сформировать у детей дружеские и доброжелательные отношения, взаимопомощь, товарищество и побуждают ребят к выполнению других более сложных работ. Сколько искренней радости, восторга приносят замысловатые поделки, изготовленными своими руками. Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия. Какой восторг вызывает у детей поделка, изготовленная на уроке технологии. При изготовлении, которой формируется не только комплекс знаний и навыков, но главное её можно использовать как сувенир для ветеранов (рис.8, 9), пожилых людей (рис.10, 11).

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

В начале учебного года 3 класса провожу сочинение на тему: “Каким бы ты хотел видеть наш класс?”. Ребята фантазировали, придумывали различные истории, которые бы улучшили и облегчили труд учителя, мечтали о том, чтобы все учились только на 4 и 5”, чтобы все были дружными, добрыми, отзывчивыми критиковали себя и искренне верили. Что их класс будет таким через некоторое время.

Недавно, перебирая записи из сочинений прошлых лет, я нашла очень интересные высказывания в них “Я хотела бы учиться в таком классе, где бы ребята добрыми делами и оценками радовали учителя и родителей, были смелыми и добрыми, а самое главное - всегда были бы дружными. (Аня.)

А мечта этого высказывания в сочинении Сергея К. (1991 г.) сбылась: “Хочу, чтобы учителям не приходилось долго стоять у доски и писать мелом, отчего пачкаются руки. Достаточно как на печатной машинке слова будут появляться на специальной доске. В таком классе годовую программу можно изучить за половину года, а остальное время гулять, заниматься спортом, ходить в кино”.

“Я хотела учиться только в своем классе. Если кто-то заболел, ребята навестят и принесут ему задание. Я хотела бы учиться в классе и, чтобы всегда была с нами первая учительница”. (Наташа).

“Я хочу учиться в своем классе. Если ты стал плохо заниматься, тебе помогут понять твои ошибки. Правда есть недостатки в нашем классе, ученики забудут то тетрадь, то задание выполнить. Но зато все очень любят трудиться, а особенно коллективно и делать, что- то полезное для других”. (Юля.)

С первых лет обучения учу детей творить добро и быть милосердным.

Неправда, что этому нельзя научиться. Можно. Ведь доброе, отзывчивое отношение к человеку - это теплота, заботливое отношение к людям - это внимание. Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

Доброй традицией становится у детей делать приятно к окружающим: будущим первоклассникам (рис.12) или просто для учителей школы (рис.13).

Рисунок 12

Рисунок 13

В своих сочинения на тему “Что такое добро” дети писали:

- “Добро – это просто. Нужно поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Доброта и милосердие делает человека человеком. Человек не должен относиться равнодушно к горю другого человека. Каждый человек должен совершать добрые дела. Чем больше, тем лучше. Тогда люди будут дружными”. (Марат)

- “Однажды я подала руку старушке и помогла ей спуститься с троллейбуса. Она сказала: “Дай Бог тебе здоровья”. Я думаю, что добрые дела надо делать не за награду, а от чистого сердца. От этого становится хорошо на душе”. (Гульшат)

- “На нашей планете существует и добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела. Злые дела приносят горе и несчастья в семьи. А добрые дела никогда не забудутся. Я думаю, что всем людям нужна только доброта. Пусть будет побольше добрых людей, которые будут делать только хорошие дела и говорить добрые слова, ведь добрые слова дороже богатства”. (Лиза)

На протяжении моей работы, каждый выпуск был по-своему дружным и с добрыми намерениями, возможно, не все проблемы были решены до конца. Но очень хочется верить, что я сумела заложить в их сердца семена добра и научила дорожить дружбой. Доброта делает ребят отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь, воспитывает умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувство ответственности при работе в группах, развитие творческих способностей. И как бы жизнь не летела, продолжаю сеять семена и учить делать доброе дело, ради счастья детей.

Литература

1. Алексеенко В. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольника, М., 2008.

2. Кротов В. “Капризы и обиды”, М., 2007.

3. Петрова В.И. “Этические беседы с детьми”, М., 2007.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх