Создание клуба для родителей доу. Тест «Воспитывающая позиция»

В работе детско-родительского клуба преобладающей формой взаимодействия детей и взрослых является игра.

Рассмотрим две детско-родительские игровые встречи. «Внимание: внимание!» и Досуг с родителями и детьми: «Уроки понимания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Семейный клуб».

Детско-родительское игровое и развивающее взаимодействие.

Зуева С.С., педагог-психолог,

МДОУ детский сад комбинированного вида № 23 «Аленушка»

Семья и дошкольное учреждение - два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания - эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

Работа с семьей - важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей.

Последнее время замечается, что дети играют теперь совсем не так, как мы в детстве. Специалисты бьют тревогу - игра вымирает. Причин этого явления много. Одна из них - это нарушение самого процесса передачи игровых традиций, которая раньше шла естественным образом от старших детей младшим. Однако семьи все больше теперь малодетные, из жизни городских детей исчезла дворовая игра, игра с соседскими детьми тоже теперь встречается не часто. Да и родители все реже уделяют внимание играм со своими детьми, с радостью оставляя их за компьютером или мультфильмами.

Необходимо помочь именно родителям стать той самой ниточкой, по которой произойдет передача игрового опыта, раз уж трансляция этого опыта от старших детей к младшим практически утрачена. Ведь родители обладают своим уникальным игровым опытом, который был сформирован на основе их собственных интересов, культурных, национальных и этических традиций, в которых они выросли.

Педагоги дошкольных учреждений обладают уникальной возможностью близкого общения с семьями воспитанников. Ведь родители дошкольников особенно особо значимы в жизни ребенка.

Возникают вопросы:

Каким же образом создать в детском саду такие условия, при которых формировались бы доверительные и ответственные отношения педагогов с семьями воспитанников?

Как вовлечь семью в игровую деятельность с детьми?

В этой ситуации перед педагогами открываются широчайшие возможности для актуализации темы игры в кругу родителей на консультациях, родительских собраниях, всевозможных семинарах, детско-родительских досугах и праздниках.

Создание на базе дошкольного учреждения семейного клуба - одно из форм взаимодействия педагогов и семьи. Суть работы такого клуба - в объединении педагогов, детей и их родителей, организация живого общения семей друг с другом и с педагогами. Общение может происходить в форме:

Совместного игрового и развивающего взаимодействия;

Досугов и праздников, экскурсий;

Проблемных семинаров, консультаций для взрослых членов семей;

Проектной и исследовательской деятельности.

В работе детско-родительского клуба преобладающей формой взаимодействия детей и взрослых является игра. Ведь совместное игровое взаимодействие не только укрепляет семейные ценности и способствует гармонизации детско-родительских отношений, но и помогает родителям осознать ценность игры в дошкольном возрасте, ее развивающий аспект.

Разработано много практического материала на данную тему. Рассмотрим две детско-родительские игровые встречи.

Детско-родительское игровое взаимодействие

«Внимание: внимание!»

Цель занятия: развитие у старших дошкольников основных свойств внимания; обогащение форм игрового взаимодействия родителей с детьми.

Ход проведения:

Сюрпризный момент - в гости приходит Кот-психолог. Вначале педагог-психолог приветствует детей и родителей:

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые мамы (и папы)! Меня зовут Наталья Михайловна, я - психолог. А это мой помощник, Кот-психолог.

Кот здоровается с детьми и родителями.

Здравствуйте, я - Кот-психолог, а вас как зовут?

Кот-психолог приглашает в страну Лукоморье:

Вы помните, ребята, Лукоморье,

Где Кот ученый сказки говорил,

Я с тем Котом дружил, и вот недавно

Меня дружок мой в гости пригласил.

Я знаю, в сказку путь лежит неблизкий,

Но мне идти в дорогу не впервой,

А вы, мои ребята, папы, мамы,

Хотите ли отправиться со мной?

Ну что ж, вас приглашаю в Лукоморье,

В пути нас ждут, ребята, испытания,

И потому, друзья, необходимо

Нам непременно взять с собой внимание!

Игра «Проводники»

Цель: развитие сенсорного внимания, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: оборудование для создания «дороги в сказку» (дорожки, пеньки, коврик - «речка»), платки для завязывания глаз.

Чтобы попасть нам в сказочное Лукоморье, надо пройти опасной тропой, быть внимательными в пути и доверять друг другу. Путь в сказку знают только дети. Поэтому вам, дорогие взрослые, необходимо завязать глаза. Доверьтесь вашим детям, и они проведут вас заветной тропой прямо в сказку. Я сейчас покажу вам, как пройти в Лукоморье, слушайте и смотрите внимательно:

По узенькой дорожке Пенечки обойдем,

Тихонько через речку Мы в сказку попадем!

Родители за руку и по словесным указаниям своих детей проделывают предложенный путь.

Детско-родительские пары подходят к декорации «Дуб», находят сундук Бабы-Яги, закрытый на замок, и письмо:

Ключик нужно вам найти!

Вас преграды-испытания

Ждут на сказочном пути!

Возьмите в путь с собой внимание,

Тогда пройдете испытания!

Пять преград как обойдете –

Так заветный ключ найдете!

Кот-психолог остается стеречь сундук, а мы - в путь!

Посмотрим внимательно на наше Лукоморье. Где же первое испытание? Видите цифру «1»? Вперед, к нашему первому испытанию!

Игра «Найди по слуху»

Цель: развитие слухового внимания, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: звучащие предметы.

Послушайте внимательно, как звучат эти предметы. Подберите с мамой пару предметов, звучащих одинаково.

Родители и дети подбирают одинаково звучащие предметы по парам.

Игра «Я или не Я»

Цель: развитие слухового внимания, логического мышления, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: звучащие предметы из игры «Найди по слуху».

Я буду вам задавать вопросы в стихах, а вы должны слушать внимательно и на них ответить. Если ответ «Я» - громко кричите «Я!» и звените погремушками, а если ответ «Не я» - громко кричите «Не Я!» и прячьте погремушки за спину.

Психолог читает стихи:

Кто здесь взрослых уважает?

Кто детей не обижает?

Кто хоть раз ходил в кино?

Кто мячом разбил окно?

Кто играть умеет в прятки?

Кто стреляет из рогатки?

Кто же скромный, кто молчит?

Кто все время «я» кричит?

В конце каждой строки дети отвечают «Я», звеня погремушками; или не «Я», спрятав погремушки за спину.

Игра «У жирафа пятна» (психогимнастика по Железновым)

Цель: развитие моторно-двигательного и слухового внимания, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: запись песни «У жирафа пятна».

Слушайте и смотрите внимательно, повторяйте за мной.

Дети и родители выполняют движения под музыку со словами:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде!

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:

У слона есть складки, складки, складки, складочки везде!

У слона есть складки, складки, складки, складочки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках!

У котенка шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде!

У котенка шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках!

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде!

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках!

Игра «Пицца»

Цель: развитие зрительного внимания, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: стол, игра «Пицца» (или любые парные картинки - пазл 2 в 1).

Посмотрите внимательно и соберите эти картинки.

Дети с помощью родителей собирают парные картинки.

Молодцы, ребята! Ой, а что это за конвертик?

(Психолог достает конверт с письмом бабы Яги, читает.)

Вот ребята - молодцы!

Мамы, папы - молодцы!

Сразу видно воспитанье!

Тренировано вниманье!

К дубу вы скорей идите, на него вы посмотрите,

Там, где желудь больше всех, там и ждет вас всех успех!

Рассматривают внимательно дуб и находят там самый большой желудь, за ним спрятан ключик.

Это же ключ от сундука с подарками! Давайте попробуем открыть. (Идут к сундуку, открывают.)

Уважаемые мамы и папы, дорогие дети! Все вы были дружными, внимательными друг к другу и внимательно выполняли задания. Как в каждой сказке, в конце пути нас ждет награда (открывается сундук, а в нем альбомы с заданиями по развитию внимания). Теперь вы знаете много игр, чтобы поиграть в них дома, вместе со своей семьей и тренировать свое внимание, а также уделять побольше внимания друг другу!

Рефлексия:

Понравилось ли вам в дороге?

Приятно ли знать, что рядом надежный близкий человек, готовый помочь?

Доверились ли вы, родители, своим детям?

Дети, чувствовали ли вы, как важна ваша помощь родителям?

Досуг с родителями и детьми: «Уроки понимания»

Цель занятия: научить родителей общаться с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого. Сформировать у них умение управлять в критические моменты своими эмоциями и чувствами.

Оборудование: фотокарточки с семейного альбома, ватман, листы А4, цветные карандаши, вода, краски, кисточки.

Ход проведения:

Ведущий: - Здравствуйте, чтобы научить вас общаться с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого и сформировать у них умение управлять в критические моменты своими эмоциями и чувствами. А это вы сами знаете сложно добиться при высокой загруженности, хронической усталости. Задача моя как педагога-психолога - научить расслабляться, чтобы не переносить свое раздражение, связанное с проблемами на работе или с другими людьми, на отношения с ребенком.

1. Интерактив (игры – ледоколы, для снятия барьера)

И как всегда, мы немного разогреемся.

Игра «Поварята»

Все встают в круг, это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся, в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо - просто «объедение».

2. Основная часть

Ведущий: главным формирующим фактором в развитии эмпатии, является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с окружающим миром.

Вот лишь, несколько упражнений, которые помогут ребенку и вам научиться глубже понимать и чувствовать настроения окружающих.

Игра «Фотография»

Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом. Показывая фотографии его самого и близких. Попросите рассказать, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т. д. Там, где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.

Игра «Живая скульптура»

Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку, выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее.. Тот, кто, давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

ЗАМЕЧАНИЕ: Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего, упражнения следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.

Игра «Зеркало»

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы - зеркала, другая - разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы - зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

Игра «Сиамские близнецы»

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т. д. СОНЕТ: Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

Игра «Рисуем всей семьей»

Выбрав тему рисунка (сказку, случай из жизни семьи и т. д.), приготовьте большой, мокрый лист, сядьте вокруг него, разрешая подползать к любому месту и рисовать кому что хочется.

3. Релаксационный этап

Игра «На берегу моря»

Инструкция. Взрослым и детям предлагается представить, что они играют на берегу моря, плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок... Закрывают глаза от яркого солнца, раскидывают в приятной неге руки и ноги.

- «Игра с песком» (на напряжение и расслабление рук).

Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить 2-3 раза.

- «Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление ног).

Представьте, что на пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой потяните носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставьте носки в этом положении, прислушайтесь, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросьте муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки смотрят вниз в стороны, расслабьте ноги: они отдыхают. Повторить 2-3 раза.

- «Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо - сожмитесь в комок, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, жарко - расслабьтесь: разморило на солнце (на выдохе).

- «В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи).

В положении лежа на спине ритмично покачайте головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

- «Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица).

Подбородок загорает - подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (на вдохе). Петит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закройте рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает - подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот оставьте полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели: снова прилетела бабочка, пусть бабочка качается на качелях. Подвигайте бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабьте мышцы лица. Не открывая глаз, переползите в тень, примите удобную позу.

- «Сон на берегу моря».

Послушайте шум моря. Представьте, что вам снится сон (ведущий рассказывает его со-держание - варианты сна могут быть разные, в зависимости от того, что делали дети на занятии): вы видите во сне то, чем мы сегодня занимались... (таким образом происходит закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза.) По сигналу (по счету, когда заиграет дудочка и т. д.) вы проснетесь. (Пауза.)

Примечание. По сигналу все энергично или, если этого требует ситуация, медленно и спокойно встают.

4. Рефлексия.

Задание: нарисовать свои эмоции, в последствии которого появились ваши чувства, впечатления.

А теперь построим наш большой и дружный семейный дом (выкладывание «кирпичиков» листов бумаги на ковре вместе с детьми и родителями).

В результате проведения таких мероприятий:

  • родители имеют возможность обогатить свой опыт взаимодействия с ребенком, развивая его внимание в игре;
  • дети имеют возможность при помощи педагога-психолога упражнять внимание, при этом чувствовать поддержку близкого взрослого (что способствует формированию у детей веры в успех);
  • играя, выполняя упражнения, дети учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников и родителей;
  • снижается конфликтность в работе педагогов и родителей (уменьшение количества жалоб со стороны родителей в адрес педагогов дошкольного учреждения, удовлетворенность педагогов психологическим климатом во взаимодействии с родителями воспитанников);
  • более высокая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе (родительские мастер-классы, конференции, участие в организации мероприятий и другое);

Список использованной литературы.

  1. Ашиков В. Семейный клуб «Семицветик» // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1.
  2. Баринова Н.М. Детский сад и семья: детско-родительский клуб. - М.: УЦ «Перспектива», 2013.
  3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  4. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с родителями на основе интеграции семейных и общественных ценностей // Психолог в детском саду. - 2006. - № 2.
  5. Детский сад и семья/Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1986.
  6. Доронова Т. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3.
  7. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Задачи семейного клуба «Островок любви»:

1. Вводная часть

— Здравствуйте, дорогие родители!

Мы рады видеть Вас на нашем первом семейном празднике!

Хотите откроем вам один секрет, почему мы здесь собрались?!

Большинство родителей имеет достаточно глубокое представление о жизни ребёнка в детском саду. Наши родители замечательные, но большинство из них очень молоды, недостаточно владеют знаниями в области воспитания и обучения своих малышей ведь дети только начали посещать в детский сад.

Так в нашем саду появилась задумка организовать семейный клуб, где бы родители педагоги детского сада имели возможность обменятся опытом и двигаться вместе к одной цели — полноценное развитие в воспитание детей.

Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребёнка основную микросреду.

Опыт, который обретают дети – дошкольники в семье и в детском саду разный.

В семье — ребёнок объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду — равноправный член социальной группы – коллектива, в этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия родители и воспитатели. Через семейный клуб родители в воспитателях и специалистах детского сада смогут увидеть потенциального помощника и консультанта в воспитании своих детей.

Да. Именно так. Потому что основное воспитание происходит в семье, и родитель является воспитателем своего ребёнка.

Наш семейный Клуб предлагаем назвать «ОСТРОВОК ЛЮБВИ» — это семья. Вокруг море – это наша жизнь, такая непостоянная, непредсказуемая, то доброжелательная, то полная испытаний и трудностей.

Как будет обустроен наш ОСТРОВОК — семья, зависит от нас самих, от наших знаний и приложенных усилий, потому что это труд. Но мы трудимся для себя, чтобы было это место.

Поэтому мы выбрали название нашего Клуба « ОСТРОВОК ЛЮБВИ». Важно иметь островок, где всегда найдёшь покой, защиту, утешение, понимание, любовь.

Любовь является фундаментом построения семьи. Дети наблюдая любовь в семье, получая любовь в семье, сами учатся любить.

Но, к сожалению, не все прирожденные строители. Нигде и никогда нас не учили строить семейные отношения, быть мужьями и жёнами, быть родителями.. Чаще учимся на своих ошибках, или повторяем модели семьи наших родителей.

Детский сад в этом вопросе хочет оказать родителям большую помощь именно через родительский клуб.

2. Основная часть.

Путешествие на ОСТРОВОК ЛЮБВИ.

Сейчас мы родителям предлагаем совершить путешествие на островок любви.

Задание родителям: встать в круг, взяться за руки, чтобы во время этого путешествия никто не потерялся. Закройте глаза.

Отправляемся в путешествие!

Звучит таинственная музыка.

В то время, когда глаза родителей закрыты, меняется окружающая обстановка. Вокруг них ставятся столы с цветами (пальмы и большие цветы в горшках ставятся на пол).

Мы на месте. Фея (воспитатель) прикасается палочкой к каждому. Открывают глаза. Родители рассаживаются за круглым столом на приготовленные стулья.

— Уважаемые родители. Поздравляем вас мы все благополучно причалили к нашему ОСТРОВКУ, здесь и сейчас мы вместе с вами будем творить и создавать образцовую МОДЕЛЬ СЕМЬИ.

Модель – это образец. И т.к семьи у нас уже созданы, то вы сможете соотнести свой ОСТРОВОК – свою семью с этим образцом, который получится.

1 вопрос: Как мы в семье общаемся?

Ответы родителей: вежливо, говорим комплименты друг другу, добрые, приятные слова.

Игра: «Добрые слова».

Сейчас мы будем передавать мягкую игрушку и говорить друг другу приятные слова (это могут быть комплементы, пожелания…)

2 вопрос: Чтобы дети подражали хорошему, что они должны видеть (действия)?

Ответы родителей: любовь, ласку, заботу, взаимопонимание, искренность, контакт не «рядом», а «вместе».

Сценка из жизни вашей семьи на тему «Общение».

— Но даже на ОСТРОВКЕ бывает не всё спокойно, могут быть скрытые чуланчики или даже вулканы.

Как вы понимаете чуланчики – это дети, а вулканы – это… Но мы поговорим о вулканчиках. Мы изобразим извержение вулкана.

3 вопрос: Что мы делаем с упрямством и капризами?

Разыгрываются ролевые ситуации.

1 ситуация: Хочу смотреть мультфильм. Время на часах 22.00…

2 ситуация: Хочу эту игрушку. Покупка игрушки не входила в ваши планы….

3 ситуация: Еда мне не нравится…

4 ситуация: Одеваться не буду. Одень меня…

5 ситуация: Не хочу убирать игрушки. Я устал…

Вопрос родителям: Какие еще есть у детей упрямства?

4 вопрос: Как проводим выходные дни в кругу семьи?

Ответы в виде обмена опытом — на листочках пишут – зачитывают и сдают в копилку по обмену опытом. Интересные ответы будут размещены в уголке для родителей: « Копилка добрых советов».

5 вопрос: Веселимся вместе.

Художественные номера, игры.

3. Подведение итогов.

Какая получилась модель семьи?

1. Вежливость в общении.

2. Забота и любовь.

3. Тушим вулканы и вулканчики вместе без обид.

4. Выходные в кругу семьи.

5. Веселимся (хорошие эмоции).

Конечно, секторов может быть больше. Как вы обустраиваете свой ОСТРОВОК зависит только от вас, но даже все эти сектора, которые мы выделили имеют место в вашей семье, то уже есть хорошее основание (фундамент) для строительства.

4 . Все приглашаются на чаепитие.

Опрос: Ваши пожелания на следующие встречи Клуба (родители пишут и высказывают свои пожелания)


Людмила Арчегова
Семейный клуб в ДОУ, как форма взаимодействия с родителями

Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями »

(Из опыта работы МКДОУ №4 с. Эльхотово Кировского района)

Подготовила Арчегова Л. А., методист.

«От того, как прошло детство, кто

вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

В статье 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится : Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Первая школа воспитания растущего человека-семья. Семья - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт "жить среди людей".

Детский сад-это первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовка его к жизни в обществе. В связи с этим, одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников (совместная работа в триаде «Семья - ребенок - детский сад» )

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания , такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе ? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса, а не пассивными наблюдателями.

Наше дошкольное образовательное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями . Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Мы считаем, что Семейный клуб как одна из форм нетрадиционного взаимодействия с семьей отвечает всем требованиям ФГОС и настоящего времени.

Целью семейного клуба «Содружество» является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.

Задачи Клуба :

Оказание психолого-педагогической помощи родителям .

Повышение педагогической культуры родителей .

Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы .

Создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания ) .

Создание семейного клуба очень трудоемкая работа, но интересная, которая имеет свои тонкости, как на этапе формирования клуба , так и в процессе проведения встреч.

Для организации работы клуба нам , прежде всего, нужно было найти единомышленников, как в среде воспитателей, так и в родительской среде .

Поэтому был создан совет клуба , в который вошли заведующий ДОУ, методист, педагоги, музыкальный руководитель, представитель родительского совета .

Мы обсудили необходимость создания семейного клуба , разработали правила поведения родителей на встречах . Эти правила, мы напоминаем родителям перед каждой встречей :

контролировать поведения своего ребенка без угроз и сравнений с другими детьми;

принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;

на протяжении всей встречи выступать в разных ролях : партнер, помощник;

быть естественными, открытыми, раскрепощенными.

Также определена периодичность проведения встреч : 1 раз в квартал, во второй половине дня. Этот режим удобен как для педагогов (есть возможность успешно подготовиться по заявленным родителями вопросам , так и для родителей .

подбиралось по запросам семей и в рамках темы инновационной

деятельности ДОУ, а также согласно целям и задачам, и нашло

отражение в разнообразии форм и методов работы семейного клуба .

Народные игры

Мастер- классы

Презентации и слайд-шоу

Фольклорные праздники

Совместные акции

Выставки

Творческие конкурсы

Консультации

Использование таких разнообразных форм работы дало определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно становятся активными участниками встреч.

В нашем клубе родители имеют возможность встречаться со специалистами, задавать им вопросы, овладевать конкретными умениями и навыками, обсуждать проблемные ситуации, а также участвовать наравне с детьми в игровой и продуктивной деятельности. Работа с родителями , направленная на максимальную результативность встреч для всех его участников, строится поэтапно, исходя из таких принципов, как :

участие в работе клуба на добровольной основе;

общение строится на взаимопонимании , взаимоуважении , на принципах симпатии, толерантности;

проявление деликатности, такта, учета мнений каждого.

Соблюдение этих принципов позволяет приобщить родителей к активной работе во всех вопросах этнокультурного воспитания детей.

Встречи в семейном клубе – это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей . Совместное участие в упражнениях, подвижных играх, тренингах, радость, веселье сплачивают детей и взрослых. В эти игры потом можно играть в свободное время, на прогулке, в транспорте. Да, музыкально-спортивный зал имеет свои преимущества. Здесь можно в парных упражнениях помериться силой с папой, и перетянуть на свою сторону маму.

Массаж – прекрасный способ тактильного взаимодействия . На занятии в семейном клубе медицинский работник обучает родителей расслабляющему массажу, который в нужное время и успокаивает расшалившегося малыша и окажет поддержку ребёнку неуверенному в себе.

Подвижная игра доставляет детям радость и удовлетворение, позволяет приобрести необходимый двигательный опыт, а взрослым помогает, хоть немного сбросить груз каждодневных проблем, почувствовать себя детьми. Хотя дети любят больше соревновательные игры, в семейном клубе больше приветствуются объединяющие игры. Как уверенно и радостно чувствует себя ребенок, когда его ладонь лежит в сильной руке взрослого.

Вот темы, которые звучали на встречах в семейном клубе :

Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?

Первые книжки ребенка.

Друзья моего ребенка.

Праздники нашей семьи.

Такие темы позволили не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей , сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Такие встречи сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей .

И темы, которые мы планируем провести :

Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.

Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.

Фотографии нашего детства.

Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

Активная форма , используемая в работе семейного клуба - это родительский тренинг . Он проводится с теми родителями , которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. Тренинг проводится, как правило, психологом. По результату тренинга психолог проводит собеседование с педагогом и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

На заседаниях клуба возникли темы некоторых проектов. А разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего детского сада. Родители помогли в подготовке и проведении совместных проектов «Осторожно, улица» , «Помоги птицам» , «Мой папа самый лучший» . Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей .

Вывод :

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутри семейная , но и меж семейная дружеская атмосфера , что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Вся деятельность нашего клуба осуществляется в тесном контакте педагогов, родителей и детей . Широко используется система домашних заданий для родителей и их силами организуются тематические фотовыставки, выставки рисунков и плакатов.

Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так же интереса и любви к своей малой Родине .

Первая школа воспитания растущего человека - это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Любая педагогическая система без семьи - чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей. По нашему мнению, одной из таких форм является семейный клуб, основанный на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения. К такому выводу мы пришли не в одночасье. На протяжении многих лет мы проводили планомерную работу с родителями, подчиненную главной цели - созданию единого образовательно - оздоровительного пространства «детский сад - семья», решая при этом приоритетные задачи :

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
  • приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.

При проведении анкетирования для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы, выяснили, что наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 90 % родителей.

Еще во второй младшей группе (в конце года) за круглым столом выбрали такую форму работы как семейный клуб и определили 3 основных направления работы Клуба :

Со средней группы начал свою работу семейный клуб. Это энергозатратное мероприятие, но сторицей возвращающее затраты своей эффективностью. В ходе встреч за «круглым столом» мы помогаем родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, оказываем практическую помощь в подготовке и проведении праздников в домашних условиях, просим делиться опытом семейного воспитания.

Целью нашего семейного клуба является: установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

Работая в рамках семейного клуба в течение двух лет мы убедились, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребенку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей - прекрасный фундамент для развития личности.

Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что слова учат, а пример заставляет подражать.

Старшая группа «Семицветик»

Введение

Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого специалисты образовательного учреждения используют различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в различных просветительских программах и т. д.) Комплексной формой такого взаимодействия с родителями в нашей группе стал семейный клуб «Мы вместе».

Пояснительная записка

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. На сегодняшний день существует немало форм взаимодействия семьи и педагога. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Мы в нашем детском саду используем нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из них создания семейного клуба.

Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста мы в нашей группе организовали семейный клуб «Я с семьей, она со мной, вместе мы с детским садом». Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей. Наша работа семейного клуба проходит в несколько этапов.

Актуальность

По данным социально-психологических и социально-педагогических исследований тенденции, происходящие в семейных отношениях (отделение молодой семьи от старшего поколения, сокращение числа детей, отмирание института главы семьи, финансовые затруднения, нестабильность, и т.д.) приводят к уменьшению педагогического потенциала семьи, снижению уровня педагогической компетентности и психолого – педагогической культуры, недостаточному выполнению воспитательных функций родителями, эмоциональном благополучии детей.

Благодаря клубной форме роботы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

Задачи семейного клуба «Мы вместе»:

Повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;

Формирование позитивного опыта семейного воспитания;

Повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта;

Снятие затруднений в детско-родительских отношениях;

Пропаганда здорового образа жизни;

Организация взаимодействия и сотрудничества с территориальными Семейными клубами через совместные проекты деятельности, конкурсы и другие мероприятия;

Развитие сотрудничества с различным социальными институтами, структурами, государственными и общест-венными организациями.

Программно–методическое обеспечение

Комплексная программа «Детство».

Основой к структуре разработки рабочей программы являются

  • Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И.Бабаева);
  • Требований СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.2012г. № 273-ФЗ;
  • Приказа Минобрнауки России от 27.10.2011г. № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Материально – технические условия.

Материально – техническая база МБДОУ детский сад №3 «Светлячок» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования.

Основные направления работы клуба :

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей (определили наиболее важные темы заседаний, наметили сроки деятельности).
  • Участие родителей в познавательном развитии детей через «встречи с педагогами».
  • Повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлений творческих способностей, в полноценном эмоциональном общений.

Реализации программы семейного клуба «Мы вместе»

  • Продолжительность реализации программы 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
  • 1 этап – с детьми 4-5лет
  • 2 этап – с детьми 5-6 лет.
  • Проводится 1 раз в месяц.
  • Продолжительность – 30 минут.
  • Количество семей - 15.

Форма организации семейного клуба:

Круглый стол;

Психологические тренинги;

Практикумы;

Мастер-класс;

Решение педагогических ситуаций;

Обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

Возрастные особенности детей 5 – 6 лет.

Возраст 5 – 6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребёнок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о назначении гигиенических процедур, закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий.

Формируются социальные представления морального плана. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны.

Расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Возрастают возможности памяти, более устойчивым становится внимание.

Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов. Совершенствуется связная, монологическая речь.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, события и т.п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Рисование – любимое занятие старших дошкольников.

Возрастает потребность в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Всё более ярко проявляется предпочтение к определённым видам игр. Их репертуар разнообразен и включает в себя сюжетно-ролевые, режиссёрские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

План работы семейного клуба «Мы вместе»

на 2016-2017гг

Тема Формы

проведения

Ответственные Материал Сроки

реализации

«О детской 1. Анкетирование родителей

«Нужны ли ребёнку друзья»

2. Вступительное слово по теме

3. Первые уроки дружбы

4. Юмор в общении детей

5. «Не в бровь, а в глаз»

6. О детской агрессивности

7. Практическая часть. Рисование

Тема: Мой друг

Воспитатель

Малышева ИГ

Воспитатели:

Малышева И.Г.

Зайцева Н.А.

Родители и дети

Анкета

Фотовыставка

Придумай юмористические комментарии к семейной фотографии

Сентябрь
Посещение детской библиотеки «Есть страна Читалия» Зав. библиотекой

Воспитатели:

Малышева И.Г.

Зайцева Н.А.

Октябрь
«Будьте здоровы» 1. Анкета для родителей «О здоровье вашего малыша»

2. О состоянии здоровья дошкольников

3. Анализ заболеваемости детей группы за предыдущий год

4. Кроссворд

«Физкульт-ура»

5. Закаливание ребёнка –секрет успеха»

6. Выставка литературы о сохранении и укреплении здоровья детей

Воспитатели:

Малышева И.Г.

Зайцева Н.А.

Старшая мед. сестра

Удалова Н.Е.

Родители и дети

Воспитатели

Малышева И.Г. Зайцева Н.А

Выставка

Ноябрь
«О правах ребёнка» 1. Анкета для родителей.

2. Вступление.Историческая справка.

3. Детско-родительские отношения в современных семьях.

4. Виды и последствия насилия над ребёнком.

5. Наказание – как метод воспитательного воздействия.

6. Наказания и поощрения-основные методы воспитания в семье.

7. Тренинг о правах.

8. Обсуждение проблемных ситуаций.

Воспитатели: Зайцева Н.А.

Малышева И.Г

Родители

Родители

Декабрь
«Роль совместного отдыха родителей и детей» 1. Вступление.

2. Педагогический всеобуч.

3. Анализ результатов теста «Рисунок семьи»

4. Рисование родителями своего ребёнка

5. Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Родители

Круглый стол Январь
Физкультурный досуг родителей и детей к 23 февралю Муз. руководитель

Воспитатели: Малышева И.Г. Зайцева Н.А.

Февраль
Посещение музея забытых вещей Воспитатели: Малышева И.Г. Зайцева Н.А. Март
Участие в акции «Чистый двор Воспитатели: Малышева И.Г. Зайцева Н.А. Апрель
Итоги работы клуба 1. Фото-выставка «Мы вместе»

2. Награждение активных родителей

3. Чаепитие

Воспитатели: Зайцева Н.А. Малышева И.Г.

Родители

Май

Ожидаемый конечный результат работы семейного клуба «Мы вместе»

  • Приобретение социального опыта в процессе решения проблемных ситуаций.
  • Улучшение психического здоровья детей и взрослых.
  • Семейное и общественное воспитание выступают как две стороны процесса воспитания в интегративном взаимодействии.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх