Готовое родительское собрание в доу. Как предотвратить приступы истерики у детей

Есть ли в них необходимость? Ведь детский садик - еще не школа.

Часто новость о предстоящем собрании не вызывает энтузиазма у родителей, которым приходится отпрашиваться с работы или менять собственные планы. Многие не видят в таких мероприятиях ничего хорошего, только необходимость сдавать деньги на очередные нужды детсада. Задача воспитателя - переломить негативное отношение мам и пап к таким встречам путем подачи интересной и полезной информации.

Для чего они нужны?

Родительское собрание в детском саду очень важно для установления контакта между семьей и персоналом учреждения (в первую очередь - воспитателем). Это одна из форм обратной связи и возможность озвучить актуальную информацию, обсудить важные моменты воспитания, поговорить об особенностях детского развития.

Кроме того, на них, как правило, приглашают психологов, методистов, врачей, логопедов и других специалистов, деятельность которых так или иначе связана с воспитание малышей. Информация, которую получают от них родители подопечных, бывает весьма ценной. Грамотный специалист в состоянии вовремя отследить малозаметные отклонения в развитии ребенка и дать семье нужные рекомендации.

Сколько собраний нас ждет?

Родительское собрание в детском саду проводится ежегодно. Как правило, по плану предусмотрено 2-3 таких мероприятия в каждой группе. Кроме того, бывают внеочередные встречи в случае каких-то незапланированных событий, требующих обсуждения с родителями. Например, в обязательном порядке проводится собрание при подготовке выпуска из детского сада, так как это мероприятие хлопотное, требует хорошей организации и предполагает активное участие всей семьи.

Основные темы привязаны к плану учебно-воспитательной работы в течение года. На первое родительское собрание, которое обычно проводится в сентябре, приходят мамы и папы малышей-новичков. Они знакомятся между собой и с воспитателем, вместе с ним обсуждают учебный план на весь год, выбирают родительский комитет. Родительские собрания в младшей группе, проводимые впервые, имеют особое значение. Они задают тон будущему сотрудничеству каждой семьи с персоналом детсада, которое продлится вплоть до школы.

Часто на первое родительское собрание воспитатель приглашает психолога или методиста. Они объясняют родителям особенности развития малышей данной возрастной группы, советуют, как организовать домашние занятия с детьми для закрепления детсадовского материала.

Вторая встреча чаще всего назначается в середине учебного года, в зимний сезон. Обычно это время повальных простуд. Поэтому актуальные вопросы, обязательно включаемые в повестку дня, - детское здоровье, навыки закаливания и профилактика вирусных инфекций. На собрание часто приглашают врача или медсестру. Тогда же обычно ведется обсуждение текущих успехов и проблем, промежуточных результатов и различных мелких происшествий.

На родительское собрание в средней группе детсада приходят уже опытные и закаленные мамы и папы. Детки подросли, и на первый план вместо проблем приучения к горшку и к ложке выходят более "взрослые" моменты. Родительское собрание в средней группе часто проходит с демонстрацией творческих успехов малышей в виде рисунков и поделок.

Заключительную встречу в каждой группе организовывают в конце учебного года, перед летними каникулами. Это время, когда подводятся итоги. В обязательном порядке проводится такое родительское собрание в подготовительной группе. На нем обычно выступают психолог и логопед. Они дают родителям необходимые рекомендации по подготовке к школьной жизни, рассказывают, что могут сделать мамы и папы за летний период для успешного старта будущих первоклассников.

Какими бывают родительские собрания?

По форме такие мероприятия бывают традиционными и нетрадиционными. Собрание в традиционной форме представляет собой встречу родителей с основным докладчиком - воспитателем, а также представителями родительского комитета или узкими специалистами. На нем возможно совместное обсуждение актуальных вопросов, а также различное анкетирование. Темы родительских собраний в этом случае, как правило, стандартные: "Азы воспитания", "Знаете ли вы своего ребенка?", "Подготовка к школе", "Какие игрушки нужны детям" и т. п.

В нетрадиционной форме мероприятие может проводиться в незапланированной ситуации, когда возникает необходимость срочно обсудить какой-то серьезный вопрос. Неформальная обстановка способствует более успешному взаимодействию педагогов с родителями, раскрепощению присутствующих, налаживанию контакта.

Нетрадиционное родительское собрание может проходить в виде совместных посиделок с чаепитием и даже включать в себя элементы сюжетной игры. На нем возможно присутствие детей вместе со взрослыми для совместной подготовки к утреннику. Родительское собрание в старшей группе (не говоря уже о подготовительной) вполне возможно сделать общим с детьми - те уже достаточно большие.

Как правильно организовать собрание

О предстоящем мероприятии воспитатель обязан предупредить родителей заранее, желательно за 2 недели. Объявление о дате, времени и теме будущей встречи должно быть вывешено на доске с информацией.

Воспитатель составляет план мероприятия, готовит наглядные материалы, распечатывает анкеты и продумывает оптимальную форму проведения. Также он согласует с другими специалистами (методистом, логопедом, психологом) необходимость их присутствия и тематику выступлений. Приглашенные обязательно должны иметь время для подготовки.

Как его проводить

В начале собрания необходимо рассказать о детских успехах, похвалить воспитанников за достижения. В присутствии коллектива ни в коем случае не следует обсуждать проблемы отдельного ребенка.

Родительское собрание в детском саду в качестве главной цели имеет задачу информирования мам и пап о важных моментах детсадовской жизни, обогащения педагогическим опытом и знаниями. Если работа с семьей хорошо продумана и организована, результаты воспитательного процесса не заставят себя ждать. Другие менее важные вопросы обычно решаются в рабочем порядке ежедневно при родительских посещениях.

О чем еще должен помнить воспитатель

Планируя поход на собрание, родители должны знать, что их там ожидает. Тем не менее, в первую очередь следует заново напомнить тему и поблагодарить присутствующих за то, что они смогли прийти, особенно если это первое родительское собрание.

Начинать собрание всегда следует с позитивных моментов. Обязательно хвалите детей за успехи, о неудачах лучше упоминать вскользь и только в общем виде, без индивидуального перечисления. Не следует никого приводить в пример или сравнивать с другими детьми (как старшими, так и младшими).

Главные вопросы

Какие организационные моменты обычно решаются на родительском собрании? Это покупка необходимых принадлежностей для садика (игрушек, канцтоваров, хозяйственных мелочей), обсуждение их количества и стоимости. А также выбор родительского комитета или отчет его представителя о проделанной работе, обсуждение предлагаемых экскурсий, развлекательных мероприятий (например, концертов или походов в кукольный театр), подготовка к проведению утренников и закупка детских подарков. Кроме того, организация творческих занятий с детьми и приобретение всего необходимого для этого (бумаги, пластилина, фломастеров).

Если планируется крупное мероприятие, например, новогодний утренник, список обсуждаемых вопросов должен быть подготовлен заранее. Например, будет ли организовано общее чаепитие, стоит ли приглашать фотографа, какие маскарадные костюмы потребуются детям. При обсуждении всех вопросов предполагается активное участие родительского комитета, поэтому просто необходимо дать слово его представителю.

А что потом?

После собрания, как правило, воспитатель (а так же психолог или логопед) обговаривает существующие проблемы и трудности с родителями конкретного ребенка в индивидуальном порядке. Объяснение должно быть кратким и продуктивным, без резких оценок и с обязательной подачей нужных медицинских и психологических рекомендаций. Цель таких бесед - проинформировать мам и пап о возникших трудностях, научить, как грамотно исправить ситуацию в домашних условиях без ругани и наказаний.

О пользе родительских собраний

Некоторые самоуверенно полагают, что знают собственного ребенка как никто, и новой информации собрание им не принесет. На самом деле это не так. Ребенок постоянно развивается, ежедневно у него возникают разнообразные увлечения, появляются новые друзья. Бывает, что об изменившихся интересах малыша, а также о каких-то негативных моментах его жизни родители узнают только из рассказа воспитательницы. Такой взгляд со стороны на собственного сына или дочку может оказаться очень полезным и своевременным. Более того, родители узнают на собрании о взаимоотношениях детей в группе, поймут, насколько успешно их ребенок вписывается в коллектив, оценят соответствие собственного чада общепринятым нормам.

Не бойтесь заведующих!

Если у мам и пап имеются вопросы, решить которые в состоянии только заведующая(ий) детским садом, следует пойти навстречу и постараться организовать выступление представителя администрации. К тому же вопросы, требующие денежных вложений с родительской стороны и касающиеся обустройства и ремонта садика в целом (включая закупку нужного инвентаря), должны решаться в присутствии заведующей или ее заместителя по хозяйственной части.

Протокол - наше все

Если в детском саду проводится родительское собрание, ФГОС предписывает обязательное ведение его протокола. В данном документе, составленном по итогам мероприятия, указывается дата проведения, тематика, количество присутствующих, а также список приглашенных с указанием должностей и фамилий.

Протоколы родительских собраний в детском саду обязательно содержат повестку, все пункты которой отмечаются по порядку. Затем приводится краткое изложение обсуждаемого вопроса с указанием должности и ФИО докладчика, коротко конспектируются высказанные замечания и пожелания, а также результаты по каждому пункту.

Если имело место голосование, это обязательно фиксируется в протоколе с указанием числа высказавшихся как "за", так и "против", а также воздержавшихся. В конце приводится принятое собранием решение с указанием сроков исполнения и ответственных по тому или иному вопросу, проставляются подписи (с расшифровкой) председателя и секретаря.

Что еще важно знать при составлении протокола

Выписка с решением родительского собрания отдельно вывешивается на информационном стенде в родительском уголке. Конфиденциальные вопросы, касающиеся педагогической диагностики, рекомендации конкретным родителям на коллективное обсуждение не выносятся и не протоколируются. Решение принимается отдельно по каждому пункту, причем его формулировка обязана быть четкой и конкретной.

Протокол собрания является официальным документом. Он должен быть оформлен в течение трех дней и присутствовать в числе документов МДОУ. За его правильное и своевременное ведение отвечает воспитатель или старший воспитатель (в случае общего собрания). К протоколу прикладываются конспекты текста выступающих и другие документы.

Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в то числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с родителями.

Лучше всего проводить нетрадиционные родительские собрания, следуя правилу Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеките меня, и я пойму», переведенному современными ученными и выраженному на сухом языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, написанное – на 40%, проделанное – на 70%.

Несомненное, использование нетрадиционной методики проведения, следование принципам вариативности родительских собраний позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру к вопросам воспитания детей.

Родители будут с радостью идти на родительское собрание, зная, что будет что – то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам.

Родителям будут интересны ответы на волнующие темы, обсуждаемые педагогические ситуации, на что надо обратить особое внимание и каким образом помочь ребенку.

Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Для родителей такие встречи оборачиваются праздничным событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам:

    Актуальность тем, поднимаемых на встречах,

    Насыщенность встреч коррекционной, профилактической и просветительской информацией;

    Возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов, оформленные в виде показательных выступлений, творческих отчетов.

Подобная модель работы с семьей позволяет сотрудничать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, полагающими, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта. Количество таковых довольно велико; именно эта группа родителей обычно предъявляет строгие требования к учреждению, потому что они сами не хотят или не могут обеспечить детям желаемого развития.

Кроме того, родительские собрания позволяют:

    Давать родителям информацию педагогического, психологического, логопедического содержания; повышать педагогическую компетентность как родителей, так и воспитателей;

    Наглядно продемонстрировать родителям удачи и недоработки в развитии детей, причем выводы об это родители делают самостоятельно, сравнивая и наблюдая своего ребенка в группе;

    Продемонстрировать приемы и методы работы с детьми;

    Приглашать семью на консультацию к специалистам, знакомя их с сотрудниками ДОУ; родители порой и не догадываются, что их проблема может стать объектом помощи, когда специалистов приглашают взглянуть на ту или иную семейную ситуацию по – новому;

    Организовать экспресс – консультации со специалистами сразу после собрания:

    Задействовать эмоциональную сферу детей и взрослых, организуя собрания в атмосфере праздника;

    Знакомить с требованиями ДОУ, обосновывать их содержание с позиции заботы о детях; родители узнают задачи детского сада и лучше понимают свою роль; работа специалистов и воспитателей становится прозрачной для родителей.

Таким образом, содержания и формы работы с семьей в ДОУ должны отличаться разнообразием. Жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентности в решении современных задач воспитания и образования.


Общие понятия о взаимодействие детского сада и семьи.

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и к окружающим его людям.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться с сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему на благо. Но если с этого момента родители перестанут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми встречается малыш, то в школе их ждут печальные последствия. Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку.

Итак, активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им:

    Относится к ребенку как к равному;

    Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что – то сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;

    Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

    Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, к совместному переживанию его радостей и горестей;

    Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

В таком случае общение с учителями как в начальной, так и в средней школе не вызовет у родителей затруднений. Они будут готовы к диалогу, сумеют отстоять собственную точку зрения интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его.

Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям. В первую очередь необходима убежденность педагогов в том, что взаимодействие с родителями является важнейшим условием эффективной работы с детьми.

Характеристика форм взаимодействия ДОУ с семьей.

Ежедневное общение с родителями детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, осуществляют воспитатели группы. Наблюдения и анализ сложившейся практики этого общения показали, что не всегда взаимодействие педагогов с родителями эффективно и направленно на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка.

В общении родителей с воспитателями можно отметить следующие особенности:

    Разные родители с разной частотой обращаются к воспитателям; в результате одни из них общаются с педагогом чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются, и этот факт нередко остается вне поля внимания персонала;

    Родители прежде всего интересуются тем, что и как ел ребенок, реже – его успехами на занятиях; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности;

    Воспитатели чаще обращаются к родителям в случаях негативного поведения ребенка, чем отмечают успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогами вообще, поскольку каждое их обращение связано с какой – либо неприятной ситуацией;

    Воспитатели просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата. Родители при этом нередко демонстрируют агрессивную – в адрес педагога или собственного ребенка – реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение;

    Значительное время занимает общение воспитателей с родителями на отвлеченные темы;

    Не всегда правильно выбирают воспитатели и стиль общения с родителями. Нередко устанавливается традиция обращения друг к другу на «ты» и по имени, не соблюдаются ограничения на обсуждения других сотрудников и ситуации в детском саду. В конечном счете это вредит репутации самого воспитателя, снижает уважение к детскому саду и готовность ценить труд коллектива и заботу, которую он проявляет по отношению к ребенку.

Для того, чтобы избежать таких ошибок, необходима систематическая работа методиста с воспитателями. Она направлена на решение следующих задач:

    Сбалансировать частоту общения воспитателей с родителями всех детей группы;

    Планировать содержание общения с каждой семьей, его цели и ожидаемые результаты;

    Обеспечить ежедневное информирование родителей о жизни ребят в детском саду, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке;

    Повышать осознанность и психологическую культуру общения воспитателей с родителями;

    Работать над формированием стиля общения с родителями только на темы, связанные с развитием и здоровьем детей;

    Гарантировать защиту прав детей в дошкольном учреждении.

Стиль взаимодействия с родителями воспитанников

Стиль взаимодействия ДОУ с семьей определяется рядом факторов:

  1. Принятая субординация и границы компетентности в принятии решений и ответах на различные вопросы родителей. В зависимости от конкретных условий, вопросы могут решаться по – разному – важно лишь, чтобы все сотрудники точно знали, какие из них они вправе обсуждать с родителями, а какие нет.

    Принятый стиль речи. Взаимное обращение с родителями на вы, по имени и отчеству независимо от возраста является обязательным для всех сотрудников учреждения.

    Принятый стиль одежды на работе. В идеале одежда сотрудников должна быть практичной, аккуратной, соответствующей своему назначении и не слишком отстающей от деловой моды.

    Соблюдение принципов недирективности, безоценочного, личностно – ориентированного подхода, корректности, конструктивности.

Одна из задач общения - раскрыть перед родителями важные стороны психологического развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства, дать родителям информацию, а перед этим заинтересовать их в ее получении и понять, какой именно информации не достает им. Для этого вместе с логопедами, педагогами разрабатывается тема предстоящей встречи, предварительно спланированной в учебном плане, обсуждаются фрагменты занятий с детьми по данной проблеме, обсуждаются кому лучше показать занятие. Так показ фрагмента занятия стал важным элементом работы с родителями.

Традиционно в детских садах собрания с родителями проводится 2-3 раза в год. Они включают в себя организационные вопросы и встречи с логопедом или психологом. С них начинается знакомство и работа с родителями. Консультации, советы, ответы на вопросы – вся эта работа персонала – текущая, повседневная в группах при общении с семьей. Одни воспитатели беседуют планомерно, регулярно, другие – по необходимости, по мере возникновения проблемы, да и если есть контакт с родителями. В работе детского сада встречи с родителями могут быть поставлены на научную основу, возведены в ранг систематических.

Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В настоящее время педагоги используют новые нетрадиционные формы работы с родителями: спортивные праздники, КВН, вечера досугов и многие другие. Мероприятие, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями. Целесообразно проводить групповые родительские собрания, консультации, беседы. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциации с собственным опытом воспитания детей, переосмысления своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись пассивными слушателями.

Целесообразно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видиофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д. Интерес должен быть вызван заранее, в период подготовки к мероприятию. Формулировку темы следует сделать проблемной.

В практике положительно зарекомендовала себя своевременная подготовка пригласительных билетов руками детей. Например, если собрание посвящается проблеме трудового воспитания, можно оформить приглашение в виде венчика или фартука, если речь пойдет о подготовке к Новому году, то сделать его в виде елочки. Следует заранее предложить родителям вопросы для обсуждения и небольшие задания. Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток – шоу.

Содержание общения с родителями включает множество вопросов воспитания, развития и обучения детей. Оно должно охватывать весь круг задач воспитания и обучения детей в детском саду. Для родителей не существует второстепенных тем, поскольку с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией педагога. Как показывает практика, родителям важно знать особенности того или иного возраста, закономерности развития детей, их потребности, нюансы нравственного, умственного, физического и других сторон воспитания. В то же время педагоги идут на поводу у родителей, учитывая запросы, потребность в педагогических знаниях. Следует учитывать и тот факт, что сейчас на родителей обрушивается большой поток информации: выходит множество журналов, создаются радио – и телепрограммы, но при этом они направлены на усредненного родителя и среднестатистического ребенка, а к воспитанию приходят мамы и папы, которым важно знать особенности развития воспитания именно их детей. Поэтому непосредственно педагог играет ведущую роль в обогащении родителей педагогическими знаниями.

Рекомендуется начинать учебный год со встречи, на которой необходимо осветить закономерности развития ребенка того или иного возраста, научить родителей наблюдать за ним, рационально организовать его деятельность, увидеть себя со стороны как педагогов. Дальнейшие мероприятия можно планировать по своему усмотрению, в зависимости от приоритетного направления учреждения, потребности родителей и других факторов.

Работа воспитателей с семьей может подразделена на ежедневную, еженедельную и разовую. В каждой группе должен существовать свой план работы с семьями конкретных детей (с указанием сроков).

Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в детском саду и поддержании контакта с семьей.

Прежде всего, этой цели служит стенд для родителей, имеющиеся в каждой группе, который включает в себя следующую информацию:

    Программу медицинских мероприятий на месяц – заполняют медики. Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровление, профилактике заболеваний. Список необходимой одежды для мальчика/ девочки – по сезону.

    Характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы.

    Режим дня.

    Расписание занятий.

    Правила внутреннего распорядка для родителей.

Еженедельно каждый родитель должен получить возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребенка. Для того, чтобы этот процесс перестал носить спонтанный и стихийный характер, нужно составить график бесед. С родителями проблемных детей такие беседы по необходимости могут проводиться даже ежедневно в течение какого – то периода (не более 2 недель). Это означает, что на вечер каждый воспитатель планирует беседу с 4 родителями. Важно, чтобы время педагога не занимали постоянно одни и те же наиболее общительные родители, а также они не отвлекали воспитателя разговорами на посторонние темы.

Темы и цели беседы тоже должны быть отражены в планах работы и соответствовать результатам обследования детей и семей, проведенного в начале учебного года.

Продумывая план бесед с родителями, воспитателями используют материал наблюдений за ребенком, который накопился в течение недели.

Ежемесячные мероприятия – это совместные праздники, педагогические гостиные, дискуссионные клубы. Они специально планируются заранее и готовятся педагогическим коллективом ДОУ. В ходе таких мероприятий могут решаться разные задачи, но всегда следует стремиться к установлению доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановка совместного с родителями творчества.

Родительское собрание как форма работы с семьей.

По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения, а в дальнейшем семьи и школы. В основе работы нашего коллектива с семьей, лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.

Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка в нашем ДОУ, строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию:

    Мы работаем над тем, чтобы цели и задачи воспитания и развития здорового ребенка были приняты и воспитателями, и родителями.

    Знакомим семью с содержанием, методами и приемами работы в детском саду по всем аспектам здоровья.

    Немаловажным является системность и последовательность в работе; индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Анализ практики нашего ДОУ показывает, что не все родители, на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровление своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в проблеме «Что сегодня происходит между детским садом и родителями?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие дошкольным учреждением полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и развития здорового ребенка. Поэтому основным направлением считаем сближение интересов педагогов, детей и их родителей.

Современная семья в большей мере, чем прежде нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной). С участием педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания – это гибкая психологическая проработанная педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих прав. Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Поэтому педагоги и родители должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей, вовремя и одновременно. Необходимо воспитателям и родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома и в детском саду. Это позволит развитию основных способностей ребенка, умению общаться со сверстниками и обеспечит успешную социализацию в обществе.

Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны.

Положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.

Эффективной формой для нас явилась поэтапная организация работы.

На I этапе – сбор информации (собеседование, диагностика, анкетирование, посещение семей на дому, наблюдение).

II этап – общепрофилактический (наглядная агитация, встречи со специалистами).

На III этапе осуществляется работа с группой риска по разным аспектам здоровья (выявление проблемы: беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция родительских установок: тренинги, беседы).

IV этап индивидуальная работа (выявление положительного опыта семейного воспитания; консультации).

На V этапе – знакомство с результатами работы, принятие решений. Совместное обсуждение планов на будущее.

Такая организация работы с родителями позволяет, структурировать работу педагогов с родителями и придать ей комплексный характер. Родителям рассматривать процесс воспитания и развития ребенка, как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывать его интересы, способности. Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада. Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья.

Система взаимодействия дошкольного учреждения и семьи складывается из различных форм работы. Все формы работы мы делим на ежедневные, еженедельные, ежемесячные, и мероприятия, проводимые по необходимости.

Организуем взаимодействие родителей:

    с группой родителей (родительские собрания, семинары, диспуты, круглые столы);

    подгруппой (заседание родительского комитета);

    индивидуально.

Взаимодействие с родителями осуществляется в разнообразной деятельности:

    познавательной – круглый стол «Здоровый образ жизни», консультации: «Ребенок и компьютер», «Организация семейных прогулок»;

    трудовой – участие в акции «Участок нашей мечты», благоустройство групп «Новоселье группы», изготовление игрушек «Подарки для Деда Мороза»;

    досуговой – совместная встреча родителей и детей «День семьи», спортивный праздник «Папа и я – лучшие друзья», конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи»,

Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует:

    повышению педагогической грамотности родителей. По результатам диагностики, можно сделать вывод, что увеличилось количество родителей, у которых ведущим мотивом является:

    • повышение уровня педагогической грамотности;

      расширение педагогического кругозора;

      решение проблем воспитания и обучения детей.

    активному участию родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.


Основные цели родительского собрания.

    Согласование и объединение образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.

    Повышение педагогической культуры родителей.

    Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

Задачи родительского собрания.

    Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.

    Создать атмосферу общности интересов.

    Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.

    Оказывать помощь родителям в овладении психолого – педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.

    Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.

    Учить принимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.

    Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.

    Развивать умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.

    Способствовать овладению способами выражения своих эмоций – как положительных, так и отрицательных.

    Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.

    Активизировать коммуникации в семье.

Принципы проведения родительского собрания.

    Собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов.

    Участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними.

    Тематика собраний одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.

    Собраний не должно быть слишком много, и они не должны быть слишком длинными.

    Организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и применения полярных точек зрения.

    Решение, к которому приходит родительское собрание, - равноправный договор организатора и родителей, в котором указывается как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязанностей.

    Итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.

    Большое значение имеет принцип вариативности. Педагогам следует проводить не только классические родительские собрания, но и уметь использовать разные варианты, формы организации, методы и приемы.

Условия успешного проведения родительского собрания.

    Уважать права родителей.

    Искреннее выражать чувства, уметь управлять ими.

    Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.

    Активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка.

    Стремится к пониманию и совместному решению проблем.

Виды родительских собраний.

    Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей.

    Установочные (инструктивные ), на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно – образовательном процессе, нормативно- правовой базе.

    Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т.д.

    Консультативные , где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.

    Собрания, созываемые по поводу какой – либо чрезвычайной ситуации.

    Совместные с воспитанниками и родителями.

    Тематические , посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.

    Информационно – просветительские (как система психолого – педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания – конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).

    Собрания – диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.

    Собрания – практикумы , направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.

    Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям .

    Отчетные (итоговые ), имеющие целью показать воспитательно – образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.

Организационные формы проведения родительских собраний.

    Классическое – донесение информации до родителей (вопросы родителей – ответы воспитателя).

    Конференции.

    Собрание – консилиум – обсуждение актуальных тем со специалистами.

    Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.

    Диспут.

    Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.

    Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.

    Встреча.

    Педагогическая мастерская.

    Совместное творчество детей и родителей.

    Собрание – студия – обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.

    Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.д.

    Практикум.

    Тренинг.

    Организационно – деятельностная игра.

    Ролевая игра.

Методы взаимодействия.

    Групповая дискуссия, повышающая психолого – педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы проигрывания ситуаций.

    Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.

    Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.

    Совместные действия – выполнение заданий педагогом и родителей с дальнейшим самоанализом.

    Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.

    Вербальные дискуссии, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывая аргументы оппонентам, в том числе и собственного ребенка.

    Собрание организуются и проводятся не реже одного раза в квартал.

    Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

    Максимальная продолжительность – 1 – 1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).

    В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем они хотели встречаться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы с родителями на учебный год.

    Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю могут в некоторых случаях оказать родительский комитет или отдельные активные родители.

    Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей беседы (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование дискуссии и т.д.) и индивидуальной (по запросам родителя). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим вопросам.

    Основным методом проведения собрания должен стать – диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.

    Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т.п.)

    В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие.

    Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.

Основные этапы подготовки родительского собрания.

    Выбор темы собрания.

    Определение целей родительского собрания.

    Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

    Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме.

    Разработка сценария собрания.

    Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.

    Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

    Приглашение родителей и других участников собраний.

    Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания.

    Подготовка конкурсов по теме собрания.

    Подготовка выставок по теме собрания.

    Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

    Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток родителям.

    Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости).

    Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).

    Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Непосредственно перед собранием необходимо:

    Подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей,

    Подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

    Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Проведение родительского собрания

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное».

    Вводная часть

Призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

    Основная часть

Может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

По возможности разбираемые ситуации лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

III Разное

Обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.


Список литературы

    Родительские собрания в детском саду. С.В. Чиркова. – М., 2010

    Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития. /Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/. Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина. М., 2001.

    Родительские собрания в ДОУ. /Методическое пособие/. О.Л. Зверева. Т.В. Кротова. М., 2009.

    Родительские собрания в детском саду. /Учебно – методическое пособие. Выпуск 2/. Т.Н. Зенина. М., 2008.

    Работа ДОУс семьей. А.В. Козлова. Р.П. Дешеулина. М., 2004.

    Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. Л.Е. Осипова. М., 2008.

    Новый взгляд на родительское собрание. Е. Евдокимова, Е. Кудрявцева. // Ж. Дошкольное воспитание № 5, 2007.

    Работа с семьей /методические рекомендации/. А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. М., 2009.

    Опыт проведения родительских собраний. Г.Е. Трофимова. // Ж. Управление ДОУ. № 3, 2008.

Сценарий общего родительского собрания в МДОУ «Брусничка»

Подготовила: старший воспитатель – Соломенникова Н.А.

Тема: «Наш сад. Наши дети. Наше будущее»

Цели : расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей в вопросах оздоровления детей.

Участники: родители, воспитатели, заведующий дошкольным учреждением.

Место проведения: помещение музыкального зала.

Подготовка: буклеты по оздоровлению, по питанию, презентация по лету, цветные полоски, «почтовый ящик», проектор, доска, маркер,

Повестка:

1.Вступительная часть.

2. Об итогах работы в летний оздоровительный период

3.Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год.

4. О выборе образовательных программ

5. О результатах анкетирования родителей по питанию, ожиданиях родителей

6. Об оздоровлении детей (встреча с заведующим Тубинской врачебной амбулаторией Харыбиной Л.Ю.)

7. О правилах для родителей

8. Об основных мероприятиях в этом году.

9. Выборы состава родительского комитета

10. Коротко о разном.

Перед началом собрания родителям предлагаются цветные полоски и выбрать ответ на вопрос

Вы пришли на собрание

чтобы что-то узнать посмотреть, как выступает ребенок так надо

В зале н а видном месте расположен плакат с изображением извилистой марафонской дистанции с отметкой старта и финиша. На старте схематично изображены педагоги, дети и родители, на финише – конец учебного года.

Ход

1. Вступительная часть

1. Дорогие родители наших детей! Мы очень рады видеть вас на нашем собрании, готовились к этой встрече, особенно дети. Встречайте наших малышей, они приготовили для вас небольшой концерт. (выступление детей 2 мл, средней, старшей, подгот. групп)

2. Начался учебный год и мы еще раз скажем: без союза с семьями воспитанников, без вашей поддержки и помощи, создании для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможно решать задачи по воспитанию и развитию детей. Каким должен быть наш союз? Что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в саду была радостной, насыщенной и интересной? (ответы родителей)

Итак, сегодня мы - дети, педагоги и родители – совершим марафон. Основная заповедь марафона: не сойти с дистанции и дойти до финиша. Финиш, это конец учебного года. Протяженность дистанции– не один час, а целый год. Дистанция длинная и непростая: с поворотами, трудностями и проблемами. В то же время тех родителей, кто успешно пройдет эту дистанцию вместе с детьми, по пути следования ожидают новые знания, находки и идеи. В марафоне участвуют все сотрудники детского сада, а группу лидеров составляют участники образовательного процесса:

современный активный ребенок, современный активный родитель, современный активный педагог. Давайте посмотрим, какие же они?

На первое место мы ставим ребенка. Почему? – Потому что в соответствии с ФГОС, вся образовательная деятельность строится на основе потребностей ребенка, его желаний, интересов.

Слайд Как вы думаете, какой он, современный активный ребенок? (ответы родителей записываются на доске) Да, это ребенок, который не сидит на месте, а познает окружающий мир в деятельности.

В соответствии с ФГОС ребенок инициативный и самостоятельный в разных видах деятельности, обладает чувством собственного достоинства, обладает развитым воображением, достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, склонен наблюдать, экспериментировать, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Вот таким мы и хотим видеть каждого ребенка

Чтобы достичь этого нам нужен современный активный родитель. Почему? Потому, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании», где в статье 18 говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Слайд Давайте попробуем составить портрет современного активного родителя. (ответы родителей записываются на доске) Современный родитель- это родитель, проживающий вместе с ребенком дошкольное детство в современном детском саду, интересующийся жизнью ребенка, готовый всегда помочь в познании окружающего мира. П омощь семье в воспитании детей всегда окажет дошкольное образовательное учреждение и педагоги.

Слайд Очень бы хотелось узнать, что вы вкладываете в по нятие «современный педагог»? (ответы родителей записываются на доске) Современный педагог- это педагог, развивающийся вместе с ребенком, желающий сделать жизнь ребенка в детском саду насыщенной, познавательной, деятельностной.

Вот мы и составили портреты современных участников образовательного процесса. У детского сада и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети, поэтому нам нужно двигаться вперед вместе.

Слайд Прежде чем отправиться вперед, по дистанции, посмотрим насколько же мы здоровы, как укрепили здоровье, провели лето (презентация за ЛОП).

Слайд Ну что же, здоровье у нас отличное. А какие же задачи у нас стоят в начале учебного года перед стартом? (годовые задачи на слайде)

    Совершенствовать оздоровительные мероприятия через проектную деятельность и работу творческих групп; привлекать родителей к сотрудничеству по формированию здорового образа жизни.

    Совершенствовать работу по развитию элементарных математических представлений у дошкольников через практическую и игровую деятельность.

    Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

Слайд Чтобы стартовать, нужно знать, что же нам поможет дойти до финиша. Это – образовательные программы, которые вы, уважаемые родители выбрали. Это: (по слайду )

Комплексные «Программа воспитания и обучения в детском саду», Программа «От рождения до школы» Парциальные программы

    «Юный эколог»

    «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

    Программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»

    «Ладушки»

    «Физическое воспитание в детском саду»

    "Театр - творчество - дети"

    «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду»

  1. «Конструирование и художественный труд в детском саду »

  2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Пора в путь. Двигаясь по дистанции мы с вами подумаем о питании детей. По результатам анкетирования мы получили следующие результаты:

1. Удовлетворяет ли вас качество питания детей в нашем ДОУ:

Да 48 -нет 2

2. От кого Вы получаете информацию о питании детей?

Воспитатель 25 -меню 50 -ребенок 12 -других родителей

3. Знаете ли вы блюда, которые рекомендованы детям дошкольного возраста?

Да 40 -нет 10

Назовите некоторые из них каши, фрукты, овощи, мясо, мол. продукты

4. Нравятся ли Вашему ребенку молочные продукты, каши?

Да 45 -нет 4 - не знаю 1

Если да, то какие?- мол. супы, рисовая каша, манная каша

5. Нравится ли Вашему ребенку блюда из рыбы?

Да 43 -нет 5 -не знаю 2

6.Какие овощные и молочные блюда вы готовите дома?(перечислите) каши, рагу, салаты, запеканки, туш. Капуста

7. Какие блюда и напитки из меню детского сада вы готовите дома? Компоты, кисель, напиток из шиповника, катлеты, картоф. пюре, мол. каши

8. От каких продуктов отказывается Ваш ребёнок? Туш. капуста – 4, рыба – 1, печень

9. Знаете ли вы о вреде таких продуктов как чипсы, лимонады, чупа-чупсы, кириешки и т.д.

Да 50 -нет

10. Хотели бы вы, чтобы в уголках для родителей мы вывешивали рецепты блюд, которые больше всего нравятся детям? - да 47 - нет 3

Мы учли ваши пожелания и теперь будем вывешивать рецепты любимых детских блюд. А сейчас пока хотим предложить вам буклеты в которых описаны блюда, которые рекомендованы детям дошкольного возраста, в том числе и каши. (буклеты о кашах и детских блюдах)

Хочется отметить что в этом году мы вырастили на нашем огороде 15 кг. моркови, 34 кг свеклы, 32 кг. огурцов, 16 кг. помидоров, 13,5 кг. кабачков, 296 кг. картофеля. Все эти овощи идут на питание детей, за счет чего идет удешевление питания.

Мы учли ваши запросы еще в одной анкете и по потребности в консультациях психолога, учителя-логопеда, медсестры, инструктора ФИЗО организовали в детском саду консультативный пункт. В состав входят все специалисты детского сада. Заседания будут проходить 2-3 раза в месяц. Темы заседаний вы можете увидеть на стенде для родителей. Свои вопросы, предложения вы также можете на листочке и бросить в ящик «Вы спрашивали, мы отвечаем» ящик располагается….. А также в детском саду работает оздоровительный клуб «Крепыш», куда мы приглашаем Вас, родители. Заседания клуба будут проходить 1 раз в месяц и будут посвящены вопросам укрепления здоровья и оздоровления детей. А сегодня Лариса Юрьевна Харыбина расскажет о профилактике простудных заболеваний.

Двигаясь дальше хочется спросить у вас: а знаете ли вы правила для родителей, которые прописаны в родительском договоре, а также расположены на сайте детского сада и на стенде для родителей в фойе 1 этажа. Проведем небольшой блиц-опрос.

    Приводить ребёнка в детский сад нужно (до 8.00)

2. В случае заболевания или выздоровления необходимо предупреждать (воспитателя).

3. Выявленные при утреннем приёме больные дети с подозрением на заболевание в детский сад (не принимаются).

4. Информируйте администрацию детского сада об отсутствии ребёнка в связи с болезнью в течение (первых двух часов в день заболевания).

5. После перенесённого заболевания, а также отсутствия в детском саду более пяти дней представьте медицинской сестре (справку о состоянии здоровья ребёнка от врача-педиатра).

6. Лично передавайте и забирайте ребёнка у (воспитателя). Принесите доверенность, если (право забирать ребёнка передоверяете родственникам или детям младше 18 лет).

7. Накануне предполагаемого отсутствия ребёнка в детском саду по семейным обстоятельствам (отпуск, летний период, санаторно-курортное лечение и пр.) оставьте (заявление заведующему МДОУ).

8. Вносите плату за содержание ребёнка в ДОУ не позднее (10 числа каждого месяца).

9. Соблюдайте ((этические нормы) в общении с детьми и сотрудниками детского сада.

Запрещается:

приходить в детский сад в нетрезвом виде;

курить на территории детского сада;

приводить животных на территорию детского сада .

Правила вы все знаете, необходимо их обязательно выполнять.

В этом году у нас ведется платное дополнительное образование (платные кружки) «Юный художник» 1 занятие стоит 60 рублей в неделю 120 рублей, «Учусь читать» 1 занятие стоит 60 рублей в неделю 120 рублей, «Танцевальная мозаика» 1 занятие стоит 65 рублей в неделю 130 рублей. Остальные кружки у нас проводятся бесплатно.

День открытых дверей (в октябре и в марте), в октябре благотворительная акция «Доброта спасет мир», в ноябре праздник посвященный Дню матери, в декабре акция «Птичья столовая» (конкурс кормушек), конкурс снежных фигур, новогодние утренники, в феврале районный семинар – практикум на тему «Оздоровление детей через театрализованную деятельность и работу с родителями» , конкурс «Лучшее портфолио дошкольника», совместно с родителями спортивный праздник к 23 февраля, утренники к 8 марта, участие ДОУ в конкурсах «Воспитатель года», «Лучшая столовая образовательной организации», музыкальное развлечение «Масленица широкая», праздник «С Днем рождения, детский сад», смотр - конкурс по оформлению веранд к летнему периоду, конкурс на лучший уголок математики, на лучший театральный уголок, а также множество выставок, развлечений, анкетирований.

Мы хотим провести благотворительную ярмарку, и хочется, чтобы вы поддержали нас в этом.

На ярмарку будут приглашаться жители поселка, чтобы что-то купить. Вы можете приносить свои поделки, выпечку, может кто-то вышивку, картины,т.е то, что можно продать. Все вырученные деньги пойдут детям на приобретение необходимых материалов на группы: игрушки, канцелярские товары.

Дойти до финиша будет легко, если поможет нам родительский комитет, который нам нужно выбрать:

Предложено с групп следующие родители:

Какие ваши предложения, кого бы вы хотели еще выбрать?

Разное:

Решение:

    Принять образовательные программы по образовательной деятельности

    Принять к выполнению рекомендации фельдшера Тубинской врачебной амбулатории по профилактике простудных заболеваний.

    В уголках для родителей вывешивать рецепты любимых детских блюд.

    Утвердить состав родительского комитета ДОУ:

На этом наше собрание подошло к концу. Но мы еще только в самом начале дистанции нашего марафона. Дойдя до финиша в мае месяце, мы подведем итоги и посмотрим, все ли дошли, что было самым интересным и полезным для всех нас. Мы надеемся, что в нашем марафоне мы будем сплоченным единым целым. Спасибо за внимание. И просим ответить « Было ли собрание полезным для вас»? Ваше мнение для нас важно. Выберите цветную полоску и приклейте.

Желтая полоска - удовлетворены собранием голубая - не удовлетворены собранием

Считается, что родительские собрания принято проводить только в школе. Родители придают им большое значение, ведь это верный способ узнать о достижениях или неудачах своего чада в учебе, получить информацию о его поведении и принять участие в жизни класса. Игнорировать родительские собрания в детском саду не стоит. Ведь посещение таких мероприятий - гарантия того, что ваш малыш будет комфортно чувствовать себя в саду, а вы будете знать обо всех проблемах и перспективах его развития.

Обычно организовывает собрания воспитатель, или заведующий учреждения. Но, чтобы собрание прошло хорошо и результативно, нужно заранее позаботиться о том, по какому принципу оно будет проведено.

Как правильно провести родительское собрание в детском саду

Воспитателю необходимо понимать, что родители могут быть весьма скептично настроены на подобные мероприятия и посчитают, что с них в очередной раз собираются требовать деньги на ремонт, покупку мебели или игрушек. Поэтому, нужно организовать родительское собрание, особенно первое, так, чтобы они видели, что воспитатель, главным образом, заинтересован в воспитании малышей.

Возможные темы родительского собрания и подготовка к нему

  1. Заинтересуйте родителей, даже самых занятых, проведением психологического тренинга. Наверняка, даже те мамы и папы, которые считают, что видят своего ребенка насквозь, заинтересуются такой программой. Это даст им возможность узнать их с новой стороны.
  2. Придумайте для родительского собрания специальный мастер-класс. Например, это может быть программа спокойного убеждения малыша не делать то, что запрещено и не начинать скандал.
  3. Родительское собрание можно проводить и тогда, когда в саду еще есть дети. Придумайте мероприятие, в котором они смогут поучаствовать совместно со своими родителями. Такая практика будет пользоваться особенной популярностью в группах, где родители в силу своей занятости не могут уделять детишкам должного внимания. Так вы привлечете внимание взрослых к проблемам детей и сможете ненавязчиво предложить пути преодоления трудностей.
  4. Возможно, вам как воспитателю, приходится регулярно сталкиваться с жалобами детей на непонимание родителей. Для решения этой проблемы попробуйте организовать совместную театральную постановку. Это не обязательно должен быть традиционный утренник. Обыграйте ситуацию в сказке собственного сочинения и покажите ее вместе с детьми родителям. У малышей образное мышление, поэтому они подсознательно смогут перенести себя в героев сказки, а логика взрослых поможет осознать ошибки.
  5. День открытых дверей. Организация такого мероприятия подразумевает доступ родителей в те помещения, которые они зачастую не видят, только приводя или забирая малыша из детсада. Проведите взрослых в спальню, на кухню, в спортзал и санузел. Если там все оформлено по высшему разряду - это плюс, если же нет - это очередной способ привести родителям весомые аргументы относительно важности добровольных денежных взносов.
  6. Заранее проведите анкетирование родителей, чтобы узнать их отношение к предстоящей теме и, по возможности, откорректировать ее.
  7. Чтобы обеспечить явку, изготовьте вместе с детьми специальные приглашения с аппликациями или рисунками. Заботливые родители не смогу их проигнорировать.
  8. Запомнить собрание помогут специальные памятки с кратким содержанием встречи и советами.
  9. Опрос по теме можно провести и с детьми, особенно если это касается их отношений с взрослыми. Запишите ответы малышей на магнитофон и дайте послушать родителям.

Следуя этим несложным советам, вы сможете заинтересовать взрослых посещать родительские собрания и улучшить воспитание детей.

Примеры тем для родительских собраний в детском саду

  • игра в жизни ребенка;
  • как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду (особенно актуально для самых маленьких детей, или тех, кто перешел в новое дошкольное заведение);
  • бережное отношение к хлебу;
  • семейные традиции;
  • роль отца в семье;
  • жизнь ребенка в садике.

Цель: ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

ЗАДАЧИ:

1. расширение контактов между дошкольным учреждением и семьей посредством моделирования перспектив взаимодействия на новый учебный год;
2. повышение педагогической компетентности родителей;
3. повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
4. активизация членов семьи в воспитании и развитии детей.

Участники: родители воспитанников, заведующий ДОУ, заместители по ВМР и АХР, старшая медицинская сестра, методист, узкопрофильные специалисты.

ХОД СОБРАНИЯ

(Входит ведущий под запись песни «маленькая страна»)

Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! В нашем дошкольном учреждении сложились добрые традиции и одна из них – проведение общего родительского собрания. Мы подготовили для вас небольшой, но, на наш взгляд, душевный сюрприз.

(Включается аудиозапись с ответами детей на вопрос «За что вы любите своих родных: маму, папу, бабушку, дедушку?)

Ведущий: Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка – это родители. Потребность в родительской любви самая сильная. Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании дошкольного учреждения, потому что понимаем: без союза с семьями воспитанников, без вашей поддержки и помощи воспитание и развитие детей, создание для них уютной и радостной обстановки невозможно. Каким должен быть наш союз? Что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в ДОУ была радостной, насыщенной и интересной? На эти вопросы мы с вами и ответим. Но в начале хотелось бы познакомить вас с публичным отчетом за прошедший учебный год.

Слово предоставляется заведующему МБДОУ Камаевой Венере Ильясовне.

Ведущий: Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. В помощь семье в воспитании детей действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Мы рады, что именно наше дошкольное учреждение вы выбрали вторым домом для своих малышей. Хотим сказать вам, уважаемые родители, что в этом году мы начинаем работать по основной образовательной программе дополнительного образования в соответствии с ФГОС.
Более подробно о ней мы познакомим вас в группах. И перед педагогическим коллективом на этот учебный год ставятся огромные задачи. Наше дошкольное учреждение предоставляет множество дополнительных услуг, для этого у нас работает коллектив профессиональных и творческих специалистов, которым я предоставляю слово.
В этом году специалисты ДОУ проведут огромное количество увлекательных и познавательных мероприятий для вас, уважаемые родители. Поэтому приглашаем вас к активному участию во всех мероприятиях. А теперь давайте послушаем, что об это думают наши дети.

(Звучат ответы детей на вопрос: Как вы думаете, смогут ваши родители прийти в д/с для того, чтобы вместе с вами поиграть, поучаствовать в интересных конкурсах? Почему вы так думаете?)

Ведущий: Прослушав запись, вы, конечно, убедились, что ваши дети очень ждут вас. Совместная с вами деятельность им просто необходима. Найти в вашем лице помощников, союзников – большая радость и для нас, педагогов. Мы уверены, что из большого количества предложенных мероприятий вы найдете интересные для себя и будете в них участвовать. Тем самым вы подарите детям минуты радостных встреч и почерпнете для себя много интересного и полезного.
А теперь, уважаемые родители, мы предлагаем вам небольшую творческую игру «Какими вы видите своих детей».

(Родителям раздаются листы бумаги и карандаши)

Ведущий: Уважаемые родители, обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества характера своего малыша. В центре ладони изобразите символ – кем является ребенок в семье. Когда придете домой, покажите свое творчество ребенку и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо!
А сейчас давайте все вместе расскажем о чувствах, испытываемых к своим детям. Мы напишем послание со словами родительской любви своим малышам. Пусть письмо будет наполнено трепетными и нежными чувствами. Эти послания мы оформим и разместим на самом видном месте в фойе, чтобы все наши воспитанники знали, как сильно вы их любите.

А теперь хотим предложить вам небольшой концерт, подготовленный нашими воспитанниками, с помощью музыкального руководителя.
1. Песня о бабушке (подготовительная группа)
2. Песня Барбарики (старшая группа)
3. Песня «Не обижайте муравья» (старшая группа)
4. Танец «Спляшем Ваня» (подготовительная группа)

На этом общее родительское собрание мы завершаем и приглашаем пройти по группам.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх