Что входит в художественно эстетическое развитие. «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

Приобщение детей к прекрасному имеет важное значение для полноценного их развития. Среди многих видов деятельности, доступных дошкольникам, художественно-эстетическая деятельность занимает большое место, влияет на общее психическое развитие.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, связанная с формированием у детей основ эстетического вкуса и творческих способностей. Этот вид деятельности способствует развитию эстетических чувств.

Эстетические чувства – это субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету, явлению.

Эстетические потребности формируются благодаря художественно-эстетической деятельности.

Эстетические потребности – это мотивы личности, её эстетические вкусы.

Эстетический вкус – это субъективное освоение объективных оценок прекрасного и безобразного, субъективное переживание, оценочное отношение к эстетическому предмету.

В дошкольном возрасте у детей формируется эстетическое отношение к окружающему, к искусству (Н. А. Ветлугина). Эстетическое отношение – это система индивидуальных избирательных связей ребёнка с эстетическими качествами окружающего. Компонентами такого отношения являются: способность эмоционально переживать эстетические явления в жизни и в искусстве; способность активно осваивать художественный опыт, художественно-творческие способности. Все вышеперечисленные определения являются составными частями понятия «эстетическое воспитание».

Эстетическое воспитание – это создание условий для развития способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве; воспитание у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, т. е. приобщение детей к художественной деятельности, развитие творческих способностей.

Составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, т. е. воспитание средствами разных видов искусств.

Эстетическое развитие происходит в результате эстетического воспитания, художественного воспитания.



Эстетическое развитие – процесс становления, совершенствования эстетического отношения, эстетической деятельности личности. Все вышерассмотренные понятия включаются в понятие художественного образования.

Художественное образование – система воспитания, обучения, развития с помощью разных видов (или одного) искусств; формирование человека как целостной личности.

В дошкольных учреждениях закладываются основы художественного образования. В более старшем возрасте дети могут получать театральное, музыкальное образование и т. д.

Таким образом, художественно-эстетическая деятельность дошкольников – сложный и важный вид деятельности, связанный с комплексом родственных понятий, терминов. Современные педагоги обязаны чётко представлять научные основы данного вида деятельности, чтобы высокопрофессионально использовать художественно-эстетическую деятельность для воспитания и развития детей.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей"

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

В любой преобразующей деятельности, в которой соблюдаются законы красоты, присутствует элемент эстетического. Художественная деятельность предполагает создание предметов искусства, деятельность восприятия, исполнительскую деятельность, творчество. Отечественные психологи считают, что всем детям, независимо от их природных данных, необходимо создать оптимальные условия для эстетического развития. Этой проблемой занимались Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и др. Психологи доказали, что, хотя дети от природы обладают разными задатками, всем им присущи большие потенциальные возможности развития, и у каждого ребёнка с помощью воспитания и обучения можно сформировать, развить эстетическое отношение к действительности, что важно каждому человеку независимо от рода деятельности, профессии.

Р. М. Чумичева сформулировала следующие Основные задачи, которые решаются с помощью художественно-эстетической деятельности:

Создать условия для художественно-эстетического развития личности ребёнка.

Сформировать художественно-эстетическую культуру ребёнка, готовность его войти в мир культуры.

Создать предпосылки для формирования творческих основ личности.

Способствовать познанию ребёнком собственной самоценности.

Приобщить детей к ценностям культуры.

Решению вышеназванных задач помогают основные средства, наиболее мощным из которых является природа . Особенно ярко и глубоко красоту природы воспринимают дети в детстве. Педагог должен постоянно раскрывать детям мир природы, открывать его вместе с детьми, помогать увидеть в обычной травинке, цветке неповторимое прекрасное; найти слова, стихи, воздействующие на чувства детей при встрече с прекрасным в природе. Встречи с природой должны быть загадками, встречами – удивлениями.

И. А. Лыкова, доктор педагогических наук, сотрудник Института художественного образования РАО разработала Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – «Карапуз - Дидактика». – М., 2007, в которой автор рассматривает эстетическую деятельность как духовно-практическую, эмоционально-рациональную активность человека. Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Задачи программы: «осмысленно чтение» - распредмечивание и опредмечивание объектов; интеграция видов искусств и видов художественной деятельности, при этом интеграцию автор понимает как взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности. Преемственность – это единое творческое пространство, система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации с 2 до 7 лет. Инновация программы заключается в полновесносном обеспечении современными пособиями (учебными, наглядно-методическими, практическими). Автор выделяет следующие педагогические условия для художественного развития дошкольников:

Формирование эстетического отношения, художественных способностей, активной творческой деятельности;

Развивающая среда;

Ознакомление с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.

Эстетическое отношение ребёнка к миру, по мнению автора, - это система его индивидуальных избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. Модель эстетического отношения включает способность к эмоциональному переживанию, к активному усвоению художественного опыта и специфические художественно-творческие способности. Методы эстетического воспитания: метод пробуждения, побуждения, убеждения, сенсорного насыщения, эстетического выбора, метод разнообразной художественной практики, метод сотворчества, метод необыденных творческих ситуаций и метод эвристических и поисковых ситуаций. Автор предлагает организовывать интегрированные занятия: занятия по рисованию, лепке, аппликации с одной темой, занятия объединяют два – три вида изобразительного искусства, на занятии организуется ознакомление с произведением одного вида искусства и сходную тему раскрывают в технике другого вида искусства.

Другим важным средством художественно-эстетического развития являются разные виды искусства : художественная литература, музыка, театр, изобразительное искусство и др. Каждый вид искусства имеет свои выразительные средства. Дошкольники знакомятся с выразительными средствами, учатся понимать, воспринимать прекрасное в искусстве.

Игры, оставаясь ведущим видом деятельности дошкольников, могут широко использоваться как средство художественно-эстетического развития. Особенно этому способствуют творческие игры; среди них – театрализованные игры, игры с различными видами театральных игрушек (театр Петрушки, пальчиковый, театр настольный, теневой, театр кукол би-ба-бо, театр марионеток, игры – драматизации и др.). Чаще всего для театрализованных игр выбираются сюжеты литературных произведений, сказок, но могут быть использованы творчески созданные тексты.

Основные задачи художественно-эстетического развития детей решаются по-разному в различных образовательных программах для дошкольников. Во всех общих (комплексных) программах «Детство», «Радуга» и др. есть разделы, связанные с художественно-эстетическим развитием. Кроме общих (комплексных) программ, имеется множество авторских программ по художественно-эстетическому развитию детей.

Например, программа «Росток» А. В. Шестаковой (Челябинск, 1996), посвящённая знакомству дошкольников с изобразительным искусством. Программа обеспечивает преемственность с программой Б. М. Неменского для начальной школы «Изобразительное искусство и художественный труд». Программа построена по возрастному и тематическому принципам, предполагает единство восприятия и практической деятельности детей. Например, во II младшей группе решается основная задача – развитие сенсорной сферы и эмоциональной отзывчивости на окружающий мир. Предлагаются такие темы: «Сказка о карандашах и красках», «Что и какого цвета бывает?». Данные темы сопровождают серию занятий в течение квартала. Каждое занятие имеет музыкальный, изобразительный ряд, т. е. на занятии используются музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, художественные произведения. Программа содержит планы занятий по ИЗО для всех возрастных групп на год, учитывает региональный компонент. Детей знакомят с народными промыслами Урала.

Другой пример авторской программы – программа Р. М. Чумичевой «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников». Цель: развивать у дошкольников интеллектуально-нравственную позицию и эстетический вкус. Для реализации обозначенной цели автор предлагает использовать комплекс искусств (живопись, литературу, музыку). Содержание художественно-эстетического воспитания Р. М. Чумичева раскрывает с помощью «трёх миров»:

Мир человека в искусстве;

Мир природы в искусстве;

Мир предметов в искусстве.

Таким образом, технологий разрабатывается множество. Задача практических работников – выбрать программу осознанно, адаптировать её содержание к конкретным условиям дошкольного учреждения.

Кроме выбора программ педагогам необходимо создать условия для художественно-эстетической деятельности детей. В первую очередь, важно создать среду в соответствии с современными рекомендациями. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть насыщена музыкой, изобразительным искусством, литературой, Всё это образует культурную среду. Среда должна соответствовать интересам детей, стимулировать детское творчество. Культурная среда, кроме предметной, должна включать традиции культуры, художественную самодеятельность детей. В дошкольных учреждениях рекомендуется, если имеется возможность, создавать материальные условия для занятий художественным трудом, театрализованной деятельностью, стены творчества. Важна эстетика быта, т. е. интерьер дошкольного учреждения должен отвечать основным эстетическим требованиям (художественная простота, красота, единый ансамбль). Дети, особенно старшие, должны участвовать в создании, изменении среды (включать освещение, использовать перегородки, рисунками детей можно оформить стены и т. д.). В распоряжении детей должны быть мольберты, различные изобразительные материалы для изодеятельности, театрализованной деятельности, атрибуты для музыкальной деятельности.

Эпизодически организуются выставки детских рисунков, поделок. Дети могут посещать музеи, выставки, театр.

Художественно-эстетическая деятельность детей может иметь форму свободной самостоятельной деятельности или специально организованной педагогом. В дошкольных учреждениях организуются следующие виды занятий, связанные с художественно-эстетической деятельностью: музыкальные, рисование, лепка, аппликация, занятия по развитию речи.

Хотя эта деятельность называется самостоятельной, она требует грамотной педагогической поддержки . При педагогической поддержке самостоятельной художественной деятельности необходимо использовать преимущественно косвенные приёмы руководства создания среды, совет, напоминание, предложение научить кого-то из детей тому, что умеет ребёнок, использование «продуктов» самостоятельной художественной деятельности на праздниках, в развлечениях, в оформлении интерьера. В настоящее время в дошкольных учреждениях работают узкие специалисты по изодеятельности, по музыкальной деятельности, организации кружковой работы. Необходима взаимосвязь в работе всех специалистов, координация их деятельности.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое художественно-эстетическое развитие?

2. Каковы условия полноценного художественно-эстетического развития дошкольников?

3. Назовите современные программы художественно-эстетического развития дошкольников.

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Роль эстетического воспитания - цитата

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

«Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.


Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном – вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого». Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. «Прекрасное» - это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.


Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.

Основные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.

Развитие художественных споспобностей - один из методов эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.

Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.


Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого – все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.


Детская книга - одно из средств эстетического воспитания

Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  1. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  2. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  3. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  4. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  5. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  6. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  7. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  8. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.

Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника

Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:

  • Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
  • Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
  • Коллективное сочинение рассказов и сказок.
  • Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.

Декламация стихов - одно из средств эстетического воспитания

Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.

Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.

Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте. Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит. С раннего возраста приобщая ребенка к музыке – начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.


Аппликация - способ развивать чувство красоты и одновременно - моторики рук

Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.

Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.

Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень. Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.


Чтение книг - способ привлечь внимание к литературе

Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:

  1. Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
  2. Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно – его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
  3. Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
  4. Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
  5. Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
  6. В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.

Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.


Понятие прекрасного через изучение природы

Заключение

Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ

МКДОУ ЦРР

Детский сад №13

Воспитатель: Пичугина О. В.


Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).


К художественно-эстетической деятельности относится:

  • Изобразительная деятельность;
  • Музыкальная деятельность;
  • Восприятие художественной литературы ;
  • Театрализованная деятельность.

Что такое художественно-эстетическое развитие

Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности

(Д.Б. Лихачёв)

Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве. (Краткий словарь по эстетике )

Целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить, творить по «законам красоты». (Н.Сакулина)


Задачи обучения в младшей группе:

  • Готовить к восприятию произведений искусства;
  • Готовить детей к посещению театра;
  • Знакомить со средствами выразительности в разных видах искусства;
  • Способствовать развитию певческих навыков;
  • Познакомить с тремя музыкальными жанрами;
  • Приобщать к декоративной деятельности;
  • Познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
  • Подводить к различению видов искусства через художественный образ;
  • Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.

Задачи обучения в средней группе:

  • Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
  • Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;
  • Познакомить с архитектурой;
  • Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;
  • Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;
  • Обогащать представления детей об искусстве;
  • Знакомить с произведениями народного искусства;
  • Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации;
  • Учить выделять и называть основные средства выразительности;
  • Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

Задачи обучения в старшей группе

  • Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;
  • Знакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;
  • Знакомить с произведениями живописи;
  • Знакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;
  • Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие произведений искусства, учить соотносить художественный образ и средства выразительности;
  • Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству;
  • Формировать бережное отношение к произведениям искусства.

  • Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

  • Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач.
  • У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей ведется в интеграции:

  • музыкальное воспитание,
  • художественно-речевая деятельность,
  • изобразительная деятельность.

Чтобы установить взаимосвязь между знаниями, нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников.

Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; развития у дошкольников желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.


  • Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
  • Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом, реализовать себя как творческая личность.

  • Одним из приоритетных направлений деятельности МКДОУ «Детский сад №13» является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
  • Основная цель педагогического коллектива: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели нами

сформулированы следующие задачи:

  • Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
  • Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
  • Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии детей.

Основные компетенции педагога:

Обеспечение эмоционального благополучия через:

Непосредственное общение с каждым ребёнком;

Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.


Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования

(выбор программ и технологий);

  • создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
  • организация образовательного процесса

(работа с детьми и родителями);

  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Работа в ДОУ строится в соответствии с требованиями образовательной программы «Детство» » под ред. А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаевой и в сочетании с программами: «Цветные ладошки» И.А.Лыковой, «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца» О.Усовой, «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новосельцевой

Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.


  • В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
  • Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

Условия успешного осуществления художественно-эстетической деятельности:

  • Тесная связь с искусством.
  • Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
  • Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности
  • Взаимосвязь обучения и творчества как фактор формирования творческой личности.
  • Создание эстетической развивающей среды.

Задачи художественно- эстетического воспитания:

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.


Три правила:

Жить в красоте

Делать эстетику быта средством эстетического воспитания

Замечать красоту

Поддерживать и создавать красоту вокруг себя


Необходимо помнить:

Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс.

Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус.

Эффективность работы по художественно - эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения.

Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Важные качества обстановки детского сада – это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом.

Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально – образную основу обстановки, её местный колорит.


Вовлечение родителей в педагогический процесс (художественно-эстетическое направление)

Информационно- аналитическое (анкетирование, тестирование)

Познавательное (собрания, беседы, создание предметно-развивающей среды

Наглядно-

информационное

(родительские уголки, выставки, дни открытых дверей)

Досуговое (праздники, развлечения, экскурсии)





Спасибо за внимание!

Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

    Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

    Становление эстетического отношения к окружающему миру.

    Формирование элементарных представлений о видах искусства.

    Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

    Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

    Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте:

    Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.

    Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.

    Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.

    Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.

    Дать детям представление о том, что все люди трудятся.

    Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.

    Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.

    Формировать интерес к окружающим предметам.

    Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.

    Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.

    Художественное восприятие произведений искусства:

    Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.

    Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.

    Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.

    Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.

    Дать элементарные представления об архитектуре.

    Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.

    Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.

    Художественно-изобразительная деятельность:

    Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.

    Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.

    Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.

    Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.

    Развивать воображение, творческие способности.

    Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).

    Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.

  • Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте

    Эстетическое восприятие мира природы:

    Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой

    Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры

    Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение

    Эстетическое восприятие социального мира:

    Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях

    Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей

    Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира

    Формировать знания о Родине, Москве

    Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов

    Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение

    Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире

    Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки

    Художественное восприятие произведений искусства

    Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес

    Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства

    Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства

    Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д.

    Развивать представления детей об архитектуре

    Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма

    Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи

    Содействовать эмоциональному общению

    Художественно-изобразительная деятельность

    Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности

    Развивать эстетические чувства

    Учить создавать художественный образ

    Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать

    Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события

    развивать художественное творчество детей

    Учить передавать животных, человека в движении

    Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы

Юлия Тришина
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству . Н. А. Ветлугина

Экономические и политические изменения в развитии нашего государства ставят цель перед учебно-воспитательным процессом дошкольного учреждения на всестороннее развитие ребенка , как духовно богатой, эстетически воспитанной Личности. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают все предпосылки для художественно- эстетического развития детей . В связи с этим в последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно - эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всестороннего развития . Для этого следует особое внимание обратить на художественно -эстетическое воспитание детей уже с раннего возраста , причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты

Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно - эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам красоты. Значение воспитания в этой области заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует нравственные и положительные чувства, украшает жизнь, развивает становление у ребенка собственного самосознания и самопонимания, воспитывает у него эстетический идеал, вкус и тягу к прекрасному. Эстетическое воспитание затрагивает художественное творчество , эстетику быта, поведения, труда, отношений развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Художественно -эстетическое воспитание детей является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы ДОУ. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия ребенком от простого к сложному. В связи с этим художественно - эстетическое воспитание является сложным и длительным процессом : дети получают первые художественные впечатления , приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности , среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно - эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие , способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. А так как художественные и эстетические чувства, как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания. Так как художественно –эстетическая деятельность развивает пространственное , логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Мы, педагоги ДОУ должны помочь ребёнку в художественно-эстетическом развитии , для того чтобы он мог развиваться всесторонне . Для этого педагоги ДОУ должны так организовывать свою деятельность, чтобы во всех режимных моментах дня раскрывать детям красоту окружающего мира, помогать им увидеть ее прелесть и подбирать такие слова для описания этой красоты, которые будут доступны сердцу ребенка. Интегральный способ художественно - эстетического воспитания учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми. Художественно - эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях его деятельности, а это подтверждает морально-нравственную функцию художественно - эстетического воспитания. Поэтому только реализуя полноценное художественно - эстетическое воспитание и развитие ребенка , педагоги ДОУ обеспечивают в будущем становление такой Личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

В сложившейся ситуации с принятием нового ФГОС каждое ДОУ самостоятельно определяет направления и содержание собственной деятельности на решение этой проблемы. Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации, которая зависит от успешного решения многих воспитательных задач Коллектив нашего ДОУ проводит углубленную работу по формированию художественно - эстетической культуры детей , уделяя особое внимание комплексному использованию всех средств обучения, содружеству медицины, психологии и педагогики. Специфическое содержание художественно - эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы ДОУ, мы выделили следующие структурные компоненты эстетического воспитания :

Эстетическое образование , закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно - практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

Эстетическое самообразование и самовоспитание , ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Для успешного освоения программ по художественно -эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать весь педагогический процесс, который состоит из взаимосвязанных между собой следующих компонентов : развивающих , воспитательных, образовательных и практических . Ожидаемый результат всей работы заключается в расширение степеней свободы развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей ) : его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей , формируется коллектив, их воображение и мышление , дети нескованные страхом перед неудачей или насмешкой, а раскрепощенные, развиваются познавательные и творческие способности ребенка, художественно -эстетическое мировоззрение.

Для получения ожидаемых результатов в нашем ДОУ создается система работы по художественно -эстетическому воспитанию, которая включает в себя :

Обновление содержания образования (выбор программ и технологий, специально организованное обучение) ;

Создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды );

Организация учебно-воспитательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями) ;

Координация работы с другими учреждениями и организациями ;

Создание условий для самостоятельной деятельности детей .

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество всего коллектива ДОУ и конечно же родителей воспитанников ДОУ. Каждый сотрудник нашего ДОУ берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования . Поэтому целенаправленная и согласованная деятельность всех участников такого процесса обучения, тесно связанного с духовно-нравственным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием, достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Сам процесс художественно -эстетического воспитания включает в себя три взаимосвязанных звена : приобретение опыта эстетических переживаний, практическую художественно -эстетическую деятельность, художественное образование . В период всего педагогического процесса коллектив нашего ДОУ основывается на такие принципы организации занятий, как наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей , вариативность, систематичность и последовательность. При отборе методов, форм и приемов обучения коллектив ДОУ учитывает такие критерии, как :

· комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

· целостное развитие личности ребенка ;

· разнообразные методы , учитывающие потребности ребенка;

· игровая организация обучения, способствующая двигательной

активности детей ;

· актерские способности воспитателя, способствующие превращению

детей в действующих лицах .

Вся работа в нашем ДОУ учитывает изменения в ФГОС и строится на принципах личностно-ориентированной модели, которая обеспечивает эмоционально- психологическую защищенность ребенка, его доверие к миру, радость существования, формирование начал личности ребенка. Тактика общения педагогов ДОУ с детьми строится на сотрудничестве в трех направлениях : специально организованное обучение; совместная деятельность педагогов и детей ; самостоятельная деятельность детей Тактичная передача педагогами эстетических вкусов, отношений к окружающему миру, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания детей . Специфика эстетического общения с детьми строится на обмене личностными представлениями, переживаниями, оценками того или иного продукта художественной деятельности . Эстетика общения - манера поведения, облик и речь педагогов, вкусы, ассоциативные впечатления, глубина, оригинальность, аргументированность суждений соотносятся с собственными представлениями детей об идеале личности , о гармонии облика, убеждений, поведения человека.

В работе по художественно - эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности эстетического восприятия, так как воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами. Общим педагогическим условием развития художественно -эстетических способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях художественной деятельности Оценка эффективности работы по художественно -эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам образовательной программы . Показателем результативности художественно - эстетического развития выступает уровень развития эстетического сознания детей и творческого отношения ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений . Сформированность этих качеств определяет высокую эстетическую культуру молодого человека и готовность творчески относиться к окружающей жизни, своему труду. Критерии эстетической воспитанности личности - это широта эстетической потребности, т. е. способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; качество эстетической потребности, которое выявляется в художественном вкусе и идеала ; активная творческая деятельность, как исполнительская, так и авторская, касающаяся не только искусства, но и всех форм деятельности человека.

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Выявление результатов художественно -эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус . Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития .

На основании вышесказанного сделать следующие выводы :

Художественно - эстетическое воспитание действительно занимает важное место в системе образовательно -воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом : ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет природа, труд, окружающая нас действительность : быт, семья, межличностные отношения, то есть все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно и это не случайно. Кроме того, художественная деятельность обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

Для художественно -эстетической деятельности детей нам , педагогам, важно обладать коммуникативными навыками, ориентироваться в проблемах воспитания, быть в курсе последних достижений науки и творчества. Профессионализм и мастерство педагога во взаимодействиях с ребенком должно включать в себя : уважение к личности ребенка, теплоту взаимоотношений, подкрепляя ее тактильным контактом и доверительностью, поощрение самостоятельности ребенка, стимулирование его инициативы, формирование позитивных взаимоотношений, направленных на формирование художественно -эстетическую деятельности детей

Проблема художественно -эстетической воспитания детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа педагога, всего коллектива ДОУ и родителей. Новая модель дошкольного образования ориентируется на результаты, педагогический процесс данной модели включает целенаправленные, организованные взаимодействия педагога и ребенка в ДОУ и семьи. Обеспечение процесса обучения программно-дидактическим материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы является важным средством эстетического воспитания дошкольников . Опытные педагоги способны посредством художественно -эстетической деятельности воспитать подлинные эстетические качества личности : вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Специфическое содержание эстетического воспитания определяется как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

И если формы организации работы по данному вопросу разнообразны , то и результаты проявляются в различных видах деятельности. Так знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством

Литература.

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985

2. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп : АСТ : Астрель, 2005.

3. Дошкольная педагогика , Под ред. В, И. Логиновой и П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983

4. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. – М.: Наука, 1986

5. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. – Самара : Бахрах, 1998.

6. Ожерельева О. К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста . / О. К. Ожерельева // Начальная школа. 2002. - №6.– с. 58-63.

7. Торшилова Е. М. Шалун, или мир дому твоему : Эстетическое воспитание дошкольников / Е . М. Торшилова // Дошкольное воспитание . – 2001.-№9.

8. ФокинаТ. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т . Фокина // Дошкольное воспитание . – 1999.-№1.-с. 35-38.

9. Эстетическое воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.

10. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : Уч. пособие для ВУЗов / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. ; Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М.: Изд. центр «Академия» , 2002.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх