Почему ребенок кусает. Почему ребенок кусается

РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ! ЧТО ДЕЛАТЬ?

Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели обносится к этому, прямо скажем, больному вопросу?

Любой ребенок в возрасте 2-3 лет, посещающий детский сад, хоть раз вернулся домой со следами чьих-нибудь зубов на теле. Маленькие дети кусаются, это факт. Иногда следы зубов видны только во время переодевания, они не бросаются в глаза и родители порой их не замечают. Иногда они выглядят, как зловещие часы на детской ручонке или спине.

Если ребенок уже говорит и может назвать имя обидчика, на этом «следствие» завершается. Вы идете в садик и грозно требуете примерно наказать обидчика. Несмотря на то, что речь идет об очень распространенном явлении, вопрос о том, как должны реагировать родители в таком случае, остается открытым.

Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность.

В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы. Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.

Причины поведения

Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин. Первая - желание приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира.

Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детских садах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.

Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.

Третьим фактором может стать низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.

Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, уехавший на воинские сборы или в командировку отец, ссоры между родителями. Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.

Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты - достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.

Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения.

Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к психологу.

В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.

Что делать?

  • Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпрепровождения ребенка в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.
  • Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение, для того, чтобы он запомнил его название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!», "Кусать можно только яблоки". Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное. Предотвратить его агрессивные действия можно с помощью предложенной ему альтернативы. Спросите, как только заметили, что ребенок начал нервничать: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?».
  • Если вам не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка, вам необходимо в этом случае остановить дальнейшее проявление агрессивных действий со стороны ребенка. Для этого осторожно, без резких движений обнимите его.
  • Далее, смотря в глаза ребенку, расскажите ему о его чувствах, например: «Ты не хочешь отдавать Маше свою игрушку. Я тебя понимаю и т.д.». Старайтесь, чтобы ваша фраза звучала утвердительно, была эмоционально схожа с состоянием ребенка. Важно показать ребенку, что вы его понимаете, что цель таких агрессивных действий ребенка – показать свое чувство обиды. И что при достижении цели дальнейшее проявление агрессивных действий бессмысленно.
  • Если ребенок укусил или ударил вас – скажите ему безразличным тоном: «Мне больно. Я очень сержусь, когда меня кусают».
  • Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.
  • Если ребенок укусил вас, или укусил другого ребенка, то ни в коем случае нельзя кричать или бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает. Приказывая ребенку, при этом не дав ему успокоиться, вы спровоцирует у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.
  • Если вас укусил ребенок - не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.
  • Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда он находится в состоянии гнева.
  • Не идите на поводу своих эмоций. Проявляйте ум и чуткость.
  • Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться - в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно - нельзя, хорошо - плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.
  • При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем годам сформируются такие положительные качества как гордость и доброжелательность. Соответственно, излишняя опека взрослых поспособствует формированию у ребенка чувства стыда, сомнения, неуверенности.
  • На развитие личности ребенка, формирование у него положительных качеств влияет правильно избранный родителями стиль семейного воспитания, общения с ребенком.
  • Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка

Педагог-психолог

Довольно часто родители встречаются с проблемой, когда их 1-3-х летний ребенок кусает других детей на площадке или в детском саду, щиплется, иными словами, ведет себя агрессивно. Это пугает и настораживает. Почему малыш так воинственно настроен?

Почему ребенок кусает маму

Оставаться все время в центре внимания - это очень непросто. «Мама всегда чем-то занята, а если я ее укушу, она обязательно заговорит со мной» - это примерный ход рассуждения крохи, которому не хватает родительского внимания. Дальнейшие действия вам понятны. Малыш кусает маму, не обращающую на него внимания, а она вскрикивает и принимается ему что-то говорить - цель достигнута.

Все дело в том, что малышу до трех лет необходим не только физический, но и эмоциональный контакт с мамой. А она вроде бы и рядом, но мысли ее далеко. Ребенок остро чувствует это и пытается исправить ситуацию. Ему все равно, какой будет эмоциональная реакция мамы, главное, чтобы она была!

Что делать в таком случае

Если требования внимания таким образом стали частыми, подумайте, как изменить ваш домашний распорядок, чтобы хватало времени на теплое, полное любви и ласки общение с ребенком.

Если же вы очень заняты, то отстраните от себя малыша и спокойно, но строго глядя ему в глаза скажите: «Мне больно. Так делать нельзя. Дети не кусаются. Я сейчас занята, но скоро мы с тобой поиграем». Помните, ваша цель - дать понять малышу, что его поступок - это серьезная проблема, но не кричите на него и уж тем более не пытайтесь укусить в ответ.

Ребенок кусает детей

Если подобное происходит в вашем присутствии, то сразу же постарайтесь разлучить поссорившихся. Даже если вы знаете, реакцию вашего ребенка спровоцировал другой малыш, Утешьте его, пожалейте. Все внимание направьте на укушенного малыша. Спросите: «Тебе больно? Мне тебя так жалко!» Ваш ребенок поймет, что сделал что-то недопустимое. Предложите ему извиниться, а если он упорствует - то и побыть одному: «Ты еще не умеешь правильно вести себя. Но скоро ты поймешь, как скучно, когда не с кем играть».

от избытка эмоций

У детей от года до трех еще слишком беден словарный запас, им часто не хватает слов, чтобы передать свои эмоции. Крохе гораздо проще укусить, чем подумать и попытаться выразить свою обиду или, наоборот, избыток положительных чувств. Поэтому вы должны помочь ему в этом, научить его словам и жестам, помогающим в этом: «Мне плохо! Мне грустно!» или «Ура!». А если он слишком зол и обижен, пусть топнет ногой, разорвет предложенный листок бумаги, стукнет кулаком по подушке.

В случае если ребенок кусает детей, его нужно увести с места происшествия и на некоторое время усадить в одиночестве (1-5 мин.). Малыш должен усвоить связь между прекращением игры и тем, что он начал кусаться. Кроме того, перевозбуждение пройдет, пока малыш будет один.

Как помочь ребенку

Не упрекайте ребенка часто. Он может привыкнуть к этому, перестанет обращать на ваши слова внимание или будет делать все назло. Наказывая малыша, не оскорбляйте его, говоря: «Ты плохой мальчик! Ты хулиган!» Вы должны говорить не о плохом сыне или дочери, а о плохом поступке, подчеркивая, что ваш малыш обязательно исправится, и каждый раз давая понять, что любите его.

Поймите, если ваш ребенок кусает детей, то это значит, что ему трудно общаться. А ваша обязанность помочь малышу и научить его добрым отношениям с окружающими.

От малыша возрастом 1-2 года вряд ли можно ожидать злости или коварства. Тем более странными родителям кажутся ситуации, когда ребенок вдруг начинает кусаться . Зубов еще мало, но больно. О чем говорит такое поведение и что предпринять родителям — подскажет шпаргалочка.

Возраст: 1 год, до года

Почему ребенок кусается? Возможная причина: режутся зубы, при этом десны зудят и чешутся, вызывая непреодолимое желание грызть все подряд.

Что делать? Посоветовавшись с врачом-педиатром, применяйте специальные гели, облегчающие прорезывание зубов, притупляющие боль (калгель, камистад). Предлагайте крохе погрызть сухарь, кусочек яблока. В продаже имеется много прорезывателей для растущих зубиков. Если никак не реагировать на кусание малыша в этот период, привычка кусаться может остаться. И тогда при первой же необходимости проявить эмоции или чего-то добиться, ребенок (вполне возможно) применит этот прием. Реагируйте спокойно, но настойчиво.

Причина: Ребенок голоден и, по причине того, что еще не умеет выразить свои желания словами, нетерпеливо кусает мамину грудь или руку.

Что делать? Внимательно следить за режимом дня и кормления. Предлагать ребенку еду прежде, чем он начнет требовать его кусанием.

Возраст: от 1 года до 2 лет, 1,5 года


Почему ребенок кусается?
Возможная причина: Проявляется исследовательский инстинкт. Малыш хочет все попробовать «на зубок», поэтому все тянет в рот. Мамина рука — не менее вожделенный объект для исследований: Интересно, а что будет, если укусить маму?

Что делать? Удовлетворите исследовательский инстинкт крохи. Дайте понять, что следствием этих его действий является недовольство мамы. Что будет, если укусить маму? Она рассердится, огорчится — значит, так делать нельзя.

Причина: Попытка привлечь внимание. Малышу может не хватать внимания родителей. Кусание — способ выразить свое недовольство, привлечь внимание. Сюда же входят одергивание маму за одежду, хныканье, капризы. Укус – это уже, как правило, крайняя мера, свидетельствующая о детском отчаянии и бессилии. Ребенок в 2 года может кусаться и потому, что другие способы привлечь внимание уже не действуют.

Что делать? По возможности не допускать таких ситуаций, стараться выделять время на совместные игры, вовлекать малыша в повседневные домашние дела: вместе готовить, прибираться, поливать цветы. Особенностью детей в возрасте 1–2 лет является острая потребность в родительской опеке, заботе и любви.

Причина: Неумение выражать свои эмоции (злость, обиду, волнение и даже нежность, да да).

Что делать? В 2 — 3 года ребенок уже способен понимать объяснения взрослого, учиться. Поэтому терпеливо объясните крохе, что такие эмоции как злость, обида — нормальные. Их испытывает каждый, и мама, и папа, и бабушка. Покажите, что есть другие варианты Предложите в игровой форме вместе избавиться от негативных эмоций — побить подушку, к примеру

Психологические проблемы

В более старшем возрасте — от 3х лет и более — дети кусаются осознанно. На это есть свои причины и чаще всего они связаны со взаимоотношениями в семье или детском саду. Поэтому, если ребенок кусается в возрасте 3х, 5ти лет — это уже психологическая проблема, решать которую лучше, посоветовавшись с психологом.

Возможные причины:

  • Неблагоприятная атмосфера в семье, проблемы во взаимоотношениях между членами семьи,
  • Обида, затаенная злость на взрослого, недостаток любви родителей (особенно, когда подрастает младший брат или сестра),
  • Обилие запретов, кусание — как протест,
  • Ребенок не умеет выразить чувства и эмоции иными способами, причем не только страх, волнение или обиду, но и любовь, нежность,
  • Плохой пример других детей в саду,
  • Чрезмерная активность ребенка.

Имеют место быть и физиологические проблемы: аллергия, зубная боль.

Что делать? Прежде всего, отнестись к ребенку по-доброму, во что бы то ни стало. Ваша агрессия, излишнее внимание к проблеме лишь усугубит дело. В перечисленных ситуациях важно найти ключик к детскому сердцу. Помочь родителям в этом помогут психологи. Самое главное — сохранять спокойствие, показать ребенку, как вы его любите. Ведь не зря народная мудрость гласит: Где в семье лад, там и ребят хорошо растят.

В годовалом возрасте дети часто кусают родителей за щеку. Когда у них режутся зубы, они готовы кусать все подряд, тем более если чувствуют усталость.

Если в возрасте 1-2 лет один ребенок укусит другого, будь то «по-дружески» или от злости, это тоже не повод для беспокойства. Дети такого возраста еще не умеют выражать чувства словами, поэтому выплескивают свои эмоции более примитивным способом вроде кусания. Кроме того, они еще не в состоянии поставить себя на место обиженного и не осознают, насколько это больно.

Родители в этом случае должны твердым тоном сказать: «Так нельзя! Это больно!» - и спустить ребенка с коленей на пол или забрать его из группы играющих детей. Ему просто надо дать понять, что такое поведение вам не нравится, даже если он еще слишком мал, чтобы уяснить себе, почему именно.

Младенец начинает кусаться из простого любопытства. Ему интересно посмотреть, что будет, если во время кормления он укусит мамину грудь? Чаще всего мама реагирует очень ярко и эмоционально, что и требовалось крохе. Ребенок до года не рассуждает: «Я сейчас тебя укушу, и тебе станет больно». Он ведет себя непосредственно, не задумываясь о последствиях. Но по мере взросления кусание становится все более осознанным.

Итак, почему же кусаются дети в возрасте от года до трех? В первую очередь это может быть старая привычка, закрепившаяся с тех пор, когда у малыша резались зубки. Однако намного чаще встречается ситуация, когда ребенок таким образом пытается выразить свои эмоции или чего-то добиться.

Некоторые считают, что самый простой и эффективный способ борьбы с этой дурной привычкой - укусить в ответ. В моей практике были случаи, когда родители поступали именно так и ребенок действительно переставал кусаться, но не потому, что понимал, как это плохо, а лишь от страха. Он знал: если укусит он, укусят его и ему будет больно. Соглашусь, вы действительно можете таким способом добиться хорошего поведения - но какой ценой? Опустившись на уровень агрессии ребенка, уравняв себя с ним. Не удивляйтесь, если в результате такого воспитания он утратит уважение к взрослым и не будет видеть разницы между ними и своими сверстниками.

Что же делать, если ваш малыш привык решать спорные вопросы с помощью зубов? Прежде всего, проанализируйте, в каких ситуациях он кусается чаще всего. Когда ему чего-то не дают? Когда на него не обращают внимания? Когда что-то запрещают? Кусание - это проявление агрессии. Допустим, вы заметили, что ваш малыш таким образом борется за право поиграть с чужими игрушками. Тогда перед выходом на улицу проведите профилактическую беседу: «Давай договоримся, что ты никого не будешь кусаться на площадке. Если ты захочешь поиграть с чужой игрушкой, ты просто попросишь или предложишь поменяться. Как только я увижу, что ты кого-то хочешь укусить, мы уйдем с площадки и будем гулять одни». Возможно, ребенок захочет проверить, насколько серьезны ваши намерения. Даже если на площадке не возникнет конфликтной ситуации, он ее спровоцирует исключительно для того, чтобы посмотреть, сдержите ли вы свое слово. И здесь необходимо проявить твердость. Делайте то, что обещали, - уводите его с площадки. Если этого не сделать, то в дальнейшем никаких рычагов управления ребенком у вас не будет - он просто не будет воспринимать ваши слова всерьез.

Многие дети перед тем, как укусить, оскаливаются, как тигрята. Если вы внимательно наблюдаете на прогулке за своим малышом, то можете уловить этот момент и зажать ему рот рукой: «Помнишь, о чем мы договаривались? Ты не кусаешься».

Бывает, что ребенок играет, изображая какое-то животное. Он шипит, рычит, царапается и кусается. Понаблюдайте за тем, в каких ситуациях малыш начинает играть в эту игру. Может быть, он прибегает к ней только в общении с другими детьми, чтобы выразить свою агрессию, которую ему запрещают демонстрировать открыто. А может быть, он просто увлекается и кусает от избытка чувств.

Если малыш кусает вас

Когда речь шла о грудном ребенке, я советовала не подавать вида, что вам больно, вообще никак не реагировать на его действия. Теперь тактика должна принципиально измениться. Подросший ребенок очень зависит от настроения родителей. Он уже понимает, что мама может испытывать разные чувства, и боится ее расстроить. Поэтому не скрывайте, что вам больно, что вы буквально плачете. Он поймет ваши эмоции. Будет нелишним даже немножко их гипертрофировать: «Ой, как мне больно! Посмотри, теперь у меня будет синяк. Ты меня очень сильно расстроил».

Если ваше огорченное лицо малыша не останавливает, и он продолжает кусаться, значит, пришла пора отвести специальное место в квартире, куда он будет отправляться каждый раз, когда не сдержится. Это может быть скамейка, диван, ковер. Обнимите малыша и скажите: «Я тебя очень люблю, но мне больно. Я не хочу, чтобы ты мне делал больно. Иди, посиди в другой комнате, успокойся». - «Я не хочу. Я больше не буду». - «Больше не будешь? Тогда давай мириться. Но если ты сделаешь так еще раз, придется тебе отправиться на диван». Очень важно не лишать ребенка в этот момент своей любви. Он не должен чувствовать, что вы его игнорируете. Ваше «посиди и успокойся» не должно звучать угрожающе, не должно выглядеть как наказание. Это просто тайм-аут, который вы даете ребенку, чтобы он пришел в себя. При этом совершенно бессмысленно говорить: «Иди и подумай, как ты себя ведешь». Ребенок еще не в состоянии размышлять над своим поведением и оценивать его с точки зрения этики и морали.

Иногда от привычки кусаться помогает избавиться... резиновая игрушка. Каждый раз, когда малыш собирается кого-то укусить, протягивайте ему эту игрушку: «Кусай». - «Я не хочу». - «А мы не хотим, чтобы ты кусал людей». Таким образом вы даете ребенку возможность выплеснуть эмоции, не причиняя никому вреда, и, что особенно важно, фиксируете его внимание на том, что он делает. Ведь малыш на втором и даже на третьем году жизни не всегда может контролировать свое поведение, часто у него сначала срабатывает импульс - укусить, а потом уже приходит осознание того, что он сделал. Резиновая игрушка становится своеобразным тренажером, помогающим ему научиться сначала думать, а потом уже действовать.

Если ваш ребенок укусил другого ребенка

Итак, это произошло. Рядом громко плачет малыш, показывая своей маме следы зубов на ручке. Ваши действия?

Первый импульс родителя - наброситься на своего ребенка и наказать его. Желание вполне понятное, но не спешите ему следовать! Подумайте, к чему ведет такая реакция? Вместо того чтобы научить ребенка контролировать свое поведение, вы сами преподаете ему урок агрессии: ты укусил - я тебя нашлепала. Получается, что кусаться нельзя, а бить можно. Эту ли истину вы хотите донести до своего малыша?

Я предлагаю и здесь следовать тактике, о которой мы говорили в предыдущей главе, - лишить внимания своего ребенка и направить на обиженного. Подойдите к укушенному и извинитесь, проговорите то, что вашему ребенку самому трудно выразить словами: «Саша (Дима, Петя) тебя обидел. Тебе больно. Мне очень жаль, и я прошу прощения за него. Да, он очень плохо поступил. Давай я позову твою маму. Вот у меня есть платочек. Давай я слезки тебе вытру». Если вы знакомы с укушенным ребенком и он вам доверяет, можно его обнять. Вашему малышу будет больно это видеть, возможно, он заплачет. Но при этом поймет: «Если я буду кусать других детей, моя мама будет обращать внимание на них, а не на меня». Кроме того, вы своим примером покажете ему, что делать, если он вдруг кого-то обидел, - надо подойти, извиниться и постараться исправить ошибку.

Кусание у детей постарше

Если ребенок кусается в возрасте от 2 до 3 лет, вы должны определить для себя, насколько часто это происходит, и дать оценку поведению ребенка в целом. Если ребенок постоянно выглядит напряженным и недовольным и часто кусает других детей, это является признаком, что с ним что-то не в порядке. Возможно, его слишком часто наказывают и одергивают дома. Или же у него не было возможностей привыкнуть к обществу других детей и он считает, что они опасны и могут угрожать ему. Может, он испытывает ревность по отношению к своему младшему брату или сестре и выплескивает свой страх и обиду на других детей, считая их такими же соперниками.

Если кусание сопровождается другими агрессивными действиями, это симптом более серьезной проблемы, которая заслуживает куда большего внимания, чем само по себе кусание.

Обычно же вполне здоровый и нормально развивающийся ребенок вдруг может неожиданно укусить кого-нибудь. Это совершенно естественный этап развития, который не представляет собой никакой психологической проблемы. Однако многих родителей это беспокоит, поскольку они опасаются, что из их тихого и спокойного ребенка в будущем вырастет злодей. Кусание - это всего лишь определенная стадия развития, через которую проходят даже самые добрые и ласковые дети.

Что сделать, чтобы ребенок не кусался

Прежде всего, надо уметь предотвращать такие случаи. Если вы заметили, что ребенок кусается в каких-то определенных ситуациях, то необходимо, чтобы в эти моменты рядом с ним был кто-то из взрослых. Если ребенок часто испытывает разочарования и стрессы, так как является, к примеру, самым маленьким и слабым среди детей или из-за того, что вы непоследовательны в своих требованиях, подумайте над тем, чтобы внести изменения в его повседневную жизнь.

Постарайтесь уделять ему больше внимания именно в те моменты, когда он ведет себя хорошо. Ведь родители зачастую обращают пристальное внимание на детей как раз тогда, когда они что-то ломают или кого-то кусают. Намного полезнее будет, если внимание родителей будет наградой за хорошее поведение.

Если вы видите, что в ребенке нарастает недовольство, отвлеките его чем-нибудь. Если ребенок уже достаточно подрос, то можно выбрать время и обсудить с ним эту проблему, попросив его задуматься над тем, как это больно, и что еще он может предпринять, когда чувствует желание укусить кого-нибудь.

Если же ребенок уже успел укусить кого-то, то внимание надо уделить прежде всего пострадавшему малышу, игнорируя «агрессора». Успокоив обиженного, твердым тоном скажите своему ребенку, что вам не нравится его поведение, и потребуйте, чтобы он так никогда больше не делал. А потом посидите рядом с ним некоторое время, пока он будет переваривать сказанное. Возьмите его за руку или обнимите, чтобы он не убежал от вас. Постарайтесь избегать долгих нравоучений.

Можно ли укусить ребенка в ответ?

Некоторые родители, испытавшие на себе укусы маленького ребенка, спрашивают, можно ли укусить его в ответ. Я считаю, что родители должны быть родителями, а не опускаться до уровня младенца и не отвечать на его плохое поведение укусами, шлепками или криком. Кроме того, если вы кусаете или шлепаете маленького ребенка, он, скорее всего, опять ответит вам тем же, поскольку решит, что это игра. Кроме того, он может подумать, что если вы позволяете себе такое поведение, то ему и подавно можно. Лучше всего, чтобы предотвратить повторный укус, отстранить ребенка от себя, как только вы заметите характерный блеск в его глазах, и ясно дать ему понять, что вам такое поведение не нравится и вы не намерены его допускать.

Кусание в возрасте после трех лет

Обычно дети перестают кусаться к трем годам или чуть позже. К этому возрасту ребенок уже в состоянии воспользоваться словами, чтобы выразить свои желания и чувства. Кроме того, он уже лучше умеет контролировать себя.

Если же ребенок продолжает кусаться, это может оказаться признаком достаточно серьезной проблемы развития. В этом случае вам помогут опытный врач или другой специалист.

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии — преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения — в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале — силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года — оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей — еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре — определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе — преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, — среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки — диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра — любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх — плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту — как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии — хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите — базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх