Занятие в старшей группе на тему осень. Конспект занятия в старшей группе «Осень

НОД по теме: «Осень» (старшая группа)

Цель : обобщить знания детей по теме: “ Осень” .

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;

Активизировать словарь детей по теме НОД;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .

Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Здоровьесберегаюшие:

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:

Конверт с письмом и заданиями от Бабы-Яги

Обручи для «кочек»

Листочки из картона для дорожки;

Овощи и фрукты, пазлы в конвертах.

Ход НОД:

Ребята сегодня утром, когда я открыла окно к нам с осенним ветерком залетело письмо. Что же в нём? Интересно? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .

Письмо: «Не будет у вас Осени! Я, Баба яга, её похитила! А вы все такие хорошенькие, умненькие, подарков от неё не получите… Я их себе все забрала, и у себя в избушке спрятала! Чтобы спасти Осень и получить подарки, выполните мои задания! АХА-ХА-ХА»

Воспитатель: Ой, ребятки, это проделки Бабы яги, И ЧТОЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?

Дети: Надо спасать осень!

Воспитатель: Тогда в путь , посмотрите тропинка из листочков, она приведёт нас к первому заданию.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались, перед нами первое задание : (читает задание)

1. Назовите, пожалуйста, времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .

2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .

3. Как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

4. А какая осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

5. А в ноябре осень ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Нам путь преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?

Воспитатель: А вы помните как себя вести на болоте?

Дети: нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, и засосёт трясина.

Воспитатель: Интересно сколько же здесь кочек?

(Проходят по кочкам, считая их про себя, спросить 2-3 человека сколько кочек насчитали) .

Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.

Воспитатель: какие осенние приметы вы знаете ?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, перелётные птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Предлагаю сделать привал, а здесь ещё одно задание (дети сами ищут отгадки в корзине и кладут на поднос, право- овощи, лево-фрукты).

1.Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)

2.Сто одёжек и все без застёжек.
(капуста)

3.На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит, как после душа.
Этот милый фруктик (груша)

4.Апельсина жёлтый брат.
И никто не виноват,
Что ужасно кислый он,
Этот маленький (лимон)

5. Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)

6. Лежит меж грядок, зелен и сладок.
(Огурец)

7. Апельсину он братишка,

Но поменьше, фрукт-малышка.

Тоже делится на дольки,

Но они поменьше только.

(Мандарин)

8. Этот овощ кисло-сладкий,

Круглый, сочный, мягкий, гладкий.

Щеки докрасна натер,

И зовется... (помидор).

9. На пюре она годится,

В чай ее кладут едва ли.

До весны она хранится

В погребке или подвале.

Вы подумайте немножко.

Ой, да это же ... (картошка).

10. Полюбуйся: что за сказка!

В грядку спряталась указка.

Ярко-рыжая плутовка!

А зовут ее... (морковка).

Как одним словом называется, то что лежит на красном подносе?

Дети: фрукты

А на зелёном?

Дети: овощи

Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Хотите немного поиграть. «Встаньте, дети, встаньте в круг; я твой друг и ты мой друг».

Физминутка

«Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо . - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички . - делают манящие движения руками

« Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор , - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»

Воспитатель: Где-то спряталось задание от Бабы яги. Только где же оно? (дети находят конверты на пеньках и несут воспитателю, он открывает, достаёт). Что делать не пойму? (дети объясняют, что надо делать) А у вас пазлы какой формы? Приготовились, начали! Что изображено на этих картинках? Какое время года?(Осень - чудесное и очень красивое время года, многие дети идут в школу, в садах созрели яблоки, груши, сливы ; в огороде- овощи).

Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Бабы яги.

Воспитатель: а вот и очередное задание (садятся на ковёр) Внимательно!

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы, вы ловко справились со всеми заданиями и дошли до избушки Бабы яги, но что-то она не спешит освобождать нашу пленницу (стучимся к нему).

Баба яга : Кто там? Зачем пришли?

Воспитатель: Осень освободить.

Баба яга: Мне тут сорока новости принесла, что вы со всеми заданиями справились, все загадки отгадали, болото перешли... Вы все были молодцы, а это нужно вознаградить! Так и быть, отпущу я Осень.

Баба яга выводит Осень и уходит.

Осень: Здравствуйте, ребята! Вам понравилось путешествие? (Ответы детей) . Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной . Ответили на вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы! Что вы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что вам больше нравится в осенней поре? Какие, вы, молодцы! У меня ещё много дел, пора уходить, но для вас есть подарок. Ой, а где же он? (находит корзину с подарком и прощается).


Тема: «Осень»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени, находить их самостоятельно, уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Формировать связанную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, умение выслушивать других детей.

Продолжать обследовать предметы, используя различные анализаторы, развивать умение видеть противоположности в предметах, называть их;

Ход занятия (сюрпризный момент появление осени )

1. Игра «Осень в гости к нам пришла”…

Собрали разноцветные листочки, полюбовались, подули на них.

Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

Подбросили их вверх, пусть листочки летят, укроют разноцветным ковром

всю землю.

2.Беседа с детьми по теме: «Осень». Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и просит назвать, какое время года сейчас. Затем уточняет детей:

После, какого времени года наступает осень?

Назовите осенние месяцы.

Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц?

Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

Какая погода бывает осенью? Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель поясняет, если идёт дождь — дождливая, дует ветер — ветреная, если на улице холодно – холодная и т. д.

3. Дидактическая игра «Исправь ошибки». В гости к детям приходит зайчик здоровается с детьми, предлагает поиграть в игру.

Осенние месяцы — февраль, июнь, март?

Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь?

Осенью погода ясная, солнечная, тёплая?

Когда бывает такая погода: в начале или конце осени?

— Осенью дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии?

Осенью дети надевают куртки и сапоги?

Что было бы, если бы вышли на улицу в панамках, футболках, шортах и сандалиях?

4.Физкульт минутка:

Ветер дует нам в лицо (помахать руками в лицо)

Закачалось деревцо (покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише (присесть, помахать руками – вниз)

Деревцо все выше, выше (потянуться вверх) .

5.Лес, лесок стоит богат,

Угощает всех ребят:

Девчонок – земляникой, черникой,

Мальчишек – орешками, грибами – сыроежками.

Посмотрим, что же нам сегодня приготовил в подарок «чудесный мешочек”.

Послушайте, что он говорит:

Я мешочек не простой

Я мешок – с секретом,

Как узнаешь, что во мне-

Расскажи об этом.

6.Игра «чудесный мешочек”.

Развязываем мешочек, поочередно вынимаем, называем, что там.

Что это? Фрукты.

Чем фрукты отличаются друг от друга?

(цвет, форма, размер)

Чем они похожи? (растут в саду)

Покатать по столу. Почему одни фрукты катятся, а другие нет?

7. Как вы думаете, фрукты вкусные?

Хотите попробовать?

Игра «Угадай на вкус”.

Что ты съел? Как догадался, что это яблоко? (вкус яблока)

Какое яблоко на вкус? (сладкое, ароматное, хрустящее)

И тд. все фрукты

Что можно приготовить из этих фруктов?

Сок из яблока какой? – яблочный

Из груши –

Из апельсина – Угощение конфетами

Тема занятия: «В гости к Осени»

Скороговорка дня:

Пекла для Варюшки подружка ватрушки.

Подружке подушку пошила Варюшка.

Цель занятия : актуализация и использование знаний о правилах поведения в природе.

Оборудование и материалы : репродукции картин (осенние пейзажи), символьные рисунки — правила поведения в природе, цветная бумага, картон, кукла Осень.

Предварительная работа

С помощью родителей и педагога дети подбирают загадки о деревьях. Познакомим детей с метафорами и сравнениями, часто встречающимися в загадках при описании деревьев.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:

Стоит, колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель, сосна.)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Ель, сосна.)

Вот растенье перед нами,

У него, смотри, друг мой,

Папа — с красными серьгами,

Мама — с белой бородой! (Тополь.)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза.)

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу согни рук.

А в руках — душистый груз

Спелых бус на разный вкус. (Сад.)

В загадках нередко называют ель и сосну «стройной девицей», так как у этих деревьев почти всегда бывает ровный прямой ствол. Сережками называют семена березы, тополя, действительно напоминающие длинные серьги. Ягоды и плоды некоторых деревьев напоминают бусины. Ствол березы сравнивают с белым сарафаном, подчеркивая то, что это дерево является символом России и «носит» традиционную национальную одежду. Белой бородой в загадке о тополе названы созревшие семена. Разлетаясь под летним ветром, они будут напоминать снег.

Ветви деревьев в стихотворениях и загадках часто называют руками. Сами дети, «превращаясь» в деревья в ходе различных игр, инсценировок, приходят к выводу, что их ступни служат им опорой, как корни дереву, туловище — это ствол, руки — ветви, пальчики — листья, голова — верхушка дерева.

Чтение. Э.Аттли «Приключения поросенка Плюха», глава «День большой уборки» (перевод с англ. И.Баллод и И.Румянцевой). Обсудим, как искал в лесу березу герой книги поросенок Плюх. Почему Плюх никак не мог ее отыскать? (Потому что друзья назвали ему отдельные, не самые главные отличительные черты березы.) Составим описание березы, по которому ее легко будет найти.

Часть I. Собираемся в гости

Цели: актуализация, дополнение и систематизация знаний о природных сообществах; развитие речи; формирование умения разгадывать загадки, содержащие метафоры и описание сезонных изменений, умения «читать» символьные рисунки.

Педагог. Осень пригласила нас в гости. А где живет Осень? Где ее можно встретить? Вот вам первая загадка-под- сказка:

Дом со всех сторон открыт,

Он зеленой крышей крыт.

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

Рассмотрим изображения осеннего леса, найти признаки осени. Можно предложить вниманию детей единый рисунок, на котором изображены различные растительные сообщества.

Педагог. Давайте узнаем, о чем рассказывает вторая загадка.

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой —

И желт, и синь, и ал! (Луг.)

Рассмотрим рисунок «Осень на лугу», расскажем, какие изменения произошли с растениями и обитателями луга.

Педагог . Две загадки, которые я прочитаю вам сейчас, имеют общую отгадку.

Какое море за селом

Волнует ветерок?

В нем волны можно собирать,

Укладывать в мешок. (Поле.)

Зимой бело,

Весной черно,

Летом зелено,

Осенью стрижено. (Поле.)

Обсудим, почему поле сравнивают с морем, о каких изменениях говорится во второй загадке; каким еще бывает поле в конце лета и осенью (желтым).

Педагог. У двух загадок, с которыми я хочу вас познакомить, также одна отгадка. Слушайте внимательно, и тогда вы сможете правильно подобрать недостающее слово для второй загадки.

Здесь у нас разбиты грядки,

А на грядках по порядку

Дружно овощи растут:

Тут — морковь, а редька — тут. (Огород.)

Здесь растут морковь, капуста,

И картофель здесь растет.

А зимой здесь будет пусто —

Отдыхает... (огород).

С опорой на рисунки обсудить, что происходит осенью на огороде.

Игра-разминка на развитие внимания «В лесу и на болоте».

Предложить вниманию детей символьные рисунки, обозначающие лес, реку, болото, поле. Договориться о том, как передавать эти понятия при помощи движений.

Дети произвольно двигаются по группе, педагог или водящий командует: «Внимание!» — и показывает один из сигнальных рисунков. Игрокам нужно выполнять оговоренные движения до следующего сигнала. Педагог предлагает разные ситуации: «кукует кукушка», «вижу подберезовик», «посмотрим по компасу, где север, где юг?» Игрокам нужно постараться действовать в соответствии с этими ситуациями: поднять голову, поискать взглядом кукушку, остановиться, прислушаться; наклониться за грибом (педагог отметит — грибы нельзя срывать, нужно срезать ножом, чтобы на этом месте вырос новый гриб), срезать, рассмотреть его; достать из кармана компас, расположить его на ладони, определить направление.

Педагог. Признаки наступившей осени видны везде. Ее можно встретить на лугу и в поле, в огороде и в саду, в лесу и у реки, в скверах и в парках. Я предлагаю вам отправиться в парк, в гости к Осени. Как вы думаете, мы с вами готовы отправиться в гости?

Подведем детей к пониманию того, что, собираясь в гости, нужно знать правила хорошего тона и необходимо приготовить подарок.

Чтение символьных рисунков «Правила поведения в природе». Выберем из рисунков те, что советуют нам, как нужно и как не нужно поступать. Первые обведем в голубую рамку, вторые — в красную. (Например, нельзя ломать ветви, собирать незнакомые грибы и ягоды, срывать ягоды, которые при годятся птицам зимой.) Общее правило можно сформулировать так: не нужно вмешиваться в жизнь природных объектов, можно наблюдать за ними.

Поставим перед детьми задачи: собрать букет из листьев, растения для гербария, материал для поделок; рассмотреть убранство деревьев, запомнить их названия; выяснить, куда спрятались насекомые.

Выполнение аппликации «Белая береза» в подарок Осени.

Часть II. Серенькое утро, красненький денек

Цели: развитие слухового восприятия, речи, вербального воображния; формирование умения составлять загадки, выбирая наиболее существенные признаки предметов; тренинг общения.

Детей встречает Осень. Они приветствуют Осень, рассказывают ей о том, что бы им хотелось узнать об изменениях, происходящих в природе в это время года.

Осень организует для детей экскурсию по парку, знакомит с его обитателями: птицами (трясогузке, воробей, грач, галка, сорока, синица, горлица, зяблик), насекомыми. Дети могут рассмотреть знакомые деревья (тополь, осину, липу, березу, вяз, иву и др.).

Педагог. Вы заметили, осенью изменились не только краски, но и звуки. Закройте глаза и прислушайтесь.

Дети слушают и комментируют: поет птица, шуршит листва, звучат шаги и т. д.

Игра «Что делает?» Подберем для каждого предмета или живого существа подходящее действие. Дети делятся на команды и по очереди задают соперникам задания. Например: ветер (дует), листва (шуршит, опадает, желтеет) машина (едет, мчится, останавливается), дети (гуляют, играют, учатся) и т.д. Затем необходимо назвать какие-либо признаки предметов: небо (голубое, чистое), синица (маленькая, веселая), береза (высокая, белоствольная).

Дидактическая игра «Осенние загадки» . Используя названные в игре «Что делает?» характерные признаки предметов и существ, придумать загадки о деревьях, кустарниках, осенних цветах, о птицах, насекомых, зверях, о небе, солнце, дожде. Желательно, чтобы описание получилось «осенним», т. е. чтобы предметы, растения и животные, явления были описаны такими, какими они бывают осенью.

Например: «Я высокое стройное дерево. У меня светлосерый ствол. Мои ветви устремлены вверх. Мои листья имеют форму сердечка. Осенью они становятся желтыми и хрупкими». (Тополь.)

Разминка «Деревья».

Тур I. Игра на развитие внимания «Березки — елочки». По команде педагога игроки «превращаются» то в березку (образовать руками дуги и отодвинуть их от туловища), то в елочку (прижимать плечи к телу, а предплечья развести в стороны).

Тур II. «Осенние истории». Педагог описывает разные ситуации, детям, играющим роль различных деревьев (по их выбору), нужно самостоятельно решить, что делать. Например: подул легкий ветерок, сильнее, ещё сильнее (дети поднимают руки вверх, выполняют наклоны все большей амплитуды). Ветра нет, листочки тихонько шелестят (дети стоят с поднятыми руками, шевелят пальчиками). Ворона села на правую веточку (покачать правой рукой), теперь перелетела на левую (покачать левой рукой).

В завершение прогулки Осень предлагает детям собрать осенний букет и материалы для поделок.

Последующая работа

Собранные листья высушим, приготовим красивые букеты, украсим ими группу. Прочитаем детям о том, что происходит в природе осенью.

Альмира Шерстнева
Открытое занятие в старшей группе «Осень золотая»

Обобщить и систематизировать знания детей об осени . Образовательные задачи

1. Продолжать учить решать противоречия.

2. Самостоятельно находить признаки осени .

3. Продолжать моделировать соотношение к чему-то с помощью цн

4. Учить устанавливать связи между явлениями природы.

Развивающие задачи

Развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать си ответы.

Воспитательные задачи

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Материал

План путешествия; зонтик; осенние листья .

Ход занятия

Волшебное путешествие в природу

Педагог. Давайте совершим путешествие в природу. Путешествие не простое, а волшебное. Вам надо увидеть то, чего нет на самом деле. Вы согласны?

(Ответы детей.)

Педагог. Вам предстоит выбрать вид транспорта. Решить, какие мы, будем делать остановки.

Дети рассматривают план. Находят на плане эти остановки. Выбирают маршрут.

Педагог. Ну что ж, я вижу, что вы готовы отправиться в путь. Прежде чем это сделать, давайте вспомним, какое сейчас время года. А какая на улице погода?

(Ответы детей.)

Первая остановка «СОЛНЕЧНАЯ» .

Вопросы к детям :

1. Какое солнце сейчас?

2. Какое солнце было летом?

3. Что стало с солнцем?

4. Почему оно стало хуже греть?

5. Почему оно меньше светит?

6. Какое солнце будет зимой?

7. Что было бы, если бы солнце светило всегда?

Дети. Солнце сейчас не яркое. Летом оно грело, а сейчас не греет. Солнце меньше находится на небе, чем летом, и поэтому стало меньше греть. Меньше оно светит, потому что дни стали короче, а ночи длиннее. Зимой солнце будет светить и греть еще меньше. Если бы солнце светило одинаково, то не было бы осени , зимы и весны.

Педагог. Я предлагаю вам придумать определения к слову «солнце» ,

Дети. Солнце - яркое, теплое, искристое, ласковое, жгучее, южное,

северное и т. д.

Игра «Солнечные зайчики»

Педагог с помощью зеркальца пускает солнечные зайчиков, а дети стараются их поймать .

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Поманю их пальчиком -

Пусть бегут ко мне!

Ну, лови, лови скорей -

Вот, вот, вот - левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок,

Убежал на потолок.

Вторая остановка «ДОЖДЛИВАЯ» .

Вопросы к детям :

1. Какой бывает дождь?

2. На что похож дождь?

3. Какой дождь бывает летом?

4.. Какой дождь бывает осенью ?

5. Какой дождь бывает зимой? (Ответы детей.)

Педагог. Конечно, дождь бывает разный. Летом идут веселые, грибные дожди. Осенью дождь моросящий , затяжной, холодный. А зимой дождь превращается в снег. Но и летний дождь, и осенний дождь и . Послушайте стихотворение про дождь и определите, какой это дождь - осенний или летний .

Шустрый дождь на длинных ножках

Пробежался по дорожке.

Он ладони вымыл листьям,

Птицам перышки почистил,

И с травою еле слышно

Пошептался, погрустил,

А потом ударил в крышу

И в испуге отскочил.

Дети. Это стихотворение о летнем дожде. Педагог. Давайте еще немного поиграем и отправимся дальше.

Игра «Солнышко и дождик»

Третья остановка «ЛИСТВЕННАЯ» .

Педагог. Посмотрите, как много листьев я принесла сегодня.

Вопросы к детям :

1. Почему листья желтеют?

2. Почему листья облетают?

3. Что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с дерен

4. С чем можно сравнить осенние листья ?

5. Как называется явление, когда падают листья?

(Ответы детей.)

Педагог. Все листья, которые лежат на столе принадлежат деревьям. Найдите листья березы. Найдите листья липы. Найдите л нашего дерева «Надежда» . Все ли листья одного цвета?

Педагог. Придумайте рассказ о рябиновом листочке.

Примерный рассказ :

Стояла рябинка «Надежда» . Стояла она на поляне среди других деревьев. Увидела рябинка, что все деревья стали золотыми . А она по-прежнему стоит зеленая. Ей говорят другие деревья : «Пора готовиться к зиме. Надо сбрасывать листья, а то замерзнешь зимой» . Стало рябине стыдно и она покраснела. И стала еще наряднее, так, что все залюбовались ей

Четвертая остановка «ОСЕННЯЯ » .

Педагог. А на этой остановке мы с вами постараемся понять , что происходит с природой, когда приходит осень .

Вопросы к детям :

1. С чего начинается осень ? (Солнышко начинает меньше светить, становится холоднее.)

2. Как изменяется долгота дня? (Меньше светит солнце, день становится короче.)

3. Что приходит к нам с холодами? (Начинают желтеть и облетать.

листья с деревьев, исчезают насекомые.)

4. Что происходит, когда исчезают все насекомые? (Птицы улетают

в теплые края.)

5. Что происходит с животными? (Одни животные меняют шубки пи

теплые, а другие впадают в спячку.)

6. Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге?

(Выпадает первый снег, наступает зима.)

Игра «Хорошо - плохо»

Педагог. Вы молодцы, и я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо - плохо» . Девочки будут говорить, когда осень - это хорошо , а мальчики - когда осень - это плохо .

Хорошо - поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым ; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д.

Плохо - идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д.

наталия попова
Конспект занятия в старшей группе «Осень»

Конспект занятия в старшей группе «Осень »

Программное содержание :

Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы . Формирование представлений о периодах осени и их характерных признаках. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами . Обогащать словарь детей. Учить наблюдать явления природы и устанавливать элементарные и причинно- следственные связи. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.

Предварительная работа.

Наблюдения на участке. Чтение стихотворений об осени . Рассматривание иллюстраций об осени .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете тему нашего занятия .

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это.» (осень )

Правильно. Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии ? Об осени .

- Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьев меняют свой цвет.

Послушайте стихотворение про осень .

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем даже дуб зеленый .

Утешает осень : Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета.

А какие еще приметы осени вы можете назвать ? Что еще меняется в природе? Птицы улетают на в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее, животные начинают готовится к зиме, люди собирают урожай, солнышко мало греет, часто льет дождь и т. д., листопад

Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете ? Сентябрь, октябрь, ноябрь.

А сейчас у нас какой месяц? Сентябрь.

Правильно, сентябрь это первый месяц осени . В этот период осень называют ранней . Когда дни еще стоят теплые, солнышко еще немного греет, деревья меняют свою листву, еще цветут цветы, созревают овощи на огороде, фрукты на деревьях, люди собирают урожай.

Октябрь – это середина осени , когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени , после него наступает зима.

А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Подбери слова»

Осенью лист (Что делает) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает) – тучи разгоняет, дует.

Молодцы, много слов подобрали.

2. Беседа по картине. «Золотая осень »

Посмотрите на картину русского художника «Золотая осень » . Написал ее И. Остроухов.

Какое время года видите? (На картине изображена осень )

Какие листья на деревьях? (На деревьях желтые, зеленые, красные листья)

Почему картина называется «Золотая Осень » (Потому, что желтые листья похожи на золотые монетки)

Какое настроение у вас вызывает эта картина? Хотелось бы вам оказаться в этом месте?

Как можно назвать явление, когда падают листья с деревьев? Листопад

Послушайте стихотворение про это явление природы.

Листопад

Листопад, листопад

Листья желтые летят,

Листья желтые летят, скоро станет голым сад.

А сейчас мы с вами поиграем в игру. Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

3. Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков.

Словесная игра «Да-нет»

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?.

Молодцы!

А теперь мы с вами порисуем. Перед вами лежат раскраски, на которых изображены 4 времени года, вы должны выбрать ту картинку, на которой изображена осень и раскрасить ее . Но сначала подготовим свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Фруктовая ладошка

Этот пальчик апельсин

Он конечно не один,

Этот пальчик – слива, вкусная красивая

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос

Этот пальчик – груша, просит : «Ну ка - скушай»

Этот пальчик ананас, фрукт для вас и для нас!

(дети раскрашивают картинку) .

Итог занятия .

Ребята. Расскажите что мы с вами делали сегодня на занятии , какие игры вам понравились. Что нового вы узнали. Вы молодцы!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осень, милости просим» Конспект Интегрированного занятия в старшей группе «Осень – милости просим». Воспитатель: Латакова О. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад №183» 2015.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Осень» Конспект фронтального коррекционно- развивающего занятия по теме «осень». Цель: уточнить и обобщить знания детей по теме «Осень». Задачи:.

Конспект подгруппового занятия в старшей группе с нарушением речи «Поздняя осень» Цель: развитие познавательной сферы у детей старшего возраста с нарушением речи. Задачи: Образовательные: -учить детей определять предметы.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Осень наступила» КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей 5-6 лет (ООД) по теме «Осень наступила» Антипина Н. А., воспитатель МБУ д/с № 16 «Машенька».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх