Проект «Опытно-исследовательская деятельность детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 248 комбинированного вида»

ПРОЕКТ

«Детское экспериментирование в ДОУ»

Воспитатель:

Баженова Ю.Г.

Новокузнецк, 2014

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить

Вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязе в.

Актуальность

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Общая характеристика проекта

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Объем проекта : работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. Срок реализации с сентября по май, занятия планируются по одному в неделю; открытое занятие для педагогов: «Удивительные свойства воздуха»; консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Цели:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения

ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического

эксперимента.

2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,

развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента,

установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

3.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Сроки реализации: учебный год.

Участники:

  • Дети
  • Родители
  • Воспитатели

Формы взаимодействия:

1. Формы образовательной работы с детьми:

* Непосредственно образовательная деятельность;

* Продуктивная деятельность;

* Игровая деятельность.

2. Формы работы с родителями:

* Консультации;

* Буклеты.

3. Формы работы с педагогами:

* Открытые занятия;

* Консультации.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с ИЗО тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Предполагаемый результат:

1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «Детство».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Связь теории с практикой.

Развивающий характер воспитания и обучения.

Индивидуализация и гуманизация образования.

Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

Целостность и системность обучающего процесса.

Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Трудности в работе:

Создание лаборатории.

Воспитание научности познания - шаг от бытового уровня рассуждений к научному.

Планирование работы.

Планирование непосредственно образовательной деятельности.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

2 неделя

3 неделя

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

4 неделя

«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Октябрь

1 неделя

«СОРЕВНОВАНИЕ»

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

2 неделя

«СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

3 неделя

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

4 неделя

«ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

«ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»

«ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».

Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

3неделя

«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

4 неделя

«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами

Декабрь

1 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»

Совершенствовать знания детей о снеге.

2 неделя

«ГДЕ ЛУЧИКИ»

Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

3 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания

4 неделя

«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Январь

1 неделя

«ЛЕДЯНОЙ ДОМ»

Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

2 неделя

«ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ»

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

3 неделя

«ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК»

Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.

4 неделя

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Февраль

1 неделя

«ДРУЗЬЯ»

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность

2 неделя

«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

3 неделя

«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

4 неделя

«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»

Дать детям представление об очистке воды.

Март

1 неделя

«ПРОКАТИ ШАРИК»

Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

2 неделя

«ТАНЕЦ ГОРОШИН»

Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

3 неделя

«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

4 неделя

«ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

Апрель

1 неделя

«ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

3 неделя

«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

4 неделя

«ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА»

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.

Май

1 неделя

«УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»

Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

3 неделя

«РАДУГА В КОМНАТЕ»

Познакомить детей с природным явлением – радуга.

4 неделя

«ЭФФЕКТ РАДУГИ»

Воспитывать бережное отношение к природе.


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детские сад №1 «Сказка», р.п. Коченево, Коченевский район

«Экспериментируем вместе: Волшебница ВОДА»

Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования - наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

А.И. Савенко

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Вид проекта: краткосрочный, групповой

Возраст детей: 5-6 лет

Участники проекта : воспитатели, специалисты, воспитанники и родители

Руководитель проекта: старший воспитатель Н.Н. Осипова

Гипотеза:

Если люди научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками с использованием детского экспериментирования с водой.

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивается познавательная деятельность детей.

Итак, вода… Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.

Вода - это волшебница, которая способна совершать много чудес.

Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.

Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.

Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психического развития детей.

Цель проекта:

Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания воды.

Перед педагогом была поставлена цель: разработать комплексно-тематический план «опытно-исследовательская деятельность», рассчитанный на два месяца.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • Изучить литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме
  • Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской деятельности дошкольников
  • Систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия, конспекты занятий)
  • Провести педагогическую диагностику (педагогическое наблюдение) на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий опытно-исследовательской деятельностью
  • Разработать план мероприятий по детскому экспериментированию
  • Создавать в группе условия для развития познавательной деятельности.

Задачи, которые были поставлены перед педагогом и детьми:

  • Формировать представления о воде, ее состояниях.
  • Развивать навыки и качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности.
  • Развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • Развивать интерес и любовь к природе родного края, представления об экологических проблемах родного края (поселка)
  • Осваивать навыки экологически грамотного поведения на водоемах, экономного использования воды

Основные принципы реализации:

  • Создание предметно-развивающей среды
  • «Вхождение в игру» - реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями игр
  • Партнерство ребенка и взрослого в опытно-экспериментальной деятельности

При планировании игр-экспериментов с водой следует учитывать принципы (дидактические) научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности, психологического комфорта.

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
  • Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
  • У детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно - следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения).
  • Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Вся работа по решению поставленных задач была разбита на этапы и рассчитана на два месяца.

Алгоритм работы над исследовательским проектом состоит из трех этапов.

ПЕРВЫЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей, постановка детей в определенные условия. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.

Накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой им теме. В беседе взрослые могут услышать сообщения своих воспитанников о том, что со-ставляет мир их мыслей увлечений, уловить то, что может быть интерес-ным и важным для познавательного развития детей. Особенно удачно проходит беседа с использованием проблемных ситуаций, которые поз-воляют выдвигать и проверять мно-жество идей и предложений. Напри-мер, воспитатель задает вопрос: «На чем можно отправиться в путешествие по воде (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др.)?» В ре-зультате обсуждения вместе с детьми формулируются цели и задачи иссле-довательской деятельности, разраба-тывается план действий: схема после-довательности этапов работы.

ВТОРОЙ ЭТАП ПРОЕКТА - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ: поиск ответов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.

Экспериментальная часть проекта начинается с инструктирования детей, закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации тру-да. Во время работы в лаборатории целесообразно надевать белые халаты и прикреплять на груди опознавательные значки. При работе с новыми материалами и оборудованием воспитатель демонс-трирует практические приемы выпол-нения опыта, оказывает дифференци-рованную помощь. Далее дети самостоятельно и вместе с педагогом вырабатывали разные гипотезы . «Очистка грязной воды» - выдвижение гипотезы, опыт. «Тонет - не тонет?»- рассуждения, опыты. Затем дети предлагают возможные варианты поиска решения и сбор материала (можно спросить у взрослых, посмот-реть в книге, найти информацию дома в компьютере, провести опыт). Следу-ющий шаг — решение проблемы через экспериментирование. Дети проводят опыты в лаборатории «Хочу все знать!» . В процессе этой деятельности обобщаются полученные результаты. В лаборатории разместили подборку энциклопедической литературы, а также DVD, коллекции созданные детьми и родителями, и результаты деятельности по проектам. Работа в исследовательском центре строилась на методических и дидактических материалах: это картотека проблемных ситуаций, алгоритмы работы с оборудованием, модели проведения опытов и экспериментов.

В сотворчестве с детьми определили основные правила организации исследовательской деятельности.

  • Проблема выявляется и ставится детьми самостоятельно («Что нового я узнал о воде?», «Что будет, если…?»и т.д.).
  • Гипотезу, а также способы ее проверки дети формулируют и выбирают сами (использование методов и приемов ТРИЗ: мозгового штурма, решения проблемных ситуаций).
  • Экспериментирование организуется как активная деятельность детей (в Центре воды и песка, мини лаборатории, на прогулке, дома с родителями).
  • Результаты экспериментирования фиксируются в схемах, рисунках моделях и обязательно самостоятельно.

В дальнейшем, приобретая навыки экспериментиро-вания, дети получают возможность самостоятельно выбирать из предло-женного оборудования то, что пригодится в эксперименте.

Способы мотивации детей к деятельности.

ТРЕТИЙ ЭТАП, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ — обоб-щение результатов, их анализ, фор-мулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты выяснить причины успехов и возможных неудач и, главное, сформулировать общий вывод по эксперименту. На-пример, в результате проведенной совместно с детьми деятельности «Может ли вода изменять форму?» были опровергнуты две гипотезы: «Вода не может изменить форму» и «Мы не можем изменить форму воды, потому что она не предмет». Подтверждены следующие высказанные детьми ги-потезы: «Можно изменить цвет воды, вода может двигать предметы, может быть холодной и теплой». Дети уяснили для себя, что без воды не будет жизни на земле, вода есть жизнь.

В ходе беседы дети могли выде-лять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?»

Результаты педагогического наблюдения (мониторинга) познавательного развития детей в старшей группе подтвердили успешность проведенной работы:

1.Они отвечают на разнообразные вопросы, умеют рассуждать, аргументировать свои действия, делать умозаключения;

2.Для решения проблемных задач используют разнообразные приемы исследовательской деятельности;

3.Освоили умение целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.

Реализованные мероприятия в рамках исследовательского проекта

Виды

деятельности

Взаимодействие с

педагогом в разных видах

деятельности

Взаимодействие

со сверстниками

Работа с родителями

Коммуникативная

Беседы о воде, ее роль в жизни человека, животных и растений.

Чтение художественной и познавательной литературы: М. Пришвина « Сытые пузыри», «Живительный дождик» и т д. Отгадывание загадок, разучивание стихов. Прослушивание звуков природы.

Рассматривание иллюстраций, альбомов. Обсуждение.

Анкетирование «Экспериментируем

вместе с ребёнком».

Продуктивная

Рисование «Обитатели морей и океанов», «Где живёт вода».

Рисование «Аквариум», «Капелька».

Оформление экологической газеты

«Предметы неживой природы» и «Картотеки опытов».

Д/игры «Хорошо - плохо?», «Тонет не тонет», «Кому нужна вода» «Разрезные картинки» и т д.

Сюжетно - ролевые игры: «Спасатели», «Водолазы», «Пароход».

Познавательно - исследовательская

Опыты

«Помощница вода», «Вода жидкость», «Есть ли форма, запах, цвет».

Игры забавы с водой.

«Экспериментируем

вместе с ребёнком дома»

Двигательная

«Игра - массаж», «Дыхательная гимнастика с платочками»,

«Рече -двигательное упражнения».

Игра «Море волнуется»

Совместные игры

Работа с родителями

Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» окончательно утвердил ведущую роль родителей в воспитании ребенка.

К детской проектной деятельности с удовольствием подключилась семья, возникло настоящее деловое сотрудничество с родителями. Вместе они помогали в сборе нужной информации, оформляли альбомы, сообщения, плакаты, организуют фотосессии.

Проектная деятельность дает им новые темы для разговоров и совместной деятельности.

В нашей группе есть картотека опытов по разным тематикам, которые предлагаются родителям для проведения опытов дома.

Есть такие опыты, которые нельзя технически выполнить в группе (например, нельзя увидеть конденсацию пара при закипании воды). В таком случае семье предлагались карточки с описанием опыта для домашнего экспериментирования. С результатами дети с удовольствием делились в группе, а у родителей непременно появляется уверенность в своих детях -активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

Развивающая предметно-пространственная среда

Итог проекта:

Мы с моими воспитанниками приняли активное участие во Всероссийском конкурсе «Рассударики» в номинации «Исследовательская работа в детском саду» и стали победителями этого конкурса (3место).

Проведенная работа позволила создать условия для организации занятий в проблемном режиме с детьми подготовительной к школе группе.

Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

Миляуша Янбердина
Педагогический проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Янгельское муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан

Педагогический проект на тему : «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ »

Подготовила : Янбердина М. А. – старший воспитатель, первая квалификационная категория

“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы :

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первые основы личности, проявляющей активное исследовательское, творческое отношение к миру.

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Тип проекта :

По количеству участников –

коллективный.

интегрированный.

По продолжительности –

Краткосрочный

С 01.09 по 30.11.2016г

Участники проекта :

Дети младшей, средней, старшей, подготовительной групп;

- педагоги ДОУ ;

Старший воспитатель;

Музыкальный руководитель;

Родители воспитанников.

Цель проекта :

Развитие познавательного интереса детей в процессе .

Задачи проекта :

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение) ;

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении .

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов .

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Расширить знания воспитателей об особенностях формирования познавательной деятельности в процессе экспериментальной деятельности с детьми и применение в практике.

Этапы реализации проекта :

1 этап : - информационно – накопительный.

2. этап : организационно –

практический.

3 этап : презентационно –

завершающий.

Ожидаемый результат :

Воспитанники проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию ;

Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;

В диалоге с взрослыми поясняют ход деятельности , делают выводы.

Практическая значимость :

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Этапы реализации проекта :

1. информационно – накопительный.

Подбор методической литературы.

Составление перспективного плана работы с детьми, родителями.

Подборка опытов с описанием проведения.

Организация предметно – развивающей среды.

Подбор оборудования для проведения опытов .

Анкетирование педагогов и родителей на тему «Детское экспериментирование » .

2 этап : организационно – практический :

1. Подготовка запланированных мероприятий.

2. Планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в ежедневных планах .

3. Проведение смотр – конкурса для воспитателей на самый лучший, интересный уголок экспериментирования .

4. Проведение общего родительского собрания на тему «Хочу всё знать» .

5. Проведение открытых занятий по группам по опытно – экспериментальной деятельности : Группа раннего возраста«Что мы знаем о воде» ; младшая группа - ; средняя группа -«В гости Капелька пришла» ; старшая группа – «Свойства воздуха» ; подготовительная группа – «Извержение вулкана»

6. Оформление картотек игр по опытно – экспериментальной деятельности по возрастам .

7. Районный семинар для педагогов ДОУ по опытно – экспериментальной деятельности .

3 этап : презентационно – завершающий :

1. Итоги конкурса по уголкам экспериментирования .

2. Педагогический совет на тему : «Эксперимент

3. Оформление и презентация картотек, методических разработок и педагогического проекта по «Эксперимент в ДОУ как эффективный метод познания окружающего мира с детьми дошкольного возраста».

Обеспечение проектной деятельности :

Методическое :

Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О . В. Дыбина (отв. Ред.) . М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2003.-336 с.

Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду . Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 333с.

Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара : издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров» , 2010. – 128 с.

О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой» . Элти – кудиц 2012г.

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :

Подбор методической литературы, пособий.

Подбор материала для открытых занятий и уголков экспериментирования

Дидактические игры

Приложения :

Открытое занятие в группе раннего возраста – «Что мы знаем о воде» .

Что мы знаем о воде.

Свойства воды (холодная, прозрачная)

Открытое занятие в младшей группе «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора» .

Рассказ об утёнке.

Следы на мокром песке. Прилетели бабочки - Свойства магнита и железа

Открытое занятие в средней группе «В гости капелька пришла»

Какой вкус у воды? Придаём вкус воде (опыт с лимоном )

Открытое занятие в старшей группе «Свойства воздуха» .

Чем пахнет воздух?

Открытое занятие в подготовительной группе «Извержение вулкана» .

Районный семинар на тему «Опытно – исследовательская деятельность »

Конкурс уголков экспериментирования .

Аналитическая справка Тема : «Оценка организации воспитательно-образовательной работы по опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ »

Цель : выявление педагогических проблем в организации работы по опытно – экспериментальной деятельности .

Сроки проведения с 01.09 по 30.11.2016г

Объекты контроля : все возрастные группы

Вопросы проверки :

Планирование работы с детьми и родителями.

Открытые занятия по опытно – исследовательской деятельности

Создание уголков экспериментирования

В соответствии с годовым планом на 2016 – 2017 учебный год в ДОУ была поставлена задача : Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по опытно – экспериментальной деятельности в процессе разных видов детской деятельности . Контроль осуществлялся во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы :

Система и вариативность планирования воспитательно-обрзовательной работы по опытно – экспериментальной деятельности ;

Создание предметно-развивающей среды;

Умение грамотно организовывать и проводить непосредственно – образовательную деятельность и самостоятельную деятельность по экспериментальной деятельности , соблюдая технику безопасности;

Использование наглядной информации для детей на ООД, для родителей по этой теме.

Проверка планов ВОР :

Во всех возрастных группах воспитатели планируют игры – эксперименты , как в совместной деятельности , так и в самостоятельной. Исследовательскую деятельность планируют и на прогулках. Используют в работе с детьми такие дидактические игры, как «Где живёт вода» , «Воздух, земля, вода» , «Для чего нужен воздух» , «Какого цвета вода» , «Тонет не тонет» , «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» , «На мокром песке остаются следы, отпечатки» , «Чудесные картинки» , «Игры с песком» , «Воздушные фокусы» и т. д.

Подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций.

В работе с родителями планируют беседы, консультации, наглядную информацию на темы : «Что такое эксперимент » , «Как организовать игры с водой» , «Организация детского экспериментирования в домашних условиях », «Как экспериментировать вместе с ребёнком дома» , «Домашняя лаборатория» , «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников » , «Учим детей наблюдать» , «Беседы на прогулке» .

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию ».

Привлекают родителей к пополнению коллекции «Разные ткани» , «Бумажная страна» , «Красивые камни» ;

в создании уголков по экспериментированию .

Привлекают родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Предлагают для родителей памятки на различные темы.

Совместно с детьми ведут альбомы юных исследователей.

Вывод по контролю : Проведенный тематический контроль по опытно – исследовательской деятельности в ДОУ , показал, что проблема актуальна, и она в ДОУ решается, через НОД, совместную и самостоятельную деятельность , через режимные моменты, на прогулке, работу с родителями по этой теме.

Предложения :

1. Всем педагогам продолжить углубление знаний в теоретических и практических вопросах по опытно – исследовательской деятельности через самообразование.

2. Использовать в практике работы с детьми собранный наглядно – дидактический материал.

3. Уделять больше внимания работе с родителями по данной проблеме.

Проверяющий : старший воспитатель___Янбердина М. А.

запомню, дай попробовать и я пойму» И это действительно так, исключительно важным для развития мышления ребенка является ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познает новое об окружающей действительности. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег и лёд, песок, магниты, стекло, воздух) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Используя в работе различные парциальные программы: по экологии, по ознакомлению детей с неживой природой, было замечено, что дошколята проявляют большой интерес к экспериментированию. «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»- писал А. Энштейн; а «творчество- разновидность поисковой активности», утверждал В.С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины». Так как в дошкольном возрасте дети не умеют приобретать знания самостоятельно, не включаются в осмысленную деятельность, в процессе которой они могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различия, то интереснее изучать неживую природу через экспериментирование. В ходе экспериментирования решаются следующие задачи: Расширяются представление детей о неживой природе Повышается уровень познавательных процессов (классификация, сравнение, обобщение) Развивается умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Расширяется кругозор детей, активизируется речь и обогащается словарь. Развивается любознательность, она порождает потребность в исследовании. Знакомство с неживой природой происходит через различные опыты.

Опытно-экспериментальная деятельность Проект: «Волшебница-вода» Муниципальное Автономное Учреждение Дошкольного Образования г. Ялуторовска «Детский сад 10» Лещевая Наталья Владимировна Муниципальное Автономное Учреждение Дошкольного Образования г. Ялуторовска «Детский сад 10» Лещевая Наталья Владимировна


Цель: Помочь детям направить и развить их любознательность. Дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.Цель: Помочь детям направить и развить их любознательность. Дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Задачи: Подвести детей к пониманию, что вода-это жидкость, она может течь. Но она не имеет запаха, цвета, формы, вкуса, но может принимать вкус, цвет, запах, форму при определённых условиях. Выяснить свойства снега, льда и что с ними происходит в тёплом помещении; развивать умение использовать освоенные способы опознания свойств; объяснить связь снега, льда и воды. Развивать тактильное восприятие температуры воды и воздуха. Продолжать развивать умение выдвигать гипотезы, и работать над умением заменять действия символическим изображением.




«Где прячется вода?» Цель: Вывод: «Где прячется вода?» Цель: Уточнить представления о том, что вода может быть разной температуры (теплая, горячая, холодная.) Взаимодействие воды, снега и температуры (пар). Вывод: вода может принимать различную форму при разных температурных условиях.


«Как лёд и снег превращаются в воду?» Цель: Вывод: «Как лёд и снег превращаются в воду?» Цель: что быстрее растает и больше даст воды? Вывод: в тепле лёд и снег тают. Сосулька плотнее, дольше тает и больше даёт воды, а снег рыхлый, быстро тает и даёт меньше воды.


« Вода-растворитель?» Цель: показать, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь неё видны предметы, а некоторые ещё и растворяются в ней. Вывод: не всё может раствориться в воде; вода может приобрести цвет и вкус в зависимости от растворённых в ней веществ.






Результат исследовательской деятельности. Дети узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на земле. Без воды нет жизни, всё живое гибнет. Вода присутствует почти везде. Узнали что вода не имеет: формы, цвета, запаха, вкуса но при определённых условиях это можно изменить. Воду можно заморозить, разморозить, окрасить, придать вкус. Водой можно смыть грязь. Сделали вывод, что сосулька даёт больше воды потому что она плотнее, твёрже, а снег мягкий и рыхлый поэтому и воды даёт меньше. Увидели, что вода удерживает не все предметы на плаву, что вода может впитываться, но опять же не во всё. Научились графически зарисовывать свои наблюдения и выводы. Мы вместе достигли поставленной цели, и выполнили все задачи в этом проекте. Мы узнали многое о воде. Дети узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на земле. Без воды нет жизни, всё живое гибнет. Вода присутствует почти везде. Узнали что вода не имеет: формы, цвета, запаха, вкуса но при определённых условиях это можно изменить. Воду можно заморозить, разморозить, окрасить, придать вкус. Водой можно смыть грязь. Сделали вывод, что сосулька даёт больше воды потому что она плотнее, твёрже, а снег мягкий и рыхлый поэтому и воды даёт меньше. Увидели, что вода удерживает не все предметы на плаву, что вода может впитываться, но опять же не во всё. Научились графически зарисовывать свои наблюдения и выводы. Мы вместе достигли поставленной цели, и выполнили все задачи в этом проекте. Мы узнали многое о воде. Вода-это добрый помощник человека.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх