Ребенку 2 года кусается что делать. Что делать, если ребенок начал кусаться в детском саду: советы опытного психолога

Как только у малыша появляются зубки, он находит им применение, кусая всех и вся на своем пути, такое явление вполне можно объяснить тем, что ребенок опробует новое для себя ощущение, которое не было доступно для него ранее и попутно снимает зуд от прорезывания зубов.

Но, как правило, после одного двух эпизодов укусов и негативной реакции на них окружающих, малыш усваивает, что кусаться не стоит и переключается на менее восприимчивые объекты – резиновые игрушки, прорезыватели и прочее.

Совсем другое дело, когда причиной укусов в более зрелом возрасте становиться выплеск эмоций – агрессии, радости, скуки, безысходности. Как отучить ребенка кусаться тогда? Детские психологи утверждают, что решение этой проблемы лежит в понимании причины, почему ребенок кусается, и в правильной реакции родителей.

Почему кусаются дети до года?

Причины, почему кусаются дети первого года жизни, очевидны, во-первых, с появлением первых зубов они ощущают дискомфорт и пытаются снять его , прикусывая практически все. Чаще других жертвой укуса становиться мамина грудь во время кормления. Первые зубки, а это передние резцы, очень острые, при этом природа распорядилась так что если малыш сжал челюсти, то разжать их можно только если он сам того захочет. Важно в момент такого инцидента не испугать кроху своим криком, поскольку укус нежной кожи соска бывает очень неприятным и неожиданным. Бывали случаи когда малыш отказывался от груди после того как мама испугала его своим криком во время укуса.

Для того чтобы такого не произошло можно в период прорезывания первых зубов кормить малыша используя силиконовые накладки на сосок или же контролировать сам процесс кормления и следить за реакцией крохи.

Иногда дети, даже те, кто еще не имеют зубов, с силой сжимают челюсти во время кормления, когда засыпают у груди. Чуть подросший и смышленый малыш может из любопытства укусить маму и наблюдать за реакцией. В этом случае не стоит затягивать процесс кормления и отнимать малыша от груди, как только он теряет интерес к еде.

Годовалый ребенок кусается еще и потому, что, не умея говорить, таким образом, проявляет свои эмоции или пытается обратить на себя внимание. Покажите малышу, что вам больно и обидно, но при этом не выплескивайте агрессию на ребенка, чтобы не спровоцировать у него защитную реакцию. Вскоре малыш сам перерастет этот период.

Причины, по которым кусаются детки 1 – 3 лет

Если ребенок кусается в старшем возрасте необходимо выяснить причину такого поведения и правильно на нее прореагировать.

Дети приходят в этот мир, не зная правил по которым нужно жить в обществе и очень быстро учатся, беря пример с других или запоминая реакцию взрослых на их поведение. Как правило, усвоенные уроки откладываются у маленького человека на всю жизнь и формируют модель его поведения в будущем в тех или иных ситуациях. Но часто малыши не знают, как проявить свои чувства , не умеют говорить, слишком стеснительны или в семье не принято слишком эмоциональное общение. Именно тогда укус и становиться, единственным способом выразить себя, обратить на себя внимание окружающих. Чтобы понять причины побуждающие кроху к укусам, давайте рассмотрим такие эпизоды подробнее.

Радость, любовь, восторг

Часто ли родители при виде пухлого малыша испытывают желание ущипнуть или укусить его от переизбытка чувств? Возможно, кто-то и не сдерживает свои желания или озвучивает их. Маленький ребенок воспринимает такие действия как выражение сильных чувств и не видит в этом ничего плохого и осудительного. Иные малыши просто не знают, как еще выразить свои положительные эмоции.

Если вы заметили, что малыш положительно настроен, но перевозбужден активными играми или радостным событием и при этом ребенок кусается, что делать в таком случае? Во-первых, нельзя кричать и ругать малыша иначе он замкнется в себе и будет бояться проявлять чувства.

Во-вторых, перевозбуждение нервной системы в таком возрасте грозит неврозами и частыми эпизодами головной боли в будущем, поэтому не стоит допускать такого состояния, когда малыш не видит и не слышит ничего вокруг. Необходимо успокоить его и отвести в тихое место, дать попить воды мелкими глотками, поговорить на отвлеченные темы спокойным голосом.

В будущем стараться не щекотать и не щипать малыша, дурачась с ним, в моменты нежности — целуйте ребенка или обнимайте, показывая как нужно проявлять свои эмоции. И неплохо бы научить ребенка возгласу «ура!», так он может проявлять восторг и радость.

Агрессия

Испытывая сильные негативные чувства, такие как обида, протест, разочарование, малыш еще не может контролировать их, и не редко единственным выходом для ребенка, как выплеснуть всю агрессию, остается укус. При этом малыш может укусить не обязательно своего обидчика, а совершенно постороннего человека , который оказался рядом в момент гнева и по интуитивной оценке ребенка не может дать сдачи или высказать сопротивление.

Причиной такого поведения ребенка может быть очень строгая дисциплина в семье, когда малышу запрещают проявлять недовольство и наказывают за любое непослушание.

Вынужденный сдерживаться в стенах дома, ребенок может выплеснуть весь негатив, там, где ему за это ничего не будет, например, на детской площадке со сверстниками.

Еще одной причиной того, почему ребенок кусается и щипается, может быть наоборот, слишком эмоциональная модель поведения в семье, когда по любому поводу родители вспыхивают гневом, ребенок так же не считает нужным сдерживать свои эмоции, при этом восприятие мира у него настраивается через негатив.

Как правильно отреагировать на подобный инцидент и как ребенка отучить кусаться. Для начала, родителям стоит задуматься над своим поведением и способом воспитания. Возможно, необходимо давать малышу больше свободы, чтобы не было таких срывов, или же если наоборот общение происходит очень эмоционально умерить свой темперамент, показывая малышу, как можно выразить свои чувства по-другому. При этом обязательно нужно показать ребенку, что тому, кого он укусил больно и так же обидно. Не нужно стыдить малыша, так вы добьетесь эффекта отрицания плохого поступка, напротив, помогите ему загладить свою вину, пусть пожалеет укушенного ним ребенка, угостит конфетой. Эффект проявления милосердия и осознания что «Я хороший» намного более действенен, чем если стыдить малыша и говорить что он плохой. В один прекрасный момент он может поверить в это и поступать с оговоркой на то, что он действительно плохой.

Почему дети кусаются в детском саду

Вы узнали, что ваш ласковый и спокойный ребенок в детском саду кусается, почему это происходит и как с этим бороться? Для начала необходимо спокойно поговорить с ребенком и выяснить, как было дело, а уж потом вырабатывать стратегию воспитательных работ . Причин, почему дети кусаются, много и все они крутятся возле одного – неспособности контролировать свои эмоции и выражать их другим способом. Но если ребенок начал кусаться только когда пошел в сад, причинны, могут быть несколько иные.

Первым делом родители, дети которых начали кусаться в саду начинают утверждать, что ребенок попал под плохое влияние, ранее такого не случалось. Действительно, одной из причин такого поведения может стать плохой заразительный пример, если в группу попадает малыш с проблемами воспитания или самовыражения и кусает детей, остальные поступают так же, поскольку малыши учатся плохому, быстрее, чем хорошему. И даже ребенок, которому не присуща агрессия может пойти на поводу у толпы, чтобы не выделяться. Только дети, уверенные в себе, те которых много хвалят или талантливые дети всегда будут отстаивать свое мнение, не поддаваясь влиянию большинства.

Если вы заметили что кусается ваш ребенок, что делать в первую очередь? Выявить в группе агрессора и обратить внимание воспитателей и родителей. Далее можно рассказать детям сказку, в которой все персонажи перессорились из-за того, что кусали друг друга. Провести отдельную воспитательную беседу с малышом, в которой объяснить что это некрасиво, больно и негигиенично.

Что делать если ребенок кусается один в группе и сам становиться образцом для подражания? Причиной такого поведения, которое стало неприятным сюрпризом для родителей, может быть защита малыша. Возможно, ребенок не уверен в себе, не имеет авторитета в кругу сверстников и единственным способом отстоять себя или свою игрушку является укус. В этом случае необходимо попытаться пересмотреть свой способ общения с ребенком, не критиковать его, давать право выбора, больше хвалить.

Если ребенок кусается без причины, агрессивно нападает на детей, что делать? Если в первом случае укус был как способ защиты, то здесь на лицо явное нападение. Причиной тому могут быть педагогические упущения, наложенные на тяжелый характер малыша. При таких обстоятельствах, справиться самостоятельно, не получиться и даже если прекратятся укусы, могут возникнуть другие конфликты зачинщиком которых станет ваш ребенок. Лучшим выходом будет консультация у детского психолога. При этом нельзя делать из ребенка изгоя, он должен продолжать ходит в дошкольное учреждение, а родители должны стать защитой и помощью малышу, а не «карательной комиссией».

Для каждого ребенка первый поход в детский сад – огромнейший стресс, ведь с этого момента малыш вынужден делать первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. В садике ребенок приобщается к социуму, учится контактировать со сверстниками, жить в коллективе, познает навыки поведения в социуме. Но далеко не всем детям легко влиться в новые условия жизни. Некоторым малышам настолько некомфортно, что свои негативные ощущения они проявляют самым необычным, несколько жестоким способом. Например, ребенок начинает кусаться. Причем «кусачесть» может проявляться только, когда кроха посещает садик, но чаще подобное поведение прослеживается и дома, а вот в саду оно достигает своего «апогея». Но почему ребенок кусается в детском саду? Какова причина этого типа детской агрессии? Как решить проблему без вреда для детской психики?

Причины детской «кусачести»

Если речь идет о детях в возрасте до 3 лет, то, как утверждает психолог, кусать других он может из-за банального неумения выражать свои эмоции, любовь, или же у него просто растут зубки. Поведение ребенка, который кусается в возрасте от 3 лет, нормой назвать нельзя. Что же нужно делать в этом случае? Первое действие – найти причину такого поведения. Второе – решить проблему, опираясь на советы психолога, так как «кусачесть» детей – это чаще психологическая проблема.

Внимательно наблюдая за малышом, который начал кусаться дома или в садике, достаточно легко определить причину его агрессивного поведения.

Причина Описание Что делать?
Плохой пример Дети часто подражают не только взрослым, но и сверстникам. Поэтому, если в детском саду кто-то из детей кусает ровесников, ваш малыш вполне может перенять эту манеру защиты или агрессии. Ни в коем случае не ругать ребенка. Нужно в дружелюбной форме объяснить, что кусаться нельзя, что таким образом малыш делает больно своим друзьям. А подражать плохим поступкам – значит, стать хулиганом, а не порядочным человеком.
Защитная реакция Ребенок может начать кусаться, если его часто обижают в детском саду – отбирают игрушки, толкают, не берут к себе в игру. Поскольку дети в возрасте 3 лет еще неспособны разобраться в сложившейся ситуации из-за отсутствия жизненного опыта и недостаточного развития психоэмоциональной сферы, на обиду они отвечают укусом. Объяснить, что отвечать на обиды кусанием нельзя. Научить контактировать с детьми, делиться игрушками. Если возникают ситуации, когда малыша обижают, научить просить помощи у взрослых, решать конфликт не зубками, а речью.
Недостаток внимания Ребенок может кусаться в детском саду, если родители уделяют ему мало внимания, мало проводят с ним времени. Кусая других детей, он привлекает внимание взрослых и сверстников, и в эти моменты ему абсолютно все равно, чье и какое оно: положительное или отрицательное. Главное то, что его заметили. К тому же в силу своих возрастных особенностей ребенок плохо понимает, что своими действиями он делает кому-то больно. Больше времени проводите с ребенком: играйте, читайте книги, гуляйте на улице, рисуйте, лепите, разговаривайте, в конце концов! Обнимайте своего малыша, говорите о своей любви, рассказывайте о том, как сильно и долго вы его ждали, целуйте, хвалите, поддерживайте.
Доказательство собственной значимости Попадая в детский сад, где все чуждо и рядом нет родных, которые защитят и пожалеют, ребенок начинает кусаться, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Желание стать лидером настолько бывает сильным, что малыш попросту не может контролировать его. Поэтому и пытается «подчинить» сверстников достаточно агрессивным методом. Объяснить посредством ролевых игр, что искусанным быть очень обидно, и вряд ли таким способом он добьется расположения со стороны сверстников.
Чувство тревоги Кусать других детей (и даже взрослых) ребенок может потому, что ему некомфортно в условиях, где он пребывает в данный момент, или ему страшно, он чувствует себя беззащитным и одиноким. Следует окружить ребенка еще большей заботой и любовью, по возможности дать больше ему личного пространства. Если чувство тревоги у крохи возникает во время адаптации к детскому саду, разрешите взять ему с собой любимую игрушку.
Неурядицы в семье Частые ссоры родителей, их развод и конфликты нарушают душевное равновесие ребенка. В ответ на семейные неурядицы ребенок начинает кусать сверстников, взывая таким способом о помощи. Постарайтесь наладить обстановку в семье. Если и происходят какие-либо конфликтные ситуации, старайтесь их решать в отсутствие ребенка.
Агрессия со стороны родителей Причем не всегда это побои и крики. Некоторые родители угнетают своих детей чрезмерной строгостью, множественными запретами, авторитаризмом, неуважением. Поэтому у малышей возникает ответная реакция – кусать других, так как морально повлиять на обидчиков он не может. Начните работу с себя. Пересмотрите воспитательные методы, будьте мягче, уважайте мнение своего ребенка, пересмотрите запреты.
Как средство коммуникации Ну кто из родителей ни разу не покусывал крохотные пяточки или бока своего малыша?! А ведь мы так проявляем свою любовь к детям. И если делать это часто, впоследствии кроха может определить для себя эти действия, как выражение положительных чувств – дружбы, уважения, любви, привязанности. Не позволяйте себе кусать ребенка, даже играя. Невинная игра может обернуться серьезной проблемой.
Гиперактивность Чрезмерно активные дети чаще норовят укусить своих сверстников, нежели малыши с нормальной активностью. Гиперактивные дошкольники часто не успевают в течение дня использовать накопившуюся энергию, которая впоследствии находит выход через кусания. Распланируйте день ребенка так, чтобы на шалости у него не оставалось времени. Больше гуляйте на улице, обеспечьте ему больше подвижных игр, запишите в спортивную секцию. Однако активность лучше планировать на первую половину дня. После обеда должны преобладать спокойные занятия – рисование, лепка, чтение, конструирование.
Усталость Далеко не каждый ребенок может выдержать продолжительный шум, гам, большое скопление людей в одном помещении. От такой суеты спокойные дети (или же, наоборот, нервозные) быстро устают. Психологи утверждают, что укусы в таком случае – это скрытая просьба малыша оставить его в покое, поскольку он слишком устал. Если видите, что ребенок устал, - не трогайте его, обеспечьте ему отдых.

Каждую из причин можно определить внимательным наблюдением за ребенком. Если малыш в это время посещает детский сад, попросите педагогический коллектив проследить за вашим крохой, в каких ситуациях он начинает кусать сверстников, что способствует такому его состоянию. Со своей стороны начните уделять малышу больше внимания, интересуйтесь его жизнью, успехами, чаще обнимайте и говорите, как сильно он вам дорог.

Милая шалость или серьезная болезнь: где грань?

Несвоевременная борьба с милой детской привычкой может обернуться тяжкими последствиями – серьезной психической болезнью, самостоятельно справиться с которой невозможно. В дошкольном возрасте с «кусачеством» бороться легче – ребенок подрастает, взрослые прививают ему правильные нормы поведения, он многое понимает и умеет контролировать свои эмоции.

Однако если ребенок продолжает кусаться, поступив в школу, психологи позволяют себе назвать такое поведение следствием психической болезни. Привычка кусаться со временем не пройдет, а, наоборот, будет только развиваться. Так ребенок превратится из милого «кусаки» в ущербную личность с девиантным (нетипичным, ненормальным для социума) поведением. На помощь школьнику могут прийти психолог, невролог и психиатр. Но даже врачам будет сложно решить проблему ребенка, ведь главной причиной прогрессирования детской агрессивности и жестокости является полная уверенность в безнаказанности.

Отучать ребенка кусаться нужно, как только были замечены первые попытки проявления подобного поведения. При этом взрослые должны оставаться максимально спокойными, терпеливыми и доброжелательными. Любое проявление агрессии, раздражительности и озлобленности все старания сведет на нет.

  1. Не умиляйтесь и не поощряйте ребенка улыбкой или смехом, если он кого-то укусил.
  2. Не кусайте ребенка даже во время игр.
  3. Научите малыша добиваться желаемого другими альтернативными методами – словами, жестами.
  4. Учите кроху делиться со сверстниками игрушками, сладостями. Хвалите за то, что он предлагает угощения другим.
  5. Разыграйте конфликтную ситуацию, в которую попал ранее малыш, на примере игрушек: «Две козочки столкнулись на мосту. Что они будут делать – бодаться, кусаться? А может лучше уступить дорогу?».
  6. Если проблема заключается в недостатке родительского внимания, найдите возможность проводить с ребенком больше внимания: сходите в парк, посетите спектакль, детскую игровую площадку и пр.
  7. Если ребенок кусается из-за того, что ему страшно или он не уверен в себе, подбодрите его, похвалите, разговаривайте со своим малышом.
  8. Если причина «кусачести» в неспокойной обстановке детского сада, лучше перевести кроху в другое учреждение.
  9. Подавайте своему крохе хороший пример: не ругайтесь в его присутствии, не сквернословьте. Помните, что дети очень быстро перенимают поведение взрослых и подражают им.
  10. Если проблема не исчезает, следует обратиться за помощью к специалистам.

Реакция родителей на «кусачесть» ребенка должна основываться на причинах такого поведения. Главное спокойно и сдержанно реагировать на агрессию малыша и не оставлять решение проблемы «на потом», ведь «потом» может быть поздно. Берегите своих детей!

Хотите знать, почему ребенок кусается ? Ведь эта проблема становится актуальной для многих родителей. В чём причина этого явления? Обычно дети начинают кусаться в период, когда у них режутся зубки - это понятно.

После прорезывания зубов дети перестают кусаться, но есть и такие, которые продолжают кусаться до 5-6 лет. Конечно, эта привычка пройдёт само собой, но когда она затягивается, оставлять её без внимания нельзя.

Для начала давайте разберёмся, почему малыш кусается? В раннем возрасте малыш всё тянет в рот и пробует на зуб - таким образом он познаёт мир. С появлением зубов дети случайно ненамеренно прикусывают грудь, доставляя боль маме. Но это не повод отказать малышу в грудном вскармливании.

Как кормить зубастика, чтобы привычка кусаться не закрепилась? Правильно прикладывайте ребёнка к груди: сосок должен находиться глубоко во рту, а губы и челюсти захватывают ареолу, нижние зубы прикрыты языком. В таком положении кусаться неудобно. Но в конце кормления, когда малыш наелся и отвлёкся от сосания, он может случайно укусить вас за сосок. Что делать, если такая неприятность произошла? Не пытайтесь вытащить грудь изо рта малыша - так вы сделаете хуже себе. Просто постарайтесь просунуть палец между челюстями ребёнка и освободить сосок. А можно несильно зажать крохе носик, чтобы он открыл рот.

Причиной укусов может быть и недостаток молока, заложенный носик, неправильное положение при кормлении. А если дёсны малыша набухли, воспользуйтесь специальными гелями и прорезывателями с охлаждающим эффектом. Дети могут кусаться из-за слабости мышц рта - обычно эти малыши сосут соску и запаздывают в речевом развитии. Значит, нужна стимуляция мышц рта. Для этого давайте крохе твёрдую пищу - яблоки, морковь, сухарики, орехи. Полезно надувать шарики, свистеть в свисток.

От избытка чувств

Когда малыш впервые укусил вашу руку, им двигало простое любопытство. Но даже такое невинное поведение надо пресекать. Не ругайте ребёнка, а спокойным твёрдым голосом скажите, что кусаться нельзя.

Тут же предложите резиновое кольцо, детское печенье, какой-нибудь чистый предмет, который можно грызть. Не разыгрывайте муки, не плачьте, иначе после такого спектакля малыш будет снова и снова повторять свои действия.

Дети ещё не понимают, что причиняют укусами боль. Порой они кусаются от избытка чувств, например от радости. Когда мама пришла с работы, малыш может укусить её за руку, шею, ухо. Иногда дети понимают укусы как проявление ласки к другому, поэтому малыш может укусить ребёнка на детской площадке или в гостях. Так малыш пытается показать любовь, но у него ещё нет чувства меры. Не поощряйте такие игры, не смейтесь, когда малыш вас кусает, объясняйте, что ласку можно проявлять другими способами - поцелуями, поглаживаниями.

Не заставляйте малыша просить прощения у укушенного - это его унизит. Пожалейте того, кого укусил ребёнок, покажите, что это поведение - плохое. Поговорите с малышом, спросите, почему он укусил: «Ты хотел играть именно красным мячом? Надо было попросить у Маши или подождать, когда она перестанет играть».

В 2,5-3 года у малышей начинается период агрессии. Ребёнок кусается, когда хочется выразить свои эмоции. Например, он устал, ему жарко или хочется есть. Просто ему ещё трудно выразить чувства словами. Этот период требует от родителей большого терпения.

Больше внимания!

Постарайтесь помешать малышу сделать то, что он задумал. Как только увидите, что он хочет укусить вас, быстро оттащите его или прикройте ему рот ладошкой. Коротко и строго объясните, что кусаться плохо, люди так не делают.

Можно на некоторое время изолировать его от остальных малышей, усадить на скамейку и сказать, что он будет сидеть здесь, пока не перестанет кусаться.

Замечайте, в какие моменты кусается кроха, и постарайтесь избегать этих ситуаций. Переключайте внимание малыша на другой вид деятельности. Если долго бегал, займитесь спокойными играми, если долго сидел - предложите подвигаться.

Дети кусаются в случаях, когда чувствуют свою незащищённость. Например, когда другие дети берут их игрушки, а помощи ждать неоткуда. Помогите малышу войти в детский коллектив, научите его делиться своими игрушками и просить их у других детей. И наоборот, кусаться могут дети, которые стремятся во всём быть главными. Таким образом они демонстрируют свою силу.

Вспышки агрессии могут быть спровоцированы постоянными запретами, не дающими ребёнку нормально развиваться. Ещё одна причина - появление младших брата или сестрички. Малыш ревнует, ему не хватает внимания - вот он и проявляет своё недовольство. То же происходит, когда родители ругаются или в семье появляется новый папа. Постарайтесь решить семейные проблемы, оградите от них малыша. Дарите крохе больше внимания, любви и ласки.

Любой ребенок, без разницы, мальчик это или девочка, хоть раз, но обязательно покусал кого – либо. Обычно, любовь и привычка кусаться проходит уже к 3 годам. Если же малыш не перестает кусать себя или родственников, проявляя при этом агрессию и выказывая свой гнев, то многие родители задаются вопросами: почему дети кусаются и что делать, если ребенок кусается?

Обычно, кусание, ни когда не планируется малышом заранее. Это действие происходит спонтанно и обычно не несет за собой тяжкого вреда здоровью или серьезным последствиям.

Отучить ребенка кусаться, нужно, когда ему уже есть 3 годика, и вы понимаете, что кусание носило не разовый характер. Если, к тому же, ребенок кусается в детском саду, при этом кусание сопровождается агрессией и повторяется не единожды.

Очень часто, малыш, у которого прорезаются зубки, начинает кусаться, что бы притупить дискомфорт в деснах. Иногда, малыши кусаются, так как просто по — другому не могут выразить свои эмоции и чувства, так как полностью не владеют навыками разговора. А малышей, в раннем возрасте очень часто одолевают страхи, беспомощность или раздражение.

Всегда, если развитие ребенка протекает нормально, то словесное показание своего недовольства, обычно хватает, что бы у малыша пропало желание кого — либо кусать. Если желание кусать у малыша не прошло после 3 летнего возраста, смело ведите его к стоматологу.

Почему дети начинают кусаться?

Совершенно все малыши могут кусаться, но причины у всех абсолютно разные. Причины появления укусов, зависит от количества лет малыша.

Груднички от 5 до 7 месяцев, начинают кусаться, когда испытывают дискомфорт около своего рта, или при испытании сильнейших болей, вызванных появлением зубок.

В этом возрасте малыши кусают родителей или родственников. Но даже в столь маленьком возрасте, малыш понимает, что это не хорошо, если видит не довольную реакцию мамы или папы.

В период с 8 до 14 месяцев, малыши испытывают сильные ощущения и при этом, не контролируя свое поведение, начинают кусаться от перевозбуждения. В этом возрасте опять все укусы достаются родственникам и родителям малыша. Отучить ребенка кусаться, поможет твердый тон папы или мамы. После услышанного твердого «нет», малыш забывает об этой привычки раз и навсегда.

В период от 15 до 36 месяцев, ребенок может начать кусать окружающих его родственников или детей, от переизбытка гнева, а так же желая контролировать поступки других людей.

Обычно в этот период развития дети кусают своих сверстников, намного реже папу или маму. В этот период развития особенно ярко встает вопрос, как отучить ребенка кусаться, ведь мама и папа малыша начинают понимать, что это перестало быть детской шалостью. Отучить ребенка кусаться в данном периоде намного проще, так как малыш осознает, что он поступает не правильно.

Если по истечению 3х летнего возраста, укусы не прекратились, то стоит задуматься, все ли хорошо в общении вашего малыша. Проявление агрессии, может быть связано, с сильнейшим испугом, раздражительностью, испытывая чувство обиды.

Тех же малышей, которые продолжают кусать детей и родителей, необходимо отвести к педиатру, он должен дать направление на прием к невропатологу. Вполне возможно, что у малыша имеются проблемы с самоконтролем.

Если малыш начал кусаться в детском саду

Укус, может произойти в любой ситуации. Если ребенок кусается в детском саду, то это может произойти во время его игр с другими детьми. Сейчас это не редкость в любом детском саду. Конечно, таких ситуаций, можно было избежать, если бы за детьми велся хороший присмотр, но очень часто, детям просто не объясняют, как нужно выражать свои эмоции.

Советы психолога, рекомендуют родителям «кусающихся» детей, предупреждать об этом воспитателей заранее, что бы они обратили на ребенка повышенное внимание. Так же рекомендуется, забирать ребенка немного пораньше из детского сада, поощрять малыша, если на него не поступило жалоб.

Иногда, в самых критических ситуациях, возникает необходимость в переводе ребенка в специализированный детский сад, в котором имеется коррекционная группа с маленьким количеством детей. Где специалисты помогут отучить ребенка кусаться.

Кусание – как проблема поведения

Кусать родных изредка время от времени, это нормальное развитие любого малыша. Но помните, если кусания перешли в разряд каждодневного и многоразового, при этом кусание сопровождается агрессивным поведением. При следующих признаках, ребенка обязательно должен осмотреть специалист:

Кусается, даже если родители, выказывают свое недовольство;
Продолжает кусание по прошествии 3 лет;
Кусанием, вредит другим детям;
Кусание не связано с желанием заполучить какой — либо предмет, а только из – за агрессии или злобы;
После кусания появляются сопутствующие признаки агрессии, такие как, причинение боли животному или другому ребенку.

Как отучить ребенка кусаться?

В большинстве случаев, укус не несет большого вреда и не требует дополнительного медицинского вмешательства. Укус безвреден, даже если при этом повредился кожный покров и пошла кровь. Но при появлении крови, ребенок может заразиться большим количеством заболеваний. Особенное это касается тех укушенных детей, у которых слабый иммунитет.

Иммунитет – это природный защитник организма, и именно он помогает бороться почти со всеми видами инфекций. Слабый иммунитет означает, что организм не будет бороться и перестанет эффективно защищать человека.

Очень важно попасть к врачу. Так как врач хорошо оценит место укуса и все узнает о прививках.

Отучить ребенка кусаться, поможет вам врач . Так как кусание, обозначает, что ребенок совершенно не может контролировать свои эмоции. Врач поможет Вам узнать методику, как объяснить ребенку, что нужно сдерживать свои эмоции и контролировать самовыражение.

Советы психолога, гласят, что, с ребенком нужно разговаривать и объяснять. Так же, к примеру, Вас могут направить на курсы воспитания детей. Курсы помогут вам, научиться правильно, реагировать на поведение вашего малыша.

В большинстве случаев, укусы можно предотвратить. Или же снизить значительно частоту кусания. Обязательно, после каждого укуса, выясняйте причину укуса. Это поможет вам в дальнейшем. Причина укусов, всегда зависит от возраста малыша.

У малышей, у которых прорезываются зубки, рекомендуется использовать специальные игрушки, они массируют десны.

Отучить ребенка кусаться, возраст которого составляет около 12 месяцев, обязательно показывайте свое недовольство его поступком, сопровождая словами «В нашей семье не кусаются».

Советы психолога гласят, что в возрасте начиная с 1,5 лет, необходимо обязательно учить своего малыша выражать свои эмоции, без агрессии, ярости и кусания. Объясните, что все можно решить мирным путем.

Научитесь распознавать тот момент, когда он хочет кого – покусать, помните, что вы в силах предотвратить это, переключив внимание ребенка на что – то другое.

Ваша речь не должна быть длинной и трудной в понимании малыша. В вашем высказывании, должна четко прослеживаться ваша негативная позиция на укус.

Не забудьте похвалить малыша, который смог не укусить и удержать себя. Ваша похвала очень сильно нужна малышу.

Что нужно сделать, что бы предотвратить кусание

Положительная оценка хороших действий малыша, станет незаменимым помощником в борьбе с кусанием. Обязательно хватите малыша, за все действия и поступки, которые вы поддерживаете. Особенно за проявленное терпение, сдержанность и миролюбие.

Советы психолога говорят, что ребенка нужно хвалить каждый раз, как вы видите его хорошее поведение. Но при этом важно, что похвала должна быть словесной и ни в коем случае не иметь ценный эквивалент, такой как сладости или игрушки.

Приободрите его словами, ты сегодня отлично смог сдержать агрессию и выяснить все при помощи слов. Не малую роль при этом будут играть тактильные ощущения: обнимите малыша, или дружественное похлопывание по спине надолго запомнятся вашему малышу. И чуть подрастая, он поймет, что его умение сдерживать себя и идти на компромисс приносит только положительные эмоции, чего ни как нельзя сказать об обиде и злости.

Очень хорошо будет, если вы попробуете разыграть с ребенком разные ситуации, при которых у него может возникнуть повышенная агрессия и как следствие кусание. Запомните, ни кто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы сами. Моделируя разные ситуации, показывайте малышу, на личном примере, как вы справляетесь с тем или иным случаем. Станьте для него примером и опорой. Ваша семья должна стать образцом тихой, уютной и гармоничной семьи.

Если ваш малыш кусается, ни в коем случае не поступайте так:

Доказывать ребенку, что укус это больно, укусив его в ответ. Тем самым вы только усугубите обстановку и вызовите у ребенка, затаившуюся злобу нас, внутри;
В качестве наказания за укус, намыливать рот мылом. Запомните, в нелегкой борьбе против укусов, вам поможет только слово;
Не применять телесное наказание за совершенный укус, только убеждение способно помочь вам и вашему малышу.

Те дети, которые и после 3х лет продолжают кусать других детей, лучше всего применять прием тайм — аутов. Они позволяют малышу немного успокоиться, а так же они дают малышу понимание, что кусание недопустимо. Но важно, объяснить малышу, для чего дается время подумать.

Если малыш кусается, посещая детский сад

Если сложилась ситуация, что один ребенок кусает других детей, но заведующая детским садом имеет право, по просьбе воспитателей и психолога ДОУ, пригласить на встречу родителей малышей. Если кусание имеет уже продолжительный характер, ваш ребенок стал более агрессивным, вам могут быть выдвинуты следующие рекомендации:

Сократить время посещения малышом садика. Во время пребывания ребенка в ДОУ, за ним будет наблюдать психолог, что бы выявить причины, из – за которых он начинает кусаться. Так как некоторые поступки или просто действия, могут вызывать гнев у вашего малыша, задача психолога установить данный факт. И тогда, замена этих действий повлечет за собой мир и спокойствие, в дружном детском коллективе.

Пересмотр распорядка дня малыша. Если после уже принятых радикальных мер, Ваш малыш все равно продолжает кусать других детей, то вам могут выдать предписание в другой детский сад с группами с малым количеством детей и наличием узконаправленных специалистов. Там вашему малышу, будет уделяться повышенное внимание.

Обязательно нужно обратиться к педиатру и невропатологу если:

Все вышеперечисленные способы не пошли на пользу, и ваш малыш по – прежнему, продолжает кусаться;
Вы не можете контролировать ситуацию и ваши эмоции зашкаливают;
Поведение ребенка, мешает ему самому адаптироваться в социуме;
Вам требуется помощь в этой ситуации, так как вы перестали контролировать ее.

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии — преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения — в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале — силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года — оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей — еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре — определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе — преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, — среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки — диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра — любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх — плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту — как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии — хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите — базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх