Типичные трудности педагога общении родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников: Консультация для педагогов

Сила народа - в его интелли­ генции.

А. П. Чехов

Считаем уместным поговорить и на эту тему, так как повсеме­стно наблюдаем вопиющую бестактность и бескультурье в диалоге Педагогов и родителей учащихся. Прежде всего учитель должен хорошо усвоить, что в школу родители учащихся не вызываются, а приглашаются (до сих пор по традиции, выработанной в советское Время, людей вызывают у нас в милицию, органы государственной безопасности, прокуратуры, судопроизводства, налоговую инспек­цию и кожно-венерологические диспансеры, причем в штампе по-

вестки обычно содержится угроза в случае неявки доставить адре­сат «приводом»). Школа - центр знаний и культуры. Поэтому стиль общения должен быть подобающим.

Необходимо заранее запомнить имя и отчество тех лиц, кото­рых вы приглашаете, что нетрудно сделать, заглянув в классный журнал. Итак, в школу пришел приглашенный родитель. Вы ни­когда не найдете в нем своего помощника, если начнете с обличе­ния его ребенка, а тем более - с упреков или угроз передать дело на ученика в другую инстанцию (например, директору школы или, тем более, в детскую комнату милиции). Разговор с родителями учащихся следует начать:

    с приветствия, обращаясь по имени-отчеству;

    с ни к чему не обязывающих фраз о погоде, здоровье или их настроении;

    с извинения за беспокойство по поводу приглашения;

    с похвалы детей, рассказа об их позитивных качествах, об уникальности ребенка, о том, что он «самый-самый...»;

С того, что иногда и их ребенку свойственны «слабости».

И только после этого можно постепенно перейти к заплани­рованной сути разговора. Ищите в родителе помощника, советчи­ка, говорите им, что вы озабочены, а не возмущены.

Общеизвестно, что ничто так не разлучает людей, как экран телевизора, и ничто так не сближает, как совместное чаепитие. Большинство педагогов имеют при учебных кабинетах лаборантс­кие комнаты или своеобразные уголки быта, где всегда есть воз­можность вскипятить чай. Начинайте разговор с приглашенным только с чаепития. Пусть человек немного отдохнет с дороги, при­дет в себя, снимет стресс от ожидания неприятного разговора. Он проникнется к вам симпатией и доверием, если вы начнете прием с неофициальных нот, да еще со стакана чая.

В процессе общения старайтесь придерживаться рекоменда­ций, изложенных в разделе 2.3. Будьте открытым к собеседнику и принимайте его таким, каков он есть. При общении займите пози­цию на дистанции 1,2-1,5 метра. Большая дистанция как бы отда­ляет вас от посетителя, меньшая может вызвать у него дискомфорт из-за взаимного наложения биоэнергетических полей. Ваше вни­мание к собеседнику должно быть и физическим. Располагайтесь лицом к нему, смотрите ему в глаза. Ведите общение так, чтобы ваши позы, жесты и мимика подкрепляли ваши слова. Создавайте такую обстановку, чтобы собеседник чувствовал себя свободно и раскованно.

Демонстрируйте ваш интерес и доверие к приглашенному че­ловеку. Дайте и ему возможность полностью изложить свою точку Зрения. Не перебивайте собеседника. При беседе сидите свобод­но, слегка наклонив голову, что подчеркивает особое внимание к партнеру.

Общение с родителями учащихся, как и урок, имеет ярко вы­раженные три структурные части: приветствие, диалог, заключе­ние. При прощании с приглашенным на беседу родителем:

    пригласите его вновь на будущее;

    выразите надежду на дальнейшее педагогическое сотруд­ничество;

    извинитесь за то, что были вынуждены оторвать его от повседневных забот;

    проводите до ближайшей лестницы или до выхода из зда­ния школы.

Если вы соблюли этот незамысловатый этикет, не сомневай­тесь - успех в педагогическом сотрудничестве с родителями обес­печен. Сегодняшний день настоятельно требует усилить помощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения. Учитель должен знать родителей сво­их учеников не только по анкетным данным. Он должен знать об особенностях домашней жизни учеников, о характере взаимоот­ношений в семье, об отношении родителей к успехам или неуда­чам детей в школе, кружке, секции, знать притязания родителей и их ориентацию относительно будущего ребенка.

Надо помнить, что любовь к детям делает взгляды родителей на поступки и требования учителей субъективными. Многие тре­бования вызывают у них недовольство учителем, а если в чем-то была допущена бестактность, то и к школе.

Учителю надо так построить свои взаимоотношения с родите­лями, чтобы снять все негативное в их оценке учителя и школы, направить их любовь, нежность, заботу о своих детях на реализа­цию требований школы.

По мере взросления детей активность родителей падает, они Почти не посещают собрания, на которые их приглашают. Как пра­вило, учитель делит таких родителей на две категории:

    безразличные к судьбе детей;

    сверхзанятые на работе.

Доля правды в таких рассуждениях есть, но... проанализируй­те, как проходят собрания, что вы говорите. Получают ли родите­ли от вас необходимую, желательную для них информацию о

Иногда педагог робеет перед возрастом и должностным поло­жением родителей, не умеет вести беседу светского характера. А контакт возникает как раз в отвлеченной беседе, и эта беседа мо­жет дать учителю гораздо большую информацию, чем беседа стро­го на «школьную» тему. Эффективно общение учителя с родителя­ми в домашней обстановке, если, конечно, визит оговорен заранее и не вызывает отрицательных эмоций: «Что еще натворил?».

Не стремитесь в разговоре сразу же выложить все претензии. Это вызовет у родителей раздражение не только ребенком, но и вами. Проявите максимум осторожности. Выясните взгляды роди­телей на проблемы воспитания, их оценки, требования, пожела­ния. Старайтесь как можно больше получить информации о ре­бенке от родителей: его окружение, режим дня, привычки, особенности характера и взаимоотношений со старшими. Беседа, в которой преобладают вопрос, просьба, совет, психологически пре­красно воспринимается родителями. Они поймут, что вы заинте­ресованы в результатах работы именно с их ребенком. У них по­явится желание вам помочь, они будут работать на вас и настраивать на адекватное отношение к вам своего ребенка. Если появилась необходимость дать совет, рекомендацию, никогда не делайте этого в категорической, безапелляционной форме. Дайте совет в виде при­мера, используйте имеющийся положительный опыт, но при этом оставьте родителям поле для раздумий и сомнений. Если родители с вами не согласны, спорят, не раздражайтесь, не выражайте не­терпения, проявите осмотрительность, осторожность в своих выс­казываниях, иначе вы надолго (если не навсегда) потеряете и этих родителей, и вашего ученика.

Бывают ситуации, когда родители устраняются от воспитания детей, оказывают разлагающее, вредное воздействие на их физи­ческое и нравственное здоровье. Там, где меры убеждений бессиль­ны, их нужно подкреплять конкретными действиями, призывая на помощь силу закона.

В случае, когда учителя и родители довольны друг другом, ре­бенок хорошо учится и хорошо себя ведет. Такие семьи тоже нельзя

оставлять без внимания, так как у прилежных детей очень часты пе­регрузки внешкольными занятиями, имеют место недооценка фи­зического воспитания, освобождение от домашних дел, что приво­дит к определенной ущербности воспитания. Задача учителя - деликатно помочь выправить положение.

Многие родители склонны хвалить педагога. Похвала может быть заслуженной и всегда приятной. Но и здесь надо проявить ос­торожность. Если принимать все комплименты всерьез, может при­тупиться бдительность к собственным недостаткам и недостаткам тех, кто хвалит.

Деловые взаимоотношения учителей с родителями учащихся не складываются автоматически, сами собой. Они всегда - резуль­тат сознательной, целенаправленной, творческой работы самого учителя, его желания включиться в круг общения с родителями не только по профессиональному долгу, но и как с интересными, эру­дированными собеседниками. Разнообразные формы контакта с родителями - показатель педагогической культуры учителя. Как правило, в общении с родителями у педагога нет выбора: хочу - общаюсь, хочу - нет. Во имя благополучия ученика, его психоло­гической комфортности, этот выбор предстает для учителя одно­значным, и здесь без искусства человеческого общения не обой­тись.

Культура взаимоотношений учителя с учениками как основа воспитания

Истина не может заставить человека быть недобрым или самоуверенным.

Л. Н.Толстой

Общение учителя с учениками таит в себе всегда много нео­жиданного. Постоянный духовный рост, формирование характера (от спокойного в младшем школьном возрасте до резких скачков и срывов в подростковом), перепады в настроении (от легкости и свободы до резкости и раздражительности), не поддающиеся сию­минутному анализу, не дают учителю возможности самоуспокаи­ваться даже при видимом благополучном общении с учащимися,

ибо в каждом конкретном случае педагог должен найти единственно правильное направление общения.

Социально-психологическая характеристика личности подро­стка (с учетом некоторых возрастных вариаций) довольно опреде­ленна. Подросток формировался в достаточно стабильной системе так называемого «безоблачного детства». Благополучные факторы роста (ускоренное физиологическое взросление, значительная ин­формированность, достаточно высокая материальная обеспечен­ность родителей, малодетные семьи, высокий образовательный уровень родителей) на жизни подростков сказались во многом от­рицательно, так как у большей части школьников гражданское ста­новление происходит со значительным опозданием, для них харак­терны потребительское отношение к жизни, прагматизм. Не учитывать этого учителю в общении просто нельзя.

Изменение общественных отношений в нашей стране поста­вило перед учителем новые проблемы.

Начавшиеся демократизация, гласность, вхождение в рынок, расслоение общества и другие социальные процессы значительно влияют на семью и, следовательно, на детей. Изменение отноше­ний сломало устоявшиеся пропагандистские школьные догмы, раз­венчало былые авторитеты, но не сформировало новой модели об­щественного строя, новой модели человека, новой модели ученика, выпускника. Зато все это отразилось на мировоззрении, мироощу­щении школьника, подростка. Их поведение в школе, на улице, дома, взаимоотношения со взрослыми стали свободными, порой даже излишне раскованными.

Нередко возникают ситуации, когда привычные для учителей авторитарные, силовые приемы воздействия не только перестают действовать, но и вызывают сопротивление. Необходимо быть пре­дельно внимательным и крайне осторожно относиться к сумятице мыслей ученика. Это требует от учителя в общении со своими пи­томцами высокой педагогической культуры, выдержки, такта, а главное - понимания того, что и почему происходит с его подо­печными.

Общение учителя со своими учениками представляв г собой це­почку взаимосвязанных и взаимообусловленных, осуществляемых в различных формах и обстоятельствах контактов. Особую роль в этой цепочке имеет преподаваемый учителем учебный предмет.

Любой предмет содержит определенные основания для воспи­тательного воздействия, но чтобы содержание урока могло вылить­ся в запоминающееся и яркое общение учителя с учениками, не-

обходима постоянная работа над качеством преподавания. Процесс овладения предметом и расположение к учителю, преподающему этот предмет, имеют одно общее основание - интерес к общению.

Интерес - это всегда направленность и сосредоточение наше­го ума, чувств на чем-то определенном, значимом для нас. Инте­ресно все то, что возбуждает, действует на наш интеллект и чув­ство, захватывает воображение. Интересным может быть все таинственное, загадочное, неведомое, все, что выходит за рамки обычного. Любой учебный предмет будет увлекательным, если бу­дут интересно представлены идеи, темы, смысл обучения. Для этой цели необходимо так строить процесс общения в преподавании учебного курса, чтобы в нем было как можно больше поисковых ситуаций, в которых обязательно присутствуют необычные, ори­гинальные примеры, вопросы, задания.

Процесс учебы станет для ребят привлекательным, если учи­тель будет использовать дискуссионно представленные гипотезы, контрастные предположения, фантазии, сказки, были, легенды, разные варианты прочтения материала (там, где это возможно).

Методическое обеспечение преподавания по формированию интереса к изучаемому предмету невозможно без знания некото­рых особенностей психологии общения на уроке.

Урок - это передача информации (знаний) и одновременно с этим - преломление данной информации под углом воспитатель­ного воздействия на учащихся. Нет информации, которая не имела бы смысловой нагрузки для практики, не несла бы воспитатель­ных функций. Например, математика или черчение подчиняют внимание обучающихся логической красоте, будят и развивают мысль, тренируют ум, прививают чувство прекрасного, соразмер­ного, гармоничного, формируют аккуратность и четкость.

Воспитательные возможности уроков литературы, истории, об­ществоведения очевидны.

Содержание науки - это та информация, которую учитель со­общает детям через общение с ними на уроке. Привычка трудиться Даже тогда, когда и неинтересно, и трудно, свойственна лишь взрос­лым. Для поддержания интереса учащихся к уроку педагог должен заботиться о разнообразии формы занятий (лекции, семинары, Диспуты, пресс-конференции, экскурсии, практикумы, зачеты, Конкурсы, деловые игры - все, что можно найти в жизни, в многообразных формах взаимоотношения людей). Очень важно, что бы урок всегда нес в себе творческое начало.

Урок - это прежде всего деловое общение учителя с классом как коллективом, где должна создаваться общая, единая для всех (и учителя, и учеников) атмосфера совместного поиска, работы, где должен возникать азарт совместных усилий. Но урок должен быть и деловым общением учителя с каждым учеником или неболь­шой группой школьников отдельно.

Построить общение на уроке так, чтобы оно вовлекало всех уче­ников, - задача очень трудная. Она реализуется прежде всего на лабораторных или практических работах, но такая форма общения возможна и на других типах уроков, и к ней надо стремиться.

В организации делового общения на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача пе­дагога - определить тот порог, за которым проверенные идеи, спра­ведливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников, и даже самые благие намерения учителя вызывают апатию или даже противодействие.

Апатия и противодействие возникают и там, где много пустых деклараций, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банальностями, изложение страдает сухостью и схематизмом.

Быстро надоедает то, что чрезмерно упрощается, разжевыва­ется, неоднократно повторяется.

Хотелось бы напомнить, что, по данным психологии, в памя­ти человека остаются приблизительно 10% из того, что он слышал, 50% - из того, что видел, и 90% из того, что он делал.

Интерес как относительно устойчивая концентрация внима­ния на чем-либо необходимом для человека в каждый момент, как правило, вызывает и поддерживает все то, что эмоционально воз­буждает и требует воображения, мыслительного напряжения. Если учитель подает материал бесстрастно, неэмоционально, однообраз­но, то никакая новизна информации не спасет урок. На помощь методике проведения урока учитель привлекает тщательно продуман­ ную организацию общения. Формы общения необходимо разнооб­разить.

Жесткая схема «опрос - объяснение нового - закрепление», непрерывное (педантичное) повторение одного и того же, отсутствие собственных мыслей или, наоборот, их избыток, когда требуется слишком большое напряжение ума, порождают скуку и инерцию мышления. В целях стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу уместно использовать разнообразные игры, диафильмы, слайды, книги - в общем все то, что оживляет обще-

ние на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание. Не сле­дует перегружать урок, так как интенсивность ведет к усталости, но урок не должен принимать форму расхлябанного, продолжи­тельного безделья - дети постоянно должны быть заняты. Надо умело разбить урок на части, поскольку через 7-10 минут внима­ние любой аудитории снижается. Мозг хочет отдохнуть от строго логического, поэтому должны использоваться различные приемы активизации мышления: шутка, красочный пример, неожиданное и яркое сравнение, маленькая притча, афоризм, метафора, рису­нок, музыка и т. п. Подбор этих приемов должен быть произведен заранее, они должны быть хорошо увязаны с темой.

Для аудитории школьников, в отличие от взрослых, не так уж важно, какова на уроке прибавка знаний, но и здесь следует по­мнить, что введение нового материала должно быть постепенным щ последовательным, ибо необходимо учитывать и привычную лень, и психологический барьер новизны. Опытные педагоги при подаче нового материала одновременно осуществляют и повторе­ние. Переход от одного вида работы к другому не должен быть рез­ким, чтобы исключить угрозу «двойки» за невнимательность.

Очень важно определить и удержать оптимальный темп обще­ния. Учителю следует помнить, что умело заданный темп и его пе­реходы (от предельно быстрого, как в шахматном блицтурнире, до замедленного, с паузами, расстановками) в общении во многом способствуют превращению неинтересного в интересное.

Интерес в значительной мере формируется и закрепляется благодаря самостоятельному действию, активному отношению к предмету интереса, перенесению его в сферу конкретных обыден­ных дел, повседневных обязанностей школьника, его родных, знакомых. Например, рассчитать стоимость потребительской кор­зины для семьи, стоимость расхода материалов для ремонта квар­тиры, класса, школы и т. д.

Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается деловая, или ситуационно-ролевая, игра (пресс-; конференция, симпозиум, консультация). В такой игре, предлага­емой и организуемой учителем, школьники имитируют некоторые профессиональные функции взрослых. В игре воспроизводятся действия и отношения, которые складываются в реальных жизнен­ных ситуациях.

В таких играх преследуются самые разнообразные цели, но прежде всего осуществляется формирование позитивных устано­вок на овладение и практическую проверку знаний учеников, вы-

работку определенных умений и навыков. Игры необычайно ожив­ляют урок именно как вид общения. В них осуществляется психи­ческая адаптация учеников друг к другу, что способствует улучше­нию психологического климата в коллективе; формируется дух состязательности и взаимопомощи, взаимоподдержки. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания усваиваются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления. Такие игры:

    включают в работу практически весь класс;

    дают возможность каждому попробовать себя в разных ро­лях;

    могут быть проведены как устно, так и письменно;

    могут быть перенесены на другой урок;

    оставлены для домашнего задания и т. п. Кроме того, игровые ситуации:

    развивают сам процесс общения;

    вносят в него импровизацию;

    развивают воображение, смекалку;

    дают возможность проявления творчества;

    раскрывают индивидуальность.

В целях успешного проведения учебной игры учителю необхо­димо следовать одному существенному правилу: вопросы и все то, что образует само содержание, условия игры должны быть реальны­ ми, максимально приближенными к конкретной жизненной ситу­ации, т. е. необходимо сохранить логику существования предмет­ной области игры, обеспечить определенную степень свободы для игроков (иначе игра для них не будет игрой). В каждой игре долж­ны соблюдаться условия: она должна быть стройной, убедитель­ной, непротиворечивой и обязательно привлекательной.

Нельзя забывать о наглядных и технических средствах обуче­ния, которые активизируют внимание на уроке, способствуют за­поминанию учебного материала и выполняют функции регуляции и варьирования рассуждений учителя. Но следует помнить, что во всем должна быть мера.

Учитель должен вовремя начинать урок и заканчивать его. Со­блюдение этого условия заметно сказывается на отношении уча­щихся к педагогу. Точность - вежливость не только королей, но гораздо в большей степени - воспитателей. Интерес должен обя­зательно стимулироваться, поддерживаться, т. е. развиваться. У

учителя большой арсенал поддержки интереса, в котором особую роль играет отметка.

Отметка - важный инструмент, с помощью которого осуще­ствляется измерение знаний школьника; это стимул, фиксирую­щий его отношение к преподаваемому предмету, это важнейший фактор, влияющий на отношения родителей с вашим учеником и вами, на отношения его с другими ребятами, ибо она может воз­действовать на его престиж во внеклассных ситуациях. Выставле­ние оценки - дело весьма деликатное. Нельзя спешить ставить плохую оценку, необходимо разобраться в причинах неподготов­ленного задания, необходимо быть очень внимательным даже к весьма робким успехам, не ущемлять самолюбие учащегося. Надо учиться не бояться хвалить подростка, одобрять, поддерживать.

Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чув­ство доверия. Слова одобрения усиливают чувство собственного до­стоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доб­роту. Суждения и оценки должны быть справедливыми и как можно более точными.

Поощрения и наказания действуют тогда, когда они определе­ны, связаны с конкретным случаем, ситуацией. Следует избегать обобщений типа: «Какой ты плохой, не делаешь уроков, плохо себя ведешь» или «Какая ты бестолковая, не можешь решить простой задачи». Вряд ли ребенок будет испытывать расположение к человеку, который его унизил, оскорбил.

Порицание необходимо соотносить с индивидуальными осо­бенностями ученика. Для одного достаточно укоризненного взгляда, а для другого даже приглашение родителей может не иметь никакого эффекта. У подростка всегда есть некоторая эталонная группа (друзья, знакомые, чьим мнением он дорожит). При выборе наказания необходимо исходить из установок этой эталонной группы или характеристик личного самомнения ученика в том случае, если общественно-психологическая среда не солидаризируется с его проступком. И, конечно же, ни в коем случае нельзя подчеркивать недостатки характера или внешних данных (рост, полнота и др.), ибо подросток и сам их знает и испытывает определенный дискомфорт. Опыт показывает, что подростки всегда обладают рядом достоинств. Слабо успевая по математике физике, химии, они прекрасно рисуют, танцуют, поют. Учителю необходимо все знать о своем ученике и не столько его наказывать, сколько I противопоставить проступок позитивному, показать, что совершенный поступок не свойствен ему как спортсмену, музыканту, худож-

нику. Оценка поведения не должна быть уничтожающей. Учитель должен быть скорее удивлен тем, что произошло (без нарочитости). Этим вы показываете веру в ученика, огромную степень уважения к нему.

Форму и место осуществления наказания (индивидуально или гласно) учитель выбирает в зависимости от характера наказания и личности наказуемого.

Гласные формы, конечно же, нужны, но лучше все же дисцип­линирующие меры воздействия проводить индивидуально, с глазу на глаз. На прямые упреки, выговоры в присутствии других учени­ков чаще всего бывает обратная, нежелательная реакция - грубость, вызывающее поведение.

Если вас не устраивает поведение учащегося, не торопитесь с выводами и наказанием, дайте возможность ученику самостоятель­но прочувствовать его изъяны. Если все же появилась необходи­мость сделать замечание на уроке, используйте шутку, иронию, сар­казм, розыгрыш.

На старшеклассников весьма удачно порой действуют замеча­ния, поданные в виде афоризма, высказываний, изречений, взя­тых из литературных произведений, фольклора: и учитель не раз­дражается, и для класса разрядка. Остроумные замечания не забываются, ценятся, меткое слово вызывает уважение и некото­рую «боязнь» - кому хочется попасть на язык остроумному учите­лю? Учитель должен много читать, иметь большой запас афориз­мов, чтобы они не повторялись.

Максимальная требовательность, принципиальность и после­довательность в осуществлении рабочей дисциплины и порядка на уроке и вне его способствуют выработке делового настроя класса, мобилизуют всех учеников на выполнение задач обучения.

Требовательность учителя на уроке должна исходить из прави­ла: на занятиях нет мелочей - все важно, все подчинено работе. Без внешнего порядка нет класса, коллектива, определенных правил работы. Учитель не должен забывать о социально-психологичес­кой закономерности: внешнее становится внутренним. Поэтому очень важно:

    как учитель заходит в класс;

    как здоровается;

    как определяет готовность учащихся к уроку;

когда позволяет сесть и начать работу.

    требовательность не должна превращаться в мелочную при­дирчивость;

    манера выражения требований учителя должна быть дос­тойной и тактичной;

    требование должно быть лаконичным, предельно четким, последовательным, причем следует соблюдать единство требований от урока к уроку;

    эффектны требования в виде предложений, просьб («Не могли бы вы...»).

Если вас не понимают, объяснять свои претензии и требова­ния надо всегда подробно, почему так, а не иначе, для чего это нуж­но. Это приучает к вдумчивости, осознанности.

В общении с классом, группой учащихся часто возникают си­туации, которые как бы специально испытывают учителя на сдер­жанность, терпение, умение владеть собой. Вспыльчивость может помочь, но победа будет достигнута тяжелой ценой. «Крик - са­мый верный признак отсутствия культуры человеческих отноше­ний», - писал В. А. Сухомлинский.

Сдержанность - существенно важное психологическое свой­ство в общении учителя с учениками. Это качество характеризует устойчивое, ровное, спокойное, но не безразличное, не холодное отношение к различным ситуациям жизнедеятельности. Сдержан­ность предполагает нейтрализацию эмоций и чувств (гнев, ярость, недовольство, ненависть, презрение). Если такие эмоции овладе­вают сознанием, они отравляют ум, вызывают психозы, неврозы и Другие сопутствующие им состояния и болезни.

Чтобы избавиться от душевной напряженности, надо изменить отношение к предметам, людям, ситуациям, которые вызывают бес­покойство. Нужно изначально разрушить старую и создать новую пси­хологическую установку.

Установка - это относительно устойчивая система представ­лений (и связанных с ними эмоционально-чувственных состояний) о каком-либо объекте, предрасполагающая к определенному реа­гированию. Другими словами, социальная установка - это всегда готовность, предрасположенность действовать определенным об­разом. Смена установок выступает мощным средством психологической нейтрализации нежелательных, отрицательных эмоций (рис. 7).

Рис. 7. Смена установок в ситуации, когда ученик мешает вести урок

Управление эмоционально-волевой сферой - это умение за­ранее проигрывать в уме возможные максимальные неудачи, ис­ключать неожиданные ситуации, осуществлять перевод отрица­тельного в положительное.

На формирование установок влияют механизмы внушения и убеждения. Для закрепления той или иной установки необходимо новую информацию всякий раз ставить в связь с уже имеющейся. Большое значение в формировании установки, как и общения в целом, имеет настроение.

Настроение как устойчивое эмоциональное состояние, как не­которая направленность чувств играет важную роль в процессе де­ятельности. Настроение имеет разную динамику, проявляется ин-дивидуализированно, зависит от многих факторов (состояния здоровья, сна, питания, погоды, обстановки, темперамента чело­века); обусловливается конкретной ситуацией, средой, взаимоот­ношениями друг с другом; изменяется благодаря смене установки.

Учитель должен следить за своим настроением. Ребята, как и взрослые, более всего тянутся к людям, которым свойственно по­вышенное, веселое, жизнерадостное настроение, их сковывает на­строение грусти, подавленности взрослых. Учителю неплохо овла­деть искусством перевоплощения, чтобы не приносить в школу настроение, возникшее в результате неудовлетворения каких-то запросов и стремлений.

Для оптимизации общения необходимо следить и за настрое­нием ребят на уроке, перемене, экскурсии. Ученика с понижен­ным настроением лучше меньше беспокоить, деликатно выяснить причины и сделать все возможное, чтобы успокоить и оказать ре­альную помощь.

Важнейшим видом профессионального общения учителя на­ряду с уроком является внеклассное мероприятие - вечер, экскурсия, культпоход, классный час и прочее. Эти виды общения не дол­жны напоминать урок, воспитательные усилия этих видов общений должны быть «скрыты», их не должны обнаружить учащиеся, они

должны стать формой общения самих учащихся. Учитель не само­устраняется из этих видов общения, но его решающая, ведущая роль становится как бы «теневой». Оптимальная психологическая ситуа­ция - учитель не ощущает разницы в годах, настроен на ту же волну событий, живет только ею.

При проведении внеклассных мероприятий может использо­вать социально-психологические механизмы (заражение и внуше­ние) и такие приемы, как таинственность, ожидание сюрприза, броское, яркое объявление, продуманная методика проведения (музыка, плакат, картина, стенгазета, стенд, чаепитие). Меропри­ятие должно носить характер импровизации. Надо ребятам предо­ставить возможность самим организовать общение и выбрать его форму, не глушить инициативу, заранее не предрекать неудачу.

В педагогическом общении часто возникают ситуации, когда независимо от учителя складывается стереотип отношения к тому или иному классу или ученику. В повседневной жизни мы склон­ны отличать того или иного человека, искать или проявлять друж­бу, любовь, симпатию.

В профессиональной деятельности, особенно педагогической, лучше исключить зримое проявление симпатий и антипатий, если хотите сохранить уважение и доверие своих воспитанников. Это сложная задача - относиться ровно ко всем и вместе с тем удов­летворить желание каждого ребенка, чтобы его любили отдельно, видеть индивидуальные особенности своих учеников, не «причесывать» всех под одну гребенку.

Индивидуальное общение (школьное или внешкольное) учителя с учениками может быть осуществлено по любому поводу и в разных формах. Наиболее часто практикуемые формы общения: беседы после уроков, задушевный разговор в неофициальной обстановке, индивидуальная консультация, краткий обмен мнениями после какого-либо мероприятия. Наиболее традиционная фор­ма - беседа, в которой вполне справедливо высказываются претензии и пожелания учителя к тому или иному ученику, но они, как правило, не оставляют заметного следа в душе ребенка, только чувство боязни наказания на какое-то время делает его формально послушным. Недоброжелательно проведенная беседа может привести к конфликтным ситуациям, обиде, озлоблению.

Беседа с учениками в присутствии родителей возможна и по­вой даже необходима, но, естественно, учитель должен проявить особую осмотрительность:

    наказание, если его необходимо применить, должно быть конкретным и не может быть растянуто во времени;

    необходимо помнить о ранжировании наказания.

Для этого необходимо знать ребенка, родителей, домашнюю ситуацию, потребности, интересы, увлечения.

Предварительно неплохо было бы посоветоваться с классом или друзьями провинившегося («Как бы вы поступили на моем месте?»). Беседу можно проводить в школе, но лучше посетить дом своего ученика, предварительно предупредив родителей о том, что визит имеет сугубо контрольную функцию.

Беседы проводятся не только из-за плохой успеваемости и дис­циплины, но и для закрепления дружеских отношений, пробужде­ния любознательности, откровенности, но в этом случае остере­гайтесь неискренности, которую подросток чутко распознает и замкнется.

В индивидуальном общении с учащимися перед педагогом все­гда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать этого ученика, открыть его таланты, обнаружить ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все наносное, что мешает проявить себя. Для этого нужен индивидуализированный стиль общения, способ­ствующий формированию доверительных межличностных отноше­ний.

Нелишне помнить:

    информация, полученная от ребенка, должна быть сохранена в тайне;

    не прибегайте к услугам словоохотливых детей, которые лю­бят посудачить за спиной своих товарищей.

Важным психологическим условием оптимизации общения с любым учеником являются внимательность, проникновенность, неторопливость. Если ребенок тянется к вам, а ему в ответ: «Пого­ди, некогда, потом», то позже не удивляйтесь отчуждению и поте­ре любознательности. Если уж действительно некогда, нужна пси­хологическая реабилитация вашего поведения.

Индивидуальная беседа не должна строиться по принципу: во­прос - ответ. Это разговор, в котором надо:

    уметь слушать и слышать;

    не бояться признания своей неправоты;

уметь выразить удивление и благодарность собеседнику за приобретение новой ценной информации;

Не навязывать свою позицию, лучше убедить, подсказать, предложить решение в нескольких вариантах «Выбирай

В разговоре можно использовать факты из своей биографии, сво­его опыта, мнения друзей, знакомых. Это поднимает интерес к лич­ности учителя, показывает доверительность, но... пользуйтесь этим приемом очень осторожно. Не старайтесь чрезмерно хвалить себя, вспоминая собственное поведение в подобных ситуациях, не пе­реоценивайте свой прошлый опыт. Следует помнить, что новые ус­ ловия и ситуации выдвигают иные критерии и другие оценки.

Следует обратить внимание на очевидное в последнее время нежелание детей идти за советом или вообще с какими-то своими проблемами к учителю. Учитель перестал быть авторитетом для ро­дителей и учеников. Причин много, как объективных, так и субъек­тивных, и задача сегодняшнего дня - развивать применительно к нашей действительности демократический, доброжелательный стиль общения - как диалог равных по своим изначальным усло­виям и принципам организации участников.

Сегодня власть учителя проявляется во взвешенном, доказа­тельном и квалифицированном суждении; авторитет - в знаниях и опыте. Инициатива в поисках контакта с учениками должна ис­ходить от учителя. И пусть не обескуражит педагога отсутствие мгновенно последующего результата таких попыток. Только неус­танная затрата душевных сил, неформальное упорство, настойчи­вость духовных исканий учителя смогут «созидать сердце ребен­ка».

Особое, напряженное общение складывается у учителя с «труд­ными» учениками, у которых с детства произошло смещение шкалы ценностей. Залогом успешной работы общения с «трудными» является постоянный объективный и самокритичный анализ своих взаимоотношений с воспитуемыми. Надо постоянно «проигры­вать» варианты бесед, встреч, разговоров, искать и находить союзников и реальных помощников в борьбе за душу ребенка. И, конечно, самое главное - это коллектив, сплоченный для умной, яркой школьной работы; а в таком коллективе всегда найдется спо­соб воздействия на каждого ученика.

Большую помощь в общении с детьми могут оказать школь­ные психологи. В наши дни трудно найти городскую школу, где не было бы такого специалиста. С открытием в ряде педагогических университетов факультетов школьной психологии появилась надежда укомплектовать такими специалистами и сельские учебные

заведения. Психолог должен иметь представление о статусной структуре каждого класса, уровне благополучия взаимоотношений в классных коллективах, уровне самооценки учащихся. Если же должность психолога в школе отсутствует, несложные социомет­рические исследования в состоянии выполнить каждый классный руководитель. Такой анализ психологического климата в классе может быть прекрасной базой для формирования отношений пе­дагога со всеми учащимися, в том числе и с «трудными».

Оксана Солодская
Общение педагога с родителями

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ .

Солодская Оксана Сергеевна,

ст. воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7, Муниципальное образование Усть-Лабинский район, ст. Ладожская

телефон : 8(918) 953-88-35

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения, с родителями всегда являлось актуальной проблемой.

Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей одна из самых сложных проблем.

Наблюдая за современными родителями мы выделили три категории родителей :

Равнодушные (стремящиеся быстро передать ребёнка воспитателю утром и также забрать вечером). Например : «Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят : «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду : играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и , сказав : «До свидания!» , уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются , не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать , что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так : «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» . Согласитесь картина получилась безрадостная.

Вторая категория родителей относится к конфликтным (постоянно находящие повод для выяснения отношений, предъявления претензий). Такие родители , в большинстве своём жалуются на то, что не могут получить конкретных советов по поводу развития ребёнка, и на безразличное, как они считают, отношение к детям. Например : «Незаинтересованность воспитателя в моём ребёнке» , «Воспитатель не слышит, что я ему говорю о своём ребёнке» . Такие родители находят любой повод для конфликта.

Третья категория родителей вообще не понимают зачем это нужно, заниматься воспитанием ребёнка. Они считают, что компьютер и телевизор заменят всё, и общение , и обучение, и воспитание. Но на самом деле они глубоко заблуждаются.

Так же особые сложности проявляются в общении с молодыми родителями и с родителями из неблагополучных семей. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общественном деле воспитания ребёнка.

Хотя в законе Российской Федерации «Об образовании» говориться, что родители «…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».

«За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим законом Российской Федерации и иными Федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».

Но есть родители , которых к сожалению очень мало, интересующиеся вопросами воспитания и обучения детей.

В исследовании Т. А. Даниловой изучался вопрос о том, какого рода помощь хотели бы получить родители и воспитатели друг от друга.

Оказалось, помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей , заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребёнка, а также в подготовке детей к школе.

А воспитателям от родителей требуется помощь организационного характера, ещё они хотели бы использовать личные качества родителей , имеющие прямое отношение к осуществлению взаимодействия, такие, как ответственность, обязательность, активность в отношении решения проблем детского сада.

Многие педагоги во взаимодействии с родителями видят прежде всего преодоление собственных трудностей в работе с детьми, поэтому общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок на занятиях, как сложно ему дается тот или иной материал.

Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу ; возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность воспитателя, вызывает у них недоверие.

Несовпадение запроса родителей и воспитателей приводит к возникновению трудностей в их взаимодействии друг с другом.

Поэтому одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями . Они предполагают наличие высокого уровня взаимного доверия и возможность организовать конструктивный диалог, определять пути эффективной помощи детям. Без партнерства даже самый квалифицированный педагог , использующий самые современные методы, не добьется большого успеха.

К сожалению в своём дошкольном учреждении мы тоже столкнулись с такой проблемой, как общение педагога с родителями .

Наши родители не проявляли никакой активности, мало кто интересовался жизнью ребёнка в детском саду, его развитием, воспитанием, обучением, в основном наблюдалось безразличие.

Общаясь с коллегами по данной теме у нас появилось множество вопросов : как эффективнее построить работу с родителями ? Как найти путь к сердцу родителей ? Как, о чём вести разговор с родителями , когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам воспитателя, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребёнок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя? Из чего же складывается успех общения ? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения ?

Обсуждая с педагогами эту проблему , мы пришли к выводу, что ведущая роль в организации общении отводится воспитателю.

Часто ли мы демонстрируем родителям достижения ребёнка , его положительные качества, веру в его силы и способности? Кого из родителей не обрадуют положительные сдвиги в развитии ребёнка? Возможно, и педагог в такой позитивной роли будет восприниматься как равноправный партнёр в воспитании.

Для создания позитивного настроя, воспитатели нашего дошкольного учреждения подчёркивают позитивную мотивацию родителей , отмечают усилия, которые они прилагают для ребёнка. Например : «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребёнка эмоционально комфортную атмосферу»- говорит воспитатель маме, и она чувствует себя признанной и понятной. Так же педагоги , при общении с родителями акцентируют внимание на воспитательные задачи, которые родитель успешно решил , обращает внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия . Например : «Ваш авторитет для ребёнка очень велик» , «У вас с ребёнком прекрасный контакт, он вам очень доверяет» . Что ещё больше сближает родителей и педагогов в вопросах развития ребёнка.

Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям , что он видит в них партнеров, единомышленников.

Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребёнка. Живёт заботой о нём. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета.

Поэтому педагогу важно вовремя осознать собственные ошибки и трудности, направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие.

Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребёнку воспитателей. Воспитатели, в свою очередь, не должны торопиться с оценками в его развитии. Не использовать выражения типа «ваш Саша» , «ваш ребёнок» , подчёркивая отстранённость от проблем воспитания.

Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями , например : «Галина Алексеевна, Митя придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы играли».

Родители и педагоги должны иметь возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду?

Прежде всего, в часы приёма и ухода детей домой воспитатели в нашем дошкольном учреждении систематически стали делиться с родителями новостями о жизни их детей в детском саду. Так, наблюдая за общение воспитателя средней группы с родителями , я услышала как воспитатель рассказывала родителям о том , каких успехов сегодня добились дети : «Лёша сегодня научился завязывать шнурки. Теперь и дома ему не понадобиться ваша помощь»; «Оксана старательно и аккуратно стала рисовать красками. Особенно ей нравиться накладывать кистью узор на рисунок. Посмотрите, вот её работы», «Саша уступил сегодня игрушку Алёне. А в дверях пропустил девочек. Поддерживайте, пожалуйста, у него этот навык культурного поведения». Советовала как поддерживать интерес ребёнка, желание научиться чему-то новому, добиваться своих целей.

Утром, родительнице , которая не вовремя приводила ребёнка в детский сад, тем самым нарушая режим, она тактично сказала :«Пожалуйста, приводите Юлю утром пораньше, чтобы она успевала на зарядку. Ведь это даст ей бодрость и здоровье».

Было заметно, что постепенно у родителей начинал появляться интерес к содержанию жизни детей в детском саду, всё чаще они стали останавливаться у стенда «Для Вас, родители » и интересоваться жизнью ребят в детском саду.

Педагоги нашего детского сада серьёзное внимание уделяли информационному материалу, особенно рубрике «О наших детях» . Так воспитатели старших групп помещали следующую информацию : «На этой неделе учили с детьми стихотворение М. Волошин «Осенью» . Все дети запомнили его. Громко, выразительно читают Юля П., Лёша А., Ярослав З., Полина Г. Попросите детей дома прочитать это стихотворение», или : «Посадили с детьми горох, бобы, лук. Все дети знают теперь, как надо сажать семена, чтобы из них выросли растения. Поддерживайте, пожалуйста, у детей интерес к

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны воспитателей, и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и их основная обязанность теперь - обеспечивать материальное существование своего чада. Негативные же отношения могут произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с дошкольным учреждением родителей или их знакомых.
Другая причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда воспитатель говорит о ребенке, делает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем как оказывается, у воспитателей возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу.
Многие воспитатели высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Нкоторые признаются, что «тушуются» перед родителями, т.к. неуверенны в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.
Как же надо строить своё общение с родителями?
В первую очередь, надо для себя уяснить, что фундаментальным основанием взаимодействия воспитателя и родителя является уважение. Уважение к родителям - безусловно и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкого поведения родителей. Оно фундаментально - следовательно, его разрушение грозит гибелью всему сооружению взаимодействия.
Уважение к педагогу - другая сторона фундаментального основания. Но и эта другая сторона зависит больше от тактики поведения педагога, чем от воспитанности и культуры родителей. Уважение к себе педагог тоже строит самостоятельно, опираясь на психолого-этические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая родителей незаметно в наилучших и тонких направлениях. При этом педагога заботит не столько само уважение к нему лично, сколько общее уважение к человеку и педагогу, к детскому саду.
Иногда между воспитателями и семьей складываются отношения, которые нельзя охарактеризовать как дружеские. Конфликтные ситуации происходят из-за нарушения этики. Когда правила этики нарушают работники детского сада - это непрофессионально. Родители болезненно реагируют на любую фальшивую ноту в тоне педагога, на каждый ошибочный нюанс в его поведении.
Одно из главных правил общения педагога с родителями гласит: какие бы родители ни были, к ним всегда нужно обращаться по имени и отчеству.
При проведении бесед с родителями, где бы они не проходили - в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании - рекомендуется следующее:
— уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, требовать улучшение положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические советы и рекомендации, причем эти советы надо дать так, чтобы родители их принимали;
— надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;
— уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и адрес своих коллег, правильно взвешивать их обоснованность;
— избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;
— начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.
Нельзя допускать, чтобы педагог беспардонно вмешивался в семью, раскрывая ее тайны, становясь наблюдателем ее интимного мира, появляясь в качестве судьи и оценщика тонкого и сложнейшего социально-психологического феномена.
Давайте остановимся на правилах общения воспитателя с родителями.
1. Не выносить суждений. Педагогу необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
2. Не проповедовать. Абстрагированные воззвания типа «Ваш родительский долг обязывает…», «Вы как родители должны…» не воспринимаются родителями как важные, потому что эти призывы не ассоциируются с конкретными педагогическими ситуациями.
3. Не поучать. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
4. Не приказывать. Воспитателю необходимо помнить, что любые слова, которые содержат разного рода обязательства, могут вызвать протест. Общаясь с родителями, следует отказаться от фраз типа «вам обязаны», «вам нужно», «вы должны» и т.п., так как естественной реакцией на эти утверждения могут стать слова родителей: «Я вам ничего не должен. Это мой ребенок, и я буду поступать так, как сочту нужным!»
5. Не угрожать. Педагог не должен забывать, что любая угроза - это признак слабости, а угроза со стороны воспитателя - это еще и свидетельство педагогической несостоятельности и некомпетентности. Угрозы или ультиматумы со стороны педагога - это провокация конфликта. Фразы, построенные по модели «Если Вы не сделаете того-то и того-то, то…», являются свидетельством неумения воспитателя аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения с родителями. Угрозы со стороны воспитателя в общении с родителями препятствуют установлению взаимопонимания между семьей и дошкольной организацией.
6. Не ставить «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы педагога должны быть корректны. Категоричные высказывания типа «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против воспитателя.

7. Не выпытывать. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся воспитательно-образовательного процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

8. Не разглашать «тайну». Педагог обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
9. Не оправдывать и не оправдываться. Воспитатель, выстраивая свои отношения с родителями, должен занимать четко выраженную позицию, не оправдывая отрицательных поступков ребенка и не оправдываясь в своих действиях в рамках педагогического процесса, так как соглашательская позиция педагога может сделать существующую педагогическую проблему менее значимой для родителей.
10. Не провоцировать конфликты. Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
И ещё. Хочется остановиться на таком вопросе в общении педагога и родителей, как воспитание культурного человека. Очень важно помочь родителям понять, что их ребенок должен вырасти культурным человеком, ибо некультурный ребенок - это, в итоге, несчастный человек в будущем.
Для этого можно использовать бытовую аналогию «сорняки и культурное растение». Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.
♦ Сорняки производит сама природа - культурное растение выращивают специально, возделывают.
♦ Сорняки растут быстро - культурное растение медленно.
♦ Сорняки растут густо, «вместе» — культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство.
♦ Сорняки стойко выносят превратности судьбы - культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий.
♦ Сорняки не нуждаются в уходе - культура требует постоянной заботы садовника, огородника.
♦ Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения, культурные посадки не обладают такой агрессией к «соседям».
♦ Сорняки чрезвычайно активно размножаются - выходить новые культурные растения трудно и сложно, не всегда удается, необходима помощь человека в размножении культуры.

Одной из современных проблем дошкольного образования является общение педагога с родителями. Профессия воспитателя ДОУ крайне важна, ведь он должен объяснять в процессе общения ребенку его положение в обществе, помогать и поддерживать при необходимости, обозначить моральные нормы. В какой-то степени педагог даже помогает поддержать отношения в семье.

Существуют различные формы общения воспитателя с ребенком и его родителями в ДОУ. При этом могут периодически возникать типичные трудности, которые необходимо устранять. Разумеется, у взрослых людей есть свой набор черт характера, бывает плохое и хорошее настроение, проблемы в различных сферах жизни, непонимание принципов этики. Но они должны соблюдать определенные правила общения во благо ребенка и для сохранения между собой ровной атмосферы.

Большая миссия

Эффективное общение педагога с родителями должно носить положительный характер, отвечать законам этики. Если воспитатель ДОУ позволяет себе в отношении них требовательный тон или, не дай Бог, крики, то это его открывает далеко не с самой лучше стороны. Вполне можно поговорить спокойно, объяснить сложившуюся ситуацию, подсказать типичные пути решения трудностей или серьезных проблем воспитанников, если они есть. Приветливым, доброжелательным должен быть педагог и в общении с детьми, и с другими членами семьи. Зачастую деток забирают бабушки, тети, сестры, знакомые – обязательно убедитесь, что человеку можно доверять, посмотрите на реакцию ребенка на забирающего его человека.

Компетентность педагога действительно крайне важна, ведь в его обязанности входит:

  • налаживание общения с членами семьи каждого своего воспитанника и обучающегося, если речь идет о подготовительной группе;
  • оказание всевозможной поддержки, проведение типичных консультаций по воспитанию ребенка;
  • инициатива в объединении усилий воспитателя и родителей для того, чтобы ребенок обрел все навыки, необходимые ему для поступления в школу и дальнейшей жизни;

Не обойтись в данной профессии без чисто человеческого понимания. Важно уметь подстраиваться под настроение другого человека, где-то приободрить, где-то посочувствовать. Общение — главный инструмент в отношениях с людьми.

Если планируется проведение каких-либо семинаров с родителями воспитанников ДОУ, то педагоги должны тщательно подготовиться к мероприятию, разместить информацию на . Необходимо продумать стиль своего общения, подобрать типичную информацию, которая будет интересна и полезна взрослым. Помните, что у родителей нет педагогического образования — они могут не понимать психологию своей дочери или сына, поэтому важно доходчиво объяснить им различные особенности их ребенка. Это в будущем поможет контролировать дисциплину и устанавливать правил в распорядке дня для уже обучающихся в младших классах.

Общение педагога с родителями: памятка воспитателям ДОУ

Существует несколько простых правил, которым стоит следовать при общении с родителями:

  1. Не осуждайте. Часто педагоги совершают ошибку, обвиняя родителей в том, что они самостоятельно не воспитывают своих детей. Поверьте, если семья благополучная, то они стараются уделять малышу максимум своего времени. Другое дело — если имеются проблемы. Общение педагога с родителями должно сводиться к получению максимального понимания при минимизации ненужных советов и взаимных упреков. Первым делом определите форму общения, пусть она будет индивидуальная с каждым родителем в ДОУ.
  2. Высказывания в духе «Я бы на вашем месте…» крайне редко приводят к установлению доброжелательных отношений между родителями и педагогами. От них лучше вовсе воздержаться.
  3. Не пытайтесь выведать у взрослых то, что не касается их педагогического процесса внутри семьи. Это не этично и не корректно. Трудности в семье могут случаться в силу разных причин. Если только вы замечаете на ребенке регулярные следы побоев, он сам вам жалуется, у него нетипичный гардероб в холодное время года, то можно пообщаться с родителями или обратиться к органам опеки с тревожным сигналом.
  4. Разумеется, нельзя выносить все проблемы и трудности из стен ДОУ. Исключение составляют вышеупомянутые случаи, когда необходимо обращение в полицию или органы опеки. Помните, от этого зависит будущее и здоровье ваших воспитанников.
  5. Поверьте, конфликта можно избежать, если захотеть этого. Все мы люди — неужели не найдем общий язык? Старайтесь быть терпимее, сдержаннее, этичнее, менее эмоциональными, ведь вы носите высокий статус педагога ДОУ — на вас в каком-то смысле лежит ответственность за психологическое состояние воспитанников, а также обучающихся в подготовительных кружках. Используйте свои человеческие качества как главный аргумент в общении.

Постарайтесь держать себя в руках даже в самых сложных ситуациях и самых больших трудностях. Люди бывают разные, порой родителям приходится решать не только проблему своего ребенка, но и конфликтные ситуации, возникающие с его сверстниками, на работе, в личной жизни, в обществе или даже политике. В данной ситуации вы становитесь посредником, несете определенную ответственность — от правильного общения зависит очень многое. Терпения вам и сил, уважаемые педагоги!

Консультация для педагогов:

«Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями»

1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.

  • Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.
  • Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.

3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.

4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка . Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх