Родителям уделяйте внимание своим детям. Ребенок требует внимания, что делать? Переориентация цели «привлечение внимания»

Психологи, изучающие влияние внимания взрослых на формирование личности и здоровье детей, обратили внимание на странные симптомы заболевания у малышей, которые оказывались в детских домах и приютах во время Второй мировой войны.

Совершенно здоровые детки, несмотря на хороший уход и приличное питание, вдруг снижали активность, становились какими-то вялыми, нелюбопытными, словно теряли интерес к жизни. Они могли подолгу сидеть в одной позе, задумчиво посасывая палец или играя с гениталиями. Невзирая на усилия медперсонала, они сильно замедлялись в развитии, а некоторые даже умирали.

Когда ученые поняли, в чем дело, они в полный голос обратились к родителям: «

В чем проблема?

Оказывается, дети, разлученные с родителями, прежде всего, с мамой, и помещенные в иные условия, где нет требуемого им уровня внимания, начинают чахнуть, как растение, лишенное света и тепла.

Если нет рядом взрослых, заинтересованных в общении с малышом, у ребенка утрачивается чувство безопасности и комфорта. Они начинают беспокоиться, а потом впадают в апатию. Дефицит общения приводит к снижению эмоционального фона, на котором должно проходить становление маленького человека.

Это открытие получает подтверждения и в наши дни. Например, одна практикующая психолог рассказала историю о маме и дочке, которые пришли к ней на прием.

Мама была расстроена и подавлена: уже несколько дней ее маленькая дочь, приходя домой, колола ладошки иголкой, чем приводила маму в неописуемый ужас.

Поговорив с малышкой, психолог поняла, что девочка развита не по годам, но ей катастрофически не хватает материнского внимания. Пообщавшись с мамой, специалист задала ей вопрос о том, как она общается с дочуркой, каким образом оказывает ей знаки внимания?

Женщина очень удивилась: она водила дочь в кружки и секции, покупала ей книги и развивающие игрушки – разве этого недостаточно? Нет, ответила психолог, так взрослые уделяют внимание , совершенствованию его интеллектуальных и иных способностей, а не ему самому. Призыв « уделяйте внимание детям » означает не вложение в них средств, не планирование их досуга, не заполнение их свободного времени разными полезными занятиями, а общение с ними, проявление своей любви и привязанности к ним.

Как проявляется дефицит внимания у детей?

Борясь за внимание взрослых, ребенок может начать вести себя, как избалованный или агрессивный. Это сразу настораживает взрослых и, вместо того, чтобы обнять его, приласкать, они одергивают ребенка, изолируют его, поставив в угол и т.д. Если ребенок не получает желаемого, он продолжает «хулиганить» и навлекает на себя еще больший гнев.

Проблема в том, что маленькие дети не в состоянии разобраться в своих чувствах и объяснить, чего же им не хватает. Даже взрослый порой не знает, как об этом сказать, а для малыша все решается на уровне чувств. Так что если бы мамы и папы чаще угадывали желания детей просто получить чуть больше внимания, шалостей стало бы значительно меньше.

Чтобы ребенок не ощущал недостатка внимания со стороны родителей, нужно больше общаться с ним, выслушивать его детские «секреты», рассказывать ему что-то интересное, играть с ним.

Сколько нужно внимания?

Как бы наивно ни звучал этот вопрос, он не дает покоя многим родителям. Внимания не должно быть избыточно, но и недостаток его может губительно сказаться на ребенке. Где же та «золотая середина»?

Психологи подсчитали, что чистого общения, чтобы не возникало дефицита внимания, должно быть примерно полчаса. Но это время посвящается именно ребенку, его проблемам и заботам. На первый взгляд, это немного, но практика показывает, что большинство семей проводят вечера порознь: папа с любимой компьютерной игрой, мама за болтовней с подружками, а ребенок за мультиками. Уходит живое общение, семейные посиделки с рассказами о прошедшем дне, задушевные разговоры за чашкой чая на интересные темы.

Многие дети не знают ни истории своего рода, ни семейных традиций, ни того, чем живет семья сегодня. Разобщенность порождает равнодушие, эмоциональную бедность. А что может быть страшнее духовной нищеты? Вот потому сегодня психологи так настойчиво повторяют: «

Если в детские годы взрослые не обращают внимания на чувства и потребности детей, они неосознанно транслируют беззвучные, невидимые установки, которые во многом определяют самооценку и представления о себе во взрослом возрасте.

Детские установки не дают сделать выбор, который будет для нас оптимальным. Мы влюбляемся, создаем отношения, но не можем быть счастливыми в этих отношениях. Мы растим детей, но нам это в тягость.

Мы способны уменьшить влияние детских установок на свою жизнь. Надо лишь обнаружить в себе установки, возникшие из-за недостатка внимания родителей, и не позволять им и дальше мешать движению вперед. Вот эти установки:

1. Плохо быть слишком веселым или слишком грустным. В детстве мы испытывали сильные чувства, как и все дети. И в то время нам нужен был человек, который научил бы понимать эмоции и управлять ими. Но вместо этого нам просто давали понять, что нужно быть сдержаннее. И мы научились сдерживать эмоции.

2. Демонстрировать чувства – значит проявлять слабость. В детстве переживания были искренними. Мы злились, если нас обижали. И любящие родители должны были нас утешать, чтобы со временем мы научились справляться с переживаниями самостоятельно. Но нам внушили, что чувства – это слабость. И мы научились осуждать себя за проявление чувств.

3. Мои потребности и желания не имеют значения. В детстве у нас были потребности, как у всех детей. Мы знали, что важно, что хорошо, что плохо. Нам только было нужно, чтобы кто-то расспросил о наших желаниях и потребностях. Но никто не обращал на них внимания, и мы решили, что это неважно.

4. Рассказывать о проблемах – просто зря напрягать людей. Мы росли, и у нас были трудности в общении в школе, дома с братьями и сестрами, с друзьями. И нам важно было знать, что мы можем рассказать о проблемах родителям. Но им было не до наших проблем, тех пор мы держим их при себе.

5. Плачут только слабаки. Все плачут, потому что плач – естественный способ пережить эмоции. В детстве мы иногда плакали (возможно, часто). Но в нашей семье не знали, что мы плачем не просто так, и игнорировали наши слезы. Желание сдержать слезы и уверенность в том, что плакать вредно, явный признак родительского безразличия.

6. Люди осуждают проявления чувств. Если ребенка наказывали за проявление чувств в родительском доме, он приносит во взрослую жизнь установку «Скрывай эмоции, иначе о тебе подумают плохо или используют твои чувства против тебя».

7. Злость – это негативная эмоция, и ее нужно избегать. В детстве мы часто злились, потому что злость – это часть жизни. Нам требовалась помощь, чтобы осознать злость и управлять ей. Но мы научились подавлять и замещать злость. Потому что нас наказывали за то, что мы ее демонстрировали.

8. Полагаться на других – значит, разочаровываться. Дети нуждаются в помощи, так же как и подростки и взрослые. В детстве мы нуждались в поддержке, направлении. Но родителям было не до нас. И мы поняли, что лучше не просить о помощи, чтобы не переживать из-за отказа.

9. Никому не интересно, что я говорю. В детские годы мы удивлялись окружающему миру и хотели столько рассказать и о стольком спросить. Но в семье это считали пустой болтовней. Тогда мы решили, что наши слова никого не волнуют, а вопросы лучше не озвучивать.

Шкала оценки внимания.


Понятие внимания неоднозначно. Внимание может иметь много характеристик и проявлений. Задача каждого родителя - уделить своему ребенку как можно больше качественного внимания. Это крайне важно для счастливого развития и эмоционального благополучия детей младшего возраста. Если визуально представить внимание в виде шкалы со значениями от «А» до «Я», то мы четко увидим ярко выраженные крайности с множеством оттенков и форм между ними. Значение «А» - самое лучшее, оно представлено такими проявлениями тесного содействия по типу «ребенок - родитель», как беседы, чтение книг, совместные игры и нежные объятия. На другом конце шкалы находится значение «Я» (худшее), включающее в себя случаи, когда присутствие детей взрослые сознательно не замечают. Но мере того как мы опускаемся вниз по шкале, качество внимания, уделяемого ребенку, постепенно снижается. Дети же, как правило, ожидают от нас внимания самого высшего качества и, если такового не получают, сами начинают спускаться вниз по шкале поведения, пока не находят приемлемого для себя пути достичь желаемого результата.

Примеры значений шкалы. Если родители слишком заняты и не могут уделить внимание уровня «А», тогда маленькие дети опускаются ниже на несколько уровней - на «Б», «В» или «Г». Они, вероятно, станут задавать бесконечные вопросы, не особо интересуясь ответами на них, и в этом случае им будет достаточно того, что с ними хоть как-то общаются и уделяют хоть какую-то долю внимания. Если же родительское внимание ниже уровней «Б», «В» и «Г», тогда эффективным методом могут стать споры и возражения. Дети могут утверждать, что белое - это черное, с пеной у рта спорить с вами по всякому поводу.

Где-то на середине шкалы маленькие дети обнаруживают, что, если на все вопросы отвечать словом «нет», мамино безраздельное внимание будет гарантировано. Если по какой-то причине этот способ не действует, дети всегда могут сесть верхом на своего младшего брата, сестричку или собаку, выключить телевизор в самый разгар вашей любимой передачи или вытворять немыслимые вещи с котом. На этот раз родители обязательно обратят свое драгоценное внимание на собственное чадо!

Еще одним эффективным способом привлечь к себе внимание папы и мамы являются «плохие» слова. «Я тебя ненавижу, мама. Ты любишь Дашу больше, чем меня» - такие заявления будут звучать вновь и вновь до тех пор, пока адресат не проявит желаемого внимания.

На самом низком уровне находится внимание самого плохого качества. Родители в гневе кричат на своих детей и порой могут даже выпороть их. Вам трудно это понять, но ребенок может получать удовольствие даже от такого внимания. Помните, что даже шлепок нанесет вашему ребенку меньшую моральную (и физическую) боль, чем полное его игнорирование.

Недостаток внимания родителей к своему ребенку нередко психологи называют главной причиной его проблемного поведения, такого как: воровство, агрессия, замкнутость и депрессия, повышенная тревожность, болезненная обидчивость, жестокость по отношению к животным и пр. Столь разные проявления, а корень зла один – недостаток внимания. Так ли это на самом деле?

Примеры из школы жизни свидетельствуют о том, что зачастую и повышенное внимание не приводит к успешному результату, несмотря на все старания родителей окружить ребенка безусловной любовью и безграничным вниманием. То ли родители неправильно внимание оказывают, то ли что называется «переборщили».

Воспользуемся знаниями новейшего направления в психоанализе — системно-векторной психологией, дабы разобраться в истинных причинах негативного поведения ребенка. От правильной постановки диагноза зависит — излечится больной или нет, так и с поиском причин поведения человека – докопаться до сути дела — означает найти действенное решение проблемы.

Между недостатком и избытком

«Вы своему ребенку мало внимания уделяете, вот он так себя и ведет – всеми ему доступными способами привлекает к себе внимание»

«Ваш ребенок неуправляем и избалован? Не надо было ему много внимания уделять!»

Так как же ? Как отыскать «золотую середину» между недостаточностью внимания и его избытком? Хорошо бы, конечно, иметь некий прибор, эдакий внешний индикатор родительского внимания — зазвенит колокольчик или лампочка красная замигает и родителям становится понятно – мало или много внимания они дали ребенку, становится понятно, что делать.

Пока не изобрели такой прибор, родителям приходится выбирать: либо уделять внимание чаду «на глазок», доверяя своей интуиции, чужим советам, либо изучать психологию. Точнее сказать, системно- векторную психологию, которая на сегодня и есть отличный путеводитель по правильному воспитанию детей для родителей и воспитателей.

Первым делом – дифференцировать

Важно не столько соизмерять количество единиц родительского внимания, сколько по-разному его проявлять к каждому конкретному ребенку. Все дети разные. Разные не только по внешним признакам, которые мы с легкостью различаем: блондин или брюнет, высокий или низкий, толстый или худой. Разные и по внутренним особенностям, которые без психологических знаний мы не различаем.

Мы видим и наблюдаем: один ребенок с рождения активный, подвижный, другой – спокойный, медлительный, первый легко идет на контакт с незнакомыми людьми, а второй от одной мысли об этом впадает в истерику. Почему так? Мы ищем сходства с поведением родителей, своей родни в детстве, если не находим, то разводим руками – «ни в мать, ни в отца». Как же воспитывать такого ребенка, непонятного и непохожего?

Системно-векторная психология объясняет: каждый ребенок рождается с особыми внутренними чертами, определяющими его характер, ценности, тип мышления, поведение – векторами. Вектора не передаются по наследству, поэтому дети и родители по свойствам своего психического могут существенно различаться друг с другом.

Соответственно, рекомендация психолога «побольше уделяйте внимания ребенку» и не работает. Родителям кажется, что они и так достаточно уделяют внимания ребенку или начинают, судя по себе, проявлять еще больше внимания, но негативное поведение ребенка не меняется – он так и не получает того, что ему действительно нужно. Его не понимают. Не могут удовлетворить истинных потребностей. Неудовлетворенность, все издержки неправильного воспитания и выливаются в итоге в негативное поведение ребенка, осуждаемое родителями и обществом.

Спрашивать же ребенка: «Что тебе надо, что тебе не хватает?» тоже не всегда неэффективно – мало кто из взрослых осознает истинные причины своих внутренних состояний и поведения, что уж говорить о детях. Мало ли что они думают, о том, что им надо, о том, что они хотят, вовсе не факт, что это реальность, а не ложные представления, навязанные кем-то – этим, собственно говоря, и отличается сознательное от бессознательного. Возможность заглянуть на самое дно души.

Познай свое дитя

Восемь векторов существует в природе, их сочетания в одном человеке и создают неповторимую личность. Природный потенциал заданный каждому ребенку требует развития и реализации, так как изначально вектора нам даны в базовых свойствах. В каком окружении окажется ребенок, какие условия для его развития будут созданы родителями от этого, в конечном счете, зависит его жизненный сценарий.

Агрессия, воровство, депрессия, истерики ребенка – показатели, прежде всего, неправильного воспитания. Свидетельства о том, что родители выбрали не подходящие методы для его воспитания. В чем конкретно ошиблись и как это исправить – у каждого случая своя предыстория. Общая рекомендация – различать детей по их векторам, узнать, как устроена детская психика.

Пример из жизни

В начальной школе стали жаловаться на мальчика, который начал воровать у одноклассников письменные принадлежности, конфеты. Семья более чем обеспеченная. Мама и папа занимают высокооплачиваемые должности. Психолог и сделала вывод: «родители мало внимания уделяют ребенку». Мама бросила работу, сосредоточилась на сыне, но покражи не прекратились. Мальчик изворачивался, прятал сворованное, лгал, что это не он, потом при предъявлении доказательств его вины пытался оправдаться, говорил, что сам не знает, почему он это сделал.

Мама слезно плакала: «Что тебе не хватает? У тебя все есть! Как тебе не стыдно!». И в качестве решения проблемы и избавления от общественного позора семьи, вырастившей «ребенка – вора» она перевела сына в другую школу. Решила начать с чистого листа. Однако проблема «из прошлого» не заставила себя долго ждать и в новом месте, с новым коллективом сверстников.

Недаром системно-векторная психология говорит нам о том, что если не заглядывать вглубь психического ребенка, то борьба с последствиями душевной травмы будет неэффективной. Дети с кожным вектором склонны к воровству. В архетипичных свойствах кожного человека присутствует потребность создавать запасы, подбирать все, что плохо лежит и припрятывать. Дальше кожный вектор развивается, с воспитанием приходит понимание своего и чужого, усвоение закона, существующих ограничений. Если кожный ребенок находится в стрессе, не чувствует себя защищенным, то нередко он снимает свое негативное состояние именно с помощью покражи.

Первый случай воровства мальчика – он подобрал упавшую ручку одноклассницы и припрятал ее к себе в пенал. Он еще не усвоил понятия «мое – чужое», необходимо было ему это просто спокойно объяснить. Но родители помимо возмущения, наказали его физически, что для кожного мальчика – стресс. Правильно, который снимается покражей. Это глубинный механизм самосохранения, заложенный в бессознательном. Припрятанная вещь, дает некую иллюзию защищенности кожному человеку во внешнем мире, так как его жизненные ценности – материальные. Когда мама бросила работу, ограничила сына во всем, продолжала лупить его, то проблема воровства не могла решиться от проявления такого рода родительского внимания.

Это один из тысячи случаев неправильного воспитания ребенка, непонимания его внутренних свойств. Хотелось бы, чтобы было наоборот – один негативный пример из тысячи позитивных. Хотелось бы, чтобы как можно больше родителей стали психологически грамотными. Хотелось бы, чтобы родители помнили народную мудрость: «маленькие детки – маленькие бедки, большие детки – большие бедки» и сделали все возможное, дабы предотвратить появления проблем (решать проблемы гораздо тяжелее, нежели их пресечь на корню). Благодаря тренингу по системно-векторной психологии это более чем реально и доступно для каждого.

Статья написана по материалам тренинга системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Связь матери и ребенка явилась предметом пристального изучения психологов психоаналитического направления, которые внесли важнейший вклад в изучение младенчества (Р. Спиц, Дж. Данн, Дж. Боулби, М. Эйсворт и др.). Жизненная важность этих связей стала очевидной в период второй мировой войны, когда множество детей уже с младенческого возраста были разлучены со своими матерями и помещены в различные детские приюты и дома ребенка.

Несмотря на нормальное питание и хорошее медицинское обслуживание, которые обеспечивались в этих заведениях, дети в них заболевали какой-то странной болезнью. Они теряли аппетит, жизнерадостность, переставали двигаться, их обычным занятием становилось сосание пальца или манипуляции с гениталиями. При этом, взгляд ребенка был бессмысленно устремлен в одну точку, а тело ритмично раскачивалось. Жизнь постепенно угасала, и нередко такие дети умирали, не достигнув года.

Психологи поняли, что все эти симптомы связаны с дефицитом общения со взрослым. Ребенку недостаточно удовлетворять свои органические потребности (есть, пить, спать). Ему необходимо постоянно ощущать близкого взрослого - видеть его улыбку, слышать его голос, чувствовать его тепло. Именно эти «лекарства» помогали вылечить больных детей.

Как внешне проявляется дефицит внимания у ребенка?

Главным признаком является то, что ребенок пытается добывать или завоевывать внимание взрослых. И если ребенок не получает позитивного внимания в виде улыбки, объятия, совместной игры, - он не прекращает своих действий, потому что значимым становится любое внимание, в том числе и негативное: крики, шлепки, наказание.

Сложность диагностирования недостатка родительского внимания состоит в том, что похоже себя могут вести как избалованные дети, так и недолюбленные. Потому что обе эти крайности приводят к нарушениям в поведении детей. Поэтому лучше родителям задуматься - достаточно ли они уделяют внимания своему ребенку?

Родителям следует последить за своими чувствами. Когда ребенок начинает бороться за их внимание, у них появляется чувство раздражения. Если ребенок противостоит воле родителей, то у них возникает гнев. Если ребенок мстит, то у родителей появляется чувство обиды.

В моей практике бывали разные случаи, связанные с недостатком внимания к детям, вот один из них: на консультации мама жаловалась, что ребенок, девочка 7 лет, приходя домой, брала иголочку и колола до крови себе ладошку. Продиагностировав девочку, я поняла, что ребенку очень не хватало внимания мамы и таким образом, она его привлекала. На вопрос «Сколько и как вы уделяете внимания ребенку?», мама ответила приблизительно так: я стараюсь развивать своего ребенка и вкладываю в нее много сил,- после школы мы бежим на танцы, затем на английский, затем уроки. Еще мы посещаем художественную и музыкальную школы. Я стараюсь кормить своего ребенка качественными продуктами, покупаю ей хорошую одежду и много игрушек. Я очень много уделяю ребенку внимания, потому что не работаю, а вожу ее на все развивающие занятия».

В чем ошибка этой мамы, как и многих других? Она не уделяет внимания конкретно дочери, она уделяет внимание ее развитию, питанию, здоровью. Они почти не общаются. И поэтому ребенок не чувствует отношения родителей к нему.

Как в дальнейшем может проявляться дефицит внимания у детей?

Недостаток внимания со стороны родителей может привести к различным последствиям. Это различные формы зависимости, и даже суицид и преступные действия. Если ребенка недолюбили в детстве, он может требовать любви и внимания в старшем возрасте. Это может выражаться в постоянном желании обнимать учителей, вожатых, в проявлении агрессии (дернуть, сделать больно) с целью обращения внимания. А есть такие дети, которые замыкаются и уходят в себя.

Хронический дефицит внимания у детей приводит к тому, что они вырастают неуверенными в себе. Если ребенок приучается привлекать внимание к себе истерикой или аутоагрессией, то эти стереотипы поведения часто переносятся во взрослую жизнь. Что приводит к мазохистским наклонностям.

В дальнейшем, в подростковом возрасте, ваш ребенок не будет вам ничего рассказывать, вы потеряете с ним контакт и влияние, и здесь подстерегает опасность плохой компании, различных зависимостей, начало преступности.

Во взрослом возрасте такие люди страдают от того, что постоянно ищут одобрения со стороны и не умеют строить успешных семейных отношений. Редко бывают успешными в работе и карьере.

Сколько нужно уделять внимания ребенку?

Да не очень-то и много. Главное - правильно это сделать: необходимо разговаривать с ребенком о его жизни и проблемах, интересоваться ими, проводить воспитательные спокойные беседы, читать ему сказки, играть с ним. Уделять внимание именно ему, вашему малышу. И очень важно: при разговоре смотреть ребенку в глаза и минимум три раза в день обнимать его.

Я все чаще слышу от детей, что вечером, когда вся семья собирается дома, папа сидит в компьютере, мама на телефоне или айпаде, а ребенок смотрит мультики. Мы теряем общение, поддержку, теплоту отношений, понимание,- которыми живет и крепится семья. И каждый в такой семье по-своему одинок.

Неудивительно, что со временем, взрослые найдут себе замену в общении, а ребенок вырастет с комплексом ненужности и неполноценности.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх