Милосердие нужно воспитывать с детства. Курсовая работа: Формирование милосердия у подростков

Особо важное место в воспитании милосердия занимают отношения внутри семьи. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что на основе любви к собственным родителям у ребенка формируется уважительное и заботливое отношение к ним, а в дальнейшем развивается гуманное отношение к людям вообще, становится возможным успешное воспитание и развитие милосердия к окружающим. Родители, любя своего ребенка, должны уважать его и понимать, что он - личность, обладающая чувствами, желаниями, потребностями, что он имеет право на понимание и сочувствие.

Организация преемственности в воспитании у детей милосердия предполагает реализацию на практике такого важного педагогического условия, как тесное сотрудничество родителей и педагогов. Работу с родителями целесообразно строить в форме диалога, предусматривающего взаимную заинтересованность, доверие, готовность совместными усилиями развивать у ребенка сострадание, способность к жалости и действенной помощи окружающим.

Чтобы помочь семье в решении проблем воспитания милосердия, целесообразно использовать индивидуальные консультации с учетом результатов диагностики уровней проявления милосердия у детей. Полезны также тематические родительские собрания, диспуты, праздники, коллективные творческие дела, педагогические мастерские, в ходе которых используются приемы, обеспечивающие активное восприятие соответствующей информации, ее осмысление и способствующие построению модели воспитания милосердия в семье.

Особую роль играют индивидуальные консультации, которые способствуют выработке согласованных действий родителей и педагогов, опираясь на единую программу корректировки поведения на основе диагностики. Для каждого ребенка целесообразно подобрать свой арсенал средств, стимулирующих проявление гуманности, заботы и сопереживания к окружающим. Так, для одних необходимо создавать ситуации приобретения положительного опыта взаимодействия, для других - овладения эмоциональной стороной помощи нуждающимся. Важно также организовывать такую практическую деятельность, в которой можно проявить сострадание к окружающим.

Для того чтобы показать роль семьи в развитии эмпатийных процессов у детей, нужно познакомить родителей с методами воспитания милосердия, нацелить их на поощрение способности ребенка к состраданию и душевной щедрости. Для этого целесообразно использовать такую нетрадиционную форму занятий с родителями, как педагогическая мастерская.

Затруднения в работе с родителями создает отсутствие общих требований семьи и педагога, доверительных отношений с ребенком, низкий культурный уровень некоторых родителей. Многие педагоги видят решение проблемы воспитания милосердия у детей в налаживании сотрудничества с родителями, подчеркивают важность такой совместной работы. Оптимально выбранные формы и методы работы с семьей помогут осознать родителям важность их собственного влияния на развитие в детях способности к эмпатическим переживаниям и проявлениям милосердия. С одной стороны, педагоги на основе сотрудничества с семьей смогут более полно использовать учебно-воспитательную работу в целях подкрепления и стимулирования у детей милосердия. С другой - родители получат необходимую педагогическую помощь и смогут моделировать для ребенка в семье ситуации проявления душевного тепла и заботы об окружающих. Преемственность в использовании основных методов и приемов воспитания милосердия родителями и педагогами помогает целостно воздействовать на сознание, деятельность и чувства детей, повышая продуктивность общения педагогов и родителей с детьми. Рассматривая милосердие как важнейшее нравственное качество личности, необходимо формировать его у детей на основе гуманистического подхода к ним педагога и родителей.

В воспитании нравственности многое зависит от личности преподавателя. Если учитель стал ребенку другом, то в сердце ребенка никогда не появится зло. Учитель подбирает такой учебный материал, который имеет большую нравственно-воспитательную нагрузку. Уроки ориентированы на доброту, постижение моральных ценностных основ, взаимопомощь. При этом ребенку не навязывается какая-то определенная позиция, он сам делает выводы из ситуации, и задача учителя - направить ребенка на путь постижения нравственности.

Я считаю, что для воспитания такого важного, необходимого нашему обществу нравственного качества как милосердие необходимо уделять особенное внимание. Обязательно нужно находить для этого время и возможность. И школа, и семья должны действовать как единый организм.

Помимо выше перечисленных способов можно придумать что-то еще, какую-то действенную помощь. Например, дети могут оказывать посильную помощь старым людям, ветеранам войны, инвалидам. Да, в младшем школьном возрасте им не по силам выполнить какую-то тяжелую физическую работу, но вполне возможно организовать концерт. Ведь старым людям и тем, кто в силу каких-либо причин, не может жить полноценной жизнью, больше всего не хватает внимания и общения.

Незаслуженно, на мой взгляд, забыта практика помощи одноклассникам отстающим в учебе по каким-либо предметам, когда отличники брали шефство над двоечниками. Я думаю, что в такой ситуации ребенок отчасти тоже проявляет милосердие.

Нельзя забывать и о такой составной части этики, как биоэтика (область нравственного отношения к окружающему человека миру). Воспитание у детей доброго отношения к животным так же воспитывает в них милосердие. Ребенок легче эмпатирует, т.е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении животных, более обостренно переживают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжелая драма; жестокость родителей к животным иногда служит причиной отчуждения ребенка от родителей, неприязни к ним.

Помимо любви к животным необходимо прививать детям и милосердное отношение к окружающему нас миру природы в целом, так как он является и нашим домом тоже.


Введение

Существенные изменения социально-политических и культурных условий жизни общества привели к тому, что материальные ценности стали преобладать над духовными.

Это выражается в увлечении человечества научно-техническим прогрессом, развитием технического потенциала и, как следствие, в порождении технократического мышления, основными чертами которого являются преобладание средств над целью, цели над смыслом, техники над общечеловеческими ценностями. В нашей стране сложившаяся ситуация усложняется переходным состоянием общества, что обуславливает затруднительное положение экономики, образования и других сфер жизнедеятельности.

Люди поставлены в экстремальные условия выживания, т.е. основные их силы направлены на зарабатывание денег в ущерб психическому здоровью и моральному благополучию. Это является причиной нарастающей агрессии и равнодушия по отношению к окружающему миру. Статистика свидетельствует: за 5 лет 1795 женщин убили своих перворожденных детей; 6 тысяч матерей оставили детей в Домах Ребёнка. Деструктивность сознания подтверждают разрушенные детские площадки; испорченные, разбитые автобусные остановки; изуродованные подъезды, которые мы видим каждый день. Жёсткость условий толкает человека к осознанию одиночества и покинутости. Данные проблемы затрагивают не только людей взрослых (с устоявшейся точкой зрения), но и людей ещё маленьких, которым предстоит сделать выбор и научиться жить в обществе.

Дети и подростки ещё только приобретают жизненные ориентиры, осваивают окружающую действительность, познают самого себя, и это происходит во взаимодействии с взрослыми. Взрослые, в свою очередь, навязывают подросткам уже готовые знания об окружающем мир, подростки их не принимают, так как эти знания не приобретены ими в практической деятельности.

Всё вышеописанное подводит общество к осознанию необходимости обращения к культурным ценностям, одной из которых является милосердие. Оно противопоставляется агрессии и равнодушию, потому что милосердие (по определению Румии Калининой) есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всё живое (соединяет два аспекта: духовно-эмоциональный и конкретно-практический) .

Однако при разработке классных часов по формированию милосердия мы столкнулись с тем, что не существует чётко разработанного механизма воспитания милосердия, путей и средств его реализации. Поэтому цель исследования состоит в изучении и выборе средств, методов учебно-воспитательного процесса направленных на формирование милосердия.

Объектом выступает учебно-воспитательный процесс, предметом – процесс формирования милосердия у старших подростков.

Для достижения цели выделены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;

2. Описать исторический аспект развития идей формирования милосердия;

3. Рассмотреть характеристику методов и средств учебно-воспитательного процесса, направленных на формирование милосердия;

4. Внедрить в педагогический процесс методику актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.

Гипотеза: если внедрить методику актуализации задач нравственного воспитания, включающую в себя 5 этапов (диагностический, I - актуализации задачи, конструктивный, II - актуализации задачи, этап практической деятельности по решению ведущей задачи), разработанную Зеньковой М.А. в педагогический процесс, то это будет способствовать формированию милосердия. Методы, используемые в работе: анкетирование, сочинение, беседа, наблюдение.

Глава 1. Теоретические основы формирования милосердия

у старших подростков

1.1. Историческое развитие понятия милосердие

Само милосердие возникло задолго до того, как люди придумали синтетическое понятие. В Древнем Риме, в Афинах богатые горожане старались помочь людям, которые нуждались в пище, одежде. В обычае было устраивать общественные трапезы, раздавать согражданам деньги, одежду, пищу. По мнению Гусейнова, это не могло рассматриваться как милосердие и благотворительность, потому что деньги и пища раздавались не всем, а только тем гражданам, которые состояли в патриархальном родстве. Для богатых помощь бедным была обязанностью, а не добровольной акцией. Бедняки не просили помощи, они требовали её как своего законного права. Сам строй общества требовал благотворительной деятельности.

Духовные нормы Древнего Рима и Афин сутью общества отвергали гуманное отношение к человеку . Об этом свидетельствует рабство, гладиаторские бои и деспотичные правители тех времен. Общественные отношения строились на силе и уме человека, на его умении говорить и убеждать других.

В Древней Руси доброта, добродетель также проявлялась как покровительство более сильного слабому. Разрешались и являлись нормой телесные наказания. В семейных отношениях требовалось уважение к родителям и любовь к младшим и ровесникам. Зачатки милосердия на данном этапе развития общества имелись, но они предполагали наличие сильного и слабого, позже эта мысль была опровергнута.

С приходом в общественную жизнь христианства взгляд на человека изменился. Прокофьев А.В. считает, что все религии основаны на идее человеколюбия, но христианство единственная, ставящая человека в центр мироздания, тем самым дающая начало гуманистическим традициям.

Владимир Мономах в своём "Поучении" анализирует подход христианства к человеку. Мотивом милосердия, по его мнению, является "богобоязнь и упование на Его милость", а проявлениями - помощь убогим, почтение духовных служителей и любовь к ровесникам и старшим.

Другой богослужитель Максим Грек в "Послании о фортуне" глубже раскрывает сущность милосердия, он затрагивает такую сторону как деятельность, отмечает, что сочувствия и пожелания добра человеку недостаточно, необходимо помогать ему, поддерживать в трудную минуту не только словом, но и делом.

Как мы уже говорили, христианство отрицает насилие и превозносит ценность человека, но в интерпретации Библии возникает противоречие. Одной из главных заповедей Библии является "не убий", но Иосиф Волоцкий в "Слове об осуждении еретиков" утверждает необходимость в уничтожении ереси. Он называет отступников проклятыми, требует "наказания преступников". Сама религия превозносит человека и его жизнь, но интерпретаторы мыслей, изложенных в Библии, проецируя их на общество и его нормы, искажают смысл Святого писания и закладывают противоречия .

В средневековый период человек перестал являться общественной и духовной ценностью, несмотря на то, что церковь имела большое влияние на формирование общественных норм.

Важнейшим требованием к добродетели, по Бернару Клервоскому, было удаление человека от мира, то есть от людей. Также требованиями являлись: презрение к миру, потребностям человека, к телу, к радостям и наслаждениям, к земному, приходящему счастью, к богатству и славе. Общество способствовало пробуждению агрессии: это проявлялось в многочисленных войнах-междуусобицах, в рабовладельчестве. Оказание помощи человеку порождало долг, то есть человек, принявший помощь, должен был помнить о долге помощнику.

Постепенно общественные ценности менялись, что привело к переходу в эпоху Ренесанса (Возрождения). Отличительной чертой, которой стало признание интересов и прав человека. Возникло такое понятие как гуманизм, центром которого является человек. Попов А.А. считает, что целью гуманизма является развитие ума, чтобы понять себя и свои отношения с другими людьми, с миром; обогатить свои отношения с людьми, способности к самореализации, в любви к ближнему. В отличие от средневековых взглядов, которые определяли человека как существо низкое, нуждающееся в постоянном страдании, дабы повысить свой духовный уровень, эпоха Возрождения провозглашала человека, только что родившегося, уже достойным уважения как личность, но нуждающимся в развитии способностей. Изменились общественные нормы и правила поведения. Духовное совершенствование общества требовало создания определенных правил, которым следовало бы общество и отдельные люди. Таким образом, духовные требования стали правами и обязанностями человека, правилами и нормами поведения, закреплёнными на бумаге.

В эпоху становления буржуазного строя, после Великой французской революции обострилась борьба против "фальшивого христианского милосердия". Специальным декретом милостыня была объявлена проступком, поэтому всяческая благотворительная деятельность была запрещена.

На более поздних этапах развития буржуазного строя филантропия снова стала в почёте у буржуазии. Гусейнов А.А. рассматривает благотворительность как облагодетельствование униженных и оскорблённых буржуазией. По его мнению, буржуазия стремится за счёт благотворительности повысить свою самооценку. Сначала владельцы мануфактур лишают людей работы, а потом пытаются им помочь подаянием .

Мы согласны с мнением Гусейнова А.А., что такое проявление милосердия как благотворительность на данном этапе развития общества уничтожало человеческое достоинство бедных и превозносило достоинство богатых.

Во взаимоотношениях людей в эпоху буржуазного строя большое значение имело положение человека в обществе. Отношения высших классов между собой не носили оттенка гуманности, большую роль во взаимопомощи играли деньги. Альтруизм не был присущ людям того времени. Люди же низших сословий напротив проявляли заботу друг о друге и старались оказывать поддержку.

(2 голоса : 5 из 5 )

В современных пособиях для родителей масса информации: как воспитать лидера, как вырастить гения, сделать ребенка успешным и всесторонне развитым. А вот о воспитании любви и милосердия почему-то мало кто пишет.

Милосердию научить очень сложно. Поэтому говорить детям о милосердии и любви, прививать желание творить добро нужно с самого раннего возраста. И не стоит забывать о том, что дети – чисты и невинны. Часто чувство жалости, сочувствия и сострадания у них возникают естественно. Важно, чтобы родители это вовремя заметили и поддержали, отбросив свое с годами накопленное «окаменелое нечувствие».

Дивный гимн любви воспел ап. Павел:

1. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

2. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» () .

Когда некий законник спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ().

На Тайной вечери Христос говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» () .

Апостол любви Иоанн Богослов писал: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ().

Любовь не раздражается, поэтому очень важно следить за тональностью разговоров в семье, и прежде всего - между супругами.

Грудной младенец много плакал. Однажды раздраженная мать воскликнула: «Как ты мне надоел, все орешь. Замолчи! Из окна тебя выброшу, негодника».

Когда она после этого пришла в комнату, младенца не было. «Где… ?» А его маленький брат (трех-четырех лет) сказал: «Мама, он все плакал, а ты сказала: если он будет плакать, его надо выбросить из окна. Я его выбросил». Вот результат сложения раздраженности матери и любви к ней трех-четырехлетнего младенца.

Только научившись любить ближних своих, можно исполнять и большую заповедь Христову: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» () . Не говорите, что это противоестественно, - христианство не естественно и не противоестественно; оно - сверхъестественно поднимает человека до Царствия Небесного.

Любовь, как и вера, «без дел мертва» () . Мы любим не столько тех, которые о нас заботятся, сколько тех, о ком заботимся сами. Детей надо приучать любить родителей и заботиться о них с самого раннего возраста. «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» ().

Когда родители все дают ребенку, своему кумиру, не научая его отдавать, и не заботятся хотя бы друг о друге (отец о матери, мать - об отце), они растят эгоиста с потребительской психологией. Сколько мы знаем родителей, все отдавших своим детям и брошенных на старости лет. С молодых лет следует воспитывать в человеке ответную любовь к людям, давшим ему жизнь. Чтобы дети любили родителей, необходимо, чтобы они от отца и матери получали не только игрушки, джинсы, деньги на кино и т.д., но входили бы в духовный мир отца и матери, в мир жертвенности, веры и действующей любви. Воспитание требует не открытого кошелька; главное - открытость сердца; тогда наступит время, когда дети из воспитуемых превратятся в друзей родителей, в семье произойдет взаимообогащение богатствами внутреннего мира.

Любовь, как и вера, достигает совершенства делами (см. ). Надо устанавливать для детей сначала крохотные, потом маленькие, а затем все возрастающие обязанности по отношению к родителям, друг ко другу и к семье в целом. И придет время, когда дети с любовью возьмут на себя значительный объем наиболее трудных домашних дел, когда на их окрепшие плечи смогут опираться слабеющие родители, и дети многое будут делать лучше и умнее своих постаревших отцов и матерей. За родителями останется общий совет, молитва и любовь. К этому естественному ходу развития семьи родителям надо готовиться, и исподволь готовить к этому детей, принимающих эстафету жизни и деятельности, но не вырывающих ее из отчих и материнских рук. К старости надо готовиться.

Любящий человек способен отдать свое другому, делиться со своими ближними и с встречающимися людьми. К этому нужен навык. Вкусное и хорошее должно предназначаться не только для младенцев и школьников, но и для родителей - во всяком случае, в сознании детей. При недостатке, допустим, фруктов и т.п. можно, оставив их открыто для родителей, потом незаметно отдать детям.

Одна семья жила в стесненных материальных обстоятельствах. После чая одну из конфет оставили на столе для отца, находящегося на работе. Ребенок, бегая по комнате, потянулся к конфете. «Надо оставить папе, - сказала мать, - с чем папа будет пить чай, когда придет с работы?»

Эта сцена в течение дня повторялась несколько раз, все чаще и чаще. Наконец мать сказала: «Ладно, бери папину конфету». Младенец зажал конфету в ручонке, а потом забросил ее в дальний угол стола, к стене, откуда сам он не мог ее достать. Остаток дня он не подходил к столу. Произошел маленький шаг в нравственном развитии человека.

Более взрослых детей следует посылать делать покупки в магазине. Это не только физическая нагрузка, но и приучение детей думать о нуждах семьи в целом. Конечно, здесь нужно родительское руководство, обеспечивающее «единство экономической политики» семьи.

В детях должна воспитываться братская любовь друг ко другу, между ними следует создавать душевно-духовную близость. Это нетрудно, ибо дети тянутся к себе подобным. Конечно, отношения между детьми, как и вообще между людьми, во многом определяются их психологическим складом. Но общность рождения, воспитания и воспоминаний отчего дома имеет огромное значение для дружбы и любви на всю жизнь. Детские ясли и сады нередко подрывают семейные устои и семейную близость между братьями и сестрами .

Детей с раннего младенчества надо приучать делиться друг с другом, помогать друг другу, старших - привлекать к воспитанию младших. С какой любовью и уважением вспоминает свт. Василий Великий о своей старшей сестре - Макрине! В узбекском языке есть уважительное слово апа - «старшая сестра», с которым иногда обращаются вообще к почтенной и старшей женщине. Нянями в русских диалектах иногда называются старшие сестры. В старших братьях должна быть какая-то доля отцовского чувства по отношению к младшим.

Для нравственного климата семьи полезны совместные бытовые и хозяйственные дела, в которых участвуют все или почти все ее члены, и семейные походы, поездки за город, посещение святынь, музеев, исторических мест и т.д., беседы на религиозные и другие темы. Некогда в русских интеллигентных семьях были в моде совместные чтения классиков по ролям, в которых принимали участие и друзья из «близких» домов, детские игры, спектакли, шарады и т.д. Все это не должно проводиться как некие семейные «мероприятия»: это - проявление любви (в ее христианском восприятии и понимании) в жизни семьи.

Любовь между детьми созидается любовью родителей между собой. Эту супружескую любовь необходимо и в деле, и в молитве беречь как драгоценный дар не только двоих, но и семьи в целом. Она воспитывается в супругах и их совместным трудом у детской кроватки, и всем стилем семейной жизни.

Конечно, основные ночные хлопоты с младенцем несет мать, а не работающий отец, но ведь она, замученная бессонными ночами, и физически, и морально нуждается в любовной помощи.

Можно привести и примеры того, как жена, целый день сидящая дома с одним ребенком, заставляет мужа стирать пеленки, а сама лишь играет с младенцем. Гораздо полезнее и для ребенка, и для отца было бы, чтобы тот, придя вечером домой, занялся бы малышом. В некоторых семейных и профессиональных ситуациях необходимо создать одному из супругов все условия для творческой работы.

Не будем приводить множества жизненных примеров; напомним лишь, что к супругам более, чем к кому-либо, относятся слова апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» () .

Семья - общий организм; для нее естественно иметь общую кассу, куда вкладывается все: и заработки родителей, и стипендии и зарплата подросших детей. В семьях со стесненными материальными обстоятельствами это неизбежно, в состоятельных же иногда стипендию и заработок оставляют детям на «карманные расходы», продолжая их полностью обеспечивать всем необходимым из родительских доходов. Это неизбежно выделяет из семьи то одного, то другого повзрослевшего ребенка, способствует развитию потребительской психологии: «все мое - мое, а родители все равно обязаны меня и моих братьев и сестер содержать».

На свои нужды дети могут получать даже больше денег, чем их стипендии или зарплата, но - из общей семейной кассы. Изложенные соображения не относятся, разумеется, к тем детям, у которых собственные семьи.

Любовь, взращиваемая в семье, должна распространяться и за ее пределы; «…будем делать добро всем, - пишет ап. Павел, - а наипаче своим по вере» (). «…Не унывайте, делая добро» (2 Феc 3:13).

Эта любовь ко всем людям начинается с малого: уступить место пожилому человеку, помочь сделать что-либо одинокой старушке, позаботиться о подарке для кого-нибудь и т.д.

Проблема одиноких старушек в настоящее время стоит очень остро: их много, они беспомощны, одни из них благодарны и светятся радостью и верой, другие капризны и раздражительны: люди в старости более многообразны, чем в молодости. По очень многим причинам у значительной их части не устроилась личная жизнь: одни - они обычно благодарны - избрали служение Богу и людям, другие не смогли выйти замуж или потеряли своих женихов в лиховороте тридцатых годов и Отечественной войны. Переехать в дома престарелых и инвалидов - еще недавно означало лишиться возможности посещения Церкви и чтения духовной литературы и т.д.

Добро, сочувствие и дружескую помощь надо оказывать близким семьям, и соответственно приучать детей разделять их радости и горе; необходимо воспитывать в детях навык делать добро всем нуждающимся в помощи и сочувствии, привычку «спешить делать добро» . Следует рассказывать о героях добра и любви, от святых подвижников благочестия до д-ра Гааза, людей в ближайших к нам ушедших поколениях и конкретных знакомых. Образы человеческие обладают удивительной учительной силою.

Воспитание любви и легко, - ибо душа человека, как отметил Тертуллиан, по природе своей христианка, - и трудно, ибо в мире «по причине умножения беззакония» во многих охладела любовь (см. ).

Церкви и монастыри всегда имели богадельни, странноприимные и сиротские дома.

Апостол Иаков в своем соборном послании пишет: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» () .

«Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ().

В 1917 г. в связи с гонениями на христианскую веру и в первую очередь на православие, всякая церковная благотворительность была запрещена, соответствующие учреждения и средства были национализированы. Да и любое сострадание, милосердие и благотворительность стали считаться оскорблением и унижением личности. Была отвергнута даже попытка свт. Тихона оказания церковной помощи голодающим; члены общественного независимого от церкви «Комитета помощи голодающим» были арестованы. Во время Ашхабадского землетрясения 1947 г. епископу Ташкентскому и Среднеазиатскому Гурию категорически запретили оказывать помощь пострадавшим в Туркмении, когда он проявил такую инициативу в своей епархии. Разрешались и делались обязательными сборы на строительство гигантских по тем временам самолетов типа «Максим Горький», в фонд МОПР; позже обязательным для церкви был сбор в «Фонд мира», но никаких сборов для конкретных организаций, больных и т.д. делать не дозволялось.

В двадцатые и тридцатые годы в некоторых приходах существовали системы прикрепления относительно состоятельных прихожан к семьям репрессированных, - ведь они были «лишенцами», не имеющими права даже на хлебные карточки. Конечно, такая помощь была не только материально обременительна, но даже и опасна: она могла быть истолкована как пособничество врагу. В некоторых приходах потаенно существовали (и существуют) группы девушек, ухаживающих за больными прихожанками. Теперь их стали с охотой приглашать и в больницы, где персонал всегда перегружен.

«…Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» ().

Некоторые крупные приходы пытаются сами организовывать богадельни, при больницах восстанавливаются и создаются храмы, где дети и подростки могут учиться милосердию. Малые приходы могли бы организовывать общие богадельни или вместе шефствовать над одной больницей или домом престарелых, а детям и подросткам поручать посещение этих мест хотя бы раз в неделю (только регулярно). К сожалению, приходится встречаться со случаями, когда юноша или девушка с радостью соглашаются посещать дом престарелых, а потом бросают. Дела милосердия должны быть постоянны.

Священникам надо не только поощрять молодежь в ухаживании за больными и престарелыми, но и ограждать молодежь от неразумных требований последних. Старики часто жалуются, что их никто не посещает, никто им не помогает и т.д., хотя к ним регулярно и ходят, и звонят. Они больны, - и они требуют большего. У молодежи есть и своя личная жизнь, и родители, и работа, а старики часто забывают свою молодость и не хотят представить себе нагрузки работающих и учащихся. Такими капризно-старческими требованиями часто отличаются старухи, которые во имя своей «свободы» и ложной заботы о здоровье не обременяли себя семейными заботами и трудами с молодежью. Церковные приходы должны разумно распределять силы своих молодых членов. На морально-нравственных чувствах пришедших к вере детей иногда пытаются играть бросившие семьи отцы-старики, требуя себе почета, уважения и послушания. Их не надо бросать, но и не надо баловать, как малых детей.

…Любовь должна быть горячей, деятельной и благоразумной.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Методика формирования нравственных качеств у младшего школьника. Милосердие

милосердие воспитание нравственный школьник

Младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывать такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

В современном обществе наиболее значимыми качествами личности являются активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т.п. Родители желают видеть своих детей наделёнными деловыми, волевыми и интеллектуальными качествами. Это объясняется сложной социально-экономической обстановкой, трудностями материальных условий жизни и как следствие - необходимостью воспитывать в детях способность к выживанию. Но забывая о нравственных качествах, мы рискуем остаться каждый - сам за себя, каждый - сам по себе. Тогда открываются ворота для жестокости, садизма и т.д. Неспособность сопереживать влечет за собой извращение лучших чувств, создает условия жизни, бесчувственной к радостям и горестям других, тебя окружающих, без сопереживания животным и природе, без переживания радости собственного труда. Формируя ребенка, мы не только формируем его, - мы создаем будущее.

Нам нужна личность, способная сделать самостоятельный нравственный выбор, умеющая отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина неразрывно связано с развитием сознательного стремления ребенка к добру, пробуждения в нем любви, жалости, сострадания. Не случайно В. Белинский подчеркивал, «кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». Ребенок не может стать личностью, гражданином и профессионалом без усвоения современных цивилизованных форм социального взаимодействия, признания значимости умений сопереживать, проявлять действенное участие, милосердие и заботу об окружающих.

В своей работе я поведу речь о таком нравственном качестве как милосердие. Само понятие этого качества в наши дни плохо дифференцируется. Многие родители считают, что для воспитания милосердия достаточно, что бы их дети читали добрые книжки, помогали родителям по хозяйству, ухаживали за животными. Часть родителей считает, что дети еще не способны проявлять бескорыстие, искреннее сочувствие, действенную помощь в силу возрастной незрелости.

Итак, что же такое милосердие? В «Толковом словаре» В.И. Даля этому понятию даётся такое определение: «Сердоболие, сочувствие, готовность делать добро всякому, любовь на деле…». Милосердие - это, иными словами, способность откликаться на чужую боль. Людям, обладающим этим качеством, свойственны чувства взаимопомощи, взаимопонимания. Они готовы бескорыстно помогать другим, прощать их из сострадания, человеколюбия. Таким людям присуще чувство сострадания по отношению к сироте, инвалиду, тяжело больному, немощному старику, человеку, попавшему в беду.

Милосердие как интегративное нравственное качество представляет собой сострадательную и деятельную любовь, которая служит основой для развития способностей человека к сопереживанию, сочувствию, душевной щедрости, бескорыстному оказанию помощи окружающим. Понимание милосердия как общечеловеческой ценности ставит в центр воспитания внимание к чувствам, интересам и проблемам человека, способствует формированию у детей отношения к человеку как высшей ценности в мире. Любовь и сострадание к людям являются главными показателями проявления милосердия. При этом можно рассмотреть следующую совокупность признаков их проявления: сопереживание состоянию другого человека (отзывчивость), сочувствие, внутреннее стремление оказать поддержку другому, сердечность, встречный душевный отклик по отношению к окружающим, действенное участие в их судьбах.

Ей сопутствует возвышающая человека душевная работа, поднимающая на более высокий нравственный уровень его отношение к людям. В любви с особой силой развивается стремление к благополучию окружающих, к творению радости для них.

С точки зрения Б.Т. Лихачева любовь есть ощущение другого существа как самого себя. Нравственное ядро личности стимулирует саморазвитие в ней любви и сострадания всему живому. Именно сострадание, по мнению выдающегося ученого, заставляет ребенка глубоко почувствовать другого человека, его мучения. Определяя доброту и милосердие как ведущие нравственные качества личности, Б.Т. Лихачев подчеркивает, что от них зависит формирование духовного мира ребенка. Надо помнить, что ребенок добр не тогда, когда делится тем, чего у него самого много. В таких условиях может развиться показная щедрость, похвальба мнимой добротой. Настоящая доброта - в умении отказаться от собственного покоя и удовольствия ради того, чтобы доставить удовольствие другому.

Проблема воспитания милосердия имеет глубокие исторические корни. Мыслители прошлого, стремясь создать и отобразить идеал человека, в основе его личности видели любовь, сострадание, помощь и заботу о ближнем, и нуждающемся, способность к долготерпению. Вопросы воспитания людей на основе общечеловеческих ценностей и добродетелей рассматривались во многих этических концепциях.

Российская история имеет основательный теоретический и практический опыт воспитания у молодежи гуманного отношения, милосердия. В условиях современного российского общества в силу социально-политической, экономической, идеологической нестабильности как никогда значимой становится проблема воспитания человека милосердного, умеющего сострадать и сорадоваться, любить и заботиться о ближнем и нуждающемся, готового простить из человеколюбия, мягкосердечия.

Сегодня проблема формирования основ милосердия, приобретения ребенком эмоционально-нравственного опыта является особенно актуальной. Ведь формирование ценностных ориентации в обучении младших школьников подчиняется общим закономерностям функционирования эмоциональных процессов. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у младших школьников опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности целесообразно представлять в конкретной форме, а их усвоение - в доступной для детей деятельности. Таким образом, данная проблема решается как комплексная: в единстве задач, содержания и методов организации.

В становлении современных взглядов на проблему воспитания и развития милосердия у детей ценную роль играют идеи педагогики и психологии ненасилия, которые решают задачи, связанные с формированием соответствующей позиции у подрастающего поколения, ненасильственного взаимодействия с окружающими в любом виде деятельности ребенка.

Педагогика ненасилия ориентирует на построение бесконфликтных взаимоотношений между людьми и дает образцы конструктивного разрешения конфликтов, возникающих в окружающем социуме. Значимыми и необходимыми в воспитании считаются такие личностные качества у детей, интеграция которых создает предпосылки для возникновения и развития ненасилия как особой жизненной позиции человека. Среди них выделяются миролюбие и терпимость.

Милосердие, выражающееся в действиях человека, его реакциях и переживаниях и формирующееся в деятельности и общении можно назвать субъективным отношением. Я считаю милосердие социально - значимым качеством личности, которое формируется в педагогическом процессе.

В младшем школьном возрасте произвольность поведения распространяется на область чувств. Важнейшей характеристикой эмоционального аспекта является способность человека к эмпатии. Эмпатию как способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей, следует рассматривать в качестве механизма воспитания и развития качества милосердия.

Эмпатийные переживания являются тем фундаментом, на котором строятся положительные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, формируются социально ценные качества личности. Работы ученых убеждают в том, что нравственные чувства младшего школьника мотивируют его гуманное отношение к окружающим, стимулируют проявление сочувствия и сопереживания, способствуют формированию бескорыстных форм взаимодействия, оказанию помощи нуждающимся, т.е. являются источником и движущей силой воспитания и развития милосердия.

Выше сказанное позволяет говорить о том, что особенностью младшего школьного возраста является предрасположенность к гуманности, милосердию, преобладание позитивных эмоций, личной активности, проявление естественного живого интереса к окружающим. Следовательно, этот возраст является наиболее благоприятным для формирования нравственных качеств.

Уже к концу дошкольного периода ребёнок начинает ставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с позиции других людей, старается понять мотивы их действий. Изменения, происходящие в мотивационной, поведенческой, волевой сферах, делают возможным уже с ранних детских лет формировать милосердие у младших школьников.

В начале работы по формированию милосердия у младших школьников необходимо выяснить, как они понимают это качество. Можно предложить детям в устной или письменной форме (в зависимости от возраста) ответить на вопрос «Что такое милосердие?». По ответам можно сделать выводы и скоординировать дальнейший план работы, выбрать необходимые методы и приемы.

Работа над формированием милосердия не должна сводиться просто к беседе, она должна охватывать весь учебный процесс. Этот вопрос можно подымать на уроках русского языка, чтения, во внеклассной работе и т.д.

Важная роль отводится формированию культуры восприятия и чувствования у детей. Этому способствуют такие приёмы:

-наблюдение

- визуализация

- д раматизация (в устной и письменной форме)

- р итмические паузы

-с южетно - ролевые и творческие игры .

Среди представлений детей о милосердном отношении человека к человеку особо значимы знания об эмоциональных реакциях людей на внимание, заботу окружающих.

Наблюдение помогает осознать многообразие эмоциональных состояний счастливых и несчастных людей. Становится возможным переживание растущим ребёнком чувства удовлетворения от своего доброго отношения к людям, сопереживание их радостям и горю. Недостаточно наблюдательный ребёнок не ощущает неповторимость индивидуальности другого человека, а это тормозит осознанному усвоению милосердия. В связи с этим стоит предложить младшим школьникам понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды; как их друзья относятся к обидчикам; что радует и что огорчает малышей.

Следует отметить зависимость проявлений милосердия и эмоциональной отзывчивости к окружающим, нравственной ориентации ребенка от стиля общения семьи, ее системы ценностей. Ведь именно в семье ребенок учится строить взаимоотношения, беря пример с самых близких людей, родителей.

Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определять цвет глаз, волос своего товарища; ощущать его тепло; воссоздавать зрительные образы. Этот приём способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей.

Драматизация упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребёнку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

Можно предложить детям письменную драматизацию по теме «Я превратился в…». Ребята могут сами выбрать кем они себя видят. Например: «Я превратилась в белую розу. Все люди хотели меня сорвать, но острые шипы кололи их. Мне было больно , когда стебель и цветок трогали руками. На растения надо любоваться, а не рвать их. » (Лена З. ).

Размышление учащихся от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей.

Использование драматизации помогает также познакомить младших школьников с доступными для них формами объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся (приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова). Так, драматизация отрывка сказки Х.-К. Андерсена «Гадкий утенок» - замечательный пример бережного и заботливого поведения большинства обитателей скотного двора и в противовес ему - пренебрежительное и враждебное отношение к «гадкому» утенку. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!».

Ритмические паузы являются специальными упражнениями на владение внешним проявлением эмоций в движениях. Музыка и пластика способствуют развитию образного восприятия детей, изменению их мироощущения. Включение и занятия ритмических пауз, созвучных душевным настроениям разных героев, формирует осознанное положительное отношение к такому виду духовной деятельности, как внимание к переживаниям окружающих. Музыка Р. Клайдермана, Н. Рота, П. Мариа, Э. Морриконе, Г. Свиридова, А. Козлова и др. служат яркой основой для таких ритмических пауз.

Сюжетно-ролевые и творческие игры. Использование игровой деятельности и организация взаимоотношений детей в такой деятельности создают реальную возможность для воспитания милосердия. Подбор игрового материала и ролей для каждого ребенка помогает пережить эмоции, связанные с осознанием сопереживания и деятельного сострадания.

Например, для формирования чувства ценности других и самоценности проводится игра «Связующая нить». Дети сидят и по кругу передают клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает учитель, показывая тем самым пример. Затем он спрашивает детей, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок возвращается к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Сюжетно-ролевая игра «Помоги принцессе» направлена на расширение представлении детей о милосердном отношении к окружающим. Сказочная ситуация настраивает детей на оказание помощи принцессе, которую злой дракон спрятал в своем замке. По ходу сюжета ребята отдают последний глоток волшебной воды для ее спасения, делятся сладостями с обитателями заколдованного леса. Особое внимание уделяется искренней и доброжелательной поддержке своих товарищей. Чтобы добраться до замка, герои должны найти себе помощников среди обитателей леса. Для этого надо сказать лесным жителям что-нибудь приятное, отметить их внешность, манеру поведения, личные качества. Таким образом, дети учатся говорить добрые, сердечные слова искренне и в нужную минуту.

Большая роль в формировании милосердия у учащихся отводится созданию и развертыванию сложных психологических связей, состоящих в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании и взаимодействиях между людьми. Результативность общения во многом зависит от умения общающихся пользоваться не только вербальными, но и не вербальными средствами общения. Дети учатся по мимике, жестам, выражению глаз, интонации голоса, взаиморасположению партнеров определять настроение собеседников. Например, включение этюдов на выражение радости, страдания, печали способствует осознанию способов проявления различных эмоций, широкого спектра эмоционального реагирования.

Этюдом на выражение страдания и печали является «Остров плакс». Предшественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

Этюд «Золушка». Девочка изображает Золушку, которая пришла домой печальной: она потеряла на балу туфельку. У нее поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ. замедленная походка.

Для обогащения поведенческого арсенала ребенка и расширения путей невербального взаимодействия с окружающими людьми можно использовать ролевую гимнастику:

а) нахмуриться, как осенняя туча, как рассерженная мама, как Карабас-Барабас;

б) пройтись, как младенец, как старик, как лев.

Материал по развитию речи также способствует формированию эмоциональной культуры, нравственного опыта младших школьников. Программа по русскому языку предусматривает обучение детей письменному изложению. При выборе тем необходимо учитывать их жизненный опыт, интересы детей, доступность. Темы могут быть рассчитаны на конкретные наблюдения или на впечатления от эмоционально-нравственных ситуаций проявления милосердия, эгоизма, равнодушия. Анализируя содержание текста или картины, учащиеся обогащаются конкретными представлениями о принципах, мотивах, потребностях милосердной личности.

Уроки чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А.С. Пушкина, Х.-К. Андерсена, Ш. Перро, О. Уальда, А. Экзюпери, А. Толстого, В. Осеевой и других писателей знакомят детей с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс к содействию, сопереживанию.

Вопросы, адресуемые ученикам на уроках чтения, побуждают их или воспроизвести текст, или развернуть уже готовое, известное им суждение, не наводящее на раскрытие каких-то новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека. Поэтому многие ее стороны остаются «вещью в себе», так как не связаны с основной сюжетной линией изучаемого материала. Готовность «вчувствоваться» в другого, распознать его эмоциональное состояние приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий, которые требуют от младших школьников отождествления себя с другими.

Творческая работа по тексту помогает развивать способность одухотворять окружающий мир, чувствовать его самоценность. Например, после анализа отрывка из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» можно предложить детям написать письмо Маленькому принцу о том, кого они «приручили», как берегут они эту дружбу. Придумать и самим создать диафильм о верных и преданных отношениях между друзьями. Такие задания очень важны еще и тем, что они служат заслоном для «вещного» восприятия мира в целом и человека в том числе. Ведь «вещное» отношение к окружающему предметному и животному миру формируется, если все, что окружает ребенка, воспринимается им лишь как нужное или ненужное для него. Со временем это потребительское отношение переносится на людей. Чтобы этого не случилось, для ребенка не должно быть «безгласных» внешних объектов. И в неодушевленных предметах он должен видеть материализованные душевные силы человека, их создавшего, проявление жизни природы.

Учащимся необходимо научиться осознавать свои собственные переживания и уметь раскрывать их перед товарищами. Среди литературных текстов немало таких, которые вызывают у каждого глубокое волнение за судьбы героев. Но в силу неповторимости жизненного опыта всегда имеются различия в содержании переживаний воспитанников. Своеобразие эмоциональных откликов сверстников позволяет убедиться в том, как широк диапазон эмоциональных решений людей на одно и то же событие. В процессе чтения учащиеся могут ответить на такие вопросы: «В каком месте рассказа ты испытывал особенно сильное волнение? Из-за чего ты волновался?», «За кого из героев ты тревожился больше всего и почему?»

Непременным условием формирования милосердия у младших школьников является овладение ими системой обобщенных понятий, характеризующих многообразие душевного состояния человека, разновидности положительного и отрицательного отношения людей друг к другу. С овладением такими понятиями усиливается эмоциональная восприимчивость, развиваются оценочные умения. Процесс овладения нравственными понятиями долог и требует периодических упражнений. Поэтому в содержание учебного материала необходимо включать задания, способствующие активному усвоению детьми нравственных понятий. Это может быть:

Замена данных учителем слов синонимами или описательными оборотами. Так, при анализе сказки О. Уальда «Мальчик - звезда» учащиеся ищут синонимы к встречающимся в тексте словам и словосочетаниям: себялюбивый, спесивый, сжалось сердце, каменное сердце; при изучении рассказа В. Осеевой «Сыновья» разобрать описательные обороты: заботливость, твердый характер;

самостоятельная работа по выделению признаков отдельных понятий (чуткость-это

…, сострадание - это…);

включение данных понятий в предложения;

включение данных понятий в творческие работы.

Особую роль играют творческие задания. Так, в устных сочинениях «Кому светит солнце?», «Какой я друг?», «Чего я боюсь в этой жизни?».

Творческие работы могут основываться как на литературном, так и на жизненном материале, включать знания, требующие осознания состояний близких людей («Когда мой друг радуется», «За что сердятся на меня мои родители?», «Я глазами одноклассников»).

В формировании нравственных качеств, в том числе и милосердия, могут помочь уроки театра.

Творчество - волшебный пропуск во внутренний мир ребенка, и потому возможность «играть в театр» - щедрый подарок воспитателю.

Психолог Т. Флоренская пишет о том, как важно следить за ростом душевного организма ребенка, вскармливая его здоровой духовной пищей, следить за «нравственной температурой». Наблюдения ее коллег показали, что чем выше уровень сопереживания герою в рассказах ребенка, тем реалистичнее он воспринимает мир взаимоотношений людей.

Мир взаимоотношений - та среда, в которой складывается личность и которой она (личность) уподобляется. Общественные отношения как бы впитываются личностью, формируют социальные потребности и интересы и таким образом становятся основой чувств, взглядов, стремлений - содержанием внутреннего мира личности. Конечно, при этом остается индивидуальное восприятие влияния среды.

Условный мир сказки, игры так близок и понятен ребенку. Редкий его день проходит без того, чтобы не играть какую то роль, придумывая голос, манеры, воображая ситуацию. Именно в игре появляется - проявляется, совершенствуется эта чудесная способность «встать на точку зрения другого», способность «бывать другим», способность к перевоплощению. Из этой способности может развиться художественное воображение и… просто хороший человек! Наследование духовных ценностей, процесс внутренний. Духовные ценности нельзя усвоить как некий навык, поведенческий акт. Формальные соблюдения норм морали - это только имитация усвоения духовных и нравственных ценностей. Как часто ребенок перенимает лишь внешние приемы «соответствия», умиляя своих воспитателей!

Рассматривая уроки театра как «возможность нравственного возрастания ребенка», следует отметить, что участие детей в театральных постановках ускоряет процесс поиска нравственного ориентира, давая им возможность прожить, прочувствовать маленький эпизод из жизни другого.

Особо важное место в воспитании милосердия занимают отношения внутри семьи. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что на основе любви к собственным родителям у ребенка формируется уважительное и заботливое отношение к ним, а в дальнейшем развивается гуманное отношение к людям вообще, становится возможным успешное воспитание и развитие милосердия к окружающим. Родители, любя своего ребенка, должны уважать его и понимать, что он - личность, обладающая чувствами, желаниями, потребностями, что он имеет право на понимание и сочувствие.

Организация преемственности в воспитании у детей милосердия предполагает реализацию на практике такого важного педагогического условия, как тесное сотрудничество родителей и педагогов. Работу с родителями целесообразно строить в форме диалога, предусматривающего взаимную заинтересованность, доверие, готовность совместными усилиями развивать у ребенка сострадание, способность к жалости и действенной помощи окружающим.

Чтобы помочь семье в решении проблем воспитания милосердия, целесообразно использовать индивидуальные консультации с учетом результатов диагностики уровней проявления милосердия у детей. Полезны также тематические родительские собрания, диспуты, праздники, коллективные творческие дела, педагогические мастерские, в ходе которых используются приемы, обеспечивающие активное восприятие соответствующей информации, ее осмысление и способствующие построению модели воспитания милосердия в семье.

Особую роль играют индивидуальные консультации, которые способствуют выработке согласованных действий родителей и педагогов, опираясь на единую программу корректировки поведения на основе диагностики. Для каждого ребенка целесообразно подобрать свой арсенал средств, стимулирующих проявление гуманности, заботы и сопереживания к окружающим. Так, для одних необходимо создавать ситуации приобретения положительного опыта взаимодействия, для других - овладения эмоциональной стороной помощи нуждающимся. Важно также организовывать такую практическую деятельность, в которой можно проявить сострадание к окружающим.

Для того чтобы показать роль семьи в развитии эмпатийных процессов у детей, нужно познакомить родителей с методами воспитания милосердия, нацелить их на поощрение способности ребенка к состраданию и душевной щедрости. Для этого целесообразно использовать такую нетрадиционную форму занятий с родителями, как педагогическая мастерская.

Затруднения в работе с родителями создает отсутствие общих требований семьи и педагога, доверительных отношений с ребенком, низкий культурный уровень некоторых родителей. Многие педагоги видят решение проблемы воспитания милосердия у детей в налаживании сотрудничества с родителями, подчеркивают важность такой совместной работы. Оптимально выбранные формы и методы работы с семьей помогут осознать родителям важность их собственного влияния на развитие в детях способности к эмпатическим переживаниям и проявлениям милосердия. С одной стороны, педагоги на основе сотрудничества с семьей смогут более полно использовать учебно-воспитательную работу в целях подкрепления и стимулирования у детей милосердия. С другой - родители получат необходимую педагогическую помощь и смогут моделировать для ребенка в семье ситуации проявления душевного тепла и заботы об окружающих. Преемственность в использовании основных методов и приемов воспитания милосердия родителями и педагогами помогает целостно воздействовать на сознание, деятельность и чувства детей, повышая продуктивность общения педагогов и родителей с детьми. Рассматривая милосердие как важнейшее нравственное качество личности, необходимо формировать его у детей на основе гуманистического подхода к ним педагога и родителей.

В воспитании нравственности многое зависит от личности преподавателя. Если учитель стал ребенку другом, то в сердце ребенка никогда не появится зло. Учитель подбирает такой учебный материал, который имеет большую нравственно-воспитательную нагрузку. Уроки ориентированы на доброту, постижение моральных ценностных основ, взаимопомощь. При этом ребенку не навязывается какая-то определенная позиция, он сам делает выводы из ситуации, и задача учителя - направить ребенка на путь постижения нравственности.

Я считаю, что для воспитания такого важного, необходимого нашему обществу нравственного качества как милосердие необходимо уделять особенное внимание. Обязательно нужно находить для этого время и возможность. И школа, и семья должны действовать как единый организм.

Помимо выше перечисленных способов можно придумать что-то еще, какую-то действенную помощь. Например, дети могут оказывать посильную помощь старым людям, ветеранам войны, инвалидам. Да, в младшем школьном возрасте им не по силам выполнить какую-то тяжелую физическую работу, но вполне возможно организовать концерт. Ведь старым людям и тем, кто в силу каких-либо причин, не может жить полноценной жизнью, больше всего не хватает внимания и общения.

Незаслуженно, на мой взгляд, забыта практика помощи одноклассникам отстающим в учебе по каким-либо предметам, когда отличники брали шефство над двоечниками. Я думаю, что в такой ситуации ребенок отчасти тоже проявляет милосердие.

Нельзя забывать и о такой составной части этики, как биоэтика (область нравственного отношения к окружающему человека миру). Воспитание у детей доброго отношения к животным так же воспитывает в них милосердие. Ребенок легче эмпатирует, т.е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении животных, более обостренно переживают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжелая драма; жестокость родителей к животным иногда служит причиной отчуждения ребенка от родителей, неприязни к ним.

Помимо любви к животным необходимо прививать детям и милосердное отношение к окружающему нас миру природы в целом, так как он является и нашим домом тоже.

С писок использованной литературы

1. Беляева Л.И. Нравственное возрастание ребенка на уроках театра. // Начальная школа «Плюс до и после» - 2003 - №2. Стр. 1 - 3.

2. Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей // Начальная школа - 1999 - №5. Стр. 10 - 13.

3. Михайлова И.В. Пути формирования духовных свойств личности // Классный руководитель - 2004 - №4. Стр. 7 - 12.

4. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000.

5. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. - Минск: «Современное слово», 2006.

6. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6;

7. Шутова В.А. Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия // Воспитание школьников - 2003 - №8. Стр. 16 - 20.

8. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Рассмотрение нравственного воспитания младшего школьника как психолого-педагогической проблемы. Определение эффективных условий формирования нравственных качеств детей и проверка их на практике. Разработка рекомендаций по развитию системы воспитания.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Понятие и виды игры. Основы сюжетно-ролевой игры, структура, этапы развития, использование в качестве фактора формирования положительных морально-нравственных качеств личности дошкольника.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Сущность понятия "милосердие". Проблемы воспитания милосердия у детей. Значение семьи и школы в воспитании детей. Особенности христианского воспитания детей. Роль милосердия в формировании личности ребенка. Светские методы воспитания милосердия у детей.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2013

    Анализ учебных программ по чтению для начальных школ в контексте проблематики нравственного воспитания. Исследование особенностей восприятия произведений литературы детьми младшего школьного возраста. Изучение методов и приемов работы с детской книгой.

    дипломная работа , добавлен 27.09.2011

    Значимость семьи в воспитании детей. Формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в начальной школе. Программа организации сотрудничества педагогов и родителей в рамках духовно-нравственного воспитания личности и ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Социальные условия жизни детей. Особенности формирования игровой и учебной деятельности. Принципы нравственного воспитания в детском саду. Средства и факторы этнопедагогики, способствующие успешному процессу формирования нравственных представлений.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2012

    Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Взаимосвязь нравственного и физического воспитания. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм. Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности воспитания нравственных качеств школьников на примере уроков музыки и изобразительного искусства.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2015

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека. Сущность, значение, содержание, основные задачи и средства нравственного воспитания младших школьников. Нравственное воспитание при изучении природы родного края в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2013

    Историческое развитие понятия милосердие. Методы и средства формирования милосердия у старших подростков. Возрастные особенности старшего подростка. Экспериментальная работа по формированию милосердия у старших подростков по методике Зеньковой М.А..

Все знают, что воспитание милосердия у детей в ХХI веке не является приоритетом для родителей. Чтобы это увидеть, достаточно сходить на детскую площадку, где родители, конечно, поощряют мирную игру в песочнице, но только в определенной мере. Если ребенок всех жалеет, раздаривает игрушки и не дает сдачи, сами взрослые учат его более «адекватно» реагировать на внешние раздражители.

Сложность христианского воспитания в том, что верующим родителям нужно прикладывать все усилия, чтобы привить ребенку те качества, которые современный мир считает не особо нужными. Милосердие, как некоторое хобби, выносится за рамки жизни в сферу благотворительности, а милосердие как основа повседневной жизни, открытость к другому человеку, к его бедам и страданию – как правило, встречается редко. Как при этом воспитать ребенка милосердным человеком? Как воспитать христианина в современных условиях?

Ольга Синицына, ведущая семинара, руководитель Детско-юношеского центра Преображенского братства , сказала, что проблема воспитания милосердия, как основы христианского отношения к жизни, двусторонняя: если подобного отношения к миру и другим людям нет в самих взрослых, то его бессмысленно искать у детей:
– Чтобы дети умели противостоять духу времени – духу потребительства, который культивируется, начиная с детского сада и начальной школы, надо самим родителям быть твердыми и мужественными в выражении собственной веры, – сказала Ольга Владимировна.

Основные наработки, сделанные замечательными христианскими педагогами, возникли еще в период существования традиционного общества, традиционных семей, и в современных условиях перестают работать. Поэтому сегодня перед верующими стоит задача осмысления прежнего опыта и, главное, создания новых подходов воспитания, которые бы работали в нынешнем информационном обществе с его темпами, напором и толерантностью ко злу.

На встрече вспоминали слова духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова , который не раз говорил, что зачастую верующие родители, сами того не замечая, воспитывают детей в самом реальном духе потребительства; если не материального, то духовного стяжательства. Гораздо чаще родителей волнует то, какое образование получит ребенок, нежели то, каким он вырастет христианином; будет ли он милосердным, сострадательным, жертвенным; будет ли он больше заботиться о других, чем о себе. А эти качества закладываются, как правило, в самом раннем возрасте.

Родители, участники семинара, поделились простыми способами, которые иногда помогают ребенку по-другому взглянуть на мир. Например, участие детей в праздниках в детских домах и домах престарелых. Но, все-таки, более действенной является регулярная помощь кому-то из близкого окружения ребенка, например, соседям по подъезду. И для этого, конечно, первый шаг должен сделать взрослый – познакомиться с теми, кто живет рядом, и узнать, чем можно помочь.

То же самое относится к церкви – в ней много людей, которые нуждаются во внимании и поддержке, но мы не делаем усилия, чтобы их увидеть и, главное, начать помогать регулярно. Олеся Якунцева из Свято-Сергиевского братства привела пример, как с девятилетними девочками они посещали слепую сестру, и, после уборки и приготовления еды, она рассказала им удивительную историю своей жизни и воцерковления. Это общение дало вдохновение как взрослым, так и юным помощникам.

– У меня в детстве был яркий пример милосердия – бабушка Маня, – рассказала Лариса Ясонова из Свято-Георгиевского братства. – Она была верующей, замуж не вышла и всю жизнь посвятила другим людям. Она ничего не говорила о христианстве, но при этом мы всегда с ней ходили кому-то помогать: то забор поправить, то хату побелить, то вишни собрать. Конечно, в сельской местности условия совершенно другие, но и сегодня дети очень чувствуют, где по-настоящему находится сердце родителей, чем они живут и в чем их приоритеты.

Особенно обсуждалась тема гостеприимства и странноприимства. Участники семинара вспоминали албанского миссионера о. Луку Верониса. Он рассказывал, что одним из главных моментов христианского воспитания собственных детей стал принцип открытых дверей. С момента появления на свет первого ребенка в их доме всегда были гости – они либо заходили по делам, либо оставались пожить несколько дней. На встрече говорили о том, как важно для ребенка уметь по-настоящему заботиться о другом человеке: накрыть на стол, выбрать лучший кусок пирога для гостя, уступить свою комнату и так далее. Такие простые навыки особенно важны для современных детей, которые, благодаря взрослым, часто уверены, что если они моют за собой посуду, помогают ухаживать за младшим братом и к тому же выносят мусор, то поступают милосердно, делают добрые дела. Тот факт, что это их прямая обязанность, для многих, судя по личным беседам, становится открытием.

Людмила Комиссарова из Свято-Георгиевского братства сделала акцент на том, что если мы хотим воспитать милосердного человека, то есть того, кто умеет любить весь мир и сострадать ему, очень важно с детства его самого вводить в пространство, где любовь, забота и уважение к свободе другого реально ощутима. Именно поэтому детям так важно расти в церковной, братской среде, видя иные отношения между людьми, нежели они видят на улице и по телевизору.

В заключении Наталья Чернышева из Свято-Андреевского братства, имеющая более чем двадцатилетний опыт в деле воцерковления и воспитания детей, отметила, что сегодня, к сожалению, верующие родители не осознают всей сложности ситуации.

– Сегодня мир значительно агрессивнее, чем было десять-пятнадцать лет назад, – сказала Наталья Кировна. – Наши дети живут, «погруженные в соляную кислоту», а мы как будто этого не замечаем. Нам важно дать им противоядие, которое поможет удержаться на пути веры, надежды и любви, а для этого нужен запрос от родителей, нужно их горячее желание вырастить детей христианами. Если мы всерьез этого хотим, то нужно, во-первых, собрать существующий опыт воцерковления детей – только в Преображенском братстве за два десятка лет наработано большое количество материалов, которые нужно осмыслять, сохранять из этого опыта все лучшее и создавать своего рода традицию воцерковления наших детей. Во-вторых, нужно больше общаться друг с другом, строить общую жизнь с детьми, нужно некое соборное начало, потому что в одиночку семья справиться не может.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх