Основные направления художественно эстетического развития дошкольников. Презентация

Приобщение детей к прекрасному имеет важное значение для полноценного их развития. Среди многих видов деятельности, доступных дошкольникам, художественно-эстетическая деятельность занимает большое место, влияет на общее психическое развитие.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, связанная с формированием у детей основ эстетического вкуса и творческих способностей. Этот вид деятельности способствует развитию эстетических чувств.

Эстетические чувства – это субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету, явлению.

Эстетические потребности формируются благодаря художественно-эстетической деятельности.

Эстетические потребности – это мотивы личности, её эстетические вкусы.

Эстетический вкус – это субъективное освоение объективных оценок прекрасного и безобразного, субъективное переживание, оценочное отношение к эстетическому предмету.

В дошкольном возрасте у детей формируется эстетическое отношение к окружающему, к искусству (Н. А. Ветлугина). Эстетическое отношение – это система индивидуальных избирательных связей ребёнка с эстетическими качествами окружающего. Компонентами такого отношения являются: способность эмоционально переживать эстетические явления в жизни и в искусстве; способность активно осваивать художественный опыт, художественно-творческие способности. Все вышеперечисленные определения являются составными частями понятия «эстетическое воспитание».

Эстетическое воспитание – это создание условий для развития способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве; воспитание у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, т. е. приобщение детей к художественной деятельности, развитие творческих способностей.

Составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, т. е. воспитание средствами разных видов искусств.

Эстетическое развитие происходит в результате эстетического воспитания, художественного воспитания.



Эстетическое развитие – процесс становления, совершенствования эстетического отношения, эстетической деятельности личности. Все вышерассмотренные понятия включаются в понятие художественного образования.

Художественное образование – система воспитания, обучения, развития с помощью разных видов (или одного) искусств; формирование человека как целостной личности.

В дошкольных учреждениях закладываются основы художественного образования. В более старшем возрасте дети могут получать театральное, музыкальное образование и т. д.

Таким образом, художественно-эстетическая деятельность дошкольников – сложный и важный вид деятельности, связанный с комплексом родственных понятий, терминов. Современные педагоги обязаны чётко представлять научные основы данного вида деятельности, чтобы высокопрофессионально использовать художественно-эстетическую деятельность для воспитания и развития детей.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей"

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

В любой преобразующей деятельности, в которой соблюдаются законы красоты, присутствует элемент эстетического. Художественная деятельность предполагает создание предметов искусства, деятельность восприятия, исполнительскую деятельность, творчество. Отечественные психологи считают, что всем детям, независимо от их природных данных, необходимо создать оптимальные условия для эстетического развития. Этой проблемой занимались Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и др. Психологи доказали, что, хотя дети от природы обладают разными задатками, всем им присущи большие потенциальные возможности развития, и у каждого ребёнка с помощью воспитания и обучения можно сформировать, развить эстетическое отношение к действительности, что важно каждому человеку независимо от рода деятельности, профессии.

Р. М. Чумичева сформулировала следующие Основные задачи, которые решаются с помощью художественно-эстетической деятельности:

Создать условия для художественно-эстетического развития личности ребёнка.

Сформировать художественно-эстетическую культуру ребёнка, готовность его войти в мир культуры.

Создать предпосылки для формирования творческих основ личности.

Способствовать познанию ребёнком собственной самоценности.

Приобщить детей к ценностям культуры.

Решению вышеназванных задач помогают основные средства, наиболее мощным из которых является природа . Особенно ярко и глубоко красоту природы воспринимают дети в детстве. Педагог должен постоянно раскрывать детям мир природы, открывать его вместе с детьми, помогать увидеть в обычной травинке, цветке неповторимое прекрасное; найти слова, стихи, воздействующие на чувства детей при встрече с прекрасным в природе. Встречи с природой должны быть загадками, встречами – удивлениями.

И. А. Лыкова, доктор педагогических наук, сотрудник Института художественного образования РАО разработала Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – «Карапуз - Дидактика». – М., 2007, в которой автор рассматривает эстетическую деятельность как духовно-практическую, эмоционально-рациональную активность человека. Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Задачи программы: «осмысленно чтение» - распредмечивание и опредмечивание объектов; интеграция видов искусств и видов художественной деятельности, при этом интеграцию автор понимает как взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности. Преемственность – это единое творческое пространство, система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации с 2 до 7 лет. Инновация программы заключается в полновесносном обеспечении современными пособиями (учебными, наглядно-методическими, практическими). Автор выделяет следующие педагогические условия для художественного развития дошкольников:

Формирование эстетического отношения, художественных способностей, активной творческой деятельности;

Развивающая среда;

Ознакомление с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.

Эстетическое отношение ребёнка к миру, по мнению автора, - это система его индивидуальных избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. Модель эстетического отношения включает способность к эмоциональному переживанию, к активному усвоению художественного опыта и специфические художественно-творческие способности. Методы эстетического воспитания: метод пробуждения, побуждения, убеждения, сенсорного насыщения, эстетического выбора, метод разнообразной художественной практики, метод сотворчества, метод необыденных творческих ситуаций и метод эвристических и поисковых ситуаций. Автор предлагает организовывать интегрированные занятия: занятия по рисованию, лепке, аппликации с одной темой, занятия объединяют два – три вида изобразительного искусства, на занятии организуется ознакомление с произведением одного вида искусства и сходную тему раскрывают в технике другого вида искусства.

Другим важным средством художественно-эстетического развития являются разные виды искусства : художественная литература, музыка, театр, изобразительное искусство и др. Каждый вид искусства имеет свои выразительные средства. Дошкольники знакомятся с выразительными средствами, учатся понимать, воспринимать прекрасное в искусстве.

Игры, оставаясь ведущим видом деятельности дошкольников, могут широко использоваться как средство художественно-эстетического развития. Особенно этому способствуют творческие игры; среди них – театрализованные игры, игры с различными видами театральных игрушек (театр Петрушки, пальчиковый, театр настольный, теневой, театр кукол би-ба-бо, театр марионеток, игры – драматизации и др.). Чаще всего для театрализованных игр выбираются сюжеты литературных произведений, сказок, но могут быть использованы творчески созданные тексты.

Основные задачи художественно-эстетического развития детей решаются по-разному в различных образовательных программах для дошкольников. Во всех общих (комплексных) программах «Детство», «Радуга» и др. есть разделы, связанные с художественно-эстетическим развитием. Кроме общих (комплексных) программ, имеется множество авторских программ по художественно-эстетическому развитию детей.

Например, программа «Росток» А. В. Шестаковой (Челябинск, 1996), посвящённая знакомству дошкольников с изобразительным искусством. Программа обеспечивает преемственность с программой Б. М. Неменского для начальной школы «Изобразительное искусство и художественный труд». Программа построена по возрастному и тематическому принципам, предполагает единство восприятия и практической деятельности детей. Например, во II младшей группе решается основная задача – развитие сенсорной сферы и эмоциональной отзывчивости на окружающий мир. Предлагаются такие темы: «Сказка о карандашах и красках», «Что и какого цвета бывает?». Данные темы сопровождают серию занятий в течение квартала. Каждое занятие имеет музыкальный, изобразительный ряд, т. е. на занятии используются музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, художественные произведения. Программа содержит планы занятий по ИЗО для всех возрастных групп на год, учитывает региональный компонент. Детей знакомят с народными промыслами Урала.

Другой пример авторской программы – программа Р. М. Чумичевой «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников». Цель: развивать у дошкольников интеллектуально-нравственную позицию и эстетический вкус. Для реализации обозначенной цели автор предлагает использовать комплекс искусств (живопись, литературу, музыку). Содержание художественно-эстетического воспитания Р. М. Чумичева раскрывает с помощью «трёх миров»:

Мир человека в искусстве;

Мир природы в искусстве;

Мир предметов в искусстве.

Таким образом, технологий разрабатывается множество. Задача практических работников – выбрать программу осознанно, адаптировать её содержание к конкретным условиям дошкольного учреждения.

Кроме выбора программ педагогам необходимо создать условия для художественно-эстетической деятельности детей. В первую очередь, важно создать среду в соответствии с современными рекомендациями. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть насыщена музыкой, изобразительным искусством, литературой, Всё это образует культурную среду. Среда должна соответствовать интересам детей, стимулировать детское творчество. Культурная среда, кроме предметной, должна включать традиции культуры, художественную самодеятельность детей. В дошкольных учреждениях рекомендуется, если имеется возможность, создавать материальные условия для занятий художественным трудом, театрализованной деятельностью, стены творчества. Важна эстетика быта, т. е. интерьер дошкольного учреждения должен отвечать основным эстетическим требованиям (художественная простота, красота, единый ансамбль). Дети, особенно старшие, должны участвовать в создании, изменении среды (включать освещение, использовать перегородки, рисунками детей можно оформить стены и т. д.). В распоряжении детей должны быть мольберты, различные изобразительные материалы для изодеятельности, театрализованной деятельности, атрибуты для музыкальной деятельности.

Эпизодически организуются выставки детских рисунков, поделок. Дети могут посещать музеи, выставки, театр.

Художественно-эстетическая деятельность детей может иметь форму свободной самостоятельной деятельности или специально организованной педагогом. В дошкольных учреждениях организуются следующие виды занятий, связанные с художественно-эстетической деятельностью: музыкальные, рисование, лепка, аппликация, занятия по развитию речи.

Хотя эта деятельность называется самостоятельной, она требует грамотной педагогической поддержки . При педагогической поддержке самостоятельной художественной деятельности необходимо использовать преимущественно косвенные приёмы руководства создания среды, совет, напоминание, предложение научить кого-то из детей тому, что умеет ребёнок, использование «продуктов» самостоятельной художественной деятельности на праздниках, в развлечениях, в оформлении интерьера. В настоящее время в дошкольных учреждениях работают узкие специалисты по изодеятельности, по музыкальной деятельности, организации кружковой работы. Необходима взаимосвязь в работе всех специалистов, координация их деятельности.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое художественно-эстетическое развитие?

2. Каковы условия полноценного художественно-эстетического развития дошкольников?

3. Назовите современные программы художественно-эстетического развития дошкольников.

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Роль эстетического воспитания - цитата

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

«Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.


Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном – вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого». Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. «Прекрасное» - это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.


Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.

Основные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.

Развитие художественных споспобностей - один из методов эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.

Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.


Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого – все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.


Детская книга - одно из средств эстетического воспитания

Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  1. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  2. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  3. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  4. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  5. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  6. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  7. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  8. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.

Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника

Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:

  • Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
  • Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
  • Коллективное сочинение рассказов и сказок.
  • Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.

Декламация стихов - одно из средств эстетического воспитания

Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.

Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.

Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте. Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит. С раннего возраста приобщая ребенка к музыке – начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.


Аппликация - способ развивать чувство красоты и одновременно - моторики рук

Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.

Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.

Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень. Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.


Чтение книг - способ привлечь внимание к литературе

Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:

  1. Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
  2. Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно – его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
  3. Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
  4. Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
  5. Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
  6. В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.

Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.


Понятие прекрасного через изучение природы

Заключение

Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.

ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)

Программу составили: педагог ИЗО: Салимова В. А. методист: Лозко В.Ю. Ханты-Мансийск

«В детском творчестве (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность»
(В. А. Сухомлинский)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое) . А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) ;
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.

Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы показывает, что полноценное художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без его морально-нравственного воспитания. Личность как и художественный образ являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.

Нравственные качества дошкольников активно развиваются через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

В каждом разделе программы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников.

Так же, отличительной чертой данной программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

Данная программа формирует у детей творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Тип программы: компилятивная – составленная на основе различных разработок и сборников:

  • И.А. Лыковой «Цветные ладошки» ;
  • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» ;
  • Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» ;
  • Т. Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет» ;
  • А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» ;
  • Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина «В мире детских эмоций» и др.

Программа имеет полное методическое обеспечение, демонстрационный и раздаточный материал, содержит методические рекомендации, конспекты занятий по всем возрастам.

Цель программы: Развитие творческих и умственных способностей, познавательной активности через занятия изобразительной деятельности.

Педагогические задачи:

 Обучающие

  1. Сформировать у дошкольников первоначальные знания об изобразительном творчестве.
  2. Ознакомить с основными понятиями художественной деятельности, выразительными средствами и способами изображения.
  3. Прививать умения и навыки в работе с карандашами, красками, бумагой, пластилином и другими материалами, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для детей форме.
  4. Познакомить детей с нетрадиционными техниками.

 Развивающие

  1. Способствовать развитию способностей изображения через воспитание у детей умение наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить в них общие и различные черты, выделять главное.
  2. Развивать познавательные процессы эстетического восприятия: образное и пространственное мышление, воображение, внимание, память.
  3. Развивать творческие способности ребенка: вкус, чувство цвета, композиционное решение, художественный выбор.
  4. Развивать мелкую мускулатуру пальцев и моторные функции рук.
  5. Способствовать развитию сенсомоторики.
  6. Способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.
  7. Развивать коммуникативные навыки.

 Воспитательные

  1. Воспитывать у детей нравственно-волевые качества: потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься (усидчивость) , преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы.
  2. Воспитывать и формировать навыки межличностных отношений со сверстниками - установление дружеских контактов, стремление помочь друг другу, доброжелательность.
  3. Воспитывать доверительные и открытые отношения со взрослыми, признанию их авторитета, ожиданию помощи и поддержки.
  4. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей, художественным принадлежностям и окружающим в группе предметам.

 Здоровьесберегающие

1. Научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.

Разделы программы:

Основы художественного изображения

Художественный труд

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы: дети с 2 до 7 лет (2-мл. – подготовительная группы) .

Срок реализации: 4 год обучения.

Формы организации образовательного процесса:

  • ООД (организованная образовательная деятельность)
  • Деятельность кружка ИЗО «Волшебные пальчики»
  • Индивидуальная работа (при выполнении сложных работ)
  • Приглашение мастеров ДПИ в гости
  • Посещение музеев, детских выставок
  • Участие в выставках и конкурсах

Организация образовательной деятельности в группах по основной программе:

Возраст детей: вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа

Период: 4 года.

Занятия проводятся: 1 занятие ООД в неделю (из расчета 36 календарных недель в учебном году)

Длительность одного занятия: в группе раннего развития – 8-10мин.

в старших группах – 10-15 мин

в младшей группах – 15-20 мин

в старших группах – 20-25 мин

Для методической разработки программы мною выбран раздел «Художественно-эстетическое развитие » (образовательная область «Художественное творчество»)

Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Цель моей работы: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.

Программа по художественно-эстетическому развитию предусматривает: развитие интереса к различным видам искусства формирование художественно-образных представлений развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности; развитие сенсорных способностей приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Для решения поставленных задач мы использовали методику изобразительной деятельности Тамары Семеновны Комаровой, но при проведении занятий всегда поражало однообразие техник, предлагаемых для изображения образа. А это не способствует в полной мере решению задачи развития творческих способностей дошкольников. Современному же обществу требуются творчески-активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Поэтому тему своей работы я обозначила как «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования»

В своей работе я использую пособия Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования», журналы «Дошкольное воспитание».

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной.

По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (Т.С. Комарова, О.В. Радонова, А.О. Куревина, А.А. Волкова, Т.И.Космачева) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка.

Нина Павловна Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой, манкой, солью и т.д.) Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в доу, и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы мы проводим эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной, краской.) А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения . Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создаю ситуации, где дети рисуют коллективно, тем самым поощряю детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми . При этом ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился сработой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию.

Занятия изобразительной деятельностью способствуютформированию изобразительных умений и навыков , так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений.

В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия искуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.В работе с детьми я обращалась к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Дети любят изображать то, что для них на данный момент интересно – себя, своих друзей, родных и близких, образы окружающего мира, явления природы, и яркие события общественной жизни. Темы рисунков часто дети предлагают сами, исходя из событий своей жизни на данный момент. При этом нетрадиционная техника рисования предлагает детям больше возможностей для воплощения своих фантазий. (рисование по мокрому листу, набрызг, граттаж и тд.). Таким образом, рисование помогает закреплению уребенкапервичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.

При организации образовательного процесса мы выяснили, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми «Познание» - формирование целостной картины мира «Чтение художественной литературы» - использование худ. произв. для обогащ. «Физическая культура» - развитие мелкой моторики. «Музыка» - использование муз.произв.для обогащения обр. обл. «худ. творчество» «Труд»- формир. труд. умений и навыков в продукт. деятельности.

Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования. Вариант такого планирования представлен на слайде

Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельностьпедагога с детьми: здесь мы используем информационно-рецептивные методы.Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)

2. C амостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей:

Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.

При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» мы используем следующие техники изображения:

1. Рисование пальчиками, ладошкой. 2. Печать листьев. 3. Кляксография. 4.Раздувание краски. 5. Рисование свечой. 6. Монотипия. 7. Рисование по шаблону. 8. Набрызги. 9. Рисование поролоном. 10. Рисование солью. 11. Граттаж.

В работе мы используем такие средства:

2. Поролоновые губки

3. Зубные щетки

4. Ватные палочки и др.

С целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности была проведена диагностика. Для проведения диагностики были использованы тесты, предложенные Э.П. Торренсом.

Тест №1: «Незаконченный рисунок»

Тест №2: «Дорисовывание»

Также с целью выявления уровней творчества детей старшего дошкольного возраста и отнесения их к группам с определенным уровнем сформированности творческой активностью было проведено занятие по изобразительной деятельности «Среди невиданных зверей»

Диагностика проводилась в начале и в середине года в 2 старших группах детского сада.

Результаты диагностики на начало года следующие:

1. высокий уровень развития творческих способностей показали по 1 ребенку в обоих группах -10% 2.Средний уровень творческой деятельности в нашей группе показали семь детей, в другой группе -пять детей (это 40% и 30%) 3. Низкий уровень в нашей группе показали двенадцать детей, в группе «Бабочки» – тринадцать детей.(50% и 60%)

В середине года вновь была проведена диагностика уровня развития творческих способностей, ее результаты такие:

1. высокий уровень развития творческих способностей показали в группе «Почемучки» три ребенка,-15% в группе «Бабочки» два ребенка -10%

2. Улучшили свои результаты, показав средний уровень развития творческих способностей в группе «Почемучки» девять детей,-50%, а в группе «Бабочки» шесть детей-60%.

3. На низком уровне остались восемь человек-35% в одной и одиннадцать в другой группе-50%

Сравнительный анализ данных, позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей старшего дошкольного возраста группы «Почемучки» под влиянием использования нетрадиционных техник рисования повысился больше, показатели улучшились.

Показатели эффективности методической разработки: в начале и в середине года был проведен мониторинг формирования интегративных качеств под ред. Ю.А. Афонькиной, который показал

1. более высокий уровень формирования интегративных качеств «способный решать интеллектуальные и личностные задачи», и «овладевший необходимыми умениями и навыками»

Из диаграммы видно, что интегративные качества в старших группах, в основном, развиты в соответствии с возрастом. Превышение по таким интегративным качествам, как «овладевший необходимыми умениями и навыками..» и «умеющий решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» можно выделить в нашей группе. Мы считаем, что такие данные получены за счет сформированных на более высоком уровне изобразительных навыков, а также более высокого уровня творческих способностей.

Сравнительный анализ результатов динамики формирования интегративного качества детей двух групп старшего дошкольного возраста позволяет выделить успешность детей группы «Почемучки» в образовательной области «Художественное творчество», так как лучший результат дети показали в разделах: «Замысел в рисовании», « Преобразование способов решения задач в зависимости от ситуации», которые обеспечивают формирование интегративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», и определяется способностью предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, а также преобразовывать способы решения задач в зависимости от ситуации, рассматривая это как экспериментирование.

2 показатель: оригинальные работы детей с использованием различных техник рисования

3 показатель (для родителей): увеличение числа родителей, участвующих в совместной деятельности с детьми

4 показатель (для педагога): реализация творческого потенциала воспитателя, участие в конкурсах детских работ.

В заключение главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

К работе прилагается презентация, которую можно скачать .

Слайд 1. Художественно-эстетическое воспитание - это важнейшее средство нравственного и умственного воспитания, то есть средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Слайд 2. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Слайд 3. В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Слайд 4. В концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Слайд 5. О формировании личности ребёнка посредством художественно-эстетического воспитания писали многие деятели культуры, педагоги, психологи: Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский. По их мнению формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс.

А дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором

закладываются основы художественно-эстетического, творческого

отношения к действительности.

По определению Л.С. Выготского, этот период является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка».

Слайд 6. Если художественно-эстетическая деятельность возникает под влиянием произведений искусства, значит особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства.

Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Цель такого воспитания в педагогическом определении:

Слайд 7. Задачи.

· Развивать способность любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в сфере искусства и в обыденной жизни.

· Учить глубоко понимать и грамотно оценивать объекты искусства. Формировать созидательные способности личности и создавать условия для их воплощения в активной самостоятельной творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

· Формировать морально-этические общечеловеческие нормы и ценности.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств:

Учить детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитию словесного творчества.

Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Слайд 8 . Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является

При создании предметно-пространственной среды педагог должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной (много игр и игрушек), вариативной (наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов), доступной и безопасной.

Между собой компонентов:

· обновление содержания образования

· создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности).

В. Сухомлинский

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам поразмышлять о современных подходах в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников, и какие необходимо создать оптимальные условия для развития музыкальности детей.

Слайд 10. Говоря о современном подходе в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников, важно отметить, что его

цель – не подготовка музыкантов, художников, поэтов, дизайнеров, а

Маленького человека,

Что является основой успешности в дальнейшем.

Многие дети способны видеть необычное в обычном, по- особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный выбор.

Слайд 11. воспитывают в малышах такие необходимые для успешного человека качества , как терпение, трудолюбие, целеустремленность, умение одновременно делать несколько дел (слышать, видеть, действовать руками, двигаться, думать).

Слайд 12. Итак, главное, в чем заключается современный подход в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников – это отношение педагогов к детям, их тонкое видение возможностей каждого воспитанника,

Слайд 13. Для успешного музыкально-эстетического воспитания малышей важны соблюдения двух главных условий

· Использование в работе с детьми только хорошо проверенного, качественного и при этом доступного художественного материала.

· Индивидуализация образования, учет интересов и возможностей каждого ребенка в самостоятельном выборе художественного материала, игровых ролей, способа самовыражения в различных видах музыкальной деятельности.

1.Синкретичность

Соединение музыки, речи и движения. – синкритичная идея: речь и движение с двумя корнями из которых выросла музыка. У речи с музыкой 10 общих выразительных средств.

Что касается движения, то это известно всем – музыка – это движение звуков.

Речь – это двигательный акт – речь и пение имеет один вход. Один технологический аппарат.

Наука нам говорит о том, что в левом полушарии мозга находится центр, отвечающий за речевое понимание, смыслов конкретно. В этом же полушарии находится центр, который отвечает за считывание аналитических параметров музыки. Они находятся рядом, поэтому есть возможность устанавливать глубинные связи, поэтому музыка используется часто, как коррекция нарушения речи.

Наука предлагает сразу начинать двигаться с детьми под музыку, это запускает процесс глубинного внутреннего понимания музыки.

2.Использование инструмента.

Определяется одной простой мыслью. – обучение музыке невозможно без использования инструмента. Только играя, танцуя и напевая человек становится музыкантом.

Музыка, это не знания, это умения что-то делать, умения себя проявлять, умение работать в команде. «Нам нравится работать вместе»

3 Импровизация.

Важнейший принцип – импровизация. Простота использования музыкальных средств, простота их развития позволяет быть креативным. «Сделали так, а сейчас по-другому»

4.«Игровой подход» - очень близко связан с импровизацией. Коллективные игры, где играют все без исключения независимо от уровня музыкальных способностей. Дети импровизируя, делают это для себя. Они в это время играют, получают при этом удовольствие. Игра – это основа основ музыкальной педагогики.

Важно воплотить эти принципы на основе своего музыкального фольклора. т.к. фольклор объединяет речь, музыку, движения.

Обучение происходит посредством делания.

Излюбленная форма - круг. В кругу, или в хороводе происходит поднятие сил и настроения. Происходит это из-за того, что некоторое время ты находишься в сплочении людей, которые близки тебе по духу и ты чувствуешь их мощную поддержку. Считается, что хоровод – это магический танец.

Играя в кругу, часто роль ведущего передаётся от игрока к игроку по кругу. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются. Ребёнок имеет право на свою высказанную мысль, может даже не подходящую к данному, услышанному им произведению.

задач.

1 Соединение музыки, речи, движения.

2 Партнёрские отношения.

3 Большая двигательная активность.

4 Возможность использовать музыкальные инструменты в различных видах деятельности без предварительного обучения.

5 На занятиях не используется шаблонное обучение и сидение на стульчиках.

6 Шаги таких занятий ведут от простого к сложному.

Для того, чтобы решить эти задачи и используются в работе новые программы и технологии.

Позволяет организовать занятия интересно, насыщенно, чтобы у детей была возможность активного участвовать в ходе занятия.

«Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой,

методика А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Сегодня нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия.

Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации.

Она отвечает запросам современных детей.

Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Проектирование

Очень активно используем своей работе используем проектирование.

Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.

Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. А главное - проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью.

Театрализация.

Одним из самых любимых, универсальных и доступных видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции в развитии ребенка является театрализация.

Но в не том качестве, как его понимают сегодня многие педагоги.

Это импровизированное обыгрывание фольклорных произведений в первую очередь, где каждый ребёнок – участник игры, выполняет свою определённую роль.

Совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность реализации для всех ее участников, независимо от их возраста.

Такая театрализация и будет способствовать развитию у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, воли, памяти, фантазии, навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.)

Связь с социумом.

Выступление в Красном кресте, сотрудничество с Детской школой искусств, с Этнокультурным центром НАО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Слайд 1. Художественно-эстетическое воспитание - это важнейшее средство нравственного и умственного воспитания, то есть средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Слайд 2. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Слайд 3. В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Слайд 4. В концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Слайд 5. О формировании личности ребёнка посредством художественно-эстетического воспитания писали многие деятели культуры, педагоги, психологи: Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский. По их мнению формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс.

А дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором

закладываются основы художественно-эстетического, творческого

отношения к действительности.

По определению Л.С. Выготского, этот период является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка».

Слайд 6. Если художественно-эстетическая деятельность возникает под влиянием произведений искусства, значит особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства.

Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Цель такого воспитания в педагогическом определении:

Формирование и совершенствование эстетического вкуса, воспитание чувства прекрасного.

Слайд 7. Задачи.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему:

Одна из главных задач педагога в этом направлении -

развитие эмоциональной отзывчивости

  • Развивать способность любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в сфере искусства и в обыденной жизни.
  • Учить глубоко понимать и грамотно оценивать объекты искусства. Формировать созидательные способности личности и создавать условия для их воплощения в активной самостоятельной творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
  • Формировать морально-этические общечеловеческие нормы и ценности.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств:

Учить детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитию словесного творчества.

Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Слайд 8 . Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды.

При создании предметно-пространственной среды педагог должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной (много игр и игрушек), вариативной (наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов), доступной и безопасной.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования
  • (выбор программ и технологий);
  • создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности).
  • организация образовательного процесса
  • (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Слайд 9. Современный подход в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников

“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность.

Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....”

В. Сухомлинский

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам поразмышлять о современных подходах в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников, и какие необходимо создать оптимальные условия для развития музыкальности детей.

Слайд 10. Говоря о современном подходе в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников, важно отметить, что его

цель – не подготовка музыкантов, художников, поэтов, дизайнеров, а

раскрытие творческого потенциала маленького человека,

Воспитание чувств и развитие эмоциональной сферы , что является основой успешности в дальнейшем.

Многие дети способны видеть необычное в обычном, по- особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный выбор.

Слайд 11. Занятия музыкально-эстетического цикла воспитывают в малышах такие необходимые для успешного человека качества , как терпение, трудолюбие, целеустремленность, умение одновременно делать несколько дел (слышать, видеть, действовать руками, двигаться, думать).

Слайд 12. Итак, главное, в чем заключается современный подход в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников – это отношение педагогов к детям, их тонкое видение возможностей каждого воспитанника,

умение создать развивающую среду и организовать творческое игровое взаимодействие.

Слайд 13. Для успешного музыкально-эстетического воспитания малышей важны соблюдения двух главных условий для художественного самовыражения и творческого развития каждого ребенка.

  • Использование в работе с детьми только хорошо проверенного, качественного и при этом доступного художественного материала.
  • Индивидуализация образования, учет интересов и возможностей каждого ребенка в самостоятельном выборе художественного материала, игровых ролей, способа самовыражения в различных видах музыкальной деятельности.

Слайд 14. Принципы построения музыкальных занятий:

1.Синкретичность

Соединение музыки, речи и движения. – си нкритичная идея: речь и движение с двумя корнями из которых выросла музыка. У речи с музыкой 10 общих выразительных средств.

Что касается движения, то это известно всем – музыка – это движение звуков.

Речь – это двигательный акт – речь и пение имеет один вход. Один технологический аппарат.

Наука нам говорит о том, что в левом полушарии мозга находится центр, отвечающий за речевое понимание, смыслов конкретно. В этом же полушарии находится центр, который отвечает за считывание аналитических параметров музыки. Они находятся рядом, поэтому есть возможность устанавливать глубинные связи, поэтому музыка используется часто, как коррекция нарушения речи.

Наука предлагает сразу начинать двигаться с детьми под музыку, это запускает процесс глубинного внутреннего понимания музыки.

2.Использование инструмента.

Определяется одной простой мыслью. – обучение музыке невозможно без использования инструмента. Только играя, танцуя и напевая человек становится музыкантом.

Музыка, это не знания, это умения что-то делать, умения себя проявлять, умение работать в команде. «Нам нравится работать вместе»

3 Импровизация.

Важнейший принцип – импровизация. Простота использования музыкальных средств, простота их развития позволяет быть креативным. «Сделали так, а сейчас по-другому»

4.« Игровой подход» - очень близко связан с импровизацией. Коллективные игры, где играют все без исключения независимо от уровня музыкальных способностей. Дети импровизируя, делают это для себя. Они в это время играют, получают при этом удовольствие. Игра – это основа основ музыкальной педагогики.

Важно воплотить эти принципы на основе своего музыкального фольклора. т.к. фольклор объединяет речь, музыку, движения.

Обучение происходит посредством делания.

Излюбленная форма - круг. В кругу, или в хороводе происходит поднятие сил и настроения. Происходит это из-за того, что некоторое время ты находишься в сплочении людей, которые близки тебе по духу и ты чувствуешь их мощную поддержку. Считается, что хоровод – это магический танец.

Хороводы возникли в необозримой древности, ещё в первобытном обществе. Так же, спорным остаётся вопрос о том, от какого слова произошёл этот термин и что он означает в своём изначальном варианте. Есть предположение, что само слово "хоровод" разделяется на хор - пение и вод - водить. Но, у других народов, которые также имеют данный обрядовый танец в своей культуре, мы можем увидеть интересные обращения с этим названием. К примеру, литовцы-руссы называют его - корогод, а хорваты, далматы, богемцы и некоторые другие называют его просто и для нас понятно - коло. Коло - в древнерусском языке - колесо, солнце.

Играя в кругу, часто роль ведущего передаётся от игрока к игроку по кругу. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются. Ребёнок имеет право на свою высказанную мысль, может даже не подходящую к данному, услышанному им произведению.

Слайд 15. Решается целый ряд социальных коммуникативных

задач.

  1. Соединение музыки, речи, движения.
  2. Партнёрские отношения.
  3. Большая двигательная активность.
  4. Возможность использовать музыкальные инструменты в различных видах деятельности без предварительного обучения.
  5. На занятиях не используется шаблонное обучение и сидение на стульчиках.
  6. Шаги таких занятий ведут от простого к сложному.

Для того, чтобы решить эти задачи и используются в работе новые программы и технологии.

Слайд 16. Программа «Ладушки» позволяет организовать занятия интересно, насыщенно, чтобы у детей была возможность активного участвовать в ходе занятия.

«Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой,

методика А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Слайд 17. Формы организации педагогического процесса

Сегодня нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия.

Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации.

Она отвечает запросам современных детей.

Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Проектирование

Очень активно используем своей работе используем проектирование.

Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.

Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. А главное - проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью.

Театрализация.

Одним из самых любимых, универсальных и доступных видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции в развитии ребенка является театрализация.

Но в не том качестве, как его понимают сегодня многие педагоги.

Это импровизированное обыгрывание фольклорных произведений в первую очередь, где каждый ребёнок – участник игры, выполняет свою определённую роль. Главная задачи при этом не обучающая, а воспитывающая.

Совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность реализации для всех ее участников, независимо от их возраста.

Такая театрализация и будет способствовать развитию у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, воли, памяти, фантазии, навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.)

Связь с социумом.

Выступление в Красном кресте, сотрудничество с Детской школой искусств, с Этнокультурным центром НАО.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх