Как жила молодежь 90 х.


Эти парни стартовали очень рано: многие «словили» свою звезду еще до окончания средней школы! Тогда нежные ребята казались своим ровесникам нереально крутыми. А что же сейчас?

Децл и Тимати


«Мой друг Тима включил все новые пластинки», - тогда в песне «Вечеринка у Децла дома» Кирилл Толмацкий посвятил строчку своему другу юности, будущей черной звезде российского хип-хопа. Сейчас дороги парней разошлись. Децл воспитывает сына Антония с женой-моделью Юлией, переругивается с Бастой и дает редкие концерты, а Тимати воспитывает дочку Алису и расширяет сферы своих бизнес-горизонтов. Помимо музыкального лейбла Black Star, у артиста есть своя бургерная, а на подходе открытие барбершопа.

Родион Газманов

В прошлом году наследник Олега Газманова неожиданно появился на сцене шоу «Голос». К юноше, ставшему звездой еще в детстве с песней о пропавшей собаке «Люси», повернулись два наставника - Баста и Григорий Лепс. Члены жюри похвалили артиста за выступление, но зрители остались недовольны Родионом.

Александр Головин

Звездный выходец из «Ералаша». Прорывным проектом актера после юмористического журнала стал сериал «Кадетство», а еще Головин прочно закрепился в основном составе новогодней франшизы «Елки». Что касается личной жизни, то Александр не женат и, по его признанию, еще ни разу по‑настоящему не влюблялся.

Мистер Малой

13-летний дерзкий рэпер, пропагандировавший алкоголь и наркотики в начале 90-х, вырос и основал проект Generation Yoga, в рамках которого устраивает бесплатные занятия йогой в родном Петербурге.

Ник Картер

Главный красавчик Backstreet Boys в прошлом году напомнил о себе участием в шоу «Танцы со звездами». Зрители стали свидетелями удивительного преображения Ника. Больше нет знакомого всем образа сладкоголосого юнца. Картер повзрослел, возмужал и с гордостью демонстрирует мышцы и татуировки. А в апреле 36-летний Картер впервые стал отцом! Жена музыканта Лорен родила ему сына. Супруги назвали малыша в честь верховного бога германо-скандинавской мифологии Одина.

Дэниел Рэдклифф

У главного волшебника все хорошо, несмотря на риск остаться заложником одной роли. Да что тут рассказывать, все и так всё знают: парень резко вышел из образа сиротки-волшебника, сыграв в эротическом спектакле «Конь» на Бродвее, а потом перепробовал самые разные образы в кино: писатель-гомосексуалист Аллен Гинзберг в «Убей своих любимых», альтер-эго Михаила Булгакова в «Записках молодого врача», влюбленный монстр в ужастике «Рога», испускающий газы труп в черной комедии «Человек - швейцарский нож». Сейчас на подходе драма о банде нео-нацистов, участником которой и стал герой Рэдклиффа.

Влад Соколовский

Дуэт Бикбаева и Соколовского - это вариант на тему Smash! от продюсера Константина Меладзе. Удивительно, но в 2009 году на «Премии Муз ТВ» в номинации «Лучшая поп-группа» «фабриканты» обошли «ВИА Гру», Serebro и «А-Студио». А на следующий год распались. Для бывшего солиста «БиС» участие в седьмой «Фабрике звезд» стало судьбоносным. Но не из-за старта музыкальной карьеры. На реалити-проекте Влад познакомился со своей будущей женой, певицей Маргаритой Герасимович, выступающей под псевдонимом Дакота. Выпускники «Фабрики» зарегистрировали брак в июне прошлого года в одном из ЗАГСов Москвы, а затем обвенчались.

Джозеф Гордон-Левитт

Сериал «Третья планета от Солнца» (про команду инопланетных исследователей, отправленных изучать Землю в обличье местных жителей) дал мощный старт юному Джозефу Гордону-Левитту. Спустя пять сезонов актер оставил шоу, сделавшее его знаменитым: во‑первых, он учился в Колумбийском университете, во-вторых, получил множество лакомых кинопредложений (например, «10 причин моей ненависти» и «Хэллоуин: 20 лет спустя»), а в-третьих, хотел попробовать себя в независимых проектах. Кстати, после его ухода сериал продержался на плаву всего сезон. А Джозеф держится на волне успеха до сих пор - и как актер, и как режиссер.

Леонардо Ди Каприо

Тьмы и тьмы школьниц заговорили о красавчике Лео после выхода фильма «Ромео+Джульетта» в 1996 году. Но кинокритики заметили талантливого актера гораздо раньше - после выхода драмы «Жизнь этого парня», где Лео сыграл свою первую главную роль в компании с Робертом Де Ниро. За работу в следующей картине «Что гложет Гилберта Грейпа» 19-летний Ди Каприо был впервые номинирован на «Оскар». Ну, а что было дальше, мы знаем.

Инструкция

Причина возникновения конфликта поколений заключается в том, что каждое новое поколение живет в других условиях, нежели его предшественники, и поэтому имеет иные вкусы, привычки, систему ценностей. В чем, например, отличие от молодежи 90-х годов?

Молодежь в начале-середине 90-х годов испытывала неподдельный восторг перед западным образом жизни. Она искренне идеализировала порядки в США и многих европейских странах, а также считала, что бывшей эпохе противостояния с Западом положен конец, наступает эра сотрудничества и взаимопонимания. Необходимо отметить, что и многие представители старших поколений думали точно так же. Тем большим потрясением для граждан России явилось стремительное расширение блока НАТО на восток, вплотную к границам нашей страны, а также бомбардировки Югославии, предпринятые Западом, несмотря на категорические возражения российского руководства. Нынешняя молодежь смотрит на мировую политику куда более реалистично. Некоторые молодые россияне уже не считают Запад ни доброжелателем России, ни образцом для подражания, особенно на фоне резко обострившихся отношений из-за украинского кризиса.

Для молодежи 90-х компьютеры и тем более интернет не были чем-то привычным, повседневным. Нынешние же молодые россияне не мыслят жизни без всемирной Паутины, нередко чересчур увлекаясь виртуальной реальностью.

Студенческие годы - время новых открытий, познаний, ощущений, рождения новых семей и многого другого. Но не всё так безоблачно, как кажется на первый взгляд.

Проблема первая: легкая доступность алкоголя и иных психотропных веществ


Первая проблема - это наркотики . Согласно данным социологических опросов, каждый второй студент выпивает изредка, а что еще хуже, делает это каждые выходные, а то и чаще. Также есть молодые люди, употребляющие наркотики и другие сомнительные вещества, которые, по их мнению, делают их внутреннее состояние веселее и ярче. С возрастом эти люди излечиваются от зависимости, осознавая свою ошибку молодости, а если не успевают осознать, то умирают.


У студентов понимающих вред первой проблемы встаёт проблема с увлечениями. Многим современным студентам нечем заняться в свободное время.


Проблема вторая: финансовая зависимость от старшего поколения


Актуальной для современной молодежи остается проблема финансового обеспечения. Приходиться подыскивать работу для добывания средств к существованию. Часто вакансий по будущей профессии практически нет, а если и есть, то они рассматривают кандидатов, увы, только с опытом работы. А откуда у студентов опыт работы. Вот и подрабатывают молодые люди либо на мойках машин, либо в Макдоналдсах.


Проблема третья: стремление к досугу и только к досугу


Еще одной социальной проблемой современного студенчества является стремление к досугу, которое слишком гиперболизировано. Часто молодые люди не хотят развиваться, посещать развивающие тренинги или повышать духовное и культурное развитие. Совершенно многие забыли , библиотеки, а кто-то даже про кино.


Увлекаясь компьютерными играми и виртуальным общением, многие наши молодые современники стали забывать о настоящем. Что тоже относиться к актуальности проблем современного студента. Общая говорит об упадке нравов молодого населения страны, что тесно связано предыдущими проблемами. Наше государство всячески поддерживает современное студенчество в виде различных акций и мероприятий, но это даже не решает финансовой проблемы, не говоря о других. Это напоминает об одной шутке: раньше студенты учились и подрабатывали, а сейчас работают и подучиваются. Возможно, со временем эти проблемы решаться. Но чтобы завтра было лучше, начинать исправлять сегодняшние ошибки уже нужно вчера.

Кроме общеизвестных праздников, таких как Новый год или День Победы, в России существуют и более локальные, рассчитанные на отдельные группы населения. К ним относится День молодежи, посвященный молодым россиянам.

Впервые такой праздник, как День молодежи, еще в СССР в 50-е гг. В России он был возрожден в начале 90-х. Первоначально дата мероприятия была плавающей - день отмечался в последний выходной июня. Впоследствии дата стала фиксированной - теперь праздник всегда приходится на 27 июня.

В День молодежи с поздравлениями выступают политические лидеры страны. Обычно это президент, иногда премьер-министр и главы регионов и городов.

Также в праздничный день проводятся различные культурные мероприятия. Например, в Набережных Челнах в 2012 году под эгидой Дня молодежи был проведен фестиваль современного танца. В Грозном и многих других городах прошли праздничные концерты с участием как известных исполнителей, так и начинающих молодежных коллективов.

Часто к празднику приурочивают и спортивные соревнования. Таким образом городские власти стараются пропагандировать здоровый образ жизни среди молодежи.

Периодически мероприятия в честь молодежного дня совмещаются с выпускными вечерами в школах. В такие дни городские власти организуют общие площадки мероприятий для выпускников школы и студентов. Для этого случая решением руководителей города празднование может быть перенесено с 27 июня на другой день.

Хотя День молодежи и не был объявлен

Зачастую можно увидеть посты о моде разных лет, но одну эпоху почему-то обходят вниманием. А эпоха, надо сказать, более чем колоритная...

Мода 90-х в России — это очень сложные и, в то же время, интересные и незабываемые времена. Людям жилось сложно, но одеваться хорошо любили все, поэтому тогда носили то, что завозили из заграницы.

Иногда российскую моду 90-х называют "шокирующей", так как глядя сегодня на фото из прошлого, невольно думаешь: "Да как такое вообще можно было носить?!"

Неотъемлемой частью гардероба 90-х была одежда в стиле диско, рока, панка и рэпа. Вспомните группу «Кар-Мэн», Богдана Титомира и то, как они одевались. Вот, кстати, фото крутых парней в стиле диско!

А вот клип группы "Кар-Мэн". А в каких трендовых очках Лемох! Среди тогдашних модников и модниц были популярны цветные лосины, резиновые кроссовки, объемные пуховики, треники, вареные юбки, джинсы и косухи.

Певица Наталья Ветлицкая, n_vetlitskaya 1994 год.

В то время, как некоторые фанатели от "Ласкового мая" и группы "Мираж", на западной сцене рулили Depeche Mode, Cure и Nirvana. Рок-фанаты зачесывали петушиные челки, надевали обтягивающие лосины и черные футболки, рисовали черные круги вокруг глаз и фотографировались на память.

Вот брутальные мужики все в значках — тоже тренд 90-х!

Модницы (платье с портретом!) на Красной площади в Москве, 1990 год.


Пара на Тверской улице в Москве, 1994 год.

В самом начале 90-х джинсы продолжали «варить» (начали еще в 80-х) — скручивали, перетягивали, вываривали в отбеливателе или уксусе. А затем еще и лейбл зачастую пришивали! Для пущей «крутизны». Символами времени можно назвать знаменитые джинсы Mawin («мальвины») и короткие джинсовые юбки с белыми оборочками и надписью Lambada!

Лосины/леггинсы носили все девушки! Несмотря на жутчайшее качество... Черные леггинсы были почти у каждой (даже у тех, кого природа обделила ровными ножками). А цветные (кислотные!) считались настоящимо «писком» моды — ярко-желтые, розовые, бирюзовые... А потом в моду вошли «дольчики» — цветные утепленные колготки. Самые стильные барышни носили «дольчики» в крупную полоску. Желательно очень яркой, контрастной расцветки.

Мисс КГБ-1990 - Екатерина Майорова. Все у нее по тем временам модное - и футболка с принтом, и джинсовая юбка.

Прозрачные колготки тоже были в моде. Но, конечно, они должны были быть с каким-то «прибамбасом» (в духе времени, в общем). Круче всего, если колготки были с цветочным орнаментом. А если среди орнамента еще и стразик найдется — то все, ты королева!

Уличный художник на Старом Арбате рисует девушку в спортивном костюме и туфлях, 1991 год.

Спортивные костюмы были популярны как среди женщин, так и среди мужчин. Но у последних пользовались особой любовью. В спортивных костюмах ходили на работу, на дискотеку и на свидания. Ох, а если там была заветная надпись — цены такому костюму не было!

К середине 90-х часть мужчин из спортивных костюмов переместилась в строгую одежду. Ну, как строгую... Оделись в пиджаки, в общем. Малиновые, правда. Сейчас про них ходят анекдоты. А тогда это было правдой жизни. Появились те, кто назвал себя «новыми русскими». Отличить их можно было как раз по малиновым пиджакам, черным брюкам и остроносым ботинкам. Ах да, про золотую цепь! Это тоже было важно, да. Другие цвета пиджаков были куда менее востребованы. Да и вообще, подавляющее большинство мужчин ходили в спортивных костюмах.

А если мужчина-модник не носил ни малиновый пиджак, ни спортивный костюм, то почти наверняка он не вылезал из свитеров с орнаментом. Кстати, девушки такими свитерами тоже не брезговали. Правда, среди представительниц прекрасного пола модно было носить искусственно вытянутые объемные — под лосины.



Бывший вокалист рок-группы «Звуки Му» Петр Мамонов в модном свитере, 1991 год.

Юбки становились все короче и короче! Помимо «ламбады», носили и узкие джинсовые юбки, плиссированные юбки на подтяжках и юбки-резинки. Последние также были самых разных кислотных цветов!

Художник-модельер, сын кутюрье Вячеслава Зайцева - Егор Зайцев, 1992 год. Естественно - в тренде!

Советская власть выстраивала жесткую молодежную политику: с первого класса дети попадали в октябрята, где готовились стать пионерами, а потом комсомольцами. У тех, кто выпадал из этой системы, могли быть сложности с поступлением в университет, работой и не только. За всю историю участниками ВЛКСМ были больше 200 миллионов человек. В сентябре 1991 года, за несколько месяцев до распада СССР, историческую роль ВЛКСМ признали исчерпанной, а организацию распустили. Дворцы пионеров переименовали в Дома творчества, а в пионерских лагерях стали открываться частные турбазы и пансионаты - многие из них просто оказались заброшены. Но уже в начале 2000-х в России стали появляться новые масштабные молодежные движения. Для спецпроекта T&P и Фонда Егора Гайдара мы поговорили с антропологом Дмитрием Громовым, социологом Еленой Омельченко и директором московского Центра творчества Юлией Лившиц о том, как с конца 80-х в России менялась молодежь и отношение к ней. Рэп для бедных, панки как бренд, обиженный патриотизм, большой теннис для детей элиты, зарплата в авоськах и новая эра молодежного строительства - в очередной серии проекта «Выпуск-90».

Глава первая. Субкультуры


Дмитрий Громов

ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН

В 80-е в комсомол еще все вступали в обязательном порядке, но это была скорее ширма, формальная организация, которая занималась сама собой. Например, через комсомол решались технические вопросы: скажем, если возникал студенческий театр, он обращался туда, чтобы найти помещение. Распада ВЛКСМ с точки зрения собственной занятости молодежь не заметила: она уже была занята чем-то другим.

В стране был мощный всплеск субкультурности. Конечно, субкультуры были и до этого, но про них мало говорили, их притесняли, молодежь туда шла не так активно. В конце 80-х это стало новой социальной реальностью. Расцвели многие субкультуры прошлого. В частности, тогда у нас была третья волна движения хиппи. Кроме этого, например, был всплеск интереса к религиозности (все ходили на крестные ходы, в церкви) и волна осмысления нетрадиционной религиозности, когда в большом количестве появлялись секты. Это нормальные процессы для общества, которое открыло для себя, что социальная жизнь может быть разной. Потом этот ажиотаж спал.

В начале 90-х у нас возникло движение ролевиков. Сначала - вместе с переводами - появился толкинизм. Постепенно ролевые игры стали проходить по разным темам, не только по мирам Толкина. Движение остается массовым и сейчас, причем давно вышло за рамки молодежной субкультурности. Те, кто начинали студентами в 90-е, теперь взрослые мужчины и женщины, создают между собой семьи и продолжают этим увлекаться.

Чаще всего мы брали какие-то западные формы, в которые вкладывали новые смыслы. Я называю это переводом субкультурности на русский язык. Например, довольно быстро на российской почве была осознана рэп-музыка. Эта демократичная музыка, которая в Америке изначально появилась в черных кварталах, у нас стала восприниматься как музыка небогатых слоев населения. Тексты про пацанскую жизнь брутальных парней были переосмыслены для русской тематики. У нас аналог черных кварталов - это спальные районы, рабочие и окраинные кварталы, провинциальные города.

Ролевики

С середины 80-х во многих городах СССР был Клуб любителей фантастики: там публично зачитывали первые переводы «Властелина колец», раз в год все собирались на фестивале в Свердловске, а между встречами писали друг другу письма. К тому моменту формат «Хоббитских игрищ» по Толкину давно существовал на Западе. В 1990 году их решили провести в СССР - первая в стране большая ролевая игра прошла под Красноярском, туда съехались около 130 участников. Один из них рассказывал , что на фоне перестройки битва хранителей кольца и гномов с назгулами (девять владык из расы людей, которых поработило Кольцо Всевластия) особенно впечатляла. Ролевики шутили, что от результатов игр зависит будущее: «Победили силы тьмы - СССР распался, победили светлые - жить стало немного легче».

Видео о «Хоббитских игрищах» 1995 года.

Рок - это вообще отдельная тема. Сейчас мы с удивлением понимаем, что, скажем, советская группа «Песняры», над которой в 80-е годы смеялись как над попсой, - это, на самом деле, рок-музыка первой волны, которая восходит к «Битлз». К концу 80-х мы уже мало отставали от западных стран по времени: если что-то появлялось там, у нас это было примерно тогда же, максимум через год. Скажем, пик интереса к металу у нас совпадал с пиком интереса к металу на Западе. А вот субкультура готов в России получила широкое распространение в первой половине 2000-х годов, со значительным опозданием по отношению к Западу; при этом музыка gothic metal была известна любителям еще в начале 90-х.

Многообразные направления, не похожие друг на друга, возникают под брендом «панк». Если бы в одном помещении собрались панки начала 80-х, 90-х и современные, они были бы удивлены, потому что это люди, стоящие на совершенно разных позициях - и идеологических, и эстетических. К концу 90-х годов панков можно было встретить в диаметрально противоположных политических движениях - например, в ультраправых и крайне левых. И там, и там люди находили в панк-культуре какое-то идеологическое обоснование.

Именно в 90-е годы появился молодежный политический активизм. Мы все в конце 80-х - начале 90-х пережили волны мощного политического протеста, но он не был молодежным. К сожалению, социологических исследований нет, но, судя по фотографиям, в конце 80-х на улицы выходили в основном люди повзрослее, лет 30. А в 90-е возникли движения чисто молодежные. В первую очередь левые, а уже нацболы, которые совмещали ультралевую и ультраправую позиции. Конечно, туда при желании могли приходить и пенсионеры, но есть такая закономерность, что политическим радикализмом занимается в основном молодежь. Потом из радикалов уходят, и если интерес к политической активности при этом сохраняется, то переходят в более умеренные организации. Радикальных политических движений было не так уж много, но они были на виду. В те времена знали, кто такие нацболы, про них писали СМИ - тогда еще было можно.

Глава вторая. Дома пионеров


Юлия Лившиц

директор московского Центра творчества
«На Вадковском»

Советские Дома пионеров строились на идеологии, кружков тогда было немного, и они были нацелены просто на то, чтобы дети не болтались на улице. Были дискотеки, были какие-то вечерушки-праздники. Это называлось «внешкольное учреждение». Непосредственно к образованию, хоть номинально и относилось, никакого отношения не имело.

В 1992 году вышел закон «Об образовании», где первый раз прозвучало словосочетание «дополнительное образование»: нас признали равноценной частью непрерывного образования. Вместо Домов пионеров появились центры детского творчества. У нас появились свои образовательные программы, и руководители кружков стали педагогами дополнительного образования. Идеология ушла, хотя люди остались. Но статус повысился. И, соответственно, повысились требования. Сейчас сертификат, который мы выдаем (хотя государство его так и не признало, у нас нет государственного образца), может играть роль при поступлении.

Мы всегда были государственным учреждением, поэтому те копейки, которые полагались, государство нам давало. Правда, не всегда вовремя, но потом как-то это нормализовалось. Другое дело, что на наши подвиги нам чаще всего не хватало. Тогда мы побирались, искали везде, где можно. Ходили к каким-то банкам, просили, чтобы они милосердствовали, чтобы организовать детям праздник. А первую красивую мебель мы привезли, потому что она списывалась в гостинице «Националь». И у нас были прекрасные диваны, кресла и очень красивые стулья.

Но, во всяком случае, мы были свободнее. У нас появились права решать самим свои проблемы. Мы сдавали часть помещений в аренду, за счет этого существовали. Моя бывшая директор иногда договаривалась с нашими арендаторами, ехала к ним и привозила оттуда деньги в авоське, чтобы людям заплатить хоть что-то, потому что зарплаты не было.

В какой-то момент мы сюда пустили частную школу. Она была очень дорогая, здесь было много детей криминалитета. И я как-то присутствовала при разговоре, когда учительница говорила директору школы: «Я не могу ему поставить четверку, он вообще ничего не знает». А директор ей говорил: «Ну смотри, пуля тебя найдет». Мы их выдержали меньше года и выгнали.

В 90-е и нам разрешили платные услуги, это была возможность продержаться. Тогда это было абсолютно непривычно, потому что всегда все было бесплатно. Мы ввели платные занятия для тех, кто мог платить. Таких было очень мало. Это же были очень тяжелые годы. Помню, мы проводили праздник Масленицы и один папа из первых предпринимателей привез для детей несколько ящиков апельсинов, которые мы раздавали. И вот мы шли по переходу, навстречу нам шла старушка, которая, проходя мимо нас, сказала: «Сколько же вы наворовали себе в карман, что детям апельсины бесплатно раздаете!»

Так что мы брали деньги, только когда это правда было необходимо. Допустим, на бальные танцы нужны костюмы. И все равно ребенок имел право два раза в неделю заниматься бесплатно, а третий день был платный. Что-то платное мы открывали для взрослых. Мы много тогда экспериментировали: например, для «новых русских» и для детей элиты вводили занятия иностранным языком, большой теннис. То есть мы искали пути. И, наверное, выжили в какой-то момент за счет этого. Но главное, что при этом к нам мог зайти каждый.

Сюжет о первом московском рейве Gagarin Party, который прошел в павильоне «Космос» на ВДНХ 14 декабря 1991 года

Вечеринка «Рейвмонтаж» в петербургском клубе «Планетарий», 1996 год

В 1997 году в Петербурге на День города промоутеры под предлогом съемок фильма захватили руины конюшен Николая I в бывшей усадьбе Знаменка. Развалины подсветили прожекторами, привезли 30 киловатт звука, на рейве Air Fair собралось больше 6 тысяч человек. В итоге их разгоняла милиция.

Первые вечеринки электронной музыки проходили в Петербурге еще в конце 80-х, когда Тимур Новиков устроил сквот на Фонтанке, 145. Потом другой проект, «Новые композиторы», по сути нелегально оккупировал помещение планетария. Один из организаторов, Валерий Алахов, рассказывал : «В 1988-м я стал главой творческого объединения «Научная фантастика». В то время любой, кто придумывал себе громкую должность, мог рассчитывать на сотрудничество с государственными организациями, потерявшими бдительность из-за перестройки». Сначала в звездном зале планетария ставили «лекции-композиции для детей и взрослых», а в январе 1991 года там прошла первая вечеринка с диджеями из Риги и Берлина. Потом, по рассказам, планетарий попал к бандитам, из-за их конфликтов с соседним казино там часто бывали драки и даже стрельба. Рейверы оттуда на время ушли, но вернулись, когда открылся клуб «Планетарий». Техно тогда считали музыкой космоса, поэтому локации часто выбирали вроде планетария или павильона «Космос» на ВДНХ, где в 1991 году прошел первый московский рейв Gagarin Party, после которого движение стало массовым .

Было очень смешно, когда у нас открылся ансамбль народной песни «Лад». Пришла девочка, которая окончила Гнесинку с красным дипломом, сама фольклорная певица. А здесь рядом детский парк - там всегда всякий молодняк тусовался. И вдруг девчонки оттуда повалили к нашей Свете. Приходили в своих тогда модных «стукалках», черт-те как одетые, переодевались в фольклорные костюмы, пели четырехголосие, балдели, выступали, потом надевали свои «стукалки» и отправлялись обратно в парк.

Была еще история: мы решили открыть клуб взаимоотношений «М плюс Ж». И весь этот парк, порядка 70–80 человек, сюда привалил. Оказалось, что у них есть потребность говорить, обсуждать. Руководителем был аспирант соседнего института, который в это время писал диссертацию. Они к нему настолько привязались, что не хотели отпускать. Но он в итоге сбежал, около года клуб просуществовал.

В 1994 году мы открыли компьютерный класс - кто-то принес к нам первые «Ямахи». В него стояла очередь, записывались по 300 человек. Дети здесь учились с нуля, это была пятилетняя школа, выпускные экзамены - все как положено. До середины 90-х еще ведь не было ни мобильников, ни компьютеров ни у кого. Первый мобильный у моего директора появился, по-моему, в 2000 году.

В 2015 году мы сбежали из системы образования - наш центр удалось перевести в систему департамента соцзащиты. Потому что руководитель департамента образования счел, что все такие центры должны находиться при школах. В итоге из 156 учреждений дополнительного образования за последние годы в Москве осталось 25. Какие-то закрывали, какие-то присоединяли, многие попали в школы, которым оказались не нужны: у них отобрали помещения и уволили 80–90% педагогов.

Бюджет нам теперь выделяют только на социально незащищенных. Дополнительное образование мы сохранили, но стали еще и организаторами городских праздников, фестивалей, методических площадок - практически городским ресурсным центром. При этом у нас как было около 5 тысяч детей, так и осталось. Прощаться с ними не хотелось, поэтому мы ввели разные условия: оставляем бесплатными занятия для тех, кто ходит к нам больше двух лет, для одаренных, для выпускников. Плюс если в группу набирается нужное количество льготников, то остальных берем бесплатно. То есть 90% занятий у нас остаются бесплатными.

Сейчас больше практикуется развитие технического творчества, и это правильно - наверное, стране это нужно. Но есть еще и те дети, которым хотелось бы просто танцевать, играть в теннис или футбол, не будучи в спортивном сообществе, и заниматься при этом наукой, техникой. Дополнительное образование - это совсем не школа. Здесь между ребенком и взрослым скорее отношения соратников, объединенных интересом к предмету. Дополнительное образование может дать больше, чем изучение обычных школьных предметов. Сейчас можно прийти сюда в 4 года, до 18 здесь практически жить и получить профессию.

Глава третья. Власть


Елена Омельченко

руководитель Центра молодежных исследований Высшей школы экономики

В рамках советской идеологии молодежь конструировалась как надежда прогрессивного человечества: молодым людям говорили, что они будут первыми коммунистами нового типа, им была приписана миссия, которая способна изменить ход истории, - формировался новый человек. Это мощная идея, которая могла работать в ситуации жесткого контроля. Была единая цепочка: октябрята, пионеры, комсомольцы, кандидаты, члены партии и так далее. Если человек выпадал на каком-то из этапов, то у него возникали очень большие сложности и с поступлением в университет, и с особыми типами работы, и в целом это определялось как ненормативность и подчас даже девиантность. Такая социализация через образование и воспитание была очень эффективной с точки зрения подготовки молодежи к разным ролям в обществе.

После перестройки рушится вся система молодежной политики советского типа. А когда наступает тяжелая экономическая и политическая ситуация, молодежь где-то на десятилетие вообще выпадает из фокуса такого пристального внимания. Меняется политический конструкт: молодежь из мессии и надежды превращается в социальную проблему и источник новых рисков для общества. Все это происходит на фоне резких социальных изменений в России. С одной стороны, с конца 80-х до начала 2000-х становится больше свободы, и это период неформального всплеска, который оказался вне внимания и контроля со стороны политиков - просто потому, что было не до молодежи, она не попадала тогда в актуальную повестку.

С другой стороны, это был крах социальности на фоне беднеющих родителей. В исследованиях отмечается кризис маскулинности, потому что безработица прежде всего ударяет по мужчинам, а это алкоголизация, рост бандитизма, «новые русские» и так далее. То есть это все такой клубок новых типов расслоения, неравенства. Кто-то получает преимущества, а кто-то, естественно, оказывается в еще более сложной жизненной ситуации. С этим связан и рост криминогенности. За ним стоит вопрос власти среди молодежи. Потому что если в советское время уже были заданы координаты (что правильно, что неправильно; кто имеет власть, кто нет; кто и за что должен каяться), то здесь вопрос о правильном и неправильном решается фактически на улицах, в явочном порядке и через борьбу идентичностей.

До 16 и старше

Передача «До 16 и старше» 1988 года - о том, что читает молодежь и каким должен быть «молодой человек перестройки»

Мода

Для одежды, причесок, макияжа 80-х годов была характерна чрезмерность. Она выражалась во всем: яркая косметика, большое количество туши на ресницах, объемные начесы, насыщенные или неестественные оттенки волос, массивные подплечники, непропорциональные силуэты, необычные и даже кричащие, порой раздражающие глаз, сочетания цветов.

Для моды 80-х годов была характерна чрезмерность

В 80-е годы считалось очень модным использование вещей от популярных брендов, среди которых оказались «Vivienne Westwood», «Yves Saint Laurent», «Jean Paul Gaultier», «Claude Montana» и многие другие. Все они провозглашали яркость, гиперболизированность образов. Эти черты прослеживаются настолько легко, что отличить характерный стиль 80-х может даже человек, далекий от мира моды и не интересующийся историей развития тенденций в одежде.

В 80-е годы Мадонна придерживалась образа сексуально-раскрепощенной девушки

Несмотря на общие характеристики стиля 80-х годов, существовало еще четыре дополнительных подвида, каждый из которых использовался в то время. Самым популярным вариантом оказался агрессивный стиль. Его легко узнать по подчеркнутой сексуальности нарядов, причесок и макияжа. Женщины надевали вещи с леопардовым узором, короткие юбки, колготки в крупную сетку, носили откровенную одежду из кружева, кожи и стрейча.


Брук Шилдс в стиле агрессивной сексуальности, 1982 год

Чтобы подчеркнуть сексуальность образа, они делали химическую завивку, мелировали или обесцвечивали волосы, пользовались темными тенями в больших количествах и, конечно, подчеркивали губы яркой помадой.


Одежда, которая использовалась в спортзале, применялась и в повседневной жизни

Второй популярный вариант стиля тех лет - спортивный. Поскольку в 80-е было очень модно иметь подтянутое и сильное тело, женщины добивались результата, занимаясь спортом и даже решаясь на пластические операции. Они носили одежду с большими подплечниками, чтобы подчеркнуть «мужественность» фигуры, а также борцовки, облегающие шорты, яркие боди в сочетании со светлыми колготками, короткие топы, мини-юбки и другую одежду, подчеркивающую достоинства фигуры. Объемные прически часто дополнялись лентами или повязками для волос. Что касается макияжа, то в моде была темная подводка для глаз, румяна и яркая помада.


Стиль бизнес-леди 80-х

Были и два относительно спокойных стиля. Бизнес-леди выбирали костюмы с очень широкими плечами, контрастировавшими с узкой, стянутой поясом талией. Они предпочитали химическую завивку и небольшие начесы, сдержанный, но эффектный макияж, прямые юбки и платья.



Романтический стиль 1980-х

Что касается любительниц романтического стиля, созданного благодаря принцессе Диане, то они использовали одежду из мягких тканей и кружев, завивали локоны и выбирали неброский, очень мягкий макияж.

Субкультуры

В середине 80-х годов, в преддверии эпохи гласности, молодежные субкультуры стали появляться как грибы после дождя. В СССР наибольшую популярность приобрели металлисты, «Митьки», панки и любера.

В 80-е в СССР были популярны металлисты, «Митьки», панки и любера

Молодежная субкультура, вдохновленная музыкой в стиле метал, появившаяся в 1970-е годы, в Советском Союзе стала популярна только с середины 80-х. Субкультура металлистов была лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки. Тем не менее, тексты метал-групп пропагандировали независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Для многих металлистов субкультура служила средством отчуждения от «серой реальности», формой молодежного протеста. Что касается моды, то стиль металлистов можно описать так: длинные волосы у мужчин (распущенные или собранные в хвост), преимущественно черный цвет в одежде, кожаная мотоциклетная куртка «косуха» или кожаный жилет, напульсники (кожаные браслеты с заклепками или шипами), проклепанные ремни, цепи на джинсах и так далее.



Заметка о металлистах в журнале «The Face», 1988 год

К культурным объединениям можно отнести и «Митьков». Данная группа сложилась в 1980-е годы и быстро переросла в массовое движение, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих». «Митьки» стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины XX века. Вокруг субкультуры сформировалось своеобразное общественно - эстетическое движение, участники которого проявляли себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии. Отличительная внешняя черта - тельняшки.



С «Митьками» дружили многие выдающиеся люди своего времени, в частности, Борис Гребенщиков (в центре)

Другим движением, возникшим в городе Люберцы Московской области в конце 70-х годов XX века и существовавшим до 1990-х годов во многих городах СССР, были любера. Представители данного объединения занимались культуризмом в подвалах («качалках»), рукопашным боем, боксом, плаванием, бегом, прыжками и другими видами спорта. Характерная «униформа» люберов - широкие клетчатые штаны, кожаные куртки или «аляски», белые рубашки и узкие черные галстуки. В качестве головного убора долго продержались клетчатые кепки.

Одним из самых колоритных движений 80-х стали любера

Причины агрессии люберов неизвестны, но очень скоро они стали враждовать со всеми неформальными объединениями молодежи. Во время рок-концертов в столице накачанная молодежь из хулиганских побуждений вступала в стычки с их участниками. Боеспособность люберов позволяла им наводить страх и нападать на противника. В ответ неформалы (в основном металлисты) крупными группами совершали выезды на Арбат и Калининский проспект, где возле некоторых кафе находились традиционные места сбора «клетчатых», и путем рукоприкладства выясняли отношения. В начале 90-х годов многие из люберов перешли в уголовные структуры.


Любера, 1988 год

Еще одной субкультурой, появившейся в СССР в середине 80-х годов, критически настроенной по отношению к обществу и политике, были панки. Имидж этой субкультуры, пожалуй, был самым пестрым и эпатажным. Прежде всего, это прическа - гребень из волос, именуемый «ирокез». Что только не использовала молодежь для его создания! В ход шло пиво, лак, бриллиантин, мыльный или сахарный растворы…



Тусовка панков в сквере у Никитских ворот, 1988 год

С началом 90-х годов движение панков распалось на множество более мелких и более привлекательных, например, грандж, готик-рок, фолк-панк и другие.

Сленг

Культуру молодежи 80-х годов отличало и наличие сленга. Большинство слов, конечно, осталось в прошлом, но некоторыми мы пользуемся и сегодня.

Обломаться - потерять к чему-либо интерес, пасть духом, остаться ни с чем, «перегореть».

Сeйшн - концерт.

Утюг - фарцовщик (скупщик или спекулянт), скупающий у иностранцев вещи и валюту.

Аскать - просить деньги на улице у прохожих.

Береза - работники добровольной дружины, которые помогали милиционерам проводить воспитательные санкции по отношению к неформальной молодежи.



На танцах, 1987 год

Сестра, систеp - системная девушка.

Мочалка - девушка, которую «красоткой» никак не назовешь

Система - общее название всех неформалов.

«Турист» - популярная среди системщиков недорогая кофейня, находившаяся у Бульварного кольца, распространенное место их встречи.

Вписать - пустить переночевать к себе домой хороших людей.

Культуру молодежи 80-х отличало и наличие сленга

И напоследок, рассказ о том, как дискотека 80-х для кого-то закончилась не очень хорошо:

«Ходил вчера на сейшн с корешом и чувихой его, четкой биксой. Музыка - отпад, чуваки на сцене зачетно прыгали. Все было круто, пока не понаехали менты и не свернули диско. Оказалось, какой-то утюг прямо на сейшене толкал всякую фигню, ну, его и приняли».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх