Пространственно развивающая среда подготовительной группе. Предметно-развивающая среда в подготовительной группе


Центр воды и песка: «Лаборатория»

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.

5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.

6.Различные часы, безмен.

7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

8.Набор для опытов с магнитом.

9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).

10.Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.

11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).

13.Более сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудесный сад»

1.Должны быть растения:

Приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пестрая или ярко-зеленая (цикламен, бегония вечноцветущая, фикус, хлорофитум); теневыносливые – листья темно-зеленые, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, плющ и др.); влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус, ципериус); засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налет, стебли и листья часто толстые (толстянковые, кактусы, алоэ);

Дающие плоды (перец, лимон, гранат);

Имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, бальзамин однолетний и др.); луковицами (амариллис, зефирантес); делением куста (аспарагус); листовыми черенками (бегонии, сансевьера); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» - размножение отпрысками (камнеломка, хлорофитум);

Лекарственные и фитонцидные (алоэ, каланхоэ и др.).

Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; алоэ (фитонцидное растение) или агава; хлорофитум – является хорошим очистителем воздуха; аспарагус – поглощает тяжелые металлы; плющ обыкновенный, сансевьера и каланхоэ – являются фитонцидными растениями; амариллис или зефирантес – от их фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока; циперус – хорошо увлажняет воздух; лимон – его фитонциды стимулируют умственную деятельность.

2.Растения характерные для различных времен года:

Осенью, летом, весной – сезонные композиции с использованием живых растений цветников, выполненные в разных художественных стилях (икебана и др.);

Весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (мать-и-мачеха, подснежник);

Зимой – ветки хвойных деревьев (сосна, ель); зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных растений; посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена лимона, мандарина; эксперимен-тальные посевы и посадки.

3.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.

Календарь природы: «Метеостанция»

1.Картина сезона, модели года и суток.

2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день. В конце месяца рисуется температурный график.

3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели и ждали корма, пролетали мимо.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения и т.п.

Главной задачей воспитания дошкольника являются создания у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку необходимо чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
В моей группе предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом в разных видах деятельности (познавательной, игровой, речевой, коммуникативной и др.).

При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды:
-принцип открытости и доступности;
-гибкого зонирования;
-стабильности–динамичности развивающей среды.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от проекта, в котором живут дети группы.

Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Центр «Здоровячок»

С целью удовлетворения потребности детей в движении, центральное место в группе занимает спортивный уголок, в котором находятся как приобретённые игрушки и дидактические пособия, так и изготовленные своими руками. Имеются пособия для коррегирующей гимнастики, пособия для профилактики различных заболеваний (например, массажные коврики в качестве профилактики плоскостопия). Имеются картотека пальчиковых игр, гимнастики для глаз, картотека для организации физ. пауз во время непосредственной образовательной деятельности с детьми. Всё оборудование, игры, игрушки подобраны в соответствии с принципом безопасности построения развивающей предметно-пространственной среды.

Центр конструирования «Строим сами»

В нашей группе данный центр - один из самых любимых у детей. Для конструирования собрана целая коллекция разных видов конструктора. Конструктивная деятельность - это самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками объекта, с его видимыми и не видимыми свойствами. Дети конструируют различные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов.

Узнать много нового из истории создания зданий и других строений, совершенствования транспортных средств, а также самостоятельно или совместно со сверстниками построить любое строение, собрать транспортное средство детям помогает подобранный в соответствии с возрастом иллюстрированный материал.

В группе мы собрали материал по конструированию: различные виды строительного материала, кубики, небольшие игрушки для обыгрывания построек. Опорные схемы зданий из напольного конструктора.

Центр сюжетно-ролевой игры «Мы играем»

В группе имеется игровой центр, который оснащён необходимой игровой мебелью для развёртывания сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Стройка», «Автопарк» и т. п. Необходимой атрибутикой, обеспечивающей сюжет игры с детьми, служат как приобретённые игровые предметы, так и изготовленные своими руками. Недостающую атрибутику для игр заменяем предметами – заместителями (например, кирпичек – это строительный материал, который может быть «печеньем», «телефоном», «мылом» и т. п. в зависимости от сюжета игры). Таким образом, реализуем принцип полифункциональности развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Гендерный подход в организации игрового пространства обеспечивается набором различных игр и игрушек для девочек и мальчиков.

Центр изобразительного искусства

Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо позаботится о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу. На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы родителей, воспитателей и др.). В рабочей зоне шкафа помещаются материалы и оборудование для рисования, лепки и аппликации. Это могут быть различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, разные виды клея, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, трафареты, сангина, глина, пластилин и др.) . Если шкаф имеет закрытые полки, то в них помещается большинство из перечисленных материалов, и если ребенок пожелал ими воспользоваться, то он свободно может достать их самостоятельно.

Центр интеллектуального развития «Любознайка»

В этом центре сосредоточены дидактические игры математического содержания, наборы геометрических фигур, шаблоны, наборы цифр и знаков. Счетные палочки, настольно печатные игры с математическим уклоном и др.

Для речевой активности здесь детей ждут наборы предметных и сюжетных картинок, лото: профессия людей, животные и их детеныши, кто где живет, подбери пару, что лишнее, цепочка слов. Мягкие кубики с предметными картинками на все группы звуков: мазаики, пазлы, конструкторы и пр.

Центр театра и музыки

Представлен широким ассортиментом видов театра (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь дети играют в пальчиковый, настольный, кукольный театры, обыгрывают сказки на фланелеграфе, подбирают атрибуты для игр-драматизаций и режиссерских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, выразительность.

Различные маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. На полках размещаются детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д.) .

Центр познания и исследования

Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В уголке природы дети знакомятся с различными явлениями природы, животными, гербариями различных растений, играют в экологические игры. Знакомятся с многообразием мира природы, изучая коллекции минералов, ракушек, камней, почв. Также присутствуют различные инструменты по уходу за данными растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и пр.

В нашей группе существует зона для детской экспериментальной деятельности, располагается рядом с природным уголком, здесь находятся природный материал, принадлежности для игр с водой и песком, различные колбочки, бутылочки, материалы для экспериментирования. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. С помощью микроскопов, лупы, простейших опытов и экспериментов, дети изучают свойства воды и воздуха, магнетизма и т.д.

«Литературно - познавательный» центр.

В книжном уголке подобранны красочные, с яркими иллюстрациями, с информацией небольшого объема книги, энциклопедии, сказки, альбомы, журналы. А так же подобрана определённая литература по теме проекта, в котором живут ребята (в данный момент в группе живёт проект, посвящённый дню защитников отечества).

Центр ПДД

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Также в группе имеется неоформленный материал: пробки, коробочки, баночки, который позволяет детям фантазировать, заменять этими материалами реальные предметы.

Таким образом, я создаю условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Проект
«Организация развивающей предметно-пространственной среды
в подготовительной группе ДОУ»

Русанова Людмила Леонидовна,
cтарший воспитатель МБДОУ 1,
г. Апатиты Мурманской обл.

Цель проекта – организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях подготовительной группы.
Задачи проекта:
1. Удовлетворение потребностей родителей в получении детьми вариативного образования.
2. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
3. Максимальная реализация образовательного потенциала пространства группы.
4. Создание условий для экспериментирования, исследовательской и поисковой деятельности детей.
5. Использование дополнительных возможностей (финансовых, материальных) для приобретения оборудования.

Площадь помещения составляет около 49 кв. м.
Мы планируем:
— оснастить пространство группы новым оборудованием, а также создать объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: познавательное, эстетическое, игровое и оздоровительное;
— организовать предметное окружение детей таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для укрепления здоровья и повышения уровня общего развития;
— приобщить детей и родителей к активной познавательной деятельности и здоровому образу жизни.
Гипотеза.
Если в группе создать развивающую предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности каждого ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.
Оригинальность данного проекта определяется тем, что в нем практически реализован подход к организации целостного развития ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
Новизна заключается в разработке и создании современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентноспособным на рынке образовательных услуг.
Практическая значимость.
Предлагаемая нами организация развивающей предметно-пространственной среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности, таких как игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно ФГОС ДО.
Ожидаемый результат.
Организация образовательного пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

Вид проекта: информационный, вариативный, практикоориентированный.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный;
II этап – практическая реализация проекта;
III этап – подведение итогов; создание материалов по проекту.

I этап – организационный.
Задачи:
1. Анализ архитектурно-планировочной структуры помещения.
2. Изучение санитарно-технических норм и требований.
3. Разработка проекта трансформируемой предметно-пространственной среды в подготовительной группе;
5. Разработка эскизов оформления помещения.
6. Выбор оптимально приемлемых вариантов дизайна групповой комнаты.
7. Изучение литературы на тему: «Современные требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».

II этап – практическая реализация проекта.
Задачи:
1. Модернизация среды группы, создание компонентов единого образовательного пространства;
2. Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности;
3. Подготовка материалов для воспитателей по теме проекта: создание материальной базы методического обеспечения проекта (фотоматериалы, список литературы, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями);
Практическая часть.
Приобрели оборудование, с помощью которого можно легко изменить обстановку в группе: это передвигающиеся пластмассовые контейнеры для конструкторов, сюжетно-ролевых игр; подставки пластмассовые на колесиках для игрушек; пластмассовый комод 3х-секционный на колесах; переносная ширма высотой 1метр; стол-трансформер, состоящий из 7 частей; мягкие пуфики; набор трансформируемой мебели «Парта»; корпусная мебель «Школа»; доска комбинированная (мольберт); стеллаж для размещения разных видов театра и переносной стеллаж-ширма.
Групповая комната представлена развивающими центрами. Каждый центр имеет подвижные, трансформируемые границы в виде ширмы, подвижных стеллажей, пластмассовых контейнеров, стола-трансформера. Оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность. Все предметы соразмерны росту, физиологическим возможностям и гендерной принадлежности детей подготовительной группы.
Центр познавательной деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются мебель и модули, которые легко трансформируются и дают возможность педагогу преобразовать пространство по-разному.
Игровой центр представлен сюжетно-ролевыми играми. Все игрушки и атрибуты для игр размещены в пластиковых коробках на колесиках с крышками. Игровой центр отделен от рабочей зоны переносной ширмой высотой 1 метр. На ширме со стороны игрового центра расположены плакаты с алфавитом, цифрами, наборное полотно, в кармашках разрезные буквы, слоги, цифры. Со стороны центра для познавательной деятельности ширма оформлена рамками на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки и тогда ребёнок может менять оформление в зависимости от настроения или новых эстетических вкусов. В игровой зоне размещен набор трансформируемой мебели «Парта», доска комбинированная (мольберт — мел, маркер), передвижной пластиковый комод 3х-секционный на колесах, в котором размещены необходимые школьные принадлежности.
Физкультурный центр размещен в легко перемещающихся пластиковых стеллажах, корзинах, пластиковых коробках с крышками.
Центр художественно-эстетического развития пополнен столом-трансформером, состоящим из 7 частей, стеллажом для размещения разных видов театра и переносным стеллажом-ширмой, мягкими кубами.
Центр исследовательской деятельности отделен от центра конструктивной деятельности стойками с цветами.
Центр конструктивной деятельности пополнен большими коробками на колесах для разного вида конструктора, пластиковыми стеллажами на колесах для игрушек.
В центре исследовательской деятельности размещен легко перемещающийся центр воды и песка, стеллажи на колесах для игр и оборудования по исследовательской и опытнической деятельности.

III этап — подведение итогов; создание материалов по проекту.
Задачи:
1. Завершение создания развивающей предметно-пространственной среды в группе, отвечающей современным требованиям.
2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
3. Оформление материалов по дизайн-проекту.
4. Изготовление фотоколлажа «Было — стало» по развивающей предметно-пространственной среде в группе.
5. Презентация проекта.

Выводы:
1. При организации развивающей предметно-пространственной среды мы выделили многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности пространства.
2. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры расположены в зоне легкого доступа для детей.
3. Трансформация помещений обеспечена раздвижными лёгкими ширмами-перегородками, стеллажами на колесах, емкостями для игрушек на колесах, столом-трансформером, переносным стеллажом-ширмой.
4. Переносные ширмы служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мир. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание «своего» личного пространства.
Таким образом, развивающую предметно-пространственную среду в группе с учетом ФГОС ДО построили так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обогатили среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Ирина Макарова

Предметно-развивающая среда в подготовительной группе. Фотоотчет.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуаль но. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

5. развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию помогает дополнить ее.

Театрально-музыкальный уго лок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.

Природно-экспериментальный уго лок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.



Строительный це нтр , хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).




Уголок безопасности дорожного движе ния интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.

Так же мы создали "Уголок Грамотей ка" ,в котором дети с удовольствием играют в с\р игру "Я учитель", складывают слова из букв,подбирают картинки к буквам и строят "Буквоград", и многое другое.


Центр интеллектуальной активности и дидактической иг ры.




Уголок "Мой домик"Для сюжетно-ролевых игр различной направленнос ти.



Уголок "Патриотического воспитания и кни ги.



А так же уголок ИЗО,Физический,Зона уединения.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса.

Публикации по теме:

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

В настоящее время переживая реорганизацию в дошкольном образовании нам воспитателям приходится быстрее всех реагировать на новшества. Самым.

В развивающей среде группы я отразила основные направления образовательных областей ФГОС ДО: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное.

ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «ТВОРЕНИЕ ПРИРОДЫ» Календарь наблюдений за природой. Растения (комнатные:фикус, хлорофитум, традесканция,.

Патриотический уголок. Предметно-развивающая среда. Все о Волгограде и Волгоградской области. Прививать к детям чувство гордости нашего города. Рассказав.

Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все что окружает ребенка формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствую полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-развивающей среды. Мы, как педагоги, стремимся создать в группе условия, как для совестной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая каждого дошкольника.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная;
2) познавательная;
3) речевая;
4) художественно-эстетическая;
5) физическая.
При построении предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
- принцип открытости и доступности;
- трансформируемости;
- вариативности;
- полифункционанальности;
- безопасности;
- насыщенности.
Групповое помещение нашей группы условно подразделено на три зоны - активную, рабочую и спокойную.
Активная зона (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:
1. Центр игры;
2. Центр двигательной активности;
3. Центр музыки;
4. Центр театра;
5. Центр дежурства.
Спокойная зона
1. Центр книги;
2. Уголок уединения;
3. Центр занимательной математики.
Рабочая зона (в которой размещается оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности) включает в себя:
1. Центр познания;
2. Центр экспериментирования;
3. Центр творчества;
4. Центр безопасности;
5. Центр конструирования;
6. Центр патриотического воспитания.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. «Центр игры» является наиболее интересным и привлекательным местом для детей, он содержит в себе игрушки разной направленности (игрушки транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, игрушки- животные, куклы разной направленности, наборы посуды, шаржеобразные и мультяшные игрушки, игровые модули для разнообразных сюжетных игр и т.д.). «Центр игры» расположен вблизи «Центра конструирования» с целью возможности использовать постройки в игре.

«Центр двигательной активности » в нашей группе оформлен как мини тренажерный зал. Данный центр содержит атрибуты к подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, кубики, султанчики, ленты, палки и т.д., массажёры, кегли, гимнастическую стенку, шведскую стенку с матрасиком (упражнения только под контролем взрослого), скакалки, мешочки с грузом, кольцебросы, коврики для массажа стоп, оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия, прыжков, ползания и лазанья, оборудование из неоформленного материала. Изготовленное спортивное оборудование из неоформленного материала стимулирует желание детей двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветов пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.


«Центр музыки» – один из самых ярких и привлекательных. Способствует развитию танцевально-игрового и песенного творчества у детей. Здесь размещены музыкальные игрушки (гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка; погремушки; бубен; барабан; дудочки; рожок; балалайка), народные игрушки, наборы шумовых коробочек, картинки к песням исполняемыми на музыкальных занятиях, магнитофон, аудиозаписи детских песенок, фрагменты классических музыкальных и фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные книжки, открытки, музыкальная шкатулка).


«Центр театра» – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В «Центре театра» размещена ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежко-вый, перчаточный, пальчиковый, магнитный и настольный виды театра. Педагоги нашей группы вместе с воспитанниками и родителями изготавливают костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.


«Центр дежурства» расположен у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит. Наш центр выполнен в виде поваренка-колобка. На поварском колпаке поваренка расположены цветные круги с аппликацией овощей и фруктов внутри. С учётом желания каждый ребенок в группе выбрал себе по-нравившейся круг с овощем или фруктом. В день дежурства на кружочке появляется маленький, серебристый, объёмный поварской колпачок (он крепиться с помощью тек-стильной застежки).


«Центр книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творче-ством которого дети знакомятся в данный момент, его литературные произведения.


В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место, оборудовано уютным диваном с множеством мягких мини-подушек разных форм. В нашем «уголке уединения» живет сказочный персонаж, домовенок Кузя. Ребёнок может поведать ему свои тай-ны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса, индивидуальные фотоальбомы с фотографиями близких – все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.


«Центр занимательной математики» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: магнитная доска, наборное полотно, цветные счетные палочки, логические блоки, числовой ряд, счеты, пе-сочные часы, чашечные весы, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, Плакаты с изображением геометрических фигур, объёмных геометрических фигур (куб, конус, цилиндр и др.), различные виды мозаик, современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на поиск недостающего объекта в ряду, на установление последовательности по степени возрастания (убывания), развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Шашки» и т.д. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.


«Центр познания» требует частичной изоляции, наличия заданий различной степени сложности. Игровой материал расположен на открытых-сквозных полках, он размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу. В «Центре познания» содержится: лото, домино в картинках, предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок, иллюстрации, изображающие сезонную одежду, головные уборы, обувь, транспорт, посуду «чудесные мешочки», материалы на развитие мелкой моторики кистей рук, мелкая геометрическая мозаика, схемы, модели слов и предложений, пособие для обучения чтению «Окошечки», дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твердых и мягких звуков, схемы звукового состава слова, материалы для развития у детей графических навыков, доска, мел, указка, картинки с фабульным развитием сюжета, календарь недели, глобус, географические карты, детские энциклопедии и познавательную детскую художественную литературу, циферблат часов.


«Центр экспериментирования» представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал наблюдений, в котором воспитатель совместно с детьми фиксирует сделанные выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных исследователей, которые проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. Незаменимым помощником в детской исследовательской деятельности стал Ученый Кот, живущий в нашей группе. Кот стимулирует детскую активность и любознательность.


В «Центре творчества» размещены материалы для знакомства детей с различны-ми видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (кисти, краски, палитры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, трафареты животных, пошаговые инструкции, мольберт, раскраски), для ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков (природный материал, клей карандаш, клей ПВА, цветная бумага, цветной картон, кусочки ткани, всевозможные пайетки). Наш «Центр творчества» дополнен «Стеной творчества» . Данное новшество дает детям возможность рисовать на больших форматах, объединяться в группы, дополнять уже созданный рисунок предварительно обсудив свою идею с автором первоначального рисунка. Дети имеют возможность самовыражаться в своём творчестве.
Все детские работы выставляются в специально отведенном месте. Работы доступны для просмотра родителям, являются украшением группы.



«Центр безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими пособиями и играми. Хорошим дидактическим пособием служит макет пожарной станции на основе конструктора «Лего», игра с объёмными фигурками «Путешествие по дорогам улиц». Игра оснащена макетом улицы, дорожными знаками, фигурками людей. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения и формирует ценностей здорового образа жизни.


«Центр конструирования» требует свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала. Центр расположен вблизи уголка сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.


«Центр патриотического воспитания» расположен вблизи источника света. Со-держание материала в данном центре обновляем в зависимости от календарных дат, изучаемых на данный момент тем и тем, к которым у детей сохранился интерес. Центр требует частичной изоляции, расположен вдали от игровых зон. В нем содержится: Российский флаг, герб, портрет президента России, символика Красноярского края, города Бородино, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, портреты великих людей России, подборка иллюстраций «Былинные богатыри», образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Подобран материал о родном Красноярском крае и городе Бородино, дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Красноярского края. Подобрана художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Моя страна», «Мой край», «Мой город», «Моя семья», «История образования Ирша-Бородинского угольного разреза».
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх