Застенчивый ребенок рекомендации родителям. Рекомендации родителям, воспитывающих застенчивых детей

Особенности развития

Застенчивый ребенок робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень и ни в чем не перечит. Он управляет собой и не выплескивает эмоции наружу. Он не хулиган, не шалун и не проказник. К тому же в играх - он не нападающая сторона. Обычно вообще избегает игр, боясь, что что-то сделает не так.

      Быть очень деликатным с ребенком и не разочаровываться в нем.

      Все делать так, чтобы ребенок не чувствовал себя незащищенным и зависимым от Вас.

      Гасить тревогу по любому поводу.

      Повысить уровень самооценки.

      Учить, чтобы он уважал себя.

      Хвалить и делать ему комплименты.

      Формировать уверенность в себе.

      Помочь найти ему все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.

      Учить ребенка идти на риск, уметь переносить все поражения.

      Тренировать с ним навыки общения.

      Любыми способами поощрять все игры его со своими сверстниками.

      Помочь найти такого друга, который защищал бы его среди ровесников.

      Не сравнивать его обычный внешний облик с другими, более смазливыми детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалою красоты.

      Не критиковать вслух ум ребенка.

      Не создавать такие ситуации, в которых он ощущал бы себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.

      Ребенок должен ощущать, что он неповторим.

      Быть нежным с ним.

      Сочувствовать ему.

      На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает воспитание ребенка.

      Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

      Они часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими сору на других. Часто сами не могут оценить свою агрессивность. Не понимают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство.

      Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети на могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

      1. Нормализовать семейные отношения.

      2. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, подражая, видит все.

      3. Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.

      4. Что-то требуя от ребенка, учитывать возможности его, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.

      5. Попытаться погасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

      6. Дать понять ему, что он любим, даже если вдруг в семье появился новорожденный.

      7. Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад.

      8. При драчливости ребенка главное - не разъяснить, а предотвратить удар.

      9. Понимать, что и слово может ранить малыша.

      10. Понимать своего ребенка.

      Застенчивый ребенок

      Преодоление застенчивости у детей .

      Застенчивые дети выглядят удивительно похоже. Опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и почти никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы… Они готовы спрятаться куда угодно, хоть сквозь землю провалиться, только бы их не трогали. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что для многих детей застенчивость – лишь маска , за которой скрываются совершенно иные психологические трудности.

      Застенчивый или нет ?

      Поведение некоторых детей внешне напоминает поведение застенчивых , но сами они таковыми не являются.

      Есть дети малообщительные, но не испытывающие при этом дискомфорта. Они вполне самодостаточны, им не требуется помощь окружающих .

      Бывает, что за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей. А подходящих качеств для этого пока не хватает. Встретившись с проблемами, такой ребенок может отказаться от контактов ("Мне это не нужно, неинтересно") .

      У некоторых детей отказ от общения - это средство самоутверждения, стремления показать свою власть над другими. "Хочу - разговариваю, не захочу - не буду!" Понятно, что в таком случае нужно не помогать ребенку вступать в контакт , а избавлять его от высокомерия и капризности.

      Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у ребенка речи , мышления; ему трудно познакомиться, поддерживать разговор и т. п. Помогут специальные занятия , направленные и на развитие речи, и на обучение навыкам общения.

      Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от психосоматических заболеваний.

      Застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты.

      Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

      Порой, у таких людей, внешне кажущихся податливыми, не складывается гармоничное супружество, они не удовлетворены своим кругом общения; проявляется это в том, что юноша или девушка не может познакомиться с тем, с кем хочет. Им трудно найти хороших друзей, они тяжело сходятся с людьми.

      Застенчивость накладывает отпечаток на самые разные аспекты жизни человека. Эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, особенно если сопровождается заиканием, внутренней напряженностью, скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью .

      Чем чревата застенчивость ?

      Ограничение контактов с людьми.

      Конформизм - человек «наступает на горло собственной песне» , не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.

      Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство - чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый".

      Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.

      Энергия растрачивается попусту : вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.

      Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.

      Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Застенчивый человек не в состоянии донести свою значимость. В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость , будучи взрослым, он будет бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, может быть, будет обречен на одиночество.

      Худший исход - невроз, депрессия и, возможно, суицид. Часто глубоко застенчивые люди жалуются на потерю смысла жизни.

      Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему : смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины - все это на фоне неуверенности в себе.

      Существует тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития. Типичные проявления неправильного воспитания :

      Неприятие. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут , одет и накормлен, а душой его родители не интересуются . Причины этого явления могут быть разными - ребенок родился не того пола , который был желанен родителям , ребенок - помеха карьере родителей , и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка , либо забитого, робкого и обидчивого.

      Гиперопека. Родители чересчур "правильно" воспитывают ребенка , программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания. И снова получаем два варианта - ребенок , протестующий против такого положения, что выливается в агрессивность, и ребенок покоряющийся - такой становится замкнутым, отгороженным, а в итоге застенчивым .

      Тревожно-мнительный тип воспитания. Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат , опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

      "Кумир" семьи. Ребенку внушают , что он - смысл жизни семьи. В такой семье скорее вырастет нахал, а не застенчивый . В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов - агрессивные или застенчивые .

      Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители .

      Как помочь застенчивому ребенку ?

      Начните с себя. Считаете ли вы себя застенчивым ? Называли вас застенчивым в детстве ? Есть ли какие-либо ситуации, в которых вы чувствуете себя неловко? Что помогает вам чувствовать себя увереннее в групповых мероприятиях?

      Проанализируйте свои родительские ожидания . Соответствуют ли способности и сильные стороны ребенка вашим ожиданиям ? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Может быть, вам следует что-то изменить в своем поведении? Проверьте :

      Заставляли вы ребенка исполнять что-либо публично?

      Не слишком ли вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание?

      Имеете ли вы обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка ?

      Говорите ли вы обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?

      Отговариваете ребенка испытать что-то новое?

      Заставляете ребенка делать вещи , которые могут быть важными для вас, но не для него?

      Сравниваете поступки и личность ребенка с другими детьми ?

      Не позволяйте никогда и никому называть ребенка застенчивым - ни учителю , ни друзьям, ни родственникам, ни братьям и сестрам, ни незнакомым людям. Лучше подчеркивайте в разговорах с ним и с другими людьми его сильные стороны. Например, деликатность, сдержанность, осторожность и т. д. Одна из основных причин застенчивости детей в том , что их называют застенчивыми

      Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком , повторяйте : "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать , посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.

      Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз , которыми легко начинать разговор с разными людьми. Например, что он мог бы сказать знакомому взрослому; ребенку , с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

      В ситуации явного отказа от общего разговора или игры не стыдите и не принуждайте. Попробуйте просто описать его чувства в данный момент : "Похоже, что тебе сейчас не хочется играть".

      Будьте рядом, когда вокруг много незнакомых людей. Не заставляйте сына или дочь попадать в неприятные для них ситуации. Но не следует и излишне опекать ребенка .

      Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться , как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

      Поделитесь с ребенком собственным опытом . Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения и, тем не менее, находили выход. Убедите, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной, а гораздо больше озабочены собственными делами.

      Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. И прежде всего, сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке . Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой.

      Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка . Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие. Тогда ребенок почувствует , что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается , что его высмеют и предадут.

      Оценка родителей чрезвычайно важна для малыша. Она имеет как положительную, так и отрицательную направленность. Отрицательные оценки взрослых формируют у ребенка самонеуважение , эмоциональную неудовлетворенность, недовольство собой, что свойственно детям с комплексом неполноценности, то есть застенчивым .

      Повышение самооценки начинается с похвалы. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача - неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи , которые он может решить.

      Изменяйте не ребенка , а его поведение. Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков или высокого уровня тревожности. Обучайте ребенка навыкам общения .

      Внушите ребенку , что он не может обладать только негативными качествами. Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей – 1 ) найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить; 2) научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть "включать" компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет : "Да, я слаб в математике, но зато я лучший художник".

      Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но "соглашатели" убивают собственную личность.

      Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован .

      Помните : опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет.

      Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.

      Детская застенчивость является распространенным явлением, через которое проходит почти каждая семья. Наиболее часто родители сталкиваются с проявлением застенчивости у своего малыша в возрасте от 3 до 5 лет. Так, при виде незнакомых людей ребенок может искать защиты у мамы, прячась за ее спиной, краснеть, всячески избегать общения с чужими ему людьми. Однако иногда это распространяется и на бабушек, дедушек ребенка, которых он также пытается избегать.

      Степень проявления стеснительности при этом у каждого малыша разная. Как правило, с возрастом ребенок перерастает этот этап своего развития и перестает смущаться в присутствии других людей, но иногда это явление настолько затягивается, что постепенно входит в его характер. В этих случаях родители начинают переживать о его психологическом здоровье, ведь на фоне других детей их ребенок кажется им белой вороной.

      Специалисты при этом уверяют, что бить тревогу все же не следует. Случаи, когда спустя время застенчивый ребенок не только перестает бояться других детей, но и становится заводилой в их компании, довольно часты. Так, до наступления шестилетнего возраста в психологии считается нормальным, если малышу свойственен страх перед чем-либо. Напротив, странно, если у ребенка нет опасений ни в чем.

      Застенчивый ребенок всегда боится быть инициатором в делах, ему необходима помощь близких ему людей, ведь он опасается, что не справится с заданием самостоятельно. Он не стремится заводить новые знакомства, увлекаться новыми хобби.

      Видео о том, что делать, если в Вашей семье растет застенчивый ребенок:

      Причины детской застенчивости

      Причин, почему возникает детская застенчивость, иногда перерастающая в черту характера, довольно много. В первую очередь ученые утверждают, что это качество может быть унаследовано от родственников. Так, в случае если кто-то из родителей болезненно реагирует на какую-то проблему, то у ребенка может возникнуть биологическая предрасположенность к ней.

      Второй причиной, провоцирующей стеснительность у детей, является стресс. К примеру, в детском саду малышу встречается ребенок, а быть может, и воспитатель, который его невзлюбил. Этот человек унижает ребенка перед одногруппниками, высмеивает его. Эта ситуация откладывается у ребенка в памяти и в дальнейшем он начинает опасаться общения с чужими ему людьми.

      Самой же распространенной причиной застенчивости малышей является отношение к ним их родителей. Зачастую, сами не замечая того, родители постоянно критикуют ребенка, высказывают в его адрес массу упреков и претензий. Либо, напротив, отец и мать просто игнорируют своего малыша, не уделяют ему должного внимания, а на любые его вопросы просят его не мешать и сидеть тихо. Находясь под таким родительским гнетом, ребенок вырастает неуверенным и замкнутым в себе. Однако и чрезмерная родительская опека в дальнейшем грозит такими же последствиями.

      Как помочь застенчивому ребенку

      В случае если робкий характер ребенка мешает ему жить и застенчивость перерастает в проблему, родителям необходимо помочь своему малышу. В первую очередь следует присмотреться к поведению ребенка и осознать, что же явилось причиной подобного поведения. Помимо этого, родители должны осознать, что даже в 2–3 года их ребенок уже является самостоятельной личностью, которую нужно уважать. Малышу следует предоставить самостоятельность там, где это возможно. Если родственники уверены, что данная проблема вытекает не из семейных отношений, то необходимо заострить свое внимание на том учебном заведении, которое посещает ребенок и понять, все ли у него нормально там.

      Крайне важно, чтобы ребенок имел общение со сверстниками. Не стоит стараться оберегать ребенка от всех ситуаций, которые могут произойти с ним в жизни. Необходимо проговаривать с малышом то, как ему нужно будет вести себя в случае опасности. Так, ребенок будет подготовлен к трудностям заранее и паника не сможет сбить его с толку.

      Только родители могут предотвратить проблему застенчивости у своего малыша и только в их силах воспитать уверенного в себе и не боящегося сложных задач человека.

      Существует генетическая предрасположенность к более сильному проявлению инстинктов застенчивости у одних детей по сравнению с другими

      Почему застенчивость у детей не является нарушением или недостатком

      Детскую застенчивость часто считают отрицательным качеством, особенно в тех культурах, где ценится общительность и экстравертность. Практически отсутствует понимание того, что застенчивость – это инстинкт привязанности, препятствующий тому, чтобы ребёнок слушался кого-то, кроме своих близких. Мало кто радуется застенчивости. Её не видят частью природного замысла, гарантирующего, что самое большое влияние на ребёнка будет у тех, кто является его ближайшими привязанностями.

      При идеальном развитии впервые инстинкт застенчивости появляется у ребёнка в 6-7 месяцев в виде боязни незнакомцев. Теперь уже не так легко передать младенца с рук на руки, он начинает явно предпочитать любимых людей и показывать огорчение при разделении с ними. Привязанность ребёнка к другим людям приобретает чёткую поляризацию – мир разделяется на тех, с кем он стремится быть рядом, и на тех, кого он сторонится. Иными словами, застенчивость ребёнка не является недостатком, на самом деле это стратегический шаг природы, обеспечивающий близость ребёнка с теми людьми, которые за него отвечают.

      Также застенчивость часто путают с социальной тревожностью – страхом или избеганием социальных и межличностных взаимодействий. Испытываемая при этом тревога интенсивна, постоянна, неотступна и должна присутствовать более 6 месяцев, чтобы можно было поставить такой диагноз. И лишь половина людей с диагнозом социальной тревожности утверждают, что они застенчивы. С другой стороны, застенчивость рассматривается как черта личности, которая проявляется в разной степени у разных людей. Может быть и так, что человек застенчив, но это его не волнует.

      Почему одни дети более застенчивы, чем другие?

      Исследования показывают, что существует генетическая предрасположенность к более сильному проявлению инстинктов застенчивости у одних детей по сравнению с другими. Джером Каган, профессор психологии Гарвардского университета, в своём 30-летнем исследовании обнаружил у детей различия в реакции на окружающий мир в зависимости от характера уже в 4-месячном возрасте.

      Приблизительно 15-20% детей рождаются замкнутыми по характеру. Они сильнее реагируют на своё окружение, что приводит к большей застенчивости. В младенческом возрасте их больше беспокоили громкие звуки, они активнее двигали ручками и ножками, и частота их сердцебиения была выше по сравнению с другими детьми. К двум годам такие дети были более склонны прятаться за ногами родителя при появлении незнакомого человека в том месте, где они играли, а к семи годам они чаще были заняты свободной игрой в одиночестве. Таких детей родители и учителя чаще называли застенчивыми, но лишь один из четырёх сохранял эти черты характера и во взрослом возрасте.

      Это исследование перекликается с моим родительским опытом заботы о двух застенчивых дочерях. Когда им было 4 и 2 года, в магазине к нам подошла доброжелательная пожилая женщина. Она улыбнулась моим дочкам. Затем она спросила, как их зовут, и сказала, что они очень милые и хорошенькие. Моя старшая тут же показала ей язык, а младшая закричала, и они обе поскорее спрятались за моими ногами. Женщина была потрясена, она сказала: “Ах, как нехорошо!” Я повернулась к ней и, продолжая успокаивать детей, ответила: “Они застенчивые и не разговаривают с незнакомыми людьми”. Когда позже я размышляла об этом случае, в глубине души мне хотелось, чтобы я тогда сказала:

      “Дети рождаются с естественным инстинктом сторониться людей, которые не принадлежат к их деревне привязанностей и не были одобрены самыми близкими. С застенчивыми детьми всё в порядке – в отличие от общества, которое ожидает, что дети будут слушаться, вступать в контакт, охотно разговаривать и быть дружелюбными с людьми, которых они не знают”.

      Каково решение для проблемы застенчивости?

      Из года в год я слышу от учителей, что в классе мои дети слишком тихие или застенчивые. Как правило, учителя просят, чтобы я уговорила детей почаще высказываться и поднимать руку. Обычно мне советуют средство от их застенчивости (как будто это первостепенная проблема ) – больше играть со сверстниками. Однажды я пошутила в ответ на такой совет от учительницы дочки, что, если она встретится поиграть с ребятами, это определённо поможет ей привыкнуть к новому учебному году.

      Родители детей с сильным инстинктом застенчивости иногда сравнивают своих детей с более общительными ровесниками. Застенчивый ребёнок может казаться менее контактным и более настороженным, когда оказывается в новой ситуации. Он может предпочитать наблюдать поле деятельности со стороны, а также отказываться от участия, когда чувствует какую-то угрозу или переизбыток впечатлений.

      Многим родителям застенчивых детей приходится бороться с сепарационной тревожностью в начале каждого учебного года, и они рассказывают мне, как им хотелось бы, чтобы их ребёнок активнее участвовал во всём и меньше беспокоился. Как можно предположить, родители застенчивых детей помнят собственную болезненную застенчивость в детстве и хотят избавить своих детей от тех же переживаний.

      Хорошая новость заключается в том, что есть естественное решение для проблемы застенчивости. Как утверждает Каган, генетика – это не судьба. Хотя у некоторых детей генетическая предрасположенность к застенчивости сильнее, здоровое развитие независимой, социальной и адаптивной личности – вот конечное решение, чтобы перерасти проблему. На самом деле, инстинкты застенчивости никогда не покидают нас, зато проходит такая сильная потребность действовать исходя из них.

      Решение находится в усилиях по созданию условий для здорового роста, спонтанно раскрывающегося в ребёнке. Для этого необходима глубокая привязанность со взрослыми и свобода для игры. Сочетание покоя и игры создаст внутреннюю силу в ребёнке для становления самостоятельной личностью и для выражения своего “я” в этом мире. К 4-5 классу (приблизительно к 9-10 годам) застенчивый ребёнок может совершить заметный скачок вперёд и стать более смелым и предприимчивым. Чем более развитыми становятся его идеи, замыслы, намерения, интересы, предпочтения и желания, тем сильнее ему хочется выйти в мир под их управлением.

      К концу четвёртого класса одна из моих дочерей объявила, что хочет поехать на две недели в летний лагерь, где она никого не знает, и участвовать там в постановке пьесы. Через две недели я сидела в тёмном зале и смотрела, как она поёт и танцует на сцене, полная жизни. Та же самая застенчивая девочка, которая в полтора года кричала на незнакомцев, чтобы они не смотрели на неё, теперь улыбалась и сияла перед 200 незнакомцами. Я была тронута до слёз, а она, казалось, стала немного выше в тот день, стала смелее, деятельнее и стала уверенной в том, что риск, которым сопровождается выход из зоны комфорта, того стоит.

      Как мы можем поддержать застенчивого ребёнка?

      Когда ребёнок действует исходя из своих инстинктов застенчивости, это даёт подсказку взрослым, что нужно учитывать окружающую обстановку. Привязан ли ребёнок к людям, с которыми его оставляют? Считает ли он их частью своей деревни привязанностей? Инстинкты застенчивости присутствуют в каждом ребёнке и способствуют сохранению законной ведущей роли за ближайшими привязанностями. Каждому ребёнку, когда он застенчив, совершенно необходим взрослый, который поймёт его и примет во внимание следующие стратегии:

      1. Нестыдящий подход.

      Когда ребёнок чувствует, что с ним что-то не так, потому что он не общительный или не вовлечённый, это может вызывать чувство стыда. Нестыдящий подход может потребовать терпения, пока ребёнок не воодушевится и не обвыкнется в новом месте. Это значит не подталкивать его, а поддерживать в шагах вперёд, когда он будет готов сделать их. Когда мои дочери были маленькими, на редких днях рождения им требовалось посидеть у меня на руках некоторое время , прежде чем они чувствовали себя достаточно комфортно, чтобы принять участие в играх с другими приглашёнными детьми.

      2. Позвольте ребёнку играть.

      Чем более развитой становится личность, тем больше у неё появляется сил, чтобы самовыражаться и пробиваться сквозь инстинкт застенчивости. Развитие личности происходит во время игры, где ребёнок может свободно исследовать, открывать и слушать, как эхо его “я” резонирует в окружающем мире. Для того чтобы играть, детям необходимо пространство, свободное от организованных занятий, от школьного обучения и указаний, от устройств, которые развлекают их или дают информацию, и от давления по поводу результатов и производительности.

      Дети могут играть, когда их жажда контакта и близости утолена и когда они могут считать само собой разумеющимся, что взрослые позаботятся о них. Также поможет, если родители терпеливо разговорят ребёнка и выслушают его видение окружающего мира. Слишком часто застенчивый ребёнок уступает более разговорчивым детям, перехватывающим внимание взрослых. Если уделить время тихим детям, у которых тоже богатый внутренний мир, это поспособствует процессу их индивидуации как независимых личностей.

      3. Сватайте их взрослым из деревни привязанностей.

      Сватовство – это ритуал привязанности, служащий для представления ребёнка взрослым из его “деревни”, которые будут заботиться о нём. Родителям необходимо взять на себя ведущую роль в установлении отношений между своими детьми и их бабушками и дедушками, тётями и дядями, учителями, тренерами, стоматологами и педиатрами. Когда стоматолог сказал моей маленькой дочке открыть рот, ответом ему был ледяной взгляд, сжатые губы и руки, скрещённые на груди в знак отказа. Я сказала дочке, что “мамочке нравится этот доктор, и мамочка попросила его помочь поухаживать за её зубками”. Я сказала ей открыть ротик, чтобы он мог почистить её зубки, и она послушалась, хотя и не без сомнений. Детям необходимо ощущать, что существует невидимая матрица взрослых, окружающая их с целью заботы, но именно родители должны возглавить строительство этой “деревни” для них.

      Застенчивость – это естественный инстинкт привязанности, который часто рассматривают как недостаток ребёнка, а не как стратегический шаг природы, чтобы сохранить его привязанным к заботящимся взрослым. Несмотря на то, что инстинкт застенчивости никогда не покидает нас, конфликт, который мы ощущаем по этому поводу, вместе со здоровым ростом и развитием являются конечным решением для обретения способности выражать себя более полно. Если мы действительно хотим помочь своим детям справиться с застенчивостью, нам стоит начать с того, чтобы перестать их стыдить за то, что естественно. У природы есть решение, нам же остаётся быть терпеливыми и способствовать условиям для хорошего роста. опубликовано

      Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте - ипохондрики за свое здоровье, родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность. Им важно, как они выглядят в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают, склонны к суициду, внушаемы. Для этого педагогам необходимо соблюдать ряд следующих рекомендаций по работе с застенчивыми детьми:

      • 1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
      • 2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
      • 3. Включать в посильные общественные дела.
      • 4. Хвалить самостоятельность.
      • 5. Стимулировать личную ответственность.
      • 6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен принимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись.
      • 7. Если уровень его притязаний завышен, помочь найти адекватный.
      • 8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.
      • 9. Можно на время освободить от работы - дать время успокоиться.
      • 10. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
      • 11. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное - ошибиться или кого- то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

      Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Такие дети испытывают определенные страхи, они склонны к развитию логического мышления, имеют нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире), любят много читать, развита речь. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывают большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, могут пройти по карнизу. Не имеют друзей - они одиночки, в дружбе подчиняемы, а не лидеры, не смотрят в глаза. Для этого педагогам необходимо соблюдать ряд следующих рекомендаций по работе с замкнутыми детьми:

      • 1. В работе попробовать опираться на сильные стороны ребенка. «Не важно, как он выглядит для других, важно как для себя».
      • 2. Ничего не навязывать, а приспосабливаться к новым условиям.
      • 3. Не призывать к совести, не читать морали.
      • 4. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов, потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством - помочь преодолеть эту стену.
      • 5. Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формировании навыков изобразительной деятельности.
      • 6. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
      • 7. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
      • 8. Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике.
      • 9. Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
      • 1. Необходимо формировать у ребенка положительную самооценку.

      Ребенок воспринимает окружающий мир через призму своих ощущений. Положительные чувства формируют позитивное отношение к миру и самому себе, а отрицательное отношение порождается негативными эмоциями и неуверенностью в своих силах. Отношение к себе в детском возрасте тесно связано с самооценкой. Родителям нужно сформировать у ребенка положительное отношение к себе, уверенность в том, что он любим и необходим. Никто из взрослых не должен прямо указывать на недостатки или неудачи ребенка. Лучше всего противопоставлять неудачи успехам ребенка. Для повышения самооценки никогда нельзя сравнивать детей, даже родных братьев и сестер, потому что каждый ребенок индивидуален. Отлично повышает самооценку ребенка признание взрослым его достоинств и поступков. Хвалить застенчивого ребенка просто необходимо. Но для этого необходимо давать только посильные задания.

      2. Следует научить ребенка саморегуляции.

      Саморегуляция - это способность выражать своим эмоции и управлять ими. При нормальном развитии эта способность формируется к 10-12 годам. Ребенок спокойно реагирует на неудачи и готов обсуждать свои отрицательные черты .

      Хорошую помощь в развитии саморегуляции оказывают игры с водой и песком, психогимнастика, арт-терапия, релаксация, дыхательные упражнения, театрализованные, ролевые и подвижные игры. Ребенка надо научить пользоваться всеми этими методами, и, возможно, в нужный момент он сам сможет использовать то или иное занятие для того, чтобы привести свое состояние в норму.

      3. Обеспечить снижение уровня тревожности в семье и установить доверительные отношения с ребенком.

      Близким людям необходимо снижать степень тревожности застенчивого ребенка, которая у него очень высока. Для этого родителям и другим родственникам нужно исключить из повседневного общения крики и нервозность. Доверительные отношения с родителями сформируют у застенчивого ребенка доверенность к близким, что станет первым шагом к раскрепощению. Говорить о том, о чем хочет ребенок, а не взрослый - это одно из главных условий родительского воспитания. Во время беседы родителям и детям важно переживать одинаковые эмоции, так у ребенка будет формироваться эмпатийное восприятие действительности. Возможность сопереживать откроет застенчивому ребенку то, что на свете много действительно несчастных страдающих людей, а его проблемы часто надуманные и не такие уж «страшные». В результате ребенок начнет воспринимать себя более позитивно. Развить чувство эмпатии в ребенке могут только родители, а педагогам под силу продолжать развивать то, что заложили в семье.

      4. Навести порядок в поведении взрослого.

      Ребенку сложно понять, почему взрослый кричит из-за неправильно одетых колготок или злится из-за рисунка на стене. Родительская помощь состоит в следующем. Во-первых, требования взрослых должны быть постоянны и обоснованны. Если правило касается ребенка, то его должны соблюдать и все члены семьи.

      Во-вторых, поставленная перед ребенком задача должна быть конкретной и понятной, чтобы не вызвать у ребенка растерянность и заторможенность.

      В-третьих, настойчивые и назидательные требования и указания необходимо заменить дружеской формой общения. Ребенок пусть станет партнером, а не подчиненным. Доверительное общение никогда не приведет к формированию застенчивости и неполноценности.

      5. Обеспечить ребенку возможность реализовывать естественную потребность в движении.

      Здоровый ребенок не может не двигаться. Движения вызывают повышенную вентиляцию легких. Кислород активно поступает в головной мозг, активизируя его работу. Застенчивые дети менее подвижны, скованы в движениях, поэтому у них часто возникает психическое переутомление. Чтобы этого избежать, ребенку необходимо давать свободу движения, позволять самостоятельно выбирать место игр, занятий, обучения. Многие родители ведут малоподвижный образ жизни, поэтому активность своего ребенка воспринимают как непослушание. Застенчивость у ребенка может возникнуть из-за того, что его постоянно одергивают: «Не бегай!», «Не шуми!» и т.д.

      6. Научить ребенка, как устоять перед неудачей.

      Чтобы научить ребенка с достоинством воспринимать трудности, ошибки и неудачи, не зацикливаться на них, а с уверенностью двигаться дальше, нужно, чтобы сам взрослый умел это делать и был для ребенка примером. Поэтому следующие советы пригодятся родителям и близким взрослым застенчивого ребенка, от поведения которых зависит, разовьется ли в характере ребенка такая черта, как застенчивость:

      • - не погрязать в неудаче, не стонать, не составлять «длинный список неудач» и не думать о них постоянно;
      • - нельзя представлять себя единственным несчастным человеком на свете, ведь у каждого были неудачи, и у всех они будут. Надо верить, что каждую неудачу можно исправить и даже обратить в успех;
      • - нельзя, чтобы неудача казалась ребенку «позором». В неудаче человек может ощущать себя, как будто он упал с гор. Но нужно поскорее подняться и двигаться дальше;
      • - неудача - лучшая школа успеха. Ее можно рассматривать, как необходимую тренировку, закаливание. Неудачу нужно рассматривать с помощью воли, с помощью разума и осмысления. Тогда буден виден путь к успеху. Например, надо сказать себе твердо и уверенно: «Задача была поставлена правильно, но она осталась невыполненной, ее надо достичь. Сейчас я снова займусь решением этой задачи. Подумаю: как мне лучше сделать это?». Надо продумать все: «Чего мне не хватило для достижения цели? Что я сделал неправильно? Возможно, я был неосторожен (поспешен, нерешителен, невнимателен и т.д.)». Надо научиться задавать такие вопросы и отвечать на них, словно спрашиваешь не себя, а своего доброго друга, которого постигла неудача, и которому нужно помочь словом и делом. Так умолкнут собственные обиды, и разум поможет решить проблему.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх