Теоретические подходы к проблеме формирования эстетических чувств ребёнка дошкольника. Консультация «Воспитание эстетических чувств у детей


Введение

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.
Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).

К 60-м годам на основе проведенных научных исследований и обобщения передового опыта окончательно складывается система эстетического воспитания детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в детском саду» (1962 г.). В этом документе впервые сделана попытка показать весь процесс воспитания, единство психического и физического развития ребенка с первых месяцев его жизни до семи лет, определить формы организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и труде и, таким образом, помочь выявлению художественных способностей детей различных возрастов.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Работа эта предусматривает:
- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры; эстетическое воспитание средствами искусства.
Эстетическое воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий. Оно представляет сложный процесс формирования личности, активного освоения явлений жизни и искусства, что требует создания научно разработанной системы. Эстетическое воспитание вытекает из ее сущности и задач, она определяется содержанием эстетического и художественного воспитания. Важной стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.
Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней» 8 .
Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
В объяснительной записке к программе по дошкольному воспитанию отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:
-видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);
-воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, и т.д.;
-замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.

Формирование эстетических чувств у детей средствами природы

Природа - один из важных факторов эстетического развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей.
Архитектурный облик городов, садов, парков, детских садов и т.д. создают эстетическую атмосферу, способствуют формированию художественного вкуса.
Трудовые занятия, труд дошкольников несомненно имеют свои эстетические свойства.
Жизненный уклад, быт, традиции находят свое выражение в эстетике быта, красоте традиций.
В научно-теоретической разработке системы эстетического воспитания, ее практическом осуществлении необходимо учитывать возрастные психологические особенности детей, интересы, запросы, современный уровень художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность и последовательность содержания.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки.
Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего» 7 . Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.
Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.
Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.
В античный период древние греки рассматривали прекрасное как гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался всеобщим эстетическим свойством ее.
Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.
В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.
Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.
В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.
Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.
Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.
В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.
В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей « видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.
Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей, научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим.
Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных.
Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.
Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.
Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей. С малых лет необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т. д., но и вносить свой посильный вклад в ее приумножение. Уже в младшей группе дети с небольшой помощью взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и т. д. С возрастом объем работы для дошкольников увеличивается. Дети более самостоятельно и ответственно относятся к выполнения того или иного дела .
Наиболее эффективная последовательность работы:
-непосредственное восприятие природы,
-организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.
Детям дошкольного возраста важно сформировать содержательное отношение к природе, воспитывать в них эстетическую зоркость и заинтересованность, научить понимать красоту леса и отдельного кленового листа, цвета, рисунка и пластических свойств древесины.
Важно научить детей открывать и ценить совершенство природных явлений, наслаждаться их красотой.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.
-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке.
В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе эстетического воспитания.
Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности.
В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста.
У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями.
Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.
Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.
Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.
Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.
В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.
Эстетическое восприятие - это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.
Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.
Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».
Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу.
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.п.
Мы отвечаем за живое - и за животное/ и за растение - перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.
Анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать следующие выводы:
1.Эстетическое воспитание - формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
2.Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.
З.В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.
4.Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство заполнено играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.

Использование экскурсии в природе как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии – формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.
Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной воспитатель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях Ю. Коринца, С. Маршака и др.
В начале экскурсии воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения. Дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.
Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического отношения к природе является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий. Познавательные ситуации чаще предлагаются воспитателем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне – следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины.
Ставятся вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.
Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от детей решения той или иной нравственной задачи. Например: "Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его". Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она?
Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения воспитателя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.
Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.


Список использованной литературы

    Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду».
    Белавина И., Найденская Н. «Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий на основах экологии для дошкольников младших школьников». - М.: Лайда, 1995.
    Бобылева Л. «Экологические занятия дошкольников». «Дошкольное воспитание», № 7,1997 г.
    Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой». - М.: Просвещение, 1993.
    Николаева С.Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в саду». - М.: Новая школа, 1995.
    Николаева С.Н. «Игра и экологическое воспитание». «Дошкольное воспитание». № 12, 1994 г.
    Николаева С.Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996.
    Николаева С.Н. «Создание условий для экологического воспитания детей». Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М.: Новая школа,1993.
    и т.д.................

Содержание, формы, методы эстетического воспитания детей

1.1 Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте

Эстетическая воспитанность не является врожденной. Она начинает формироваться в раннем детском возрасте в рамках социального окружения. Определяющим в формировании эстетических чувств является активное и грамотное педагогическое руководство. В ходе эстетического развития дети постепенно осваивают основы эстетической культуры, эстетического представления, восприятия, понятий, интересов, суждений, потребностей, чувств, творческих способностей и художественной деятельности. Динамика становления эстетических чувств и формирование эстетической культуры подразумевает прохождение нескольких этапов, которые напрямую связаны со спецификой развития ребенка в том или ином возрасте.

Особенности развития детей раннего возраста целесообразно рассматривать как пропедевтический период к эстетическому принятию окружающего мира. Данный этап начинается с формирования сенсорной чувствительности и последующего эмоционального "ответа" на знакомство с наиболее яркими качествами и свойствами объектов, окружающих ребенка. Он с самых первых дней обращает внимание на все самое привлекательное, яркое, красочное и блестящее. Эстетическое восприятие окружающего мира имеет свои специфические черты. Для ребенка основными из них является чувственная форма вещей, а именно их форма, цвет, звук, запах. Поэтому для эстетического воспитания ребенка необходим определенный уровень развития сенсорной культуры.

Ребенок воспринимает красоту как единение содержания и формы. Форма заключается в единстве линий, звуков, красок. Но воспринимать эстетически ребенок сможет только тогда, когда восприятие будет эмоционально окрашенным, т.к. эстетическое восприятие тесно взаимодействует с переживаниями и чувствами. Эстетические чувства отличаются тем, что они сопровождаются от встречи с прекрасным светлым душевным волнением и бескорыстной радостью. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что важной составляющей формирования эстетических чувств является эмоциональный отклик на воспринимаемый объект. Но полноценное формирование эстетических чувств не может происходить при отвлеченном, "пассивном" восприятии действительности.

Также важное значение для становления и развития эстетических чувств имеет совершаемая дошкольником деятельность. В раннем возрасте формируются способы подражания в разнообразных видах примитивной игровой и художественной деятельности, развивается чувство удовлетворения не столько от совершения деятельности, сколько от достигнутого результата.

Развитие речи способствует усвоению наименований гораздо большего числа эталонных признаков, эстетических качеств при сравнении их: грязный - чистый, маленький - большой, грустный - веселый, некрасивый - красивый и т.д.

Следует обратить внимание на то, что в большинстве случаев для ребенка-дошкольника невозможно разделить понятия "правильно" и "красиво", что является большим потенциалом для осуществления как моральных, так и эстетических воспитательных задач. В дошкольном возрасте эстетическое воспитание детей реализуется родителями скорее "интуитивно", чем целенаправленно. Но в то же время эстетическое воспитание именно в семье играет важную роль в эстетическом развитии ребенка дошкольного возраста и формировании его личности, несмотря на невладение родителями педагогическими и методическими навыками. В семье фундаментом эстетического воспитания больше является семейные традиции, которые осуществляют преемственность между поколениями, формирование эстетических ценностей, примеров, переживаний. Именно поэтому также важно осуществлять просветительскую и методическую работу с родителями дошкольника относительно эстетического воспитания.

В условиях дошкольного образовательного учреждения осуществляются последующие изменения в эстетическом развитии ребенка. Ребенок лучше воспринимает художественные произведения, к определенным элементам их художественной формы, таким как цвет, ритм, рифма. Дети начинают и по-разному реагировать на само произведение. Мотивация оценки художественного произведения носит характер житейности либо предметности. Ребята из младшей группы больше замечают единичные признаки явления, высказываются кратко, порой пользуются весьма специфическими оценками.

В младшем дошкольном возрасте быстрыми темпами развивается подражание в основных формах и видах игровой и художественной деятельности, появляются новые интересы, формируются новые потребности. В рамках изобразительной деятельности дети-дошкольники от примитивных действий переходят к называнию, изображению, образному восприятию и узнаванию форм. Также в данный период возрастного развития дети могут овладеть навыками не только изобразительной деятельности, но и музыкальной, что позволяет им достичь образности в изображаемом, самостоятельности и первичного проявления творческих начал. В этом периоде развития дошкольников крайне важен характер нацеленного воздействия на чувства и переживания ребенка, на формирование у него иерархии ценностей, на становление у ребенка художественных способностей в широком смысле. Целенаправленное педагогическое воздействие становится решающим в становлении эстетической культуры, которая является важным компонентом полноценной развитой личности.

У детей среднего дошкольного возраста происходит значительное развитие восприятия, его точности и дифференцированности. В то же время эстетическое восприятие остается фрагментарным, основывается на личном опыте ребенка и его интересах. Дети в данном возрасте могут давать элементарную эстетическую оценку художественному образу, способны к пониманию определенных эстетических средств, поэтапному пониманию внутренней сущности изображенного. Средние дошкольники находят связь между фигурами и тропами и содержанием произведения. Дети данного возраста предпочитают конкретные произведения определенного жанра, сравнивают произведения между собой, сравнивают уже известное с только что услышанным, делают определенные обобщения. Они уже умеют отличать прозаические произведения от поэтических, различают виды и жанры как литературных произведений, так и музыкальных и изобразительных.

На данном этапе возрастного развития у детей значительно развиваются творческие и художественные способности, дети способны сочинять стихотворения, песни, рассказы, загадки, продумывают композицию аппликации, лепят, рисуют. В процессе обучения у детей постепенно происходит становление эмоциональной отзывчивости на художественные образы и выразительные средства. Дошкольники теперь могут не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества в произведениях искусства. Они замечают едва заметные различия, производят наиболее тонкие сопоставления, подбирают выразительные слова. Им становится интересно все красивое не только в искусстве, но и в окружающей жизни, интересны новые виды игровой и художественной деятельности. Дети очень эмоционально воспринимают поведение вымышленного литературного героя, но не понимают скрытые мотивы его поведения. Также на новый вектор развития выступает художественное творчество, но замыслы детей в рамках него еще не отчетливы и неустойчивы.

Таким образом, дошкольный возраст -- это период, характеризующийся становлением эстетического восприятия, эстетического переживания и эстетической культуры в целом, совершенствующейся под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Эстетическое воспитание - наличие идеала. Представления о прекрасном в природе, обществе и самом человеке. С эстетическим идеалом связан художественный вкус...

Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

После проведения диагностики сформированности у детей дошкольного возраста эстетических чувств, художественно-творческих способностей, интереса к красоте и прекрасному, а так же сформированности у них эстетического вкуса...

Моделирование как средство формирования представлений о природе у старших дошкольников

Взаимодействие человека и природы происходит на всех этапах онтогенеза. В период дошкольного детства расширяется пространство жизнедеятельности ребенка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия...

Мотивы художественной деятельности. Влияние изобразительного искусства на развитие эмоций и чувств ребенка

В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями...

Педагогические методы Е.Б. Вахтангова и их современное применение

Режиссерская манера Вахтангова претерпела значительную эволюцию за 10 лет его активной творческой деятельности. От предельного психологического натурализма первых постановок он пришел к романтической символике «Росмерсхольма»...

Перед воспитанием стоят задачи воспитания детского творчества, профессионального обучения детей тем или иным техническим навыкам искусства и воспитания в них эстетического суждения, т.е...

Психолого-педагогическое эстетическое воспитание школьников

Сказка обычно считается исключительной принадлежностью детского возраста; при этом выдвигаются два психологических соображения в защиту такого взгляда. "Первое - ребенок не дорос еще до научного понимания действительности...

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста

Формирование геометрических представлений у дошкольников

Перед воспитанием стоят задачи воспитания детского творчества, профессионального обучения детей тем или иным техническим навыкам искусства и воспитания в них эстетического суждения, т. е...

Эстетическое воспитание детей

Сказка обычно считается исключительной принадлежностью детского возраста; при этом выдвигаются два психологических соображения в защиту такого взгляда. «Первое -- ребенок не дорос еще до научного понимания действительности...

Елена Кривошта
Консультация «Воспитание эстетических чувств у детей»

Консультация «Воспитание эстетических чувств у детей » .

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания » В. А. Сухомлинский.

Известный психолог С. Л. Рубинштейн писал : «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего, потому что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении, это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовых на всех махнуть рукой».

Эстетическое воспитание – понятие ёмкое , широкое. Оно включает воспитание эстетического , то есть эмоционально образного отношения к произведениям искусства, природе, общественной жизни, труду, быту.

Эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинается с чувства , а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличаются эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему. Живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении , дать ему эму эстетическую оценку .

Дошкольник воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен : все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного , заботливого отношения к растениям и животным.

Уровень психического развития ребенка позволяет ему наглядно представить конкретные предметы, факты, явления эстетически их оценить .

Например : Саша (6лет) мечтательно смотрит вверх на причудливые облака. – «Что ты там увидела интересного? Смотри под ноги, а то упадешь» - говорит мать девочки. – Ух, ты, как здорово! Вот посмотри : это облака, ну совсем, совсем как пёс Тишка : белый и пушистый. Вот видишь. Это голова с длинными ушами, а вот лапки и хвост султанчиком. – Ну и фантазерка! Где ты видишь собаку? Это на небе то собака? Это облако. Все ты выдумываешь! Не отставай, иди быстрей. А девочка будто и не слышит. Находясь в мире своего чудесного открытия, она остановилась, как зачарованная, преграждая путь маме. – Ой! А вот уже нет Тишки… Вместо него поезд : вот вагон, а вот колеса. Этот поезд возит ребят на луну! Девочка фантазирует, наблюдая за необыкновенными превращениями облаков. Но мать подталкивает ее, поторапливая идти вперед.

Мать Саши, видимо не понимает того, что в нравственном воспитании ребенка все очень важно, недооценивает природу как одно из важнейших основных средств воздействия на чувства ребенка , воспитания эмоциональной сферы .

Роль педагога уточнить и систематизировать детские впечатления, побуждать искать четкие, меткие определения для выражения эстетических эмоций и чувств .

Воспитание и обогащение знаний ребенка не протекает только на специально организованных занятиях в детском саду. Процесс этот беспрерывный. Эффективность воспитательного процесса во многом зависит от умного воздействия на чувства детей .

О природе, как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного говорил К. С. Станиславский : «Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину. Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относится к нему при оценке, глубже вникать в его сущность. Обращайтесь к исследованию всего, что попадется вам на глаза, и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».

Публикации по теме:

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Консультация для воспитателей Воспитание патриотических чувств у дошкольников. (консультация для воспитателей) Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию,.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». воспитатель Сафина Лейсан Рустямовна, МАДОУ №106 «Забава».

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю» Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?».

Культурное наследие нашего народа, как воспитание художественно-эстетических способностей Педсовет Фома: устный журнал. «Культурное наследие нашего народа, как воспитание художественно-эстетических способностей детей» от 27 ноября.

Проект: «Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии» (формирование эмоционально-волевой сферы детей) В проекте показано теоретическое освещение проблемы формирования эмоционально - волевой сферы у детей. Представлена система коррекционно-развивающих.

О. В. ГЛУХОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ШКОЛЬНИКОВ

В ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ

Известный психолог в 1996 году констатировал, что современная педагогика оказалась беспомощной перед задачей формирования эстетических чувств – основы воспитания ребёнка. И хотя школа ставит задачу эмоционального развития детей , решить её непросто. Ведь для этого нужно иметь определённую методологию, знать конкретную методику урока, критерии оценки читательского развития ребёнка за период обучения. Но литературный образовательный стандарт строится на сугубо рациональной основе, в нём игнорируется субъективная сторона чтения. Стандарт не оставляет школьнику право на уникальность его восприятия.

Современный этап развития образования и требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) обусловливают необходимость развития полноценной творческой личности, способной преумножать накопленные поколениями духовные ценности, создавая культуру XXI века. В этой ситуации особое значение приобретает формирование эстетических чувств личности.

Основой для формирования эстетических чувств школьников и средством обучения литературному чтению в школе являются художественные произведения. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы . Литературное чтение – один из важных предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Как писал «... неизвестно еще, что было бы со всеми нами, не будь литературы, не будь слова! И если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда, красота, – если хоть в малой степени есть, то не заслуга ли это в первую очередь и великой литературы».

Выдающиеся методисты прошлого, подчеркивалиособое влияния художественных произведений на чувства обучающихся. Огромная роль принадлежит художественной литературе в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Ребёнок живет жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости. К. Ушинский называет эти переживания « нравственными упражнениями», они обогащают читателя. В методических руководствах к своим учебникам «Родное слово», «Детский мир» он указывает на необходимость создания поэтического образа в умах и сердцах учеников .

Сегодня литературному чтению, как средству эстетического воспитания младших школьников, уделяется особое внимание. В связи с этим значительно усиливается роль общеобразовательной школы, формирующей будущих читателей. В основе успешного обучения школьников лежит читательская деятельность. Первый шаг в становлении читающей личности – это овладение правильной техникой чтения (плавное произнесение всего слова, различение фонем, букв, слогов, чтение по слогам, чтение целыми словами). На уроках литературного чтения и в процессе самостоятельного чтения ученик развивает читательские универсальные учебные действия. Однако подкрепленный практикой автоматизм чтения и понимание общепризнанных значений, употребленных в тексте слов, еще не конечная цель обучения чтению. Интонация, выразительность - один из наиболее сложных компонентов речи и чтения. Но несмотря на это, практическую работу над умением читать с определенной интонацией следует начинать как можно раньше. Ни одно слово и предложение не читается без интонации, и в то же время любой текст может быть прочитан учеником с вялой, маловыразительной интонацией.

Методическая традиция накопила немало эффективных подходов, приёмов, способствующих обучению детей умениям глубокого понимания и готовности прочувствовать эстетическую силу художественных произведений. Успешно реализовать вышеуказанные цели можно при условии соблюдения принципа преемственности в процессе изучения литературного материала в начальной и средней школе . Целевые установки предметной области Литературное чтение ФГОС НО – сформировать личность, готовую к перцептивной читательской и литературно-творческой деятельности. Приобщая школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в обучении литературному чтению, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. В школьном возрасте закладываются основы эстетических и нравственных ценностей, формируются эмоциональная и духовная сферы ребенка, его «чувство гармонии» (). В связи с этим возникает необходимость проанализировать различные подходы и направления в изучении вопросов воспитания эстетических чувств у школьников в обучении литературе, найти оптимальные пути их развития в начальной школе.

Проблема формирование эстетических чувств раскрывается в различных аспектах в философии, психологии и педагогике, методике обучения литературному чтению.

Учёные-философы, и другие рассматривали формирование эстетических чувств как компонент эстетического сознания.

Эстетическим чувствам, как психическим процессам, имеющим различную степень осознанности (от бессознательного уровня до развернутого суждения вкуса) посвящены труды, К. Изарда и других.

Определяли эстетическое чувство как специфическое средство художественного познания действительности.

Изучены некоторые вопросы формирования эстетических чувств у школьников средних и старших классов при восприятии произведений музыкального, изобразительного и литературного искусств (, и др.).

Вопросы воздействия образа произведений искусства на эстетические чувства младших школьников рассматривали, .

Влияние эстетической среды на формирование эстетических чувств подчеркивали М. Монтессори, и другие.

В дошкольной теории и практике проблема воздействия произведений искусства на эмоциональную сферу детей нашла отражение в исследованиях, и других.

Несмотря на широкое обсуждение процесса формирования эстетических чувств, остается ряд нерешенных проблем. Традиционно в педагогической теории и практике дисциплины эстетического цикла не поднимаются до уровня осмысления ребенком эмоционально-образного содержания художественных произведений и собственных переживаний. Слабо освещены вопросы использования «семантического поля» значений средств художественной выразительности, что особенно важно для формирования эстетических чувств школьника. Не разработана технология их формирования на уроках эстетического цикла.

Процесс формирования эстетических чувств у школьников связан с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Формирование эстетических чувств у школьников, как отмечает в своей работе «Теория эстетического воспитания школьников», это не только часть мировоззрения, но и сложный длительный процесс. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических чувств (у детей с учетом их возрастных особенностей) состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме» .

В понятие эстетические чувства (по) входят несколько компонентов: эмоционально-чувственный компонент, познавательный компонент, деятельностно-практический компонент.

Для определения сформированности компонентов эстетических чувств компелетивным методом выделяют следующие критерии и показатели.

Ø Эмоционально-чувственный компонент:

1. Эмоциональное отношение (радость, удивление, восхищение);

2. Интерес (задавать вопросы, подходить к объектам);

3. Соотношение знаний правил поведения и их выполнение (поступки, поведение).

Данный компонент можно диагностировать с помощью наблюдений за детьми в естественных и специально созданных условиях.

Ø Познавательный компонент:

1. Полнота знаний (объем, количество знаний);

2. Доказательность знаний (обосновывать ответы);

3. Гибкость знаний (применять знания из других наук);

4. Систематичность (применять следственные связи).

Данный компонент можно диагностировать с помощью бесед, игр, практических заданий.

Ø Деятельностно-практический компонент:

1. Трудовые умения и навыки (конкретные умения и навыки);

2. Умение ставить задачи и находить способ решения (проявлять самостоятельность, творческий подход в процессе эстетической деятельности);

3. Осознанность (понимание деятельности, «зачем?»).

С опорой на компоненты эстетических чувств можно формировать их дальнейшее развитие. Эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям деятельности, являются частью процесса эстетического воспитания.

Особенный этапв формировании эстетических чувств у школьников – это период позитивных изменений и преобразований. На этом этапе важен уровень достижений, где школьник приобретает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус: у него меняются интересы, появляются другие ценности. Если на этом этапе школьник не почувствует радость познания, не приобретёт умение учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в себе и в своих способностях и возможностях, то сделать это в дальнейшем ему будет значительно труднее.

Развитие в детях способности восприятия духовной нравственной красоты и понимания ими собственной эстетической духовности – сложный, своеобразный, неравномерно протекающий, зависящий от конкретных условий процесс.

Уроки литературного чтения создают определенный запас элементарных эстетических знаний и формируют чувственно-эмоциональный опыт. Педагог должен умело подобрать такие произведения, которые будут отвечать определенным представлениям о красоте и иметь конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими».

Школьный возраст – это особенный возраст для формирования эстетических чувств, эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. Эстетические чувства способствуют развитию творческих способностей . «Воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты». Необходимо сформировать такие эстетические чувства школьника, которые позволили бы ему дать самостоятельную (с учетом возрастных возможностей) критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния. Поэтому педагогу необходимо так организовать урок, чтобы он отвечал современным требованиям ФГОС НОО и способствовал решению задач формирования эстетических чувств.

Учитель при подготовке к уроку должен учитывать следующие особенности читателей школьного возраста:

1. Эмоциональность.

Читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность. Для ребёнка важно чувствовать, переживать. Вспомним известные слова, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно «больше чувствовали». Литературный критик писал: «Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время».

2. Отождествление художественного мира и реального .

Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: «А это на самом деле было?»

3. Чуткости к слову и к художественной детали.

Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

4. Способность ребёнка жить в образе , так называемый эффект присутствия, присущий школьникам.

5. Отсутствие реакции на художественную форму .

В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не вычитывают в тексте автора, не находят оставленные им «вехи», не вступают с ним в диалог. Строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы – ничего этого ребёнок сам не замечает, а значит, пропускает мимо авторские «вехи», без осмысления которых не может быть понимания.

Эта качества восприятия литературного произведения школьниками и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к чтению и формирования эстетических чувств.

К сожалению, современная школа мало внимания уделяет формированию и развитию эстетических чувств на уроках литературного чтения. Между тем уроки чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи и послужить эффективным средством развития эстетических чувств.

Главный принцип построения урока литературного чтения в современной школе – это принцип вариативности . Учитель вправе выбирать в обучении тот путь, который ему представляется наиболее продуктивным, так как произведение, изучаемое на уроке, – это особая ступень развития человеческой культуры.

Развитие эстетических чувств способствуют формированию эстетического воспитания, что важно для последующего полноценного развития личности, которая делает первые шаги по громадной лестнице образования.

____________________

1. Бореев / . – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – С. 268-273.

2. Воюшина литературного образования и развитие младших школьников: Монография / – Спб., 2007.

3. Лихачёв. – М.: Владос, 2010. – 648 с.

4. Печко культура и воспитание человека. – М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991 – 103 с.

5. Урунтаева психология: Учебное пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

Эстетическая воспитанность не является врожденной. Она начинает формироваться в раннем детском возрасте в рамках социального окружения. Определяющим в формировании эстетических чувств является активное и грамотное педагогическое руководство. В ходе эстетического развития дети постепенно осваивают основы эстетической культуры, эстетического представления, восприятия, понятий, интересов, суждений, потребностей, чувств, творческих способностей и художественной деятельности. Динамика становления эстетических чувств и формирование эстетической культуры подразумевает прохождение нескольких этапов, которые напрямую связаны со спецификой развития ребенка в том или ином возрасте.

Особенности развития детей раннего возраста целесообразно рассматривать как пропедевтический период к эстетическому принятию окружающего мира. Данный этап начинается с формирования сенсорной чувствительности и последующего эмоционального "ответа" на знакомство с наиболее яркими качествами и свойствами объектов, окружающих ребенка. Он с самых первых дней обращает внимание на все самое привлекательное, яркое, красочное и блестящее. Эстетическое восприятие окружающего мира имеет свои специфические черты. Для ребенка основными из них является чувственная форма вещей, а именно их форма, цвет, звук, запах. Поэтому для эстетического воспитания ребенка необходим определенный уровень развития сенсорной культуры.

Ребенок воспринимает красоту как единение содержания и формы. Форма заключается в единстве линий, звуков, красок. Но воспринимать эстетически ребенок сможет только тогда, когда восприятие будет эмоционально окрашенным, т.к. эстетическое восприятие тесно взаимодействует с переживаниями и чувствами. Эстетические чувства отличаются тем, что они сопровождаются от встречи с прекрасным светлым душевным волнением и бескорыстной радостью. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что важной составляющей формирования эстетических чувств является эмоциональный отклик на воспринимаемый объект. Но полноценное формирование эстетических чувств не может происходить при отвлеченном, "пассивном" восприятии действительности.

Также важное значение для становления и развития эстетических чувств имеет совершаемая дошкольником деятельность. В раннем возрасте формируются способы подражания в разнообразных видах примитивной игровой и художественной деятельности, развивается чувство удовлетворения не столько от совершения деятельности, сколько от достигнутого результата.

Развитие речи способствует усвоению наименований гораздо большего числа эталонных признаков, эстетических качеств при сравнении их: грязный - чистый, маленький - большой, грустный - веселый, некрасивый - красивый и т.д.

Следует обратить внимание на то, что в большинстве случаев для ребенка-дошкольника невозможно разделить понятия "правильно" и "красиво", что является большим потенциалом для осуществления как моральных, так и эстетических воспитательных задач. В дошкольном возрасте эстетическое воспитание детей реализуется родителями скорее "интуитивно", чем целенаправленно. Но в то же время эстетическое воспитание именно в семье играет важную роль в эстетическом развитии ребенка дошкольного возраста и формировании его личности, несмотря на невладение родителями педагогическими и методическими навыками. В семье фундаментом эстетического воспитания больше является семейные традиции, которые осуществляют преемственность между поколениями, формирование эстетических ценностей, примеров, переживаний. Именно поэтому также важно осуществлять просветительскую и методическую работу с родителями дошкольника относительно эстетического воспитания.

В условиях дошкольного образовательного учреждения осуществляются последующие изменения в эстетическом развитии ребенка. Ребенок лучше воспринимает художественные произведения, к определенным элементам их художественной формы, таким как цвет, ритм, рифма. Дети начинают и по-разному реагировать на само произведение. Мотивация оценки художественного произведения носит характер житейности либо предметности. Ребята из младшей группы больше замечают единичные признаки явления, высказываются кратко, порой пользуются весьма специфическими оценками.

В младшем дошкольном возрасте быстрыми темпами развивается подражание в основных формах и видах игровой и художественной деятельности, появляются новые интересы, формируются новые потребности. В рамках изобразительной деятельности дети-дошкольники от примитивных действий переходят к называнию, изображению, образному восприятию и узнаванию форм. Также в данный период возрастного развития дети могут овладеть навыками не только изобразительной деятельности, но и музыкальной, что позволяет им достичь образности в изображаемом, самостоятельности и первичного проявления творческих начал. В этом периоде развития дошкольников крайне важен характер нацеленного воздействия на чувства и переживания ребенка, на формирование у него иерархии ценностей, на становление у ребенка художественных способностей в широком смысле. Целенаправленное педагогическое воздействие становится решающим в становлении эстетической культуры, которая является важным компонентом полноценной развитой личности.

У детей среднего дошкольного возраста происходит значительное развитие восприятия, его точности и дифференцированности. В то же время эстетическое восприятие остается фрагментарным, основывается на личном опыте ребенка и его интересах. Дети в данном возрасте могут давать элементарную эстетическую оценку художественному образу, способны к пониманию определенных эстетических средств, поэтапному пониманию внутренней сущности изображенного. Средние дошкольники находят связь между фигурами и тропами и содержанием произведения. Дети данного возраста предпочитают конкретные произведения определенного жанра, сравнивают произведения между собой, сравнивают уже известное с только что услышанным, делают определенные обобщения. Они уже умеют отличать прозаические произведения от поэтических, различают виды и жанры как литературных произведений, так и музыкальных и изобразительных.

На данном этапе возрастного развития у детей значительно развиваются творческие и художественные способности, дети способны сочинять стихотворения, песни, рассказы, загадки, продумывают композицию аппликации, лепят, рисуют. В процессе обучения у детей постепенно происходит становление эмоциональной отзывчивости на художественные образы и выразительные средства. Дошкольники теперь могут не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества в произведениях искусства. Они замечают едва заметные различия, производят наиболее тонкие сопоставления, подбирают выразительные слова. Им становится интересно все красивое не только в искусстве, но и в окружающей жизни, интересны новые виды игровой и художественной деятельности. Дети очень эмоционально воспринимают поведение вымышленного литературного героя, но не понимают скрытые мотивы его поведения. Также на новый вектор развития выступает художественное творчество, но замыслы детей в рамках него еще не отчетливы и неустойчивы.

Таким образом, дошкольный возраст -- это период, характеризующийся становлением эстетического восприятия, эстетического переживания и эстетической культуры в целом, совершенствующейся под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх