Родительское собрание обязанности родителей в законодательстве рф. Родительское собрание "права ребенка-обязанности родителей"

Обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка;

Уточнить и углубить знания родителей о правах ребенка;

Формирование доброжелательного отношения родителей к своему ребенку;

Педагогическое просвещение родителей по использованию в процессе воспитания детей методов поощрения и наказания.

Ход собрания

Уважаемые родители! Этой встречей с Вами мы начинаем изучение статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Конвенция утверждает ряд важных социально- правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью.

Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.

В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома. Кроме того все чаще и чаще обсуждается проблема домашнего насилия, жестокого обращения с детьми. Все перечисленное связанно со снижением воспитательного потенциала семьи, и как следствие нарушением прав ребенка.

Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок.

Необходимость такого разговора связана с недостаточными знаниями родителями правовых норм, данные соц. Исследований показали, что только 8% родителей хорошо знают семейное законодательство, российские и международные документы о правах детей и родителей.

Коснемся немного истории:

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

1945 г. создание ООН (Организации Объединенных Наций)

Задачи : 1) предотвращение военных конфликтов 2) защита прав человека

1948 г.- Всеобщая декларация прав человека (в ней говорится обо всех людях, не только о детях, но нужен был документ конкретно для детей.

Конвенция о правах ребенка, принята Генеральной Ассамблей от 20 ноября 1989 года. В СССР вступила в силу 15 сентября 1990 года. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено отмечать как День прав ребенка.

Конвенция – это международное соглашение.

«Конвенция о правах ребенка» стала базовым документом по защите прав детей во всем мире. Это соглашение государств, подписанное ими. В ней права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция требует их обязательного применения во всех странах. Нормы её служат ориентиром для правительств, желающих изменить жизнь детей в положительную сторону. Родителям и всем взрослым надо так же знать права ребенка, уважать их и не нарушать.

Конвенция состоит из преамбулы и 54 статей. В преамбуле подчеркивается, что ребенок – это человеческое существо от рождения до 18 лет. Все права ребенка можно поделить на 6 разных норм. В ней сформулированы права детей, которые им гарантируют государства независимо от их национальности, цвета кожи, пола и религии.

Вот основные из них:

1 группа –

Ст. 2 все дети имеют право на равенство – имеют равные права, независимо от расы, пола, религии, языка, способностей, семейного положения

Ст. 6 – право на жизнь –

Ст. 7 – право на имя и национальность при рождении – должны получить имя при рождении и стать гражданином определенной страны.

2 группа семейное благополучие ребенка (забота родителей о детях)

3 группа –

Ст. 12 – право выражать свои взгляды – могут вступать в организации, принимать участие в собраниях и мирных демонстрациях. Дети могут говорить, что они думают, что они говорят должно быть выслушано внимательно

Ст. 15 – право на общении с другими людьми

Ст. 17 – право на получение информации

4 группа -

Ст. 23 – право на полную и активную жизнь – дети-инвалиды должны быть независимыми и принимать активное участие в жизни детей.

Ст. 24 – право на защиту здоровья – правительство должно предоставить детям право на хорошее мед. обслуживание, сократить количество детских смертей, дети имеют право жить в чистой окружающей среде и есть здоровую пищу и пить чистую воду

5 группа –

Ст. 28,29 – право на образование и развитие – все имеют равные шансы на развитие своих способностей, имеют право ходить в школу, которая должна быть доступна для всех, в школах учителям следует помогать развивать способности детей, рассказывать об их обязанностях и правах, готовить их к взрослой жизни.

Ст. 31 – право на досуг – право на отдых и игру

6 группа –

Ст. 19, 32 – право на защиту – правительству следуют защищать детей от насилия и жестокости, оскорблений и наркотиков, эксплуатации, опасных работ, которые могут нанести вред их здоровью, или помешать образованию

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка. С 1990 г. Россия является участницей Конвенции ООН «О правах ребенка». В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Ежегодно, начиная с 1990 г., правительство РФ направляет в ООН доклад «О положении детей в России», принята и действует федеральная программа «Дети России» (1993 г.).

Её идеи были положены в основу некоторых статей Конституции РФ.

по Конституции РФ

Ст. 38 1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равно право и обязанность родителей

2.Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Ст. 43 1.Каждый имеет право на образование.

2.гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего проф. образования в госуд. или муниципальных образ. учреждениях.

3.Основное общее образование обязательно. Родители обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Административный кодекс

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Семейный кодекс, 1995 г.

Ст. 54. - право ребенка жить и воспитываться в семье. (право на заботу со стороны родителей, на совместное проживание с ними, право на воспитание своими родителями, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства)

Ст.55 – право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

Ст.56 – право на защиту своих прав со стороны родителей. При не выполнении родителями своих обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, он имеет право самостоятельно обратиться за защитой в органы опеки, с 14 лет в суд.

Ст. 57 – право ребенка выражать свое мнение. При решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы.

Ст.61 – равенство прав и обязанностей родителей.

Ст. 63 – родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они несут ответственность за воспитание и развитие детей. Обязаны заботиться о здоровье, физическом и психическом, душевном и нравственном развитии детей.

Ст.63 – родители обязаны обеспечить получение детьми полного среднего образования.

Ст.64 – защита прав и интересов детей возлагается на родителей.

Ст.69 – родители могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения родительских обязанностей, злоупотребляют своими род. правами, жестоко обращаются с детьми, больными наркоманией и алкоголизмом, совершили умышленное преступление против жизни или здоровья детей, или супруга.

Уголовный кодекс РФ

Статья 116. Побои.

Статья 117. Истязания.

Статья 125. Оставление в опасности.

Статья 127. Незаконное лишение свободы.

Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера.

Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств.

Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией.

Закон РФ «Об образовании»

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.(п. 2 введен Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ)

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Таким образом, все права личности в РФ защищаются законодательством, базирующимся на международном праве. Родителям нужно знать свои права и обязанности, добросовестно выполнять обязанности, чтобы обеспечить здоровую, безопасную, счастливую жизнь своим детям. Знать права детей, гарантируемые ему нашими законами.

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Детский сад общеразвивающего вида № 157» от 09.06.2014г.

1.10 Основными задачами учреждения являются:

1.14 Учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

  • за жизнь и здоровье воспитанников, работников Учреждения;
  • за нарушение или незаконное ограничение прав и свобод воспитанников, их родителей (законных представителей);

4.5 Воспитанники Учреждения имеют право на:

Все это права, за выполнение которых отвечает государство, права, которые связаны с экономической ситуацией в стране.

Остановимся также и на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита.

Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей и от взрослых, которые его окружают. Но именно он чаще всего становится объектом, на который выплескивают свои негативные эмоции родители. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Кроме того многие родители используют телесные наказания, угрозы, запугивание, проявляют чрезмерную строгость в отношении своих детей при их малейшем неповиновении. Следует помнить, что жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, иначе ведут себя.

Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере уважения и не страдал от негативных последствий. Ведь он ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет и создал вам дополнительные трудности, ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.

Ваш ребенок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создать условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать - в силу особенностей возраста или характера.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И, конечно же, сохранять оптимизм.

Уважаемые родители, наша первая встреча по изучению прав ребенка подходит к концу, но мы еще не раз будем говорить о них. Ведь только изменив родительскую установку по отношению к ребенку, только соблюдая права и достоинства маленького человека, мы вырастим полноценно развитую личность. А это залог благополучия будущего России и всего мира

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Родительское собрание: «Права ребенка – обязанности родителей». Воспитатель: Богданова И.А. ВОРОНЕЖ 2015 Г.

20 ноября 1989 г. – принятие Генеральной Ассамблеей ООН конвенции о правах ребенка Первая группа: право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п. Ст. 2 все дети имеют право на равенство – имеют равные права, независимо от расы, пола, религии, языка, способностей, семейного положения Ст. 6 – право на жизнь Ст. 7 – право на имя и национальность при рождении – должны получить имя при рождении и стать гражданином определенной страны. Конвенция состоит из преамбулы и 54 статей. В преамбуле подчеркивается, что ребенок – это человеческое существо от рождения до 18 лет. Все права ребенка можно поделить на 6 разных норм. В ней сформулированы права детей, которые им гарантируют государства независимо от их национальности, цвета кожи, пола и религии.

Вторая группа: право ребенка на семейное благополучие Третья группа: право ребенка на свободное развитие его личности Ст. 12 – право выражать свои взгляды – могут вступать в организации, принимать участие в собраниях и мирных демонстрациях. Дети могут говорить, что они думают, что они говорят должно быть выслушано внимательно Ст. 15 – право на общении с другими людьми Ст. 17 – право на получение информации Четвертая группа: обеспечение здоровья Ст. 23 – право на полную и активную жизнь – дети-инвалиды должны быть независимыми и принимать активное участие в жизни детей. Ст. 24 – право на защиту здоровья – правительство должно предоставить детям право на хорошее мед. обслуживание, сократить количество детских смертей, дети имеют право жить в чистой окружающей среде и есть здоровую пищу и пить чистую воду

Пятая группа: права ориентированные на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством) Ст. 28,29 – право на образование и развитие – все имеют равные шансы на развитие своих способностей, имеют право ходить в школу, которая должна быть доступна для всех, в школах учителям следует помогать развивать способности детей, рассказывать об их обязанностях и правах, готовить их к взрослой жизни. Ст. 31 – право на досуг – право на отдых и игру Шестая группа: права направленные на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы Ст. 19, 32 – право на защиту – правительству следуют защищать детей от насилия и жестокости, оскорблений и наркотиков, эксплуатации, опасных работ, которые могут нанести вред их здоровью, или помешать образованию

по Конституции РФ Ст. 38 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Ст. 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в госуд арственных или муниципальных образовательных учреждениях. 3. Основное общее образование обязательно. Родители обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Ст. 54 - право ребенка жить и воспитываться в семье. (право на заботу со стороны родителей, на совместное проживание с ними, право на воспитание своими родителями, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства) Ст.55 – право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ст.56 – право на защиту своих прав со стороны родителей. При не выполнении родителями своих обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, он имеет право самостоятельно обратиться за защитой в органы опеки, с 14 лет в суд. Ст. 57 – право ребенка выражать свое мнение. При решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы. Ст.61 – равенство прав и обязанностей родителей.

Ст. 63 – родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они несут ответственность за воспитание и развитие детей. Обязаны заботиться о здоровье, физическом и психическом, душевном и нравственном развитии детей. Ст.63 – родители обязаны обеспечить получение детьми полного среднего образования. Ст.64 – защита прав и интересов детей возлагается на родителей. Ст.69 – родители могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения родительских обязанностей, злоупотребляют своими род. правами, жестоко обращаются с детьми, больными наркоманией и алкоголизмом, совершили умышленное преступление против жизни или здоровья детей, или супруга.

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность 1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. 2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 116. Побои. Статья 117. Истязания. Статья 125. Оставление в опасности. Статья 127. Незаконное лишение свободы. Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера. Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств. Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей) 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. 2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.(п. 2 введен Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ) 3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. 4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении. 5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Детский сад общеразвивающего вида № 157» от 09.06.2014г. 1.10 Основными задачами учреждения являются: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 1.14 Учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке: за жизнь и здоровье воспитанников, работников Учреждения; за нарушение или незаконное ограничение прав и свобод воспитанников, их родителей (законных представителей);

4.5 Воспитанники Учреждения имеют право на: получение общедоступного дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с учетом индивидуальных особенностей; уважение своего человеческого достоинства; защиту от всех видов психического и физического насилия; удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; развитие своих индивидуальных способностей и интересов.

Помните! Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть. Ребёнок живёт во вражде - он учится быть агрессивным. Ребёнок живёт в упрёках - он учится жить с чувством вины. Ребенок растет в терпимости - он учится понимать других. Ребенка хвалят - он учится быть благодарным. Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей. Ребенка поддерживают - он учится ценить себя. Ребёнка высмеивают - он учится быть замкнутым. Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире. Д. Карнеги.


МБОУ «Бурлыкская средняя общеобразовательная школа»

«Права и обязанности»

План:

1. Знакомство с родителями.

2. Вступительное слово учителя по теме родительского собрания.

3. Выступление учащихся.

4. Тесты для родителей.

5. Подведение итогов. Педагогические советы по результатам тестирования.

6. Индивидуальные беседы. Сбор личной информации об учащихся.

Ход собрания:

1. Родителям раздаются бланки для заполнения информации о составе семьи.

2. Учитель знакомит родителей с темой собрания.

3. Выступление учащихся.

1ученик: Сегодня мы расскажем Вам о некоторых правах ребенка.

2ученик: Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.

1ученик: Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2ученик: Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

Чтец 1: Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

Чтец 2: Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде ребята.

(Дети раздают и показывают рисунки своей семьи.)

Чтец 3: Есть еще такое право

помнить думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь подарить.

(Дети показывают свои поделки и творческие работы: кроссворды, рефераты и т. д.)

Чтец 4: Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.

(Здесь разыгрывается сценка, придуманная детьми).

Чтец 5: Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

Чтец 6: Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.

Чтец 7: Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

(Пара детей танцует школьный вальс).

Чтец 8: Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать.

Чтец 1: Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано.

(Последние слова чтецы говорят хором)

Дети поют песню « По секрету всему свету».

4. Тесты для родителей.

А) Какие мы родители?

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?

10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"

За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Б) Хорошие ли вы родители?

На вопросы этого теста можно отвечать "да", "нет", "не знаю". Итак:

1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете "взрывом", а потом жалеете об этом.

2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

3. Ваши интуиция и опыт - лучшие советники в воспитании ребенка.

4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.

10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание (ремень).

12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребенок достает вам больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчеты результатов

За каждый ответ "да" на вопросы:

2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также "нет" на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 получаете по 10 очков. За каждые "не знаю" получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

100 - 150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения - ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?

50 - 99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0 - 49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю - доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.

5. Азбука воспитания (Советы родителям). (Воспитание школьников, № 8, 2001)

Иногда дети воспринимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.

Знаете ли вы о режиме Сухомлинского? Днем и вечером уроков не делать, а вставать в пять часов и заниматься с утра. Некоторым детям это очень нравится.

Внимательно следите: не оказываете ли вы внимания и ласки одну ребенку больше, чем другому. Дети крайне щепетильны в вопросах справедливости.

Помните, у маленьких детей еще не развито чувство юмора. Вы пошутили, а ребенок обиделся. Вот случай, когда не стоит экспериментировать. Чувство юмора придет со временем.

Дети пробуют курить в 10-11 лет. Это лучшее время беседы о вреде табака. Покажите сыну, как вы огорчены. Не угрожайте наказанием - этим вы сделаете курение привлекательным героическим поступком. Расскажите, как умирают люди от рака легких.

Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идет воспитание.

В человеческой жизни есть два пика ведения дневников: 15 и 32 года. Уважайте подростка, ведущего дневник. Если вы вошли в комнату и видите, что дочь или сын что-то пишет, оставьте ребенка, ни о чем не спрашивайте.

Чтобы подросток не курил, позаботьтесь о его спортивных занятиях. Есть ли у него футбольный мяч, велосипед, теннисная ракетка? Подростки - спортсмены обычно не курят.

Умейте, подумав, отказаться от любого совета, в том числе и от советов "Родительской газеты".

Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.

Памятка для родителей

Дорогие родители!

Пусть эти правила, выверенные жизнью, помогут Вам в воспитании ребенка, в налаживании добрых взаимоотношений с ним, в укреплении Вашего авторитета, взаимного уважения и любви. Это возможно, если в Вашей семье:

Доверие - основное правило.

Всегда ребенку Вы говорите правду.

Стараетесь быть примером для ребенка.

Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.

Советуйтесь с ребенком.

Не обманывайте ребенка.

Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребенку в чем он прав или не прав.

Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на потом.

Выход из безвыходного положения - шутка.

Телевизор хорошо, а природа лучше.

Познание, чтение - радость для всей семьи. Постоянно читайте вслух.

Осуждая ребенка за поступок, вспоминайте себя в его возрасте.

Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом.

Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.

Приемы управления органа поведения

Организация для ребенка антикризисной окружающей обстановки

Где мы разговариваем с ребенком, сидим мы или стоим, кто сидит рядом - все это является частями структуры окружающей среды. Это может создавать теплую, неформальную, дружелюбную или холодную, деловую, авторитарную атмосферу общения.

Намеренное игнорирование

Если мы не реагируем на неприятные аспекты поведения ребенка, а спокойно выслушиваем его, то это усиливает процесс воздействия. Надо не только не реагировать на эти аспекты поведения, но и поддержать ребенка, если он начинает вести себя правильно.

Подсказка

Можно подсказать ребенку, как надо вести себя или какое поведение является неприемлемым, используя, например, слова "Пока заканчивать играть", или невербальные приемы: например, взгляд или кивок, напоминающий ребенку о его обязанностях. Это простое, некритичное замечание, которое помогает ребенку сделать следующий шаг.

Эмоциональная поддержка

Как и похвала, эмоциональная поддержка помогает повысить самооценку ребенка. Когда состояние ребенка вызвано чувством незащищенности, страхом или гневом по поводу какой-либо жизненной ситуации, возможно для решения проблемы ему особенно необходимо ваше внимание и забота.

Помощь в затруднительных ситуациях

Когда мы знаем, что ребенок не может начать или закончить задание без дополнительной помощи, мы можем помочь ему преодолеть первые трудные шаги.

Невербальные способы воздействия

Невербальное воздействие включает различные приемы: например, "нахождение рядом" и "физический контакт". Иногда, чтобы успокоиться, ребенку достаточно, чтобы взрослый просто находился рядом. Физический контакт - очень важный прием воздействия. Пожатие руки или похлопывание по плечу могут помочь ребенку успокоиться.

Изменение направления

Изменение направления деятельности ребенка или группы помогает им успокоиться и вернуться к обычному распорядку дня. При использовании этого метода энергия и внимание ребенка переключаются на другой вид деятельности, благодаря чему он начинает контролировать свое поведение.

Прямое указание

При дальнейшем развитии кризисного состояния ребенок все менее способен принимать разумные решения, поэтому ему необходимо дать прямые указания. Прямые указания четко и однозначно говорят ребенку о том, что он должен делать. Это могут быть замечания, напоминания о правилах поведения или распорядке дня и указания.

Перерыв

Когда ребенок расстроен или раздражен, нужно попросить его уйти в спокойное или тихое место, чтобы он пришел в себя.

6. Индивидуальные беседы. Сбор личной информации об учащихся являющихся «трудными» детьми.

Права и обязанности ребёнка. Поиск равновесия. «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности- анархия» (Д.Ламенне) Любой человек на земле обладает своими правами и обязанностями. Свои права и обязанности имеют и наши дети. Начнём с понятия о правах ребёнка.»Интересно,- скажут многие,- при чём тут права ребёнка?» Ответ прост: для того, чтобы слышать проблему другого, необходимо знать, что он имеет права и общественный вес. Понятие о правах ребёнка зародилось ещё в 18 веке, его долго трактовали как право ребёнка на жизнь, общественную заботу, защиту против злоупотреблений. Эти задачи и на сегодняшний день чрезвычайно актуальны. Более того, ребёнок имеет право на некоторое самоопределение, он не собственность родителей, к ребёнку нельзя относиться пренебрежительно или высокомерно-снисходительно. Жизнь ребёнка (как думают некоторые родители)- продолжение и даже часть жизни родителей. Более того, жизнь детей-результат (по мнению родителей) жизни родителей. Дети – как аттестат, хорошо ли воспитывали или плохо; всем хочется иметь хороший аттестат. Родители хотят быть победителями, а ребёнок для них медаль, желательно золотая. Одна мама произнесла потрясающую фразу:» Воспитывать ребёнка очень легко, необходимо лишь помнить, каким ты сам был в детстве, и ещё- что он (ребёнок) другой, он не папа, не мама, не бабушка и не дедушка, он другой…» Как точно всё подмечено! В этой фразе ключ к воспитанию, пониманию и успеху одновременно. Помнить, что он другой,- это замечательно. Сделать ребёнка во всём похожим на вас невозможно, это не удавалось ещё никому. Чтобы не смотреть на ребёнка с чувством бессилия и разочарования, необходимо научиться смотреть на него как на другого человека со своими взглядами, не сгибаясь перед ним и не сгибая его. У вас нет превосходства над ним, вы не можете ни в чём сравняться, вы разные: он не вы и вы не он. Утверждение, что ребёнок – дитя неразумное и его как можно быстрее необходимо приладить к определённому миру, вразумить, не выдерживает испытания временем. У ребёнка другой разум, по-другому устроенный, значит, и опыт будет свой. Ребёнок имеет право на глупость. Вспомните, какими вы были в детстве. Многое, что говорили родители, казалось вам глупым и нелепым. И сами были глупыми, это мы можем говорить с высоты прожитых лет. Поэтому надо стараться относиться к глупостям детей с уважением. На Востоке говорят: «Глупость взрослых – просто глупость, она безнадёжна, глупость детей – это неизвестное и неведомое, никто не знает, что из неё вырастет, она вызывает надежду.» Так давайте не совершать глупостей и быть терпимыми к глупостям наших детей. И ещё. Не мешайте ему быть ребёнком, не внушайте ему желание побыстрее вырасти, дайте ему насладиться детством (право ребёнка на сегодняшний день).Не торопите время, оно и без того быстротечно, ребёнок должен отыграть, отбегать положенное время, человек без детства несчастен на всю оставшуюся жизнь. Нельзя пройти мимо жестокого отношения к детям. Как ни прискорбно, но факты остаются фактами: родители избивают детей, совершают насилие, это явно грубое, жестокое отношение к ребёнку. Но есть скрытое насилие, которое присутствует практически в каждой семье: «Будешь делать так, как я сказала…», «Я заставлю тебя подчиняться…», « Мал ещё иметь своё мнение …» и т.д. Насилие в словах, действиях, поступках взрослых давит, унижает, обижает, ломает.(потому что мал, потому что слаб, потому что так удобно). Взрослые калечат души детей сами шаг за шагом, планомерно и довольно удачно. Потом всё оборачивается против них же самих, и уже родители слышат: « Ты мне не указ…», « Замолчи, сам знаю…» А ведь услышать это от ребёнка не входило в планы родителей. Кто мог предположить, что всё могло так произойти, ведь плохого никто никому не желал? Очень часто родители говорят: «Мы этому его не учили». Они не понимают, где ошибка. А всё дело в том, что дети – наше отражение в зеркале. Отражение наших поступков, наших деяний, наших высказываний. Очень часто взрослым не нравится это отражение, значит где-то была фальшь, неискренность. « Сын не судья своему отцу». Да,это так, но совесть отца в его детях. Если отец поступает дурно, это не может не отразиться на ребёнке. Ребёнок-это губка, впитывающая как положительное, так и отрицательное. » Если папе можно курить, почему мне нельзя?», « Если мама кричит на бабушку, почему мне нельзя?» И ещё мы взрослые, постоянно нетерпеливы: скорее, быстрее и так без конца – спешка, гонка, рывком, наскоком, то там, то здесь… Древние говорили о процессе воспитания: « Где не хватает терпения – надо постараться понять, где не хватает понимания – надо постараться вытерпеть!» В этих словах великая мудрость тысячелетий – ничего в спешке, ничего мимоходом. Трудно всё просчитать, трудно всё предугадать, трудно воспитывать…Да, нелегко, но надо помнить, что воспитание ребёнка может быть гораздо легче, когда помнишь о том, каким ты сам был в детстве. Теперь рассмотрим правовые отношения между родителями и детьми. Правоотношения бывают личными и имущественными. К личным правоотношениям относятся: право ребёнка на имя, отчество и фамилию, соответственно, право и обязанность родителей дать ребёнку имя, отчество и фамилию; право и обязанность родителей воспитывать своих несовершеннолетних детей и право детей на получение воспитаний от родителей, право и обязанность родителей на осуществление представительства от имени детей и право детей на защиту своих интересов. Родители равны в правах и обязанностях в отношении детей. В семье между родителями и детьми возникают ещё и имущественные правоотношения по поводу принадлежащего им имущества, которые регулируются нормами гражданского права. В соответствии с законом родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Родители обеспечивают детей всем необходимым для жизни, учёбы, развития. Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. А теперь перейдём к обязанностям детей. «Помой посуду!», «Убери свои игрушки с пола!», «Подмети полы, я тебе говорю!»- постоянно нам приходится напоминать детям об их обязанностях. Мы говорим, убеждаем, потом срываемся на крик и, в конце концов, приходим к выводу, что проще сделать самому, чем тратить столько сил на убеждения, уговоры, упрёки. Как сделать так, чтобы ребёнок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и…делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием? Возможно ли такое? Возможно. Для этого нужно выстроить безупречно работающую систему, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И, конечно же, набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы. Поговорим о целях. Что именно мы хотим получить от внедрения системы домашних обязанностей в наш обиход? Мы хотим, чтобы: дети помогали маме по дому; Дети знали, где находятся их вещи; дети считали свои обязанности вкладом в семью; дети выполняли их самостоятельно; родители не тратили силы на уговоры; дети перестали себя чувствовать гостями в собственном доме, а родителей добрыми волшебниками, исполняющими любую их прихоть; Родители вздохнули свободнее (особенно мамы), почувствовав, что часть пусть небольших, но рутинных дел теперь лежит на других членах семьи… Вы можете дописать этот список. Наша задача – максимально чётко представить себе: что получаем мы родители, предлагая детям взять на себя ряд обязанностей; и что получают от нового образа жизни дети; То есть вы не просто хотите, чтобы дети имели ряд обязанностей, которые будут облегчать вам уход за домом, но и формируете у них умения, которые станут привычкой в будущем:  Находить время на дела по дому;  Помнить о том, что ты живёшь не в замкнутом пространстве, а сблизкими людьми, которые не обязаны тебя обслуживать;  Заботиться о других  Находить пользу и даже удовольствие от рутинных дел, которые всё равно нужно выполнять;  Планировать свои дела и т.д. Ведь наша с вами родительская задача - максимально полно подготовить ребёнка к переходу во взрослую жизнь. За это ребёнок, когда вырастет, будет нам благодарен. Теперь приступаем к воплощению плана в жизнь. Нам предстоит окинуть пристальным взглядом весь дом, заглянув даже в самые тёмные и труднодоступные места, и составить список всех дел, необходимых для поддержания дома в чистом и уютном виде. Пишите всё. Пригодятся даже такие мелочи, как наполнить чайник водой. С этой задачей справится даже трёхлетний малыш. Он будет с гордостью наполнять чайник - может быть и не полностью- и считать себя очень нужным членом семьи. Не менее важным, чем мама или папа. Секрет составления такого списка в том, что вы будете чётко видеть, что вы делаете по дому, что нужно сделать и что делать не хочется, но необходимо. А также в каком месте обычно создаются завалы, которые, как обнаруживается, разбирать совершенно некому. Распределение обязанностей. Мы,наконец, дошли до творческого этапа нашего победного шествия к безупречно работающей системе домашних обязанностей. Садимся все вместе. Вы берёте слово и объясняете горячо любимым людям, что с этого момента вы хотите пересмотреть те дела, которые делаются по дому. Вы уже не готовы тащить всё на себе. Как правило, дети и мужья мало представляют себе, насколько много мелких и больших, серьёзных и не очень дел нужно сделать, чтобы содержать дом в порядке. Поэтому берите список в руки и демонстрируйте. Вот сколько! После этого предложите детям и другим домочадцам выбрать те обязанности, которые они будут выполнять, и с удовольствием. Обратите внимание: не нужно никого принуждать. Вы просто ставите всех перед фактом. Теперь у них есть обязанности. И у них есть – именно сейчас – великолепная возможность выбрать дело по душе. Реплики « Я не хочу ничего делать» или «С какой стати!» не обсуждаются. При выборе обязанностей стоит отталкиваться от темперамента, ежедневных обязанностей вне дома, хобби и т.д. Если сын любит порядок – таких детей немного, но они есть, - предложите ему следить за обеденным столом, на котором должны стоять салфетки, солонка и т.д., зато мусора – вечных крошек и грязной посуды быть не должно. Пусть он сгребает всё лишнее в таз, в кот. моют посуду. Даже если на первых порах этот таз будет выглядеть кладбищем грязной посуды, вы всё равно выиграете. Потому что вам уже не придётся вылизывать стол. Вам останется только посуда, если, конечно, её мытьё не выберет кто-то из домашних. Если ребёнку нравится вытирать пыль, предложите вытирать окна и подоконники. Причём важен небольшой объём работы, результат которой будет виден сразу. И не просто вытирать, а следить за тем, чтобы они всегда были чистыми. В нашем с вами случае важно, чтобы у ребёнка сформировалась привычка не столько к деятельности, сколько к получению результата. А также к ответственности – наверное, самому важному навыку и пониманию, который предстоит постичь ребёнку. Пусть чистый подоконник, за который будет отвечать он, станет для него маленьким шагом на пути к приобретению этого ценного навыка. Теперь снова берите ручку и расписывайте - кому и какие обязанности теперь нужно будет выполнять.Пунктов не должно быть много,где-то по 4-6. Когда они будут выполняться слёгкостью и постоянством, можно будет предложить выбрать ещё по одному небольшому заданию. Не нагружайте сразу. Дайте почувствовать удовольствие от процесса и результата. Обычно на ежедневные обязанности у детей уходит в среднем от 30 минут до часа. Это время вполне можно найти. А если вы покажете, как это можно делать быстрее – в идеале он может дойти и своим умом, - то у ребёнка будут уходить на выполнение считанные минуты, чему и он, и вы будете только рады. Напишите список для всех членов семьи. Всё повесьте на видное место, чтобы на ваш вопрос: « Какие у вас сегодня обязанности»? дети могли подойти и посмотреть, если забыли. Вывешенные на видное место списки играют и дополнительную роль. Они делают ваши обязанности – и родителей и детей – прозрачными. Каждый знает не только то, за что отвечает сам, но и за что отвечает другой. Например, папа или мама. Будьте готовы к тому, что вам придётся делать всё вовремя. Вы же хотите воспитать в детях самодисциплину? Так начните с себя. Чтобы у ребёнка не было повода упрекнуть вас в недобросовестности, в невыполнении договора. Даже если вы решили поручить 12-летнему сыну стирку белья в машинеавтомате, объясните предварительно: как сортировать бельё, зачем выворачивать вещи наизнанку, какие кнопки отвечают за стирку, а какие за отжим. Даже если он много раз видел эти манипуляции в вашем исполнении, пройдите с ним все шаги заново, чтобы потом не отчитывать ребёнка за то, что сами не догадались объяснить. Каждому «спасибо» - своё место и время. Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе! Взрослые часто говорят: «Зачем же я буду хвалить? Ведь меня никто не хвалит за то, что я ежедневно готовлю на всех завтрак, обед и ужин. Да и за чистую посуду никто «спасибо не говорит…» Не говорит – значит, не приучили. Благодарность, как и любой другой навык, можно сформировать. Говорите «спасибо» своим детям за их труд, за быстрое исполнение обязанностей. Но говорите, если этот труд действительно помог вам и вашей семье. «Спасибо» или любая другая благодарность, похвала имеет великую силу. Но тогда, когда звучит к месту и ко времени. Когда вы показываете, что на самом деле оценили помощь. Что есть результат, который очень всем нужен. Приготовьтесь к тому, что первые две недели вам понадобиться напоминать ребёнку о том, что именно эти обязанности он взял на себя. Не пропускайте ни одного дня. Следите больше не за ребёнком, а за собой. Ваша задача – помочь ему создать привычку, как чистить зубы по утрам или заправлять постель. Вашим девизом должно стать «Сначала обязанности по дому, а потом всё остальное!» Пусть дети приучаются, что свои дела следуют после необходимых по дому дел. Разумеется могут быть исключения. Не стоит вводить террор и репрессии. Если сегодня ребёнок пришёл из школы уставшим и хочет выспаться, стоит пойти ему навстречу. Но он должен помнить, что его обязанности из-за этого никто отменять не будет. Они останутся при нём. И должны быть выполнены в ближайшее время. Разве мама уйдёт в гости, не позаботившись предварительно о том, что будут есть в её отсутствие дети? Разве она не начнёт мыть посуду, если все тарелки грязные и просто-напросто есть не из чего? Это её обязанности и желание сделать что-то нужное и важное для своих близких. Также и дети. «Что сегодня сделал для дома ты? Я сделала это, вот это и вон то. А ты что?» Пусть ребёнок привыкает, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями. Что он точно также вносит свой вклад о общий уклад жизни. Что от него зависит многое. И это многое он может дать, получив свою порцию благодарности и ощущение нужности. Семья – это общий дом, а не место, в котором родители выполняют роль обслуживающего персонала. Не лишним будет периодически проводить семейные опросы. Вам нужно знать наверняка, что думают по поводу ваших преобразований ваши домочадцы. Спрашивайте: устраивает ли их то, что сейчас происходит, как они к этому относятся. Что от всего этого получает каждый член семьи. Справедливо ли всё это? В противном случае вы можете не увидеть малейшего недовольства детей, а потом может возникнуть взрывоопасная ситуация, дети взбунтуются и потребуют прекратить это «издевательство». Объясните всем: вы создаёте эту систему не только для себя, но и для всей семьи. Наверное, самое неприятное в ведении любой деятельности- это завалы. И научить разгребать их – а ещё лучше не создавать – ваша святя обязанность. Посмотрите на свои документы, вещи, мелочи, которые скапливаются в одном месте и лежат неподъёмной грудой, которую всё никак «руки не доходят» разобрать. У детей то же самое. По прошествии двух недель вы заметите, что намеченные обязанности выполняются детьми довольно исправно. Но есть дела, которые ни в какую не хотят «делаться2. Это значит, что вам нужно пересмотреть некоторые обязанности. Можно разбить их на части. Так, учитывая права детей и напоминая им о своих обязанностях, можно прийти к равновесию между правами и обязанностями.

МБОУ «Серебропольская СОШ»

Общешкольное родительское собрание

«Права и обязанности родителей»

Добрый вечер, уважаемые родители!

В рамках заявленной темы родительского собрания «Права и обязанности родителей», я хотела бы осветить вопрос о самой главной обязанности взрослого перед ребенком – это процесс воспитания.

Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними.

Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность подрастающего поколения. Она влечет за собой нежелание некоторой части молодых людей честно трудиться и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.

Ну а теперь хотелось бы перейти конкретно к законам которыми мы руководствуемся когда занимаемся работой с вашими детьми.

  • Конституция РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Конвенция о правах ребенка
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних»
  • Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Уставом общеобразовательного учреждения

Права родителей:

  • на обучение и воспитание детей;
  • выбирать формы получения образования;
  • дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье;
  • знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
  • защищать права и законные интересы обучающихся;
  • принимать участие в управлении школы; (через всевозможные общественные организации, например родительские комитеты)
  • присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией;
  • получать консультативную помощь от преподавателей по вопросам обучения и воспитания своих детей; (для этого у нас есть общественные организация такая как школа ответственного родительства, где мы вам окажем всевозможную помощь) .

В этих же документах есть и такой раздел как

Обязанности родителей:

  • обеспечить получение детьми общего образования и создать условия для получения ими среднего общего образования;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка школы и другие локальные акты, регламентирующие образовательный процесс в школе;
  • уважать честь и достоинство учащихся и работников школы;

Обязанности родителей, установленные уставом школы:

  • поддерживать постоянную связь с педагогами школы по вопросам обучения и воспитания своих детей;
  • посещать проводимые школой классные и общешкольные родительские собрания;
  • Заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
  • Защищать законные права и интересы детей;

Надо сказать о том, что не все родители пользуются своими правами, а самое обидное, что не все (и даже большинство) не выполняют своих обязанностей.

На данный момент можно прямо сказать, что большая половина родителей не поддерживает связи с педагогами, не посещают родительских собраний. Последнее время участились случаи игнорирования собраний, даже игнорирования официального вызова в школу через административную справку, в этом году их было послано ______.

Не думайте, что не выполнение своих родительских обязанностей не повлечет за собой ответственности. Единственный способ ответственности к которой мы можем привлечь детей и родителей, это поставить их на контроль. В школе имеется еще один документ « Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный учет».

Предлагаю выписку из этого документа.

4.1. Основания для постановки на внутришкольный учёт несовершеннолетних

  • 4.1.1. Непосещение или систематические пропуски занятий без уважительных причин.
  • 4.1.2. Неуспеваемость учащегося по учебным предметам.
  • 4.1.3. Социально-опасное положение:
  • 4.1.4. Употребление психоактивных и токсических веществ, наркотических средств, спиртных напитков, курение (многие дети не стесняются говорить о то, что они курят)
  • 4.1.5. Участие в неформальных объединениях и организациях антиобщественной направленности.
  • 4.1.6. Совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
  • 4.1.7. Систематическое нарушение внутреннего распорядка школы (систематическое невыполнение д/з, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие учебника, тетради, разговоры на уроках и др.).
  • 4.1.8. Систематическое нарушение дисциплины в школе (драки, грубость, сквернословие и др.) и Устава образовательного учреждения.

4.2. Основания для постановки на внутришкольный учёт семьи, в которой родители (законные представители):

  • 4.2.1. Не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей.
  • 4.2.2. Злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками; отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков т.д.).
  • 4.2.3. Допускают в отношении своих детей жестокое обращение.
  • 4.2.4. Имеют детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учёте в образовательном учреждении.

Поэтому не удивляйтесь, если вам прейдет извещение о постановке вас или вашего ребенка на вшк. Если и в этом случаи родители не будут реагировать. То дело идет дальше и вас ставят на контроль в район.

Я надеюсь, что мы не будем прибегать к крайним мерам, а будем стремиться создать вокруг ребёнка доброе, человечное воспитание, будем помогать им найти своё место среди других людей.

И я думаю, что вы все знаете что ребенок начинает думать о семье только тогда когда он имеет общее дело со своими родителями или близкими родственниками, и когда вы начнете участвовать в жизни ребенка, а в данном случаи это школьная жизнь, то тогда и можно ожидать от них ответной реакции.

В конце хотелось бы закончить свое выступление на доброй нотке. Я провела не большое тестирование и предложила детям закончить начатое предложение.

  • Семья – это…самые близкие люди, это место где тебя ждут всегда, каким бы ты не был, это самое главное в жизни, это счастье и любовь близких и тд
  • Мои родители – это…самое дорогое, что у меня есть, это те кто всегда с нами, это мои советники, это пример добрый для будущей семьи.
  • Свет в окнах моего дома – это…тепло семейного очага, это огонек где всегда любят и ждут
  • Радость в моей семье – это…когда все члены семьи дома, это семейные праздники, общее дело и приятное проведение время, это когда все здоровы
  • Горе в моей семье – это…когда кто-нибудь попал в тяжелую ситуацию, это когда умирают близкие, это разлука с близкими
  • В дали от моего дома я буду вспоминать…мой хороший уютный дом, свою семью, свое детство.
  • Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…умение создать такую же семью как у моих родителей, все традиции которые есть у нас сейчас, празднование праздников в семенном кругу.
  • Мне не хотелось бы, что бы в моей будущей семье…были ссоры, недопонимания, несчастья, беда, не хотелось бы повторять ошибки своих родителей

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что все наши совместные усилия по воспитанию нового поколения наверное не прошли зря. ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ ТАКИМИ КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ

Спасибо за внимание!


Права и обязанности родителей


Родители имеют равные права и несут равные обязанности

(ст. 61 СК РФ)


ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.


  • воспитывать своих детей
  • заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
  • обеспечить получение детьми основного общего образования
  • защищать права и интересы ребенка.
  • содержать ребенка

  • давать имя. отчество и фамилию детям
  • выбирать образовательное учреждение и форму обучения
  • защищать права и интересы детей
  • воспитывать своих детей

а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.


  • Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф)
  • в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;
  • за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения; других правонарушений.

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов;
  • злоупотребляют родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие.

10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ

  • 1. Не жди, что твой ребенок будет

таким, как ты хочешь. Помоги ему

стать не тобой, а собой.

  • 2. Не думай, что ребенок принадлежит

тебе, он не твоя собственность.

  • 3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может благодарить тебя: он даст жизнь другому, тот - третьему.
  • 4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  • 5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть в жизни дана каждому по силам, и будь уверен, что его тяжесть не меньше, чем твоя. А может и больше, потому что у него нет привычки.

  • 6. Не унижай ребенка!
  • 7. Не мучь себя, если

не сможешь что-то

сделать для своего ребенка.

  • 8. Умей любить чужого
  • ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  • 9. Не обманывай ребенка ни в чем!
  • 10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх