Цикл занятий по эстетическому воспитанию. Конспект урока на тему «эстетическое воспитание как основа формирования культуры личности средствами декоративно-прикладного творчества

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35»

Программа

«Красота спасёт мир»

(для учащихся с умственной отсталостью)

5 - 11 классы

Составитель: Пепеонкова Н.В.,

учитель математики

высшей квалификационной категории.

г. Череповец,

2015 - 2016 уч. год

«Чтобы воспитать человека чувствующим

и думающим, его следует, прежде всего,

воспитать эстетически».

(Ф. Шиллер)

Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Красота спасёт мир», разработана для реализации на классных часах (5 - 11 классы) в МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35» г. Череповца Вологодской области. Она учитывает индивидуальные, возрастные особенности детей с проблемами интеллектуального развития и затрагивает формирование всех общечеловеческих ценностей.

Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа - это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса в становлении личности любого ребёнка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в умственном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём?

Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира.

На важную роль искусства и творчества в воспитательно-образовательном процессе детей с отклонениями указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демюр, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеев, Т.С. Комарова утверждают, что процесс восприятия искусства и творчества детьми представляют собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны.

Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами умственного развития. Важно отметить, что в работе с детьми данной категории главными являются те формы работы, которые способствуют формированию социально-адаптированной личности. Одними из таких форм являются формы художественно-эстетического освоения мира. Они используются не только как средство художественной культуры, но и оказывают на детей с умственной отсталостью лечебное воздействие, являясь способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.

Таким образом, каждый классный час по художественно-эстетическому воспитанию школьников с проблемами интеллектуального развития должен опираться, прежде всего, на следующие требования:

- создание обстановки эмоционального благополучия;

- создание и обновление предметно-развивающей среды;

- творческий подход к содержанию материала, используемого на классном часе;

- вариативность в выборе тем классного часа, форм его проведения, средств и методов работы с детьми;

- использование дифференцированного подхода в обучении детей, учитывая их психофизические особенности;

- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Вологодского края);

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- преемственность в работе с учреждениями культуры (посещение музеев, выставочных залов).

Целью программы является: формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное; воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.

Задачи:

Способствовать развитию художественно-эстетических качеств учащихся с умственной отсталостью через организацию классных часов с использованием музыки, живописи, поэзии, декоративно-прикладного творчества.

Создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей.

Создание высокого уровня эстетических потребностей.

Воспитывать сердечное отношение к людям, трудолюбие.

Дать характеристику стиля, рассмотреть цветовые решения в подборе гардероба, дать практические советы по приобретению и уходу за одеждой.

Данная программа состоит из нескольких блоков. Каждый блок решает ряд определённых задач. Для каждого блока подобраны наиболее эффективные формы работы с учащимися. Наиболее подробно эти данные приведены в таблице.

№ п/п

Название блока

Задачи блока

Формы работы

1

Красота и труд - вместе идут

Показать роль труда в физическом, нравственном, эстетическом формировании человека.

Вызвать уважение к рабочей профессии; помочь осознать высокое благородство цели и мотивов труда.

Развивать потребность трудиться добросовестно, творчески, вносить красоту в процесс и результат своего труда

Экскурсия, беседа,

игры-тренинги, ролевые игры.

2

Красота родной природы

Раскрыть величие и красоту природы как источника чувств и творческой деятельности.

Привить любовь к природе родного края с использованием активных форм обучения, технических средств обучения, произведений поэзии, живописи, музыки.

Беседа по картинам, экскурсия в природу (парк), посещение выставок, прослушивание стихотворений, чтение отрывков из произведений

3

Я в мире… мир во мне…

Познакомить с огромного миром и помочь почувствовать важность каждого человека в нём.

Содействовать определению своего Я и места для себя в этом мире.

Способствовать раскрытию внутреннего мира человека.

Беседа, игры-тренинги, анализ ситуаций, совместный просмотр фильма.

4

Сила красоты и доброты

Воспитание эстетических и нравственных качеств у учащихся, развитие мышления, творческих способностей.

Эстетика в одежде, поступках людей.

Дискуссия, просмотр фильмов, игры-тренинги, анализ ситуаций.

5

Наследники традиций

Развить речевую, мыслительную деятельность, творческую деятельность учащихся.

Активизировать воображение.

Беседа, посещение памятных и исторических мест (музеи)

Блок «Красота и труд - вместе идут» включает в себя изучение эстетически значимых мест родной Вологодчины и профессий, связанных с этими местами.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами знакомства с профессиями наших предков и профессий сегодняшнего дня.

Блок «Красота родной природы» включает в себя изучение прекрасного в природе России и малой Родины - Вологодчины с использованием литературных, музыкальных и художественных произведений по теме классного часа.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами поэзии, релаксационной музыки - «звуки природы», знакомства с картинами русских художников-пейзажистов, знакомство с творчеством Вологодских поэтов и художников.

Блок «Я в мире… мир во мне…» включает в себя изучение детьми общекультурных ценностей: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость, внимательность и предупредительность.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств к самому себе, средствами тренинговых занятий по теме классного часа, диспутов после просмотра или иллюстрирования различных жизненных ситуаций (отрывки фильмов, презентации).

Блок «Сила красоты и доброты» включает в себя изучение эстетических и нравственных качеств людей, способствующих развитию мышления, творческих способностей, формирующих эстетику в одежде, поступках детей.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств по отношению к внешнему виду и поступкам людей средствами.

Блок «Наследники традиций» включает в себя изучение традиционной народной культуры Вологодской области (праздники, обряды, особенности мужского и женского костюма, мужское ремесло и женское рукоделие, каноны мужского и женского поведения в семье (общине).

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами народной традиционной культуры.

Тематика классных часов

по художественно-эстетическому воспитанию

5 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Шубка овечки - теплее любой печки». Знакомство с особенностью разведения овец. Что овечка нам приносит?

Любимый парк родного города.

Анализ стихотворений о парках КиО

г. Череповца. Рисование иллюстраций.

«Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».

«Какого человека можно назвать красивым? Можно ли стать красивым?».

«Все игрушки в сундучке на цветном половичке». Традиционные игрушки наших предков.

6 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Скатерть бела весь свет одела» Знакомство с технологией изготовления Вологодского кружева.

Природа и фантазия. «Фотоконкурс овощей необычной формы или размера».

Тайны вокруг нас - вещь временная. Тайное всегда становиться явным.

Красота человеческих отношений. Чтобы иметь друга, надо быть им.

«Кузьминки» - 14 ноября. Традиция празднования Кузьминок в Вологодской области.

7 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Зимой и летом» одним цветом». Лес родного края: ель, сосна. Что нам даёт лес? Профессии, связанные с лесом.

Моя малая Родина - Вологодский край. Посещение музей (пейзажи Вологодчины)

Фотоконкурс «Я и природа».

Хорошие манеры.

Красота человеческих отношений. Сеющий неправду - пожнет беду.

Традиция празднования Рождества на Руси. Что такое «Вертепный театр»?

8 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Прянична доска с целого пенька». Традиционные ремёсла и трудовые занятия: изготовление пряника, его предназначение. Пряничник.

«Люблю берёзку русскую…»

Береза - это символ России, любимое дерево с древних времен, для православных людей это главное дерево жизни.

«Суд» над пороками людей (ложь, наркомания, алкоголизм и т.д.).

«Подарок моим друзьям».

«Прилетела птица из-за морья, вывела весну из затворья». Представление наших предков о небесном светиле - солнце. Использование солнца, как оберега на прялках, в избе и на одежде наших предков

9 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть». Красота водных ресурсов Вологодчины. Традиция рыболовства в Вологодской области.

Творчество Фёдора Тютчева (в зависимости от времени года)

«Осенний вечер» «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит»

«Зима недаром злится»

«Что значит владеть собой?»

Расскажи мне о себе.

Расскажи мне обо мне.

Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них.

«Вода - всему господин». Вода (живая и мёртвая) родники, источники, ключи и традиции их почитания.

10 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«В пастухи наймёшься - вся деревня в долгу!» Красота лугов Вологодчины. Традиционный труд людей на лугах: пастушество, сенокос.

Творчество Сергея Есенина (в зависимости от времени года).

«Отговорила роща золотая…»

«Еду. Тихо. Слышны звоны…»

«Что такое характер? Можно ли изменить свой характер?» (диспут)

«Надо ли любить всех?»

«Традиция празднования Пасхи». Пасхальные игры, традиционная кулинария на пасху

11 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Берёза, моя берёзонька!»

Ремесло не коромысло - плеч не оттягивает! (плетение из бересты: туески, солонки, корзинки, лапти из бересты)

Творчество Рубцова «Родная природа»

«Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?» (диспут)

«Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».

«Традиционный костюм Вологодской области (мужской, женский) Вышивка, ткачество и пояса - обереги народа. Символика цвета в традиционной культуре.

Калейдоскоп возможных форм работы с детьми

по художественно-эстетическому воспитанию

Праздники:

· «Мы за чаем не скучаем».

· «Праздник семейных династий»

· «Папа, мама и я - дружная семья».

Устные журналы:

· «Очевидное - невероятное».

· «Моя родословная».

· «Семейные традиции».

Диспуты:

· «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективи-стом?».

· «Что такое духовность человека?».

· «Разумное и нравственное всегда совпадают».

Вечера :

· «Молодость наших бабушек».

· «Орден твоего деда».

Викторины :

· «Классики литературы о добре и зле».

· «К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне».

· «Новогодняя. По странам и континентам».

· «Братья наши меньшие».

Беседы :

· «Как изучить самого себя».

· «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».

· «В дружбе - сила».

Выставки поделок :

· «Золотые бабушкины руки».

· «Природа и фантазия».

Конкурс сочинений:

· «Я и мой старший брат».

· «Я в ответе за младших в семье».

· «Мои соседи».

· «Что значит быть человеком?».

· «Береги честь смолоду».

· «Самый дорогой человек».

Заочные путешествия:

· «Здесь живут мои родственники».

· «Дорогами великих географических открытий».

· «По странам и континентам».

Игры-путешествия:

· «Праздничный сюрприз».

· «Снежная сказка» (для 5 - 6 классов).

Тридцать пестрых дел (по Н. Щурковой):

· «Волшебный стул».

· «Презентация мира».

· «Социодрама».

· «Разброс мнений».

· «Публичная лекция».

· «Открытая кафедра».

· «Пять минут с искусством».

· «Защита проекта».

· «Философский стол».

· «Приглашение к чаю».

· «Сократовская беседа».

· «Дерево, посаженное тобою».

· «Корзина грецких орехов».

· «Театр-экспромт».

· «Час тихого чтения».

· «Турнир знатоков этикета».

· «Дискуссионные качели».

· «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)».

· «Интеллектуальный аукцион».

· «Большой круг».

· «Диалог с веком».

· «День добрых сюрпризов».

· «Путешествие в свое прошлое».

· «Проблемы и аргументы».

· «Свободный разговор».

· «Смешинка».

· «Этический тренинг».

· «Конверт дружеских вопросов».

· «Выпускной ринг».

· «Когда говорят предметы».

· «Калейдоскоп».

· «Лукошко».

· «Маски».

· «В одной связке».

Творческие конкурсы:

· На лучшее сочинение на тему... («Как я провел лето»).

· На лучшее стихотворение о...

· Рисунков на асфальте.

· Рисунков на тему... («Первый день зимы»).

· На лучшее поздравление с... (Днем учителя).

· Агитпредставлений.

· Юных фотолюбителей.

· Юных модельеров.

· На лучшую праздничную стенгазету.

· Поделок из бумаги (оригами).

· Исполнителей народных песен.

· Рисунков на стекле (витражей).

· Юных джентльменов.

· Фигурок из желудей и шишек.

· Инсценированной сказки.

· Картин из цветов (флористика).

Список литературы:

1. Баранов Д. А., Баранова О. Г., Зимина Т. А. Русские дети. Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия. - СПб., 2006.

2. Гуров В.Н . Социальная работа школы и семьи. - М., 2002.

3. Дитятко - что тесто, как замесишь, так и выходит. Сборник учебных программ и методических разработок по традиционной народной культуре. Часть I . - Череповец: КнигоГрад, 2013. - 260 с.

4. Кислицына Т. Г. Русская семья: От рождения к вечности. - М., 2008.

5. Кислицына Т. Г. Русская семья, праздники и традиции. - М., 2009.

6. Погодина Е. В. Взаимодействие семьи и школы как одно из условий создания единой воспитательной среды. - Череповец, 2001.

Конспект урока на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Известные исследователи народного декоративно – прикладного искусства В.С.Воронов, А.В. Бакушинский, В.М. Василенко в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов. Именно поэтому декоративное искусство должно играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков. Взяв за основу государственную программу, я откорректировала ее с учетом индивидуальных возможностей, личных особенностей детей и поэтому свой опыт, считаю репродуктивно-исследовательским.Технология опыта

Для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями.
Искусство следует рассматривать как способ гуманного преобразования человека, как связь его с миром. На основании этого тезиса в программе, по которой я работаю, выделено общее экологическое направление: изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры.

Главным направлением моей педагогической деятельности является приоб­щение детей к народному декоративно-прикладному искусству, к его истокам.

Целью опыта является развитие художественных способностей детей через творческие задания, интегрированные занятия, посещение выставок, экскурсии.

Достижение этой цели я вижу через осуществление следующих задач:

Овладение воспитанниками знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;

Ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства «Декоративное рисование», «Художественная роспись», «Лепка», «Аппликация».

Развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;

    воспитание интереса и любви к народному искусству.

В основу опыта положено:

Творческие принципы народного искусства, общие для любой из его областей (повтор, вариации, импровизации);

Тематический принцип планирования материала с учетом интересов детей, их возрастных особенностей;

Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;

Система межпредметных связей;

Направленность содержания программы на развитие творческих способностей детей.

Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно ещё очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим. Мышление, интересы, отношение к жизни к труду, к семье этих будущих строителей и хозяев нашего общества складываются уже сегодня.

В каждой школе учатся не только будущие агрономы, токари, учёные, летчики. В каждой школе растут матери, отцы, учителя – будущее воспитатели новых поколений. И всё это то, что они будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать.

Прочный фундамент всего этого может быть заложен только в юные, только в школьные годы. В современных условиях искусство должно проникнуть во все сферы детской жизни и активно участвовать в формировании мировоззрения подрастающего поколения, его представлений о жизни нравственных и интеллектуальных свойствах личности. Всё это требует всеобщности эстетического воспитания.

Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, в повседневной труде, в повседневных человеческих отношениях. А для этого вся жизнь школьников – классная и внеклассная – должна быть организована «по законам красоты». В этом и состоит главная воспитательная функция искусства.

3. Теоретическая основа опыта.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Художественное воспитание целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное образование - процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства.

Увлеченные научно – технической революцией, погруженные в «мир информации», мы, вообще, стали порой считать логическое мышление единственно достойным современного человека, а эмоции чем-то лишним, второстепенным, вообще-то, и не нужным, «немодным и некрутым». Кстати, этот недостаток – отсутствие культуры чувств, способности сопереживать – в зрелые годы, наверное, невозможно восполнить даже прохождением какого-нибудь курса «хороших манер». Этот «университет» может лишь облечь дурные, примитивные чувства в маскировочное одеяние, но не изменить их. Духовно не развитый эстетически неграмотный человек без разбора потребляет всякого рода художественные суррогаты, какими бы путями они к нему не попадали. И через подобное искусство в душу проникает чужая нам, потребительская, индивидуалистическая идеология. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству.

Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.

Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему процессу воспитания. В эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства.

Принцип эстетики всей детской жизни требует организации от­ношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в созидании которой ребенок принимает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания, но и воспитания в целом.

Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд.

Эстетическая воспитанность человека немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, записывают в блокнотах имена художников, краткое содержание произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим, все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. Их признаком является также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Внешний показатель эстетической воспитанности, базирующийся на всех вышеупомянутых, художественно-эстетическое творчество школьника в искусстве, жизни, поведении, отношениях. В нем органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образо­ванность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению.

Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Психологическими критериями измеряются способности ребенка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса.

О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние.

Коллективная творческая работа воспитанников кружка способствует не только их всестороннему эстетическому развитию, но и формированию их нравственных качеств, идейных убеждений, а сознание того, что каждый из них - это частица одного коллектива, благотворно влияют на воспитание коллективизма, дружбы и доброты, которые остаются у ребят на всю их последующую сознательную жизнь.

Это обычно находит свое выражение в общественно-полезной деятельности в учреждении, в организации массовых мероприятий. Достаточно желания, интереса - и воспитанники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Создание такого интереса, желания зависит от педагога. Это организация и проведение традиционных праздников (посвящение в кружковцы, творческие встречи), карнавалов, конкурсов, смотров, викторин, выставок и фестивалей детского творчества. Выполняя эстетико-нравственные функции, названные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей и подростков, имеющих специальные художественно-творческие данные, пробуждают или углубляют эстетические чувства, потребности. Так, например, районный фестиваль детского творчества объединяет большое количество творческих коллективов (до 500 участников). Фестиваль проводится по декоративно-прикладному, изобразительному, музыкально-хореографическим направлениям, где все виды искусства объединяются. Конечно, степень успехов участников подобного фестиваля различны, но их объединяет массовость, возможность приобщения детей и подростков к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал и способности ребят.

Учреждение дополнительного образования уникально тем, что любой ребенок (одаренный или с проблемами) здесь всегда успешен. Именно успешность выступает главным результатом педагогической деятельности, а мера этой успешности определяется только относительно каждого ребенка как личности.

Технология опыта.

Цель представленного опыта работы - отразить в форме модели систему развития эстетических чувств воспитанников объединения «Умелые руки», воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов декоративно-прикладного искусства, как работа с кожей, тестопластика, конструирование, рисование, лепка, фитодизайн.

Задачи:

        Развивать творческий потенциал личности;

        Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народной традиционной культуры.

В объединении «Умелые руки» занимаются 3 группы. Возраст детей от 5 до 12 лет.

Состав группы постоянный.

Набор детей по желанию. Дети зачисляются по собеседованию. Занятия проходят как групповые, так и индивидуальные.

В данном опыте решаются две основные образовательно – воспитательные задачи, тесно связанные друг с другом. Одна учит творить собственными руками, а другая – познавать красоту жизни. И эти две задачи решаются от первого до пятого года обучения, рассматривая грань связи искусства с жизнью. Моя образовательная деятельность нацелена на развитие и совершенствование умений и навыков работы с кожей, бумагой, природным материалом, на воспитание интереса воспитанников к старинным промыслам.

Основной воспитательной целью является раскрепощение личности, социальная адаптация ребёнка, обогащение его духовного опыта через знакомство с видами декоративно-прикладного творчества, умение применять полученные знания и опыт в быту.

В процессе воспитания ребёнка у него вырабатывается эмоционально отношение к нравственным нормам. В обыденной жизни ребёнок реагирует на любое проявление взрослых, сверстников, подростков. Важно, чтобы у него сложилась правильное отношение к пороку, хамству, к хулиганству. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться недостойному поведению людей и желанию не быть на них похожим.

Программа не ставит своей задачей подготовку школьников в искусствоведческие вузы, а преследует более широкую цель: общее развитие личности, способной к многоплоскостному восприятию мира и обладающей широким диапазоном способностей.

Личность ребёнка развивается в зависимости от социальных условий, а также от того, какую значимость для него приобретает та или иная социальная ситуация и какой личностный смысл приобретают нравственные и другие ценности.

Организация творческого процесса на моих занятиях целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех его этапах является соавтором, сотворцом ребенка. Предложенная мною позиция объясняется отсутствием у школьников достаточного жизненного опыта, несовершенством психофизического аппарата, доминирующей потребностью «быть на сцене» над желанием выразить, донести идею (замысел, смысл). Однако, только формирование у ребенка отношения к своему собственному созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, а именно продукт, «который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности». В этом заключается вторая особенность предлагаемой мною программы, отличие которой от других имеющихся программ по декоративно-прикладному творчеству состоит в особом акценте на формирование мировоззренческой позиции школьника через включение его во все этапы создания работы. Это, с одной стороны, требует от ребенка умения не только ориентироваться в мире искусства, но и знать историю своего народа, его обычаи и нравы, ощущать «болевые точки» современности, а с другой ликвидирует одну из причин пониженной значимости для школьников собственно прикладной деятельности: практическую непричастность их к творчеству - процессу моделирования изделия.

Следующей особенностью моей программы является акцент на общее развитие личности. С этой целью в курс программы включены занятия по изучению основ этнографии, нравов и обычаев народов, истории костюмов, причесок, интерьера. В предложенной программе впервые затрагивается проблема творческого общения в процессе моделирования изделия и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.

Дети активны, аккуратны, заинтересованы в работе, внимательны на занятиях, доброжелательны.

Для успешного обучения и воспитания детей в объединении «Умелые руки» используется специальное и относительно прочное стационарное оборудование (ножницы, иглы, нитки, шило, выжигатели), соблюдаются нормы техники безопасности.

Весь процесс обучения в объединении «Умелые руки» подчинен цели - воспитанию личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов декоративно-прикладного искусства, как тестопластика, конструирование, лепка, работа с кожей.

В процессе формирования творческой деятельности выделяю три последовательных этапа:

Первый этап обучения в объединении знакомит с основами эстетического восприятия явления окружающей жизни, а за все пять лет обучения в сознании и эмоциональном развитии ребёнка закладывается фундамент художественно – эстетических представлений, на которые он опирается в дальнейшем обучении. Без развитии чувств, без формирования радости общения с искусством собственного творения, это цель не может быть достигнута.

Выработка практических умений и навыков (1-й год обучения).

Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми
впечатлениями (2-3-й годы обучения).

Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения
накопленного опыта и применение его в творческой деятельности (4-5-й годы
обучения).

Каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний обобщающим во всем процессе. Практическая деятельность обучающихся постепенно усложняется, обогащается за счет заданий творческого характера.

Занятия в объединении «Умелые руки» рассчитаны на пять лет, состоят из пяти частей, соответствующих годам обучения.

В первый год происходит знакомство детей с такими видами деко­ративно-прикладного искусства, как лепка, конструирование, рисование. Эти виды деятельности выбраны не случайно, так как детей можно научить конструировать из готовых форм, рисование развивает ум, фантазию, художественно-творческие способности, а лепка развивает мелкую моторику рук. Движения рук становятся более координированными и уверенными, развивается глазомер.

На втором году обучения кружковцы должны овладеть основными приёмами лепки из теста, уметь приготовить солёное тесто, знать историю этого ремесла. И как результат овладения техникой тестопластики являются выставки, где демонстрируются достижения кружковцев.

Третий год обучения включает в себя знакомство с мастера – умельцами. Дети умеют лепить мелкие орнаментальные детали, объемные лепные фигуры. Использовать в лепке специи и природные материалы.

Четвертый год обучения дети работают над тем, что составляет из лепных фигур композиционные группы, совершенствуют технику тестопластики.

Пятый год обучения отводится программой по совершенствованию уже имеющихся навыков, где дети познают законы флористики, фитодизайна, совершенствуют своё мастерство в работе с кожей.

Всё обучение детей строится от простого к сложному. В соответствии с этим ставятся цели и задачи обучения, которые усложняются к концу года. Программа направлена на общее развитие личности, умение использовать народные традиции в своей жизни.

Этот этап обучения является итоговым. Все вехи обучения сводились именно к тому, чтобы обучающийся научился создавать произведение, которое от замысла до воплощения в материале было бы выполнено самостоятельно. На этом этапе и выявляется личность творца, а не просто хорошего исполнителя. На этом этапе возрастает роль педагога, если он раньше уже и вел за собой, то теперь он вступает с воспитанником в процесс сотворчества.

Темы заданий выбираются самим ребенком, но я могу предложить детям дополнительные.

Примерные темы для творческих работ , которые предлагаются воспитанникам объединения «Умелые руки»:

    История искусства народных промыслов.

    Легенды о цветах.

    Народные праздники и обычаи.

    Куклы-обереги в народной культуре, их защитные и эстетические функции.

    Жизнь замечательных людей своего края.

    Мастера-умельцы народных промыслов.

    Каждый народ-художник.

После того как учащиеся определились с выбором темы, идет наработка творческого материала. С этой целью проводятся пленэрные зарисовки, посещение выставок, музеев, просмотр слайдов, иллюстраций, фотографий, чтение специальной литературы.

Творческие работы характеризуются:

    появлением индивидуального почерка;

    интересным решением сюжета;

    усовершенствованием и творческим преобразованием пер­воначального варианта эскиза;

    правильным выбором цветового сочетания;

    подчинением законам композиции;

    организацией изобразительного центра;

    подчинением единому образному строю;

    равновесием, целостностью, художественной логикой.

В своих творческих работах дети идут от чувства, от своего внутреннего мира, а не от наблюдения чужих стандартов, подсказок, мешающих творческой самостоятельности.

Творческая работа «Умелые руки» сегодня - это

    итог обучения,

    сотворчество педагога и ученика,

    коллективные работы,

    серии работ, объединенные одной темой,

    работы, гармонично сочетающиеся с интерьером, для которого изготавливаются.

Регулярно осуществляю индивидуальную работу с воспитанниками кружка. Я неслучайно использую личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Ведущей целью этой технологии является творческое развитие индивидуальности ребенка, углублении его практических занятий и умений, приобщение к миру прекрасного, совершенствование эстетического вкуса.

Творческое отношение к осуществлению индивидуальной работы имеет принципиальное значение. Данная модель развития эстетической культуры подчеркивает важность увлеченности как педагога, так и ребенка искусством для формирования у воспитанника познавательного интереса к нему и стремления к самосовершенствованию, глубокому пониманию предмета. Важно «раскрыть» ребенка, высвободить его творческую энергию, раскрепостить эмоционально.

Особое место в организации занятий кружка «Умелые руки» я отвожу игровой деятельности воспитанников (Приложение №3). Данная форма организации работы помогает мне максимально раскрыть в ребенке в процессе самопознания и саморазвития его творческие возможности, гармонично развивать его природные способности средствами всех видов искусств. Проведение народных игр помогает лучше узнать прошлое своего народа, его искусство, постичь душу другого народа.

Специально организованная воспитательная работа - это не только досуговые мероприятия. Это комплекс самых разных видов деятельности социальной направленности - трудовой, общественно-полезной, культурно-творческой, организованных педагогом в таких формах как: различные коллективные творческие дела, индивидуальные поручения, детское самоуправление (Приложение №4). Именно в разнообразной деятельности ребенок пробует себя в различных ролях, приобретает социальный опыт, формирует образцы поведения, а педагог имеет возможность отслеживать свое воспитательное влияние на ребенка.

Значительную часть воспитательного процесса организовываю совместно с обучающимися и их родителями, а возникшие проблемы и задачи решаем сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя, интересов друг друга.

Меня, как педагога, объединяет с родителями воспитанников общая забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Художественное начало есть в каждом ребенке. И моя задача - увидеть две стороны - социальную и нравственную и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, воспитывая эстетическую культуру, я открываю ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащаю их, подвожу к пониманию лучших образов большого искусства и, следовательно, к более глубокому пониманию мира. А познание радости творческого процесса в коллективе детей и подростков делается основой нравственного воспитания - воспитания личности.

III. Результативность опыта

Поскольку образовательная деятельность является основной для педагога, то оценка его эффективности производится по уровню образовательного результата.

Ведущим показателем результативности педагога, который можно диагностировать в ребенке, является образованность личности, которая понимается как совокупность обученности и воспитанности.

При отслеживании обученности в программе деятельности кружка в каждой теме указываются: перечень конкретной информации, которую должен усвоить ребенок, показатели освоения, а также перечень умений, которые ребенок должен продемонстрировать (владение методами, операциями, технологиями).

Основным показателем воспитанности я считаю направленность личности ребенка, которая выражается в его ценностных ориентациях, взглядах, прослеживаемых в поступках и поведении. Помимо направленности «на себя», «на объект», «на других людей» показателями воспитанности являются культура поведения и отношений.

Эффективным способом, позволяющим одновременно и решать воспитательные задачи, и отслеживать уровень воспитанности детей, а также влиять на этот уровень, является специально создаваемая мной ситуация выбора, т.е. ситуация, требующая от ребенка самостоятельного принятия решения и ставящая его в позицию ответственности за свои решения. Это - ситуации - тесты, проблемные ситуации. Также способом создания ситуации выбора является коллективное творческое дело, в котором каждый ребенок выбирает определенную позицию. В процессе подготовки и проведения такого дела я решаю комплекс воспитательных задач, отслеживаю позицию каждого ребенка, и уровень развития коллектива в целом.

Для изучения уровня нравственного развития личности воспитанника младшего школьного возраста, я использую диагностическую методику Айзенка. Она проводится в начале учебного года, а в итоговый период обязательно повторяется. В ходе игры я стараюсь опираться на детскую самооценку. Закрепленные и приобретенные качества положительной направленности называются как достижения. Я сравниваю итоги игры и делаю вывод о наличии динамики присвоения детьми нравственных ценностей.

В 2008 -2009 году мною было проведено тестирование «Насколько вы воспитанный человек?». Опрос показал только 40% учащихся являются воспитанными детьми, ещё 30% показали ответы среднего уровня воспитанности, 20% детей невоспитанны и грубы. В течение года была проведена огромная работа воспитательного плана, это: беседы «Понятие об этике и эстетике», «Посмотри вокруг другими глазами», были экскурсии в местный музей, и многое другое. И в 2009-2010 году эта работа была продолжена по темам «Я - Личность», «Культура поведения». И повторно были проведёны опрос детей, анкетирование, которые показали, что дети стали воспитаннее, гуманнее относится друг к другу, стали замечать хорошее, видеть красоту мира и внутреннюю красоту человека.

Всего обследовано 40 учащихся. Возрастной диапазон от 5 до 12 лет. Учащиеся весьма однородны по ряду характеристик:

    Общему развитию;

    Общей увлеченности одним и тем же делом.

Такой состав испытуемых существенно позволяет с уверенностью делать выводы о влиянии объединения «Умелые руки» на эстетическое восприятие и развитие воспитанников.

Применявшиеся методики:

    «Психологическая культура личности (Мотков О.И.)»;

    Стиль межличностных отношений определялся с помощью «Диагностика межличностных отношений (Собчик Л.Н.)»;

    Психологический портрет учащихся (Панина Н.В.).

Результаты показали, что у детей, занимающихся в объединении «Умелые руки» более высокий уровень психологической культуры, т.е. дети умеют конструктивно общаться, работать, развиваться, у них высокая самооценка, эти дети коммуникабельны, раскрепощены, социально адаптированы.

Уровень развития коллектива я отслеживаю также с точки зрения динамики. Особое внимание обращаю на мотивацию детей в деятельности, тенденции, которые складываются в коллективе. Уже к концу первого года обучения у меня имеется такой воспитательный результат как сформированный, действенный коллектив.

Для диагностики уровня коллектива, помимо наблюдения, коллективного планирования и коллективного анализа деятельности кружка я использую методику «Психологическая атмосфера в коллективе», которую провожу несколько раз в году и отслеживаю характер изменений.

Итог работы объединения - выставки учащихся. За последние 5 лет творческие работы воспитанников объединения «Умелые руки» участвовали в следующих районных и областных выставках:

IV . Библиографический список.

1. Арихейм Р. Искусство и визуальное восприятие - М., 1974.

2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник, Педагог. Школа. -М, 1984.

3. Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М., 1993.

4. Алпатов М. Немеркнущее наследие. - М., 1990.

5. Алпатов И.А.. Набойка: Русское декоративное искусство. - М., 1962

6. Барадунин В.А. и др. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М,

1986.

7. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М., 1993.

8. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - Л., 1984.

9. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. - M , 1972.

10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1991

11. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М, 1995

12. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М., 1993.

13. Неменский Б. В. Мудрость красоты: о проблемах эстетического

воспитания. М, 1981

14. Обухова Л. Ф. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л.В.

Декоративное искусство - детям. -М., 1976

15.Претте М. К., Капальдо А. Творчество и выражение. Т. 2. - М., 1985

Приложения

    Приложение №1 Образовательная программа

    Приложение №2 Реферат

    Приложение №3 Открытое занятие

    Приложение №4 Сценарии воспитательных занятий

    Приложение №5 Фотографии

Галина Орехова
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию (старшая группа)

Вид деятельности : Аппликация

Тема : «Сказочная птица»

Программные задачи :

Учить детей самостоятельно находить способы изображения для создания сказочной птицы, используя полученные ранее знания и умения на занятиях по аппликации (объемной, отрывной, обрывной) .

Развивать воображение, образное мышление, эстетическое отношение к окружающему муру, чувство цвета, эстетическое восприятие .

Средствами музыки и изобразительного искусства создать у детей хорошее настроение, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, птицам, побуждать к помощи друг другу и живым существам.

Предварительная работа :

Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением сказочных птиц. Беседы о сказочных персонажах.

Материалы и оборудование :

Иллюстрации сказочных птиц, ножницы, клей, кисточка, салфетка, набор цветной бумаги.

Ход занятия:

В. Ребята, сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло , светло, весело и уютно. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

В. Когда мы с вами гуляли на улице, мы слышали как поют птицы. А почему раньше, не было слышна пение птиц?

(Птицы улетали зимовать в теплые страны)

В. Ребята каких птиц вы знаете?

(Домашних и диких и перечисление)

В. Скажите ребята, а чем похожи птицы?

(У птиц есть крылья, клюв, перья, туловище, голова) .

В. А чем они отличаются друг от друга?

(Цветом, размером, оперением)

В. Ребята, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка :

Ну-ка, птички полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зернышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили.

Перышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели.

В. Ребята, у нас есть возможность отправиться в путешествие в сказку. Там мы сможем увидеть сказочных птиц. Хотите?

(Хотим)

В. Давайте сядем на ковер, закроем глаза (Звучит музыка «Лебедь» ) и представим себе сказочную птицу. Представили?

В. Ребята опешите, какую сказочную птицу вы представили.

(Ответы детей)

В. Удивительно красивый образ у вас получился. Посмотрите, пожалуйста, на сказочный сад, какие красивые птицы живут в нем.

В. Ребята, чтобы создать сказочных птиц надо быть волшебником и сейчас мы с вами станем волшебниками, вы ведь хотите сделать сказочных птиц?

(Ответы детей)

В. Но, для этого надо произнести заклинание!

Чтобы стать волшебником

Нужно просто встать,

Свои глаза зажмурить

Немножко помечтать

Где водятся волшебники?

В фантазиях твоих.

И чудо происходит

У тех, кто верит в них!

В. Ну. А теперь ребята вы волшебники, возьмите волшебные инструменты, которые вам необходимы, для создания сказочных птиц и приступайте к волшебству.

(дети выполняют работу, педагог напоминает приемы : вырезания, наклеивания. Подсказывает, помогает).

В. Ребята, мы с вами хорошо поработали, но нам нужно возвращаться назад в группу и своих сказочных птиц вы возьмите с собой. Эти прекрасные птицы украсят нашу группу и будут напоминать нам о нашем сказочном путешествии.

В. Ребята, давайте произнесем заклинание :

Раз, два, три,

В группу нас верни !

В. Ребята, а почему ваши птицы сказочные?

(Ответы детей и краткий анализ работ)

Публикации по теме:

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию «Ульяшка-умняшка в гостях у ребят» Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию «Ульяшка в гостях у ребят». Цель: познакомить детей с красками как средством.

Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Нас песня к Победе вела» Конспект НОД по художественному- эстетическому воспитанию детей в подготовительной группе на тему: «Нас песня к Победе вела» Цель: - Воспитывать.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) - «Флаг Мира» старшая группа КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ с использованием нетрадиционной.

Конспект совместной НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Сказка мыльных пузырей» в старшей группе Цель: расширение представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, применять полученные знания в продуктивной деятельности.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Дом, в котором ты живёшь» (средняя группа) Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Научить детей рисовать дом прямоугольной формы с треугольной крышей. Задачи: 1. Учить детей рисовать.

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. В зависимости от возраста ребенка могут быть использованы различные методы нравственно-художественного развития личности.

Выдающийся русский драматург А.П. Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Если взглянуть на это высказывание с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания.

Что такое

Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека.

Эстетическое воспитание – это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

Здесь следует уточнить, что понятие «прекрасное» в контексте художественного формирования личности не совпадает со значением слов «красота, красивый». Последнее – это скорее описание внешней формы, которое зависит от конкретной исторической эпохи, и может меняться.

«Прекрасное» же находится вне зависимости от времени и включает в себя такие понятия, как гармония, гуманизм, совершенство, возвышенность, духовность.

Цели и задачи

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:

  1. Восприятие — это способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях.
  2. Чувства – эмоциональная оценка прекрасного.
  3. Потребности – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создание прекрасного.
  4. Вкусы – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам.
  5. Идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.

Задачами являются:

  • формирование гармоничной личности;
  • развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;
  • закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;
  • побуждение к развитию творческих способностей.

Средства

Средствами приобщения к прекрасному являются:

  • изобразительное искусство (живопись, скульптура);
  • драматургия (театр);
  • архитектура;
  • литература;
  • телевидение, СМИ;
  • музыка различных жанров;
  • природа.

К методам относятся:

  • личный пример;
  • беседы;
  • школьные уроки и занятия в детском саду, кружках, студиях;
  • экскурсии;
  • посещение театра, выставок, музеев, фестивалей;
  • утренники и вечера в школе и ДОУ.

Самым действенным из всех методов является личный пример учителя (родителя). Посредством его формируется тот идеал, который потом ложится в основу всего художественного сознания. Личный пример включает в себя: манеру поведения, общения, внешний вид и моральные качества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание – задача не только воспитателей и учителей. Это непрерывный процесс, который берет свое начало в семье, а продолжается педагогами.

В семье

  • личный пример родителей;
  • пение песен и колыбельных;
  • рисование;
  • чтение книг, рассказывание сказок;
  • беседы;
  • эстетика быта.

Как уже упоминалось, самым важным методом здесь является личный пример родителя. Народная мудрость подчеркнула это пословицей «Яблоко от яблони недалеко падает».

Первое, что видит ребенок в семье – это мама и папа. Они являются его первыми эстетическими идеалами. В этом деле нет мелочей, важными являются и внешний вид родителей, и их манера общения, разговора, и семейные критерии прекрасного и безобразного.

Семейное эстетическое воспитание складывается из многих составляющих:

  1. Опрятно одетые члены семьи , атмосфера взаимного уважения, искренние эмоции, умение выражать свои чувства словом, наличие дисциплины и правил поведения – вот те основы, на которых строится правильное эстетическое сознание ребенка.
  2. Воспитание музыкального вкуса начинается с пения колыбельных песен, потешек, детских песен как отдельно матерью, так и совместно с ребенком.
  3. Умение ценить произведения искусства , тягу к созиданию развивает рисование. Употребление различных техник: карандаш, гуашь, акварель, фломастеры, карандаши, помогает ребенку знакомиться с цветами, их сочетаниями, развивает способность видеть форму и содержание.
  4. Чтение книг , рассказывание сказок помогает ребенку освоить все богатство родного языка, научиться использовать слово в качестве инструмента выражения эмоций.
  5. Беседы необходимы для ответов на вопросы ребенка, возникающие во время познавания окружающего мира. Они помогают научиться отличать прекрасное от безобразного, гармонию от хаоса, возвышенное от низменного.
  6. Эстетика быта включает дизайн детской комнаты, общее оформление жилого пространства: картины на стенах, живые цветы, порядок, чистота. Все это с самого раннего детства формирует у ребенка внутреннее чувство прекрасного, которое затем найдет свое выражение в эстетическом сознании.

В школе

Хотя основоположник педагоги К.Д. Ушинский писал, что каждый школьный предмет содержит эстетические элементы, все-таки наибольшее влияние на развитие эстетических вкусов учащихся оказывают уроки:

  • Русского языка и литературы . Они знакомят детей с сокровищницей родной речи, помогая овладеть словом, научиться ценить и анализировать произведения мировой классики.
  • Музыки . Музыка и пение развивают голос и слух. Кроме того, изучаемые на уроках теоретические основы музыки учат детей правильно оценивать любое музыкальное произведение с эстетической точки зрения.
  • Рисования (уроки изобразительного искусства). Рисование способствует выработке художественного вкуса. Изучение работ классиков мировой живописи, скульптуры на уроках изобразительного искусства формирует в детях способность видеть прекрасное в самых разных его выражениях.

Мероприятия в библиотеке

Библиотека всегда ассоциировалась с сокровищницей знаний. Это уважительное отношение к книгам можно использовать для эстетического воспитания школьников младших и средних классов школы.

Среди мероприятий, проводимых в библиотеке можно выделить:

  • ознакомительные беседы, рассказывающие о ценности книг, бережном отношении к ним;
  • тематические книжные выставки, посвященные, например, старинным книгам, литературе о войне, защите окружающей среды;
  • дни «приведи друга», направленные на побуждение детей записаться в библиотеку;
  • литературные и поэтические вечера, посвященные творчеству конкретного писателя или поэта, со знакомством с его биографией, выдающимися произведениями, чтение отрывков из них или декламация стихов наизусть.

Открытый урок

Открытый урок отличается от обычного тем, что методику работы учителя (преподавателя) в классе могут видеть и перенимать его коллеги. Поскольку право давать открытые уроки имеют только педагоги с высоким уровнем научно-методической подготовки, использующие оригинальные обучающие методики.

Этот вид учебного процесса может использоваться как средство передачи позитивного опыта в эстетическом воспитании учащихся. Особенной ценностью обладают открытые уроки по художественно-прикладному искусству (рисование, труд), музыке, русскому языку и литературе.

Беседы

Как и на уровне, семьи формат беседы в процессе обучения в школе являются неотъемлемой частью формирования художественного сознания учащихся.

Они могут проводиться в форме:

  • классных часов;
  • свободных уроков.

Классный час учитель может использовать не только для организационной работы с детьми, но и как инструмент эстетического воспитания. Например, приурочивая его к дню рождения писателя, поэта, композитора или международному дню музыки (музеев).

Свободные уроки – это уроки, которые посвящены обсуждению того или иного произведения (урок литературы), события (урок истории, обществознания). При этом учитель не только побуждает учеников к дискуссии, но и сам направляет мысль детей, мягко формируя правильное представление.

Рекомендации по нравственно-художественному развитию личности

Методы отличаются в зависимости от возраста детей.

Детей дошкольного возраста

Принципы включает:

  • создание эстетики обстановки;
  • самостоятельная художественная деятельность;
  • занятия с воспитателем.

Эстетика обстановки в ДОУ включает в себя:

  • цветовое решение игровых комнат и классов;
  • использование живых растений;
  • оформление мебели, наглядных пособий;
  • поддержание порядка, чистоты.

Самостоятельная художественная деятельность должна быть реализована в виде уроков свободного творчества. На них ребенок имеет возможность выполнять задания, руководствуясь только собственным представлением. Такая форма работы развивает воображение, стимулирует зрительную память, учит оценивать конечный результат.

Занятия с воспитателем направлены на формирование эстетического вкуса, идеалов и критериев оценки прекрасного под руководством наставника.

Младших школьников

Поскольку школьник уже имеет анализировать и строить логически-смысловые цепочки, это необходимо использовать при эстетическом воспитании детей этой возрастной группы.

Основными методами работы по эстетическому воспитанию с учениками начальной школы являются:

  • школьные уроки;
  • классные часы;
  • тематические утренники и вечера;
  • экскурсии в парк, краеведческий музей;
  • конкурсы рисования, пения;
  • творческие домашние задания.

Подростков-старшеклассников

Эстетическое воспитание в этом возрасте является самым сложным для любого учителя, так как основные идеалы и критерии у ребенка к этому моменту уже сложились.

Работа с этой группой детей должна включать следующие методы:

  • открытые уроки;
  • беседы, дискуссии;
  • классный час;
  • экскурсии в музеи изобразительного искусства;
  • посещение театров (оперный, драматический), филармонии;
  • привлечение детей в секции и кружки (живописи, конструирования, сценического искусства, танцев);
  • литературные конкурсы на лучшее эссе, декламацию стихотворения;
  • сочинения на тему прекрасного, возвышенного, низменного.

Таким образом, эстетическое воспитание – это не одноразовое мероприятие. Оно должно начинаться с самого рождения ребенка в семье, подхватываться воспитателями детских садов, продолжаться в школе и университете и сопровождать человека всю его жизнь уже в форме самосовершенствования.

Видео: Так ли оно важно?

В работе представлена авторская программа начального курса "Эстетика" для младших школьников гимназических классов. В качестве иллюстрации приводится конспект вводного урока по эстетике с учащимися 1-го класса по теме "Что такое красота?". Программа начального курса “Эстетика” разработана для младших школьников гимназических классов, рассчитана на 4 года обучения (один час в неделю).

Целью уроков эстетики является систематизация эстетических знаний детей об отдельных областях жизни.

Задачи , которые решаются на уроках эстетики:

  • закрепить и расширить эстетические представления учащихся, полученные в семье, в детском саду о красивом и безобразном в жизни, природе и искусстве;
  • познакомить детей с различными видами и жанрами искусства, с творчеством известных деятелей культуры и искусства;
  • возбудить у них потребность в общении с красотой;
  • вызвать интерес у младших школьников к творческой деятельности;
  • развивать у детей стремление вносить красоту в повседневную жизнь;
  • развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость у учащихся начальных классов.

Источниками и средствами эстетического воспитания младших школьников является окружающая их жизнь: общественная среда с ее эстетикой труда, поведения и быта; искусство и природа. Поэтому на протяжении всех четырех лет обучения в начальных классах на уроках эстетики этим средствам уделяется большое внимание.

Предлагаемый курс “Эстетика” содержит пять разделов:

1. Этикет (поведение в общественных местах, гостевой этикет, речевой этикет, внешний вид и др.).

2. Искусство (изобразительное искусство, музыка, театр, кино и т.п.).

3. Природа (красота времен года, их звуки, краски и запахи; охрана природы, небесная и подводная красота и др.).

4. Деятельность человека и его увлечения (трудовая, спортивная, игровая, художественная деятельность).

5. Культура и искусство украинского народа.

При составлении программы уроков эстетики учитывались календарные даты: Международные дни театра и музеев, Всемирный день охраны окружающей среды, День радио, дни рождения выдающихся деятелей искусства и культуры.

Значительное место на уроках эстетики мы рекомендуем отводить заданиям творческого характера: придумать рифму, короткое стихотворение на заданную рифму или тему, сочинить или закончить сказку, с помощью пантомимы изобразить то или иное действие, нарисовать под грустную музыку осенний пейзаж, оформить книжку-малютку с загадками о цветах и т.п.

Эстетические критерии, вкусы учащихся будут развиваться в том случае, если дети имеют постоянную, активную оценочную практику. В связи с этим на занятиях по эстетике важно добиваться от учащихся мотивированных эстетических суждений, то есть ответов на вопросы: какое чувство вызывает то или иное событие, образ, поступок, картина, художественная деталь; почему они нравятся или не нравятся, чем объясняется это чувство?

У младших школьников нет еще обобщенных представлений о красоте человека, они обычно связываются с образом какого-то конкретного человека. Идеалы совершенства дети ищут прежде всего среди своих близких и своих сверстников, поэтому предметом анализа лучше выбирать жизнь и деятельность самих детей и окружающих их людей.



Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из популярных сказок, детских мультфильмов. На уроках должны широко использоваться различные наглядные пособия (репродукции, фотографии, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства и др.), а также диафильмы, грамзаписи с детскими песнями, музыкальными сказками, литературными произведениями.

При разработке тематики уроков "Эстетики" учитывались те возможности эстетического воспитания, которые заложены в программу таких учебных курсов, как "Изобразительное искусство и художественный труд", "Музыка", "Естествознание", "Развитие речи", "Театр" и другие, причем чтобы содержание уроков не дублировало друг друга.

Примерная тематика уроков эстетики в начальных гимназических классах

Класс

Четверть

1. Вводное занятие “Что такое красота?”.

2. Мы видим красоту в окружающем нас мире.

3. Мы слышим красивые звуки.

4. Можно ли отличить красивое от безобразного?

5. Вспоминая красное лето. За что мы любим лето?

6. Бал цветов (песни, стихи, сказки, легенды, загадки о цветах).

7. Золотая осень – очей очарованье!

8. О чем рассказывают наши имена?

Четверть

1. Свет мой зеркальце, скажи…(зачем нам нужно зеркало?).

2. Красота внешнего вида (рисуем свой портрет).

3. Мы умеем красиво вести себя в школе.

4. О красоте поведения в общественном транспорте, на улице.

5. Игры: “Мы пришли в театр”, “Мы в музее”.

6. Живи добрее, будешь всем милее. Красота и доброта.

7. Идет Волшебница – Зима!

Четверть

1. Как мы говорим? Речевой этикет.

2. Красивые слова нам приятно слышать и произносить.

3. “У меня зазвонил телефон…”.

4. Игра “Разговоры по телефону”.

5. Путешествие в удивительную страну Поэзию.

6. Легко ли быть поэтом?

7. Мои первые стихи.

8. Любимые поэты.

9. К.И.Чуковский – детям (викторина).

Четверть

1. Здоровье и красота человека.

2. Уроки Мойдодыра. Что мы должны знать о своем здоровье?

3. В гостях у Мойдодыра. Что мы должны уметь, чтобы быть здоровыми?

4. Весна-Красна. Пробуждение природы в искусстве.

5. Путешествие в страну Мульти-Пультию.

6. Кукольный театр имени Сергея Образцова.

7. Игра “В кукольном театре”.

Класс

Четверть

1. Вводное занятие. Как мы провели лето?

2. Повторение материала за 1 класс.

3. Какие бывают букеты? Искусство составления букетов.

4. Кто такие коллекционеры?

5. Расскажи о своей коллекции.

6. Гостевой этикет. Как пригласить гостей?

7. Что и как лучше дарить? Все о подарке.

8. Если ты – хозяин…

9. Если ты – гость…

Четверть

1. Сервировка стола. Столовые приборы. Как ими пользоваться?

2. Сервировка стола. Посуда.

3. Как вести себя за столом?

4. Поздравительная открытка: как ее оформить?

5. Игры и развлечения для гостей.

6. Отчего зависит мое настроение? Когда мне весело или грустно…

7. Зимние игры и забавы.

Четверть

1. Общее представление о киноискусстве.

2. Мой любимый кинофильм.

3. Сказка живет в кинофильме. Сказки Александра Роу.

4. Артисты и поклонники.

5. Песня в кинофильме и мультфильме.

6. Кто такой бард? Бардовские фестивали.

7. Композиторы – детям.

8. Музыка Владимира Шаинского.

9. История создания детских песен.

Четверть

1. Игра “ Какие бывают музыкальные инструменты?”.

2. Моя любимая песня. Мой любимый исполнитель.

3. Наш зеленый друг. Лес – красота и наслаждение!

5. Белая красавица – березка.

6. Знакомство с невидимым театром. Радиотеатр для детей и его рубрики.

7. Мои любимые радиопередачи и их ведущие.

8. Итоговое занятие. Задание на лето.

Класс

Четверть

1. Вводное занятие. Чудеса лета.

2. Повторение материала за 2 класс.

3. Общее понятие о видах изобразительного искусства.

4. Живопись и графика.

5. Скульптура и архитектура.

7. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.

8. Сказочный жанр. Сказочник Виктор Васнецов.

9. Где работают художники? Работа в творческих мастерских.

Четверть

1. Книжная графика.

2. Художники – иллюстраторы: Е.Чарушин, В.Сутеев, В.Чижиков и другие.

3. Исторический жанр в изобразительном искусстве.

4. Бытовой жанр в изобразительном искусстве.

5. Художники – пейзажисты: И.Шишкин, А.Саврасов, И.Левитан и другие.

6. Художники – портретисты: И.Репин, В.Серов, И.Крамской и другие.

7. Художники – анималисты.

Четверть

1. Главные театры мира.

2. Главные театры России. Заочное путешествие в Большой театр.

3. Кто такой драматург? Современная драматургия для детей.

4. Театральные жанры: драма, комедия, трагедия.

5. Театры Удмуртии.

6. Глазов – театральный город. Фестиваль “Театральные ладушки”.

7. Какие бывают музеи? Музеи мира.

8. Заочное путешествие в Третьяковскую галерею.

9. Музеи в Удмуртии и нашем городе. Музей “Иднакар”.

Четверть

1. Небесная красота.

2. Звездное небо.

3. Подводная красота: растительный мир подводного царства.

4. Животный мир подводного царства.

5. Военная тематика в искусстве.

6. Телевидение и его рубрики. Телепередачи для детей.

7. Кинорежиссеры – детям. Ролан Быков и его фильмы.

8. Итоговое занятие. Задание на лето.

Класс

Четверть

1. Вводное занятие. Красота лета.

2. Повторение материала за 3 класс.

3. Самое красивое место в моем городе. С днем рождения, любимый город!

4. Традиции и обычаи народов России.

5. Традиции удмуртского народа (устный журнал).

6. Архитектура моего города.

7. Известные скульпторы и архитекторы Удмуртии и города Глазова.

8. Художники Удмуртии.

9. Экскурсия в Выставочный зал “Художники города Глазова”

Четверть

1. Землю солнце красит, а человека – труд. Красота труда.

2. Диспут “Какая профессия самая красивая?”.

3. Диспут “Спорт или искусство?” Художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плаванье.

4. Диспут “Нужны ли сегодня рыцари?”

5. Я Вам письмо пишу… Этикет письма.

6. Писатели и поэты Удмуртии.

7. Поэтический Глазов. Поэтические сборники стихов глазовских поэтов.

8. Расскажи о своей любимой книге, писателе.

Четверть

1. Удмуртские народные инструменты.

2. Композиторы Удмуртии и города Глазова.

3. Музыкальные коллективы Удмуртии.

4. Оперное искусство.

5. Оперетта.

6. Балетное искусство.

7. Современный мюзикл.

8. Развлечения в будущем. Фантазии детей.

9. Дизайн помещения.

Четверть

1. Мода и красота.

2. Известные модельеры в мире и в России.

3. Юмор в нашей жизни.

4. Цирковое искусство.

5. Великие клоуны.

6. Диспут “Как уживаются сила, красота и доброта?”

7. Диспут “Красота спасет мир?”

8. Заключительное занятие. Сочинение “Эстетика – это…”

Приведем пример одного вводного занятия по эстетике с учащимися 1-го класса.

Тема: "Что такое красота?"

Цели:

  • выяснить представление детей о красивом в жизни, природе, искусстве;
  • способствовать формированию нового понятия "чувство красоты";
  • дать доступные сведения о людях, создающих красоту.

Ход беседы

Учитель сообщает, что на уроках по эстетике они будут беседовать о красоте, которая их окружает, а затем спрашивает, что бы ребята могли назвать красивым.

– Вспомните, что красивого вы видели, когда шли в школу.

Обобщив ответы учащихся, учитель говорит, что красивое можно увидеть (цветы, картину, море, небо, танец и т. д.), услышать (песню, музыка плеск волны, шелест листьев и т.д.), почувствовать красоту доброго, благородного, мужественного поступка. Таким образом, красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче.

Далее учитель рассказывает детям, что одна из самых лучших, самых высоких способностей человека – это уметь удивляться. Но, к сожалению, этот дар не каждому дается от природы, точно так же, как не каждый обладает от рождения музыкальным слухом или чувством юмора.

Учитель дает возможность детям вспомнить русскую сказку о царевне Несмеяне, которую ничто не могло рассмешить. Пусть ребята попробуют представить эту царевну на веселом детском празднике, на котором все дети смеются, радуются, а бедной Несмеяне вовсе не смешно, она и понять не может, над чем смеются другие и что же такое веселье? Ведь злым волшебником у нее отнят дар удивляться всему смешному и веселому. Пусть дети представят себя на ее месте и почувствуют себя душевно беднее, чем все остальные, обыкновенные ребята.

После этого детям сообщается, что есть и такие люди, которые лишены чувства красоты. У них может быть хорошее зрение, хороший слух, но они не видят и не слышат, не умеют удивляться красоте. И таким людям жить еще труднее, чем Несмеяне, ведь та не понимала только смешного, а эти вообще не видят вокруг прекрасного. Значит, вся красота жизни для них наглухо закрыта...

– Можно ли в такой беде помочь и как? Что бы дети посоветовали таким людям?

Дети отвечают, что в такой беде людям помочь обязательно нужно, а для этого необходимо как можно больше читать, узнавать новое, неизвестное, учиться слушать и понимать людей, природу и искусство, учиться наблюдать.

Учитель, обобщая ответы детей, говорит, что всем нам очень жаль тех людей, которые равнодушны к красоте своего города, леса, речного берега, к закату солнца, к нежной музыке, к цветам, к голосу соловья и т. д., и если им не помочь, то такие люди могут принести немало бед. Например, человек, который любит и ценит красоту, никогда не сломает ветку березы, никогда не сорвет с клумбы цветок, не бросит камнем в птицу, а, наоборот, будет сам стремиться сделать что-то красивое, порадовать других. И здесь учитель рассказывает детям о людях, создающих красоту. Учащиеся тоже называют людей, которые работают над тем, чтобы у нас в стране все было красиво, все радовало бы глаз человека, создавало бы хорошее настроение. Это дворники, которые делают улицы чистыми, это садовники, строители, архитекторы, которые создают красивые города, это парикмахеры, портные, которые заботятся о красоте человека, это музыканты, художники, поэты, писатели, это все люди, которые трудятся и любят свою Родину.

В конце беседы учитель призывает детей быть активными создателями красоты, быть настоящими друзьями ее и обсуждает с учащимися, какие красивые дела они могут сделать в школе, классе, дома, на улице. Например, оформить красиво класс и поддерживать всегда в нем чистоту и порядок, посадить цветы, деревья и ухаживать за ними, а самое главное самим не портить красоту, созданную людьми и природой и не позволять это делать другим.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх