Формы ознакомления детей с природой. Методы ознакомления дошкольников с природой

В данной консультации рассказывается о формах (занятия, экскурсии, прогулки и т.д) и методах (наблюдения, рассматривание картин, дидактические игры,труд в природе и т.д.) ознакомления дошкольников с природой. Описывается личный опыт педагога,как он старается создать в группе необходимую предметно развивающую среду и проводит работу с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы детского сада. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широко использования её в воспитательно-образовательной работе ДОУ, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине. Законы природы выражают связь между отдельными явлениями. Познание природы, проникновение в её причинно- следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способствует формированию научного мировоззрения.

1.2. Исторический аспект ознакомления дошкольников с природой.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для их развития.

Окраска, форма, запах цветов и плодов, пение птиц журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – всё это позволяет детям чувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих учёных – К.И.Тимирязева, И.В.Мичурина, писателей, художников и композиторов – А.С.Пушкина, М.Пришвина, В.И.Бианки, И.Левитана, А.К.Соврасова, П.И.Чайковского.

Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на её чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. В процессе воспитания в детском саду осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности. Основу содержания любой деятельности ребёнка составляют те знания, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой - одно из главных средств их развития.

Ознакомление дошкольников с природой передает объём знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса и любви к ней.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

Занятия - проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии - это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.

Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.

Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.

Перед выходом проверяют, всё ли необходимое они взяли, затем напоминают детям, как они должны вести себя.

Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.

Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

1.4. Методы ознакомления дошкольников с природой

Наглядные методы

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и на экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия.

Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.

Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Практические методы

Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний.

Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».

Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.

Словесные методы

Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.

Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная - используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.

Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.

дошкольников с природой.

Мои воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни.

Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит.д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания.

Особое значение по ознакомлению детей с природой я уделяю наблюдениям на прогулке. Например осенью я просила обращать внимание на цвет неба через ветки: в это время разнообразная раскраска листьев особенно подчеркивает цвет неба. Дети любят собирать опавшие разноцветные листья разной формы. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор детей мы используем листья в игре. Позднее, осенью, когда под деревьями оставались только сухие листья, слушали как они шуршат под ногами.

Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т.д. зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц зимой спасает их от гибели.

Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой: землёй, водой, воздухом и.т.д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое и жидкое состояние.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В.А.Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

Дидактические игры: «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.

Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам.

В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи, поэтому я большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А.Рыжова, я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное и нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.

Поэтому, прежде всего я выясняла, как родители сами относятся к проблемам экологического воспитания детей. В результате анкетирования оказалось, что говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому я проводила индивидуальные беседы с родителями, давала краткие советы и рекомендации.

Я советовала родителям обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняла, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой.

Привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию детей помогает и наглядная информация для родителей. Были предложены консультации «правила друзей природы», «формирование культуры природолюбия у дошкольников», предложен список детской литературы, которая поможет в экологическом воспитании детей, а также совместно с родителями сделали гербарий из листьев деревьев. Надеемся, что наша совместная работа даст хорошие результаты.

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты земля.

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала -

Не наукой, а частью души!

1. Психолого-педагогические основы экологического воспитания .

1.1 Значение ознакомления дошкольников с природой.

1.2. Исторический аспект ознакомления дошкольников с природой

1.3. Формы ознакомлению дошкольников с природой.

1.4. Методы ознакомления дошкольников с природой.

2. Реализация принципов и методов ознакомления

дошкольников с природой.

Формы и методы ознакомления

Дошкольников с природой.

Воспитатель: Мамаева А.Р.

Казань,2012

– –


Прежде чем приступить к описанию методов и форм, применяемых при ознакомлении дошкольников с неживой природой, я бы хотела дать вначале определение понятия метод. Под методом понимается совместная деятельность взрослого и ребёнка, направленная на достижение определённого воспитательно – образовательного результата усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.

В процессе ознакомления детей с неживой природой в детском саду используются разнообразные методы:

I. Наглядные:

1) Наблюдение;

2) Рассматривание картин;

3) Демонстрация диа- и кинофильмов.

II. Практические:

1) Игровой метод;

3) Элементарные опыты.

III. Словесные:

1) Рассказ воспитателя;

2) Чтение художественного произведения;

3) Беседы.

I. Наглядные:

1) Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление, речь, требуется устойчивое внимание.

В процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, характер поверхности. Для накопления знаний о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других – наблюдение проводится с небольшой группой или одним ребёнком. Это зависит от содержания наблюдения тех задач, которые ставят пред собой воспитатель.

Установлено, что вначале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1-2 мин., удовлетворили естественно возникшее любопытство. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приёмы (с учётом возраста детей): вопросы, загадки, сравнения, игровые и трудовые действия. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, он в работе использует стихи, малые формы фольклора, чтение отрывков из художественного произведения. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину, наблюдаемую с детьми. Этому поможет дневник наблюдения, он может быть разным: в виде рисунков, схематических отражений изменений.

2) Рассматривание картин – даёт возможность подробно рассмотреть явления неживой природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности изменчивости природы. При ознакомлении детей с неживой природой используются дидактические, сюжетные, предметные, а также художественные картины. Дидактические, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. Предметные картины используются для формирования понятий. К занятию подбирают серию картин, организуют рассматривание и анализ каждой картины. Например, для формирования понятия «осень» следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательность изменения погоды: «Расскажите, как меняется погода от начала к концу осени». Рассматривание худ. картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.


3) Демонстрация кинофильмов и диафильмов – с их помощью воспитатель формирует у детей представление о динамике явлений неживой природы, которые протекают длительное время.

Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, что способствует более успешному усвоению знаний (Например, « Разные времена года»).

Диапозитивы и диафильмы дают возможность показать явления более крупным планом, что помогает сосредоточить внимание детей на изображении длительное время, а серии кадров позволяют показать изменение и развитие явлений (Например, «Свет и его свойства»).

К просмотру фильма детей необходимо готовить заранее. Для этого проводят беседы, экскурсии, организуют чтение книг, связанных с содержанием фильма. Непосредственно перед показом с детьми проводят установочную беседу, направленную на выделение наиболее важных по содержанию моментов. После второго просмотра необходимо проконтролировать, как дети усвоили содержание фильма. Проведённая таким образом работа позволяет систематизировать и обобщать знания детей.

II. Практические методы:

Дидактические игры – уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей играть вместе. При ознакомлении детей с неживой природой используются дидактические игры с предметами («Чудесный магнит»), настольно-печатные («Четыре времени года»), словесные игры («Вода, воздух, земля»).

Творческие игры – дети отражают впечатления, полученные в процессе знаний, экскурсий, повседневной жизни. Например, одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной и т.д. В них дети, созидая познают свойства и качества материалов.

2) Труд – имеет большое воспитательное и образовательное значение к своим обязанностям, создает условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Труд способствует развитию наблюдательности. Труд детей может быть индивидуальным и коллективным. Индивидуальный труд помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд формирует трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Формируется умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия. Ведущий приём обучения старших дошкольников (я характеризую данный период так как данный возраст я рассматриваю в своей контрольной работе) новому виду труда – объяснения. Оценка труда должна носить положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества, к оценке должны привлекаться и сами дети.

3) Элементарные опыты – для установления детьми тех иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем, но может быть выдвинута и самими детьми. Решение задачи требует специального поиска анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждения условий опыта проходит под руководством воспитателя. Все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими. Заключительным моментом опыта является формирование выводов на основе полученных результатов. Например, при проведении занятия на тему « Знакомство с магнитом и его некоторыми простейшими свойствами», используется фронтальный опыт – образование цепочки т.е. притягивание некоторых предметов к магниту, на основании этого воспитатель поясняет детям некоторые свойства магнита.

III. Словесные

Словесные методы необходимо совмещать с наглядными, использовать картины и диафильмы. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о неживой природе.

1) рассказ воспитателя.

Воспитатель должен строить рассказ с учётом опыта дошкольника, так как восприятие рассказа является сложной умственной деятельностью. Знания, сообщаемые в рассказе должны быть точными и достоверными. Яркость, образованность и корректность языка – обязательное требование к рассказу воспитателя. Рассказ обязательно сопровождается иллюстрированным материалом – фотографиями, картинами… Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна составлять не более 10-15 минут.

Предварительная беседа используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Итоговая беседа направлена систематизацию и обобщение полученных фактов их закрепление и уточнение.

Беседа – это итог, проведённой с детьми работы. Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выявления их особенностей, признаков… В первой части беседы с целью подготовки детей к обогащению включаются такие вопросы к детям «Какие месяца в году вы знаете, причислите их в логической последовательности». Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: «А почему именно в такой последовательности один месяц сменяет другой, а не наоборот». Нельзя ставить вопросы, требующих односложных ответов: «Да», «Нет».

3) чтение художественной литературы.

С помощью книги можно узнать о явлениях природы. Основоположниками русской детской природоведческой книжки являются В.В. Бианки и М.М. Пришвин. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные научные факты. Его произведения помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы. Из произведений В.Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь», дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе. пословицы, поговорки, загадки предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явлений, определённые качества предмета. Например, во время наблюдения зимой за льдом воспитатель может загадать загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно?». Итак, обязательное требование к беседе – сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

ФОРМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ.

1. Занятия дают возможность формировать знания последовательно. обучение детей на занятиях осуществляется разными методами, выбор зависит от основной задачи. Занятия в старших группах проводится 1 раз в неделю. В определении содержания программных задач, воспитатель исходить из требований «Программы воспитания в детском саду». В программное содержание включается 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные включают в себя развитие познавательных процессов, отдельных мыслительных операций, развитие речи, формирование навыков учебной деятельности. Воспитательные задачи, направленные на формирование положительного, бережного отношения к неживой природе. При подготовке к занятию и его проведении важно правильно определить метод занятия. Выбор метода зависит от характера образовательных задач. Готовясь к проведению занятия, воспитатель продумывает, какие отобрать наглядные пособия: картинки, рисунки, календари погоды. Только потом воспитатель продумывает ход занятия. В ходе занятия важно привлечь всех детей. В конце занятия воспитатель пользуется педагогической оценки навыков и умений, отношения детей к занятию, их интереса.

2. Экскурсии во время экскурсии ребёнок может наблюдать явления природы, сезонные изменения. На экскурсиях у детей развивается любознательность. Воспитатель заранее определяет цель и содержание экскурсии. Важно выбрать дорогу, которая не будет утомительной, учитывать физические возможности детей, сезон, состояние погоды. Знания, полученные на экскурсии расширяют и закрепляют на занятиях. Через 2-3 для после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием дидактических игр, худ. литературы…

3. Работа в повседневной жизни

Прогулки детей знакомят с таянием снега, организуют игры с природным материалом – песком, водой, глиной…. Повседневные наблюдения не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. Дети старшей группы наблюдения на прогулках в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе.

Литература:

1. Фрейдкин И.С. Ознакомление с неживой природой// Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н, Поддъякова, М., 1984;

2. Корзакова Е. Формирование обобщённых представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание 1982;

3. Е.И. Красило Я и Мир вокруг меня// Мозырь 2001;

4. Пралеска,

5. Корастелева Т.М. Воспитание и обучение в детском саду


МЛАДШИЕ ГРУППЫ

В процессе ознакомления детей младших групп с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учит различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Воспитатель обучает малышей н первым несложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбку, птичку в уголве природы. На этой основе воспитывает бережное отношение к растениям и животным, вызывает у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания.
Основное содержание знаний малыши усваивают через систематические встречи с природой в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада.
Коллективные формы работы воспитатель чередует с индивидуальными, занимаясь с небольшими подгруппами детей. Индивидуальное общение с ребенком позволяет вызвать у него больший интерес, успешнее (подробнее, тщательнее) провести наблюдение.
Однако этого недостаточно. Для расширения представлений, уточнения и конкретизации знаний, а также для развития наблюдательности 2 раза в месяц проводятся занятия и целевые прогулки. С детьми первой младшей группы занятия проводятся в первом полугодии с двумя подгруппами, во втором - со всей группой. Во второй младшей группе занятия проводятся со всеми детьми.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Дети 4-5 лет любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого воспитатель средней группы решает новые задачи в ознакомлении детей с природой. Учит ребят видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями.
Дети ежедневно выполняют поручения по уходу за растениями и животными, получают первые представления о том, что для роста растений нужны влага, свет, тепло. Овладевают и первоначальными умениями выращивания растений. В процессе наблюдений и ухода за растениями и животными у дошкольников воспитывается чувство бережного и заботливого отношения к природе, понимание ее красоты. Основным методом ознакомления детей с природой остаются наблюдения. Они осуществляются на ежедневных и целевых прогулках. В средней группе проводятся экскурсии. Лучше всего их организовать тогда, когда сезонные изменения проявляются наиболее ярко.
Два раза в месяц проводятся занятия. Продолжается работа в уголке природы, который в течение всего года пополняется новыми объектами, У детей закрепляются ранее полученные умения и навыки ухода за растениями и животными, формируются новые.
Широко используются трудовые поручения, к выполнению которых систематически привлекаются все дети. Форма организации труда разнообразна. Так, уборку участка, посадку растений выполняет вся группа; для других работ дети организуются небольшими подгруппами или получают индивидуальные поручения. Совместный труд воспитывает у ребят чувство ответственности за порученное дело и коллективизма. Закреплению, уточнению и систематизации полученных знаний способствуют дидактические игры.
Кроме непосредственных наблюдений, игр и занятий, должное место в работе с детьми занимает рассматривание картин с изображением природы. Это могут быть отдельные растения, животные, а также картины леса, поля, реки, живописные картины времен года. Отбирают картины такие, которые побуждали бы детей к рассказу, помогали закреплять и уточнять знания. Собирают плоды деревьев и кустарников, составляют из них коллекции и гербарии.
В средней группе детей знакомят с изменениями в природе. Наблюдение лучше вести за изменением единичного предмета, явления (за такими объектами природы, в которых изменения происходили бы в течение 1 -2 месяцев, например рост редиса, гороха, настурции). Более длительные наблюдения трудны для детей среднего возраста.
Дети пятого года жизни учатся вести дневник наблюдений. Форма ведения дневника может быть разной (гербарии, рисунки). Дневник помогает воспроизвести ход развития явлений. В процессе наблюдения, а затем и при составлении гербария или зарисовке воспитатель ставит вопросы, подводя ребят к сравнению: «Что было? Что стало теперь? Есть ли бутон? Что появилось нового?» И т. д. При этом в беседе участвуют все дети.

СТАРШАЯ ГРУППА

У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с природой. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам, узнают о некоторых особенностях ухода за растениями; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за обитателями уголка природы.
В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы. Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни - в уголке природы и на участке. Занятия по ознакомлению с природой проводятся еженедельно. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях. Впервые организуются дежурства в уголке природы.
Дети начинают вести календарь природы, в котором фиксируют основные существенные явления в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда взрослых и детей, развлечения на воздухе. В календаре обязательно отражаются коллективные наблюдения.
Одному или нескольким детям поручают изобразить определенные явления природы, а затем выбирают вместе с ними рисунок, который наиболее полно отражает увиденное. Можно поручить это дело дежурному или тому, кто первый заметил интересное явление. Форма ведения календаря разная: в виде настенного панно, альбома, ширмы. Календари используются в итоговых беседах о том или ином времени года. Они помогают подвести детей к простейшим формам обобщения.
Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течение года помогают настолько-печатные игры: лото «Времена года», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото» и др.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

При планомерном ознакомлении детей с природой к 6 годам у них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, формируются несложные умения выращивать растения и ухаживать за мелкими животными, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т. д. В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. Все это дает возможность в работе с детьми седьмого года жизни решать новые задачи ознакомления с природой, использовать новые способы организации работы.
Каковы же эти задачи? В подготовительной к школе группе проводится дальнейшая конкретизация и обогащение представлений о природе. При этом детей выводят за пределы непосредственного опыта, знакомя с новыми объектами через художественную книгу, картинку, диафильмы и кинофильмы и т. п. Дети должны получить знания о последовательности некоторых явлений природы (рост и развитие некоторых животных, сезонные изменения в природе и др.).
В подготовительной к школе группе в центре работы стоит систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях природы. В процессе усвоения элементарных знаний у будущего школьника развиваются важные для обучения способности обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь. Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения представлений о признаках и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоения разнообразных связей и причин; на этой основе у детей возникает познавательное отношение к природе.
Совершенствуется эстетическое восприятие природы. Старших дошкольников учат видеть неповторимость ее явлений, гармонию красок и форм, все разнообразие проявлений жизни. Дети седьмого года жизни способны при участии взрослых поддерживать порядок на участке и в уголке природы, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют, выращивать красивые цветы, создавать несложные композиции из природного материала, выражать красоту наблюдаемой природы в ярком точном слове, в изобразительной деятельности.
Большое внимание уделяется воспитанию любви к родной природе, бережного и заботливого отношения к ней. Дети седьмого года жизни устанавливают связь между собственной деятельностью и состоянием растений и животных, находящихся на их попечении, совершенствуют трудовые навыки и умения.
Возросшие возможности детей подготовительной к школе группы позволяют использовать для работы не только уголок и участок, но и ближайшее природное окружение: парки и сады, поле, луг, водоем, фермы, оранжереи, ботанический и зоологический сады и т. д. С детьми систематически проводят целевые прогулки и экскурсии. Желательно провести 1-2 экскурсии и целевые прогулки в лес, парк для того, чтобы проследить изменения природы в течение сезона, осенью и зимой - 1-2 целевые прогулки на водоем. Весной и летом количество экскурсий и целевых прогулок значительно увеличивается (до 2-3 в лес, поле, огород, водоем и др.).
В уголке природы дети ведут систематические наблюдения, дежурные ухаживают за его обитателями. В дежурстве по уголку природы одновременно принимают участие несколько детей (до 3-4 в зависимости от количества обитателей), дежурят по 2-3 дня. Воспитатель в течение года проводит 2-3 занятия, на которых знакомит детей с изменениями способа ухода за обитателями уголка (особенно растениями) в разные сезоны, с уходом за новыми его обитателями.
Наблюдения и труд на участке в подготовительной к школе группе организуют фронтально, или отдельные трудовые поручения распределяются между группами и звеньями. Весной можно использовать форму организации детей по звеньям: каждое звено получает длительное трудовое поручение по уходу за определенной, грядкой или клумбой, за тем или другим домашним животным - наседкой с цыплятами, щенком, кроликами, живущими на участке. Длительные поручения дают и индивидуально.
Один раз в неделю проводится занятие или экскурсия (целевая прогулка проводится во время, отведенное для прогулок), Многие занятия и экскурсии, проведенные в старшей группе, повторяются в подготовительной с некоторым усложнением программных задач.
При организации ознакомления с природой в подготовительной к школе группе следует широко использовать элементарную поисковую деятельность; она обеспечивает усвоение детьми доступных их пониманию связей и отношений в природе. Проводятся разнообразные опыты.

Сост. Л.А.Каменева, "Как знакомить дошкольников с природой", М., 1983.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться к программе детского сада я определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наряду с этим в программное содержание занятия могут быть включены задачи, направленные на формирование отдельных способов познавательной деятельности (например, дифференцированного восприятия, умения сравнивать объекты по выделенным признакам, самостоятельно выделять основания для сравнения, устанавливать простейшие, наглядно представленные связи между предметами, обобщать и т. д.). Важной задачей занятий по ознакомлению детей с природой является и воспитание у дошкольников отношения к тем живым объектам, явлениям природы, с которыми они знакомятся. У детей 4--5 лет отношение проявляется в желании общаться с живыми существами -- растениями, животными, в интересе к их жизнедеятельности, а также к ярким природным явлениям неживой природы, свойствам и качествам неживых объектов. Оно выражается в любознательности и активности при узнавании нового, -в стремлении принимать участие в создании условий для жизни живых существ, в уходе за ними и т. д. Таким образом, занятия по ознакомлению детей с природой в средней группе, так же как и в других возрастных группах, должны решать целый комплекс воспитательно-образовательных задач. Это требует использования различных типов занятий.

В средней группе значительное место занимают занятия, направленные на первичное ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы. Они предполагают формирование конкретных представлений об объектах. Наиболее целесообразно использовать для этого занятия, проводимые методом наблюдения. Широко применяется и особый вид занятий -- экскурсии в природу. Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено на занятиях с использованием дидактических картин (рассматривание картин природоведческого содержания). С детьми средней группы могут проводиться занятия, имеющие своей целью расширение, углубление, закрепление у детей знаний о природе. Эти задачи успешно решаются при использовании повторных наблюдений и экскурсий, бесед с детьми.

В средней группе проводятся занятия по обучению дошкольников элементарным способам ухода за комнатными растениями, животными. Усвоение первоначальных знаний о потребностях растений и животных, а также условиях, необходимых для удовлетворения этих потребностей, позволяет организованно на занятиях научить детей правильно поливать комнатные растения, показать некоторые несложные способы удаления пыли с листьев. Такие занятия способствуют закреплению и уточнению знаний, полученных ранее, а также активному применению их в практической деятельности.

Начиная со средней группы с детьми должны проводиться занятия, направленные на формирование простейших первичных обобщений и систематизацию знаний. Наиболее полно этой цели отвечают занятия, проводимые методом беседы (например, беседа об осени и т. д.). Некоторые обобщения успешно формируются и на занятиях, проводимых методом наблюдения. Они могут являться итогом повторных наблюдений (например, обобщенные представления о птицах, рыбах).

Таким образом, занятия обеспечивают последовательное усложнение, обогащение и расширение знаний, умений и навыков с последующим их обобщением. Такой путь ознакомления дошкольников с растениями, животными, неживой природой, сезонными ее изменениями позволяет воспитателю сформировать у детей первоначальную систему представлений о природе.

Наиболее распространенными в средней группе являются занятия, проводимые методом наблюдения. Организуя такие занятия с детьми 5-го года жизни, воспитателю необходимо учитывать особенности этого возраста. Наиболее типичными из них являются следующие: возросшая дробность, дифференцированность (расчлененность) восприятия, умение выделять значительное количество признаков наблюдаемого (до 4--6 признаков). Это могут быть признаки внешнего строения объектов, особенности поведения животных, существования растений. Однако воспитателю надо помнить, что дети 4--5 лет не могут выделять среди наблюдаемых признаков главные и второстепенные, соподчинять их, отделять существенное от случайного. Этому их необходимо учить.

Продумывая наблюдение, важно точно определить, какие задачи оно решает, установить последовательность и приемы руководства деятельностью детей на занятии. Для среднего дошкольного возраста наиболее эффективными приемами наблюдения являются организация обследовательских действий с объектами наблюдения, направленных на выявление сенсорных признаков, использование поисковых действий.

Широко используют сравнение наблюдаемого предмета с другим, натуральным или изображенным на картинке.

В ходе наблюдения дети могут устанавливать простейшие связи между наглядно представленными признаками объекта, что существенно углубляет восприятие наблюдаемого (например, связь между строением конечностей кролика и способом его передвижения и т. д.). В наблюдение могут включаться и элементы предметного моделирования сенсорных свойств объектов, например модель характера поверхности листьев растения, их величины, расположения и т. д.

Наблюдение за тем или иным объектом будет успешным, если воспитатель сделает его интересным и значимым для ребят. Поэтому в начале занятия перед детьми должны быть поставлены задача наблюдения, цель в той форме, которая заставит детей внимательно рассмотреть объект, выявить его особенности, свойства. Это могут быть ситуация игры, несложная загадка о наблюдаемом объекте, сюрпризный момент. Кроме того, большой интерес у детей вызывают те растения или животные, которые после занятия останутся в группе и за которыми они будут ухаживать.

Результативность наблюдения тесно связана с его планомерностью, упорядоченностью; поэтому воспитатель, готовясь к занятию, должен продумать план наблюдения, приемы его организации.

Планируя ход занятия, важно учитывать и особенности рассматриваемого объекта. Так, например, в занятиях по наблюдению за животными важно продумать организацию проявлений объекта и в соответствии с ней определить логику, последовательность вопросов и заданий к детям. При этом наблюдение за животными должно быть гибким -- план его может быть изменен в соответствии с поведением объекта. При рассматривании растений план наблюдения будет более жестким и должен быть определен заранее.

В средней группе результатом наблюдения на занятии являются новые знания об объекте, способах ухода за ним и т. д. Он может быть представлен как небольшой рассказ-описание наблюдаемого предмета, как выбор способов общения с ним, ухода и т. д. Это может быть развернутый ответ детей на обобщающий вопрос, который требует вновь воспринять объект в целом и вынести суждение о нем (например, после наблюдения за животным воспитатель предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на него и определить, как чувствует себя зверек, почему, как дети догадались об этом). Длительность занятия не должна превышать 15--20 мин. Учитывая, что деятельность наблюдения у детей 4--5 лет еще только развивается, в средней группе хорошо использовать на занятии раздаточный материал. Такие занятия более эффективны, поскольку наблюдаемый объект каждый ребенок получает в руки. Он обследует предмет, учится самостоятельно мыслить, ищет ответ на вопрос воспитателя, опираясь на результат наблюдения. Проведение занятий такого рода требует от воспитателя умений руководить обследовательскими действиями всех детей, одновременно быстро сопоставлять ответ ребенка с особенностями его объекта. Наряду с этим в ходе наблюдения необходимо обобщать ответы детей по каждому выявленному свойству объектов, так как раздаточный материал может оказаться вариативным по отдельным выделяемым признакам.

В процессе наблюдения с использованием раздаточного материала воспитатель особое внимание уделяет обучению детей обследованию объектов. Для этого, давая задание по выявлению того или иного признака предмета, показывает или называет способ обследования, а затем предлагает детям самостоятельно обследовать предмет, проверить результаты и обобщить их. В средней группе могут проводиться как природоведческие экскурсии -- в лес, в парк, на луг, на водоем и т. д., так и экскурсии на сельскохозяйственные объекты -- в сад, на огород, в поле. Последние позволяют формировать у детей представления и об объектах природы, и об отдельных видах труда взрослых, результатах воздействия людей на природу.

Для рассматривания на экскурсии отбираются яркие, наиболее отвечающие цели наблюдения объекты. Их должно быть немного (3--5). Необходимо, чтобы все они были привлекательны для детей, доступны восприятию. Например, золотой осенью можно провести экскурсию в парк, где много разнообразных лиственных и хвойных деревьев. Экскурсию хорошо провести в солнечный день, когда наступление осени лучше заметно. На таком занятии можно познакомить детей с ее характерными признаками (еще светит солнце, листья на деревьях разноцветные), поупражнять их в различении и назывании деревьев в осеннем уборе, расширить представления о жизни насекомых и птиц осенью (птицы улетели, насекомые попрятались). На экскурсии надо учить детей пользоваться словами, обозначающими признаки осени, рассказывать о результатах наблюдения.

После коллективных наблюдений на экскурсии дети охотно собирают семена, плоды, опавшие листья растений. Воспитатель организует игры с этим материалом: «Найти дерево по листу», «От какой ветки эти детки?» и т. д. В конце экскурсии надо еще раз полюбоваться красотой парка, прочитать стихи о золотой осени, подвести итог увиденному.

Построение экскурсии может варьироваться в зависимости от цели, содержания, сезона.

В средней группе на занятиях с детьми впервые начинают проводиться беседы природоведческого содержания. Они достаточно сложны, поэтому проводятся в конце учебного года. Беседа с детьми становится возможной при условии наличия у них знаний об объектах, их некоторых связях и отношениях. Поэтому при подготовке к беседе воспитатель должен осуществлять целенаправленное руководство по накоплению у детей конкретных представлений о природе, том или ином ее явлении.

Беседа начинается с воспроизведения фактов (представлений) для разговора с детьми. Существенно облегчает этот этап использование иллюстративно-наглядного материала (предметы природы, иллюстрации, модели и т. д.).

Затем совместно с детьми осуществляется анализ выделенных для беседы фактов. Он должен быть подчинен главной цели беседы, ответу на основной ее вопрос. Отвечая на вопросы воспитателя, дети выявляют существенные для обобщенного суждения признаки объектов, устанавливают Необходимые связи между фактами. Существенные признаки объектов могут быть закреплены моделью.

Затем формулируется обобщение. В средней группе это делает воспитатель.

В заключение занятия можно предложить детям найти существенное в тех объектах, которые на занятии не рассматривались, но знакомы детям. Для этого используется раздаточный материал. Например, в беседе о птицах, имеющей целью обобщение первоначальных конкретных представлений о них, дети последовательно рассматривают 2--3 предметные картинки с изображением знакомых птиц местного края. В ходе беседы воспитатель не только направляет их внимание на характерные для того или иного вида птиц особенности (величина, типичная окраска, характер клюва и конечностей --- ног, крыльев), но и помогает выделить общие для всех птиц признаки: имеют два крыла и две ноги, перьевой покров, клюв.

Затем воспитатель формулирует обобщение: «Птицы -- это животные, у которых два крыла и две ноги для того, чтобы летать и ходить, тело покрыто перьями, рот у птиц -- клюв».

Успех беседы с 4--5-летними малышами во многом обусловливается степенью их активности на занятии. Эта активность может быть вызвана особой постановкой познавательной задачи в начале занятия (например, дети поставлены в ситуацию обучения игрового персонажа --- мишки, куклы; в ситуацию необходимости нахождения ошибки, допущенной им, и т. д.), использованием значительного количества наглядного материала, поисковых вопросов, включенных в ход беседы разнообразных приемов (например, сравнения разного вида, предметное моделирование существенных признаков объектов и т. д.).

Таким образом, в средней группе детского сада при ознакомлении детей с природой используются разнообразные виды занятий, позволяющие решать задачи программы воспитания и обучения. Это занятия, имеющие целью первичное ознакомление с объектами природы, углубляющие и расширяющие представления детей о них; занятия, направленные на обобщение, систематизацию и применение полученных знаний.

экологический воспитание дошкольник наблюдение

Чувство любви к природе можно воспитывать, если знакомить ребенка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветов. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит её, захочет узнать о ней больше. Основной способ знакомства с природой – это непосредственное наблюдение за растениями и животными. Наблюдения должны быть кратковременными, но частыми.

Для ознакомления детей с выращиванием растений проводятся экскурсии к месту посадки деревьев. Во время экскурсий в парке, на улице или в сквере им показывают весеннюю посадку деревьев, рассказывают, для чего их сажают, обращают внимание на необходимость бережного обращения с саженцами. Очень полезно привлечь детей к посадкам деревьев на участке детского сада. Они могут поддерживать ствол деревца во время посадки, подсыпать землю в лунки, поливать посаженные растения. Надо показать, как ухаживать за деревьями (обрезка веток, обмазка известью стволов, борьба с вредителями). Во время цветения плодовых деревьев будет целесообразным провести экскурсию во фруктовом саду. Обращают внимание на красоту цветущего сада. Можно вспомнить несколько строк из стихотворения Н. Некрасова: «Зелёный шум» или «Как молоком облитые стоят сады вишневые». Надо показать детям как цветут деревья. Остановиться около яблони, наклонить ветку, чтобы рассмотреть бутоны и понюхать бледно-розовые цветки. Затем следует таким же образом ознакомить детей с грушей (цветки белые, сидят пучками) и вишней (ветки тонкие, цветки меньше, чем у яблони и груши). Следует напомнить, что все эти деревья посадили люди, они заботятся о саде, ухаживают за ним. В средней группе для ознакомления детей с ростом и развитием растений проводят несколько экскурсий по цветнику, огороду и саду. Во время экскурсий обращают внимание на изменения в росте растений, на появление цветов и плодов, на увеличение корней. При этом оценивают уход детей за растениями.

В старшей группе для того, чтобы дети получили представление о выращивании злаковых (ржи, овса, кукурузы, пшеницы) организуют несколько экскурсий в поле, на огородный участок. Одну из экскурсий проводят во время цветения ячменя. Обращают внимание детей на величину, простор и красоту поля. Следующую экскурсию организуют во время пожелтения ячменя. Детям задают вопрос: «Какого цвета были колосья на прошлой экскурсии, какими они стали теперь?». Рассматривают колосья, отмечают, что желтые твердые зерна в них - это признак созревания. Проводится наблюдение за тем, как комбайн жнет и обмолачивает колосья, как и куда ссыпается зерно, обращают внимание за тем, кто управляет всем этим процессом.

Для детей подготовительной группы, в целях ознакомления с полевыми культурами и их уборкой, также организуют несколько экскурсий в поле, где растут ячмень и пшеница. Первую экскурсию на поле проводят, когда она колосится. Дети рассматривают растения. Второй раз детей приводят на поле во время цветения растений. Отмечают, что ячмень вырос высокий, так как семена посеяли в рыхлую, хорошо удобренную землю. Обращают внимание детей на то, что там, где растут сорняки, колосья развиты плохо. Последнюю экскурсию проводят во время уборки урожая. Детям показывают работу машин и труд комбайнеров. На данном этапе целесообразно расспросить детей, о том какую работу выполняют по их мнению комбайнеры (скашивают пшеницу, обмолачивают колосья, очищают зерно). Пояснить детям, что готовое зерно из комбайна подается через рукав на машины и машины увозят его в зернохранилище. Рассказать, что прежде, когда не было машин, всю работу земледельцы выполняли вручную. Труд был очень тяжелым. Теперь машины помогают собирать урожай быстрее. С экскурсии хорошо принести несколько растений (ячменя, овса, пшеницы) для дальнейшего рассмотрения и приготовления гербария. На экскурсии в сад дети наблюдают, как после цветения развиваются плоды на деревьях и кустарниках, как люди собирают плоды. К сбору опавших плодов можно привлечь и детей.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, с изменениями, происходящими в ней в разное время года. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней воспитывают в дошкольниках лучшие черты характера: трудолюбие, уважение к труду взрослых, патриотизм. В решении задач ознакомления детей с природой, воспитании любви к ней помогает уголок живой природы в детском саду.

Работа в уголке природы проводится ежедневно, в часы, отведенные для труда. Организация труда зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группе дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В старшей группе их выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В подготовительной группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями. Во время труда на земельном участке при поливке, рыхлении, дети знакомятся с различными свойствами почвы (сухая, влажная), наблюдают за появлением всходов, развитием листьев, цветков, плодов. Особенно важно сосредоточить внимание на изменении растений в процессе развития его съедобных частей: корней у корнеплодов, луковиц, у лука, листьев у капусты, плодов у томата, семян у гороха. Интересно пронаблюдать усложнение формы побегов у гороха, прикрепление их к опоре. Когда горох начинает клониться в сторону, можно предложить присмотреться к растению и сказать, что изменилось: «Горох начал спускаться к земле» - говорят дети. «А почему он начал опускаться?». Если дети затрудняются ответить, можно предложить рассмотреть стебель кукурузы и сравнить его со стеблем гороха. Они быстро делают вывод: у кукурузы стебель толстый и она стоит прямо, а у гороха тоненький, поэтому он наклонился. При прополке дети учатся отличать культурные растения от сорняков.

У всех растений, помещаемых в уголке природы, должны быть ярко выраженные признаки. Нужно также учитывать возрастные особенности детей. Для младшей и средней групп – растения наиболее типичные по строению. В старшей и подготовительной группах, кроме выше названных, должны быть растения, у которых типичные признаки выражены менее ярко. Например растения, имеющие не только зеленую окраску листвы. Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Они оздоровляют микроклимат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом. Для ухода за растениями уголка природы в группе требуется инвентарь: лейки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли.

Во второй младшей группе дети должны знать названия двух, трех растений, уметь называть их части (цветок, лист, стебель, корень), знать основные растительные группы (деревья, кустарники, цветы, травы). Знакомить детей рекомендуется с такими растениями: примула, бегония, герань, бальзамин, растениями с широкими плотными листьями (аспидистра, фикус). Дети должны поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.

В средней группе дети систематически привлекаются к выполнению трудовых поручений. Здесь уже вводят элементы разделения труда: один ребенок поливает растение, второй протирает листья или горшок для другого растения. В большей степени, чем в младшей группе, воспитатель стремится сочетать труд детей с наблюдениями. Например, предлагает назвать, у какого растения появились новые листья или цветы. Дети этой группы должны знать названия четырех – пяти растений (в их числе растения для младшей группы, к которым добавляются кустообразные растения, такие как герань и бальзамин). На данном этом этапе дети должны уметь называть части растения, а также уметь описывать их в общем (форму листьев, вид стебля). Важно также научить детей отличать политые и не политые растения по состоянию почвы. Познакомить воспитанников с правилом: после поливки растений, в лейки надо наливать воды и оставлять ее до следующего дня. Использовать дидактические игры с растениями и их изображениями на картинках. В играх следует упражнять детей в описании растений, учить называть их отличительные признаки.

В старшей группе уход за растениями организуют в форме дежурства. Чтобы в процессе дежурства дать детям больше времени для наблюдения за растениями, дежурство в старшей группе целесообразно организовать в течении двух-трех дней, не только в первую половину дня, чтобы дети не уставали. Во второй половине дня лучше использовать индивидуальные поручения.

Для уголка природы подбирают растения, которые привлекали бы внимание детей, вызывали радостные эмоции. К ним прежде всего относятся цветущие растения (бальзамин, бегония, фуксия, герань). Детей этой группы знакомят с разными формами стеблей комнатных растений (прямостоящими, свисающими, вьющимися – такими, как фикус, традесканция, колеус, комнатный виноград), с различной расцветкой и формой листьев (традесканция с зелеными и пестрыми листьями, различные виды бегоний). В уголке живой природы следует держать растения, требующие различного ухода: редкой поливки (алоэ), частой поливки (колеус, примула), поливки только в поддон (луковичные, амариллис), растения, требующие мытья листьев тряпочкой, опрыскивания из пульверизатора (аспарагус). В старшей группе надо обратить внимание детей на то, что осенью и зимой растения почти не растут, многие из них не цветут и поэтому их следует поливать реже. С наступлением весны дети видят, что растения начинают расти, и в силу этого наблюдения, детей целесообразно подвести к выводу, что в это время растения следует поливать чаще. Обязательно надо подчеркнуть коллективную значимость труда детей (все потрудились – растения стали красивыми – будут лучше расти). Во время рассматривания растений надо обратить внимание детей на внешний вид растения, подчеркнуть его привлекательность. Например, спросить у воспитанников какое из растений самое красивое: предложить детям рассказать о нем, рассмотреть его.

У детей подготовительной к школе группы, в результате накопленных знаний о комнатных растениях и опыта ухода за ними интерес к ним становится более устойчивым. Поэтому надо привлекать детей к выполнению более сложных и длительных видов ухода за растениями (в течении нескольких дней и даже недель). Целесообразным будет подобрать быстрорастущее растение, такое, у которого неожиданно для ребят могут развиться бутоны (кактус, амараллис). Чтобы поддержать интерес детей к работе, следует систематически контролировать их, спрашивать, как развиваются растения, не появилось ли у них что-либо новое и при надобности лично обращать внимание на изменения. Например, обратить их внимание, что листья герани в зимнее время поворачиваются к свету, таким образом подвести воспитанников к выводу, что некоторым растениям мало света, значит их следует перенести в более светлое место. Не стоит забывать о развитии мышления у детей. В этой связи следует познакомить детей с более прихотливыми растениями, требующими сложного ухода (бегония, алоэ, туя, хлорофитум, сансевьера). Дети группы помогают при пересадке растения: подбирают горшок нужного размера, готовят песок и почву. Черенкуют растения и выращивают черенки. Удобряют растения раствором.

В конце февраля в уголок природы дети приносят с прогулок ветки. Если ветки поместить в теплую воду, они быстро начнут распускаться. В младшей и средней группах можно таким образом «посадить» ветки тополя или сирени. После этого дать задание детям пронаблюдать, как будут видоизменяться ветки. В беседе обратить внимание, как выглядели ветки до и после помещения в теплую воду. Под руководством воспитателя дети отмечают, как набухают почки, как они сбрасывают чешуйки, как в конечном итоге распускаются листья. Для этих целей также хорошо подойдут ветки с цветочными почками (ива, верба).

В конце зимы и начале весны в уголках природы всех возрастных групп проводятся посевы семян и посадка луковиц. Землю для зимне-весенних посевов и посадок готовят накануне дня посадочных работ. В младших и средних группах это делает воспитатель, в старших – дежурные. Для посевов и посадок подготавливаются ящики (по одному на стол), либо коробочки из плотной бумаги, которые устанавливают на поддоне.

После появления ростков, их высаживают на участке. Перед посевами и посадками, нужно отобрать посевной материал. Луковицы нужны среднего размера, ровные. Накануне их кладут в емкость и заливают теплой водой, после остывания ее сливают. Перед самым занятием у луковиц срезают верхушку (примерно пятую часть). В этом случае растение растет ровнее, а воспитанникам проще сориентироваться в посадке луковиц (срезанной частью вверх).

Семена цветочных и овощных растений накануне посевов проверяют: для этого их кладут в стакан с водой: полновесные (то есть более пригодные для посадки) тонут, легковесные остаются на поверхности воды. Семена, особенно мелкие, следует засыпать землей, смешанной с песком. Для посевов следует создать влажный микроклимат (накрыть пленкой).

Мелкие семена требуют очень осторожной поливки, иначе они всплывают, их лучше опрыскивать из пульверизатора или со щетки. Ставят посевы в самое светлое место. Когда появляется два - три листочка, рассаду пикируют, отщипывают кончик главного корня, что приводит к развитию боковых корней. Примерно через две недели после пикировки, растения можно высадить в грунт. Весь уход за посадками и посевами (кроме пикировки) проводят дети старших групп под руководством воспитателя (в ходе дежурств или при выполнении индивидуальных поручений). В младшей и средней группах на занятии все дети сеют семена одних и тех же растений, делают лунки, в которые кладут по одному семени. В старших группах дети могут сеять семена разных растений. При этом стоит использовать другой прием посадки: в ящиках делают бороздку определенной глубины и в ней выкладывают цепочкой семена на равном друг от друга расстоянии. Если ящиков нет, посев производят в коробочки, повторяют прием посева, освоенный прежде. Дети подготовительной к школе группы осваивают и такой прием: мелкие семена смешивают с песком и высевают в неглубокую бороздку.

Вся воспитательная работа по ознакомлению детей с природой осуществляется с целью подготовки детей к школе. Наличие у детей, пришедших в первый класс, конкретных представлений по выращиванию растений, является необходимой предпосылкой для сознательного усвоения уже систематизированных знаний о природе.

Список литературы:

1. «Удивительные растения» (пер. с итал. Павловой Е.Э.; русс.текст Сендеровой Н.Л.) Dami Editore, АСТ, Премьера, 2000 г.

2. «Неприхотливые садовые растения. Практическое руководство по выращиванию и уходу за растениями». АСТ 2005 г.

3. «Огород. Работа на участке в вопросах и ответах». 4-е изд. Осипова Г.С. БХВ-Петербург (2011 г.).

4. «365 золотых правил садовода на каждый день года» Траннуа П.Ф. Эксмо 2008 г.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх