Как отучить ребенка кусаться? Работаем с "кусаками", рекомендации педиатра. Если нужно отправить малыша в детский сад

Младенец начинает познавать мир «на зуб». В ротике малыша побывают все игрушки, предметы быта и даже мамины пальцы, пока он не научится другими способами изучать окружающую его действительность. Но бывает так, что кроха не бросает свою «дурную» привычку, даже когда идет в детский сад. Как отучить ребенка кусаться в такой ситуации?

Когда кусается грудной малыш

Грудным детям свойственно пробовать все на вкус. Это не говорит ни об излишней злости малыша, ни о его нервных расстройствах. Наиболее частые причины кусачести грудничков до года приведены ниже.

Причины детских укусов

Дети до года кусаются не просто так. Существует множество причин, по которым кроха пробует на зуб не только съедобные вещи, но и несъедобные.

  1. Режутся зубы – одна из наиболее популярных причин укусов детей в возрасте до года.
  2. Эмоциональная разрядка. Маленькие дети кусаются, когда хотят сказать что-то взрослому. Другими словами, таким способом они выражают близость к родителям или же, наоборот, злость и раздражение.
  3. Отсутствие осознания, что укус причиняет боль.
  4. Малыш хочет кушать и поэтому может прикусывать руки мамы.

Проанализируйте приведенные выше причины. Достаточно ли внимания вы уделяете малышу? Всегда ли вовремя кормите?

Как отучить кусаться ребенка до года?

Никак! Если у малыша режутся зубки, то кусающие движения – единственный способ почесать набухшие десна.

Единственное, что вы можете сделать в этом случае, – предоставить крохе до года особые предметы для облегчения дискомфорта:

  • кусочек морковки или яблока;
  • ниблер с кусочком замороженного банана;
  • твердую баранку;
  • игрушку-прорезыватель.

Если карапуз прикусывает мамину грудь во время кормления, можно приобрести специальные накладки на соски или временно перевести малыша на вскармливание из бутылочки. Впрочем, второй вариант нежелателен, так как ведет к негативным последствиям (привыкание к бутылочке, снижение лактации).

Если же ребенок просто так решил укусить вас за руку или плечо, сразу же строго скажите «Нет!» и придайте своему лицу суровое выражение. Малыш должен понять, что вам не нравится такое поведение.

Самый главный совет, который можно дать мамам кусачих грудничков: терпите! Пройдет время, и зубки перестанут доставлять крохе столько дискомфорта. Тогда привычка брать все в рот и жевать исчезнет сама собой.


Если кусается «взрослый» ребенок

Стоит заметить, что «кусачий период» не всегда уходит вместе с дискомфортом, причиняемым прорезыванием зубов. Часто детки начинают кусать в 1,5-2 года и могут продолжать это делать вплоть до детского сада – до 3-4 лет. Разумеется, теперь укусы крохи не носят столь безобидный характер, как в младенчестве. Полный ротик зубов и уже довольно сильные челюсти… Не позавидуешь тому, в кого малыш решит «вонзить клыки». Чаще всего несчастными жертвами становятся родители и сверстники ребенка (например, другие дети в детском саду).

Причины укусов после года

Причины такого неадекватного поведения ребенка кроются в его психологическом состоянии. За укусами, как правило, скрывается детская неуверенность в себе, страх, обида, злость, желание отгородиться от мира.

Чаще всего кусаться начинают дети, в чьих семьях нет гармонии между взрослыми, нередки конфликты и скандалы, отец кричит и даже поднимает руку на мать. Разумеется, во всех этих случаях необходима консультация опытного психолога.

Впрочем, в таком проявлении чувств у малыша после года могут быть виноваты и относительно безобидные факторы:

  • влияние других детей в детском саду;
  • легкая возбудимость ребенка;
  • отсутствие осознания того, что укус причиняет боль.

Отучить карапуза кусаться в детском саду просто необходимо! Помните, что за этой с виду детской и даже немного смешной забавой стоит серьезная опасность. Бывали случаи, когда после укуса ребенка приходилось накладывать швы.

Если вы заметили за своим малышом такой «грешок», не паникуйте, сохраняйте спокойствие и попытайтесь последовательно устранить неприятность.

  1. Спросите у воспитателя, если в группе другие дети с похожим поведением. Вполне возможно, ваш ребенок попал под дурное влияние товарищей.
  2. Выясните, когда малыш начинает кусаться, что происходит перед этим событием. Также попытайтесь вспомнить, когда впервые заметили у малыша эту дурную привычку. Может быть, в жизни крохи случился какой-то переломный момент.
  3. Поговорите с чадом. Деликатно и ненавязчиво выясните причину, по которой он так часто «показывает зубы».
  4. Объясните, что он поступает плохо, расстраивает вас, что его поведение совсем не похоже на поведение «взрослого человека».
  5. Научите малыша, что укус – это не способ выразить свои чувства. Если он хочет показать любовь – пусть целует и обнимает, если он злится – пусть словами скажет, что его не устраивает.

Также можно предпринять ряд профилактических мер.

  • Запишите ребенка в секцию самообороны, в бассейн или на теннис – в любое место, где кроха сможет вдоволь подвигаться и выпустить скопившуюся энергию.
  • Создайте благоприятную психологическую атмосферу дома. Малыш не должен слышать ругань родителей и видеть ссоры и скандалы. Помните, что ребенок копирует поведение взрослых и только от вас зависит, как он будет вести себя в социуме.
  • Будьте нежны и ласковы с малышом. Говорите, как сильно его любите, целуйте и обнимайте чадо.


Заключение

Вопрос о том, как отучить ребенка кусаться, довольно часто возникает в семьях, где атмосфера накалена, часты ссоры и отсутствует взаимопонимание между родителями. Старайтесь не ругаться в присутствии ребенка, быть доброжелательным и любящим, и тогда проблема исчезнет сама собой.

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии - преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения - в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале - силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года - оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей - еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре - определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе - преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, - среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки - диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра - любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх - плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту - как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии - хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост - действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы - случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия - депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход - детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание - результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите - базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус - элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же - гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт - действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения - все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей - не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение - признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, - предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте - не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность - это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения - это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, - огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача - поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

В годовалом возрасте дети часто кусают родителей за щеку. Когда у них режутся зубы, они готовы кусать все подряд, тем более если чувствуют усталость.

Если в возрасте 1-2 лет один ребенок укусит другого, будь то «по-дружески» или от злости, это тоже не повод для беспокойства. Дети такого возраста еще не умеют выражать чувства словами, поэтому выплескивают свои эмоции более примитивным способом вроде кусания. Кроме того, они еще не в состоянии поставить себя на место обиженного и не осознают, насколько это больно.

Родители в этом случае должны твердым тоном сказать: «Так нельзя! Это больно!» - и спустить ребенка с коленей на пол или забрать его из группы играющих детей. Ему просто надо дать понять, что такое поведение вам не нравится, даже если он еще слишком мал, чтобы уяснить себе, почему именно.

Младенец начинает кусаться из простого любопытства. Ему интересно посмотреть, что будет, если во время кормления он укусит мамину грудь? Чаще всего мама реагирует очень ярко и эмоционально, что и требовалось крохе. Ребенок до года не рассуждает: «Я сейчас тебя укушу, и тебе станет больно». Он ведет себя непосредственно, не задумываясь о последствиях. Но по мере взросления кусание становится все более осознанным.

Итак, почему же кусаются дети в возрасте от года до трех? В первую очередь это может быть старая привычка, закрепившаяся с тех пор, когда у малыша резались зубки. Однако намного чаще встречается ситуация, когда ребенок таким образом пытается выразить свои эмоции или чего-то добиться.

Некоторые считают, что самый простой и эффективный способ борьбы с этой дурной привычкой - укусить в ответ. В моей практике были случаи, когда родители поступали именно так и ребенок действительно переставал кусаться, но не потому, что понимал, как это плохо, а лишь от страха. Он знал: если укусит он, укусят его и ему будет больно. Соглашусь, вы действительно можете таким способом добиться хорошего поведения - но какой ценой? Опустившись на уровень агрессии ребенка, уравняв себя с ним. Не удивляйтесь, если в результате такого воспитания он утратит уважение к взрослым и не будет видеть разницы между ними и своими сверстниками.

Что же делать, если ваш малыш привык решать спорные вопросы с помощью зубов? Прежде всего, проанализируйте, в каких ситуациях он кусается чаще всего. Когда ему чего-то не дают? Когда на него не обращают внимания? Когда что-то запрещают? Кусание - это проявление агрессии. Допустим, вы заметили, что ваш малыш таким образом борется за право поиграть с чужими игрушками. Тогда перед выходом на улицу проведите профилактическую беседу: «Давай договоримся, что ты никого не будешь кусаться на площадке. Если ты захочешь поиграть с чужой игрушкой, ты просто попросишь или предложишь поменяться. Как только я увижу, что ты кого-то хочешь укусить, мы уйдем с площадки и будем гулять одни». Возможно, ребенок захочет проверить, насколько серьезны ваши намерения. Даже если на площадке не возникнет конфликтной ситуации, он ее спровоцирует исключительно для того, чтобы посмотреть, сдержите ли вы свое слово. И здесь необходимо проявить твердость. Делайте то, что обещали, - уводите его с площадки. Если этого не сделать, то в дальнейшем никаких рычагов управления ребенком у вас не будет - он просто не будет воспринимать ваши слова всерьез.

Многие дети перед тем, как укусить, оскаливаются, как тигрята. Если вы внимательно наблюдаете на прогулке за своим малышом, то можете уловить этот момент и зажать ему рот рукой: «Помнишь, о чем мы договаривались? Ты не кусаешься».

Бывает, что ребенок играет, изображая какое-то животное. Он шипит, рычит, царапается и кусается. Понаблюдайте за тем, в каких ситуациях малыш начинает играть в эту игру. Может быть, он прибегает к ней только в общении с другими детьми, чтобы выразить свою агрессию, которую ему запрещают демонстрировать открыто. А может быть, он просто увлекается и кусает от избытка чувств.

Если малыш кусает вас

Когда речь шла о грудном ребенке, я советовала не подавать вида, что вам больно, вообще никак не реагировать на его действия. Теперь тактика должна принципиально измениться. Подросший ребенок очень зависит от настроения родителей. Он уже понимает, что мама может испытывать разные чувства, и боится ее расстроить. Поэтому не скрывайте, что вам больно, что вы буквально плачете. Он поймет ваши эмоции. Будет нелишним даже немножко их гипертрофировать: «Ой, как мне больно! Посмотри, теперь у меня будет синяк. Ты меня очень сильно расстроил».

Если ваше огорченное лицо малыша не останавливает, и он продолжает кусаться, значит, пришла пора отвести специальное место в квартире, куда он будет отправляться каждый раз, когда не сдержится. Это может быть скамейка, диван, ковер. Обнимите малыша и скажите: «Я тебя очень люблю, но мне больно. Я не хочу, чтобы ты мне делал больно. Иди, посиди в другой комнате, успокойся». - «Я не хочу. Я больше не буду». - «Больше не будешь? Тогда давай мириться. Но если ты сделаешь так еще раз, придется тебе отправиться на диван». Очень важно не лишать ребенка в этот момент своей любви. Он не должен чувствовать, что вы его игнорируете. Ваше «посиди и успокойся» не должно звучать угрожающе, не должно выглядеть как наказание. Это просто тайм-аут, который вы даете ребенку, чтобы он пришел в себя. При этом совершенно бессмысленно говорить: «Иди и подумай, как ты себя ведешь». Ребенок еще не в состоянии размышлять над своим поведением и оценивать его с точки зрения этики и морали.

Иногда от привычки кусаться помогает избавиться... резиновая игрушка. Каждый раз, когда малыш собирается кого-то укусить, протягивайте ему эту игрушку: «Кусай». - «Я не хочу». - «А мы не хотим, чтобы ты кусал людей». Таким образом вы даете ребенку возможность выплеснуть эмоции, не причиняя никому вреда, и, что особенно важно, фиксируете его внимание на том, что он делает. Ведь малыш на втором и даже на третьем году жизни не всегда может контролировать свое поведение, часто у него сначала срабатывает импульс - укусить, а потом уже приходит осознание того, что он сделал. Резиновая игрушка становится своеобразным тренажером, помогающим ему научиться сначала думать, а потом уже действовать.

Если ваш ребенок укусил другого ребенка

Итак, это произошло. Рядом громко плачет малыш, показывая своей маме следы зубов на ручке. Ваши действия?

Первый импульс родителя - наброситься на своего ребенка и наказать его. Желание вполне понятное, но не спешите ему следовать! Подумайте, к чему ведет такая реакция? Вместо того чтобы научить ребенка контролировать свое поведение, вы сами преподаете ему урок агрессии: ты укусил - я тебя нашлепала. Получается, что кусаться нельзя, а бить можно. Эту ли истину вы хотите донести до своего малыша?

Я предлагаю и здесь следовать тактике, о которой мы говорили в предыдущей главе, - лишить внимания своего ребенка и направить на обиженного. Подойдите к укушенному и извинитесь, проговорите то, что вашему ребенку самому трудно выразить словами: «Саша (Дима, Петя) тебя обидел. Тебе больно. Мне очень жаль, и я прошу прощения за него. Да, он очень плохо поступил. Давай я позову твою маму. Вот у меня есть платочек. Давай я слезки тебе вытру». Если вы знакомы с укушенным ребенком и он вам доверяет, можно его обнять. Вашему малышу будет больно это видеть, возможно, он заплачет. Но при этом поймет: «Если я буду кусать других детей, моя мама будет обращать внимание на них, а не на меня». Кроме того, вы своим примером покажете ему, что делать, если он вдруг кого-то обидел, - надо подойти, извиниться и постараться исправить ошибку.

Кусание у детей постарше

Если ребенок кусается в возрасте от 2 до 3 лет, вы должны определить для себя, насколько часто это происходит, и дать оценку поведению ребенка в целом. Если ребенок постоянно выглядит напряженным и недовольным и часто кусает других детей, это является признаком, что с ним что-то не в порядке. Возможно, его слишком часто наказывают и одергивают дома. Или же у него не было возможностей привыкнуть к обществу других детей и он считает, что они опасны и могут угрожать ему. Может, он испытывает ревность по отношению к своему младшему брату или сестре и выплескивает свой страх и обиду на других детей, считая их такими же соперниками.

Если кусание сопровождается другими агрессивными действиями, это симптом более серьезной проблемы, которая заслуживает куда большего внимания, чем само по себе кусание.

Обычно же вполне здоровый и нормально развивающийся ребенок вдруг может неожиданно укусить кого-нибудь. Это совершенно естественный этап развития, который не представляет собой никакой психологической проблемы. Однако многих родителей это беспокоит, поскольку они опасаются, что из их тихого и спокойного ребенка в будущем вырастет злодей. Кусание - это всего лишь определенная стадия развития, через которую проходят даже самые добрые и ласковые дети.

Что сделать, чтобы ребенок не кусался

Прежде всего, надо уметь предотвращать такие случаи. Если вы заметили, что ребенок кусается в каких-то определенных ситуациях, то необходимо, чтобы в эти моменты рядом с ним был кто-то из взрослых. Если ребенок часто испытывает разочарования и стрессы, так как является, к примеру, самым маленьким и слабым среди детей или из-за того, что вы непоследовательны в своих требованиях, подумайте над тем, чтобы внести изменения в его повседневную жизнь.

Постарайтесь уделять ему больше внимания именно в те моменты, когда он ведет себя хорошо. Ведь родители зачастую обращают пристальное внимание на детей как раз тогда, когда они что-то ломают или кого-то кусают. Намного полезнее будет, если внимание родителей будет наградой за хорошее поведение.

Если вы видите, что в ребенке нарастает недовольство, отвлеките его чем-нибудь. Если ребенок уже достаточно подрос, то можно выбрать время и обсудить с ним эту проблему, попросив его задуматься над тем, как это больно, и что еще он может предпринять, когда чувствует желание укусить кого-нибудь.

Если же ребенок уже успел укусить кого-то, то внимание надо уделить прежде всего пострадавшему малышу, игнорируя «агрессора». Успокоив обиженного, твердым тоном скажите своему ребенку, что вам не нравится его поведение, и потребуйте, чтобы он так никогда больше не делал. А потом посидите рядом с ним некоторое время, пока он будет переваривать сказанное. Возьмите его за руку или обнимите, чтобы он не убежал от вас. Постарайтесь избегать долгих нравоучений.

Можно ли укусить ребенка в ответ?

Некоторые родители, испытавшие на себе укусы маленького ребенка, спрашивают, можно ли укусить его в ответ. Я считаю, что родители должны быть родителями, а не опускаться до уровня младенца и не отвечать на его плохое поведение укусами, шлепками или криком. Кроме того, если вы кусаете или шлепаете маленького ребенка, он, скорее всего, опять ответит вам тем же, поскольку решит, что это игра. Кроме того, он может подумать, что если вы позволяете себе такое поведение, то ему и подавно можно. Лучше всего, чтобы предотвратить повторный укус, отстранить ребенка от себя, как только вы заметите характерный блеск в его глазах, и ясно дать ему понять, что вам такое поведение не нравится и вы не намерены его допускать.

Кусание в возрасте после трех лет

Обычно дети перестают кусаться к трем годам или чуть позже. К этому возрасту ребенок уже в состоянии воспользоваться словами, чтобы выразить свои желания и чувства. Кроме того, он уже лучше умеет контролировать себя.

Если же ребенок продолжает кусаться, это может оказаться признаком достаточно серьезной проблемы развития. В этом случае вам помогут опытный врач или другой специалист.

Маленькие дети не всегда могут адекватно выражать свои эмоции и используют для этого все, как им кажется, подходящие способы: кусаются, щипаются, дерутся. Но если такие проявления агрессии и настойчивости могут быть уместны для малышей до 1,5-2 лет, которые еще не могут правильно вербально озвучить свои проблемы и пожелания, то для детсадовцев это становится настоящей проблемой. Как отучить ребенка кусаться быстро и эффективно?

Возраст и проблема укусов

Обычно психологи не видят никакой проблемы в том, что дети могут изредка кусаться в возрасте до 2 лет. Грудничок может укусить мамочку во время кормления просто для проверки ее реакции и прощупывания границ допустимого поведения. Остановить этот процесс довольно просто: достаточно несколько раз после укуса отобрать грудь, строго сказав при этом «Нельзя кусаться!» и кроха поймет, что такое его поведение приводит к отсутствию столь необходимого ему молочка.

В возрасте около полутора-двух лет ребенок кусается из-за невозможности выразить свои чувства и желания вербальным методом, так как речь, в большинстве случаев, развита еще не достаточно. Если кроха начал кусаться, то остановить его можно, рассказав, что другим деткам или родителям очень больно от его укусов.

Можно напомнить «кусаке», какие чувства он испытывал, когда упал, как болела его коленка, и сказать, что сейчас себя так чувствует и тот малыш, которого он укусил. Также желательно указать крохе, что после такого его поведения ни один ребенок не согласится с ним дальше играть, и он останется в одиночестве.

Если укусы будут повторяться, психологи советуют сразу же уводить малыша из детской компании, переключая его внимание на что-то другое. Одновременно, нужно повторять крохе, что его отвели в сторонку именно из-за его поведения, а в дальнейшем он вообще может остаться без прогулок и детской компании.

Также в этом возрасте детки могут кусаться из-за проблем с тактильной чувствительностью в области рта. Что делать в таком случае? Рекомендуется давать ему больше продуктов питания, которые нужно грызть: твердое яблочко, морковку, сухарики.

«Кусака» в детском саду

Намного больше проблем возникает, если малыш начинает кусаться в садике в возрасте старше 3 лет. В этом случае для родителей важно понять, почему это случается, является ли такая реакция стрессом от нового окружения, новых условий или у ребенка есть скрытые проблемы, которые раньше не проявлялись. При этом крайне желательна консультация опытных воспитателей, детского психолога, которые неоднократно сталкивались с такими ситуациями.

Если малыш начал кусаться именно при посещении садика, возможно, это реакция на смену домашней обстановки на непривычную . Нужно поговорить с малышом, успокоить его, объяснить, что это его работа, такая же, как у мамы с папой, и на нее нужно ходить каждый день. Рассказать, что в группе у него появятся новые друзья, он сможет играть новыми игрушками, такими, каких нет дома. Но это все станет возможным только при условии, что кроха не будет кусаться. Помочь в адаптации ребенка к садику смогут и воспитатели в группе, проявив немного больше внимания к такому малышу, поощряя его за хорошее поведение.

Если ребенок стабильно кусается в детском коллективе после 3-4 лет и считает этот способ единственным эффективным для достижения своих целей или решения проблем, родителям, воспитателям и психологу нужно искать причину в особенностях психоэмоциональной сферы малыша. Возможно, есть какие-то проблемы дома, ссоры и агрессия между домашними, может, малыш - ярко выраженный интроверт и сильно устает от многочасового общения в шумном детском коллективе, а может, ему не хватает родителей и таким образом он привлекает дополнительное внимание к своей персоне.

Родителям активно «кусачего» ребенка изначально нужно настроиться на то, что процесс его отучения решать свои проблемы таким способом будет достаточно долог. Нужно будет последовательно и настойчиво выполнять все советы воспитателей и психологов. Только в таком случае можно будет достичь позитивного эффекта.

Если ребенок кусается в детской компании на прогулке, на детской площадке, родителям нужно:

  • внимательно следить за малышом и при виде его попытки укусить другого кроху быстро приложить раскрытую ладонь ко рту своего чада, громко и четко сказав «Нет! Нельзя кусаться!»;
  • если мама или папа видят, что развитие конфликтной ситуации между детками может привести к решению проблемы через укусы, нужно увести своего малыша, переключив его внимание на другой предмет или игру;
  • если ребенок успел укусить другого, нужно попытаться вызвать в нем жалось, рассказав, что Маше или Саше так больно, как было больно ему в какой-то ситуации;
  • после конфликта родителям желательно извиниться за своего малыша и увести его в другое место или домой, сказав, что это наказание за плохое поведение.

Когда дети кусаются во время пребывания в саду, то в конфликт обычно активно вступают воспитатели и родители обиженного ребенка. В таком случае важно показать малышу свою поддержку, разобрав причину такого его поведения. Например, Петя пытался отобрать у него любимую игрушку или, по мнению ребенка, слишком долго играл в какую-то игру и ребенок решил отобрать желаемое таким образом. Нужно проговорить с крохой всю ситуацию от начала до конца и убедить его, что поступать так нельзя, что кусаются только звери, а он человек.

Обычно воспитатели отсаживают таких деток отдельно от остальных, что может только усугубить проблему и привести к детским истерикам при посещении сада. Родителям желательно вместе с воспитателями обсудить всю ситуацию и выбрать приемлемое решение: либо ребенок на время изолируется, либо его отводят для беседы к психологу, либо вызывают родителей.

Психологи при отучении малыша от кусания советуют:

  • не ругать;
  • переключать внимание на другие действия;
  • объяснять, что другому ребенку больно от укусов крохи;
  • решительно пресекать такие намерения, выставляя физические преграды перед ртом крохи;
  • тщательно выяснять причину каждого инцидента и обговаривать ее с ребенком.

У каждой опытной мамы в арсенале есть несколько непедагогичных, но довольно эффективных методов, как отучить ребенка кусаться, основанных на страхе каких-либо действий. Например, если 4-хлетка довольно ощутимо кусает маму или папу, можно показать ему свои зубы и сказать, что они намного больше по размеру и мама или папа могут укусить малыша намного больнее. Или сказать, что у кусающих деток зубки могут болеть и выпадать. Также можно напугать малыша, сказав, что таким детям зубки удаляют.

В любом случаи, кусающийся ребенок - это проблема для родителей и воспитателей в детском коллективе, и решать ее нужно совместными усилиями в кратчайшие сроки. Как показывает практика, с развитием речи и коммуникативных навыков детки перестают использовать свои зубки как аргумент в споре или инструмент для достижения желаемой цели, а переходят к вербальному выражению своих чувств и желаний.

Как это ни странно, но многие дети в детстве любят кусаться. От этого больше всего страдают те, кто ходит с «кусакой» в одну группу детского сада. Воспитатели недовольны, и перед родителями встаёт вопрос, как ребёнка отучить кусаться, и сделать это за максимально короткий срок.

Маленькие детки кусаются, и это факт, с которым не поспоришь. Учёные утверждают, что на определённом этапе своего развития такое поведение свойственно многим ребятишкам, которые развиваются нормально. Кусаться начинают и в полгода, но, чаще всего, в возрасте от 2 до 3 лет. Это тот период, когда малыш заявляет о себе, как о личности, проявляя, таким образом, собственную индивидуальность, желание как-то выделиться из общей массы окружающих людей. Негативная реакция со стороны взрослых только усиливает его сознание в своей неординарности.

Отчего дети кусаются - причины

Прежде, чем думать, как ребёнка отучить кусаться, следует разобраться с причинами, которые заставляют его это делать.

  • Кусательный рефлекс - первый, которым овладевает ребёнок. Всё попробовать на зуб, будь то игрушки, собственные кулачки и ножки, грудь мамы. Таким образом малышок знакомится с окружающим его миром.
  • Период прорезывания у малышка зубов.
  • Желание вступить в контакт с теми, кто рядом.
  • «Выбрасывание» наружу собственных негативных эмоций, таких как злоба, раздражение, гнев. Маленькие дети в этом возрасте ещё не умеют выражать подобные чувства словами.
  • Ответ малыша на нанесённую обиду, агрессию в отношении него.
  • Дети порой не способны понять, в силу своего возраста, что укусом причиняют кому-то сильную боль.
  • Желание кусаться может «говорить» о неблагополучной обстановке дома, или в детском саду.
  • Чрезмерная усталость.
  • Чувство голода.
  • Снятие подобным образом накопившегося внутреннего напряжения.
  • Недостаточное внимание со стороны взрослых людей, окружающих ребёнка.
  • Беспомощность и страх.

Любого малыша можно отучить кусаться, если набраться терпения, и знать некоторые уловки.

Резюме

Чаще всего, если уделять карапузу достаточно внимания, вопрос о том, что делать, как ребёнка отучить кусаться, отпадёт сам по себе. Родители, при желании, способны справиться с этой, пусть и не самой простой, проблемой. Удачи

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх