Воспитание мальчика до трех лет. Учим ребенка понимать требования взрослого

Воспитание мальчика до трех лет

Казалось бы, как воспитывать мальчика с года, если он ещё только учится ходить, познает мир, как материю, и вроде бы и не понимает взрослых.

До трех лет ребенок неосознанно копирует родителей: мальчик – отца, девочка – мать. Мальчик на подсознательном уровне изучает привычки отца, и особенно те, которые отец осуществляет легко и непринужденно, те привычки, которые приносят ему радость.

Ребенок чувствует эмоциональное удовлетворение отца и запоминает то, что приносит ему это позитивное состояние. Поэтому, милые папочки, старайтесь получать удовлетворение от правильных вещей: жены, ребенка, книг, познания, труда, семьи. Потому что, если удовольствие состоит в бутылке пива и телевизоре, вы опускаете духовный и интеллектуальный уровень ребенка на более низкую ступень старта в будущее. И, вместо того, чтобы получать наслаждение от позитивных вещей, имеете проблему в виде его стремления остановится на алкоголе и бездеятельности.

Никогда, дорогие папочки, не перекладывайте воспитание свого сына на жену. С самых ранних лет младенца вы должны помнить, что женщина не сделает из него мужчины. Она может только поддерживать вас в вашем воспитании, помогать, организовывать быт и возможности для этого воспитания. Здесь секрет в том, что, качества человека, с которым ребенок больше общается, он вбирает в себя.

В полтора-два года (у девочек раньше, чем у мальчиков) начинается активный период становления речи. Запас слов до года – около тридцати. Вопросы «Где?», «Как?» исполняют специфические функции организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения ситуации («Дай!»). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути – они глаголы.

Не спешите отгонять от себя малыша. Ему нужно познавать мир, запоминать. Сейчас он проходит настройку (адаптацию) в нем.

Теперь, после , он – полноправный член рода. И ему за очень короткий период нужно понять этот мир. Более того, выучить столько слов и понятий! Поэтому помогите ему. Особенно его вдохновляет общение с отцом, ведь это доверие к нему, познание его, изучение мужской энергии. Всё это крайне необходимо маленькому мужчине на первых ступенях его сознательной жизни.

Во время обучения речи с ребенком нужно говорить четко, выразительно, чтобы передавать ему навыки правильного произношения, показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения речи происходит успешнее, когда ребенку в этом помогают родители.

До трех лет происходит разделение психического развития мальчиков и девочек. Им свойственны разные типы главной деятельности. У мальчиков формируется наглядная деятельность, которая включает манипуляцию с предметами человеческого производства, задатки конструирования, вследствие чего у мужчин лучше развито прямое, логическое, абстрактное мышление.

Половое отличие в поведении детей обусловлено не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Направленность мальчиков и девочек на разные виды деятельности задается самым обществом вследствие усвоения культурных образцов. Поэтому, начиная с трех лет важно, чтобы в воспитании и познании мальчика принимал участие отец. Важно, чтобы ребенка сознательно готовили к половому самоопределению.

Так до трех лет у детей появляются задатки самосознания, самооценка. Ребенок прорабатывает 90% работы по усвоению речи. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Первые представления о себе возникают у младенца до года. Это – представление о частях свого тела, но обобщить их малыш пока еще не может. При направленном обучении взрослыми ребенок до полутора лет может узнавать себя в зеркале, усваивает самоопределение отображения своей внешности.

До трех лет – новый этап самоидентификации. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе сегодня. Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает власть над самим собой.

Трехлетний ребенок интересуется всем, что с ним связано, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особенном интересе к людям, которые носят это же имя.

До трех лет ребенок осознаёт уже, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него те, кто его окружает. Выяснение ребенком принадлежности к определенному полу происходит в первые два-три года, и присутствие отца при этом чрезвычайно важно. Для мальчиков потеря отца после четырех лет мало отражается на усвоении социальных ролей. Потому что время усвоения себя как мужчины длится именно до трех лет.

И потому еще раз напоминаем, милые отцы, пример мужчины вы закладываете в сына именно сейчас, а не потом. Поэтому не поленитесь, отложите все дела и научитесь отдыхать с сыном, общаясь с ним, играя в игры, рассказывая сказки о мужественных воинах, о достойных мужских подвигах. Не важно, поймет малыш или нет, но необходимые образы «загрузятся» в его сознание автоматически.

До трех лет ребенок проявляет начало самоосознания. У него развивается стремление достичь признания со стороны взрослых. Позитивно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах ребенка, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Словарный запас детей в полтора года содержит обычно около десяти слов, в 1.8 года – 50 слов, в два года – около двухсот. До трех лет словарный запас составляет уже 900-1 000 слов. Современные психологи установили прямую зависимость между количеством и качеством общения в семейном кругу и качеством развития речи ребенка в три года.

Критическим периодом в развитии детской речи является возраст от десяти месяцев до полутора лет. Именно в этот период нужны спокойные развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении речи дети всех народов проходят стадии односложных, двусложных и многосложных слов. Во всех существующих на Земле языках существуют правила грамматики, синтаксиса, семантики. Сначала дети полностью обобщают или игнорируют эти правила. Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у «ходящих» детей является их телесно-двигательная активность. Дети одного-двух лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который состоит из нескольких разделов.

1 – 1,5 года – экспериментирование с предметами. Главная цель деятельности – в самих экспериментах. Малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену подсознательно-инстинктивному поведению приходит настоящая умственная деятельность, ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.

1,5 – 2 года – появление символического мышления. В этот период у ребенка появляются способности отображать в мозгу психические образы (символы предметов) и воспринимать их в тот или иной момент. Т.е., теперь ребенок может взаимодействовать не только с явными предметами, но и с воображаемыми, представленными предметами. Он уже может решать простые задачи в голове, не прибегая к методу попытки. Кроме того, физические действия тоже благоприятно действуют на успешную работу мышления.

Для восприятия внешнего мира на данном этапе умственного развития характерен эгоцентризм . Ребенок в полтора-два года уже осознает свое обособление, он отделен от других людей и предметов, также он понимает, что некоторые события могут происходить независимо от его желаний. Но он продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия малютки: «Я – центр Вселенной!», «Весь мир крутится вокруг меня!».

У детей в возрасте от одного до трех лет количество страхов намного больше, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается всё новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут побаиваться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может их понести за собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, воздушный шар, который медленно сдувается, – всё это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или машинами, которые двигаются. Поэтому многие дети боятся спать одни.

Эти страхи со временем исчезают сами по мере усвоения ребенком более глубоких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпение, гнев родителей могут только усилить детские страхи и содействовать появлению у ребенка чувства обездоленности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Лучшим способом является постепенное приучение к общению с предметами, которые вызывают страх, а также собственный наглядный пример общения с ними.

Поэтому, когда мальчик чего-то боится, не спешите жестко относиться к нему, потому что он – мужчина. Прежде всего, ребенку необходимо объяснить, чтобы в его сознании возникло понимание сущности вещей и действий, которых он боится. Помогите ему пересилить страх, зайдите вместе в темную комнату, которой он боится, возьмите в руки ту вещь, которая пугает сына. Но не тыкайте это ему под нос, подождите, пусть он овладеет своим страхом и сам потянется руками, чтобы дотронуться. Вот где победа над его страхом. Насильно заставляя его погладить кошку или собаку, вы вводите его в состояние аффекта, которое ничего хорошего не даст. А наоборот, проникнет глубоко в подсознание, и будет проявляться страхом перед определенными животными и недоверием к отцу до конца его жизни.

Учите его справляться со страхами, и когда это получилось хорошо, - он сам взял в руки страшную вещь или вошел в комнату, - порадуйтесь вместе с ним, проявляя яркие эмоции на лице и в глазах. Это вдохновит его снова преодолевать страхи. И результат, который он всегда будет ожидать, - блистательная победа.

Но помните, есть вещи, с которыми ребенок не может справиться сам. Поэтому вы должны донести в его сознание, что есть то, что нужно делать только с родителями. Это поможет ему уже рационально разделять опасность и не бросаться бессмысленно к действию.

Дети в возрасте от одного до трех лет все еще зависят от родителей. Они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. В это время для мальчика тоже очень важно и мамино общение, и мамина любовь. Мама учит своего сына получать женскую любовь. Часто мужчины говорят, что нельзя нежить сына. Но пусть они сами задумаются, сколько женской любви и внимания требует уже взрослый мужчина. Интимная любовь – это тоже нежность и проявление чувств женщины, уже не говоря о ласковых словах, объятиях и т.п.

Каждую ночь взрослый мужчина получает женское тепло, прикасаясь к любимому телу. Так же и мальчик-ребенок. Ему очень нужна материнская любовь и ласка. Она словно наполняет его силой и уверенностью в себе, а также эмоциональной зрелостью для новых свершений. Теперь, когда ребенок наполнен любовью, отец может обучать его и тренировать мужество. Только это общение должно быть один на один, без участия матери, чтобы ребенок не чувствовал, что есть кто-то, кто может пожалеть, и где он может расслабиться.

Когда ваше общение закончилось, и вы достигли нужных результатов, можете похвалить сына и оставить его одного. Пусть самостоятельно играет или отдыхает. Нельзя сразу же отдавать его матери, особенно, если ему было очень тяжело, и он проявлял негативные эмоции.

Ребенок на примере отца должен увидеть, как реагировать на страх, боль, как проявлять свои эмоции. Поэтому именно отец должен его успокоить и помочь перейти эмоциональный барьер. В противном случае, как только появятся трудности, он будет бежать к женщине, чтобы она решала за него проблемы и жалела его. Мать проявляет любовь, когда ребенок просыпается, когда кормит его, когда обучает, когда укладывает спать. Но когда воспитывает отец, она не должна вмешиваться в мужское обучение.

Конечно, дорогие отцы, нельзя переступать границу и в обучении. Часто бывает, что отец не воспитывал постоянно, систематически своего сына, а раз в неделю, когда у него появилось настроение, взялся за воспитание. Как правило, такого общения, какого он желал бы у него не получится. Как следствие, на ребенка и мать выливается отцовская агрессия, что у него сын – баба, что жена испортила всё воспитание. Заканчивается всё тем, что отец отдаляется от сына вообще. Помните: воспитание – это длительный процесс. Поэтому, чтобы не было подобных ситуаций, ребенка нужно приучать к урокам с отцом постепенно, проводить их систематически и с хорошим настроением. Тогда и у вас, и у ребенка всё будет хорошо.

В воспитании ребенка принимает участие весь мир. Кроме мамы и отца, есть бабушки и дедушки, сестры и братья, тети и дяди, такой опасный телевизор и мир природы. Родители должны осознать, что всё вокруг них направлено на воспитание их ребенка. Поэтому нужно в полной мере использовать эти возможности.

Женщина-мать учит сына любить, принимать и проявлять любовь. Она печется о комфорте ребенка (кушать, спать, быть в чистоте и т.д.)

Мужчина-отец учит сына мужеству, принимать, анализировать и отдавать знания. Все мужские качества ему вкладываете вы, дорогой наш отец.

И кто из родителей не дорабатывает, те качества и будут в ребенке слабо проявлены. Поэтому, когда вы видите, что мальчик ведет себя не как мужчина, это значит, что отец совершил промах в его воспитании. А ещё это значит, что он копирует отца. Просто себе трудно признаться, что вы себя ведете «как баба», а ребенку бросить это слово в состоянии агрессии запросто.

Если ваш сын не проявляет в себе мужские качества, это значит, что этих качеств нет и у вас. Потому что, когда ему было от одного до трех лет, он не имел объекта копирования мужских качеств. Да, вы можете возразить: «Я – вот такой, такой… Достиг того и того!». Но вы не забывайте, что ваш ребенок ещё не того возраста, что вы, и у него свои жизненные задачи.

Поэтому, дорогой папочка, сядьте и задумайтесь, как вы себя проявляете в мире. Не видят ли вас люди таким, каким вы видите своего сына? Спросите у жены. Но так спрашивайте, чтобы она не боялась вашей агрессии или неудовольствия от честного ответа.

Женщина всегда чувствует, насколько муж является мужчиной. Если она не будет бояться вашего разочарования и это не повлияет на ваши отношения, то она всегда поможет увидеть вам правду о себе. Но никогда не нужно падать духом. Так случилось, что эти такие нужные вам черты, не вложил в вас ваш отец. Но можно же работать над собой. А это уже немало. Ведь есть для чего. Если вы станете лучше, ваш сын станет настоящим мужчиной!

Помните: никогда не поздно. Мы знаем много случаев, когда мать и отец работой над собой меняли характер и поведение сыновей, которым уже далеко за пятнадцать. Поэтому работать нужно уже сейчас.

Вернемся все же к нашему трехлетнему малышу. В его развитии есть критические моменты, на которые нужно обратить внимание, чтобы воспитание проходило приятно и без стрессов. Итак, в этот период ребенок может проявлять:

- негативизм. Это реакция не на содержание предложений взрослых, а на то, что оно исходит от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

- упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого пожелал, он связан своим первичным решением.

- норовистость. Она безличностна, направлена против норм воспитания, способа жизни, который сложился до трех лет.

- своеволие . Стремится всё делать сам.

- протест-бунт . Ребенок в состоянии войны с окружающими.

- симптом обесценивания . Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, раздражать и обзывать родителей.

- деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать всё, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется, как ревность.

Такое поведение протекает, как кризис социальных отношений и связано со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция: «Я сам!». Ребенок узнает разницу между «нужно» и «хочу».

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффектной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, независимость, самостоятельность. Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся делать выбор сами. Чувство стыда и неуверенности вместо независимости возникает тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают любые попытки самостоятельности.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в получении «могу». Он должен научиться соотносить свое «хочу» с «нужно» и «нельзя» и на этом основании определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запрещения). Следует дать ребенку сферу деятельности, где он мог бы проявлять самостоятельность.

Эта сфера деятельности – в игре. Игра с её особенными правилами и нормами, которые отображают социальные связи, служит для ребенка тем безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость и самостоятельность.

Давайте разберёмся вместе с психологом, как правильно воспитывать мальчика отцу. Какие ошибки чаще всего допускаются папами, и как их избежать.

Пожалуй, большинство мужчин, готовясь стать отцами, мечтают о рождении сына. Они заранее представляют, каким этот мальчик должен быть, и как его затем нужно воспитывать. Между тем, как утверждают психологи, именно у этих отцов впоследствии не ладятся отношения с сыновьями. А у самих сыновей появляется куча комплексов и не ладится жизнь. Попробуем разобраться, почему так происходит, и как этого избежать.

Безусловно, представлять стратегию и тактику воспитания ребёнка – это хорошо. Но, к сожалению, талант правильно воспитывать детей – это такой же дар природы, как и способности к рисованию, пению и т. д. Если человек обладает таким талантом, то, воспитывая ребёнка, он интуитивно чувствует, как правильно поступить в той или иной ситуации. Но выдающимися способностями в области педагогики наделены далеко не все. И даже если человек уверен в том, что всё делает правильно, он может ошибаться.

Откуда же берётся уверенность в правильности своих действий? Большинство из нас берёт за образец поведение своих родителей и считает его нормой. Как нас воспитывали в детстве, так и мы воспитываем своих детей. Нас били, и мы бьём. Нас пугали «страшилками» типа бабки-ёжки, и мы пугаем. А о возможных последствиях своих действий мы особо не переживаем, потому что о них не знаем. Последствия же неправильных действий родителей могут быть очень серьёзными.

Как же быть тем, кто хочет воспитывать своих детей правильно? Читать книги по детской психологии, написанные психологами специально для родителей. Или, по меньшей мере, прочитать статью . Тогда вы хотя бы примерно будете представлять правильные стратегию и тактику воспитания ребёнка, будете знать, что можно делать родителям, а что – нельзя.

Принимайте таким, какой есть

Теперь уже несложно будет ответить на вопрос: почему же отцы, для которых рождение сына было желанным, которые уже заранее знают, как будут воспитывать своего мальчика, и каким он станет в будущем, часто не ладят со своим отпрыском? Просто папы пытаются подогнать ребенка под свой идеал. Когда это не получается, отцы испытывают разочарование. И ребёнок чувствует, что его не принимают и не ценят, таким, какой он есть. Может быть даже не любят.

Недовольство отца и сына друг другом не способствует хорошим отношениям между ними. Излишняя строгость и страх перед отцом даже способны существенно замедлить развитие ребёнка. Поэтому любите и принимайте своего отпрыска таким, какой он есть. И не исключено, что на этой благодатной почве вам удастся воспитать в нём те мужские качества, которые вы хотите видеть в своём сыне.

Старший друг

Общайтесь со своим сыном не как строгий начальник, а как старший друг и наставник. Воспитывать можно по-разному. Можно заставлять выполнять свои распоряжения с позиции силы. Но это будет рождать в ребёнке желание противодействовать психологическому и физическому насилию с вашей стороны. Как думаете, будет ли в этом случае ребёнок с благодарностью принимать всё то хорошее, чему вы хотите его научить? Нет. В лучшем случае будет выполнять ваши распоряжения лишь формально, отвергая в душе.

Хотите помочь ребёнку овладеть какими-то навыками, избавиться от вредных привычек и выработать хорошие? Не заставляйте его силой, а доброжелательно объясните, чем невыгодно такое поведение, и как его можно исправить. Будьте терпеливы и держите себя в руках. Терпение и выдержка – одни из главных качеств хорошего воспитателя.

Проводник в мир мужчин

Найдите общее увлечение. Например, многие мальчики интересуются автомобилями. Но в силу возраста практически не имеют доступа к настоящим машинам. На этой волне отец может очень сильно сблизиться с сыном. Даже с маленьким ребёнком можно общаться на автомобильную тему. Играя детскими машинками, объяснять правила дорожного движения. Показать инструменты, которыми ремонтируют настоящие автомобили. Ознакомить ребёнка с их названиями и назначением. Ремонтируя настоящий автомобиль, показывать и объяснять сыну, что и как вы делаете. Ну и пусть он ничего не поймёт, зато вы приятно проведёте время вместе. Только проводите свои «занятия» по-дружески, как бы между прочим. Не нужно изображать из себя строгого учителя, которому очень важно, усвоен ли материал.

Обычно подростки мечтают поскорее стать взрослыми. Вождение автомобиля – это одно из тех занятий, которое доступно только взрослым людям. Сын будет благодарен вам, если вы окажете ему помощь и поддержку в деле подготовки к сдаче экзамена на права. Причём готовиться можно начать заранее, до посещения курсов по вождению. Например, помочь выучить правила дорожного движения. Показать, как можно самостоятельно устранить те или иные неисправности в работе автомобиля. Всё это в скором времени пригодится вашему сыну.

О мужественности

Каждый отец мечтает вырастить из сына настоящего мужчину. Хочет, чтобы мальчик в будущем стал не женственным, а мужественным. Что это такое – мужественность? В это понятие принято вкладывать силу духа и тела, бескомпромиссность и «умение постоять за себя».

С духом и телом всё, в общем, понятно: ребёнка нужно закалять, развивать, любить и стараться не травмировать его психику. С бескомпромиссностью и «умением постоять за себя» всё не так просто. Бескомпромиссность – качество, свойственное людям слабым и, в этой связи, негибким. Гораздо здоровее и выгоднее быть гибким, то есть уметь, не поступаясь своими принципами, учесть интересы оппонента. Это умение не имеет пола, как и большинство человеческих качеств.

Когда говорят об умении постоять за себя, имеют в виду возбудимость и агрессивность. Бытует мнение, что у мальчиков, которых постоянно обижают сверстники, недостаточно агрессии. В действительности, как у детей, которые слывут злыми и драчливыми, так и у их постоянных жертв, агрессивность повышена. Просто у «жертв» она как бы «перевёрнута» и выражается страхом, который не только мешает ребёнку адекватно сопротивляться насилию, но и провоцирует нападение драчунов.

Эти проблемы, в отличие от большинства других, у мальчиков встречаются заметно чаще, чем у девочек. Справиться с ними непросто, но способы есть. Прежде всего, не следует стыдить «трусливого» мальчика и учить его драться. Будет только хуже. Кроме того, он может начать обижать слабых, что уж и вовсе нехорошо.

Пойдите другим путём. Во-первых, перестаньте на него психологически давить и никогда не бейте. Часто причина таких проблем у ребёнка кроется именно в этом. Во-вторых, найдите занятие, которым ваш сын увлечётся. Хорошо, если это будет творчество или спорт. В-третьих, проводите больше времени вместе. Проводите его приятно. Общайтесь на интересные для сына темы. Старайтесь это делать на дружеской волне. Интересуйтесь тем, что происходит в жизни сына. Поддерживайте его начинания. Хвалите за пусть даже маленькие, но всё же успехи и достижения. С уважением относитесь к его мнению о тех или иных вещах. О недостатках сына говорите аккуратно и доброжелательно. Объясните, почему они не выгодны для любого мужчины, и как их можно исправить. Помогите ему в этом.

Воспитывайте своим примером

Многие из нас уже слышали, что за образец дети берут поведение своих родителей. Если на словах взрослый учит одному, а сам обычно поступает по-другому, то ребёнок возьмёт за образец именно поступки, а не слова.

Этот факт лишает нас главной отцовской надежды на то, что сыновья будут лучше, чем мы. А допустить мысль, что в плане поведения они будут нашей копией, иногда просто страшно.

Только представьте, что через 20 лет у вас дома будет жить взрослый мужик, не склонный убирать за собой посуду, оставляющий на полу в ванной лужи и грязные носки, а на столе у компьютера – бутылки из-под пива. Ещё он будет валяться на диване перед телевизором, шляться ночами непонятно где, забывать, что обещал купить еды на завтрак, отвечать на наши вопросы уклончиво и постоянно думать о женщинах.

Затем, не ровен час, он приведёт к нам домой какую-нибудь отвязную девицу с пирсингом, синими волосами или ещё чем-нибудь ужасным, которая будет игнорировать нас и вести себя по-хозяйски, а потом окажется беременной. Кошмар! Что же делать?

Не нужно паниковать. Даже если сын уже подрос и успел нахвататься дурных черт и привычек, не всё потеряно. Даже подросток – это ещё не взрослый человек, а ребёнок. Так что у вас ещё есть время для манёвра. Исправьте своё поведение. День за днём демонстрируйте сыну хороший пример. И на словах, и на деле покажите, как должно быть правильно. Объясните ребёнку, чем невыгодна для мужчины та вредная привычка, которую вы хотите искоренить. Предложите пути решения проблемы. Не силком, а по-доброму помогайте закрепить правильное поведение. Как это сделать на практике, описано в следующей главе.

Решайте проблемы с помощью игры

Хочу привести пример того, как родители могут помочь детям избавиться от вредных привычек. Причем практически безболезненно для тех и других. История реальная. Итак, жил-был мальчик. Долгое время он был обладателем привычки разбрасывать по всей своей комнате грязные носки. В помещении их накапливалось много, по несколько пар (ведь носки меняют каждый день). В корзину с грязным бельем подросток уносил их исключительно по требованию взрослых. Никак не удавалось приучить ребёнка к самостоятельному и своевременному выполнению данной процедуры. Но был найден выход, который решил длительно существующую проблему за один день.

Во-первых, подростку объяснили, чем эта привычка ему невыгодна: «Придут гости, а ты их не сможешь пригласить, потому что кругом валяются грязные носки. И так будет на протяжении всей жизни, потому что привычка уже закрепилась. Не исключено, что это будет портить твои отношения с окружающими, потому что люди не любят и не уважают нерях (это, кстати, факт). Давай попробуем выработать новую привычку. На это понадобится всего-то около двух-трёх недель. А потом она станет твоим естественным поведением, не будет требовать от тебя никаких усилий, тебе будет удобно поступать по-новому». Полюбовный договор между взрослым и ребёнком необходим для того, чтобы последний не только явно, но даже тайно не отвергал новую идею, а в идеале, был заинтересован в конечном результате.

Во-вторых, подростку было предложено новое правило: когда взрослый находит грязные носки в его комнате, ребенок должен выстирать их вручную (это умение пригодится в армии). Сколько пар родитель найдёт, столько мальчику и придётся выстирать. Подростку объяснили, что стирка носков не является наказанием. Просто чтобы навык (умение стирать носки) прочно закрепился, нужно время от времени тренироваться, проводить такие вот своеобразные уроки. Родитель: «А когда мы их будем проводить? Давай тогда, когда я найду грязые носки в твоей комнате. Они и станут твоим учебным пособием. Одновременно убьём двух зайцев: научишься и убирать носки вовремя, и стирать их». Подросток может быть и не был в восторге от новых правил, но особо не возражал против них.

Когда всё начиналось, ни взрослый, ни ребёнок не думали, что устанавливают правила будущей ИГРЫ. С того дня родитель начал неусыпно охотиться за грязными носками (как за добычей, трофеем), чтобы подловить ребёнка на маленьком проигрыше. Но это ему очень долго не удавалось, потому что ребёнок с первого же дня успешно справлялся со своей задачей.

Со стороны охота выглядела так. Родитель ходил по комнате и заглядывал в укромные места, приговаривая себе под нос: «Сейчас поищу под столом… Ага, под столом ничего нет. Ну, ничего, всё равно найду… Сейчас поищу под диваном. Там-то всегда что-нибудь валяется…». В это время ребёнок с замиранием сердца следил за поисками: а вдруг где-нибудь что-нибудь, действительно, завалялось.

Кроме того, уже в ходе игры пришлось определить место для тех носков, которые в этот день подростку ещё понадобятся. Этим местом стала перекладинка под сиденьем стула, на котором ребёнок обычно складывает свою одежду. Изредка родителю удавалось найти там аккуратно развешенную «текущую» пару.

В первое время, чтобы напомнить ребёнку о новых правилах и этим уберечь его от разочарований из-за постоянных проигрышей, родитель, как бы игриво пугая ребёнка, пробалтывался о планах поохотиться в самое ближайшее время: «Сейчас пойду искать грязные носочки». Причём он делал это с такой интонацией, с которой обычно во время игры говорят фразу: «Сейчас я тебя поймаю». После этих слов ребенок незаметно исчезал и через несколько минут, как ни в чем не бывало, возвращался обратно. Позднее такой слив информации уже не требовался. Ребенок сам успешно контролировал «круговорот носков в природе».

Если будете проводить занятия по стирке носков, по-прежнему ведите себя по-дружески: не заставляйте, а научите, как правильно. Объясните ребёнку порядок процедуры: сначала стирка и полоскание с лицевой и изнаночной сторон, а затем выжимание носков. После этого оставьте ребёнка в покое, ежесекундно не донимайте его советами, не критикуйте, молча следите за процессом. Можно одобрительно кивать и угукать, ненавязчиво хвалить. Помните, ваше дело объяснить, как стираются носки, а управлять процессом должен сам ребёнок.

Если заметите, что отпрыск халтурит, можете по-дружески возмутиться тем, что он жульничает, пропускает какие-то этапы (тем самым нарушает правила игры). Не забывайте, вы оба всё ещё играете. К ворчанию ребёнка во время стирки относитесь спокойно, с пониманием. Помните, он итак уязвлён проигрышем. И поэтому не исключено, что вся эта ситуация ребёнка раздражает. Не злите его ещё больше своими указаниями.

Вы, наверное, уже догадались, зачем этот случай описан так подробно. Дело, конечно же, не в носках. Важен сам принцип. Дети (в том числе и подростки) любят играть. Поэтому с помощью игры их можно научить многим полезным вещам. Возьмите эту идею себе на заметку.

Домашние дела

Дружески общаясь с сыном, можно научить его буквально всему. Даже тем делам, которые исконно считаются женскими. Смотря под каким соусом вы их подадите. Как удел тех, кому не повезло родиться женщинами. Или как навыки настоящего мужчины, который умеет делать всё и поэтому нигде не пропадёт.

Вторая позиция гораздо выгоднее. К примеру, вам не придётся гадать, не голодает ли ваш ребёнок-студент вдали от родного дома, если в детстве вы научили его готовить. Не обязательно воспитывать из мальчика будущего шеф-повара, но научить его приготовлению простых блюд очень желательно. Этим вы убережёте своего ребёнка не только от голода, но и от манипуляций будущей супруги: «Ах ты, такой-сякой, сам себе приготовишь!». Тем мужчинам, которые не умеют готовить, волей-неволей приходится идти на уступки жене, потому что голод – не самое худшее средство подавления бунтов.

По возможности, научите сына всем мужским делам: весить полки, собирать мебель и т. д. Подготовьте ребёнка к самостоятельной жизни. Если не вы, то кто его научит? Иначе в будущем самые простые дела будут ставить его в тупик. Делая какую-либо работу по дому, не упускайте случая научить чему-то новому своего сына. Привлекайте его к своему делу, делайте всё вместе.

К работам по дому ребёнка нужно привлекать регулярно. Он с детства должен привыкнуть к тому, что домашние дела – это часть жизни и без них никак. Некоторые родители, привив ребенку необходимые навыки, на этом и останавливаются. Они особо не привлекают своих детей к работе по дому («успеют еще наработаться, когда станут взрослыми»). И этим оказывают им медвежью услугу. Шагнув в самостоятельную жизнь, ребёнок оказывается один на один с домашними делами, которых раньше ему удавалось избегать.

Все мы прекрасно знаем, что быт – штука не самая приятная. Но когда человек с детства привык и уже смирился с необходимостью выполнения домашних дел, это не отнимает у него много времени и сил. Это уже стало частью его естественного поведения. А вот те, кто никогда регулярно сам себя не обслуживал, попадают в не очень приятную ситуацию. Получается, раньше по дому ничего не делали и жили прекрасно. А теперь приходится или страдать от голода и грязи, или выполнять домашние дела, мучительно преодолевая внутреннее сопротивление. Причём из-за отсутствия привычки тратится больше времени и сил. А ведь быт – это каждый день и не один раз, значит и неприятные эмоции из-за отсутствия привычки обслуживать себя самостоятельно ваш ребёнок будет испытывать по несколько раз на дню, и так каждый день. Такой жизни вы хотели для своего ребёнка?

Правильное отношение к женщинам

Самое вредное, что может делать отец, общаясь с сыном – это противопоставление «мужского» и «женского». Каждый мужчина знает, как важно уметь строить отношения с женщинами. Но не всем известно, как легко внушить мальчику страх перед противоположным полом. Не случайно у мужчин, которые любят женщин и доверяют им, не бывает проблем с эрекцией. И верно. Какая может быть эрекция у того, кто боится своей партнёрши, не доверяет ей, сильно переживает, как бы не оплошать?

Дети не боятся женщин и хорошо в них разбираются. Поэтому отец, который не может похвастаться тем же, должен избегать делиться с сыном своими соображениями о прекрасной половине человечества. В противном случае страх перед женщинами проникнет в сознание ребёнка, как компьютерный вирус в сеть. Этот страх лишит малыша перспективы быть счастливым в личной жизни.

Также стоит объяснить сыну, что, несмотря на то, что домашние дела условно делятся на мужские и женские, обязанности по дому распределяются по справедливости. Женщины физически слабее мужчин, поэтому последние берут на себя выполнение более тяжёлых работ. Кстати, не все мужчины знают, что женщинам нельзя поднимать тяжести в силу их анатомии. Это может привести к таким неприятным последствиям, как опущение и выпадение внутренних женских половых органов. Тогда проблемы в интимной жизни супругам будут обеспечены.

Не лгите

Мальчик – существо изначально ранимое и доверчивое, поэтому старайтесь ему не врать. Не употребляйте фразы типа «мальчики не плачут», «мужчина не боится уколов», «настоящий мужчина никогда не врёт» и т. д. В противном случае, не стоит удивляться, когда окажется, что сын не считает себя настоящим мужчиной. И отца тоже не считает. Такую ситуацию исправить непросто, легче в неё не попадать.

Для этого стоит при случае сказать сыну, что когда у человека горе, он может плакать, не теряя при этом достоинства. Хотя, как мальчикам, так и девочкам, не стоит распускать нюни по пустякам. Не скрывайте от ребёнка, что уколы никто не любит. Но испытание можно пройти с честью, и этим вызвать уважение медсестры. Скажите ему, наконец, что хорошие люди стараются не врать без острой на то необходимости. И вы в том числе.

Не нудите

Нотации – это скучно. Не злоупотребляйте ими. Не затягивайте их. Ведь вам хочется, чтобы ребёнок задумался о том, что вы ему сказали. Но долгая лекция вызовет у отпрыска лишь раздражение. Никто не любит, когда ему указывают, что делать да как. И уж тем более никому не нравится, когда его ругают или принуждают.

Как же тогда воспитывать? Во-первых, самому демонстрировать правильное поведение. Во-вторых, по-дружески объяснять ребёнку, чем оно выгодно конкретно для него. В-третьих, по-доброму помогать сыну закрепить правильное поведение.

Если ребёнок вроде бы соглашается с вами, но по-прежнему бездействует, помогите ему применить идею на практике. Только не заставляйте его силком. Нужно договариваться по-хорошему. Вспомните «охоту на носки». Всё можно сделать полюбовно. Тогда воспитание не будет мучительным ни для сына, ни для вас.

И вообще, если вам удастся стать другом своему ребёнку, то это будет большой вашей победой. Ведь советы друзей мы воспринимаем совсем по-другому: как дружескую поддержку, как помощь по выходу из непростых ситуаций. К советам друзей мы относимся спокойно, чаще всего положительно. А указания «сверху» очень часто вызывают внутренний протест, к ним не хочется ни прислушиваться, ни выполнять их.

Самое главное

Те, у кого уже есть дети, хорошо прочувствовали, что забота о ребёнке – это тяжелый труд. Круглосуточный, без выходных и отпусков. Что же помогает родителям достойно переносить все тяготы воспитания отпрысков? Конечно, любовь.

Поэтому запомните: самое главное в воспитании – это ЛЮБОВЬ к ребёнку. Она необходима и новорождённому, и подростку. Причём дети хорошо чувствуют, кто их любит, а кто лишь делает вид (обмануть их не удастся). Именно любовь заставляет хорошего родителя руководствоваться не собственными интересами, а благополучием ребёнка.

Любовь родителей — это НЕОБХОДИМОЕ условие для полноценного развития маленького человека. И это не просто красивые слова, это факт.

О страшных последствиях недостатка родительской любви можно прочесть в статье .

Если Вам требуется консультация психолога или психотерапевта, тогда Вам сюда .

Время чтения: 7 минут

Чтобы из сына вырос мужчина, хороший отец, достойный член общества, важно знать, как воспитывать мальчика. Представители сильного пола, способные на поступки и признания, уверенные в себе, мужественные и смелые, вырастают из маленьких мальчиков, мама и папа которых нашли правильный педагогический подход. Существует множество тонкостей и нюансов, которые нужно знать, чтобы вырастить хорошего человека, всесторонне развитую личность, настоящего мужчину.

Воспитание мальчиков

В Древней Руси считали, что женщины не должны воспитывать сыновей. Это мужская задача. Для дворянских детей нанимались гувернеры, а малыши из низших сословий вращались в мужской среде благодаря раннему приобщению к труду. Уже с 20 века мальчики все реже воспитываются под мужским вниманием, заботы о детях перекладывается на женские плечи. Недостаток мужского влияния сказывается на манере поведения взрослого сына. Мужчины становятся безынициативными, не могут дать отпор обидчику, не хотят преодолевать трудности.

Психология воспитания мальчиков

Мужественные, сильные и смелые мужчины не рождаются сразу с таким набором человеческих качеств. Характер представителей сильного пола родом из детства. Правильные действия родителей, основанные на особенностях психологии мальчишек, – ключ к успеху, ответ, как правильно воспитывать сыновей. К мальчикам и девочкам нужен разный подход, ведь и психология у них разная. Чтобы сын стал достойным членом современного общества, важно строить с ним уважительные, доверительные отношения.

Правила воспитания

У каждой семьи методы воспитания могут разниться, но если задачей родителей является формирование сильной, ответственной личности, то стоит воспитывать сына, следуя следующим нескольким правилам:

  1. Малыш должен иметь чувство собственного достоинства, а не просто выполнять распоряжения родителей.
  2. Даже дошкольник, не говоря про подростка, должен четко понимать, что все начатое нужно доводить до конца.
  3. Пусть мальчики занимаются спортом. Это нужно не только для физической подготовки, но и для появления самодисциплины.
  4. У ребенка важно воспитывать стойкость при поражениях, при этом трудности нужно преодолевать любыми путями.
  5. У мальчиков нужно воспитывать чувство ответственности, милосердие.

Мужское воспитание

Роль отца в задаче, как воспитывать мальчиков, сложно переоценить. Если до 4-5 лет большее значение для крохи имеет мать, то после – тянется к папе. Только через общение с отцом (или другими мужчинами) мальчик учится мужскому поведению. Дети копируют поведение пап, ведь его нравственные принципы, привычки и манеры являются воплощением эталона мужественности, примером для подражания. Авторитет отца, отношение к матери определяют, насколько мальчик будет любить, уважать свою будущую семью, жену.

Как воспитать мальчика настоящим мужчиной

Мужской характер формируется из-за разных действий родителей. Одни делают акцент на учебе и книгах, другие считают важным этапом формирования личности занятия спортом, для третьих важно воспитывать ребенка, любящего труд. Какой бы путь вы не выбрали, главное – показывать крохе положительный пример. Только ваше трудолюбие, любовь к спорту, ответственность смогут проявить, воспитывать в ребенке такие же качества.

Половое воспитание

Не меньше чем психологические аспекты воспитания, для мальчика важны физиологические. С рождения следите за формированием мочеполовой системы, при обнаружении проблем обращайтесь к специалисту. Причиной могут стать слабое или чрезмерное развитие половых органов, сужение или воспаление крайней плоти, другие нарушения. В детстве закладываются гигиенические привычки. Для мальчиков нечистоплотность может стать причиной воспалений, болей, отеков. Родители обязаны своевременно сформировать, воспитать полезные привычки.

Помимо гигиены, половое воспитание затрагивает и другие аспекты. Задача матери и отца помочь сыну понять свою принадлежность к мужскому полу, научить его адекватно себя вести в отношениях с противоположным полом. Дети должны получать сведения о сексуальной жизни от родителей, а не от сверстников или через интернет. В 7-11 лет мальчики уже должны быть осведомлены о репродуктивной функции и деторождении, наступающем половом созревании и изменениях, которые их ждут. После 12 лет подросткам надо знать:

  • о существовании разных форм сексуальности;
  • о заболеваниях, передающихся половым путем;
  • о сексуальном насилии;
  • о безопасном сексе.

Как воспитать мальчика смелым

Если с детства мальчик будет всего бояться, высока вероятность, что с возрастом эти страхи только усилятся. Родителям стоит приложить немало стараний, чтобы развить смелость у будущего мужчины. В помощь мамам и папам, желающим видеть своего малыша бесстрашным, несколько рекомендаций:

  1. Для уверенности, воспитания мужественности и смелости ребенку необходима гармония в семье. Когда мама и папа не могут прийти к единому мнению, ребенок находится в растерянности и замешательстве.
  2. Нельзя хвалить и ставить в пример других детей. Такое сравнение может привести к неуверенности.
  3. Опека, переживания о сыне должны проявляться в меру.
  4. Для развития смелости нужны занятия спортом.
  5. Нельзя называть ребенка трусом. Нужно научить малыша бороться со своими страхами, например, с помощью чувства юмора.

Как воспитать хорошего сына

Родители хотят воспитать сына ответственным, проявляющим инициативу, сильным, но вместе с тем любящим, заботливым и внимательным. Эти естественные желания мамы и папы воплотить в жизнь сложно, но есть несколько правил воспитания, которые помогут в этом:

  • поддерживайте проявления самостоятельности, активности и другие черты мужского характера;
  • будьте примером для сына всегда и во всем;
  • приучайте сына к труду с раннего возраста;
  • относитесь к нему с разумной требовательностью.

Как правильно воспитывать мальчика

При решении вопроса, как воспитывать мальчика, важно учитывать особенности возраста ребенка. Начинать нужно с самого рождения, а со взрослением малыша придется прилагать все больше и больше усилий. При правильном подходе ваши труды воздадутся хорошими результатами. На определенных этапах роль матери или отца становится значимее, но оба родителя должны в равной степени прилагать усилия для воспитания.

Воспитание мальчика с рождения

В воспитании ребенка до 3 лет пол не имеет значения. Ребенок в этом возрасте проводит большую часть времени с мамой, связь с которой очень прочна. Папа в этот период играет второстепенную роль. Родители должны себя вести так, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности. Малыш, окруженный любовью и заботой мамы, вырастает уверенным в себе и своих силах. До 3 лет специалисты рекомендуют не посещать детский сад. Дети, почувствовавшие себя брошенными, часто проявляют агрессию, беспокойство. Для поднятия самооценки важно чаще обнимать ребенка и реже наказывать.

В 3-4 года

После 3 лет дети начинают различать людей по половому признаку. Воспитание сына на этом этапе должно проходить с подчеркиванием его мужских качеств – силы, ловкости, храбрости. Мальчикам нужно прилагать больше усилий, чтобы развивать речь. Для улучшения навыков общения родителям стоит больше беседовать и играть с малышом. Для всестороннего развития крохи не ограничивайте его при выборе игр и игрушек. Если мальчику хочется играть с куклами, то это никак не отразится на его социальной общественной роли.

В 5-7 лет

В этом возрасте воспитание мальчиков мало отличается от предыдущего периода. Окружайте ребенка лаской и заботой, дарите ему уверенность, осознание собственных сил. Пусть ваш малыш чувствует себя в безопасности. Напоминайте ему о важных мужских качествах, позволяйте проявлять нежность и собственные эмоции. К концу этого периода мальчики немного отдаляются от мамы и начинают сближаться с отцом.

В 8-10 лет

Чтобы правильно воспитать сына, на этапе от 8 до 10 лет отцу важно активно участвовать в жизни сына. Важно сформировать доверительные отношения, которые явно проявятся в подростковом и старшем возрасте. Папе не стоит быть слишком строгим, так как ребенок может замкнуться в себе, начать бояться отца. Мальчики с интересом относятся к мужским делам, занятиям и поступкам папы. Еще в этом периоде сын может начать отстаивать свое мнение или территорию силовыми методами. Не стоит препятствовать выражению негативных эмоций. Объясняйте, что добиться желаемого можно другими методами.

Подростка

Воспитывать сына, вступившего в подростковый период, означает прививать ему ответственность, учить видеть последствия своих поступков, соотносить желания с реальностью. Это основные цели, которые должны поставить перед собой родители подростка. Роль отца еще высока, но повзрослевшему ребенку требуется общение со школьными друзьями, сверстниками. Получать мужскую энергию, знакомиться с особенностями поведения можно и при общении со старшими мужчинами, близкими семье подростка.

Как воспитывать гиперактивного мальчика

Когда ребенку сложно усидеть на одном месте, он постоянно отвлекается, действует быстро и импульсивно, высока вероятность гиперактивности. Обратитесь за консультацией к детскому психологу, займитесь самостоятельным изучением вопроса, чтобы правильно воспитывать такого особенного ребенка. При воспитании сына с гиперактивностью уделите внимание организации распорядка дня, найдите ему хобби по душе, поддерживайте и хвалите свое чадо. Важно проявлять нежность, ласку и заботу к сыновьям с такой проблемой.

Как воспитать мальчика без отца

Неполные семьи – частое явление в современном обществе. Мама не должна чувствовать себя виноватой в сложившихся обстоятельствах. Чтобы воспитать мальчика настоящим мужчиной без отца, постарайтесь компенсировать отсутствие в жизни второго родителя вниманием близких родственников – дяди или дедушки. Время, проведенное в мужском обществе, позволит ребенку осуществить самоидентификацию, будет способствовать личностному развитию, укрепит веру в себя и собственные возможности.

Видео

Нередко бывает, что родители хотят иметь девочку или мальчика. Но часто ли они задумываются о различиях в воспитательном процессе, которые зависят от пола ребенка? А ведь как вырастить из него настоящего мужчину - вопрос сложный и многогранный.

Вот и родился малыш

Когда сынишка родился, одной из первых задач является дать ему настоящее мужское имя. При этом психологи не рекомендуют давать такие как Евгений, Валентин или Юлий. Голубой цвет в одежде не играет серьезной роли в формировании мужественности. Это, скорее всего, необходимость для родителей, они тем самым как бы сигнализируют окружающим, что в семье растет настоящий мужчина.

Первый год жизни

Приблизительно к окончанию первого года жизни родители, задумавшиеся над вопросом о том, как воспитывать мальчика правильно, заметят, что их малыш любит поскандалить. Тем самым он проявляет свое «я», показывает свою самостоятельность. Специалисты эти проявления назвали «кризис первого года». В этот период активно формируется не просто характер сынишки, но и его целеустремленность, самостоятельность и даже самооценка. Как же вести себя родителям в такой ситуации? Нужно постараться максимально спокойно отнестись к этим проявлениям. Не надо пытаться преломить в общении с ним помогут терпение и ласка. В этом возрасте мальчишки нуждаются в ласке и нежности ничуть не меньше девочек, соответственно, поцелуй или объятия не повредят в становлении будущего мужчины. Не зря воспитание детей в исламе не разграничивает их в этом возрасте по половому признаку: здесь мальчики и девочки равны между собой. Вместе с тем не стоит маленькому мальчику позволять вить из себя веревки: родительский авторитет должен подкреплять вашу любовь и заботу. Но и здесь лучше знать меру, поскольку малыш нуждается в самоутверждении, поэтому игнорирование его желаний, просьб в дальнейшем может сыграть с вами плохую шутку.

Психологи рекомендуют родителям, задающимся вопросом о том, как воспитывать мальчика правильно, не использовать при обращении к сыну бесполые «малыш», «лапуля»… Оптимальным вариантом будет придумывать обращения, подчеркивающие его половую принадлежность, например «мой защитник», «сынок», «герой» и прочее.

Мальчики в возрасте старше трех лет

Примерно в три года родители заметят, что малыш стал самостоятельным. В этом возрасте малыш изучает взаимодействие между людьми, учится понимать, что плохо, а что хорошо. Именно в этот временной отрезок у мальчика появляется стремление в большей степени общаться с мужчинами, быть таким же храбрым, сильным и смелым. Именно сейчас наиболее правильным для родителей, которые задаются вопросом "как воспитывать мальчика", будет дать правильные ориентиры, показать наиболее типичные для мужского пола модели поведения (безусловно, положительные). Матери, стремящейся вырастить «рыцаря», необходимо видеть в нем, прежде всего, маленького мужчину, выбирая для себя позицию слабого пола. Для самооценки мальчика будет полезно советоваться с ним, а также позволять ему быть сильным (например, показать, что без его помощи вы непременно бы упали). И помните, что духовное воспитание детей начинается в тот момент, когда родители дают им возможность понять, что они полноправные члены семьи.

Когда ребенок растет, он проходит несколько этапов своего развития, характеризующихся психологическими и физическими особенностями.

Чтобы узнать, как вырастить мужчину, почитайте советы психологов, которыми мы с Вами поделились.

Как нужно воспитывать ребенка-мальчика в один и два года

За первые 2 года жизни ребенок превращается из совершенно беспомощного младенца в маленького человечка, который уже обладает чертами характера.

Ребята в возрасте 1-2 лет обладают высокой двигательной активностью. Едва начав ходить, сыновья начинают с большим интересом осваивать пространство вокруг себя. Сначала комнату, потом всю квартиру и улицу.

В этот период необходимо:

  • Создать условия для активного образа жизни. Это значит, что нужно больше гулять, разрешать бегать, лазить, прыгать. Не надо слишком ограничивать ребенка, а если его действия представляют опасность, то переключить его внимание на другое занятие. Старайтесь подниматься вместе с ребенком по лестнице, не носите его на руках, когда он хочет идти пешком. Купите несколько мячей разного размера, учите бросать их в цель и ловить. Многие любят залезать на стулья и диваны. Разрешайте всё, что способствует физическому развитию малыша. В это есть и большая психологическая составляющая – ребенок учится преодолевать трудности, бороться со страхом и включать смекалку, чтобы например, залезть куда-то.
  • Поощрять самостоятельность. Маме придется набраться терпения, чтобы дождаться, когда сын сам снимет одежду, или с мамой дойдет до квартиры. В таких ситуациях можно немного помочь, но ни в коем случае нельзя делать дело за ребенка. Если вы, например, соберете за него пирамидку, над которой он сидел пол часа, то напрочь убьете все желание что-либо делать самостоятельно.
  • Поощряйте стремление к домашнему труду. Малыши старше 1,5 лет очень любят повторять за взрослыми и помогать им делать какие-то дела. Одним нравится возить тряпкой по полу, другим – греметь кастрюлями, третьим – тереть морковь как мама. Разрешите Вашему чаду попробовать сделать то же, что и вы, и не важно, что на полу будет лужа воды и натертая морковь. В детском возрасте такие занятия способствуют развитию как физических навыков, так и воспитанию характера.

К двухлетнему возрасту появляется необходимость выработать некоторые запреты, так как иногда желания малыша могут нанести вред здоровью и жизни. Кроме того, с 2 лет нужно постепенно прививать нормы поведения и ввести систему ограничений и наказаний.

На этом этапе воспитания нельзя окутывать ребенка чрезмерной заботой, ограничивать его двигательную активность и любознательность, за исключением случаев, представляющих опасность.

Если малыш еще не начал разговаривать, то не давите на него, не заставляйте говорить и не показывайте недовольство. Учитывайте, что по сравнению с девочками, мальчики начинают разговаривать позже.

Главной задачей воспитания малыша до 2 лет является развитие моторики, физических качеств и любознательности.

Главное занятие карапуза в этом возрасте – игры, которые он любит. Если ребенок предпочитает активные занятия – бег, мяч или лазанье, и не любит собирать кубики и рисовать, то не нужно его заставлять. Периодически предлагайте ему это, но не навязывайте.

Воспитание трехлетнего малыша

К трехлетнему возрасту малыши уже осознанно выполняют простые операции, разговаривают и общаются со сверстниками. В это время происходит четкая дифференциация по полу, то есть ребенок осознает мальчик он или девочка. Для сына все еще главным человеком остается мама.

Задачи воспитания трехлетнего малыша следующие:

  • Привить любовь к себе и принадлежности к мужскому полу. Важно дать ребенку понять, что мужчиной быть хорошо. Подкрепляйте это словесно: ты храбрый, сильный, ловкий и так далее. Нельзя называть сына трусом или слабаком. Такой посыл стимулирует ребенка больше обращать внимания на отца и стараться ему подражать. Маленькие дети, которых воспитывают таким образом восхищаются своими папами, стремятся больше времени проводить с ними. Когда ребенок достигает трехлетнего возраста, отцу следует больше времени уделять воспитанию сына и быть терпеливым. На этом этапе закладываются отношения между ними, и то, как они начнутся, будет во многом определять характер малыша и его качества. Если папа проявляет излишнюю резкость и раздражительность по отношению к сыну, уклоняется от занятий с ним, ребенок будет искать внимания у матери, и тянуться к ней.
  • Продолжать улучшать физическое развитие и обеспечить активный образ жизни. Расширяйте пространство малыша. Для нормального физического и психологического развития мальчишке необходимо достаточно места определенная свобода. Накапливающаяся энергия требует выброса, а лучший способактивные игры. Другое дело, когда малыш гиперактивный. В этом случае подход к воспитанию немного меняется. Такие дети не усидчивы, импульсивны, не могут до конца доделать какое-то дело и занимаются то одним, то другим. Гиперактивные малыши требуют особого внимания, у них отсутствуют навыки саморегуляции, поэтому следует уберегать их от переутомления. С таким ребенком лучше больше рисовать, лепить, строить. Делать это необходимо совместно.
  • Поощрять исследовательский интерес. Здесь главный принцип – можно всё, что не опасно. Разбирать игрушки можно, даже если после этого они сломаются. Не ругайте за порванные штаны, сломанные машинки и разбитые тарелки. Интерес должен быть удовлетворен, если это не опасно. В противном случае Вы рискуете вырастить равнодушного и безразличного человека.

Воспитание ребенка в 4 года

К четырем годам у детей начинает формироваться эмоциональность.


Воспитание в этом возрасте заключается в следующем:

  • Проявляйте любовь и ласку к ребенку. Многочисленные проведенные исследования показали, что четырехлетних мальчишек хвалят в 4 раза меньше, чем девочек, а наказывают гораздо чаще. Поэтому не стоит забывать, что в 4 года Ваш сын – еще ребенок, которому присущи страхи, волнения, и справиться с ними он пока не может. Поэтому проявляйте терпение к малышу, показывайте, что Вы его любите. Не стоит думать, что в этом случае он вырастет тюфяком.
  • Учите правильно выражать эмоции. Не требуйте сдержанного поведения от ребенка. Особенности психологического развития в этом возрасте не позволяют ему контролировать эмоции все время.
  • Расширяйте пространство. Ребенок растет, и для дальнейшего физического развития ему необходимо больше пространства. Приобретите сыну спортивный уголок, чаще водите на спортивные площадки, катайтесь вместе на велосипеде. Всеми этими занятиями лучше заниматься папе, или организовывать их всей семьей.

В четырехлетнем возрасте заканчивается формирование представления о собственной личности, как о представителе мужского пола. В 4 года малыш уже ясно понимает, что он мальчик, и относит себя к категории мужчин.

Принципы воспитания ребенка 5-6 лет

В этом возрасте ребенок уже освоился в детском саду, если он его посещает, и выработал навыки поведения и общения со сверстниками. Наступает подготовительный период к школе.

К продолжению физического развития добавляются новые задачи воспитания:

  • Психологическая подготовка к началу учебной деятельности. Необходимо сформировать желание ходить в школу. Тогда адаптация пройдет быстрее и легче. Рассказывайте только в положительном ключе, избегайте пессимистичных разговоров с супругом в присутствии ребенка о предстоящих трудностях, ведь дети все слышать и воспринимают.
  • Усиление роли отца в воспитании. Как правильно воспитать отцу из мальчика настоящего мужчину, что говорит психология ? Найдите совместное хобби, которым Вы будете заниматься дома, например, выжигание, лепка, резка по дереву и так далее. Не забывайте о подвижных играх. Некоторых детей в этом возрасте уже записывают в спортивные секции, но это индивидуально и зависит от характера и готовности ребенка.
  • Покупка полезных игрушек. Приобретайте сыну игрушечные инструменты, конструкторы с гайками и ключами.
  • Формирование навыков домашнего труда. Привлекайте сына для помощи по дому. Лучше, если это будет помощь отцу в мужских делах – починить кран, повесить полку, что-то разобрать.

Принципы воспитания подростка

Подростковый период – переломный и сложный момент не только для родителей, но и для ребенка. Но не все дети тяжело переживают возраст 13 – 14 лет, для некоторых переходный период проходит практически незаметно.


Воспитание подростка базируется на нескольких принципах:

  • «Нет» тотальным запретам. В детском возрасте достаточно было сказать «нельзя» и коротко объяснить причину запрета. Для подростка это серьезный повод для конфликта. Поэтому стоит избегать тотальных запретов. Необходимо выстраивать диалог с ребенком, но и он должен быть правильным. Диалог не должен превращаться в нотацию. Аргументируйте свою позицию, приведите разумные доводы. Лучше, если беседу проведет папа, так как в подростковом возрасте диалог двух мужчин будет более плодотворным. Юноши уже ощущают себя мужчинами, поэтому зачастую не хотят слушать маму и подчиняться, лишь потому, что она женщина.
  • Общение. Несмотря на то, что Ваш сын уже довольно взрослый и самостоятельный, не пренебрегайте общением с ним. Беседуйте на разные темы, интересуйтесь его делами, друзьями, поддерживайте хорошие идеи и поощряйте правильные занятия.
  • Равноправие. Будьте на равных с ребенком, возможно, возраст, когда Вы были учителем уже прошел, и настал период партнерства. Просите помощи в том, в чем сын лучше разбирается. Например, помочь с компьютером, печатью документов и так далее. Те ребята, которые с детства занимались спортом, музыкой или посещали другие занятия, возможно, захотят их бросить. Причины могут быть разные, но часто это – лень, нежелание идти, потеря интереса, замещение играми и компьютером. Здесь родителям важно проявлять твердость и убедить продолжить занятия.

В подростковом возрасте юноша пытается показать свою самостоятельность и значимость, поэтому примите его как равного.

Огромное место в жизни ребенка занимает мама. В течение первых нескольких лет, мама для него – весь мир. Ребенок зависит от нее не только физически, но и психологически. В процессе взросления значимость мамы и то, как воспринимает её ребенок меняется.


Чтобы Ваш сын воспринимал Вас правильно, мы дадим несколько советов.

  • Оставайтесь женщиной. Даже если Вы очень любите машинки, конструкторы и увлекаетесь спортом, в глазах сына Вы должны быть женщиной. Через Вас у него формируется восприятие женского пола и отношение к нему. Просите помощи с сумками, открыть двери, выглядите женственно.
  • Будьте другом. Привлекайте сына к помощи по дому, и тогда у Вас всегда найдется время смастерить поделку с сыном, поболтать с ним и узнать о его делах.
  • Никогда не говорите презрительно о мужчинах. Никакие проблемы, разлады в семье или даже развод не должны заставить Вас плохо говорить о мужчинах при сыне. Он ведь тоже представитель мужского пола, и ему это очень обидно. В подростковом возрасте это может привести к внутреннему конфликту ребенка.


Подведем итоги: что мы узнали о воспитании сыновей

Главные принципы воспитания на всех возрастных этапах – поощрение активности, любознательности и стремления к труду. В детском возрасте запрещается только то, что опасно и выходит за рамки поведения в обществе.

Активно подключайте мужа к воспитанию сына. Это поможет ему получить важные практические навыки, общения и мужского поведения.

Не бойтесь, что проявлением любви избалуете мальчика и он вырастет нежинкой. Доказано, что дети, к которым родители проявляли любовь и ласку, вырастают уверенными и самодостаточными людьми.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх