Можно ли заниматься домашними делами 7 января. Пренебрежение здоровьем не одобрит ни одна церковь

Каждый верующий знает, что в церковные праздники нельзя ничего делать по хозяйству и исключена практически любая работа. Но какие именно дела находятся под запретом и могут навлечь беду? Ниже представлен подробный список праздников и суеверий насчет запрещенных занятий.

Поверья против работы

Любой православный праздник - это особенный, важный для верующего человека день, который должен быть посвящен церкви, молитвам, праздничному столу, а также общению с близкими людьми. Все остальное - лишнее. Мало кто станет, например, мыть пол вместо того, чтобы загадывать желания под бой курантов в новогоднюю ночь. Так почему же христианский праздник должен быть менее важным поводом отвлечься от повседневных дел?

Во времена действия крепостного право, церковный праздник был одним из немногих дней, когда было можно не работать на барина. Отдых был редким явлением, право на него ценили, и любые поползновения в его сторону считали греховным занятием.

Кроме этого, православные традиции были построены на основе языческих, которые бытовали на русских землях до крещения Руси. Язычники также не занимались домашними делами в дни, посвященные Богам. Одна из версий запрета говорит о том, что собрать бывших язычников в храме, оторвав от повседневных дел, можно было только под угрозой божьего наказания. Судя по сохранившемуся указу 17 века, подобная проблема была и в 17 веке. Документ предписывал закрывать бани и базары в церковный праздник, чтобы верующие уж точно попали в храм.

Что именно нельзя делать

Внимание! Расшифрован ужасный гороскоп Ванги на 2019 год:
3 знака Зодиака ждёт беда, только один знак может стать победителем и обрести богатство... К счастью, Ванга оставила инструкции по активации и дезактивации предначертаного.

Для получения пророчества нужно указать имя данное при рождении и дату появления на свет. Также Ванга добавила 13 знак Зодиака! Советуем держать свой гороскоп в тайне, велика вероятность сглаза ваших действий!

Читатели нашего сайта могут получить бесплатно гороскоп Ванги>> . Доступ может закрыться в любой момент.

В вопросах запретов не стоит перегибать палку, потому что некоторые дела и обязанности все же стоит выполнять. Итак, что конкретно не стоит делать в церковные праздники, а какие занятия все же допускаются?

Во время христианского праздника нельзя именно работать. Труд и работу разделяли. Труд - во благо семьи, работа - на пользу барину. Соответственно, нельзя совершать действия, приносящие доход. То есть, готовить для членов семьи или гостей - можно, а вот для продажи - нет.

Планировать на такие дни уборку, стирку, работу с растениями не стоит — с ними вполне реально справиться в будние дни. Но одно дело - генеральная уборка, которую можно перенести на другой день, а другое неожиданная мелкая неприятность, создающие неудобства именно сейчас. Например, пресловутый рассыпанный сахар, или свежее пятно на блузке, можно оперативно убрать и в праздничный день.

Кроме этого, в современном мире бытовые дела стали гораздо проще. Сложно назвать тяжелой работой нажатие кнопки на стиральной машинке или мультиварке. В прошлом уборка, стирка и приготовление пищи вполне могли занять целый день - вместо похода в церковь и мыслей о Боге.

Похожие корни имеет запрет на мытье. В старину для этого нужно было совершить целый ряд действий - наколоть дров, растопить печь, согреть воду. Это занимало много времени, поэтому помыться крестьяне старались перед праздником. Сейчас же принять душ можно за несколько минут, и процесс мытья никак не отвлечет от похода в храм.

Рукоделье это хобби, а не работа.

Это же касается рукоделия. Многие женщины считают его своим хобби, занятием «для души», скрашивающим выходные. А в старину рукоделие было трудоемким занятием. Стоит только посмотреть на музейные экспонаты и вспомнить, скажем, вышивальные приметы , чтобы понять, как тяжело приходилось нашим прабабушкам. Нынешняя церковь считают рукоделие богоугодным занятием. Недаром в монастырях оно является обычным делом.

Современные священники не видят греха в том, чтобы после посещения церкви вернуться к мирским делам. Некоторые из них считают даже богоугодным занятием труд в святой день, если к ней приступают с молитвой. К тому же, духовные дела не должны приносить ущерб и становиться оправданием для лени. Нельзя же отправиться в храм с пятном на одежде или оставить кошачий лоток источать «ароматы» до следующего дня?

Матерная брань, ссоры, выяснение отношений - под особым запретом в святые дни. Это же касается и неумеренного распития спиртных напитков. Серьезный грех - убийство животного. Не стоит ходить на охоту и забивать домашний скот в святой день.

В какие праздники отказаться от дел

В некоторые христианские праздники часть дел под строгим запретом. Но есть и те, которыми издавна занимались во время церковных празднеств.

Так, именно в день почитания Параскевы Пятницы (10 ноября) не принято шить, вышивать и вязать. Но полагается демонстрировать все то, что удалось сотворить за год. Параскева Пятница считалась «бабьей святой», покровительницей рукоделия.

Пророк Елисей

На нельзя купаться в природных водоемах, это считается опасным. В день Святого Василия первым зашедшим в дом должен быть мужчина - это принесет удачу.

В день, посвященный Иоанну (11 сентября), нельзя резать что-то круглое. Именно в этот день святому отрубили голову. Почтите его, отложив лакомства из арбузов или тыквы на другой день.

Следуя приметам на Троицу садоводы традиционно сажают редьку, чтобы получить большой урожай, несмотря на всеобщий запрет на работы в христианский праздник. Также на Троицу традиционно пекут пироги. В Духов день (следующий после Троицы) принято собирать целебные травы - они освящены Святым Духом.

Основные 12 праздников православного календаря - это и есть те самые почитаемые дни, когда рекомендуется ничего не делать по дому. Есть еще дни, посвященные святым. Кроме того, церковный праздник - это еще и воскресенье . В этот день недели полагается ходить на службу в храм. Праздничных столов и поздравлений не предполагается, но традиционно он всегда был посвящен духовной жизни человека.

В целом, церковные запреты касательно работы в святые дни не так уж строги. Большая их часть связана с устаревшим жизненным укладом и не имеет ничего общего с присущим современному человеку образом жизни. Если имеется потребность в выполнении неких бытовых задач, с ними нужно справиться, но не в ущерб духовной стороне бытия.

Многие верующие интересуются: что можно и что нельзя делать во время церковных праздников? Таких праздников несколько. Самый большой православный праздник – Пасха, Светлое Христово Воскресение. Кроме Пасхи верующие отмечают двенадцать великих праздников:

  • Рождество Богородицы,
  • Воздвижение Креста Господня,
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы,
  • Рождество Христово,
  • Крещение Господне,
  • Сретение Господне,
  • Благовещение Пресвятой Богородицы,
  • Вход Господень в Иерусалим,
  • Вознесение Господне,
  • День Святой Троицы,
  • Преображение Господне,
  • Успение Богородицы.

Существуют также праздники в честь великих святых и Ангелов.

Чего нельзя делать в дни православных праздников?

Мы расскажем, чтем нельзя заниматься в церковные праздники. Согласно сложившейся традиции, в эти дни нельзя заниматься работой по дому – уборкой и стиркой, а также шить, вязать, вышивать, работать в саду и огороде. Рекомендуется отказаться от просмотра развлекательных телепередач, посещения театра и кино.

Смысл подобных запретов не в том, что нельзя совершать определенные действия, а в том, что православный праздник – это в первую очередь день, который посвящается Богу.

Верующим следует отвлечься от мирских, повседневных дел и посвятить себя заботам духовным. Старайтесь проявлять больше теплоты и заботы по отношению к друзьям и близким, окажите помощь бедным и больным людям.

Как правильно встречать православные церковные праздники?

Провести Рождество Пресвятой Богородицы нужно с чистыми помыслами. Нельзя позволять себе даже злых мыслей, а не только плохих поступков. Считается, что с этого дня начинается новая жизнь. Старую свечу в доме принято гасить, а новую зажигать. На Руси этот праздник связывали с приходом осени и праздником урожая, за который благодарили Богородицу.

В день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня верующие соблюдают строгий пост (нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца, рыбу). Считается, что тем, кто постится, будут прощены семь грехов.

В старину в этот день люди рисовали чесноком, углем или мелом кресты на дверях своих домов, притолоках или матицах, чтобы защитить дом и домочадцев от злых духов. В этот день не стоит начинать новые дела, давать взаймы и одалживать деньги.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы считается чистым и благословенным днем. После посещения храма крестные родители дарят своим крестникам подарки и угощают сладостями.

В Сочельник перед Рождеством Христовым верующие отказываются от пищи до первой звезды. Эта традиция связана с преданием о Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Христа. К столу подают сочиво – постную кашу с мёдом, сухофруктами и орехами.

Считается, что в светлый праздник рождения Христа не нужно надевать черные вещи, так как они символизируют траур. В эти дни принято заниматься благотворительностью. В старину существовал обычай приглашать на ужин одиноких людей, угощать нищих и выставлять за порог дома угощение для бездомных животных.

В Крещенский Сочельник и на праздник Богоявления Господня освящают воду в храмах и в естественных водоемах, для чего в реках и озерах вырубают проруби.

Считается, что купание в проруби очищает душу и тело, и истинно верующий человек после этого в течение года не болеет никакими заболеваниями. Святую воду хранят в течение года рядом с иконами. Ею окропляют дома, употребляют натощак вместе с кусочком просфоры.

На Сретение в храмах совершается освящение свечей в знак очищения мира светом Христова Евангелия. Эти свечи люди хранят дома в течение года и зажигают в особых случаях – например, во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог и волнений. Также в храмах освящают воду, которая, как считается, имеет свойство исцелять людей от различных ззаболеваний.

На Благовещение Пресвятой Богородицы в некоторых церквях после литургии запускают в небо белых голубей, которые олицетворяют благую весть. Также принято выпускать птиц из клеток на волю. В этот день, согласно приметам, «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».

Лучше не посещать парикмахерскую и даже по возможности не расчесываться, иначе волосы будут выпадать. Не принято надевать новую одежду, которая по поверью может испачкаться или порваться. На Руси считалось, что до этой даты ничего нельзя сеять в поле и на огородах, так как земля еще спит.

В Лазареву субботу накануне Вербного воскресенья в православных храмах освящают ветки вербы, которые верующие хранят дома как обереги. Они защищают дом от пожара и молнии, причем сохраняют свои магические свойства в течение года. В этот день не рекомендуется мыться, разве что в исключительных случаях, так как вода в Вербное воскресенье может «смыть» с человека благодать и счастье.

Накануне главного христианского праздника – Пасхи – соблюдается многодневный Великий пост. На Пасху в храмах освящают крашеные яйца, куличи и творожные пасхи, которые подают к столу в течение всей пасхальной недели.

В советские годы, когда многие храмы были закрыты, появился обычай посещать в этот день могилы родственников. Однако церковь это не рекомендует, ведь Пасха – светлый праздник христиан, и предаваться унынию в это время не стоит.

В Вознесение Господне нельзя работать на земле, иначе год будет неурожайным. Хозяйки пироги прямоугольной формы с небольшими перекладинками, символизирущие лестницу – путь Иисуса на небеса.

Накануне Троицы храмы и жилые дома украшают свежей зеленью и цветами. Для оформления домов чаще всего берут ветви березы и дуба, а вербу или осину использовать для этого запрещается.

Зелень, которую используют для украшения храма, можно высушить, а затем использовать для лечения различных болезней. На Руси было принято ходить в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана; слезы при этом символизировали дождь. Считалось, что после этого летом не должно быть засухи.

На праздник, который носит название Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня или Медовый Спас , в храмах освящают мед и продукты пчеловодства. Также проводится малое водосвятие, в честь которого этот день называют Спасом на воде (Мокрым Спасом ).

Верующие совершают крестные ходы к водоемам и родникам. Считается, что люди, искупавшиеся в освященной воде, могут исцелиться от болезней.

На праздник Преображения Господня , который также называется Яблочным Спасом , в храмах освящают плоды нового урожая, люди дарят друг другу яблоки, угощают больных и нищих. В прежние времена до этого времени фрукты нового урожая есть запрещалось.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестьяне не работают в поле. Среди сельских жителей существует поверье, что на Успение нужно оставить на полях немного колосьев, чтобы в следующем году уродился хороший урожай.

Также в этот день нельзя ходить по земле босиком, особенно по росе. Считается, что роса – это слезы Божьей Матери, поэтому прогулка босиком сулит болезни и невзгоды.

Работающий по необходимости не подлежит осуждению

Можно ли работать в праздники и воскресные дни? Как ни странно, этот простой, не требующий глубоких богословских познаний вопрос волнует многих православных христиан. Чаще всего, это волнение вызвано формулировкой четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в седьмой день – суббота Господу, Богу твоему » (Исх. 20:8). Из Ветхого Завета мы знаем, что нарушителей этой заповеди ожидало всеобщее осуждение и суровое наказание.

При поверхностном осмыслении вопроса, вывод, действительно, кажется очевидным: Бог сказал не работай, значит, работать нельзя. Будешь работать – будешь наказан. В то же время высказываются и недоумения: а как быть с тем, что мы празднуем не субботу, а воскресение, которое, согласно церковному преданию, является восьмым днем, а не седьмым? Как быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев и поездов, летчики, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники и общие выходные свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами, товарами, произведенными «во грехе», – разве это не лицемерие с нашей стороны? Не перекладываем ли мы вину на плечи других людей? И потом, разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели трудиться с пользой для себя и близких?

Так, не хотя или не умея найти ответ, мы часто доходим до ситуации, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом.

Доводя жизнь до абсурда, мы забываем, что четвертая заповедь была дана народу, который практически окончательно забыл о Боге. Вспомним: когда Моисей взошел на Синай, тут же, не выдержав и сорока дней, народ Израиля уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых сегодня можно только мечтать. Так что в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильтян четвертая заповедь была более чем уместна. Ибо без нее евреи вскоре и вовсе могли забыть о том, к чему их приготовил Господь.

В этом смысле оправданы и суровые наказания за нарушения заповедей: только страх возмездия являлся тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере, точно так же, как страх наказания удерживает и наших детей от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты, они еще не способны совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон способен научить их различать, что такое грех, а что добродетель.

Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу » (Гал. 3:24). И именно в этом контексте следует понимать его слова: «Законом познается грех » (Рим. 3:19-20).

Но все это касается исключительно ветхого, неокрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Еще в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его …» (Иер. 31:31-34). И сегодня мы видим, что, согласно этому Завету, мы, христиане, уже вошли в вечную субботу, которая для нас – Христос! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4, Лк. 6:5). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Поэтому в Новом Завете идет речь о том, что «никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу » (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает » (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно в субботы делать добро » (Мф. 12:12).

Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Господь всегда с нами! Теперь мы ходим в церковь не под страхом наказания, не потому, что Бог обязал нас это делать, а потому, что ощущаем в этом острую необходимость. Ощущаем необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение». И это «богослужение» должно включать в себя не только посещение храма, не только частную молитву (которая, по заповеди апостола Павла, должна стать непрестанной), но и труд на благо близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5:8).

Любой труд ВО БЛАГО есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен. Поэтому святые отцы, кроме участия в богослужении, всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д. Забота о ближних должна быть насущной потребностью для каждого христианина. И поэтому все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не совершают греха, но, более того – творят угодное Богу!

В этом смысле Церковь никогда не запрещала необходимо-полезный труд. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь в воскресные дни, добавляет: «…Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого » (Добротолюбие, т. 5).

Еще красноречивее на все вышесказанное указывает 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа ».

Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению . Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т.e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Кончено же, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (точнее, отговоркой) для того, чтобы не присутствовать на богослужении. Но все же весь опыт Церкви четко указывает на то, что созидательный труд есть благо , на то, что человек (тем более, христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну, наконец).

Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, тяжело представить, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну, своих ближних… От этого взгляда приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви » (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа Новый Закон, закон любви, должен быть начертан в наших сердцах, ибо: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?

Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)
Газета «Одигитрия»

Просмотрено (12400) раз

Можно ли работать в Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября, в Рождество Христово — 7 января? Можно ли работать 6 января перед Рождеством, какую работу можно выполнять и в какое время — читайте ответы священнослужителя.

Ответ:

В церковном календаре существует такое понятие, как Великие и Двунадесятые праздники, к числу таковых относятся и Рождество, и Крещение Господне, и некоторые другие. Их количество составляет 12 по числу месяцев года. Работать в такие дни нельзя за исключением случаев, указанных далее.

Это означает, что ответ на вопрос о том, можно ли работать в Рождество 7 января, как и на вопрос можно ли работать на Крещение 19 января однозначен, и он отрицательный.

Что касается Сочельника, то убрать дом (квартиру) желательно накануне. Отвечая на вопрос, можно ли работать 6 января перед Рождеством, следует отметить, что в течение дня можно выполнять необходимые работы, например, связанные с приготовлением пищи, походами в магазин и т.п. С давних пор на Руси было принято в этот день наряжать елку, готовить и подавать на стол 12 постных блюд, желательно, чтобы и число едоков было четным. Если же последнее условие соблюсти невозможно, тогда ставится отдельный столовый прибор. Вкушать эти блюда можно после восхода первой звезды.

А вот в вечерние часы этого дня однозначно работать нельзя, следует посещать службы, проводимые в храмах (праздничные богослужения), избегать разногласий и ссор с окружающими. Также в этот вечер принято навещать близких родственников, проживающих отдельно.

В какие православные праздники нельзя работать

В Великие православные праздники работа не предусмотрена, ведь не зря есть пословица – «день свят и дела спят». Можно ли работать в Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября? Так как этот праздник относится к числу Двунадесятых, то ответ ясен, работать в этот день нельзя. Во все остальные церковные праздники работать не желательно, но и не возбраняется. Следует помнить и о том, что воскресенье также относится к разряду церковных праздников, так что отношение к работе в этот день аналогичное. В это время лучше отложить дела и посвятить воскресный день заботе о восстановлении душевных и телесных сил, подведению итогов прошедшей трудовой недели. Конечно, работа важна и нужна, но куда важнее каждому человеку задуматься о спасении собственной души.

Если же речь идет о престольных праздниках храмов в различных населенных пунктах, когда чествуется покровитель каждого из них, от трудов праведных тоже лучше воздержаться.

Можно ли работать в церковные праздники
Недавно было Благовещение. А скоро – Пасха. Многие сельские жители постоянно интересуются: можно ли работать в церковные праздники? На селе, особенно весной и осенью, очень много работы и на огороде, и дворах. Тем более что к церковным праздникам относится и воскресный день в течение всего года. Чтобы ответить на вопрос когда работать, когда не работать, и в какие именно церковные праздники, попробую обобщить всю информацию по этому поводу: что я слышал и читал лично, что слышал от наших священников, что слышал от людей, постоянно ходящих в храм.

Откуда пошло, с каких пор возбраняется трудиться в церковные праздники?

Четвертая заповедь Божия гласит:

«Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.»

Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.

В Ветхом Завете праздновалась суббота. В Новозаветное время, в которое мы проживаем, суббота в первые века христианства сменилась на воскресение.

Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку собрать свои мысли, обновить свои физические и душевные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования. Труд необходим, но важнейшим делом является спасение души.

Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: "шесть дней трудись." Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних забавах, предаются разгулу и всякому излишеству.

Под воскресным днем нужно подразумевать не только воскресение, но и другие праздники и посты, установленные Церковью.

Очень подробно об этой и о других заповедях Божиих написано на сайте 10zapovedei.ru.

Практическое применение 4-й заповеди

Мы же касаемся практического применения этой заповеди в наше время для сельской местности, для людей, занятых земледелием (самым благородным занятием по свидетельству Ветхого Завета).

Итак, разберем на реальном примере вопрос о том, как относиться к работе в церковные праздники.

Знакомый фермер, Олег, который уже излагал свой личный опыт на этом сайте, после совета с нашими местными священниками поступает так:

По большим праздникам (список ниже) и воскресным дням в его хозяйстве никто не работает.
Но… если была крайняя необходимость, например, посевы пшеницы очень быстро поедала какая-то черепашка, то работа по химобработке шла и в праздники, важен был каждый час.

Отсюда следует одно общее правило: если есть работа по дому, по огороду, которую можно отложить, то ее лучше отложить и выполнить после церковного праздника. Например, покрасить забор, поколоть дрова, вырыть колодец и т.д. День-два ничего не решат, и совесть будет чиста, да и получится все потом в лучшем виде.

Но… можно колоть дрова, если дрова закончились и надо протопить печь в доме, чтобы семья не замерзла. То же самое и со стиркой. Если, например, нет чистых вещей для детей и для мужа, то можно и нужно стирать. Также с глажкой. А кормить семью и домашних животных? Тоже можно и нужно. Даже на Пасху.

То есть ко всему надо подходить с рассуждением: надо смотреть по обстоятельствам. Если взять православные монастыри, где есть на подворье коровы, то их так же кормят и доят даже по большим церковным праздникам. И здесь нет никакого противоречия.

Часто люди работают на производстве, на подворье и огород остаются только выходные. Другого времени просто нет. А например, сроки посадки каких-либо огородных культур уже уходят. Многие люди в нашей местности в этом случае поступают так: начинают работу тогда, когда отходит воскресная служба, или, по крайней мере, с обеда воскресного (праздничного) дня.

Еще замечено, не только мной, но и многими людьми, что на церковный праздник так и «распирает» сделать какую-нибудь работу, которую спокойно можно перенести на другой день. Это самое настоящее искушение.

И еще можно привести массу примеров, когда работа на церковные праздники ничем хорошим не заканчивалась. Бывали даже трагические случаи.

Некоторые скажут, а когда же работать, если по церковному календарю сплошные праздники?

Далеко все не так. Больших праздников не так уж много – 12. Остальное – это как правило дни памяти Святых и дни почитания икон Царицы Небесной. В эти дни можно работать.

Но есть на Руси и особо чтимые святые, или престольные праздники храмов. Для той местности в данном случае это день покровителя этого населенного пункта. В этих случаях по желанию также можно воздержаться от работы.

Итак, самый главный христианский праздник - Светлое Воскресение Христово, называемое Святою Пасхою. Это переходящий праздник, выпадает на разные даты в каждом году.

7. Благовещение (ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия) – 7 апреля

8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) - в последнее воскресенье перед Пасхой

9. Вознесение Господне - в сороковой день после Пасхи.

10. Сошествие Святаго Духа на апостолов (Пятидесятница, или день Святой Троицы) - в пятидесятый день после Пасхи (переходящий праздник)

Следует заметить, что праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресенье. Сразу следом, в понедельник, празднуется День Святаго Духа - тоже большой праздник. Работать без крайней необходимости нежелательно.

Другие наиболее чтимые праздники

Приведу универсальную рекомендацию, если вы не знаете как поступить с работой в Праздничный (воскресный) день. Спросите у вашего священника, и как он благословит, так и поступайте. В этом случае он всю ответственность берет на себя. Только перед тем, как идти к священнику, твердо решите для себя, что точно последуете его совету.

Чем заняться в церковные праздничные дни?

Во-первых, по-возможности, посетить богослужение.

Во-вторых, можно уделить время близким людям, которым из-за повседневной работы не хватает нашей заботы и внимания. Например, погулять с детьми, выехать с ними на природу, на рыбалку и т.д.. Можно посетить пожилых родителей или просто старых знакомых, или кого-то в больнице.

И конечно, никто не запрещает собраться всей семьей, с друзьями, знакомыми, посидеть за праздничным столом и выпить чего-нибудь спиртного. Конечно, в меру.

Существуют особенные праздники, в которые нельзя заниматься какими-то конкретными делами. Эти действия не приводят к добру, поэтому следует знать, о чем идет речь.
Величайший православный праздник Рождество

В этот день следует остаться дома или пойти в гости к близким родственникам. Это семейный праздник. В этот день не нужно ходить на охоту и вообще в любые походы – может случиться несчастный случай. Категорически запрещается в этот день шить, есть такая примета, что это приведет к слепоте одного из членов семьи.
Сретение

На Сретение, когда зима встречается с весной нельзя уезжать, переезжать и вообще стоит отложить любые дела, связанные с поездками, особенно дальними. Кроме того, на Сретение часто пропадают люди, поэтому будьте внимательны, а лучше останьтесь в этот день дома.
Благовещение

По Благовещение есть такая примета, что в этот день «девушка косы не плетет, птичка гнездышко не вьет». И действительно, не стоит в этот день делать прически. Оставьте волосы распущенными. Также не стоит проводить любые процедуры, связанные с волосами на голове или на теле. По приметам, если не соблюдать это правило, то можно потерять любимого человека.
Ильин день

В Ильин день нельзя купаться в реках и озерах. Вообще в этот день на Руси официально прекращался купальный сезон. Считалось, что после 2 августа купаться в водоемах нельзя. А именно этот день является самым опасным для купальщиков.

В день главы святого Иоанна православные не пользуются ножами, пилами, топорами и другими острыми предметами. Если в этот день нужно готовить, то хозяйки заготавливают продукты накануне. То же и с нарезкой хлеба и любых других продуктов. Особенно нельзя разрезать круглые предметы – арбузы, дыни, круглые головы сыра и хлеба. Это принесет несчастье.

Все эти суеверия возникли в народе многие века назад, но сегодняшняя православная церковь очень скептически относится к этим суевериям. Пользование острыми предметами в праздник Усекновения головы Иоанна Предтечи, распущенные волосы в Благовещение, а также многие другие народные поверья считаются ложными. Церковь воспринимает их как заблуждения, которым не стоит следовать. Это суеверия, которые не имеют ничего общего с православием.

С другой стороны народная мудрость, собранная годами, не может быть ложной. Даже если вы не верите в приметы и суеверия, лучше избегать описанных выше действий в определенные дни, ведь, как говорится, береженого Бог бережет.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх