Приемная семья - это что? Что такое приемная семья в правовом поле? Кто не может выступать в качестве приемных родителей. Что такое приемная семья

«А вдруг я захочу отдать его обратно»:

какие страхи есть у приемных родителей

и как с ними справляться

80 процентов детей, живущих в детских учреждениях России, – подростки. Им сложнее всего, ведь в семью чаще ищут малышей. Но старшим также сильно нужна помощь, любовь и забота. Поддержать ребенка, оставшегося без родителей, можно по-разному. Можно помочь ему подтянуть знания, познакомить с новыми профессиями, деть возможность получить социальные навыки, стать его другом и наставником.
А можно стать приемным родителем. И тут у многих возникают пугающие вопросы, которые мешают принять правильное решение. Марина Лепина поговорила с психологом Наталией Мишаниной, руководителем психологической службы фонда «Арифметика добра», о том, какие моменты чаще всего волнуют потенциальных и уже состоявшихся приемных родителей и к чему стоит подготовиться заранее.

«Хочу помочь, но боюсь брать ребенка из детского дома – они же все дети алкоголиков или наркоманов.

И вырастут такими же»

Не все наследственное подтверждается. Алкоголизм не передается по наследству – это история социальная. Если мы погружаем человека в другую среду, отличную от той, в которой он воспитывался и жил, мы видим положительные изменения в развитии его личности. В нас 50 процентов всего биологического, а 50 процентов – это социальное. Так что только от нас, взрослых, зависит, как будет развиваться ребенок.

Если мы обеспечиваем безопасную среду, ребенку комфортно, его любят, то он начинает быстро развиваться. Людмила Петрановская отмечает, что ребенок начинает развиваться из точки спокойствия. Так что мысли из серии «яблочко от яблоньки недалеко падает» – миф.

Смотрите не на наследственность, а на историю ребенка, на его задатки. Люди не рождаются алкоголиками. У родителей этого ребенка тоже были какие-то задатки, положительные качества, но они не смогли их реализовать. Так, кстати, часто бывает. Дети оказываются ответственными, талантливыми, творческими, старательными, хотя их родители вели асоциальный образ жизни.

Посмотрите, как ведет себя ребенок, к чему он склонен, что он любит и умеет делать – просто развивайте его. Так мы сможем увести его от возможного влияния негатива прошлого.

«Зачем мы подросткам? Они уже выросли, вряд ли им нужна семья»

Семья ребенку нужна в любом возрасте. А подросткам семья нужна в первую очередь. Потому что рядом должен находиться значимый взрослый. Он должен помочь получить жизненные навыки, а в детском доме никто такие навыки не привьет. Есть миф о том, что в детском доме детей всему учат, за ними там следят. Вовсе нет – там дети принадлежат сами себе и являются потребителями того, что им предоставляют. И когда ребенок выпускается из детского дома и выходит в социум, мы наблюдаем травму свободы. Они не знают, что с ней делать, они не получили навыков жизнестойкости. Потому что эти важные навыки может сформировать в ребенке человек, которому он доверится, с которого будет снимать кальку своей жизни. Еще психолог Лев Выготский говорил, что маленький человек будет развиваться по сценарию, который вкладывает в него взрослый.

Поэтому подростку очень нужен взрослый рядом – даже если не семья, то хотя бы наставник, который будет помогать двигаться по жизни.

Если вы хотите стать для ребенка родителем, то да, можно сказать, что «папа-мама» подростку не так важны – но ему крайне нужен близкий взрослый. Советчик, помощник. Который подставит плечо и поможет
в трудную минуту. Почему
в подростковом возрасте дети такие ершистые?
Да потому что за жизнь в детском доме они запретили себе проявлять эмоции. А вот если рядом будет взрослый, которому ребенок доверяет, он оттает.

Эмоции проявлять нужно, даже необходимо, чтобы не заболеть, не взорваться.
В детском доме иначе: ты проявляешь эмоции – значит, ты слабый. Тебя забьют. Они привыкают к такому стилю общения.

А от взрослых эти дети уже получили предательство, обман. И они думают, что взрослые обманут, взрослые не поддержат. Поэтому они запирают свои эмоции. Чувствовать – это больно, так считают эти дети.

Часто бывает, что ребенок вошел в семью, вроде бы, все наладилось, и вдруг он делает какой-то непонятный, плохой поступок – и это отталкивает приемных родителей. У них даже появляется мысль отдать его обратно. А когда спрашиваешь его, почему он так поступил, ребенок отвечает: «Потому что я начал привязываться. А я боюсь, что когда я совсем привыкну и полюблю их, от меня откажутся, отдадут обратно. Лучше не буду привязываться. Лучше уж пусть сейчас вернут».

При доверительных отношениях ребенок начинает раскрываться, это уже доказано. Подростки часто начинают более искренне общаться с наставниками, открывать им те вещи, о которых не говорили со сверстниками. Они такие же, как мы, просто боятся проявить свои эмоции.

«Подростки – холодные, черствые. Мы не пробьемся через этот лед, уже не растопим их чувства, взаимодействия не получится.

Мы не сможем стать нужными ему»

«Я думала, что если буду просто любить ребенка, то все будет хорошо, а оказывается, у детей из приютов совсем другая психология, и им нужны жесткие границы и иерархия. Это так?»

Ребенок придет к вам со своим прошлым. В нем может быть столько недетского, что взрослый может с этим не справиться. Поэтому брать в семью ребенка нужно подготовившись. Изучить психологию ребенка-сироты, понять, как его история и прошлое влияют на его будущее. Может быть, там произошла страшная трагедия. Хотя, собственно, то, что его лишили семьи, – это уже трагедия. Травма, которая будет влиять на его поведение в дальнейшем. И одной любовью это растопить сложно. Любовь – одна из составляющих успеха. Нужна последовательность действий, уверенность в их правильности, стойкость. Вообще, взрослый должен быть внутренне стойким. Вы должны знать, куда вы ведете ребенка. Понимать, что с ним происходит, принимать его ситуацию. Не впадать в панику, потому что ему и самому страшно и сложно.

Поэтому нужны границы, правила, дисциплина. Это поможет пройти период адаптации и облегчит этап притирки. Опытные приемные мамы говорят, что лучше сначала «завинтить гайки», а потом постепенно ослаблять, чем наоборот. Наоборот может и не получиться.

«А вдруг мне станет тяжело, я не справлюсь?

Захочу отдать его обратно?»

Обо всем лучше договариваться на берегу. Приемное родительство – это нелегко. И нужно рассчитать свои ресурсы и возможности. Для этого стоит пойти к психологу. И подумать: насколько я как личность готова справляться с этими ситуациями? Готова ли моя семья, как повлияет новый член семьи на взаимодействие с остальными, не повлияет ли это на комфорт детей, которые уже живут в семье?

С чем чаще всего связано желание вернуть ребенка?
С несбывшимися ожиданиями. «Думала, будет хорошо учиться, а он не тянет», «у него такое ангельское лицо, а он грубит, обзывает меня», «надеялась, будет расти помощником, а он ничего не делает».

Но нельзя будет сказать «я ухожу от тебя». Нужно быть готовым принять ответственность за свое решение. Принятие в семью ребенка - это очень серьезный шаг. Надо быть готовым понять его травматический опыт, его характер, может, даже любовь к кровной маме.

Предварительная работа с психологами поможет проработать невозможность возврата. Да, такие случаи бывают, но крайне редко, например, когда у ребенка обнаруживается серьезное психическое заболевание. Но даже это не для каждого родителя становится поводом отказаться от приемного ребенка.

«Боюсь его кровных родных. Вдруг он меня бросит и уйдет к ним? Как делить его с его родной матерью?»

Бросить ребенок вас может, только если не удастся выстроить отношения в вашей приемной семье. Если в семье царит тепло, забота, уважение, добро, он не покинет вас. Если вы сможете выстроить доверительные отношения, в которых всем хорошо, он будет стараться сохранить это. Это никак не связано с его взаимодействием с кровными близкими, если таковые есть. Лучше поддерживать эти отношения – в разумных пределах, если они не вредят ни ребенку, ни вашей семье. Этот процесс, конечно, опекуну стоит взять под контроль. И это требует самого высокого, пожалуй, уровня профессионализма приемных семей.

Что нужно знать, если вы хотите стать приемным родителем:
10 самых важных советов

Обязательно пройдите Школу приемных родителей

Подойти к этому нужно осознанно, оценить свои возможности. Задавайте себе вопросы: а как это изменит мою семью, мою жизнь? Что будет в нашей общей жизни через 5 лет? Через 10 лет? И так далее.

У вас должно быть место для приемного ребенка – и физически, то есть в вашей квартире, и психологически – в вашей душе и жизни. Возможно, ваша жизнь и так уже максимально заполнена делами, увлечениями, заботами. Есть ли в ней место для нового человека, для новых взаимоотношений? Вписывается ли приемный ребенок в вашу картину мира?

Если есть свои психологические сложности, травмы, негативный опыт – проработать их

Стоит поработать с личностным психологом. «Иначе травма ребенка будет затягиваться, цепляясь за травматические трудности приемных родителей. То есть сначала нужно укрепить себя, а потом уже идти к ребенку», – поясняет психолог.

Нельзя использовать ребенка как способ излечения себя и зализывания ран

Ребенком не получится заткнуть душевную дыру или рану, вы можете этим только навредить. Не сможете дать ему опору, устойчивость. «Ребенку нужен устойчивый взрослый. Не ребенок станет для вас неким душевным лечением, а вы станете для него ресурсом и опорой. Вы нужны ему как значимый взрослый для его выживания, формирования личности и его развития», – говорит Наталия Мишанина.

Нужно убедиться в готовности ваших близких к принятию ребенка

Бабушки и дедушки, которые переживают за вас, будущих приемных родителей, не должны быть поставлены перед фактом. Это может нарушить отношения внутри семьи. Подготовьте всех близких.

Отдельную работу стоит провести с кровными детьми

Они точно так же должны быть готовы. Принятие ребенка в семью должно быть все-таки общим решением. Если есть острое сопротивление – значит, семья не созрела. «У нас в фонде «Арифметика добра» есть курс «Школа принимающих детей», есть тренинги по повышению ресурсности семьи и проработке эмоционального выгорания и для детей, и для взрослых. Крайне важно, чтобы дети, уже находящиеся в семье, не были ущемлены ни физически – нельзя, например, сужать их жизненное пространство, отбирать комнату, вещи – ни душевно, когда приемная мама вся отдается новому ребенку, а ее собственный ощущает чувство ненужности. К этим нюансам семье тоже стоит подготовиться заранее и не делать ошибок», - замечает Наталия Мишанина.

Выгорание возможно – главное, вовремя поймать этот момент и выправить ситуацию

Никогда не вините себя «я плохая мать, я не справилась». Обязательно проработайте ситуацию с психологом. Поможет также общение с опытными ресурсными приемными родителями – участвуйте в сообществах приемных семей.

Будьте готовы отпустить

Любые дети – и кровные, и приемные – вырастают и вылетают из гнезда. Ребенок – не наша собственность. Может быть, вы приняли его в семью в 15-16 лет, прошло так мало времени, и вот ему уже 18 и он хочет отделиться? Желание ставшего взрослым ребенка начать самостоятельную жизнь естественно – поддержите его в этом, помогите. Если он способен быть самостоятельным – вы выполнили свою задачу как родитель и наставник.

Не корите себя «у меня не получается его полюбить»

Относитесь к своей миссии приемного родителя, как к очень важной задаче. Любовь не всегда рождается, но появляются доверие, уважение, внимание друг к другу. Не стоит надеяться на безусловную любовь ни с вашей стороны к ребенку, ни наоборот, чтобы потом не раниться ее отсутствием.

Заранее подумайте о своей роли в ваших взаимоотношениях с ребенком

«Если вы берете подростка, не настраивайтесь на роль «родитель», «мама», лучше стараться выстраивать дружеские, взаимоуважительные отношения», – советует психолог. «А уж вступать в конкуренцию с кровными родителями тем более нет смысла. «Я забочусь о тебе, поддерживаю, помогаю тебе – так я проявляю свою любовь как приемный родитель» – лучше настроить себя на такой рабочий лад». И если к таким целям добавится привязанность, дружеская теплота и тем более любовь – то это настоящее счастье для всей приемной семьи.

В термине «приёмная семья» главное слово именно последнее – и не случайно. Именно ради того, чтобы ребенок, оказавшийся по тем или иным причинам без попечения родителей, обрел семью, и создавался этот механизм. С психологической точки зрения, семья – важнейший институт социализации личности ребенка (да и взрослого человека тоже). Процесс социализации в семье происходит путем усвоения образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей.

Семья – самый распространенный тип так называемой малой группы – а для малых групп психологи выделяют целый ряд специфических признаков. Это, как отмечает Светлана Иванова, заведующая кафедрой психологии развития и образования Псковского государственного университета, общие цели и общая общая для всех членов группы деятельность; личный контакт между членами группы; определенный эмоциональный климат внутри группы; особые групповые нормы и ценности; физический и моральный образец члена группы; ролевая иерархия между членами группы; относительная независимость (автономность) этой группы от других; сплоченность группы; социально-психологический контроль поведения членов группы; особые формы и способы управления групповой деятельнотью со стороны членов группы. Кроме того, для малых групп хараеткрны конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу. Семья, отмечает исследователь, относится к разряду первичных групп и предполагает высокую степень интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела.

Такие тесные взаимосвязи между членами группы, как в семье, обусловливают огромное влияние семьи на развитие ребенка. В семье получают первичные знания об окружающем мире и культуре, в семье учатся отношениям с людьми, усваивают представления о добре и зле, о порядочности; семья создает для ребенка первые модели социального поведения. Именно поэтому настолько важны факторы готовности семьи к тому, чтобы стать приемными родителями для ребенка, оставшегося без кровной семьи – а эта категория детей чаще всего оказывается достаточно сложными в педагогическом отношении.

Факторы готовности

Психологи, работающие с детьми и их семейным устройством, выделяют несколько факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Это, по С. Ивановой, «образ мыслей семьи», отражающий всю систему ценностей, установок, потребностей и мотивов семьи, ориентированных на реальные возможности её жизнеобеспечения, а также сформированную со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентаций семьи к реалиям внешней жизни; «образ общения в семье», характеризующий межличностную коммуникативность, имеющую особую значимость в силу личностно-интимного характера общения; неформальность отношений между членами семьи; развитие таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия, а также особая значимость отношений с родителями; отношение социальной среды к семье; традиции нации, народности, места проживания семьи - членам семьи приходится приобщаться к особенностям культуры, нравов, обычаев, языка различных наций и народностей; традиции семьи (семейные нормы и правила поведения), выступающие одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств; интеллектуальный уровень учащихся школы, группы, класса, в котором учится ребенок - от данного фактора во многом зависит успех воспитания, который всегда оценивается с помощью сравнения.

При этом перечисленными факторами дело не ограничивается. Успех воспитания в семье определяется еще и частыми факторами: это представления родителей об эталоне воспитанной личности, от которых зависит последующий ход воспитания; расположенность к полу ребёнка в семье; педагогическая культура общения родителей, отражающая систему знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях, а также знания о психологических последствиях для другого человека той или иной формы поведения; мотивы появления ребёнка. Важны также преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.

Больше всего благополучию ребёнка, по результатам исследований, способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет развитие ребенка.

Еще более четко психологи очерчивают “портрет” неблагополучной семьи: она характеризуется психологическим пренебрежением, а следовательно — последовательной неспособностью кровного или приемного родителя обеспечить ребёнку заботу, внимание, поддержку, привязанность, принятие и понимание. Эти факторы, по опыту работы психологов и специалистов опеки, приводят к психическим деформациям ребенка, снижению его самооценки и веры в себя, к утрате чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, а в конце концов — к разрушению здоровья и развития ребёнка.

Таким образом, отбор замещающих родителей становится чрезвычайно важной операцией, от которой в первую очередь зависит главное – процент детей, успешно закрепляющихся в приемных семьях, и их успешная адаптация в новом доме. По С. Ивановой, учитывать в этом отборе приходится не только возраст, пол будущих приемных родителей, их социальную принадлежность, жилищные условия, наличие собственных детей и их возраст, профессию и место работы, религиозные убеждения, доход, состояние здоровья, занятия в свободное время и т. д. Куда важнее психологические особенности: мотивы, по которым люди собираются взять в семью детей, отношение к кровным родителям приемных детей, стиль воспитания собственных детей.

Практика семейного устройства детей показывает, что существуют пять основных групп замещающих родителей-воспитателей по мотивации: родители-воспитатели с четко выраженным материнским отношением к детям (это часто одинокие люди, не имеющие соб- ственных детей); профессиональные педагоги, которые из чувства сострадания взяли на себя ответственность за воспитание осиротевших детей; молодые, романтически настроенные люди, для которых воспитание детей - это возможность реализовать свои способности, а также принести пользу другим людям; наконец, родители, ищущие материальных благ и бонусов от участия в благотворительности.

Не только мотивация

Психологическая готовность стать приемными родителями может быть разложена на несколько составляющих, отмечают Вероника Ослон, ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ, и ее ученица Юлия Евстратова. В первую очередь, психологическая готовность предполагает ситуативную (временную) и общую (заблаговременную, длительную) готовность.

Ситуативная готовность – готовность творчески использовать ранее приобретенные знания, умения, установки и навыки в текущей обстановке в данный момент времени. Это динамическое целостное состояние личности, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия и внутренняя настроенность на определенное поведение. Общая же готовность предполагает предшествующую специализированную подготовку и пополнение арсенала знаний, умений и навыков.

Что касается психологической готовности к взаимодействию с ребенком, то опытный психолог и исследователь Ольга Антонович выделяет несколько компонентов такой готовности. Мотивационный компонент (зачем семье нужен именно этот ребенок). Эмоциональный компонент (комфортно или дискомфортно воспринимается родительство; фон настроения, как результат – эмоциональное и оценочное отношение родителей к ребенку). Когнитивный компонент – система знаний взрослого о собственных особенностях характера, способах взаимодействия с ребенком на разных стадиях его развития и стилях воспитания. Поведенческий компонент — положительное эмоциональное отношение родителей к ребенку, проявляющееся в восприятии состояния ребенка, в конструктивном реагировании на проявления ребенка, создании позитивных детско-родительские отношений.

По В. Ослон, одно из ключевых условий готовности приемной семьи – реалистичные ожидания и требования членов базисной семьи и приемного ребенка (детей) друг к другу. Будущие родители и дети, как правило, имеют представления об «идеальном родителе» и «идеальном ребенке», отмечает исследователь – и бывают в результате разочарованы столкновением с реальностью. Таким образом, нужно формировать более осознанную готовность к приему – а для этого можно обучать замещающих родителей умению наблюдать за поведением ребенка, думать о нем как о реальном человеке с его возможностями и потребностями.

Еще одно важное качество, напрямую влияющее на успех приемной семьи – это поддержание баланса между автономией и зависимостью ее членов. Именно в силу нарушения этого баланса возникают деструктивные стили воспитания. В частности, по результатам исследования Вероники Ослон, для замещающих семей чаще свойственна склонность к гиперопеке, нежели к гипоопеке. Если присутствует страх не справиться с ребенком и — как следствие – сверхконтроль за поведением ребенка, это также признак недостаточной готовности.
В конечном итоге, степень готовности семьи стать приемной для сложного ребенка, оставшегося без попечения родителей (а “простых” детей в таких ситуация, еще раз скажем, не бывает) приходится определять не заочно, а индивидуальным исследованием, полноценной диагностики. И это – наряду с обучением необходимым методикам, теориям, навыкам – одна из задач школ приемных родителей, функционирующих в России.

Настоящее образование

Замещающая, она же приемная, она же фостерная семья – это семья, для которой воспитание детей – настоящая работа. Это профессиональные родители, подход к которым определяется именно профессиональными критериями. Так обстоит дело с точки зрения и юриста, и педагога-психолога.

Объем работы, требующей профессиональных знаний, велик, отмечает Зоя Лаврентьева, профессор кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного университета. Детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо, прежде всего, помочь справиться с психологическими проблемами, возникшими у них в связи с утратой собственной семьи; найти способы коррекции эмоциональных и поведенческих стереотипов, выработанных в неблагоприятных обстоятельствах; создать оптимальные условия для развития, обучения и воспитания в новой для них ситуации жизнедеятельности; обеспечить наиболее адекватную адаптацию и социализацию.

По данным на начало 2010-х годов, процент возврата детей из приемных семей – то есть катастрофических срывов формата “мы не справились”, которые отзываются в детях и несостоявшихся родителях настоящими трагедиями – около 2%. Это значит, что в десятках случаев ежегодно готовность родителей принять в семью ребенка оказывается недостаточной. Понимая ограниченный потенциал краткосрочных курсов приемных родителей, в НГУ несколько лет назад организовали полноценное заочное высшее образование приемных родителей. Была создана специальная учебная группа, где обучаются только те студенты, которые уже имеют статус приемного родителя. Она не только заочная, но и с графиком обучения, подогнанным под школьные каникулы.

“На первых же занятиях с группой приемных родителей стало ясно, что необходимо находить не только организационные, но и нестандартные способы их профессионального обучения, - пишет Зоя Лаврентьева. - Им явно было недостаточно только знания, они готовы были преломлять всякое научное сведение через собственную практику”.

В качестве основного метода исследования было выбрано включенное наблюдение, где этапы исследования определяются временем изучения основных образовательных предметов. Авторы курса предусмотрели также диагностику и выявление динамики развития приемного ребенка, позволяющая приемным родителям определять качество своей работы. Правда, поскольку некоторые исследовательские методики рассказывают о быте и жизни семьи слишком много, оговорено право «отсрочки» от публичной рефлексии некоторых исследовательских данных.

Обучение организовано максимально разнообразно, в том числе создаются временные группы для исследовательских заданий на базе учреждений дополнительного образования и общественных организаций. А чтобы не создавалось ощущение постоянной зависимости от подсказок со стороны, в исследовательскую программу вводится изучение личностного роста самих приемных родителей. Необходимо активно внедрять тренинги эмоционального и профессионального выгорания, тренинги развития творческих способностей и т.д., отмечает Зоя Лаврентьева. Такой серьезный подход к обучению приемных родителей - а его возможно распространить и на тех, кто только собирается ими стать - способен значительно поднять уровень приемных родителей и сделать их действительно профессионалами в воспитании детей. Что, в свою очередь, сведет к минимуму риск возвратов и благотворно повлияет на имидж приемных семей, который в последнее время оставляет желать лучшего.

Согласно статье 152 Семейного Кодекса Российской Федерации, если орган опеки и попечительства заключает договор о приемной семье с приемными родителями (родителем), по которому приемные родители обязаны осуществлять опеку и попечительство над ребенком (детьми), на срок, указанный в договоре приемные родители признаются для ребенка приемной семьей.

Тем, кто всерьез задумывается о создании приемной семьи и ищет ответ на вопрос, мы предлагаем ознакомиться с нашей статьей.

Кому разрешено быть приемными родителями

Для того, чтобы стать приемным родителем, требуется быть совершеннолетним дееспособным лицом. Приемными родителями могут быть семьи или одинокие лица обоего пола, если они согласны взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание. Приемными родителями одного ребенка может быть или одинокий усыновитель, или лица, состоящие в браке (см. ст. 153 СК РФ).

  • или ограниченные в родительских правах граждане;
  • Недееспособные или ограниченно дееспособные граждане;
  • Бывшие опекуны или попечители, отстраненные об обязанностей опекуна или попечителя по своей вине за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
  • Бывшие усыновители, если усыновление было отменено по суду за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
  • Лица с ограничениями по состоянию здоровья, которые не позволяют им быть усыновителями;
  • Хронические наркоманы и алкоголики;
  • Лица с судимостями, в том числе за преступления против семьи, против чести и достоинства, против здоровья и жизни, против половой неприкосновенности.

Если гражданин принял решение стать приемным родителем, он может взять на вооружение следующий порядок действий для достижения своей цели.

Обращение в территориальное отделение органа опеки и попечительства

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами либо принять детей на воспитание в приемную семью, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 423 от 18 мая 2009 г. (п. 2) определяют, что орган опеки и попечительства осуществляет подбор и учет граждан, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью.

Граждане, выразившие желание взять ребенка на воспитание, должны представить в орган опеки и попечительства документы, список которых вам выдадут в органе опеки, а также пройти подготовку в качестве приемных родителей или в организации, получившей полномочия на проведение такой подготовки от органа опеки (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 235 от 13 марта 2015 г.).

Как проходит подготовка приемных родителей

Для прохождения курса подготовки вы можете обратиться с заявлением и удостоверением личности в орган опеки и попечительства или в любую образовательную организацию, осуществляющую подготовку приемных родителей, независимо от места своего проживания (п. п. 12, 13 и 14 Порядка).

После обучения вы получите свидетельство о прохождении подготовки в соответствии с п. п. 11, 18 Порядка.

Вы имеете право на получение подготовки безвозмездно, в соответствии с п. 5 Порядка.

Подготовка пакета документов в орган опеки и попечительства

Согласно п. 4 Правил № 423 вы должны представить в орган опеки и попечительства документы в соответствии с прилагаемым перечнем:

  • Заявление о назначении вас приемными родителями;
  • Документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, например, выписку из домовой книги, копию лицевого счета с места жительства или выписку из ЕГРН;
  • Документы, подтверждающие доходы претендентов, например, справку с места работы о должности заявителя и о размере средней заработной платы за последний год, а для пенсионеров – копию пенсионного удостоверения и справку из Пенсионного фонда РФ;
  • выданную в ОВД;
  • Медицинское заключение о состоянии здоровья, полученное как результат прохождения медицинского освидетельствования. Перечень учреждений, в которых можно пройти освидетельствование, можно взять в органе опеки.
  • Если заявители находятся в браке, предъявляется копия свидетельства о браке;
  • Свидетельство о прохождении обучения в качестве приемных родителей;
  • Автобиографию претендента;
  • Письменное согласие на прием ребенка в семью от всех совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с усыновителем, включая детей, которым уже исполнилось 10 лет;
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Подача документов в орган опеки и попечительства, получение заключения комиссии

Документы вы можете подать в орган опеки лично, через МФЦ, если у органа опеки заключен с ними договор о взаимодействии, а также через интернет в электронном виде на сайте государственных услуг.

Рассматривая вопрос, как стать приемными родителями, следует понимать, что орган опеки и попечительства обязан провести обследование ваших условий жизни и познакомиться с членами вашей семьи. В ходе обследования представитель органа опеки проверяет жилищные условия, оценивает личностные качества, делает вывод о мотивации заявителей и о способности их к выполнению обязанностей по воспитанию приемного ребенка. Акт обследования будет составлен в течение трех дней после проведения обследования.

Акт обследования и документы, представленные заявителем, ложатся в основу заключения о возможности для заявителя быть приемным родителем или о мотивированном отказе в удовлетворении его просьбы. Заключение орган опеки и попечительства дает в течение десяти дней с момента приема заявления. Если вы получили отказ, вы можете обжаловать его в суде, согласно п. 9 Правил.

Получив заключение о возможности быть приемным родителем, вы можете подобрать ребенка для приема его в семью на воспитание. Заключение будет действительно в течение двух лет с момента выдачи.

Подбор ребенка для опеки

Орган опеки и попечительства должен обеспечить вас информацией о детях, оставшихся без попечения родителей. Также вы получаете доступ к федеральному и региональному банку данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п. п. 15, 68 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 588 от 15 июня 2015 г.).

Чтобы посетить ребенка, вы должны получить направление на посещение в органе опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. Заявитель знакомится с ребенком и принимает решение о приеме его в семью на воспитании или об отказе в приеме. Тогда, согласно п. 10 Правил и п. п. 71 и 74 Административного регламента заявители могут получить следующее направление для знакомства со следующим ребенком.

Решение органа опеки о назначении Вас приемными родителями

После того, как решение взять конкретного ребенка на воспитание в семью принято, вы пишете заявление в орган опеки и попечительства о своем желании взять на воспитание этого ребенка и представляете все документы, на основании заявления орган опеки вынесет решение о назначении вас приемным родителем.

Согласно п. 9 Правил, родители могут забрать ребенка в семью после получения решения от органа опеки.

Договор о создании приемной семьи

Договор о создании приемной семьи заключается на основании вынесенного органом опеки решения о назначении вас приемными родителями. В договоре необходимо указать существенные условия: срок, на который договор заключается и данные на ребенка, который принимается в семью на воспитание.

1. Приемными родителями могут быть как супруги, так и отдельные граждане обоего пола, способные воспитывать детей и создать им условия для всестороннего развития. Однако лица, не состоящие в браке между собой, хотя и являющиеся членами одной семьи, например брат и сестра или фактические супруги, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Законодательством устанавливается перечень ограничений, установленных для лиц, желающих стать приемными родителями. Он сходен с перечнем ограничений для опекунов (попечителей), усыновителей. К числу субъектов, заведомо не способных осуществлять семейное воспитание, отнесены: лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, и лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Перечень таких заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542, является общим и применяется при медицинском освидетельствовании усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных родителей.

Непосредственно подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства из числа проживающих в данной местности лиц, выразивших такое желание, способных взять ребенка на воспитание и не подпадающих под указанные ограничения. Отбор производится из кандидатов, обладающих приемлемыми нравственными и иными личными качествами, социальной устойчивостью. Значение имеет и характер взаимоотношений между приемным родителем и ребенком, а также отношение к ребенку иных членов приемной семьи. Данные обстоятельства учитываются органами опеки и попечительства при подборе приемных родителей. О порядке подбора и подготовки приемных родителей см. комментарий к п. 3 ст. 152 СК РФ.

2. Заключенный договор между приемными родителями и органами опеки и попечительства порождает соответствующие права и обязанности сторон. Права и обязанности приемных родителей совпадают с правами и обязанностями опекуна (попечителя) (п.

2 ст. 153.1 СК РФ).

Приемные родители имеют право и обязаны воспитывать ребенка, находящегося в приемной семье, на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь. Они вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, однако с учетом его мнения и рекомендаций органа опеки и попечительства.

На приемных родителей также возлагаются обязанности по созданию необходимых условий для получения ребенком образования. Приемные родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего образования (п. 6 ст. 148.1 СК РФ). С этой целью родители-воспитатели обеспечивают посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следят за его успеваемостью, поддерживают связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья родители обеспечивают получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

Забота о здоровье ребенка, его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение ухода за ребенком и лечения, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка - и это обязанности приемных родителей.

Приемные родители имеют право и обязаны осуществлять защиту прав и интересов ребенка. Необходимые полномочия приемных родителей подтверждаются удостоверением, которое выдается приемным родителям органами опеки и попечительства. Являясь законными представителями приемного ребенка, приемные родители защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Кроме того, приемные родители становятся обладателями прав и обязанностей, предусмотренных в каждом конкретном случае при заключении договора.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей приемные родители несут ответственность в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законодательством и договором.

По ряду причин сегодня много детей остаются без родительской опеки и любви. Персонал приютов делает все, чтобы малыши чувствовали себя в безопасности. Но заменить маму с папой не может никто. Усыновление детей - это прекрасная альтернатива. Маленькие члены общества получают заботу, а взрослые люди могут почувствовать радость родительства.

Что такое приемная семья?

Одна из наиболее распространенных детей-сирот - приемная семья. Это возможность для детей почувствовать себя полноценными людьми и расти в заботе и ласке. Родители оформляют лишь Усыновлять сирот нет необходимости. В зависимости от величины жилплощади и условий проживания можно принять в семью от 1 до 4 детей. Воспитанник проживает с приемными родителями до 18 лет.

Распространенными сегодня являются также детские дома семейного типа. Это немного другая форма опеки. Родители получают соответствующие выплаты за воспитание и содержание сирот. В этом случае можно принять более 10 детей любого возраста. Малыши знают, что они проживают в приемной семье. Несмотря на это, они получают такую же заботу, как и другие дети от своих родителей.

Приемная семья постоянно находится под наблюдением социальных служб. Родители действуют по намеченному плану. Сироты чаще всего попадают в семьи с теми или иными психологическими проблемами. Приемные родители совместно с психологами и делают все, чтобы ребенок адаптировался к новым условиям.

Особенности приемной семьи

В первую очередь стоит помнить о том, что приемный ребенок в семье имеет статус сироты (в отличие от процедуры усыновления). Это значит, что все государственные льготы и выплаты остаются. Социальные службы могут регулярно предлагать путевки в санатории и базы отдыха. Кроме того, ежемесячно детям-сиротам выплачивается пенсия. Находиться в семье дети могут до совершеннолетия или же до окончания высшего учебного заведения. Далее им предоставляется рабочее место и общежитие. Дети в приемную семью приходят лишь на определенный период жизни. Несмотря на это, у приемных родителей со своим подопечными чаще всего остаются теплые отношения. Многие сироты остаются жить в семье и в более старшем возрасте.

Имеет множество обязанностей перед государством приемная семья. Выплаты родители получают за достойное содержание и воспитание детей. Взрослым, которые решили взять под опеку детей-сирот, необходимо пройти соответствующе обучение. В дальнейшем каждые 2 года придется проходить курсы переквалификации.

Статус "сирота" сохраняется?

Приемная семья - это возможность воспитания детей в более узком кругу. В качестве педагогов выступают взрослые (мужчина и женщина), которые решили взять малышей под опеку. Но об усыновлении речь не идет. Дети всегда имеют возможность общаться со своими биологическими родителями при желании. Очень часто малыши становятся сиротами при живых родственниках. Взрослые, которые ведут неправильный образ жизни, не заботятся должным образом о ребенке, лишаются родительских прав. Малыш попадает в приют. Общение с родными может прекратиться лишь в том случае, если ребенок будет усыновлен.

Несмотря на то что приемная семья не может запретить общаться с кровными родственниками, встречи с биологическими родителями могут проходить строго под присмотром. По возможности таких встреч все же лучше избегать. Общение с родными может стать настоящей травмой для ребенка. А психологическое здоровье приемных малышей должно стоять на первом месте.

Возможно ли усыновление?

Приемная семья - это временная форма устройства детей. Ребенок знает, что родители не являются родными. Наиболее сложным есть тот момент, что малыш может быть усыновлен другой семьей без согласия Как только появляются люди, которые собираются усыновить малыша, он может быть снят с учета приемной семьи.

Дети быстро привязываются к своим другими людьми может стать серьезной психологической травмой для ребенка. К счастью, малышей в сознательном возрасте редко выбирают для усыновления. Чаще всего это малыши до года, которые еще мало привязаны к своим опекунам и быстро адаптируются к новым условиям.

Кто может стать приемными родителями?

Воспитание в приемной семье может проводиться совершеннолетними лицами, на члена семьи которых превышает прожиточный минимум, установленный законодательством. Мужчина и женщина, которые не состоят в браке, не могут являться опекунами одного и того же ребенка. Имеет большое значение здоровье людей, которые хотят создать приемную семью. Перед оформлением документов необходимо пройти полное медицинское обследование. Не могут принять детей люди, которые стоят на учете в наркологическом или туберкулезном диспансере.

Люди, которые ранее были судимы или лишены родительских прав также не могут создавать приемную семью. Это же правило касается бывших усыновителей, если ребенок был возвращен в приют по их вине. Если взрослые люди подходят по всем показателям, они должны пройти соответствующее обучение. Приемная семья должна стать настоящим тылом для ребенка, лишенного родительского внимания.

Обучение в школе приемных родителей

Школа приемных родителей - это подготовительный этап, который дает возможность людям понять, смогут ли они правильно воспитать неродного ребенка. Программа для всех подобных школ одинаковая. Она утверждается министерством здравоохранения. Во время обучения будущие родители будут проинформированы об особенностях воспитания малышей из детских домов, выучить их потребности. Во время обучения 20% взрослых отказываются от идеи создания приемной семь. И в этом нет ничего страшного. Воспитать достойного гражданина смогут лишь люди, уверенные в своих силах. Если такой уверенности нет, не стоит и начинать.

Во время обучения с будущими родителями работают психологи. У взрослых людей имеется немало страхов, связанных с будущим опекунством. Многие бояться, что приемный ребенок в семье унаследует негативные черты характера кровных родственников. Такая вероятность, конечно, есть. Но очень большое значение имеет правильное воспитание. Если направить энергию малыша в нужное русло, он вырастет полноценным членом общества. Кроме того, все знают, что дети копируют поведение взрослых. Стоит подавать положительный пример маленькому человеку. И тогда все негативные черты характера сойдут на «нет».

Как создать приемную семью?

Приемная семья - это очень серьезный шаг. Тем, кто решился на него, изначально нужно прийти в городской и написать соответствующее заявление. Далее придется собрать пакет документов, который будет включать паспорта родителей, идентификационные номера, свидетельство о браке, справки о состоянии здоровья членов семьи, справка о составе семьи. Копии всех этих документов также придется предоставить.

Обучение в школе приемных родителей является обязательным условием. Соответствующий тренинг можно пройти также и в областном центре социальных служб. После обучения родители имеют возможность пройти опекунский совет. Именно здесь принимается решение, подходят ли супруги для создания приемной семьи. Если все хорошо, приемные родители могут выбрать детей для воспитания (от 1 до 4, в зависимости от решения опекунского совета). В течение нескольких дней проводиться завершающий юридический этап оформления документов.

Социальное сопровождение

Государство обязуется постоянно оказывать социальную поддержку приемным семьям. За каждой семьей закрепляется соответствующий сотрудник, который регулярно посещают семью, общается с детьми. Это дает возможность понять, хорошо ли чувствует себя приемный ребенок в семье, получает ли нужную заботу и внимание от взрослых. Родителям и детям оказывается психологическая поддержка. Всегда есть возможность обратиться за квалифицированной помощью.

Один раз в два года приемные родители, семьи с усыновленными детьми проходят курсы, позволяющие повысить воспитательный потенциал взрослых. К обучению привлекаются специалисты по психологии, педагогике, медицине. Родители должны не только окружить малышей любовью и лаской, но и знать как правильно вести себя в той или иной ситуации, как оказать первую медицинскую помощь.

Отдельного внимания заслуживают родители, которые взяли на воспитание ВИЧ-инфицированного малыша. Такие дети в приемную семью могут попадать лишь по согласию взрослых. Не реже одного раза в год придется проходить обучение по уходу за больными малышами. За воспитание ВИЧ-инфицированных детей предоставляются дополнительные льготы приемным семьям.

Обязанности приемных родителей

Приемные родители выступают в качестве законных представителей детей в организациях и на предприятиях. Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье приемных малышей. Психическое и физическое развитие детей в приемных семьях также ложится на плечи взрослых. Мужчина и женщина, которые решили создать приемную семью, должны сделать все, чтобы ребенок стал полноценным членом общества. Малыш поступает на обучение в среднюю образовательную школу. Родители следят за тем, чтобы были все условия для нормального умственного развития.

Приемные родители имеют право применять педагогические методы воспитания, наказывать ребенка за непослушание, поощрять его. Методики воспитания обязательно обсуждаются с работниками социальных служб. Чего категорически нельзя делать, так это поднимать руку на приемных детей даже в воспитательных целях.

Права и обязанности детей в приемных семьях

За детьми, лишенными родительского попечения, при попадании в приемную семью полностью сохраняются все государственные гарантии и льготы. Они имеют возможность получать алименты и пенсии, которые были назначены ранее. Получать финансовую помощь за детей могут приемные родители. Социальные же службы следят за тем, чтобы эти деньги шли на удовлетворение нужд детей. Для нормального развития детей-сирот как раз таки и создана приемная семья. Выплаты могут перечисляться на счет, открытый опекунами в банке.

Дети из приемных семей имеют право встречаться с кровными родственниками, если это не запрещено судом. Но практикуется это достаточно редко. Чаще всего в приюты попадают малыши, мама и папа у которых погибли или были лишены родительских прав.

Адаптация ребенка в приемной семье

Большинство родителей берут под опеку маленьких деток, которые легко адаптируются к новым условиям. Со взрослым ребенком дело может обстоять несколько иначе. В первые дни новый член семьи может вести себя тихо и слушаться во всем. Проходит не более недели и ребенок перестает слушать своих новых родителей. Важно сразу показать, кто хозяин в доме. Не нужно бояться сделать замечание новому члену семьи.

Адаптация малышей в приемных семьях обычно занимает несколько месяцев. Если ребенок достиг школьного возраста, принимать его в семью лучше в начале летних каникул. В это время взрослые смогут больше времени проводить с новым членом семьи, смогут дать понять ему, что здесь обижать никого не станут.

Выплаты и льготы

Приемная семья (2014) полностью обеспечивается финансово государством. Родители получают пособие в размере трех минимальных заработных плат на каждого ребенка. Время пребывания малыша в семье включается в общий трудовой стаж. Это значит, что приемные родители могут рассчитывать еще и на достойную пенсию.

Дети в семье имеют статус сирот. Им также выплачиваются соответствующие пособия. Распоряжаться деньгами в интересах ребенка могут приемные родители.

Имеет множество льгот приемная семья. Выплаты 2014 года дают возможность полностью обеспечивать ребенка одеждой и продуктами питания. Дополнительно детям могут предлагаться путевки в оздоровительные санатории и дома отдыха.

Подведем итоги

Приемная семья может стать прекрасной альтернативой усыновлению. Дети со статусом «сирота» всегда будут одеты и обуты, родители смогут их окружить вниманием и заботой. Но перед созданием приемной семьи стоит несколько раз подумать. Целью должен быть не доход от государства, а желание воспитать полноценных членов общества, которые по ряду причин были лишены любви родных родителей.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх