Родительское собрание в старшей группе семейные традиции. План-конспект занятия на тему: Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции"

Семейные традиции

Цель:

 показать родителям значение совместных праздников в семье для развития ребёнка;

 познакомиться с традициями и формами игрового досуга в семье.

Оборудование:

– таблички с названием праздников (возможно, разрезанные на несколько частей);

поздравительные открытки.

Предварительная работа:

Разработка и проведение анкеты для детей.

Вопросы анкеты:

1. Вы любите домашние праздники?

2. Какие бывают у вас праздники?

3.Что запомнилось?

4. Приходилось ли вам отмечать праздник вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом?

5. Что на таком празднике всем запомнилось?

6.Что вы скажете, если вдруг вам подарят такую же книжку, игрушку, которая у вас уже есть?

Оформление доски:

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л. Н. Толстой

Ход собрания

1. Вызов.

– «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда из серванта извлекается праздничный сервиз. Это поход в лес под Новый год, для того чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц. Это поздравление соседа-ветерана с Днем Победы. Это совместная посадка деревьев и цветов.

2. Осмысление.

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка – это действительно событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника, как считаем мы годы от одного важного события нашей жизни до другого.

И наоборот: «Тускло и серо было бы это детство, если из него выбросить праздники», – писал К. Д. Ушинский.

А как праздники помогают в воспитании ребенка?

Мозговой штурм.

Ответы на доске можно оформлять в виде кластера .

– Загадки, викторины, познавательные игры развивают ум ребенка.

– В доме праздник – нужно заранее подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить – так труд входит в жизнь ребенка.

– Мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – воспитываем своих детей эстетически.

– Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, когда ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту.

– И еще: семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастный, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.

Деление на группы.

На столах таблички с названиямипраздников. Родители садятся за тот стол, на котором стоит табличка с их любимыми праздниками. Или родители получают части разрезанных открыток, собирают их и формируют рабочую группу.

1. Новый год и Рождество.

2. День рождения.

Ситуация для обсуждения в группах.

– Как быть, если праздник вам предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, видя подготовку к нему, просит: «Можно и я с вами буду праздновать?»

Что вы ответите?

Можно ли посадить за один праздничный стол детей со взрослыми? Назовите плюсы и минусы таких совместных праздников.

На доске заполняется таблица:

Совместные игры со взрослыми сплачивают семью

Ребёнок становится свидетелем взрослых разговоров, вмешивается в них

Ребёнок усваивает правила поведения за столом, правила сервировки стола

Взрослые обращают на него внимание, это развивает в ребёнке нескромность

и развязность

Дети помогают взрослым накрывать на стол и убирать посуду.

Взрослые настойчиво требуют выступлений от детей (демонстрации талантов), не все дети это любят

Взрослые засиживаются допоздна (нарушается режим дня ребёнка)

О таком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворении «Бедный Костя»:

Если вдруг приходят гости
В дом на праздничный пирог,
Мама с папой просят Костю:
«Спой, пожалуйста, сынок!»
Начинает Костя мяться,
Дуться, хныкать и сопеть.
И нетрудно догадаться:
Мальчуган не хочет петь.
«Пой! – настаивает мама, –
Только стой на стуле прямо!»
Папа шепчет: «Константин,
Спой куплетик! Хоть один!»
От досады и от злости
Все кипит в груди у Кости.
Он, кряхтя, на стул встает,
С отвращением поет.
А поет он, как ни странно,
Серенаду Дон-Жуана,
Что запомнилось ему
Неизвестно почему.
Гости хлопают в ладоши:
«Ах, певец, какой хороший!»
Кто-то просит: «Ты, малыш,
Лучше спой "Шумел камыш…"»
За столом смеются гости,
И никто не скажет: «Бросьте!
Перестаньте приставать,
Малышу пора в кровать»

Знакомство с результатами анкетирования (вопросы 1–5).

3. Работа в группах.

1-я группа.

В дни рождения, а иногда и в праздники мы дарим детям подарки, они их любят и всегда ждут. Какие подарки Вы предпочитаете дарить своим детям?

Как вы считаете, умеет ли Ваш ребенок принимать подарки?

Обращаете ли Вы внимание на это?

Подарки должны всегда быть немного «на вырост», но не слишком, а в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Не забудьте о мячиках и скакалках, спортивном инвентаре, об альбомах для рисования и фломастерах, книжках, азбуке в картинках, пластинках со сказками, детскими песнями. Мальчикам можно подарить самый простой набор инструментов: молоток, клещи, плоскогубцы, отвертку небольших размеров.

Конечно, подарки детям – отнюдь не баловство, но тем не менее именно подарками легко избаловать детей.

Знакомство с результатами анкетирования (6 вопрос).

2-я группа.

Придаете ли вы значение оформлению комнаты во время подготовки к торжеству? Для чего? Что вы уже использовали в своей домашней практике? Как украсить комнату, дом к празднику?

Ведь от этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая своих детей общим делом, развиваем их творческие способности. Конечно, лучшее украшение дома – чистота и порядок.

К торжественному дню, как правило, наводят особенный праздничный блеск: моют, выбивают, натирают. Пусть этим займутся и большие, и маленькие. Но к празднику нужны и особые украшения. Украшая стены, окна, потолки, соблюдайте меру. Помните, оформления не должны повторяться. Каждый раз придумывайте что-то новое, необычное, неожиданное.

Конечно, без цветов праздники не праздники. Если нет цветов, можно заменить их осенним, зимним букетом-композицией.

3-я группа.

Ситуация для обсуждения.

Встретились две мамы, разговорились. «У моего сына через два дня будет день рождения, – делилась радостью одна из них. – Думаю ребят пригласить, пирогов напеку, салатов наготовлю, музыка будет. Пусть празднуют». «И все?» – поинтересовалась собеседница. «А что ты мне еще посоветуешь? Что мне – клоуном перед ними быть?»

Будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка?

Запомнится ли он детям?

Как отмечать день рождения ребенка?

Что интересного было в вашей семье?

Ребенок становится на год старше. Из года в год объясняйте детям: ты стал взрослее, сильнее, умнее, больше умеешь, больше можешь. Во многих семьях существует обычай в дни рождения отмечать на стене (чаще у двери) рост ребенка. Пусть он видит, на сколько подрос за год. Не-плохо, если в день рождения Вы сфотографируете ребенка одного или в кругу семьи.

Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумайте вместе с ребенком, как пригласить гостей, – это могут быть затейливые пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты. Украсят праздники и сюрпризные моменты. Это может быть и появления сказочного героя – взрослого в роли Незнайки, волшебника, Чебурашки.

5. Рефлексия.

От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить так же весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами. От вашей выдумки, фантазии зависит успех.

Во время торжественных праздников, которые обычно проводятся в кругу семьи, подумайте о тех, кто одинок. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя забытым и покинутым. Поздравьте вашего соседа или соседку, подарите букетик цветов, веточку вербы, елочную игрушку, сделанную своими руками. И вы увидите: это скромное проявление доброты в сердце вашего ребенка.

Родителям на листах бумаги круглой формы предлагается нарисовать «рожицу», выражение которой соответствует их настроению.

Тема « Мой дом – моя крепость»

Цели и задачи:

1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям.

2. Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

3. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

4. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Ход мероприятия

Учитель:

Что такое семья? Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья, это дом, родители, близкие родственники.

Могущества каждого народа в семье, силен тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии, мирно и доброжелательно. Счастливый человек, который знает и ценит свои корни, а значит, гордится своей семьей. Тема нашей беседы «Мой дом – моя крепость!»

Слово Семья. Когда-то о нём не слыхала Земля:
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам -
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я - тихо молвила Ева, - я, я", -
Сказала она чудесных семь "я".
Вот так на Земле появилась Семья.

Тайны слова "семья".

В слове "семья" много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на "семь" и "я", т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами. Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое.

Семья это маленькое государство, у руля которого может стоять и мать и отец. Но совсем не главное кто капитан корабля, главное, чтобы в доме не было сквозняков и ветров бездумья, отчуждения, чтобы жилось в нем уютно, комфортно и спокойно.

Легенда “Родной очаг”.

Это было давным-давно,
В позабытые предками годы.
Когда жили еще племенами
И везде были чистыми воды.
Там в долине прекрасной,
Что ее не окинешь и взором,
Жило племя людей,
А кругом были яркие горы.
Цепь лесистых бугров и зеленых лугов
Дополняли красоты долины.
На охоту изо дня в день
Уходили в горы мужчины
Родной их очаг – уют и тепло –
Не гаснул ни ночью, ни днем.
В любое ненастье манил он к себе
Ярким красным огнем.
Мужчины, спускаясь в долину с гор,
Видя родной очаг,
Знали, что дома все хорошо,
И прибавляли шаг.
Спокойно и мирно тянулись года,
Но за солнечным днем приходит ненастье.
И вот неожиданная беда
Унесла у людей счастье.
Горе застало племя врасплох:
В горах на охоте были мужчины –
Разрушили варвары вся и все.
Потух их очаг родимый.
Ничто не светит мужчинам вдали –
И стала их поступь тяжелой,
Тревогой сердца их были полны,
Никто не обмолвился словом.
О, где ты, огонь очага?!
Багровый ночью, синеватый при свете дня,
Отец, страж и спаситель
Даже в самые тяжкие времена.
И вдруг, о, чудо! Слабый огонь
Из уголька возгорается.
Одной из женщин он был сохранен, –
Значит счастье в дом возвращается.
И снова дышит родной очаг.
Звонко смеются дети.
А вот малыш сделал первый шаг –
Как жить прекрасно на свете!
Храните, люди, семейный очаг,
В нем сила ваша и крепость –
Это было, это есть и сейчас,
И это так будет вечность.

Учитель

Все начинается с семьи
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы...
Все начинается с семьи
Умение любить, прощать и ненавидеть
Умение страдать и сложность жизни видеть
Все начинается с семьи.

Сегодня родители и дети вместе построят дом, крепость за основу возьмут слова, какие слова вы отнесете к фундаменту, стенам и крыше решать вам. Главное, чтобы все они были использованы

Построение дома

Учитель

Да, семья это взрослые и дети и взаимопонимание между собой. Учить ребенка видеть и понимать людей это, пожалуй самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всем, что создает человек.

Мы провели мини анкету с детьми, а теперь хотим пригласить поучаствовать вас. Сравнение результатов.

У кого совпали ответы? Какие лица у вас родители?

Учитель:

Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Все начинается с семьи.

А ведь мы родители очень часто опекаем детей до изнеможения, все самое лучшее им, порой забывая о себе. А чем могут отплатить наши дети?

Щедрое дерево

Учитель

Если бы нас попросили составить правила счастливой семьи, какие бы правила вы предложили? (понимание, любовь, уважение, доверие, забота, доброта, помощь, дружба)

Сегодня опытом семейного воспитания поделится Печуркина Елена Владимировн, Андриуца Яна Александровна, Калинкина Елена Геннадьевна

Учитель не мало пословиц и поговорок о семье создано народом

Пословицы о семье:

Как вы понимаете эти пословицы.

Ваши дети приготовили вам памятки

Дети зачитывают памятки

Учитель:

Что может быть семьи дороже
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в мир добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть еще дороже
На этой сказочной земле.

Письмо маме

Концерт (песня, стихотворение, танец)

Учитель

Наш классный час подошёл к концу. Я благодарю всех за активное участие и от всей души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту.

Светлана Кожевникова
Родительское собрание «Семейные традиции»

Цель собрания - помочь родителям осознать значимость семьи и семейных традиций в жизни ребёнка .

Задачи : активизировать внимание уставших родителей , создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями , способствовать более легкому запоминанию сути бесед.

Оформление зала :

1. Высказывания

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" (Л. Н. Толстой) .

"Родители воспитывают , а дети воспитываются той семейной жизнью , какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы"

(А. Н. Острогорский)

"Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети".

(А. С. Макаренко)

родителям относись так , как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе". (Сократ)

2. Детские рисунки на тему : «Моя семья!» . «Любимые праздники дома»

Предварительная работа :

1. Оформить приглашение на собрание .

2. Подготовить презентацию : «А что семья означает для вас?»

3. Подготовить столы для проведения собрания , разложить на них все необходимое для участия родителей в его работе .

4. Подготовить фоторепортаж «Традиционные праздники в ДОУ »

Оборудование

Слайдовая презентация, карточки задания, викторина, игры-конкурсы.

Воспитатель :

Уважаемые родители ! Сегодня мы собрались , чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

1. Показ презентации

(Обратить внимание на последний слайд)

2. слайд :

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность». (С. В. Глебова)

«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. (В. А. Сухомлинский)

3. А что семья означает для вас? (ответы родителей ) - дискуссия

4. «Восходящее солнце»

Воспитатель : Перед вами «восходящее солнце» , которое мы назовем «Ценности семейного воспитания » . Лучей, как вы видите, у этого солнца нет…. пока. Лучами и будут те ценности, которые мы с вами определим (родителям раздаем лучи , они пишут семейные ценности )

Затем прикрепляем лучи к солнцу. Воспитатель подводит итог :

Я считаю, что семьи, в которых есть традиции можно назвать крепкими, дружными, потому что в этих семьях есть эмоциональные связи родителей и детей . Нам, людям, дана такая роскошь, как человеческое общение. И этому мы должны научить своих детей. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

1 лучик Семейные традиции – ценность семейного воспитания

У каждого из нас рядом есть люди, с которыми мы связаны кровно – это наши родственники. И каждый из нас продолжатель своего рода. И только тот род силен, который знает, помнит, уважает и бережет своих предков. Можно ли считать связь поколений ценностью семейного воспитания ?

2 лучик Связь поколений

Воспитатель : Как вы думаете, какие предметы могут быть источником знаний о семье? (семейный альбом )

Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, очень простое и доступное, понятное даже для малыша, а с другой стороны загадочное и удивительное. Порой, дети не понимают и удивляются, а иногда даже не верят, что взрослые тоже были когда-то детьми. Очень полезно рассказывать своему ребенку о событиях своего детства, используя при этом фотографии. Итак, семейный альбом – это тоже ценность семейного воспитания .

3 лучик Семейный альбом

И еще одна ценность, – это совместная игра. Только в игре ребенок полностью социализируется. Ведь недаром психологи говорят, что детство - это игра, а игра – это детство.

4 лучик - игра

5. Воспитатель : О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям .

Традиция в переводе с латинского означает «передача» . Традиция – это то , что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи) . (Словарь русского языка С. И. Ожегова) .

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция . А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие.

Вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой – дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Ваши дети вспоминают такие общенародные праздники, как Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасху. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи.

На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями дети отвечают : в магазин, на карусели, в цирк. Единицы сказали, что любят ходить в театр, гулять, кататься на лыжах, ездить в деревню к бабушке.

6. Семейная игра

Мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции , немного расслабиться и поиграть.

Сегодня ждет нас игра,

Любит это занятие детвора.

Но на собрании дети наши не играют ,

А родителям место уступают .

Воспитатель :

Я задам Вам задачу : попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек :

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

Воспитатель :

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

Задание 1 "Закончи предложение"

1. В гостях хорошо, а … (дома лучше) .

2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами) .

3. В семье разлад, так и дому … (не рад) .

4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно) .

5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте) .

6. Семья – ключ к … (счастью) .

Воспитатель :

«Чудесный мешочек» .

Государственные Религиозные Профессиональные Семейные

Воспитатель :

Наряду с традиционными , которые отмечает вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.

Из выделенных букв на карточках - заданиях сложите слова, обозначающие традиции , используемые в проведении семейных праздниках .

Зачитайте.

Воспитатель :

У нас в детском саду есть традиция - устраивать праздники для детей.

Прошло лето, предлагаем просмотреть небольшой фоторепортаж о наших праздниках, которые прошли летом.

Фоторепортаж

«Летние праздники – одна из традиций в ДОУ »

"Семейная викторина "

Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?

(«Яблоко от яблони недалеко падает» .)

О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии : "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"?

(О матрёшке.)

С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей ?

(С восемнадцати лет.)

("Дюймовочка".)

В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка : "Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать"?

("Снежная Королева". Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг , в семейном кругу .)

Родительский инструктаж одним словом – это.

(Наказ.)

Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?

(Мать-и-мачеха.)

Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, "тридцать три родных сестрицы". Что это за семья?

(Алфавит.)

В каком месяце отмечается Международный день семей ?

Воспитатель :

Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция . В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, убрать – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Воспитатель :

Семейные чтения , когда читают не только родители , но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах

Конкурс "Ромашка".

У меня в руках цветок – ромашка, на каждом лепестке которого вопрос для обсуждения.

(Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждают ответ).

Вопросы на лепестках ромашки

Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?

Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?

Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.

Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?

Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?

Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?

Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

Какие подарки Вы дарите детям?

Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Воспитатель :

Какие чистые, невинные наши детские мечты.

Помните : тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве и чем он больше, тем лучше. Характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью : чем больше в нем радости, тем счастливее наш ребенок в дальнейшем.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций . Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций , придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче.

И закончить нашу встречу мне хотелось бы стихотворением.

Давайте семейные ценности чтить ,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в Семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей Ваш дом!

Пусть дети и взрослые помнят всегда –

Семья – это главное! Через года

Сумейте Вы Счастье своё пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди!

Родительское собрание « Семейные традиции »

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле !

Пояснительная записка

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи. Поэтому на сегодняшний день главная задача акцентировать внимание родителей на том, что независимо от того, стараются ли они сохранить старые домашние традиции или – пытаются придумать и привить семье нечто новое, необходимо помнить, что детство формирует ребенка на всю жизнь.

Предварительная работа:

1. Оформить приглашение на собрание.

2. Подготовить презентацию.

3.Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них все необходимое для участия родителей в его работе.

4. Подобрать музыку для проведения конкурсов.

5.Провести анкетирование родителей по теме: «Семейные традиции»(приложение №1).

Оборудование

Слайдовая презентация, карточки задания, викторина, игры-конкурсы,

ножницы, цветная бумага, клей, салфетки, вата, пуговицы, нитки, рецепты для праздника, памятка «Основные семейные традиции».

Цель: Актуализация значимости поддержания старых и создания новых семейных традиций.

Задачи :

Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей;

Основная часть

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С.И.Ожегова).Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве.

Вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой – дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Ваши дети вспоминают такие общенародные праздники, как Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасху. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи.

На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, на карусели, в цирк. Единицы сказали, что любят ходить в театр, гулять, кататься на лыжах, ездить в деревню к бабушке.

Родители делятся на 2 команды

Воспитатель:

Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

Воспитатель:

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

Задание 1 "Закончи предложение"
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
6. Семья – ключ к … (счастью).

Задание №2 "Ассоциации".

Определите события из слайдов презентации и отнесите их в каждую группу праздников, запишите их в таблицу.

Родителям предлагаются слайды с изображениями фотографий праздников.

Государственные

Религиозные

Профессиональные

Семейные

Воспитатель:

Наряду с традиционными, которые отмечает вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.

Задание № 3 .

Из выделенных букв на карточках - заданиях сложите слова, обозначающие традиции, используемые в проведении семейных праздниках. Зачитайте.

И

Г

Р

Ы

С

Т

Е

Н

Г

А

З

Е

Т

А

С

Е

М

Е

Й

Н

Ы

Й

О

Б

Е

Д

Н

О

В

О

Г

О

Д

Н

Я

Я

Ё

Л

К

А

Воспитатель:

У нас в детском саду есть традиция - устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая!», «Мама, папа, я - спортивная семья». (фоторепортаж).

В каждой семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы, садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах.

Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, убрать – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Конкурс 4 "Творческий"

Для вас, дорогие родители мы тоже приготовили заготовки, чтоб вы попробовали сделать сказочных героев. Предложив детям сделать на празднике нечто подобное, вы обретете детскую любовь и понимание, да и сами вспомните свое детство.

Воспитатель:

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

Конкурс 5 «Дискуссия»

Допустим, что вы собрались семьей провести выходной день в лесу, а в этот день идет дождь. Что вы будете делать?


- Вы приехали на экскурсию в природный парк, а он закрыт в этот день для посетителей. Что вы будете делать?

Воспитатель:

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы свои года от одного важного события до другого.

Конкурс 6 "Вопрос – ответ".

У меня в руках цветок – ромашка, на каждом лепестке которого вопрос для обсуждения.

(Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждают ответ).

Вопросы на лепестках ромашки

Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
-Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
-Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
-Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
-Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
-Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
-Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
-Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?
-Какие подарки Вы дарите детям?
-Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Воспитатель:

Какие чистые, невинные наши детские мечты. Помните: тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве и чем он больше, тем лучше. Характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше в нем радости, тем счастливее наш ребенок в дальнейшем.

Упражнение 6 «Шар накоплений семейных традиций».

Сейчас прошу всех встать в круг. Каждый участник, держа в руках шар, высказываясь, начинает со слов: «Я благодарна своим родителям за семейную традицию … ».

Подведение итогов

Воспитатель:

Семейные традиции - это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

За участие в родительском собрании мы хотим наградить вас очень интересным рецептом к детскому Дню рождения. (распечатка рецепта).

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче. Мы предлагаем вам памятку, которая надеемся вам поможет увеличить число семейных традиций (памятка родителям, приложение №2 ).

Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.

Рефлексия

Уважаемые родители, прошу Вас высказать свое мнение о данном мероприятии, что полезного и нужного вы узнали. Поделитесь опытом организации семейных традиций в своей семьи.

Приложение№1

Анкета для родителей:

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) хорошие 3) нормальные
2) отличные 4) не очень хорошие
2. Считаете ли вы свою семью дружной?
1) да – 2) не совсем
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
1) праздники 5) праздники и поездки
2) ужин в кругу семьи 6) не знаю
3) поездки 7) выезд на природу, просмотр ТV, ужин
4) всё, многое
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно 4) когда как
2) часто 5) редко
3) как получится 6) всегда
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1) каждый занимается своим делом 8) смотрим TV передачи
2) всё (всё понемногу, всем, много чем) 9) общаемся
3) обсуждаем учёбу 10) вместе проводим досуг
4) занимаемся трудом и ходим летом на участок 11) читаем
5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы 12) шутим, смеёмся
6) занимаемся семейно – бытовым трудом 13) отдыхаем
7) делимся впечатлениями
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) редко 2) иногда 3) нет

Приложение №2

Памятка Основные семейные традиции

    Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

    Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

    Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.

    Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.

    Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

    Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.).

    Сказка на ночь;

    Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им».

Список источников

    Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000.

    М. Новицкая. «Традиции в наших семьях», Ребенок в детском саду, №1, 2008.

    Ривина Е.К. Зачем нужно знакомить дошкольников с родословной? // Детский сад от А до Я, № 4, 2004

    Юдина Н.П. Традиция: социокультурные и педагогические аспекты // Педагогика 2002 №8

________________________ ____________________________

подпись расшифровка подписи

«_____»_____________________20__г.

Родительское собрание.

«Нам традиции семейные важны»

Задачи:

1. Способствовать развитию и соблюдению семейных традиций и появлению новых;

2. Обмен опытом семейного воспитания и традиций между родителями;

3. Повышение педагогической культуры родителей;

Ход собрания

Перед проведением собрания родители вместе с детьми выполняют задания:

1. Конкурс рисунков «Мама, папа, я-счастливая семья». Педагог предлагает родителям вместе с детьми нарисовать портрет своей семьи - самой лучшей семьи на свете, а на обратной стороне рисунка написать рассказ о своей семье. Из рисунков оформляется групповая книга. Педагог-психолог сможет поработать с отдельными рисунками детей (по рисунку можно много узнать о самом малыше и об обстановке в семье).

2. Подготовить рассказ о традиции своей семьи (описать в любом жанре).

3. Принести интересные фотографии из жизни своей семьи, придумать к ним интересные названия или четверостишия. Далее все фотографии объединяются в несколько групп и создаются фотогазеты на темы: «Нет семьи дружнее», «Креативная семья», «Мама, папа, я- спортивная семья», «Любимые животные нашей семьи» и т.п.

4. Сделать поделку на выставку «Семейная мастерская».

Педагог предлагает родителям сделать дома совместную поделку, можно так же попросить родителей сделать фотоотчёт, как именно рождалась на свет совместная семейная поделка. После педагог оформляет выставку «Семейная мастеррская»

Организационный этап

На столе перед родителями раскладываются тексты с афоризмами для изучения родителями:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Лев Николаевич Толстой);

«Быть другом своего сына или дочери значительно труднее, чем прокормить и одеть их»;

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери);

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни» (Антон Семенович Макаренко);

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (Александр Сергеевич Пушкин);

Педагог : Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка-дошкольника. О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении

Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже?»

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец.

Родители - во всём мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле!

Давайте поразмышляем над вторым понятием.

Как вы понимаете слово традиция? (ответы родителей)

Обобщение педагогом ответов родителей.

«Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т.е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.) Культура каждой семьи отражается через ее традиции.

Для того что бы нам настоится на работу и мысли наши пришли в порядок я вам предлагаю намного расслабится и поиграть

1. «Частичка с моего детства».

На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, мягкая игрушка, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и по желанию рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

2. «Интересный вопрос».

Педагог предлагает родителям поговорить о том, какая семья им больше нравится. Он внимательно слушает, поддерживает участников, повторяет некоторые из названных качеств, переспрашивает и уточняет: как должна выглядеть эта суперсемья? Как должны говорить члены этой семьи, и какое у них всегда должно быть настроение?

Педагог: Давайте пофантазируем. Представьте, что ваши семьи стали такими, какими мы их хотели бы видеть!

Что бы вы делали по-другому?

Какие новые слова и фразы появятся в вашей речи?

Какое у вас будет настроение?

Как вы будете выглядеть?

Какие эмоции это у вас вызывает?

Проведение беседы с родителями

Педагог : Как вы думаете, что означает слово «семья»? (Ответы)

Педагог: По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми». С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы – заканчиваете.

В гостях хорошо, а … (дома лучше).

Не красна изба углами, … (красна пирогами).

Каково на дому, таково и … (самому).

Дети не в тягость, а … (в радость).

Когда семья вместе, и …(сердце на месте).

Всякой матери свое … (дитя мило).

На свете все найдешь, кроме … (отца и матери).

Мать кормит детей, как … (земля людей).

Нет человека добрее… (отца с матерью).

Нет дороже… (отца с матерью).

Семья – это …(семь я).

А теперь домашнее задание для вас! Предложите объяснить смысл этих пословиц и поговорок.

Чешский психолог Зденек Матейчик отметил: «Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей».

В книге «Нестандартный ребенок» психолог Владимир Леви раскрывает «образ дома» во всем его многообразии:

«Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка… Постоянное насилие над волей, связанность… равнодушие, одиночество, скука… Дом сломал меня…».

«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался, неприспособленным – сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов, атрофия воли…».

Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка – но местом, где можно жить. Местом, где жить хочется.

Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью.

А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка - семье или детскому саду? (Ответы родителей.)

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка» (Закон РФ «Об образовании»).

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила моя мать», «что мне показал отец».

Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи - психологический тыл, защита, убежище. Мать - главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей - научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать государственное учреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей - человек, то «мера» родителей – ребенок.

Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка. Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Как считаете, умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей? (Ответы.) Давайте сегодня поговорим о семейных традициях:

Семья

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою,

Папа и я,

Мы называемся вместе – семья. (О. Высотская)

А теперь я вас попрошу каждого вспомнить, какие же традиции существуют в вашей семье и поделится ими с остальными родителями.

(Родители рассказывают о своих семейных традициях).

Сообщение воспитателя на тему «Семейные традиции»

Семейные традиции - это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Поздравление родственников. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.

Традиция 1. Семейные праздники.

Воспитатель: Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (Ответы)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от о важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», – писал Константин Ушинский.

Воспитатель: Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? (Ответы)

Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка ставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадет в игре или по фанту.

Воспитатель: Как думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку? (Ответы)

Да, желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.

Воспитатель: Какие подарки вы дарите своим детям? (Ответы)

Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи.

Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка на косяке двери – пусть он видит, на сколько он подрос за год.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы, будут наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарков для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.

А сейчас небольшая разминка.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невеста, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья?

(6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка)

С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Традиция 2. Составление родословной своей семьи.

В качестве примера показывается чья-либо родословная в готовом виде.

Воспитатель: Попробуйте сейчас составить родословную своей семьи. Начните с себя (время на выполнение задания – 5 минут).

У кого получился самый многочисленный род?

Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки, бабушки?

Кто придумал имя, которое вы носите?

Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?

(Родителям можно предложить познакомиться с материалами «О чем говорят ваши инициалы?»)

Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И в этом может оказать хорошую помощь семейная книга «Это я, твоя бабушка».

(Обращает внимание на слова А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»).

Традиция 3. Семейные архивы.

Это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.

Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Традиция 4. Семейный альбом.

Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда листали его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 5. Семейный отдых на природе.

Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком? (Ответы)

Ни для кого не секрет, то природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за города, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей живой природы, провести с ребенком игры природного содержания («Кто где живет», «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет»). Можно предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек. Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги, а дома изготовить забавные поделки. И просто великолепно перекусить на лесной полянке (уходя не забыть забрать свой мусор, приучая ребенка правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес).

Традиция 6. Семейное посещение музея, выставок.

Кто из вас постоянно ходит с детьми в музей, кинотеатр? (Ответы)

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Традиция 7. Коллекционирование.

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучение – это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного), что проявилось в массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.

Что можно коллекционировать в семье? (Ответы)

Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т.д. Посещение различных выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности.

Традиция 8. Игры ребенком.

Скажите, в какие игры и как часто вы играете с ребенком? Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизни начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности.

Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание, выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью.

Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, шахматы. Советуем вам обязательно играть с ребенком в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т.д.

Подведение итогов собрания

Педагог: В наших с вами руках – вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

Берегите друг друга

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте

И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте. (О. Высотская)

В заключение собрания используется прием «Чудесная сумка». Участникам родительского собрания предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных сегодня знаний.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх