Эссе на тему моя педагогическая философия воспитателя. Эссе "Моя педагогическая философия" "Я - воспитатель!"

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Я – воспитатель!»

Кто с детством свою жизнь связать решил,

Тот молодым останется навек

А значит, повезло ему по праву.

А значит, он счастливый человек.

Каждый день я просыпаюсь с осознанием того, что я - счастливый человек.

Я - воспитатель! У меня самая удивительная профессия! У кого ещё есть возможность заглянуть в страну детства, погрузиться в мир ребенка, только у воспитателя. Дети - самое лучшее и светлое, что есть вжизни. Я счастлива от того, что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа, наоборот, я с радостью и любовью свои знания, свой опыт отдаю детям.

Детский сад давно стал для меня вторым домом. Ежедневно, приходя в свой любимый детский сад, я смотрю в глаза своих милых воспитанников. Сколько в них чувств, переживаний. Глаза ребенка – это состояние души, в которых многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце воспитателя должно быть не только добрым, но и зрячим. Я все время стараюсь не «работать» с детьми, а жить с ними, делить их радости и печали, успехи и неудачи, не допуская фальши в отношениях.

Так кто же такой воспитатель детского сада?Конечно же, воспитатель – это, прежде всего,человек! Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому он, и они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще.

К.Д.Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно – он живет в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть нелегким, отнимающим порой все и физические и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовешь. Быть воспитателем - огромная ответственность, но и огромное счастье. Ведь суть профессии – дарить, дарить ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным. И для того чтобы это осуществить, педагогу необходимо обладать профессиональной компетентностью. Человеку, выбравшему профессию воспитателя, необходимо быть искренне заинтересованным, стремиться познавать новое в мире и науке, повышать уровень методической грамотности. Важно уметь каждому педагогу применять профессиональные знания на практике: организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом личностных особенностей каждого ребенка, веря в него и уважая внутренний мир малыша. Большое значение в успешности воспитателя имеет педагогическая культура. Корректность, грамотная речь, доброжелательность, коммуникабельность помогут подобрать ключик к каждому малышу, найти общий язык с родителями и коллегами.

На сегодняшний день очевидной стала проблема необходимости качественного, современного дошкольного образовательного процесса в ДОУ. В соответствие с задачами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), необходимо объединять обучение и воспитание детей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;формировать общую культуру личности детей, развивать их социальные, нравственные, эстетические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка. И поэтому мне, как современному педагогу необходимо вносить инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий.Я постоянно занимаюсь поиском эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

В своей педагогической работе я активно применяю информационно-коммуникационные технологии, так как современную образовательную деятельность невозможно представить без технических средств обучения. Но, никакой, даже самый современный компьютер не заменит воспитателя, его эмоционального слова. В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально её использовать. Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего «я» в профессии.

Детский мир намного интереснее,безграничнее и богаче, чем мир взрослого. В. А. Сухомлинский писал, что «детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». И задача, моя, как воспитателя – не разрушить эту детскую самобытность, а влиться в нее, привив и вложив духовно-нравственные ценности. Ведь, именно мне, как педагогу дошкольного образования отводится особая роль, поскольку личность взрослого «мощный фактор развития личности ребёнка» (В. А. Петровский). Освоение ребёнком нравственных норм и правил осуществляется через воспитателя, его личность, его культуру и его нравственную позицию.

Воспитание в детском саду - это не просто игровая деятельность, это ежесекундный кропотливый труд, требующий выдержки, огромного терпения. Мои старания направлены на то, чтобы дети выросли настоящими людьми, гражданами своей страны, любящими окружающий мир, людей, природу; чтобы могли отличать хорошее от плохого; чтобы всегда умели постоять за себя и своего товарища; чтобы могли видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Воспитание такой личности включает в себя овладение всеми богатствами родного языка, развитие устной речи на основеовладениялитературным языком своего народа.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Чтобы сохранить эту «тоненькую ниточку», эту связь с прежними поколениями, я считаю необходимо приобщать ребёнка к народной культуре, играм, традициям.

Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте – движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Современный дошкольниксталкивается с большим потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Он развитый, любознательный, умный – именно таким вижу его я. Он также играет, подражает взрослым, огорчается неудачами и радуется своим успехам.

В наших руках находится самое главное в жизни – дети. Мы готовим их к большой жизни, и какими они станут, зависит и от нас – воспитателей.

Развивая творчество у детей, я вместе с ними учусь быть творческим, современным педагогом. Стараюсь все время находиться в поиске нового, интересного, чтобы наша жизнь в группе не стояла на месте. Пытаюсь быть для своих любимых ребят не только воспитателем, который всё знает, всему учит, но и товарищем по играм: не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности, уметь вместе смеяться, думать.

Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря на возраст и другие обстоятельства, должен им соответствовать. Иначе нельзя. Воспитатель сегодня должен быть способным обучаться, схватывать все на лету, уметь управлять современными компьютерными технологиями, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения.А самое главное он должен быть такой, как и во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, ласковый и обязательно любить детей!

Я люблю свою нелёгкую, но интересную и нужную профессию и благодарю судьбу за возможностьпрожить детство многократно. Ведь вместе с воспитанниками я расту, развиваюсь, проживаю самые счастливые годы!

Эссе воспитателя ДОУ «Моя педагогическая философия»

Описание материала:
Предлагаю вашему вниманию эссе «Моя педагогическая философия». Данный материал будет интересен, воспитателям, учителям. педагогам дополнительного образования

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок,
творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».
В. Сухомлинский.

Я - Воспитатель! Педагог! Кто влюблен в свою профессию, тот может о ней говорить бесконечно!
С чего начать? Как много хочется сказать! Начну, пожалуй, я с того, как пришла в эту профессию.
Мне в детстве очень повезло
Мы вместе бабушкою жили.
Она работала в саду
Мы на работу к ней ходили…
Сомнений не было тогда
Кем буду я во взрослой жизни.
Пример бабули навсегда
Вложил мне в душу эти мысли.
Ее находчивость, терпение и гибкость
Ее фантазию, и творчества полет
Любовь к детишкам, артистичность
Я с детских лет впитала - всё!
И вот, династию продолжив,
И став наставником детей.
Горжусь, что дело продолжаю
Любимой бабушки своей!
Так, взрослея, мечтала стать не просто воспитателем, а очень хорошим воспитателем. Возможно, ли однозначно ответить на вопрос: «Что такое «хороший воспитатель?».
Я считаю, что воспитатель - это добрый, любящий детей, искренний, честный, терпеливый и обаятельный человек.
Хороший воспитатель - это и педагог, и психолог, и профессионал, прекрасно знающий своё дело.
Воспитатель - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие.
«Творчество - вот лучший учитель!»
Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми - педагогами детских садов.
Воспитатель для ребёнка - эталон. Дети, как губка, впитывают наши слова, жесты, позу, манеру поведения, поэтому педагог обязан всегда быть на высоте.
В условиях модернизации системы образования, перехода на качественно новый ее уровень ключевая роль реализации требований общества отводится личности педагога. Кому, как не ему? Ведь он стоит у истоков зарождения будущего страны. А наше будущее, наш потенциал - это, прежде всего, наши дети.
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» - писал В.А. Сухомлинский.
В процессе реализации ФГОС ДО современный педагог должен создать условия развития ребёнка, открывающие возможности для его позитивной социализации, личностного роста, развития инициативы и творческих способностей, на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, во всех видах деятельности.
Исходя из новой парадигмы образования, я должна вооружить детей не столько знаниями, сколько способами овладения ими. Мне нравится, что образовательный процесс носит деятельностный характер обучения, с ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ребенка. Я стремлюсь вырастить своих детей, людьми думающими, ищущими, анализирующими, доводящими начатое дело до конца. Мы с детьми экспериментируем, исследуем, не боясь ошибиться, ведь ошибка это тоже опыт.
Страна доверяет нам самое дорогое - свое будущее. Это счастье осознавать, свою причастность к великому делу Воспитания. Дети это наша опора, будущее нашей страны, именно в детстве закладываются основы личности человека будущего, а значит, мы педагоги являемся, не побоюсь этого слова, «творцами» истории.
Мне хочется, чтобы нас окружали не только высокообразованные, но и высоконравственные, духовно развитые люди. И, конечно же, прежде всего, я должна быть сама носителем этих качеств, т.е. эталоном для подражания.
«Современному ребенку - современного воспитателя!» - вот лозунг сегодняшнего дня.
Профессиональный стандарт педагога предъявляет новые требования к современному воспитателю, когда компетентность, профессионализм, творчество, инициативность, готовность брать ответственность на себя являются главными качествами педагога.
Педагогу дошкольного образования отводится особая роль, поскольку личность взрослого «мощный фактор развития личности ребёнка» (В. А. Петровский).
Освоение ребёнком нравственных норм и правил осуществляется через воспитателя, его личность, его культуру и его нравственную позицию. Личностно-профессиональная позиция воспитателя - не врождённое качество. Она формируется под влиянием образовательной окружающей среды. В процессе модернизации системы образования в России приоритетной становится диалоговая модель воспитания, основанная на ценностно-смысловом равенстве педагога и ребёнка. Поднимаются вопросы интеграции личностной и профессиональной составляющих гуманистической позиции воспитателя. Считаю, что воспитатель и ребёнок являются друзьями, и партнёрами, уважающими друг друга.
XXI век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому я должна уметь общаться, обмениваться информацией на современном уровне, быть компетентна в области информационно-коммуникативных технологий, чтобы отвечать требованиям действующих нормативно-правовых документов, получать полное представление о профессиональных составляющих современного педагога.
Воспитатель - это творческий человек, владеющий современными информационными технологиями и внедряющий их в образовательно-воспитательный процесс, ищущий новые методы и формы работы с дошкольниками в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень. Как говорится в русской поговорке «Я и жнец, и жрец, и на дуде игрец».
Каждый ребёнок уникален, открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор.
В силу своей профессии я часто смотрю в детские глаза. Глаза ребенка. Как много в них можно прочесть. Это бездна чистоты, открытости, доверия, всего того, что со временем нельзя увидеть в глазах взрослых. В тот момент, когда мои глаза находятся на одном уровне с детскими глазами, и ребёнок открывает мне свои чувства, говорит об обидах, радостях (пусть не значительных для взрослых, но таких важных для него), сразу все мои «серьезные» взрослые проблемы отодвигаются на задний план. Остается лишь желание защитить ребёнка, вселить в него уверенность, помочь ему не потеряться в такой сложной, порой очень жестокой жизни.
Я считаю своим долгом научить детей оставаться благородными и добрыми в любых жизненных ситуациях. А учатся дети, как известно, на примерах взрослых. Поэтому, каждый день я должна быть примером для подражания, осознавать свое предназначение, свою миссию - сотворение человека в человеке.
Главное назначение педагога, по мнению Я.А. Коменского, состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к детям, трудолюбием и другими качествами стать примером для подражания своим воспитанникам, чтобы воспитать в них человечность. А для этого нужно самому быть честным и деятельным, любить свое дело и стремиться к самосовершенствованию. Я бы даже сказала, быть одухотворенным всем тем, что ты делаешь вместе с детьми.
Роль ребенка, как пассивного объекта обучения осталась в прошлом. В наше время воспитатель не может быть только источником знаний, а должен выступать как организатор и координатор психолого-педагогического процесса, учить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, учить работать самостоятельно.
Мои цели и задачи тесно связаны с целью и задачами детского сада и направлены на обеспечение разностороннего развития и саморазвития дошкольников.
Цель моей работы - обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создать условия для их личностного роста, развития творческой инициативы. А для этого нужно в первую очередь создать атмосферу психологического комфорта, что позволяет доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах классики и народного творчества, прививать вкус, любовь к прекрасному.
В первую очередь мне необходимо было понять, как умело построить процесс обучения и воспитания, как развить творческие способности детей. Наука не стоит на месте, поэтому в своей работе применяю новую форму работы - драмогерменевтика («театральная педагогика») , которая стала кульминацией социоигрового стиля обучения в условиях введения нового Стандарта.
Театральная педагогика помогает воспитателю научиться чутко воспринимать особенности поведения, а также обрести свободу и вариативность общения с детьми. Как педагог, открыла для себя и детей новый «язык выразительных действий» , который использую в образовательной деятельности с дошкольниками. Подобрала эффективные методы и приемы: этюды, игры, диалоги, импровизации, тренинги, способствующие развитию вербальным и невербальным средствам выразительности. Создала обстановку свободы и раскованности, побуждая детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта.
Режиссерский «язык действий» помогает детям взаимодействовать со взрослым и друг с другом. Социоигровой стиль и социоигровые технологии помогают мне в работе. В результате использования такого стиля работы дети во время обучения учатся видеть другого рядом с собой, взаимодействовать с ним, помогать друг другу, дружить.
В стенах детского сада я нашла огромную сцену для творчества, где могу выступать в разных ролях, каждый день творить и фантазировать с детьми. Здесь есть уникальная возможность открыть мир прекрасного для каждого своего воспитанника. Для раскрытия этой возможности использую театральное разнообразие: ростовые, пальчиковые и перчаточные куклы, настольные и теневые театры, театры бибабо, театры пантомимы и многое другое.
В чём же значение моей работы? Какие проблемы могу решить лично я через театрализованную деятельность?
Во - первых, театрализованная деятельность - это волшебный мир, где ребенок в качестве «артиста» создает свой индивидуальный, неповторимый образ.
Во-вторых, театрализованная деятельность является не только информационным, но и эмоционально - практическим источником радости открытия, познания, созидания.
И наконец, этот вид деятельности, имеющий обучающее, воспитательное и развивающее значение, приносящий детям радость, восхищение, творческое начало.
Сейчас все больше уделяется внимание духовно – нравственному воспитанию, которое направлено на формирование у детей добрых отношений друг к другу, к семье и обществу, основанных на критериях добра и зла, лжи и истины.
Так ни одна другая детская деятельность для формирования этих качеств не оказывает такого воздействия на детей, как театрализованная деятельность, в ходе которой формируются и развиваются доброта и милосердие, честность и правдивость, эмпатия и дружба, взаимопомощь и взаимовыручка.
Поэтому моей целью воспитания детей средствами театрализованной деятельности являются их нравственное совершенствование, формирование духовного мира с его ценностями, открыть сердце добру и красоте.
Моя задача - научить ребенка любить окружающий мир, привить любовь к его красоте и величию, научить восхищаться, радоваться и беречь его. Только такой человек сможет, уважая окружающих, общаться и договариваться с ними.
Особое внимание я уделяю осуществлению воспитательно -образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного досуга.
Родители воспитанников активные союзники и помощники в организации театрализованной деятельности. Я стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей. Родители с удовольствием участвуют в театрализованных представлениях в качестве актеров, создают костюмы, организуют посещения театров.
Работая в коллективе единомышленников, всегда готова к сотрудничеству и взаимопомощи коллег.
Мои коллеги - верная поддержка, всех начинаний, интересных идей,Ведь все мы путь единый держим, с любовью мы растим детей.
Счастливый человек - это тот, кто с радостью утром идёт на работу, а вечером - с радостью возвращается домой.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверно, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к бесконечной жизни в душах моих ребят.
Моя работа в детском саду является второй «половинкой» моей жизни, дополнением к первой - моей семье. Именно благодаря своей работе, я состоялась как педагог и как мама. Поэтому, моя любимая работа - это часть меня, моего сердца, моих мыслей, эмоций и чувств.

Моё Учительское счастье.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Все мы родом из детства. Все пришли в этот мир, необыкновенный и удивительный.

Из эмоций и переживаний, из первых горьких обид и из первых настоящих побед, как из осколков в калейдоскопе, складывается личность человека. Впереди у каждого свой большой путь. Как его пройти, что оставить после себя людям? Разве есть хоть один человек, который не задумывался над этим вопросом? Глядя на солнце, на бескрайнее зовущее море, на глубокое звездное небо, каждый задавал себе вопрос: кто я, откуда пришел и куда иду, зачем я в этом мире? Сейчас я с гордостью думаю о себе: я – учитель!

Я учитель... Сколько раз повторяю эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым, или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места.

Да, я учитель и всегда хотел им быть. Я мечтал стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный.

Что есть учитель? Профессионал, владеющий предметом и методикой его преподавания? Безусловно, но этого слишком мало. Психолог, понимающий ребенка, уважающий его внутренний мир? Конечно, но и этого недостаточно. Знать мало. Нужно любить детей, любить искренне, не по долгу службы.

Учитель – это сеятель. Он призван неустанно сеять, а это значит знать самому, иметь запас знаний, умений и приемов. Взращивать посеянное – значит побуждать к деятельности и познанию, применять, варьируя различные формы обучения и расширять арсенал инструментов познания. При этом нужно желать урожая, а значит верить в силы и способности ученика, расширять его горизонты. Быть интересным, результативным, побуждать к сотрудничеству. Быть готовым к успехам ученика и приближать их.

O Сеять – значит быть понЯтным.

O Взращивать – значит быть внимательным и настойчивым. Учитывать особенности и использовать рациональные методы и приемы.

O Получить всходы – значит, быть пОнятым.

O Взрастить – значит научить верить в свои силы, самостоятельно стремиться к большему.

O Получить плод – значит иметь возможность сотрудничать в реальных делах.

Из века в век Время бесстрашно делило людей на созидателей, разрушителей и созерцателей. Делило, но покорялось, покоряясь первым. Именно они изменили мир вопреки преградам и равнодушию. Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога.

Каждый ребенок индивидуален, единичен, и это обстоятельство является причиной моей постоянной неудовлетворенности своим профессионализмом. От ошибки не застрахован никто. Но цена учительской ошибки особенно велика. Профессионализм в любом деле сводит риск до минимума, и педагогика, наверное, не исключение, но в пределах любого минимума остаются детские души. А значит, нет права на ошибку.

И вот здесь на выручку приходит педагогическая интуиция. Вряд ли кто осмелится дать исчерпывающее рациональное объяснение ее природе. Да она и не нуждается в нем. Она способна на многое, потому как корни ее, как мне кажется, в учительской любви к своим ученикам.

Уже более восемнадцати лет работаю учителем, а сформулировать своюпедагогическуюфилософиюкоротко и ясно мне не просто. В основе ее, конечно же, лежит мое отношение к ученикам. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» – эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу, в эксперименты.

Нахожу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. Мне, кажется, что я уже нашел свой «золотой ключик» – это знаменитое «со»: со – трудничество, со – творчество, со – понимание, со – чувствие. Без этих составляющих (учитель – ученик – родитель) невозможно по-настоящему ввести в мир знаний, научить различать добро и зло, разбудить эмоции, душу. А, главное, нет диктата. Вместо него совместный поиск, взаимоуважение. И тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения.

Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока. Я снова вхожу в класс и вижу десятки глаз своих учеников, следящих за мной, не умеющих прощать равнодушия и лжи. Как библейская истина звучат для меня слова, сказанные В.О. Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь».

Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не знать и не любить. «Чтобы полноценно жить в этом мире нельзя не знать химию...», «…химия – это не только предмет, с помощью которого мы познаем себя и окружающий нас мир, химия – это источник материалов, которые окружают нас в повседневной жизни…», «…все науки взаимосвязаны и знания одного предмета помогают в изучении другого…», «…наш город называют городом химиков… и не нам ли – новому поколению, знать все о химии, чтобы держать честь города, ведь это наше будущее и думать о нем надо уже сейчас…». Это цитаты из сочинений моих учеников. На своих уроках я учу детей понимать и любить природу, осознавать себя в этом мире, воспитывать себя духовно и нравственно. Я стараюсь передать ученикам свои чувства и мысли. Для меня недостаточно того, что мой ученик совершил добрый поступок, отказался от каких-либо удовольствий ради доброго и вечного, – для меня важно, что он при этом чувствует. Искренне радуется или просто хочет, чтобы его поступок заметили, ждет похвалы?

Я прихожу в школу каждый день. Это моя школа, это большая часть моей жизни. А от жизни не берут выходных. Жизнь может быть нелегка, но от нее нельзя уставать. Я иду в школу с чувством, что там меня ждут единомышленники. И я рад, что для них также как и для меня, познание и развитие стало неотъемлемой частью их жизни и интересов. Многие уже попробовали свои творческие силы, нашли себя, научились быть полезными и протоптали тропинку для других. Я рад, что смог им помочь в этом и приложу все силы, чтобы тропинки, не зарастали, а множились.

Есть притча о царе, которыймечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот,который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, кто сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моейпедагогическойфилософиии моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок для меня – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье…

Моя педагогическая философия.

Кем быть? Этот вопрос встаёт в определённом возрасте перед каждым человеком. И это не удивительно, ведь в наше время столько дорог открыто для подрастающего поколения, что сделать выбор становится довольно сложно. Тогда на помощь приходят друзья, учителя, родители. Когда я задумалась над этим вопросом, родители посоветовали мне поступать в пединститут. Они видели, что, будучи маленькой девочкой, я играла не в дочки-матери, а в школу, в детский сад. Все мои куклы исполняли роль детей. И мне очень хотелось, чтобы мои «дети» всё делали правильно и не плакали. Но я, как и многие молодые люди, выбрала профессию не для души, а ту, что более востребована и лучше оплачивается. Поступила учиться в Политехнический институт и получила профессию химика – технолога. С первых дней работы на заводе я поняла, что ошиблась в выборе профессии. Моё призвание – дети. И судьба привела меня к ним, я стала работать воспитателем.
Не всё сразу получалось, не хватало опыта, но было огромное желание научиться работать с детьми. С первых же дней работы с малышами я полюбила их, с радостью шла на работу. Многие, как и я сама в далёком детстве, представляют работу воспитателя лишь как игру, полную задора и веселья, и не подозревают, что требуется много кропотливого труда и терпения. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать всё: шить и рисовать, вязать и лепить, в определённой степени владеть актёрским и режиссёрским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, знать правила хорошего тона, да можно ли предсказать всё, что встретится педагогу в его работе? Чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми.
А ещё ему необходим жизнерадостный и весёлый характер, умение не сердиться на ребёнка, избегать монотонности, скуки, дети оптимистичны по натуре и очень ценят эти качества в своём воспитателе и стараются ему подражать. Жизнь детей в детском саду должна быть праздником, поэтому во время работы я стараюсь создать хорошее настроение себе и своим детям – кому советом, кому шуткой. Высшее проявление педагогической успешности
- улыбка на лицах детей. Воспитатель должен быть порядочным, доброжелательным, терпеливым, добрым. Я стараюсь создать вокруг ребёнка атмосферу любви и взаимопонимания, потому что такая атмосфера способствует раскрытию таланта ребёнка. Я не боюсь лишний раз похвалить ребёнка, даже тогда, когда его успехи скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг.
Любить ребенка легко, но еще необходимо увидеть в нем личность, помочь развить эту личность может только настоящий воспитатель. И поэтому я считаю, что профессия педагога – это самая важная профессия на земле. Она стала моей жизнью. Я учу детей видеть прекрасное, быть добрыми и честными.
Каждый день я всматриваюсь в глаза детей и часто при этом вспоминаю сон детства: « Я закрываю глаза… Медленно погружаюсь во тьму. Она становится всё гуще и гуще, ещё немного и я растворюсь в ней. Серо, душно и страшно. Но во всём теле разливается воля к свету. Сияние освобождает и наполняет не только меня, но и всё, что меня окружает. Раздвигаются и рушатся стены, которые держали в заточении. Поток сильнее и сильнее – и вот уже рядом прекрасные горы, моря, небеса и звёзды…Я лечу!» Дети каждый раз как бы снова рождаются – отсюда и непосредственность, простота суждений и действий. Кроме того у них незаглушённое чувство добра и зла, свобода Души, отсутствие суда и анализа. Для меня важно, чтобы ребенок не растерял это «богатство», поверил мне, сохранил уважение и признательность. Поэтому стараюсь быть настоящим другом, второй мамой для детей, которых мне доверили родители.
Ведь, наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребёнок будет посещать детский сад, какие взаимоотношения сложатся у него с воспитателем, со сверстниками, насколько для него учение будет радостным и полезным. Воспитывать детей - это большая ответственность. Перед педагогом не просто ребенок, а будущий инженер, политик, врач или просто рабочий. Каким он будет? Добрым, сильным, открытым, чувственным, или замкнутым, раздражительным, агрессивным. Такие серьезные задачи решает на первый взгляд легкая, игривая профессия воспитателя. С детьми я работаю 18 лет и с уверенностью могу сказать, чтобы быть интересной для своих воспитанников и профессионально выполнять свою работу, я должна постоянно работать над собой, познавать что-то новое, расширять свой кругозор, идти вперёд к новым целям.
Я люблю свою работу и считаю профессию воспитателя лучшей для женщины. Ведь главное качеств о женщины - материнство. И я по - матерински стараюсь окружать детей заботой , лаской и вниманием. В ответ от детей получаю новый заряд позитива, творчества, массу положительных эмоций. Рядом с детьми ощущаешь себя всегда молодой, живой и энергичной.

Эссе воспитателя ДОУ «Моя педагогическая философия»

Амирова Галина Ринадовна, воспитатель МАДОУ детский сад "Дарование", с. Ташла, Ташлинский район, Оренбургская область.
Описание материала: Предлагаю вам эссе «Моя педагогическая философия». Может быть полезен воспитателям и учителям начальных классов при составлении портфолио педагога.

Чтобы стать настоящим воспитателем детей,надо отдать им свое сердце.
Сухомлинский В.А.

«Отдаю свое сердце детям…»
Тем, кто каждый день встречает меня радостной улыбкой, ясными глазами и чистым сердцем. Это мои счастливые минуты жизни. Я рада, что это счастье получаю в своей профессии, профессии воспитателя детского сада.
Я рада, что не ошиблась в своем выборе. Выбор, который был сделан еще в школе. Моим воспитателем в детском саду была Нина Ивановна Зайцева. она умела все: петь, танцевать, читать стихи. Но самое главное, она умела видеть каждого из нас, чувствовала, уважала. И мне очень хотелось стать похожей на нее.
И вот я в профессии!

Иду вслед за любимым воспитателем, усвоив ее нравственный закон «детству следует оказывать величайшее уважение»
Моя задача воспитывать.А что это значить?
В словаре В.И.Даля сказано, что «воспитывать значит заботиться о нравственных потребностях ребенка до возраста его, обучать всему, что для жизни нужно»
Воспитание человека начинается с самого рождения; он еще не говорит,еще не слушает, но уже учится. И сменяя, воспитателя начинается этот процесс в длиною в жизнь.
Как же много профессий вбирает моя!
Это и педагог. и психолог, и доктор, и актер, и музыкант, и танцор! Почему? Потому что ребенок мал, доверчив, беззащитен, раним, но очень любознателен. Я же ввожу детей в окружающий мир, помогаю каждому найти свой путь, учу преодолевать трудности и препятствия.
Как это я делаю?
Увожу в мир игры…
потому что игра – это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
« Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности».
/Сухомлинский В.А./

Опять иду за Сухомлинским:
«…если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным счастье труда». Труда созидающего, развивающего, преображающего, который возводит нас до добродетели.
Привожу детей…
К пониманию необходимости творить добрые дела, совершать благородные поступки и дела для милосердия, что является основой нравственности,фундаментом их будущей жизни.
Я хочу научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром; показать, как красив и приветлив мир, в котором мы живем.
Стремлюсь воспитать в них взаимоуважение, взаимопонимание, человеколюбие, чтобы нравственные ценности стали главными ориентирами на жизненном пути.
Все это возможно только при одном условии: впусти ребенка в свое сердце, стань частицей его открытого детского мира.
Я счастливый человек, потому что делаю самое важное дело на Земле: формирую духовный мир маленького Человека.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх