Гиперактивный ребенок: что делать маме? Беспокойный ребенок.

Любовь Кулагина
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности

Кулагина Любовь Леонидовна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 227»

Мотовилихинского района г Перми.

БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК .

СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Многих родителей беспокоит , что их дети недостаточно внимательны, неусидчивы, рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений – синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ) . Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму, плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься : он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома – 6-7 лет . Его главными характеристиками являются : чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организационных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.)

Но и самые обычные дети бывают порой очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных . Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных . Если ваш ребенок полон энергии , если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен . Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться , не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливать» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности . Шумный «ребенок-баловник » или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, но полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства . И, наконец, ребенок , имеющий отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных . Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного , существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенок наверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте : он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, у него все время текли слюнки. Многие из ниже перечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста.

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью , ознакомьтесь с тестом на гиперактивность . Похоже на детскую игру «Найди 5 отличий»

Активный ребёнок :

Большую часть дня не «сидит на месте» , предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома , но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице» , но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребёнок :

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно . У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства : палки, камни…

Если в возрасте до 7 лет проявляются перечисленные моменты, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.

Установите причину гиперактивности , проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция) . Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.) .

Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.

Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.

Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» - неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.

Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал .

Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.

Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.

Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребёнку больше , чем другим детям, необходимо придерживаться золотой середины в питании : поменьше жирного, острого, солёного, копчёного, побольше варёного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещё одно правило : если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его!

И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.

В педагогической и психологической литературе представлено большое количество игр с гиперактивными детьми . Предлагаем Вам некоторые из них.

«КЛУБОЧЕК» (Черепанова Г. Д.)

Цель : обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

«АРХЕОЛОГИЯ»

Цель : развитие мышечного контроля.

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей . В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребёнка. Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки : лодочки, тряпочки, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.

Гиперактивный ребёнок – особый , являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит . Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неуверенности в себе.

Здравствуйте,
напишите, пожалуйста, может ли подобная проблема быть психологической и являться признаком какого-либо расстройства или же просто мне не хватает двигательной активности.
Мне бывает очень тяжело сидеть или стоять на одном месте, например, на работе. Было такое, что тяжело было ехать в метро, я выходила на каждой станции и ходила по платформе и потом садилась в следующий поезд. Т.е. стоять или сидеть на одном месте было невыносимо. Подобное было и в школе, на перемене я постоянно ходила по лестнице. В детстве мне рассказывали, что я любила ходить кругами.

Ответы психологов

Евгения, добрый день.

В вашем письме крайне мало информации, для того, чтобы ясно ответить на ваш вопрос. При одних обстоятельствах это признаки невроза, при других это ничего не значит.

Если ваша подвижность и ходьба кругами усиливается при волнении, тогда скорее всего это расстройство.

Для более точного ответа нужна встреча и беседа с вами очно или по Скайпу.

Бирюкова Анастасия, ваш Гештальт терапевт по Skype в любой точке мира

Хороший ответ 7 Плохой ответ 0

Да, это может быть связано как с личными особенностями (например - повышенной внутренней тервожности) - так и являться "частичкой" какой-то бОльшей проблемы. Но - "по одному изолированному проявлению ("симптому") говорить о чём-то большем - бессмысленно", это будут лишь "фантазии".

Если хотите разобраться - приходите на очную консультацию, обсудим с вами вашу ситуацию и подумаем о поиске решения проблемы.

Могу предлложить вам пройти тест, там есть шакла тревожности:

http://psy-therapist.ru/content.php?r=133-ito

Пётр Юрьевич Лизяев, психолог -психотерапевт
Очные консультации/психотерапия в Москве - индивидуально и в группе, а так же по Skype.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Евгения! действительно, сказать заочно, что с Вами происходит невозможно. НО - является ли это проблемой для Вас? если ДА - тогда Вам нужно очно обратиться к врачу-психотерапевту, так как именно врач сможет оценить Ваше состояние и при необходимости назначить лечение. Психолог же не врач и не в его компетенции проводить диф.диагностику и ставить диагнозы. Да, это может быть повышенным уровнем личностной тревоги , возможно, состояние, связанное с тревожностью, либо проявление иного состояния. Чтобы понять и на самом деле разобраться в том, что с Вами происходит, как это называет и требует ли это коррекции, нужна консультация врача. Если решитесь - можете обращаться ко мне - смогу дать координаты специалиста.

Шендерова Елена. Москва. Возможна работа по телефону, skype, watsapp.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Маленькие дети, как правило, энергичны и легко отвлекаются. Когда им нужно спокойно сидеть и хорошо себя вести, они начинают ерзать, капризничать и испытывать дискомфорт. Это совершенно нормально, и не стоит беспокоиться, если продолжительность концентрации внимания вашего ребенка, похоже, не превышает минуту. Тем не менее, в некоторых ситуациях вам необходимо заставить ребенка спокойно сидеть на месте. В этой статье вы найдете множество полезных советов!

Шаги

Часть 1

Развивайте способность ребенка сидеть спокойно

    Пусть ребенок потренируется сидеть спокойно. Большинству малышей этому навыку приходится учиться, но вы можете попрактиковаться в домашних условиях. Для начала пусть малыш потренируется сидеть у вас на коленях в течение одной минуты. Дайте ребенку задание сидеть как можно неподвижнее. Постепенно увеличьте время, пока ваш ребенок не научится сидеть на месте в течение более длительного времени.

    • Старайтесь не развлекать ребенка во время этих тренировок. Игры, щекотка, пение и т.п. противоречат цели задания: вы же пытаетесь заставить ребенка научиться спокойно сидеть без развлечений.
    • Когда у ребенка будет заметен прогресс в этом упражнении, вы можете пересадить его на стул. Сядьте рядом с ребенком и дайте ему задание сидеть на месте.
  1. Почитайте ребенку вслух. Это спокойное, требующее внимания занятие, развивающее способность ребенка сосредотачиваться и сидеть спокойно. Научите малыша обращать внимание на детали: задавайте вопросы и показывайте интересные детали на иллюстрациях.

    Поощряйте художественную деятельность. Предоставьте ребенку бумагу, цветные карандаши и краски. Это интересное занятие для малыша, которое также увеличивает продолжительность концентрации внимания. Поощряйте ребенка закончить картину, прежде чем перейти к другому занятию.

    • Поначалу лучше принимать участие в этих занятиях вместе с ребенком. Ваше внимание может заставить ребенка сосредоточиться на художественной деятельности в течение более длительного периода времени. Когда он станет более сосредоточенным и внимательным, вы можете предоставить ему свободу действий и наблюдать со стороны.
  2. Играйте в спокойные игры, которые требуют внимания. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок играл в кубики, головоломки и другие игры, которые не связаны с физической активностью. Эти игры помогают малышам развивать память, мелкую моторику, координацию движений и способность спокойно сидеть на месте.

    Внесите спокойные моменты в распорядок дня вашей семьи. Регулярно организовывайте спокойные занятия, когда все члены семьи спокойно сидят все вместе. Это может быть момент перед едой или специально отведенное время для спокойного чтения. Если ребенок видит, как его родители, братья и сестры моделируют соответствующее поведение, он быстрее учится.

    Используйте прием пищи в качестве практики. Маленькие дети должны научиться спокойно сидеть за столом во время еды. Дайте ребенку понять, что бегать во время еды неприемлемо, что он должен спокойно сидеть на месте, и что он сможет встать из-за стола и вернуться к играм только после того, как закончит есть. Поскольку приемы пищи столь регулярны, они предоставляют ребенку отличную возможность попрактиковать необходимые навыки.

    • Подавайте пример во время приема пищи. Когда вы обедаете в семейном кругу, не вставайте, чтобы ответить на телефонные звонки или проверить, что идет по телевизору.
    • Вы можете разрешить ребенку есть в компании куклы или плюшевого мишки. Скажите ребенку, что кукла или мишка не должны прыгать по всему столу.
  3. Награждайте усилия ребенка. Когда малыш прекрасно справляется с непростой задачей сидеть на месте или концентрировать внимание, обязательно похвалите его, причем не ограничивайтесь общими фразами, а сделайте похвалу конкретной. Вы можете предложить небольшое вознаграждение – кусочек шоколада, прогулку в парке – за особо хорошее поведение.

    Часть 2

    Помогайте ребенку сидеть спокойно
    1. Подготовьте ребенка. Заранее подготовьте ребенка к ситуации, когда он должен будет сидеть на месте. Объясните малышу, что это будет за ситуация и какое поведение от него ожидается. Типичные ситуации включают в себя:

      • Ресторан. Хорошее поведение за столом еще более необходимо в ресторане, чем дома. Не ждите чудес – выберите ресторан, подходящий для семей с маленькими детьми – но объясните малышу, что он должен спокойно сидеть на месте и хорошо себя вести.
      • Парикмахерская. Если ваш малыш крутится, ерзает и прыгает, будет очень трудно сделать ему хорошую стрижку. Объясните это ребенку заранее, и скажите, что он должен сидеть на месте и смотреть на свое отражение в зеркале.
      • Медицинские осмотры. Дети должны сидеть на месте во время медицинских осмотров, особенно при сдаче крови на анализ и других процедурах. Подготовьте ребенка заранее. Во время осмотра или процедуры попытайтесь занять ребенка. Отвлеките его, указывая на красочные картины или рисунки, и используйте воображение: капля крови может быть божьей коровкой или малиновым соком.
      • Церковь, концерты и театральные представления. Опять же, подготовьте ребенка заранее. Тем не менее, имейте в виду, что ребенок может быть не в состоянии высидеть всю церковную службу или весь концерт. Планируйте делать небольшие перерывы, выходите с ребенком на улицу, чтобы он дал выход своей энергии.
    2. Убедитесь, что основные потребности ребенка удовлетворены. Вы не можете ожидать от голодного, испытывающего жажду, измученного, или испытывающего иной дискомфорт малыша, чтобы он спокойно сидел на месте и безукоризненно вел себя; у вас нет шансов на успех.

    3. Отвлеките ребенка. Когда ваш ребенок должен спокойно сидеть на месте, будь то во время приема пищи или на приеме у врача, попробуйте отвлечь его. Привлеките внимание ребенка к картине на стене, отражению в зеркале, глупой песне или рассказу и т.д. При необходимости захватите с собой его любимые игрушки, книжки с картинками и еду.

      • В редких случаях вы можете воспользоваться мультфильмом или электронным устройством. Это может помочь, когда вам действительно необходимо, чтобы ребенок посидел на месте какое-то время – например, в кабинете врача или в парикмахерской. Но не используйте эту стратегию слишком часто: вы только только научите ребенка «отключаться» перед экраном.

Меня натолкнула статья "Der wahre Grund, warum Kinder nicht still sitzen können " (почему дети не могут сидеть на месте) в интернет-газете huffingtonpost.de

Практикующие детские психологи в последнее время все чаще сталкиваются с обращениями по поводу того, что дети не могут контролировать свою двигательную активность. Ученые называют это синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Из-за этого страдает обучаемость. Чаще всего это расстройство проявляется при поступлении в школу. Ребенок став первоклассником, не может справиться со своей подвижностью и мешает работать другим детям. Администрация школы тактично намекает родителям показать ребенка психологу.

Постоянные замечания в дневнике за нарушение дисциплины на уроках и беготню на перемене, недовольство учителя и более спокойных одноклассников приводят к тому, что с самых первых шагов у ребенка формируется негативное отношение к школе и всему процессу обучения . Совсем маленький человечек произносит страшные слова: «Я ненавижу себя! Я ничего не могу! Я всем мешаю!» Уровень самооценки такого ребенка стремительно падает. Родители в такой ситуации чаще всего теряются.

Самое главное – не замыкаться в собственной проблеме.

Незнание родителей, как себя повести, еще больше усугубляет психологическое состояние ребенка. Между тем, в не запущенных случаях, достаточно уделить внимание физической активности ребенка, обеспечить выход его неуёмной энергии, заняться спортом, подвижными играми, и проблема будет решена.


Медицинская статистика констатирует неумолимый рост количества детей, которым поставлен диагноз СДВГ. Учителя начальных классов со стажем, утверждают, что на сегодняшний день не меньше, чем 8 из 22 учеников класса периодически демонстрируют поведение, которое заслуживает вмешательства детских психологов. Подобные проявления неуклонно нарастают по мере того, как требования к усидчивости первоклашек возрастают вместе со все расширяющимся кругом обязательных знаний и умений. Учебная нагрузка увеличивается не только в школе. Даже в детском саду от малышей требуют сосредоточенного внимания и неподвижного сидения не менее чем в течение 30 минут в процессе подготовки к школе.

С самого нежного возраста от детей требуют соблюдения приличий и спокойного поведения. Все меньше количество детей может вдоволь покататься с горки, полазить по деревьям. Родители с опаской относятся к качелям и каруселям. Ужесточившийся контроль общества за обеспечением физической безопасности детей дома, на улице и в учебных заведениях приводит к тому, что родители, а уж тем более воспитатели и учителя, стремятся исключить малейшую возможность получения травм, которые, к сожалению, неизбежны при активных играх. Страшно себе представить, но у совсем маленьких ребятишек постепенно формируется гиподинамия .

Что повсеместно происходит на обычных школьных занятиях? Учитель сидит за своим столом и монотонно рассказывает или, что еще хуже, читает новый материал. И это может повторяться из урока в урок на протяжении целого учебного дня. Такой способ подачи нового материала утомит даже взрослых людей. Как реагируют на это ученики младших классов? Заинтересованных глаз практически нет. Кто-то покорно сидит смирно и мучительно ожидает завершения урока. Большая часть детей занимают себя кто как может. Несколько человек качается на стульях, другие (особенно девочки) теребят одежду, волосы.

Сгрызенные верхние кончики карандашей уже никого не удивляют. Бесцельные каракули на бумаге, постукивание пальцами по столу, уродующие осанку позы…

Такие картины раньше были возможны только для детей с ограниченными психо-неврологическими способностями. А сейчас подобная картинка стала нормой в обычных школах с самыми обычными детьми. Такая заторможенность организма возможна при непомерно увеличенной нагрузке в преддверии экзаменов или ускоренно изучения больших объемов материала. Но это происходит и в совершенно нормальной обстановке.

Проведенные простейшие тесты на соответствие физического развития возрасту продемонстрировали, что только 1 из 12 обследованных имели нормальную физическую силу и развитость вестибулярного аппарата . Вместе с ними катастрофически страдает сенсорная система организма, обеспечивающая адекватное отображение окружающей среды в человеческом мозге. Такое состояние здоровья подавляющего большинства детей должно вызывать обеспокоенность родителей и общественности. Это требует серьезного вмешательства врачей.

Состояние вестибулярного аппарата и двигательная активность неразрывно связаны. Чтобы равновесие формировалось сообразно возрасту ребенка, дети каждый день должны получать разнообразную физическую нагрузку не менее нескольких часов подряд . Попытка его сформировать в статических позах не приведет к желаемому результату. К сожалению, существующее школьное расписание с его занятиями физкультурой два раза в неделю не может обеспечить достаточное развитие сенсорной системы.


Пытаясь в детском саду активно готовить детей к школе, их лишают необходимого движения. Это в свою очередь приводит к недоразвитию сенсорной системы, огрехи работы которой дети стремятся компенсировать постоянным перемещением тела (ёрзаньем) в пространстве. Подчиняясь требованиям взрослых сидеть неподвижно, дети обрекают себя на неточное определение своего места в окружающей среде. Сознание опасаясь такого неустойчивого положения частично отключает каналы поступления информации (согласитесь при быстром вращении или падении мы автоматически закрываем глаза, потому что мозг не успевает обработать все, что проносится перед глазами).

Проблему беспокойного сидения на уроках можно решить только одним способом. Значительное удлинение перемен между уроками и позволение выходить на школьный двор для активных игр позволит активизировать сенсорную систему, которой хватит сил, чтобы справиться со следующим периодом неподвижного сидения. Непродолжительной прогулки из школы домой совершенно недостаточно, чтобы вновь сесть за учебный стол. Игры и беготня в течение нескольких часов (!) позволят сенсорной системе ребенка прийти в себя после школьных уроков и вновь сосредоточиться для выполнения домашнего задания.

Одним из распространенных видов нарушений развития ребенка является повышенная активность, достигающая полной расторможенности. Ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка, получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.

Характеристика нарушений

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания: гиперактивный ребенок может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение. Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

Синдром гиперактивности может возникнуть очень рано. У младенцев повышенный мышечный тонус, они чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить.

В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома — 6-7 лет. Его характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия; тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них; ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не относясь при этом к разряду гиперактивных. Не следует любого возбудимого ребенка относить к категории гиперактивных.

Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть; все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах;
  • легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.);
  • на вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • плохой аппетит;
  • не может следить за своими вещами, часто теряет их;
  • пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка этих симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу.

Улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначенного лечения, но в значительной мере и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся «отверженными», т.к. они не умеют уступать, ладить с другими, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут даже сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

В центре «Парус надежды» для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители используют игры, в которых нужны внимательность и самоконтроль. Специалисты подчеркивают, что надо придерживаться «позитивной модели» воспитания, т.е.:

  • хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи - это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах;
  • обязательно поддерживайте четкий распорядок дня;
  • полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе;
  • оберегайте ребенка от утомления;
  • играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании;
  • говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно; избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»; напрасно не угрожайте наказанием;
  • давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, за который он мог бы его завершить;
  • поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Игры, направленные на психокоррекцию гиперактивности у детей

1.Тренировка внимания

«Шапка-невидимка».

Под шапку складывают несколько предметов. Шапку поднимают, и в течение 3 секунд надо запомнить все предметы. Затем предметы снова накрывают шапкой, и ребенок (или дети по очереди) перечисляют их.

2.Тренировка усидчивости

«Восковая скульптура»

До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор».

3.Тренировка выдержки - контроль импульсивности

«Скалолазы»

Участники должны пройти вдоль свободной стены к противоположному углу, прислоняясь к ней последовательно минимум тремя конечностями. Тот, кто оторвал от стены или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

Добившись оптимальных результатов проявления внимания, самоконтроля и усидчивости, можно переходить к играм, сочетающим требования к двум функциям: внимание + усидчивость; внимание + сдержанность; усидчивость + сдержанность.

О Центре

Государственное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних создан с целью проведения коррекционно-реабилитационных работ для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Образование данного центра вызвано острой необходимостью создания в городе и районе условий для всесторонней поддержки семьи и детей (особенно для тех, у кого имеются проблемы в развитии, состоянии здоровья и адаптации в обществе). В центре проходят реабилитацию дети из социально незащищенных семей, находящихся в трудной ситуации, те, кто страдает от семейного насилия и находится в социально опасном положении.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх