Проект по адаптации детей раннего возраста фгос. возраста к условиям ДОУ
ПРОЕКТ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Краткая аннотация проекта.
Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
К отсутствию близких, родных людей;
К соблюдению режим дня;
К постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. Исходя из - за этого, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду.
Проблема:
Анализ деятельности многих дошкольных учреждений показал, что проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста насущна и актуальна. Очень часто родители относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся, или склонны приписывать все «плохой работе воспитателя». Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики психического и физического состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к дошкольному учреждению, но и в дальнейшем и к школе.
Поэтому решение вопросов связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач стоящих перед педагогами ДОУ и, конечно же, родителями.
Актуальность темы:
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада является весьма актуальной.
Вид проекта: социально-педагогический.
Цель проекта – Создание модели обеспечивающей успешную адаптацию детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям в ДОУ.
Задачи:
Изучить современное состояние и проблемы по адаптации детей в педагогической теории и практике деятельности ДОУ за период работы над проектом 2014 год
Проанализировать результаты анкетирования родителей;
Разработать модель адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям ДОУ;
Создать модель работы педагогов с родителями по данной тематике;
Усовершенствовать ранее разработанную систему адаптации детей в детском саду;
Провести обучающий семинар для воспитателей детского сада
Создать фото - выставку «В детский сад, с радостью»;
Создать материал «Работа в адаптационный период с детьми, педагогами и родителями».
Новизна проекта состоит:
1. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, а так же оказание помощи в повышении их педагогической культуры.
2. Заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ через реализацию проекта с использованием ИКТ.
Материал и техническое обеспечение:
Ауди записи музыкальных произведений, подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, пальчиковых, подвижных игр. Перспективно-тематическое планирование первой младшей группы на 2015-2016г. Г
Участники проекта:
1. дети и родители первой младшей группы(2года)
2. воспитатель: Прокопенко Э. Г.
Вид проекта: социально-педагогический.
Сроки реализации – в течение года по мере поступления детей.
Кадровое обеспечение проекта: Заведующий МБДОУ, воспитатели, младшие воспитатели, медсестра, психолог.
План мероприятий реализации проекта с детьми
Этапы работы:
1 этап – подготовительный
Изучение нормативно-правовых документов; анализ современных программ и технологий по адаптации детей; составление плана работы.
Анкетирование родителей, педагогов по данной проблеме
Анализ состояния здоровья поступающих детей
Создание алгоритма действия и проектирование модели системы адаптации детей в ДОУ
2 этап – основной
Консультации; Мастер – классы;
Взаимодействие с психологом:
Проходила работа по трём направлениям
С родителями, - с педагогами, - с детьми.
Работа с родителями осуществлялась через разнообразные формы работы: традиционные и нетрадиционные.
По этапам:
Первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения
Второй этап – составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду;
Третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.
По работе с детьми:
1. Создана предметно-развивающая среда в группах раннего и младшего возраста помогающая благоприятному прохождению адаптационного периода.
2. Разработана система предупреждения дезадаптации детей при приёме в ДОУ, система по адаптации детей в ДОУ, перспективный планы по работе с детьми, с педагогами и родителями в адаптационный период, комплекс оздоровительных мероприятий для детей. Организованы мероприятия направленные на адаптацию детей в ДОУ
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, направленные на освоение окружающей среды,
2. Игры с песком и водой
3. Музыкатерапия
4. Пальчиковые игры
5. Театрализованные игры
6. Игры ни снижение эмоционального напряжения
7. Театрализованные игры
Правильная организация и проведение адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом:
создание в группе психологически- комфортной обстановки, атмосферу радости, покоя, тепла (использование в работе с детьми фольклорных, пальчиковых игр) ;
осуществление постепенного приема детей по щадящему графику индивидуальному для каждого ребенка;
ежедневное наблюдение за психологическим состоянием детей на протяжении всего периода адаптации;
создание специальной предметно-развивающей среды в группе для самостоятельной двигательной активности детей;
организация игр-забав, направленных на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком;
игры-сюрпризы и игровые упражнения «Прятки», «Зашагали ножки топ-топ-топ.
Оформление фотовыставки для родителей.
Ожидаемые результаты:
1. Благоприятный адаптационный период детей.
2. Повышение педагогической культуры в вопросах воспитания. Развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей.
Этот проект даёт возможность: активизировать детей в игровой деятельности, продуктивной, развивает речь, коммуникативные навыки, творческие, познавательные, двигательные, музыкально-художественные способности. Даёт широкие возможности адаптации детей к новым социальным условиям. Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧПЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) №10 “АЛЕНУШКА”
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Проект
по адаптации детей второй группы раннего возраста
«Будем знакомы»
Подготовила:
Воспитатель Пришляк Т.В
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»
Воспитатель Пришляк Т.В
1 младшая группа «
Проект "Будем знакомы " МДОУ детский сад
«Аленушка»
Вид проекта : краткосрочный.
Разработчик : воспитатель первой младшей группы участники проекта : дети 1 младшей группы , возраст : 2- 3 года; родители детей , посещающих 1 младшую группу ; воспитатели; медицинская сестра.
Время реализации проекта : сентябрь, октябрь, ноябрь.
Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект « Будем Знакомы » .
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений :
строгий режим дня;
отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
новые требования к поведению;
постоянный контакт со сверстниками;
новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ .
Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта .
Цель и задачи проекта
Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ .
Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта , потребовали применения соответствующих методов :
Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации ) ;
Анкетирование (родителей) ;
Наблюдения;
Продукты совместной деятельности детей и родителей .
Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия :
процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;
создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;
оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;
выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители) .
Основные направления проекта
Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей .
Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
безболезненная адаптация ребенка к ДОУ , сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ ;
позитивное развитие отношений в детском коллективе;
повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей ;
снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период ;
вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей .
Использую следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям :
элементы телесной терапии (обнять, погладить) ;
исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
релаксационные игры (песок, вода) ;
сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Определила принципы работы по адаптации детей к ДОУ :
предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
постепенное заполнение группы;
гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей ;
сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек;
информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт ;
осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра)(термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;
наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье)(медицинская сестра) ;
протекание адаптации (медицинская сестра) .
Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов :
1 этап. Подготовительный (организационный) :
2этап. Основной (адаптационно-исследовательский ) :
знакомство с семьей ;
ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
организованные тематические встречи;
беседы с родителями.
совместные праздники, развлечения;
работа с детьми;
итог проекта . Совместный праздник с детьми и родителями «День Знакомства » .
3этап. Заключительный (результативность) .
. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов :
приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей) ;
ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся , чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.
…Основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Сентябрь
Организационный 1. Оформление «Полочки для любимых игрушек» .
2. Ведение адаптационных карт .
3. Организация мини игровой зоны.
4. Игры с песком и водой.
5. Игры в сухом бассейне.
6. «Познание» . Конструктивная деятельность- игры с крупными деталями конструктора.
7. Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.
8. Сенсорные игры.
9. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
Диагностика вновь прибывших детей .
«Социализация» .
Адаптационные игры с воспитателями («Загляни ко мне в окошко» и др).
Рисование крупой, песком, манкой.
Подвижные игры,
Пальчиковые игры.
Песенки, потешки, прибаутки, скороговорки.
Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ :
Личные дела воспитанников.
Организация выставки с материалами об адаптационном периоде .
Родительская встреча « Адаптация ребенка к дошкольному учреждению »
Диагностическое обследование.
Анкетирование. Консультации :
а) «Готовим малыша в детский сад»
б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»
в) «Значение режима в сохранении здоровья детей »
г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»
д) «Нужен ли ребенку дневной сон»
е) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника »
Информационные листы-памятки с кратким материалом.
Основной Моторные игры для детей (двигательные)
«Социализация» ,
«Коммуникация»
Игры на формирование общения с взрослыми и детьми :
«Давайте познакомимся » , «Игра в гости» . Утреннее приветствие.
Беседы, рассматривание предметных картинок.
«Утро радостных встреч» .
Засыпание (колыбельная) .
Гимнастика пробуждения.
Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска)
Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм : «Отведем дочку в садик» , «Больница»
Внесение нетрадиционного оборудования в «Уголок Здоровья» .
Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми)
3этап Заключительный Организация работ с детьми по всем видам деятельности в интеграции образовательных областей : «Физическая культура» ,
«Здоровье»
«Социализация» , «Художественное творчество» , «Коммуникация» , «Труд» , «Познание» ,
«Музыка» , «Чтение художественной литературы»
Показ настольного театра.
Показ кукольного театра.
«Познание»
Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем («Куклы пляшут» , «Спектакль игрушек» и т. д.) Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину) .
Переоборудование всех зон деятельности в группе по возрастным особенностям .
Итог проектной деятельности : праздник с детьми и родителями «Праздник Знакомства » .
Анализ деятельности.
Анкета для родителей (повторная, со всей группой)
Просим отметить ответ, с которым вы согласны или дописать свой вариант
1 Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует вас (по поводу ребенка)
а) здоровье ребенка; (8%)
б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;(42%)
в) самочувствие и перепады настроения; (6%)
г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон; (4%)
д) ничего, все хорошо;(40%)
е) другое___
2 Что вы знаете по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада :
А)Не знаю (5%)
Б)Знаю (85%)
В) Другое (10%)
3 В чем вы видите причину более длительно вхождения ребенка в детский сад, чем ожидали?
А) ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности- режим-вредные привычки-еда) (37%)
Б) у ребенка слабое здоровье, понижен иммунитет;(20%)
В) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;(43%)
Г) другое (0%) ___
адаптации
организовывала систему оздоровительно-развивающей работы, включающую комплекс мероприятий : медицинских, педагогических и психологических.
Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей группы » прошел успешно. В течение последних лет не было ни одного ребёнка с тяжёлой степенью адаптации . Степень адаптации в основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом. Итоги повторного анкетирования показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации , воспитания и обучения детей . Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом.
Именно сотрудники детского сада, родители объединили совместные усилия и обеспечили малышу эмоциональный комфорт.
Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.
Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
2 – младшая группа «Капитошка»
Состовитель: воспитатель 1-й квалификационной категории Евдокимова Е.Н.
Информационная карта проекта
Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный
Проект: краткосрочный (июль-сентябрь)
Участники: воспитатели, дети 3-х лет, родители
Актуальность: С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости.
3. Обучить родителям практическим приёмам воспитания и оздоровления детей.
4. Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка
Ожидаемый результат:
1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3. Преобразование предметно-развивающей среды.
4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Практический выход: фотовыставка «Я и детский сад»
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
Подбор и изучение необходимой литературы
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
Составление плана работы и подбор методик.
Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
Предоставление родителям папки-¬передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".
Организация развивающей среды в группе:
-уголок ряженья
-игровые зоны
-зона двигательной активности
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна
Подготовка игротек
Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке)
Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей
Подготовка наборов играми, в которых задействуются кисти рук
2-й этап «Основной».
1. Реализация проекта (см. таблицу)
3-й этап «Заключительный»
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:
-выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»;
-закаливание;
-адаптация детей в ДОУ;
-правила поведения в ДОУ;
-формирование навыков самостоятельности и самообслуживания;
-соблюдение режима дня в выходные дни
фотовыставка «Я и детский сад»
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние».
Лев Толстой.
Участники проекта:
Зам. Заведующего по О.В. –
Методист ДОУ –
Педагог-психолог –
Воспитатели младших групп
Музыкальный руководитель –
Медицинский работник
Родители детей младших групп №2,№3,№4,№6
Целевая группа : Дети младших групп и их родители.
Сроки реализации : Сентябрь – декабрь 2013г.
Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи , решаемые проектом:
Преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :
Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Актуальность проекта
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие» , отмечает В.С. Мухина.
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
Повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года)
Организацией образовательного процесса в дошкольных
учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;
Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Этапы проекта:
1. Организационный этап:
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
- разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
- разработка анкет для родителей;
- составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
- реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
- анализ проведенной работы;
- диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
- презентация проекта для педагогов и родителей;
- публикация проекта на интернет-сайте.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
4. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами:
2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ
3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
План проекта
период |
|
ответственные |
Сентябрь |
Заключение договора с родителями; Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; Организационное родительское собрание; Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; Анкета для родителей (социальная); Индивидуальный журнал ребенка; Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; Занятие «Божья коровка» 1. Приветствие Божьей коровки. 2. Игра «Поймай жучка». 3. Потешка «Божья коровка». 4. Упражнение «Где у жучка ножки?» 5. Игра «Божья коровка и ветер». 6. Игра «Божья коровка и воробей». 7. Релаксация. - «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень); Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» |
Заведующая Зам.зав. по О.В. администрация воспитатели воспитатели воспитатели педагог-психолог, воспитатели педагог-психолог педагог-психолог педагог-психолог Методист педагог-психолог Воспитатели |
Октябрь |
Консультация «Растим малыша здоровым»; Мини-лекция «Детская истерика»; Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»; Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; Занятие «Листопад» 1. Приветствие. 2. Игра «Топ-топ» 3. Игра «Дождик и солнышко» 4. Стихотворение «Листопад, листопад» 5. Потешка «по ровненькой дорожке» 6. Релаксация Занятие «Мячики» 1. Приветствие. 2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». 3. Игра «Прятки с мячом» 4. Потешка «Друг веселый, мячик мой» 5. Игра «Наш мячик» 6. Релаксация «Мячики отдыхают»; Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» |
инструктор по ФИЗО педагог-психолог муз. Руководитель воспитатели педагог-психолог педагог-психолог педагог-психолог Педагог-психолог воспитатели |
Ноябрь |
Консультация «Где моя большая ложка?»; Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»; Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»; Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:Цветы на клумбе»; Занятие «Мыльные пузыри» 1. Приветствие. 2. Игра «Поймай пузырь». 3. Песенка «Ладушки - ладошки» 4. Игра «Надувайся пузырь» 5. Релаксация «Пузырьки» 6. Игра «Полетаем на пузыре» Занятие «Непослушные мышата» 1. Приветствие. 2. Игра «Наоборот» 3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки» 4. Игра «Мышки и часы» 5. Упражнение «Это- папа – мышь…» 6. Релаксация «Мышки отдыхают»; Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» |
Мед.работник Педагог-психолог Педагог-психолог Муз.руководитель Педагог-психолог Педагог-психолог Воспитатели |
Декабрь |
Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»; Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»; Занятие «Зайка» 1. Приветствие. 2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком» 3. Потешка «Зайка серенький сидит» 4. Игра «Лиса и заяц» 5. Игра «Найди морковку» 6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели» Занятие «Новый год» 1. Приветствие Деда Мороза. 2. Рифмовка «В нашей группе» 3. Стихотворение «Ель» 4. Игра «Заморозь» 5. Потешка «Пальчики у нас попляшут» 6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей»; Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!» Диагностика адаптации к ДОУ. |
Педагог-психолог Воспитатели Педагог-психолог Педагог-психолог воспитатели воспитатели Педагог-психолог воспитатели Муз.руководитель Воспитатели Педагог-психолог Воспитатели методист |
Ожидаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Список литературы:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
ПРОЕКТ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
В МБДОУ "Д/С №10".
ВОСПИТАТЕЛИ: ПРЕДЕИНА Н.Н.
БОГОМОЛОВА Т.И.
Актуальность проекта.
Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Предполагаемый проект - адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.
Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс - как одно из условий решения конфликтов.
Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки проекта: 3 месяца. На сроки проекта влияют следующие факты - адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Ожидаемый результат данного проекта - это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
- Подбор и изучение необходимой литературы.
- Составление плана работы с детьми и родителями.
- Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
Основной этап.
- Заполнение адаптационных листов.
- Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
- Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование. Организация родительских встреч по типу круглого стола, родительских конференций.
Завершающий этап.
- Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
- Подведение итогов адаптации на родительской конференции.
План работы с родителями.
форма работы |
||
сентябрь |
Сведения о ребенке. |
Анкетирование родителей. |
сентябрь |
«Мама не уходи! Или в д/с без слез». «Адаптация ребенка в детском саду, адаптационный период». Выбор родительского комитета. |
Консультации, наглядная информация по адаптации, папки - передвижки. Круглый стол. |
Игра - знакомство в кругу с мячом. Беседа - обсуждение с родителями: что такое современный д/с, кто такой современный ребенок, кто такой современный педагог, родитель? Домашнее задание родителям. Мастер - класс по изготовлению игрушки из ткани «зайка», обыгрывание её. |
Родительское собрание «Давайте познакомимся!». Составление альбома - портфолио «Вот какой я!». |
|
О воспитании детей. «Завтра в д/с», «Ваш ребенок пришел в д/с». |
Памятка родителям. Беседы с родителями. Помощь родителей в изготовлении стенда для родительского уголка. |
|
Подведение итогов по адаптации детей и родителей. Сообщение на тему «Разный темперамент - разная эмоциональность». |
Родительская конференция. |
План работы с детьми.
Форма работы |
||
Знакомство детей с детским садом, друг с другом. |
Знакомство-беседа с родителями и ребенком. Знакомство с группой, игрушками. Заполнение адаптационных листов. Художественная литература: Чтение потешек. |
|
Развитие культурно-гигиенических навыков. |
Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки. Игры-занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться» |
|
Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня. Профилактика стресса. |
Достигается посредством пальчиковых игр, подвижных игр и упражнений. Посредством театрализованных представлений русских народных сказок и потешек. |
|
Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности. |
«Праздник мыльных пузырей», «Праздник воздушных шаров». Игры «Утро у зайчиков». «Цветок посадили», вариация «Дерево посадили». Игры на групповое взаимодействие «Приглашение на чай», «Построим теремок». |
|
«Мышка в домике», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Кто чем питается» и т.д. |
Результат проекта:
- Благоприятное прохождение периода адаптации у детей (легкая форма - 10 детей, средняя - 5 детей, тяжелая - 1 ребенок).
- Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
- Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.
- Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей