Понятие о рефлексе собаки. Выработка условных рефлексов у собак

Условный рефлекс -- это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи). Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга. Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлекс.

Условный рефлекс И. П. Павлов рассматривал как универсальное приспособительное явление к условиям окружающей среды. В отличие от безусловных он не является врожденным, а образуется в течение жизни или вырабатывается при дрессировке и не передается по наследству. Условные рефлексы могут образовываться и исчезать, но в конечном итоге они накапливаются и представляют жизненный опыт животного. Поэтому условные рефлексы не являются видовыми, а носят индивидуальный характер.

Например, собака реагирует на свою кличку и голос своего дрессировщика. Для каждой собаки существует свой комплекс условных рефлексов, определяющий индивидуальные особенности ее поведения. Вот почему поведение дрессированной собаки заметно отличается от поведения недрессированной, поведение старой -- от поведения молодой.

Условные рефлексы вырабатываются на любой раздражитель, воспринимаемый организмом. Поэтому они могут образовываться в неограниченном количестве. В отличие от безусловных рефлексов условные не имеют готовых рефлекторных дуг. Они образуются в коре головного мозга путем временного замыкания условных сигналов с безусловными реакциями через нейронные связи.

Условные рефлексы составляют основу дрессировки собак. При дрессировке можно заметить, что одни условные рефлексы образуются легко и быстро, другие -- медленно и с большим трудом; одни рефлексы проявляются активно и обладают устойчивостью к угасанию, другие проявляются слабо и легко затормаживаются. Качественная характеристика условных рефлексов обусловлена их видовой принадлежностью и степенью физиологической необходимости для организма в данный момент.

Методики выработки условных рефлексов:

1. Классическая слюноотделительная методика (павловская). И. П. Павлов изучал деятельность коры больших полушарий по условно-рефлекторным реакциям слюнной железы, проток которой выводил наружу. В качестве условных раздражителей можно использовать самые различные звуковые и световые сигналы, запахи, прикосновения к коже и т. д. Наблюдать за условно-рефлекторной деятельностью животных нужно в изолированных звуконепроницаемых камерах (рис. 1).

Слюноотделительная методика сыграла исключительную роль в изучении основных закономерностей высшей нервной деятельности. Важное преимущество этой методики заключается в том, что по количеству выделяющейся слюны можно проследить степень процессов возбуждения и торможения в соответствующих областях коры больших полушарий. Много выделяется слюны -- значит, сильный процесс возбуждения, уменьшается количество слюны -- возбудительный процесс слабеет. Слюноотделительная методика применялась и применяется преимущественно на собаках в условиях эксперимента.

2. Двигательно-оборонительная методика впервые разработана на собаках В. М. Бехтеревым и В. П. Протопоповым, в дальнейшем была применена для изучения высшей нервной деятельности сельскохозяйственных животных. Известно, что слюноотделение у них имеет ряд видовых особенностей, которые затрудняют применение слюноотделительной методики поэтому для выработки условных рефлексов у лошади и жвачных применяют двигательно-оборонительную методику. Безусловным рефлексом в этом случае служит оборонительный рефлекс передней конечности на ее раздражение индукционным током. Перед нанесением раздражения током в области путового сустава на передней конечности выстригают волосяной покров. Это место увлажняют изотоническим раствором натрия хлорида; на нем укрепляют электроды от вторичной индукционной катушки. Каждое болевое раздражение сопровождается оборонительной реакцией в форме сгибания конечности. Движение конечности записывают на ленте кимографа при помощи пневмонической передачи. В качестве условных раздражителей можно использовать различные звуковые, зрительные, обонятельные, кожные раздражители.

Недостатком двигательно-оборонительной методики является обязательное нанесение животному болевого раздражения. Ведь только почувствовав боль, животное отдернет конечность. Спастись от болевого раздражения бегством оно также не может, так как прочно зафиксировано. Поэтому при использовании этой методики часто возникают осложнения, проявляющиеся или в общем двигательном беспокойстве, или, напротив, в сильном угнетении животного.

3. Двигательно-пищевая методика. Одной из ее разновидностей является методика свободного передвижения. Она нашла широкое применение для изучения ВНД у самых различных видов животных -- от мелких (мышей, крыс) до крупных сельскохозяйственных животных. Эта методика наиболее соответствует естественным условиям обитания животных и легко применима как в экспериментальной обстановке, так и в производственной. Животное находится в помещении, где оно может свободно двигаться; безусловным раздражителем является порция корма в кормушке. Многократное сочетание того или иного условного раздражителя (зажигание лампочки, стук метронома и т. д.) с безусловным приводит к тому, что только на стук метронома или зажигание лампочки животное идет к кормушке. Экспериментатор следит за его реакцией.

Дрессировка - это очень важный этап общения человека и собаки и, как вы уже поняли, это слово никак в этом случае не связано с цирком. Процессу дрессировки, а это воздействие человека на поведение собаки с целью ее воспитания и выработки определенных навыков, должны подвергаться все домашние собаки. Тем более, если животное выполняет определенную работу, например, охраняет территорию или является собакой-поводырем. Предметом успешной дрессировки должно быть правильное повеление, которое не противоречит удовлетворению важных жизненных потребностей животного (защита от факторов окружающей среды, пища, размножение, отдых и т.д.). Каждое повеление должно сопровождаться командой, сигналом, жестом или действием человека, побуждающее животное к ответной реакции. Благодаря постоянной усиленной тренировке собака очень быстро запоминает эти все сигналы и приучается вести себя так, как того требует обстановка.

Физиологические аспекты дрессировки собак

Ни для кого не секрет, что собака – это очень умное животное, с высокоразвитой нервной системой и чувствительными органами восприятия. Именно поэтому собака относится к типу легкодрессируемых животных. Этому, конечно, способствует и хорошее мышление собаки, умение оценивать обстановку и быстро реагировать на раздражители. Собаки быстро запоминают ситуацию и могут легко ее применить с последующим опытом.

Прежде, чем перейти к азам дрессировки собак, давайте вспомним, что любое действие животного является его ответной реакцией организма на воздействие окружающего мира или на различные процессы жизнедеятельности. Каждую реакцию, то есть, ответную реакцию побуждает какой-то раздражитель. Таким образом, нервная система контролирует работу всех внутренних органов и ответные реакции организма.

При дрессировке важно помнить, что все сигналы человека для собаки не являются природными раздражителями, поэтому для того, чтобы выработать на них правильную реакцию, животное должно сначала их запомнить, и уж потом реагировать. После запоминания и накопления опыта различные раздражители могут стать сигналом к определенному действию.

Виды условных рефлексов у собак

Любой процесс воспитания и дрессировки собаки осуществляется на базе безусловных рефлексов, которые в ходе практики формируются в условные рефлексы, изменяя поведение животного. Как известно, все условные рефлексы обеспечивает организм более совершенным приспособлением к окружающей среде. Все условные рефлексы индивидуальны и приобретаются в ходе жизненного опыта. Например, искать пищу на столе будет лишь та собака, у которой выработался на стол условный рефлекс. Если она видела и знает о том, что там находится еда. Так вот, дрессировка на физиологическом уровне – это выработка у животных стойких условных рефлексов на действия и сигналы человека.

Не стоит забывать, что все условные рефлексы могут забываться, если их назначение потеряло актуальность и больше не используется. Вот почему так важно в дрессировке понятие постоянности и практики.

В связи с этим все условные рефлексы временные, то есть, при изменении условий они исчезают. Все условные рефлексы базируются на безусловных и имеют под собой «почву». Например, собака выполняет команду, чтобы получить похвалу или лакомство – безусловный рефлекс пищи.

Рассмотрим виды условных рефлексов. Итак, условные рефлексы, которые возникают как ответная реакция на естественные раздражители – это натуральные рефлексы. Они также вырабатываются индивидуально в зависимости от опыта. Такие условные рефлексы возникают быстро и довольно стойкие по своей природе, они передаются из поколения в поколение. Например, как условный рефлекс слюноотделения при виде еды.

Другой вид условных рефлексов – это искусственные, они возникают на почве действия двух совершенно несвязанных между собой раздражителей. Например, это выполнение команды, когда собака взамен получает пищу. Такие рефлексы по своей природе сложные для нервной системы, поэтому для выработки требуют немало времени и сил. Кроме того, такие рефлексы не устойчивы и быстро забываются.

Бывает и так, что при выработке условных рефлексов раздражители происходят практически единовременно, поэтому часто это приводит к развитию совпадающего рефлекса. Если действия раздражителей отдалены друг от друга по времени – это запаздывающий условный рефлекс.

И последний вид условного рефлекса, когда воздействие одного раздражителя закончилось, но началось другое, это следовой условный рефлекс.

Также следует заметить, что все эти виды условных рефлексов практически никогда не возникают как ответ на один раздражитель. Это связано с тем, что в природе на организм действует как минимум всегда два раздражителя. При дрессировке для собаки раздражителем является как сам дрессировщик (хозяин), так и окружающая среда, где происходит тренировка. Поэтому у собаки вырабатываются рефлексы в комплексе. Давайте механизм образования условных рефлексов рассмотрим более подробно, это поможет нам понять основные правила дрессировки животного.

Механизм образования условных рефлексов у собак

Итак, стоит сразу заметить, что условные рефлексы строятся только в определенных условиях, отсюда и их название. Но главным условием все-таки является совпадения главного безусловного рефлекса с условным при действии одного раздражителя. Как это выглядит? Например, если перед едой собака постоянно будет слышать звук колокольчика, то со временем на этот звук у нее выработается условный рефлекс вместе с безусловным (выработка слюны для пережевывания пищи). При этом мозг животного будет воспринимать три раздражителя: звук через барабанную перепонку уха, слюнные железы и пищевой центр. Позже между этими тремя очагами возбуждения возникнет цепочка и нервная связь, на основе которой образуется замыкательный условный рефлекс и рефлекторная дуга. В результате позже достаточно будет всего одного раздражителя, чтобы активизировать три центра возбуждения. При этом даже при отсутствии пищевого безусловного рефлекса, будет выделяться слюна лишь под воздействием слухового раздражителя (колокольчика).

Подытожим. Условный раздражитель – это, своего рода, пусковой механизм, который запускает память и всплытие предыдущего опыта. Памятные следы заставляют возникнуть активным действиям, которые естественно вызывают определенное поведение. Все это происходит на фоне определенного эмоционального возбуждения. При этом условные рефлексы. Которые имели последствия негативных эмоций более стойкие и могут сохраниться всю жизнь. Вот почему, например, собака, которую били в детстве после определенного действия или звука, потом всю жизнь воспринимает этот звук или действие, как опасность. При переживаниях информация кодируется в долгосрочной памяти и потом сохраняется и влияет на последующее поведение. Вот почему так важно, дрессируя и обучая питомца, подкреплять действия только положительными эмоциями и ни в коем случае не ругать и не бить собаку за невыполнение.

В основе обучения собаки лежит процесс построения условного рефлекса на данный сигнал или команду. Поэтому, проще говоря, чтобы научить собаку команде «Сидеть!», следует сначала выработать у нее условный рефлекс, побуждающий ее сесть.

Виды раздражителей при дрессировке собаки

Итак, как мы уже говорили, различные условия окружающей среды так или иначе оказывают влияние на организм животного, при этом они являются раздражителями. Их действия влияю как на работу внутренних органов организма, так и на поведение. К примеру, при команде «Фас!» у собаки автоматически усиливается сердцебиение, повышается давление, происходит эмоциональное возбуждение. Но раздражители существуют и отвлекающие, это те, которые не знакомы собаке в данной ситуации, поэтому они могут отвлекать животное от выполнения команды. Поэтому во время дрессировки важно научить собаку не отвлекаться на окружающую среду и правильно реагировать на различные раздражители. При этом, чем лучше у нее выработаны различные навыки, тем меньше она отвлекается «по сторонам».

Также важно помнить, что раздражители отвлекающие могут быть и внутренние, например, чувство голода, болезнь, утомление. Они всегда мешают работе, поэтому желательно их предупреждать.

Итак, рассмотрим виды внешних раздражителей собаки во время тренировки.

1.Звуковые раздражители – команда, крик, звук выстрела, щелчок, свист.

2.Механические раздражители – удар поводом, рывок поводом, давление руки, движение хозяина, бег.

3.Пищевые раздражители – лакомство, сухарик, мясо.

4.Зрительные раздражители – цвет, жест, мимика, форма предмета.

5.Обонятельные – запах пищи, человека, запах дыма или духов.

Во время дрессировки можно использовать как безусловные, так и условные раздражители.

Напомним, что безусловными называются те, которые порождают проявление безусловных рефлексов. Как вариант, можно использовать для подкрепления условного раздражителя различные пищевые безусловные. Чтобы произошел результат, дрессировку можно начинать до либо после кормления, спустя некоторое время. Также можно еду использовать и во время дрессировки для более эффективного результата. Например, можно давать маленькие кусочки мяса, сухарики или другие любимые продукты собаки. При этом действие следует подкреплять поглаживанием и словесным поощрением «Хорошо!». После привыкания к команде, лакомство можно по не многу уменьшать и оставлять только поглаживание и поощрение словами.

Механические раздражители можно применять, чтобы собака быстрее совершила требуемое действие. Чаще всего это используется при обучении команде «сидеть», «стоять», «лежать», «стой», «рядом». Воздействия происходят путем надавливания на спину, натяжением повода, рывком на себя, поглаживания и т.д. При этом следует помнить о «гуманном» воздействии человека на собаку, иначе животное кроме страха ничего не запомнит. Для более быстрого эффекта дрессировки желательно на первых уроках использовать как механические, так и пищевые раздражители. Так, например, поглаживание и при этом дача лакомства не только усиливает запоминание действия собакой, но и способствует образованию сильных доверительных чувств.

Что касается звуковых (сигнальных) раздражителей, то в отработке большинства команд, они играют первостепенную роль. В процессе дрессировки человек не просто должен голосом озвучивать команду, но и постоянно озвучивать результат, похвалу, свое настроение – «хорошо», «молодец», «плохо». Собака различает команду не только по сочетанию звуков, но и по интонации, голосовому «нажиму». Команды, произнесённые не так, как обычно, собака может не воспринять и не выполнить. При этом для каждой команды важно установить свою интонацию: приказ, угроза, ласка, просьба и т.д. Желательно все команды произносить в побудительном тоне твердо и четко без лишних слов и дополнений. В качестве подкрепления можно добавить лишь еще другие безусловные раздражители.

Специфические команды типа «Фу!», «Фас!» произносятся громко и с угрожающей интонацией. Такие команды побуждают собаку к немедленной оборонительной реакции. Повышенный тон и угрожающую интонацию можно применять и во время подачи других команд, но лишь в том случае, если собака не повинуется, и с первого раза не выполнила действие. В таких случаях команда может произноситься резко, громко и по необходимости с дополнительным физическим нажимом (рывок, сильный нажим рукой). Помним, что бить собаку запрещено. Вообще, все болевые физические раздражители побуждают собаку к трусости и делают ее психически неуравновешенной. Больше следует использовать ласковую интонацию для закрепления хорошего результата, что позже наоборот обадривает собаку и придает ее характеру стойкости и упорства. Поощрение – основной механизм любого навыка. Его можно сопровождать словами «молодец», «хорошо», «хороший».

При использовании различных интонаций следует также учитывать индивидуальные способности собаки. Так, например, для одной будет достаточно просто четко и громко произнести команду, для другой нужно будет применить еще и физический раздражитель.

Жесты – это ещё один вид раздражителя. Как правило, собаки внимательные к внешнему виду и поведению хозяина, поэтому четко улавливают все его жесты. Многие команды могут сопровождаться движением рук, ног, наклона корпуса. Они всегда должны быть постоянными для одного навыка. Так, например, для обучения служебных собак, жесты используют всегда. Это в дальнейшем помогает скоординировать действие собаки на расстоянии или тогда, когда нельзя применить голос. При этом дрессировка может проходить с использованием жеста и голосовой команды одновременно. Это не только усиливает действие слов, но и помогает лучше понять собаке то, что от не требуют. Например, при команде «Ищи!», собаке указывают рукой на местность, давая понять, где именно следует искать цель. Как и словесные команды, жесты также должны быть четкими, стандартными, резкими при побуждении к действию и в тоже время простыми.

Используя все эти советы, можно очень быстро обучить своего питомца основным командам, а также заложить хорошую базу для последующей дрессировки. Помните, что первые уроки для собаки должны начинаться еще в щенячьем возрасте. Чем раньше вы начнете заниматься со своим питомцем, тем быстрее он усвоит команды.

Безусловные рефлексы - это такие ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, которые проявляются в виде автоматических действий. Они свойственны данному виду животных и проявляются или сразу после рождения, или по мере развития нервно-мышечной и эндокринной систем животного (рефлексы движения, половые). Щенок, например, рождается способным находить сосок вымени, выделять слюну при попадании в рот пищи и т. д.

Животное для проявления безусловных рефлексов не надо обучать, оно рождается с готовыми рефлекторными механизмами, которые стойко передаются по наследству.

У собак принято выделять четыре основных безусловных рефлекса: пищевой, половой, оборонительный и ориентировочный.

Следовательно, врожденные рефлексы направлены на обеспечение основных жизненных потребностей организма животного, на сохранение индивидуума и вида. Например, чувство голода вызывает у собаки влечение к пище; в предчувствии опасности животное проявляет повышенную настороженность и т. д. Оборонительный рефлекс, связанный с самозащитой, проявляется в активной (наступательной) или пассивной (отступательной) форме.

Безусловный рефлекс осуществляется простой так называемой рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга - это путь, по которому возбуждение приходит от воспринимающих нервных клеток (рецепторов) по чувствительному нерву к центральной нервной системе и направляется от нее по двигательному нерву к рабочему органу, который ответит на раздражение. Такова схема рефлекторной дуги, выражающая простую ответную реакцию на раздражения.

Пищевой рефлекс - это влечение к пище. Он возникает в результате очень сложных реакций внутри организма. Недостаток в питательных веществах вызывает изменение в химическом составе крови, через которую питается нервная система, железы, участвующие в пищеварении. Возникает огромная цепь реакций, которая проявляется в факте схватывания пищи. Эта реакция проявляется по-разному в зависимости от степени голода и особенностей отдельного животного. У жадной собаки пищевая реакция выражена сильно, все процессы протекают с большой быстротой и активностью, у другой же эти проявления проходят менее ярко.

Оборонительный рефлекс - это готовность животного к обороне, активной или пассивной. Это реакция, мобилизующая силы организма и всех его систем: мускулов, сердечно-сосудистой системы и т. п. к сопротивлению. Собака, вступающая в активную оборону, должна победить врага или выйти из схватки, сохранив жизнь. Трусливые собаки используют чаще всего пассивную оборону, стремясь уйти от опасности.

Ориентировочный рефлекс проявляется так же, как акт сохранения жизни от опасных явлений окружающей среды: видеть, слушать, ощущать - очень важные средства защиты. Собака не полезет в огонь, видя и ощущая его, она не станет находиться и не войдет в удушливую атмосферу, если чувствует посторонний запах.

Половой рефлекс проявляется с большой активностью. Половое влечение может активизировать оборонительный рефлекс, подавлять ориентировочный и т. п. Известно, что в борьбе за самку самцы пренебрегают иногда опасностью, которая в обычное время вызывала бы оборонительный или ориентировочный рефлекс. Влечение к самке проявляется в том, что самец отказывается подчиняться человеку; в присутствии суки в охоте не следует заставлять кобеля выполнять какое-либо упражнение.

В коре больших полушарий создается так называемая половая доминанта - господствующий очаг возбуждения. Особенность доминанты состоит в том, что она тормозит осуществление рефлексов других центров и усиливает свое возбуждение за счет других, даже посторонних импульсов, идущих в центральную нервную систему.

Мы назвали четыре безусловных рефлекса потому, что дрессировщик собак встречается с ними на практике чаще всего. Понимание этих рефлексов определяет подход к животным и возможности их обучения.

В жизни организма эти явления более многочисленны и разнообразны.

Например, собаку укусило насекомое. Болевое раздражение, воспринятое чувствительными клетками - рецепторами, расположенными в коже, передается в центральную нервную систему, от нее идет по двигательному нерву сигнал к мышце, которая по этому сигналу сократится и отпугнет насекомое - это защитная реакция.

Другой пример: переполнение мочевого пузыря вызывает раздражение, и в ответ на него происходит рефлекс мочеиспускания. Словом, какие бы действия животного мы ни наблюдали, они всегда являются ответами на раздражение.

Всякое раздражение влияет на функциональное состояние всей нервной системы: в одних участках раздражение вызывает возбуждение, в других - процесс торможения. Поэтому рефлекс является не изолированным актом, а сложной реакцией всего организма.

Очень важно знать условия, при которых возможны изменения безусловных рефлексов под влиянием окружающей среды. Практикам известен случай, когда два помета щенков были разделены на две группы, выращенные в разных условиях. Одну группу щенят выращивали свободно среди разнообразных внешних условий, другую - в однообразной спокойной обстановке. В результате такого опыта оказалось, что собаки, выращенные в однообразной благоприятной внешней среде, проявляли пассивно-оборонительную реакцию (трусость). Этот же факт подтверждается доктором биологических наук Л. В. Крушинским. На основе собранного материала он считает, что собаки, выращенные в питомниках, в условиях группового содержания и ухода, обладают менее выраженной активно-оборонительной реакцией, чем собаки, выращенные в условиях индивидуального содержания. Но и у собак, выращенных в одинаковых условиях, оборонительные реакции могут проявляться различно. Это может зависеть от врожденных особенностей, полученных по наследству от родителей. В служебном собаководстве не рекомендуется использовать в качестве производителей животных с пассивно-оборонительной реакцией.

Кроме того, у собак могут быть рефлексы, присущие только одной данной породе; например, подружейная собака при обнаружении птицы делает стойку; гончая собака идет по следу зверя с лаем.

Безусловные рефлексы, как база для образования условных, имеет важное значение при дрессировке собак; это фундамент, на котором строится обучение. Но одни безусловные рефлексы не обеспечивают всей сложной связи животного с внешней средой.

Для нормального существования требуются дополнительные реакции. Такие дополнительные реакции И. П. Павлов назвал условными рефлексами.

Условные рефлексы отличаются от безусловных. Все условные рефлексы приобретаются в процессе жизни животного, они строго индивидуальны и проявляются только у тех собак, у которых эти рефлексы вырабатывались. Например, искать пищу в определенном месте будет только та собака, у которой выработан соответствующий условный рефлекс. Условные рефлексы могут исчезнуть (угаснуть) в тех случаях, когда их значение для животного потеряно (если перестать давать собаке лакомство при подходе к вожатому по команде «Ко мне», собака постепенно перестанет выполнять это действие). Условный рефлекс имеет так называемую замыкательную рефлекторную дугу . Для того чтобы уяснить это понятие, необходимо ознакомиться с механизмом образования условных рефлексов.

Условные рефлексы вырабатываются только при определенных условиях, отсюда и их название. Главнейшим условием является совпадение во времени действия двух раздражителей, один из которых является безусловным, вызывающим какой-либо определенный безусловный рефлекс (например, выделение слюны), а другой - любым раздражителем, имеющим для данного безусловного рефлекса индеферентное (безразличное) значение (например, звуковой или световой раздражитель). Механизм образования условного рефлекса согласно классическим опытам Павлова происходит следующим образом.

Если перед кормлением или одновременно с ним звонить в звонок, помещенный поблизости от собаки (рис. 4), возникает определенное явление. Попадая в ротовую полость, пища вызывает раздражение, которое от языка передается по чувствительному нерву в пищевой центр безусловного рефлекса, расположенный в продолговатом мозгу. В пищевом центре возникает очаг возбуждения, от него раздражение передается слюнной железе и она начинает выделять слюну. Это и будет путь «проводниковой» рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Одновременно с этим раздражение из продолговатого мозга пойдет в пищевой центр коры больших полушарий, где также возникает очаг возбуждения. Так как перед получением пищи или одновременно с этим на собаку будет воздействовать звуковой раздражитель (звон колокольчика), то и в слуховом центре, расположенном в височной части коры головного мозга, возникнет очаг возбуждения. Следовательно, в головном мозгу собаки будут одновременно существовать три очага возбуждения, между которыми установится определенная нервная связь (замыкание). На основе этой связи и образуется замыкательный условный рефлекс. После образования рефлекторной дуги условного рефлекса будет достаточно воздействовать на собаку только одним звуковым раздражением.

Рис. 4. Схема образования условного рефлекса. 1 - чувствительный нерв языка, 2 - слюнная железа, 3 - черепная коробка, 4 - пищевой корковый центр, 5 - слуховой чувствительный нерв, 6 - слуховой нервный центр; 7 - соединительный нервный путь, 8 - пищевой безусловный центр, 9 - продолговатый мозг, 10 - двигательный (секреторный) нерв.


Достигнув слухового центра, раздражение направится по проторенному пути в пищевой корковый центр, а из него - в пищевой центр продолговатого мозга. Отсюда оно передастся по двигательно-секреторному нерву на слюнную железу, и слюноотделение будет вызвано уже при отсутствии пищевого безусловного раздражителя . Следовательно, в результате выработки условного рефлекса на какой-либо раздражитель он приобретает значение сигнала, связанного с проявлением определенной реакции. Благодаря этому организм заранее подготавливается к приему пищи и приспособляемость его к окружающей среде возрастает.

По указанной схеме вырабатываются условные рефлексы на любой раздражитель; этот же принцип лежит в основе приучения собаки к выполнению любого действия по команде или жесту в процессе дрессировки. Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть», нужно выработать на эту команду условный рефлекс. Для этого необходимо использовать такой безусловный раздражитель, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. С этой целью в дрессировке применяются два основных метода воздействия на собаку.

Первый метод - механическая дрессировка . Для получения желаемого безусловного рефлекса дрессировщик применяет действие механического раздражителя (принуждение) Чтобы заставить собаку сесть, можно сопровождать команду «Сидеть» сильным нажимом руки на круп. Проявляя защитный рефлекс, собака опустит зад и сядет. Повторение этого приема выработает у животного условный рефлекс на команду, собака будет садиться по одному приказанию дрессировщика.

К механическим раздражителям, используемым при дрессировке собак, относятся: нажим рукой на различные части тела, насильственное придание телу нужного положения, рывок поводком, рывок при помощи строгого ошейника, удар хлыстом.

Второй метод - вкусопоощрительная дрессировка . В качестве безусловного раздражителя используется пища. Рефлекс посадки вызывают, поднимая над головой собаки кусочек мяса. Если подобное воздействие сочетать с подачей команды «Сидеть» и сопровождать посадку дачей лакомства, то на основе пищевого безусловного рефлекса у собаки также образуется условный рефлекс. В дальнейшем она будет совершать посадку по одному лишь приказанию дрессировщика.

Большинство действий, которые в процессе дрессировки собака приучается выполнять по сигналам дрессировщика, более сложны, чем обычные условные рефлексы (например, условный рефлекс слюноотделения). Специальные исследования показали, что эти действия являются сложными двигательными реакциями собаки, состоящими из целой системы рефлексов. Такие сложные действия собаки принято в дрессировке называть навыком. Навык - это индивидуально приобретенное сочетание безусловных и условных рефлексов.

При выработке навыков наиболее целесообразен контрастный метод дрессировки, заключающийся в объединении механического и вкусопоощрительного методов. При отработке навыка необходимо, кроме безусловного раздражителя (пищевого или механического), использовать еще и другой раздражитель. Безусловный раздражитель сохраняет то же значение, что и при выработке условного рефлекса, т. е. является подкрепляющим раздражителем. Воздействие второго раздражителя должно вызывать определенную двигательную реакцию. Таким образом, этот раздражитель будет являться побуждающим (наталкивающим) собаку на выполнение желаемого действия. Эта реакция сочетается с условным сигналом дрессировщика (команда, жест и пр.).

Анализ образования навыков показывает, что в этих случаях образуются как бы два условных рефлекса, тесно связанных между собой: во-первых , на определенную двигательную реакцию собаки устанавливается пищевой рефлекс и эта реакция, как условный раздражитель, начинает сама вызывать пищевой рефлекс (собака садится для того, чтобы получить пищу); во-вторых , образуется условная двигательная реакция (навык) на выполнение данного действия по сигналу. Наталкивающий раздражитель, первоначально применявшийся для вызова двигательной реакции, становится излишним, как только собака начинает проявлять это действие по команде дрессировщика.

Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть», на основе контрастного метода дрессировки необходимо вначале использовать два раздражителя (механический и пищевой).

Механический раздражитель (нажатие руки на круп) вызывает посадку (защитно-оборонительный рефлекс в пассивной форме), а пищевой раздражитель является основным безусловным раздражителем, подкрепляющим выполнение действия путем использования пищевого безусловного рефлекса. Команда «Сидеть» должна сочетаться с воздействием обоих раздражителей; она или предшествует их действию или подается одновременно с применением механического раздражителя. После того как на команду «Сидеть» образуется навык посадки, механический раздражитель постепенно теряет свое значение и выполненное действие должно подкрепляться только пищевым раздражителем. На команду «Сидеть» образуется условный рефлекс.

При использовании метода механической дрессировки значение контраста также сохраняется. Здесь контрастом будут являться два различных положения собаки. Одно положение связано с воздействием механического «болевого» раздражителя, причиняющего собаке известную неприятность (удар хлыстом по крупу, давление на крестец рукой, рывок поводком). Другое положение (положение выполненной посадки) избавляет собаку от воздействия «болевого» раздражителя. Здесь для подкрепления определенного положения собаки главным является отсутствие отрицательного «болевого» раздражения. Этот пример хорошо показывает, насколько пластична высшая нервная деятельность собаки в приспособлении к воздействию окружающей среды. Каждый дрессировщик должен помнить, что при использовании механических (особенно «болевых») раздражителей подкреплением является не действие самого раздражителя, а избавление от него организма. Поэтому в процессе дрессировки не следует злоупотреблять применением сильных механических раздражителей, вызывающих у животных общее угнетение нервной деятельности, а у некоторых даже возникновение пассивно-оборонительной реакции.

Отличительная особенность навыка состоит также в том, что само животное принимает более активное участие в проявлений данного действия: то проделывая это движение самостоятельно, если оно является средством к удовлетворению жизненной потребности (поиск пищи, преследование и выслеживание добычи), то избегая такого действия, которое может быть опасно для организма. Многие навыки, вырабатываемые на основе преобладающих реакций и ведущие к удовлетворению жизненных потребностей собаки, образуются намного быстрее и являются более прочными, чем условные рефлексы при лабораторных опытах.

Дворовая собака, которую однажды побили палкой, будет после этого всегда избегать человека с палкой.

В качестве побуждающего (наталкивающего) раздражителя при дрессировке собак можно использовать другую, уже выдрессированную собаку. Чтобы, например, развить злобность у молодых собак, можно проводить занятие в присутствии злобной взрослой собаки. Молодую собаку, которую нужно приучить к преодолению препятствий, рекомендуется привести на площадку, где занимаются с хорошо выдрессированной собакой; ее прыжок через препятствие будет служить побуждающим (наталкивающим) раздражителем для вашей собаки. Такой метод дрессировки можно назвать подражательным.

В процессе дрессировки основными условными сигналами являются команды и жесты. Команды - сложный звуковой раздражитель (определенное для каждого приема слово состоит из сочетания звуков и интонаций). Под интонацией понимается оттенок голоса (тембр, высота звука), придаваемый той или иной команде.

Интонации могут быть угрожающими, приказными и ласковыми (подбодряющими). При выработке навыка большинство команд следует подавать в приказной интонации. Исключение составляют лишь команды, связанные с проявлением оборонительной реакции или с процессом торможения у собаки. Эти команды подаются в угрожающей интонации (запрещающая команда «Фу» и команда «Фасс», вызывающая оборонительную реакцию). Угрожающая интонация применяется и тогда, когда нужно усилить действие команды в случае ее невыполнения.

Ласковая интонация используется для закрепления выполненного действия по условному сигналу. В этой интонации произносится поощряющая команда «Хорошо», сопровождающаяся оглаживанием собаки и дачей ей лакомства. Процесс применения этих раздражителей называется поощрением.

Жесты - зрительные раздражители, передаваемые определенными движениями руки дрессировщика, всегда постоянными для каждого навыка (приема). Жесты применяются взамен команд (на большом расстоянии в целях маскировки). Дрессировка собаки может проводиться одновременно по жесту и команде. Это позволяет усилить действие команды или дополнить ее (например, совмещаемый с командой «Ищи» жест при дрессировке собак на обыск местности, на работу по следу и т. д.). Команды и жесты должны подаваться кратко, четко и. однообразно в соответствующей интонации; это облегчит и обеспечит прочное образование навыков на соответствующие команды.

Большинство поступков собаки представляет собой результат действия условных и безусловных рефлексов. Рефлекс - естественная реакция на стимул, не зависящая от обучения собаки. Слово «рефлекс» произошло от латинского глагола, который в переводе означает отражать, поворачивать назад». При помощи рефлексов осуществляется взаимодействие живого организма со средой, но он всегда обусловлен действием совершенно определенных причин.

Путь, по которому проводятся импульсы возбуждения при рефлексе, называется рефлекторной дугой (рис. 1). Она состоит из следующих компонентов: рецептор, чувствительный нейрон, участок центральной нервной системы, двигательный нейрон и орган, реагирующий на раздражение, а также нейрон обратной афферентации, который информирует об исполнении команды.

Рис.1. Дуга условного рефлекса.

Рефлексы собаки следует отличать от инстинктов

Рефлексы следует отличать от инстинктов, о которых будет сказано позже. Собака - обладает большим количеством рефлексов: всеми теми, которые свойственны людям, а также многими другими. Условными называются, приобретенные в течение жизни, безусловными - врожденные рефлексы, которым нет необходимости обучаться. Условные рефлексы имеют меньшее значение в поведении собаки, чем безусловные Безусловный рефлекс - это постоянная связь между внешним возбуждающим фактором и собакой, условный - временная.

Если собака голодна, она будет добывать пищу. Цель любого ее поступка в этом состоянии - ощутить в пасти еду. С точки зрения психологии, все действия такого рода называются ассоциативными, с точки зрения физиологии - это условные рефлексы. Большей частью того, что известно сейчас о реакциях собак современная наука обязана великому русскому ученому И. П. Павлову.

Открытие великим ученым условного рефлекса привело к созданию целой науки - физиологии высшей нервной (психической) деятельности. В своих исследованиях И.П. Павлов интересовался в первую очередь не механизмами мозга, а процессами пищеварения.

Он отметил многие особенности, связанные со слюнотечением у собак, связанным, в первую очередь с типом попавшей в рот пищи. Слюна выделяется в разных количествах и разной консистенции. Если пища сухая, выделяется много слюны, если жидкая - совсем мало. При глотании выделяется густая клейкая слюна, при выплевывании - водянистая.

Для этих простых рефлексов не требуется никакой умственной деятельности: они возникают в ответ на сигналы, которые поступают из чувствительных областей, расположенных на языке и во рту. Благодаря памяти о прежних ощущениях, рот собаки будет наполняться вязкой слюной, если ей просто предложить мясо, и жидкой, если предложить что-то несъедобное (выделение жидкой слюны свидетельствует об отвращении). Павлов начал свои исследования, используя пищу и метроном.

В комнате, где собак ничто не отвлекало, он установил метроном. Пускать его в ход, а также выдвигать миску с едой можно было снаружи, снаружи же находился и наблюдатель, который мог видеть происходящее в комнате через отверстие. Собака, не знакомая с метрономом, обращала на него внимание, когда прибор начинал тикать. После этого сразу появлялась миска с аппетитной едой, и собака ела, первое время не связывая эти события между собой.

Постепенно естественный безусловный рефлекс (выделение слюны, когда еда оказывается в пасти собаки, или когда миска просто стоит перед ней) превратился в условный. Это выражалось в том, что тиканье метронома начинало вызывать слюнотечение еще до того, как появится миска с едой. Затем Павлов сделал собаке небольшую операцию - он провел проток слюнной железы под щекою наружу. Таким образом, ученый получил возможность наблюдать, как слюна стекает и собирается в пробирку. Потом он пошел еще дальше - ушил часть желудка, из образовавшегося слепого желудочка вывел трубку, с помощью которой он мог проводить наблюдения.

Так Павлов обнаружил, что при стуке метронома выделяется не только слюна, но и желудочный сок. Труды Павлова были дополнены исследованиями американского ученого Д.Б. Уотсона, который ввел понятия условного и безусловного рефлекса.

В жизни собаки

В жизни собаки присутствует множество условных рефлексов, которые накладываются на врожденные, безусловные. Безусловные рефлексы связаны с низшими отделами нервной системы, условные - с высшими. Если животному удалить полушария, простые врожденные рефлексы останутся, а связанные с ними условные - исчезнут. Условные рефлексы представляют собой ответные реакции организма на раздражитель, выработанные при определенных условиях. Это тот путь, при помощи которого человек может управлять поведением собаки.

Выработка у собаки определенных условных рефлексов и составляет психофизиологическую сущность дрессировки. Если изменяются условия, вызвавшие условные рефлексы, они угасают, так как представляют собой временные реакции. Они осуществляются высшими отделами головного мозга. Кора головного мозга может оказывать как активизирующее, так и тормозящее влияние на нижележащие отделы мозга, и таким образом, либо усиливать, либо тормозить ответные действия.

Для формирования условных рефлексов, то есть дрессировки, большое значение имеет интенсивность сти­мула, а также общее состояние собаки. Если здоровье животного находится в плохом состоянии, внутренние раздражители будут отвлекать его внимание от дрессировщика.

Если кожа собаки раздражена, и она постоянно чешет и кусает беспокоящие ее места, то дрессировка практически невозможна. Самой трудной задачей является формирование у собаки первого условного рефлекса. По мере обучения процесс дрессировки становится все более и более простым. Любой ощутимый для собаки стимул (зрительный, вкусовой, тактильный, обонятельный и т.д.) можно преобразовать в условный раздражитель. Условный рефлекс может быть сформирован, например, следующим образом.

Собака впервые слышит звук свистка, она всей своей позой выражает настороженность. Если при звуке свистка собаку всякий раз кормить, свисток превращается в условный раздражитель. Когда собака начинает выделять слюну до того, как получит еду, можно сказать, что у нее сформировался условный рефлекс. Существует также другой принцип формирования условного рефлекса, который состоит в том, что рефлекторное действие эффективнее всего закрепляется тогда, когда условный стимул дается не более чем на секунду раньше безусловного.

Вторичный условный рефлекс формируется поверх уже установившегося условного рефлекса в результате замены нового условного стимула. На практике это может выглядеть, например, так: собака привыкает реагировать на свисток, выделением слюны, получая за это еду. Теперь можно заменять свисток словесной командой типа «Ешь!», повторяя снова весь процесс формирования рефлекса. Чтобы реакция на свисток угасла, по ходу формирования нового рефлекса нужно периодически свистеть в свисток, но не давать собаке пищи.

Чтобы сохранить реакцию и на первичный, и на вторичный стимул, нужно изредка давать свисток после того, как вторичный стимул вызвал условный рефлекс, а после этого предлагать поощрение в виде лакомства. Собаку можно приучить и к третьему условному стимулу, но к четвертому уже нельзя. Поэтому важно, имея дело с собакой, добиваться от нее какой-то определенной реакции, используя один и тот же словесный стимул или не более двух слов для одной реакции.

Рассмотрим еще один пример

Рассмотрим еще один пример - выработку у собаки условного рефлекса на команду «Сидеть!» (рис. 2). Дрессировщик говорит команду, которая в данном случае является условным раздражителем, и сразу же нажимает рукой в области поясницы (безусловный раздражитель).

Команда воспринимается слуховым рецептором, и нервный импульс доходит до слухового центра коры головного мозга.

Рис 2. Схема образования рефлекса на команду «Сидеть!»

Таким образом, возникает первый очаг возбуждения. Под влиянием давления в области поясницы возникает второй очаг возбуждения, и собака садится. При многократных повторениях этого упражнения в коре образуется связь между слуховым и двигательным центрами, после чего команда будет вызывать необходимую реакцию со стороны собаки.

Механизм образования условных рефлексов всегда сводится к замыканию связи между очагами возбуждения в коре больших полушарий. Сила условных рефлексов находится в прямой зависимости от вызывающих их стимулов. Интересно то, что рефлексы обостряются при выполнении собаками легкой работы. Если собака возит груженую тележку и вес груза постепенно увеличивать, то рефлекс усилится до предела.

Но по достижении этого предела возможен противоположный исход - рефлекс может начать угасать. Рефлексы также могут угасать под влиянием усталости, так как в перегруженных мышцах образуются химические вещества, оказывающие влияние на головной мозг, особенно на его кору. Но после отдыха они возвращаются.

В процессе жизни собаки

В процессе жизни собаки осуществляется постоянная смена приобретенных рефлексов. Одни из них закрепляются, другие исчезают, благодаря процессу торможения. И.П. Павлов установил существование двух видов торможения - безусловное (внешнее) и условное (внутреннее). Безусловное торможение является врожденным свойством нервной системы. Оно появляется при действии посторонних сильных раздражителей и тормозит проявление условных рефлексов.

Поэтому выработка первоначальных навыков у собаки должна осуществляться в спокойной, привычной для собаки обстановке. Если длительное нервное перевозбуждение превышает предел работоспособности нервных клеток, развивается торможение еще одного вида - охранительное, или запредельное. Поэтому, при дрессировке нужно или иной инстинкт, когда все условия, гормональные, физиологические и возрастные на лицо, интенсивность запускающего его в ход раздражителя, начинает падать.

В этом случае говорят о падении величины порога раздражителя, необходимой для пробуждения инстинкта. В результате этого даже очень слабые раздражители могут запустить инстинкт в ход. Исследователи говорят, что в конечном счете, инстинкты начинают проявляться вообще без воздействия каких бы то ни было раздражителей или под влиянием таких раздражителей, которые в обычных условиях не способны запустить данную инстинктивную реакцию.

Раздражителями инстинктов, регулирующих отношения между отдельными особями, могут быть голоса, движения, позы, запахи и т.п. Со многими инстинктами у животных ассоциируется чувство приятного удовлетворения. Как и человек, животное с удовольствием принимает пищу, любит себе подобных, строит жилище и т.п. Поэтому неудивительно, что животное испытывает потребность проявлять доставляющие удовольствие инстинкты.

Пример тому - интерес собаки ко всему, что связано с охотой и добыванием пищи. Инстинктивные действия начинают проявляться сильнее по мере роста и созревания животного. На степень проявления инстинкта влияет гормональное, физиологическое состояние и упитанность особи. Некоторые из них подвергаются изменению посредством обучения. Владельцы собак далеко не всегда правильно воспринимают инстинктивное поведение своих питомцев, объясняя его рассудительностью и умом своей собаки, что является в корне ошибочным. Многие инстинкты наиболее целенаправленно проявляются в самых обычных условиях.

Опытному собаководу нетрудно понять, что-то или иное действие животного было вызвано именно инстинктом, а не разумным поведением, хотя внешне может создаваться полное впечатление, что животное владеет и управляет своими действиями. Поведение, обусловленное специфическими раздражителями, доводится до конца и может повторяться, если раздражитель проявляется столь же сильно. Но если инстинктивная деятельность в течение долгого времени не приводит к желаемой цели, действие раздражителя ослабевает.

Иногда раздражители двух или более инстинктов проявляются одновременно в одинаково сильной форме. В этом случае можно наблюдать, что животное проявляет инстинктивное действие, для которого данные раздражители не являются пусковыми. Действия такого рода называют смещенной реакцией (своего рода сублимация). Можно привести следующие примеры смещенных реакций.

Приветствуя своих хозяев

Приветствуя своих хозяев, собака может обнажать зубы, демонстрируя некое подобие улыбки. Такое объяснение на самом деле неверно. Дело в том, что гримасничанье - это существенный элемент агрессивного поведения собаки. Если бы собака могла вести себя так, как ей хочется, она бы набросилась вам на шею и принялась лизать лицо и шею.

И это было бы для нее самым естественным способом поприветствовать любимого хозяина. Но такое поведение животного оттормаживается полученными в ходе воспитания навыками, и эта противоречивая ситуация (радость встречи + невозможность ее выразить адекватно своим инстинктам) порождает гримасу, которая в данном случае является надежным признаком того» что собака ему рада.

На восприимчивость собаки к различным раздражителям в значительной степени влияет ее настроение. Чаще всего собака наиболее чувствительна к тем раздражителям, которые в большей степени соответствуют ее настроению. Раздражители же, не отвечающие настроению собаки в данный момент, могут ею просто не восприниматься.

Например, когда сука находится во власти полового или материнского инстинкта в период выхаживания щенков, она до крайней степени чувствительна ко всему, что так или иначе, связано с проявлением этих инстинктов. В то же время она крайне слабо реагирует на то, что касается охоты или даже приема пищи. Недостаточно сильный раздражитель может привести к неполной инстинктивной деятельности: животное совершит первые инстинктивные движения или даже их начальную часть.

Такая же картина может наблюдаться в том случае, если раздражитель достаточно сильный, но животное еще недостаточно созрело для той или иной инстинктивной деятельности. Вообще довольно много инстинктов собаки и ее действий может проявляться только в виде начального движения. Этих начальных движений бывает достаточно, чтобы сородичи собаки правильно поняли передаваемую ей информацию. Большинство из них известны животному с самого рождения, остальные оно познает на практике, из отношений со своими сородичами.

Инстинкт заключается в унаследованной группе рефлексов, действующих на животное в целом, а не просто вызывающих, например, реакцию небольшой группы мышц. Благодаря племенной работе, человек может изменять врожденные формы поведения собаки, но на уровне обучения и дрессировки это не возможно. При помощи обучения можно лишь совершенствовать те или иные врожденные формы поведения собаки, но для этого они должны быть положены в основу обучения как отправная точка, которую ни в коем случае нельзя игнорировать.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх