Принципы воспитания детей в семье императора Николая II. Нина Дмитриевна учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал по совести, справедливо


Кто в детстве не мечтал оказаться на месте царевны или царевича? По общему мнению, царские дети спят на мягких перинах, едят одни пирожные и вообще делают что хотят. Но если бы такой мечтатель хотя бы на один день поменялся местами с кем-нибудь отпрысков царской династии Романовых, он был бы жестоко разочарован.

Благополучное детство Алексея Михайловича Романова

Кому с детством повезло, так это Алексею Михайловичу. В младенческом возрасте за ним с лаской и любовью ухаживала матушка Е.Л.Стрешнева, которая прекрасно помнила, каково быть сиротой. В возрасте пяти лет к воспитанию мальчика в духе православия подключились его дед и патриарх Филарет, а позднее – боярин Борис Морозов, ярый «западник». Приставленный к царевичу дьяк учил его по персональному древнерусскому букварю, с титлами и заповедями. К десяти годам любознательный Алексей освоил Часовник, Деяния апостолов, Охтой (нотная грамота для богослужений), умел бойко читать, писать и петь стихиры и каноны по крюковым нотам.


От Б.И. Морозова царевичу досталась «потеха»: детские латы, изготовленные немецким мастером П. Шальтом, игрушечный конь и картинки по три алтына в Овощном ряду. Детская библиотека Алексея содержала 13 томов, там были не только богослужебные книги, но и изданные в Литве Космографии, Грамматики и Лексикона. Морозов первым облачил царевича в немецкую одежду. Разностороннее воспитание благоприятно сказалось в зрелые годы разумного правления Алексея Михайловича (Тишайшего).


«Золотой мальчик» Петр II

В противоположность Алексею Михайловичу детство его правнука Петра II прошло в невежестве и забавах. Мать Петра, София-Шарлотта Брауншвейг-Вольфенбюттельская, умерла через несколько дней после его рождения. Отец, царевич Алексей Петрович, сыном не занимался, по большей части пребывал за границей, а спустя два года был насильственно привезен в Россию и умерщвлен в Петропавловской крепости.


В младенчестве за цесаревичем Петром надзирала няня, гофмейстерша Роо, заранее выбранная матерью, и две малограмотных протеже отца из Немецкой слободы – вдова портного и вдова трактирщика. «Мамки» поили младенца вином, чтобы не хныкал. После гибели сына Петр I прогнал вдов, а Меньшиков по его поручению приставил к внуку императора пажа Екатерины С.А. Маврина и танцмейстера Нормана, бывшего моряка. В семь лет за юного Петра взялся И.А. Зейкин, карпатский русин. Учили царевича морскому делу, истории, географии, математике и латыни.


Однако, мальчику наука шла не впрок. Обладая умом «живым и проницательным», по словам Х.Г. Манштейна, он отличался полным неприятием серьезных занятий. Втянутый в 9-ти летнем возрасте в круг недетских забав Иваном Долгоруковым, царевич Петр увлекся охотой и застольями с обильным возлияниями. "Часы, свободные от верховой езды, охоты, развлечений, проходят в слушании пустых россказней", - писал в донесении резидент английской разведки. Петру II не дано было повзрослеть и остепениться. Он умер от оспы в возрасте 14 лет.

Трудное детство в императорской семье

Но подобной свободы царским детям больше не выпадало. Так, при Павле I режим воспитания в императорской семье был весьма жесткий. В 1800 году Император назначил 55-летнего генерала М.И. Ламсдорфа воспитателем своих детей, Николая и Михаила, предупредив: «Не сделайте из моих сыновей таких повес, как немецкие принцы». И Ламсдорф постарался. Будущего императора Николая I и его брата пороли розгами, щипали, лупили линейкой, били головой об стену. «Граф Ламсдорф сумел внушить нам одно чувство – страх, - писал Николай I спустя годы. – Его строгость с запальчивостью отнимала у нас чувство вины, оставляя досаду за грубое обращение, часто незаслуженное».


Памятуя о несчастливом детстве, император Николай I запретил физические наказания. Средством воспитания стали: ограничение в еде и запрет на встречу с родителями. Маленьких могли поставить в угол. Так, будущий Александр II из-за невыученного стихотворения обедал одним супом, а за «необыкновенную апатию» на уроке истории царственный отец запретил мальчику подходить к нему перед сном.

Но самое суровое детство выпало на долю детей Александра III. «Мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые, русские дети», - объявил он, принимая английские обычаи, близкие к аскетизму. Царственные мальчики и девочки спали на волосяных матрасах, кушали на завтрак овсянку и принимали холодные ванны. За воспитанием будущего Николая II, его братьев и сестер следила типичная английская няня Элизабет Франклин.


Детям были привиты строгие правила этикета, послужившие причиной голодных страданий, а цесаревича Николая заставившие пойти на святотатство. Так, на семейных обедах, где было много приглашенных, еду по регламенту подавали сначала Александру III с Императрицей, потом гостям, в последнюю очередь детям. Когда императорская чета заканчивала кушать, тарелки тут же уносили. Великая княгиня Ольга вспоминала, что они с братьями едва успевали проглотить один или два куска. «Мы не могли зайти украдкой в буфет и попросить бутерброд или булку, - вспоминала Ольга. - Такие вещи просто не делались». А Николай, вконец изголодавшись, однажды проглотил начинку крестильного крестика – кусочек пчелиного воска с частицей Животворящего креста.

Щадящий режим цесаревича Алексея

По воспоминаниям Великого князя Александра Михайловича (Сандро), с 7 до 15 лет жизнь мальчиков в императорской семье превращалась в прохождение службы. Каждому юноше присваивалось звание офицера полка и выдавался соответствующий мундир.
В 6 утра – подъем, чтение молитв на коленях и холодная ванна. На завтрак чашка чая и хлеб с маслом. С 8-ми утра уроки фехтования, гимнастики, артиллерии, - в каждом дворце имелась пушка для учебной стрельбы. Далее, до 6-ти вечера с перерывом на обед они изучали Закон Божий, историю, географию, математику, иностранные языки – словом, полный гимназический курс на дому. Кроме этого, мальчиков учили верховой езде и штыковой атаке.


Цесаревич Алексей, единственный сын Николая II, избежал участи дядьев и кузенов, но счастлив оттого не был. Врачи диагностировали гемофилию на второй день жизни младенца, увидев, что пупок продолжает кровоточить. Любой синяк для мальчика превращался в проблему, любой толчок мог привести к внутреннему кровотечению.

Алексей получал классическое образование, но вместо скачек и фехтования он занимался танцами и музыкой. Вместе с тем он был атаманом всех казачьих войск по праву рождения, а в 11 лет получил звание ефрейтора.

Цесаревич был подвижным мальчиком, мечтал ездить на велосипеде, играть в теннис с сестрами, что было категорически запрещено. Учитель французского языка Пьер Жильяр писал в мемуарах, как не уследил за Алексеем, тот упал и стукнулся коленом об угол скамейки. На следующий день цесаревич уже не смог встать. Вся нога опухла и причиняла сильную боль.

Придворный врач давал мальчику 16 лет жизни, но в 13 лет цесаревича настигла смерть от пули красноармейца.

Когда речь заходит о семье Романовых, у многих возникает вопрос,
.

Принципы воспитания детей в царской семье на примере династии Романовых... Как сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность...

Хорошим примером для современных родителей, интересующихся различными системами воспитания, может стать воспитание детей в царской семье из последней императорской династии России. У последнего русского императора Николая Александровича и его супруги императрицы Александры Федоровны родилось пятеро детей: цесаревич Алексей и его сестры, великие княжны Анастасия, Мария, Татьяна, Ольга. Детей, несмотря на высочайшее происхождение, воспитывали строго.

Основные принципы воспитания детей

Воспоминания современников и дневники императрицы позволяют составить полное представление об основных принципах воспитания царских наследников. Современники отмечают, что они росли воспитанными, развитыми, вежливыми, послушными и отличались высокими .

Можно говорить о следующих воспитательных принципах, принятых в царской семье:

  • первоочередная роль личного родительского примера. Воспитание детей начинается с воспитания родителей. Пожалуй, это основа всей системы, без которой невозможно добиться эффективности воспитательного процесса;
  • религиозность;
  • искреннее послушание;
  • разумная строгость;
  • постоянная занятость детей делом;
  • патриотизм;
  • строгая дисциплина;
  • серьезное физическое воспитание;
  • спартанские условия жизни;
  • привитие нравственных качеств через реальные дела.

Наследники росли в атмосфере родительской любви. Питательной средой и устойчивой нравственной основой для них было взаимное уважение родителей. Император Николай и его царственная супруга относились друг к другу с предельным вниманием и терпением, не допускали ссор, особенно при детях, имели общие интересы. Все это самым благотворным образом отражалось на психическом здоровье детей.

Дети с рождения были отделены от взрослой жизни венценосной семьи. Маленькие наследники росли под присмотром тщательно отобранных воспитателей. После шести лет их общение с родителями, особенно с матерью, становилось более тесным и наполнялось ежедневным воспитательным контекстом.

Религиозность и послушание – вот чему учили детей с пеленок. Ослушаться мать или отца было так же невозможно, как нарушить основы христианской добродетели. Высокая духовность окутывала детские души с первых дней жизни. Девочкам царской семьи запрещалось общаться с девушками высшего света, если у последних появлялся хотя бы намек на развязность. Весьма строгим был и отбор книг для чтения детей. Александра Федоровна считала, что только сильный духовный стержень позволяет сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность.

Полезный материал:

При этом послушание не было навязано извне. Дети слушались родителей не из страха наказания, а из боязни огорчить или обидеть их. Безусловно, наказания в царской семье все же случались. Самым серьезным было лишение общения. Ребенок оставался в своей комнате в полном одиночестве. Так он учился размышлять о проступке.

Строгость воспитания касалось и материальной стороны. Никаких дорогих подарков. Первое настоящее украшение – золотой браслет – девочки получали в подарок на двенадцатилетие. Младшие девочки носили платья выросших сестер.

Русская царская семья на протяжении веков основное воспитательное значение уделяла . Так, мальчиков с ранних лет воспитывали в патриотических традициях. Они рано начинали готовиться к военной службе. Игрушки на военную тематику традиционно использовались для ранней военной подготовки.

Особое отношение уделялось дисциплине, умению планировать свое время. Дети должны были записывать в личный дневник все события дня. Без такой записи вечером нельзя было отправиться в кровать. Эта привычка формировала не только внутреннюю дисциплину, но и ответственное, осознанное отношение ко всему окружающему.

Роль труда и физической культуры

Строгость царственных родителей сочеталась с огромной нежностью. Император Николай при любой возможности проводил время с детьми. Мог вместе с ними пошалить, не видя ничего дурного в том, чтобы на время отвлечься от государственных дел. Дети ценили внимание отца на вес золота.


С самого юного возраста наследники Николая II ни минуту не пребывали в праздности. Их время было расписано по минутам: обучение, рукоделие, игра, чтение, прогулки, занятия спортом. Личный пример родителей способствовал тому, что царские дети учились старательно и ответственно выполнять даже те поручения, которые им не нравились.

Похожая статья:

Важное значение Мария Федоровна придавала тому, чтобы научить детей быть полностью самостоятельными, независимым от других людей, иметь внутреннюю силу противостоять соблазнам и трудностям. Императрица считала, что родители должны подготовить детей к любому развитию событий, в том числе к испытаниям и лишениям. Цесаревич Алексей и его сестры учились самоотречению, заботились о животных, которые жили в парке недалеко от дворца, изготавливали подарки для малоимущих подданных. Милосердие и сострадание были обязательной частью духовного развития. Так, старшие девочки из императорской семьи вместе с матерью во время Первой мировой войны работали в госпитале для раненых.

Обязательным компонентом воспитания была высокая физическая активность. Дети проводили много времени на свежем воздухе при любой погоде, активно двигались. Пешие и конные прогулки были обязательными. Большое внимание уделялось танцевальной культуре, искусству верховой езды.

Таким образом, обучение детей в царской семье становилось законченной, логичной системой воспитания.

Ярким представителем купеческого сословия конца XIX – начала ХХ вв. является наш земляк Николай Поликарпович Глухарёв. Коротко его можно охарактеризовать как человека разносторонне увлечённого, с довольно широким кругозором, неравнодушного к истории своего Отечества и малой родине, жаждущего делиться своими знаниями с другими. Правда, его огромные заслуги до сих пор не оценены по достоинству, а потому Боровский историко-краеведческий музей обращается к главам и депутатскому корпусу городов Балабаново и Боровска с предложением присвоить Николаю Поликарповичу заслуженное звание Почётный гражданин города Балабаново и Почётный гражданин города Боровск.

Родился Николай Поликарпович в старообрядческой семье и был старшим сыном боровского купца 2-й гильдии Поликарпа Аксёновича. По данным конца 1879 – начала 1880 гг., Поликарп Аксёнович и его жена Пелагея Ивановна имели также двухлетнего сына Ивана, дочерей Марью, Александру и Ольгу. Жили они в Боровске, вблизи Торговой площади, по улице Калужской, в собственном двухэтажном каменном доме. Глава семейства занимался «торговлей чая, сахара, деревяннаго масла и восковых свеч». Ему принадлежало несколько небольших заводов. В г. Боровске в своём собственном доме по ул. Калужской в 1868 г. он открыл завод по производству восковых свечей. (В 1889 г. на нём было выработано свечей белого воску 50 пудов на 1350 руб. Сбывали их в Боровске). Другой небольшой завод, химический, по производству древесного порошка и древесного уксуса он открыл в 1881 г. на своей земле при д. Кочетовка Спасопрогнанской волости Боровского уезда. (В 1889 г. на нём было произведено древесного порошка 1300 пудов на 1950 руб. Сбыт имел в Москве).
Николай Поликарпович в 1901г., будучи купеческим сыном, состоял на службе на довольно крупном химическом заводе, принадлежавшем московскому купцу 1-й гильдии Петру Ивановичу Санину. Завод располагался при сельце Литашёве Куриловской волости Боровского уезда, недалеко от отцовского. В 1903г. 1 июня П.И. Санин скончался, и Николай Поликарпович через несколько лет стал хозяином Литашёвского химического завода. Помимо этого завода Николаю Поликарповичу в начале ХХ в. принадлежала фабрика (профиль фабрики требует уточнения – Н.Л.) вблизи д. Балобоновой на берегу р. Истьи. Здесь он построил двухэтажный дом, в котором подолгу жил с семьёй. К этому времени он уже был женат на Лидии Ивановне (её происхождение требует уточнения – Н.Л.) и имел двух дочерей Екатерину (1901 г.р.) и Татьяну (1903 г.р.). Известно также, что у них была ещё одна дочь и сын. Вблизи фабрики выросли дома рабочих. В августе 1910 г. во время выборов гласных в уездное земское собрание, на которых Николай Поликарпович одержал победу, такие газеты, как «Калужский курьер» (1910, №93), «Русское слово» (1910, №192) и «Русские ведомости» (1910, №196), назвали его фабрикантом, прогрессистом.
Правда, к этому времени дела фабриканта Глухарёва шли не столь успешно. Химическое производство резко сократилось из-за конкуренции с подобным, но более дешёвым крупным кустарным производством, активно развивавшемся среди крестьян Ярославской и Костромской губерний. У Николая Поликарповича возникли финансовые проблемы, о чём говорит такой факт. В его имении при д. Балобоновой 26 января 1912 г. с 10ч. утра была объявлена распродажа с публичного торга, «принадлежавшего ему движимого имущества, заключавшегося в разных летних и зимних экипажах, железном баке для керосина и двух пожарных трубах, за неплатёж им недоимки земского сбора и пени в сумме 1269 р. 2 к.». Имущество оценили в 1340 руб., а так как торги объявлялись уже второй раз, то имущество могло быть продано ниже заявленной оценки. В 1914 г. он надеялся найти компаньона со 100000 руб. для того, чтобы расширить химический завод, вырабатывавший свинцовые белила.
Возникшие финансовые и производственные проблемы не помешали Николаю Поликарповичу вести активную общественную деятельность. Так, в 1904-1905 гг. он хлопотал о разрешении поставить на могиле боярыни Ф.П. Морозовой и княгини Е.П. Урусовой крест. Калужский губернатор в ответ озадачился: «Какую цель преследует Глухарёв при постановке креста на могиле старообрядок?». Глухарёв ответил: «Цель христианина поставить крест на могиле христиан». Через некоторое время Калужский губернатор дал разрешение, и крест на могиле сестёр был поставлен, а могила обнесена оградой. В 1910-1913 гг. он избирался гласным уездного земского собрания. В 1911 г. значился среди присяжных заседателей по Боровскому уезду, в 1916 г. — членом раскладочного по промысловому налогу присутствия, в 1917 г. – членом правления и секретарём телефонного кружка, членом уездного исполнительного комитета от ремесленников г. Боровска, а 23 июля 1917 г. его избрали в число гласных Боровской городской думы от Торгово-промышленного союза. Волновали Николая Поликарповича буквально все сферы жизни населения Боровского уезда. В 1913 г. в качестве уполномоченного общества крестьян д. Балобановой он ходатайствовал о необходимости перенесения базаров в посёлке Балобанове со вторников на воскресные дни. Он спорил и доказывал свою точку зрения по вопросам образования, медицины, санитарного состояния населённых мест уезда, деятельности ветеринарного врача и агронома, сельскохозяйственного склада, находившегося на содержании земства, и многим другим.
Помимо этого, с апреля по октябрь 1917 г. на свои средства он издавал первую в Боровске и уезде общественно-политическую газету «Боровская жизнь», являясь ещё и её редактором. Печаталась газета в местной типографии А.В. Муратовой. Известно шесть вышедших номеров: №1 (2 апр.) – №6 (14 мая). В заявлении редакции в первом номере указывалось: «Газета «Боровская жизнь» задалась целью в исторические дни обновленной и свободной России говорить одну правду и освещать все стороны жизни города и уезда и тем дать возможность каждому гражданину следить за всем, что делается в его родном краю…». В газете, как органе Боровского исполнительного комитета, регулярно публиковались протоколы заседаний Боровского ИКа, печатался материал о жизни уезда в первые месяцы после Февральской революции 1917 г., об упразднении старых органов власти и установлении новых, о подготовке и проведении уездного учительского съезда, сообщения из населённых пунктов уезда: Абрамовского, Тарутина, Шемякина, Русинова и других, свидетельствующие о пробуждении народных масс к политической жизни. Все опубликованные материалы не были подписаны.
Был известен Николай Поликарпович и как благотворитель, просветитель и драматург. Так, ещё в 90-х гг. XIX в. он совместно с учителем С.Е. Чертковым и казначеем И.А. Казанцевым принял участие в издании книги хорошо ему знакомого К.Э. Циолковского «Аэростат металлический управляемый», в 1901 г. он выпустил в Москве свою брошюру «Устройство городских, сельских и домашних библиотек», а в 1903 г. – свой водевиль «Два друга – метель да вьюга». В 1904 г. в с. Тарутине Боровского уезда Глухарёв открыл бесплатную библиотеку, в 1913 г. – избу-читальню в д. Балобоновой. Будучи любителем драматического искусства, вместе с себе подобными участвовал 4 февраля 1901 г. в благотворительном спектакле, где игрались сцены из комедии А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва «Счастливый день» и водевиля Д.А. Мансфельда «Затейница».
Для просвещения рабочих Николай Поликарпович в одном из корпусов своего химического завода устраивал популярные в то время бесплатные литературные чтения. Для этого оборудовали возвышенное место и установили несколько рядов стульев и лавок. Оборудованное помещение вмещало до 400 человек. Вначале чтения организовывались исключительно для рабочих этого завода, затем на них стали приходить и посторонние люди. Газета «Новое слово» в №6 за 1906 г. писала: «Устраиваются чтения интересно: преимущество отдаётся темам на современные общественные и политические вопросы. Так, читались «Манифест 17 октября и его значение», «О выборах представителей в Государственную Думу», «Что такое конституционное правительство», «О свободе печати», «О свободе личности», «Чёрная сотня» и др. Затем с туманными картинами в несколько вечеров был прочитан полный курс «История Русского Государства». Читалась и изящная литература, а именно: сочинения Тургенева, Толстого, А. Толстого, Чехова, Гаршина, Некрасова, Никитина, Кольцова, Лермонтова, Пушкина, Якухтина, Короленко, Григоровича, Горбунова, Гоголя, О.Мошкова, Н. Успенского, Писемского, Данилевского, Сурикова и др. Помимо чтения был показан ряд картин по географии, естествознанию, астрономии и проч. Как рабочими, так и крестьянами чтения посещаются очень охотно, приходят даже дети и старики из деревень, отстоящих от завода в 7 верстах… Зала всегда переполнена. Теперь в некоторых деревнях даже ведут очередь для посещения этих чтений: в каждой семье одни остаются караулить дом, а другие идут на чтения».
Не остался Николай Поликарпович в стороне и в траурные дни после кончины Л.Н. Толстого, написав по этому поводу небольшую заметку в губернскую газету «Калужский курьер». А ещё в 1902 г. он значился заведующим метеорологической станцией в д. Большая Литашёвка. Интересовали его координаты расположения Боровска, для чего он написал письмо в Николаевскую Главную физическую обсерваторию в Санкт-Петербург.
Особый интерес Николай Поликарпович испытывал к истории г. Боровска и его уезда. Как никто другой в то время он осознал значение родных ему мест в историческом контексте Российского государства. В предисловии изданного им в 1913 г. I-го тома «Материалов для истории города Боровска и его уезда» написал: «Более пятнадцати лет тому назад я решил написать полную историю своего родного города Боровска и его уезда. Когда был выработан план работ, то я был изумлён его размерами и тем, что едва ли хватит моей жизни для осуществления его. Поэтому пришлось отказаться от большого плана и я решил писать популярные исторические очерки и печатал их в разных журналах, газетах и в изданиях исторических и археологических комиссий. Но эта работа не удовлетворила меня, она не была той работой, к которой я стремился, и я вскоре прекратил её и вновь взялся за осуществление первоначальнаго плана…».
Прежде чем писать историю родных мест, Николай Поликарпович стал собирать материал. Для чего в 1901 г. обратился в губернский статистический Комитет с заявлением о разрешении ему работать «в Комитете для извлечения нужных ему сведений и справок» по истории Боровска и его уезда. В 1914 г. 4 октября он обратился к Калужскому губернскому земскому собранию с просьбой «пожертвовать по одному экземпляру всех изданий Калужской Губернской Земской Управы изданных с 1864 по 1915 год а также все могущия вновь выходить издании». К населению, преследуя всю ту же цель, он обращался через газеты «Калужские губернские ведомости» №26 и «Калужский курьер» №28 за 1910 г.: «Предполагая писать историю г. Боровска и его уезда, я обращаюсь с просьбой ко всем лицам, имеющим у себя относящиеся до города Боровска и его уезда документы, записки, рукописи, мемуары, письма, книги, брошюры, журналы и газеты, отчёты, объявления, воззвания и прочие печатные издания, в которых печатались статьи и корреспонденции о городе Боровске и его уезде, портреты общественных деятелей и героев, карты, планы, картины, фотографии всевозможных видов, укреплений, памятников, церквей, зданий и проч., монеты Боровских князей и пр., сообщить свои адреса и, если возможно, прислать с них копии и описания. Особенно прошу авторов заметок, корреспонденций, статей и отдельных изданий, печатавших свои труды в газетах и периодических изданиях, не отказать в высылке таковых по 1 экземпляру».
Собранный таким образом материал Николай Поликарпович систематизировал и издал в боровской типографии А.В. Муратовой в виде «Материалов для истории города Боровска и его уезда». В I-м томе, вышедшем в 1913 г., он опубликовал легенды, обряды, обычаи, поверья, приметы, гадания, пословицы, поговорки, сказки, песни калек перехожих и песни жителей города Боровска и его уезда (бесплатную помощь в корректировке данных материалов ему оказал А.П. Смирнов), во II-м томе, вышедшем в 1914 г. – копии с документов своего архива. Оба тома были изданы на средства разных лиц и учреждений, доход с которых должен был поступить на издание дальнейших материалов по истории города Боровска и его уезда. В частности, сообщалось, что готовится к изданию III-й том.
Выявлять, собирать документы и записывать исторические сведения Николаю Поликарповичу приходилось одному. Об этом он писал в том же предисловии к I-му тому «Материалов…»: «Но, к сожалению, я ничего не получил и приходится работать одному. Но работа громадная, в особенности в архивах, где нет полнаго описания документов и приходится отыскивать среди не имеющих отношения до города Боровска и его уезда бумаг бумаги, необходимыя для истории города Боровска и его уезда». Тем не менее, Николай Поликарпович не отчаивается и далее пишет: «Выпуская настоящий труд, я вновь обращаюсь ко всем лицам с убедительной просьбой не отказать сообщить мне о всём, что только касается города Боровска и его уезда. […] Авторов, в трудах которых что-либо относится до города Боровска и его уезда, а также все частныя и административныя учреждения, которыя печатают свои отчёты и уставы, убедительно прошу не отказать в присылке мне по одному экземпляру; за всё присланное буду весьма благодарен». Видимо, на сей раз он был услышан, о чём посчитал нужным упомянуть в предисловии ко II тому «Материалов…», поблагодарив всех приславших свои статьи и статьи других авторов, а также Боровскую уездную земскую управу.
В разных археологических и исторических изданиях и местных газетах Глухарёв публиковал популярные исторические очерки и заметки о Боровском крае. Например, в 1901-1902 гг. в журнале «Живописная Россия» им были опубликованы популярные исторические очерки и заметки «Чудотворная икона с. Рыжкого», «Памятники Тарутинского боя», «Князь М.К.Волконский – защитник г. Боровска», «Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова». В 1912 г. в «Юбилейном сборнике в память Отечественной войны 1812 года» (Калуга. Вып.1) совместно с И.Ф. Цветковым он опубликовал статью о происходивших в октябре 1812 г. событиях в Боровском уезде.
Одновременно с публикаторской деятельностью Николай Поликарпович занимался сбором предметов по истории Боровска и его уезда. В результате им был создан первый в Боровске и ближней округе частный Музей местного края и Отечественной войны 1812 года. Предположительно, произошло это в 1912 г. в связи со столетним юбилеем победы русской армии в Отечественной войне 1812 г. Пополнение его фондов шло за счёт средств собирателя и частично благодаря тем же газетным обращениям к населению. Так, в майском номере газеты «Боровская жизнь» в 1917 г. Николай Поликарпович. писал: «Н.П. Глухарёв, г. Боровск, гостиный двор. Покупает старинные предметы из железа, чугуна, свинца, олова, меди, серебра, золота, стекла, фаянса и фарфора. Покупает медные, бронзовые, серебряные и золотые монеты, медали, жетоны и юбилейные значки. Покупает книги, географические карты, планы, картины, гравюры, рукописи, архивные документы, всевозможные старинные вещи и предметы».
После октябрьских событий 1917 г. над музеем Н.П. Глухарёва нависла угроза. Дом по ул. Калужской №120, где он жил с семьёй и где размещался музей, в 1919г. местные новоявленные чиновники от советской власти предназначили под выселение и размещение в нём детских яслей. Чтобы этого не случилось, Николай Поликарпович обратился за помощью в Коллегию по делам музеев НКП. Его поддержали члены Организационного Комитета 1-й Опытной станции по народному образованию при НКП (Деревенское отделение станции располагалось в Боровском и Малоярославецком уездах, а Н.П. Глухарёв был его сотрудником), в своём обращении в Коллегию от 28 октября 1919 г. Боровский Уездком РКП среагировал на это в традиционной для чиновничества манере, которая нашла яркое выражение в публикации одного из его членов, пожелавшем остаться неизвестным. В калужской газете «Коммуна» за 30 июля 1919 г. читаем: «…он видите ли написал заявление в центр, который поручил уездконтролю расследовать это дело, оно у нас до сих пор лежит под сукном, а буржуй живёт себе припеваючи…» (подчёркнуто мной – Н.Л.).
Всё же, несмотря на учинённые препятствия, «буржуй» Н.П. Глухарёв «как собиратель музея в г. Боровске» охранную грамоту за №10562/11123 17 декабря 1919 г. получил. Заведующим музеем Всероссийская коллегия по делам музеев назначила самого Николая Поликарповича.
Но 31 мая 1920 г. Николай Поликарпович скончался «от удара». Так было записано в метрической книге старообрядческого храма Всех Святых, прихожанином которого Николай Поликарпович и вся его семья состояли долгое время. Исповедовал его, причащал и хоронил протоиерей Карп Тетёркин. Что послужило причиной «удара», не известно до сих пор. Не известно и место захоронения этого замечательного человека (запись об этом в метрике отсутствует). Участь же музея, библиотеки и архива, самого дома и жившей в нём семьи Глухарёва была предрешена.
Отдел по делам музеев вначале вынужден был предпринимать шаги по поддержанию музея. В июне 1920 г. он просил Боровский УОНО передать музей, архив и библиотеку Н.П. Глухарёва во временное пользование 1-й Опытной станции по народному образованию для научной обработки, предлагал назначить и нового заведующего. До 16 октября 1920 г. музей обследовали сотрудники самого Отдела по делам музеев А.А. Рыбников и А.М. Скворцов. Однако о результатах обследования ничего не известно. Известно лишь, что в 1920 г. при музее работал только сторож. На содержание музея, на его оборудование, отопление, освещение, пополнение коллекций, на приобретение витрин, шкафов, на проведение реставрационных и экспертных работ, на закупку канцтоваров и хозяйственные дела требовалось 282760 руб.
Как выглядел музей, какими по составу были его коллекции, какое количество предметов удалось собрать Н.П. Глухарёву, в настоящее время сказать невозможно. Сохранились только отдельные записи начала 20-х гг. ХХ в. Одна – на оборванном клочке бумаги, сделанная карандашом неизвестным лицом.
Сначала были перечислены иконы: 12 месяцев – 10 вершков, 12 праздников – 7 вершков, 1 Спасителя, 1 Киев. чудотв., 1 складень на каждый день, 1 Воскресение – 12 верш., 1 Корсунская Божия Матерь, 1 Умиление злых сердец, 1 Параскева Пятница, 1 Пафнутий Боровский, 1 преподобный Нил, 1 Взыскание погибших, 1 Трёх Святителей, 1 крест, 1 Иоанн Креститель в пустыне, 1 Пантелеимон целитель, 1 Поликарп, Пелагея.
Потом 1 мера полотенцы, наволочки, разное рукоделие, разные вещицы: фарфоровые, картины бисером шитые и шерстью, 1 картина «Бегство Иосифа с Марией», 1 картина «Пётр I на ботике во время бури», 1 картина бисером Мазурок, весы, 3 старинные подсвечника, лестовки, медные иконы, меры муки и овощей, икон штук всего 80 или больше. (То ли это опись предметов, то ли опись имущества семьи, а может, сразу всё вместе? – Н.Л.) Другая – запись губернского инструктора по делам музеев А. Покровского, обследовавшего коллекции уже закрытого музея в 1923 г. Он выделил предметы и коллекции, по его мнению, представлявшие музейную ценность: чугунный колокол 17 в., снимки монастырей и церквей Боровска и уезда в числе 35 шт., разное оружие в количестве 20 шт. и 2-х маленьких пушек, шёлковый старообрядческий сарафан, суконную старообрядческую поддёвку и фарфор в количестве 32 шт. При этом А. Покровский заметил, что таковые требуются Калужскому историческому музею, «так как в Историческом музее подобных предметов или совсем не имеется или имеется в ограниченном количестве…».
По факту закрытие музея произошло, очевидно, к 1922 г. Так, заведующий Боровским УОНО некто Сиблиевский в своём послании Губмузею 13 января 1922 г. сообщал, что музей распоряжением Наркомпроса передали Боровскому УОНО вместе со зданием. По распоряжению УИКа часть здания была передана под детский санаторий здравотдела, а экспонаты пришлось сложить в кучу. Переговоры о дальнейшем существовании музея с представителями Наркомпроса, которые обещали помочь в «систематизации музея» и его руководстве, закончились безрезультатно. Музей, по мнению Сиблиевского, не может обеспечить себя без помощи государства. «Поэтому прошу командировать представителя для осмотра музея и решения вопроса о его дальнейшем существовании. – Я полагаю, что ценные экспонаты возможно будет взять в Губернский музей, ликвидировая наш совершенно. Во всяком случае прошу вопрос о музее в Боровске решить в поспешном порядке». Решение данного вопроса «на бумаге» затянулось на несколько лет.
Только между 5 и 15 июля 1924 г. музейные предметы и часть библиотеки Н.П. Глухарёва передали Пафнутьеву монастырю-музею для организации на его территории Государственного историко-художественного и краеведческого музея. Музейные предметы, по мнению всё того же заведующего Боровским УОНО Сиблиевского, которое он высказал 14 марта 1923 г. на заседании ответственных работников вверенного ему УОНО, пригодные для домашнего обихода и не имевшие художественной ценности, надлежало использовать для нужд культурно-просветительских учреждений. Что касается другой части библиотеки, то она должна была сохраниться у Лидии Ивановны Глухарёвой.
В завершение хочется подчеркнуть, что, несмотря на довольно печальную участь, постигшую музейное собрание и библиотеку Н.П. Глухарёва, память о нём, и в первую очередь, как краеведе, просветителе и благотворителе бережно сохраняется работниками Боровского историко-краеведческого музея. Здесь в настоящее время хранятся две книги с вклеенными орнаментированными листами и надписью на них «Библиотека Николая Поликарповича Глухарёва» (подарены С.Я. Глухарёвым), амбарная книга с газетными вырезками и записями Н.П. Глухарёва, подготовленными им для публикации в III-м томе «Материалов…» (были изданы в 1998 г. боровским краеведом Алексеем Алексеевичем Антиповым). Также в музее хранится вышеупомянутый «Юбилейный сборник в память Отечественной войны 1812 года» (Калуга, 1912. Вып.1), «Материалы для истории города Боровска и его уезда. Копии с документов архива Н.П. Глухарёва» (Боровск, 1914. Т.2) и несколько номеров газеты «Боровская жизнь». В г. Боровске на ул. Калужской, в доме, где Н.П. Глухарёв провёл юные годы, по инициативе директора Боровского историко-краеведческого музея А.М. Морозова в 2010 г. была установлена памятная доска. Помнят и ценят Николая Поликарповича в городе Балабанове: в 2014 г. городской библиотеке было даровано его имя, а при входе в неё установлены памятная доска с текстом об основателе бесплатной избы-читальни в д. Балобоновой и бюст Н.П. Глухарёва, выполненный скульптором Сергеем Лопуховым.
*Все даты до февраля 1918 г. даны по старому стилю, последующие — по-новому. Статья написана в основном по архивным документам ГАКО и БИКМ.
Н.П. Лошкарёва,
научный сотрудник
Боровского историко
-краеведческого музея

«Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь - жизнь самая счастливая, полная, чистая, БОГАТАЯ. Это установление Господа о совершенстве.»

По вине тех, кто поженился, появляются дети. «Дети - это апостолы Бога, которых день за днем Он посылает нам, чтобы говорить о любви, мире, надежде» «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей примером своей жизни.»

Из дневника Александры Федоровны Романовой, святой императрицы.

З арисовки детских воспоминаний св. царя Николая Александровича Романова.

К воспитанию детей относились очень серьезно.

Детские - без украшений, исключение составляли только иконы в богатых окладах, и вряд ли это можно было назвать украшением. Жесткие кровати, порядок в комнатах, который наводился исключительно самими детьми. Строгий распорядок дня. Дети все умели самостоятельно делать по дому и обслуживать себя. Учителя и воспитатели подбирались с особой щепетильностью. В основе воспитания лежали заповеди и их исполнение. Каждый день дети перед сном вызывались на «ковер» в кабинет к отцу. Они должны были каждый без утайки выложить все хорошее и плохое, что случилось за прошедший день и дать оценку своим поступкам. Милосердие и сострадание впитывалось с молоком матери. Участие в благотворительности, посещение больниц, изготовление подарков для малоимущих своими руками, все это было необходимым условием воспитания личности каждого из детей.

Летом семья императора Александра III переезжала на полтора месяца в Петергоф, чтобы провести жаркое время года на берегу Финского залива. Детям разрешалось брать с собой домашних животных. Кого только не было в специальном вагоне: кролики, собаки, кошки. Даже любимая корова! «Дети должны любить и заботиться о братьях меньших, чтобы вырасти великодушными и сострадательными людьми» - говорила императрица Мария.

Но, хотя Александр III и Мария Федоровна и воспитывали детей в рамках строгого придворного этикета и, тем не менее, оставаясь с детьми наедине, сбрасывали с себя обычную маску строгости и превращались в озорников. Однажды на отдыхе у родственников в Великобритании Мария Федоровна, нарядившись в большую модную шляпу, украшенную ярко-красными вишенками, вместе с детьми отправилась в зоопарк. Там императрица остановилась у клетки с шимпанзе и стала ее разглядывать, чем вызвала ответный интерес с ее стороны. Вдруг обезьяна протянула лапу и вцепилась в шляпу, пытаясь ее стащить с головы царицы. Но Мария Федоровна дала ей отпор. Дело завершилось «ничьей» - во время потасовки шляпа благополучно, отлетев в сторону, спикировала на голову прохожему.

Императрицу - Мать Марию Федоровну считали идеальной матерью - муж, родственники, все окружение постоянно восхищались ее материнскими качествами и умением найти общий язык с детьми. Строительство ледяных горок и снежных крепостей, катание на коньках зимой, на лодках летом, рыбалка, сбор грибов и ягод, печеная картошка на костре и спортивные игры - все это Мария Федоровна не только позволяла своим детям, но и сама инициировала участие в подобных мероприятиях. А на одну из важных встреч, Мария Федоровна явилась с …синяком под глазом, который она даже не припудрила: «Не обращайте внимание, господа. Я только что с катка. Катались с детьми. Неудачно упала!»

Император каждый день пару часов проводил с детьми на прогулке. Он мог строить крепости и играть в войну, бегая с игрушечным пистолетом. Дети всегда с радостным возбуждением ожидали, когда же часы на башне Гатчинского дворца пробьют три раза и Папа возьмет их с собой на прогулку одних без родственников и придворных. Особенно важным казалось для детей подчеркнуть: " Только мы трое (двое или четверо) и больше никто!» Самая незатейливая прогулка или пикник с детьми превращались в необыкновенное событие. Если дети с отцом оказывались в гатчинском лесу, отец учил их, как расчищать дорожки, срубить засохшее дерево, развести костер, печь картошку и яблоки. Александр III умел читать следы животных и делать много других интересных вещей, чем вызывал восторг и любовь своих детей. У каждого из детей у него была своя маленькая тайна, которую не знали остальные. Так, у Папа с Никки была своя "Собачья история";, которую они писали совместно. Великая Княгиня Ольга Александровна вспоминала: Александр III обычно рано вставал в 7 часов. Весь дом еще спал. Умывался холодной водой, натягивал на себя незатейливые одежды, сам варил себе кофе и насыпал в тарелку сушки. После чашки утреннего кофе он садился к письменному столу работать. Когда просыпалась Мария Федоровна, она шла завтракать к супругу. Завтрак тоже был очень простым: яйца, черный хлеб или что-то в этом роде. Это были минуты задушевного покоя и доверительной беседы. Их покой никто не смел нарушить, исключение было для маленькой княжны Ольги, любимицы отца. Она заползала на колени к отцу и, по воспоминаниям самой княжны,;помогала Папа править страной" Как и в большинстве православных семей, главными праздниками в императорском семействе были Рождество и Пасха.

Задолго до кануна Рождества в Гатчинском дворце начиналась суета и загадочные приготовления. Подарки заготавливались тысячами. Кроме членов семьи, родни, одаривались все домашние обитатели; слуги, конюхи, кучера, садовники, учителя и воспитатели детей, солдаты и офицеры полков охраны, кухонные служители. К каждому из подарков прикреплялась поздравительная карточка с собственноручной подписью императора и императрицы. Карманных денег царские дети никогда не имели, подарки близким они делали сами. К сочельнику все приготовления завершались, и во дворце наступала тишина. Дети стояли у окна и высматривали первую рождественскую звезду. После вечерней службы начинался семейный ужин, но детям было не до еды. Все внимание их было приковано к дверям парадного зала, у которого стояли на часах казаки. Все ждали сигнала: император должен был позвонить в колокольчик. Сигнал. И тут, забыв про этикет и всякую чинность, все бросались к дверям банкетного зала. Двери распахивались и все оказывались в волшебном царстве. Весь зал был уставлен рождественскими елками, СВЕРКАЮЩИМИ РАЗНОЦВЕТНЫМИ СВЕЧАМИ И УВЕШАННЫМИ ПОЗОЛОЧЕННЫМИ И ПОСЕРЕБРЕННЫМИ ФРУКТАМИ И ЕЛОЧНЫМИ УКРАШЕНИЯМИ. Шесть елок предназначалось для императорской семьи и гораздо больше - для родственников и придворного штата. Возле каждой елки стоял маленький столик, покрытый белой скатертью и заваленный подарками. В этот день веселье в банкетном зале, чай, и пение песен продолжались почти до полуночи. Три дня спустя полагалось разбирать, и это тоже был особый ритуал, в котором принимали участие царские дети.

Вторым главным праздником в году была Пасха.

Пасхальных дней царские дети ожидали с особым чувством. В Великий пост семья императора воздерживалась не только от скоромной пищи - мяса, сливочного масла, сыра и молока, но и от всяческих развлечений. Ни устраивались ни балы, ни званые вечера, ни концерты. Даже уроки танцев у маленькой княгини Ольги на время поста прекращались.

В Великую субботу семейство не ложилось спать, а оставалось на ногах и готовилось к торжественной пасхальной заутрене. Все наряжались в парадные одежды в русском стиле, даже маленькие великие княжны облачались в парчовые сарафаны и расшитые жемчугом кокошники. Церковная служба длилась три с лишним часа, но никто не чувствовал усталости. У всех, кто стоял в храме в руках были зажженные свечи. Царь с царицей и дети с благоговением ожидали возгласа «Христос Воскресе!», который подхватывали императорские хоры.

После окончания службы по пути домой христосовались со слугами, дворецкими, солдатами охраны и всеми, кто попадался по пути, - это было незыблемой традицией. Подарками из рук императора и императрицы были художественно исполненные сувенирные яйца из фарфора, яшмы и малахита.

Александр III и императрица Мария Федоровна всегда принимали совместные решения и не только в семейных делах. Они очень внимательно с большим уважением относились к вкусам друг друга. Если уж Александр III любил квас, значит, питье кваса превращалась в традицию императорского дома.

Вместе всегда и во всем.

Возможно, поэтому дети Александра III сами стали хорошими родителями, что с ранних лет прониклись духом родительского дома.

Воспитатели и учителя. Царские дети после семи лет

По достижении 6–7 лет мальчики в царской семье переходили из женских рук в мужские. У сыновей Павла I Николая и Михаила это произошло несколько ранее, когда в 1799 г. воспитательный процесс возглавил генерал М.И. Ламсдорф, но при этом женщины продолжали окружать мальчиков вплоть до 1802 г.

В 1802 г. Николая и Михаила Павловичей усадили за парту. С этого времени их гувернерами и преподавателями стали исключительно мужчины, в основном с эполетами на плечах: генерал-майор Н.И. Ахвердов, полковники К.И. Арсеньев и П.А. Ушаков. С 1805 г. к ним присоединился майор А.П. Алединский, действительный статский советник Н.А. Дивов (с 1811 г. заменен Г.А. Глинкой) и коллежский советник Вольф. С этого времени воспитание великих князей было неразрывно связано с их образованием. Однако попробуем разграничить воспитательный и образовательный процессы.

Главным воспитателем великих князей Николая и Михаила Павловичей стал директор Сухопутного шляхетского корпуса Матвей Иванович Ламсдорф. Это был личный выбор Павла I. И хотя М.И. Ламсдорф состоял свояком республиканца-воспитателя Александра I – Цезаря Лагарпа 196 , он реализовывал совершенно иную педагогическую парадигму, которая имела давние корни и широко внедрялась при Павле I.

Если Екатерина II пыталась на практике реализовать педагогические идеи Ж. – Ж. Руссо, то в основу педагогических методов Ламсдорфа было положено насилие в самых его разнообразных формах.


К. Брюллов. Портрет А.В. Жуковского. 1838 г.


При этом император Павел I и императрица Мария Федоровна прекрасно знали о том, что воспитатель добивается послушания от своих воспитанников методами насилия. Это была изощренная система холодных приказаний, выговоров и наказаний, доходивших до жестокости. М.И. Ламсдорф лично бил мальчиков линейкой, ружейным шомполом, хватал за грудь или воротник и ударял об стену так, что они лишались чувств, или привязывал к ручке кровати, а потом порол розгами. При этом все эти действия фиксировались в специальных журналах 197 .

После убийства Павла I в марте 1801 г. стратегия воспитательного процесса стала полностью определяться вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Но для мальчиков фактически ничего не изменилось, их пороли по-прежнему. Молодой император Александр I практически не проявлял интереса к своим подрастающим братьям. Камер-фурьерские журналы зафиксировали только один его визит к младшим братьям на детскую половину Зимнего дворца – 28 октября 1803 г. 198

Как водится, насилие давало очень сомнительные педагогические результаты, калеча характеры. Николай I стал скрытным и довольно замкнутым человеком. Он очень мало кому доверял и именно этим отчасти объясняется его стремление взять под полный контроль управление страной, не доверяя никому. Однако Николай Павлович был умным человеком и к своему детству обращался неоднократно. Тяжелые воспоминания детства этого жесткого человека заставили сделать определенные выводы и совершенно изменить характер воспитания своих детей. Только сам факт приглашения поэта В.А. Жуковского (поэта, а не генерала!!!) ко Двору для составления образовательной программы цесаревича заслуживает самой высокой оценки педагогических талантов императора.

Воспитание цесаревича Александра Николаевича

Воспитание мальчиков в царской семье имело свою специфику. Девочки «уходили» из дома в семьи владетельных особ по всей Европе, а мальчики должны были служить России. По традиции, для них была возможна только одна карьера – карьера русского офицера, поэтому их воспитателями назначались только офицеры. Учителями могли быть и статские специалисты, но воспитателями только военные.

Поскольку воспитанию цесаревича уделялось особое внимание, то и подбор воспитателя к нему велся с особым тщанием. В июле 1824 г. воспитателем шестилетнего великого князя Александра Николаевича назначается капитан Карл Карлович Мердер, «прирожденный педагог, тактичный и внимательный» 199 . Надо отметить, что Николай Павлович тогда еще не был императором и мало кто предполагал, что он им когда-либо будет. Но 30-летний Николай Павлович знал о своих перспективах и считал, что его старший сын рано или поздно станет цесаревичем. Тем не менее выбор К.К. Мердера лично Николаем Павловичем удивил петербургскую публику. Впоследствии все единодушно признали, насколько удачен оказался этот выбор. Редкий случай, когда большинство мемуаристов единодушно сошлись в высокой оценке К.К. Мердера. А.С. Пушкин, который, бывая в Зимнем дворце, знал Мердера, отметил в дневнике: «Мердер умер, – человек добрый и честный, незаменимый» 200 .

К.К. Мердер на протяжении всей своей службы (12 июня 1824 г. – 24 марта 1834 г.) тщательно отслеживал особенности характера цесаревича, стараясь развивать те из них, которые могли бы пригодиться Александру Николаевичу в роли самодержавного владыки. Надо заметить, что Александр II сохранил о своем воспитателе благодарную память, приказав соорудить памятник К.К. Мердеру на Детском острове Александровского парка Царского Села.


К.К. Мердер


Самой лучшей характеристикой полученного Александром II воспитания могут служить слова В.А. Жуковского о генерале Мердере: «В данном им воспитании не было ничего искусственного; вся тайна состояла в благодетельном, тихом, но беспрестанном действии прекрасной души его… Его питомец… слышал один голос правды, видел одно бескорыстие… могла ли душа его не полюбить добра, могла ли в то же время не приобрести и уважение к человечеству столь необходимого во всякой жизни, особливо в жизни близ трона и на троне».

Примечательно, что К.К. Мердер в своей педагогической практике тесно увязывал воспитание и образование цесаревича. Например, в 1829 г. он осуществил проект, названный «кассой благотворения». Смысл заключался в том, что успехи в науках и поведении цесаревича и его двух приятелей оценивались в денежной форме. Но накопленные личные деньги должны были идти не на собственные нужды, а на благотворительность. Два раза в год предполагалось считать собранные деньги и тратить их на какое-либо полезное дело или благотворительность. Николай I одобрил идею, и касса действовала во все время обучения наследника.

Очень сильное влияние на воспитание цесаревича Александра Николаевича, на формирование его характера, оказал отец император Николай I. Железный характер этого человека, его чувство долга, его представление о справедливости во многом были усвоены Александром II. Иногда, решая свои педагогические задачи, Николай Павлович прибегал к весьма оригинальным приемам. По воспоминаниям врача Калинкинской больницы Реймера, в 1835 г. Николай Павлович обратился к нему при обходе: «Я пришлю сюда своего сына, и ты покажи ему самые ужасные примеры сифилитической болезни на мужчинах и женщинах.



И. И. Шарлемань. Детская сыновей Николая I, или Корабельная. 1856 г.


Когда я был молод и еще не женат, мой доктор Крейтон тоже водил меня по военному госпиталю, больные, которых я увидел, произвели во мне такой ужас, что я до самой женитьбы своей не знал женщин» 201 . Цесаревичу в 1835 г. исполнилось 17 лет и отец счел необходимым познакомить сына и с неприглядной изнанкой «любви».

Когда весной 1837 г. цесаревич отправился в путешествие по России, то Николай I постоянно писал сыну, внушая ему те истины, которые, по его мнению, были просто необходимы будущему царю. В одном из писем Николай Павлович писал: «Не любишь ли отныне еще сильнее нашу славную, добрую Родину, нашу матушку Россию. Люби ее нежно; люби с гордостью, что ей принадлежен и родиной называть смеешь, ею править, когда Бог сие определит для ее славы, для ее счастия!» 202 .

Для младших сыновей Николай I подбирал других воспитателей-офицеров. При этом учитывалась будущая «профессия» детей императора. Второй сын Николая I великий князь Константин с детства был определен в моряки. Соответственно и воспитателя ему подобрали из моряков. Им стал адмирал Федор Петрович Литке (с 3 ноября 1832 г.) 203 .

Об отношении к воспитателям своих детей красноречиво говорят строки из завещания Николая I: «п. 16. Завещаю сыновьям моим всегда любить и уважать бывших при их воспитании г-а Кавелина, Литке и Философова и г. Юрьевича, Корфа и Лутковского. Благодарю их искренне за их попечение, заменявшее мой отцовский надзор, отвлеченный делами. Сыну моему предоставляю упрочить их благосостояние, равно как и прочих лиц при воспитании бывших, как у братьев, так и сестер» 204 .

Воспитание детей Александра II

Когда в 1840-х гг. у Александра II и Марии Александровны подряд родилось три мальчика, схема их воспитания была очевидна. Сам Александр II тогда оставался еще молодым человеком, прекрасно помнившим свое взросление. Да и «у руля» продолжал оставаться Николай I, который не собирался «ломать» оправдавшую себя воспитательную схему. Мужчины-офицеры впервые появились в детской летом 1847 г., когда старшим сыновьям цесаревича шел четвертый и третий год. В Зимнем дворце сыновья цесаревича жили на детской половине на первом этаже Зимнего дворца. Трех старших (Николая, Александра и Владимира) утром мыли и одевали няни-англичанки, и они же вечером укладывали их в постель. Но днем все трое поступали под надзор военных воспитателей или, как их называли при Дворе, «гувернеров» 205 .

Весной 1849 г. воспитательницу Скрыпицыну сменил (17 апреля) генерал-майор Николай Васильевич Зиновьев. Это был выбор Николая I, который желал, чтобы его внуки как можно раньше перешли под контроль мужчины-офицера, который должен был придать их воспитанию военизированный характер. Сам Зиновьев считал себя не готовым к должности воспитателя царских внуков, хотя до этого занимал должность директора Пажеского корпуса, поэтому он принял должность воспитателя только де-факто, но де-юре этого звания не носил. Сверх содержания ему определялось жалованье по чину в 1500 руб. в год, помещение в Зимнем и других дворцах, а также придворный экипаж 206 .

Постепенно вокруг Зиновьева начал формироваться круг офицеров-воспитателей, которых он подбирал сам. В августе 1849 г. Зиновьев получил помощника в лице полковника

Григория Федоровича Гогеля. Однако для детей мало что изменилось в их жизни. Тогда, летом в 1849 г., распорядок дня детей в Царском Селе был следующим.

В 7 часов утра дети (Николай – семь лет, Александр – пятый год, Владимир – четвертый год) вставали и, помолясь Богу, шли здороваться к отцу. Потом они играли в парке, где, как правило, встречали Николая I, совершавшего свою обычную утреннюю прогулку. Дети выстраивались перед дедушкой «во фронт», снимали фуражки и получали от него по поцелую.


Н.В. Зиновьев


В 9 часов пробуждалась цесаревна Мария Александровна. Дети шли здороваться к матери. После этого начинались «уроки». Первыми уроками детей стала строевая подготовка (маршировка и ружейные приемы), которой обучал старших мальчиков унтер-офицер Хренов. Этот урок был ежедневным и занимал около часа. После чего дети завтракали. Воспитатели-офицеры дежурили посменно. Первую половину дня, как правило, дежурил Гогель.

В 11 часов цесаревна Мария Александровна отводила детей (из Зубовского флигеля Большого Екатерининского дворца) в Александровский дворец здороваться с бабушкой, императрицей Александрой Федоровной. Потом возобновлялись «уроки». Генерал Зиновьев проводил занятия по артиллерийской стрельбе (2 раза в неделю) или дети занимались гимнастикой на сетке-батуте (два дня в неделю). Остальные дни в это время дети гуляли.

С 12 до 14 часов воспитательница Скрыпицына учила старших мальчиков читать и писать.

В 14 часов мальчики обедали. После обеда вновь гуляли. Во время этих прогулок их обучали началам верховой езды на маленьких лошадях.


Г.Ф. Гогель


В 16 часов дети пили чай. После чаепития дважды в неделю брали уроки танцев и дважды проводились занятия со Скрыпицыной. В другие дни в это время они пускали змея, играли в кегли или катались в лодке по озеру. Если погода была плохой, то мальчики дома играли друг с другом в шашки, в лото или другую игру, очень ими любимую, которая называлась «Храм счастья».

В 19 часов мальчики шли к матери и «проводили у нее целый час». В Китайской комнате Большого Екатерининского дворца Мария Александровна «сидела, окруженная детьми за чайным столом, поучала, наставляла их, хвалила или журила за их поведение, слушала их признания, разъясняла их недоумения и сомнения» 207 . Чай разливала одна из фрейлин, и тут же цесаревич играл в вист со «своими», как называл он адъютантов и вообще состоявших при нем лиц.

В 20 часов после благословения родителей дети отправлялись спать.

Рассматривая это расписание, следует отметить следующее. Во-первых, дети рано ложились (21 час) и рано вставали (в 7 часов), следовательно, на сон отводилось 9-10 часов. Во-вторых, дети весь день были заняты и их ни на минуту не выпускали из поля зрения дежурные воспитатели. В-третьих, военизированные уроки детей начались одновременно с обучением их грамоте и письму. В-четвертых, при самом удачном раскладе дети виделись с родителями не более двух часов в день. И хотя биографы уверяли, что «Мария Александровна сама руководила воспитанием детей», проводя в детской «большую часть своего времени» 208 , это не более чем комплиментарное преувеличение.

Военное образование, когда пятилетнего ребенка приучали к стреляющей пушке, показывали, как сменять караулы и разводить часовых, было довольно рано востребовано. В 1850 г. шестилетний Никса впервые разводил настоящий караул 209 . В сентябре 1850 г., после того как старшему внуку Николая I исполнилось 7 лет, началась его «действительная» военная служба. Следует отметить, что для мальчиков семилетний возраст был рубежным. После дня рождения они окончательно переходили в мужские руки и, кроме этого, происходило еще много сопутствующих изменений:

– в этот день Никсу произвели в первый офицерский чин;

– отделили от братьев и поместили в Собственные комнаты;

– за Никсой был прекращен уход нянь и к нему был приставлен камердинер Костин, который прослужил ему с 1850 по 1865 г. Никса окончательно перешел в руки военных воспитателей;

– в его спальне была поставлена кровать воспитателя полковника Гегеля;

– умываться и одеваться он должен был сам, без прислуги;

– русскую рубашку заменила гусарская куртка;

– на придворных церемониях он стал появляться в качестве офицера 210 .

Когда 26 февраля 1852 г. второму сыну Александра II Александру Александровичу исполнилось 7 лет, с ним произошли аналогичные изменения. Его произвели в чин гвардии прапорщика и корнета. Мальчика переселили в комнаты старшего брата. Койка воспитателя стояла между кроватями мальчиков, и он не оставлял мальчиков ни днем, ни ночью 211 . Примечательно, что практика, когда воспитатели спали в одной комнате со своими воспитанниками, сохранялась вплоть до конца XIX в. Воспитатель обязан был находиться в одной комнате со своим воспитанником до тех пор, пока тот не засыпал. Уходя домой, воспитатель великого князя обязательно оставлял вместо себя одного из камердинеров 212 .

После того как в феврале 1855 г. цесаревич Александр Николаевич стал императором Александром II, положение его

старшего сына изменилось, поскольку мальчик Никса стал цесаревичем Николаем Александровичем. Его отделили не только от младших братьев, но и стали учить по особой программе. При этом военизированный характер и воспитания, и образования по требованию Александра II полностью сохранялся.

Одним из воспитательных новшеств стало появление рядом с цесаревичем молодого боевого офицера, 28-летнего адъютанта князя И.А. Барятинского – Оттона Борисовича Рихтера, что было неслучайно.


О.Б. Рихтер


О своих намерениях и планах относительно наследника Александр II писал в мае 1858 г. «покорителю Кавказа» князю И.А. Барятинскому. В этом письме царь ссылался на генералов В.В. Зиновьева и А.А. Ливена, которые отвечали за весь круг вопросов, связанных с воспитанием цесаревича Николая Александровича. Александр II спрашивал мнение князя И.А. Барятинского о его адъютанте О. Б. Рихтере и сообщал, что он предполагает назначить его «заместителем гувернера при нашем старшем сыне, но прежде, чем мы это решим, желательно узнать Ваше мнение о его характере, чтобы понять, сможет ли он нам подойти. Речь идет о молодом человеке с надежным характером, который был бы другом и советчиком нашему сыну и развивал в нем своими занятиями и общением жажду к обучению. Важен ежедневный контакт с человеком, наиболее близким по возрасту к нашему сыну, из тех, кто его окружает. Вот пока все, что я хотел Вам сказать» 213 . В этом письме Александр II сформулировал основные требования, которые он лично предъявлял к воспитателям наследника-цесаревича.

Видимо, Барятинский дал Рихтеру самые лестные характеристики. Для этого были все основания. О.Б. Рихтер образование получил в Пажеском корпусе, по окончании которого в 1848 г. поступил на службу корнетом аристократического лейб-гвардии Конного полка. В 1853 г. уже как ротмистр Ахтырского гусарского полка принимал участие в Крымской войне, в осаде крепости Силистрия. По окончании войны Рихтера назначили адъютантом к главнокомандующему Отдельным Кавказским корпусом генерал-адъютанту А.И. Барятинскому. В 1856–1858 гг. Рихтер принимал участие в военных действиях против горцев в Большой Чечне, занятии долины реки Мичик, рубке просек и разработке дорог. В 1857 г. его произвели в полковники и назначили в Куринский пехотный полк. В 1858 г. Рихтер принимал участие во взятии Аргунского ущелья, командуя первой штурмовой колонною, за что получил золотое оружие с георгиевским темляком.

Такой послужной список 28-летнего полковника дорогого стоил, и в июле 1858 г. Рихтер прибыл в Петергоф для представления императору и принятия «окончательных решений». Смотрины прошли благополучно, и приказ с назначением состоять при наследнике-цесаревиче Рихтер получил 30 августа 1858 г. 214

В 1859 г. у цесаревича появился персональный воспитатель-опекун - граф С.Г. Строганов. Тогда же для цесаревича был сформирован «Штат Двора Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» 215 . Всего в состав его штата вошло 85 человек. Непосредственно обслуживали цесаревича 36 человек 216 . Кроме этого, по Конюшенному ведомству цесаревича обслуживали еще 49 человек 217 .

Согласно законам Российской империи, «достигший совершеннолетия вступает сам в управление своим имуществом; но с того времени до двадцатипятилетнего возраста при каждом лице Императорского дома, носящем титул Императорского Высочества или Высочества, состоит особый попечитель». Задачи попечителя состояли в том, чтобы давать «советы по всем делам, до имения его касающимся, и утверждает его волю, без чего она никогда не может быть действительною».

Познакомившись с прекрасно образованным юношей, граф Строганов изумился тому, что в цесаревиче он обнаружил «холодное и равнодушное отношение, если не отвращение к военному делу» 218 . Это было совершенно не типично для Романовых, искренне преданных офицерской службе. Такие настроения цесаревича вызвали недовольство Александра II.

Следует отметить, что отношения Александра II со старшим сыном складывались далеко не безоблачно. Современники упоминали, что царь был «строг к своему наследнику, скажу даже, в некоторых случаях, немилосерден…». Есть упоминания, что Александр II испытывал определенную ревность к своему старшему сыну как к преемнику и, возможно, поэтому позволял себе резкие замечания с запрещением выражать свое мнение «молокососу, как он его называл» 219 . Неоднократно Александр II упрекал хрупкого, интеллигентного сына в отсутствии мужественности и, возможно, травма спины цесаревича, полученная на скачках в Царском Селе, была результатом стремления цесаревича показать свою «мужественность».

Молодой цесаревич Николай Александрович, по единодушным отзывам воспитателей и преподавателей, подавал большие надежды. Его интеллектуальные качества были неоспоримы. Однако в апреле 1865 г. цесаревич после тяжелой болезни умер.

Его преемником «по должности» цесаревича стал второй сын императора – великий князь Александр Александрович. Преподаватели, «навалившись» на цесаревича, с удивлением выяснили, что программа его воспитания и обучения была на порядок ниже, чем у его старшего брата. Мемуаристы объясняли этот факт влиянием императрицы Марии Александровны, которая сознательно снижала образовательные стандарты младших сыновей, чтобы они не заслоняли своего блестящего старшего брата, будущего российского императора.

Если это действительно так, то создавала она эти образовательные преимущества весьма и весьма тактично. Дети ее любили. Для них она была в первую очередь мамой, а уже затем императрицей. Такое в царской семье бывало далеко не всегда. Александр III вспоминал впоследствии: «Сколько было разговоров самых разнообразных, задушевных, всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения» 220 .

Второй и третий сын Александра II – великие князья Александр и Владимир росли вместе. Они жили в одной комнате, у них были одни воспитатели, они вместе делали уроки и отвечали преподавателям. Перед сном они совершали обязательные прогулки по Дворцовой набережной. Эту близость братья сохранили на протяжении всей жизни.

У воспитателей, наблюдавших за будущим Александром III и его братом, подчас возникали недоуменные вопросы. В ноябре 1861 г. один из воспитателей с удивлением записал в дневнике: «Я всегда удивлялся, смотря на Александра Александровича, и думаю, как юношу почти в 17 лет могут занимать детские игры, как, например, перекидывание снега лопатой» 221 . А между тем из этого «перекидывания снега» выросла целая традиция, и уже никто не удивлялся, когда Николай II за зиму, «здоровья ради», перекидывал тонны снега. Конечно, представить Николая I с лопатой, разгребающего дорожки в парке, трудно, но для Александра III и Николая II этот образ был уже вполне органичен.

Вызывало удивление воспитателя и несколько инфантильное отношение молодых великих князей к девушкам: «Они почти с ними никогда не говорят, а если случится перемолвить слово, то совершенно так же, как с каким-нибудь товарищем, как с Гришей Гогелем, например, разве что немного покороче, чтобы скорее отделаться» 222 . А между тем впоследствии, после весьма кратковременных юношеских увлечений, Александр III и Владимир Александрович превращаются в самых верных мужей.

Были у молодых людей и редкие экстремальные приключения, воспоминания о которых бережно хранились долгие годы. В июне 1864 г. состоялся пеший «поход» компании великих князей и их ровесников из Царского Села в Гатчину. Все произошло довольно спонтанно, поскольку они вышли в 4 часа пополудни и пришли в Гатчину только вечером, в половине десятого. При этом молодые люди чувствовали себя настолько хорошо, что на следующий день вернулись пешком в Царское Село через Ропшу. Александр III потом всю жизнь хранил в своем рабочем столе альбом с зарисовками сценок этого «похода». Из этого приключения у двух императоров – Александра III и Николая II выросла прочная привычка к длительным пешим прогулкам в хорошем темпе. Эти прогулки позволяли отключиться от бесконечной рутинной работы, которая занимала все время самодержцев.

Следует отметить, что до 17–18 лет воспитатели сохраняли жесткий контроль за всеми сторонами жизни великих князей, единолично определяя уровень их личной свободы. Поскольку эта практика соблюдалась с детства, то великие князья беспрекословно слушались воспитателей, став почти взрослыми. Например, в 1862 г., когда Александру было уже 17 лет, воспитатель потребовал от молодых людей очистить учебные комнаты в Зимнем дворце от «разного хламу», который там неизбежно набирался: «Сперва я очистил от всех этих вещей комнату Владимира Александровича, который добровольно подался на это требование, но Александр Александрович ослушался, и я должен был настоятельно потребовать от него исполнения заведенного порядка» 223 .

Конечно, столь жесткий контроль со стороны воспитателей не вызывал восторга у великих князей. Они подчинялись, но осадок несправедливости происходившего у них сохранялся на долгие годы. Следует признать, что в отношении родителей к детям присутствовал элемент здорового прагматизма, учитывавший их будущее положение в родовой иерархии Романовых. Эта некоторая отчужденность во взаимоотношениях с родителями тяжело переживалась детьми, спустя много лет, в 1878 г. великий князь Владимир Александрович рассказывал окружающим о «равнодушии своих родителей» к ним и без всякого уважения говорил о своих воспитателях 224 . Присутствовавший при этом великий князь цесаревич Александр Александрович соглашался с ним, называя свое детство «отвратительным воспоминанием» 225 .

Наличие негативных детских впечатлений подтверждает и граф С.Д. Шереметев, который был одним из адъютантов цесаревича Александра Александровича. Он пишет, что ему не раз приходилось слышать от великого князя Александра Александровича упоминания о том, что «почти не было у него хороших воспоминаний отрочества….Пребывание в Зимнем дворце для него всегда было мрачное время, и он даже раздражался вспоминать о нем. Счастливое время для него началось с переездом из Зимнего дворца в Аничков….Почему он не любил вспоминать про свое детство и почему он раздражался, говоря об этом времени, – не знаю» 226 .

Видимо, детские воспоминания действительно для Александра и Владимира не доставляли радости. Наблюдая за взрослением своих младших братьев, разница в возрасте с которыми доходила до 15 лет, они констатировали, что детство братьев счастливее их собственного 227 .

Детство Николая II

У Александра III и императрицы Марии Федоровны родилось пятеро детей. Первый ребенок, будущий Николай II, родился в мае 1868 г., когда отцу было 23 года, а матери 20 лет. Естественно, «по образцу прошлых лет» воспитательную стратегию внуков определял Александр II. Ранний возраст для внуков Александра II проходил по отработанной схеме: русские кормилицы в кокошниках, няни-англичанки, короткие платьица и женское окружение. Когда цесаревич подрос, родители поставили задачу перед воспитателями сформировать из великих князей «нормальных», не забалованных детей. В мемуарах часто приводятся слова Александра III: «Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые, русские дети».

Главным воспитателем к Николаю в 1877 г. назначается генерал Григорий Григорьевич Данилович. В этой должности он состоял до 1891 г., то есть 14 лет. Это было решение Александра II.

Впоследствии, после гибели империи, многие из современников, анализируя особенности сложного характера Николая II, предъявили «счета» Г.Г. Даниловичу. Некоторые из мемуаристов упоминали, что воспитательные методы Даниловича «изломали» характер Николая II, сделав его скрытным и замкнутым. Предъявляли претензии и к Александру III, который не сумел передать детям свою харизму власти: «Их слишком настойчиво учили быть «прежде всего людьми» и слишком мало подготовляли к их трудной сверхчеловеческой роли» 228 .

Рассуждая на эту тему, следует иметь в виду, что Данилович был профессиональным военным педагогом. Свою педагогическую карьеру он начал в Дворянском полку, а затем служил под началом талантливого руководителя военно-учебных заведений Я.И. Ростовцева. Данилович принимал участие в реформе военно-учебных заведений в 1860-х гг., многие годы возглавлял аристократический Второй кадетский корпус. Это был опытный военный педагог, соответствующий уровню требований своего времени.



Классная комната вел. кн. Николая и Георгия Александровичей в Гатчинском дворце


Трое сыновей Александра III не были забалованными детьми. Родители держали их «в руках». Каждый и по-разному. Отец охотно разделял детские забавы не только своих детей, но и их ровесников. Сохранилось несколько фотографий Александра III с клюшкой в руках на катке у Аничкового дворца, рядом со своими подросшими сыновьями. Императрица Мария Федоровна строила свои отношения с детьми по-иному. Это были отношения, не выходящие за рамки дворцового этикета. Естественно, отношение царственных родителей к своим детям обсуждалось в свете. Многие сходились в том, что любимым сыном Александра III был младший Михаил, что Георгий – самый талантливый и способный, что старший сын Николай довольно бесцветен как личность. Досужим разговорам не было конца…

Доставалось и императрице Марии Федоровне. Например, генеральша Богданович в своем дневнике, со ссылкой на камердинера Николая II, писала, что «детей своих Мария Федоровна совсем не любит. Она детей никогда не ласкала. Покойный Александр III был гораздо нежнее с детьми, чем мать. Несмотря на свою суровость, бывало, царь обнимет сыновей, но мать никогда. Иногда, совсем неожиданно, царь заходил в спальню детей, но мать, как заведенные часы, заходила аккуратно в один и тот же час, так же, как в одно и то же время дети являлись к ней – поздороваться утром, поблагодарить после завтрака и обеда и проч. Радциг говорит, что он был полным хозяином в спальне наследника, никакого контроля за ним не было» 229 .

Вмешивалась в воспитательный процесс и ближайшая родня. Мальчишки оставались мальчишками и, естественно, шалили. По рассказам мемуариста, однажды на вокзале, во время торжественных проводов Александра III, его сыновья страшно расшалились, бегая между ногами сановной публики. Видимо, они совершенно не реагировали на замечания, и выведенный из терпения младший брат царя, великий князь Владимир Александрович, схватил будущего Николая II за уши и публично выдрал его, говоря: «Я тебе говорю – перестань шалить» 230 .

Но наряду со многочисленными воспитателями «по должности» рядом с цесаревичем Николаем оказался редкий человек, который являлся воспитателем по призванию. Это был его преподаватель английского языка Карл Иосифович Хис. Он появился рядом с цесаревичем, когда тому исполнилось 10 лет. Благодаря Хису все дети Александра III получили прекрасную физическую подготовку. Генерал Н.А. Епанчин писал об этом в мемуарах: «Физическое развитие наладилось случайно. Дело в том, что для занятий по английскому языку был приглашен мистер Хис….Именно Хис обратил внимание на недостаточность физических упражнений цесаревича и занимался этим делом и, между прочим, закаливанием цесаревича, в чем достиг превосходных результатов». Говоря о результатах этого воспитания, Н.А. Епанчин подчеркивал, что царь «был очень вынослив в физическом смысле, не боялся сквозного ветра, не был подвержен простуде и обладал прекрасным здоровьем» 231 .

Об этом же упоминают и другие мемуаристы. А.П. Извольский писал, что «действительным руководителем его занятий был англичанин Хетс, занимавший место частного учителя в Императорской семье… особенную склонность он чувствовал к спорту и затратил много труда, чтобы воспитать в своих учениках любовь ко всем видам спорта. Ему Николай II обязан совершенным знанием английского языка и увлечением спортом» 232 . Негативно относившийся к царю кадет и масон В.П. Обнинский также счел необходимым упомянуть об этом – «англичанин Mr. Heath, «Карл Осипович» как его обыкновенно называли… прекрасный художник и спортсмен… В юношеские годы первое место занял спорт всех видов, и царские сыновья хорошо скакали, стреляли, ловили лососей… подвижность и любовь к спорту отличали всех детей Александра III» 233 .

Видимо, не без влияния Хиса в 1879 г. будущий император писал отцу: «Я не умею еще плавать, но скоро научусь» 234 . После переезда семьи в марте 1881 г. в Гатчинский дворец, в одной из его комнат, для подрастающих наследников оборудовали гимнастическую комнату, в которой были установлены турник и параллельные брусья 235 .

Вперёд>>

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх