Картотека игр для детей с рас. Коммуникативные игры с детьми с расстройствами аутистического спектра

Самостоятельная игра ребенка-аутиста существенно отличается от того, во что и как обычно играют его ровесники. Поэтому игры для аутистов призваны решать не только задачу приятного досуга, но и нести элементы обучения, быть развивающими.

Чтобы подобрать наиболее интересные игры для детей с ранним детским аутизмом, давайте разберемся, в развитии каких навыков ваш малыш испытывает нехватку.

Звуковые игры для детей-аутистов

Отгораживаясь от мира, ребенок постепенно утрачивает способность воспринимать информацию на слух и теряет способность к обучению. Восстановление связи с внешним миром именно через ухо имеет колоссальное значение. Помогут в этом звуковые игры с ребенком-аутистом.

Примеры звуковых игр с ребенком-аутистом:

    «Что шумит?» Выберите несколько предметов, издающих негромкие звуки (слишком сильный звук способен причинить малышу боль). Это может быть шуршащая оберточная бумага, тихий колокольчик, негромкий маракас. Дайте ребенку изучить предметы, послушать, как они звучат, запомнить их названия. Затем отвернитесь и немного «пошумите» одним из них. Задача ребенка – угадать, что именно звучало. Такая игра для аутичных детей задает начало сосредоточения на звуках.

    «Высокий – низкий». Для этого упражнения-игры с ребенком-аутистом потребуется игрушечное или настоящее пианино. Нажимая верхние клавиши, расскажите ребенку, что так капает дождик. Помогите ребенку поднять руки вверх, комментируя: «Это высокий звук». Затем, нажимая нижние клавиши, расскажите малышу, что так топает мишка, комментируя: «Это низкий звук». Когда ребенок усвоит разницу, играйте звуки и побуждайте малыша выполнять нужные движения. В дальнейшем можно попросить его самостоятельно найти низкие и высокие звуки на инструменте.

    «Лечебная классика». Эта игра с детьми-аутистами, несомненно, станет одной из любимых. Особенно для тех малышей, кто помимо звукового вектора имеет еще и . Приготовьте несколько классических аудиозаписей по мотивам детских сказок. Это может быть «Танец феи драже» Чайковского (из балета «Щелкунчик»), отрывок из «Спящей красавицы» и т. д. Также подготовьте соответствующие картинки.

Прослушивая запись, показывайте ребенку картинку, описывая ее. Если ребенок хочет, можно вместе танцевать под музыку. Когда освоите три и более записей (фрагменты могут быть недлинными), включайте отрывки по очереди и просите ребенка угадать, какая картинка подходит к этой музыке. Если ребенок любит рисовать, можно побудить его нарисовать еще одну картинку самому.


Помните, что важнейшим правилом любых упражнений или игр с ребенком-аутистом является звуковая экология. Говорите на пониженных тонах. Выбирайте негромкие инструменты, запись тоже включайте тихо, чтобы ребенок вслушивался.

Сенсорные игры с аутичным ребенком

Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. Звуковая травма, полученная ребенком, провоцирует искажения в развитии всех остальных векторов, заданных ему от рождения. Часто такие дети испытывают сенсорный дефицит именно тех чувствительных зон, которые соответствуют его векторам. Восполнить нехватку ребенка помогут сенсорные игры при аутизме.

Можно использовать:

    Подвижные игры для кожного ребенка-аутиста, особенно с тактильными элементами. Можно изготовить из ваты или мягкой ткани «снежки» и поиграть в них. С помощью большого отреза ткани голубого цвета устроить «море», научить ребенка делать «волны», держась за края. Если взрослых двое – они могут раскачивать малыша на ткани, как в гамаке.

    Кожному ребенку с детским аутизмом подойдут и развивающие пальчиковые игры, пальчиковые краски, лепка из пластилина или соленого теста. Только будьте готовы чередовать сидячие занятия с подвижной игрой.

    Существенно восполнить тактильную нехватку такого ребенка при аутизме помогут игры с водой. Например, устройте «пенную вечеринку» в ванной. Из пены можно строить дворцы или сделать на голове смешную шляпу – все во власти вашей фантазии. При отдыхе за городом используйте песок и другие неструктурированные материалы, чтобы организовать тактильные игры для ребенка-аутиста.

Для зрительного ребенка чувствительным сенсором являются глаза, поэтому зрительному малышу с аутизмом подойдут такие игры:

    Яркие дидактические пособия. Глаз такого ребенка необходимо как можно раньше обучать восприятию формы и цвета. Это может быть «геометрик» или сортеры, игра «сложи квадрат» и другой яркий дидактический материал ().

    Рисование, раскраски и аппликация жизненно необходимы такому малышу.

    Природную эмоциональность такого ребенка можно реализовать через игру в кукольный театр (приобрести куклы, одевающиеся на руку или палец). Варианты с переодеванием в разные костюмы, «перевоплощение» в разные образы также прекрасно подойдет.

В каждом векторе набор сенсорных игр для ребенка-аутиста будет свой ().


Игры на развитие контакта и речевые игры для аутистов

Человек является чувственной и сознательной формой жизни. Отгораживаясь от мира еще в дошкольном возрасте, ребенок с детским аутизмом утрачивает не только сознательную, но во многом и чувственную связь с другими людьми. Восстановить ее помогут игры на развитие эмоционального контакта. В них легко могут быть добавлены также речевые и логопедические компоненты.

    «В ямку – бух». Начать можно с простых, известных потешек. Главная задача – добиться формирования ответной эмоциональной реакции ребенка. Позже можно сделать паузу и предоставить ребенку самому озвучить кульминационный момент: «Бух!». Такая «диалоговая» игра при аутизме во многом способствует формированию будущего навыка вербального общения ребенка.

    «На машине ехали». Научить ребенка с детским аутизмом подражать движениям можно также через игру:

    Взрослый: На машине ехали (крутит руль)

    Ребенок: Би-би-би (крутит руль)

    Взрослый: Паровозом ехали (движения руками вперед-назад)

    Ребенок: Чух-чух-чух (аналогичные движения).

    Здесь от ребенка требуется не только поддержать диалог, но и повторять движения. При необходимости используйте помощь второго взрослого. Умение подражать – залог формирования будущих навыков социально-бытовой ориентации и способности к обучению в целом.

    «Мой веселый, звонкий мяч». Не менее важно для ребенка с детским аутизмом усвоить навык передачи хода в игре. Передавая мяч по кругу, дети говорят каждый по одному слову стишка. Когда стих закончился, можно обратить внимание группы: «У кого мяч? Кто это? Назови по имени?» (остальные дети называют). Или: «Кто ты? Как тебя зовут?» (отвечает тот, у кого мяч).

Коммуникативная игра для аутичных детей – жизненная необходимость. Что касается логопедических игр – при нарушении речевого аппарата ребенка занятия должен проводить логопед.

Мама – главный человек

Влияние игр на речь и развитие аутичного ребенка трудно переоценить. Однако ключевым фактором, который влияет на развитие и поведение малыша, особенно в дошкольном возрасте, является состояние матери.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

За последние десятилетия было проведено большое количество исследований, посвященных проблеме игры, которые показывают, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков. В то же время, для аутистов, так те как и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Она позволяет развить их исследовательские навыки, символические способности, гибкость мышления, воображение. Это оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным и более гибким".

Общепризнано, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.

В процессе игры в раннем и дошкольном возрасте происходит становление личностных качеств, формируются особенности характера, эмоционально-волевой сферы, эмпатия, волевая регуляция поведения, действия, коммуникации и социальной перцепции. Во время игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, ребенок разыгрывает определенный сюжет и роли, в результате чего он начинает осознавать социальные нормы и правила.

В ходе онтогенеза параллельно с развитием ребенка меняется и игра.

Согласно представлениям Выготского, Эльконина в период младенчества ведущей деятельностью ребенка является непосредственное эмоциональное общение со взрослым. В подобной ситуации первым объектом игры становится сам взрослый. По мнению Лисиной (5), ситуативно-личностная форма общения преобладает в течение первых 6 месяцев жизни ребенка. В этот период "игра" представляет собой общение, при котором используется мимика, жесты, вокализации. К концу первого полугодия начинает формироваться способность к имитации и подражанию, проявляться внимание к эмоциональным реакциям других людей.

Второе полугодие характеризуется появлением ситуативно-деловой формы общения, у ребенка появляется потребность в сотрудничестве со взрослым, которая осуществляется на базе игры с различными предметами, при этом широко используются разнообразные сенсомоторные схемы, манипуляции с предметами.

В возрасте 1 -3 лет ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, также основанная на игровых действиях с предметами

В отечественной психологии принято выделять три фазы формирования предметной деятельности:

I фаза - свободная манипуляция: ребенок выполняет с предметом любые известные ему действия.

II фаза - функциональные действия: ребенок выполняет действие с предметом, строго соответствующее его функции.

III фаза - символические действия: ребенок использует предмет "свободно", при этом осознает его истинную функцию.

Переход от манипулятивных действий к функциональным происходит после полутора лет. Приблизительно в два года функциональные действия сменяются символическими.

Осуществляя предметные действия, ребенок может манипулировать одновременно с несколькими объектами, используя два основных типа действий: соотносящие - их цель состоит в приведении нескольких предметов или их частей в определенные пространственные взаимоотношения (матрешки, пирамидки и т.д.); орудийные -один предмет используется с целью воздействия на другой.

После двух лет у ребенка появляется сюжетно-отобразительная игра, в которой он воспроизводит отдельные сюжеты повседневной жизни с использованием предметов-заместителей (кубиков, палочек, игрушек и др.). Формируется игра с элементами мнимой ситуации. К концу раннего возраста, к трем годам, возникают предпосылки для развития сюжетно-ролевой игры: усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей, действия обобщаются и отделяются от предмета, ребенок в состоянии взять на себя роль другого человека.

По мнению Эльконина, предметно-манипулятивная деятельность в большей степени направлена на развитие познавательной сферы и ориентировки в сфере предметной действительности, чем на развитие социальных взаимоотношений.

На следующем этапе онтогенетического развития, в дошкольном возрасте, ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, которая, в большей мере, направлена на развитие личностной сферы, ориентировки в сфере общения, на освоение норм человеческих взаимоотношений.

Внимание многих исследователей привлекало большое разнообразие видов игры и их постепенное развитие в ходе онтогенеза. Неоднократно предпринимались попытки описания и классификации различных типов игровых паттернов.

Одна из первых таких попыток была предпринята Wing L., Gould J., Yeates S.R., и Вriely l.M. По мнению этих авторов, на ранних этапах развития ребенка можно выделить три вида игры:

Hесимволическая (non-symbolik) -игра, включающая повторяющиеся манипуляции с предметами.

Стереотипная (stereotyped) - символическая игра, характеризующаяся стереотипами, т.е. повторяющимися действиями с недостатком новых идей.

Символическая (symbolic) - игра, включающая действия, которые условно создают впечатление, что отсутствующая вещь присутствует или что произошло какое-то событие. Например, когда ребенок ест понарошку, используя при этом жесты и т.д. К этой группе они также относят функциональные действия, такие как причесывание волос куклы при помощи кукольной расчески.

Ungerer J.A., Sigman М. создали кодовую систему для записи игровых паттернов, основываясь на наблюдении за игрой нормально развивающихся детей. Их кодовая схема включала следующие четыре категории:

Простая манипуляция (simple manipu-lation): облизывание, размахивание, хлопание, ощупывание или бросание игрушек и предметов.

Комбинационная игра (relational рlау) включает последовательное комбинирование и выстраивание предметов в ряд или друг на друга, а также использование какого-либо предмета как емкости для другого предмета.

Функциональная игра (functional рlау), в процессе которой ребенок осуществляет различные действия с игровыми предметами (например, с игрушечной расческой, ложкой, чашкой и т.д.). При этом учитываются функциональные свойства этих объектов. Авторы выделяют несколько типов игровых действий, характеризующих функциональную игру ребенка: действия, направленные на себя (например, причесывание своих собственных волос игрушечной расческой); действия, направленные на куклу (например, причесывание волос куклы); действия, направленные на другого человека (например, причесывание волос мамы); действия, направленные на предметы (например, размещение чашки на блюдце).

Символическая игра (symbolic рlау), включающая: замену (substitution рlау) -использование предметов-заместителей (например, использование банана как телефонной трубки); agent рlау - использование куклы как независимо действующего лица, т.е. наделение куклы качествами живого человека (например, поддерживание бутылки в руке у куклы, как если бы она могла пить самостоятельно); воображаемую игру (imaginary рlау) - создание в воображении предметов и людей, не существующих в непосредственном окружении (например, разговор по телефону).

Современные литературные данные свидетельствует о том, что аутичные дети, в большинстве случаев, используют предметы очень негибким и стереотипным способом. Игровая деятельность у этих детей в основном сводится к однообразным действиям: пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, обнюхиванию, облизыванию, обсасыванию предметов. Это однообразное повторение одних и тех же действий не несет в себе смысловой нагрузки. Игра детей с аутизмом часто описывается как механическая, с недостатком естественной тенденции исследовать, с отдельными действиями, которые кажутся изолированными от любого контекста. В игре отсутствует единство, внутренняя логика. Иногда игра сопровождается невнятной аутистиче-ской речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием. Символическая игра встречается редко и когда появляется, в ней доминируют определенные темы, связанные с особыми интересами ребенка, например, с характерными телевизионными программами, которыми ребенок озабочен и которые он имитирует. Отмечается отсутствие сюжетности, усложнения игры. Навыки ролевой игры в дошкольном возрасте - слабые или отсутствуют совсем, проявляется неспособность к пантомиме.

По мнению ряда исследователей, игра аутичных детей обычно продиктована скорее привлекательностью объектов и их сенсорными свойствами или тем, как ими можно манипулировать, чем их культурным и символическим значением.

Многие авторы отмечают, что аутичные дети вовлекаются во множество повторяющихся стереотипных действий, комбинационные действия с объектами формируются позже положенного времени либо не формируются вовсе. Lewis V., Воucher J.) считают, что даже аутичные дети с высоким уровнем интеллекта играют специфическими способами. Целенаправленная символическая игра у аутичных детей младшего дошкольного возраста находится на низком уровне или отсутствует. По мнению Ноbson, те формы игры, которые требуют участия воображения, оказываются нарушенными в связи с недостаточностью когнитивной сферы аутичного ребенка.

Некоторые исследования указывают на отсутствие нарушений в "сенсомоторной" или "манипулятивной" игре детей с аутизмом. С другой стороны, авторы отмечают, что аутисты предпочитают повторяющиеся стереотипные действия, а не разнообразное исследовательское поведение с игрушками. Отечественные исследователи отмечают задержку и нарушения манипулятивной игры, которые проявляются в виде манипулирования лишь одной игрушкой, неигровыми предметами.

Исследование Tilton и Оttinger, в котором сравнивались аутичные, умственно отсталые и нормально развивающиеся дети, показало относительный недостаток комбинационного использования объектов у аутичных детей. Другие исследования не выявили специфических нарушений в "комбинационной" игре аутичных детей при сравнении с нормальными детьми приблизительно того же уровня когнитивного развития.

Исследования Ваron-Соhen , Ungerer J.А., Sigman М. показали, что в функциональной игре аутичных детей нарушений не наблюдается. Вероятно, способность аутистов к точному имитационному использованию объектов, равно как и способность к эхолалии в речи, или к экспрессивным жестам безотносительно контекста, может создать впечатление, что их функциональное понимание более развито, чем это есть на самом деле.

В то же время исследования Lewis V., Воucher J, Sigman М., Ungerer J. А. продемонстрировали, что в спонтанных или свободных игровых ситуациях показатели функциональной игры аутичных детей ниже, чем у детей контрольных групп (нормально развивающихся и детей с интеллектуальной недостаточностью). Их исследования показали, что в большинстве случаев аутичный ребенок использует для игры самые разнообразные неигровые предметы. Если в игре используются игрушки, то, как правило, не по назначению, безотносительно их функциональных свойств.

По мнению большинства исследователей, у аутистов функциональная игра возникает редко или вообще не возникает без специального обучения. Большинство детей в раннем возрасте не достигает такого высокого уровня имитации, который позволил бы им играть в функциональные игры. Вместо этого они используют комбинационную игру, не обращая внимания на функциональное значение предметов. Например, выстраивают стол и стулья в один ряд, либо строят из них башню. Более способные дети с аутизмом все же приобретают некоторые навыки функциональных игр. Однако, при внимательном рассмотрении, можно заметить, что игры сводятся, главным образом, к буквальной имитации сцен из повседневной жизни, при этом они всегда точно копируют одни и те же действия, без изменений, и игра носит стереотипный характер.

В современной литературе описано большое количество исследований символической игры. Некоторые из них подтверждают, что при аутизме отмечаются нарушения символической игры в свободных и структурированных ситуациях.

По мнению Wing L, Gould. J, только очень небольшое количество детей с аутизмом демонстрируют символическую игру, Их исследования показали, что даже те дети, которые вступали в символическую игру, играли в очень стереотипной манере. Эти дети были безразличны к предложениям других детей в процессе игры. В то же время контрольная группа детей с нарушениями интеллектуального развития показывала спонтанную и разнообразную символическую игру, соответствующую их уровню развития.

Ваron-Соhen S., Leslie А. также выявили нарушения в символической игре у аутичных детей различного возраста. Согласно теории Leslie, способность воображать - намеренное пренебрежение к окружающей действительности, где ребенок одновременно сознает реальную ситуацию и создает образ, как будто это является чем-то еще. По мнению авторов, аутичные дети испытывают трудности символической игры в связи с недостатками воображения и трудностью формирования образов объектов.

Веуеr J., Gammeltoft L. отмечают, что некоторые дети с аутизмом могут манипулировать с предметом так, как если бы он был чем-то еще (палочка используется как сигара) и обращаться с куклой так, как если бы она была живая (гулять с ней, кормить, укладывать спать и т.д.), но они неспособны приписывать кукле настоящую психическую жизнь с ее собственными желаниями и воображением.

Таким образом, за последние десятилетия было проведено большое количество исследований, посвященных проблеме игры, которые показывают, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков. В то же время, для аутистов, так же как и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Она позволяет развить их исследовательские навыки, символические способности, гибкость мышления, воображения. Это оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным и более гибким.

Игра позволяет раскрыть коммуникативный потенциал аутичного ребенка, направить его развитие в русло социального взаимодействия. В процессе игрового взаимодействия ребенок испытывает эмоции, созвучные с эмоциями других людей. В результате у него формируется эмпатия, способность сопереживать. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие диалоговых навыков ребенка.

Кроме того, развитие игровой деятельности влечет за собой более глубокое понимание социального мира, формирует у аутичного ребенка способность к восприятию аспектов социального взаимодействия.

Таким образом, игра является источником развития когнитивной, эмоциональной и социально-коммуникативной сфер аутичного ребенка. В то же время стоит отметить, что на современном этапе развития отечественной специальной психологии и педагогики не существует общепринятых программ по формированию игровых навыков аутичных детей. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо проводить дальнейшие исследования по данной проблеме.

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина

Копирование полного текста перевода для распространения в соцсетях запрещено правилами сайта. Читайте наши паблики и делитесь публикациями оттуда. Распространение текстов на других сайтах возможно только с указанием полной шапки (ссылка на оригинал, автор перевода, постоянная ссылка на перевод).

Описывая игру аутичного ребенка часто используют слово «странная», поскольку процесс существенно отличается от того, как играют обычные дети. Дети с аутизмом реже играют в ролевые игры, могут надолго зациклиться на одной игрушке, или даже ее детали, часто играют с предметами, которые совершенно не предназначены для игр

Но разве это проблема? Когда дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в нашей помощи в процессе игры и как мы можем им помочь?

В чем смысл игры?

Мы играем по многим причинам — чтобы учиться, упражняться, получать приятные ощущения, чтобы развлечься — и дети с аутизмом не исключение. Они учатся, изучают мир вокруг, пробуют разные идеи и попросту хорошо проводят время — но это далеко не всегда выглядит так, как мы ожидаем.

Без конца крутить пропеллер игрушечного вертолета едва ли покажется обычному ребенку увлекательным занятием, но аутичный малыш скорее всего придет в восторг. Для тех, кто может испытывать удовольствие от порывов ветра, наблюдения за пылинками в солнечном свете, даже такое действие может быть функциональным и значимым.

Таким образом, в умении находить удовольствие и радость в простых вещах, которые большинство людей сочтет скучными дети с аутизмом не нуждаются ни в чьей помощи.

Как мы учимся играть?

Как и речь, игра — навык, состоящий из нескольких уровней.

Сенсорная игра

В самом начале дети воспринимают окружающий мир только через органы чувств — они смотрят на окружающие предметы, берут их в руки, пробуют, нюхают, потрясают, чтобы услышать звук. Не обязательно их заинтересуют игрушки — пальцы, волосы, животные или еда могут быть не менее привлекательны для малышей и вполне годятся в качестве игрушек на этом этапе

Игра-исследование

На следующей стадии от ощущений дети переключаются к изучению свойств и возможностей использования различных объектов. На этом этапе формируются теории, которые многократно проверяются и перепроверяются. Ого, круто, этим резиновым молотком можно вогнать колышки в доску! Гм…а если ударить по стене? Нет, не годится для стен, только для колышков. Даже если происходит что-то совсем странное, все равно это может быть игра-исследование, если одна и та же функция пробуется с определенным постоянством. Эгей, а этой фарфоровой чашечкой можно делать неплохие куличики.

Символическая или воображаемая игра

Основной способ ведения игровой деятельности на данном этапе для большинства детей с аутизмом обычно представляет проблему, т.к. они с трудом могут действовать в вымышленных обстоятельствах и ситуациях. Но ролевые игры на данном этапе — далеко не все. Это прекрасный момент чтобы открыть для себя новые способы использования и функции знакомых предметов — сделать мишку рыцарем, использовать расческу как микрофон, смастерить катапульту из линейки.

Как развиваются игровые навыки при аутизме?

Точно так же как в случае с эхолалией, которая является одним из этапов развития речи, иногда дети с аутизмом затревают на одной из стадий развития игры, или проходят эти стадии с задержкой. Причин для этого может быть множество:

  • Дети с обостренной сенсорной чувствительностью могут получать огромное удовольствие от сенсорных игр и не видеть причины двигаться дальше
  • И наоборот, повышенная сенсорная чувствительность может привести к тому, что ребенок не будет тянуться к изучению различных свойство объектов, чтобы избежать неприятных ощущений
  • Изучение всех возможных функций объекта требует целостного его восприятия, что может представлять проблему для человека, привыкшего концентрироваться на мелких деталях
  • Любовь к постоянству и страх перемен существенно ограничивает возможности для изучения окружающего мира
  • Нарушения коммуникации мешают обратиться за помощью или поддержкой
  • Ригидное мышление и персеверация мешают искать новые способы использования игровых объектов
  • Очень легко упустить саму суть игрового процесса, если вы склонны излишне концентрироваться на текущей деятельности, или наоборот, постоянно отвлекаетесь

К примеру собирательство и сортировка являются естественными этапами развития игры-исследования, и дети, испытывающие интенсивную потребность в порядке и постоянстве часто получают от этих занятий огромное удовольствие и удовлетворение. В результате может сформироваться привычка к стереотипному поведению. Например ребенок может выстраивать машинки в ряд, вместо того, чтобы катать их. Но это не признак нарушений игровой деятельности, скорее показатель ее незрелости.

Таким образом, важно помнить что задержка подразумевает дальнейшее развитие. Это не значит, что ребенок не сможет или не захочет научиться более сложным игровым навыкам. Просто время для них пока не пришло.

Так в чем же мы можем помочь?

Чтобы помочь аутичному ребенку с игрой не обязательно менять его деятельность или учить играть в то же, во что играют сверстники. Самое важное — помочь детям сделать так, чтобы их игры и деятельность, которая приносит им удовольствие, развивалась и помогала в освоении более сложных навыков.

Одна из самых важных функций поздних этапов развития игровой деятельности — возможность осваивать и практиковаться в различных социальных навыках: сотрудничестве, умении делиться, соблюдать очередность и работать в группе. Для детей с аутизмом эти навыки обычно представляют проблему, а застревание на более ранних этапах игрового развития сигналит о том, что ребенок теряет возможность дополнительно потренировать умения, которые представляют для него проблему.

Развитие символической игры идет рука об руку с развитием речи — и в том и в другом случае некий символ используется для того чтобы представить реальный объект. Слова символизируют идеи, предметы или события точно так же как банан может выступить в роли телефонной трубки, а папа в роли Бетмена. Между развитием речи и символической игрой существует сложная система связей, которую мы пока не можем понять до конца, но безусловно время, посвященное развитию одной области, автоматически подстегивает развитие другой.

А что если ребенок «вообще не играет»?

Говоря об игровой деятельности ребенка с аутизмом, чаще всего упоминают что он «почти не интересуется игрушками». Однако это не говорит ни об отсутствии игровой деятельности, ни об уровне ее развития. Это происходит из-за того, что, давая определение игровой деятельности и описывая то, как должна выглядеть игра, мы делаем ряд ошибочных обобщений:

#1 Игрушка должна выглядеть как игрушка

В теории игрушка — это любой объект, с которым можно играть, но на практике у каждого из нас есть очень конкретные критерии, по которым мы определяем, является ли данный предмет игрушкой. Если ребенок стучит по полу ботинком мы считаем что он балуется, но если рядом то же самое действие другой ребенок повторяет с мячом — он играет

#2 Игрушка должна привлекать внимание

Как часто вы читали о том, что больше всего малышам нравятся яркие игрушки, которые издают различные звуки? Мы предполагаем что всем детям по душе именно такие игрушки, поэтому, если ребенок не изъявляет желания поиграть с ними, это свидетельствует о нарушении игрового поведения. Но то, что кажется нам ярким, забавным и приятным может стать настоящим кошмаром для ребенка с обостренным сенсорным восприятием (звуковые игрушки, игрушки из пахнущего пластика, шершавые, ребристые), или напугать до икоты малыша, который боится внезапных резких движений (петрушка, выскакивающий из коробочки, кубики, которые с шумом падают из коробки)

#3 Дети должны играть так, как это делают все дети

У вашего ребенка полно игрушек, которые, как вы считаете, подходят ему по возрасту, и если он вдруг не показывает своего интереса, или начинает играть не так, как вы ожидали, вас это беспокоит. Но что если ваш выбор просто ему не понравился? Что если уровень его когнитивных навыков и физического развития попросту не позволяет играть в эти игрушки так, как нужно?

Таким образом, прежде чем заключить что ребенок не хочет играть, нам нужно как следует подумать, с чем это может быть связано:

  • Может ли ребенок понять, что перед ним игрушка?
  • Она ему нравится?
  • Ему приятно с ней взаимодействовать?
  • Он знает как в нее играть?
  • Он может физически использовать игрушку так, как нужно?
  • Он знает, когда можно играть?
  • Он знает, где это можно делать?
  • У ребенка есть физический доступ к чему-то, во что можно поиграть?
  • Он может самостоятельно выбрать, во что хотел бы поиграть?
  • Он может независимо от взрослых переключиться и начать игру?
  • Он может попросить о помощи?

Как можно поддержать аутичного ребенка в процессе игры

Присоединяйтесь

Дайте ребенку понять, что то, что он делает, вам тоже интересно. Сядьте на пол и постройте свой ряд из машинок, поговорите с ними или спойте им песенку.

Забудьте все, что вы знали об игрушках

Уделите внимание тому, что привлекает ребенка. Если вы не отнесетесь с уважением и интересом к тому, во что играют ваши дети, никакого социального взаимодействия и разделенного внимания между вами не возникнет. Как можно спокойно изучать окружающий мир, если то, что тебя привлекает, считают неправильным?

ЗабуЗУде Расширяйте их горизонты

Вместо того чтобы бестолков переставлять игрушки, покажите ребенку как еще можно с ними взаимодействовать. Научите его правильно использовать игровые объекты, а затем придумайте еще несколько способов взаимодействия с этой игрушкой. Если детям нравится сортировать, дайте им много разных материалов, покажите разные принципы сортировки (по форме, по цвету и тд). Сделайте книжку с картинками из фотографий всех их поделок из пластилина или лего. Вместе подумайте, как можно усовершенствовать уже созданное. Поддерживайте каждый шаг ребенка, чтобы вместе с вами он мог решиться покинуть свою зону комфорта.

Расширяйте ваши горизонты

Расширяйте свои представления о том, как должна выглядеть игра. Включайте в «игровое время» любую повседневную деятельность — пусть дети помогают вам с делами, в которых нужно что-то нужно рассортировать или расставить по порядку: столовые приборы в сушилке, выстиранное белье по корзинам, DVD-диски по корбкам. В конце-концов в глазах ребенка любое действие может стать игрой.

Выводы

Дети с аутизмом могут играть, и играют. То, что они не всегда делают это так же, как их сверстники, или используют необычные объекты в качестве игрушек, не является свидетельством отсутствия игровой деятельности, или нарушения ее развития. Так же как все дети, дети с аутизмом нуждаются в поддержке и вдохновении для того, чтобы развивать свои игровые навыки, на основе которых они смогут освоить более сложные умения. И, как и в случае с любым другим обучением, помощь в этом нелегком деле должна быть продуманной, структурированной и комплексной.

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ТЕМА ДОКЛАДА

« Подвижные игры для детей с расстройством аутистического спектра »

Составитель: Бурлакова А.Б.,

учитель – физической культуры ,

Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одним из приоритетных является игровая деятельность (умение и желание ребенка играть).

Игра детей с РАС (расстройствами аутического спектра), как правило, нефункциональна, несоциализирована, лишена сюжета и символических черт, ригидна, монотонна, и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с неигровыми неструктурированными материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, обрывки бумаги).

Поэтому таких деток нужно учить играть, начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно должны учитываться игровые предпочтения ребенка: для занятия - на первых порах берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями. В последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.

Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.

В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества.

Дети с РАС это особые дети, и они играют в особенные игры. Чтобы игры были развивающими и интересными, неплохо бы знать во что можно играть и какие области лучше развивать. Вроде бы очевидно, что играть и развивать надо все, нужно и речь подтягивать и самостоятельности учить, но все таки зная во что и как играть намного проще выбрать и начать собственно игры. Вот что я взяла себе на заметку из множества книг про игры и развитие особых деток. Надеюсь и вам пригодится такой перечень и вы определитесь чему и как учить. Привожу некоторые подвижные игры для младших школьников с умственной отсталостью.

Подвижные игры

    «РУКАВИЧКИ» (Н. А. Кряжева, 1997)

Цель: Включение аутичных детей в групповую работу.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаковые рукавички.

Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз, можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.

    «ЩЕПКИ НА РЕКЕ» (К. Фопель, 1998)

Цель: Создать спокойную, доверительную атмосферу.

Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе - Вода одной реки.

По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прймо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки.

Дети сами могут решить, как они в качестве «Щепок» будут «двигаться по Воде»: медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.

    «ОХОТА НА ТИГРОВ» (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

Цель: Научить детей планировать свои действия во времени.

Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое Задача водящего - найти тигра.

Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.

    «ПОКАЖИ НОС» (Е. А. Васильева)

Цель: Помочь детям ощутить и осознать свое тело.

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте И за мной все повторяйте, Что я вам сейчас скажу И при этом покажу.

Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела.

Затем воспитатель начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

5 «КТО Я?» (Г. Д. Черепанова)

Цель: Развитие представлений и воображения ребенка.

Содержание Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т. д.). Ребенок должен отгадать, кто это был.

    «ПРИДУМКИ» (Г. Д. Черепанова)

Цель: Научить детей распознавать различные эмоции.

Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: «Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое (педагог показывает на карточку № 1...). Как ты думаешь, что произошло?» «Затем Таня...» (педагог показывает карточку № 2....) и т. д.

    «ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ» (Г. Д. Черепанова)

Цель: Научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.

I этап игры Взрослый говорит:

- Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота... (взрослый пригибается). Какие? (Ребенок должен назвать антоним к слову «высокие».)

- Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает)... Какой пакет?

- Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?

- Я иду медленно, а вот я иду... Как?

- Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне...

- Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...

11 этап игры. Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: «Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься, и т. д.

    «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» (Г. Д. Черепанова)

Цель: Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

«К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Педагог включает фонарик и светит им на стенку.) А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь». Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге.

Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день - зеркальце.

Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры, которые указаны выше, рекомендуется проводить за партами. Кроме того, для аутичных детей (при условии, что с ними уже установлен контакт) будут полезны дыхательные и релаксационные упражнения, описанные в разделе «Как играть с тревожными детьми».

Научные исследования показывают, что интенсивные физические упражнения могут уменьшить проблемное поведение, например, агрессивность, а также повышают общую адаптацию ребенка с аутизмом.

(РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична.

Этиология аутизма

До сих пор точная природа появления РАС не выяснена до конца. Некоторые специалисты считают, что большую роль в возникновении играет генетическая предрасположенность. Доказано, что химические реакции в мозгу у аутистов протекают несколько иначе, чем у других. Различные негативные воздействия в пренатальный период могут спровоцировать развитие РАС, но научно это не доказано.

Симптоматика РАС

Некоторые специалисты считают, что первые признаки аутизма можно увидеть у ребёнка до года, но нет единого мнения, можно ли считать их симптомами аутистического расстройства. Наиболее заметными особенности детей с РАС становятся после года. Ниже перечислены признаки, которые уже можно заметить у малыша, чтобы родители смогли вовремя обратиться к специалисту:

  • ребёнок никак не реагирует на появление мамы, не узнаёт знакомых ему людей, не улыбается;
  • трудности при кормлении грудью;
  • с малышом очень трудно установить зрительный контакт: он смотрит как бы "сквозь" людей;
  • дети с РАС пугаются любых шумных электроприборов, например пылесоса;
  • малыши часто имеют проблемы со сном: они находятся в бодрствующем состоянии, глаза их открыты, но они не спят и не капризничают;
  • при попытке взять таких детей на руки, малыши начинают выгибать спину так, что их становится трудно прижать к груди.

Все эти признаки могут появиться у малыша в возрасте 3 месяцев, но ни один врач не поставит в таком возрасте диагноз "аутизм", потому что ещё идёт процесс формирования режима дня, познавательной деятельности. В старшем возрасте у малыша появляются более характерные и явные признаки РАС:

  • монотонные движения;
  • отсутствие интереса к окружающим людям, нежелание контактировать с окружающими;
  • если происходит смена обстановки, ребёнок пугается и сильно нервничает;
  • малыши с трудом осваивают навыки самообслуживания;
  • ребёнок не играет в сюжетно-ролевые игры;
  • длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением одного звука или слова.

Следует отметить, что для маленьких аутистов такое поведение абсолютно нормально, они не чувствуют никакого дискомфорта. Часто аутизм родители ошибочно принимают за проблемы со слухом, потому что поводом для похода к специалисту является жалоба на сниженный слух либо подозрение на глухоту. Как же связано восприятие звуков и аутизм?

У родителей возникает подозрение на снижение слуховых возможностей, потому что ребёнок не откликается, когда его зовут, никак не реагирует на громкие звуки. На самом деле никаких проблем со слухом у детей нет, просто они живут в собственном мире и не считают нужным реагировать на внешние раздражители до того момента, пока они не начинают причинять малышу дискомфорт.

Проявление РАС в дошкольном возрасте

Развитие детей с РАС отличается от других ребят. У них отмечаются нарушения в следующих сферах:

  • Коммуникации. Дети очень необщительны, нет никакой привязанности к родным и близким. Не играет с другими детьми, не любит, когда в его игре хотят принять участие окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, предпочтение отдаётся неигровым предметам (камни, палочки, пуговицы), а излюбленными действиями в игре у них могут быть пересыпание песка, переливание воды. Да, они могут принимать участие в играх с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей. Конечно, окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому такие дети предпочитают находиться в одиночестве.
  • Речевая сфера. Взаимодействие с обществом не может не отразиться на развитии речи ребёнка. Кроме того, что маленькие аутисты не обращают внимания на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 года до 3 лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми). Частым поводом для консультации у логопеда является мутизм у ребёнка - отказ от общения. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение "я": о себе они говорят во втором и третьем лице.

  • Моторика - нарушения в движениях не является показательными признаками РАС, потому что у одних движения могут быть прекрасно развиты, а у других будет заметно отставание от нормы. Дети могут неверно оценивать расстояние до предмета, что может быть причиной моторной неловкости. Могут ходить на цыпочках, из-за возможных проблем с координацией ребята с трудом учатся ходить по лестнице. Отмечаются трудности в манипуляциях с маленькими предметами, невозможность кататься на велосипеде. Но такая моторная неуклюжесть и нарушения в координации могут сочетаться с удивительным равновесием. Из-за проблем в мышечном тонусе рта и челюсти появляется саливация (повышенное и неконтролируемое слюноотделение).
  • Обязательно, на что всегда обращают внимание специалисты для постановки диагноза, это поведенческие расстройства. Дети могут долго смотреть в одну точку или разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться игрушками. Любят, когда всё находится на привычных для них местах, очень расстраиваются, когда что-то идёт не так, как они привыкли. Могут быть внезапные вспышки агрессии, если у малыша что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что он не может по-другому выразить свои эмоции.
  • Отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое понимание содержания сказок, стихов. Что касается интеллектуальной деятельности, то некоторые малыши-аутисты могут иметь очень высокий для своего возраста интеллект, даже быть одарёнными в какой-то области. Обычно про таких детей говорят, что они "индиго". А у некоторых может быть снижена интеллектуальная деятельность. В любом случае процесс обучения у них нецеленаправлен, отмечается нарушением концентрации внимания.

Сопровождение детей с РАС

Если по результатам обследования ребёнку поставлен диагноз "аутизм", то у него есть возможность посещать дошкольное учреждение компенсирующего вида или инклюзивную группу в детском саду или группу, находящуюся при психолого-педагогическом медико-социальном центре или же в группах кратковременного пребывания. В связи с тем, что ребёнку, страдающему РАС, трудно устанавливать контакт с окружающими, он теряется в незнакомой обстановке, необходимо, чтобы с ним находился тьютор, который бы помогал ему социализироваться.

Пребывание детей с РАС в детском саду

Главная цель разработки программ для детей с РАС в ДОУ - это их интеграция в общество, чтобы они имели равные права вместе с другими детьми. Малыши, которые посещали дошкольное учреждение, потом гораздо легче адаптируются к новым условиям и находят контакт с окружающими.

При построении коррекционной работы с такими детьми нужно использовать комплексный подход - это педагогическая, психологическая и медицинская помощь маленьким "аутятам". Для успешной реализации программы необходимо установить эмоциональный контакт с малышом. Ребёнку создаётся комфортная среда пребывания, исключающая недоступные ему способы взаимодействия с миром.

Также работники ДОУ организуют социально правильные способы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда детского сада должна учитывать особенности развития маленького аутиста, его интересы и компенсировать имеющиеся у него нарушения. Желательно, чтобы в учреждении была сенсорная комната, потому что она позволяет расслабить нервную систему, воздействует на сенсорные органы, у ребёнка появляется чувство защищённости и спокойствия.

Дети с РАС в школе

Наверное, один из самых важных и непростых вопросов, который возникает перед родителями особенного ребёнка, - это его дальнейшее обучение. Как таковых, специализированных школьных учреждений для детей с аутизмом нет, всё будет зависеть от того, что решит ПМПК: если у ребёнка имеются нарушения интеллекта, могут рекомендовать обучение в школе 8-го вида. Если имеются тяжёлые речевые нарушения, то речевые школы. Но нередко таким детям разрешается обучение в обычной массовой школе.

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок обучался в массовом учреждении для успешной социализации в дальнейшем. Сейчас, когда всё общество пытается интегрировать особенных деток в социум, создаются специальные классы в обычных школах, но всё-таки не во всех. Почему же ребёнку трудно адаптироваться к школьным условиям?

  1. Недостаточная компетентность педагогов. Большинство учителей просто не знают, как вести себя с такими детьми, потому что не знают всей специфики РАС. Решается данная проблема путём повышения квалификации кадров.
  2. Большая наполняемость в классах. Аутичному ребёнку, который всячески избегает общения, очень тяжело учиться в таких условиях.
  3. Распорядок дня и школьные правила - детям придётся привыкать к новым условиям, что таким ребятам сделать непросто.

Как и в детском саду, главными задачами обучения детей с РАС является максимальная интеграция его в общество и воспитание адекватного к нему отношения со стороны сверстников. Учитель должен познакомиться с особенным ребёнком и его семьёй до начала учебного года, чтобы узнать его особенности и наладить контакт.

В школе нужно будет не только реализовывать учебную программу, но и воспитывать в школьнике с РАС определенное поведение: в классе у него должно быть постоянное место и место, где он может отдыхать. Педагог должен сформировать в детском коллективе адекватное восприятие сверстника с особыми потребностями в развитии путём различных бесед, в которых бы раскрывалась тема индивидуальности.

АОП для детей с РАС

Конечно, рекомендация к посещению массовых детских садов и школ не означает, что в воспитательном и образовательном процессах не будут учитываться особенности этих детей. Для них составляется пишется адаптированная образовательная программа (АОП), в которой раскрывается содержание коррекционных занятий. В педагогическом штате обязательно наличие логопеда, дефектолога и психолога, потому что основной подход в коррекционной работе комплексный.

РАС подразумевают:

  • постепенное включение детей в процесс обучения;
  • создание специальных условий;
  • оказание психолого-педагогической поддержки семье;
  • формирование социальных и культурных ценностей;
  • охрана физического и психического здоровья ребёнка;
  • обеспечение вариативности образовательных программ и содержания занятий;
  • максимальная интеграция воспитанников с РАС в общество.

Разработка такой программы значительно облегчает процесс обучения ребёнка с РАС, потому что при её составлении учитываются особенности развития таких детей, создаётся индивидуальная программа обучения. С аутичных воспитанников нельзя требовать того же быстрого усвоения материала, как с других, большую роль играет психологическая обстановка, т. к. для них очень важно чувствовать себя комфортно в новых условиях. АОП позволяют аутичным ребятам получать необходимые знания и интегрироваться в общество.

Работа с особенными детьми

Коррекционная работа с детьми с РАС подразумевает совместную дефектолога, психолога, воспитателей и учителей, а также активное взаимодействие с родителями. Конечно, оставлять таких детей на весь день одних на новом месте нельзя - нужно постепенно увеличивать его времяпребывание в учреждении и сокращать время присутствия родителей.

Лучше всего, если педагог будет начинать занятие или заканчивать его определённым ритуалом, необходимо исключить все яркие предметы, которые могут вызывать негативную реакцию ребёнка. Педагоги должны носить одежду спокойных тонов, желательно исключить использование духов. У ребёнка должно быть постоянное его личное рабочее место, все вещи должны всегда быть на своих местах. Участники образовательного процесса должны следовать определённому распорядку. Малейшее выбивание из графика или изменение в обстановке может вызвать у аутичных детей стресс.

Такие мелочи очень важны для успешной коррекции дефекта, потому создают положительный эмоциональный фон у ребёнка. На занятиях очень важно создание ситуации успеха, постоянное поощрение, стимулирование, т. к. усвоение знаний у них тесно взаимосвязано с личной заинтересованностью. Ребёнку нужно помогать при возникновении затруднений, во время занятий обязательно использование различной наглядности.

Хорошее влияние на детей с аутизмом оказывает совместная работа в паре. Это делается не на начальном этапе обучения, а когда ребёнок уже освоится в новой обстановке. Такой вид работы позволяет эффективнее ввести ребёнка в общество. Психолог корректирует негативные установки ребёнка, работает с аффективной стороной дефекта, помогает адаптироваться малышу и его родителям. Логопед занимается преодолением мутизма, логофобии, создаёт мотивацию для общения и корригирует речевые недостатки. Дефектолог занимается коррекцией эмоционально-волевой сферы и развитием высших психических функций.

Если ребёнку поставлен - это не значит, что ему нельзя посещать образовательное учреждение. При правильном подходе, индивидуально подобранной программе малыш сможет получить все знания, как и остальные дети.

Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребёнка соблюдали следующие рекомендации:

  1. Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет подготовлен к действиям.
  2. Нужно как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры.
  3. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности.
  4. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребёнка.
  5. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребёнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша.
  6. Посещать занятия со специалистами.
  7. За любой успех ребёнка надо поощрять.
  8. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.

Перспективы детей с РАС

Что же ждёт в дальнейшем ребёнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всё зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа.

Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх