Занятия по эстетическому воспитанию подростков. Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию (старшая группа)

В последние годы проблема эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современной гармонически развитой личности являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного, межнационального и социального общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства … Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Данная программа является одним из механизмов решения актуальной проблемы современного мира – эстетизации личности ребенка.

Умение эстетически правильно оценивать предметы и явления при непосредственном контакте с ними, умение творить красоту вокруг себя, умение наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями, ярко окрашенными представлениями – все это качества, которые необходимо сформировать у младшего школьника.

В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись... Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников дает возможность им не только почувствовать многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.

Программа состоит из отдельных блоков, включающих в себя определенные темы занятий. Содержание занятий предоставляет детям возможность почувствовать мир красоты в целом, позволяет развивать их творческие способности, дать оценку предметам и явлениям окружающей действительности. Содержание каждого блока можно реализовывать отдельно от остальных, однако для решения поставленной цели необходимо вести систематическую работу по всем шести блокам.

Кроме того, в программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы по эстетическому развитию личности ребенка. Это беседы, практические занятия, творческие мастерские, экскурсии, походы в музеи и галереи… Местом проведения воспитательных дел может быть классная комната, лес, парк, музей, картинная галерея.

Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь будет способствовать успешному решению задач программы.

Цель программы : воспитание эстетической культуры младших школьников.

Цель реализуется через задачи :

Формирование общей культуры учащихся;

Развитие эстетических чувств младших школьников, творческих

Способностей;

Формирование активного интереса к произведениям искусства;

Формирование у детей представлений о красоте и гармонии природы;

Воспитание бережного отношения к памятникам культуры, к предметам и

Явлениям окружающего мира.

Название

Количество часов

Форма

I Блок «Радуга природы»

1. Этот загадочный и фантастический мир

Природы

2. Пусть всегда будет солнце

3. Природа и фантазия

Беседа

Экологический утренник

Экскурсия +практическое занятие

II Блок «Музыка стучится в наши сердца»

1. С музыкой навеки

2. Музыкальное путешествие

3. Веселая нотка

Заочное путешествие

Поход в дома-музеи

Танцевально-музыкальный час

III Блок «Ярмарка литературных чудес»

  1. «Мороз и солнце – день чудесный…»
  1. Мой любимый герой

3. Литература и театр

Литературная гостиная А.С.Пушкина

Встреча с литераторами

Поход в театр

IV Блок «Я и мой красивый мир»

  1. У зеркала
  2. Королевство вежливых слов

3. Час игры и игрушки

Беседа

Практическое занятие

Беседа

V Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…»

1. Мир моих увлечений

2. Галерея волшебных красок

3. Старый бабушкин сундук

4. Я карандаш с бумагой взял

Беседа + защита проектов

Поход в картинную галерею

Праздник русского костюма

Выставка рисунков

VI Блок «Творческая мастерская»

  1. Город будущего
  2. Снежная сказка

3. Мир прекрасного вокруг нас

Защита проектов

Практическое занятие

Беседа

I Блок «Радуга природы» (4 ч.)

1 Тема: Этот загадочный и фантастический мир природы.

На занятии дети знакомятся с красотой фантастического мира природного сообщества, рассматривают фотографии уголков родной природы, подготовленные ими вместе с родителями, коллективно составляют выставку фотографий «Природа родного края». В ходе занятия учитель показывает детям, что красоту природы можно передать с помощью красок, слов, музыки.

Дети слушают фрагменты музыкальных произведений, читают любимые стихотворения о природе, рассматривают репродукции картин. В результате у детей формируется образ природы, как дома человека, в котором чувствуется тепло, уют и красота.

2 Тема: Пусть всегда светит солнце.

Для того чтобы дети осознали себя частью Матушки-природы, которая не терпит бездушного отношения и заслуживает глубочайшего уважения и бережного обращения, программой предусмотрен экологический утренник. Место проведения – классная комната. Дети предварительно готовятся к нему: подбирают экологические сказки (День рождения Капельки, Берегите лес и др.), украшают зал, готовят костюмы. На утреннике дети инсценируют сказки, отвечают на вопросы героев сказок, читают стихи, составляют правила взаимодействия с окружающей средой.

3 Тема: Природа и фантазия.

Главная цель этого занятия - научить детей действовать и жить в согласии с природой, сохранять ту красоту, которая предстала перед нами, перед всем человечеством. Чтобы увидеть, почувствовать, распознать такую красоту, ребята совершают экскурсию в лес.

Старик-лесовик перед экскурсией знакомит ребят с содержанием их деятельности в лесу, сопровождает во время нее. Во время экскурсии имеют место следующие задания: посмотри…, найди…, ощути… и др. Учащиеся собирают природный материал, из которого можно выполнить оригинальную поделку.

В ходе второго занятия дети устраивают выставку работ из природного материала «Удивительное рядом», обмениваются опытом выполнения изделий.

Литература:

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: природа/Под ред. О.Г.Хинн- М.:АСТ,1996.-480с.
  2. Мазнин О.Е.500 загадок для детей.- М.:ТЦ «Сфера»,2002.-450с.
  3. Левитман М.Х.Экология – предмет: интересно или нет?- СПБ: Лениздат; союз,2001.-236с.
  4. Экологические сказки /Педсовет №11,2004
  5. Есенин С.Стихи и поэмы- М.: Издательство «Художественная литература»,1974
  6. Володина Н.Э. К цветку цветок. - М.,1993
  7. Новлянская З.А. Величие красоты./Искусство в школе.- 2007.- №5

II Блок «Музыка стучится в наши сердца» (4 ч.)

1 Тема: С музыкой навеки.

Мы живем в звучащем мире. Самые разнообразные звуки слышим мы на улице, в транспорте, дома. И все-таки в этом безбрежном море звуков наше ухо легко выделяет особые – музыкальные. Поэтому данное занятие проводится в форме заочного путешествия в мир знаменитых композиторов. Мысленно путешествуя по прошлому веку, дети знакомятся с жизнью В.А.Моцарта, П.И.Чайковского, Н.И.Верстовского, И.В.Бетховена…

В ходе занятия дети слушают фрагменты музыкальных произведений, делятся своими впечатлениями.

На данном занятии важно, чтобы дети осознали, что музыка великих композиторов живет и сейчас, что люди и сегодня восхищаются красотой звучания каждой ноты, что музыка способна вызвать чувство сопричастности к эпохе, переданной «художником» нот.

2 Тема: Музыкальное путешествие.

Музыка – это искусство звука. Своими особыми средствами она передает впечатления от окружающего нас мира. Она может вызвать у слушателей ощущение радости, легкости, грусти, одиночества…

Музыкальное путешествие предполагает знакомство ребят со знаменитыми местами композиторов, где они жили и работали:

Дом-музей С.В. Рахманинова;

Музей-усадьба композитора М.П. Мусоргского;

- музей-усадьба композитора М.И. Глинки .

Важно, чтобы дети испытали чувство гордости за свою Родину, богатую талантливыми людьми, и чувство восхищения их произведениями.

Учителю следует создать особую атмосферу, чтобы дети не просто познакомились с музеями, но и получили эстетическое наслаждение от того, что находятся в том месте, где создавались замечательные произведения, пользующиеся популярностью и сейчас.

3 Тема: Веселая нотка.

Основная задача данного занятия – формирование понимания детьми значимости искусства в жизни каждого человека. В рамках танцевально-музыкального часа, дети смогут выразить свои чувства через пение, танец, примут участие в музыкальных играх.

Главное в том, что дети смогут сами почувствовать, ощутить настроение музыки, а значит, смогут выразить это настроение с помощью движений тела, голосом, словом.

Литература:

  1. Фатеев С.С. Детские музыкальные праздники- М.,2000
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: музыка/ Под ред. О.Г.Хинн М: АСТ,1996.-480с.
  3. Пушкина С.И. Мы играем и поем – М.,2001
  4. Халина А.И. Музыкальная азбука- М.: Просвещение,1998
  5. Гуртова Т.Т. Танец в системе эстетического воспитания./Искусство в школе.-2007.-№4
  6. Колосова Н.О.Здравствуй, музыка! - М.,1987

III Блок «Ярмарка литературных чудес» (4 ч.)

1Тема: Мороз и солнце – день чудесный.

На занятии, которое можно провести в форме литературной гостиной, дети окунутся в мир произведений А.С.Пушкина. Основная задача занятия – дать детям почувствовать уклад и мир прошлых веков, то время, в котором жил и творил А.С.Пушкин. Дети готовят стихи поэта, отрывки известных произведений, оформляют стенгазету о его жизни и деятельности, украшают зал.

Важно показать детям красоту рифмы произведений великого поэта и писателя, красоту звучания его прозы, стихотворений.

Учитель может дать творческое домашнее задание – попробовать написать стихотворение или сказку, которые можно прочитать одноклассникам на уроке чтения.

2 Тема: Мой любимый герой.

Каждый современный человек знает: общение с книгой многогранно, здесь каждый работает по-своему. Главное в том, чтобы дети обязательно «нашли» своих писателей и поэтов, свои книги, своих героев, которые восхищали бы их, стали близкими и дорогими, делали сердце добрым, а душу мудрой. Но у каждого ребенка этот герой может быть своим собственным, из придуманного и написанного им литературного произведения (рассказа, сказки и т.д.).

В ходе занятия писатели-земляки, литераторы могут дать детям рекомендации по написанию литературных произведений, предложить пробовать свои способности в литературе, почувствовать тонкость звучания слов в произведениях. Итогом занятия может быть мини-книга с произведениями ребят.

3 Тема: Литература и театр.

На первом занятии дети знакомятся с многообразием видов театра: драматический, кукольный, театр теней, музыкальный. Учителю необходимо показать, что театр – это жизнь. Эта жизнь представлена в спектакле: игрой актеров, музыкой, словом. Дети могут попробовать свои способности в роли актера, поставить пьесу-сказку для школьного вечера. На этом занятии у детей может зародиться идея создать свой собственный театр в классе.

На втором занятии ребята посещают кукольный театр. После просмотра спектакля учитель дает задание – нарисовать то, что им больше всего понравилось в театре, или вылепить главного героя пьесы из пластилина, сделать декорации к пьесе, написать сочинение-отзыв. Все это позволит учителю понять, насколько пополнился багаж впечатлений ребенка от просмотра спектакля.

Литература:

  1. Пушкин А.С. Стихи и проза- М.: Детская литература,1989
  2. Толстой Л.Н.Сказки, басни и рассказы - М.: Детская литература,1987
  3. Вертаньян Э.А. Путешествие в слово- М.: Просвещение,1992
  4. Светловская Н.Н. Встречи с писателями – М.,1989.-286с.
  5. Снегирев Г.Г. Поэзия познавательности/Учительская газета,1986.-№21
  6. Михайлова А.Я. Ребенок – художник и театр кукол./Начальная школа,1991.-№12
  7. Ушакова А.Л. Еще раз о воспитании искусством./Искусство в школе.-1998.-№7

IV Блок «Я и мой красивый мир» (4 ч.)

1 Тема: У зеркала.

Это занятие предполагает знакомство младших школьников с такими понятиями, как «культура внешнего вида», «эстетика внешнего вида».

Мысленно представляя себя стоящим перед зеркалом, ребята рассуждают, о чем следует помнить и что делать, чтобы зеркало всегда отображало красивое и выразительное лицо, умные глаза, красивые лаконичные жесты.

Интересной может получиться беседа о современных требованиях к одежде, о правилах поведения в общественных местах. Вместе с учителем они рассматривают варианты совместимости цветов одежды, аксессуаров. Дети должны понять, что в человеке все должно быть прекрасно: от внутреннего мира до внешнего вида.

2 Тема: Королевство вежливых слов.

На занятии дети знакомятся с многообразием вежливых слов, говорят о том, какие слова употребляются ими при общении с друзьями, с родителями, с учителями.

Детям нужно помочь осознать ролевые позиции при общении с людьми и соответственно строить свое речевое поведение. Для этого используются игровые ситуации, где моделируются различные варианты общения ребенка: знакомство со сверстниками, утреннее приветствие родителей и учителей, общение в театре, в поликлинике, на уроке. Такие упражнения формируют социальный опыт учащихся.

3 Тема: Час игры и игрушки.

Всем известно, что игрушки в жизни детей имеют огромное воспитательное значение. Играя, они познают мир, учатся общению, исполняют множество ролей – пап, мам, дедушек, бабушек, врачей, учителей… Но у игрушек есть еще и особое «звучание» - они становятся дорогими и близкими друзьями детей и даже уходят с ними во взрослый мир.

В ходе занятия следует поговорить с детьми о том, какие игрушки им нравятся больше всего и чем объясняется их выбор, что игрушки нужно беречь и любить. Затем можно предложить конкурс сочинений, стихотворений, сказок «Моя любимая игрушка». Можно подтолкнуть детей к изготовлению игрушек своими руками и презентации их на конкурсе.

Литература:

  1. Богуславская Н.Е. Веселый этикет – Екатеринбург: «АРД ЛТД»,1997.-192с.
  2. Шамсутдинова С.С. Учимся говорить по-русски – Л.: Просвещение, 1991.-127с.
  3. Образцова Т.Н. Игры для детей. М.: ООО «Этрол»,2005.-160с.
  4. Егунова Н.К. Игрушки своими руками./Искусство в школе.-2007.-№4
  5. Горелов И.Р. Умение общаться./Воспитание школьников.-1994.-№3
  6. Янковская Н.Н. Игра, импровизация, самоопределение./Искусство в

школе.-2007.-№3

V Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…» (5 ч.)

1 Тема: Мир моих увлечений.

В ходе первого занятия выявляются увлечения детей, которыми они занимаются на досуге. Детей следует объединить в микрогруппы по видам увлечений и предложить провести презентацию своих увлечений в любой форме – сказки, устного журнала, путешествия.

На следующем занятии дети «путешествуют» по миру увлечений, например, представляя страницы оформленного устного журнала. Рассказывая о том, чем они занимаются на досуге, дети стараются показать эстетическую сторону своего занятия. Ведь именно эта красота повлияла на их выбор.

2 Тема: Галерея волшебных красок.

Занятие проводится в картинной галерее. Рассматривая картины, учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства.

На занятии учителю важно обратить внимание детей на своеобразие каждой картины, на индивидуальный почерк каждого автора, на смешение красок, на композицию картины.

3 Тема: Старый бабушкин сундук.

Это занятие проводится в форме праздника, посвященного русскому костюму. Главную мысль этого занятия можно выразить словами великого русского поэта А.С. Пушкина: «Постижение мудрости красоты народной может быть только через создание ярких картин будней и праздников молодежи конца XIX - начала XX веков».

На празднике дети смогут оценить красоту русского костюма, погрузиться в мир прошлых веков, найти отличия современной одежды от исконно-русской.

Кроме этого, дети вместе с бабушками и дедушками могут изготовить соломенных кукол, сшить им русские наряды. Творческие работы можно оформить как экспонаты выставки «Русские узоры».

4 Тема: Я карандаш с бумагой взял…

Занятие, рассчитанное на 1 час, предполагает «погружение» в мир живописи, где царят яркие краски, разнообразные формы, причудливые изгибы предметов.

В ходе занятия учитель организует выставку детских работ « Дом семи карандашей». Атмосферу волшебства на этом занятии помогут создать сказочные персонажи: Мальвина, Буратино и Пьеро, роль которых могут исполнить шефы-старшеклассники.

Литература:

  1. Бахревский В.В. Ждите нас волшебниками – М.: Детская литература,1991.-126с.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: Педагогика,1989
  3. Ахмова А.А. Как прекрасен этот мир, посмотри/Искусство в школе.-2001.-№6
  4. Фатеев С.С. Детские музыкальные праздники - М.,2001
  5. Хазанова Е.Л. Радость современной работы./Искусство в школе.-2006.-№2

6. Красный Ю.Д.Читай! Рисуй! Показывай! /Искусство в школе.-2006.-

№4

VI Блок «Творческая мастерская» (3 ч.)

1Тема: Город будущего.

Данное занятие дает возможность выявить интересы, реализовать мечты ребят. Кто из нас в детстве не хотел построить или нарисовать город-сказку, город-мечту. Вот и ребятам можно предложить создать фантастический проект города будущего, в котором они хотят жить. Работа над этим проектом потребует от ребят творчества, инициативности и, конечно, небольшой помощи родителей.

На занятии дети демонстрируют схемы, рисунки, чертежи, графики, рассказывают о них, используя песни, сценки, стараются, как можно убедительнее обосновать свое мнение.

2 Тема: Снежная сказка.

Представленные детьми проекты городов будущего требуют их реализации. Данное занятие способствует этому. В ходе занятия, опираясь на свой проект, дети строят снежные города, где живут люди, звери, птицы. Помощниками в строительстве могут быть не только члены команды, но и члены семей ребят.

Учителю важно обратить внимание на формы, пропорции каждого снежного кома, являющегося частью их снежного города.

3 Тема: Мир прекрасного вокруг нас.

Это занятие является итоговым. В ходе беседы дети убеждаются в гармонии и красоте мира, а так же в единстве человека с этим миром. Ведь человек и природа – это равные и необходимые части окружающей действительности. Какой бы предмет, явление мы не рассматривали, в каждом из них красота своя. Лепестки ромашки, капли дождя, ваза, пейзажи…- это красота, данная нам свыше, красота, которую создает человек.

Окружающий нас мир прекрасен. Важно учить детей видеть, слышать, понимать, ценить и беречь эту красоту.

Литература:

  1. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве- М.: Просвещение,1987.-183с.
  2. Котовщикова А.А. Кто бы мог подумать?- М.,1989
  3. Защита фантастических проектов/Начальная школа-1992.-№7-8
  4. Красный Ю.Д. Город своими руками./Искусство в школе.-2006.-№6
  5. Неменская Л.А. Искусство и ты. – М.: Просвещение,2002

Конспект занятия по нравственно-эстетическому воспитанию «Дарите людям радость» Старшая группа

Цель: Формирование нравственных понятий как доброта, вежливость , отзывчивость; знание дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения . Задачи: Образовательные: Закрепление знаний дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения; развивать коммуникативные способности, воспитывать желание и умение сотрудничать. Развивающие: развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. Речевые: развитие связной речи, активизировать словарь по данной теме. Воспитательные: воспитание взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать, понимать себя и другого человека. Воспитание положительных черт характера: доброта, забота, внимание, вежливость. Демонстрационный материал: Иллюстрации солнышко (грустное и веселое) с лучиками, ромашки (добрая и злая). Раздаточный материал: Картинки с хорошими и плохими поступками, фломастеры для рисования, клубочек, сердечки. Виды деятельности: Игра-приветствие, стихи про вежливые слова, инсценировка, продуктивная деятельность детей (), игровая ситуация, анализ, подведение итогов.

Ход занятия:

Дети с воспитателем входят в группу. (Под песню «Здравствуйте»)

Воспитатель: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро и солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)

Ребята, какое замечательное слово «Здравствуйте!»

Что оно означает? (Пожелание здоровья человеку, с которым здороваешься)

А вы знаете ребята, о том, что здороваться надо с хорошим настроением, вот посмотрите на меня: «Здравствуйте!» я пожелала вам и гостям здоровья и подарила всем хорошее настроение. У нас теперь у всех хорошее настроение, даже выглянуло солнышко!

(На мольберте появляется желтый круг – грустное солнышко без лучиков).

- Ой! Что-то с ним не то! Ребята , а какое у него настроение? Почему? (Нашему солнышку не хватает лучиков)

- А чтобы оно не грустило, и появились лучики, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.

Дети:

Вот проснулись утром зайки,

Чистят зубы на лужайке,

Увидали двух котят:

«С добрым утром»- говорят (появляется первый лучик)

«Убери свою иголку»-

Мишка тихо просит пчёлку:

«Дай, пожалуйста , мне мёду.

Но чуть-чуть, не всю колоду!» (появляется второй лучик)

«Простите, пожалуйста »,-

Просит котёнок,-

«Я сегодня измазался,

Как поросёнок». (появляется третий лучик)

Мишка в гости к нам пришёл,

Вытер лапы, в дом зашёл,

Громко «здравствуйте » сказал,

Всем здоровья пожелал. (появляется четвёртый лучик)

Ел я кашу, пил компот,

Стал огромным мой живот.

Говорю я поварам:

«За обед спасибо вам!» (появляется пятый лучик)

Тихий вечер наступает.

Надо лечь в кровать и спать.

Не забыл зайчишка умный

«Доброй ночи »- всем сказать (появляется шестой лучик)

Воспитатель:

Слова чудеснейшие эти,

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

И улыбнуться вам спешат.

(Грустное солнышко поменять на веселое)

- Посмотрите на наше солнышко, а сейчас какое у него настроение? (Веселое).

(Дети садятся на стульчики)

- В благодарность нам солнышко подарило нам чудесную коробочку (Воспитатель удивляется). Интересно, что же в ней? Давайте, посмотрим? (В коробке картинки). Здесь картинки и два цветочка. Посмотрите на цветы: один цветок… какой?(добрый), а другой… (сердитое). Давайте покажем Добрый цветок и злой цветок. (Дети показывают)

Сейчас я каждому дам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Картинку с хорошим поступком вы положите к цветочку…. какому? (доброму) А почему? А с плохим поступком? (сердитому). Договорились? Не забывайте объяснять свой выбор. (Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их к соответствующим цветочкам и объясняют свой выбор).

- Что изображено на этой картинке?

( На картинке мальчик дразнит девочку).

-

(Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо).

- Что чувствует девочка в этот момент?

(Девочка расстроилась, она огорчена, обижена).

- А на этой картинке что изображено?

(На этой картинке мальчик уступает место дедушке).

- Это хороший или плохой поступок? Почему?

(Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать).

- Что чувствует дедушка в этот момент?

(В этот момент дедушка радуется, ему приятно, что мальчик отнесся к нему уважительно).

- Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей.

- Сейчас поиграем в игру "Будь внимательным". Если услышали вежливое слово, то выполняете просьбу, если нет - то не выполняете.

Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.

Спасибо! Молодцы!

Воспитатель : А сейчас я вас приглашаю в театр, посмотреть спектакль.

(Дети показывают сценку встречи двух подруг).

Привет, Лера.

Привет, Элинка.

Лера, почему ты меня так называешь?

Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинила. Элинка - пелеринка, вышла на лужок.

Мне не нравится такое стихотворение.

Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.

Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая – то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.

Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.

Я ухожу, до свидания.

Пока, пока. Элинка - пелеринка.

Воспитатель: Ребята, почему между девочками произошла ссора? (Ссора произошла, потому что одна девочка обозвала другую, грубо называла её).

- Можно ли давать другим обидные прозвища? (нет)

- Почему? (Это может расстроить, обидеть нас).

- Можно ли исправить эту ситуацию? Да.

- Как? (Нужно называть друзей и товарищей по имени.)

- К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из ваших друзей. А давайте мы Элину и Леру помирим, ведь мы с вами знаем мирилку. Возьмитесь за руки, смотрите в глаза и повторяйте слова:

Не сердись, улыбнись,

Крепче за руки возьмись.

Ты меня извини,

И обиды не держи.

- Видите, какие мы молодцы, что умеем просить прощение и прощать друг друга.

- Ребята, а что означает пословица «Без друга в жизни туго»?( Это значит, что должны быть друзья, с которыми ты будешь дружить, общаться).

- Каким должен быть настоящий друг? ( Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом, когда нам хорошо или плохо).

- Давайте с вами назовём пословицы о дружбе.

(Дети называют пословицы о дружбе).

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Не бросай друга в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

Друзья познаются в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

- А теперь поиграем в игру «Волшебный клубочек» , клубок будем передавать из рук в руки по кругу, обращаясь, друг к другу ласковым именем (дети передают клубочек, называют соседа ласковым именем).

Я еще раз убедилась, что у нас в нашей группе дети вежливые, добрые, дружные. Ребята, а давайте подарим нашим гостям тепло, нежность и улыбку. Но для этого нам надо пройти за стол. (Дети садятся за столы)

Перед нами лежат сердечки, им не хватает улыбок. Нарисуйте. (Дети пририсовывают улыбки сердечкам).

А теперь прежде мы подарим гостям подарки, подумайте, что бы вы хотели им пожелать:

Пусть никогда не болеют;

пусть долго живут;

чтобы жили дружно;

пусть все будут счастливы;

хорошего настроения;

много добра...

(Дети дарят сердечки гостям).

Конспект занятия по эстетическому воспитанию
«Русский лес как песня для души…»

Конспект занятия по эстетическому воспитанию "Русский лес как песня для души"для детей 13-15 лет с ОВЗ.


Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе, к лесным богатствам, помочь увидеть их красоту
Задачи:
1. Познакомить с многообразием природных богатств России, воспитывать стремление беречь и приумножать красоту природы
2. Повышать заинтересованность детей к природе, развивая их способность любоваться и очаровываться ее красотой.
3. формировать и корректировать имеющиеся навыки внимательно слушать, не перебивая других, формировать связную речь
4. Обогатить и расширить словарный запас(багряный, расписной, лазурь, лиловый, пестрый и т.д.)
5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание
6. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход занятия.

Звучит музыка
Широка страна моя родная
Много в ней лесов полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек…
Ребята, всем вам известны эти слова, вы, конечно же, знаете, в какой огромной стране мы живем. Скажите, как она называется?
Россия.
Правильно, наша необъятная страна называется Россия. И ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как наша. На Севере очень холодно, там льды, айсберги и вечные снега,


на юге жаркие пустыни,


в средней полосе природа богата и разнообразна. Одно из богатств нашей природы- это леса. Посмотрите, какие бывают леса.


Хвойные.Какие деревья там растут?(Сосны, ели,)
Лиственные. Липа, клен, береза, дуб
Смешанные.(И то, и другое)
А теперь мы проверим, внимательные ли вы слушатели и распределим названия деревьев по месту их произрастания.
Леса
Лиственные Хвойные
(дети вешают на доску картинки с изображением деревьев)
Видите, какое разнообразие деревьев и красок царит в лесу!
Давайте послушаем стихотворение
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как мышки елочки темнеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной
За лето высох он от солнца
И очень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Вот вы сейчас прослушали такое волшебные стихотворение, а может быть значения некоторых слов вам неизвестны? «Лиловый, золотой, багряный»
Подумайте, что означают эти слова?(Ответы детей)
(За рассуждениями детей следует подсказка на экране.)




В самом начале занятия вы сказали, что у лиственных деревьев листья, у хвойных хвоя, давайте сейчас поиграем в игру «С какого дерева листок?»
Я называю дерево, а вы говорите правильное название его листка(лист клена- кленовый и т.д.)
Лист дуба- дубовый, хвоя сосны – сосновая, лист ивы- ивовый, шишка кедра -кедровая, лист тополя- тополиный, лист осины- осиновый, лист липы- липовый, шишка ели- еловая, лист березы- березовый.
Правильно, ребята, березовый.


Береза- любимое дерево России, это ее символ. Березку можно встретить и в лесу, и в парке, и в школьном дворе. . Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. На юге встречаются березы огромные, как мачты,


а на севере растут карликовые, ростом с ребенка.


Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.


Очень много стихотворений посвятил русский народ этому деревцу. - Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:
«Словно девица русская, приумолкнув стоит. »


А сейчас мы послушаем отрывок из еще одного стихотворения
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне…
Ребята, только что мы слушали зимнюю березовую сказку..


А весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.


Как он называется? березовый. А сейчас мы с вами попробуем его сами и угостим наших гостей.
Дети пробуют березовый сок и угощают гостей.
Видите, ребята, какие сладкие мгновения может подарить нам русская природа, сколько удовольствия и приятных минут переживает человек, общаясь с ней. Об этом никогда не стоит забывать.
Давайте еще немного поговорим о богатствах леса, его жителях, его звуках и красках.
Весной роняет слезы
Белая…(БЕРЕЗА)
Если дует ветерок
Задрожит ее листок
Ветерок совсем не сильный
Но дрожит листок …(ОСИНЫ).
В каждый дом под Новый год
Это дерево придет.
Зеленое и колкое
Оно зовется…(ЕЛКОЮ)
На дубовых ветках
Вырастают детки
Маленькие озорные
На них шапочки резные(ЖЕЛУДИ)
Так много деревьев в лесу! Каждое дерево звучит по-своему то шелестит, то скрипит. Все это звуки леса.
Стихотворение (Романцова Лиза)
Садись на камень под сосну
Лесную слушай тишину
Журчит лепечет ручеек
О том, что путь далек-далек
Упала шишка, скрипнул сук
Жужжит, жужжит тяжелый жук
Листва рассказывает сны
Ты слышишь голос тишины…
Давайте и мы с вами, не выходя из класса, тоже послушаем лесную тишину…Какая она? Необычная, чудесная, волшебная.(Релаксация под звуки леса 2 мин)

Лес шелестит, поет, звенит, жужжит. Чудесный концерт в лесу дают птицы. Голоса животных – это их разговор. И так важно не помешать этому разговору, ведь если мы будем шуметь в лесу, слушать громкую музыку, мы можем не услышать пения птиц, порхания бабочек, а животные не смогут сообщить друг другу что-то важное, напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. Вот поэтому так важно ходить по лесу осторожно и аккуратно, ведь так чудесно насладиться красотой родной природы, зеленой лужайкой на лесной опушке, звонким пением птиц, радужным порханием бабочек и стрекоз. Это же несложно- без беготни, не крича и аукая, а тихо-тихо, спокойно пройтись по лесной тропе. Не забывайте, пожалуйста, об этом.
Давайте проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Игра на внимание.
Я буду называть вам примеры поведения в лесу, а вы, если вы согласны, будете говорить «Это я, это я, это все мои друзья, а если нет, то промолчите
-По тропинке кто шагает, на жуков не наступает?
-Веточки мы не ломаем когда по лесу гуляем
-Магнитофон мы взяли в лесок, и заглушили птичек голосок
-Муравейник мы найдем, понаблюдаем и уйдем.
-Мухомор увидел я, мимо прохожу, друзья
-В лес собачек мы возьмем, спокойней птичкам будет в нем.
-Кто бруснику собирает, с корнем кустик вырывает?
Молодцы, ребята. Есть ли в нашей группе лесные хулиганы? Нет, и это хорошо. Человек должен бережно относиться к лесным богатствам, потому что это не только красота и отдых для души, но и огромная польза. В лесу растут деревья, из которых производят бумагу для книг, альбомов, тетрадей. А еще в лесу растут грибы и ягоды, живут многочисленные звери и насекомые.
Давайте поговорим об этом. Какие грибы растут в лесу?
СЪЕДОБНЫЕ и НЕСЪЕДОБНЫЕ
Белые мухоморы
Подберезовики, бледная поганка
ложные опята
Лисички,
Сыроежки
Вам нужно правильно с помощью стрелок распределить названия грибов по группам
А какие лесные ягоды вы знаете?
Земляника, малина, клюква, черника, брусника
Ребята, а как используют лесные ягоды?
Сушат, замораживают, варят варенье, соки, компоты.
А какое варенье вы любите?
Вот видите, ребята, сколько радости и наслаждения доставляет нам природа!
Лес- это главное богатство России. Он дает человеку чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Лес- это родной дом для огромного количества животных, насекомых, птиц. А каких лесных жителей вы знаете?
(ЛИСА,ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ВОЛК, БЕЛКА, ЕЖ)
Отгадайте, о ком пойдет речь сейчас.
По лесу бежит петляет
К лету шубу он меняет
На снегу его невидно
Волку и лисе обидно…. (Заяц)
Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко
Не пустая никогда
У меня кладовка… (Белка)
Трав колючками касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко…. (Лось)
День и ночь по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет
Ходит, бродит он молчком
Уши серые торчком…. (Волк)
Без тропинки без дорог
Серый катится клубок
Он в иголках острых сплошь
Потому что это…. (Ёж)
Зимой спит, летом ульи ворошит(Медведь);
Меньше тигра, больше кошки, над ушами- кисти-рожки, с виду кроток, но не верь, страшен в гневе этот зверь(Рысь);
Водяные мастера строят дом без топора, дом из хвороста и тины и добротные плотины (бобры);
Словно царскую корону носит он свои рога, ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.(Олень);
Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый -краса! Как зовут ее…(Лиса);
возле дуба острым рылом деловито землю рыл он(Кабан);
Немытое в рот ни за что не возьмет и ты будь таким, как крошка…(Енот);
Роскошный полосатый мех имеет это хищный зверь, он ходит тихо, словно ветер, живет в природе, словно царь(Тигр)
Да, ребята, действительно, лес- это большой дом для всего живого. У каждого животного в лесу есть свой дом. А как называются дома лесных жителей? Кто где живет? Давайте попытаемся дать правильные названия домикам лесных жителей.
Белка – в дупле


медведь- в берлоге,


лиса -в норе,


волк -в логове,


птица -в гнезде


муравей -в муравейнике,


Давайте послушаем стихотворение «Есть у каждого свой дом».
1. У лисы в лесу глухом
Есть нора - надёжный дом
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу
Есть у каждого свой дом
Всем тепло, уютно в нём.
В лесу у каждого есть свой дом, А для человека таким домом является природа, она для нас считается родным домом. И от нас с вами зависит, в каком доме будем жить мы и наши дети дети.
Человек- он ведь тоже природа
Он ведь тоже закат и восход
И четыре в нем времени года
И особый в нем музыки ход.
Деревья, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Что значит человек без трав и птиц?
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймет он, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
Что человек-венец природы
И без природы нам конец?

На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Красоту ее не губить

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35»

Программа

«Красота спасёт мир»

(для учащихся с умственной отсталостью)

5 - 11 классы

Составитель: Пепеонкова Н.В.,

учитель математики

высшей квалификационной категории.

г. Череповец,

2015 - 2016 уч. год

«Чтобы воспитать человека чувствующим

и думающим, его следует, прежде всего,

воспитать эстетически».

(Ф. Шиллер)

Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Красота спасёт мир», разработана для реализации на классных часах (5 - 11 классы) в МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35» г. Череповца Вологодской области. Она учитывает индивидуальные, возрастные особенности детей с проблемами интеллектуального развития и затрагивает формирование всех общечеловеческих ценностей.

Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа - это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса в становлении личности любого ребёнка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в умственном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём?

Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира.

На важную роль искусства и творчества в воспитательно-образовательном процессе детей с отклонениями указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демюр, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеев, Т.С. Комарова утверждают, что процесс восприятия искусства и творчества детьми представляют собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны.

Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами умственного развития. Важно отметить, что в работе с детьми данной категории главными являются те формы работы, которые способствуют формированию социально-адаптированной личности. Одними из таких форм являются формы художественно-эстетического освоения мира. Они используются не только как средство художественной культуры, но и оказывают на детей с умственной отсталостью лечебное воздействие, являясь способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.

Таким образом, каждый классный час по художественно-эстетическому воспитанию школьников с проблемами интеллектуального развития должен опираться, прежде всего, на следующие требования:

- создание обстановки эмоционального благополучия;

- создание и обновление предметно-развивающей среды;

- творческий подход к содержанию материала, используемого на классном часе;

- вариативность в выборе тем классного часа, форм его проведения, средств и методов работы с детьми;

- использование дифференцированного подхода в обучении детей, учитывая их психофизические особенности;

- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Вологодского края);

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- преемственность в работе с учреждениями культуры (посещение музеев, выставочных залов).

Целью программы является: формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное; воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.

Задачи:

Способствовать развитию художественно-эстетических качеств учащихся с умственной отсталостью через организацию классных часов с использованием музыки, живописи, поэзии, декоративно-прикладного творчества.

Создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей.

Создание высокого уровня эстетических потребностей.

Воспитывать сердечное отношение к людям, трудолюбие.

Дать характеристику стиля, рассмотреть цветовые решения в подборе гардероба, дать практические советы по приобретению и уходу за одеждой.

Данная программа состоит из нескольких блоков. Каждый блок решает ряд определённых задач. Для каждого блока подобраны наиболее эффективные формы работы с учащимися. Наиболее подробно эти данные приведены в таблице.

№ п/п

Название блока

Задачи блока

Формы работы

1

Красота и труд - вместе идут

Показать роль труда в физическом, нравственном, эстетическом формировании человека.

Вызвать уважение к рабочей профессии; помочь осознать высокое благородство цели и мотивов труда.

Развивать потребность трудиться добросовестно, творчески, вносить красоту в процесс и результат своего труда

Экскурсия, беседа,

игры-тренинги, ролевые игры.

2

Красота родной природы

Раскрыть величие и красоту природы как источника чувств и творческой деятельности.

Привить любовь к природе родного края с использованием активных форм обучения, технических средств обучения, произведений поэзии, живописи, музыки.

Беседа по картинам, экскурсия в природу (парк), посещение выставок, прослушивание стихотворений, чтение отрывков из произведений

3

Я в мире… мир во мне…

Познакомить с огромного миром и помочь почувствовать важность каждого человека в нём.

Содействовать определению своего Я и места для себя в этом мире.

Способствовать раскрытию внутреннего мира человека.

Беседа, игры-тренинги, анализ ситуаций, совместный просмотр фильма.

4

Сила красоты и доброты

Воспитание эстетических и нравственных качеств у учащихся, развитие мышления, творческих способностей.

Эстетика в одежде, поступках людей.

Дискуссия, просмотр фильмов, игры-тренинги, анализ ситуаций.

5

Наследники традиций

Развить речевую, мыслительную деятельность, творческую деятельность учащихся.

Активизировать воображение.

Беседа, посещение памятных и исторических мест (музеи)

Блок «Красота и труд - вместе идут» включает в себя изучение эстетически значимых мест родной Вологодчины и профессий, связанных с этими местами.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами знакомства с профессиями наших предков и профессий сегодняшнего дня.

Блок «Красота родной природы» включает в себя изучение прекрасного в природе России и малой Родины - Вологодчины с использованием литературных, музыкальных и художественных произведений по теме классного часа.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами поэзии, релаксационной музыки - «звуки природы», знакомства с картинами русских художников-пейзажистов, знакомство с творчеством Вологодских поэтов и художников.

Блок «Я в мире… мир во мне…» включает в себя изучение детьми общекультурных ценностей: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость, внимательность и предупредительность.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств к самому себе, средствами тренинговых занятий по теме классного часа, диспутов после просмотра или иллюстрирования различных жизненных ситуаций (отрывки фильмов, презентации).

Блок «Сила красоты и доброты» включает в себя изучение эстетических и нравственных качеств людей, способствующих развитию мышления, творческих способностей, формирующих эстетику в одежде, поступках детей.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств по отношению к внешнему виду и поступкам людей средствами.

Блок «Наследники традиций» включает в себя изучение традиционной народной культуры Вологодской области (праздники, обряды, особенности мужского и женского костюма, мужское ремесло и женское рукоделие, каноны мужского и женского поведения в семье (общине).

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами народной традиционной культуры.

Тематика классных часов

по художественно-эстетическому воспитанию

5 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Шубка овечки - теплее любой печки». Знакомство с особенностью разведения овец. Что овечка нам приносит?

Любимый парк родного города.

Анализ стихотворений о парках КиО

г. Череповца. Рисование иллюстраций.

«Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».

«Какого человека можно назвать красивым? Можно ли стать красивым?».

«Все игрушки в сундучке на цветном половичке». Традиционные игрушки наших предков.

6 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Скатерть бела весь свет одела» Знакомство с технологией изготовления Вологодского кружева.

Природа и фантазия. «Фотоконкурс овощей необычной формы или размера».

Тайны вокруг нас - вещь временная. Тайное всегда становиться явным.

Красота человеческих отношений. Чтобы иметь друга, надо быть им.

«Кузьминки» - 14 ноября. Традиция празднования Кузьминок в Вологодской области.

7 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Зимой и летом» одним цветом». Лес родного края: ель, сосна. Что нам даёт лес? Профессии, связанные с лесом.

Моя малая Родина - Вологодский край. Посещение музей (пейзажи Вологодчины)

Фотоконкурс «Я и природа».

Хорошие манеры.

Красота человеческих отношений. Сеющий неправду - пожнет беду.

Традиция празднования Рождества на Руси. Что такое «Вертепный театр»?

8 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Прянична доска с целого пенька». Традиционные ремёсла и трудовые занятия: изготовление пряника, его предназначение. Пряничник.

«Люблю берёзку русскую…»

Береза - это символ России, любимое дерево с древних времен, для православных людей это главное дерево жизни.

«Суд» над пороками людей (ложь, наркомания, алкоголизм и т.д.).

«Подарок моим друзьям».

«Прилетела птица из-за морья, вывела весну из затворья». Представление наших предков о небесном светиле - солнце. Использование солнца, как оберега на прялках, в избе и на одежде наших предков

9 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть». Красота водных ресурсов Вологодчины. Традиция рыболовства в Вологодской области.

Творчество Фёдора Тютчева (в зависимости от времени года)

«Осенний вечер» «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит»

«Зима недаром злится»

«Что значит владеть собой?»

Расскажи мне о себе.

Расскажи мне обо мне.

Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них.

«Вода - всему господин». Вода (живая и мёртвая) родники, источники, ключи и традиции их почитания.

10 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«В пастухи наймёшься - вся деревня в долгу!» Красота лугов Вологодчины. Традиционный труд людей на лугах: пастушество, сенокос.

Творчество Сергея Есенина (в зависимости от времени года).

«Отговорила роща золотая…»

«Еду. Тихо. Слышны звоны…»

«Что такое характер? Можно ли изменить свой характер?» (диспут)

«Надо ли любить всех?»

«Традиция празднования Пасхи». Пасхальные игры, традиционная кулинария на пасху

11 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Берёза, моя берёзонька!»

Ремесло не коромысло - плеч не оттягивает! (плетение из бересты: туески, солонки, корзинки, лапти из бересты)

Творчество Рубцова «Родная природа»

«Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?» (диспут)

«Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».

«Традиционный костюм Вологодской области (мужской, женский) Вышивка, ткачество и пояса - обереги народа. Символика цвета в традиционной культуре.

Калейдоскоп возможных форм работы с детьми

по художественно-эстетическому воспитанию

Праздники:

· «Мы за чаем не скучаем».

· «Праздник семейных династий»

· «Папа, мама и я - дружная семья».

Устные журналы:

· «Очевидное - невероятное».

· «Моя родословная».

· «Семейные традиции».

Диспуты:

· «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективи-стом?».

· «Что такое духовность человека?».

· «Разумное и нравственное всегда совпадают».

Вечера :

· «Молодость наших бабушек».

· «Орден твоего деда».

Викторины :

· «Классики литературы о добре и зле».

· «К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне».

· «Новогодняя. По странам и континентам».

· «Братья наши меньшие».

Беседы :

· «Как изучить самого себя».

· «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».

· «В дружбе - сила».

Выставки поделок :

· «Золотые бабушкины руки».

· «Природа и фантазия».

Конкурс сочинений:

· «Я и мой старший брат».

· «Я в ответе за младших в семье».

· «Мои соседи».

· «Что значит быть человеком?».

· «Береги честь смолоду».

· «Самый дорогой человек».

Заочные путешествия:

· «Здесь живут мои родственники».

· «Дорогами великих географических открытий».

· «По странам и континентам».

Игры-путешествия:

· «Праздничный сюрприз».

· «Снежная сказка» (для 5 - 6 классов).

Тридцать пестрых дел (по Н. Щурковой):

· «Волшебный стул».

· «Презентация мира».

· «Социодрама».

· «Разброс мнений».

· «Публичная лекция».

· «Открытая кафедра».

· «Пять минут с искусством».

· «Защита проекта».

· «Философский стол».

· «Приглашение к чаю».

· «Сократовская беседа».

· «Дерево, посаженное тобою».

· «Корзина грецких орехов».

· «Театр-экспромт».

· «Час тихого чтения».

· «Турнир знатоков этикета».

· «Дискуссионные качели».

· «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)».

· «Интеллектуальный аукцион».

· «Большой круг».

· «Диалог с веком».

· «День добрых сюрпризов».

· «Путешествие в свое прошлое».

· «Проблемы и аргументы».

· «Свободный разговор».

· «Смешинка».

· «Этический тренинг».

· «Конверт дружеских вопросов».

· «Выпускной ринг».

· «Когда говорят предметы».

· «Калейдоскоп».

· «Лукошко».

· «Маски».

· «В одной связке».

Творческие конкурсы:

· На лучшее сочинение на тему... («Как я провел лето»).

· На лучшее стихотворение о...

· Рисунков на асфальте.

· Рисунков на тему... («Первый день зимы»).

· На лучшее поздравление с... (Днем учителя).

· Агитпредставлений.

· Юных фотолюбителей.

· Юных модельеров.

· На лучшую праздничную стенгазету.

· Поделок из бумаги (оригами).

· Исполнителей народных песен.

· Рисунков на стекле (витражей).

· Юных джентльменов.

· Фигурок из желудей и шишек.

· Инсценированной сказки.

· Картин из цветов (флористика).

Список литературы:

1. Баранов Д. А., Баранова О. Г., Зимина Т. А. Русские дети. Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия. - СПб., 2006.

2. Гуров В.Н . Социальная работа школы и семьи. - М., 2002.

3. Дитятко - что тесто, как замесишь, так и выходит. Сборник учебных программ и методических разработок по традиционной народной культуре. Часть I . - Череповец: КнигоГрад, 2013. - 260 с.

4. Кислицына Т. Г. Русская семья: От рождения к вечности. - М., 2008.

5. Кислицына Т. Г. Русская семья, праздники и традиции. - М., 2009.

6. Погодина Е. В. Взаимодействие семьи и школы как одно из условий создания единой воспитательной среды. - Череповец, 2001.

Галина Орехова
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию (старшая группа)

Вид деятельности : Аппликация

Тема : «Сказочная птица»

Программные задачи :

Учить детей самостоятельно находить способы изображения для создания сказочной птицы, используя полученные ранее знания и умения на занятиях по аппликации (объемной, отрывной, обрывной) .

Развивать воображение, образное мышление, эстетическое отношение к окружающему муру, чувство цвета, эстетическое восприятие .

Средствами музыки и изобразительного искусства создать у детей хорошее настроение, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, птицам, побуждать к помощи друг другу и живым существам.

Предварительная работа :

Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением сказочных птиц. Беседы о сказочных персонажах.

Материалы и оборудование :

Иллюстрации сказочных птиц, ножницы, клей, кисточка, салфетка, набор цветной бумаги.

Ход занятия:

В. Ребята, сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло , светло, весело и уютно. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

В. Когда мы с вами гуляли на улице, мы слышали как поют птицы. А почему раньше, не было слышна пение птиц?

(Птицы улетали зимовать в теплые страны)

В. Ребята каких птиц вы знаете?

(Домашних и диких и перечисление)

В. Скажите ребята, а чем похожи птицы?

(У птиц есть крылья, клюв, перья, туловище, голова) .

В. А чем они отличаются друг от друга?

(Цветом, размером, оперением)

В. Ребята, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка :

Ну-ка, птички полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зернышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили.

Перышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели.

В. Ребята, у нас есть возможность отправиться в путешествие в сказку. Там мы сможем увидеть сказочных птиц. Хотите?

(Хотим)

В. Давайте сядем на ковер, закроем глаза (Звучит музыка «Лебедь» ) и представим себе сказочную птицу. Представили?

В. Ребята опешите, какую сказочную птицу вы представили.

(Ответы детей)

В. Удивительно красивый образ у вас получился. Посмотрите, пожалуйста, на сказочный сад, какие красивые птицы живут в нем.

В. Ребята, чтобы создать сказочных птиц надо быть волшебником и сейчас мы с вами станем волшебниками, вы ведь хотите сделать сказочных птиц?

(Ответы детей)

В. Но, для этого надо произнести заклинание!

Чтобы стать волшебником

Нужно просто встать,

Свои глаза зажмурить

Немножко помечтать

Где водятся волшебники?

В фантазиях твоих.

И чудо происходит

У тех, кто верит в них!

В. Ну. А теперь ребята вы волшебники, возьмите волшебные инструменты, которые вам необходимы, для создания сказочных птиц и приступайте к волшебству.

(дети выполняют работу, педагог напоминает приемы : вырезания, наклеивания. Подсказывает, помогает).

В. Ребята, мы с вами хорошо поработали, но нам нужно возвращаться назад в группу и своих сказочных птиц вы возьмите с собой. Эти прекрасные птицы украсят нашу группу и будут напоминать нам о нашем сказочном путешествии.

В. Ребята, давайте произнесем заклинание :

Раз, два, три,

В группу нас верни !

В. Ребята, а почему ваши птицы сказочные?

(Ответы детей и краткий анализ работ)

Публикации по теме:

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию «Ульяшка-умняшка в гостях у ребят» Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию «Ульяшка в гостях у ребят». Цель: познакомить детей с красками как средством.

Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Нас песня к Победе вела» Конспект НОД по художественному- эстетическому воспитанию детей в подготовительной группе на тему: «Нас песня к Победе вела» Цель: - Воспитывать.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) - «Флаг Мира» старшая группа КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ с использованием нетрадиционной.

Конспект совместной НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Сказка мыльных пузырей» в старшей группе Цель: расширение представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, применять полученные знания в продуктивной деятельности.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Дом, в котором ты живёшь» (средняя группа) Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Научить детей рисовать дом прямоугольной формы с треугольной крышей. Задачи: 1. Учить детей рисовать.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх