Правовое положение ребенка в семье. Семейный статус ребенка

Средний ребенок с рождением еще одного малыша теряет свое «льготное», привилегированное положение младшенького, которому многое прощается. Вместе с тем, ему достаточно сложно конкурировать со старшим братом или сестрой, т.к. его способности и познания менее обширны. Из-за этого ему трудно выработать оптимальную стратегию поведения и взаимодействия с окружающими. Кроме того, на специфику взаимоотношений между детками значительное влияние оказывает их разница в возрасте.
Среднему ребенку достаточно сложно занять свою нишу в структуре семейных отношений. Ему уделяется гораздо меньше времени, его, словно, не замечают. В результате малыш начинает прибегать к самым разным уловкам, в борьбе за родительское внимание: ябедничество, использование физической силы и т.д. Если ситуация не меняется, то это перерастает в устойчивую черту характера.
Средний ребенок может сочетать в себе качества, черты, как младшего, так и среднего малыша. Он занимает особое, промежуточное место между младшим и старшим ребенком. Это может породить проблемы самоидентификации, ощущение ненужности родителям.
Мать распределяет основное свое внимание между новорожденным и старшим ребенком, доставляющим ей больше хлопот своим своенравием, упрямством и отстаиванием самостоятельности, нежели средний малыш.
Невнимательность, черствость родителей к среднему ребенку может вылиться в неосознанное враждебное отношение к ним. Это может проявляться, как в скрытой, так и в явной форме.
Нехватка родительской любви и нежности может выражаться в следующих особенностях поведения:
1. Средний ребенок зачастую старается демонстративно нарушать установленные правила, плохо учится, так он стремится привлечь внимание родителей к собственной персоне. Ребенок считает: «Отрицательная реакция родителей – это тоже реакция!» Он заметил, что хорошие поступки не всегда оцениваются, зато плохие дела никогда не проходят без внимания взрослых. Его ругают, осуждают, но безразличными не остаются. Таким образом, и закрепляется подобная форма поведения.
2. Ему непросто контролировать свои действия, что нередко ведет к несамостоятельности малыша.
3. Иногда средний ребенок стремится скрыть свои переживания, трудности, пытаясь быть «хорошим». Он успешен в обучении, выполняет все указания родителей, не конфликтует со сверстниками, демонстрируя лишь внешнее благополучие. Это не совсем правильно, ведь подавленные эмоции могут неблагоприятно сказаться на состоянии его здоровья, вылившись в психосоматические заболевания.
4. Средний ребенок ведет себя словно «ежик», стремится эмоционально отгородиться от окружающих, старается не выказывать своей потребности в родительской любви и принятии со стороны близких, друзей. Неудовлетворение подобной нужды в любви чревато: отставанием в эмоциональном плане; формированием заниженной самооценки и неуверенности в себе; появлением страхов и возникновением агрессивного отношения к другим детям.
В чем состоят преимущества среднего ребенка?
Положение среднего ребенка обязывает его к тому, чтобы он умел выстраивать доброжелательные отношения со своим младшим и старшим братом. Таким образом, он словно, занимает между ними промежуточное место. Это учит его выстраивать взаимодействие «сверху вниз», «на равных» и «снизу вверх».
Этой позиции придерживаются и многие ученые, считающие, что средний ребенок способен добиться большего успеха в жизни, чем его брат или сестра. Ему проще выстроить гармоничные, продуктивные отношения с окружающими, ведь он не так честолюбив и напорист, как старший, и не так эгоистичен, как младший. Он более терпелив и методичен в достижении своей цели.
Средний ребенок не приветствует авторитарного лидерства, но и сам умеет руководить. Он старается поступать правильно, честно, и, особенно, остро реагирует на несправедливость, предвзятость в отношении него. Однако если вся самая важная ответственная деятельность достается первенцу, то у него могут появиться проблемы, связанные с принятием решений. Родителям стоит доверять среднему ребенку выполнение серьезных поручений.
Средний ребенок находится в постоянной борьбе за внимание родителей, всячески стремится выделиться. Он старается активно развиваться, осваивать новое. Ему хочется догнать в развитии старшего, но и не допустить того, чтобы младший его обогнал.
Итак, каковы главные особенности среды (социальной ситуации развития), в которой он находится?
У него сокращается период эмоционального младенчества, особенно, если третий ребенок появляется совсем скоро. В этом случае, большая часть внимания уделяется новому члену семьи. Это может породить у среднего малыша неуверенность в себе и в том, что его действительно ценят и любят.
Заниженную самооценку может закрепить сравнение самого себя с первенцем, который больше знает, умеет и лучше справляется с выполнением практически любых дел. Однако в таком случае средний ребенок стремится освоить те виды деятельности, в которых старший менее успешен.
Средний ребенок проводит больше времени с бабушкой, нежели с родителями, которые слишком заняты первенцем и младенцем. Следовательно, уделяется меньше времени развитию и играм с «бывшим любимчиком».
Иногда, в результате острого переживания изменения семейной структуры, в связи с возникновением нового члена, средний ребенок начинает поступать по принципу регресса. Он старается показать матери, что еще мал и нуждается в заботе, внимании и любви. Ребенок помнил, что, когда он плакал, сосал палец, просил соску и т.д. мама всегда оказывалась рядом и успокаивала его. Таким образом, подобное поведение служит своеобразным гарантом получения родительской ласки.
Взрослые недоумевают, почему достаточно взрослый ребенок ведет себя, словно, младенец? Все просто, он не нашел другого более эффективного средства борьбы за ваше внимание и свое утраченное положение.
В таком случае, родители не должны обращать внимание на него, когда он притворяется младенцем, иначе подобная форма поведения закрепится. Это завуалированная просьба побыть с ним, которую не стоит игнорировать совсем. Малышу не хватает общения наедине с вами, без участия сиблингов. Постарайтесь ежедневно уделять непосредственно ему хоть немного времени.
Итак, именно при воспитании среднего ребенка у, казалось бы, опытных родителей нередко появляются сложности и проблемы. Часто они не замечают, что он нуждается в их внимании и любви, поэтому начинает шалить, злиться и бунтовать. Они, в большей степени, обременены заботой о младенце и контролем над первенцем, несправедливо, полагая, что у среднего ребенка все хорошо. Выход из этой ситуации прост – нужно чаще играть, разговаривать, привлекать к домашним делам второго малыша.


Какое положение ребенка в семье являетется самым благополучным?

Однозначного ответа нет. Положение первого, второго и последующи х детей

имеет и свои преимущества, и свои сложности. Кроме того, каждый ребенок

активен и сам формирует свое отношение к происходящему, выбирает свой путь.

Главное, чтобы дети выбрали такие средства самоутверждения, и такие способы

получения родительского внимания любви, которые были бы им полезны с точки

зрения развития их личности, приспособления к более широкой социальной

среде, такие способы, которые повышали бы их веру в свои силы. Родители

могут им в этом помочь, во-первых, понимая сложности, которые возникают

перед детьми и тактично направляя их на более правильный путь, во-вторых,

более терпимо относясь к индивидуальным проявлениям их личности, к их

проблемам и ошибкам, в-третьих, поднимая их уверенность в себе, побуждая к

поиску.
РЕБЕНОК ОСМЫСЛЯЕТ ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К СЕБЕ.
Удивительно часто мы, взрослые, уходим от ответственности и понимания

психического состояния детей. Притом делаем это умело, пуская себе и другим

в глаза дым мифа о счастливом детстве. Что под ним имеется в виду? Наша

забота о детях? Далеко не всегда. При виде заплаканных глаз

полуторагодовалого ребенка в яслях миф приобретает другое значение - дети

счастливы, так как целыми днями могут играть, забавляться. А что слезы - это

ничего, ребенок через минуту будет смеяться... В другом случае счастье

детства в том, что малыши отгорожены от забот, от неприятных сторон жизни; в

том, что дети оптимисты; в том, что их любят родители, и т.д. и т.п. Тот

факт, что мы так привыкли к этому мифу и не замечаем несправедливости

большинства аргументов, показывает, что он просто нам удобен. При его помощи

мы избавляемся от нужды глубже разобраться в переживаниях ребенка, в его

горечах и заботах. Ведь если детство прекрасно, стоит ли в нем выкапывать

какие-то проблемы... У меня, например, проблемы о-го-го. А у ребенка?! Какие

заботы могут быть у него? Удобная позиция, не правда ли?

Миф благополучия детей, по-моему, просто вреден, как любая неправда.

Несмотря не это. он постоянно атакует родителей со страниц детских книжек с

изображением однообразно улыбающихся детей, создается впечатление, что

художники все время общались с психическими больными в состоянии эйфории, а

не с реальными людьми. Никогда в жизни человек не проливает столько слез,

как в детстве, и они не менее характерны для жизни детей, чем широкая улыбка

или смех. Дети интенсивно переживают всю гамму человеческих эмоций. Понять

своих детей можно, только с уважением и объективно относясь к их

переживаниям.

Давайте вместе рассмотрим, какой чувственный опыт ребенок получает в

семье. Это далеко не простая задача.

Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в

семье, что их любят, значимы ли они для родителей или нет, как они сами

относятся к родителям. Осмысление себя в семье хотя и не полностью

осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее и, более

того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с

людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок предвосхищает,

как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует. что чувствуют другие

люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны, часто человек несет их с

собой на протяжении всей жизни. Те, кто имеет опыт общения и с так

называемыми трудными подростками, знают, как нелегко поколебать их веру в

то, что никому до них нет дела, что взрослые желают им лишь плохого. Да и

взрослые люди, кажется, имеющие все - и уважение на роботе, и любящего

супруга, детей, - часто грустят: Никто меня не любит! Никому я не нужен! Все

это не только реакция на происходящее, но и отголоски детских установок на

На основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными

интеллектуальными стедствами ребенок может прийти к разным внутренним

позициям. Они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение

родителей к себе и как он сам относится к себе. Можно выделить по крайней

мере четыре обобщенные установки по отношению к родителям и к себе:

1. Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.

2. Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.

3. Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам

4. Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое.
Я НУЖЕТ И ЛЮБИМ, И Я ЛЮБЛЮ ВАС ТОЖЕ.
Эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к

окружающим его людям. Возникновению такой позиции способствует обобщенный

положительный опыт отношений с людьми, особенно с отцом и матерью. Она может

формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует собственную

близость с родителям, в которой дети и родители часто включены в общую

деятельность и вместе с родителями испытывают радость. Внешне родительским

отношениям, с ребенком, как правило, характерны такие три особенности: а)

внешний положительный эмоциональный фон взаимодействия; б) призвание

автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор: в)

признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях

и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.

При таких, относительно постоянных, условиях жизни в семье ребенок

постепенно постигает, находит жизненные истины, способствующие полноценному

развитию его личности. Эти сознательные и несознательные обобщения можно

записать понятным для взрослых языком так:

1. Я испытываю удовольствие, когда нахожусь рядом с близкими мне

2. Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не

требуют постоянно действовать так, а не иначе.

3. Окружающие доверяют мне, и я ощущаю свою силу, зная, что сам смогу

преодолеть препятствие, различить добро и зло.

4. Я, как и все люди, могу ошибаться, но это не означает моей плохости,

глупости. Я могу учиться на ошибках и действовать все увереннее.

5. Когда я слаб, я могу попросить помощи и это не унижает меня.

6. Другие люди, в том числе и мои родители, часто иначе, чем я,

относятся к окружающему миру, и они имеют не это право. Я уважаю их выбор,

хотя не всегда его понимаю. Я доверяю им.

7. Когда родители меня наказывают, это не означает, что они перестают

меня любить. Это значит, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб

друг другу. Мы сможем поправить это, если захотим.

8. Мои родители, и другие люди тоже, часто хотят того, чего я не хочу.

Если я с ними, я должен не только смотреть на то, что нравится мне, но и

учитывать то, чего хотят они. Иначе вместе нам будет тягостно и неприятно.

Такие базисные установки являются большим достижением всего дошкольного

детства. Их можно вычленить из высказываний детей в возрасте шести-семи лет.

Чрезвычайно важно то, что эти рано формирующиеся установки сохраняют свое

относительное постоянство на протяжении всей жизни человека, становятся

красной нитью сценариев, на основе которых человек строит свои отношения с

другими людьми. Как упоминали выше, эти позиции в фазе становления являются

подсознательными обобщениями и такими остаются позже, лишь изредка становясь

объектом сознательного анализа.

Тем не менее они постоянно дают о себе знать в отношениях с людьми, в

их рациональной и эмоциональной оценке, способе решения конфликтных

ситуаций, то есть во всем разнообразии проявлений человека. Сформированы они

у ребенка или нет, можно узнать, более пристально взглянув на объяснение

ребенком своего поведения, на основу выбора им одного или другого способа

действия, его эмоций. Приведем пример.

Шестилетний мальчик, взбудораженный полчаса продлившимся спором отца с

матерью о том, как провести свободный день, неожиданно вступает в разговор:

Как это вы все не можете договориться? Делайте как мы с Паулюсом (это друг

по двору). Когда он хочет делать одно, а я -другое, мы сперва делаем, что

хочет он или я, а потом - наоборот. Вот и все....

Предлагаемый ребенком демократический способ решения конфликта через

компромисс говорит о существующем уважении себя и другого вне зависимости от

высказываемых мнений, признании равноправия людей, о доверии к себе и

другому, о возможности уступить, не испытывая унижения, о готовности

испытать то, что предлагает другой.

Другой пример.

Пятилетняя девочка плачет потому, что у нее не получается правильно

написать буквы: Мне никогда не удастся красиво написать. Я не пойду в

школу.... Семилетний брат утешает ее: Я тоже не умею играть на пианино, но я

учусь. И писать раньше не умел. И мама раньше ничего не умела, И папа. Когда

не умеешь что-то делать, это не значит, что не научишься.

В этом примере мы наблюдаем не только возросшие интеллектуальные

возможности семилетнего ребенка - он способен правильно систематизировать,

обобщить свой опыт и наблюдения, возвратиться как к аргументу к своему

прошлому, но и другое. Он может реально относиться к человеку, чего-то не

умеющему, находящемуся на более низкой стадии развития, как к равноценному

человеку. Он не сопоставляет неумение, неуспех другого человека (значит,

собственный тоже) с малостью, незначительностью, а видит другого и себя как

растущего, развивающегося и, следовательно, в каждый момент постоянно

чего-то не умеющего делать.

По этой причине дети с такой позицией имеют смелость пробовать,

рисковать, склонны целеустремленно чему-либо учиться. Все эти особенности

Мальчик или девочка испытывают недоумение, интенсивные отрицательные

эмоции, которые вынуждают действовать агрессивно и вторично еще больше

разрушают межличностные связи: Как эти все ничтожества не понимают, с кем

они имеют дело?!

Подобные проблемы могут глубоко повлиять на жизненный путь человека и в

конечном счете привести к трагическому концу одинокого, озлобленного на всех

человека. Коррекция возвышающей себя позиции ребенка необходима. Однако при

этом надо иметь в виду, что коррекции требует не высокая самооценка ребенка,

как иногда считается, а несоответствующее реальности понимание других людей

как менее ценных, как существующих ради него. В какой-то момент ребенок

должен остаться один на один с противоречиями, порожденными неправильным

пониманием мира межличностных отношений, и он сам сможет заново осмыслить

свое отношение. И чем раньше это произойдет, тем больше шансов на успех.

Какие же обобщения управляют поведением и оценочным отношением к миру у

подобного ребенка? Можно предполагать существование таких внутренних

установок:

Родители существуют ради меня.

Мои желания и стремления - самые важные. Я должен их осуществить во что

бы то ни стало.

Окружающие, даже если не говорят этого восхищаются мною.

Люди, которые не видят моего превосходства, просто глупые. Я не хочу

иметь с ними дела.

Если другие люди думают и действуют не так, как я, они ошибаются или

поступают так на зло мне.

Мои родителю любят меня. Но как у меня, такого славного, умного,

красивого оказались такие серые отец и мать?

рисунки семьи двух детей. На одном рисунке девочка изобразила себя в

прекрасном платье, с букетом цветов в руках, а другие члены семьи - лишь

фон, не слишком удачная декорация. На другом рисунке мальчик изобразил себя

детально, живо, украсил свою одежду цветными кармашками, изобразил

выразительные глаза. Родители же - просто одноцветный безжизненный контур. В

обоих рисунках непосредственно проявляется отношение ребенка к себе, как к

кому-то важному, уникальному, а к другим как менее привлекательным, менее

существенным: живут, мол, такие люди рядом, ну и ладно...

Почему в некоторых семьях создается межличностная ситуация, позволяющая

ребенку занять положение сверху? Ведь по сути дела в этом есть что-то

неестественное - дошкольник еще во многих случаях зависит от взрослого.

Возможно ли, что такой ребенок может подчинить себе взрослого? Да. И это не

такое уж редкое явление, так же как и в семьях, в которых отсутствует культ

ребенка. Однако дать однозначный ответ на вопрос, почему так происходит,

вряд ли возможно. Все же такие семьи часто имеют своеобразный облик,

которому характерно измененное отношение самих родителей к окружающему миру,

своеобразный отказ от попытки реализовать себя в нем. Знакомые, сотрудники,

друзья воспринимаются ими отчужденными, недоброжелательными. Работа да и

жизнь вообще ничего хорошего не сулят им, простым людям. Из-за возникшего

чувства неполноценности родители расценивают себя как неудачников. Потеря

веры родителей в жизнь, отсутствие надежды осуществить какие-то свои планы

приводят к замыканию в себе, в кругу близких.

Для родителей в подобной жизненной ситуации ребенок становится и

средством поддержания контактов с миром, и средством, с помощью которого

можно реализовать свои надежды, мечты. В поведении и высказываниях отца или

матери можно услышать: Жизнь жестока, и она нам часто подставляла ногу.

Ничего. Наш ребенок покажет, каким мог (могла) бы я быть, если мне никто бы

не мешал. Иначе говоря, ребенок родителями как бы вплетается в сценарий

сведения счетов с миром и отведена ему роль либо демонстратора того, как мир

ошибся, не заметив таких незаурядных людей (то есть родителей), либо

мстителя, который действует по принципу бери все. что тебе хочется, делай

все. что хочешь. - весь мир для тебя.

При таких установках. хотят родители этого или нет. они ставящееся во

второстепенную позицию по отношению к ребенку - ребенок подсознательно

рассматривается как более сильный, так как ему предназначено сделать то,

чего не смогли сделать самим родители. Именно самоунижение родителей

формирует из ребенка маленького королька, хотя еще и не вступившего на трон.

Ребенок очень рано начинает чувствовать неуверенность родителей и в то же

время их восхищенне им. Ребенок постепенно все больше пользуется своим

привилегированным положением и часто ставят свох родителей в тупик. Наряду с

открытым или скрытым восхищением силой, мудростью, нахальностью наследника

они начинают чувствовать и неудовлетворение из-за пренебрежительного

отношения ребенка к ним самим, игнорирования их интересов, иногда просто

детской диктатуры, разыгравшейся дома. Тогда родители пытаются изменить

отношения, но. как правило, это нерешительно и непоследовательно, что

существо отношений не меняет. Это понятно: стержнем поведения ребенка служит

сформированное я многократно подтвержденное его представление о других людях

самовозвышения.

Выделяется и другой тип семенных обстоятельств, способствующих

восприятию ребенком себя как центра мира. В одних случаях это семьи, в

которых из-за разных причин долгое время не мог родиться ребенок хотя

родители желали этого. Если родившийся первый ребенок наверняка и последний,

родители испытывают большую долю неуверенности в отношениях с ним. В одних

случаях это выражается в том. что родители склонны отгородить ребенка от

всех реальных и иллюзорных опасностей и пытаются выращивать его в условиях

теплицы с постоянным контролем. В других случаях родители не уверены в том.

чьи желания и устремления важней - их или долгожданного ребенка и своим

попустительством помогают ребенку захватить власть в семье.

Положение ребенка в качестве маленького королька может возникнуть также

в неполных семьях, в которых мать намерена посвятить себя воспитанию

единственного ребенка, и при других обстоятельствах. Мы не ставим себе цели

все их обрисовать, но при помощи описанной структуры сложившихся семейных

отношений хотим еще раз показать, что принятие ребенком определенной

внутренней позиции теснейшим образом связано с тонкими особенностями

межличностных отношений в семье. Притом эти нюансы, на основе которых

ребенок принимает такую позицию, часто остаются не осознанными самими

родителями.
Я НЕЛЮБИМ, НО Я ОТ ВСЕЙ ДУШИ ЖЕЛАЮ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ВАМ
Позиция я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам часто

встречается среди так называемых проблемных детей. Почти каждый несчастливый

ребенок ощущает, что родители недостаточно его любят. Мы уже говорили, что

восприятие любви и внимания родителей - важнейшее условие полноценного

развития личности, оно дает ощущение собственной значимости в семье. Надо

помнить, что дети более склонны воспринимать себя нужными и любимыми в семье

и этим очень смягчают влияние эпизодов, когда родители сердятся на них. Это

хорошо, что дети склонны видеть то, что хотят! Все же большое количество

детей остро испытывают нехватку родительского тепла.

Семьи, в которых ребенок может ощущать свою нелюбимость, внешне очень

разнообразные. В одних семьях детям уделяется очень много внимания, а в

других дети явно педагогически запущены. Это говорит о том, что самочувствие

ребенка в среде близких ему людей зависит не от видимых особенностей жизни

семьи, а более глубоких, психологических ее особенностей. Выделить их -

очень сложная задача, требующая учета самых разнообразных факторов. Здесь мы

попытаемся взглянуть пристальнее на некоторые, по нашему мнению,

недооцениваемые обстоятельства.

Отсутствие ребенка в жизненных планах родителя (ей). Не всегда дети

появляются на свет тогда когда ждут и не все дети рождаются когда они вообще

нужны. Сам факт, что ребенок чаще всего зачинается случайно,

непреднамеренно, существенно влияет на будущее отношение матери к малышу.

Забеременев, молодая женщина может чувствовать, что ее обманула судьба (черт

бы побрал эту мою женскую природу, что она попала в ловушку и т. п.

Если женщина имела далеко идущие жизненные планы или установку на

свободную жизнь, беременность воспринимается как существенное препятствие,

как камень преткновения и тем самым вызывает сложный внутренний конфликт,

сопровождаемый негативными эмоциями и требующий либо принятия новой

жизненной позиции, либо отстаивания старой структуры отношений с миром.

Женщина оказывается перед выбором: отказаться от прежних планов на

жизнь, прервать беременность либо найти компромисс - отложить на время то, к

чему раньше стремилась. Это достаточно сложный и долговременный период

принятия решения, от которого во многом зависит эмоциональное состояние

женщины и ее будущее отношение к ребенку.

Было бы наивно утверждать при этом, что сознательное решение женщины

оставить ребенка разрешает все проблемы. Не всегда решение иметь ребенка

означает, что она изменила отношение к прежним планам, нашла в них место

ребенку. Дело в том, что мать может испытывать большое внешнее давление со

стороны родителей, мужа и других людей или же переживать сильные внутренние

моральные возражения - прерывание беременности, в оценках нашего обыденного

сознания, связывается с чем-то непристойным, грязным и т.п. В итоге женщина

решается иметь ребенка, хотя внутренне желает обратного. Нерешенный

внутренний конфликт после рождения ребенка решается внешними средствами, то

есть через отношения с малышом. В глубине души мать не радуется его

рождению, а сожалеет о случившемся, подсознательно продолжает воспринимать

младенца как препятствие. Это признак, что внутренний конфликт не решен. В

таком случае матери следовало бы пересмотреть и переосмыслить отношение к

себе, ребенку, жизни.

Часто матери говорят о том. что нежелание иметь ребенка заменилось

привязанностью после она в первый раз увидела малыша. Это понятно: где-то в

недрах женской природы запрограммирована ее материнская любовь, которая

иногда неожиданно для самой женщины пробуждается и долгие годы руководит

отношениями матери с ребенком. Однако не всегда идущее от природы

материнское чувство выигрывает поединок с ностальгией по неудовлетворенным

жизненным устремлениям и девическими грезами. В таких случаях общение матери

с ребенком по ей самой непонятным причинам обозначено знаком

неудовлетворенности, раздражения, напряжения. Эти отрицательные

эмоциональные переживания периодически всплывают на поверхность в самых

близости с целью постоянно контролировать ребенка, вмешиваться в мир его

личных переживаний или же отвержения ребенка, отгорожения от него.

Недовольство ребенком таки, каков он есть. Нередко родители, строя свои

жизненные платны представляют себе достаточно конкретный образ, каким должен

быть ребенок: мальчик или девочка, послушный или предприимчивый, спокойный

или активный и т.д. В общем, целенаправленное отношение к будущему ребенку

не плохой факт, так как создает возможность последовательно воспитывать

подрастающее поколение. Однако недовольство ребенком таким, каков он есть,

вызывает у него ощущение, что он не ценен, нелюбим.

Особенно пагубны последствия, если родители направляют всю свою

активность на искоренение неискоренимого. Скажем, нежданная в семье девочка

может постоянно слышать упреки за свою женственность, что она недостаточно

смелая и храбрая, что, вместо того, чтобы играть с конструктором, постоянно

возится с куклами.

Иногда родителей раздражают какие-то природные особенности детей.

Чрезмерно подвижный ребенок, если родители считают это дурным качеством,

постоянно чувствует раздражение родителей из-за того, что он таков... Или же

медлительный ребенок, флегматик часто подталкивается родителями: быстрее,

быстрее. В обоих случаях родители имеют много общего. Во-первых, они

нетерпимы и нетерпеливы. Во-вторых, они относятся к ребенку как к куску

глины, из которой можно вылепить что угодно. В-третьих, они любят не своего

ребенка, а свой вымышленный образ. Как раз это обстоятельство со временем

начинает восприниматься детьми: Я недостоин любви родителей. Я никуда не

гожусь. В подобное безвыходное положение попадают и дети, у которых один из

родителей хочет искоренить унаследованные ребенком черты нелюбимого супруга.

Но об этом несколько позже.

Тут мы обсудили только две, по нашему мнению, существенные причины,

определяющие такие отношения родителей, которые со временем воспринимаются

детьми как отвержение. Их значительно больше, pаcсмотреть их в одной книге

просто невозможно. Основным для нас служит то обстоятельство, что даже не

вполне или вовсе неосознаваемые родителями причины могут постоянно искажать

их отношения с ребенком; что они, сами этого не понимая, могут все время

излучать недовольство ребенком, раздражение: оно звучит в голосе, в жестах,

в сморщенных бровях... Оно неизменно, и именно поэтому дети постепенно

начинают чувствовать свою незначимость в семье, свою нелюбимость.

Прийти к выводу, что ты нелюбим - значит испытать на себе тяжелый груз

горьких разочарований. Они могут быть самыми разнообразными, и накапливаются

они в душе ребенка понемножку, как бы незаметно. Но потом какой-то один

факт, в результате которого ребенок испытывает свою незначимость в семье,

вдруг вызывает сильную, казалось бы, не соответствующую ситуации

эмоциональную реакцию ребенка. Такое может наблюдаться после рождения

второго ребенка, после как родители уехали отдыхать к морю, а ребенок,

несмотря на его протест, был оставлен у бабушки, и рядового несправедливого

наказания. Глубокое уныние, неутешный, ни к кому не обращенный плач

показывает тяжесть переживания ребенка, первое осмысление себя как

ненужного, нелюбимого.

Иногда можно заметить, что после подобного перелома поведение ребенка

меняется - он начинает тратить много сил и времени, чтобы любыми средствами

заставить родителей заниматься им. Но к этому мы еще вернемся.

В жизни семьи переосмысление, ребенком отношения родителей к себе

происходи подспудно и в каждой семье по-своему. Очевидными такие переломные

моменты в жизни ребенка, когда он вдруг ощущает холод со стороны своих

родителей, становится только в кризисных семейных ситуациях. Для понимания

данного явления можно обратиться к закономерностям поведения детей когда они

реально, физически, неожиданно отрываются от своих родителей и отдаются на

попечение незнакомым им лицам. Так бывает, когда детей, до того живших в

семьях, отдают в интернат. Семилетний ребенок, как правило, остро реагирует

на такую перемену. Сразу после разлуки большое число детей возбужденны,

тревожны, некоторые из них активно протестуют, плачут, кричат, отказываются

от пищи, отдыха, агрессивны по отношению к окружающим, засыпают только от

усталости и т.д.

Иначе говоря, в поведении детей вследствие ломки межличностных

отношений проявляются тяжкие переживания покинутости. После этою периода

следует период подавленного эмоционального состояния, дети внешне выглядят

более спокойными, иногда апатичными. Только через некоторое время постепенно

приходят в себя, привыкают к изменившейся ситуации, их эмоции

уравновешиваются.

Даже по внешним проявлениям, поведению видно, что в душе ребенка бурлит

океан чувств. И связаны они не только с тем, что надо приспособиться к новой

обстановке, но главным образом с осмыслением того, что же произошло, с

переоценкой отношения родителей к себе и собственного отношения к ним. В

этот период происходит интенсивная внутренняя работа по обдумыванию

собственного отношения к родителям и их - к себе, после чего первоначальные

отношения часто изменяются.

Ромас Н. долгое время не мог привыкнуть к условиям интерната. Почти

месяц каждый вечер плакал. Воспитательницу, которой он начал постепенно все

больше доверять, уговаривал написать родителям, чтобы те приехали за ним и

забрали его отсюда. Когда родители через месяц приехали за ним, их встреча с

сынам была неожиданной. Родители увидели сына за забором в группе детей в

сопровождении воспитательницы. Они окликнули сына, тот вздрогнул, взглянул

на родителей и остановился на минуту. Потом вдруг съежился, отвернулся и

побежал к воспитательнице вцепился в ее руку. На все уговоры идти к

родителям он только качал головой. Вернувшись в интернат, побежал в свою

комнату, упал на кровать и зарыдал. Только через два часа воспитательнице

удалось уговорить Ромаса спуститься к родителям.

За этой своеобразной сценой детской мести родителям лежат сложные

изменения отношения ребенка к своим родителям после жизненного факта,

который Ромасом был интерпретирован как отвержение, как предательство. И в

других случаях, если наблюдается резкое изменение поведения ребенка по

отношению к людям, к которым он раньше был привязан, быть уверенным, что в

душе ребенка произошла сложная внутренняя перестройка, в процессе которой

ребенок заново осмыслил свое положение в семье отношение родителей к себе и

собственное отношение к ним. О том, как именно это происходит и какие

сложности ребенок при этом преодолевает, приходится лишь догадываться.

Однако на определенные этапы этого процесса проливают свет данные

психологических исследований.

Первое, с чем должен справиться ребенок в подобной ситуации разлуки,

это назойливые мысли, что он обманут, что он никому не нужен, нелюбим, что

он оставлен всеми - совсем один в этом мире. Такие мысли провоцируют реакции

протеста и последующее подавленное настроение. В этот период ребенок

высказывает либо недоумение, либо сильное недоверие к взрослым: Все они

такие. Они могут обмануть и оставить тебя в любой момент. Дети замыкаются в

себе, не делятся своими переживаниями со взрослыми как бы переваривают обиду

в себе. При подобном недоверчивом отношении ребенка к миру наблюдается

интересное явление.

Если в это время ребенка попросить сделать рисунок семьи, то он всякими

способами будет отказываться, неосознанно пытаясь избежать травмирующего

переживания. Ребенок задает самые разнообразные защитные вопросы, например:

А зачем?, Что такое семья? - или просто отговаривается, не умею людей

рисовать, никогда не рисовал семью н т. п. Даже тогда, когда ребенок

приступает к выполнению задания, он долго сидит молча, смотрит по сторонам

и, в отличие от ребенка с хорошими эмоциональными отношениями в семье,

начинает с изображения неодушевленных предметов.

Для детей в такой ситуации достаточно детальное изображение дома,

солнца и туч и отсутсвия изображения членов семьи. Посмотрите на рисунок 14,

выполненный семилетним мальчиком по заданию нарисуй свою семью. Детально,

разноцветно изображен дом (символ семьи, на которую ребенок смотрин с

ностальгическим но скрытым желанием), нарисовано солнце (символ материнской

заботы и любви, необходимость которой чувствует ребенок). Так ребенок

косвенно, символически показывает, как значима для него семья и те

отношения, которые там существовали. Тут же можно уловить и отношение к

собственным чувствам относительно семьи - не рисуя членов семьи, ребенок как

бы отказывается, отмежевывается от них. Такое отношение понятно - ведь не

будь привязанности, любви, не было бы и мук расставания! На первый взгляд

кажется парадоксальным, что в рисунках детей, оторванных от семьи,

отсутствуют ее члены. Их нет не потому, что ребенок о них не помнит или они

для него незначимы. Члены семьи, точнее воспоминание о них, связаны с

негативными эмоциональными переживаниями - чувством покинутости,

нелюбимости, и ребенок избегает этой темы. Наряду с этим дети утрачивают

доверие к ранее самым близким им людям, да и другим взрослым тоже. Они не

чувствуют себя в безопасности, им неуютно в окружающем мире.

На таком чувственном фоне ребенок решает другую задачу - пытается

понять, что же произошло, почему он вдруг остался один. В зависимости от

предшествующего опыта и особенностей личности дети по-разному решают эту

проблему. При анализе детских представлений о семье выделяются два способа,

пути внутренней переработки, осмысления не удовлетворяющей ребенка ситуации.

Первый путь. Если ребенок склонен к переживанию чувства вины, то он как бы

соглашается с фактом отвержения, изгнания. В факте отделения от семьи он

видит наказание за свою плохость, за отдельные проступки или даже за плохие,

недостойные мысли. Особенно ярко это выступает у детей, которых когда-то

пугали родители, что за непослушание отдадут в интернат, откажутся от них.

отдадут в больницу и т. п.

Страстно желая разобраться, что же произошло, не будучи способными

полностью понимать взаимоотношения между людьми, они часто хватаются за

такое объяснение. Так, одна девочка, лежавшая в палате после операции

аппендицита, серьезно объясняла, как она не слушала мать, ела много конфет

и, как мать ее и предупреждала, ей пришлось лечь в больницу. Но теперь она

хорошая, будет слушаться маму, ее скоро выпустят...

Представьте себе на минутку внутреннее состояние ребенка, который

предполагает. что его отдали в интернат или больницу за его поступки. Это

очень тяжелое чувство, ведущее к потере самоуважения, к признанию своей

грешности и побуждающее ребенка к иррациональному стремлеияю исправиться,

только неизвестно в чем, или избавить других от своего недостойного

присутствия. На рисунке по заданию нарисуй свою семью эти дети пропускают,

забывают нарисовать себя. Эгле. вскоре после того как попала в интернат,

нарисовала на рисунке семьи сестру, маму, отца и отказалась изобразить себя

Второй путь.переработки травматической ситуации - признание плохости

семьи, родителей. Ребенок приходит к выводу, что именно родители виноваты в

том, что он оторван от семьи, оставлен один. Ребенок как бы выискивает новое

доказательство вины родителей, иначе осмысляет давние происшествия,

вспоминает, например, как когда-то родители оставили его на долгое время в

деревне у бабушки - как дополнительный аргумент, что его родители просто

недостойны быть таковыми. Подобная внутренняя позиция ребенка приводит к

дискредитации семьи, положительного в прошлом опыта.

Ребенок начинает злиться на себя за то, что он по-прежнему привязан к

матери и отцу, за то, что мечтает о возрождении былых отношений. Если

представить его внутреннее эмоциональное состояние - это смесь злости, обиды

и любви к родителям. В поведении с родителями такие дети часто ведут себя

агрессивно, пренебрежительно, кажется, специально их раздражают. Лейтмотив

этого: Вы со мной так, и я с вами так. То есть ребенок таким образом

психологически защищается - избавляется от кипящих в его душе интенсивных

эмоциональных переживаний посредством уменьшения значимости семьи: если

семья для меня незначима, родители плохие и я их не люблю, то зачем же я

На днях мне попалась очень любопытная статья о количестве детей в семье и значимости их личности и даже будущего в зависимости от «порядка» рождения. С первым ребенком полностью согласна. Нередко слышала, что первые дети и рождаются не всегда здоровыми.

Определяет так много, как мы даже не догадываемся.

Привожу статью полностью, разделив для удобства заголовками.

Нередко один из детей наследует характер, манеру поведения, способности, а иногда и отца, а другой во многом повторяет маму. Что определяет, на кого будет похож ребенок? Цепь случайностей?

Каждый из нас не просто повторяет кого-то из родителей, но является носи­телем родовых задач по отцовской или по материнской линии. И выбор линии предопределен: важно, каким по счету родился ребенок. Имейте в виду: при определении порядкового номера учи­тываются все появившиеся на свет дети, даже если кто-то, не дай бог, погиб во младенчестве.

ПЕРВЫЙ РЕБЕНОК

ТРЕТИЙ РЕБЕНОК

Третий ребенок в детстве соединяет в себе черты отца и матери, а повзрос­лев, оформляется в нечто совершенно самостоятельное: он становится родо­начальником абсолютно новой динас­тии и является носите­лем принципиально новых родовых задач. Так или иначе, третьи дети создают свои семьи довольно поздно, но это, как правило, очень гармоничные .

ЧЕТВЕРТЫЙ РЕБЕНОК

С четвертого ребенка счет начинает­ся снова: четвертый повторяет первен­ца, пятый - второго и так далее.

БУДУЩИЙ БРАК ДЕТЕЙ — «КОТОРЫЙ С КОТОРЫМ»?

Решает в какой-то степени и его будущую личную и семейную жизнь.

Часто родовые задачи мешают гар­моничному браку: два первенца или два единственных ребенка, создающие собственную , - это два лидера, каждый из которых пытается любой це­ной занять главенствующее положение. Разумеется, это не означает, что любовь двух первенцев обречена, но им придет­ся столкнуться с трудностями, учиться уступать и искать компромиссы. Куда проще складывается союз первенца и второго ребенка в семье: это брак лиде­ра и ведомого.

А вот брак двух вторых детей - ко­рабль без руля и ветрил: оба боятся брать на себя ответственность за ре­шения, каждый ждет, что руководить се­мейным плаванием будет другой...

Для третьего (шестого) ребенка (как Вы помните, это основоположники но­вого рода и носители новых родовых задач) - отдельные рекомендации.

Прежде всего, им лучше не связывать первые сексуальные опыты с «твердо­лобым» первенцем: он может навсег­да раздавить самобытный творческий потенциал генератора новых родовых задач, а вместе с ним и надежду на счастье в семейной жизни.

Лучше, если сексуальный опыт третьего ребенка и его самооценка сложатся в близких от­ношениях с тем, кто родился вторым по счету: такой партнер поможет нашему герою обрести столь необходимую ему уверенность в себе. И тогда уж будущий родоначальник сможет ужиться не толь­ко с первым ребенком, но и с таким же третьим, как он сам.

Сергей ПОПОВ

Уважаемый Читатель, буду очень благодарна Вам, если Вы напишете свое мнение на тему .

Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребенка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% - недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе.

Воспитанием ребенка занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев - отец и мать, а примерно в 6% семей ребенок предоставлен сам себе.

В семьях детей с легкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, т.е. сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия. Родители умственно отсталых детей в среднем имеют тот же образовательный и социально-экономический статус, в то время как среднее число детей на такую семью несколько больше, чем у родителей детей, развивающихся нормально. Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистему, но и детскую, так как не развиваются взаимоотношения с сибсами - братьями и сестрами. Ребенок чувствует свое одиночество, отверженность в семье. Отцы практически устраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, так как не имеют работы. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев рождения умственно отсталых детей. Таким образом, необходим дифференцированный подход к оказанию помощи этим семьям, включая медико-генетическое консультирование и планирование семьи.

Среди детей с нарушениями умственного развития 27% представлено такими категориями, как дети-сироты, социальные дети-сироты, опекаемые дети, 43% из них проживают в неполных семьях, более 7% находятся под опекой, 62% проживают в неблагополучных семьях, 28% - в семьях социального риска. Большинство родителей детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное (14%), среднее (26,3%) и среднее специальное (56,6%) образование. Высшее образование имели только 0,9% родителей. В исследовании Д.В. Зайцева было показано, что большинство родителей умственно отсталых детей принадлежали к двум профессиональным группам: рабочим (24,7%) и работникам сельского хозяйства (31,6%). Семей, воспитывающих одного ребенка, оказалось в два раза больше среди учащихся общеобразовательных учреждений по сравнению со специальными. В то же время почти 1/4 семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка - многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приемными отцами живут 73,5% таких детей. Такое положение ребенка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.



В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг к другу и собственным детям.

В1999 г. ежемесячный совокупный доход в семьях умственно отсталых детей составлял 500-1000 рублей (61,4%) и менее 500 (29,2%). Таким образом, подавляющее большинство семей, воспитывающих умственно отсталых детей, живут за чертой бедности.

Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль "фобия потери ребенка" либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.

Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности, а также с "фобией утраты ребенка". Гипертрофированный страх за ребенка передается от матери самому ребенку, формируя у него "избегающее" поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идет даже об элементах самостоятельности у ребенка.



Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.

Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери - необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.

Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития.

Наиболее эффективными формами работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая психотерапия с матерями, работа с несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия.

Ребенком, согласно СК РФ, признается лицо, не достигшее совершеннолетия (18 лет).

Рождение человека происходит при участии врачей, как правило, в специализированном медицинском учреждении - родильном доме, при выписке из которого матери ребенка выдается справка установленного образца, подтверждающая факт рождения. На основании этого документа устанавливается факт происхождения ребенка от матери и регистрируется рождение. При этом заявление о регистрации рождения, при отсутствии у родителей такой возможности, в орган ЗАГС может подать ближайший родственник с любой стороны. Если роды происходили вне медицинского учреждения, для доказательства происхождения ребенка именно от этой женщины, она может обратиться в медицинское учреждение, прибегнуть к письменным или устным показаниям свидетелей или другим доказательствам.

Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если нет доказательств иных обстоятельств. Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке. Если лица являются сожителями или совсем не ведут совместного хозяйства, то отцовство мужчины может быть установлено путем подачи в орган записи актов гражданского состояния его совместного заявления с матерью ребенка.

В законодательстве нет ограничения по срокам регистрации рождения, которое может произойти через несколько месяцев и даже лет после осуществления факта. За это время физическое и (или) душевное состояние матери может существенно измениться; такие изменения могут быть вызваны и неудачными родами. И эта ситуация предусмотрена законодателем. В случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения се родительских прав отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Интересно, что у фактических родителей ребенка есть возможность подать совместное заявление об установлении отцовства еще до его рождения во время беременности матери. В этом случае запись о родителях, как и сама запись о рождении, будет произведена после факта рождения.

Документарным подтверждением установления отцовства является Свидетельство об установлении отцовства, а первым юридическим документом любого гражданина России - Свидетельство о рождении.

Провозглашенная государством защита детства выражается в первую очередь в закреплении в СК РФ дополнительных к конституционным правам. Так, ребенок имеет право на имя. Как правило, еще во время беременности матери родители выбирают ребенку имя и обговаривают фамилию. Единственное требование к имени - соответствие полу; фамилию ребенку можно присвоить либо материнскую, либо отцовскую, если родители разные, ребенку присваивается фамилия семьи, если она единая у матери и отца. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия разрешающая органом опеки и попечительства. Имя и фамилия ребенка могут быть изменены только по достижении им возраста 14 лет с разрешения органа опеки и попечительства.

По традиции в России сохранены отчества, которые присваиваются ребенку от имени отца с добавлением соответствующего полу окончания. Если национальными традициями предусмотрена иная форма отчества, то полное имя ребенка записывается в соответствии с данными традициями. Отчество у ребенка должно быть, даже при отсутствии отца, тогда оно записывается по указанию матери.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Средства массовой информации наполнены статьями и интервью на предмет жестокого обращения европейских родителей со своими детьми и отобрания детей у таких родителей. Споры идут о методах и способах воспитания, о том, как их отличить от тирании.

Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, на их воспитание и заботу, на общение с ними. Запрет матери на общение отца с ребенком после расторжения брака является не только нарушением законных прав отца, но и законных прав самого ребенка, который волен контактировать с обоими родителями в равной степени. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не могут влиять на нрава ребенка.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В соответствии с этим положением, достигший возраста 10 лет ребенок вызывается в судебное заседание и в сопровождении учителя, психолога или представителя органа опеки отвечает на вопросы судьи о желаемом для него месте жительства в случае развода родителей.

Ребенок также имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Вопрос о соблюдении этих прав ребенка оппонирует даже не к обязанностям родителей, а к государственным гарантиям и является столь же бесспорным, как бесплатное обучение или здравоохранение. Всестороннее развитие ребенка может быть осуществлено только через посещение секций, кружков, студий, которое, однако, часто является платным и недоступным для большинства семей.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе и от незаконных действий родителей и усыновителей, от злоупотреблений родительскими правами (эксплуатация детского труда, физические наказания, переходящие в побои, наказание голодом и пр.). По общему правилу, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется его законными представителями: родителями, лицами, их заменяющими, а в случае отсутствия таковых органом опеки и попечительства, прокурором и судом. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.

Безусловно, помимо личных неимущественных прав ребенку принадлежат и имущественные права. Так, ранее уже указывалось, что при разделе имущества супругов при разводе, выделяется перечень личных вещей ребенка, которые следуют за ним в определенное ему судом место жительства.

Среди имущественных прав ребенка в первую очередь стоит отметить право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими па содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более 50 % сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. Остальное выплачивается наличными и тратится на нужды несовершеннолетнего.

С ранних лет каждый ребенок может иметь собственный доход (кинематограф, модельный бизнес, театр и др.). Дети имеют право собственности на доходы, полученные ими, имущество, полученное ими в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на их средства. Управление имуществом ребенка осуществляют его законные представители. При этом ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Родители обязаны соблюдать права детей, права друг друга в отношении детей, иначе они рискуют лишиться родительских прав. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

  • o уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов. "Злостность" уклонения определяется в судебном порядке и зависит от суммы задолженности по алиментам и даты последнего платежа;
  • o отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
  • o злоупотребляют своими родительскими правами;
  • o жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • o являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • o совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав осуществляется только и судебном порядке при участии представителей органов опеки и попечительства и прокурора, по их заявлению или заявлению одного из родителей.

5 сентября 2006 г. Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании 5 сентября 2006 г. гражданское дело по иску прокурора в интересах несовершеннолетнего К. к Б. о лишении родительских прав по кассационной жалобе Администрации Артемовского городского округа на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 8 июня 2006 г.

В ходе судебного разбирательства было установлено следующее.

Артемовский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего К., 1992 г. рождения, к Б. о лишении родительских прав.

В обоснование иска указал, что Б., 1970 г. рождения, в декабре 1992 г. отдала своего сына К., 1992 г. рождения, на воспитание и содержание своей бабушке Г., которая в настоящее время не имеет возможности надлежащим образом воспитывать и обучать внука в силу своего возраста (82 года).

Б. с 1993 г. по настоящее время злоупотребляет спиртными напитками, не работает, о сыне не заботится, воспитанием сына не занимается, уклоняется от выполнения своих родительских обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетнего сына, что нарушает интересы К., который состоит на учете в Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по причине неуспеваемости и пропусков занятий в МОУ МО "Артемовский район" № 27 и в связи с совершением им краж. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.

Б. иск не признала, в обоснование возражений указала, что была вынуждена отдать ребенка на воспитание бабушке, так как должна была работать, сына она навещает, приносит продукты питания, стирает одежду, намерена вылечиться от алкоголизма, не отрицала, что постоянного источника доходов в настоящее время не имеет, имеет временные заработки, просила в иске отказать.

Представитель органа опеки и попечительства Администрации МО "Артемовский район" исковые требования прокурора не поддержала, указав, что лишение родительских прав Б. в настоявши момент является преждевременным, поскольку Б. [питается исправиться. Представитель Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав М. Н. Калугина исковые требования прокурора поддержала, указав, что с Б. проводилась надлежащая работа, у нее было достаточно времени, чтобы изменить свой образ жизни и заняться воспитанием сына, однако Б. уклоняется от выполнения родительских обязанностей, считает, что лишение родительских прав Б. целесообразно.

Иск прокурора был удовлетворен, органами опеки не признай и оспорен.

В решении суда второй инстанции отмечается, что лишение родительских прав является исключительной мерой семейно-правовой ответственности. В связи с этим и на основе доводов ответчицы о возможности ее исправления, судебная коллегия определила в удовлетворении исковых требований прокурора Артемовского района в интересах К. о лишении родительских прав Б. отказать, данным решением предупредить Б. о необходимости изменить свое отношение к воспитанию сына, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением Б. родительских обязанностей1.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх