Условия формирования для коллекционирования в доу. Особенности коллекционирования в детском возрасте

Одним из интересных и развивающих видов детской деятельности является коллекционирование , то есть собирание предметов по определенной тематике. В детском саду это могут быть картинки, фотографии, открытки, игрушки, ключи, ракушки, пуговицы и многие другие предметы.

Посредством коллекционирования можно решать задачи развития, обучения и воспитания дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО. Например:
1. Социально-коммуникативное развитие:
— развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, ответственности, доброжелательности;
— формирование представлений о предметах окружающего мира.
2. Речевое развитие:
— развитие общения;
— обогащение и активизация словарного запаса на основе углубления представлений об окружающей действительности;
— создание в окружении ребенка культурной речевой среды и способствование активизации детской речи.
3. Художественно-эстетическое развитие:
— формирование ручной умелости;
— развитие художественного творчества.
4. Физическое развитие:
— развитие мелкой моторики рук.

Но основные задачи решаются в образовательной области «Познавательное развитие»:
— формирование умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать;
— активизация познавательных процессов — восприятия, мышления, воображения, памяти;
— обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
— развитие поисковой и исследовательской деятельности;
— развитие познавательного интереса и познавательных действий.

Коллекции бывают нескольких видов:
1. Коллективные — участвуют педагог и дети или педагог, дети и родители.
2. Индивидуальные — ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.
3. Домашние — это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.

Процесс коллекционирования происходит поэтапно :

I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования. На этом этапе можно провести беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях.

II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания. Собирается материал к коллекции. Предметы включаются в проведение непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.

III этап – организуются выставки, презентации, творческие работы. Разрабатываются коллекционные альбомы и книги.

В качестве практического примера я советую ознакомиться с опытом работы воспитателя Кирса Лидии Павловны .

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Работу по созданию коллекций и использованию их в образовательной деятельности с детьми мы начали в 2015-2016 учебном году, продолжили в 2016-2017 учебном году.

Причины, побудившие использовать коллекции в работе с детьми, были следующие:

— проводившееся в 2014-2015 учебном году тематическое изучение «Использование в работе с детьми разных культурных практик» показало, что в детском саду недостаточно используется в работе с детьми такая культурная практика как коллекционирование;

— наличие в некоторых группах ДОУ предметов, из которых при желании, можно было бы создать коллекции (книги по определённой тематике, магниты, поделки);

— отсутствие у воспитателей какого-либо опыта работы по использованию коллекций в работе с детьми дошкольного возраста;

Наша цель состояла в том, чтобы не только создать коллекции, но и активно

использовать их в образовательной деятельности с детьми при реализации содержания разных образовательных областей.

Для нас это была новая форма работы с детьми, и нам хотелось, чтобы это была востребованная форма.

Определение слова «коллекция» данное в толковом словаре В.И. Даля наиболее подходит по своей сути при организации работы с детьми.

«Коллекция – собранные вместе однородные и чем – либо замечательные вещи, предметы».

В других определениях слова «коллекция» упор делается на то, что это собрание предметов, представляющих историческую или художественную ценность. Понятно, что для повседневной работы с детьми собрать такие предметы нереально. Можно собрать предметы и создать коллекцию замечательных предметов , может быть и очень простых, но интересных детям .

Начали мы с конкурса литературных коллекций, так как одним из направлений работы ДОУ в 2015-2016 учебном году было — способствовать успешному освоению детьми образовательной области «Речевое развитие» посредством активизации работы по разделу «Приобщение к художественной литературе», используя разные культурные практики. Разработали Положение о конкурсе литературных коллекций. Но в процессе подготовки к конкурсу поняли, что мало просто собрать коллекцию. Педагоги должны чётко представлять, как можно использовать экспонаты коллекции в образовательной деятельности с детьми. Были разработаны методические рекомендации для педагогов по использованию коллекции в работе с детьми.

В ходе данного конкурса были созданы следующие литературные коллекции.

— «Русские сказки» (коллекция трафаретов и силуэтов сказочных персонажей, с помощью которых дети могут сами создавать иллюстрации к хорошо знакомым сказкам, а также собирать из отдельных иллюстраций книги).

— Коллекция книг и сказочных героев и поделок к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Курочка ряба», «Рукавичка», «Пых».

— Коллекция книг по теме «Наши любимые сказки». В коллекции представлены книги разные по формату и оформлению: книжки малышки, книги игрушки, книги-панорамы

— Коллекция книжек-малышек с русскими народными сказками, а также короткими произведениями для детей 2-3 лет.

— Коллекция поделок ежей по сказке «Пых».

— Коллекция «Золотая рыбка» — поделки (объёмные и плоскостные) и книги.

— Коллекция поделок «Наш любимый колобок».

— Коллекция дидактических игр по приобщению детей к художественной литературе,

— Коллекция игрушек из киндер сюрпризов по произведению Э. Успенского «Крокодил Гена».

— Коллекция «Забавные кошки» – поделки из киндер сюрпризов к произведению С. Маршака «Кошкин дом».

— Коллекция колокольчиков «Звонкое диво».

— Коллекция «Любимые сказки». Материалы коллекции расклассифицированы по разделам: коллекция книг, коллекция картинок, коллекция ребусов, коллекция дидактических игр, коллекция сказок, коллекция отрывков из сказок для автоматизации поставленных звуков, адаптированных для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

— Коллекция фотографий «Памятники сказочным и литературным героям».

Хочется отметить тот факт, что в данном конкурсе приняли участие не только воспитатели, но и специалисты. Коллекция колокольчиков «Звонкое диво» была представлена музыкальным руководителем Н.Н. Лапшиной. Коллекция «Любимые сказки» была представлена учителем – логопедом Соколовой Т.Г. Коллекция «Памятники сказочным и литературным героям» была представлена педагогом – психологом Кукушкиной Е.В.

В этом же учебном году был проведён конкурс природоведческих коллекций.

На конкурс были представлены следующие коллекции.

— «Деревья Сибири».

— «Семена овощей и злаков».

— «Что растёт в огороде».

— «Домашние птицы».

— «Орехи».

— «Птицы».

— «Хвойные растения».

— «Богатство Матушки Земли».

— «Насекомые» в 2-х группах.

— «Мир бабочек».

— «Птицы Новосибирска и Новосибирской области».

В 2016-2017 учебном году прошёл конкурс познавательных коллекций.

Были созданы и представлены следующие коллекции.

— «Медведи в сказках»

— «Домашние и дикие животные»

— «Ах, какие ложки»

— «Петушки, курочки, цыплята»

— «Чудесные макароны»

— «Волшебная расческа»

— «Ракушки Черного моря»

— «Новогодние игрушки»

— «Города России» (коллекция магнитов)

— «Новогодние истории» (коллекция Новогодних открыток и игрушек разных лет)

— «Круглое Чудо» (коллекция мячей)

— «Погремушка — музыкальная игрушка».

В работе по созданию коллекций принимали активное участие дети, родители и педагоги ДОУ.

Также воспитатели Глушек О.Р., Яковлева Г.В. выступили инициаторами такой формы работы как «День семейной коллекции» — родители на несколько дней принесли домашние коллекции: часов, монет и купюр, машинок, национальных головных уборов, магнитов, брелоков, декоративных тарелок, фантиков, фигурок нецке. Для ознакомления с коллекциями приглашались дети старших и подготовительных групп.

Что послужило толчком появления и создания некоторых наших коллекций?

— Необходимость реализации с детьми содержания ООП ДО МКДОУ д/с № 36 «Поиск». Для приобщения детей к искусству были созданы коллекции скульптуры малых форм и предметов декоративно-прикладного искусства.

— Проведение конкурсов с родителями по различной тематике. Так появились коллекции «Развиваем пальчики», «Наш любимый колобок», «Золотая рыбка».

— Проведение акций в ходе реализации проектов. Так в ходе реализации проекта «Рукавичка» появилась коллекция рукавичек, в ходе реализации проекта «Воробьи – воробушки» появилась коллекция поделок воробьёв.

— Интерес детей к некоторым предметам. Так были созданы коллекции: «Ракушки Чёрного моря», «Погремушка – музыкальная игрушка», «Города России», «Волшебная расчёска», «Петушки, курочки, цыплята», «Что растёт в огороде», «Мир бабочек».

— Увлечение самих педагогов некоторыми предметами. Так были созданы коллекции «Звонкое диво», «Волшебная шкатулка», «Богатство Матушки Земли», «Новогодние истории».

В процессе работы с коллекциями у нас выработались некоторые принципы и подходы.

— Доступность содержания коллекции возрасту детей. Например, дети младшей удовольствием вместе с родителями создали коллекцию «Наш любимый колобок». Большой интерес у малышей вызвала коллекция «Ах, какие ложки», вроде бы такой знакомый с раннего детства предмет, а каким он может разным.

— Безопасность. Большинство экспонатов коллекции должно быть изготовленным из безопасных, желательно небьющихся материалов, особенно если какие-то экспонаты используются детьми в самостоятельной деятельности. Должна быть возможность протереть, помыть экспонаты коллекции. Например, ложки, расчёски, магниты. Конечно, есть и такие экспонаты, которыми дети пользуются в совместной с воспитателем деятельности. Например, ракушки, колокольчики.

— Мотивированное появление коллекции в группе для создания у детей интереса. Например, пришёл колобок и просит, чтобы ему не было скучно одному найти ему друзей — других колобков.

— Возможность использования экспонатов коллекции для организации разных видов детской деятельности и реализации задач из разных образовательных областей, как в ходе НОД, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

— Мобильность коллекции. Коллекцию можно легко на время передать из одной группы в другую. Наши коллекции не очень большие по объёму и легко помешаются в коробку или контейнер.

— Дополняемость коллекции. Коллекцию при необходимости можно дополнить новыми экспонатами, например, если изменился возраст детей.

— Заменяемость некоторых экспонатов коллекции, которые пришли в негодность. — Коллекция не должна иметь большой материальной ценности. Конечно, у нас есть исключения — это коллекции музыкального руководителя Лапшиной Н.Н. «Звонкое диво», «Погремушка – музыкальная игрушка», коллекция скульптуры малых форм в методическом кабинете.

— Свободный доступ к коллекции детей. Постоянно какая-то часть коллекции должна находиться в свободном доступе детей для использования в разных видах деятельности.

— Методическая разработанность коллекции. К каждой коллекции разработаны методические рекомендации. Они дают представление о том, как можно использовать данную коллекцию в работе с детьми при реализации содержания разных образовательных областей или организации разных видов деятельности.

— Дополнение экспонатов коллекции методическими материалами, которые позволят сделать образовательную деятельность более интересной и разнообразной (это интересные факты (связанные с историей появления предметов, их изготовления), подборка интересных художественных текстов, стихотворений, фольклорного материала, подборка готовых или разработанных авторских дидактических игр, конспектов т.д.)

— Возможность использования коллекции при изучении разных тем. Например, коллекцию «Волшебная расчёска» можно использовать при прохождении с детьми лексических тем «Наша дружная семья», «Человек. Предметы ухода за телом», «Профессии», «Детский сад», «Игрушки», «Из чего сделаны предметы».

И самое главное коллекция не должна лежать, она должна «работать»!!!

Опыт работы по созданию коллекций и использованию их в образовательной деятельности с детьми оказался полезным для нас.

— Обогатилась и разнообразилась развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ.

— У детей расширились представления о предметном и природном мире.

— Использование экспонатов коллекций позволило повысить интерес детей к образовательной деятельности. Дети чаще стали использовать экспонаты коллекций в сюжетно-ролевых играх.

— Активизировалась деятельность родителей по их участию в образовательном процессе.

— Повысилась компетентность педагогов в разработке методических рекомендаций к коллекциям, а также по использованию экспонатов коллекций при проведении разных видов игр, заданий, обучающих ситуаций с детьми.

— Представлены на всероссийские конкурсы и отмечены дипломами методические рекомендации к коллекциям «Наш любимый колобок», «Памятники сказочным и литературным героям», «Круглое чудо», «Ракушки Чёрного моря», «Ах, какие ложки», «Волшебная расчёска».

Опыт работы педагогов МКДОУ д/с № 36 «Поиск» по использованию коллекций в работе с детьми представлен на районном семинаре 13 декабря 2017 года «Обогащение представлений дошкольников об окружающем мире посредством коллекций».

В ходе семинара были представлены следующие выступления.

1. Особенности работы с коллекциями в детском саду: значение, виды, принципы и подходы.

2. Использование коллекций в образовательной деятельности с дошкольниками:

— Формирование представлений о предметном мире посредством коллекции «Новогодняя история».

— Использование коллекции «Волшебная расчёска» в игровой деятельности детей».

— Литературная коллекция «Памятники сказочным и литературным персонажам» как средство развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

— Использование коллекции «Круглое чудо» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи.

— Интерактивный практикум «Использование коллекции магнитов «Города России» для решения задач из разных образовательных областей».

Старший воспитатель высшей категории муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск» Митрохович Татьяна Ивановна

Фото некоторых литературных коллекций

Коллекция сказочных ежей. Коллекция сказочных героев.

Коллекция дидактических игр. Коллекция колокольчиков «Звонкое диво»

Фото некоторых природоведческих коллекций

Коллекция «Богатство Матушки – Земли»



Коллекция бабочек Коллекция злаков

Фото некоторых познавательных коллекций


Коллекция «Ракушки Чёрного моря»


Коллекция «Волшебная

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Организация: МБДОУ №12 «Красная шапочка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Бердск

Педагоги детского сада большое внимание уделяют развитию познавательной активности дошкольников. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой развития ребенка, и определяется как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Период дошкольного детства характеризуется готовностью ребенка к познанию окружающего мира, к получению разнообразной информации, что способствует накоплению жизненного опыта. Изучая окружающий мир, ребенок одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими – со сверстниками и со взрослыми. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей развивающей среды, в которой бы ребенок чувствовал себя востребованным. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.

Использование метода коллекционирования способствует возникновению общения, совместных детских игр. Выставки коллекций повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к коллекционированию.

Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.

Одним из интересных компонентов детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности.

Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться.

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Выступая сложным и значимым для личности образованием, познавательный интерес, по мнению Щукиной Г.И., представляет собой:

* избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;

* стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

* особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.

Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить еще одно направление, особенно интересное для нас: исследования, направленные на прослеживание взаимосвязей между познавательной активностью и познавательной деятельностью детей. Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования у детей познавательного отношения к окружающему позволяет говорить о том, что это понятие включает в себя деятельностный компонент.

М.И. Лисина и А.М. Матюшкин разделяют такую точку зрения, что познавательная активность есть состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни.”

Я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, переливающиеся календарики, открытки с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась. Я принесла в группу коробку с открытками и календариками, альбом с марками. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько открыток. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.

Группа наша непростая, есть дети двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования, развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

И что только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками…

Теперь, по сравнению с тем временем, многие говорят об “умирании” коллекционирования. Резко упали цены на коллекционные материалы.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами. Но настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран?

Кстати, вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Подобные вкладыши собирали еще наши бабушки и прабабушки, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров. На них были животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. И они воспитывали, прививали знания и любовь к отечеству.

Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников. Авторы программы “Истоки” считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются. В “Программе обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильевой, в разделе “культурно - досуговая деятельность”, ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства).

В программе “Детство” обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

С.Н. Николаева в парциальной программе “Юный эколог” отмечает, что “дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании”. Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором “могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Желательно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал. Авторы парциальной программы “Мы” для активизации познавательной активности дошкольников предлагают опираться на наблюдения и опыты с живыми и неживыми объектами. Не дано никаких рекомендаций по созданию коллекций, однако для обогащения знаний детей предложено использовать игры с ракушками, песком, шишками, опавшими листьями, камешками, желудями, веточками и т.д.

Таким образом, анализ программ показывает, что не все авторы выделяют коллекционирование, как доступный для дошкольников вид деятельности. В программах даны лишь примерные тематики коллекций, содержание деятельности с детьми не раскрывается.

За время работы по данной теме специальных книг по вопросу коллекционирования с дошкольниками обнаружить не удалось. Изучение литературы показывает, что до 2002 года педагоги-дошкольники нечасто использовали коллекционирование. Было очень мало статей по теории вопроса, материала из опыта работы. В последнее время в журналах “Игра и дети”, “Мама и малыш”, “Счастливые родители”, “Дошкольное воспитание”, газете “Дошкольное образование” появились статьи, в которых содержится интересный материал по организации коллекционирования с дошкольниками. Так, в статье Н.А. Рыжовой “Как стать коллекционером ” (журнал “Игра и дети” №4-2004г.) имеется интересная информация о том, какие коллекции можно собирать с детьми, как лучше оформить коллекции, какие игры и опыты можно провести с экспонатами коллекций. В статье “Каменная ”эпидемия ” (журнал “Обруч” №3-1999г.) можно найти практические рекомендации по организации различных видов игр с камнями. Большой интерес для работы с дошкольниками представляют статьи Ю. Каспаровой, опубликованные в журналах “Мама и малыш” (2005г.) и “Игра и дети” (№3-2004г.). Автор предлагает собирать с детьми различные коллекции растений, дополнять гербарии интересными фактами, стихами и загадками о растении, дает практические рекомендации по использованию засушенных растений при изготовлении поделок, сувениров и дидактических игр типа “лото”. Психолог Наталья Богданова в статье “Юные натуралисты ” (журнал “Счастливые родители”) рекомендует начинать коллекционирование природных материалов и проводить игры с камушками, ракушками, шишками, песком, листьями с детьми начиная с 1,5- 3-х летнего возраста. Она предлагает для малышей игры “Догадливые ножки ”, “Коробочка с диковинками ”, “Парные листочки ”, “Дорога лилипутов ” и другие, направленные на развитие памяти, моторики, наблюдательности, речи, тактильных ощущений.

Изучение опыта работы в книге Н.А. Рыжовой, Л.В. Логиновой «Мини - музей в детском саду», статье Н.А. Рыжовой «Как стать коллекционером» помогли мне спланировать и организовать свою деятельность по созданию мини-музея «По морям по волнам» в группе детского сада, проведении тематических выставок, оформлении и пополнении различных коллекций.

развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:

Создать условия для развития детского коллекционирования;

Развивать любознательность и познавательную активность детей;

Учить детей находить решения в нестандартных ситуациях;

Способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;

Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

В работе по организации коллекционирования использовала:

Технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;

Технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

В своей педагогической деятельности основывалась на принципах:

  • личностно-ориентированного подхода;
  • системности;
  • доступности;
  • научности.

Вся работа проходила в три этапа:

ознакомление с коллекционированием:
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми.

создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
- организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования;
- побуждение детей и их родителей к получению информации об объектах коллекционирования.

организация собственных выставок и коллекций детей в рамках мини - музея «Русской народной игрушки» в группе детского сада:
- привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей;

Представление семейных коллекций.

Формы работы с детьми и родителями:

  1. Анкетирование родителей (изучение отношения родителей к коллекционированию как виду познавательной деятельности).
  2. Консультация для родителей (формирование положительного отношения родителей к коллекционированию).
  3. Встречи с интересными людьми - коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада (вызвать у детей интерес к коллекционированию).
  4. Посещение тематических экскурсий в этно - центр «Берегиня» города Бердска (расширение знаний детей об окружающем мире).
  5. Организация мини лаборатории в группе (знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения).
  6. Чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов, презентаций (знакомство детей с разнообразными способами получения информации).
  7. Индивидуальные беседы с детьми по интересам (поддержка и развитие детских интересов).
  8. Организация выставок коллекций детей в детском саду (развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций).
    Достоинством работы по коллекционированию считаю его интегрированность, так как собранные детьми коллекции используются в непосредственной образовательной деятельности, способствуют формированию интегративных качеств детей: общительности со взрослыми и сверстниками, соблюдению общепринятых норм и правил поведения, эмоциональности и отзывчивости, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, владение универсальными предпосылками учебной деятельности. Проводимая работа с детьми по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Глубокое изучение современных источников литературы, специальных журналов позволило составить картотеку материалов о коллекционировании с детьми дошкольного возраста.

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в средней группе. Заинтересовавшись моими коллекциями, дети сами и по нашей просьбе стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой. Постепенно дети стали показывать «свои драгоценности», рассказывать о предметах своего собирательства. Мне стало понятно, что назрела необходимость общего дела, способного объединить наш детский коллектив.

Коллекционирование - увлекательная деятельность.

Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник в первую очередь, развивает наблюдательность (зачем? как? почему?). Дети дошкольного возраста – настоящие исследователи, простейшие опыты, эксперименты всегда вызывают любопытство и активность. Педагог должен создать тот мир исследования предметов, тот увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком.
Этому и способствует коллекционирование предметов.

Коллекции - это классификационная работа. Классификация очень важная развивающая задача и решать ее через создание и собирание коллекций - не только увлекательно, но и познавательно! Пригодятся для этого разные вкладыши от конфет, коробки от конфет имеют разные фигурные вкладыши. Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Наш опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

Организация мини-выставок коллекций в группе детского сада

Идея создания мини-выставок различных коллекций в группе возникла по нескольким причинам. Такая форма работы позволяет воспитателям успешно решать целый ряд воспитательно - образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей.

Другая задача – познавательно - образовательная. Ведь первые попытки сравнения экспонатов обязательно содержат в себе зачатки классификации. Это важно для интеллектуального развития детей. Кроме того, тематические выставки несут в себе информационный материал о предмете выставки, его назначении, происхождении и создании. Это неисчерпаемый информационный материал, который можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим и предметным миром.

А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-выставок в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для выставки.

Первая тематическая выставка была организована в сентябре в группе. Тематику подсказали сами дети, которые делились впечатлениями о летних каникулах, проведенных на море. Многие из них привезли сувениры из морских раковин, сами раковины разных форм. Попросив детей принести их в группу, мы совместно оформили экспозицию "Морские раковины", нашли книги, иллюстрации, классифицировали и собрали в отдельную коробку с ячейками разные морские и речные ракушки. На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети рассказывали о принесенных экспонатах, познакомились с тем, как люди в прошлом использовали ракушки, как добывали их, чем они были ценны и как ракушки используются в современном мире. Наших детей поразила и функциональность применения этого природного материала, и его красота, и причудливость форм.

Это занятие так увлекло нас, что следующим моим шагом было продумывание тематик других выставок, разработка системы по их организации в других возрастных группах.

Приближался Новый год, смена осеннего периода на зимний, смена времен года: время! Вот и тематика для детей старшего возраста - часы, к тому же решаем образовательную задачу по формированию у детей временных представлений. Очень удачный дополнительный материал по изучению разновидностей часов. Каких только мы с детьми часов не увидели! Дети и родители с удовольствием приносили старинные часы, наручные, песочные, электронные и др., рассказывали о том, как эти часы попали в семью, разные истории из жизни часов. Кроме того, совместно с детьми и родителями был создан альбом для рассматривания с иллюстративным материалом и стихотворным текстом разных поэтов о часах и времени, подобраны книги, изготовлены макеты часов для практического изучения на занятиях. Важным в такой коллекции было то, что дети могли прикоснуться к предметам, потрогать и "почувствовать" время.

В канун Нового года в группе мы организовывали выставку снеговиков. Дети приносили фигурки снеговиков, фигурные свечи, ёлочные украшения, открытки, картинки, календарики, сувениры, предметы домашней утвари с изображением главного персонажа выставки - кружки, тарелки, прихватки, полотенца. Не было ни одной семьи, которая не внесла бы свой вклад в создании этой выставки. Для поддержания интереса мы с детьми читали и разучивали стихи, прослушивали аудиозапись "Школа снеговиков" Андрея Усачева, рисовали, лепили снеговиков из теста, снега, вспоминали мультфильмы и песни в которых есть персонаж снеговик.

Хотелось бы отметить, что временной отрезок пребывания экспозиции в группе не должен превышать двух недель, пока сохраняется активный интерес к выставке, который можно поддержать разными формами организации детской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте познавательными были тематические выставки коллекций, созданные с учетом поло-ролевых особенностей детей. Это выставка военной техники к празднику Защитника Отечества и выставка фарфоровых куколок к Международному женскому дню 8 Марта. Аналогично по данным мини-выставкам коллекций были проведены различные формы организации детской деятельности.

Мое увлечение коллекционированием пасхальных яиц нашло отражение в выставке в весенний период, целью которой было ознакомление детей с народными традициями, приобщение к культуре своего народа, к традициям изготовления и украшения пасхальных яиц, не затрагивая религиозный аспект.

Необычно проходила тематическая выставка "Диковинки с грядки" и "Украшаем стол". Кроме внесения в группу домашних заготовок экспонатов, совместно с детьми и их родителями проходило занятие, где им предоставлялась возможность сотворить вместе с ребенком, из выращенных ими овощей причудливой формы, какой-нибудь предмет или персонаж сказки. Например: из репки с двумя хвостиками - девочка с бантиками, патиссон превратить в черепаху Тортиллу, картошку - в бегемота, редиску - в Буратино с длинным носом, подсолнух - в львенка, а тыкву - в карету для Золушки. Параллельно другая часть родителей с детьми создавала украшения для праздничного стола. Здесь мамам представилась возможность проявить свое творчество в кулинарном искусстве. В итоге были созданы шедевры - белоснежный лебедь из яблока, лилия из лука с лягушкой, хрустальная туфелька из кабачка, золотая рыбка из морковки, крокодил из огурца, мышки-норушки из вареных яиц и многое другое. Сколько удовольствия и эмоций получает каждый из участников!

Особо хотелось рассказать о выставке, посвященной Дню победы в Великой отечественной войне. Очень трогательно и животрепещуще проходит эта тематическая выставка. Ведь почти в каждой семье есть родственник, который участвовал в этом трагическом событии в истории нашей Родины. В тематике этой выставки заложен огромный потенциал по патриотическому воспитанию детей, формированию гордости за свою Отчизну и народ, воспитание гражданина своей страны. Родители совместно с детьми приносили семейные альбомы с фотографиями военных лет, открытки, медали, предметы, связанные с войной, находили книги о войне, изготовляли макеты самолетов, подвесные "мобили", макеты сражений, открытки. Никто не остался равнодушным.

Напомню, что данный вид организации детской деятельности предполагает тесное сотрудничество с семьей, ее активное вовлечение и посильное участие в процессе создания мини-выставок, предполагает неисчерпаемый обмен информацией о собранных экспонатах, участие в их изготовлении. Так же на основе новых Федеральных образовательных требований к Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения произошли изменения в структуре воспитательно - образовательного процесса. В связи с этим обязательная часть Образовательной программы должна включать время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения. А для того, чтобы реализовать это взаимодействие, конечно от воспитателя потребуется много усилий и творческих вложений. Воспитателю придется снабжать родителей надлежащей информацией, проводить наглядную информационную агитацию о всевозможных вариантах участия родителей в мини-выставках, в дополнении к этому в устной форме обозначить цель организации выставок, необходимую работу родителей. После завершения действия экспозиции вниманию родителей предоставляются фото - отчет о разных формах организации детской деятельности в работе мини-выставки. Предлагаю завести фотоальбом для сбора фотографий выставок, который в свою очередь будет являться накопительным "банком" творческой деятельности воспитателя. Для обмена опытом и организации взаимосвязи с другими возрастными группами можно организовать дни посещения выставок - пригласить детей других возрастных групп и провести мини-экскурсию, рассказав об экспонатах, причем сами дети (старшие дошкольники)- создатели коллекций являются экскурсоводами.

Остается только вопрос хранения экспонатов выставки и дальнейшее использование в практической работе. Если в детском саде есть параллельные возрастные группы, то можно передать материалы выставки им для оформления в группе, т.о. выставка становится "передвижной" и у детей других групп появляется возможность познакомиться с экспонатами тематической мини-выставки. Дети и родители иногда забирают те экспонаты, которые, которые им дороги как сувениры или память о каком-либо событии, или же безвозмездно передают в коллекцию в группу для дальнейшего использования. В свою очередь мы собираем экспонаты в контейнеры, подписываем и убираем на хранение в педагогический шкаф. Экспонаты выставки, сделанные своими руками можно использовать при проведении ярмарок, где дети и их родители могут приобрести понравившийся предмет.

Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем, по возможности познакомить детей с предметным миром, воспитывать у них интерес к миру предметов.

Выставка для ребенка - это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть задача взрослых.

Литература:

1. Интернет-источники

2. Прохорова С.Ю. "Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования". Ульяновск, 2011

3. Рыжова Н.А. "Как стать коллекционером" (журнал "Игра и дети" №4 - 2004)

4. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы /пособие для педагогов/ руководитель авторского коллектива Н.В. Федина. - М.Просвещение, 2012

24-25 января в группе «Радуга» прошёл заключительный этап творческого проекта «Коллекционирование - как способ развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, создание мини-музея в группе».
К сожалению, ребёнок дошкольник не часто ходит в музеи и тем самым лишается возможности приобщиться к этой стороне культуры народа. А что если музей поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но тогда такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для детей. Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно - исторической, познавательной направленности. С этой целью и был реализован на группе данный проект.

В течение двух месяцев ребята приносили в детский сад свои домашние коллекции, оформляли их в мини-музее, расположенном в группе. Некоторые коллекции собирали родители наших воспитанников еще в детстве: это- коллекция марок, которую принесла Лиза Образкова, коллекция календариков - Кирилла Пауль, коллекция переливных календариков - Дучевой Алины.
Федя Мальцев поделился с ребятами современной коллекцией персонажей из фильма «Звездные войны», которая очень заинтересовала детей, особенно мальчиков. Маша Перебатова принесла в группу коллекцию игрушек из Киндер-сюрприза, которые она аккуратно рассортировала по темам: «машинки», «герои мультфильмов», «профессии», «звери». Полина Трапезникова показала свою коллекцию фантиков, которые разложила в файлы по сортам: фантики от мармеладных конфет, шоколадных, карамельных. Ребята очень заинтересовались таким видом коллекционирования, и Полина предложила производить обмен фантиков между собой. Вика Третникова летом отдыхала вместе с родителями на реке Волга и привезла оттуда речных камней разных форм и размеров, раскрасила их акриловыми красками, украсила смешными рожицами различных зверюшек.
Очень интересной оказалась домашняя коллекция Миши Кучерова - «Камни Урала», ценность её заключается не в том, что она содержит знаменитые камни и минералы нашего Края, а в том, что Миша вместе с папой собирал эти камни. В ней есть старинная ложка, которую они нашли в селе Воскресенское с помощью металлоискателя, и даже установили примерный возраст ложки- XVIII век. Свою коллекцию они аккуратно оформили и подписали, нашли в энциклопедии каждому камню название.
В свой мини - музей мы пригласили детей из других групп, дети с удовольствием рассказывали о своих коллекциях. Гости задавали вопросы «Нравится ли твоя коллекция», «Будешь ли ты пополнять ее в будущем?», «Я тоже хочу собрать коллекцию, поможете ли вы мне в этом?».
Мы надеемся, что наш мини-музей будет пополняться различными коллекциями и экспонатами, в планах - собрать большую коллекцию часов, изучить их историю, изобразить их в ленте - времени, и конечно, показать ее родителям, детям, сотрудникам детского сада!
Подводя итоги, хочется отметить, что родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, задавать вопросы. Мы заметили, что дети стали самостоятельнее, активнее, приобрели навык поисковой деятельность (идеи, информации). У них повысился уровень знаний о традициях своей семьи, семейных ценностях.

Воспитатель Кашицева О.А.

Консультация для педагогов

«Современная технология «Коллекционирование»

В образовательном процессе ДОУ»

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком.

Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - всё это происходит в процессе коллекционирования. Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом. – словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Детское коллекционирование это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательную или художественную ценность. Ценность же коллекционирования в том, что оно развивает познавательную активность ребёнка. Приобщает его к исследовательской деятельности, расширяет кругозор.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. И многие музеи сейчас состоят из частных коллекций. В России наивысшего расцвета коллекционирование достигло в 19 веке. Позднее коллекционирование разделилось на научное, любительское и учебное.

Дети дошкольного возраста тяготеют к любительскому коллекционированию. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Но к сожалению, детское увлечение коллекционированием редко сохраняется на всю жизнь и, как правило, проходит на уровне средней школы. Родители и педагоги осознают, что коллекционирование связано с постоянным сбором материала, его обработкой, хранением, систематизацией и использованием, но забывают, что интерес ребёнка к этой деятельности необходимо поддерживать. Для этого и у детей, и у взрослых должно быть осознанное отношение к коллекции. А это требует определённых знаний, умений и навыков. Любое коллекционирование связано с умением работать со словарём, справочным материалом. Коллекционеру необходимы знания в области той коллекции, которую он хочет составить. Он должен владеть навыками поиска и классификации экспонатов коллекции. В силу этого дошкольники не могут заниматься самостоятельным коллекционированием, они коллекционируют вместе с взрослыми. Очень важно. Чтобы коллекционирование не превратилось в хаотическое накопительство.

Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям ФГОС; в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений;

Цель данной технологии - развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.

Задачи:

  • формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
  • формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
  • способствовать проявлению избирательных интересов;
  • развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;
  • расширять кругозор воспитанников;
  • прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;
  • формировать бережное отношение к хранению коллекций;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, т. е. связь с занятиями формирования элементарных математических представлений, изобразительной деятельностью, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием.

Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).

Организуя образовательную деятельность в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего родового понятия. Это может быть как реальный (например, образцы минералов (камешков), значков, открыток и т.д.), так и образный материал (множество иллюстративных карточек-вырезок, например, видов транспорта, животных и пр.). Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, находят в результате обсуждения – рассуждения возможные основания для группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху родовым именем сравниваемых объектов и пустыми графами. В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.

Если исследуются реальные объекты, они размещаются в подходящие ёмкости.

На классификационную таблицу прикрепляются замещающие картинки. Классификационная таблица должна быть достаточно большой по размеру и открыта для дополнения, чтобы дети могли в дальнейшем заполнить пустоты, принеся подходящие картинки из дома, что поддерживает интерес детей к теме. От правильного выбора иллюстративного материала зависит успешность занятия.

К работе с коллекциями существуют определённые требования: собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать; разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д.

Что коллекционировать?

Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребёнка. Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания. Чем богаче коллекция, тем выше её развивающий компонент. Необходимо также учитывать гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учитывать возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д. Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними. Учитывается также и природоохранный аспект (данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).

Хранение коллекции.

В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции. Целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям.

Использование коллекции

Коллекция в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

  • в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира)

Например: По познавательному развитию можно провести следующие занятия :

«Чудо – пуговка» цель - закреплять знания детей о пуговицах, их применении. Развивать мышление, речь, тактильные ощущения. Закреплять названия цветов и оттенков. Учились из пуговиц выкладывать простые изображения.

«История пуговицы» цель – познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Рассказать об их видах. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Научить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру.

«Пуговица – путешественница», цель – вызвать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим. Закреплять знания о животном мире разных компонентов. Развивать мышление, речь, фантазию и воображение.

Можно предложить такие дидактические игры : «Найди пару», «Чудесный мешочек»,«Сосчитай-ка», Сюжетная игра «Ателье», цель которой заключается в том, что детям необходимо было выбрать ткань для платья или костюма и подходящие по цвету и размеру пуговицы, так же выложить из пуговиц мозаику. Рассмотреть пуговицы под лупой. Познакомить с качеством и свойствами материалов, Из которых сделаны пуговицы(прозрачность, вес, прочность)

Предложить придумать разные истории о путешествиях, приключениях пуговиц и всё записать в альбом под названием «Удивительные истории».

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приёма, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты); в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

Заключение . Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то птичье перышко или улетающий осенний листок.

Герасимова Наталья Владимировна


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх