Образовательная ситуация в подготовительной к школе группе. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Игровая ситуация в подготовительной группе

Игровая деятельность - это единственно эффективный способ для ребёнка обогатить свой социальный опыт, расширить границы познания. Забавы нельзя воспринимать только как способ развлечения малышей, это совершенно отдельный мир, разнообразие и потенциал которого открывает широкие образовательные возможности и для родителей, и для педагогов детского сада. В этом контексте стоит отдельно остановиться на играх в подготовительной группе для детей 6–7 лет, которые в скором времени перейдут на следующую образовательную ступень и станут школьниками. То есть для них важно не только достичь определённого уровня физического и интеллектуального развития, овладеть необходимыми навыками, но и успешно адаптироваться в новой среде.

Суть игровой деятельности в детском саду

Игра в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является формой общественной жизни ребёнка, способствующей его физическому, психическому и интеллектуальному росту, а также воспитывающая волевые, нравственные качества и творческие способности.

В игре дети учатся быть креативными

Цели

Исходя из определения игровой деятельности, можно составить перечень целевых ориентиров, определяющих её значимость в детском саду.

Обучающие

К этой группе относится:

  • организация познавательной деятельности (как следует из практики, в игровой форме дети быстрее усваивают новые знания);
  • расширение кругозора (новые виды активности или иные формы уже знакомых игр раскрывают для детей некоторые неизвестные явления и факты, например, проводя в подготовительной группе игру-исследование по выращиванию цветка, ребята знакомятся с понятием «черенок», разбирают такое явление, как «анабиоз» и пр.);
  • формирование навыков и умений (например, в процессе игр на прогулке дети учатся, помогая дворнику, убирать снег с дорожек, при этом игровое задание состоит не только в качестве уборки, но и в скорости, что воспитывает чувство здоровой конкуренции).

Развивающие

В этом случае миссия игры заключается в развитии:


Воспитательные

Часть триады целевого компонента образования в игре реализуется воспитанием:

  • самостоятельности (в процессе игровой активности дети 6–7 лет не только сами выполняют игровые действия, но и придумывают правила, например, для сюжетно-ролевых забав);
  • саморегуляции (ребята учатся не бросать начатое, доводить дело до конца, не поддаваться сиюминутным чувствам);
  • общительности (взаимодействие в большинстве игр подразумевает коммуникацию друг с другом и со взрослым);
  • чувства сотрудничества;
  • нравственных и эстетических позиций.

Задачи

В контексте реализации поставленных целей, организуя и проводя игры, педагог решает следующие задачи:


Классификация видов игровой деятельности

Существует несколько подходов к разделению забав на виды. В ДОУ принято использовать классификацию, сочетающую в себе факторы содержания, степени самостоятельности и форму организации.

Дидактические

Это забавы, в которых есть

  • чёткие рамки деятельности каждого из участников;
  • строгие правила;
  • цель и непременный конечный результат.

Эти игры используются для знакомства с новым материалом (например, игра-эксперимент по определению скорости таяния снега при разной температуре), закрепления знаний (например, для отработки сложения в пределах 10 дети складывают пазлы, в которых недостающие элементы - это слагаемые или сумма).

Виды дидактических игр

Для формулирования выводов относительно уровня развития игровой деятельности у ребёнка педагог использует полученные результаты, описывая их в свободной форме с опорой на полученные данные.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Образовательная ситуация в подготовительной к школе группе

(интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация»)

Проводила: воспитатель МДОУ детского сада присмотра и оздоровления №10 Мещанинова Надежда Викторовна

Тип ситуации: итоговая.

Тема: «Путешествие на зимние олимпийские игры»

Цель : проверка уровня сформированности у детей математических представлений

о составе числа 9 из двух меньших.

Задачи:

Образовательные:

    Закрепить у детей счетные умения: состав числа 9.

    Закрепить у детей умение ориентироваться на листе бумаги (графический диктант).

    Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в играх.

Развивающие:

Содействовать развитию:

    мыслительных операций: анализ, синтез, наблюдательность, вспоминание, классификация;

    психических процессов: зрительное внимание, произвольное внимание механическая вербальная память;

    коммуникативных умений (работа в парах и группах).

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей самостоятельность, доброжелательность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно

Предварительная работа:

  • реализация работы по формированию элементарных математических представлений.
  • Лексическая тема «Олимпийские игры в Сочи» (зимние виды спорта).

Материалы к занятию:

Демонстрационные:

  • Фонограмма 1, фонограмма 2
  • цветные фотографии с изображениями «Ледового дворца», олимпийского лыжного комплекса, биатлониста, талисманов олимпиады (мишка, заяц, гепард)
  • 8 цветных фигурок конькобежцев
  • 3 изображения циферблата часов
  • магнитная доска, мольберты

Раздаточные:

  • билеты на самолёт (розовые для девочек и синие для мальчиков)
  • маркеры
  • игровизоры
  • схемы для графического диктанта (8)

Сценарий образовательной ситуации.

1.Ведение в ситуацию

Цель: создание интересной мотивации к деятельности

Требования:

  • ситуация, включающая детей в игровую деятельность
  • обращение к личному опыту детей
  • создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность

Воспитатель собирает вокруг себя детей

Ребята, день у нас сегодня не совсем обычный, к нам пришло много гостей, поздоровайтесь с ними и улыбнитесь.

— Подарите и мне свои улыбки. Спасибо, ваши улыбки всегда меня радуют и поднимают настроение.

— Сегодня к нам в группу пришло письмо.

— Давайте прочтем его.

«Здравствуйте девочки и мальчики! Свой спортивный привет вам шлет Олимпийский мишка-талисман зимней олимпиады, которая, сейчас проходит в городе Сочи. Я хочу вас пригласить к себе в гости, для того чтобы вы смогли увидеть спортивные соревнования, познакомиться со спортсменами. Приезжайте. Жду ».

— Ребята, а вы хотите отправиться на зимние Олимпийские игры в Сочи? (да)

— А как мы можем туда попасть прямо сейчас? (на машине, на поезде, на самолёте…)

— Какой из видов транспорта самый быстрый?

— Я предлагаю отправиться на самолёте, ведь Сочи находится далеко.

— А для чего нам надо побывать на олимпийских играх? (поболеть, поучаствовать, увидеть что-то, купить подарки, сувениры)

2. Игровая деятельность.

Цель: контроль уровня сформированности познавательных процессов, мыслительных операций, способов действий.

Требования:

  • соответствие используемых игр целям занятия
  • ситуация успеха в совместной деятельности
  • индивидуальные затруднения в играх

1. Игра «Рейс самолета»

Цель: умение определять время по часам; порядковый счёт в пределах 10.

— Вот вам билеты на самолет.

— Как вы думаете почему билеты разного цвета? (Розовые - наверно для девочек, синие — для мальчиков).

Возьмите, пожалуйста, свои билеты.

— Прочитайте, что написано на билетах? (Ярославль-Сочи)

— Найдите на билете время вылета самолёта. (10.00)

— Посмотрите на информационное табло и назовите номер нашего рейса.

(на доске три циферблата, показывающие разное время)

— Назовите номер нашего рейса. (9)

— Как определили? (второй циферблат показывает 10 часов)

Игра «Займи своё место»

Цель: закрепление порядкового счёта в пределах 10.

— Чтобы пройти и занять свои места в самолёте, что надо знать? (номер места)

— Найдите номер у себя на билете.

— По трапу мы будем подниматься по порядку, начиная с билета с местом №1.

— Кто пойдет первым? (сделать небольшой акцент)

— Подготовьтесь к посадке. (Дети встают по номерам билетов с 1-8)

— Отгадайте, какое место займу я в самолёте. (девятое)

— Проходите в самолет, занимайте места.

Подитог: Замечательно. Вы все заняли свои места правильно, потому что хорошо знаете порядковый счет.

Звучит фонограмма 1

Звучит стих на фоне музыки.

Как серебряная птица,

Завывает ветер, злится,

Он в любое время года,

Совершить большой, отважный

(в это время воспитатель переодевается в олимпийского мишку)

Появляется медведь.

— Добро пожаловать в город Сочи. Приветствую вас. (дети здороваются)

— Откуда вы, ребята? (из города Ярославля).

— Напомните мне, зачем вы в наш город прилетели? (посмотреть спортивные соревнования, мы знаем, что тут проходит зимняя олимпиада).

— Да…да…я совсем забыл, что пригласил вас. У нас сейчас много гостей, все они приехали на олимпийские игры.

— Посмотрите как у нас красиво. Много стадионов, ледовых площадок.

Как раз сейчас в ледовом дворце «Айсберг» начинаются соревнования, поспешим посмотреть!

Игра «Ледовый дворец».

Цель: закрепить знания о составе числа 9

Вам нравится дворец спорта «Айсберг»?

Догадались, почему он так назван? (похож на Айсберг)

Кого вы видите на ледовой дорожке? (спортсмены конькобежцы ждут старта, через несколько минут они начнут забег).

(на мольберте выставлены фигурки спортсменов конькобежцев, с пустыми окошечками вместо номеров)

— Посмотрите, все спортсмены готовы к старту? (нет).

— Почему они не могут начать соревнования, что не так? (нет номеров).

— Из скольких цифр состоит номер? (из двух).

— Нужно помочь им. Вам необходимо на номере спортсмена написать 2 цифры, чтобы при сложении этих цифр получилось 9.

(дети вписывают маркером недостающую цифру)

Подитог: Молодцы! Все справились с заданием, потому что хорошо знаете состав числа 9.

Итак , все участники могут начать соревнования? (да)

— Конькобежцы начали соревнования, оставив за собой на льду необычные следы-полоски.

Отгадайте, что нарисовали своими коньками спортсмены?

— Пройдите к столам, возьмите игровизоры и выполните задание.

Графический диктант.

Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

Дети берут маркеры и игровизоры и выполняют графический диктант

(у каждого листок с заданием)

— Что получилось? (цифра 9)

Подитог: умники, вы все отгадали какой рисунок оставили конькобежцы, потому что хорошо ориентируетесь на листе.

Физминутка

А теперь пора ребятки на веселую зарядку

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

— Посмотрите как красиво кругом.

Как вы думаете, каких спортсменов здесь можно встретить? (лыжников)

— Перед нами спортсмен под номером 9 .

— Как вы думаете, какой вид спорта он представляет? (лыжные гонки, биатлон?)

— Как догадались? (в биатлоне спортсмены соревнуются в лыжных гонках и стрельбе, у спортсмена за спиной винтовка)

Игра «Попади в цель»

Цель: закрепить представления о сложении и вычитании, составе числа 9, взаимосвязи целого и частей

— А вы сами хотели бы принять участие в соревнованиях по биатлону? (да)

Я предлагаю вам поучаствовать в эстафете «Попади в цель».

В игре принимают участие две команды.

— Чтобы разделиться на команды нужно вспомните свой номер билета.

— С 1-4 номер-это первая команда

С 5-8 номер-это вторая команда.

Представим себе, что мы биатлонисты.

Каждому игроку нужно заполнить пустой квадрат в примере и вернуться назад, передать эстафету другому.

Чья команда решит четвёрку примеров быстрее и правильней, та и будет победителем.

— Не забываем, что мы лыжники…двигаться нужно так, как двигаются на лыжах.

На старт, внимание..марш…

— А теперь поменяйтесь мишенями и проверьте своего соперника.

Подитог: Молодцы, все справились с заданием верно, потому что хорошо запомнили состав числа девять.

— Как быстро летит время, к сожалению, нам пора расставаться, у меня ещё много дел.

— Что же всегда привозят из путешествия на память? (СУВЕНИРЫ)

— Где можно купить сувениры? (в магазине)

Зайдем в магазин.

— Сувенир может забрать тот, кто правильно ответит на мой вопрос.

— Пара лыж — это сколько? (2)

Сколько призовых мест? (3). Какие?

— Сколько букв в слове «олимпиада»? (9)

— Сколько выстрелов может сделать биатлонист? (5)

— Сколько талисманов параолимпийских игр. (2) Назови их.

— Для игры в керлинг, сколько нужно игроков? (4)

— На ледовом поле хоккейная команда — 5 игроков..это верно? (нет 6 ещё 1 вратарь)

— В эмблеме олимпиады сколько колец? (5)

Подитог: Молодцы, вы много знаете и поэтому смогли ответить на мои вопросы.

«Спасибо, что приняли моё приглашение и побывали на Олимпиаде, справились со всеми заданиями, увидели и узнали много интересного. Что вам особенно запомнилось? Я провожу вас в самолет, проходите, рассаживайтесь на свои места».

— А я с вами прощаюсь, до свидания!

Дети садятся в самолет.

Звучит фонограмма 2

Звучит стих на фоне музыки.

Как серебряная птица,

В небе утреннем кружится самолёт.

Завывает ветер, злится,

Только бури не боится наш пилот.

Он в любое время года,

И в жару и в непогоду всех зовёт

Совершить большой, отважный

Кругосветный, очень важный перелёт.

(в это время воспитатель переодевается)

Уважаемые пассажиры наш самолет совершил посадку в городе Ярославле.

Входит воспитатель.

3. Осмысление (итог)

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности

Требования:

  • организация анализа детской цели
  • определение выполнения взрослой цели
  • создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворение от хорошо сделанного дела

Расскажите мне и нашим гостям, где побывали? (На зимних олимпийских играх в Сочи).

Зачем вы решили туда ехать? (нас пригласил Мишка).

— Что было самым интересным?

— Со всеми заданиями смогли справиться?

— Как вы думаете почему? (мы знаем состав числа 9, умеем выполнять все дружно) Какие знания помогли вам выполнить задания?

В каких заданиях вы встретили затруднения?

Почему вы испытали затруднение?

— Ребята, как вы думаете, по–одному или с друзьями интересней справляться с такими сложными математическими заданиями?

Вы много знаете и умеете! Вы дружные и смелые! Теперь я предлагаю вам попрощаться с нашими гостями и пожелать им всего доброго!

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

Подготовительная группа

Проблемные ситуации

Ситуация

Если расстроилась твоя подруга (друг), что нужно сделать, как помочь?

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам; развивать сочувствие.

У тебя сломалась игрушка, как ты поступишь: выбросишь или починишь?

Воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам, чувство благодарности за заботу и уход.

Если ты толкнул товарища, обидел девочку, твои дальнейшие действия?

Что было бы если бы не было строителей, врачей, учителей?

Дифференцированное восприятие трудового процесса. Конкретизация представлений о труде врача, учителя, строителя. Узнавание и называние людей разных профессий.

Плачет девочка, как её успокоить?

Развивать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников.

Что будет если откроешь дверь незнакомому человеку?

Развитие потребности в познавательном общении со взрослыми. Реагирование на негативные действия взрослого человека.

Ты не уступил место старшему человеку? Правильно ли ты поступил?

Выбор правильной линии поведения по отношению к людям разных возрастов.

Ты сказал грубое слово близкому человеку, как ты поступишь что бы исправить положение?

Осознанное неприятие проявления грубости по отношению к своим близким, друзьям.

Что бы ты делал, если бы увидел брошенного щенка и ли котёнка?

Побуждение воспитателем детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости, сочувствию.

Если в театре выключили свет, твои действия?

Освоение элементарных правил культуры поведения общественных местах.

Пройдя мимо воспитателя, ты не поздоровался?

Освоение разных форм приветствия, прощания, выражение признательности, обращение с просьбой

Ты забыл поздравить близкого человека с праздником, что ты будешь делать, что бы исправить положение?

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам; развивать сочувствие и ответственность.

Ты увидел, что обижают девочку или мальчика незнакомых тебе, твои действия?

Развивать эмоциональную отзывчивость, ответственность, сочувствие.

Порвалась твоя любимая книга, ты её выбросишь?

Развивать трудолюбие,ответственность, доброжелательность.

Оделись на прогулку,Артем забыл варежки дома…

Развивает отзывчивость к другим,сочувствие.

На занятии достались новые краски не всем,как быть?

Учит не быть жадным по отношению к другим.

За тобой в детский сад пришла мама, а тебе не хочется уходить…

Учить детей находить способы решения проблем, даже самых незначительных.

Тебе хочется побегать поиграть,а мама приболела.

Сопереживание, по отношению к близким.

Тебе очень понравилась игрушка в магазине …

Развивает терпение.

Ты заболел, а у друга день рождения как его порадовать?

Умение находить выход из ситуации.

Тебе хочется завести домашнее животное…

Чувство ответственности:«Мы в ответе за тех кого приручили..»

К тебе прилетел Карлсон-проказник,как ты его встретишь?

Развивать чувство доброжелания.

Тебе хочется мороженое,а мама не разрешает..

Понимание по отношению к близким

Твой друг упал,а другие смеются…

Сочувствие сопереживание к близким.

У друга нет носового платочка, надо ли ему дать?

Учит не быть жадным помогать в любой ситуации близким.

В автобусе нет свободных мест,а тебе очень хочется сесть

Развивает терпение

Дети были на весеннем лугу,и всем захотелось сорвать цветы,можно ли?

Развивает чувство ответственности

Мы пришли на почту купить открытку, конверт, что бы поздравить бабушку.

Представление о способах поддержания родственных связей(переписка, разговор по телефону, посещения), проявлений заботы, любви, уважения друг к другу.

Нужно ли дружить с неряхой, с девочкой которая не моет руки перед едой?

Углубление представлений о детском организме, уходе за ним, о своих личностных качествах и достижениях.

Каким я вижу себя в будущем?

Кем хочу стать?

Представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания. ,строительство, сельское хозяйство), и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование).

Где работают твои близкие, родственники и кем?

Представление о ценности труда родителей и близких родственников

Жизнь детей разных стран.

Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим, любовь к родителям).

Много ли у тебя друзей? Что интересного умеют делать твои друзья? Как вы помогаете друг другу?

Формирование умений строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы со сверстниками.

Как звонить в милицию, вызвать скорую, пожарных?

Развитие потребности в познавательном общении со взрослыми, укрепление доверия к ним.

Знаешь ли ты всех, членов своей семьи? Большая ли семья? На кого ты похожа?

Умение задавать вопросы о своих близких, о себе, выражать свои желания, высказываться о себе, своём самочувствии, настроении.

Если бы я был воспитателем?

Проявление самостоятельности и инициативы в выборе игр.

Догадайся, почему возникло такое настрое?

Воспитание доброжелательности, инициативности в общении со взрослыми, умения видеть связь между действиями и эмоциональном состоянии взрослых.

Как ты помогаешь родителям? Что тебе рассказывали дедушка и бабушка о своих родителях? Есть ли у вас в семье семейный альбом?

Формирование представления о том, что в семье все заботятся друг о друге.

Как вести себя за столом, правила доброты, вежливые слова.

Освоение элементарных правил культуры поведения в детском коллективе: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками.

Как ты поступишь, если тебя ударил или обидел твой друг

Реагирование на негативные действия других детей, их последствия

Почему говорят, что в природе все нужны, что нельзя обойтись без тех, кто делает мед и кто делает яд; кто страшный,и кто красивый. (стр.20)

Воспитывать любовь к природе, развивать понятие о том, что в природе все важны и все имеют право существовать.

Как вы думаете? Можно ли приносить птиц и зверей из леса в дом? Почему?

Развивать чувство жалости к птицам, приучать детей не лишать свободы птиц из-за своего комфорта.

« Как подружить Лису и Журавля?»

Развивать коммуникативные отношения.

Бывает ли так, что друзья приносят огорчения? (стр.41)

Приучать детей жить в согласии с друзьями и в тоже время не бояться сказать правду о нем ему в глаза.

«Все друзья ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. Помогите. Посоветуйте». (стр.41)

Воспитывать у детей чувство коллективизма, стремление думать, и заботится о тех, кто рядом.

«Мальчик идет по лесу: в руках магнитофон - громкая музыка, сам сбивает и затаптывает, в птиц и насекомых бросает камни… Что вы ему посоветуете?»

Воспитывать любовь к природе и желание беречь ее, защищать и охранять.

«Вова купил и ест мороженое. Навстречу идет его друг Витя. Вова спрятал мороженое, а Витя подошел и угостил его конфетой. Что чувствует Вова? Как бы поступили вы?»

Продолжать знакомить детей с чувствами неловкости и стыда, развивать умение быть щедрым

Вы встретили нищего… Чем закончится ваша встреча?

Формировать умение сострадать и помогать тем, кто в этом нуждается.

«Что бы вы попросили у золотой рыбки?»

Учить детей соразмерять, кому помощь важнее: тебе или твоим близким и друзьям.

«Какой путь ты выберешь?»

Прямо пойдешь - встретишь старушку, которой нужно помочь

Налево пойдешь - встретишь старика, который заблудился, ищет аптеку.

Направо - найдешь игрушку, о которой давно мечтал.

Воспитывать желание помогать нуждающимся, слабым и старым людям.

Мальчик - инвалид сидит в коляске, но хочет поиграть с вами в мячик.

Как быть?

Приучать детей даже в ущерб себе помогать слабым (чувство доброты).

«Может ли больной мальчик стать твоими другом? Почему ты так думаешь? Какие игры можно ему предложить?»

Развивать чувство сострадания, учить помогать больным и инвалидам.

«Нужно ли благодарить ветеранов за победу? Только ли в праздник благодарить?» (стр.124)

Воспитывать чувство благодарности ветеранам ВОВ, стремление им помочь и их порадовать.

Если бы было 2 школы, одна с уроками и переменками, а другая - только с переменками. В какой бы ты захотел учиться?

Развивать желание учиться в школе, несмотря на трудности, которые конечно будут встречаться.

Как сделать, чтобы добрые дела на планете Земля умножались? (самим делать хоть маленькие, на добрые дела).

Учить детей быть добрыми и не на словах, а на деле.

Мальчик подсматривает в замочную скважину за своей старшей сестрой. Хорошо это или плохо? Любопытство и любознательность. «У любопытного весь лоб в синяках» (стр.85)

Учить различать любопытных детей от любознательных, ценить качество любознательности и понимать плохую сторону любопытства.

1.успокоить, угостить конфетой.

2.помочь найти дорогу.

3.посмеяться над ней.

4.пройти мимо.

Развивать у детей стремление помогать нуждающимся, не проходить мимо тех, у кого беда.

«Скучен день до вечера коли делать нечего!»

1.Вы скучали когда- нибудь?

2.Игра «скучно так сидеть, надо пробежаться». (стр.91)

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает».

Воспитывать умение занимать себя полезными делами, создавать самим хорошее настроение.

«Девочка плачет, требует, чтобы ей купили игрушку. Позаботимся о ней?»

Приучать заботиться о тех, кто действительно нуждается в нашей доброте, а не поощрять капризы.

«Ежик жил дома, а потом убежал в лес. Надо его возвращать и о нем заботиться?»

Закрепить понятие о том, что животным лучше жить в природе, на свободе.

Обсуждение сказки «Царь и вечерняя заря» (стр.109)

Воспитывать чувство щедрости.

Что такое страх?... Бывает ли он полезным? (Да, если бы не было чувства страха, то:

Можно упасть с балкона

Впустить в квартиру преступника

Попасть под машину;

Обжечься

Затеять пожар

Быть укушенным собакой. . (стр.115)

Формировать у детей понимание, что страх оберегает людей от необдуманных поступков.

Жизнь животных в зоопарке… Для чего построены зоопарки?

1.Где живется животным лучше?

2.Как можно проявить любовь к обитателям зоопарка?

3.Чего нельзя делать в зоопарке?

4.Чтение рассказа «Медвежонок заболел»

5.Рассказ воспитателя об охране белых медведей

6.Заучивание стихотворения Григорьевой «В зоопарке» (стр.150)

Воспитание чувства любви к животным, умение беречь и охранять их, правильно вести себя в зоопарке.

«Что мы можем сделать для леса?»

1.Рассматривание серии картин

«Что случилось с мальчиком?»

2.Чем лес помогает нам?

3.Чем мы поможем лесу?

4.Чтение письма Лесовичка.

5.Призыв: «Сэкономим бумагу - поможем лесу» (стр.141)

Закреплять знание детей о богатствах леса и учить эти богатства преумножать.

Как выйти из положения, если ты случайно сломал игрушку друга.

Учить ребенка беспокоиться за происходящее, сочувствовать и огорчаться.

Мальчик давно мечтал увидеть в жизни жука, которого он видел раньше в книге. И вот он встретил его на ромашке. Что он сделает дальше?..

Учить заботиться обо всем живом, а не уничтожать.

Расцвел комнатный цветок и вам хочется его сорвать. Как вы поступите?

Показать детям в горшке, что без земли и воды цветок погибнет сразу, а в горшке на окне он долго будет радовать и тебя и всех.

Если вы читаете это сообщение, значит регистрация прошла успешно и вы можете начать вести свой сайт

Сценарий образовательной ситуации по РЭМП в подготовительной к школе группе
(интеграция образовательных областей «Познание»)

Тип ОС: открытие нового знания

Тема: «Двенадцать месяцев».

Дмитриева Светлана Олеговна, первая квалификационная категория, учитель-дефектолог МДОУ № 47, г. Ярославль

Цель: Познакомить с числом и цифрой 12.

Задачи:

Образовательные:

Создать условия для ознакомления с числом и цифрой 12;

Создать условия для закрепления образования числа 11.

Развивающие:

Содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления;

Содействовать развитию восприятия временных представлений и восприятия пространства.

Воспитательные:

Создать эмоциональную мотивацию на развитие чувства отзывчивости у детей, желания помочь «месяцам».

Раздаточный материал:

1) Лист в клетку на каждого ребенка.

2) Карандаш на каждого ребенка.

Демонстрационный материал:

1) Карточки на состав числа 11.

2) Карточки с названиями месяцев.

3) Схема года.

4) 12 «камней».

5) Конверт с письмом от «месяцев».

6) Конверт с письмом от злой волшебницы.

Оборудование:

1) Мольберт.

2) Столы, стулья.

Предварительная работа:

1) Чтение сказки «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к познавательной деятельности.

Требования:

· ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

· обращение к личному опыту детей;

· создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Дети заходят в группу.

Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся! (Здравствуйте!)

Дети стоят полукругом перед педагогом.

Ребята, сегодня я пришла в детский сад и на своём рабочем столе нашла письмо, адресованное вам. Давайте его прочитаем! (Давайте прочитаем.) -Интересно, кто его прислал?

Педагог читает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам братья-месяцы из горной страны Богемии. Нам очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в нашей стране появилась злая волшебница и сотворила ужасные вещи: нас месяцев-братьев перепутала, а один месяц спрятала. А чтобы остановить злую волшебницу, которая всем вредит, нужно найти волшебные камни, соединить их по порядку и разгадать код её волшебства. Мы очень напуганы, и некому нам помочь. Если вы не боитесь трудностей, то поспешите к нам на помощь. Мы ждём вас!

Январь и его братья.»

Ребята, вы хотите помочь братьям-месяцам? (Хотим.)

А вы сможете им помочь? (Да, конечно.)

Что для этого надо сделать? (Собрать все месяцы по порядку.) (Найти потерянный месяц.) (Найти волшебные камни.) (Разгадать код волшебства.)

А где же нам искать месяцы? (Отправиться в страну Богемию, откуда пришло письмо.)

- Тогда закроем глаза и скажем волшебные слова: «Один, два, три в страну Богемию нас перенеси!»

2. Актуализация в игровой ситуации.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

· актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.

Ребята, вот мы и очутились в стране Богемии!

Где же мы будем искать братьев-месяцев?

Педагог с детьми подходят к столам и находят красивый конверт.

Ребята, что это? (Конверт.) (Письмо.) Давайте откроем и посмотрим, что в нём находится! (Давайте)

Педагог открывает конверт и читает.

«Если вы выполните по порядку все мои задания, то узнаете, где искать месяцы. Волшебница.»

Вы готовы выполнить задания волшебницы, чтобы помочь братьям-месяцам? (Да, готовы выполнить.)

Педагог с детьми подходят к столам, на которых лежат карточки с цифрами, знаками и точками и первое задание. Педагог читает задание.

«Первое задание : Подберите нужные карточки с точками, чтобы получилось число 11»

2+ =11 5+ =11 8+ =11

3+ =11 6+ =11 9+ =11

Сколько точек ты прибавил к 2, чтобы получилось 11? (Девять точек)

Сколько точек ты прибавил к 3, чтобы получилось 11? (Восемь точек)

Сколько точек ты прибавил к 4, чтобы получилось 11? (Семь точек)

Сколько точек ты прибавил к 5, чтобы получилось 11? (Шесть точек)

Сколько точек ты прибавил к 6 чтобы получилось 11? (Пять точек)

Сколько точек ты прибавил к 7, чтобы получилось 11? (Четыре точки)

Сколько точек ты прибавил к 8, чтобы получилось 11? (Три точки)

Сколько точек ты прибавил к 9, чтобы получилось 11? (Две точки)

Молодцы, ребята, вы выполнили первое задание!

Дети обращают внимание на разбросанные карточки, которые лежат на полу.

Ребята, посмотрите какой беспорядок! А что это за карточки? (Это месяцы.)

А почему они лежат на полу, кто их разбросал? (Их разбросала злая волшебница.) (Она их перепутала.)

Что же нам с ними делать? (Расставить по порядку.)

А как мы их расставим по порядку, вы знаете? (Да.)

А где мы их расставим? (На доске.) (На столе.)

Педагог обращает внимание на мольберт, на котором изображена схема года и второе задание.

Ребята, посмотрите, что это изображено? (Год.)

Для вас второе задание!

Педагог читает задание.

«Второе задание : Расставьте месяцы по порядку и с соответствующим номером.»

Ребята, год начинается с какого месяца? (Год начинается с января.)

Правильно, это первый месяц в году, с него мы и начнём!

Дети выставляют по очереди месяцы по порядку.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

· создание ситуации затруднения;

· фиксация в речи причины затруднения.

Педагог обращает внимание на выставленные месяцы.

Ребята, посмотрите, сколько сейчас месяцев в году? (Одиннадцать месяцев.)

А какого месяца здесь нет? (Декабря.)

Если мы декабрь не найдём, то следующий Новый год не наступит!

Что же нам делать, где мы его будем искать?

Может нам волшебница еще где-то оставила задания? (Да, на столах, лежат листы)

Подходим к столам, на которых лежат листы клетку, карандаши и третье задание.

Ребята, волшебница оставила еще для вас задание! Вы готовы его выполнить, чтобы найти декабрь? (Да, готовы выполнить.)

Дети пишут под диктовку педагога графический диктант «Часы».

Тогда садитесь за столы, возьмите карандаши и внимательно меня слушайте!

«Третье задание : Напишите диктант: 1 клетка по диагонали вправо вверх; 6 клеток вправо; 1 клетка по диагонали вправо вверх; 3 клетки вправо; 1 клетка по диагонали вправо вниз; 6 клеток вправо; 2 клетки вниз; 6 клеток влево; 1 клетка по диагонали влево вниз; 3 клетки влево; 1 клетка по диагонали влево вверх; 6 клеток влево; 1 клетка по диагонали влево вниз; 2 клетки вверх.»

Что у вас получилось? (Часы.)

Ребята, как вы думаете, что это может означать? (Искать декабрь рядом с часами.)

Дети ищут и находят под часами декабрь.

4. Открытие нового знания.

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

· организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

· фиксация нового знания в речи и знаково;

· создание ситуации успеха.

Декабрь вы нашли, что же нам теперь делать дальше? (Поставить его на свое место.)

Дети прикрепляют декабрь на схему года.

Теперь все месяцы на своих местах!

А сколько всего месяцев в году? (Двенадцать месяцев.)

А как же у нас получилось двенадцать месяцев? (Было 11 месяцев, один добавили и получилось 12.)

Из каких цифр состоит число 12? (1 и 2.)

Что обозначает первая цифра в числе 12 ? (Один десяток.)

А вторая цифра? (Две единицы.)

А какой по счету месяц декабрь? (Двенадцатый месяц)

Молодцы, ребята, вместе вы нашли декабрь, порядок в месяцах навели и собрали целый год!

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования к организации этапа:

· соответствие используемых игр цели занятия;

· индивидуальные затруднения в играх;

· ситуация успеха в совместной деятельности.

Ребята, что мы еще не сделали? (Мы не нашли волшебные камни.)

А зачем их нужно найти? (Чтобы разгадать код волшебства)

А зачем нужно разгадать код волшебства? (Чтобы остановить злую волшебницу.) (Чтобы волшебница никому не вредила.) (Чтобы она не совершала злых дел.)

Посмотрите внимательно, где могут быть «камни»?

Дети находят на мольберте «камни».

Ребята, как мы разгадаем код волшебного камня? (Вспомним, о чем было сказано в письме.) (Прочитаем письмо от месяцев.)

Для того, чтобы разгадать код, нужно соединить все камни по порядку.

Дети соединяют камни.

Как выдумаете, какой код у волшебства? (12.)

А как вы узнали код? (К 11 прибавили 1 и получилось 12.)

А из каких цифр мы напишем на камне число 12? (1 и 2.)

Молодцы, ребята, вы разгадали код волшебства, и поэтому злая волшебница больше никогда не сможет колдовать и совершать злых дел!

А теперь нам пора возвращаться в детский сад! Подумайте и скажите, что нам поможет сделать это очень быстро? (Надо закрыть глаза и сказать волшебные слова.)

Дети закрывают глаза и говорят «волшебные слова.

«Один, два, три в детский сад нас перенеси!»

Вот мы и снова в своем детском саду!

6. Итог занятия.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования к организации этапа:

· организация анализа детской цели; фиксация нового знания в речи;

· определение выполнения взрослой цели; создание ситуации успеха в совместной деятельности.

Где мы с вами сегодня были? (В стране Богемии)

Зачем мы туда отправились? (Мы хотели помочь январю и его братьям; собрать все месяцы по порядку, найти декабрь; найти камни и разгадать код волшебства.)

Как вы думаете, мы помогли месяцам? (Да.)

Почему мы смогли им помочь? (Мы выполнили задания злой волшебницы.)

А какие задания вы выполнили? (Составили число 11.) (Расставили месяцы по порядку.) (Написали графический диктант.)

Какие новые знания помогли вам разгадать код волшебства? (Умение образовывать число 12.) (Умение правильно записывать число 12.)

Где это нам пригодится? (В школе.) (Научим друзей.)

Что было самым интересным? (Ответы детей)

Было что-то трудное? (Ответы детей)

Ребята, вы молодцы! Вы помогли братьям-месяцам, потому что вы очень смелые, добрые и дружные ребята! Я горжусь вами!

Игровые ситуации иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Игровые ситуации непосредственной помощи типа

«Поможем нашим игрушкам»

Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Практические игровые и реальные ситуации, направленные

на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Работая с младшими дошкольниками, я приучаю детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

Практические ситуации типа

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Практические ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного типа

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.

Практические ситуации типа

«Мы самые старшие в детском саду»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

Практические ситуации типа

«Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.

Практические ситуации типа

«Научи своего друга тому, что умеешь сам»

В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений. Содержание ситуаций черпаю из детской литературы или придумываю – тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать видеосюжет, книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, я вызываю их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При использовании вербальных ситуаций избегаю прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Моя задача – пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по моей инициативе или стихийно, обогащают эмоциональный мир моих воспитанников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Социальное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т.е. умение не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах интонации. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

У детей появляется способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литература, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве. Целью воспитателя является развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно – театральной и изобразительной деятельности.

Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный, агрессивный – спокойный) и их образы. Например:

Маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.

Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.

Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры – имитации состояний природы.

Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В младших группах воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы). В старшем дошкольном возрасте дети понимают более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положения бровей, уголков рта ☺, выражения глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроения и чувства близких людей.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх