Гигиена учебной деятельности. Требования к проведению экскурсий

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

1. Общие положения. 1.1.Настоящее положение разработано в соответствии ¨ с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения. ¨ требованиями СанПин 2.4.1. 3049-13; ¨ Уставом ДОУ.; ¨ инструкцией по охране жизни и здоровья детей, режимом воспитания и обучения детей. 1.2.Настоящее положение регламентирует организацию прогулок в Учреждении. 1.3.Положение обсуждается и принимается на Педагогическом совете учреждения и утверждается приказом руководителя ДОУ. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся Педагогическим советом ДОУ и утверждаются приказом руководителя.

3 слайд

Описание слайда:

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Учреждении. Цель прогулки– укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Задачи прогулки: ¨ оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; ¨ способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; ¨ оптимизировать двигательную активность детей; ¨ способствовать познавательно – речевому, художественно – эстетическому, социально – личностному развитию детей.

4 слайд

Описание слайда:

Виды прогулки (по месту проведения): · Традиционная; · Тематическая; · Целевая (проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада); · Экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц); · Поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).

5 слайд

Описание слайда:

Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок. Оборудование и санитарное состояние детского сада должно соответствовать требованиям СанПиН. Зона игровой территории включает в себя площадку для игр с современным игровым оборудованием. Уборка территории участка проводится дворником ежедневно: утром за 1 час до прихода детей и по мере загрязнения территории. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки.

6 слайд

Описание слайда:

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада. Перед выходом детей на прогулку дворник Учреждения осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией. Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает заведующий. Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям. В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения. В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

7 слайд

Описание слайда:

Подготовка к прогулке Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам: ¨ воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания; ¨ помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную; ¨ воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю; ¨ в помощь при одевании каждой подгруппы раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала детского сада согласно «Графика оказания помощи сотрудниками при одевании детей на прогулку»; ¨ детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой. Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться следующего порядка одевания: вначале дети надевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.

8 слайд

Описание слайда:

Возвращение детей с прогулки Возвращение детей с прогулки также организуется по подгруппам. Помощник воспитателя уводит с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10-15 минут с воспитателем. Помощник воспитателя помогает детям развязывать шарфы, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в кабинку. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют. В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.

9 слайд

Описание слайда:

Запрещается: · Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения; ·· Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки. О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

10 слайд

Описание слайда:

Требования к одежде детей: ¨ В любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей; Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

11 слайд

Описание слайда:

Организация детской активности: В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать: ¨ подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке: ¨ в младшей группе – 6 – 10 минут; ¨ в средней группе – 10-15 минут; ¨ в старших и подготовительных – 20-25 минут.

12 слайд

Описание слайда:

В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались и не перегревались. Организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

13 слайд

Описание слайда:

Требования к организации прогулок за пределами участка Учреждения. Планирование прогулок за пределы участка планируются со второй младшей группы. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим. При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место прогулки, маршрут исследования, согласовывать с руководителем детского сада. Маршрут движения группы должен предусматривать как можно меньшее пересечение проезжей части и, по возможности, использование только регулированных переходов.

Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя. Дети получают много впечатлений от окружающей природы и, главное, возможность активно двигаться. В зависимости от возраста детей, климата, погоды и условий функционирования детского учреждения во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные игры), спортивные развлечения и физические упражнения. Прогулки па свежем воздухе можно проводить и за пределами детского учреждения. Во время экскурсий дети знакомятся с природой, учатся преодолевать препятствия, приобретают способность хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. Прогулки тренируют сердечно-сосудистую систему и двигательный аппарат, оказывают благоприятное воздействие на нервную систему: улучшают аппетит, сон, настроение. Прогулка, достаточно длительная, проводимая ежедневно, – важнейшее средство оздоровления ребенка, его полноценного и физического развития.

В летнее время большую часть времени дети должны находиться на воздухе. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4–4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. Продолжительность прогулки сокращается при температуре воздуха ниже – 15°С и скорости ветра более 7 м/с. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже – 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже – 20°С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

В холодное время года ребенок должен гулять не менее 3–4 часов в день. Если погода неблагоприятная, то прогулку можно сократить. Подвижность детей иногда ограничивают тем, что неправильно одевают их, слишком кутают. Ребенок, которому громоздкая одежда мешает играть со сверстниками, начинает существенно отставать в физическом развитии. У таких детей снижается приспособляемость организма к холоду, к жаре, сопротивляемость к воздействию вредных микроорганизмов. Они зачастую либо слишком худенькие, либо излишне полные. Негармоничное физическое развитие приводит к задержке в совершенствовании двигательных навыков. Комплексное воздействие прохладного воздуха и физических упражнений является эффективным методом закаливания, тренировки важнейших функций организма.

Весной также очень важно следить, чтобы ребенок был одет по погоде, которая нередко резко колеблется не только от одного дня к другому, но и на протяжении дня. Если родители не спешат облегчить одежду ребенка, то в зимней он перегревается. Ему тяжело, он расстегивает, а иногда и снимает пальто – а вот это уже может привести к заболеванию. Одежду надо облегчать постепенно.



Летом, когда у детей создается привычка ходить легко одетыми, можно и в прохладные дни оставлять их в более легкой одежде, так как закаленная кожа уже не нуждается в такой «защите». Вообще надо стремиться, чтобы у ребенка как можно больше были открыты шея, руки, ноги – это один из способов закаливания.

С раннего детства (первая младшая группа) детей приучают самостоятельно одеваться и раздеваться. На первых порах воспитатель показывает, как это надо делать, и помогает ребенку одеться. Старшие дети помогают одеваться малышам. Во избежание перегрева одетых детей немедленно выводят на участок.

Прогулка должна сопровождаться играми. В зимнее время следует использовать санки, лыжи, коньки; летом – игры с песком, стройматериалами и различные подвижные игры с мячом, кеглями и др. Дети любят, если их игра приобретает характер труда: подметают дорожки, поливают цветы, убирают снег.

В летнее время с детьми дошкольного возраста проводят экскурсии (или ранним утром, после завтрака, или после полдника, т. е. не во время прямого солнцестояния). Детей ослабленных и имеющих плоскостопие на экскурсию брать не следует. Одежда детей должна соответствовать погоде и температуре воздуха. В теплый, солнечный день она должна быть легкой, светлой: на голове – панама или соломенная шляпа, на ногах – носки и легкие закрытые туфли на кожаной подошве с каблучком – 8.0 мм–1 см. Обувь, в которой ребенок идет на экскурсию, должна быть свободной, так как тесная обувь затрудняет кровообращение в нижних конечностях, способствует быстрому утомлению ребенка. Сандалии и босоножки надевать на экскурсию не следует, так как в пути через отверстия будут набиваться песок, мелкие камешки, которые могут вызвать потертость и другие травмы кожи. Не следует также надевать туфли на голую ногу: носки впитывают влагу, защищают ноги от пыли, песка, предупреждают потертость.



Детей 3–4 лет выводят за пределы участка сначала на 5–10, а затем на 20 мин. Уже в 4–5 лет дети при правильной организации экскурсии в хороший летний день могут совершать прогулки на расстояние 2–3 км, 5–7 лет – на 4–5 км (туда и обратно). Через каждые 20 мин ходьбы дети должны иметь кратковременный (3–5 мин) отдых, а в середине экскурсии в сухом тенистом месте – привал на 20–30 мин.

Гигиенические требования к прогулкам и экскурсиям

Сегодня, как никогда, важно, чтобы это требование не осталось просто декларацией. Его соблюдение весьма актуально, по крайней мере, по нескольким причинам.

Во-первых, состояние здоровья детей РФ характеризуется устойчивыми тенденциями к росту дисгармоничности физического развития, отклонений в сроках биологического созревания детей, росту заболеваемости, увеличением распространенности хронической патологии, снижением количества здоровых детей во всех возрастно - половых группах, что подтверждается данными и официальной статистики, и результатами научных исследований. В настоящее время снизился возраст возникновения многих хронических заболеваний у детей. До сих пор еще не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции. Как свидетельствуют результаты исследований, выполненных в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.

Во-вторых, с уходом от единообразия и унифицированности в том числе и дошкольного образования, с созданием условий для вариативной и личностно ориентированной педагогики принципиально важно обеспечить возможность реализации только таких образовательных программ, которые удовлетворяют требованиям укрепления и физического, и психического здоровья детей.

В-третьих, как уже неоднократно отмечалось не только в научных публикациях, но и в материалах Министерства образования и науки, в условиях вариативности образования весьма актуальна проблема защиты ребенка от перегрузки. Причем перегрузка касается не только содержательной его части, но и организационной, то есть происходит увеличение не только информационного объема, предлагаемого дошкольникам, но и увеличение числа занятий, сокращение перерывов между ними, забвение возрастных регламентов режима дня дошкольников не только воспитателями, но и родителями дошкольников.

Среди мер, способствующих гармоничному развитию детей, поддерживающих и повышающих уровень здоровья, выделяется регулярная, достаточная по продолжительности и рационально организованная прогулка. Она выполняет разгрузочную роль, ослабляя негативное влияние интенсивной интеллектуальной и статической нагрузок, способствует их чередованию и поддержанию у детей уровня работоспособности, необходимого для освоения общеразвивающих программ на протяжении учебного дня, недели. Прогулка не только создает наиболее благоприятные условия для реализации одной из главных биологических потребностей детского организма - потребности в движении, но выполняет учебно-воспитательную функцию.

Дефицит двигательной активности характерен не только для современных школьников, но и для детей дошкольного возраста. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Даже в холодное время года она не должна быть менее 3-4 часов. Но как показывают наши наблюдения, дети фактически бывают на воздухе меньше, чем это советуют специалисты. К сожалению, и в выходные дни многие родители пренебрегают этими советами и «забывают» погулять с детьми. Прогулка нередко заменятся просмотром телепередач или очень привлекательными для детей занятиями за компьютером. Между тем известный педиатр прошлого А.А. Кисель очень точно подметил, «что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья малыша».

^ ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК В ДЕТСКОМ САДУ:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация прогулки в дошкольном учреждении

***********************************************************************************


Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растительным и животным миром, неживой природой); разнообразные игры; трудовую деятельность; спортивные упражнения и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам.
Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки.

Для того чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей, воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая образовательную составляющую и самостоятельную деятельность дошкольников. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.

Прогулка - обязательный элемент режима дня.

Прогулка должна дать ребенку: разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Проводится она два раза в день (в первую и вторую половину дня), а летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением сна и приема пищи).

Пребывание детей на свежем воздухе способствует укреплению здоровья, закаливанию организма, развитию двигательной и познавательной деятельностей. Время проведения прогулки определено в программах (по которым работают учреждения) и его объем зависит от возраста детей.

Прогулка обязательно должна проводиться в любую погоду. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса:

При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Участки ясельных и дошкольных групп должны быть изолированы друг от друга зелеными насаждениями (кустарником). Участок ясельной группы должен быть расположен вблизи от выходов из помещений. Для обеспечения различных видов деятельности рекомендуется разделить групповые площадки по видам игрового и физкультурного оборудования. На каждой площадке должен быть предусмотрен навес для защиты детей от солнца и осадков. Участок должен быть хорошо освещен и содержаться в образцовом порядке.

Уборка территории должна производиться ежедневно до прихода детей. Ежедневно санитарное состояние участков должно находиться под контролем руководителя ГОУ и медицинского персонала (рабочий день начинается с осмотра всех участков для обеспечения охраны жизни и здоровья детей).

Распределение обязанностей персонала, работающего в группах раннего возраста можно найти в книге Л.Н. Павловой «Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста», Айрис-Пресс, М.. 2006, стр. 1.

В любое время года при проведении прогулки каждый воспитатель обязан наблюдать за самочувствием и тепловым состоянием детей.

В холодное время года не допускать переохлаждения, а в теплое - перегревания. В летний период педагог обязан соблюдать питьевой режим на прогулке.

Комфортное состояние детей на прогулке обеспечивается ее интересным содержанием. Воспитатель планирует прогулку на каждый день работы. В структуру плана прогулки следует включать разные виды деятельности.

Самостоятельная деятельность детей - на прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры.

Катание по ледяной дорожке, на санках, на горке дети 3-4 лет выполняют с помощью воспитателя, 5-6 летние справляются самостоятельно или с небольшой помощью педагога.

Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем. Летом дети с удовольствием играют разнообразным природным материалом: камешки, желуди, листья, песок, вода.

Участвуя в играх самостоятельно, дети организуются в небольшие группы, свободно бегают, прыгают, догоняют друг друга, упражняются в метании, играют с мячом, со скакалкой. Такие игры ценны тем, что каждый ребенок может проявить инициативу и выполнить задуманное. Роль воспитателя заключается в организации условий для самостоятельной деятельности (необходимое оборудование участка, выносной материал: атрибуты, игрушки, модульный материал и пр.).

Чтобы обеспечить необходимые условия для детей педагогу надо знать интересы каждого малыш.

Познавательная деятельность детей - известно, что ознакомление с предметами или явлениями дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Необходимо предоставить детям возможность действовать с объектами в окружающем его мире. Предметами исследования старших дошкольников могут быть: вода («Цветная капелька» , «Фонтанчики», «Водяные часы»); ветер («Откуда дует ветер», «Воздух занимает место»); песок («Узоры на песке», «Из чего построен дом»); явления неживой природы («Измерение тени взрослого и ребенка», «Изготовление солнечных часов»); живая природа «Живые часы», «Сколько лет дереву»).

С целью усиления внимания к речевой работе на прогулке рекомендуется использовать речевые игры и задания - «Что ты слышишь вокруг себя?», «Кто позвал?» и др. развивающие слуховое восприятие и фонематический слух детей.

Во всех возрастных группах, в любое время года на прогулке необходимо проводить наблюдения за сезонными изменениями, происходящими в растительном и животном мире. К ним педагог должен хорошо подготовиться, продумать организацию детей, отобрать объект, за которым будут наблюдать, составить вопросы и быть готовым к неожиданным ситуациям, возникающим на прогулке (прилет птиц, распустившийся цветок, роса, радуга и пр.).

Трудовая деятельность детей - для ее организации педагогу необходимо знать и соблюдать требования гигиены детского труда, правила охраны жизни и здоровья детей (использование не травмоопасных предметов, предметов вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям детей). Трудовая деятельность планируется и проводится в любое время года. Зимой организуется работа со снегом; осенью, весной и летом - в цветнике и на огороде.

Летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером); обязательно чередовать виды работы. Инвентарь должен соответствовать возрасту детей (см. сб. «Игрушки и пособия для детского сада» под редакцией В.М. Изгаршевой, М., Просвещение, 1987). После работы дети должны тщательно помыть руки с мылом.

Двигательная деятельность детей - подвижные игры, (сюжетные, подвижные игры с элементами спортивных игр), эстафеты, физкультурные развлечения, разнообразные игровые упражнения с предметами и без них, упражнения с игровыми материалами: обручами, мячами, скакалками, ракетками, кеглями и.т.д. это тот перечень двигательных форм, которые следует активно использовать на прогулке. Ежедневно рекомендуется планировать две подвижных игры (утром и вечером). Кроме того, дети старших и подготовительных групп могут предложить педагогу провести их любимую игру. Руководство организованной двигательной деятельностью на прогулке обеспечивает воспитатель группы. В любую минуту она обязана оказать детям помощь - при уточнении правил игры, распределении ролей, команд; подготовки мест для проведения эстафет, соревнований. Некоторые упражнения (езда на самокате, велосипеде, ходьба по узкой дорожке, прыжковые упражнения) требуют непосредственного внимания и помощи взрослого - страховка, поддержка, совместное выполнение движений.

Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры), изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать длительность пауз в игре; выбирать место для проведения игр, изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре, определять дистанцию для пробежек, проползания, количество прыжков.

Для организации музыкальной деятельности педагогам целесообразно использовать игры с пением, музыкально-дидактические игры, ритмические игры со словом и театрализованные игры. Большую часть развлечений музыкальному руководителю рекомендуется проводить на воздухе.

Руководитель дошкольного учреждения обязан систематически проводить инструктаж с педагогическим и техническим персоналом по выполнению требований инструкции охраны жизни и здоровья ребенка.

В настоящее время многие педагоги используют в своей работе комплект карточек развивающих прогулок, систематизированных с учетом сезонов и тематики ознакомления дошкольников с природой. Некоторые специалисты составляют сценарии развлечений с использованием разнообразных видов детской деятельности и проводят их во время, отведенное режимом для прогулок.

Однако, как показывает практика работы дошкольных учреждений, прогулки с воспитанниками проводятся однообразно. И этому всегда находится масса причин и объяснений: участок для каждой возрастной группы - ограниченное пространство со стационарным оборудованием, которое редко обновляется или дополняется; игровой материал зачастую однообразен; воспитатели используют в основном традиционную форму организации прогулок и др.

В современной методической литературе и отдельных нормативных документах педагоги нашли подтверждение мысли о том, что наряду с традиционной, сложившейся годами структурой прогулок с детьми можно проводить тематические прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе.

Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности.

Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской деятельности (игровым, коммуникативным, трудовым, двигательным, познавательно-исследовательским, музыкально-художественным, продуктивным) без жесткой ее регламентации.

Ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования можно использовать при организации индивидуальной, подгрупповой или фронтальной работы с воспитанниками. Двигательная деятельность на прогулке также объединяется с игровой, при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей.

Педагог планирует прогулку с учетом множества факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющегося материала, тематики предыдущей образовательной деятельности. Также необходимо предусмотреть возможность оздоровительного эффекта в физическом и психическом плане. Правильно организованная прогулка - это наиболее доступное средство закаливания детского организма.

Пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые акции.

Рассмотрим прогулки каждого вида.

Прогулки - походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.

Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.

Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.

Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.

В прогулках – трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.

Литература:

Т.Л.Богина,Н.Т.Терехова «Режим дня в детском саду», М., Просвещение, 1987г.

Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе», М., Просвещение, 1983г.

Е.Т.Смирнова «Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях», М., Просвещение, 1973г.

А.П.Чабовская «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста», М., Просвещение, 1980г.

Г.Н.Пантедеева «Эстетика участка дошкольного учреждения», М., Просвещение, 1988г.

В.М.Изгаршева, Т.П.Сафонова «Детский сад» (книга для заведующих), М., Просвещение, 1982г.

Л.Н.Павлова «Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста» М., Айрис-Пресс, 2006г.

С.Н.Теплюк «Занятия на прогулке с малышами» М., Мозаика-Синтез, 2006 «Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов». М., Медицина, 1987г.

М.Ф.Литвинова «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-го года жизни» М., Линка-Пресс, 2005г.

В.М.Петров, Г.И.Гришина, Л.Д.Короткова «Летние праздники, игры и забавы для детей» М., Сфера, 1999г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовила: старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 28 Г.Б. Голубева

Цели и задачи прогулки в дошкольном учреждении Прогулка – один из основных режимных момент жизнедеятельности детей в ДОУ. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Задачи прогулки: оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; оптимизировать двигательную активность детей; способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней после полдника. Продолжительность пребывания детей на свежем воздухе по новым нормам СанПиНа составляет 3 - 4 часа в день. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней после полдника. Виды прогулки (по месту проведения): на участке Учреждения; пешеходные прогулки за пределы участка ДОУ. «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья» Г.А. Сперанский.

Требования к подготовке и возвращению с прогулки Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам: Этапы подготовки к прогулке. воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала ДОУ детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

Возвращение детей с прогулки также организуется по подгруппам. Помощник воспитателя уводит с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10-15 минут с воспитателем Помощник воспитателя помогает детям развязать шарфы, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в шкафчик. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытьё ног.

Требования к одежде детей. В любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей; В уголок для родителей следует поместить рекомендации по закаливанию, соответствующие возрасту детей и времени года. Призывайте родителей не перегревать ребенка, одевать детей в соответствии с погодными условиями.

Требования к содержанию прогулок на участке ДОУ. Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов. наблюдение ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ: ПОДВИЖНЫЕ, СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ, СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗЛИЧНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ труд

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

Наблюдения. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппой, а также с отдельными малышами. Процесс наблюдения может быть организован за природными явлениями и общественной жизнью. При планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).

В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать: подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке: в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин. На вечерней прогулке: в младшей и в средней группах – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 12-15 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований. К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.

Организация индивидуальной работы. в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей; с этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.

Трудовые поручения Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности. Содержание и форма ее организации зависит от погоды и времени года. - воспитатель привлекает детей к сбору игрушек; - оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке (сбор листвы, сгребание снега, расчистка дорожек от снега, уход за растениями и так далее) Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые поручения должны быть посильными и вместе с тем требовать от них определенных усилий.

В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.


22 23 ..

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГУЛКАМ И ЭКСКУРСИЯМ ДЕТЕЙ В ДОУ

Как известно, детям Свойственна повышенная двигательная активность, которая может быть удовлетворена в процессе проведения прогулок и экскурсий. Прогулки на свежем воздухе оказывают благоприятное воздействие на нервную систему, улучшают аппетит, сон, настроение, повышают общий тонус жизнедеятельности ребенка. В условиях дошкольных учреждений прогулку используют как средство всестороннего воспитания и обучения. Прогулка также является и средством закаливания. Летом большую часть времени дети должны находиться на воздухе. Зимой прогулки проводят 2 раза в день в Специально выделенное время. Только для детей в возрасте до 1,5 Года прогулки заменяют сном с широким доступом свежего воздуха.

Перед прогулкой важно правильно одеть и обуть ребенка в соответствии с погодой и сезоном, что обеспечит ему свободу движений и тепловой комфорт, не допуская переохлаждения или перегревания (табл. 10).

Температура наружного воздуха

От +6 до -2 ºC

Четырехслойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, куртка или демисезонное пальто, сапожки. Если температура ниже О ºC , надевают зимнее пальто без трикотажной кофты

От -3 до -8 ºC

Четырехслойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги

От -9 до -14 ºC

Пятислойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта (свитер), колготы, рейтузы, зимнее пальто, теплые сапоги

Дети до 3 лет зимой выходят на прогулку в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже -15 С, более старшего возраста (4-7 лет) - при температуре -18 ... -22 °C . При низких температурах время прогулки необходимо сократить.

Прогулка должна начинаться со спокойной деятельности. Обращается внимание детей на изменения, происходящие в природе, состояние погоды.

С раннего детства (первая младшая группа) детей приучают самостоятельно одеваться и раздеваться. Первое время воспитатель показывает, как это надо делать, и помогает каждому ребенку. Старшие помогают одеваться малышам. Во избежание перегрева одетых детей немедленно выводят на улицу.

Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя воспитанников. Дети получают много впечатлений от окружающей природы и, главное, возможность активно двигаться. В зависимости от возраста детей и погоды во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные игры), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках), труд на участке. Прогулки можно проводить и за пределами детского учреждения, при этом дети знакомятся с природой, учатся преодолевать препятствия, ориентироваться в окружающей обстановке. Помимо познавательного значения, такие прогулки тренируют сердечнососудистую систему и двигательный аппарат.

Летом в теплую погоду с детьми дошкольного возраста проводят экскурсии (утром, после завтрака, или после полдника, т. е. в то время, когда не слишком печет солнце). Детей ослабленных или имеющих плоскостопие на экскурсию брать не следует. Одежда дошкольников должна быть удобной, легкой, а в солнечный день - светлой: на голове - панама, на ногах - носки и легкие полуботинки или специальные туфли для туризма. Важно, чтобы обувь была свободной, так как тесная обувь затрудняет кровообращение в нижних конечностях, что вызывает быстрое утомление ребенка. Сандалии и босоножки надевать на экскурсию не следует: через отверстия в них будут набиваться песок, мелкие камешки, которые могут травмировать кожу. Не рекомендуется носить обувь без носков, так как носки впитывают влагу, защищают ноги от пыли, песка, предупреждают потертость.

Детей 3-4 лет выводят за пределы участка сначала на 5- 10 мин, а затем на 20 мин. Воспитанники 4-5 лет при правильной организации экскурсии в хороший летний день могут совершать прогулки на расстояние 2 км (туда и обратно), 6-7 лет - на З км (туда и обратно). Через каждые 10- 15 мин ходьбы дети должны иметь кратковременный (5 мин) отдых, а в середине экскурсии в сухом месте - привал на 20-30 мин. На привале они могут посидеть, полежать, поиграть в спокойные игры.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх