Проект по патриотическому воспитанию для старшей группы. Патриотическое воспитание

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему:

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Выполнила воспитатель МБДОУ № 277: Татаринова Вера Геннадьевна

2016г.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

М. Матусовский

Актуальность разработки и реализации проекта

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

В последние идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал.»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

    обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

    воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

    формирование мира и межличностных отношений и т.д.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.

Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

Цель проекта:

* Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

Личностно- ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные . В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан пополнить «Русскую избу новыми экспонатами,. Изготовить фотовыставку.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности . Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, средней школой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:

- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ; формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

Средства реализации поставленных задач:

Развивающая предметно – пространственная среда;

Развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

Метод детских проектов.

Формы работы с детьми:

непосредственно образовательная деятельность;

тематические беседы;

презентации;

календарные праздники;

развлечения, досуги;

экскурсии;

пополнение развивающей среды,

* выставки детских работ, семейных коллекций

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

Освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

Расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

Сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,

самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

Повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

Активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

Обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.

Развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;

Сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

Целевые участники проекта:

Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Сроки реализации: 1 год.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей,

2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,

II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).

III этап - итоговый, включает в себя:

1. итоговое диагностирование детей,

2. повторное анкетирование родителей.

Разделы программы , содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь

Тема: «Летопись моей семьи»

Тема: «Моя родословная»

Задачи:

    Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;

    Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

    Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье»,

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;

Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»

Октябрь

Тема: «Герб нашей семьи»

Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

Тема: «Профессии моих родителей»

Задачи:

    Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

    Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;

    Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

    Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Формы проведения:

Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи

Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»

Изготовление поделок на день Матери.

Участие в субботнике по уборке территории детского сада.

Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции - связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)

Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте».

Ноябрь

Тема: «История и достопримечательности района».

Тема: «Природа района»

Задачи:

    Вызвать интерес к истории возникновения района

    Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;

    Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.

    Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.

    Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)

    Расширять знания детей о природе родного района;

Формы проведения:

Презентации: «История и достопримечательности Советского района»

Фотовыставка «Осень в нашем районе»

Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий.

Конструирование: «Улицы Советского района».

Выставка рисунков: «Осенняя природа».

Семейный мини-проект: «Любимые места в районе»

« О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,

Декабрь

Тема: «Промышленность района».

Тема: «Спорт, культура и отдых в Советском районе».

Задачи:

    Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

    Познакомить со спортивными учреждениями района: Дворец спорта профсоюзов, бассейн «Дельфин», бассейн «Олимп», Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, дом детского творчества Советского района, музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья Нагорный;

    Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.

Формы проведения:

Промышленные предприятия района (заочная экскурсия по району, фронтальная беседа)

Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)

Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях).

«Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».

Экскурсия в музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.

Презентация: «Спорт в родном районе».

Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».

Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».

Январь

Тема: «Мой родной город Нижний Новгород»

Тема: «Архитектура моего города»

Задачи:

Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);

Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;

Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

Познакомить детей с реками Ока и Волга; их расположением на карте,

Формы проведения:

Демонстрация видеофильма «Мой родной Нижний Новгород»,

«Откуда пошла Земля Нижегородская?»

Выставка фотографий исторических зданий города Нижнего Новгорода
Беседа «Что такое парки»

Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)

Конкурс чтецов «Мой родной Нижний Новгород»

Февраль

Тема: «Памятные места родного города»

Тема: «Люди, прославившие наш город»

Тема: «Будущие защитники Нижнего Новгорода»

Познакомить детей с самыми известными памятниками г. Нижнего Новгорода;

Задачи:

    Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;

    Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;

    Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;

    Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;

    Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.

Формы проведения:

Презентация «Экскурсия к памятным местам города»;

«Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Нижнего Новгорода?» - беседа-рассуждение

«Моя малая Родина». Сценарий тематического вечера-досуга (для детей старшего дошкольного возраста)

Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»

Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»

Март

Тема: « Мой край родной – частица нашей Родины». (знакомство с Нижегородским краем)

Тема: «История нашего края»

Задачи:

    Расширять и уточнять знания детей о родном крае;

    Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;

    Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;

    Познакомить с народными прикладными промыслами области;

    Познакомить детей с картой нижегородской области, обратить внимание на соседние города и области;

    Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);

    Расширять знания детей об истории родного края

Формы проведения:

Рассматривание иллюстраций о Нижегородском крае.

Работа с картой Нижегородской области (отметить вместе с детьми главные города области);

Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)

Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)

Просмотр видеофильмов о Н. Новгороде.

Изготовление альбома о Нижегородском крае.

Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым Нижегородского края.

Краеведческий час: «Жемчужина России – Нижегородский край»

Апрель

Тема: «Люди земли Нижегородской»

Тема: «Природные богатства земли Нижегородской»

Задачи:

    Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;

    Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край: И.П. Кулибин, Н.И. Лобачевский, Е.А. Евстигнеев, В.С. Коноваленко и другие;

    Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,

    Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

    Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;

    Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;

    Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах области;

    Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;

Формы проведения:

Презентация: «Известные люди края Нижегородского»

Семейный проект: «Мы – таланты Нижегородской области».

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»

Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;

Отгадывание загадок и ребусов о животных области;

Дид. игра «Кто где живет?»

Лепка животных и птиц области;

«Конкурс знатоков флоры и фауны Нижегородской области» (совместно с родителями);

Изготовление гербария лекарственных растений области;

Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;

Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям;

КВН «Знатоки родного края»,

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»

Тема: «Мы эковоины земли нижегородской».

Задачи:

    Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;

    Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;

    Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.

    Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;

    Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;

    Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;

    Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

    Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;

Формы проведения:

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»

Конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке»,

Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»

Участие в Народной Экологической Акции «Городская Экобомба» при содействии проекта «Главное- Дети» (посадка с детьми на территории детского сада деревьев: сибирский кедр и пихта).

«Виртуальное путешествие по лесам области»;

Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!».

Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев « Как дела, лесной народ?»

Приложение 1

Анкета для родителей

    Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

    воспитание любви к Родине;

    воспитание уважения к старшему поколению;

    воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

    знание истории своей страны;

    другое - _______________________________________________________________

    затрудняюсь ответить.

    Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

    да;

    нет;

    затрудняюсь ответить.

    Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

    прививать детям уважение к людям своей страны;

    познакомить с обычаями и традициями своего народа;

    формировать бережное отношение к природе и всему живому;

    расширять представления о родной земле, её столице, городах;

    ознакомление с историческим прошлым России;

    воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

    Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________

    Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

    да;

    нет;

    затрудняюсь ответить.

    Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?

3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?

4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, городу, стране?

5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, городе?

6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?

- «круглые столы» со специалистами по данной теме;

Совместные экскурсии, походы;

Конкурсы по темам истории и современности Советского района, Нижнего Новгорода и России;

Встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных

дошкольников;

Домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;

Другое.

Приложение 2.

«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

    Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

    Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

    Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

    Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

    Расширяйте собственный кругозор.

    Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

    Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

    Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Литература:


1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.

11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.

17. Интернет – ресурс: Википедия.

Краткосрочный мини - проект по патриотическому воспитанию для детей 5-6 лет "Азбука родного края"

Разработала методист МБОУДОД "Дом детского творчества" г.Краснослободск, Республика Мордовия, Родькина Наталья Петровна.

Описание. Предлагаю краткосрочный исследовательский мини - проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Азбука родного края". Я считаю, что материал будет интересен педагогам ШРР, педагогам дошкольных учреждений. Срок реализации (октябрь - апрель). Возраст детей (5 - 6 лет).
Актуальность проекта.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В настоящее время государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.
Важно пробудить интерес к истории своей семьи, родного города. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город - моя страна - моя планета) .

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
1. Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, к природе родного края.
2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою Родину.
3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы раннего развития.
4. Знакомить детей с символами государства, родного города (герб, флаг, гимн).

Краткосрочный исследовательский проект "Азбука родного края" рассчитан на детей 5-6 лет, посещающих школу раннего развития "Колокольчик".
Срок реализации октябрь-апрель 2014- 2015г.г.
Участники: дети, педагоги, родители.

Проект включает в себя несколько этапов:

I этап
- "Погружение в проблему". На первом этапе были определены: тема и название проекта. Тема имеет значимость: её исследование является первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

II этап
- "Организация и осуществление деятельности". На втором этапе изучался имеющийся материал, собиралась дополнительная информация, проводилась совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

III этап - "Практический".
- рассматривание иллюстраций, альбомов;

Составление слов - патриотической направленности, определение количества слогов в них, определение твердых и мягких звуков в словах - названиях птиц;
- конструирование из бумаги "Моя улица";
- подборка рисунков для альбома Дом, в котором я живу;
- подборка фотографий для альбома "Наш любимый город";
- знакомство с государственной символикой;
- целевые прогулки по теме "Мой город, дороже которого нет";
- чтение стихов, рассказов о Родине;
- оформление стенда "Мой любимый город";
- конкурсно - игровая программа "Папа, мама, я - дружная семья";
- игра-викторина "Знатоки малой родины";
- экскурсия в краеведческий музей;
- рассказы детей о семье;
- фотовыставка "Моя семья";
- дидактические игры.

Родителями были подготовлены фотографии, которые были использованы для оформления альбома, стенда, презентации. Совместно с детьми участвовали в конкурсно - игровой программе.

IV этап - "Подведение итогов проекта".
- дети разучивали на занятиях стихи о Родине, о родном городе;
- рассказывали о своей семье;
- принимали участие в семейной игре "Папа, мама, я - дружная семья";
- оформлены альбомы детских рисунков, фоторабот;
- оформлена выставка детских работ из бумаги "Моя улица";
- оформлен стенд "Мой любимый город"
- родители испытали чувство удовлетворения от совместной деятельности с детьми, а также от успехов детей;
- педагоги на примере методических разработок показали формы участия детей в проекте.

III. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети 5-6 должны знать:
Краткие сведения об истории города, республики.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей.
Знать герб, флаг своего города.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д., творчестве, государственных праздниках и т.д.
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
3. Использование результатов работы
Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, педсоветов).
Оформление результатов работы.
Публикация в СМИ.
Материальные ресурсы:
1. Проектор
2. Экран
3. Фотоаппарат
4. Принтер
5. Канцтовары
6. Ноутбук
7. Ватман
8. Книги

Проектная работа по воспитанию патриотических чувств у детей старшей группы: «Сильные и смелые!»

Тип проекта: групповой, информационный, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: февраль 2017 г.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Актуальность проекта.

Одна из важнейших задач современного общества - гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина. Последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребенка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная.

Проблема.

Донести до каждого ребенка, что в будущем он, являясь гражданином Российской Федерации, его почетной обязанностью будет защита Родины, охрана ее спокойствия и безопасности. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Цель проекта.

Воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества, воспитывать у детей желание быть похожими на них, быть сильными и смелыми, физически развитыми.

Задачи.

1. Познакомить детей с историей Российской Армии, современными военными профессиями и особенностями службы моряков, танкистов, летчиков, пограничников, десантников.

2. Развивать у детей физические качества, творческие и познавательные способности.

3. Воспитывать коммуникативные навыки, волевые качества, желание побеждать и сопереживать.

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный (диагностическое и организационное направление):

Составление мультимедиа-презентации по теме «Российская Армия»;

Сочинение сценария развлечения «День защитника Отечества»;

Консультация для воспитателей по теме: «День защитника Отечества» (обсуждение сценария, распределение ролей среди педагогов);

Распределение стихов к празднику «День защитника Отечества»;

Сведения для родителей «Интересное о празднике «День защитника Отечества»;

Оснащение предметно-развивающей среды: оформление группы и физкультурного зала к развлечению «День защитника Отечества»;

Разучивание песен об Армии;

Подготовка костюмов, атрибутов.

2 этап. Практический:

Рисование с родителями на тему: «Сочинение про папу» (подготовка работ для выставки);

Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций о военных профессиях, составление по ним рассказов об Армии.

3 этап. Отслеживание результатов:

Проведение развлечения «День защитника Отечества»;

Фотогазета по результатам реализации проекта.

Ожидаемые результаты по проекту.

Для детей:

Сформированы способности в области эмоционально-художественного развития (читают стихотворение эмоционально, артистично, интонационно-выразительно; поют напевно песни об Армии;)

Развиты коммуникативные навыки.

. Для педагогов и специалистов:

Укреплена взаимосвязь с родителями, и педагогами в процессе реализации проект;

Накоплен методический материал по теме «День защитника Отечества».

Для родителей:

Повышен уровень знаний в области патриотического воспитания и здорового образа жизни;

Налажен контакт с детьми в процессе участия в родителей в жизни детского сада и группы, разучивания с детьми стихов о празднике, активного участия в спортивных эстафетах совместно с детьми на развлечении.

Сейчас 23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества, а раньше он назывался День Советской армии и Военно-морского флота. Вот, пожалуй, и все, что большинство из нас знает относительно истории этого праздника. А, между тем, история эта совсем неоднозначна, и до сих пор по поводу возникновения даты 23 февраля ведутся споры между историками. В сегодняшней статье я постараюсь кратко рассказать вам историю возникновения праздника, который мы отмечаем 23 февраля и осветить спорные моменты.

Истоки праздника следует искать в 1918 году, поскольку именно в этот год были подписаны декреты о создании Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) и Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ). Шла первая мировая война, и молодому Советскому государству нужна была армия для защиты. Однако ни один из этих декретов не был подписан 23 февраля. РККА была создана 28 января, а РККФ 11 февраля.

Считалось, что именно 23 февраля Красная Армия одержала крупную победу над немецкими войсками под Псковом и Нарвой. Однако многие историки ставили под сомнение этот факт и считали его придуманным мифом. Дело в том, что нет никаких документальных подтверждений этого факта. Нет даже каких-либо упоминаний о сколько-нибудь значимых победах в газетах тех дней. И даже через год после этих событий (казалось бы, в годовщину праздника) газеты ничего об этом не писали. Подобные упоминания начали появляться лишь гораздо позднее.

В 1922 году был подписан Указ о торжественном праздновании 23 февраля четвертой годовщины рождения Красной Армии. А в предыдущие годы праздник почему-то не отмечался.

Юон К.Ф. 1923 Парад Красной армии

В 1923 году широко и торжественно в масштабах всей страны отмечался 5-летний юбилей Красной Армии.

Получается, что несмотря на то, что сама Красная Армия была создана в 1918 г., и праздник берет свое начало именно оттуда, по-настоящему известным праздником он начал становиться лишь спустя 4 года.

Начиная с 1946 года праздник стал называться День Советской Армии и Военно-Морского Флота .

В 1995 году Государственная Дума России принимает федеральный закон "О днях воинской славы России". Согласно этому закону 23 февраля значится как "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. - День защитника Отечества ".

Но уже в 2002 году Государственная дума принимает постановление о переименовании 23 февраля просто в День защитника Отечества , и с тех пор он становится нерабочим днем (официальным выходным). Таким образом, из описания праздника была убрана связь с победами Красной Армии над кайзеровскими войсками 23 февраля 1918 г., как недостоверный факт.

Почему День защитника Отечества отмечается 23 февраля

Так почему же День защитника Отечества отмечается именно 23 февраля? Откуда взялась эта дата? Ведь на самом деле она не является ни днем рождения РККА, ни днем рождения РККФ.

Сразу скажу, что точного ответа на этот вопрос нет. А версий существует несколько.

Версия первая.

Эту версию я уже озвучила выше. Долгое время она была официальной версией. Это победа под Псковом и Нарвой над кайзеровскими войсками 23 февраля 1918 г. Однако этот факт не нашел подтверждения.

Версия вторая.

Изначально годовщину создания Красной Армии хотели отмечать именно в дату ее создания 28 января. Однако из-за бюрократических проволочек к этой дате не успели, и решено было в этом 1919 году совместить День Красной Армии с Днем Красного Подарка (сбор материальных средств для Красной Армии), который в предыдущем году отмечался 17 февраля. Однако в тот 1919 год дата 17 февраля пришлась на понедельник, и решено было эти 2 праздника перенести на следующее воскресенье, которое и было 23 февраля. Якобы с тех пор День Красной Армии и стал отмечаться 23 февраля.

Версия третья.

Есть и еще одна интересная версия, связанная с переходом календаря на новый стиль. 8 марта был праздничным днем для всех интернационалистов. До революции (по старому стилю) этот праздник у нас отмечался 23 февраля. А после перехода на новый стиль привычка отмечать что-то 23 февраля осталась. Искали какие-то близкие даты, вспомнили о дне создания Красной Армии, вот и нашлось оправдание для 23 февраля (сразу вспомнилось 7 и 4 ноября). Так мы и получили 2 праздника, известные в народе как мужской и женский день.

У страны есть богатства немалые,

Недр земных не учесть чудеса,

Но важней очень многих, пожалуй,

Для дыханья Земли – леса!

В них здоровья и мудрости кладези,

В них несказанная краса,

В них источник естественной радости,

Это – жизни основа - леса!

Тема проекта: «Прогулка в лес».

Тип проекта: практико - ориентированный, исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.

Вид проекта по времени: средний по продолжительности.

Актуальность: нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная и не любя природу своего края. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Цель проекта: патриотическое воспитание через экологическое образование, т. е. развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме.

Задачи:

· Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.

· Познакомить с правилами поведения в природе.

· Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых.

· Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

· Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в лесу, наблюдательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Конечный продукт: сюжетно-ролевая игра «Поход на лесную полянку».

Этапы проекта.

1 этап - подготовительный.

Постановка проблемы – что случится, если в лесу исчезнет один вид насекомых (растений или животных)? Почему это может произойти? Как это повлияет на нас? Как не допустить этого?

· Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые?» ;

· рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

· отгадывание загадок о животных и растениях;

· разучивание стихов о жителях леса, о природе;

2 этап - организационно – практический.

· Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок);

· проведение серии занятий с детьми по развитию представлений о лесе;

· родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам природоохранительной деятельности человека через информационные стенды);

· выставка литературы для детей на тему: «Наш лес»;

· знакомство с Красной книгой Кировской области;

· составление семейного фотоальбома «Остановись, мгновение»;

· выставка детских рисунков «Любимое дикое животное»;

· создание альбома совместных работ (дети и родители) на тему: «Берегите природу»;

· создание альбома «Лекарственные растения» ;

· творческая мастерская по подготовке атрибутов для сюжетно-ролевой игры;

· игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода?», «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», « Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», « С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Назови травы», «Когда это бывает?» , «Посели животное», «Что было бы…», «Чей, чья, чьи?», «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий…» , «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа» , «Экологические цепочки»;

· экскурсия в зимний лес;

· акция доброты «Птичья столовая» (изготовление родителями совместно с детьми кормушек, домика для птиц и размещение их на участке) ;

· опыты и наблюдения (см. картотеку опытов): посадка лука, изготовление и выращивание травянчика, посадка фасоли, пшеницы и гороха, наблюдение за ветками в вазе и др.;

· викторина «Мы – друзья леса»;

· творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы);

· просмотр иллюстраций на тему «В лесу», «Санитары леса», «Спички не игрушка» ;

· беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе;

· сочинение загадок,рассказов и сказок о лесе;

· разучивание игровых действий сюжетно-ролевой игры, индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.

3этап- заключительный.

Представление для педагогов детского сада сюжетно-ролевой игры «Поход на лесную полянку».

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект был апробирован в рамках МКДОУ «Детский сад» № 175 в 2013– 2014 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, бережно относиться к ней.


Мутных Екатерина Витальевна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "Дети войны"

Муниципальное образование город Ноябрьск муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Теремок»

Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Теремок» , город Ноябрьск Ляпунова Татьяна Александровна 24. 05. 2017

Актуальность:

Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

Светлана Сирена.

К сожалению, современное поколение недостаточно знает или совсем не знает, что в те страшные годы (1941-1945) война соединила несоединимое: беззащитных детей и их великий подвиг… Дети были не только жертвами – они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестер. Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжелое время мечтал попасть на фронт, стараясь ни в чем не уступать взрослым, рискуя жизнью.

Дети же нашего времени не испытывают чувства гордости за героев-победителей в Великой Отечественной войне. Поэтому главной целью проекта стало возрождение и сохранение духовно-нравственных ценностей, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины. Проект «Дети войны» - это новый способ получения воспитанниками старшей группы знаний о жизни детей и подростков в годы Великой Отечественной войны, предполагающий обязательную совместную работу детей и взрослых (воспитателей, родителей) .

Данный проект позволит сформировать у детей 5-6 лет: любовь к своей семье, родной стране, историческим ценностям; чувство толерантности к людям разных национальностей; начала патриотизма и гражданственности; представления о нравственных качествах.

Тип проекта:

Творческий, групповой, краткосрочный.

Цель проекта:

Рассказать о трудовом героизме детей-ровесников современных мальчишек и девчонок; показать важную роль детей и подростков для Победы в ВОВ, воспитывать гражданско-патриотические чувства у детей-дошкольников, воспитывать чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

Задачи проекта.

  1. Формировать чувство гордости за свой народ и страну. Формировать уважительное отношение к старшему поколению.
  2. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
  3. Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.
  4. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
  5. Воспитывать чувства чести, достоинства, ответственности.

Участники проекта:

Воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.

Целевая группа проекта:

Проект адресован старшим дошкольникам.

Продолжительность проекта:

Сроки реализации проекта:

Апрель-май.

Проблема:

Дети мало знают о трагических событиях 1941-1945 годов, о жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Основные формы реализации проекта: Утренние беседы, чтение художественной литературы, разучивание поговорок, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание тематических картин, иллюстраций, мини-выставки (война глазами детей) , экскурсия в музей Боевой Славы МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский, создание альбома «Детство, опаленное войной» , буклеты, памятки, консультации для родителей. Праздник, посвященный Дню Победы.

Предполагаемый результат проекта:

  • понимание важности праздника День Победы в жизни русского человека
  • формирование у детей начальных представлений о ВОВ, солдатах, защищавших Родину, Российской армии – надежной защитнице нашего государства
  • воспитание чувства гордости за победу в Великой Отечественной войне
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений литературы и искусства
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Этапы проведения проекта:

1. Подготовительный этап

  • составление плана работы
  • сбор и анализ литературы по данной теме
  • подбор музыкальных произведений на военную тему
  • подготовка цикла бесед о ВОВ
  • сотрудничество с родителями

2. Основной, организационно-практический этап

  1. Чтение и обсуждение художественных произведений по теме «Дети и война» .
  2. Беседы с детьми на темы: «Что мы знаем о жизни детей в годы Великой Отечественной войны?» , «Можно ли назвать счастливым военное детство?» , «Как дети помогали взрослым в тылу?» , «Как увековечена память о детях войны?» , «Могут ли дети быть героями войны?» ,

«Как стихотворения и рассказы рисуют картины военного детства?» .

3. Рассматривание иллюстраций, картин на данную тематику.

4. Изготовление рисунков на тему «Война глазами детей» .

5. Прослушивание стихов, песен на тему «Дети войны» .

6. Показ презентации «Дети войны» . (слайд-шоу)

7. Посещение музея Боевой Славы МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский.

8. Дидактическая игра «Назови пословицу» .

9. Подвижная игра «Саперы» .

10. Информация в родительском уголке: буклеты, памятки, консультации для родителей.

11. Советы родителям: «Как рассказать ребенку о войне?»

3. Заключительный этап

  • Выставка рисунков «Война глазами детей»
  • Презентация альбома: «Детство, опаленное войной»
  • Праздник, посвященный Дню Победы
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх