Современные проблемы науки и образования. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков

Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Гигиенические требования к организации учебно – воспитательного процесса Лекция № 14

Гигиена детей и подростков - раздел гигиены о закономерностях влияния факторов среды на здоровье населения до 18 -летнего возраста и условиях его сохранения, а также гармоничном физическом и умственном развитии подрастающего поколения.

Выделяют 7 периодов в онтогенезе детей Грудной возраст (до 1 года) Преддошкольный возраст (1 – 3 года) Дошкольный возраст (3 -7 лет) Школьный младший возраст (7 -10 лет) Школьный средний возраст (11 -14 лет) Школьный старший возраст (15 -18 лет)

Общие закономерности роста и развития детей и подростков Чем моложе детский организм, тем более интенсивно протекают процессы роста и развития В процессах роста и развития детей и подростков наблюдаются половые различия процессы роста и развития происходят неравномерно и каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности

Закономерности развития возраст Рост масса К 1 -му году Увеличивается на 47% Увеличивается в 3 раза К 3 годам Увеличивается на 9% по отношению ко 2 -му году Увеличивается на 5 -7, 5% 4 -7 лет Ежегодно в среднем на 6% Ежегодно в среднем на 57, 5% 8 -10 лет Ежегодно в среднем на 3% Интенсивность нарастания уменьшается Период полового созревания Резкое увеличение роста Резкое увеличение массы тела 16 -17 лет замедляется 18 -20 лет прекращается

Развитие опорно-двигательного аппарата К моменту рождения отмечается окосте нение только диафизов трубчатых костей В позвоночнике до 14 лет – пространства между телами позвонков заполнены хрящом В 14 -15 лет в хрящах между позвонками отмечаются новые точки окостенения В 20 -21 год пластинки срастаются с телами позвонков Нижние отрезки грудины срастаются в 15 -16, верхние – к 21 – 25 годам

Кости таза начинают срастаться с 7 лет, полностью этот процесс заканчивается к 2021 году При неправильной посадке, может произойти изменение формы грудной клетки, искривление позвоночника Изменение формы таза у девочекподростков – при ношении обуви на высоких каблуках

Мышечная система В начале формируются крупные мышцы конечностей Мускулатура мелких костей – к 6 -7 годам Даже в 8 -12 лет отмечается недостаточная ловкость и согласованность в мышечных движениях Развитие двигательного аппарата заканчивается к концу полового созревания

Особенности дыхательной системы заключаются в недоразвитии полости носа и дыхательной мускулатуры Особенности ССС – в отставании роста сердца от роста сосудов Масса головного мозга к 1 -му году увеличивается в 2 -2, 5 раза, ко 2 -му году в 3 раза, формирование мозга заканчивается к 8 -9 годам

Орган зрения развивается к 7 -10 годам. В возрасте 1 -7 лет у детей отмечается дальнозоркость, которая может переходить в близорукость Близорукости способствуют продолжительное напряжение зрения, недостаточное освещение, нерациональные детская мебель и учебные пособия

Уровень здоровья детей и подростков характеризуют Наличие хронических и острых заболеваний Функциональное состояние систем организма Уровень и степень гармоничности физического и нервно-психического развития Степень резистентности организма

Физическое развитие - совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его созревания. Зависит от: 1. Эндокринных расстройств. 2. Хронических заболеваний.

показатели физического развития Соматоскопичесие: Состояние костной и мышечной систем Жироотложение Степень полового развития Антропометрические: Рост, масса тела, окружность грудной клетки, головы, плеча, бедер

В зависимости от соотношения массы тела, окружности грудной клетки, роста физическое развитие может быть: Гармоничное Дисгармоничное Резко дисгармоничное

акселерация - ускорение физического развития детей и подростков. Проявления: 1 -й год жизни – более раннее зарастание родничков, большие параметры роста 3 -7 года – ранняя смена молочных зубов, крупные размеры тела Школьники – увеличение размеров тела, более раннее окостенение скелета, более раннее половое созревание.

Причины акселерации 1 группа 2 группа Улучшение и рациональность питания Изменение фона космической радиации Влияние городского образа жизни Усиление гетерозиготности, возникающей вследствие учащения брачных связей между ранее изолированными группами населения

Гигиенические аспекты акселерации Соответствие ускорения физического развития психическому и умственному Возрастная готовность ребенка к школе

Показатели здоровья детских и подростковых коллективов Общая заболеваемость Инфекционная заболеваемость Индекс здоровья - %длительно и часто болеющих Распространенность и структура хр. заболеваний. Распределение по группам здоровья

Факторы, формирующие здоровье Здоровье самих родителей Природно-климатические факторы Социальные факторы (питание, образ жизни) Эпидемиологические факторы Эндемические факторы Экологические факторы

Гигиенические принципы построения режима дня Режим дня – распределение определенных видов деятельности человека во времени. 1. Сон – это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем (главное – клетки коры головного мозга). Потребность во сне зависит от уровня работоспособности их нервной системы. Норма взрослого человека 8 – 8, 5 часов

2. Прием пищи Питание должно соответствовать всем законам рационального питания: Закон адекватности питания Закон сбалансированности питания Закон разнообразия питания Закон безопасности питания Потребность в пищевых веществах устанавливается в соответствии с «Нормами физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения» № 5786 -91

Контроль за питанием Осуществляют медицинские работники Медицинская сестра участвует в бракераже сырья и полуфабрикатов Контролирует соблюдение санитарных правил приготовлении блюд Контролирует соблюдение санитарных правил при обработке посуды

3. Личная гигиена-раздел гигиены о сохранении и укреплении здоровья конкретного человека. Включает: гигиену кожи, зубов, полости рта, гигиену одежды и обуви и т. д. ü Важное! Уход за руками и ногтями. ü одежда и обувь должны соответствовать условиям окружающей среды, состоянию организма и производимой работе, составлять не более 10% от массы тела, не нарушающей кровообращения.

4. деятельность Продолжительность зависит от возраста Содержание: Ранний возраст – развитие органов чувств (общение со взрослыми) Дошкольный возраст – двигательные игры, совершенствование речевой и мыслительной деятельности Школьный возраст – учебно-воспитательный процесс в школах

Гигиенические требования к учебно -воспитательному процессу Способность ребенка сохранять активное внимание: 5 -6 лет – до 15 мин 6 -7 лет – 15 мин 8 -10 лет – 20 мин 11 -12 лет – 25 мин 13 -15 лет – 30 мин

Динамика работоспособности В течение рабочего дня: В течение недели: В начале – нарастает, примерно через 2 -2, 5 часа достигает высокого уровня, Спустя 2 -2, 5 часа начинает снижаться. Нарастает ко вторнику и среде, После чего падает

Профилактика утомления Правильная организация учебного процесса (самые трудные моменты приходились на периоды высокой работоспособности) Для поддержания высокого уровня работоспособности очень важен отдых (перемены, каникулы) Рациональный режим дня

Предельная учебная нагрузка (в течение недели) 1 -3 кл – 24 ч 4 кл – 27 ч 5 -7 – 29 ч 8 – 30 ч Старшие классы – 32 ч Продолжительность урока Младшая группа – 1015 мин Средняя до 20 мин Старшая -25 и 20 мин Подготовительная – 20, 25, 30 мин 1 кл – 35 мин 2 -11 кл – 45 мин После 2 -3 урока проводится организованные спортивные игры

Расписание уроков должно составляться с учетом ранговой шкалы трудности предметов предмет трудность Математика Иностранный язык Физика, химия История русский язык, литература Естествознание, география Физкультура Труд Черчение Рисование пение 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Продолжительность перемен Между уроками не менее 10 мин После 2 урока – 30 мин В середине каждого урока следует проводить физкультминутки, упражнения для глаз

Домашнее задание 2 кл – 1, 5 ч 3 -4 кл – 2 ч 5 -6 кл – 2, 5 ч 7 кл -3 ч 8 -11 кл – 3, 5 ч Не задаются на каникулы

Санитарно – гигиеническое благополучие ДОУ - это динамическая управляемая система, конечной целью которой является сохранение здоровья детей путем снижения заболеваемости с помощью эффективных мер первичной профилактики.

Параметры СГБ ДОУ Экологическая обстановка Санитарно-гигиенические условия Результаты показателей лабораторноинструментальных исследований Медико-педагогический состав

1. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию ДДУ. 2. Гигиенические требования к санитарнотехническому благоустройству ДДУ и школ. 3. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию школ.

Общая гигиена: конспект лекций Юрий Юрьевич Елисеев

ЛЕКЦИЯ № 14. Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки

Показатели физического развития

Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.

Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой – степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, т. е. имеет, как минимум, два значения. Исходя из этого под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.

Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.

Вместе с тем, подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера. Это позволяет рассматривать физическое развитие со времени изучения Ф. Ф. Эрисманом физического развития детей и рабочих подростков-текстильщиков Глуховской мануфактуры Московской губернии в 1878-1886 гг. как объективный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. Изучение физического развития ребенка начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный возраст на момент обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это необходимо в связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, поэтому с учетом меняющихся темпов развития возрастная группировка проводится с различными интервалами («временным шагом»).

Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.

Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.

Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.

Для детей старше 7 лет – каждый год.

Именно поэтому при возрастной группировке было бы неправильным считать число полных прожитых лет, так как при этом к 8-летним детям, например, пришлось бы относить и тех, кому только исполнилось 8 лет, и тех, кому 8 лет и 6 месяцев от рождения, и даже тех, кому 8 лет 11 месяцев 20 дней. Поэтому применяют другой прием, по которому к 8-летним детям относят детей в возрасте от 7 лет и 6 месяцев до 8 лет и 5 месяцев 29 дней, к детям 9 лет – от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.

Далее в программу унифицированных антропометрических исследований входит определение из всего многообразия морфологических и функциональных признаков ряда основных. К ним относятся соматометрические, соматоскопические и физиометрические признаки.

Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.

Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.

Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.

Соматоскопия включает:

1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;

2) определение степени жироотложения;

3) оценку степени полового созревания;

4) оценку состояния кожных покровов;

5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;

6) осмотр зубов и составление зубной формулы.

Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.

В зависимости от возраста детей программа антропометрических исследований может и должна меняться. Характеристика физического развития детей раннего и дошкольного возрастов должна дополняться данными о развитии моторики речи, но исключать некоторые функциональные исследования (определение жизненной емкости легких, мышечной и становой сил). При изучении физического развития подростков целесообразно включать в программу обследования ряд функциональных проб для определения состояния основных систем организма.

В дальнейшем полученные данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки – стандарты физического развития, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития детей.

Для изучения, анализа и оценки физического развития больших групп детей или отдельных индивидуумов применяют 2 основных метода наблюдения (сбора антропометрического материала).

1. Генерализующий метод (метод поперечного сечения популяции) – основан на одномоментном обследовании физического развития больших групп детей различных возрастов. Каждая возрастная группа должна состоять не менее чем из 100 человек. Метод используется на большом числе наблюдений с целью получения возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории проживания детей. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, условиями жизни, питанием и т. д.

Антропометрические данные, собранные генерализующим методом, используются в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для дошкольных и общеобразовательных учреждений, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода.

2. Индивидуализирующий метод (продольный срез) основан на обследовании конкретного ребенка, однократном или в динамике лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфофункционального статуса с использованием соответствующих оценочных таблиц, давая возможность получить достаточную насыщенность каждой возрастно-половой группы по месяцам или годам жизни при сравнительно небольшом числе наблюдений. Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности.

Индивидуализирующий метод не противоречит генерализующему методу и является существенным дополнением к нему как в изучении процесса общего развития ребенка, так и в уточнении влияния средовых факторов в ходе этого развития.

Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых детей различных возрастно-половых групп. Полученные средние величины являются стандартами физического развития соответствующих групп детского населения. Чтобы полученные данные были приняты за стандарт, они должны отвечать определенным требованиям.

1. Стандарты физического развития должны быть региональными.

2. Статистическая совокупность должна быть репрезентативна, поэтому каждая возрастно-половая группа должна быть представлена не менее чем 100 детьми (единицами наблюдения).

3. Статистическая совокупность должна быть однородна по полу, возрасту (с учетом гетероморфности, гетерохронности и полового диморфизма физического развития), этнической принадлежности (так как в физическом развитии народностей и наций имеются значимые различия), месту проживания (из-за возможного влияния биогеохимических провинций на физическое развитие) и состоянию здоровья.

4. Из группы наблюдения должны быть исключены все случаи «неоднородности» по состоянию здоровья: дети, имеющие хронические заболевания, протекающие с интоксикацией (туберкулез, ревматизм и т. д.), серьезные нарушения в деятельности органов и систем организма (врожденные пороки сердца, последствия полиомиелита, костного туберкулеза, травм нервной системы и опорно-двигательного аппарата и т. д.), эндокринные заболевания. При разработке материалов обследования детей раннего возраста исключают детей с выраженным рахитом, гипотрофией, недоношенных, двойни.

5. После формирования однородной и репрезентативной статистической совокупности должна применяться единая методика обследования, измерения, обработки и анализа данных.

Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в разных климато-географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают разный уровень физического развития детского населения. Кроме того, учитывая изменения показателей физического развития в динамике лет (акселерация и децелерация физического развития), региональные стандарты должны уточняться каждые 5-10 лет.

Из книги Госпитальная педиатрия: конспект лекций автора Н. В. Павлова

ЛЕКЦИЯ № 16 Ревматизм у детей и подростков. Клиника, диагностика, лечение Ревматизм – это системное воспалительное заболевание соединительной ткани с характерным поражением сердца.Этиология, патогенез. Основной этиологический фактор при острых формах заболевания –

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития.Здоровье – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

5. Понятие «Акселерация». Физическое и психическое развитие детей I полугодия «Физическое развитие» динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. У детей раннего возраста формирование статистических и моторных функций, что в целом.От десятилетия к

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

6. Физическое и психическое развитие детей II полугодия В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

7. Физическое развитие детей от 2 лет до 15 лет На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.Ориентировочно долженствующую массу тела можно

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

50. Методы оценки физического развития детей и подростков Метод сигмальных отклоненийПоказатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях

Из книги Детские болезни: конспект лекций автора Н. В. Гаврилова

51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение) На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве

Из книги 25 волшебных точек для управления психикой и поддержания здоровья автора Александр Николаевич Медведев

ЛЕКЦИЯ № 13. Состояние здоровья детей и подростков Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз

Из книги автора

Методы оценки физического развития детей и подростков При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:1) гетероморфность и гетерохронность развития;2)

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка 1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и

Из книги автора

1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде

Из книги автора

2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии Вес тела доношенного новорожденного обычно составляет 3200–3500 г. За первые 3–4 дня вес тела уменьшается на 150–300 г, т. е. происходит так называемая физиологическая убыль веса. Однако этот дефицит быстро

Из книги автора

3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II

Из книги автора

4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.Ориентировочно долженствующую массу тела можно

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 18. Ревматизм у детей и подростков Ревматизм – это системное воспалительное заболевание соединительной ткани с преимущественным поражением сердца.Этиология, патогенез. Основной этиологический фактор при острых формах заболевания – ?-гемолитический

Из книги автора

Точка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей Воздействие на точку Тай-бай (рис. 2) тонизирующим или гармонизирующим методом в период с полудня до полуночи способствует развитию интеллекта,

Физическое развитие детей и подростков

Признаки, определяющие здоровье: 1. отсутствие в момент обследования болезней; 2. отсутствие наклонности к каким-либо заболеваниям; 3. гармоническое и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие; 4. нормальный уровень функций, которые определяют резистентность организма к неблагоприятным воздействиям. Физическое здоровье характеризует процесс формирования, созревания организма и соответствие его биологическому возрасту. Чем моложе ребенок, тем интенсивней он развивается и растет. Физическое развитие зависит от социальных условий. Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Это закономерно протекающий, необратимый процесс последовательного изменения форм и функций организма под влиянием наследственности, деятельности и условий жизни. Программа исследования физического развития включает обязательный минимум: измерение длины тела (рост), массы, окружности грудной клетки (это морфологические признаки), определение жизненной емкости легких (спирометрия), мышечную силу кисти рук (динамометрия) (это функциональные признаки). Для определения биологического развития у детей и подростков определяют степень развития зубной системы и стадии полового созревания. При сборе антропометрических данных строго следуют указаниям. Для измерения роста используется ростомер деревянный вертикальный, взвешивание производится на медицинских рычажных весах. Окружность грудной клетки измеряется мягкой полотняной прорезиненной сантиметровой лентой. Для измерения силы сжатия кисти используют ручной динамометр. Сила левой и правой рук измеряется трехкратно и записывается лучший результат. Для определения жизненной емкости легких используется спортивный спирометр. Рост – генетически детерминированный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Ребенок становится на площадку ростометра и касается вертикальной стойки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Руки опущены вдоль тела, носки врозь. Подвижную пластину ростомера опускают до плотного соприкосновения с верхушечной точкой головы. Точность измерения ±0,5 см. Масса тела отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов и подкожно-жировой клетчатки. Масса тела лабильна, она может изменяться под влиянием заболеваний, нарушения питания и режима дня. После приема пищи ребенка не взвешивают. Точность взвешивания ±50 г. Окружность грудной клетки – показатель физического развития, характеризующий объем грудной клетки, развитие грудных и спинных мышц, функциональное состояние органов грудной полости. Три параметра (вдох, выдох, пауза) измеряются одномоментно при свободно опущенных руках. Разность между величинами вдоха и выдоха называется экскурсией и характеризует размах грудной клетки. Биологическое развитие определяется по срокам прорезывания постоянных зубов, которые имеют желтовато-белый цвет по сравнению с белыми молочными зубами и зазубренную вершину (у молочных зубов она ровная). Половое созревание определяется на основании развития вторичных половых признаков.Возраст определяют путем сопоставления даты рождения с датой обследования. Наиболее простой и эффективный метод оценки физического развития с помощью шкал регрессии по росту и центильные таблицы . Для сравнения со стандартами используется только два показателя: длина тела и масса ребенка. Длина и масса тела хорошо коррелируют друг с другом. При изменении длины тела на единицу приводится соответствующее изменение сопряженной с ним массы. При использовании центильных таблиц или графиков исключаются расчеты. Центильные таблицы позволяют судить об уровне физического развития и производить распределение детей и подростка по группам здоровья. Полученные данные помогают врачу-педиатру и педагогу по физической культуре и спорту. Они позволяют решать вопросы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков

По определению ВОЗ (1948), «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Трактовка понятия общая и небесспорная. Что такое, например, душевное благополучие и как его оценивать? По мнению Г. Н. Сердюковской, здоровье не состояние, а многомерный динамический признак, взаимосвязанный со средой обитания (природной и социальной). Г. И. Царегородцев определяет здоровье как состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции. С этими оценками трудно не согласиться. Наиболее полная характеристика понятия принадлежит С.М. Громбаху, который предложил для оценки здоровья детей и подростков использовать, как минимум, четыре критерия:

Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний.

Уровень достигнутого физического и нервно-психического и степень его гармоничности.

Уровень функционирования основных систем организма.

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействием.

Эти критерии получили общее признание и широко используются в практической работе лечебно-профилактических учреждений. При диспансеризации детей и подростков, в ходе систематических плановых медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых кабинетах с участием врачей-специалистов (окулист, отоларинголог, хирург, ортопед, невропатолог и д.р.), прежде всего обращается внимание на наличие хронических заболеваний. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием функциональных проб. О степени сопротивляемости организма судят по числу длительности острых заболеваний или обострений хронических болезней в предшествующем году.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, степень физического развития путем сравнения индивидуальных показателей со средними показателями физического развития для данного возраста, а степень его гармоничности - по оценочным таблицам (шкалам регрессии). Эффективность врачебных осмотров значительно возрастает при использовании так называемых скрининговых программ, позволяющих выявлять детей с морфо - функциональными изменениями или отклонениями от нормы.

Наиболее употребительными скрининг-тестами являются:

определение остроты зрения с помощью таблиц Головина-Сивцева;

диагностика нарушений опорного свода стопы по данным плантографии;

выявление при анкетировании и опросе начальных признаков наиболее распространенных заболеваний детей (психоневрологических заболеваний, нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, наличие аллергических реакций и д. р.)

оценка физического и нервно-психического развития; инструментально - визуальные тесты для выявления отклонений костно-мышечной системы;

тест «Характеристика менструальной функции девочек»;

тест для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и др.

Применение скрининг-программ в так называемые сенситивные («критические») периоды развития ребенка (6, 11, 15 лет), когда его организм оказывается в неустойчивом состоянии и подвергается наиболее высокому риску развития пограничных и патологических состояний, является приоритетным направлений донозологической диагностики.

2. Основные закономерности физического развития. Акселерация роста и развития

Начиная с 30-х гг. прошлого столетия, с тех пор как в практику медицинского обследования детей были введены антропометрические измерения, ученые всех стран стали замечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает у них в более раннем возрасте. Акселерация (от лат. ассеleration -- ускорение) - ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений.

Суть этого явления заключается в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего. Тенденция ускорения развития у детей проявляется с самого раннего возраста. Ускорение темпов роста можно заметить уже на стадии внутриутробного развития. Длина тела новорожденных за последние 30--40 лет увеличилась на 1 см, несколько повысился их вес. Показатель нормального развития грудных детей -- удвоение веса ребенка, которое ранее наступало к 5--6 месяцу, в настоящее время наблюдается на месяц раньше.

В среднем на год раньше молочные зубы у детей сменяются постоянными. Чем старше становятся дети, тем больше они отличаются по размерам тела от своих ровесников, живших 50--100 лет назад. В возрасте 12--16 лет эти различия достигают максимума. Особенно разительные изменения в физическом развитии произошли в группе детей подросткового возраста. За 80 лет 15-летние школьники стали выше на 20 см и прибавили в весе 16 кг. На 1 -- 2 года раньше завершаются и процессы окостенения у подростков, вследствие чего прирост тела в длину прекращается в более раннем возрасте (у девушек в 16-17 лет, у юношей в 18--19 лет, против 18--20 и более прежде).

Наблюдения показывают, что 8-летний ребенок в наши дни по уровню своего развития соответствует 9-летнему, а 15-летний подросток -- 17-летнему юноше, жившему в начале двадцатого столетия.

Необходимо отметить, что за последнее столетие в развитии человека, помимо ускорения развития, произошли и другие изменения - увеличилась продолжительность жизни в целом и длительность репродуктивного периода, увеличились окончательные размеры тела, изменилась структура заболеваемости и д.р. Все эти изменения получили название секулярного тренда (secularis trend- вековая тенденция), который включает в себя и акселерацию роста и развития подрастающего поколения.

Имеющиеся данные по физическому развитию детей, живущих в различных районах нашей страны, свидетельствуют, что процесс акселерации у детей всех национальностей протекает примерно одинаково. Не отличается он заметно и в разных странах мира. В США и странах Европы длина тела детей 13--15 лет увеличивается в среднем на 2,5 см за десятилетие.

Существует большое число гипотез, пытающихся объяснить этот процесс с позиции улучшения качества питания, усиленной витаминизации, влияния электромагнитных колебаний, космического излучения и др. Однако наиболее глубокой и обоснованной является генетическая теория, которая, наряду с влиянием улучшения условий жизни, выдвигает в качестве причины акселерации генетические изменения, возникающие вследствие смешения различных расовых групп населения. Смешение рас наблюдается во всех странах, темпы же акселерации в различных странах в силу разных социальных и экологических условий отличаются.

В последнее время и отечественные, и зарубежные специалисты сходятся во мнении, что темп акселерации повсеместно замедляется.

Обзор данных литературы свидетельствует о том, что наивысший пик акселерации в нашей стране отмечался в середине 70-х гг. прошлого столетия, затем (в 80-е гг.) наметилась отчетливая тенденция к стабилизации процесса ускорения роста и развития (стагнация) и постепенная смена его в отдельных регионах РФ и крупных промышленных городах децелерацией. Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН подтвердили, что в начале 90-х гг. XX в. завершились процессы акселерации у московских школьников, а по некоторым признакам они даже начали отставать от своих ровесников тридцатилетней давности.

Физическое развитие современных детей характеризуется следующими особенностями: грациализацией телосложения (уменьшением всех широтных и обхватных размеров тела); дефицитом массы тела (за 20 лет частота определения возросла в 2 раза среди мальчиков и в 2,5 раза - среди девочек); снижением показателей роста (число низкорослых детей за 20 лет увеличилось почти в 3 раза); отставанием биологического возраста от календарного (главным образом у девочек- подростков).

Отмеченное замедление ростовых процессов, уменьшение размеров тела, замедление физиологического созревания детей могут рассматриваться как ответная реакция детского организма на ухудшение жизненных условий экологическое неблагополучие.

3. Показатели и методы оценки физического развития

Одним из важнейших показателей здоровья растущего организма является физическое развитие. Под физическим развитием ребенка понимается степень развития морфо-функциональных признаков, которые, с одной стороны, определяют запас его физических сил, а с другой стороны, являются критерием нормальности процесса роста и формирования организма ребенка в каждом конкретном возрасте. Физическое развитие подчиняется общебиологическим законам, а также действию социально-экономических, медико-биологических и экологических факторов.

Детский организм является наиболее чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, что проявляется в виде нарушений физиологического течения процессов роста и развития. При этом установлено, что отклонения в сроках возрастного развития и дисгармоничность морфо-функционального состояния, как правило, сочетаются с изменениями в состоянии здоровья детей, и чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем более вероятность заболевания. В связи с этим оценка физического развития детей включается в качестве важного показателя в любую программу изучения состояния здоровья, от массовых профилактических осмотров детей и подростков до анализа отдельных патологических состояний. Существует балльная оценка состояния здоровья детей, в которой учтены группа здоровья и физическое развитие.

Изучение физического развития ведется комплексно по суммарным данным: соматометрическим, соматоскопическим и физиометрическим.

Оценка физического развития может осуществляться методом сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития; по шкалам регрессии; центильным методом; с помощью скрининг-тестов.

В последние годы широкое распространение в практике получил метод комплексной оценки физического развития, который предполагает не только определение морфо-функционального статуса (степени и гармоничности развития), но и установления уровня биологического развития детей.

Показателями биологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, число постоянных зубов («зубная зрелость») и др. В старшем школьном возрасте (пубертатном периоде), помимо указанных, определяют степень выражение вторичных половых признаков, сроки наступления первой менструации у девочек.

Достоверно установлено, что дети и подростки, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья, так как адаптационные возможности ребенка, устойчивость его к различным нагрузкам (физического и психического порядка) в данном случае оптимальны. Замедление или ускорение созревания, напротив, рассматривается как фактор риска возникновения различных заболеваний -- у крайних вариантов развития обычно выявляются значимые различия по ряду нозологических форм.

При ускоренном темпе развития у детей часто наблюдается снижение физической работоспособности, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин, гипертонические реакции.

Отставание биологического возраста у детей обычно сочетается со сниженными антропометрическими показателями, частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Морфо-функциональное состояние определяют по показателям тела, окружности грудной клетки в паузе, мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференцировки превышения массы тела и окружности грудной клетки за счет жироотложения или развития мускулатуры используют показатели кожно-жировых складок. Путем сравнения полученных данных со стандартными (шкалы регрессии по длине тела, возрастно-половые стандарты функциональных показателей, таблицы средних показателей толщины кожно-жировых складок и др.) определяют морфо-функциональное состояние как гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное. Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме заключение должно содержать вывод о соответствии физического развития возрасту и его гармоничности.

Предложена схема индивидуальной оценки физического развития позволяющая выделить так называемые «группы риска» возникновения заболеваний на основании выявленных нарушений темпов развития и гармоничности морфо-функционального статуса.

Дети, биологический возраст которых соответствует календарному, а физическое развитие гармоничное, наиболее благополучны в отношении здоровья.

Дети с опережением или отставанием биологического возраста при сохранении гармоничности морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие дефицит массы тела, составляют группу первой степени риска возникновения заболеваний.

Дети с опережением или отставанием биологического возраста, сочетающимся с любой дисгармоничностью морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие избыток массы тела, составляют группу второй степени риска.

Все дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии, как при нарушении сроков возрастного развития, так и развивающиеся соответственно возрасту, составляют группу третьей степени риска.

Выделенные группы нуждаются в различных ЛПУ:

1-я группа -- углубленное обследование;

2-я группа -- углубленное обследование и диспансерное наблюдение;

3-я группа -- обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стационарное лечение.

Метод сигмальных отклонений.

В настоящее время метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития практически не используется. Однако знать его необходимо с точки зрения овладения более современными методами оценки физического развития детей и подростков.

Метод предполагает графическое изображение основных показателей физического развития (длины и массы тела и окружности грудной клетки) после предварительного сравнения их со стандартными. В стандартах, разработанных с учетом возраста и пола, представлены средние арифметические значения (М) каждого из указанных выше признаков для детей г. Москвы, а также среднее квадратическое отклонение -- допустимое отклонение от средних значений в сторону увеличения или уменьшения (±а)

Физическое развитие оценивают в определенном порядке.

Каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средней арифметической этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение от нее (со знаком «+», если существует превышение по сравнению со стандартным значением, либо со знаком « - « в случае недостаточного развития признака).

Путем деления фактического отклонения на величину среднего квадратического отклонения (а), находят сигмальное отклонение, которое показывает, на сколько сигм в большую или меньшую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.

Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам (М) для возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от нее проводят вертикальные линии, обозначающие величины средних квадратических отклонений с положительными значениями вправо (+1а; +2а; +3а) и отрицательными влево (-1а; -2а; - 3а).

Величины сигмальных отклонений отмечают точками на соответствующей признаку горизонтальной линии. Все точки соединяют прямыми. Полученный график (профиль физического развития) позволяет сделать заключение о физическом развитии ребенка, величине отклонений от средних показателей и о пропорциональности телосложения. Отклонение индивидуальных показателей от стандартных средних величин в пределах М±1а указывает на среднее физическое развитие данного индивидуума. При развитии ниже среднего показатели находятся в пределах от -1а до -2а, при низком физическом развитии от -2а до - 3а. При физическом развитии выше среднего индивидуальные показатели находятся в пределах от +1а до +2а, при высоком -- от +2а до +3а. этом решающим показателем для определения степени физического развития считается рост (длина тела), наименее подверженный внешним влияниям признак, характеризующий ростовые процессы детского организма.

Для суждения о гармоничности развития необходимо оценить взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если они все укладываются интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. В случае, если разброс признаков превышает одну сигму, развитие дисгармоничное. И, наконец, если один признак отличается от другого более чем на 2а, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.

При оценке полученного профиля следует отметить, что два из трех оцениваемых признаков (длина тела и окружность груди) находятся в пределах средних величин (М±1а), а масса тела в интервале «выше среднего» (М+1а - М+2а).

Таким образом, физическое развитие ребенка можно оценить как среднее, дисгармоничное, так как масса тела по отношению к длине тела и окружности груди увеличена, что может иметь место при избыточном питании и малой двигательной активности.

Недостатком метода сигмальных отклонений является отсутствие корреляционной зависимости между массой тела, ростом и окружностью грудной клетки. Каждый показатель оценивается отдельно, вне связи с другими.

Регрессионный метод (по шкале регрессии).

Метод оценки физического развития по шкале регрессии более совершенен, так как оценочные таблицы, составленные по шкале регрессии, учитывают корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки. Таблицы составляются на основании вариационно-статистической обработки данных измерений этих признаков у выборочной группы детей (не менее 100--150 ч) одного возраста и пола.

Основу оценочной таблицы составляет длина тела, представленная во всех вариантах (от минимального до максимального значения с интервалом в 1 см), с делением на пять групп: низкую, ниже средней, среднюю, выше средней и высокую. В настоящее время низкий вариант роста практически не встречается. Для каждого варианта длины тела вычислены средние значения (М) и частные сигмы (+а) массы тела и окружности грудной клетки. Проводя индивидуальную оценку физического развития по оценочным таблицам, прежде всего, определяют, к какой группе относится рост ребенка. Затем находят показатели массы тела и окружности грудной клетки, соответствующие этому росту (с учетом допустимых сигмальных отклонений). Далее сопоставляют найденные величины с фактическими показателями массы тела и окружности грудной клетки ребенка.На практике в связи с наличием тесной прямой корреляционной зависимости между массой тела и окружностью грудной клетки допускается для оценки физического развития использовать только соотношение длины и массы тела.

Таблицы для индивидуальной оценки физического развития, составленные на основе региональных стандартов и общепринятого метода регрессионного анализа, устанавливают для конкретных вариантов длины тела (роста) в каждой возрастно-половой группе детей диапазон нормальных колебаний массы тела (от М-1а до М+2а). При оценке физического развития в соответствующей полу и возрасту ребенка таблице находят его рост, затем строго по горизонтальной строке -- соответствующий данному росту диапазон «нормы» массы тела.

В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в данный диапазон, окажется ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие ребенка.

Оценку «нормальное физическое развитие» получают дети и подростки с длиной тела ниже средней, средней и выше средней (эти варианты отражают генетическую вариабельность признака) и массой тела в пределах от М-1а до М+2а. Остальные показатели длины тела и сочетания их с массой тела оцениваются как отклонения в физическом развитии. Их можно сгруппировать в шесть вариантов: «низкий рост», «высокий рост», «дефицит массы» I и II степени, избыток массы I и II степени.

Комплексная оценка физического развития.

ЛПУ при проведении массовых медицинских осмотров используют методику комплексно оценки и схему распределения детей и подростков на группы здоровья. В соответствии с этой схемой дети и подростки в зависимости от совокупности показателей здоровья подразделяются на 5 групп.

Первая группа -- дети, не имеющие хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Вторая группа -- дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 раза в год более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья группа -- дети, больные хроническими заболеваниями или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа -- лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных явлений (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа -- дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации).

В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется, без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами, такими как оптимальная двигательная активность, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д.

Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

Дети и подростки 3, 4 и 5 групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Наряду с индивидуальной оценкой здоровья детей и подростков необходимо оценивать и здоровье детских и подростковых коллективов (врач дошкольного учреждения, школьный врач, участковый педиатр). При этом рекомендуется использовать следующие показатели:

Общая заболеваемость.

Инфекционная заболеваемость.

Индекс здоровья - процент длительно и часто болеющих.

Распространенность и структура хронических заболеваний.

Процент лиц с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.

Распределение по группам здоровья.

Определение соответствия биологического возраста календарному.

В практике оценки физического развития детей с начала 1980-х гг. используется комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие паспортного возраста ребенка уровню биологического развития. Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, а также детей с разными отклонениями в физическом развитии.

Для определения биологического возраста можно использовать разные показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зрелость систем организма. В практической деятельности педиатра наиболее пригодны и достаточно информативны морфологические критерии (длина тела, ее погодовые прибавки). Биологический возраст детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно определять по длине и массе тела и числу постоянных зубов.

Начиная с 10--11 лет у мальчиков и 9--10 лет у девочек, при определении биологического возраста необходимо учитывать степень полового созревания.

Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов. Общее количество постоянных зубов подсчитывают на верхней и нижней челюстях. Суммарно учитывают зубы всех стадий прорезывания: от четкого выступания режущего края зуба над десной до полностью сформировавшегося зуба. Возрастные нормативы дают представление о диапазоне наличия постоянных зубов (М±а) детей, развитие которых соответствует календарному возрасту. Детей с замедленным и ускоренным темпом прорезывания постоянных зубов направляют на консультацию к детскому эндокринологу.

Меньшее количество зубов (менее М-1а) свидетельствует о замедленном развитии, большее (более М+1а) -- об ускоренном.

Оценка уровня биологической зрелости по вторичным половым признакам. Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков у детей приведены в таблице.

По возрастным нормативам устанавливают следующие варианты возрастного развития биологической зрелости:

развитие соответствует календарному возрасту (выраженность вторичных половых признаков соответствует возрастному нормативу);

развитие ускоренное (опережение по выраженности вторичных половых признаков составляет 1 год и более);

развитие замедленное (отставание по выраженности вторичных половых признаков составляет 1 год и более).

Детей с замедленным и ускоренным развитием направляют на консультацию к эндокринологу.

здоровье громбах акселерация сигмальный

Использованная литература

1. "Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека" Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик

2. "Гигиена и основы экологии человека" Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич

3. "Физические способности детей и подростков" Л. В. Волков

4. "Пропедевтика детских болезней" А. В. Мазурин

5. Лекция по гигиене: Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Оценка физического развития методом сигмальных отклонений. Метод оценки физического развития по шкалам регрессии. Комплексная оценка физического развития. Центильный метод оценки физического развития. Основные параметры морфологического статуса.

    презентация , добавлен 23.04.2015

    Понятие здоровья как состояния полного физического, душевного и социального благополучия. Культура здоровья в обществе. Проблема сохранения и укрепления здоровья: здоровый образ жизни, благоприятная среда обитания, рациональное питание - его составляющие.

    презентация , добавлен 03.02.2010

    Совершенствование детского и подросткового здравоохранения. Оценка физического развития детей и подростков, их степени готовности к школе. Стандарты оценки результатов теста Купера. Оценка показателей функциональной и двигательной готовности школьников.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2011

    История изучения физического развития детей и подростков. Акселерация как явление физического развития детского организма. Возрастно-половая динамика показателей морфологического и функционального развития школьников Москвы за 1960, 1980, 2015 годы.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2018

    Физическое развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем состояния здоровья детей. К проведению обследования физического развития детей и антропометрии допускаются подготовленные медицинские работникы детского сада.

    реферат , добавлен 26.03.2008

    Особенности развития младших школьников. Темпы физического развития, акселерация и децелерация. Основные законы роста детей. Методика антропометрических измерений и инструментарий. Анализ показателей физического развития детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Понятие здоровья как состояния полного физического, душевного и социального благополучия. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Особенности правильного питания. Основные принципы закаливания. Физическая активность, отказ от вредных привычек.

    презентация , добавлен 27.10.2015

    Факторы, влияющие на показатели физического и психомоторного развития детей раннего возраста. Определение суммарного индикатора состояния здоровья ребенка. Оценка динамического процесса роста и биологического созревания, центильные и сигмальные таблицы.

    презентация , добавлен 21.11.2016

    Задачи контроля здоровья и развития детей. Критерии определения групп здоровья. Особенности онтогенеза и оценка биологического анамнеза. Показатели физического и нервно-психического развития, поведения новорожденного, уровни резистентности организма.

    презентация , добавлен 13.03.2014

    Мониторинг физического развития дошкольников. Основные особенности развития детей дошкольного возраста и их оценка. Выявление причин нарушения физического развития детей. Состояние опорно-двигательного аппарата. Измерение роста у детей старше года.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх